Что такое бихевиоризм: Бихевиоризм | Блог 4brain

БИХЕВИОРИЗМ - это... Что такое БИХЕВИОРИЗМ?

        (от англ. behaviour — поведение) — теор. направление в психологии, возникшее в конце 19 — нач. 20 вв. и сделавшее осн. предметом изучение поведения организма в среде. В рамках этого направления, в целом, поведение рассматривается как совокупность реакций, формирующихся во взаимодействии организма со средой и являющихся непосредств. следствием воздействия на него внешних стимулов. Б. сложился в русле объективистского понимания принципов научности, предполагавшего возможность построения такой науки о человеке, к-рая бы базировалась на тех же самых методол. основаниях, что и естеств. науки, и опиралась в своих выводах на наблюдение и эксперимент. Как общая объяснит, теория психич. процессов, Б. уходит корнями в экспериментальную зоопсихологию. Основоположником Б. считается амер. исследователь Э. Торндайк.         Проводя эксперименты с животными, Торндайк (1898), установил, что в рамках одной и той же проблемной ситуации опр. последовательность поведения у животного закрепляется и протекает все более стабильно. Закрепление адаптивного образца поведения Торндайк назвал “запечатленном”, а сам факт запечатления — “законом эффекта”. Фиксируя промежутки времени, требовавшиеся животному для решения поставленной экспериментатором проблемы в последоват. серии экспериментов, Торндайк строил “кривые научения”; это была одна из наиболее ранних попыток колич. измерения поведенч. процессов. Однако “кривые научения” не описывали сущности самого процесса запечатления.

        Развернутая научная программа Б. была сформулирована амер. психологом Дж. Уотсоном (ему же принадлежит и сам термин “Б.”); значит, влияние на бихевиористскую психологию оказали работы рус. ученых И. Павлова и Бехтерева.

        Принципы Б. были впервые изложены Уотсоном в программной статье “Психология с т.зр. бихевиориста” (1913). Опираясь на господствовавшие в то время принципы научности, Уотсон заявил о необходимости устранения субъективного фактора (наблюдателя-интерпретатора) из процесса научного исследования психич. явлений и, соответственно, о недопустимости применения метода интроспекции в подлинно научной психологии. Он писал: “С т.зр. бихевиориста психология есть чисто объективная отрасль естеств. науки... Для бихевиориста интроспекция не составляет существ, части методов психологии, а ее данные не представляют научной ценности, поскольку они зависят от подготовленности исследователей в интерпретации этих данных в терминах сознания”. Объективная научная психология, с т.зр. Уотсона, не может быть наукой о сознании
(как считалось прежде)
; ее предметом должно быть объективно наблюдаемое и беспристрастно фиксируемое поведение, причем, вынося за скобки сознание, Б. выносит за скобки всякое различие между поведением человека и животного и проблему сознания как таковую. “Кажется, пришло время, когда психологи должны отбросить всякие ссылки на сознание, когда больше не нужно вводить себя в заблуждение, думая, что психич. состояние можно сделать объектом наблюдения”.         В качестве отправной точки бихевиористской психологии Уотсон предложил взять “тот наблюдаемый факт, что организм как человека, так и животного приспосабливается к своему окружению посредством врожденного и приобретенного набора актов”. Для экспериментального исследования поведения была предложена модель “стимул-реакция” (С—>Р), а задачей психологии было провозглашено выявление соответствий (“устойчивых корреляций”) между конкр. стимулами и реакциями. Предполагалось наличие однозначных соответствий между конкр. стимулом и конкр. реакцией, на основе чего Уотсон считал возможным точное предсказание тех поведенч. реакций, к-рые последуют за введением опр. стимула, и точное определение стимула, вызвавшего ту или иную наблюдаемую на практике реакцию. В идеале предполагалась возможность моделирования желат. поведения членов об-ва посредством целенаправленного введения необходимых для этого условий
(стимулов)
.         Все формы поведения рассматривались как врожденные или приобретенные реакции на те или иные стимулы среды; т.о., психич. деятельность была полностью сведена к совокупности эксплицитных (видимых) и имплицитных (“внутр.”, скрытых) реакций организма. Под имплицитными понимались эмоц. и мыслит. реакции, представляющие собой “свернутый”, или “отсроченный” вариант соответствующих эксплицитных реакций. В частности, Уотсон полагал, что “мышление есть поведение, двигат. активность, совершенно такая же, как игра в теннис, гольф или другая форма мускульного усилия. Мышление также представляет собой мускульное усилие, и именно такого рода, каким пользуются при разговоре. Мышление является просто речью, но речью при скрытых мускульных движениях.., представляет собой в значит, мере беззвучную речь”.         Последние годы жизни Уотсон посвятил экспериментальному изучению обусловливания, а именно, образования условных эмоц. реакций у ребенка. Суть процесса обусловливания, или научения, как процесса приобретения живым существом необходимых адаптивных реакций, состояла, с его т.зр., в том, что “стимулы, первоначально не вызывавшие каких-либо реакций, могут впоследствии вызвать ее”. Индивидуальный опыт в концепции Уотсона сводился к образованию условных связей между стимулами и реакциями; научение же понималось как усиление одних связей и ослабление других. Экспериментальные исследования побудили Уотсона отказаться от теории инстинктов, поскольку большинство сложных реакций оказались условными
(“надстроенными”)
. Он указывал на отсутствие врожденной связи между организмом и объектами: вследствие процессов обусловливания стимулами одной и той же реакции могут становиться разные объекты. Уотсоном был сделан важный вывод о том, что “при наличии сравнительно немногочисл. врожденных реакции, к-рые приблизительно одинаковы у всех детей, и при условии овладения внешней и внутр. средой возможно направить формирование любого ребенка по строго опр. пути”.         В 30-е гг. изучение процессов обусловливания и научения получило широкое распространение
(К. Халл, Э. Гатри, Б. Скиннер, Э. Толмен и др.)
. В частности, Толмен, проводя эксперименты на крысах, установил, что организм не просто реагирует на стимулы, а формирует “когнитивные карты” (устанавливающие смысловые связи между стимулами) и обусловленное поведение организуется в соответствии с этими картами, причем в исполнительной деятельности выученное обнаруживается только частично. Иначе говоря, неадаптивные реакции не просто ослабляются, как считал Уотсон, а остаются компонентами таких когнитивных карт.         Классич. Б. достиг пика своей популярности в 20-е гг. Однако критика многочисл. его положений потребовала значит, его модернизации. Одним из осн. объектов критики была недостаточность упрощенной схемы “стимул-реакция” для анализа поведения. Попытки усовершенствования классич. бихевиористской модели дали жизнь многочисл. необихевиористским концепциям, одной из первых среди к-рых была теория “молярного Б.” Толмена (теория промежуточных переменных). Указывая на ограниченность Б. Уотсона, Толмен полагал, что Б. вполне может быть совмещен с гештальт-психологией и глубинной психологией. Он считал наивной и упрощенной схему “С—>Р” с ее однозначными “устойчивыми корреляциями” и определением поведения через мускульные сокращения и предложил новое
(как он говорил, “молярное”)
понимание поведения: “Поведение как таковое... не может быть выведено из сокращений мускулов... Поведение должно быть изучено в его собственных свойствах”. Стимул Толмен назвал “независимой переменной”, реакцию — “зависимой переменной”; между ними он расположил систему внутренних процессов, которую назвал “промежуточными переменными”. Это прежде всего процессы когнитивного характера (ориентация на цель, отношение к объектам как к средствам, выбор целей и средств для достижения целей); эти процессы являются целевыми и когнитивными детерминантами поведения, и именно ими, с т.зр. Толмена, объясняются его пластичность и вариативность реакций на один и тот же стимул.         Амер. психолог К. Халл в книге “Принципы поведения” (1943) предложил свою усовершенствованную модель бихевиористской психологии. Подобно Толмену, он постулировал сложную систему промежуточных переменных, опосредующих реакцию организма на стимул. В число промежуточных переменных включались “потенциал возбуждения”, “потенциал торможения”, “стимульный след” и др.; важнейшей промежуточной переменной Халл считал “навык”, понимаемый им как функциональная связь между стимулом и реакцией.

        Основную функцию поведения Халл определял как установление адаптивного равновесия между организмом и средой. В процессе органич. эволюции, как он отмечал, сложились два способа поведенч. адаптации: 1) рецепторно-эффекторные связи на уровне нервного волокна, определяющие эффективные поведенч. решения в сиюминутных ситуациях, и 2) “способность организма самостоятельно, автоматически приобретать приспособит, рецепторно-эффекторные связи”, т.е. способность к научению. Осн. фактором научения, то есть формирования навыка, является подкрепление — как первичное (устранение потребности, вызвавшей ряд двигат. реакций), так и вторичное (когда агентом подкрепления выступает ситуация, включающая стимулы, тесно и постоянно связанные с редукцией потребности). Сила навыка представляет функцию числа подкреплений; каждое подкрепление ведет к усилению навыка.

        Осн. задачей психол. теории Халл считал установление внутр. связи между промежуточными переменными и их связи с независимыми и зависимыми переменными. Гипотетико-дедуктивная теория была изложена Халлом в форме многочисл. математич. уравнений, опирающихся на экспериментальные данные и описывающих психол. механизмы поведения и научения.

        Авторы теории субъективного Б. Миллер, Галлантер и Прибрам, ориентируясь на кибернетич. модель исследования, включили в структуру поведения в качестве промежуточных механизмов, опосредующих стимул и реакцию, “Образ” (организованную информацию, к-рой обладает организм о себе и окружающем мире) и “План” (усвоенные организмом алгоритмы поведения). Человек уподоблялся своего рода вычислит, машине. Человеч. поведение описывалось цепочкой “проба — операционная фаза — проба — результат”; тем самым в структуру человеч. поведения был включен механизм обратной связи.

        Опираясь на собственные экспериментальные исследования, амер. ученый Скиннер разделил два типа обусловленного поведения: респондентные условные реакции и оперантное поведение. В адаптации организма к среде, с его т.зр., важнейшую роль играют не респондентные реакции (подчиняющиеся модели С—>Р)
, а оперантное поведение, под к-рым понимается исходящее от самого организма поведение, “воздействующее” на среду и генерирующее подкрепления. Если в случае респондентного поведения, когда организм пассивно реагирует на среду, подкрепление сочетается с внешним стимулом, то в оперантном поведении подкрепление связано с самой реакцией. Скиннер подверг исследованию разл. закономерности оперантного поведения (угасание оперантных реакций, зависимость закрепления и скорости угасания оперантных реакций от регулярности и нерегулярности подкрепления и т.д.).         Принципы Б. оказали огромное воздействие на развитие социальных наук в 20 в. Бихевиористские теор. модели (особенно теория научения), наряду с психоаналитическими, активно использовались в пер. пол. века представителями направления “культура-и-личность”. Радикальная трансформация модели “С—>Р” и введение в нее в качестве промежуточного звена символов и интерпретаций легли в основу “социального Б” (символич. интеракционизма) Дж.Г. Мида. Необихевиористские модели активно используются в социологии и социальной психологии (теория обмена Дж. Хоманса и П. Блау; социол. концепции Скиннера)
, а также в области психотерапии и коррекции поведения.

Лит.: Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. М.; Л., 1926; Он же. Психология с т.зр. бихевиориста; Бихевиоризм // История психологии: период открытого кризиса (нач. 10 — середина 30-х гг. XX в.). М., 1992: Миллер Дж., Галлантер Э., Прибрам К. Планы и структура поведения.М., 1965; ХомансДж. Социальное поведение как обмен // Совр. зарубеж. социальная психология. М., 1984; Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубеж. психологии (30-60-е гг. XX в.). М., 1986; Он же. Технология поведения //Амер. социол. мысль. М., 1994; История психологии; Период открытого кризиса (нач. 10-х — середина 30-х гг. XX в.). М., 1992; Халл К.. Принципы поведения // История зарубеж. психологии (30-е -60-е гг. XX в.). М., 1986; Тол-мен Э. Поведение как молярный феномен; Когнитивные карты у крыс и у человека//История психологии: период открытого кризиса (нач. 10-х—середина 30-х гг. XX в.). М., 1992; Watson J. Behaviorism. N.Y., 1925; Tolman E.Ch. Purposive Behavior in Animals and Men. N.Y.; L., 1932; Idem. Collected Papers in Psychology. Berk., 1951; Hull C.L. Principles of Behavior. N.Y.; L., 1943; Skinner B.F. Science and Human Behavior. N.Y., 1965; Idem. Beyond Freedom and Dignity. N.Y., 1971; Idem. Reflections on Behaviorism and Society. Englewood Cliffs; N.Y., 1978; Homans G. Social Behavior. N.Y., 1961; Bandura A., Walters R.H. Social Learning and Personality Development. N.Y., 1964.

В. Г. Николаев

Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.

что это такое, характеристика, основные положения

Бихевиоризм — это один из подходов к изучению поведенческих моделей людей и животных. Бихевиоральное направление начало развиваться в XX в. среди американских ученых, но быстро заинтересовало представителей науки других стран. Однако несмотря на наличие рационального зерна, бихевиоризм часто подвергается критике за то, что недооценивает сложность человеческого поведения.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм — особый подход в изучении поведения, который рассматривает стимулы наблюдаемой животной или человеческой деятельности.

Общая характеристика бихевиоризма

Классический бихевиоризм рассматривает действие как механическую реакцию на внешние раздражители. Бихевиористы утверждают, что то, что делают люди или животные, полностью определяется условиями окружающей среды. Это модель «стимул-реакция». Таким образом, бихевиористов интересуют только стимулы, а не психические процессы или намерения, ведущие к действию.

Бихевиоризм — позитивистский подход, он рассматривается как часть естествознания. Во внимание принимаются только научные измерения и экспериментальные данные. Т.е. отвергается идея о том, что люди обладают свободой воли, а окружающая среда определяет все поведение.

Основные положения бихевиоризма

Бихевиоризм — научное исследование наблюдаемого поведения, основанное на том, что поведение может быть сведено к изученным единицам. Он отличается от большинства других подходов тем, что рассматривает людей и животных как контролируемых их окружающей средой существ. Т.е. люди и животные являются результатом того, что их окружает. Этот подход связан с тем, как факторы окружающей среды (стимулы) влияют на наблюдаемое поведение (реакцию).

В бихевиоральном направлении разум не существует как отдельный фактор, влияющий на поведение. Т. е. все психические состояния, включая ценности, убеждения, мотивы и причины, могут быть объяснены только с точки зрения наблюдаемого поведения.

Бихевиоризм — основные идеи: этот подход предлагает 2 процесса, посредством которых люди учатся в своей среде: классическое обусловливание и оперантное обусловливание. Классическое обусловливание включает в себя обучение по ассоциации, а оперантное — предполагает обучение на последствиях поведения. Бихевиоризм также верит в научную методологию (например, контролируемые эксперименты), и что следует изучать только наблюдаемое поведение, потому что это может быть объективно измерено.

Бихевиоризм в психологии

Бихевиоризм — это направление в психологии, которое рассматривает подход как объективную экспериментальную ветвь естествознания. Ее теоретической целью является предсказание и контроль поведения. Самоанализ не является существенной частью его методов, а научная ценность данных не зависит от готовности интерпретации с точки зрения сознания.

Бихевиорист, пытаясь получить единую схему реакции животных, не признает разделительной линии между человеком и животным. Действие человека, со всей своей утонченностью и сложностью, формирует только часть одной схемы исследования бихевиоризма.

Влияние бихевиористского подхода с акцентом на манипулирование поведением с помощью моделей подкрепления и наказания можно увидеть во многих практических ситуациях. Терапевтические методы, основанные на процессах кондиционирования, называют модификацией поведения или поведенческой терапией. Методы называют изменением поведения, а техники, основанные на принципах классического обусловливания, называют поведенческой терапией.

Модификация поведения — это метод, который используется для изменения или удаления нежелательного поведения. Его центральный принцип, взятый из оперантного обусловливания, заключается в том, что действие, которое имеет благоприятные последствия, т. е. которое положительно подкрепляется, будет повторяться, а действие, которое игнорируется, исчезнет.

Поведение разбито на последовательность небольших шагов. Каждый достигнутый шаг немедленно вознаграждается, но постепенно все больше и больше требуется, прежде чем выдается награда. Этот процесс в психотерапии является формированием поведения посредством последовательных приближений.

Поведенческая терапия — это термин, применяемый к методикам, основанным на классическом обусловливании, которые имеют дело с непроизвольным или рефлекторным поведением. Он направлен на устранение неадаптивного поведения и замену требуемым действием. Одним из примеров такой техники является систематическая десенсибилизация, которая чаще всего используется для устранения фобий.

Например, пациента, у которого был иррациональный страх, сначала научат отдыхать. Постепенно объект, которого боятся, будет вводиться пациенту в пошаговом процессе, пока пациент не сможет контактировать с объектом без беспокойства.

Достоинства и недостатки бихевиоризма

Структура личности бихевиоризмаБихевиористский подход оказал большое влияние на психологию и внес свой вклад в понимание психологического функционирования, предоставил ряд методов для изменения нежелательного поведения. Его использование строгих эмпирических методов повысило авторитет психологии как науки. Однако изучение методов исследования доказали наличие как достоинств этого научного подхода, так и его недостатки.

 

Достоинством является глубокое изучение поведенческих реакций и разработка практических методик контроля поведения человека или животного. Это помогает быстрее обучить испытуемого необходимым навыкам, а также скорректировать его поведение.

Критика подхода включает следующее:

  1. Механистический взгляд имеет тенденцию игнорировать сферу сознания и субъективных переживаний и не учитывает возможную роль биологических факторов в действиях человека.
  2. Люди рассматриваются как пассивные существа, которые находятся во власти своего окружения. Этот акцент на экологическом детерминизме не оставляет места для понятия свободы воли в человеке.
  3. Теории классического и оперантного обусловливания не могут объяснить возникновение спонтанного, нового или творческого поведения.
  4. Его основа в исследованиях на животных была поставлена ​​под сомнение.
  5. Клинические психологи, которые применяют поведенчески-ориентированную терапию, подвергаются критике за лечение возможных симптомов психических расстройств, при этом часто игнорируя основные причины.

Представители бихевиоризма

Бихевиористский подход к психологическому функционированию коренится в работе таких ученых, как: Иван Павлов, Беррес Скиннер и Эдвард Торндайк, а также ранних бихевиористов Джона Уотсона и Кларка Халла, которые изучали обучение в форме обусловливании.

Джон Бродус Уотсон являются основоположником американского бихевиоризма. Его работы оказали глубокое влияние на курс психологии в первой половине XX в.

Он утверждал, что внутренние переживания, которые были в центре психологии, не могли быть хорошо изучены, т. к. их нельзя было наблюдать. Вместо этого он обратился к лабораторным экспериментам. Результатом стало создание модели «стимул-ответ». В этом отношении среда рассматривается как обеспечивающая стимулы, на которые люди развивают реакции.

Бихевиоризм в психологии3 ключевых предположения лежат в основе этой точки зрения:

  • наблюдаемые действия, а не внутренние мыслительные процессы, являются предметом изучения;
  • окружающая действительность формирует поведение человека;
  • принципы смежности и подкрепление являются центральными для объяснения процесса обучения.

 

С точки зрения обучения, согласно Кларку Халлу, на передний план выходят 4 ключевых принципа:

  1. Активность.
    Обучение лучше, когда ученик активен, а не пассивен.
  2. Повторение и обобщение.
    Частая практика в различных контекстах необходима для обучения. Навыки не приобретаются без частой практики.
  3. Усиление является основным мотиватором.
    Позитивные подкрепления, такие как награды и успехи, предпочтительнее негативных событий.
  4. Обучение помогает, когда цели ясны.
    Те, кто обращает внимание на бихевиоризм в обучении, определяют свою деятельность в соответствии с поведенческими целями, например, «К концу этого занятия участники смогут…».

Павлов изучал обусловленность рефлекторных реакций или классическое обусловливание. Хотя он изучал естественные рефлексы и нейтральные раздражители, он сумел заставить собак выделять слюну под звуки колокольчика. Его научные принципы были применены во многих методах лечения. К ним относятся систематическая десенсибилизация к фобиям (поэтапное воздействие на вызываемого страхом раздражителя) и терапия отвращения.

Работа Торндайка была сосредоточена на обусловливании произвольного поведения, которая теперь называется оперантным обусловливанием, а затем исследована Б. Ф. Скиннером. Б. Ф. Скиннер исследовал оперантное обусловливание добровольного и недобровольного поведения. Скиннер чувствовал, что какое-то действие можно объяснить мотивом человека. Поэтому действие происходит по причине, и тремя основными методами формирования поведения являются положительное подкрепление, отрицательное подкрепление и наказание.

Скиннер изучил стимулы, которые вызывают поведенческие реакции, поощрения и наказания, влияющие на эти реакции, и изменения в поведении, вызванные манипулированием моделями вознаграждений и наказаний.

Скиннер экспериментировал с крысами, а затем с голубями. Например, он заставлял крыс нажимать на планку в «коробке Скиннера» в обмен на вознаграждение за еду. Он мог точно измерить обучение в строго контролируемых условиях, варьируя частоту вознаграждения или подкрепления, а иногда применяя не относящиеся к делу стимулы. Хотя он начал свои исследования с животными, позже разработал теорию кондиционирования, которая могла бы включать людей.

Статья мне нравитсяСтатья не нравится

БИХЕВИОРИЗМ - это... Что такое БИХЕВИОРИЗМ?

  • бихевиоризм — бихевиоризм …   Орфографический словарь-справочник

  • бихевиоризм — (от англ. behaviour поведение) направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней… …   Большая психологическая энциклопедия

  • БИХЕВИОРИЗМ — (от англ. behavior поведение) направление в психологии, сторонники которого полагают, что сознание доступно научному изучению только через объективно наблюдаемые акты поведения. Интроспекция и др. методы изучения «внутреннего мира», «явлений… …   Философская энциклопедия

  • Бихевиоризм — (behaviour(al)ism) 1. Направление в психологии, в основе которого лежит беспристрастное наблюдение за поведением человека и животных для выявления их реакции на воздействие внешней среды без анализа связи с сознанием. 2. Направление в политологии …   Политология. Словарь.

  • БИХЕВИОРИЗМ —         (от англ. behaviour поведение) теор. направление в психологии, возникшее в конце 19 нач. 20 вв. и сделавшее осн. предметом изучение поведения организма в среде. В рамках этого направления, в целом, поведение рассматривается как… …   Энциклопедия культурологии

  • БИХЕВИОРИЗМ — [англ. behavio(u)rism Словарь иностранных слов русского языка

  • Бихевиоризм —  Бихевиоризм  ♦ Behaviorisme    От английского (в американском варианте) behavior, что значит поведение. Бихевиоризм – второе название поведенческой психологии (Поведение) …   Философский словарь Спонвиля

  • Бихевиоризм — от англ. behaviour поведение психологическая теория, описывающая поведение потребителей при выборе и покупке товаров. Согласно Б. решающую роль на мотивацию и предпочтение при совершении покупки оказывают обычаи, уровень экономического развития,… …   Словарь бизнес-терминов

  • БИХЕВИОРИЗМ — (от английского behavior, behaviour поведение), ведущее направление американской психологии 1 й половины 20 в. Считал предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и… …   Современная энциклопедия

  • БИХЕВИОРИЗМ — (от англ. behaviour bihevior поведение), ведущее направление американской психологии 1 й пол. 20 в. Считал предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов… …   Большой Энциклопедический словарь

  • БИХЕВИОРИЗМ — (от англ. behaviour поведение) теория психологических основ поведения, относящаяся, в частности, к поведению потребителей, покупателей при выборе и покупке товаров. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический… …   Экономический словарь

  • Бихевиорист - это... Что такое Бихевиорист?

    Бихевиори́зм (от англ. behaviour — «поведение», ещё один вариант произношения: «би-хэ́й-вио-ри́зм» с двумя ударениями) — направление в психологии, объясняющее поведение человека. Программу этого направления провозгласил в 1913 году американский исследователь Джон Уотсон. Бихевиористы утверждают, что предметом изучения должно быть не сознание, а поведение человека и животных.

    Бихевиоризм изучает непосредственные связи стимулов и реакций (рефлексов), чем привлекает внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта, в противоположность ассоцианизму и психоанализу.

    Методы

    Бихевиористами применялось два основных направления для исследования поведения: наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение в естественной среде обитания.

    Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека. Позже эта методика подвергалась критике, в основном по этическим причинам (смотри, например, гуманистический подход). Также бихевиористы полагали, что благодаря манипуляциям внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.

    В СССР

    В СССР бихевиоризм рассматривался как буржуазное извращение психологии. Особенно активно критиковал этот подход А.Н.Леонтьев. В основном критика сводилась к тому, что бихевиоризм отрицал роль и вообще наличие внутренних ненаблюдаемых свойств (таких, как цели, мотивы, предубеждения и прочее) в поведении и деятельности человека.

    В то же время к бихевиоризму были близки существовавшие в СССР в 1920—1930-е гг. «объективная психология» П.П.Блонского и «рефлексология» В.М.Бехтерева.

    Развитие

    Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.

    Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении животных и человека — этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения).

    См. также

    Ссылки

    Примечания

    Формула Бихевиоризма : S -> R {S-стимул, R-реакция}.

    Wikimedia Foundation. 2010.

    Бихевиоризм (behaviorism) - это... Что такое Бихевиоризм (behaviorism)?

    Б. оставался наиболее значительным движением в эксперим. психологии на протяжении трех четвертей XX в. Истоки Б. можно проследить в работах таких психологов, как Э.Л. Торндайк и И. П. Павлов, еще до его формального провозглашения Джоном Б. Уотсоном в 1913 году. Несмотря на то, что ряды критиков Б. непрерывно увеличиваются, начиная с 1960-х гг., он по-прежнему остается влиятельным направлением в психологии.

    До Б. эксперим. психологи изучали психику, определяя ее как сознательный опыт, и их основным исследовательским инструментом была та или иная форма интроспекции. Все они считали, что изучение психики как предмета психологии должно опираться на метод интроспекции, а нек-рые из них еще и пытались объяснить сознательные явления как результат лежащих в их основе ментальных процессов. Б. отрицает и их объяснительные принципы, и метод интроспекции.

    Методологический и метафизический бихевиоризм

    С философской точки зрения следует различать два принципиальных основания для отказа от ментализма и выбора Б. Методологический бихевиорист допускает, что психич. явления и процессы — это реальность, однако считает, что они недоступны научному изучению. Научные факты, говорит методологический бихевиорист, должны быть публичными и открытыми явлениями, такими как движения планет или химические реакции, к-рые могут наблюдать все исследователи. Сознательный опыт, однако, неизбежно оказывается сугубо личным и внутренним; интроспекция может его описать (часто неточно), но не способна сделать его публичным и открытым для всеобщего обозрения. Следовательно, чтобы стать наукой, психология должна заниматься изучением только публичного и открытого поведения и отвергнуть интроспекцию. Отсюда сознание, несмотря на всю свою реальность и привлекательность, с методологической точки зрения, не может быть предметом научной психологии.

    Метафизический бихевиорист высказывает еще более радикальное утверждение: точно так же, как физ. науки отвергли демонов, духов и богов, показав мифичность их существования, так и психолог должен отвергнуть — как мифические — психич. явления и психич. процессы. Это вовсе не означает, что такие ментальные понятия, как «идея», лишены всякого смысла (хотя это может быть так), ведь и понятие «Зевс» также не является совершенно бессмысленным. Мы можем описать Зевса и объяснить, почему люди верили в него, не утверждая при этом, что имя «Зевс» имеет отношение к чему-то, что когда-либо существовало. Сходным образом, говорит этот радикальный бихевиорист, мы можем описать условия, при к-рых люди используют «идею» или любое другое ментальное понятие, и объяснить, почему они верят в то, что обладают разумом или душой (психикой), и при этом утверждать, что «идея», «разум» и подобные понятия не имеют отношения к чему-либо, что существует в реальности, за исключением, пожалуй, определенных действий и определенных стимулов. Следовательно, поскольку нельзя исследовать то, что не существует (психика), психология должна быть бихевиористской: все, что реально существует — это поведение.

    Многообразие необихевиоризма

    Основными видами необихевиоризма являются формальный Б., включая логический Б. и целевой (или когнитивный) Б.; неформальный Б.; радикальный Б. Все они, за исключением последнего, — формы методологического Б.; радикальные бихевиористы стоят на позициях метафизического Б.

    Формальный бихевиоризм. Рассматривая поведение в качестве предмета психологии, бихевиорист вовсе не исключает возможности обращения к ненаблюдаемым процессам, к-рые могут быть использованы для объяснения наблюдаемого поведения. В действительности, под влиянием логического позитивизма и операционизма, формальный бихевиорист видит свою задачу в объяснении наблюдаемого поведения на основе теории, состоящей именно из таких ненаблюдаемых логических категорий. Однако при этом данный ненаблюдаемый теоретический конструкт операционально определяется в терминах либо тех манипуляций, к-рые осуществляются над подопытным животным, либо определенного аспекта его стимульного окружения, либо измеряемого аспекта его поведения. Следуя этой логике, формальные бихевиористы, с одной стороны, надеются, приняв методологический Б., придать своим исслед. научный статус, а с другой — достичь такого же уровня объяснительной теории, как в физике или химии, где использование теоретических терминов — обычное явление.

    Логический Б. Кларка Л. Халла и его последователей — наиболее полно разработанная программа Ф. б. Следуя примеру Ньютона и физическим наукам в целом, Халл разработал гипотетико-дедуктивную теорию научения, универсальную для всех млекопитающих. Эта теория была сформулирована в виде набора аксиом, из к-рых путем операциональных определений можно было впоследствии выводить прогнозы в отношении поведения и подвергать их соответствующей эксперим. проверке.

    Сопоставление логического Б. Халла с целевым или когнитивным бихевиоризмом Э. Ч. Толмена показывает, насколько могут два варианта Б. различаться между собой в деталях, одновременно сохраняя верность общему духу и идее направления, провозглашенного Уотсоном. Толмен отверг механистический мускульно-рефлекторный подход Уотсона и Халла. Для них научение заключалось в связывании определенных стимулов со специфическими моторными реакциями, что предполагало исключение возможности всякого обращения к цели или намерению, к-рое они считали мистическими и менталистскими понятиями. Толмен, однако, рассматривал поведение как неизбежно целенаправленное (животные всегда пребывают на пути движения в прямом или обратном направлении от некоторой цели), а научение как неизбежно когнитивное; его целью является не реагирование на стимулы, а получение информации о своем окружении.

    Неформальный бихевиоризм. Развитие Б. продолжалось и после «золотого века» теории в 1930—40-х гг. Неохалловский Б. послевоенного времени (после Второй мировой войны) иногда называют необихевиоризмом, однако назв. «Н. б.» или «либерализованная теория S-R» более точно отражают его сущность. Характерный признак этого движения — снижение внимания к проблемам построения аксиоматической универсальной теории и готовность говорить о свойственных людям высших психич. процессах, пусть даже как промежуточных S-R переменных. Тем самым Ф. б. утрачивал свою прежнюю жесткость выражения и приобретал большую гибкость в обращении с такими важными человеческими феноменами, как речь и решение задач.

    Неформальные бихевиористы рассматривали S-R пары в качестве центральных процессов головного мозга, к-рые, тем не менее, подчинялись обычным законам S-R научения, и поэтому могли быть включены в операциональные S-R теории научения без отказа от Б.

    Неформальные бихевиористы смогли, таким образом, говорить о мышлении, памяти, решении проблем и речи в терминах S-R теории поведения, обращаясь с ними как со скрытыми компонентами приобретенных S-R связей. Это позволяло существенно расширить перечень форм поведения, рассматриваемого в терминах S-R. Примечательным продуктом этого направления стала теория социального научения — результат сочетания неохалловского Б. и психоан. с некоторыми из постулированных Фрейдом психич. механизмов, рассматриваемых в качестве скрытых, опосредующих поведение переменных.

    Радикальный бихевиоризм. Наиболее последовательной формой Б. является Р. б. Б. Ф. Скиннера. Скиннер отверг методологический Б. для утверждения еще более радикального метафизического Б. Разговоры о разуме и психике являются не более чем культурными мифами, к-рые надлежит разоблачить и отбросить.

    Существуют три объяснения обычных, повседневно употребляемых менталистских понятий. Во-первых, некоторые навязшие в зубах разговоры о психич. явлениях в действительности касаются обычных физ. процессов в теле, к-рым мы привыкли давать эти ярлыки. Не существует принципиального различия между таким внешним стимулом, как булавочный укол, и таким внутренним стимулом, как зубная боль, за исключением того, что доступом к последнему стимулирующему событию обладает лишь сам человек. Во-вторых, нек-рые психич. явления, в особенности чувства, являются всего лишь сопутствующими побочными продуктами влияний окружения и результирующего поведения, но не играют роли в детерминации поведения. Так, человек может «испытывать удовлетворение» вследствие похвалы своего начальника, однако то, что действительно контролирует поведение, есть сама похвала, т. е. разновидность подкрепления, а не сопутствующее ей чувство. В отличие от внутренних стимулов, которые могут осуществлять управление поведением, сопровождающие его чувства этого не делают и могут игнорироваться научной психологией, несмотря на всю свою феноменологическую привлекательность. Наконец, от многих менталистских терминов можно отказаться просто как от мифов, представляющих собой вербальные операнды, усваиваемые нами в условиях нашей специфической культуры и совершенно лишенные к.-л. объективных оснований.

    По своей сущности, несмотря на различие в частностях и деталях, Р. б. наиболее близок из всех разновидностей необихевиоризма к классическому Б. Уотсона.

    Бихевиоризм сегодня. Р. б. на сегодня остается единственной оказывающей серьезное влияние разновидностью Б. Другие его формы стали достоянием истории, и интеллектуальные потомки отцов-основателей уже не разделяют их теоретических воззрений.

    Однако Б. как филос. и ист. течение остается объектом интереса со стороны психологов, философов и историков.

    См. также Бихевиоризм: история, Логический позитивизм, Механистическая теория, Вопрос об отношении души и тела, Намеренное поведение, Телеологическая психология

    Т. Г. Лихи

    .

    БИХЕВИОРИЗМ - это... Что такое БИХЕВИОРИЗМ?

    БИХЕВИОРИЗМ (англ, behaviour, - поведение) - одно из ведущих направлений в психологии конца 19-начала 20 в. Явился также одним из оснований формирования так называемой «поведенческой» парадигмы в социологии (наряду с работами Тарда, Лебона и др. по формам коллективного поведения и психологическим эволюционизмом Уорда, Гиддинг-са и др.), т.е. психологического направления в социологии. Родоначальником Б. считается Э. Торндайк. Программа Б. и сам термин были впервые предложены Дж. Б. Уотсоном (1913). На формирование научных основ Б. большое влияние оказали работы Павлова и Бехтерева. Классиком социальной версии Б. является Б. Скиннер. В основе Б. лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на воздействия (стимулы) внешней среды. Общеметодологической предпосылкой Б. явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать и анализировать только непосредственно наблюдаемое. Отсюда основной тезис Б.: психология (и социология) изучает внешнефиксируемое поведение, а не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо. Нововведение же в Б. понимается как совокупность связей, сводимых к схеме «стимул-реакция». В качестве объясняющей подход Б. может быть использована выработанная позднее в кибернентике обобщенная схема «черного ящика», предполагающая фиксацию сигнала «на входе» и «на выходе», и отвлечение от процессов, происходящих «внутри». Изначально Б. экстраполировал на социальную жизнь механизмы условных рефлексов, выявленные на основе экспериментальных исследований психики животных. Согласно Б., у человека имеется набор врожденных схем поведения, которые «достраиваются» в процессе научения вырабатываемыми сложными навыками, постоянно психологически подкрепляемыми в сложившихся стратегиях поведения и институционально контролируемыми. Адекватность реакции на стимул определяется в ходе многократных проб и ошибок. Найденная адекватная реакция закрепляется подкрепляемым повторением, автоматизирующим и включающим ее в постоянный поведенческий «репертуар» (»закон упраженения»). Закрепление реакции в «репертуаре» порождает тенденцию к ее воспроизведению в соответствующих типах ситуаций (»закон эффекта»). Период наивысшего развития Б. в его классической форме приходится на начало 20-х 20 в., когда его подходы получили развитие в антропологии, педагогике, а главное - в социологии. Однако бихевиористы, по сути редуцируя социальное к психическому, а то, в свою очередь, к условно-рефлекторному уровню психики и к ее физиологическим основам, в итоге «встретились с непреодолимыми препятствиями на пути объяснения и интерпретации социальных явлений в терминах этой биологической дисциплины» (Сорокин). Поворот к объективному изучению психики, разработка новых методик эксперимента, широкое привлечение в психологию математических средств составили сильную сторону Б. Однако устранение из психологии (а следовательно и социологии) таких фундаментальных понятий, как сознание, мышление, воля и т.д., игнорирование социальной природы психики, примитивизация поведения человека дали повод для серьезной критики Б. (фрейдизм, гештальтпси-хология, Выготский, Рубинштейн, Пиаже и др.). Результатом потери популярности Б. и попыткой самообновления стал необихевиоризм, возникший к 1930-м (работы К. Хал-ла и Э. Толмена). В схему «стимул-реакция» было введено промежуточное звено - совокупность познавательных и побудительных факторов, - позволяющее анализировать регулятивные механизмы поведения. В социологии схема необихевиоризма созвучна принципам коррелятивного анализа в функционализме (независимая, латентная и зависимая переменные) как позволяющего описать реальную сеть социальных взаимодействий и взаимоотношений. То же можно сказать о различных вариантах теорий «социальных ролей». Наибольшее же влияние бихевиористские идеи оказали на теорию социального обмена Блау и, особенно, Хоманса. Как «социальный Б.» определял свою позицию Мид, хотя он существенно дистанцировался от идей Б.

    Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.

    БИХЕВИОРИЗМ - это... Что такое БИХЕВИОРИЗМ?

  • бихевиоризм — бихевиоризм …   Орфографический словарь-справочник

  • бихевиоризм — (от англ. behaviour поведение) направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней… …   Большая психологическая энциклопедия

  • БИХЕВИОРИЗМ — (от англ. behavior поведение) направление в психологии, сторонники которого полагают, что сознание доступно научному изучению только через объективно наблюдаемые акты поведения. Интроспекция и др. методы изучения «внутреннего мира», «явлений… …   Философская энциклопедия

  • Бихевиоризм — (behaviour(al)ism) 1. Направление в психологии, в основе которого лежит беспристрастное наблюдение за поведением человека и животных для выявления их реакции на воздействие внешней среды без анализа связи с сознанием. 2. Направление в политологии …   Политология. Словарь.

  • БИХЕВИОРИЗМ —         (от англ. behaviour поведение) теор. направление в психологии, возникшее в конце 19 нач. 20 вв. и сделавшее осн. предметом изучение поведения организма в среде. В рамках этого направления, в целом, поведение рассматривается как… …   Энциклопедия культурологии

  • БИХЕВИОРИЗМ — [англ. behavio(u)rism Словарь иностранных слов русского языка

  • Бихевиоризм —  Бихевиоризм  ♦ Behaviorisme    От английского (в американском варианте) behavior, что значит поведение. Бихевиоризм – второе название поведенческой психологии (Поведение) …   Философский словарь Спонвиля

  • Бихевиоризм — от англ. behaviour поведение психологическая теория, описывающая поведение потребителей при выборе и покупке товаров. Согласно Б. решающую роль на мотивацию и предпочтение при совершении покупки оказывают обычаи, уровень экономического развития,… …   Словарь бизнес-терминов

  • БИХЕВИОРИЗМ — (от английского behavior, behaviour поведение), ведущее направление американской психологии 1 й половины 20 в. Считал предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и… …   Современная энциклопедия

  • БИХЕВИОРИЗМ — (от англ. behaviour bihevior поведение), ведущее направление американской психологии 1 й пол. 20 в. Считал предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов… …   Большой Энциклопедический словарь

  • БИХЕВИОРИЗМ — (от англ. behaviour поведение) теория психологических основ поведения, относящаяся, в частности, к поведению потребителей, покупателей при выборе и покупке товаров. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический… …   Экономический словарь

  • Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

    Behaviourism - это подход к изучению поведения, основанный только на том, что можно непосредственно увидеть. [1] Бихевиористы фокусируются на отношениях между стимулами и реакциями.

    Невидимые качества, такие как состояния ума (любое состояние, которое значительно отличается от нормального состояния бодрствования, например, в результате страха или тревоги), не использовались в этом типе исследования, даже если мы знаем, что ум играет роль во всех продвинутое поведение животных. [2] Бихевиоризм утверждает, что поведение можно изучать, не зная, какова физиология события, и не прибегая к таким теориям, как психика. [3] По определению можно наблюдать все поведение.

    Бихевиоризм также опирался на другую идею, что все человеческое поведение было изучено. Бихевиористы полагали, что поведение можно объяснить классической или оперантной обусловленностью. Это обучение в результате влияния прошлого опыта. Однако бихевиористы отрицают важность унаследованного поведения, инстинктов (врожденного влечения живого организма) или унаследованной склонности к поведению.Они не верили или игнорировали идею наследственности (передачи черт потомству от родителей), что что-то может происходить из генов человека. Это была идея чистого листа, что дети рождаются с чистым, пустым умом. Считается, что люди, когда рождаются, не имеют умственного опыта или знаний, и что все изучается после того, как они растут. [4] Идея чистого листа противопоставлена ​​современной эволюционной психологии.

    Основные участники, ученые в области бихевиоризма включают C.Ллойд Морган, Иван Павлов, Эдвард Торндайк, Джон Б. Уотсон и Б. Ф. Скиннер. [5]

    Павлов исследовал классическую обусловленность посредством использования собак и их естественной способности выделять слюну, производить воду во рту. Торндайк и Ватсон отвергли интроспективные методы, глядя на свои сознательные мысли и чувства. Они хотели ограничить психологию экспериментальными методами. Исследования Скиннера основывались главным образом на формировании поведения с использованием положительного подкрепления (поощрения, а не наказания).

    Сегодня идеи бихевиоризма используются в когнитивно-поведенческой терапии. Когнитивно-поведенческая терапия может помочь людям справиться с тревогами и фобиями, а также с определенными формами зависимости.

    Как научная теория, бихевиоризм в значительной степени был заменен когнитивной психологией.

    Акт обусловливания - это когда желаемое поведение достигается с помощью тренировок. Это делается путем сочетания стимулов с определенным поведением. Некоторые виды поведения являются естественными рефлексами, с которыми рождаются люди (и животные).Младенцы рождаются с наследственными рефлексами, которые помогают им есть, общаться и выживать. Эти рефлексы безусловны, их не учат ребенку. [6] [7]

    Классическая обусловленность (также известная как обусловленность по Павлову) - это когда условный раздражитель вызывает безусловную реакцию. [7] Это объясняет, как люди получили новые ответы на различные стимулы.

    Другой пример безусловного ответа - это когда в глаза человека дует ветер, и они автоматически мигают, чтобы предотвратить попадание пыли или чего-либо в него.Это рефлекс врожденный. [6]

    Условие страха - это когда ранее нейтральный стимул используется, чтобы вызвать страх. Одним из главных примеров является эксперимент Литтла Альберта Уотсона и Рейнера. [8] Исследователи проверили эмоциональные реакции младенцев. Они обнаружили, что Маленький Альберт будет реагировать на громкий шум, а затем обусловил этот шум, чтобы вызвать страх, когда он увидел белую крысу. Это стало известно как «условный эмоциональный ответ». Через некоторое время Маленький Альберт заплакал, увидев белую крысу или что-нибудь маленькое и белое, даже своего чучела. [6]

    Оперантное кондиционирование также известно как инструментальное кондиционирование. [7] Он был изучен Торндайком и Скиннером.

    1. Скиннер Б.Ф. 1984. Оперативный анализ психологических терминов. Поведенческие и мозговые науки . 7 (4): 547–581 http://cat.inist.fr/?aModele=afficheN&cpsidt=9212556. Получено 2008-01-10.
    2. ↑ Келер В. 1956. Менталитет обезьян . Лондон: Рутледж и К.Павел. (перевод со 2-го исправленного издания Эллы Винтер)
    3. Баум, Уильям М. (1994). Понимание бихевиоризма: наука, поведение и культура . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство HarperCollins College. ISBN 0-06-500286-5 .
    4. ↑ Pinker, Steven 2002. Чистый лист: современное отрицание человеческой натуры . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Викинг. ISBN 0-670-03151-8
    5. Fraley, LF (2001). «Стратегические междисциплинарные отношения между сообществом естествознания и сообществом психологии» (pdf). Аналитик поведения сегодня . 2 (4): 209–324. Получено 2008-01-10.
    6. 6,0 6,1 6,2 Домьян, Майкл (2009). Принципы обучения и поведения . Мейсон, штат Огайо: обучение по кредитам. ISBN 1-4240-8608-6 .
    7. 7,0 7,1 7,2 Kardas, Edward P. (2014). История психологииː становление науки . Belmont, CA: Cengage Learning.ISBN 1-111-18666-9 .
    8. ↑ Watson, John B. & Rayner, Rosalie 1920. Journal of Experimental Psychology , 3 (1), 1–14. Условные эмоциональные реакции (исследование Маленького Альберта, 1920).
    ,

    бихевиоризм | психология | Britannica

    Behaviourism , очень влиятельная академическая школа психологии, которая доминировала в психологической теории между двумя мировыми войнами. Классический бихевиоризм, распространенный в первой трети 20-го века, был связан исключительно с измеримыми и наблюдаемыми данными и исключал идеи, эмоции и рассмотрение внутреннего психического опыта и деятельности в целом. При бихевиоризме организм рассматривается как «реагирующий» на условия (стимулы), создаваемые внешней средой и внутренними биологическими процессами.

    Подробнее на эту тему

    мотивация: бихевиоризм

    Вклады из философских и физиологических источников породили несколько этапов эволюции в теории мотивации со времени ...

    Ранее доминирующая школа мысли, структурализма, задуманная как психология как наука о сознании, опыте или разуме; хотя телесные активности не были исключены, они считались значимыми главным образом в их отношениях с психическими явлениями.Таким образом, характерным методом структурализма был самоанализ - наблюдение за работой собственного ума и составление отчетов о ней.

    Ранние формулировки бихевиоризма были реакцией психолога США Джона Б. Уотсона против интроспективной психологии. В Бихевиоризм (1924) Уотсон писал, что «Бихевиоризм утверждает, что« сознание »не является ни определяемым, ни пригодным для использования понятием; что это просто другое слово для «души» более древних времен. Таким образом, в старой психологии доминирует тонкий вид религиозной философии.Уотсон считал, что бихевиоризм «попытался начать новую, чистую основу в психологии, порвав как с современными теориями, так и с традиционными концепциями и терминологией» (из «Психология с точки зрения бихевиориста» , 3-е изд., 1929). Самоанализ должен был быть отброшен; только такие наблюдения должны были считаться допустимыми, которые могли бы быть сделаны независимыми наблюдателями одного и того же объекта или события - точно так же, как в физике или химии. Таким образом, психология должна была стать «чисто объективной, экспериментальной отраслью естествознания.Какими бы абстрактными ни казались эти предложения, они оказали революционное влияние на современную психологию и обществознание и на наше представление о себе.

    Объективистские наклонности Уотсона были предопределены многими событиями в истории мысли, и его работа символизировала сильные тенденции, которые появились в биологии и психологии с конца 19-го века. Таким образом, желание Уотсона «похоронить субъективный предмет» получило широкую поддержку. Между началом 1920-х и серединой века методы бихевиоризма доминировали над У.С. психологии и имел широкие международные последствия. Хотя главные альтернативы бихевиоризму (например, гештальт-психология и психоанализ) защищали методы, основанные на экспериментальных данных, даже эти альтернативы учитывали объективистский подход, подчеркивая необходимость объективной проверки основанных на опыте гипотез.

    Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

    Период 1912–30 (примерно) можно назвать периодом классического бихевиоризма.Ватсон был тогда доминирующей фигурой, но многие другие вскоре стали работать, давая свои собственные систематические повороты развитию программы. Классический бихевиоризм был направлен на то, чтобы доказать, что явления, которые ранее считались требующими интроспективного изучения (такие как мышление, образы, эмоции или чувства), могут быть поняты с точки зрения стимула и реакции. Классический бихевиоризм далее характеризовался строгим детерминизмом, основанным на убеждении, что каждый ответ вызывается определенным стимулом.

    Производная форма классического бихевиоризма, известная как neobehaviourism, развивалась с 1930 до конца 1940-х годов. При таком подходе психологи пытались перевести общую методологию, предписанную Уотсоном, в детальную экспериментальную теорию адаптивного поведения. В эту эпоху доминировали учёные теоретики Кларк Л. Халл и Б. Ф. Скиннер; Мысль Скиннера была прямым потомком интеллектуального наследия Ватсона и стала доминирующей в этой области после середины 1950-х годов.Другими важными бихевиористами были Кеннет У. Спенс под влиянием Халла; Нил Миллер, который утверждал, что нейробиология является наиболее продуктивным направлением в психологических исследованиях; теоретик познания Эдвард С. Толман; и Эдвин Р. Гатри. Толман и другие привели к либерализации строгой бихевиористской доктрины. Позиция к объективизму оставалась в основном той же самой, даже при том, что она допускала существование промежуточных (то есть, ментальных) переменных, принимала устные сообщения и разветвлялась на такие области, как восприятие.

    Б.Ф. Скиннер Б.Ф. Скиннер, 1971. AP / REX / Shutterstock.com

    Естественным результатом бихевиористской теории стала поведенческая терапия, ставшая заметной после Второй мировой войны и сосредоточенная на изменении наблюдаемого поведения, а не на мыслях и чувства пациента (как в психоанализе). При таком подходе считается, что эмоциональные проблемы возникают в результате неправильных приобретенных моделей поведения или неспособности выучить эффективные ответы. Таким образом, целью поведенческой терапии, также известной как изменение поведения, является изменение моделей поведения. См. Также кондиционирования.

    Что такое бихевиоризм? (с картинками)

    Бихевиоризм - это раздел психологии, который фокусируется на изучении наблюдаемого поведения, сопровождаемого убеждением, что вся человеческая деятельность, от чувства эмоции до выполнения физической задачи, является формой поведения. Бихевиористы интересуются тем, что они могут наблюдать, количественно определять и манипулировать ими, глядя на воздействие экологических стимулов на организмы, которые они изучают. Эти исследователи работают с самыми разными животными, включая людей, чтобы узнать больше о том, почему они делают то, что делают.

    Behaviorism focuses on the use of conditioning to manipulate behavior. Бихевиоризм фокусируется на использовании обусловленности для манипулирования поведением.

    Отец этого поля - Джон Б.Уотсон, который придумал этот термин в 1913 году, утверждал, что он хотел обратить внимание психологии на изучение поведения, а не на туманное исследование ума. Многие другие ученые и исследователи взялись за эту дисциплину и расширили ее, при этом известный бихевиорист - Б. Ф. Скиннер, исследователь, работавший в середине-конце 20-го века.

    Behaviorists believe that critical thinking and problem solving occur in response to stimuli. Бихевиористы считают, что критическое мышление и решение проблем возникают в ответ на стимулы.

    По мнению бихевиористов, все является формой поведения, возникающей в ответ на раздражители в окружающей среде. Это включает в себя такие вещи, как критическое мышление и решение проблем, выполнение физических задач и опыт эмоций.В то время как бихевиористы признают, что когнитивные процессы происходят и могут быть вовлечены в поведение, они подчеркивают, что эти процессы происходят в ответ на стимулы, превращая результат таких процессов в форму поведения.

    Бихевиоризм в основном сосредоточен на использовании обусловленности, идеи о том, что стимулы могут быть использованы для обучения организмов повторению или избеганию поведения.На самом деле, кондиционирование может использоваться для манипулирования поведением организма для достижения желаемого результата. Например, люди используют тренировку в обучении животных, чтобы научить животных выполнять такие действия, как галоп по команде от наездника, сидеть, когда это делается при получении сигнала, или атаковать, когда приказано сделать это обработчиком.

    В рамках этой системы многие вещи можно определить количественно, манипулировать и исследовать, чтобы узнать больше о поведении организмов от муравьев до слонов.В некоторых других областях были интегрированы некоторые концепции дисциплины, такие как идея обусловленности оперантов для продвижения желаемого поведения, а некоторые бихевиористы применяют более или менее радикальные формы бихевиоризма в своей работе.

    Некоторая оппозиция была подана против этой области. Например, некоторые богословы утверждают, что кажется, что он отвергает существование Бога или высшей силы, устраняя свободную волю и рассматривая людей по существу как машины.Другие люди в области психологии также утверждают, что бихевиоризм не полностью объясняет неадаптивное поведение или проблемы, которые, по-видимому, имеют психологическое, а не поведенческое происхождение.

    Scientists often study behaviorism in ants. Ученые часто изучают бихевиоризм у муравьев.,
    означает в кембриджском словаре английского языка
    Затем появился бихевиоризм , и идея, что невозможно узнать, что думают животные, потому что мы не можем проникнуть в их головы. Вместо того, чтобы направлять его к бихевиоризму , который кажется интуицией, которой обладают многие, скажем, нейробиологи?

    Эти примеры взяты из Кембриджского английского корпуса и из источников в Интернете.Любые мнения в примерах не соответствуют мнению редакторов Cambridge Dictionary или издательства Cambridge University Press или его лицензиаров.

    Больше примеров Меньше примеров

    Большинство психологических исследований в то время было сосредоточено на бихевиоризма - классическая обусловленность и тому подобное.Проблема в том, что мы нуждаемся в контроле, склонны создавать условия для нашей любви и продолжаем полагаться на давно дискредитированные предпосылки поведения .В течение долгого времени, с бихевиоризмом и аудио-языковым методом, родной язык был тем, чего мы избегали во всех отношениях. Тем не менее, бихевиоризм , кажется, признал присущую асимметрию вознаграждения и наказания. Бихевиоризм в самом строгом смысле слова была научной программой, которая доминировала в психологии в 1920-х и 1930-х годах. Беспокойство чрезмерной интерпретации и антропоморфизма в исследованиях на нечеловеческих животных широко распространено за пределами бихевиоризма, а также .Он начинает с изучения трех стандартных философских подходов к проблеме разума и тела: бихевиоризм , функционализм и теории идентичности. ,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *

    *

    *