Что такое ментальные нарушения: Что такое ментальное расстройство — Человек, а не диагноз – что это такое, характеристики патологии, особенности трудоустройства

Содержание

Что такое ментальное расстройство - Человек, а не диагноз

Ментальное расстройство (МР) – это психическое заболевание или нарушение психического (интеллектуального) развития, которое ограничивает способность человека работать или обслуживать себя, а также осложняет процесс интеграции в общество.

Чем отличаются нарушения интеллектуального развития и психические заболевания?

Как нарушения интеллектуального развития, так и психические заболевания относятся к МР, однако возможности лечения и уход за такими людьми отличаются.

Людям с нарушениями интеллектуального развития трудно учиться, и они развиваются медленнее, чем остальные. Это состояние обычно констатируется сразу после рождения или в раннем детстве. Иногда это происходит в результате повреждения мозга после перенесенных болезней или травм. Выделяют три степени нарушения интеллектуального развития – легкую, среднюю или тяжелую степень отставания в интеллектуальном развитии. В случае нарушений интеллектуального развития более важны уход, отношение и поддержка. Состояние относительно стабильное и неизменное.

В случае психических заболеваний, например шизофрении, депрессии, биполярных аффективных расстройств, анорексии и других болезней, более важную роль играют прием медикаментов и психотерапия. Состояние может изменяться. Также болезни разделяются по степени тяжести, они могут стать причиной инвалидности или могут быть такими, с которыми люди успешно уживаются, например легкая депрессия.

МР могут быть очень разными – психические заболевания отличаются от нарушений психического развития, а также у людей с одним и тем же диагнозом могут быть разные проявления расстройства. Наглядным примером является широкий спектр аутизма – человек с таким диагнозом может обладать высокоразвитым интеллектом и незаметными для стороннего наблюдателя нарушениями, а в самых тяжелых случаях человек с аутизмом в течение жизни даже не способен научиться разговаривать. Также очень разными могут быть, например, нарушения психического здоровья, вызванные шизофренией. Если предоставить людям с МР необходимую поддержку, то они могут учиться, успешно интегрироваться на рынке труда и жить полноценной счастливой жизнью.

Люди с МР бывают разными. У них могут быть разные степени нарушения интеллектуального развития или тяжести психического заболевания, а также они отличаются друг от друга по характеру. Однако независимо от вида МР, их чувства, желания, эмоции и потребность в самовыражении равноценны чувствам, желаниям, эмоциям и потребности в самовыражении других людей.

Жизнь людей с МР в обществе может различаться в зависимости от степени тяжести функциональных нарушений. Человек может быть совершенно самостоятельным и выполнять оплачиваемую работу или ему может быть необходима постоянная поддержка.

что это такое, характеристики патологии, особенности трудоустройства

В некоторых правовых государствах, и, в частности, в России, термин «ментальная инвалидность» не используется, и люди, имеющие неполноценность и потребность в социальной помощи не подразделяются на какие-либо категории или группы.

При этом разница достаточно ощутима, так как под данным понятием подразумеваются граждане с интеллектуальными и психическими расстройствами, что в значительной мере влияет на их интеграцию в обществе. Люди, имеющие подобные нарушения, во много раз хуже приспособлены к жизни в социуме, не всегда в состоянии выполнять даже простую деятельность, что не дает им обеспечивать себя или даже элементарно обслуживать.

С другой стороны, многие предприятия не заинтересованы трудоустраивать инвалидов, поэтому такие граждане стараются по возможности скрыть факт наличия заболеваний. Это ведет к снижению их доходов и ощущению незащищенности. В настоящее время очень часто поднимается вопрос об изменении подхода к социальной адаптации людей с ментальной инвалидностью различных возрастов, но пока желаемый результат находится только в стадиях разработок.

Многие сотрудники и руководители специализированных интернатов и других профильных заведений пытаются донести информацию о необходимости улучшения условий содержания и трудоустройства для взрослых, и возможности развития для детей.

Общая характеристика

К категории «ментальная инвалидность» относится целый спектр отклонений психического и когнитивного развития, таких как:

  • эпилепсия, шизофрения, аутизм;
  • умственная отсталость, деменция;
  • дефекты речи, клиническая депрессия;
  • органические нарушения центральной нервной системы;
  • генетические заболевания и прочие патологии.

Такие болезни достаточно часто сопровождаются нарушениями функционирования опорно-двигательного аппарата, а также потерей зрения или слуха, что еще в несколько раз снижает качество жизни человека. Но социальная стигматизация (психологическая дискриминация) и проблемы с трудоустройством вынуждают этих людей отказываться от оформления инвалидности по вышеперечисленным заболеваниям, пока это возможно.

Создать обобщенный портрет человека, относящегося к группе «ментальная инвалидность», достаточно сложно – это люди различных возрастов и заболеваний, проживающих в семьях с разным материальным уровнем. При этом практически все они имеют коммуникативные, поведенческие, интеллектуальные и эмоциональные отклонения, чем и отличаются от обычных людей.

Социальная интеграция

Кроме медицинской помощи, основной потребностью граждан с ментальной инвалидностью является нормальное существование, то есть реализация права на реабилитацию, образование, отдых и занятость. Несколько реже они нуждаются в официальном трудоустройстве.

Иногда для обеспечения «нормальной жизни» таким людям требуется сопровождение либо услуги, в полной мере заменяющие стационар. Это может быть трудоустройство (при определенном участии опекуна либо социального работника), совместное проживание, медицинская, психологическая и бытовая круглосуточная помощь.

Важно! При оказании социальной поддержки следует учитывать особенности людей с ментальной инвалидностью – они очень разные, и нуждаются в специфических способах взаимодействия. Главное – не забывать, что они такие же люди, и имеют схожие со всеми остальными потребности.

Удручающим фактом является то, что пациент с нарушениями психики в большинстве случаев оторван от общества, и, как говорится, заперт в квартире либо психиатрическом заведении. Реабилитационные услуги для этой категории людей долгое время предоставляли только специализированные психоневрологические больницы и диспансеры.

Медицинская и социальная инвалидность
Различия между социальной и медицинской формой инвалидности

Многие опекуны и родственники таким заведениям не доверяли – опасались, что подопечного «накачают нейролептиками» или лишат дееспособности. При этом в качестве услуг, предлагаемых социальными центрами, также большинство респондентов сомневаются. По рассказам специалистов московского центра лечебной педагогики, очень часто обращаются взрослые, которые когда-то проходили реабилитацию.

Теперь они в основном сидят дома, так как их близкие не знают, куда можно устроить выросшего инвалида, и что с ним делать дальше. За то время, что пациенты центра проводят дома, не развиваясь и не закрепляя полученных навыков, они утрачивают даже те, что удалось привить на каком-то этапе. Отдельная категория – это пожилые люди с деменцией.

С ними, как правило, не проводят реабилитацию, а распределяют по лечебным учреждениям. Большинство пациентов с дементным синдромом находятся в психоневрологических диспансерах или интернатах, остальные проживают в семьях либо одни. При этом старики, живущие в городах, кроме помощи социального работника, больше ни на что рассчитывать не могут.

Самая актуальная проблема семей с пожилыми инвалидами – отсутствие информации о любой помощи и социальной защите, которую может предоставить государство. Специалистов, занимающихся стариками (геронтологов), в России и других странах СНГ мало, так же, как и реабилитационных центров. В диспансерах и интернатах резко ощущается нехватка персонала и оборудования.

Зачастую на медсестру в таких заведениях ложится забота о целой палате, что при учете особенностей пациентов является слишком большой нагрузкой. Кроме этого, эксперты отмечают еще одну не менее важную проблему, которая заключается в отсутствии налаженных межведомственных связей между социальными службами и медицинскими учреждениями.

Внимание! В России недавно был принят новый закон о социальном обеспечении, согласно которому инвалиды имеют право на дополнительную помощь. Но характер получения ее заявительный, то есть человек должен подать заявление, и при этом еще ему необходимо знать, что просить.

По статистике деятельности социальных центров можно сделать вывод, что большинство людей-инвалидов и их близкие попросту не имеют представления о наличии подобных заведений. Поэтому многие из последних пустуют, а ведь немало больных очень нуждаются в любой помощи.

Читайте также:

Трудоустройство и сопровождаемая занятость

Создание комфортных условий инвалиду и обеспечение его скорейшей адаптации на новом рабочем месте даст возможность человеку выйти на новый уровень социальной жизни. Кроме этого, у него появится шанс улучшить свое материальное положение, и в какой-то мере освободить от постоянной вынужденной занятости опекуна, ведь многие из них находятся практически непрерывно возле подопечных.

К примеру, когда московский центр лечебной педагогики разработал и запустил программу «Рабочий полдень» для детей-инвалидов, стало ясно, что подобное обеспечение отлично подойдет и взрослым. Суть программы заключается в разгрузке родителей и опекунов, на несколько часов или дней, пока дети будут находиться на попечении сотрудников центра.

Общение между детьми

Для многих родителей это чуть ли не единственная возможность впервые оставить своего ребенка в другом коллективе, а ему испытать новые ощущения. Не все дети из-за болезни в состоянии проходить обучение даже в специализированном интернате или колледже, а упрощенные групповые или индивидуальные занятия помогут им обучиться новым навыкам и улучшить свою жизнь, а также облегчить нагрузку семьи.

Действие таких программ подразумевает не только оказание помощи самому инвалиду, но и близким людям, осуществляющим уход за ним. Ведь такая семья тоже инвалидизируется – оказывается в ущемленном состоянии, так как родственники не могут элементарно поехать в отпуск или куда-то пойти. Соответственно государство должно продумать и предоставить сервисы таким слоям населения.

Трудности с распоряжением финансами

Ментальные инвалиды ввиду ограниченной дееспособности, кроме того, что, как правило, владеют небольшими суммами денег, но при этом еще испытывают определенные сложности с использованием личных средств. Им непросто снять деньги через банкомат, пополнить счет мобильного телефона, произвести покупку в магазине с помощью карточки и т. д.

Не у всех таких людей есть представление о деньгах. Психиатры нередко рассказывают, что работающие пациенты психоневрологического интерната попросту забывают, что такое деньги, или не имеют представления, на что их потратить, не запоминают ПИН-коды или теряют карты.

К примеру, из разговора с одним пациентом, проживающем в ПНИ, врачу удалось выяснить, что он потратил всю пенсию на установку модема, чтобы играть в машинки, но так и не смог подключиться к интернету. Этот, и многие другие случаи в очередной раз подтверждают необходимость оказания круглосуточной помощи таким пациентам.

Юридическая незащищенность

Граждане, страдающие разными формами ментальной инвалидности, в большинстве случаев становятся жертвами недобросовестных опекунов или мошенников. Недееспособный человек не в состоянии распоряжаться личными средствами, и без оказания юридической помощи может быстро оказаться в психоневрологическом диспансере или вообще на улице.

Сейчас проводится доработка законопроекта о предоставлении правовой защиты лицам с ограниченной дееспособностью, изменения в котором направлены на снижение риска злоупотреблений по отношению к ментальным инвалидам. Один из аспектов закона заключается в назначении нескольких опекунов, которые будут обеспечивать уход за пациентом, а также контролировать действия друг друга и распределять обязанности.

В ГК внесены изменения, гласящие, что вследствие психического расстройства лицо может быть признано недееспособным. Это означает, что человек имеет право голосовать и совершать прочие действия, но производить финансовые и юридические сделки может осуществлять лишь при согласии опекуна.

Исключение составляют собственные средства – в их расходовании подопечный полностью свободен. Это действие также может ограничиваться судом, то есть при необходимости придется обращаться в суд, и опираться на его решение. Суд также может ограничить поступающие доходы, к примеру, акции, дивиденды, тогда как сам опекун вправе разрешить или запретить снимать социальные выплаты либо пенсию.

Суд
Для решения финансовых вопросов опекунам ментальных инвалидов часто приходится обращаться в суд

Стереотипы общества

Большинство здоровых психических субъектов современного общества насторожено относятся к ментальным инвалидам. Зачастую их воспринимают как непредсказуемых и опасных или, наоборот, как «овощей» без чувств, разума и эмоций. Практически во всех интервью звучат фразы об отказе таким людям в уважении, то есть в элементарном праве – быть просто человеком. А ведь уважения обычно достаточно, чтобы обеспечить такому гражданину хотя бы минимум условий полноценной жизни.

Почти все психиатры и люди, работающие с ментальными инвалидами, сетуют, что толерантности к таким пациентам в народе нет. Для того чтобы привить хоть какое-то сострадание рекомендуют проводить лекции в публичных местах, рассказывать об уважении к окружающим людям. И оптимально если бы такая информация поступала еще в школе, позволяя впитывать с детства полезные качества, так необходимые в обществе.

И также сами опекуны рассказывают, что при посещении официальных учреждений, регулярно сталкиваются с подозрениями что, они в очередной раз пришли «выпрашивать» или требовать себе очередные преференции. Пренебрежительное отношение – чуть ли не одна из самых распространенных проблем как для опекунов, так и для больных.

Подобные стереотипы очень быстро разносятся в современном обществе, поскольку ментальные инвалиды практически исключены из нормальной жизни – не посещают учебные заведения и не работают с обычными гражданами. Общедоступной информации о них слишком мало, хотя и за последнее десятилетие в России ее количество увеличилось благодаря созданию и функционированию благотворительных и родительских организаций.

Ментальные нарушения у детей

— Вашему ребенку нужен дефектолог, — услышала я как-то в телефонную трубку мнение компетентного специалиста. Ну уж нет. Никакой дефектолог моему ребенку не нужен. В то время я слабо себе представляла, чем этот таинственный дефектолог занимается. Но, судя по названию, к сыну это явно отношения не имеет. В итоге к дефектологу мы все-таки попали… два года спустя.

Ментальные нарушения у детей в наше время — явление настолько распространенное, что, мало удивляет. Все больше родителей в курсе таких понятий как аутизм, гиперактивность, задержка психического развития, алалия и др. Многие, к сожалению, вынуждены погружаться в проблему для того, чтобы помочь собственным детям. Коррекция ментальных нарушений содержит массу нюансов. Но самое главное, чем раньше ее начать, тем успешнее она пойдет.



Мой ребенок считается «пограничным».  Он не вполне «особый» и не вполне соответствует общепринятым нормам развития. Со стороны сын выглядит не типично, но не настолько, чтобы, скажем, дать ему инвалидность. Реабилитацию моего «пограничника» можно сравнить с игрой в тетрис. Собираешь замысловатые детали в линию, и она исчезает. Нашей семье необходимо решать ряд задач для того, чтобы ребенок, например, перестал бояться собак. Сначала обозначается проблема, потом ищутся причины, способы решения, и в итоге поставленный вопрос так или иначе закрывается. Иногда не до конца. Только на одну такую операцию требуются  долгие месяцы, порой годы. Собак сын пока побаивается, но уже не впадает в панику, когда видит их. А самое главное в этом процессе — вовремя успеть. Мы начали складывать свои линии поздновато, уже совершив много ошибок.

В младенчестве сын казался образцовым ребенком. Он спокойно мог лежать в своей кроватке или на коврике с игрушками, был очень доброжелателен, приучен к режиму. Улыбчивый, сообразительный мальчик. Казалось, что он опережает сверстников, потому что быстро учится повторять за взрослыми, показывать ладушки, пить из чашки. Кроме того, ребенок довольно рано пошел. Пока ровесники, в лучшем случае, переваливались по детской площадке, держась за мамину руку, сын уже уверенно носился по всему двору.

В полтора года у него случился регресс в развитии, сопровождавшийся почти полным отказом от взаимодействия и постоянными истериками. Так как ребенок был маленьким, я связала это с кризисом взросления. Врачи соглашались с моими гипотезами. Уже потом я узнала, что регресс не происходит в один момент. Предпосылки к нему всегда есть. Нежелательные факторы копятся до тех пор, пока проблема не становится очевидна. Если бы я обратила внимание на то, что происходило еще до обострения, возможно, его можно было бы избежать.

Нарушения в протекании беременности и родов

Когда мы принесли малыша из роддома, все окружающие восторгались, как он старается поднять головку, лежа на животе. Позже выяснилось, что у него сильный тонус мышц шеи. А сколько еще «мелочей» мы также упустили? Ведь и чрезмерный плач, и проблемы со сном, и гипертонус (слишком напряженные мышцы), и гипотонус (слишком расслабленные) — все это поводы для тщательного обследования и последующего наблюдения.

Причины дисгармоничного развития моего ребенка до сих пор не известны, но специалисты, смотревшие его, считают, что большинство ментальных нарушений объясняются либо генетической предрасположенностью (это не наш случай), либо сбоями, произошедшими во время внутриутробного развития или родов.

У меня оба эти процесса прошли в целом благоприятно, тот факт, что ребенок родился с двойным тугим обвитием, никого не напугал. Множество детей, рожденных подобным образом, включая меня саму, совершенно не вспоминали впоследствии об этой небольшой неприятности. Но не максимальная оценка по Апгар, а после, приличный тонус мышц шеи, все же должны были спровоцировать меня посетить, к примеру, остеопата. Мы попали к этому специалисту лишь спустя три года и получили отличные результаты после пары первых сеансов. Приведи я на прием младенца, кто знает, насколько проще нам было бы сейчас.

Теперь непонятно, послужило ли обвитие причиной последующих проблем. Скорее всего, оно стало одной из многочисленных предпосылок, но в любом случае, я жалею сейчас, что ограничилась лишь формальным наблюдением ребенка в первый год его жизни. Плюс ко всему, мы долго не решались на второго ребенка, поскольку даже благоприятные в целом роды не гарантируют отсутствия нарушений в будущем.

Коммуникативные нарушения

Каждая мать внимательно следит за развитием ребенка, особенно, если речь идет о первенце. На что мы обращаем внимание? Когда прорезаются зубки, когда малыш сел, пополз, встал, пошел. Когда появляется лепет и звучит первое слово. Как показала практика — этого мало и, в случае с ментальными нарушениями, это не всегда основные критерии нормативности.  

Однажды, когда сыну не было еще и года, увидев, как другой малыш потянулся к матери, когда та хотела взять его из кроватки, я поймала себя на мысли, что у нас такого нет. Тогда я не думала, что это важно. А между тем, это показывает, что ребенок не взаимодействует полноценно. Позже он не умел обниматься и целоваться, мы специально учились давать пять и здороваться за руку. Сейчас я понимаю, что мой ребенок не кивал головой, не делал, например,  обиженного лица, до сих пор ему нужно подкреплять свои эмоции словами. «Мама, ты купила мне мороженое, я так обрадовался». С возрастом, мимика стала богаче.

Кроме того, ребенок не смотрел мне в глаза. Так как до этого детей у меня не было, я понятия не имела, как малыши долго держат зрительный контакт. Я даже не замечала, что сын отводит взгляд. При этом он лучезарно улыбался фотоаппарату, и это сильно притупляло мою бдительность.

А между тем, отсутствие глазного контакта, практически обязательный спутник многих ментальных нарушений. Оно влечет за собой проблемы во взаимодействии, имитации, любой коммуникации, даже речи.  Обрати я внимание сразу, я бы раньше обнаружила, что ребенку нужна серьезная помощь. Тому, что другие дети впитывают из среды каждый день, мой сын и такие, как он, должны долго учиться. И, конечно, чем раньше начать обучение, тем скорее усвоится навык.

Мы с соседскими детьми ходили смотреть на строительный кран. Все показывали  пальцами, кто-то выучил слово «кран». Краном малышей шантажировали, награждали, обучали. Одним словом, это была любимая достопримечательность нашего двора. Мой ребенок совершенно не заинтересовался агрегатом. Никаких эмоций ни кран, ни лошади на конюшне, ни собаки у него не вызывали. Привлекали только игрушечные коляски, которые он мог катать туда-сюда на протяжении всей прогулки. Плюс ко всему, он был очень спокоен (если не отбирать игрушечную коляску), мог подолгу заниматься сам с собой, не ел песок и не пытался добраться до стирального порошка. Знакомые завидовали, потому что ни у кого дети не были такими «удобными».

Я прочла, что при некоторых ментальных нарушениях, например, при аутизме, отсутствует указательный жест. У моего ребенка он присутствовал. Но совершенно не в том виде, который исключает аутизм. Сын по просьбе показывал картинки в книжках, но никогда не делился со мной своими открытиями. Возможно от того, что не было никаких открытий.

Младшая годовалая дочь показывает мне то, что кажется ей интересным. Она не говорит, но понятно, что кошка, которая бежит по улице, строительный кран, да просто лампа на потолке, привлекли ее внимание и она хочет рассказать мне, с ней можно вести прекрасный диалог. При этом, она совершенно не показывает картинки в книжке.

Сын с удовольствием демонстрировал то, чему был обучен. На вопрос «Сколько тебе годиков» показывал пальчик и говорил «один», заканчивал стишки Барто, изображал, как разговаривают животные (впрочем, после полутора лет, он прекратил это делать).  При этом спонтанно ничего не происходило. Ни в речи, ни в поведении. Малыш послушно выполнял предложенные задания, но самостоятельно мог только катать коляску или машинку. Он не приносил книжки, чтоб я ему читала, хотя охотно слушал, не просил печенья и сушки, хотя любил их. Тогда меня что-то смущало, но я не понимала, что именно. Сейчас понимаю. В нем было слишком мало ребенка. Такой маленький исполнительный взрослый.

Пробуждать и усиливать познавательный интерес — кропотливая работа. Ребенка можно обучить, натаскать, но нельзя заставить его ХОТЕТЬ узнавать новое. Остается лишь постепенно открывать ему окружающий мир, аккуратно показывая его возможности. Если начать раньше, ребенок упустит в жизни меньше.

Двигательные и сенсорные нарушения

Мы с сыном ходили в центр раннего развития. Там я заметила, что он не умеет прыгать на двух ногах. Все малыши умеют, а он нет. Кроме того, было очевидно, что по сравнению с другими детьми, он несколько раскоординирован. Я не придала этому значения, поскольку сама неловкая. На самом деле координация, двигательная активность, ощущение своего тела — все это необычайно важно для гармоничного развития.

Сейчас много внимания уделяется мелкой моторике. Об этом знают все, даже самые неопытные мамы. Но несправедливо забывают о крупной. Если ребенок не прыгает, не может освоить ступеньки, если вам не нравится, как он движется, обязательно обратите на это внимание. Существуют нормы двигательного развития, с которыми неплохо сверяться. Я в свое время посчитала эти нормы надуманными, поскольку сын мало куда вписывался. Теперь жалею об этом.

Помимо двигательных, существуют также сенсорные нарушения. То есть дисфункция восприятия. Ребенок может чувствовать не так как мы, более обостренно (панически бояться громких звуков, или прикосновений, может быть избирателен в еде, обостренно реагировать на запахи и т.д.). Реакция на раздражитель бывает бурной, и часто принимается родителем за капризы.  На самом деле, обыденные для нас вещи могут доставлять ребенку настоящие страдания. Мой сын сильно кричал, когда я стригла ему ногти, мыла голову. В определенный момент он начал панически бояться резиновых игрушек. И мне казалось, что это капризы.  

Но с такими нарушениями успешно можно работать. Занятия сенсорной интеграцией помогают почувствовать свое тело, снизить дискомфорт от раздражающих факторов, и, как следствие, не отвлекаться на неприятные ощущения, получая полезный опыт. Например, спокойно смотреть мультфильм в кинотеатре, не реагируя на слишком громкий звук.

У моего сына основной прогресс в развитии начался именно на фоне работы с телом, крупной моторикой, органами чувств. Я буквально видела, как в мозгу у ребенка из разрозненных кусочков складывается цельная картина мира и ощущение себя.  Сейчас он почти не боится стричь ногти, спокойно моет голову, научился нырять и плавать, а заодно читать, писать и кататься на велосипеде. Сожалею я лишь о том, что не начала эту работу раньше.

Когда я заводила разговор о том, что с сыном что-то не так, мне все, включая ближайших родственников и даже врачей, говорили, чтоб я не выдумывала и не залечивала. Конечно, приятнее было согласиться. Я жалею, что не сумела остаться объективной, а вместо этого с удовольствием придумывала и принимала отговорки: это мальчик, все дети разные, перерастет, характер, избалован, научится в саду. Ведь самое сложное даже не обнаружить предпосылки ментальных проблем, а согласиться с тем, что они есть и нужна помощь.

Специальные учреждения

В Санкт-Петербурге работают учреждения, в которые можно придти с ребенком до трех лет. Например, Институт Раннего Вмешательства (ИРАВ). Название говорит само за себя, здесь работают с малышами. Детей внимательно смотрят, подробно говорят с родителями и, в случае необходимости, предлагают занятия.

Наведаться в подобное учреждение стоит при малейших сомнениях. Многие боятся детских психиатров, дефектологов и из-за этого оттягивают визит к специалисту, открещиваются от проблем. Парадокс в том, что если таковые действительно есть, то в итоге ребенок все равно попадет в эти центры и к этим специалистам. Но время будет уже упущено, и какие-то вещи можно уже никогда не исправить.

Моему сыну сейчас шесть лет. Мы стараемся складывать наш тетрис и помогаем ребенку быть счастливым, хоть он и воспринимает мир вокруг немного по-своему. Внутри семьи мы многое переосмыслили, и очень стараемся, чтобы кубики по максимуму складывались в линию. У нас неплохо получается, есть еще куда стремиться. Часто я думаю о том, что было бы, если бы мы приступили к реабилитации  сразу, как только я начала замечать проблему, если бы мы придали должное значение тому, что казалось нам ерундой…  Но, как известно, история не терпит сослагательных наклонений.

 Полезные ссылки и адреса

Текст: Мария Рачик

Обсудить на форуме

что это, проблемы в обществе

Ментальная инвалидность, что это за понятие знает не каждый житель страны. Под ним понимают те или иные недомогания и болезни, при которых больной имеет проблемы с психическим здоровьем. Многие ментальные заболевания могут привести к нарушению координации в пространстве и времени, проблемам с восприятием окружающей действительности, трудностям с самообслуживанием и выполнением бытовых задач. Ментальная инвалидность имеет свои особенности, которые нужно учитывать, чтобы знать свои права.

Общая характеристика

Чтобы понять, что это такое ментальная инвалидность, нужно разобраться в перечне болезней, при которых человека признают недееспособным:

  • эпилепсия, любые стадии шизофрении, аутизм разной степени;
  • умственное отставание в развитии;
  • серьезные дефекты речи, клиническая депрессия;
  • нарушения работы центральной нервной системы;
  • генетические патологии.

Эти болезни часто сопровождаются нарушениями работы опорно-двигательного аппарата, снижением качества слуха и зрения. Все это влияет на способность к самостоятельной жизнедеятельности и трудовой деятельности больного.  Вследствие этих проблем качество жизни человека заметно снижается, поэтому он вынужден оформлять инвалидность.

Ментальная инвалидность: социальная жизнь, трудоустройство

Ментальные инвалиды – кто это

Инвалидность присуждают людям, которые не имеют возможности самостоятельно обслуживать себя. Медицинско-социальная экспертиза дает положительный ответ людям, которые имеют проблемы с самостоятельным передвижением, выполнением бытовых задач, трудоустройством, коммуникативными навыками.

Также льготы положены тем, кто нуждается в регулярном дорогостоящем лечении. Для получения заветной справки необходимы соответствующие медицинские заключения о состоянии здоровья пациента. Ментальный инвалид – это человек, лишенный дееспособности из-за психических расстройств.

Социальная интеграция

Помимо медицинской помощи, душевные инвалиды часто нуждаются в помощи в ежедневной бытовой рутине и социальной интеграции. Другими словами, такие люди нуждаются в постоянных опекунах, которые будут оказывать им регулярную психологическую и бытовую помощь.

Иногда больным необходима особая помощь в трудоустройстве и учебной деятельности. Главной проблемой является то, что такие люди часто оказываются оторванными от социума, их болезнь вынуждает их сидеть в четырех стенах. Поэтому главная задача опекунов и терапии состоит в том, чтобы помочь больным наладить коммуникативные навыки и окружить людьми, с которыми можно комфортно общаться.

Ментальная инвалидность: социальная жизнь, трудоустройство

Сопровождаемое трудоустройство и занятость

Добиться достаточного взаимодействия с социумом может помочь официальное трудоустройство эмоционального инвалида. Однако данная категория граждан нуждается в особых условиях труда, предписываемых законом. В том числе:

  • сокращение рабочего времени при сохранении полной зарплаты;
  • большее количество отпускных дней;
  • нуждаемость в условиях, предписанных реабилитационной программой.

Также больному может понадобиться человек, который будет помогать освоиться на рабочем месте и вникнуть в процесс. Государство также предусматривает различные программы для обеспечения досуговой занятости инвалидов с психическими расстройствами.

К примеру, в Москве существует «Рабочий полдень» в рамках которого лечебные и образовательные учреждения принимают в свои стены детей-инвалидов на несколько часов. Где за ними осуществляется должный уход и наблюдение.

Распоряжение финансами

Те, кто знает, что такое ментальная инвалидность, понимают, что больные с такими заболеваниями не могут самостоятельно распоряжаться денежными средствами ввиду своей недееспособности. Кроме того, им достаточно тяжело даются все финансовые операции, такие как: перевод средств между счетами, использование банкоматов, использование банковской карты.

Такие люди практически не умеют грамотно распоряжаться своими сбережениями и часто могут бездумно потратить любую сумму на ненужные вещи. Поэтому им часто нужен человек, который будет о них заботиться и контролировать растраты своего подопечного. Чаще всего в этой роли выступают члены семьи или кто-то из близких друзей больного. Также сильно распространена ситуация, где инвалид продолжительное время находится в интернатах, где у него пропадает нужда в личных деньгах.

Проблемы

Государство старается всячески поддерживать людей с ментальной инвалидностью, устанавливая льготы и предписания для них на законодательном уровне. Тем не менее, такие люди часто страдают из-за нарушений посторонними их прав, что нередко отмечает комитет ООН.

В России распространены ситуации, когда больных с подобными проблемами отправляют на принудительное лечение в психиатрические диспансеры, особенно если у них нет друзей или родных, которые готовы опекать инвалида. К сожалению, даже в диспансерах и стационарах не всегда соблюдаются все права пациентов. В РФ принято не давать больным право выбора, а решать их судьбу без их слова и участия.

Нарушения прав ментальных инвалидов

Комитет ООН по защите прав инвалидов выделяет несколько типичных и распространенных ситуаций, характерных для России, в которых ущемляются права ментальных инвалидов.

  1. Слишком низкие штрафы за дискриминацию инвалидов с расстройствами психики, что влечет за собой чувство безнаказанности у обвиняемых.
  2. Отсутствие должной защиты женщин-инвалидов, подвергшихся физическому или сексуальному насилию.
  3. Факт того, что большинство ментальных инвалидов любого возраста и пола проживают в интернатах и реабилитационных центрах закрытого типа, что мешает их социализации.
  4. Принудительная стерилизация девушек и женщин с серьезными психическими заболеваниями.
  5. Отсутствие равного доступа к образовательной и трудовой деятельности.
  6. Государство не гарантирует осуществление избирательного права граждан с инвалидностью.

Ментальная инвалидность: социальная жизнь, трудоустройство

Инвалидность сама по себе влечет ухудшение качества жизни. Однако ментальные инвалиды испытывают еще больше трудностей, чем больные с физиологическими заболеваниями. Им требуется постоянная помощь для комфортного существования и общения с окружающими, которую они не всегда могут получить от родных или друзей. А государство не совсем должным образом может опекать таких больных. Тем не менее, с каждым годом положение ментальных инвалидов становится лучше.

ЧТО ТАКОЕ МЕНТАЛЬНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ « МОСТ — журнал о современной культуре

Что такое ментальные расстройства? Откуда они берутся? Как это нас касается? Почему люди с ментальными заболеваниями в России подвергаются стигматизации и дискриминации? Обо всем этом читайте в нашем новом материале.

По данным ВОЗ, депрессия является одним из самых распространенных психических расстройств. По оценкам, от нее страдает более 300 миллионов человек из всех возрастных групп. Шизофрения является уже тяжелым психическим нарушением, которым во всем мире страдают более 21 миллиона человек. Широко распространены стигма, дискриминация и нарушение прав человека с шизофренией. 3,6% населения Земли, как показало исследование, в предшествующий год страдали от посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) .

Биполярным аффективным расстройством страдают 60 миллионов человек по всему миру. Деменцией страдают 47,5 миллиона человек. Это синдром, обычно хронический или прогрессирующий, при котором происходит деградация когнитивной функции (то есть способности мыслить) в большей степени, чем это ожидается при нормальном старении. Есть расстройства развития, включая аутизм. Количество людей с таким расстройством неизвестно. В среднем 20% населения Земли имеют психическое расстройство. Это каждый четвертый человек.

Психические расстройства распространены и касаются каждого прямо или косвенно: кто-то болеет, у кого-то есть родственники или знакомые с ментальными заболеваниями. Люди либо знают о них, либо нет, но всё равно сталкиваются с проявлением ментальных расстройств.

Ментальное расстройство ни в коем случае не делает человека преступником, маньяком-убийцой или, напротив, гением. Это особенность организма, такая же, как цвет глаз или цвет волос. Тут действительно нечем гордиться, но и нечего стыдиться: кому-то могло достаться, а кому-то нет. 

В России многие люди считают иначе. В последнее время все больше наблюдается дискриминация, стигматизация и романтизация ментальных расстройств. Рассказывая родственникам или знакомым о своем психическом диагнозе, есть большой риск нарваться на страх, ненависть, презрение или стигматизацию (а чем “страшнее” диагноз, тем сильнее стигматизация: слово “идиот” часто используются в качестве оскорблений). Так, например, образ пациента с шизофренией достаточно противоречив по мнению респондентов: “непостоянный” (34%), “опасный” (28%), “уязвимый” (24%) и “недоверчивый” (23%). И по мнению 38% респондентов больным шизофренией следует находиться подальше от других людей. Поэтому не зря одними из самых трудных заболеваний для обсуждения участники опроса назвали именно психические расстройства.

Масс-медиа часто рисуют образы “безумных психов” в изолированных клетках, из-за которых многие не могут поверить, что люди с ментальными расстройствами тоже живут обычной жизнью. Ментально больные, получающие медикаментозное и психотерапевтическое лечение, существуют без негативных проявлений своего заболевания и ничем не выделяются. Такие люди сталкиваются с неверием и обесцениванием своего заболевания: “Если ты трудоспособный и не инвалид, то и заболевания нет”.

Сегодня большинство людей не считает депрессию заболеванием, относит ее к причудам, капризам или лени. И все же есть существенная разница между “грустно” и депрессией, поскольку у депрессии есть физиологические основания, и, в отличие от грусти, она включена в МКБ-10. Депрессию можно сравнить с гриппом: в обоих случаях есть внешние проявления, обусловленные состоянием организма – слабость, сонливость, апатия. Депрессию (как и шизофрению) можно сравнить с диабетом. При диабете, приобретённом или генетическом, организм либо не вырабатывает инсулин, либо не усваивает его. Человек соблюдает диету, принимает препараты. При депрессии организм не может самостоятельно обеспечить себя серотонином, поэтому приходится прибегать к медикаментозному лечению в совокупности с правильным рационом и сном. При шизофрении организм в избытке вырабатывает дофамин, который в том числе отвечает за галлюцинации, поэтому человеку необходимо принимать препараты, регулирующие выработку дофамина, а также помогать себе правильным рационом и сном. Под правильным рационом имеется в виду исключение алкоголя и наркотиков, так как они являются депрессантами для организма и могут спровоцировать ухудшение. Правильный сон (в ночные часы, без недосыпов) также отвечает за ментальное благополучие.

Получается, что тело и психика – единая система, и обе эти части взаимосвязаны. Если человек физически чувствует себя хорошо (сон, рацион, гормоны), то он и ментально чувствует себя хорошо. Человек, больной гриппом, как и человек с ментальным расстройством в период обострения не будет испытывать особого желания радоваться жизни. Если человек ментально чувствует себя плохо, то и физически будет чувствовать себя плохо: здоровый человек, у которого в жизни случилась негативная ситуация (смерть близкого, проблемы на работе или учебе, стресс) не будет радоваться жизни. Он будет грустить, плакать. То же самое у людей с ментальными расстройствами.

Ментальное расстройство, обусловленное генетикой, будет влиять на биохимию, выработку тех или иных гормонов, которые в итоге скажутся на физическом и психическом состоянии человека. Поэтому, чтобы быть здоровым, нужно привести свое состояние в порядок. Помимо медикаментозного лечения существует и психотерапия.

Многие боятся помощи психиатра, психотерапевта, и это имеет свои причины помимо страха перед окружающими. По оценкам ученых, в индустриально развитых странах подходящую терапию получает один из шести больных депрессией, в развивающихся странах — один из 27. В странах с низким и средним уровнем дохода от 76% до 85% пациентов с психическими расстройствами не получают никакого лечения. В странах с высоким уровнем дохода в таком положении находятся от 35% до 50% лиц с такими расстройствами. Это объясняется тем, что медикаменты подобрать тяжело. Все индивидуально и подбор лекарства – лотерея, даже несмотря на то, что есть анализы на выявления усвояемости тех или иных веществ. Подходящий препарат подбирается путем проб и ошибок. Даже самый профессиональный врач не сможет подобрать вам нужный препарат сразу. Также влияет фактор доступности лекарств, которые не всегда можно получить бесплатно (их может не быть в наличии).

Когда дома прорвало трубу – человек вызывает сантехника, сломал ногу – к хирургу. Обращение же к специалистам в области психиатрии зачастую ведёт к разным неприятным последствиями в социальной и профессиональной сфере: кроме общественного мнения, которое так тревожит людей, ряд профессий для ментально больных закрыт. Трудно получить водительские права. Но профессии запрещены не просто так. Например, профессия преподавателя запрещена не потому, что ментально больной может навредить детям, а потому что дети могут своим поведением/реакцией навредить ментально больному.

Люди с ментальными расстройствами могут управлять автомобилем, даже состоя на учете в диспансере, но при нескольких условиях. У человека не должно быть обострения заболевания, он не принимает препараты, ухудшающие когнитивные и зрительные способности, то есть сможет быстро реагировать на события на дороге. В случае если человек состоит на учете, специальная комиссия может выдать ему разрешение на определенный вид деятельности, который не будет связан с риском для жизни пациента, в том числе и на вождение.

Употребление антидепрессантов и нейролептиков многие приравнивают к наркотикам, либо полагают, что данные препараты превратят человека в “овощ”, хотя в действительности лекарства лишь восстанавливают действие нейромедиаторов, отвечающих за гормональный фон. Медикаментозное лечение помогает больному и окружающим понять, что ментальное заболевание не блажь и не хандра, а именно заболевание.

В XVIII веке средой, наиболее благоприятствующей распространению безумия, считалось богатство и прогресс, в XIX в. эту роль взяла на себя нищета: “опасные, губительные для здоровья профессии, проживание в перенаселенных и нездоровых центрах”; разного рода отравления; “и если к этим общим дурным условиям жизни мы прибавим то глубоко разлагающее влияние, какое оказывают нищета, недостаток образования, недальновидность, злоупотребление алкогольными напитками и радостями Венеры, недостаточное питание, то у нас составится ясное представление о всей совокупности обстоятельств, неблаготворно воздействующих на темперамент неимущего класса”. В XXI веке “благоприятными” факторами для развития ментальных заболеваний можно назвать: травмы и стресс в раннем возрасте, наследственность, питание, перинатальные инфекции и неблагоприятное воздействие окружающей среды (стресс, быстрый темп жизни, повышение требований к образованию и профессиональным качествам человека, большой объем работы, в том числе интеллектуальной). 

Сегодня ученые уже признали генетическую обоснованность ментальных расстройств. У 41% людей с предрасположенностью к психозам наблюдается делеция 22 хромосомы. Ученые выявили гены, отвечающие за развитие шизофрении. Для ментальных расстройств не существует отдельного “социального класса” – подвержены все. Это подтверждает и ВОЗ: по последним оценкам Всемирной организации здравоохранения, на сегодняшний день более 300 миллионов человек в мире живут с депрессией, что означает рост более чем на 18% за период с 2005 по 2015 годы. По его оценкам, к 2020 году депрессия станет самым часто встречающимся ментальным расстройством. Статистика неутешительна, но наука и медицина развиваются, так что в будущем общество не только сможет эффективно лечить ментальные заболевания, но и предотвращать их.

Отношение к ментальным заболеваниям все время менялось, в диапазоне от сделки с дьяволом до полноценной группы заболеваний. Сейчас они выделены в особую категорию, активно изучаются, поддаются лечению, выпускаются более эффективные и мягкие психотропные препараты. Однако в российском обществе продолжает существовать стигматизация высокого уровня, которая и порождает дискриминацию ментально больных. Из-за этой дискриминации люди с ментальными заболеваниями испытывают трудности при получении жилья, трудоустройстве, образовании, получении медицинских услуг. Обществу необходимо устранять пробелы в знаниях, касающихся области психического здоровья. Информирование общественности с целью сокращения стигмы и дискриминации поможет как полноценному существованию людей с ментальными заболеваниями, облегчая им доступ к разным ресурсам и создавая благоприятную социальную среду (от которой зависит ментальное благополучие), так и доступному психическому лечению, профилактике ментальных расстройств в дальнейшем у населения.


Автор: Татьяна Непа

Изображения: Paul Klee

Ментальное расстройство как нарушение личностного восприятия

Что такое ментальностьДля того чтобы ответить на вопрос: чем же являются и, по каким признакам определяются метальные нарушения или расстройства, следует, прежде всего, разобраться с самим понятием, заключенным в слове – ментальный. Что мы и сделаем в нашей статье.

Ментальность, ментальное расстройство: что, откуда и куда

В начале этого века, с легкой руки Европейского суда, определение «душевнобольной» было признано безосновательным и запрещенным в официальном обращении. Но любая природа, даже слов, не терпит пустоты, и в обиходе психиатрии и психологии закрепилась новая популярная терминология – «ментальные нарушения», «ментальная инвалидность». Ничего не проясняя, принятые к общему пользованию фразеологизмы, внесли еще большую путаницу в суть проблемы. В общую кучу свалили неврозы, психозы и маниакальные синдромы. Крутой замес густо сдобрили классифицирующими признаками, на языке понятном только посвященным. Душа и боль отошли в сторону и остались один на один друг с другом.

Психиатрия, психология, различные философские школы и религии дают ментальным нарушениям, такую неоднозначную трактовку, что желание привести все мнения к общему знаменателю, грозит обернуться расстройством ума, психики и физического здоровья. Но попытаться стоит.

Если обобщить хотя бы часть полученных сведений, отфильтровав специфическую терминологию, и выйти за пределы ортодоксального понимания, каждой конкретной группой (объединением), то можно представить некую модель ментальности личности.

  1. Ментальность человекаПриемник. Сюда относятся органы осязания, обоняния, зрения, слуха и вкуса. Здесь они расставлены, без учета приоритетной важности, которую, впрочем, вряд ли возможно определить.
  2. Анализатор. Сознательное и бессознательное, инстинктивное и интуитивное личностное восприятие полученной информации.
  3. Реактор. Выдает результат проведенного анализа, в виде личностной реакции на внешние явления, раздражители. Какой она будет, зависит от положения и качества «графитового стержня». Здесь, стержнем является светское, религиозное и духовное воспитание индивидуума.

Индивидуальность - это не болезнь и не преступление

Человек, адаптированный в определенном социуме, принимает условия существования, нормы поведения и способ мышления, провозглашенные в этом обществе. Любые нарушения будут расцениваться, в лучшем случае, как неадекватность, в худшем, как преступление. Иногда, при нарушении ментальных рамок сообщества, обе оценки совокупляются.

Христос возлежал за трапезой вместе с мытарями, не осудил блудницу, не отрицал своей Божественной сущности (на провокационный вопрос: действительно ли Он Сын Божий, Иисус ответил: "Ты – говоришь"), позволял называть Себя царем Иудейским. Как следствие — обвинение в связи с дьяволом, богохульстве, самозванстве, и крики толпы: «Распни его!».

Диссиденты в стране Советов направлялись на бессрочное лечение в психиатрические больницы. А что? Только человек с ментальным расстройством мог быть недоволен условиями и образом жизни, в государстве, идущем в коммунистическое будущее.

Отсюда вывод – личностное ментальное восприятие окружающей действительности, отличное от навязанных или данных шаблонов, не является следствием помутнения рассудка. И, если, человек не такой как многие вокруг, то это значит, что он – иной, и не более того. «Иным», человечество обязано духовным и техническим прогрессом.

Ментальное расстройствоОбщество любит раздавать ярлыки всем, кто отличается от среднестатистического стандартного «гомосапиенса», зачастую не понимая причин аномалий. Страшно и больно, когда это касается детей. Аутизм! Диагноз врача звучит как приговор, обрекающий родителей и ребенка. Потом следуют туманные объяснения насчет возможных причин ментальных нарушений, которые ничего не объясняют и не указывают возможного выхода.

Что же такое аутизм - расстройство и отсталость ума или признак «инаковости»? Исследования показали, что дети с таким диагнозом, часто обладают недюжинными способностями и даже талантами. Только это им неинтересно, как неинтересно общение с людьми. Они воспринимают окружающий мир, через какую-то свою особую внутреннюю призму. И, возможно, преломление в этой призме любого сценария, настолько ясно раскрывает перед ними и настоящее и будущее, что вопросов и стремлений просто не может возникнуть. Как тут не вспомнить, что во многой мудрости, много печали.

Может быть, эти дети пришли в наш мир для того, чтобы решить неразрешенную задачу о смысле бытия. И все, что нужно для этого, есть в них самих. И, может быть, окружающим не следует терзать их, пытаясь привести в «нормальное» состояние, а просто создать им нормальные для них условия.

Если вешать клеймо аутизма на всех, кто предпочитает одиночество, то в эту категорию попадают все интроверты, которых не так уж и мало. Самодостаточность, чаще показатель собранности, чем расстройства. Интроверт более жизнеспособен. Он может проводить время на людях, пусть и испытывая легкий дискомфорт. Экстраверта, одиночество убьет.

Современный социум одна из причин психических расстройств

Жизнь и события современного общества зажимают людей в клещи стрессов и переживаний. Ежедневные проблемы усугубляются информационной волной, которая окатывает аудиторию, вырываясь с экранов телевизоров. Многочисленные каналы соревнуются в подаче сенсационного душераздирающего материала. Градус нагнетается истеричными дебатами и неоднозначными шоу программами. Многое из всего этого не поддается никакому смысловому и логическому анализу, что, естественно, приводит к нарушению ментального восприятия, сопровождаемого неврозами или состоянием тихой паники.

Признаки ментального расстройстваЧеловек начинает постоянно испытывать неопределенное беспокойство. Реакция на обыденные ситуации меняется, зачастую становится неадекватной. Учащаются нервные срывы, сопровождающиеся беспричинными всплесками агрессии и последующим депрессивным состоянием. Человек корит себя, испытывает муки совести, но не в состоянии справиться с этой проблемой. И, если, ему вовремя не помочь, психическое расстройство будет стремительно прогрессировать, приобретая форму всевозможных фобий и психопатий.

Современная медицина располагает большим арсеналом препаратов, снижающих остроту восприятия и ответной реакции. Их главный недостаток – кратковременный эффект. Внимание, поддержка и ненавязчивая забота близких – это, то, что поможет человеку обрести уверенность в себе и дне завтрашнем.

Постулаты веры один из факторов профилактики психических расстройств

Наиболее устойчивыми к стрессу были и остаются люди верующие.

  1. Во всем происходящем они усматривают волю Божию.
  2. Они принимают все с благодарностью. И проблемы для них, не более чем испытание.
  3. Принимая сложные решения, верующие пропускают ситуацию через сердце, где обретается «сокровенный сердца человек», и никогда не поступятся душевным покоем ради сиюминутных благ.

Вера как фактор стрессоустойчивостиВерующие люди (к ним возможно отнести и последователей некоторых оккультных, эзотерических и философских течений) устремлены вперед. Настоящая жизнь, для них, не более, чем точка на прямой, имеющая этапное значение, но не имеющая физически значащих характеристик. Тем, кто ослабевает, поможет пасторская поддержка – исповедь и наставление.

Христианство, как религия и как философия предлагает и дает человеку то, в чем он больше всего нуждается – прощенье. Призыв простить до «семижды семидесяти раз» упраздняет возмущение и гнев одной стороны и дарует надежду другой, то есть одновременно корректирует ментальное восприятие и предотвращает его расстройство.

Трансформация личности

Постоянное осознание человеком своей виноватости, неотвратимо приведет к ментальному нарушению. Непрощенная вина способна выжечь душу и превратить человека в существо с «сожженной совестью». Это уже не просто ментальное расстройство, но нарушение самой человеческой сущности. Отсутствие совести порождает чувство вседозволенности. Более того, агрессивной вседозволенности. Из потенциального центра спасения, «спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», человек превращается в эпицентр опасности для окружающих.

  1. Внешне он остается прежним.
  2. Открытое поведение в обществе вполне корректным.
  3. Физический ум не теряет остроты и даже становится более изобретательным.
  4. Определенные склонности могут трансформироваться в маниакальные влечения.

Такое существо, в человеческом обличье, всегда представляет опасность для окружающих. В этом случае ментальное нарушение выражается в снятии всех внутренних ограничений. Его душа не болит. Ум демонстрирует коммуникативную активность. Единственным сдерживающим фактором остается страх перед законом и последующим наказанием.

Явно, что этот человек не душевнобольной (души у него нет или она в очень ущербном состоянии) и не сумасшедший. Мало того, большинство маньяков подводят «логическое» обоснование под свои поступки. Налицо нарушение, и даже полное расстройство, ментального восприятия.

Взятая здесь за отправную точку причина, одна из многих, но результат всегда один.

Современный научный взгляд на проблему психического расстройства личности и другое

Психиатрия в поиске причин, средств и методов устранения всевозможных ментальных нарушений блуждает впотьмах. И это не от недостатка знаний или практики. Но, как часть современной медицины, психиатрия обязана опираться на научно обоснованные факты. Например, в некоторых случаях, сравнительный анализ снимков головного мозга человека с ментальным расстройством и здорового индивидуума, показывают наличие изменений в первом случае. Но всегда остается вопрос, что предшествовало: физические метаморфозы или ментальные нарушения.

Причины ментальных расстройствВ эзотерике и оккультизме причинно-следственный порядок, в анализе ментальных нарушений, выстраивается гораздо проще и основательнее. Наличие у человека тонких тел, и тесное сосуществование нашего материального мира с невидимыми сущностями, в большинстве своем агрессивными и враждебными человеку, это основы, которые помогут определить, найти и устранить причину нарушений ментального восприятия.

Христос исцелял расслабленных и изгонял бесов из одержимых, но Он же и предупреждал о том, что жилище нужно содержать в чистоте, иначе один, изгнанный, приведет семерых, еще более жестоких и злых. А значит следует искать позитив во всех жизненных явлениях; исполнятся добром и светом, не оставляя в душе места для чрезмерной суеты и панических переживаний.

Среди множества советов, как избежать астральных атак, есть один, на первый взгляд, очень простой, но практически трудновыполнимый: не желать зла никому!

Как себя вести, если у близкого человека ментальное расстройство

Ментальное здоровье по определению Американской психиатрической ассоциации — это такое состояние психики, при котором человек эффективно решает ежедневные задачи, умеет выстраивать здоровые отношения, адаптируется к переменам и справляется со стрессом.

Противоположное состояние говорит о том, что, скорее всего, у человека ментальное расстройство. Обычно оно проявляется как изменение мышления, искажение восприятия себя и реальности. Появляются поведенческие проблемы, отсутствует ощущения благополучия.

По подсчётам Фонда психического здоровья, 1 из 6 человек во всём мире еженедельно сталкивается с ментальным расстройством. Всемирная организация здравоохранения говорит о том, что более 300 миллионов человек в мире страдают от депрессии, 60 — от биполярного расстройства, 21 — от шизофрении.

Масштаб проблемы представить несложно. Труднее провести параллель с собственной жизнью, в которой близкий человек может сражаться с биполярным, депрессивным, тревожным, пограничным или другим расстройством. Важно помнить, как правильно себя вести, чтобы стать надёжной опорой.

Что нельзя делать

ментальное расстройство: что нельзя делать

Обесценивать

Многие и так сталкивались с игнорированием и непризнанием эмоциональных реакций в детстве. Не стоит продолжать обесценивать уникальный опыт и переживания. А понимание того, что кому-то хуже, — сомнительный способ почувствовать себя лучше.

Что нельзя говорить:

  • У меня тоже бывали плохие дни.
  • У тебя хотя бы есть работа.
  • Ты себя просто накручиваешь.

Давать советы

Непрошеные советы не нравятся никому, а человеку с расстройством психики — вдвойне. Прямых советов не дают даже грамотные психотерапевты, а элементарные действия вроде отвлечься, развлечься, забыться не работают. Помогает только планомерная терапия, на которую уходит много сил и времени.

Если же вы уверены, что совет действительно ценный, сначала уточните, готов ли его выслушать собеседник.

Что нельзя говорить:

  • Тебе нужно сменить обстановку.
  • Сходи на йогу / в бар / в салон красоты.
  • Соберись!

Ругать

Люди с психическими проблемами и так постоянно себя ругают, поэтому не усугубляйте чувство вины. Положительное подкрепление работает гораздо эффективнее. Искренне хвалите за мелочи. Иногда такой пустяк, как выход на улицу, может быть серьёзным достижением.

Что нельзя говорить:

  • Ты живёшь неправильно!
  • Мне за тебя обидно!
  • Ты тратишь время, ничего не меняется!

Ждать инициативы

Не ждите, когда близкий попросит о помощи. Он может не делать этого, потому что боится навязываться, перманентно ждёт отказа, старается справиться в одиночку, не чувствует сил взять в руки телефон. Позвоните или напишите сами. Скорее всего, этого очень ждут.

Покинуть

Когда близкий доверился вам и ждёт поддержки, оцените свои силы. Если их достаточно и вы приняли решение быть рядом, не бросайте всё на полпути. Не бойтесь сказать, что вам тяжело и нужно побыть одному. Люди с расстройствами психики, как правило, эмпатичны и поймут. Лучше взять передышку, чтобы восстановиться, чем сливаться. Лишиться поддержки — больно.

Что нужно делать

ментальное расстройство: что можно делать

Изучить тему

Говорите на одном языке. Изучите литературу, мягко расспрашивайте. Так вы начнёте понимать мотивы действий, поведение перестанет казаться таким странным, а вы не скажете обидные фразы «Не оправдывай себя диагнозом» или «Это всего лишь осенняя грусть, а не депрессия». Обладание общим знанием сближает.

Участвовать

Иногда человек и сам может не знать, чем ему можно помочь, особенно в кризисной ситуации. Поэтому предлагайте конкретную помощь, например предложите сходить в кино или расскажите забавную историю.

Можете вместе составить список занятий и действий, которые облегчают состояние. Им вы сможете воспользоваться, если близкому будет очень плохо и не до разговоров.

Помочь найти специалиста

Поддержка — мощная сила, но не стоит пренебрегать помощью специалиста. Психотерапевт тоже врач. Именно к нему стоит обращаться в случае ментальных расстройств. Если близкий не знает, как найти специалиста, или боится — помогите. Позвоните в клинику, изучите отзывы в Сети, расскажите, как проходят занятия.

Подбадривать

Говорите много добрых слов. Самокритика может уничтожить даже самые очевидные победы. Чем больше вы акцентируете внимание на хорошем и хвалите за успехи, тем сильнее вера в себя и желание над собой работать.

Заботиться о себе

Прямого отношения к помощи близкому с ментальным расстройством это не имеет. Но для здоровой поддержки нужны силы и энергия, а погружение в чужую боль может стать триггером для появления собственной. Поэтому заботьтесь о себе, следите за своим состоянием и не бойтесь просить помощи.


Если у вашего близкого ментальное расстройство, знайте: ваша поддержка — большая ценность. Сражаться не в одиночку — значит одержать победу как минимум в два раза быстрее.

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о