Что такое духовность: Духовность — Википедия – как это понимать? Значение слова духовность

Содержание

Духовность — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.

В психологии

Проблема духовности в психологии впервые стала рассматриваться в конце XIX – начале XX века в рамках понимающей психологии, представители которой (Вильгельм Дильтей, Эдуард Шпрангер) делали акцент на изучении человеческой психики в связи с духовными видами деятельности (культура, искусство, этика и др.), а не с естественными науками. В дальнейшем духовность стала предметом изучения аналитической психологии Карла Густава Юнга, в которой духовная культура Запада и Востока анализировалась с использованием концепций коллективного бессознательного и архетипов. Юнг заложил основы психологического анализа религии и алхимии.

[1]

Следующим этапом психологического изучения духовности стало её рассмотрение в рамках гуманистической, трансперсональной и экзистенциальной психологии. В психосинтезе Роберто Ассаджоли духовность связана с высшим бессознательным, которое служит источником творческого вдохновения. Абрахам Маслоу рассматривает духовность в связи с пиковыми переживаниями, которые возникают в процессе самоактуализации. Станислав Гроф рассматривает духовность в связи с трансперсональными переживаниями и духовными кризисами. В современных работах по трансперсональной психологии большое внимание уделяется описанию и анализу практик духовного целительства, используемых в шаманизме и других традиционных культурах. Виктор Франкл считает духовность высшим антропологическим измерением личности, которое он помещает над телесным и психическим измерениями. Альтернативным подходом к проблеме духовности в экзистенциальной психологии является концепция Адриана Ван Каама[en], который связал духовность с трансцендентностью.[1]

В христианской психологии духовность рассматривается в связи с высшими силами божественной либо демонической природы, которые проявляются в человеческих поступках. При этом существование каких-либо других видов духовности христианская психология отрицает.[1]

В подавляющем большинстве подходов к духовности она рассматривается как явление, выходящее за рамки индивидуальности и связанное со сверхличностными, божественными или космическими силами. Духовность является признаком зрелости личности, вышедшей за пределы своих узких интересов и преходящих ценностей.[1]

В современном западном религиоведении

Духовность в наиболее общих чертах характеризуют как «жизнь, проживаемую в полноте уникального опыта внутренних переживаний человека, в которых могут присутствовать традиционные западные культурные символы» и другие значимые для человека образы. В современных исследованиях, особенно западных, обращается внимание на отсутствие тождества между духовностью и религиозностью. По Айлин Баркер, к примеру, духовность отличается от религиозности тем, что источником последней является внешний мир в виде предписаний и традиций, тогда как источником духовности является внутренний опыт человека.

[2] С отделением церкви от государства в эпоху Просвещения в современных обществах всё большее значение приобретает внерелигиозная духовность.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

как это понимать? Значение слова духовность

Духовность — это слово часто ассоциируется с религией, ритуалами, какими-то суровыми аскезами, обетами и вообще чем-то, что не имеет отношения к реальной повседневной жизни. Мы живём сегодня в таком мире, где духовность, что называется, — «не в тренде». Однако если глубоко поразмыслить над тем, что такое духовность, то мы может прийти к вполне простому выводу: духовность — это просто гармоничная жизнь. Помните профессора Преображенского из легендарного «Собачьего сердца»? «Разруха в головах» — сказал профессор эпохальную фразу. Так вот, отсутствие духовности — это и есть та самая разруха в головах. Если человек не уважает людей, которые его окружают, если он живёт не в гармонии с собой, с миром, с природой, если мотивации его потребительские, а цели в жизни не выходят за рамки чувственных наслаждений, будет ли такой человек счастлив? Кратковременно — может быть. Но в любой долгосрочной перспективе такое счастье приведёт его только к страданиям и ни к чему больше. Поэтому, что бы нам не внушала современная «культура», духовность — это не роскошь, а необходимость для гармоничной жизни.

Духовность — основа гармоничной жизни

В окружении каждого из нас наверняка найдётся такой человек, который всегда излучает позитив. Знаете, есть такие люди: они подобны лучам солнца, в свете их сияния всё как будто расцветает. Они всегда позитивно настроены. Никогда не гневаются, не осуждают никого, не винят окружающих в своих проблемах, а самое главное, во всём видят только позитив, даже там, где найти его порой бывает очень сложно. Иногда таких людей даже считают немного странноватыми, и в современном обществе, наверное, именно так это и выглядит — странно.

Когда утром в рабочий день в толпе хмурых, угрюмых уставших от жизни людей видишь такого человека, который, казалось бы, радуется просто потому, что светит солнце, поют птицы, а сам он получает удовольствие лишь от того, что может дышать, ходить, слышать и видеть, на самом деле возникает ощущение, что человек этот — не в себе. Но когда такой человек находится в твоём окружении, возникает чувство гармонии, и этим чувством такой человек заражает всех вокруг. По сути это и есть духовность.

Духовность — это не ритуалы, не заповеди, не стремление поставить кого-то в какие-то рамки, кого-то объявить праведником, кого-то грешником, чью-то веру правильной, чью-то неправильной и так далее. Это, скорее, уже спекуляция духовностью. Вот эти понятия важно разделять. Духовный человек, по-настоящему духовный человек, делает мир вокруг себя лучше и гармоничнее. А если духовность человека приводит только к ссорам с близкими, к навешиванию ярлыков на окружающих, к осуждению людей, то это — псевдодуховность. Поистине духовный человек знает простой закон, по которому живёт этот мир. Он знает, что всё, что происходит в его жизни, происходит из-за него и благодаря ему самому, и поэтому осуждать кого-то — просто глупо. Если мы видим чьё-то несовершенство, то это несовершенство берёт начало в нас самих. Это важно понимать.

помощь старшим

Поистине духовный человек никогда не будет никого осуждать или навешивать ярлыки, ведь он знает, что всё возникает в силу причин и условий. И внешний мир лишь отражает состояние мира внутреннего. Если духовное развитие человека приводит к тому, что он становится религиозным фанатиком и догматиком и осуждает всех, кто живёт не так, как написано в какой-то умной книжке, — это не духовность, а, скорее, попытка скрыть какие-то свои комплексы за маской нравственности, духовности, религии и так далее.

Примеров псевдодуховности сегодня мы можем видеть массу. Начиная от безобидных бабушек в церкви, духовное развитие которых заключается в том, что они осуждают каждого, кто, в их понимании, поступает безнравственно, и заканчивая агрессивными религиозными течениями, которые не брезгуют даже насилием и терактами. У такой духовности — всегда какая-то гнильца под верхним слоем набожности и нравственности. И если духовность человека приводит к тому, что кто-либо из-за его действий страдает, то к такой духовности следует относиться с большим сомнением.

Значение слова «духовность»

Если посмотреть значение слова «духовность» в нескольких словарях, то общий смысл будет где-то между религией и морально-этическими общепринятыми нормами. То есть духовность бывает как с упором на религиозные ритуалы и какие-то сугубо религиозные цели, так и «мирская», то есть социальная духовность — это когда пропагандируются и культивируются какие-то общепринятые нормы. И здесь тоже всё будет довольно условно, так как в рамках той или иной страны, народа, нации, традиции и, опять же, религии духовность будет иметь те или иные оттенки. Как же в таком случае, в таком невероятном разнообразии уловить суть? И чтобы понять глубинную суть духовности, следует обратить внимание на то, что объединяет разные, на первый взгляд, концепции, религии и движения?

И в большинстве религий и философских учений вы встретите такое понятие, как «сострадание». Оно может быть выражено иными словами или подано, что называется, «под разным соусом», но суть большинства адекватных (не берём в расчёт какие-нибудь шаманские учения и своеобразные обряды) в том, чтобы взращивать в себе сострадание к окружающим и стремиться к гармонии с окружающим миром. Этому, на самом деле, учат и все мировые религии. За исключением, разумеется, случаев, когда религия поставлена на службу чьим-то политическим или финансовым интересам. А случаи, когда под маской духовности предприимчивые кукловоды проворачивали свои дела, к сожалению, не редкость.

Духовность человека

Итак, что же такое «духовность»? Если брать в отдельности каждую конкретную религию (а именно к сфере религии сейчас принято относить такое понятие, как «духовность»), то мы можем обнаружить, что порой внешние формы поведения и нравственности, которые нам предлагают те или иные религии и учения, могут и вовсе противоречить друг другу. Однако за внешним нужно уметь видеть суть. Важно понимать, что этот мир многогранен и понятие добра и зла условно. Правила и заповеди придуманы для того, чтобы человек встал на путь и обрёл какую-то первоначальную основу поведения.

Однако слепо действовать так, как написано в какой-то книжке, это, как показывает исторический опыт, путь в никуда. По мере продвижения на духовном пути человек начинает понимать, что всё, по сути, может быть инструментом и нет абсолютно праведных и абсолютно неправедных дел. На начальном этапе, разумеется, следует придерживаться базовых принципов нравственности той религии или учения, которым человек следует, или же просто общепринятым социальным нормам, если человек избрал для себя путь духовного развития вне какой-либо религии или философии. Но это необходимо только на начальном этапе. Когда же человек уже обрёл контроль над своим умом и может действовать исходя из здравого смысла — на этом этапе следует всё подвергать более глубинному анализу и не следовать слепо каким-то стереотипам или догмам. Сострадание ко всем живым существам должно стать путеводной звездой духовному человеку.

Это как в математике — если освоил четыре математических действия: сложение, вычитание, умножение и деление, то любые сложные примеры, уравнения, тождества и так далее решить не составит труда. Подобно тому как школьник усердно трудится над освоением четырёх базовых действий математики, так и духовный человек должен в первую очередь взрастить в себе сострадание ко всем живым существам. Если постигнуто это, то всё остальное из этого следует.

медитация, на природе

Что значит духовность

Внешность обманчива — часто мы сталкиваемся с подтверждениями этого утверждения. В духовном развитии этот принцип актуален как нигде. Порой тот, кто выглядит как духовный человек, или та система, которая позиционирует себя как система духовного развития, несёт в себе совершенно иные цели. И духовность — это в первую очередь состояние нашей души, а не какие-то внешние атрибуты. Можно 24/7 крутить чётки, читать молитвы и поедать пирожки на Пасху, но при этом осуждать окружающих, хамить близким и, вообще, ненавидеть всех инакомыслящих. Порой часто можно видеть такие комичные ситуации, когда в период какого-либо религиозного праздника люди закупаются едой в супермаркете. И среди покупок алкоголь составляет не менее 30–50 % от общего числа купленных продуктов. А если такому человек намекнуть, что не слишком уж здоровую трапезу он себе готовит, то ответ будет в стиле: «Ну праздник же!».

Все внешние атрибуты присутствуют: и красивый стол будет накрыт, и даже тосты будут произнесены, только всё это превратится в банальную попойку и набивание желудка. И есть другой пример: когда человек в великий праздник не напечёт пирогов и с пафосным видом не будет стоять в церкви, и вообще даже не вспомнит о том, что сегодня праздник, а просто сделает доброе дело. И даже не в честь праздника (как бывает часто принято у псевдорелигиозных людей), и не ради каких-то духовных «плюшек» вроде райской жизни после смерти, и не потому, что так написано где-то, в какой-то умной книжке, которой всем предписано следовать, а просто потому, что он не может иначе, просто потому, что это глубинное желание, стремление его души — совершать благие дела.

Ведь стремление к совершению благих дел — это и есть наша истинная природа. И раскрыть в себе это качество, сняв пелену ложных и навязанных эгоистичных установок, — в этом и есть истинная духовность. Стремление к своему истинному «Я» — это наше глубинное желание. Подобно тому как путник в тёмном лесу лишь на миг увидел блеск окон дома, который сможет его приютить холодной осенней ночью, так и каждый из нас лишь изредка в перерыве между мирской суетой может увидеть свет своей души, услышать голос своего истинного «Я». Но, как путник, вдохновлённый мимолётным блеском окон приветливого дома, будет неустанно прорываться сквозь тёмный лес, так и каждый из нас рано или поздно осознает, что стремление раскрыть в себе свет своей души, своего истинного «Я» — это лучшее, чего можно достичь в этой жизни. И поверьте, путник, прорывающийся сквозь тернистые заросли тёмного леса однажды выйдет к опушке и постучит в дверь дома — навстречу своему истинному «Я».

Духовность — это: определение для детей

Мы живём в очень непростое время, когда окружающая среда воспитывает не только нас, но и наших детей. Телевизор, интернет, сверстники — все они, как ни прискорбно это признать, оказывают большее влияние на наших детей, чем мы сами. Как же объяснить ребёнку, что такое хорошо и что такое плохо? У излишне религиозных людей в этом вопросе порой бывают разного рода крайности, когда они начинают запугивать ребёнка, как это любят делать профессиональные религиозные кукловоды, но это большая ошибка. Если бы страхом можно было наставить человека на путь истинный, то в мире бы не было ни тюрем, ни преступности. Однако мы можем видеть, что преступность существует даже в странах, где имеет место смертная казнь. То есть даже страх смерти не останавливает людей. Поэтому воспитание ребёнка через страх — большая ошибка.

радость, девочка, поле

Как же объяснить ребёнку простыми словами, что означает слово «духовность»? Попробуйте объяснить ему простую концепцию духовности: «Делай другим то, что хотел бы получить сам». Эта концепция очень проста для понимания, ведь если ребёнок испытывает дискомфорт, когда с ним поступают плохо, то он сможет понять, что такой же дискомфорт будет испытывать и тот, к кому он будет проявлять подобное поведение. Объясните ребёнку, что всё в этом мире возвращается, и если он не хочет испытывать страданий, то ему не следует создавать причины для этих страданий, то есть не создавать страданий для других. Это и есть золотое правило духовности. И всё остальное — из него следует.

Цитаты о духовности

Чтобы понять, что же такое духовность, можно обратиться к различным философам и мыслителям, которые кратко, но точно высказывались об этом явлении:

  • Душа человека развивается до самой смерти.
  • Если душа родилась крылатой — что ей хоромы и что ей хаты!
  • Душа помнит о прошедшем, зрит настоящее, предвидит будущее.
  • Малодушие возбуждает в нас одно только презрение.
  • Сами по себе мы ничего не значим. Не мы важны, а то, что мы храним в себе.
  • Духовность противоположна религии, поскольку она присуща каждому человеку, в то время как религия является лишь готовой мыслью, предназначенной для тех, кто не в состоянии найти собственный путь развития.
  • В этом тёмном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится.

Напоследок можно процитировать слова апостола Павла, который очень кратко, но понятно изложил суть духовного пути: «Всё мне позволительно. Но не всё полезно». Из этого изречения можно видеть, что человек свободен в своих действиях и для него нет никаких границ. А все правила исходят не от каких-то религиозных догм, а от здравого смысла. И разумное существо способно само ограничивать свои действия, исходя из концепции пользы для себя и окружающих.

радость, девочка, поле

Что такое духовность человека: путь к счастью

Что такое духовность человека? Если ты задаешь этот вопрос, то чувствуешь, что мир — это нечто большее, чем хаотичный набор атомов. Ты наверняка ощущаешь себя шире, чем навязываемая тебе функция винтика в цикле «работать — покупать — потреблять — спать». Ты ищешь свой собственный ответ. Ищешь его сердцем, не воспринимая в качестве единственной истины навязываемую тебе догму «духовность = религия».

Может быть, тебе поможет эта статья. И пускай твоим девизом в собственном поиске станут слова Будды: «Не верь тому, что существует давно и распространено во многих странах. Не верь тому, что делают другие, повторяя раз за разом. Не верь тому, что сказал мудрец. Не верь тому, что написано в священном писании. Не верь тому, что кажется возможным. Не верь своим фантазиям и мечтам, ниспосланным вам с небес. Не верь ничему, что сказал учитель или монах. Верь лишь тому, что познал на собственном опыте путем долгих выяснений, тому, что оказалось правильным для тебя, тому, что совпадает с твоим ощущением добра».

Я искренне убежден, что тяга к Высшему – это основная внутренняя потребность человека. И от того, насколько ты ей следуешь, зависит твое истинное счастье!

Что такое духовность человека? Духовность – это Любовь!

По существу, вся необъятная глубина духовности заключена в трех простых  предложениях:

Любовь разлита по всему миру и является его основой.

Любовь живет и внутри тебя.

Любовь – твоя основа, твоя суть и твое высшее предназначение.

lyubov

Само слово «духовность» означает «наполненность Духом».  Дух – это Высшее начало в человеке. Поэтому духовность есть наполненность Высшим началом.

Духовность — это чувство присутствия Высшего начала внутри себя и в окружающем мире, чувство единства с миром через Высшее и стремление максимально раскрыть в себе Высшее.

Говоря коротко, духовность – это Любовь.

Что это означает? Прежде всего, духовность чувствует Свет как основу этого мира.

Духовность – это видение Высшего в каждой крупице мироздания, в каждом человеке… Видеть в людях Высшее, видеть Свет за внешними проявлениями, за бытовой мелочностью и повседневными дрязгами, а иногда даже за чудовищными преступлениями, – это невообразимо мощная сила. Это колоссальная энергия собственной трансформации и изменения мира.

duhovnost

При этом, видеть Высшее в людях и мире – отнюдь не означает согласиться с тем, что проявление подлости, несправедливости и насилия – это естественно.

Видеть Высшее – это знать и чувствовать, что насилие, подлость, несправедливость и многое другое, что присутствует в нашем мире, есть проявление тьмы. А тьма – всего лишь временное отсутствие света. На пути Света твоей души встает твое собственное эго. Эго отбрасывает тень, в которой и таятся твои темные стороны. Эго – это твой личный, персональный дракон.

Любить – это видеть внутренний свет души человека и сострадать той темноте, в которую его погружает собственное эго.

duhovnost

Ведь еще одна грань духовности – это чувство неразрывной связи с миром. Даже больше – объединения с ним. Ты чувствуешь, что у мира и у тебя одна основа. Возникает и крепнет чувство Единства. В состоянии подлинного Единства ты не отделяешь себя от мира и людей. Нет другого. Мы все – Одно. Это – суть состояния Единства.

duhovnost

Поэтому, чем ближе человек к Единству – тем сильнее в нем  проявлено сострадание. Мне больше нравится слово со-чувствие. Физически ты находишься в собственном теле, но внутренне един с миром, един с другим человеком. Его радость и боль ты чувствуешь, как собственную.

В этом состоянии невозможно сознательное причинение вреда кому-то. Возможно лишь искреннее стремление к благу для себя и мира. Благо мира и другого человека воспринимается, как свое.

Это и есть подлинная Любовь – видение Высшего во всем, со-чувствие и искреннее стремление к благу.

Skhema Zdanie lyubviДля увеличения схемы нажмите на нее.

Кстати, это совершенно не означает, что «любить» – означает «забыть о себе». «Возлюби ближнего, как самого себя» — вот максима духовности. И подлинная Любовь всегда начинается с любви к себе…

«А что бы сделала Любовь?» Главный вопрос духовности

Итак, духовность – это Любовь.  Однако, Любовь – это не какая-то абстракция. «Любить» означает прежде всего выразить себя в нашем мире.

Суть духовного пути — в раскрытии себя как Любви через собственные конкретные мысли, слова и действия.

О том, как найти себя, осознанно двигаясь по духовному пути, читай здесь.

Духовный путь есть постоянный поиск ответов на два главных вопроса: «Кто Я?» и «Как Я могу проявить себя в мире?».

Высшим ответом на первый вопрос является – «Я есть Любовь». А чтобы выразить себя как Любовь в мире, нужно по-другому задать второй вопрос. Он будет звучать очень просто: «А что бы сейчас сделала Любовь?». Этот вопрос и будет ответом.

Skhema duhovnyj poiskДля увеличения схемы нажмите на нее.

Задавай его всегда! Когда ты победил на соревнованиях, и когда тебя выгнали с работы. Когда ты влюбился, и когда тебя предал друг. Когда ты продаешь машину, и когда твой ребенок получил «двойку». Задавай его в любой жизненной ситуации, и стремись следовать ответу, который ты себе дал.  И тогда ты сможешь почувствовать и выразить свою истинную суть… А это – единственная подлинная цель твоего существования! И чем более полно и искренне ты будешь себя выражать – тем больше счастья будет в твоей жизни!

Духовность подлинная и ложная

Важно научиться отличать подлинную духовность от ложной, от псевдодуховности. Ведь духовность – это не принадлежность к какой-либо религии. Это – не слепое исполнение  ритуалов или заучивание наизусть плохо понимаемых священных текстов. Тебя не сделают «более духовным» ни священный сан, ни тысяча часов, проведенных в медитации.

Основное  искажение подлинной духовности – это подмена внутреннего внешним. Именно так и возникает ложная духовность. Ложная духовность делает упор на внешнее: различные атрибуты, ритуалы, тексты – а не на внутреннюю работу. Псевдодуховность означает слепое следование каким-либо догматам без соотношения их со своей внутренней сутью.

Ложная духовность – это подмена Любви догмой. Очень яркий и глубокий пример отличия истинной духовности от псевдодуховности – это описанная в Евангелии история Христа и женщины, уличенной в супружеской измене. Традиции, ритуал и закон требуют наказать ее. Не просто наказать, а убить, закидать камнями! И вот уже толпа готова сделать это! Все полны праведного гнева и осуждения! И конечно, думают, что они совершают угодное Богу, то есть духовное, дело… Но Иисус произносит тихие и полные настоящей Любви слова: «Кто сам без греха – пусть первый бросит в нее камень». И пристыженная толпа расходится. Так легко осуждать других, и так непросто заглянуть в себя…

istinno duhovnyj chelovek

Парадокс в том, что подлинную глубокую духовность сложно найти в современных организованных религиях. Слишком закостенели они в ритуалах. Слишком многое основано не на Любви, а на «страхе Божьем». Слишком сильно религии настаивают на единственной правильности своего пути и этим разделяют мир. Слишком давно разнообразные церкви являются политическим инструментом власти.

Религия ищет ответы в предписанных правилах. Духовность ищет ответы в сердце. Потому что духовность человека – это раскрытие себя как Любви, и Любви в себе.

Жизнь как постоянный духовный путь

Как приходят к духовности? У каждого человека – свой Путь…

Конечно, по большому счету, вся жизнь, каждое ее мгновение  – это духовный путь. Жизнь, со всеми ее радостями, печалями и прожитым опытом  — это постоянная возможность для раскрытия в себе Любви. В этом ее единственная цель и смысл. А все происходящие на жизненном пути события лишь подталкивают тебя к реализации этой возможности.

ZHizn

Просто зачастую движение по духовному пути происходит неосознанно. Я расскажу о собственном опыте. Возможно, это поможет кому-то, подобно мне, начать осознавать Себя…

Итак, человек духовно развивается или деградирует, даже если он не знает об этом. Именно это и происходило со мной. Вообще-то, большую часть своей жизни я был закоренелым материалистом. В Бога не верил, считая его существование недоказанным. Однако, всю свою жизнь я искренне верил в людей. Будучи воспитан советской системой, я был уверен, что «Человек – это звучит гордо!», и всегда искал лучшее в людях. А ответственным за свою жизнь считал, прежде всего, себя. Уже потом я понял, что всю свою жизнь я неосознанно использовал Благодарность, Ответственность и Свободу  — Большие духовные ключи…

Как Большие духовные ключи помогают выходить из трудных ситуаций – читай здесь.

Мой неосознанный духовный путь превратился в осознанный благодаря Наташе, моей жене. Именно она своей страстной убежденностью, своим внутренним огнем буквально вдохнула в меня чувство одухотворенности мира…

Я осознал то, что всегда интуитивно чувствовал, но не мог выразить: существует некий «стержень» внутри меня, который является источником света, любви и радости. Этот источник разлит по всему миру, и является его главной основой.  Значит, — и моей тоже. Мир одухотворен и един, и я – неотъемлемая часть этого одухотворенного единства. И хотя я являюсь  лишь крохотной частичкой невообразимо огромного Мироздания, в то же время я вмещаю его полностью, без остатка. «Я во всем – и все во мне».

Можно назвать это как угодно – верой в Бога, чувством высшей Истины, гармонии Вселенной… Это ощущение невероятной красоты, гармонии и осмысленности Мироздания и слитой с ним собственной внутренней гармонии. Его могут испытывать верующие и атеисты, богатые и бедные, русские и американцы. Любые различия не важны. У кого-то такое чувство рождается под влиянием красоты природы или творений человека. Кто-то начинает ощущать его из-за пережитых страданий или экстремальных состояний. Некоторые — в результате чтения книг или медитаций. У каждого – свой Путь. Если ты готов к осознанному проявлению себя как Любви – то одухотворенность мира обязательно откроется тебе!

duhovnost

В заключение – еще одна история. Однажды Микеланджело задали вопрос – как ему удалось создать столь прекрасную статую из куска мрамора? На это скульптор ответил – «Она всегда там была! Я просто отсек все лишнее».

Это – краткое и емкое описание твоей сути. Ты был, есть и будешь Любовью! Нужно просто отсечь все лишнее… Знай, что в глубине глыбы мрамора скрыта прекрасная статуя… и твое подлинное счастье!

Схема Путь к счастью - Духовность как ЛюбовьДля увеличения схемы нажмите на нее.

Вот что такое духовность человека в моем понимании.

Пожалуйста, оцени статью, нажав на звездочки в конце статьи.

Пиши в комментариях свое мнение! Что ты считаешь духовностью? Проявляешься ли ты как Любовь, и что это значит для тебя?  Сталкиваешься ли ты с ложной духовностью? Расскажи, каков твой собственный путь к счастью!

духовность - это... Что такое духовность?

  • Духовность —  Духовность  ♦ Spiritualité    Жизнь духа. Заблуждается тот, кто сводит это понятие к религии, поскольку религия есть лишь один из способов духовной жизни. Так же заблуждается тот, кто путает духовность со спиритуализмом – одним из способов… …   Философский словарь Спонвиля

  • духовность — религиозность, душевность, интеллектуальность, церковность Словарь русских синонимов. духовность сущ., кол во синонимов: 4 • душевность (19) • …   Словарь синонимов

  • Духовность — может трактоваться как: высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности; высокоразвитая форма психического в человеке …   Официальная терминология

  • ДУХОВНОСТЬ — ДУХОВНОСТЬ, духовности, мн. нет, жен. (книжн. устар.). Отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа (в 1 знач.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ДУХОВНОСТЬ — ДУХОВНОСТЬ, и, жен. Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • духовность —         ДУХОВНОСТЬ такой высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности, находящиеся между собой в неиерархических… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Духовность — Духовность  в самом общем смысле  совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций,… …   Википедия

  • Духовность — это высочайшее свойство человеческой личности, возникающее в процессе развития души и тела на основе духа, несущего Божественную мораль и дающего силу и волю этому развитию. Душа позволяет человеку свободно развиваться по индивидуальному пути.… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • ДУХОВНОСТЬ — высшая деятельность души, устремленность к стяжанию Духа Святого, безгрешности, моральному совершенству, преображению души. Русская духовность выражается в древней духовной традиции Православия и добротолюбия, иконописания и церковных песнопений …   Русская история

  • Духовность — – одно из наиболее актуальных и неоднозначных понятий современного знания человека о себе как неделимом элементе живого пространства Космоса и о самом этом пространстве, где локализуются человеческие сущностные отнесения (в том смысле сущности… …   Словарь-справочник по социальной работе

  • Духовность человека - определение, её проблема и развитие

    Духовность – это уникальный личностный опыт, который обретается сквозь познание самого себя; выход за приделы собственных узких интересов, зрелость ценностей личности. Она рассматривается, как явление внутреннего опыта субъекта, выход за рамки индивидуальности, нечто связанное с божественным, сверх личностным или силами космоса. Это понятие причисляет индивида к Святому Духу, отображает его приближённость к Богу, выход личности за грани бытия души. С другой стороны рассматривает как душевность, интеллектуальность, добродетельность и нравственность личности.

    Что такое духовность

    В современном религиоведении духовность рассматривается как наиболее общая черта, характеризующаяся опытом, который возникает внутри человеческих переживаний, влияние на которые имеет культура. Соответственно источником данного понятия является внутренний опыт индивида. «Spiritus» – в дословном переводе значение этого слова «дух», считается, что определение духовности человека, есть производное от данного слова. Для сегодняшнего мира это словоупотребление применяется для объяснения высшей части человеческого яства, духовной сущности субъекта, описание его внутренней жизни. Отрицание зависимости человеческого существования от материального и телесного облика жизни человека.

    Определение духовности человека имеет многочисленные трактования в связи с существованием различных парадигм в жизни общества. Сквозь все различные изъяснения духовности прослеживается некая закономерность в причислении ее к религиозной жизни индивида. Но, духовность как индивидуальный личностный опыт, не всегда отождествляется с религией и не всегда ею определяется. В большинстве изъяснений данное понятие интерпретируется в направлениях гуманитарной психологии. При этом объединяется с неким мистическим деянием, эзотерическими традициями или философскими учениями. В рамках этого духовность направлена на развитие целостной личности как системы, включающей альтруизм, богатый внутренний опыт, бескорыстность, сострадание, развитый внутренний мир.

    Как психологическую категорию духовность начали рассматривать с конца девятнадцатого столетия, определяя ее в рамки понимающей психологии. Эдуард Шпрангер, Вильгельм Дильтей как представители этого направления, акцентировали внимание на изучении взаимосвязи духовных видов деятельности личности (культура, этика и искусство) и психики личности. При этом отрицали взаимосвязь психики субъекта с естественными науками. Карл Юнг в дальнейшем рассматривал духовность в рамках аналитической психологии. В рамках этих исследований понятие рассматривалась и анализировалась сквозь призму коллективного бессознательного и архетипов. Юнг стал основополагателем анализа психологии религии и алхимии.

    В парадигме гуманистической экзистенциальной и трансперсональной психологии, духовность отождествлялась с высшим бессознательным, которое является источником творческого вдохновения (Роберто Ассаджоли). Маслоу Абрахам в своих многочисленных исследованиях, определил взаимосвязь духовности с пиковыми переживаниями. Возникновение которых происходит в период самоактуализации личности.

    Духовность в зависимости от возникновения трансперсональных переживаний и духовных кризисов рассматривалась в исследованиях Станислав Грофа. В рамках трансперсональных учений данное понятие трактовалось, как некое исцеление с использованием шаманизма и иных традиционных культур. Так же Виктор Франкл рассматривает это явление как нечто высшее над антропологическими измерениями субъекта. В аспекте христианской психологии ученые духовность трактуют тождественно с высшими божественными или демоническими силами природы, проявляющиеся в поступках индивида, а проявление ее в других направлениях отрицается.

    Духовность человека, как нечто глубоко субъективное, внутренне не способна быть исследована при помощи научных исследовательских методик. Отождествляя себя с мыслями, чувствами, памятью, человек открывает истинную природу своего сознания, определяет свое истинное «я», чем и обретает ее.

    Проблема духовности

    Духовность – это феномен, отличающий человеческую жизнь от природного существования, привносит в нее социальный характер. Насколько человек пользуется духовностью, зависит его существование, его будущее и истинное. Так как осознание индивидом окружающего, формирование более изящного представления и глубокого отношения к миру, является понятием духовности человека. Сегодня духовность помогает человеку познавать себя, свой смысл жизни и предназначение в ней.

    Духовность помогает человечеству на пути к выживанию, развивающее стабильное общество и целостную личность. Она отыгрывает важнейшую роль в процессе формирования социального общества. Способность человека отличать враждебное и чуждое в его существовании, позволяет защитить среду его обитания, его самого от ошибочных поступков и действий, которые имеют разрушающие последствия. Говоря о проблеме, следует коснуться возникновения духовно нравственных проблем общества. Как известно текущий этап жизни общества переживает кризис духовности.

    Духовность и нравственность приобретают новые значения и реализацию. Так, процветание жестокости, преступности, беспорядка, спекуляции, теневой экономики, наркомании, бесчеловечности – последствия падения духовности человека, соответственно обесценивания человеческой жизни. Хотя падение уровня нравственности населения не вдет к прямой его гибели, но ведёт за собой к разрушению многих институтов общества: экономического, духовного и политического.

    Наиболее щепетильной проблемой есть то, что это разрушение общества, происходит незаметно для человека. Новый этап формирования культуры человечества способствует развитию раскрепощённых, свободных, незакомплексованных, открытых к новаторству личностей, но наряду с этим равнодушных, агрессивных и безразличных. Большинство людей направляют свои действия на заполнение жизни материальными, потребительскими ценностями, отвергая духовный компонент существования человека.

    Обнаруживается противоречие в формировании нынешнего сообщества: научно-технический прогресс и духовное развитие идут абсолютно по разным стезям, при этом многочисленное количество индивидов теряет нравственную опору в жизни, тем самым усложняя духовную жизнь целого общества. На таком фоне в период с двадцатого столетия началось полнейшее обесценивание жизни человека. История показывает, что каждое столетие, идя на перемену «старому бесчеловечному», приносила все больше и больше жертв среди людей. Несмотря на развитие социальных и политических условий жизни, развитую культуру, литературу – осуществлялись жестокие злодеяния относительно личности человека. Отсутствие нравственности при этом рассматривались, как нечто способствующие таким поступкам, предполагаемые парадигмой данного общества.

    Какое бы не было развитое социально-экономическое общество, технологии и ресурсы, с их помощью решить проблему жизни невозможно. Только изменение мышления человека, изменения внутреннего мировоззрения, осознание целостности и духовности общества поможет направить его на истинный путь существования и развития. Создание идеального мира духовности человека, создание мира ценностей и понятий поможет поднять душу человека высоко над материальным благом. Дабы обновить общество, действовать нужно изнутри: обновить духовность и нравственность субъектов, подготовить сознание человека к грядущим переменам, к осознанию важности целостности общества и обновлению системы ценностей.

    Развитие духовности личности

    Не существует общего мнения о понятии развития духовного мира человека. Каждый индивид формирует свой духовный мир по-разному, используя различные учения и методы познания себя и своего внутреннего мира. Зачастую эти пути достижения переплетаются с религией, но иногда обходят ее. В основном под развитием духовности понимается преобразование «духа» человека, внутреннего состояния, личностный рост индивида. «Дух», как абстрактное понятие, имеет собственное воплощение в причинно-следственных связях, помогающих понять смысл жизни человека. Если индивид настроен на познание истины, развитие своей духовной жизни, самосовершенствования, он непременно к этому придет, пусть этот путь будет медленным и постепенным или лёгким и без препятствий, или же мгновенным. Духовное развитие человека, по каким бы учением не происходило, состоит из нескольких составляющих: самопознания, самосовершенствования и саморазвития.

    Следует отметить, что все учения о духовном развитии индивида исходят из внутреннего мира его самого. Духовное всегда являлось человеческим желанием изменить мир вокруг себя посредством изменения своей личности. Духовная эволюция человека позволяет ему подниматься на более высокий этап понимания и сознания свой души. Для формирования полноценно духовно развитого человека, в первую очередь нужно следить за развитием энергетического и физического состояния субъекта. Это способствует гармоническому существованию с окружающим миром и людьми в нем. Духовность – это рост, некий прогресс человеческой личности по направлению к целостности и самореализации.

    Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

    Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

    ДУХОВНОСТЬ - это... Что такое ДУХОВНОСТЬ?

  • Духовность —  Духовность  ♦ Spiritualité    Жизнь духа. Заблуждается тот, кто сводит это понятие к религии, поскольку религия есть лишь один из способов духовной жизни. Так же заблуждается тот, кто путает духовность со спиритуализмом – одним из способов… …   Философский словарь Спонвиля

  • духовность — высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Проблема Д. в психологии была поставлена впервые в описательной или… …   Большая психологическая энциклопедия

  • духовность — религиозность, душевность, интеллектуальность, церковность Словарь русских синонимов. духовность сущ., кол во синонимов: 4 • душевность (19) • …   Словарь синонимов

  • Духовность — может трактоваться как: высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности; высокоразвитая форма психического в человеке …   Официальная терминология

  • ДУХОВНОСТЬ — ДУХОВНОСТЬ, и, жен. Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • духовность —         ДУХОВНОСТЬ такой высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности, находящиеся между собой в неиерархических… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Духовность — Духовность  в самом общем смысле  совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций,… …   Википедия

  • Духовность — это высочайшее свойство человеческой личности, возникающее в процессе развития души и тела на основе духа, несущего Божественную мораль и дающего силу и волю этому развитию. Душа позволяет человеку свободно развиваться по индивидуальному пути.… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • ДУХОВНОСТЬ — высшая деятельность души, устремленность к стяжанию Духа Святого, безгрешности, моральному совершенству, преображению души. Русская духовность выражается в древней духовной традиции Православия и добротолюбия, иконописания и церковных песнопений …   Русская история

  • Духовность — – одно из наиболее актуальных и неоднозначных понятий современного знания человека о себе как неделимом элементе живого пространства Космоса и о самом этом пространстве, где локализуются человеческие сущностные отнесения (в том смысле сущности… …   Словарь-справочник по социальной работе

  • Что такое православная духовность?

    На вопросы отвечают священнослужители и миряне

    Протоиерей Андрей Лобашинский,
    благочинный Малоярославецкого округа

    Отец Андрей, как человеку в нашем суетном мире приобрести «мир и духовную тишину в сердце»?

    – Ответить на этот вопрос, значит, попытаться в нескольких словах передать весь опыт духоносцев Православной Церкви… Все, наверное, помнят призыв батюшки преподобного Серафима Саровского к необходимости стяжания мирного духа, речь идет о стяжании Святого Духа, что собственно и является целью сознательной христианской жизни… Однако этой цели добиваются единицы, потому что, если Евангелие Господа нашего Иисуса Христа не становится «единым на потребу», т.е. уникальным Откровением о мире и человеке и единственным руководящим принципом жизни верующего человека, его главной заботой, болью и любовью, то и вся его жизнь по-прежнему принадлежит только ему самому, а не Его Создателю, Спасителю и Промыслителю, и человек остается в том же замкнутом, порочном кругу земной жизни – умирания. Поэтому мирный дух в сердце христианина – это итог и результат жизни во Христе и ради Христа, как и свидетельствует св. апостол Павел: «и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20-21) Для нас зачастую дело представляется таким образом, что эти слова апостола никаким образом не касаются нашей христианской жизни, а ведь это совершенно не так, ведь тот же апостол сказал: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1Кор.14:16). Мир и тишина в сердце рождаются после бурь и тревог, сомнений и искушений, тягот страдного и крестного пути христианина, когда он спокойно и непоколебимо чувствует присутствие Сына Божия в своем сердце, дающего мир Божий, превосходящий всякую тревогу и сомнение. За это стоит бороться…

    – Что такое православная духовность?

    – Вообще-то на эту тему написаны целые библиотеки книг… И ответить на этот вопрос можно весьма разным способом, в зависимости от того, какое содержание мы будем вкладывать в этот термин. Можно рассуждать о православной духовности, как о соборном духовном опыте святых отцов Православной Церкви, и тогда это станет темой целой книги, можно также говорить о некоторой методологии православной аскетики, которая присуща духовным наставлениям преподобных отцов, уместно будет при этом остановиться на внешних устойчивых приметах, заметных в духовном облике святых Православия – и в каждом случае, говорить или писать на любую из этих тем будет сложно, потому что право говорить об этом достойно, означает обладание духовным правом на такое свидетельство. Поэтому заранее хочу сказать, что мои заметки носят характер наблюдений и размышлений над прочитанным…

    В первую очередь, надо со всей определенностью сказать, что первым условием подлинности духовности, о которой мы говорим, является чистота веры. Совершенно не случайно православный Символ веры включен не только в последование Божественной Литургии, но и в каждое келейное молитвенное правило, как напоминание о том, что наша молитва и духовное усилие только тогда богоугодны, когда они совершаются на твердом основании православного вероисповедания.

    Кратко суммируя наставления и духовные советы духоносных отцов, отметим в их духовном опыте роль трезвения, то есть очень осторожного и внимательного подхода к встрече с духовным миром, предусматривающего изрядную долю самокритики и недоверия к данным человеческих ощущений и настроений, а также стремление к «царскому пути» аскетического подвига, т.е. подвига без крайностей и, выражаясь современным языком», без экстремизма, и, безусловно, наличие такого мировосприятия, которое преп. Исаак Сирин назвал «сердцем милующим», когда весь тварный мир и все человечество воспринимается подвижником как объект сердечной сострадающей молитвы о его спасении и приведении к познанию любящего Бога. И отметим также, что весь путь духовного подвига православного христианина должен проходить в атмосфере глубокого покаяния, способного привести к божественному смирению.

    В современном мире этот скромный, смиренный облик православной духовности, к великому сожалению, находит все меньше ценителей и тем более последователей, так как наши современники настойчиво ищут максимально острых ощущений и впечатлений, ярких образов во всех без исключения областях жизни, не исключая религиозную сферу, находясь под влиянием новой культуры, ориентирующей человека на всецелую концентрацию на внешнем, плотском, чувственном аспекте бытия, и люди неизбежно заражаются этим менталитетом, этим настроением, этим губительным духом. Вообще наблюдая духовные процессы в современном мире, невольно вспоминаешь гениальный образ двух градов блаж. Августина, града Божия и града земного – двух цивилизационных проектов, борющихся в человеческом сообществе с самого начала исторического пути мира. Обитателей одного из них – Божиего, отличает, согласно Августину, любовь к Богу до ненависти к себе, а другого – земного – любовь к себе до ненависти к Богу.

    И как раз в утрате ощущения неотмирности христианского пути, принадлежности всего христианства к другому гражданству – небесному, его устремленности к горнему Иерусалиму заключается внутренняя причина, препятствующая нашим современникам вернуться на путь подлинного постижения духа и опыта православных святых. Для примера скажу – нам свойственно увлекаться, в частности, личностями святых, избравших подвиг юродства Христа ради, не потому, что мы видим в нем способ скрыть от равнодушного взора сердце, пламенеющее любовью к Богу и людям, а вследствие интереса к волнующему воображение эксцентричному образу святости, перед которым мы почти по-язычески благоговеем. А нам стоит всегда помнить, что христианский путь – это не способ публичной презентации своих или даже чужих духовных достижений, а наоборот, тесная дорога самоограничения и непоказного смирения.

    Важно еще и то, что говорить о православной духовности можно по-настоящему в том только случае, если мы будем иметь в виду опыт истинных носителей Св. Духа, что только и позволяет нам говорить о духовности, как области действий-энергий Святого Духа, «Иже везде Сый и вся исполняяй», вводящего человека в таинство иного, духовного мира, в начало того состояния обожения, которое уготовано всем спасенным. Для нас, современных людей Церкви, этот опыт стал практически непосредственно недоступен, как в силу охватившего очень многих христиан плотского образа мыслей и действий, так и последовавшей после десятилетий господства безбожного режима трагической утраты преемства духовного подвижничества, а также господства всеобдержного самолюбия, страшного духовного порога, о который спотыкается большинство современных людей, даже ищущих сознательной христианской жизни и подвига. В связи с этим мне не совсем уместными видятся те непрекращающиеся дискуссии о послушании и духовном руководстве в современной церковной жизни среди православных христиан, подавляющее большинство которых и не нуждаются в таком руководстве, тогда как они в состоянии воспринять необходимую и доступную им духовную помощь из указаний своей совести, совета житейски опытных благоговейных христиан и Слова Божия. Высшего этого мы сейчас просто недостойны. К сожалению, большинство из нас разучились быть как учениками, так и учителями в духовной жизни, и стали не способны поддерживать тот уровень духовных отношений, необходимый для того, чтобы эти отношения были обоюдно спасительны и плодоносны.

    Но проблема все же существует… И хотя, по драгоценному свидетельству преп. Серафима Саровского, донесенного до нас вдовой Н.В. Мотовилова, в мире подвизается очень мало христиан, которых можно назвать духовными, некоторые, наиболее самоотверженные и способные к любви к Богу христиане, по-прежнему ищут совершенства. И тогда, когда человек на этом пути к совершенному Богообщению благодатно и самоотверженно переступает все бесконечно трудные пороги самолюбия, жалости к себе, искушений духом времени и начинает духовно подвизаться, то помощь опытного духовного руководителя ему становится абсолютна необходима, потому что «брань против… духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12), которую он начинает вести, чрезвычайна опасна, и велика вероятность падения в бездну прелести без ограждающей руки духовного наставника, «ибо не только самое наставление ненавидит лукавый, но даже и самый голос, произносящий оное, ненавидит» (авва Дорофей, поучение 5) – так велика и высока роль духовного отца. И твердо верю – Господь всегда найдет способ помочь самоотверженно и смиренно подвизающемуся человеку обрести такого руководителя, которому доверять полно и до конца будет естественно и всячески оправданно опытом, и который будет в состоянии помочь «пройти огонь и воду» (см.Пс.65:12) и обрести тот благодатный покой, который есть тишина и мир о Дусе Святе… И тогда человек, уже опытно прикоснувшийся к благодати Святого Духа, становится подлинно духовным.

    К этому мне хотелось бы добавить еще одно, думаю, важное соображение. Если православный человек придет к внутренней необходимости не довольствоваться простым исполнением формальных правил православной церковной жизни, то он столкнется с насущной потребностью личного внутреннего подвига, без которого в современном мире остаться христианином не по названию, а по содержанию, практически невозможно. И тогда он ему придется знакомиться с основами православной духовности, которая начинается с покаянной борьбы со страстями, а завершается, по выражению преп. Иустина Поповича, «охристосовлением» человека. И этот путь и есть православная духовность, которая есть «свет миру» (Мф. 5:14).

    Все вышесказанное не должно пониматься таким образом, что путь духовной жизни для нас практически закрыт. Это, конечно, не так. Весь духовный опыт Церкви говорит о том, что всем верующим во спасительное имя Иисуса Христа и желающим наследовать спасение предлежит величайший жизненный подвиг, и мы призваны этот путь пройти до конца, а лучше сказать, до начала той жизни, которая никогда не кончается и не умаляется. Но надо иметь и твердую решимость, и дерзновение веры, чтобы на этот путь вступить.

    Протоиерей Сергий Вишняков,
    благочинный Обнинского округа

    Средоточием православной духовности является Богочеловек,
    в то время как другие религии замыкаются на человеке.
    Митрополит Иерофей (Влахос)

    – Отец Сергий, что такое в вашем понимании православная духовность?

    – Нужно оговориться, что такое духовность, потому что иногда даже православные христиане понимают её неверно. Светские же люди под духовностью часто подразумевают правильное эстетическое воспитание. Духовными людьми они ошибочно называют мирских поэтов, писателей, художников, деятелей культуры.

    Итак, что такое православная духовность? Слово «духовность» происходит от слова «дух». Как известно, человек состоит из духа, души и тела. Дух – это то, что возводит человека к Богу. Значит, говоря о духовности, мы, в первую очередь, имеем в виду Дух Божий, делающий нас Божьими. Другими словами, духовность – это путь, конечная цель которого – достижение обожения. То есть соединения с Богом именно в Духе Святом. Как сказал А.И. Осипов: «Духовность – это Богоподобие. Духовность человека определяется степенью Богоподобия». Поэтому под «православной духовностью» мы будем понимать то, что нас приводит к единению с Богом.

    Православную духовность необходимо отличать от душевности. К сожалению, проблема нашей современной Церкви в том, что многие люди именно этого и не различают. Что это означает? От прихожан часто можно услышать: мне нравится церковное пение, интерьер храма, мне по душе такой-то монастырь, мне нравится батюшка… Обратите внимание: «Мне нравится…»! И когда с такими верующими начинаешь говорить о более серьезных понятиях, выясняется, что они ходят в храм по следующим причинам: чтобы самоутвердиться – обычно это люди кризисного возраста; чтобы просто не сидеть дома (например, пенсионеры), а для некоторых посещение церкви и вовсе приравнивается к увлечению, хобби, сродни тому, что кто-то ходит в Клуб ветеранов, песни петь, а кто-то занимается вышиванием. Есть такие «верующие» и это не секрет. Но самое страшное, что они не хотят даже сами себе в этом признаться. То есть путают душевность с духовностью.

    – Как человеку в нашем суетном мире приобрести мир и духовную тишину в сердце?

    – По сути, первый вопрос перекликается со вторым: как приобрести душевный мир и тишину в сердце, то есть что нужно делать, чтобы стяжать православную духовность. А многого для этого и не требуется. Всё у нас на самом деле есть: Евангелие, молитвослов, где в конце Вечерних молитв написано ежедневное исповедание грехов, и так далее. Следовательно, чтобы быть духовным, православным христианином, надо ежедневно, ежесекундно себя проверять – соответствует ли мой дух Духу Божию, способствует ли мой образ жизни очищению сердца от страстей, есть ли в моем сердце покаяние. Ежедневно анализируя свое поведение, мы осознаем, что сделали хорошего и плохого, что могли сделать хорошего, а не сделали и что сделали плохого, а могли от этого воздержаться. Если человек каждый день так себя проверяет, то постепенно он начинает преображаться из номинального верующего в православного… Если верующий этим живет, и не просто живет, а, видя свои грехи, старается изо всех сил исправиться, то это уже первая ступень к духовности. Ведь раз есть борьба с грехом, то это уже покаяние – изменение сознания. Всё… Но опять-таки, как духовность приобрести? Конечно же, духовность приобретается не теоретическими знаниями. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что Евангелие – это книга Жизни, поэтому читать ее надо жизнью. Другими словами, никакая теория не заменит практического знания. Как отметил профессор А.И. Осипов, бесы намного лучше нас знают Писание, однако же, по-бесовски. Не зря Апостол учил: «Знание надмевает, а любовь назидает». От нас же требуется другое – простота и искренность, жить по совести.

    Как приобрести мир и духовную тишину в сердце?.. Мир приобретается очень просто: вследствие жизни по Евангелию и от понимания того, что всё происходит по воле Божией. Без воли Божией, как известно, ни один волос с головы не упадет, никакая проблема не случится. Но к великому сожалению, люди обычно забывают, что скорби и благоденствие – это действия той же самой Божией Любви к человеку. Если мы думаем, что в жизни всё происходит случайно или что Господь нас наказывает, то эти убеждения будут ошибочными. Потому что, так думая, можно далеко зайти. Духовный человек считает, что Господь даже скорби нам попускает по Своей любви для нашей же пользы, и в этом обязательно есть Божий промысел. Такой взгляд на жизнь и есть та соль, которая предохраняет мир от гниения и по-другому именуется христианским смирением. Через покаяние человек украшается еще и смирением, которое является доверием Промыслу Божьему и называется миром в душе. Смиренный человек уже ни о чем суетном не беспокоится. Однако, есть крайности, такие как беспечность: а чего здесь волноваться, Бог Сам всё устраивает… Нет-нет-нет! Должна быть золотая середина – с одной стороны, на Бога надейся, а сам не плошай, с другой – без Бога не до порога. То есть, необходимо соработничество Бога и человека. А тишина в сердце – это абсолютное безмолвие, когда сердце не шумит от страстей. Ибо в сердце присутствует беспокойство, когда в нем – страсти. Например, рассердились на кого-то, а потом всю ночь не могли уснуть – всё внутри бурлило; либо с кем-то поругались и не знаете, как замолить вину – опять же беспокойство… В принципе, вопросы-то простые, но они вечные, актуальные.

    – Каким должен быть человек, чтобы можно было назвать его духовным?

    – Конечно же, живущим по-христиански, стремящимся к Богу. Есть ли такие люди? Да, разумеется… Духовный – это не тот, кто говорит о Боге, а кто живет Богом и идет к Нему. Люди, коих я встречал на своем жизненном пути и о которых мог бы сказать, что они духовные, обладали удивительной простотой. У них была мудрость…

    – Как сказано в Писании: «Не отходите от простоты Христовой…»

    – Да. Один уважаемый батюшка говорил: «Вы думаете, что сейчас мир спасается молитвами священников и архиереев – нет. Он спасается молитвами стариков и старушечек, неприметных миру». Милостью Божией я таких стариков и старушечек встречаю в своей жизни. Они очень простые, незаметные. Поэтому я боюсь говорить о ком-либо, духовный это человек или нет. Бог смотрит не на лицо, а на сердце… Истинная духовность чувствуется… Поэтому я этот вопрос оставил бы без ответа…

    Отмечу лишь: слава Богу, людей, стремящихся жить духовно, много. Но еще раз повторюсь: эти крепкие православные не стараются быть на виду и навязывать кому-либо свое понимание веры и духовности. Они неприметны для окружающих, потому что работают над собой и ведут настоящую духовную жизнь: «до крови» борются со своими страстями и похотями и не замечают грехов других. С другой стороны, сейчас существует немало людей, считающих себя православными, у которых вся их вера заключается только в словах, а не в делах. «Духовность» же иных «верующих» состоит лишь во внешнем делании, а не во внутреннем. Зато, с каким напором и одержимостью они пропагандируют свою «истинную» веру! А копни поглубже – у них ни веры, ни любви Христовой нет… Духовный человек – тот, кто живет по-христиански. Понятно, что в нем присутствует Дух Божий. Таких людей спустя время именовали преподобными, то есть уподобившимися Богу.

    Раньше тех, кто жил духовно, называли рабами Божьими, потому что они трудились в Боге и ради Бога, стремились вполне предаться Его святой воле. Ныне же, в силу нашей душевности, понятие «раб Божий» девальвировалось (обесценилось), потеряло свою значимость. И вы знаете, какое слово сейчас начали употреблять люди, которые более-менее правильно размышляют, – «адекватный». Что это означает? Дать правильную оценку происходящему событию или состоянию своей души. То есть, не впадая в крайности – в правые и левые – держаться среднего пути, может быть, и хромать на нем, но зная точно этот путь…

    Преподобный Серафим Саровский учил: решимости нам не хватает. Была б решимость, всё бы было. А мы маловерны и боязливы. И тут возникает еще одна сложность. Знаете, чего мы боимся? Мы страшимся нарушить свой мнимый покой: а вдруг мы не потянем, или что-то с нами случится. Обратите внимание на вопрос, который задаем сами себе: «А вдруг с нами что-то случится?» То есть мы сразу же выпадаем из потока воли Божией, думая, что не Промысел Божий, а какой-то случай действует в нашей жизни… И начинаем перестраховываться, то есть вместо смиренного упования на Бога полагаться на собственные силы. Вот в чем беда.

    У каждого человека есть совесть и свойство себя оправдывать. Надо же оправдать своё малодушие – я же верующим считаюсь. И возникает еще одна проблема: многие люди начинают грех возводить в рамки нормы. Это называется обмирщение: то, что предлагает не Бог, а мир, лежащий во зле, становится нормальным. Тот же «теплохладный» покой, тот же внутренний комфорт: ну, можно немножко погулять, развеяться, немножко то, немного это… Но почему-то, рассуждая таким образом, выбор часто делается не в пользу Бога, а в пользу мира. То есть за рамки дозволенного мы пока вроде не вышли, но, вместе с тем, в современном человеке преобладает нега, расслабление, осуждение, злословие, вещелюбие…

    Есть золотая середина – всё позволительно, но не всё полезно, и этого следует твердо придерживаться. Духовный человек никогда не забывает: «кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4).

    Игумен Игнатий (Душеин),
    благочинный VIII округа Калужской Епархии

    Как человеку в нашем суетном мире приобрести «мир и духовную тишину в сердце» (священник Андрей Постернак пожелал, «чтобы радость Христова Рождества, мир и духовная тишина были в сердце у каждого человека»)?

    – «Я победил мир» – сказал Господь. Эти слова относятся именно к миру греха. Теперь насилие греха, его власть над человеком не незыблема.

    В другом месте Евангелия читаем: «Мир Мой оставляю Вам». Теперь каждый человек может стать сопричастником этого дара – мира душевного.

    Апостол Павел говорит, что нет ничего, способного отлучить человека от Любви Божией. То есть никакие внешние причины: соблазны, суета, природные катаклизмы, социальные потрясения, дефолты и выборы-перевыборы – не могут помешать нашему духовно-нравственному самоопределению. Только наше собственное поведение может нас или приблизить, или отдалить от Бога. И заповеди можно исполнять везде.

    Собственно, многой суеты мы можем сами избежать. Ну, например: кто нас заставляет смотреть телевизор, слушать радио? Ведь мы знаем, что абсолютно ничего в духовном плане полезного там не найти, а грязи нахвататься – легко и просто. Но, тем не менее, очень редко даже среди православных найдется человек, который бы хотя бы постом отказался от этого…

    Я своим прихожанам прямо говорю: отказаться от телевизора постом – выше, чем не пить молока и не есть мяса, так как Бог смотрит в сердце, а не в желудок.

    Так что многое зависит от нас самих. Мы ведь сами впускаем в себя маленькие причины больших проблем духа – не храним себя, своих чувств и мыслей.

    Что касается того, что мы отринуть не в силах… Я уверен, что тому, кто добровольно отметает всякую грязь, сознательно не принимает ее в себя, Господь поможет не испачкаться в ней и невольно.

    – Что такое в Вашем понимании православная духовность?

    – Это – обязательно – причастность Духу Святому. Это – не культура и даже не нравственность, не образованность и не эрудированность. Все перечисленное может быть в какой угодно религии и даже без нее. Духовность в православном понимании – сопричастность Богу, сознательное движение к Нему, близость Его, Причастие Ему.

    – Каким должен быть человек, чтобы можно было назвать его духовным?

    – Настоящий православный человек и есть духовный человек! Так как все Православие нацелено, по слову преподобного Серафима, на «стяжание Духа Святаго». Другое дело, что не всякий декларирующий себя православным к этому Духу имеет отношение. Мы не можем увидеть степень приобщенности человека к Духу Божию, однако есть критерии, по которым можно кое-какие суждения об этом иметь.

    «Древо познается по плодам» – сказал Господь, а святой апостол Павел перечислил эти плоды: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…»

    Часто мы видим в окружающих такие плоды? Очень не часто. Так что все мы сейчас еще не духовные люди, мы, в лучшем случае – войны духовной брани, в худшем – ее инвалиды. Нам бы смирение элементарное…

    Вспомним заключительные слова Великого Покаянного Канона преподобного Андрея Критского: «Достойных покаяния плодов не истяжи от мене, ибо крепость моя во мне оскуде; сердце мне даруй присно сокрушенное, нищету же духовную: да сия Тебе принесу яко приятную жертву, Едине Спасе».

    Иерей Сергий Балахонов

    – Отец Сергий, как человеку в нашем суетном мире приобрести «мир и духовную тишину в сердце»?

    – Жизнью по заповедям Евангелия, хранением совести. «Мир много любящим закон Твой, и несть им соблазна» (Пс. 118:165).

    – Что такое православная духовность?

    – В моем понимании это, прежде всего, истинная духовность, в смысле приобщенности человека к Истине, то есть ко Христу. А это, в свою очередь, подразумевает многое – и всецелое послушание Матери-Церкви, и общение со Христом в Ее Таинствах, и духовное делание в соответствии с учением святых Отцов Православной Церкви, и многое другое. Все, чему учит Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь.

    – Каким должен быть человек, чтобы можно было назвать его духовным?

    – Духовный, по моему мнению, это такой человек, в котором обитает и действует Дух Святой, так что человеческая воля всегда послушно соработает Ему. Как писал о себе Апостол Павел: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). А узнать о человеке, духовный он или нет, можно по плодам Духа: «Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22).

    Cвященник Псково-Печерского монастыря

    – Скажите, пожалуйста, что такое в Вашем понимании православная духовность и каким должен быть человек, чтобы можно было назвать его духовным?

    – Если Вы желаете иметь образ совершенного человека, то образ его Вам хорошо известен: это Богочеловек Иисус Христос. В Нем неслитно и нераздельно соединились Совершенный Бог и Совершенный Человек. «Совершенный» в прямом смысле этого слова. Ибо когда Он плотию Своею страдал на Кресте, то в миг умирания произнес: «совершилось» (Ин. 19:30). А православная духовность осуществляется в Церкви Христовой, живет в ее Таинствах и обрядах, в ее молитвах и ее учении, ибо по Писанию «Церковь есть Тело Христово» (Кол. 1:24). И всякий христианин, крещеный в Православной Церкви, живущий по Евангельским Христовым заповедям, питающий себя благодатию Божией в Таинствах Церкви, уподобляется Христу, по мере веры своей и своего усердия. Такого христианина Церковь считает истинно духовным и причисляет к ликам святых. Поэтому, чтобы получить предметное представление о православной духовности и об образе жизни духовного человека надо читать жития святых, таких как Святитель Николай или преподобный Серафим Саровский. И если по силам своим подражать их житию, то они помогут и Вам стать похожими на них своими святыми молитвами.

    Протоиерей Андрей Большанин,
    настоятель храма св. Василия Великого, г. Псков

    Как человеку в нашем суетном мире приобрести «мир и духовную тишину в сердце»?
    – Это стяжать очень трудно из-за маловерия и многопопечительности. Христос – Мир наш, так что приобрести нужно Господа в сердце своем. А средство к этому одно – чистота сердечная. Молитесь, причащайтесь, берегите глаза от суетного, читайте духовные книги – то есть живите верой.

    – Уважаемый батюшка, скажите, пожалуйста, что такое в Вашем понимании православная духовность и каким должен быть человек, чтобы можно было назвать его духовным?

    «По любви между вами узнают, что вы мои ученики» – говорит наш Господь – вот вам и духовность, так что трудитесь.

    Вадим Балытников,
    кандидат юридических наук, г. Москва

    – Как человеку приобрести мир и духовную тишину в сердце? Что такое православная духовность? Каким должен быть человек, чтобы можно было назвать его духовным?

    – Мне кажется, что на все эти вопросы в какой-то мере можно дать единый ответ.
    Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов постоянно повторял великие слова «Любите друг друга». «Любите друг друга, как Я возлюбил вас» – с этими слова Христос обращался к своим ученикам. «Возлюби Бога своего и ближнего своего» – вот две заповеди, в исполнении которых заключается весь Закон Божий.

    Любовь, которая, согласно православному учению, представляет собой «бытие одного для другого» есть основа всякой духовной жизни. Духовный человек – это прежде всего любящий человек. Подлинная православная духовность – это прежде всего христианская любовь к Богу и людям. Истинно духовный человек в нашей земной жизни – это человек, который живет для Бога и ближних.

    Что касается того, как человеку в нашем суетном мире приобрести мир и духовную тишину в сердце, то мне вспоминается совет, который давал в таких случаях митрополит Сурожский Антоний. Разумеется, он давал этот совет не только от своего лица – он опирался на опыт тысяч святых, веками исполнявших его на деле.

    Так вот он говорил, что для того, чтобы обрести мир и внутреннюю тишину, мы должны прежде постараться прислушиться к тому, что говорит нам Господь. Постараться понять, чего хочет от каждого из нас Христос Спаситель. Вслушиваться и извне и изнутри, то есть искать этого понимания одновременно и в Писании, и в жизни Церкви, и осознании самих себя, и в молитвах к Богу. И главное понимать, что это ни какое-то разовое действие – это задача всей жизни.

    Ведь мир и духовная тишина рождаются в сердце от присутствия в нем Бога… Архимандрит Иоанн Крестьянкин любил повторять божественные слова, обращенные ко всем нам: «Сыне! Дай мне сердце свое! А все остальное Я сам дам тебе».

    Если мы, как хозяева, всегда будем готовы принимать в своих сердцах Небесного Гостя – Христа, всегда будем стремится слушать, а главное – исполнять Его слово, то Он дарует нам и мир, и духовную тишину, и бесчисленное множество иных даров.

    Нина Изюмова,
    г. Тбилиси

    – Как человеку приобрести мир и духовную тишину в сердце?

    – Постараюсь ответить на Ваши вопросы, хотя совсем не уверена, что уровень моей духовной зрелости давал бы право говорить на такие темы публично. Но Господь сподобил меня близко общаться с истинно православными людьми, и я, по мере сил, стараюсь учиться у них.

    Радость Христова Рождества возникает как подлинное личное переживание, если любишь Его и если в твоем уме и сердце твердо живет убеждение, что никто и никогда не делал и не говорил ничего, что было бы лучше, вернее и выше того, что делал и говорил Он. Тогда человек, по мере сил, старается выполнять заповеди Христа, а мир и духовная тишина снизойдут в душу такого человека, какие бы испытания ни были ему посланы. Ведь заповеди просто-напросто указывают, как надо вести себя, чтобы быть способным радоваться жизни. Мне кажется, что многие люди занимают свою жизнь тем, что якобы ищут некий путь (конечно, методом прелестных проб и соблазнительных ошибок!), который должен привести их к счастью, хотя в глубине души прекрасно знают, что путь этот существует извечно и указан нам со всей определенностью. Беда в том, что мы не хотим идти этим путем. Ведь удовольствие – вот оно, здесь и сейчас, а награда за отказ от него – где-то вдали, да и будет ли она?! Блж. Августин описывал, как он молил Бога избавить его от блудного греха, а какой-то голосок рядом попискивал: «Но не сейчас, а попозже».

    Но в то же время заповеди нельзя выполнять, если можно так сказать, механически. Надо делать это со смирением, и выполняя одни, не нарушать другие. Вот пример. Я знаю одну хорошую семью. У мужа, назовем его Гриша, на работе был сослуживец, Борис, который поменял множество жен и любовниц и, с высоты своего «богатого» опыта, любил посмеиваться над Гришей. Недаром Юнг писал, что высокая нравственность одних вызывает взрыв аморальности в других. Так и вышло. Однажды они вместе поехали в командировку, где в гостинице им пришлось жить в одном номере. И вот среди ночи Борис привел двух дам. Познакомив Гришу с одной из них, он уединился с другой, украдкой подсматривая за товарищем. Вначале все шло таким образом, что Борис уже торжествовал «победу». Гриша вежливо и дружелюбно принял «гостью», усадил ее за стол, угостил чаем с конфетами, беседуя с ней. Обрывки тихого разговора, которые смог уловить Борис, повергли его, однако, в сомнения. Гриша рассказывал о своей семье, попутно расспрашивая женщину о ее жизни, с участием и интересом. Внезапно Борис услышал ее всхлипывания и вслед за тем – успокаивающий голос Гриши. Полночи простояли они у окна, и как только рассвело, Гриша проводил женщину и усадил в такси. Инцидент был исчерпан… Рассказал о случившемся (точнее, о неслучившемся) Борис, опять же с шутками и прибаутками. А дальше произошло страшное. Борис, человек еще далеко не старый, стал забывать слова и в течение нескольких месяцев вообще лишился дара речи. Потом он вышел из дома и не вернулся. Поиски, предпринятые семьей, не дали результата. Бог ли наказал Бориса или он сам разрушил свою душу? А в дом Гриши пришли невестки, которые стали ему как родные дочери, и появилось четыре внука. Кстати, перед свадьбами сыновей, исповедовались и причащались не только молодые, но их родители. Само собой разумеется, что дом каждый раз освящался. Живут они, как в поговорке: «А хозяин во дому, как Адам в раю, а хозяйка во дому, как оладья в меду». Я люблю бывать у них. Чуть гость – все за стол. Домашнее виноградное вино и хлеб всегда найдутся, отец с сыновьями поют народные и церковные песни, а иконы со стен благословляют «малую церковь».

    Гриша не был с детства верующим человеком, а поститься начал просто по просьбе жены. Теперь он, улыбаясь, говорит, что это был не пост, а диета. Вера пришла позже, думаю, благодаря выполнению заповедей. А недавно случилось следующее. Гриша с семьей был на даче и почувствовал недомогание. И вдруг он услышал внутри себя голос, сказавший ему: «Немедленно садись за руль и поезжай домой, иначе ты никогда сюда не вернешься». Он едва успел доехать, как потерял сознание – оказалась болезнь, требующая немедленной операции. Слава Богу, успели. Гриша убежден, что его спас Бог.

    – Что такое православная духовность?

    – Православная духовность – это Богообщение, причем, без экзальтации, без потери себя. Для православного человека оно совершается в ясном уме и твердой памяти, т.е. в таком состоянии, когда человек – вполне человек, а не медиум, не дух, не одержимый. В последних случаях мы имеем дело с оккультизмом, а духи, с которыми общается человек, вполне инфернальны.

    Чем выше уровень духовности, тем явственнее контакт с Богом. Если в душе возникла потребность в молитве, это означает, что душа желает Богообщения. Я никогда не забуду, как много лет назад, когда сыну было около четырех лет, мой отец вошел в комнату с торжественным и радостным лицом и произнес: «Твой сын стал человеком: он молится». Мне кажется, этим все сказано!

    – Каким должен быть человек, чтобы можно было назвать его духовным?

    – Признаюсь, на этот вопрос у меня нет ответа. Точнее, теоретически ответить на него можно, но практически сказать о том или ином человеке, духовен он или нет, я не дерзну. В жизни у меня бывали тяжелые испытания, и люди, которых я считала бездуховными, проявляли чудеса милосердия, такта и любви. Но если говорить вообще, а не о конкретном человеке, мне кажется, что важнейшим проявлением духовности является дар, несмотря ни на что, радостно принимать Божий мир. Вспомним, что путь Ивана Карамазова к преступлению и безумию начинается с неприятия Божьего мира, но выясняется, что герой не очень-то знаком с Божьими установлениями. Ведь, не соглашаясь принять ту конечную гармонию, где мать обнимется с мучителем своего сына, он спорит совсем не с Иисусом Христом, Который такой «гармонии», как известно, не обещал, а с ересью (например, оригеновской). Так из-за незнания азов православия в душе Ивана начинается бунт, в конечном счете, ее разрушающий. Поэтому мне представляется, что православие, по самому своему названию, есть богословская религия. Прежде всего, надо понять, изучить, осмыслить, что такое Божий мир в православном понимании, чтобы, наконец, достичь того состояния, когда сможешь радостно и, главное, очень осознанно, повторить вслед за Творцом, «что это хорошо». Может, такое восприятие и есть духовность?..

    Повторюсь: я постаралась ответить на заданные вопросы, не выходя за рамки собственного (увы, очень незначительного) духовного опыта. Буду рада, если кто-то сможет извлечь из написанного хоть какую-то пользу…

    Евгений Данилов,
    поэт, теле- и радиожурналист, г. Москва

    – Как человеку в нашем суетном мире приобрести мир и духовную тишину в сердце?

    – Это очень тяжело приобрести в нашем секуляризованном и антихристианском мире. Но стремиться надо. Постараться отойти от мира и от мирского. Быть ближе к русской природе, перебраться в сельскую местность, если это возможно. Или хотя бы почаще из города выбираться в глушь и тишину. Читать духовную литературу, творения Отцов Церкви, читать духовную поэзию и слушать духовные песнопения. Быть воцерковленным, почаще ходить в Церковь. Пути-то все известны, только узки они, эти пути ко Спасению, и идти ими нелегко. И – выстаивать, несмотря ни на что…

    -Что такое в Вашем понимании православная духовность и каким должен быть человек, чтобы можно было назвать его духовным?

    – Исповедание Христа, следование заветам Православия. Соблюдения обрядов, постов и – самое главное – следование в жизни Евангелию. Последнее самое тяжелое. Человек носит крест на груди, ходит на службы, а к людям, в том числе и самым близким, относится отнюдь не по-христиански. Чистое ханжество и фарисейство получается. И показушная псевдодуховность. Недаром в Евангелии так много говорится Христом именно о книжниках и фарисеях. Первые прекрасно знают традицию, вторые прекрасно знают закон, но ни те, ни другие им, к сожалению, не следуют. Добрее надо быть, сообразуя свои поступки с заповедями Божьими. Не раздражаться, не гневаться на ближних. Проще относиться к потерям, прежде всего, материальным. Бог дал, Бог и взял, как говорится. Опять же, в жизни это не всегда просто. Не казаться, а быть. Не показушничать, но быть естественным. Это трудно, но стремиться к этому надо.
    Вопросы задавал Андрей Сигутин

    Для размышления:

    «Согласно Апостолу Павлу, духовный человек – это тот, кто стал сыном Божиим по благодати… Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии ((Рим. 8)… Святитель Василий Великий, исследуя, что значат слова: «человек становится храмом Всесвятого Духа», богодухновенно учит, что храмом Святого Духа является человек, чей ум не подвержен смущениям от искушений и от постоянных забот, но стремится к Богу и общается с Ним. Таким образом, духовный человек имеет внутри себя Духа Святого, что подтверждается его непрестанным памятованием о Боге… Приобщение Всесвятому Духу преображает человека из плотского в духовного, и потому, согласно православному учению, духовный человек есть по преимуществу святой… В этом смысле православная духовность не абстрактна, но воплощается в личностях святых. Следовательно, святые – это не просто хорошие, высоконравственные люди в строгом смысле слова, это не просто те, у кого хороший характер, но те, в ком действует Всесвятой Дух…
    Таким образом, православная духовность – это опыт жизни во Христе, атмосфера нового человека, возрожденного благодатью Божией. Речь идет не об абстрактном эмоциональном и психологическом состоянии, но о единении человека с Богом».
    Митрополит Иерофей (Влахос)

    Впервые опубликовано в Калужском епархиальном журнале «Православный христианин»

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о