Цель определение понятия: цель — это… Что такое цель? – ЦЕЛЬ это что такое ЦЕЛЬ: определение — Философия.НЭС

цель — это… Что такое цель?

  • цель — цель, и …   Русский орфографический словарь

  • цель — цель/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • ЦЕЛЬ —         один из элементов поведения и сознат. деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определ. средств. Ц. выступает как способ интеграции различных действий… …   Философская энциклопедия

  • цель — и; ж. 1. Объект для попадания при стрельбе или метании. Воздушная ц. Движущаяся ц. Выйти на ц. Стрелять в ц., по цели. Точно выбрать, поразить ц. Целью поражения служат военные объекты и живая сила противника. Попасть в ц. (также: сказать или… …   Энциклопедический словарь

  • Цель — Цель. [Слово цель (до 1917 г. писалось цѣль)], несомненно, в языковом сознании говорящих как то связывалось с корневым элементом цѣл . Например, А. А. Бестужев Марлинский писал своему брату Павлу (от 26 мая 1835 г.): «Напиши что нибудь, хоть… …   История слов

  • цель — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? цели, чему? цели, (вижу) что? цель, чем? целью, о чём? о цели; мн. что? цели, (нет) чего? целей, чему? целям, (вижу) что? цели, чем? целями, о чём? о целях 1. В военном деле, спорте целью… …   Толковый словарь Дмитриева

  • ЦЕЛЬ — Легче идти вперед, чем в нужном направлении. Михаил Генин Лишены прозорливости не те люди, которые не достигают цели, а те, которые проходят мимо нее. Франсуа Ларошфуко Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Цель-ам-Зе — Город Цель ам Зе Zell am See Герб …   Википедия

  • цель — Мета, мишень; виды, намерение, конец, мечта, идеал, стремление. С этой целью, на сей конец. Цель жизни, предмет сладчайших грез… Ср. . достигать цели, задаться целью, иметь целью, преследовать цель, с предвзятой целью, с целью… .. Словарь… …   Словарь синонимов

  • Цель —  Цель  ♦ But    То, к чему мы стремимся, то, чего добиваемся, что хотим получить, в чем желаем преуспеть. Стоики различали конечную цель (telos) и просто цель (skopos). Цель является чем то внешним по отношению к действию – такова мишень, в… …   Философский словарь Спонвиля

  • ЦЕЛЬ — жен. мета, предмет, в который кто метит, наводит, старается попасть; цель для стрельбы, мишень, с раскрашенными кругами, коих средина сердце или яблоко. Метил в цель, а попал в пень. | Цель, на стрельном оружии, мушка, шипок на дуле для наводки… …   Толковый словарь Даля

  • Что такое Цель и как правильно ставить цели

    В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь.
    Другой — листвы зелёной вязь, весну и небо голубое.
    В одно окно смотрели двое.

    Омар Хайям

    рекомендую: upravlenie.org/572-refleks-celi-po-i-p-pavlovu.html

     

    Целеполагание — процесс выбора и постановки целей.

    Целедостижение – продуманность действий для достижения поставленных целей(Целедостижение, по сути и есть Стратегия).

     

    Понятие Цели. 

    Цель в жизни и в менеджменте(управлении). Заблуждения Брайана Трейси. Ошибки SMART.

    Уважаемый Читатель вынужден Вас огорчить, что данный вопрос не такой простой, как может показаться на первый взгляд, и если вы ищете тут информацию в стиле «по-быстрому вникнуть в тему», то ничего не выйдет. Данная ПРОБЛЕМА(а понятие «цели» пока является проблемой, для большинства людей) быстро решить не получится. Тут требуется вдумчивое, неторопливое чтение. Мое дело Вас предупредить, а Ваше не согласится 🙂

    Мы тут не рассматриваем понятие Цели в математическом, физическом или же в философском смысле, все рассуждения о Цели, у нас будут идти только с точки зрения социальных технологий, с уклоном на практическое(прикладное) применение.

    Немцы еще раз подтверждают свою национальную черту, которая проявляется в «точности и деталях». Дело в том, что понятие «ЦЕЛЬ» к нам пришло из немецкой философии. Данное понятие использовалось и древними греками, но «популярность среди обывателей» оно получило благодаря немцам. Кто-кто, но они точно умеют ставить Цели, хотя иногда и ошибочные 🙂

     *Определение : Цель (нем. «Ziel») — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс…данное определение не раскрывает сути. Ниже, мы и поговорим о сути.

    *Понятие «целевое поведение» имеет разное опредление, но мы рассматриваем даное понятие как «поведение, которые приводит к Цели».

    Рекомендую, для лучшего ознакомления с темой, статью «Как правильно поставить Цель — принцип С.А.В.Е.Д.»(можно найти на сайте)

    Что такое Цель

    Что будет в этой статье:

    — тиражируемые в интернете ошибки, про Цель, известными личностями, вводя читателей в заблуждение

    — зачем нужно простому человеку знать суть понятия «Цель», какие преимущества это дает в повседневной(бытовой) жизни простым людям

    — как правильно ставить Цель, рекомендации и типичные ошибки

    — недостатки «метода SMART»

    Теперь по сути темы. Одним из неочевидных свойств Цели является ее ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

    Что я имею ввиду под «привлекателностью».

    Есть вещи, которые привлекают наше внимание, иногда на несколько секунд, иногда мы об этом думаем чаще и периодически вспоминаем об этом, в течении долгого времени, год-два или всю жизнь. Под словом «привлекательность», в данном контексте я подразумеваю «интересность», «желание получить, попробовать» и т.д., и что очень важно, это имеет эмоциональную окраску. Вот тут мы можем попасться в ловушку, популяризированной нашими современниками. Самая распространенная «ловушка» это цель-деньги, т.е. мы хотим заработать миллиЁн, и это считаем своей Целю. Конечно, ничего плохого в желания заработать миллион нет, просто это как Цель НЕ СРАБОТАЕТ. «Цель-деньги», это просто детская хотелка, эгоистичный каприз,хотя может подоваться под очень умными соусом словами. Деньги это инструмент, очень интересный, очень привлекательный, но инструмент. Хотет стать плотником, из-за блестящего и острого топора, простительно только для ребенка 3-5 лет, но для взрослого это глупо.

    Цель должна иметь как «счетные» качества(типа денег или должности», так и нематериальную ценность. Вот по этой причине, часто предлагают искать себе Цель в области хобби, так как хобби имеет больше нематериальную ценность, чем материальную.)

     — Первый, предварительный вывод. Один из ключевых проверочных показателей, правильно ли мы выбрали Цель или нет, является наше желание достичь этого, если мы даже ничего не заработаем. Поэтому, миллиЁн долларов как Цель явно не годится, оно просто не сработает.

    — Второй, предварительный вывод. Цель может быть и «параллельной работой», т.е. мы ведем некую деятельность для получение денежного дохода, но Цель может лежать в другой области. В идеале мы должны зарабатывать на пути к Цели, т.е. заработок и Цель должны лежать в одной области деятельности, и мы этим должны заниматься каждый день, но на начальном этапе возможно и «распаллеливание».

    Одно из эксклюзивных обязанностей руководителя высшего звена или владельца бизнеса является «контроль Цели», т.е. реалистичность/экологичность/привлекательность Цели, чтобы сотрудники считали , если не своей Целью, то хотя бы причастным к Цели компании, иначе не будет проку от постановки Цели.

    Темы статьи:

    1. Что такое цель
    2. Ущербность(заблуждения) постановки целей по smart
    3. Как правильно ставить цели

    ***

    Важными признаками Большой Цели является:

     — отсутствие конкуренции(мало кого интересует сложные и долгосрочные цели, еще и с риском)

    — сложность достижения(как правило на текущий момент не совсем понятно как ее достигать)

    — общественная полезность(корыстные интересы стоят на втором месте, поэтому «заработать миллион» является явным признаком неудачного выбора)

    Некоторые смыслы данного понятия изложены в статье «Как правильно поставить Цель — принцип С.А.В.Е.Д»   

    Для начала нашего непростого разговора о Цели, обратимся к википедии, ибо оно «наше все», чтобы не отвлекать Читателя, приведу данное определение.

    Понятие «Цель», в интернете, искажена. Пример: Цель — это идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс; «доведение возможности до её полного завершения»; осознанный образ предвосхищаемого результата.

    Далее в википедии говориться, что «возникновение цели называют постановкой»…это не так, но об этом позже. Еще, «доведение возможности до её полного завершения», тоже неправда. Возможность достижении Цели не обязательно может быть доведена до конца. Цель может быть и НЕ ДОСТИГНУТА, но от этого она не перестает быть Целью. Автор определения выдает желаемой за действительное.

    Попробую выделить и переложить данное высказывание на более простой язык и потом предложу свою версию, что же такое «Цель». Нам нужно сразу определится, что у понятия «цель» есть два различных применения, чисто техническое(физическое) и морально-нравственное(смысл понятия не для технических целей). Мы обсуждаем именно это определение.

    В выше приведенном определении сутью является, что «идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта», которому намеренно стремится субъект. Это и есть суть данного определение. Остальное, это только уточнения.

    Теперь предложу свою версию «что такое Цель». Начну из далека. Первый раз я сам столкнулся с данной проблемой в студенческие годы, какая-то брошюра попалась в руки, скорее всего купил на вокзале, уже не помню, но помню впечатление от прочитанного «вроде бы изложено просто, но суть не раскрыто». Прошло много лет, и данной темой больше не интересовался, но со временем, уже изучая управленческие проблемы опят столкнулся с проблемой что такое Цель». Попытка в интернетах и в бизнес-литературе найти раскрытие сути этого понятия увенчались разочарование. Все что было по этой теме это «попсовая бизнес-литература» от Брайан Трейси, которое больше запутывает читателя чем помогает понять проблему, не говоря уже о решении. По ходу ознакомления с бизнес-литературой, отрывочно нашел интересные высказывания о Цели у бизнес-консультантов(В.Тарасов, И. Викентьев), правда обрывочно, буквально несколько фраз, но все же их высказывание показались очень интересными. 

    По сути на этом все, больше ничего ТОЛКОВОГО не нашлось, до того момента, пока не попытался САМ для СЕБЯ разобраться с этим. Удивительно, после того как попытался изложить свое видение этого понятия в статье(ссылка выше), спустя какое-то непродолжительное время наткнулся на очень интересные определение этого понятия. Данные материалы действительно достойны внимания и изучения. Кусок текста, с описание данное проблемы нашел в книге «Как стать Гением»(автор Г. Альтшуллер) и еще более интересный(на мой субъективный взгляд) материал нашел у И.П. Павлова, русского и советского учёного, нобелевского лауреата, в статье «Рефлекс цели». Очень занимательная статья, рекомендую к ознакомлению, если вы интересуетесь проблематикой. Иногда, в таких случаях, возникает чувство сожаления, что «раньше не знал этого», но и чувство удовлетворенности тоже возникает, что твои догадки о проблеме были правильными.

    Пересказывать данные материалы не вижу смысла, и вкратце их не передать, лучше почитайте. А далее я попробую изложить свое субъективное мнение, насколько важно осознать значимость данной проблемы для человека.

    Что такое цель — как правильно ставить цели 

    Как бы мы не хотели, мы не можем жить без цели. Если кто-то скажет, что это возможно, то он ошибается, ибо это почти доказал И.П. Павлов. Даже если мы не осознаем, что у нас есть цель, оно все же у нас есть. Дело в том, что цель существует условно на 3 уровнях, т.е. Цели существует трех видов:

    — оперативные цели(то что движет нам в данную минуту)

    — тактические цели(то к чему мы стремимся достичь в течении недели, месяца, года)

    — стратегические цели( такие цели редкость, как правило это Сложные Цели, которые можно достичь через 15-50 лет или даже более)

    Кстати, разделение Целей на уровни, очень сильно напоминает разделение Управления на уровни, что не является случайностью, но сейчас не об этом. Просто хотел отметить сильное сходство-привязка «управления» с «целями».

    Обычно, люди, которые не осознают о существовании Цели, живут на уровне оперативных целей, если они думают, что у них нет цели, то просто не задумывались над своем ежедневными действиями. Любые наши действия — поставить чайник на плиту, покупка брюк, включить телевизор и т.д. все они являются целями оперативного уровня.

    Цель в компании, кроме всего прочего играет роль камертона. Частое разночтения одних и тех же обязанностей разными сотрудниками связано с тем, что у компании нет вменяемой и понятной для сотрудников Цели.

    ***

    Один из принципов поиска Цели должно быть следующим — Цель имеет материальную и моральную ценность, т.е. должна приносить моральное и материальное удовлетворение, с большим уклоном в сторону моральное удовлетворение.

    ***

    Цель и Стратегия, какие бы они не были бы прекрасными, будут бесполезны, если они не станут частью ПОВСЕДНЕВНОЙ жизни. Стоит работать над тем, чтобы Цель стала доминантом(теория Ухтомского) для нас.

    ***

    При постановке Целей и Стратегии, стоит учитывать феномен-тест, придуманный Карлом Данкером в 1935–ом году для экспериментов в области мотивации

    ***

    Цель – это… Что такое цель и как ее обрести

    Цель – это то, к чему нужно стремиться; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс; образ предвосхищаемого результата.

    Все ли мы знаем, что такое цель? У каждого из нас есть свои цели. Чаще всего большая их часть совсем незначительна и их осуществления мы добиваемся ежедневно.

    К примеру, выучить заданный преподавателем материал, успешно справиться с порученной работой и т. д. Собственно говоря, если разобраться, то вся наша жизнь состоит из каких-либо целей, которые мы постоянно стараемся решить.

    Но, кроме небольших, ежедневных целей, есть цели и довольно значительные. В качестве примера можно назвать – скопить деньги на покупку автомобиля или жилья, создать семью, хорошо воспитать детей и т. д.

    Но главная – это цель нашей жизни. У каждого она своя. Но не всегда получается воплотить ее в жизнь. Это происходит из-за многих факторов. Но чаще всего из-за того, что человек неспособен ее правильно поставить, или же он старается добиться того, что в его положении совершенно нереально.

    Хотя ее достижению могут мешать и различные жизненные обстоятельства, которые человек исправить просто не в силах. Давайте рассмотрим, что же такое цель и почему не всегда ее удается достичь.

    Как выбрать цель в жизни

    Как было сказано выше, человек может выбрать любую цель, ведь она результат всего задуманного вами мероприятия. Главное, ее правильно сформулировать и составить план того, как ее можно достичь. Если вы это сделаете, значит вы наполовину справились с поставленной задачей.

    Но сначала определитесь с тем, чему именно вы готовы посвятить значительную часть своего времени. Ведь понятие цели у каждого свое. Какая сфера вас больше всего интересует и где вы хотели бы добиться наибольшего успеха. Обдумайте все хорошо, ведь это очень важно.

    Сферы жизни, в которых можно выбрать основную цель, могут быть следующими:

    • финансы;
    • семья и дом;
    • друзья и социальная жизнь;
    • приключения и отдых;
    • работа и карьера;
    • спорт и здоровье;
    • отношения;
    • духовная жизнь и самопознание.

    Разумеется – это отнюдь не все возможные цели, а лишь малая их часть. Какую из них выбрать решать лишь вам, ведь путь к их достижению коренным образом изменит всю вашу жизнь. Давайте рассмотрим несколько примеров, чтобы лучше разобраться.

    Вы можете выбрать своей целью, в течение года, к примеру, занятия спортом и решите посвятить себя фитнесу. Благодаря этому можно будет не только существенно улучшить свое физическое состояние, но и избавиться от лишнего веса, сделать свое тело красивым и стройным. А это, в свою очередь, оказывает немалое влияние на психику.

    Ведь любой мужчина или женщина хотят быть красивыми и привлекать внимание противоположного пола. Добившись этого, можно значительно увеличить мнение о себе и добиться немалых успехов в личной жизни, а в будущем создать семью. Кроме того, занятия помогут вам и в работе. Ведь вы будете полны сил и сможете лучше переносить усталость. Но тем не менее – это будут второстепенные цели. Главной же будет – красивое, стройное тело.

    • Чтобы выбрать именно ту область, которая будет в ближайшее время наиболее важной и перспективной для вас, следует тщательно подумать в какой сфере вы сможете за сравнительно короткий период времени достичь максимального успеха, и все ли у вас получится как было задумано.
    • Учтите, если вы ощущаете страх и неуверенность в своих силах, их следует перебороть. Нужно твердо верить в то, что у вас все получится и тогда положительный результат будет вам обеспечен.
    • Также нужно учитывать и все то, что вам способно помешать в том, чтобы добиться поставленной цели. Опять же, проблемы тут могут отличаться.

    Например, если вы хотите научиться петь, но у вас абсолютно нет никаких задатков к этому, и отсутствует музыкальный слух, тогда это большое препятствие, справится с которым, скорее всего, будет не под силу. И тогда нужно выбрать другую сферу, в которой вы сможете добиться намеченного.

    А вот если вы хотите стать балериной, но вы страдаете лишним весом, тогда не стоит унывать и опускать руки. Ведь лишнюю массу можно убрать, регулярно занимаясь спортом и правильно питаясь. То есть при желании с этим препятствием можно справиться и приступить к реализации намеченной цели.

    Как правильно управлять несколькими целями

    Понятие цели у всех людей разное. Конечно, самой значимой для любого человека должна быть основная цель. Но при этом она не должна делать остальные цели незначительными. Ведь это будет неправильным. Они также важны и зачастую именно благодаря их реализации можно добиться главной цели.

    • Главное правильно распределить свои силы. Если в какой-то сфере все хорошо и стабильно, то лучше направить свои силы туда, где у вас возникают трудности. Запомните, очень важно научиться правильно управлять своими силами и выбирать нужные приоритеты, иначе вам просто не хватит энергии, если будете стараться добиться всего скопом.
    • Лучше пусть одни сферы будут пассивными и просто двигаются своим чередом, особенно те, для изменений в которых потребуется затратить немалые усилия. Конечно, довольно непросто пойти на жертвование одним ради достижения другого, но именно такой подход является наиболее рациональным и позволяет добиться успеха.
    • Теперь давайте определимся с тем, что является самым важным для достижения любого вида цели – это время. Если вы решаете, что ваша основная цель изменилась, то вы должны будете перенаправить основную часть времени на главную цель. Но учтите, что, как правило, любая главная цель – это явление временное и через какое-то время, например, через год, она становится второстепенной, а главной становиться совершенно другая.
    • Вы должны прилагать равномерные усилия на каждую из целей, но четко выделять основную и второстепенную. В зависимости от этого и следует распределять свое время и силы. На основную цель их будет уходить, конечно, больше, а на все остальные меньше. Если вы научитесь это делать эффективно, все обязательно получится, и вы добьетесь желаемого.

    Анализ пути, ведущего к достижению цели

    После того как вы посвятили себя той или иной основной цели, а также остальным, являющимся второстепенными, и прошло определенное время, например, год.

    За это время многое изменилось, но нужно оглянуться назад и проанализировать, чего же мы добились за это время, смогли ли мы реализовать то, к чему стремились. Такая процедура очень важна, ведь она позволит вам увидеть свои ошибки, а значит в будущем можно будет их избежать.

    Не отчаивайтесь, если у вас не получилось добиться задуманного. Это не страшно. Ведь вы в любом случае смогли добиться определенных успехов в намеченном деле, а значит у вас есть шанс получить большее.

    Для этого всего лишь понадобится исправить ранее допущенные ошибки и с новым опытом и знаниями перейти к реализации вашей цели. Хотя никто не мешает сделать ее второстепенной, а на роль главной выбрать какую-либо другую, которая будет более актуальной на данный момент.

    Например, вы хотите стать здоровым, с красивым, привлекательным телом. Вы год над этим работали, но не смогли выполнить все то, что задумали. Но тем не менее вы бросили курить, скинули десяток лишних килограммов, добились определенных успехов в спорте, ваше тело за это время значительно изменилось в лучшую сторону.

    Вот видите, сколько всего вы смогли достичь. Пусть вы и не стали атлетом, но ведь и то чего вы добились совсем немало и принесет в будущем позитив. Тем более что можно и дальше двигаться и добиваться поставленной цели.

    Советы при постановке целей

    Не стоит скрывать поставленных целей. Поделитесь ими с вашими родными, друзьями, коллегами, расскажите им, что такое цель и для чего она нужна. Ведь их это может заинтересовать, и они возможно и сами решат попробовать. К тому же вы почувствуете определенную ответственность за свои слова.

    Ведь дав обещание, его нужно исполнять. И если было сказано, что вы решили бросить курить, и это ваша цель, нужно будет сделать все, чтобы этого добиться. А то, что окружающие знают об этом, должно вас лишь подстегнуть и придать сил. Поверьте, это действительно хорошо помогает добиться желаемого результата.

    Помните, что любая цель – это значительная и регулярная трата времени и сил. Все зависит от того, насколько они трудны. Но тем не менее, если даже не получится реализовать всего, чего хотелось бы, не расстраивайтесь. Ведь вы все равно получите немало полезного и нужного от того, чего уже достигли.

    Ведь многие люди не смогли достичь даже этого, а лишь бесцельно прожигают время. Представляйте то, чего вы хотите. Ищете наиболее приемлемые пути и решения, которые позволят вам этого добиться с наименьшими затратами времени и сил. Пробуйте реализовать различные виды целей и у вас все обязательно получится!

    определение цели, закономерности целеобразования, виды и формы представления структур целей. Методики структуризации целей и функций систем управления.

    Цель. Применение понятия «цель» и связанных с ним понятий целенаправленности, целеустремленности, целесообразности сдерживается трудностью их однозначного толкования в конкретных условиях. Это связано с тем, что процесс целеобразования и соответствующий ему процесс обоснования целей в организационных системах весьма сложен и не до конца изучен. Его исследованию большое внимание уделяется в психологии, философии, кибернетике. В Большой Советской Энциклопедии цель определяется как «заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека». В практических применениях цель — это идеальное устремление, которое позволяет коллективу увидеть перспективы или реальные возможности, обеспечивающие своевременность завершения очередного этапа на пути к идеальным устремлениям.

    В настоящее время в связи с усилением программно-целевых принципов в планировании исследованию закономерностей целеобразования и представления целей в конкретных условиях уделяется все больше внимания. Например: энергетическая программа, продовольственная программа, жилищная программа, программа перехода к рыночной экономике.

    Лекция 5: Цель и целеобразование

    1.Понятие и сущность цели.

    2.Закономерности целеобразования.

    3.Формы и виды представления структур целей.

    4. Методики структуризации и анализа целей и функций систем управления.

    5. Целенаправленный подход. Целенаправленные и целеустремленные системы.

    высший уровень целеполагания в образовании – это не только создание некоторых навыков, а еще и осмысленной деятельности, понимания того, что люди делают, зачем и что за этим стоит, — то это поможет достичь успеха в бизнесе. Те, кто добились этой цели цивилизованным способом, говорят о том, что успешная организация – не та, которая ставит основной целью обогащение и прибыль, а преобразование окружающего мира. Это и есть высшая цель бизнес-образования – вывести слушателя на новый уровень понимания, мировоззрения и мышления.

    1. Цель и целеобразование.

    Целеобразование

    Целеобразование — процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления. Целеобразование может быть как непроизвольным, так и произвольным, характеризоваться временной динамикой. Существует ряд механизмов целеобразования: превращение полученного требования в индивидуальную цель, выбор одного из имеющихся требований, превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании, превращение побочных результатов действия в цель, преобразование неосознанных предвосхищений в цель, выделение промежуточных целей, переход от предварительных к окончательным целям, образование иерархии и временной последовательности целей. Исследования целеобразования образуют одно из важных направлений психологического анализа деятельности (индивидуальной и совместной): изучаются зависимость целеобразования от мотивации деятельности, роль эмоций в актах целеобразования, оценки достижимости результата, соотношение общих и конкретных целей. Анализ целеобразования ведется в функциональном плане, в плане исторического развития психики, онтогенетического (см. Онтогенез) развития психики и биологической предыстории целей как осознанных образов будущих результатов действия.

    Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение к-рого направлено действие человека. В психологии понятие цели также употребляется в следующих значениях: формальное описание конечных ситуаций, к достижению которых стремится любая саморегулирующаяся функционирующая система; предвосхищаемый полезный результат (образ «потребного будущего» по Н. А. Бернштейну), определяющий целостность и направленность поведения организма. Представления о цели как предвосхищаемом полезном результате используются при анализе биологической предыстории возникновения осознаваемой цели человека и исследовании психофизиологических механизмов регуляции целенаправленных поведенческих актов. Понятие о цели как осознаваемом образе предвосхищаемого результата служит при изучении произвольных преднамеренных действий, представляющих специфическую черту человеческой деятельности (см. Акцептор результатов действия). Основой формирования цели у человека является его предметно-материальная, трудовая деятельность, направленная на преобразование окружающего мира.

    Бернштейн Николай Александрович

    Бернштейн Николай Александрович (1896-1966) — советский (российский) психофизиолог. Создал и применил новые методы исследования движений человека. Анализ полученных результатов позволил Бернштейн сформулировать положение о том, что приобретение навыка обусловлено не повторением одних и тех же иннервационных команд, а выработкой умения каждый раз заново решать двигательную задачу. Бернштейн показал, что движение направляется моделью потребного будущего. Созданная им общая теория построения движений (см. Уровней построения движения концепция) изложена в монографии «О построении движения» (1947). Последующие работы Бернштейна посвящены изучению основ физиологии активности.

    Акцептор результатов действия

    Акцептор результатов действия — (от лат. acceptor — принимающий) — психологический механизм предвидения и оценки результатов действия в функциональных системах. Термин введен П. К. Анохиным в 1955 г. В информационном аспекте акцептор результатов действия представляет собой «информационный эквивалент результата», извлекаемый из памяти в процессе принятия решения, обусловливающий организацию двигательной активности организма в поведенческом акте и осуществляющий сличение результата с его «опережающим отражением». В случае их совпадения осуществленная функциональная схема распадается, организм может переходить к другому целенаправленному поведению, в случае частичного несовпадения вводятся поправки с программу действия; в случае полного несовпадения развивается ориентировочно-исследовательское поведение.

    Цель – одно из наиболее сложных понятий, изучению которого большое внимание уделяется как в философии, психологии, кибернетике, теории систем.

    .Когда в истории человечества родились формулы целеполагания: «Я поставил цель, я к ней иду»? Думаю, во времена кочевников: «Дойти до некой точки до захода Солнца». Так люди стали располагать цели в пространстве и времени. Каково происхождение слова goal в английском языке? В конечном итоге термин происходит от понятия «предел», «препятствие». Aspiration же переводится как «устремление». Но чем отличается устремление от цели? Как они соотносятся? Человечество со времен кочевников и до нынешнего времени (вспомните SMART) мыслит линейно, в терминах конечных точек: цель – пункт, в который я должен прийти (Г.Константинов, профессор ВШЭ).

    2.Что со мной происходит, когда я начинаю вырабатывать свои стратегические решения в терминах конечных точек? Что я теряю? Теряю процесс: исчезают и луч, и стартовая точка. У меня есть точка А, точка B и план движения из А в B. Но А находится в реальности, а где находится точка B? В голове. Где же логика? Вы идете из этого зала в собственную голову? Разве это возможно? Давайте предположим существование двух осей: «ось реальности» и «ментальности». Если я расположил точку А в начале координат, это означает, что мое представление о реальности адекватно реальности. А точка B находится на ментальной координате. Теперь я проделаю некие шаги, причем, все они будут проходить в реальности, и через некоторое время я буду в точке А1 на «оси реальности». А что прозойдет с ментальной точкой? Она тоже сдвинется. Куда? В направлении реальности. Точка B1 будет означать, что я достиг цели, получил результат. Только так можно устранить логическое противоречие, возникающее, когда мы утверждаем, что движемся из реальности в ментальность. Точка B1 в этой логике – это проекция моей ментальной конструкции на ту реальность, в которой я действую. Вспомните старый армейский анекдот «от забора до обеда»: смысл высказывания понятен, но точки «забор» и «обед» лежат в разных плоскостях – одна в пространственной, другая во временной. Когда мы говорим, что будем решать стратегические задачи в терминах конечных точек, то возникает вопрос: «Каких точек? Реальных или ментальных?». Влияет ли цель, поставленная в рамках SMART на ваше восприятие реальности? Да. Жестко поставленная долгосрочная цель меняет восприятие реальности: вы оказываетесь в плену собственной стратегии.

    3. Дальше возникает очень странный эффект: все, что не соответствуют моей стратегии, я не буду замечать. Это означает, что, когда я прихожу к цели, наступает первый момент, когда можно оглянуться на мир и определить, где же я на самом деле нахожусь. Что я при этом чувствую? 41% достигших цели, испытывает стресс, разочарование. Высший смысл, согласен, может лежать за пределами жизни, но цель находится в пределах. Если вы сможете заставить людей ставить себе цели и неуклонно к ним идти, это означает, что вы можете управлять ими. Чем видение будущего отличается от цели? Уточним термины. Устремление я понимаю как внутреннее решение, намерение как формализованное устремление. Есть цель, есть устремление, есть намерения. Далее я перехожу к деятельности.

    4. Позвольте задать вопрос: «А счастье-то где? В процессе или в конечной точке?» :). Кочевник испытывал счастье тогда, когда он приходил к цели. Это линейная мыслительная конструкция. Но всегда ли она работает? Новое знание расширяет наши возможности и прежние «истины» могут потерять актуальность. Что важнее: конечная точка или процесс движения? Оторвать друг от друга эти понятия невозможно, но на какое из них ориентировать стратегические решения? На любом этапе я могу задать себе вопрос: «В чем смысл моей деятельности?». Смысл на дороге не валяется, его надо искать. Виктор Франкл, прошедший ужасы концлагеря, связывает смысл со свободой.

    5. Что делает жестко поставленная цель с вашей свободой выбора? Она его ограничивает. Вернемся к видению будущего: именно оно задает смысл. Что такое будущее? Мы не можем рассуждать в линейной конструкции кочевника, потому что жизнь меняется очень быстро, как стремительный верховой пожар в лесу. Многие процессы современной жизни нужно обсуждать «в логике верхового пожара», а не в линейной топологии кочевника. Повышение скорости событий при одновременном повышении неопределенности заставляет нас уделять больше внимания процессу, а не конечным точкам. Автор книги «Черный лебедь» Нассим Талеб считает, что будущее непредсказуемо: «черный лебедь» может появиться в любой момент в любой точке.

    6. Итак, есть видение будущего. Есть бизнес-модель – формализованное описание генератора денежного потока – эта конструкция отвечает на вопрос: «Как я буду удерживать денежный поток на нужном мне уровне в условиях конкуренции?» и определяет мою деятельность на коротком горизонте. Результатом всей стратегической работы должно стать понимание одного стратегического шага. Этот шаг – это и есть ваш план. Остальные конструкции существуют в мыслительном поле. Возникает пошаговый процесс, и это единственный, на мой взгляд, вариант, в котором возможна работоспособная процессная логика. Где фиксируется при этом бизнес-модель? Мои наблюдения показывают, что чаще всего – в в головах топ-менеджеров.

    7. Когда компания впервые сталкивается с формализацией бизнес-модели? Бюджет можно считать весьма грубым описанием модели бизнеса. Если я признаю, что бизнес – конкурентная игра, то я должен признавать, что могу быть сильнее или слабее конкурента, и план мне не поможет. Логика планирования подразумевает полную определенность относительно будущего и отсутствие конкурентов. При этом компании могут конкурировать не за деньги потребителей, а за деньги инвесторов, и эта конкуренция не связана с прибыльностью. В логике личных стратегий функцию бизнес-модели выполняет архитектура личных активов человека. В качестве примера могу привести историю конкретного человека. Он долгое время был весьма успешным финансовым аналитиком. На каком-то этапе его жизни задумался о смысле деятельности. Как вы думаете, чем он сейчас занимается? У него есть маленькая школа обучению виндсерфингу. Он движется по планете Земля вслед за ветром. Это не есть дауншифтинг. Это иное толкование смысла деятельности. Он зарабатывает деньги, хотя и меньшие, чем те, когда получал, будучи финансовым аналитиком.

    8. Как только в видении будущего происходит изменение, вся стратегия перестает быть актуальной. Почему мне проще рассматривать эту тему на личном уровне? Потому что здесь отчетливо видно, что прибыль – это не цель компании, а «побочный продукт» деятельности компании. Особенно отчетливо это видно на примере компаний новой экономики, но эта тема заслуживает отдельного рассмотрения.

    9. На уровне личной стратегии универсальным показателем развития является здоровье. На корпоративном уровне мы можем говорить о финансовом здоровье. Если вы собираетесь укреплять собственное здоровье, в первую очередь нужно позаботиться о своей голове. На мой взгляд, это можно делать при помощи освоения сложных, ранее не освоенных форм двигательной активности. Если вы осваиваете новую физическую деятельность, это дает огромную нагрузку на головной мозг. У компаний новой экономики критерием является долгожитие. О чем говорит выживаемость стартапов на уровне 1,5-2%? Это похоже на демографию стран третьего мира: смертность населения высокая, но и рождаемость высокая. Корпоративная сила стартапа на раннем этапе заключается в его способности понравиться инветстору. На следующих стадиях перед стартапом будут стоять другие задачи. Кочевник движется, чтобы выжить. А виндсерфер – чтобы получить удовольствие. В прежней жизни человек, пример которого мы обсуждали, двигался с огромной скоростью – он летал по делам бизнеса на самолетах, а теперь он движется вслед за ветрами, дующими над поверхностью Земли.

    10. Что он говорит о себе? Очень простые вещи: «В какой-то момент я вдруг почувствовал, что без этого жить не могу. Это стало смыслом деятельности. Это мгновенно перетянуло все риски. На этом этапе жизни он нашел себя здесь. Как только смысловая конструкция изменится, у человека может поменяться окружение. Ваши близкие могут не принять ваши новые смыслы. Научиться любить себя, для чего? Для того, чтобы быть в состоянии любить других. Можно привести пример стратегического процесса, в котором цели вообще нет. Мы говорим: «Внешний мир бросает вам вызов?». Что такое вызов? Чем отличается вызов от возможности? Вызов – весьма специфическая возможность. Вам бросили вызов на дуэль: вас поставили в ситуацию выбора, от которого вы не можете уклониться. Какой выбор в этом случае вы ни сделаете, последствия будут существенными: вас могут убить на дуэли, либо, если вы уклонитесь от участия в поединке, вы потеряете репутацию. Построим для этих целей матрицу «Вызовы/ напряжения». Это SWOT-анализ в динамике, в скоростях. SWOT-анализ задает поле сил, но в нашей матрице присутствует еще один компонент: скорость. Критерием системных напряжений являются конфликты между людьми.

    Понятие цель и связанные с ним понятия целесообразности, целенаправленности, целеобразования лежат в основе функционирования и развития сложной системы. Процесс целеобразования и соответсвующий ему процесс обоснования целей в организационных системах весьма сложен. Применение понятия «цель» и связанных с ним понятий целенаправленности, целеустремленности, целесообразности сдерживается трудностью их однозначного толкования в конкретных условиях. Это связано с тем, что процесс целеобразования и соответствующий ему процесс обоснования целей в организационных системах весьма сложен и не до конца изучен. На протяжении всего периода развития философии и теории познания происходило развитие представлений о цели.

    В зависимости от стадии познания объекта, этапа системного анализа объекта, в понятие «цель» вкладывают различные оттенки – от идеальных устремлений (цель – «выражение активности сознания«; «человек и социальные системы вправе формулировать цели, достижение которых невозможно, но к которым можно непрерывно приближаться») до конкретных целей – конечных результатов, достижимых в пределах некоторого интервала времени, формулируемых иногда даже в терминах конечного продукта деятельности. (Мое определение: цель – желаемое состояние).

    А.В. Антонов – цель – желаемый результат развития системы.Сформулированная цель системного анализа будет определять весь дальнейший комплекс работ. Следовательно, цели должны быть реалистичны. Задание реалистичных целей направит всю деятельность по выполнению системного анализа на получение определенного полезного результата.

    В определениях цель трансформируется в пределах условной шкалы – от идеальных устремлений к материальному конечному результату деятельности. Цель – то, к чему стремится и за что борется человек («борется» подразумевает достижимость в определенном интервале времени). В ряде работ под целью понимается «модель желаемого будущего». «Мечта – это цель, не обеспеченная средствами ее достижения».

    Противоречие, заключенное в понятии «цель» – необходимость быть побуждением к действию, «опережающим отражением» и одновременно материальным воплощением этой идеи, т.е. быть достижимой, проявлялось с самого возникновения этого понятия. Древнеиндийское «артха» означало одновременно мотив, причину, желание, цель и даже – способ.

    В русском языке вообще не было термина «цель». Оно заимствовано из немецкого , близко к понятиям мишень, финиш, точка попадания. В англ.языке несколько оттенков понятия цель в пределах рассматриваемой «шкалы»: purpose (цель-намерение, воля) object (цель-направление) aim (прицел, указание) goal (цель места назначения, задача) target (цель-мишень, задание, план) end ( финиш, окончание, предел). (примеры для разл.систем)

    Глубина дилектико-материалист.трактовки понятия цели раскрывается в теории познания, в которой показывается взаимосвязь понятий цели, оценки, средства, целостности ( и ее самодвижения)

    Я соглашусь с тем, что, если повышение собственной эффективности позволяет всегда достигать поставленные цели, то это путь к счастью. Однако следует задуматься, а правильно ли мы ставим цели? Или высокоэффективный человек и цели всегда ставит правильные? Потому что, если допустить, что цель поставлена некорректно, то ее достижение счастья не принесет.

    (дискуссионный клуб)

    Андрей отметил – прежде чем ставить цель следует осуществить ревизию личного ресурса. И изменение представления о своем ресурсе меняет представление о себе. То есть вероятность допустить ошибку в постановке цели в этом случае должна быть невелика. Но вопрос для меня остается открытым.

    БСЭ дает определение: цель – «заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека, группы людей».

    В реальных ситуациях необходимо оговаривать, в каком смысле на данном этапе рассмотрения системы исп. понятие «цель», что в большей степени д.б. отражено в ее формулировке – идеальные устремления, которые помогут коллективу лиц, принимающих решение, увидеть перспективы, или реальные возможности, обеспечивающие своевременность завершения очередного этапа на пути к желаемому будущему.

    В самоорганизующихся системах: цель – это экстремум функционала существования системы. (примеры ) Целевая функция – понятие мат.программирования и теории оптимизации, означающее экстремум9макс.или мин) которой нужно найти.Целевая цункция становится критерием оптимальности.

    В настоящее время в связи с усилением программно-целевых принципов в планировании исследованию закономерностей целеобразования и представления целей в конкретных условиях уделяется все больше внимания. Например: энергетическая программа, продовольственная программа, жилищная программа, демографическая программа.

    11. Понятие цели

    Цель – вариант потребности, выбранный из множества альтернатив, сформулированных на основе специального знания.

    Потребность – категория объективная.

    Цель – субъективная категория, определяемая имеющимся опытом. Цель является конкретным выражением потребности, сформулированной на основе имеющегося опыта и определяет точное функционирование формируемой системы.

    Результат – мера достижения конкретной цели, т. е. мера удовлетворения потребности.

    Процесс реализации потребности имеет альтернативные решения.

    Потребность – это:1) то, что объективно связывает человека с внешней средой и является условием жизнедеятельности и существования человека; 2) объективно присущие живому организму требования условий, нужных для его сохранения и развития.

    Для людей она является движущей силой поведения, определенной зависимостью человека от внешнего мира.

    Цель – представление о модели будущего результата, способного удовлетворить потребность при имеющихся возможностях.

    Основные свойства цели:

    • цель конкретна;

    • выбор цели основан на конкретной потребности индивида или общества;

    • цель зависит от потребности и является в этом процессе ее прямым следствием;

    • цель имеет элемент неопределенности, что приводит к рассогласованию фактически полученного результата и той модели, которая была сформирована;

    • существование неопределенности в исходной модели делает цель средством оценки будущего результата.

    Считается, что требование (предписание, директива) «вышестоящей» организации безусловно для «нижестоящей», и поэтому автоматически трансформируется в цель для него, которую следует выполнить. На практике существуют следующие варианты трансформации требования в цель:

    1. Требование не ограничивает условия реализации. В этом случае социальному элементу нужно формировать цель, создать условия, которые привели бы к требуемому результату.

    2. Требование определяет все элементы цели. В этом случае «проблема выбора» полностью отсутствует.

    3. Требование предписывает только точные параметры модели результата. Социальный элемент имеет полную свободу выбора в рамках имеющихся в распоряжении средств. В этом случае обозначенная модель будет входить в состав совокупной цели, а остальные компоненты будут сформулированы на основе его знания в виде принятого решения.

    4. Требование не ограничивает условия и методы реализации, но строго обозначает модель результата и совокупности средств ее реализации. В процессе достижения цели, индивид вправе использовать предоставленные ему средства для достижения цели по своему усмотрению.

    5. Требование не имеет никаких ограничений. В этом случае не существует конкретных предписаний по всем компонентам цели.

    12. Цель управления

    Ключевые определения цели управления:

    1) состояние объекта управления, которое удовлетворяет потребности управляющей системы; 2) субъективное представление лица, отвечающего за выбор управления, о тех мотивах, которыми следует руководствоваться при выборе управляющих воздействий; 3) желаемое состояние или движение объекта или системы управления; 4) требуемый результат деятельности, моделирующий желательное состояние.

    Формирование целей управления является основополагающим исходным этапом управления. Целенаправленность – это осознанное движение к поставленной четкой и ясной цели.

    Требования к цели управления: 1) формулировка цели в понятиях, терминах реально достижимого состояния; 2) четкая определенность цели; 3) ясная формулировка необходимых и достаточных условий реализации целей (ресурсы, сроки, исполнители).

    Виды управления в зависимости от характера поставленной цели: 1. Программное управление – цель формулируется в программе действий (программно-целевое управление). В случае если программа не может быть сформулирована четко, а внимание должно быть уделено решению проблемы, цель соединяется с программой. В ходе разрешения проблем уточняется и содержание целей.2. Ситуационное управление – цель остается относительно стабильной и при этом необходимо управление функционированием социальными и социально-экономическими системами. В этой ситуации управление осуществляется по отклонениям, то есть система управления реагирует на отклонения (реактивное управление).3. Целевое управление – при особом значении цели.

    Все виды целевого управления требуют от каждого руководителя знаний всей структуры общей цели и общих способов, путей их достижения.

    Формирование целей управления – процесс, зависящий от внешних и внутренних взаимодействий элементов системы управления и факторов окружающей среды.

    Особенности при определении этапов формирования целей управления: 1. Зависимость цели от качества и количества информации, получаемой управляющей системой от объекта управления и окружающей среды. Цель определяется управляющей системой. Суть этой закономерности состоит втом, что перед окончательным формированием цели следует детально изучить возможные пути развития объекта управления, предполагаемые воздействия окружающей среды, возможные варианты будущих состояний объекта, их свойства и другие факторы. Чем полнее будет познание этих факторов, тем точнее формируется цель управления.2. Иерархичность цели, т. е. возможность ее деления по уровням иерархии (в пространстве) и по этапам (во времени). Поскольку цель является желаемым будущим состоянием объекта управления, которое характеризуется совокупностью свойств, имеющих иерархическую структуру, то ее также можно представить в виде совокупности частных целей (дерева целей), характеризующей требуемое состояние объекта управления. Необходимо учитывать, что в процессе движения к поставленной цели объект проходит ряд промежуточных состояний, которые можно представить в виде промежуточных целей или этапов.

    это, определение слова, понятие. Что такое Цель, значение, словарь, энциклопедия

    Цель — осознанное представление о том результате, который должен быть достигнут путем направленных усилий личности в ходе ее взаимодействия и общения. «-В психологии понятие «-цель»- также употребляется в следующих значениях: формальное описание конечных ситуаций, к достижению которых стремится любая саморегулирующаяся функционирующая система- предвосхищаемый полезный результат (образ «-потребного»- будущего по Н. -А. -Бернштейну), определяющий целостность и направленность поведения организма»- (А. -Г. -Асмолов). В логике именно человеческой активности понятие «-цель»-, выступая в качестве желаемой модели осознаваемых действий, своего рода предвосхищающего образа намеренных усилий субъекта, предполагает предварительное выстраивание плана специфических поведенческих актов и последовательный их анализ и соотнесение с поставленной целью. В рамках социальной психологии развития личности и психологии управления (прежде всего тогда, когда речь идет об организации) цель нередко раскрывается в качестве своеобразного временно отдаленного образа, своего рода социального «-маяка»-, на который ориентируются, планируя какое-то целенаправленное действие, и с которым сверяют правильность и адекватность выбранного курса, вектора развития.

    Как правило, подобный «-горизонтный»- образ обозначают с помощью специального термина — «-vision»-. Так, выдвинув, обосновав и прияв определенный «-vision»-, например, если дело касается какой-то конкретной фирмы, ее собственники, менеджерский состав совместно с организационными консультантами, планируя и анализируя как принимаемые ими и реализуемые стратегические решения развития компании, так и повседневные совершенно обыденные решения, должны достаточно жестко соотносить их последствия с тем образом, который выстроен ими как определенная, привязанная к совершенно конкретному времени по исполнению цель. Кстати, личностный «-vision»- требует от субъекта столь же неукоснительных сопоставлений конкретных поведенческих действий и конечной цели. Если оказывается, что принимаемые решения и осуществляемые поступки не «-работают»- на «-vision»-, то необходимо либо перестраивать образ будущего, либо кардинально менять содержание и направленность актуальной поведенческой активности. Практически та же ситуация складывается, когда речь идет конкретно о сфере образования. Так, если теоретическая педагогика, отвечая на вопрос «-как должно быть?»-, практически выстраивает модель желаемого (свое рода «-vision»-), психология, отвечая на вопрос «-что есть на самом деле?»-, позволяет судить о том, адекватны ли данной модели конкретные усилия. И если выявлено несоответствие, решение вопроса опять же лежит в логике: либо должна меняться целевая модель, либо должны быть подобраны иные, соответствующие ей способы ее достижения.

    Практически все современные специалисты в области психологии менеджмента и организационного развития сходятся на том, что формирование качественного видения желаемого результата является одним из абсолютно необходимых условий успешности организации и важнейшей лидерской функцией. При этом видение результата в современных условиях все чаще рассматривается как сложный феномен, включающий когнитивные, поведенческие и эмоциональные аспекты как на индивидуальном, так и на групповом уровнях. Так, например, по мнению П. -Вейла, «-…видение — не просто описание того, ради чего существует организация и какие товары и услуги она намерена выводить на рынок. Видение — это отображение действий, которые организация намерена предпринять, и свойств, которые она стремится приобрести. Последние отражают смысл всех этих действий для сотрудников»-. При этом «-в формулировке видения мотивационные аспекты выражены не менее сильно, чем описательные. Оно выражает чувство, которое испытывают обладатели видения по отношению к организации и ее функционированию»-. В организационном контексте «-видение выступает цементирующей основой, связывающей людей, которые прилагают совместные усилия и разделяют общие ценности»-.

    Справедливости ради стоит отметить, что, с точки зрения П. -Вейла, в собственно социально-психологическом смысле «-понятия видения и общей цели тесно связаны между собой и в то же время различаются. Оба этих выражения подразумевают, что группа приписывает чему-либо позитивный смысл, который способен активизировать эту группу и ее членов. В понятии &ldquo-видения&rdquo- подчеркнуто наличие ясного представления о том, что именно проникнуто этим позитивным смыслом, — это нечто осязаемое, вроде здания или нового товара, или события, наступления которого ожидают. … Цель, или назначение, представляют собой причину, по которой это &ldquo-нечто&rdquo- кажется нам желаемым и наполненным смыслом. … Видение и цель &ldquo-соединенными усилиями&rdquo- привносят ясность и согласие членам организации и укрепляют их преданность делу»-.

    И все же, с практической точки зрения, в большинстве случаев представляется совершенно оправданным рассматривать цель и видение в качестве не просто взаимосвязанных, но во многом синонимичных понятий. В этой связи наибольший интерес представляют достаточно подробно разработанные на сегодняшний день схемы формирования общего видения в группах, функционирующих в рамках различных организаций, тем более, что данный процесс является одним из базовых компонентов целенаправленной деятельности по формированию команд.

    П. -Вейл и его коллеги на основании результатов лонгитюдных исследований в данной области выявили восемь факторов, наиболее значимых для формирования эффективного группового видения: создание продуктивного межличностного взаимодействия в группе- развитие чувства команды- рассмотрение ключевых проблем организации с «-внешней»- позиции- открытость и доступность официального лидера- работа по разрешению конфликтов и интеграции альтернативных точек зрения- работа над раскрытием чувств- работа над схемой трансляции видения персоналу организации- систематизация дальнейшей работы по реализации видения, а при необходимости и его трансформации.

    Создание продуктивного межличностного взаимодействия в группе предполагает обеспечение условий максимальной открытости и социальной безопасности, не только позволяющих, но и в известном смысле провоцирующих членов группы к содержательному обсуждению проблем, полностью или частично табуированных в условиях повседневной профессиональной деятельности, причем в максимально неформальной, доверительной манере. Как считает П. -Вейл, «-сюда включаются разговоры, происходящие между сотрудниками организации, которые в обычных условиях не имеют поводов для общения. Разговоры на темы, которые в обычных условиях, как правило, не затрагиваются. Разговоры на более личностном уровне, чем обычно… такие, которые участники вряд ли могут вести при обычных обстоятельствах»-.

    Развитие чувства команды в данном контексте подразумевает прежде всего повышение групповой сплоченности и осознание членами группы важности межличностной кооперации и вклада каждого участника для реализации как групповых, так и индивидуальных целей. По справедливому замечанию П. -Вейла, «-слишком часто члены организации нуждаются в укреплении чувства команды еще до того, как можно начать говорить о выработке общего видения. Чувство команды укрепляется путем выполнения различных задач, порой в конкурентных условиях, которые порождают более тесные взаимоотношения между людьми»-. Заметим, что в этих целях могут использоваться и иные приемы и техники, направленные на усиление действия факторов, повышающих групповую сплоченность.

    Рассмотрение ключевых проблем организации с «-внешней»- позиции предполагает отказ как от когнитивных, так и эмоциональных стереотипов, связанных с профессиональной деятельностью членов группы, и возможность оценить силу, слабость и перспективы организации в широком контексте, связанном с изменениями, происходящими в отрасли и обществе в целом. Как считает П. -Вейл, «-формулирование видения предполагает необходимость занять более &ldquo-отдаленную&rdquo- точку наблюдения. Используя специальные упражнения, члены организации могут лучше оценить, в каком направлении развиваются мировые процессы и какие конкретно роли должна сыграть организация в создавшихся условиях. … Часто члены организации узнают о ней и среде, в которой она существует, много интересного, то, о чем раньше им никогда не приходилось слышать: например, о имеющихся у организации возможностях или о существовании угроз. Такой опыт поясняет многое и может послужить мощным толчком к формированию более ясного видения»-.

    Открытость и доступность официального лидера подразумевает, с одной стороны, возможность для сотрудников максимально открыто заявить о своем видении как собственно организационных, так и личностных перспектив, а с другой — для организационного лидера не только получить полноценную и объективную информацию о «-состоянии умов»-, но и, в свою очередь, поделиться собственным видением в неформальной обстановке и обрести истинных последователей и партнеров для реализации планируемого будущего. Как отмечает в данной связи П. -Вейл, «-то, что реально думает босс об организации, может послужить важнейшим стимулом к формированию видения. Порой нужно провести краткое обучение (тренинг), чтобы лидер научился балансировать на тонкой грани между возможностью высказать свои мысли и чувства и опасностью подавить своим авторитетом участников совещания. Если действовать умело, рефлексия начальника по поводу того, каким ему видится будущее и чего он хочет добиться для организации, может поощрить прочих участников говорить вслух то, что они думают. Это также может способствовать укреплению приверженности сотрудников интересам организации»-.

    Работа по разрешению конфликтов и интеграции альтернативных точек зрения прежде всего подразумевает решительный отказ от попыток «-заморозить»- и «-затушевать»- конфликты, возникающие в процессе работы по формированию видения, а также от игнорирования любых, даже самых абсурдных, на первый взгляд, точек зрения. Это тем более важно, поскольку «-любое обсуждение столь важных вопросов, как организационное видение, может выявить (и, более того, практически всегда выявляет — В. -И., М. -К.) существование различных мнений и точек зрения на вопрос, а часто и вполне обозначившиеся конфликты. Если эти разногласия не признавать и не разрешать, они будут проявляться в интерпретации видения сотрудниками, за счет чего не удастся достичь необходимой приверженности общему делу»-.

    Работа над раскрытием чувств необходима, поскольку полноценное видение, как уже отмечалось выше, обязательно содержит отчетливо выраженный эмоциональный компонент — «-…видение — не просто абстрактное представление об организации. Это прочувствованное лично представление об организации, какой она может стать, о ее человеческих ценностях и о роли, которую каждый может сыграть в реализации видения»-. Кроме того, возможность открыто выражать не только содержание перспективных целей, но и связанные с ним эмоции существенно повышают эффективность групповой работы по формированию видения. Более того, по мнению П. -Вейла и его коллег, без этого работа обречена на неуспех: «-Энтузиазм, страсть, приверженность, оптимизм, ощущение настоятельной необходимости — вот самые важные чувства. Если они не возникают на семинаре, посвященном формированию видения, это значит, что обсуждаемое не вызвало интереса у участников»-.

    Работа над схемой трансляции видения персоналу организации, в отличие от предшествующих факторов, носит отчетливо выраженный конвергентный характер. Она предполагает создание надежно функционирующих каналов доведения сформулированного видения в доступной и эмоционально привлекательной форме до всех сотрудников организации. Это тем более важно, что «-в возбуждении, сопутствующем формированию видения, легко забыть, что успех зависит от того, что участники совещания смогут донести до рабочих мест, что они скажут сотрудникам, которые не были на совещании, какие шаги предпримут, чтобы начать внедрять видение и т. -д. Если не будут подняты эти вопросы на семинаре, практический успех менее вероятен. Если видение не оказывает большого влияние на организацию, то, скорее всего, слишком мало внимания было уделено повседневной работе, что будет проводиться по его окончании»-.

    Систематизация дальнейшей работы по реализации видения, а при необходимости и его трансформации наиболее тесно связана с предыдущим фактором. Ее необходимость обусловлена необходимостью постоянной проверки траектории движения организации к намеченной цели, оценки промежуточных результатов, а также при необходимости внесения корректив как в само видение, так и в схему его трансляции персоналу организации. Как отмечают на основе анализа результатов научно-исследовательской и практической работы П. -Вейл и его коллеги, часто участники семинаров и других форм групповой работы по формированию видения совершенно самостоятельно приходят к выводу о необходимости продолжения работы в подобном формате вплоть до полной реализации видения.

    Легко заметить, что все перечисленные факторы тесно взаимосвязаны друг с другом. Поэтому П. -Вейл приходит к совершенно обоснованному выводу о том, что «-на эффективных семинарах по формированию видения обязательно обращают внимание на все восемь факторов. На менее успешных — обязательно проигнорируют какие-то»-. Как показывает практика, привлечение социального психолога для организации и оптимизации работы по формированию видения является наиболее эффективным средством избежать этих и иных упущений. Вполне понятно, что в таком случае обеспечение условий для формирования качественного группового видения в организационном контексте, отслеживание этого процесса и управление им являются непосредственной предметной задачей социального психолога-практика, на решение которой направлены его усилия. Однако и при решении прикладных социально-психологических задач, не имеющих непосредственного отношения к формированию видения, вопрос о реальных целях и путях их достижения как группы в целом, так и отдельных ее членов, как правило, является высоко значимым. Поэтому практический социальный психолог, работая с конкретной общностью, должен иметь исчерпывающую информацию о целевых намерениях ее членов и ее в целом как коллективного субъекта, так как в противном случае он оказывается неспособным соотнести свои профессиональные цели с индивидуальными и групповыми целями в вверенной его попечению общности.


    Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского

    Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. В психологии понятие Ц. также употребляется в следующих значениях: формальное описание конечных ситуаций, к достижению которых стремится любая саморегулирующаяся…

    Философский словарь

    — логические ступени процесса осмысления, движения мысли и одновременно характеристики, модальности культуры, составляющие как элементы ее структуры, так и стороны, необходимые атрибуты любого культурного процесса.

    Философский словарь

    — предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. В качестве непосредственного мотивацель направляет и регулирует действия. В условном смысле термином цель в науке (биологии, кибернетике) обозначается состояние системы, достигаемое в результате…

    Философский словарь

    ключевое понятие в концепциях, описывающих поведение человека или другой сложной органической системы и характеризующейся представлением о состоянии, к которому стремится данная система и ради чего она существует. Следовательно, цель – представляемое и желаемое будущеесобытие…

    Философский словарь

    — 1) предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить, идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотивацель направляет и регулирует человеческую деятельность; 2) идеальное, мысленное представление результата поведения и…

    Философский словарь

    — заранее предполагаемый (мыслимый, желаемый, проектируемый) результат действия или деятельности людей, на осуществление к-рого они направлены. Целенаправленный характер деятельности присущ только человеку в его общественной жизни. В об-ве «ничто не делается без сознательного…

    Философский словарь

    — представляемое и желаемое будущеесобытие или состояние, осуществление которых является промежуточным причинным членом на пути к цели, которая есть антиципированное представление результата нашего действия (В. Вундт). С ней сообразуются средства, необходимые для ее достижения….

    Философский словарь

    — предвосхищение в сознании результата, на достижение к-рого направлены действий. В качестве непосредственного мотива Ц. направляет и регулирует действия, пронизывает практику как внутренний закон, к-рому человек подчиняет свою волю. Ц., выражая активную сторону человеческого…

    Психологическая энциклопедия

    (англ. purpose, mental goal) — см. Воля, Деятельность, Интенция.

    Психологическая энциклопедия

    1. Внутренне представленная мысленная цель или задача, поставленная индивидом и руководящая его поведением и направляющая его. 2. Гипотетический детерминант поведения, о котором можно судить по поведению организма, которое является направленным, устойчивым и сосредоточенным на…


    Поделиться:

    цель — это… Что такое цель?

  • цель — цель, и …   Русский орфографический словарь

  • цель — цель/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • ЦЕЛЬ —         один из элементов поведения и сознат. деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определ. средств. Ц. выступает как способ интеграции различных действий… …   Философская энциклопедия

  • цель — и; ж. 1. Объект для попадания при стрельбе или метании. Воздушная ц. Движущаяся ц. Выйти на ц. Стрелять в ц., по цели. Точно выбрать, поразить ц. Целью поражения служат военные объекты и живая сила противника. Попасть в ц. (также: сказать или… …   Энциклопедический словарь

  • Цель — Цель. [Слово цель (до 1917 г. писалось цѣль)], несомненно, в языковом сознании говорящих как то связывалось с корневым элементом цѣл . Например, А. А. Бестужев Марлинский писал своему брату Павлу (от 26 мая 1835 г.): «Напиши что нибудь, хоть… …   История слов

  • цель — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? цели, чему? цели, (вижу) что? цель, чем? целью, о чём? о цели; мн. что? цели, (нет) чего? целей, чему? целям, (вижу) что? цели, чем? целями, о чём? о целях 1. В военном деле, спорте целью… …   Толковый словарь Дмитриева

  • ЦЕЛЬ — Легче идти вперед, чем в нужном направлении. Михаил Генин Лишены прозорливости не те люди, которые не достигают цели, а те, которые проходят мимо нее. Франсуа Ларошфуко Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Цель-ам-Зе — Город Цель ам Зе Zell am See Герб …   Википедия

  • цель — Мета, мишень; виды, намерение, конец, мечта, идеал, стремление. С этой целью, на сей конец. Цель жизни, предмет сладчайших грез… Ср. . достигать цели, задаться целью, иметь целью, преследовать цель, с предвзятой целью, с целью… .. Словарь… …   Словарь синонимов

  • Цель —  Цель  ♦ But    То, к чему мы стремимся, то, чего добиваемся, что хотим получить, в чем желаем преуспеть. Стоики различали конечную цель (telos) и просто цель (skopos). Цель является чем то внешним по отношению к действию – такова мишень, в… …   Философский словарь Спонвиля

  • ЦЕЛЬ — жен. мета, предмет, в который кто метит, наводит, старается попасть; цель для стрельбы, мишень, с раскрашенными кругами, коих средина сердце или яблоко. Метил в цель, а попал в пень. | Цель, на стрельном оружии, мушка, шипок на дуле для наводки… …   Толковый словарь Даля

  • Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о