Самоконтроль это в психологии определение: Развитие самоконтроля человека: понятие внутреннего, психологические проблемы

Содержание

Развитие самоконтроля человека: понятие внутреннего, психологические проблемы

В жизни каждого человека бывали ситуации, когда эмоции мешали сконцентрироваться, из-за волнения не получилось остроумно ответить собеседнику, злость путала мысли. Наличие внутреннего самоконтроля обеспечивает холодный ум практически в любой ситуации, что является гарантией успеха в любом деле.

Эмоциональный контроль

Эмоциональный контроль

Определение самоконтроля

Самоконтроль это способность сконцентрироваться на задаче и использовать внутренние ресурсы организма максимально эффективно, невзирая на внешние раздражители.

Определение и понятие в психологии

Самоконтроль это в психологии совокупность мыслительных процессов, позволяющих перманентно анализировать свое поведение, контролировать действия и собственное психическое состояние. Совершенство самоконтроля, прежде всего, включает в себя абсолютное понимание своей природы, недостатков и сильных сторон характера.

Внимание! Одно из направлений развития – искоренение вредных привычек, используя только силу воли, не позволяя себе терять самообладание.

Виды самоконтроля

Термин самоконтроля, с точки зрения социологии, рассматривается как аналитический процесс, ищущий сходства личных действий с общепринятыми идеалами. Педагогика не берет во внимание отношение к обществознанию и делит самоконтроль на два вида:

  • непосредственный;
  • опосредованный.

Непосредственный является естественным видом, не зависящим от знаний или стремлений личности, происходит естественным путем, без привлечения мотиваторов, оценочных суждений и сравнительных условий. Как правило, осознается индивидуумом по факту завершения пережитой ситуации и становится итогом сложившего мнения о самом себе.

Опосредованный вид является принудительным, развивается в результате искусственного обращенного внимания на свои повседневные действия, с целью определить характер поведения с фиксацией результата для дальнейшего анализа и коррекции.

Внимание! Степень заинтересованности человека своим развитием заложена во врожденном непосредственном виде самоконтроля.

Что влияет на самоконтроль человека

Сила воли является основополагающим компонентом самоконтроля личности. Умение концентрироваться на необходимых вещах, игнорируя собственные чувства, желания и даже инстинкты – результат обретения крепкой воли, которая с рождения дается человеку незрелой. Взрослея, каждый развивает эту черту характера насколько хватает способностей, желания и необходимости.

Внимание! Крепость силы воли имеет генетическую наследственность. У безвольного родителя очень редко рождается волевой наследник. Прилагая усилия, можно превзойти генетику и улучшить ее для своего потомства.

Тренировка силы воли

Тренировка силы воли

Самоконтроль в психологии принято считать торжеством рефлекторного мышления над импульсным. Сложность обретения такого умения заключается в том, что инстинктивно в каждого заложен импульсный тип поведения. Это значит, что на любой раздражитель в мозгу человека образуется первая моментальная реакция, которая по своей природе очень эмоциональна. Рефлекторный тип мышления срабатывает гораздо позднее и основывается на жизненном опыте и приобретенных знаниях.

В качестве примера можно привести внезапную встречу человека с крупной собакой на пустынной улице. Первая импульсная реакция – бежать. Но, если человек сумеет не растеряться и вспомнить, что бегать от собак небезопасно, он найдет в себе моральные силы идти дальше, не совершая резких движений, или вовсе остановиться и ждать, пока собака ни уйдет.

Как улучшить навык самоконтроля

Уровень самоконтроля – величина непостоянная и поддается коррекции, если прикладывать достаточное количество усилий.

Анализ последствий

Для совершенствования себя необходимо детально разбирать каждую значимую ситуацию прожитого дня. Особенно это важно, если были какие-то спорные или конфликтные моменты. Нужно постараться подробно вспомнить каждую мелочь, чтобы дать оценку своим поступкам и словам, после чего мысленно откорректировать собственное поведение и запомнить полученный результат. В следующий раз, когда случится подобное, человек уже сможет, не поддаваясь волнению и панике, действовать спокойно и уверенно.

Правильная мотивация

Обучение любому ремеслу проходит гораздо успешнее, если процесс приносит удовольствие. Для достижения результата нужно правильно себя заинтересовать. Способность превратить важное дело в хобби может сделать счастливым любого человека. Преуспевая в своей деятельности, личность обретает гораздо больше душевных сил для развития самоконтроля.

План действий

Беспорядок даже в мыслях не способен привести к результату. Абстрактные желания развивать себя так и останутся желаниями, если их не определить во временные рамки со строго ограниченными сроками. Лучше всего завести блокнот самосовершенствования, в котором будут расписаны задания по дням недели, месяцам или часам, в зависимости от долгосрочности каждого.

Дисциплина и режим

Понятие самоконтроля тесно связано с внутренней культурой человека. Если дать себе удобный и продуктивный распорядок дня, который будет сочетать грамотно распределенную нагрузку и время для отдыха, удастся более продуктивно расходовать невосполнимый ресурс времени.

Пунктуальность

Опаздывающий человек никогда не узнает, что такое самоконтроль. Все великое начинается с малого. Элементарная задача прибыть в заданный пункт к указанному времени для многих становится невыполнимой. Нужно обрести определенный уровень собранности и ответственности, чтобы прогнозировать события для грамотного расчета времени.

Пунктуальность как умение рассчитывать свое время

Пунктуальность как умение рассчитывать свое время

Что такое высокий уровень самоконтроля

Определение высокого уровня самоконтроля сводится к тому, что человек, полностью отгородившись от своих эмоций, сконцентрирован на своей цели. Такой уровень определяет профессионализм в некоторых видах деятельности. Высокий самоконтроль становится рефлексом, образом жизни, стилем мышления. Человеку не приходится задумываться о том, как правильно действовать в новой ситуации, как заставить себя изучить новый регламент, как не лениться выполнять ряд обязательных процедур.

Кто обладает высоким уровнем самоконтроля

Многие профессии обязывают иметь определенные навыки самообладания. Однако существуют некоторые виды деятельности, где именно высочайший самоконтроль является обязательным условием для допуска к труду:

  • медицина, в частности, хирургия и акушерская деятельность;
  • военная служба, особенно в разведывательных управлениях и у снайперов;
  • оперативная служба;
  • дипломатия, как на международном, уровне, так и на корпоративном.
Хирургия – среда профессионалов

Хирургия – среда профессионалов

Интересно. На любой должности человек обязан забыть о личном и выполнять свои обязанности. Иными словами, каждая профессия предполагает наличие достаточного уровня самоконтроля у соискателя. Большинству видов деятельности отвлеченность сотрудника на личные интересы не наносит фатального ущерба, в отличие от специфических профессий.

Полезно каждому, кто хочет добиться успеха на службе, задуматься на тему «какой уровень моего самоконтроля, и какова его роль в моей жизни». Если хотя бы раз в день человек будет вспоминать о роли собственного прогресса, подсознательно он начнет обращать внимание на свое поведение и предпринимать попытки коррекции.

Чем опасен высокий уровень

Существуют личности, настолько увлеченные самосовершенствованием и саморазвитием, что кажется, будто они родились лишенными естественных человеческих слабостей. Кажется, им чужды леность, усталость, смена настроения. Окружающие о таких людях говорят: «он состоит из микросхем», что свидетельствует о полном отсутствии вредных привычек, железной воле и постоянной концентрации внимания на деле.

Такие люди рискуют обрести психологические проблемы самоконтроля, которые заключаются в искоренении чувственности по отношению к своим близким. Привычка максимально продуктивно мыслить и действовать вынуждает со временем воспринимать вечерние семейные беседы как пустую трату времени. Самоконтроль часто трансформируется в черствость, что негативно влияет на отношения внутри семьи или коллектива.

Сдерживание естественных эмоций негативно отражается и на физическом здоровье, особенно на сердечно-сосудистой системе. Это связано с постоянным контролем всплесков нервной системы, которые могут приводить к повышению артериального давления, потому как самоконтроль человека не допускает это обнародовать.

Саморазвитие – лучший мотиватор

Саморазвитие – лучший мотиватор

Для всех, кто хочет повысить уровень самоконтроля, существуют разнообразные индивидуальные и групповые занятия, на которых профессиональные педагоги-психологи делятся секретами человеческих способностей, таящихся за умением сохранять самообладание в любой ситуации. Вводный курс обычно краткий и включает общие понятия, после чего каждый выясняет свою степень заинтересованности обучением. Важно помнить, что человек создает себя сам. Желание сделать себя лучше всегда было лучшим мотиватором к действию.

Видео

САМОКОНТРОЛЬ - это... Что такое САМОКОНТРОЛЬ?

        Это процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных биологических механизмов, в частности при склонности к навязчивым влечениям, подверженности импульсивным порывам и сильной зависимости от внешних влияний. Исследователи последних лет понятие С. применяют к ситуациям, в которых человек пытается изменить первоначальные мотивы своего поведения (контролируемое поведение), приводящего к конфликтным или нежелательным последствиям, при этом стремятся трансформировать те переменные, от которых функционально зависит это поведение. На действия такого индивида могут оказывать влияние изменения окружающей среды, биологические сдвиги, самопоощрение и самонаказание и др., причем таким образом, что изменяется вероятность появления контролируемого поведения. С. определяется как специфическое поведение индивида в конфликтной ситуации, влияющее на те события или действия, которые приводят к конфликту. Но понятие С. не может быть наполнено одним поведенческим содержанием. Необходимо также знание из предыдущей жизни индивида об имеющихся у него возможностях выбора в данной ситуации. Пациентов надо обучать ряду приемов, которые помогают изменить окружение или собственное поведение в различных конфликтных ситуациях.

        Поведенческий аспект предполагает, что С. является переходным процессом, пригодным для ограниченного набора ситуаций, имеет неоднозначную эффективность и зависит от биологических и психических свойств субъекта, а также от влияния социальной среды. Выделяют 2 вида С. К первому относится поведение индивида, направленное на преодоление влечения к непосредственно действующему успокоительному средству или привлекательному внутреннему или внешнему раздражению для избежания долговременных отрицательных последствий, например в случае курения, воровства, нарушения социальных запретов, сексуального и агрессивного влечения. Второй вид С. — это стремление терпеливо пережить, преодолеть неприятную, тягостную ситуацию для достижения долговременного положительного эффекта, например при необходимости переносить боль во время медицинского вмешательства, выполнении скучной работы, оказании помощи другим и т. п.
        Выделяют следующие компоненты С.:
        1) индивид должен взять ответственность по изменению ситуации, поскольку перемена может привести к явно положительным для него последствиям, при этом ее достижение через контролируемое поведение рассматривается как желаемая и оправданная цель;
        2) он должен следить за своим поведением и владеть им в конфликтных ситуациях;
        3) он должен соотносить свое поведение на данный момент с определенным критерием, который выступает как цель изменения поведения;
        4) индивид должен оценивать успех или неудачу в достижении этого критерия с помощью самопоощрения или самокритики.
        Процесс С. заканчивается при стабилизации альтернативного поведения, важной в конфликтных ситуациях, например когда бывший курильщик спокойно реагирует на влечение к табаку или на запах и вид сигареты. При изменении поведения с помощью самоуправления для ослабления напряженности важна поддержка извне, усиливающая положительную мотивацию в достижении цели посредством С. Поскольку С. представляет только одну детерминанту конфликтного поведения, его эффективность определяется как биологическими изменениями, так и изменениями окружающей обстановки. Например, утомление, воздействие лекарственных и наркотических средств, а также влияние друзей или другого социального окружения иногда меняют вероятность контролируемости поведения.
        Самоконтролируемое поведение различается длительностью, т. е. периодом времени, когда приходится действовать под строгим С. Если решение принято, за ним следуют события, которые могут уже не контролироваться принявшим решение лицом. Так, например, обстоит дело с решением подвергнуться операции, отправиться в центр противонаркотической и противоалкогольной реабилитации, взвалить на себя общественные обязанности. Такое решение, пусть даже на время, выводит индивида из конфликтной ситуации. Контролируемое поведение действует при этом только до принятия данного решения.
        При устойчивом С. индивид непрерывно находится в конфликтной ситуации и ему приходится выдерживать контролируемое поведение достаточно долгое время, чтобы уменьшить вероятность срыва контролируемых действий. Так, к примеру, необходимо вести себя человеку при прохождении курса похудания, подавлении агрессивных эмоций и действий в обстановке враждебности или при напряженной психотерапевтической программе.
        Варианты базовой поведенческой модели С. различаются в основном ролью, которая отводится познавательным факторам, действующим опосредованно по отношению к факторам внешним. Некоторые авторы подчеркивают важное значение процессов познавательного плана (логических), таких как внимание, предвидение различных последствий поведения, решение проблем или разработка планов и стратегий. Другие же решающим считают последовательность вновь усвоенных оперативных образов поведения. При сугубо поведенческом подходе обе концепции отвергаются с аргументацией, что всякое поведение можно свести к контролю переменных окружающей среды. Последние исследования подчеркивают сложность концепции С. и предлагают изучать влияние на его эффективность следующих факторов: готовность человека к столкновению с различными контролируемыми образами поведения; масштабы поддержки социального окружения для обеспечения самоконтролируемого поведения; мотивация достижения поставленной цели; значение контролируемого поведения и достижение способности к самоуправлению для повышения самооценки; взаимоотношения и взаимовлияние факторов окружающей среды и биологических факторов.
        Исследования показали, что в процессе контроля за поведением важную роль играют обязательства индивида, постановка целей, самонаблюдение и самоподкрепление. Помимо управляемой извне программы модификации поведения решающее значение имеет то обстоятельство, что пациент должен почувствовать себя способным к С. и ответственным за процесс перемен. В клинической практике успешно зарекомендовали себя следующие приемы С.: самонаблюдение, договор с самим собой, самоподкрепление, самопоощрение и самокритика, самостоятельный контроль стимулов, самостоятельная мобилизация и релаксация, методика скрытой настройки. Методы С. используются для терапевтических целей при психозах и неврозах взрослых, а также детей и подростков. Некоторые компоненты С. были успешно интегрированы в программу лечения детей с эмоциональными нарушениями и взрослых с психическими расстройствами. Кроме того, методы С. нашли клиническое применение при лечении психосоматических расстройств, депрессий, панических и фобических состояний, нарушений работоспособности, никотинизма, алкоголизма и булимии. Методы С. используются также для снижения утомляемости пациентов при лечении, формировании мотивации и для закрепления терапевтических успехов после окончания лечения.

Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.

Самоконтроль и контроль, развитие и дневник самоконтроля

самоконтроль фотоСамоконтроль - это оценка и осознание субъектом собственных действий, состояний и психических процессов. Развитие самоконтроля и его появление определяется требованиями общества к поведению индивида.

Самоконтроль человека включает процессы, посредством которых индивид способен управлять поведением в противоречивых условиях социального окружения, а также собственных биологических механизмов, например, при навязчивых влечениях, зависимости от внешних влияний, подверженности импульсивным порывам. Различные источники дают разное толкование самоконтроля. Ниже перечислим некоторые из них.

Самоконтроль - это умение подчинять разуму собственные эмоции, которое является осознанием собственного несовершенства, а также стремлением действовать, как будто человек совершенен.

Самоконтроль - это проявление силы характера, которое помогает подавлять излишние эмоции, изживать комплексы и контролировать чувства.

Самоконтроль - это в каждый момент готовность действовать правильно и наиболее рационально, независимо от внутреннего состояния; это пренебрежение страхом, но не проявление бесстрашия, это быстрота работы разума, но не легкомыслие.

Самоконтроль человека является волевым качеством, которое необходимо каждому успешному индивиду, независимо, занимается ли он сельским хозяйством, или преподает в университете.

Самоконтроль личности дает следующие преимущества: управление своими эмоциями и действиями; свобода от внешних ограничений, ощущение спокойствия, основанное на уверенности в личных силах, разуме, способностях. Внутренний самоконтроль даёт уважение в виде самоуважения, а так же уважения окружающих. Самоконтроль позволяет управлять как собой, так и людьми. Самоконтроль личности даёт терпение, помогающее преодолевать внутренние недостатки, а также внешние препятствия.

Самоконтроль поведения

Физический самоконтроль очень важен в повседневной жизни, особенно в экстремальных ситуациях. Большая вероятность выйти достойно при форс-мажоре у людей, которые обладают способностью к самостоятельному контролированию. Отсутствие этого умения в поведении и эмоциях вредят личности, провоцируют на нерациональные действия, туманя ее рассудок. Умение держать на контроле слова и эмоции в самых сложных ситуациях, а также искать компромиссы - это необходимое проявление самоконтроля в поведении государственных деятелей и дипломатов.

Самоконтроль поведения в бытовых ситуациях проявляется в умении погасить ссору, не допустить эмоционального взрыва.

Зачастую занятия спортом связаны с ограничениями по питанию, и спортсмену приходится придерживаться диеты, особого режима дня. Спортсмен, живущий в соответствии со всеми этими требованиями, проявляет способность к самоконтролю.

Самоконтроль поведения проявляется также в умении ограничивать свои потребности в соответствии с финансовыми на данный момент возможностями.

Развитие самоконтроля

Формирование навыков самоконтролирования перво-наперво начинается с соблюдения режима. Личность, приучившая себя соблюдать строгий режим, развивает личную способность к самоконтролю.

Развитие самоконтроля начинается с семейного воспитания. Взрослые, подавая детям пример неконфликтности, сдержанности в общении, воспитывают в них самоконтроль и параллельно сами контролируют себя.

Как достичь самоконтроля? Развитие самоконтроля включает самосовершенствование, выработку в себе пунктуальности, строгого исполнения взятых на себя обязательств, а также данного обещания.

В формировании навыков самоконтролирования помогают психологические упражнения, различные тренинги и упражнения, позволяющие человеку сдерживать свои негативные эмоции и не властвовать их над разумом.

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями

Самоконтролирование спортсмена включает регулярное наблюдение за личным состоянием своего здоровья, а также физического развития.

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями не заменяет врачебного контроля, он только выступает дополнением к нему. Благодаря самоконтролю спортсмен оценивает эффективность занятий спортом, соблюдает режим тренировок, правила личной гигиены, закаливания и т.п.

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями помогает в анализе влияния физических нагрузок на весь организм, что позволяет правильно проводить и планировать тренировочное занятие.

Самоконтроль физического состояния включает общедоступные простые наблюдения, учитывает субъективные показатели (настроение, сон, аппетит, потливость, желание тренироваться), а также данные объективных исследований (массу тела, ЧСС - частоту сердечных сокращений, ЧД - частоту дыхания, становую и кистевую динамометрию).

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями позволяет тренеру определить признаки перегрузок и откорректировать тренировочный процесс. Проведение самоконтроля предусматривает ведение дневника. Дневник дополняется характеристикой тренировочных нагрузок (килограммы, километры, продолжительность).

Дневник самоконтроля

Результаты самоконтроля советуют фиксировать в дневнике, чтобы потом анализировать совместно или самостоятельно с врачом или тренером. Для дневника достаточно небольшой тетради, в графах которой следует отмечать даты и показания самоконтроля.

Дневник включает две части. Одна из них – содержание, а также характер учебно-тренировочной работы (интенсивность, объем, пульсовой режим, продолжительность восстановления после нагрузки). В другой фиксируется величина нагрузки из предыдущей тренировки, а также сопровождающее ее самочувствие.

Ведение дневника необходимо всем стажерам, студентам, аспирантам, сотрудникам, преподавателям, занимающихся физическими упражнениями, однако особенно это важно для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Дневник самоконтроля по физкультуре выполняет следующие функции:

  • помогает лучше познать себя;
  • приучает систематически следить за здоровьем;
  • позволяет выявить степень усталости, как от физической тренировки, так и от умственной работы, что позволит своевременно предупредить переутомление, а также заболевание;
  • дневник помогает определить необходимое количество времени для отдыха, а также восстановления физических и умственных сил;
  • дневник определяет, какими методами и средствами достигается при восстановлении наибольшая эффективность.

Отражаемые в дневнике самонаблюдения данные обычно включают 15-20 показателей, но могут быть зафиксированы и как краткие, включая до 5-8 показателей.

Дневник самоконтроля спортсмена включает следующие показатели: ЧСС утром лежа за 15 с, разницу пульса, ЧСС утром стоя за 15 с, массу тела до тренировки, жалобы, массу тела после тренировки, самочувствие, сон, боли в мышцах, аппетит, желание тренироваться, проба Штанге (утром), потоотделение, ортостатическая проба (утром), кистевая динамометрия, настроение, функция желудочно-кишечного тракта, болевые ощущения, работоспособность, нарушение спортивного режима, спортивные результаты.

Характеристики показателей дневника:

- самочувствие отражает деятельность и состояние всего организма; настроение и самочувствие оцениваются как плохое, удовлетворительное, хорошее;

- работоспособность оценивается как пониженная, обычная, повышенная;

- сон говорит о восстановлении силы и работоспособности; к норме относят быстрое засыпание и крепкий сон; долгое засыпание, плохой сон, бессонница, частые просыпания, свидетельствуют о переутомлении и сильном утомлении;

- аппетит говорит о состоянии организма, перегрузках, недосыпаниях, недомоганиях, которые отражаются на аппетите; он бывает пониженным, нормальным, повышенным, иногда отсутствует и только хочется пить;

- у здоровых людей желание тренироваться отмечается при нарушениях в самочувствии здоровья или перетренированности желание в тренировках исчезает или снижается;

- частота сердечных сокращений (ЧСС) является важным объективным показателем в работе сердечно-сосудистой системы; пульс у тренированного человека в состоянии покоя значительно ниже, чем у нетренированного, его подсчитывают за 15 с, однако если отмечается нарушение ритма, то считают за одну минуту. У тренированного человека быстрее пульс восстанавливается и приходит к норме, утром у спортсмена он существенно слабее;

- потоотделение напрямую зависит от индивидуальностей, а также функционального состояния человека, вида физической нагрузки, климатических условий; на первых тренировках потливость выше, потоотделение уменьшается по мере тренированности; потоотделение отмечают как пониженное, умеренное, большое, обильное; потоотделение зависит от количества жидкости, потребляемой спортсменом в течение дня;

- боли способны появляться в некоторых мышечных группах, которые наиболее нагружены на тренировках, особенно после длительного перерыва, а также занимаясь на жестком грунте;

- необходимо обратить внимание на болевые ощущения в области сердца, а также на их характер; без внимания не оставляем головокружения, головные боли, боли в правом подреберье при беге, последние свидетельствуют о заболевании печени. Все случаи спортсмен описывает в дневнике самоконтроля и потом сообщает о них врачу.

О перетренированности спортсмена будет свидетельствовать повышенная потливость, нежелание тренироваться, боли в мышцах, бессонница. Если наблюдается потеря веса, то это может происходить по двум причинам: велика нагрузка или когда теряется белок. Белок теряется при горных тренировках, а также при недостаточном потреблении белков животного происхождения (творога, мяса, рыбы).

Дневник самоконтроля включает характеристику тренировок, а также время их проведения (вечер, утро), спортивные результаты. Женщины фиксируют в дневнике характер и периодичность месячных.

Тренер или спортивный врач объясняют, как правильно вести дневник, а также как оценивать показатели своего самочувствия и составляют индивидуальный план тренировочного процесса.

Результаты необходимо записывать в дневнике систематически, так создается возможность их анализировать самостоятельно или совместно спустя определенное время с тренером и врачом.

Контроль и самоконтроль

Контроль в широком понимании подразумевает проверку чего-либо. Контроль за учебной деятельностью предполагает обратную внешнюю связь и осуществляется педагогом. Он включает обратную внутреннюю связь, выступая в виде самоконтроля учащегося. Контроль является важной составной частью в процессе обучения или его звеном. Используемая система контроля в учебных заведениях, а именно оценивание, применялось издавна. Главным недостатком контроля считают ежедневный устный опрос, поскольку он является выборочным и случайным, что позволяет отдельным учащимся непостоянно работать. Педагог не может контролировать, что усвоено каждым учащимся. Большинство педагогов применяют оценивание для давления на учащихся, что напрягает обучающую обстановку. При таком оценивании учебно-познавательные мотивы отодвигаются на задний план, что искажает весь учебный процесс.

Внешний контроль, а также оценивание педагогом являются при проверке знаний учащихся единственными методами контролирования. По этой причине у учащихся не формируются привычки, а также самооценка и самоконтроль.

Перечисленные недостатки позволяют сделать вывод о важности совершенствования применяемой системы контроля, а также оценивания в учебе. Такие предложения выносят на обсуждение новаторы средней и высшей школы.

Учебная осмысленная деятельность должна включать три составных части:

  • ориентировочно-мотивационную;
  • операционально-исполнительную;
  • рефлексивно-оценочную.

Эти части обязательно должны быть осознаны, а также реализованы. Задача педагога - обучить учеников такой учебной деятельности, при которой будут охвачены все составляющие части.

Система контроля и оценивания в учебном процессе включает:

  • внешний контроль, а также оценка педагогом деятельности учащихся и ее результатов;
  •  самоконтроль и самооценка учащимися своей работы и своих результатов;
  •  контроль и оценка учебной деятельности, а также ее результатов экспертами-учащимися.
  • сочетание самоконтроля и контроля, самооценки и оценки деятельности учащегося, а также ее результатов.

Оценка показывает результаты контроля. Оценка определяет степень соответствия результатов нормам. Способы оценивания получили названия: сопоставительный, нормативный, личностный.

Самоконтроль и самооценка

Самоконтроль выступает чертой личности, предполагающей умение контролировать себя, а также правильно свои действия оценивать. Самооценка, являясь отношением ребенка к личным возможностям, личностным качествам, результатам деятельности не заложена в нем, она только формируется и зависима от правильного воспитания, а также всей учебной деятельности. Задача учителя заключается в помощи и способствованию формирования правильной самооценки.

Самоконтроль и самооценка взаимосвязаны между собой. Формирование у детей различных приемов самоконтроля способствует воспитанию способности к самооценке. Это необходимо учитывать, организовывая деятельность с самых первых дней обучения в школе.

Ученики начальных классов зачастую не могут самостоятельно найти ошибки в своих работах и исправить их на основе сопоставления с образцом. Этому нужно учиться, начиная с первого класса. На уроках рекомендуют использовать взаимопроверку. Данный прием формирует не только умение контролировать свои действия, но и воспитывает такие качества, как правдивость, честность, дисциплинированность, коллективизм.

Беседы и наблюдения с детьми свидетельствуют о том, что взаимопроверка знаний активизирует деятельность, повышает интерес к знаниям. Начальная школа использует взаимную проверку на уроках математики и русского языка, но не очень часто.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Самоконтроль_это_в_психологии

В жизни каждого человека бывали ситуации, когда эмоции мешали сконцентрироваться, из-за волнения не получилось остроумно ответить собеседнику, злость путала мысли. Наличие внутреннего самоконтроля обеспечивает холодный ум практически в любой ситуации, что является гарантией успеха в любом деле.

Определение самоконтроля

Самоконтроль это способность сконцентрироваться на задаче и использовать внутренние ресурсы организма максимально эффективно, невзирая на внешние раздражители.

Определение и понятие в психологии

Самоконтроль это в психологии совокупность мыслительных процессов, позволяющих перманентно анализировать свое поведение, контролировать действия и собственное психическое состояние. Совершенство самоконтроля, прежде всего, включает в себя абсолютное понимание своей природы, недостатков и сильных сторон характера.

Внимание! Одно из направлений развития – искоренение вредных привычек, используя только силу воли, не позволяя себе терять самообладание.

Виды самоконтроля

Термин самоконтроля, с точки зрения социологии, рассматривается как аналитический процесс, ищущий сходства личных действий с общепринятыми идеалами. Педагогика не берет во внимание отношение к обществознанию и делит самоконтроль на два вида:

Непосредственный является естественным видом, не зависящим от знаний или стремлений личности, происходит естественным путем, без привлечения мотиваторов, оценочных суждений и сравнительных условий. Как правило, осознается индивидуумом по факту завершения пережитой ситуации и становится итогом сложившего мнения о самом себе.

Опосредованный вид является принудительным, развивается в результате искусственного обращенного внимания на свои повседневные действия, с целью определить характер поведения с фиксацией результата для дальнейшего анализа и коррекции.

Внимание! Степень заинтересованности человека своим развитием заложена во врожденном непосредственном виде самоконтроля.

Что влияет на самоконтроль человека

Сила воли является основополагающим компонентом самоконтроля личности. Умение концентрироваться на необходимых вещах, игнорируя собственные чувства, желания и даже инстинкты – результат обретения крепкой воли, которая с рождения дается человеку незрелой. Взрослея, каждый развивает эту черту характера насколько хватает способностей, желания и необходимости.

Внимание! Крепость силы воли имеет генетическую наследственность. У безвольного родителя очень редко рождается волевой наследник. Прилагая усилия, можно превзойти генетику и улучшить ее для своего потомства.

Тренировка силы воли

Самоконтроль в психологии принято считать торжеством рефлекторного мышления над импульсным. Сложность обретения такого умения заключается в том, что инстинктивно в каждого заложен импульсный тип поведения. Это значит, что на любой раздражитель в мозгу человека образуется первая моментальная реакция, которая по своей природе очень эмоциональна. Рефлекторный тип мышления срабатывает гораздо позднее и основывается на жизненном опыте и приобретенных знаниях.

В качестве примера можно привести внезапную встречу человека с крупной собакой на пустынной улице. Первая импульсная реакция – бежать. Но, если человек сумеет не растеряться и вспомнить, что бегать от собак небезопасно, он найдет в себе моральные силы идти дальше, не совершая резких движений, или вовсе остановиться и ждать, пока собака ни уйдет.

Как улучшить навык самоконтроля

Уровень самоконтроля – величина непостоянная и поддается коррекции, если прикладывать достаточное количество усилий.

Анализ последствий

Для совершенствования себя необходимо детально разбирать каждую значимую ситуацию прожитого дня. Особенно это важно, если были какие-то спорные или конфликтные моменты. Нужно постараться подробно вспомнить каждую мелочь, чтобы дать оценку своим поступкам и словам, после чего мысленно откорректировать собственное поведение и запомнить полученный результат. В следующий раз, когда случится подобное, человек уже сможет, не поддаваясь волнению и панике, действовать спокойно и уверенно.

Правильная мотивация

Обучение любому ремеслу проходит гораздо успешнее, если процесс приносит удовольствие. Для достижения результата нужно правильно себя заинтересовать. Способность превратить важное дело в хобби может сделать счастливым любого человека. Преуспевая в своей деятельности, личность обретает гораздо больше душевных сил для развития самоконтроля.

План действий

Беспорядок даже в мыслях не способен привести к результату. Абстрактные желания развивать себя так и останутся желаниями, если их не определить во временные рамки со строго ограниченными сроками. Лучше всего завести блокнот самосовершенствования, в котором будут расписаны задания по дням недели, месяцам или часам, в зависимости от долгосрочности каждого.

Дисциплина и режим

Понятие самоконтроля тесно связано с внутренней культурой человека. Если дать себе удобный и продуктивный распорядок дня, который будет сочетать грамотно распределенную нагрузку и время для отдыха, удастся более продуктивно расходовать невосполнимый ресурс времени.

Пунктуальность

Опаздывающий человек никогда не узнает, что такое самоконтроль. Все великое начинается с малого. Элементарная задача прибыть в заданный пункт к указанному времени для многих становится невыполнимой. Нужно обрести определенный уровень собранности и ответственности, чтобы прогнозировать события для грамотного расчета времени.

Пунктуальность как умение рассчитывать свое время

Что такое высокий уровень самоконтроля

Определение высокого уровня самоконтроля сводится к тому, что человек, полностью отгородившись от своих эмоций, сконцентрирован на своей цели. Такой уровень определяет профессионализм в некоторых видах деятельности. Высокий самоконтроль становится рефлексом, образом жизни, стилем мышления. Человеку не приходится задумываться о том, как правильно действовать в новой ситуации, как заставить себя изучить новый регламент, как не лениться выполнять ряд обязательных процедур.

Кто обладает высоким уровнем самоконтроля

Многие профессии обязывают иметь определенные навыки самообладания. Однако существуют некоторые виды деятельности, где именно высочайший самоконтроль является обязательным условием для допуска к труду:

  • медицина, в частности, хирургия и акушерская деятельность;
  • военная служба, особенно в разведывательных управлениях и у снайперов;
  • оперативная служба;
  • дипломатия, как на международном, уровне, так и на корпоративном.

Хирургия – среда профессионалов

Интересно. На любой должности человек обязан забыть о личном и выполнять свои обязанности. Иными словами, каждая профессия предполагает наличие достаточного уровня самоконтроля у соискателя. Большинству видов деятельности отвлеченность сотрудника на личные интересы не наносит фатального ущерба, в отличие от специфических профессий.

Полезно каждому, кто хочет добиться успеха на службе, задуматься на тему «какой уровень моего самоконтроля, и какова его роль в моей жизни». Если хотя бы раз в день человек будет вспоминать о роли собственного прогресса, подсознательно он начнет обращать внимание на свое поведение и предпринимать попытки коррекции.

Чем опасен высокий уровень

Существуют личности, настолько увлеченные самосовершенствованием и саморазвитием, что кажется, будто они родились лишенными естественных человеческих слабостей. Кажется, им чужды леность, усталость, смена настроения. Окружающие о таких людях говорят: «он состоит из микросхем», что свидетельствует о полном отсутствии вредных привычек, железной воле и постоянной концентрации внимания на деле.

Такие люди рискуют обрести психологические проблемы самоконтроля, которые заключаются в искоренении чувственности по отношению к своим близким. Привычка максимально продуктивно мыслить и действовать вынуждает со временем воспринимать вечерние семейные беседы как пустую трату времени. Самоконтроль часто трансформируется в черствость, что негативно влияет на отношения внутри семьи или коллектива.

Сдерживание естественных эмоций негативно отражается и на физическом здоровье, особенно на сердечно-сосудистой системе. Это связано с постоянным контролем всплесков нервной системы, которые могут приводить к повышению артериального давления, потому как самоконтроль человека не допускает это обнародовать.

Саморазвитие – лучший мотиватор

Для всех, кто хочет повысить уровень самоконтроля, существуют разнообразные индивидуальные и групповые занятия, на которых профессиональные педагоги-психологи делятся секретами человеческих способностей, таящихся за умением сохранять самообладание в любой ситуации. Вводный курс обычно краткий и включает общие понятия, после чего каждый выясняет свою степень заинтересованности обучением. Важно помнить, что человек создает себя сам. Желание сделать себя лучше всегда было лучшим мотиватором к действию.

Видео

Любые процессы или действия нуждаются в контроле, иначе они могут увести человека в неправильном направлении. Дисциплинировать других всегда несложно. Еще легче, когда контролируют тебя. Но что делать, если функция контроля ложится на свои плечи? Что такое самоконтроль и насколько сложно овладеть данной техникой? Можно ли научиться этому самостоятельно? В чем важность самоконтроля? Какие приемы эффективны? Помогает ли дневник самоконтроля? Как его правильно заполнять? Постараемся стать дисциплинированными вместе.

Что такое самоконтроль?

Самоконтроль — это умение брать под контроль свои мысли, эмоции, поведение, применяя для этого необходимые волевые усилия. Этот навык обеспечивает конкурентоспособность человека, повышает его шансы на успех в выбранном деле. Все, чем бы ни занимались люди, требует от них сосредоточенности и последовательности действий.

По мнению лауреата Нобелевской премии, израильско-американского психолога Даниеля Канимана – самоконтроль обеспечивает протекание эмоционально напряженных рассуждений или выполнение сложных действий.

К слову, не стоит путать самоконтроль и вытеснение эмоций. Ведь контроль своих мыслей или эмоций не означает их подавление. Вытеснение – это желание просто скрыть то, что происходит на душе, без понимания причин и возможных последствий.

Что влияет на самоконтроль?

Изучая самоконтроль, психология тесно связывает его с понятием саморегуляции человека. Возможность контролировать себя обусловлена физиологическими и психическими особенностями индивидуума. Первые закладываются генетически. Вторые развиваются в процессе воспитания и социализации.

Если брать во внимание биологическую сторону явления, то за функцию самоконтроля отвечает лобная доля головного мозга. При ее повреждениях наблюдаются проблемы в поведении человека. Со слабым развитием этого участка мозга связывают асоциальное поведение, включая чрезмерную агрессивность или криминализацию.

С точки зрения психологии, самоконтроль человека зависит от взаимодействия двух противоположных систем: импульсной и рефлекторной. Система импульсов подталкивает нас к немедленному реагированию на изменения окружающей среды, особенно те, которые сулят удовлетворение. Система рефлексов, наоборот, помогает предвидеть результаты поступков и корректировать их.

Например, если решившая сесть на диету полная девушка, при виде шоколадки, забудет обо всем и съест ее, то нею будут управлять импульсы. Если же она вспомнит, что после сладостей попа станет еще больше, значит, в ее мозгу сработает условный рефлекс: «одна шоколадка – плюс один размер одежды». Самоконтроль заключается в умении бороться с импульсивностью поведения, поддерживать эмоциональный баланс на надлежащем уровне.

Показателен в данном плане эксперимент американского психолога Уолтера Мишеля, названный «зефирным тестом». Ученый доказал тесную взаимосвязь между волевыми качествами личности и ее успешностью. В рамках исследования группе детей было предложено по кусочку зефира. Те, кто смог удержаться 15 минут, чтобы его не съесть, получили добавку. Если же ребенок поддавался соблазну и лакомился сладостью, то второй кусочек ему не доставался.

Записав результаты теста, Уолтер Мишель последующие 40 лет наблюдал за тем, как складывалась жизнь этих ребят. Как выяснилось, те дети, которые умели проявлять свои волевые качества, намного меньше подвергались стрессу, различного рода зависимостям, эмоциональным проблемам во взрослой жизни.

Значение самоконтроля в жизни человека переоценить сложно. Возникает резонный вопрос. Можно ли улучшить этот навык?

Как развить самоконтроля?

Подобно любому другому навыку, умение контролировать себя также поддается развитию. Чтобы улучшить самоконтроль можно воспользоваться несложными приемами:

  • Анализировать последствия импульсивных поступков;
  • Помнить о самомотивации;
  • Пошагово планировать свои действия;
  • Завести дневник самоконтроля;
  • Не допускать эмоционального истощения;
  • Приучить себя к дисциплине и режиму;
  • Выработать пунктуальность.

Эти советы открывают новые вершины самоконтроля. Разберем их последовательно.

1. Анализ последствий.

Как в примере с полной девушкой, которая обнаружила связь между шоколадкой и лишними килограммами, каждый из нас может предвидеть результаты необдуманных действий. Если научиться выстраивать в голове цепочки закономерностей, то намного проще станет контролировать свои поступки.

2. Правильная мотивация.

Самоконтроль тесно связан с пониманием его необходимости. В случае заинтересованности человека, не нужны чрезмерные волевые усилия. Ведь то, что вызывает желание, не требует принуждения. Допустим, кто-то решил начать изучение английского языка. Без должной мотивации ему это неинтересно. А если он найдет вариант хорошего трудоустройства с высокой заработной платой? В таком случае, процесс обучения уже не будет настолько скучным.

3. План действий.

Контролировать действия намного проще, если они структурированы. Без конкретных целей и поэтапного планирования невозможно понять эффективность работы. Самоконтроль тоже нуждается во временных рамках, которые ограничивают определенные этапы. Иначе можно до самой пенсии бросать курить, записываться в спортзал или сдавать на водительские права.

4. Дневник самоконтроля.

Довольно хитрый прием, помогающий тщательно отслеживать свой прогресс. Чаще всего дневник самоконтроля демонстрируют на примере занятий спортом. Используют обычную тетрадь, в которой делают разметку по датам и показателям самоконтроля. Далее методично регистрируют два типа данных: объективные (пульс, вес, нагрузки) и субъективные (аппетит, сон, самочувствие и т.д.). Со временем получается график, который показывает изменение показателей, эффективность работы.

5. Забота об эмоциональном здоровье.

Самоконтроль не должен превращаться в издевательство над самим собой. Время от времени, стоит делать «разгрузочные дни», иначе может появиться депрессия и хроническая усталость. Тут уместно вспомнить поговорку о не совсем умном человеке, который во время молитвы себе лоб разбил. Чтобы не повторить его «подвиг», желательно время от времени отдыхать.

6. Дисциплина и режим.

Дисциплинированность еще никому не навредила. Четкий распорядок дня, аккуратное рабочее место, понятные записи в блокноте только помогают в самоконтроле. Несобранность забирает слишком много времени и энергии, которые лучше перераспределить в более конструктивное русло. Приучив себя к дисциплине, человек начинает выполнять многие дела автоматически, тем самым освобождая голову для более важных размышлений.

7. Пунктуальность.

Пунктуальность – привилегия королей. Самоконтроль не возможен без уважения своего и чужого времени. Опоздания, если они становятся методичными, портят мнение окружающих, при этом занижая самооценку непунктуального человека. Следует научиться ставить четкие временные сроки, стараться все сделать, пока они не истекли. Приучив себя к пунктуальности, станет намного проще контролировать выполнение запланированных заданий, не останавливаться на полпути.

Самоконтроль – важный компонент саморазвития человека. Этот навык необходим людям, которые ставят перед собой масштабные цели. Так или иначе, в любом виде деятельности наступают моменты, когда пропадает интерес и желание работать. Если научиться контролировать себя и настойчиво двигаться в выбранном направлении, то преграды исчезают, открывая человеку путь к успеху и благополучию.

Самоконтроль — это оценка и осознание субъектом собственных действий, состояний и психических процессов. Развитие самоконтроля и его появление определяется требованиями общества к поведению индивида.

Самоконтроль человека включает процессы, посредством которых индивид способен управлять поведением в противоречивых условиях социального окружения, а также собственных биологических механизмов, например, при навязчивых влечениях, зависимости от внешних влияний, подверженности импульсивным порывам. Различные источники дают разное толкование самоконтроля. Ниже перечислим некоторые из них.

Самоконтроль — это умение подчинять разуму собственные эмоции, которое является осознанием собственного несовершенства, а также стремлением действовать, как будто человек совершенен.

Самоконтроль — это проявление силы характера, которое помогает подавлять излишние эмоции, изживать комплексы и контролировать чувства.

Самоконтроль — это в каждый момент готовность действовать правильно и наиболее рационально, независимо от внутреннего состояния; это пренебрежение страхом, но не проявление бесстрашия, это быстрота работы разума, но не легкомыслие.

Самоконтроль человека является волевым качеством, которое необходимо каждому успешному индивиду, независимо, занимается ли он сельским хозяйством, или преподает в университете.

Самоконтроль личности дает следующие преимущества: управление своими эмоциями и действиями; свобода от внешних ограничений, ощущение спокойствия, основанное на уверенности в личных силах, разуме, способностях. Внутренний самоконтроль даёт уважение в виде самоуважения, а так же уважения окружающих. Самоконтроль позволяет управлять как собой, так и людьми. Самоконтроль личности даёт терпение, помогающее преодолевать внутренние недостатки, а также внешние препятствия.

Самоконтроль поведения

Физический самоконтроль очень важен в повседневной жизни, особенно в экстремальных ситуациях. Большая вероятность выйти достойно при форс-мажоре у людей, которые обладают способностью к самостоятельному контролированию. Отсутствие этого умения в поведении и эмоциях вредят личности, провоцируют на нерациональные действия, туманя ее рассудок. Умение держать на контроле слова и эмоции в самых сложных ситуациях, а также искать компромиссы — это необходимое проявление самоконтроля в поведении государственных деятелей и дипломатов.

Самоконтроль поведения в бытовых ситуациях проявляется в умении погасить ссору, не допустить эмоционального взрыва.

Зачастую занятия спортом связаны с ограничениями по питанию, и спортсмену приходится придерживаться диеты, особого режима дня. Спортсмен, живущий в соответствии со всеми этими требованиями, проявляет способность к самоконтролю.

Самоконтроль поведения проявляется также в умении ограничивать свои потребности в соответствии с финансовыми на данный момент возможностями.

Развитие самоконтроля

Формирование навыков самоконтролирования перво-наперво начинается с соблюдения режима. Личность, приучившая себя соблюдать строгий режим, развивает личную способность к самоконтролю.

Развитие самоконтроля начинается с семейного воспитания. Взрослые, подавая детям пример неконфликтности, сдержанности в общении, воспитывают в них самоконтроль и параллельно сами контролируют себя.

Как достичь самоконтроля? Развитие самоконтроля включает самосовершенствование, выработку в себе пунктуальности, строгого исполнения взятых на себя обязательств, а также данного обещания.

В формировании навыков самоконтролирования помогают психологические упражнения, различные тренинги и упражнения, позволяющие человеку сдерживать свои негативные эмоции и не властвовать их над разумом.

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями

Самоконтролирование спортсмена включает регулярное наблюдение за личным состоянием своего здоровья, а также физического развития.

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями не заменяет врачебного контроля, он только выступает дополнением к нему. Благодаря самоконтролю спортсмен оценивает эффективность занятий спортом, соблюдает режим тренировок, правила личной гигиены, закаливания и т.п.

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями помогает в анализе влияния физических нагрузок на весь организм, что позволяет правильно проводить и планировать тренировочное занятие.

Самоконтроль физического состояния включает общедоступные простые наблюдения, учитывает субъективные показатели (настроение, сон, аппетит, потливость, желание тренироваться), а также данные объективных исследований (массу тела, ЧСС — частоту сердечных сокращений, ЧД — частоту дыхания, становую и кистевую динамометрию).

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями позволяет тренеру определить признаки перегрузок и откорректировать тренировочный процесс. Проведение самоконтроля предусматривает ведение дневника. Дневник дополняется характеристикой тренировочных нагрузок (килограммы, километры, продолжительность).

Дневник самоконтроля

Результаты самоконтроля советуют фиксировать в дневнике, чтобы потом анализировать совместно или самостоятельно с врачом или тренером. Для дневника достаточно небольшой тетради, в графах которой следует отмечать даты и показания самоконтроля.

Дневник включает две части. Одна из них – содержание, а также характер учебно-тренировочной работы (интенсивность, объем, пульсовой режим, продолжительность восстановления после нагрузки). В другой фиксируется величина нагрузки из предыдущей тренировки, а также сопровождающее ее самочувствие.

Ведение дневника необходимо всем стажерам, студентам, аспирантам, сотрудникам, преподавателям, занимающихся физическими упражнениями, однако особенно это важно для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Дневник самоконтроля по физкультуре выполняет следующие функции:

  • помогает лучше познать себя;
  • приучает систематически следить за здоровьем;
  • позволяет выявить степень усталости, как от физической тренировки, так и от умственной работы, что позволит своевременно предупредить переутомление, а также заболевание;
  • дневник помогает определить необходимое количество времени для отдыха, а также восстановления физических и умственных сил;
  • дневник определяет, какими методами и средствами достигается при восстановлении наибольшая эффективность.

Отражаемые в дневнике самонаблюдения данные обычно включают 15-20 показателей, но могут быть зафиксированы и как краткие, включая до 5-8 показателей.

Дневник самоконтроля спортсмена включает следующие показатели: ЧСС утром лежа за 15 с, разницу пульса, ЧСС утром стоя за 15 с, массу тела до тренировки, жалобы, массу тела после тренировки, самочувствие, сон, боли в мышцах, аппетит, желание тренироваться, проба Штанге (утром), потоотделение, ортостатическая проба (утром), кистевая динамометрия, настроение, функция желудочно-кишечного тракта, болевые ощущения, работоспособность, нарушение спортивного режима, спортивные результаты.

Характеристики показателей дневника:

— самочувствие отражает деятельность и состояние всего организма; настроение и самочувствие оцениваются как плохое, удовлетворительное, хорошее;

— работоспособность оценивается как пониженная, обычная, повышенная;

— сон говорит о восстановлении силы и работоспособности; к норме относят быстрое засыпание и крепкий сон; долгое засыпание, плохой сон, бессонница, частые просыпания, свидетельствуют о переутомлении и сильном утомлении;

— аппетит говорит о состоянии организма, перегрузках, недосыпаниях, недомоганиях, которые отражаются на аппетите; он бывает пониженным, нормальным, повышенным, иногда отсутствует и только хочется пить;

— у здоровых людей желание тренироваться отмечается при нарушениях в самочувствии здоровья или перетренированности желание в тренировках исчезает или снижается;

— частота сердечных сокращений (ЧСС) является важным объективным показателем в работе сердечно-сосудистой системы; пульс у тренированного человека в состоянии покоя значительно ниже, чем у нетренированного, его подсчитывают за 15 с, однако если отмечается нарушение ритма, то считают за одну минуту. У тренированного человека быстрее пульс восстанавливается и приходит к норме, утром у спортсмена он существенно слабее;

— потоотделение напрямую зависит от индивидуальностей, а также функционального состояния человека, вида физической нагрузки, климатических условий; на первых тренировках потливость выше, потоотделение уменьшается по мере тренированности; потоотделение отмечают как пониженное, умеренное, большое, обильное; потоотделение зависит от количества жидкости, потребляемой спортсменом в течение дня;

— боли способны появляться в некоторых мышечных группах, которые наиболее нагружены на тренировках, особенно после длительного перерыва, а также занимаясь на жестком грунте;

— необходимо обратить внимание на болевые ощущения в области сердца, а также на их характер; без внимания не оставляем головокружения, головные боли, боли в правом подреберье при беге, последние свидетельствуют о заболевании печени. Все случаи спортсмен описывает в дневнике самоконтроля и потом сообщает о них врачу.

О перетренированности спортсмена будет свидетельствовать повышенная потливость, нежелание тренироваться, боли в мышцах, бессонница. Если наблюдается потеря веса, то это может происходить по двум причинам: велика нагрузка или когда теряется белок. Белок теряется при горных тренировках, а также при недостаточном потреблении белков животного происхождения (творога, мяса, рыбы).

Дневник самоконтроля включает характеристику тренировок, а также время их проведения (вечер, утро), спортивные результаты. Женщины фиксируют в дневнике характер и периодичность месячных.

Тренер или спортивный врач объясняют, как правильно вести дневник, а также как оценивать показатели своего самочувствия и составляют индивидуальный план тренировочного процесса.

Результаты необходимо записывать в дневнике систематически, так создается возможность их анализировать самостоятельно или совместно спустя определенное время с тренером и врачом.

Контроль и самоконтроль

Контроль в широком понимании подразумевает проверку чего-либо. Контроль за учебной деятельностью предполагает обратную внешнюю связь и осуществляется педагогом. Он включает обратную внутреннюю связь, выступая в виде самоконтроля учащегося. Контроль является важной составной частью в процессе обучения или его звеном. Используемая система контроля в учебных заведениях, а именно оценивание, применялось издавна. Главным недостатком контроля считают ежедневный устный опрос, поскольку он является выборочным и случайным, что позволяет отдельным учащимся непостоянно работать. Педагог не может контролировать, что усвоено каждым учащимся. Большинство педагогов применяют оценивание для давления на учащихся, что напрягает обучающую обстановку. При таком оценивании учебно-познавательные мотивы отодвигаются на задний план, что искажает весь учебный процесс.

Внешний контроль, а также оценивание педагогом являются при проверке знаний учащихся единственными методами контролирования. По этой причине у учащихся не формируются привычки, а также самооценка и самоконтроль.

Перечисленные недостатки позволяют сделать вывод о важности совершенствования применяемой системы контроля, а также оценивания в учебе. Такие предложения выносят на обсуждение новаторы средней и высшей школы.

Учебная осмысленная деятельность должна включать три составных части:

  • ориентировочно-мотивационную;
  • операционально-исполнительную;
  • рефлексивно-оценочную.

Эти части обязательно должны быть осознаны, а также реализованы. Задача педагога — обучить учеников такой учебной деятельности, при которой будут охвачены все составляющие части.

Система контроля и оценивания в учебном процессе включает:

  • внешний контроль, а также оценка педагогом деятельности учащихся и ее результатов;
  • самоконтроль и самооценка учащимися своей работы и своих результатов;
  • контроль и оценка учебной деятельности, а также ее результатов экспертами-учащимися.
  • сочетание самоконтроля и контроля, самооценки и оценки деятельности учащегося, а также ее результатов.

Оценка показывает результаты контроля. Оценка определяет степень соответствия результатов нормам. Способы оценивания получили названия: сопоставительный, нормативный, личностный.

Самоконтроль и самооценка

Самоконтроль выступает чертой личности, предполагающей умение контролировать себя, а также правильно свои действия оценивать. Самооценка, являясь отношением ребенка к личным возможностям, личностным качествам, результатам деятельности не заложена в нем, она только формируется и зависима от правильного воспитания, а также всей учебной деятельности. Задача учителя заключается в помощи и способствованию формирования правильной самооценки.

Самоконтроль и самооценка взаимосвязаны между собой. Формирование у детей различных приемов самоконтроля способствует воспитанию способности к самооценке. Это необходимо учитывать, организовывая деятельность с самых первых дней обучения в школе.

Ученики начальных классов зачастую не могут самостоятельно найти ошибки в своих работах и исправить их на основе сопоставления с образцом. Этому нужно учиться, начиная с первого класса. На уроках рекомендуют использовать взаимопроверку. Данный прием формирует не только умение контролировать свои действия, но и воспитывает такие качества, как правдивость, честность, дисциплинированность, коллективизм.

Беседы и наблюдения с детьми свидетельствуют о том, что взаимопроверка знаний активизирует деятельность, повышает интерес к знаниям. Начальная школа использует взаимную проверку на уроках математики и русского языка, но не очень часто.

Автор:

Самоконтроль в психологии - что это такое, чем помогает и как его достичь

Как вести себя в тех или иных ситуацияхВ человеке имеются зачатки многих качеств как хороших, так и плохих. Какие-то из них ярко выражены и заметны, какие-то более скрытны. Сочетание этих свойств и формирует характер. Сейчас речь пойдет об интересном и важном качестве, носящим название самоконтроль.

Что такое самоконтроль?

Определение самоконтроляНет необходимости приводить заумные научные объяснения, так как большинство читателей, услышав данное слово, сразу же поймут его значение. Самоконтроль - это способность управлять своими чувствами, эмоциями и поведением. Самоконтроль идет бок о бок со многими полезными качествами.

К примеру – целеустремленность. Вы можете поставить себе цель, иметь высокий уровень мотивации и просчитать план действий, но в итоге не дойти до цели. С чем это может быть связано? Вас может что-то отвлечь, соблазнить что-то более приятное, да и банальная лень в состоянии дать о себе знать. Собранная и владеющая собой личность сумеет избежать этих ловушек. Таким образом мы подошли еще к одному важному свойству — собранности, которая является предпосылкой самоконтроля. Также в связке с самоконтролем идет осознанность и сила воли.

Психология говорит, что людям сложнее всего взять под контроль свои эмоции. Самоконтроль же позволяет подчинить их своему разуму. Самоконтроль – это понимание своего несовершенства, и стремление стать лучше, максимально управлять собой, избавиться от собственных комплексов, и свести к минимуму влияние на себя всего, что окружает. Это сила характера позволяющая действовать так, как того требует ситуация, несмотря на собственное состояние. Самоконтроль – это то, чем будет полезно овладеть каждому, вне зависимости от вида деятельности.

Итак, краткий перечень качеств, следующих за самоконтролем:

  • Воля
  • Осознанность
  • Хладнокровие
  • Дисциплина
  • Уверенность в своих силах
  • Собранность
  • Целеустремленность
  • Терпение
  • Самоограничение

Преимущества самоконтроля:

  • Управление своими эмоциями и действиями. Наверняка вы и так понимаете, что это жизненно необходимо. На высоком уровне самоконтроля даже окружающие будут попадать под ваше влияние.
  • Свобода от внешних и внутренних ограничений, которые могут сбить с толку и увести от цели.
  • Самоуважение и уважение окружающих.
  • Спокойствие и возможность прекрасно чувствовать себя в социуме.

Примеры самоконтроля

Теперь давайте рассмотрим на практических примерах, где помогает подобный навык.

  • Примеры самоконтроля знакомые намБытовые ситуации. Человек управляющий собой сможет не дать разгореться конфликтной ситуации, или быстро ее сгладить, так как управляет своими эмоциями.
  • Экстремальные ситуации. В таких обстоятельствах человек способный сохранить рассудительность и хладнокровие увеличивает свои шансы выйти без потерь. В противном случае люди впадают в панику, их действия становятся иррациональны, и как следствие, результаты могут быть плачевны.
  • Спорт. Спортивная деятельность требует от человека приложить немало усилий, включая дисциплину, самоограничение и самоконтроль. Можно сказать, что спорт является отличным тренажером для развития данных качеств, которые помогут получить высокие результаты как в спортивных дисциплинах, так и жизни.
  • Дипломатия и государственная деятельность. Здесь нельзя позволить дать волю чувствам, ведь это может стоить карьеры, зато нужно сохранить холодный рассудительный ум, и способность к поиску компромиссов.
  • Личные финансы. Обладая самоконтролем, вы сможете более грамотно распоряжаться заработанными деньгами, не идя на поводу у сиюминутных желаний, объективно оценивая свои возможности в настоящий момент, а также направить свои силы на увеличение дохода.

Как добиться самоконтроля

Что нужно чтобы добиться самоконтроляЭто все хорошо, теперь осталось разобраться, как развить такое полезное качество в себе. Общеизвестно, что тренируется абсолютно все, можно сказать, подобные качества личности это ментальные мышцы.

Хорошо когда родители приучают детей с детства к дисциплине и самоконтролю, однако, если в вашем воспитании были упущены эти нюансы никогда не поздно перестроить свой образ жизни и себя. Начать можно с режима. Вовремя ложиться спать, лимитировать время проведенное в интернете, есть по графику и так далее. К слову, здоровое питание тоже является хорошим средством развития самообладания, ведь не все могут устоять перед вкусной, но вредной пищей.

Следующий метод это развитие пунктуальности и выполнения обещанного. Таким образом развивается осознанность, появляется навык объективно оценивать свои силы, как бонус – людям станет приятно вести с вами дела. Еще один отличный инструмент — это саморазвитие. Касается физической и психологической сферы. Та же самая зарядка, или посещение психологических тренингов, или просто обучение новым навыкам и совершенствование имеющихся.

Как можно заметить, лучшим полигоном для развития самоконтроля является сама жизнь, и достаточно подкорректировать свой график, и больше уделять внимание обсуждаемым выше аспектам, встраивая их в свой обычную деятельность.

Дозировка самоконтроля

Правильная дозировка самоконтроляПсихология предупреждает о возможных негативных последствиях людей регулярно пребывающих в психической напряженности. Постоянный контроль поведения и подавление эмоций вполне может сказаться на состоянии здоровья тела. Но на самом деле самоконтроля много не бывает, главное все делать с умом. Не нужно подходить к себе излишне самокритично, пребывать в негативе и постоянном напряжении.

Оставайтесь позитивны, учитесь наслаждаться маленькими победами, уделяйте время отдыху и все будет хорошо. Порой можно провести профилактическое мероприятие-разрядку, к примеру, побить боксерский мешок, выплеснуть эмоции где-то в безлюдном месте через крик, или посетить специальную комнату для эмоциональной разгрузки, где можно погромить посуду и тарелки, конечно, если в вашем городе имеется подобное.

САМОКОНТРОЛЬ - это... Что такое САМОКОНТРОЛЬ?

– одно из проявлений сознательной регуляции человеком собственного поведения и деятельности в интересах обеспечения соответствия их результатов поставленным целям, предъявляемым требованиям, правилам, образцам. Предназначение С. заключается как в предупреждении, так и в исправлении допущенных ошибок, неточных действий. Благодаря регулирующей функции С. человек способен реализовать предложенный кем-либо или самостоятельно принятый план деятельности. Важную роль в процессах С. личности играет ее самооценка, самокритичность, осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление С. определяется социальными, этическими и психологическими требованиями к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию. Процесс С. предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Волевая регуляция основана на С. человека, как компоненте саморегуляции, в то же время С. может быть обеспечен волевой регуляцией, например, в стрессовых ситуациях. Основными видами С. являются: констатирующий, ситуационный, предвосхищающий. В литературе С. отождествляется с саморегуляцией, планированием, процессом корректирования деятельности.

С. способствует реализации и уточнению уже существующего плана, но не тождествен планированию, которое осуществляется с целями, мотивами, программой деятельности личности. Человек обладает значительно развитым С., но, не имея достаточных знаний и навыков, может плохо выполнить то или иное новое для него трудовое задание. Развитие С. наряду с другими необходимыми условиями облегчает человеку путь овладения той или иной деятельностью, но это не означает, что процесс его регуляции и С. тождественны.

С. может быть непреднамеренным (непроизвольным), например, у лиц с высокой тревожностью и преднамеренным (произвольным), определяемый сознательно поставленной целью – следить за точностью реализации программы своей деятельности. Непроизвольный С. может осуществляться в структуре восприятия, функционировать автоматически. Предметом непроизвольного С., осуществляющегося в структуре восприятия, является не деятельность в целом, а лишь ее процессуальная сторона. Функцию самоконтроля по реализации программы действий внутри деятельности условно можно назвать функцией стабилизации действий, или первой функцией С. Вторую функцию С. по корректированию, стабилизации деятельности в соответствии с ее мотивами, повышению ее устойчивости к непроизвольной смене называют функцией стабилизации деятельности. Преднамеренный С. в отличие от непроизвольного С. обладает значительными возможностями стабилизации деятельности. С.– это лишь звено в процессе самовоспитания, он дает высокие результаты во взаимодействии с другими средствами самовоспитания, среди которых выделяют самоприказ, самоубеждение и др.


* * *
– см. Самодисциплина.


* * *
– способность контролировать импульсивность. Ср. сдержанность, выдержка.


* * *
осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. С. является неотъемлемым компонентом любой целенаправленной деятельности независимо от ее конкретного содержания и условий осуществления, поскольку выполнение действия, направленного на достижение конкретной цели, всегда требует сравнения полученного результата с запланированным. Таким образом, С. выступает в качестве обязательного звена структуры деятельности, но этим его функции по обеспечению адекватности поведения внешним условиям не исчерпываются. Человек является сложным субъектом и объектом саморегуляции и самоуправления, протекание которых в принципе невозможно без С. Общее функциональное назначение С. независимо от того, в какую деятельность он включен и в какой сфере психических процессов реализуется, состоит в установлении и оценке рассогласования между эталоном и контролируемой переменой. В инженерной психологии С. рассматривается как фундаментальный психологический механизм, прямо по своей сути направленный на обеспечение надежности человекаоператора. Правильная и своевременная реализация С. позволяет оператору предотвращать возможные и исправлять уже допущенные ошибки на каждом из основных этапов его деятельности: при приеме информации, ее переработке, осуществлении управляющего воздействия. Кроме того, С. в операторской деятельности выполняет такую важную функцию, как сопоставление значений параметров текущего состояния с заданными и установление соответствующих сигналов рассогласования, являющихся исходной информацией для последующего управления. Велика также роль С. в процессе обучения операторов. С. в деятельности оператора может быть инструментальным и неинструментальным. В первом случае он проводится с применением специальных технических средств, во втором — путем визуальной или мысленной проверки правильности выполняемых действий. Однако в обоих случаях важной задачей является приучить оператора к проведению С, к включению его в качестве обязательного этапа в структуру деятельности. Для того чтобы С. был эффективным, оператору необходимо в «полном времени деятельности» выделить некоторый резерв времени для контроля собственных действий. Выделение такого резерва должно быть предусмотрено при проектировании деятельности оператора. Эффективность С. зависит от степени его полноты. Значение С. особенно сильно увеличивается в условиях современного производства, когда «снижается эффективность внешних форм контроля за работой каждого отдельного человека, а акцент смещается на личную ответственность работника, которая становится одним из главных факторов запуска С.» (Г. С. Никифоров).

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Самоконтроль | Блог 4brain

самоконтроль

Современный высокострессовый мир предъявляет особые требования к психологической устойчивости. Сейчас недостаточно быть умным и коммуникабельным. Очень важно уметь контролировать свои желания, чувства и эмоции. В первую очередь негативные, которые мешают достижению целей. Для этого необходим самоконтроль. В статье вы узнаете что это такое, в чем его важность, а также как развить этот навык.

Что такое самоконтроль?

Самоконтроль – это способность, которая позволяет нам контролировать наши эмоции, импульсивное поведение, помогает достигать целей и выполнять ежедневные рутинные задачи. Он необходим для успешной работы, учебы, социальных взаимоотношений.

Можно сказать, что самоконтроль – это в некотором роде термостат, функцией которого является поддержание баланса и стабильности, как внутренней, так и внешней. Когда он работает правильно, то помогает сдерживать импульсы и желания, которые уводят нас от выполнения важных задач. К примеру, если вы хотите хорошо сдать экзамены, вам необходимо оставаться дома и готовиться. Но в какой-то момент вам наверняка захочется пойти встретиться с друзьями. Или же босс очень сильно разозлил вас, но чтобы сохранить работу, вам необходимо сдержаться от резких слов. Именно для таких ситуаций и нужен самоконтроль – чтобы не поддаться импульсу и не натворить глупостей.

Почему это так важно?

Ученые установили, что люди с высоким уровнем самоконтроля часто оказываются более успешными в различных сферах жизни. Личности, у которых хорошо развит самоконтроль, имеют что-то вроде дополнительной силы воли, поскольку им требуется меньше усилий, чтобы приложить ее. Это связано с влиянием эмоций на процесс принятия решений, и, в общем, на наше поведение.

Особенностью психологии человека является стремление удовлетворить свое желание здесь и сейчас. Если нам это не удается, мы испытываем негативные эмоции, и, следовательно, стресс. Чем меньше самоконтроля, тем сильнее будет этот стресс и тем больше вреда он принесет здоровью, как ментальному, так и физическому.

Самоконтроль – это комплексный когнитивный процесс, который требует наличия других навыков, таких как умение определять свои эмоции, понимать и регулировать их, умение рефлексировать и критически относиться к своим действиям. Это позволяет контролировать свои решения и импульсы и  менять поведение в тех или иных ситуациях.

Разница между самоконтролем и самоподавлением

Важно понимать что самоконтроль и самоподавление – это не одно и то же. Самоконтроль предполагает осведомленность о своих эмоциях, их понимание и основанное на этом управление ими. С другой стороны, когда мы говорим о самоподавлении, то имеем в виду стремление человека скрывать эмоции, не обращать на них внимания, ждать, когда они исчезнут сами, или же активно пытаться избавиться от них.

Вот пример, который поможет вам лучше понять эту разницу. Представьте, что вы чувствуете гнев, и у вас возникает желание крушить все, что попадется под руку. Но вы понимаете, что сейчас неподходящий момент и вам нужно быть сдержанным. В такой ситуации возможны два пути:

  1. Стратегия самоконтроля. Осознать то, что вы чувствуете, принять это и попытаться вызвать противоположную эмоцию, например, сосредоточившись на каком-нибудь приятном воспоминании или же попробовать переключить внимание на что-то другое, что поможет снизить интенсивность эмоции.
  2. Стратегия подавления. Сжать кулаки, не понимая, что с вами происходит, и мысленно крушить все вокруг, продолжая испытывать стресс и негативные эмоции. Или же не справиться с подавлением и перейти к реальным действиям.

Думаю, теперь разница между этими терминами очевидна, как и последствия каждого из подходов.

Если эмоция, такая как гнев, оказывается в ловушке внутри нас, и мы не сможем осознать и регулировать ее, то ярость захватывает наше мышление и поведение. Все это приводит к раздражительности, тревожности и значительно ухудшает продуктивность в достижении своих целей. И наоборот, если мы умеем контролировать негативные эмоции, то сможем изменить свое состояние.

Как повысить уровень самоконтроля

самоконтроль

Развитие самоконтроля включает два этапа – умение идентифицировать и понимать свои эмоции, а также навык контролировать их – т.е. снижать интенсивность или замещать негативные эмоции позитивными. Давайте разберемся, как тренировать каждый из них.

Учимся идентифицировать свои эмоции

Итак, первым шагом к повышению уровня самоконтроля будет овладение навыком идентификации своих эмоций. И сначала необходимо отметить, что существуют два вида эмоций: первичные и вторичные.

  • Первичные (или базовые) эмоции являются универсальными и большинство людей достаточно легко могут определить их. К ним относятся радость, страх, гнев, печаль, отвращение, удивление. Мы отлично знаем их физические проявления и хорошо понимаем, что они значат.
  • Вторичные (или сложные) эмоции более сложны для распознавания, поскольку они, по сути, являются сочетанием нескольких базовых, и их проявления не настолько очевидны. Вам необходимо научиться раскладывать вторичные эмоции на первичные, чтобы определять их.

Чаще всего мы испытываем именно вторичные эмоции. Научившись распознавать их и анализировать, нам будет значительно проще контролировать их, постепенно разбираясь с каждой составляющей. К примеру, такая сложная эмоция как тревога возникает в результате сочетания страха и вины или стыда. Почувствовав тревогу, мы можем определить все те мысли, которые вызывают в нас страх, вину или стыд и работать с каждой из них по отдельности. Это значительно упрощает процесс и повышает уровень самоконтроля. Таким образом, вместо того чтобы поддаться негативной эмоции, мы сразу же включаем интеллектуальный процесс ее анализа – и только это уже значительно снижает ее влияние.

Следующие советы помогут вам научиться идентифицировать эмоции.

Изучите психологию эмоций

Умение различать эмоции требует определенной теоретической подготовки и длительной практики. Простого жизненного опыта здесь будет недостаточно – он несовершенен, мы слишком часто ошибаемся в своих выводах (может потому и чувствуем, что наш самоконтроль не такой уж и хороший?)
Вот список книг, из которых вы сможете узнать больше о психологии эмоций:

  • Пол Экман «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь»;
  • Кэролл Э. Изард «Психология эмоций»;
  • Евгений Ильин «Эмоции и чувства».

Умение распознавать эмоции – один из основных навыков профайлинга, которому посвящена отдельная обучающая программа 4brain. Если эта тема вам интересна и вы хотите получить глубокие знания по ней, а также сразу начать отрабатывать теорию на практике – этот курс будет вам полезен.

Заведите персональный дневник эмоций

Заведите себе бумажный или электронный блокнот, в котором вы будете вести свой дневник самоконтроля. Почувствовав ту или иную эмоцию, которую вам трудно контролировать, сразу же по горячим следам запишите то, что с вами происходит, по следующей схеме:

  • Как называется эмоция которую вы чувствуете?
  • Какие физические проявления она продуцирует?
  • Какие мысли при этом возникают?
  • Какие действия при этом можно предпринять?

Такой формат имеет несколько преимуществ. Он заставляет вас сразу же перейти к анализу. В дальнейшем вы сможете проконсультироваться с психологом, ничего не забыв. Научившись распознавать простые эмоции, со временем вы сможете перейти и к более сложным.

Учимся контролировать свои эмоции

Распознав, какая именно эмоция сейчас влияет на нас, мы можем перейти к следующему, ключевому шагу – контролю. Задача состоит в том, чтобы найти способы и активности,  которые помогут снизить эмоциональный накал или же переключиться на другие эмоции. Каждому человеку подходит что-то свое – экспериментируйте и ищите.

Вот несколько советов, которые помогут с этим:

  1. Существует простой способ, который поможет нивелировать негативные импульсы, или по крайней мере снизить их интенсивность. Просто дистанцируйтесь от ситуации. К примеру, пойдите прогуляйтесь или просто на некоторое время покиньте это место, а потом вернитесь. Даже такая простая смена географических координат уже улучшит ваше состояние.
  2. Еще один универсальный метод – краткая физическая активность. Несколько приседаний, отжиманий или даже резиновый эспандер значительно снизят накал страстей.
  3. Наконец, визуализация приятных воспоминаний – простой и незаметный способ вызвать в себе позитивные эмоции. Как можно ярче, со всеми подробностями (звуками, красками, запахами и т.д.) представьте какой-либо положительный опыт и сосредоточьтесь на нем.
  4. Так же, как вы отслеживали свои эмоции, теперь можете наблюдать и за развитием самоконтроля – с помощью дневника. В совершенствовании любого навыка очень важно наличие обратной связи – и ведение дневника позволит дать вам ее, если вы не пользуетесь услугами психолога. На данном этапе вы можете объединить оба журнала в один с помощью следующей формы:

самоконтроль
Такой метод позволит вам соединить оба этапа самоконтроля в один – теперь вы будете видеть всю картину целиком.

Резюме

Самоконтроль – это навык, который позволяет нам регулировать свои эмоции и желания, при этом не подавляя их. Чтобы научится самоконтролю, вам необходимо тренировать два навыка – умение идентифицировать и понимать эмоции и умение регулировать их. Изучите психологию эмоций, наблюдайте за собой, анализируйте свое поведение, чувства и мысли с помощью дневника – это даст вам обратную связь и более глубокое понимание своих действий. Экспериментируйте и ищите способы влияния на свои эмоции. Прогулка, физическая активность и визуализация помогает в этом практически всем людям.

По материалам сайта https://blog.cognifit.com

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: