Что такое нравственные уроки в литературе: Attention Required! | Cloudflare – Attention Required! | Cloudflare

Содержание

Нравственные уроки жизни на примере произведений русской классической литературы.

Кичёва Н. А., учитель высшей категории

МАОУ «СОШ № 135» г. Перми

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Литература и журналистика

5 класс

Тема урока:

Тип урока:

Вид урока:

Нравственные уроки жизни на примере произведений русской классической литературы.

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Урок-газета

Цели:

Деятельностная: обучение детей структуризации полученного знания, развитие умения перехода от частного к общему и наоборот, обучение видению каждого нового знания, повторение изученного способа действий в рамках всей изучаемой темы, создание «готового продукта» – газетного жанра на основе знаний об уроках, которые дают художественные произведения.

Содержательная: обучение обобщению, развитие умения строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, обучение видению нового знания в структуре общего курса, его связи с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Задачи

Образовательные

1. Выявить нравственные уроки жизни на примере произведений русской классической литературы: «Чёрная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского, «Кавказский пленник» Л. Толстого, «В дурном обществе» В. Короленко, «Васюткино озеро» В. Астафьева. 2. Вести работу над смысловым чтением текста. 3. Поработать над современными газетными жанрами: заметкой, информацией, интервью, письмом, очерком.

Развивающие

1. Провести урок в системно-деятельностном режиме. 2. Развивать внимание. 3.Формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные): - развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения; - развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать; - развивать умение применять новые знания; - развивать творческие, речевые способности учащихся; - развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

Воспитательные

1.Воспитывать интерес и уважение к литературе, ценностное отношение к слову. 2. Развивать коммуникативные УУД - создавать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Ресурсы и оборудование:

  • Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014

  • Мультимедийная авторская презентация

  • Мультимедийный проектор

  • Диктофон

  • ИК

  • Видеокамера

  • Распечатанный материал на столах учащихся

  • Листы А-4, А-3

  • Блокноты и ручки

Планируемые образовательные результаты

Личностные: 1) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 2) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 3) формирование коммуникативной компетентности в общении и

сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, творческой деятельности; 4) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные: 1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; 4)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; 7) смысловое чтение; 8)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

9)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; 10)формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные: 1)умение анализировать литературное произведение: определять нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; 2) владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 3) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; 4) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; 5) понимание авторской позиции и своё отношение к ней; 6) написание творческих работ на литературные и общекультурные темы.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1этап. Самоопределение.

Цель: определение основной мысли текста (смысловое чтение) и темы урока.

Планируемые образовательные результаты этапа

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Метапредметные: смысловое чтение; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Предметные: понимание авторской позиции и своё отношение к ней.

Деятельность учителя

Перед вами – текст. Прочитайте его и определите основную мысль текста (сначала текст читается вслух, затем каждый читает «про себя».

– Сегодня на уроке мы будем работать с этим понятием. Попробуйте сформулировать тему урока.

– Записываем тему урока в тетради.

– А что такое «Нравственные»?

Деятельность учащихся

Сегодня одной из важнейших проблем нашего общества является возрождение духовности. Уроки литературы являются уроками нравственности, добра и красоты. Духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Уроки литературы поистине – «уроки нравственного прозрения». Произведения классической литературы прославляют веру народа, его нравственные силы, любовь к родной земле, глубокую человечность. Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в их произведениях, звучат злободневно в наше бурное, сложное время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба - эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными и поэтому волнуют сердца наши (слайд № 1).

Основная мысль текста: произведения литературы являются уроками нравственности, добра, красоты и духовности

(слайд № 2)

Учащиеся формулируют и записывают тему урока в тетради.

Тема урока: Нравственные уроки жизни на примере произведений русской классической литературы (слайд № 2)

– Нравственные – это этические нормы, нормы поведения в обществе, соответствующие требованиям морали; это духовные качества, которыми руководствуется человек.

2 этап. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Цель: обобщение сведений о некоторых изученных произведениях для обозначения цели урока.

Планируемые образовательные результаты этапа

Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные: умение анализировать литературное произведение: определять нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка.

Деятельность учителя

– Вспомните и назовите произведения, изученные вами в 5 классе, на которых мы можем поучиться добру, справедливости и другим положительным качествам.

– Среди названных вами произведений – «Чёрная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского, «Кавказский пленник» Л. Толстого, «В дурном обществе» В. Короленко, «Васюткино озеро» В. Астафьева. Сегодня мы будем работать с этими произведениями.

– Охарактеризуйте Жилина и Костылина.

– В чём смысл рассказа? – Что осуждает писатель?

– Вспомним произведение Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Как менялся характер Алёши, после того как король вручил ему конопляное зёрнышко?

– Какие выводы можно сделать по прочтении сказки?

– Обратимся к рассказу В. Короленко «В дурном обществе». Менялся ли характер Васи и его отношение к жизни после встречи с детьми подземелья?

– Вспомните рассказ В. Астафьева «Васюткино озеро». Чему вы научились у Васютки?

Деятельность учащихся

Ученики называют произведения.

Жилин: добрый (думает о матери, жалеет ее) надеется на себя, обдумывает побег деятельный человек сумел прижиться в ауле работящий, не может сидеть без дела, мастер всем помогает, даже своим врагам – татарам ему интересны другие люди, любит детей великодушный

Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждёт помощи от матери способен на предательство раскис, упал духом не принимает других людей (слайд № 3)

– Рассказ Л. Толстого пронизан идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ, мы поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови. Л.Н.Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед. Лев Николаевич Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте. Писатель осуждает бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны.

  • С трепетом подошёл он к учителю, открыл рот, сам ещё не зная, что сказать, и – безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное. В продолжение нескольких недель учители не могли нахвалиться Алёшею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайным его успехам. Он много стал думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алёши от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный. Алёша сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность ещё более портила его нрав. Тогда, когда он был доброе и скромное дитя, все его любили, и если, бывало, подвергался он наказанию, то все о нём жалели, и это служило ему утешением. Но теперь никто не обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова”. Стр. 139

– Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его...

Нравственные уроки жизни

  • Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.

  • Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.

  • Надо быть строгим к себе (слайд № 4).

– Вася живет по законам своего сердца, и он откликается на сердечное участие, тепло и внимание тех, кого называют “дурным обществом”. Однако социальное положение этих людей не закрывает от него их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, стремления к справедливости. Именно здесь, в “дурном обществе”, Вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма.
Дружба научила Васю ставить себя на место другого человека, видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как и они, уметь сострадать человеку, сочувствовать ему, быть терпимым по отношению к другим людям (слайд № 5).

– Между природой и человеком должны быть неразрывные связи (слайд № 6).

3 этап. Постановка учебной задачи, целей урока.

Цель: обучение видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Планируемые образовательные результаты этапа

Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Предметные: формулирование собственного отношения к произведениям литературы, к газетным жанрам.

Деятельность учителя

– Направление нашей деятельности – журналистика, нам предстоит сформулировать цель нашего урока. Во время самостоятельной групповой работы, которая предстоит сегодня на уроке, нужно создать каждой группе какой-то «готовый продукт» журналистской деятельности, попробуем создать эти продукты, используя наши знания газетных жанров. С какими журналистскими жанрами мы уже знакомы?

– Сегодня нам предстоит поработать с такими газетными жанрами: заметкой, информацией, интервью, письмом, очерком.

– А теперь попробуйте сформулировать цель урока.

– Отсюда, перед нами стоит задача: познакомиться с этими жанрами.

Деятельность учащихся

– Жанрами: заметкой, отчётом, очерком, интервью.

Уч-ся формулируют цель урока: создание «готового продукта» – газетного жанра на основе знаний об уроках , которые дают нам художественные произведения (слайд № 7).

Ученики вслух читают определения жанров:

Современные газетные жанры Жанр - исторически сложившийся тип, вид журналистского произведения. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов. Основой всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным. (Слайд № 8) Заметка — газетный жанр, краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт или ставится конкретный вопрос. (Слайд № 9) Эпистолярные жанры - это письма читателей, основа основ журналистики. Письма во все времена и эпохи, с первых дней возникновения журналистики как составляли основу всех материалов. Виды эпистолярных жанров: письмо-предложение, письмо-отклик, письмо - жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ (Слайд № 10) Интервью - это представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста, беседа, когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит с собеседником, комментирует его ответы. (Слайд № 11) Очерк - это небольшой рассказ о действительном событии, человеке или явлении. Журналистский очерк отличается от литературного достоверностью и адресностью фактов. Очерки делятся на: а) путевые; б) событийные; в) портретные; г) проблемные. (Слайд № 12) Информация - отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? и имеет объем в 2 - 15 строк. Печатается на первых - вторых полосах официальных и неофициальных газет. Язык хроникальной информации - книжный, стиль - сухой, отстраненный, официальный. (Слайд № 13)

4 этап. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения (созданию «готового продукта»).

Цель: обучение детей структуризации полученного знания, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы. Планируемые образовательные результаты этапа Личностные: формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе творческой деятельности; Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы.

Деятельность учителя – В ваших раздаточных материалах даны задания, на столах – средства по воплощению этих заданий: компьютер, диктофон, видеокамера, блокноты и ручки. Наша задача – спланировать самостоятельную работу в группах, чтобы создать готовый газетный продукт. Предлагайте пути решения проблемы.

Деятельность учащихся

После словесных баталий складывается следующий план работы: 1.Прочитать задания. 2.Ещё раз прочитать материал о том газетном жанре, с которым будет работать группа. 3.Исходя из задания, распределить обязанности каждого в группе. 4.Начать работу (слайд № 14).

5 этап. Этап самостоятельной работы в группах (по заранее данным домашним заданиям).

Цель: создание «готового продукта» – газетного жанра на основе знаний об уроках, которые дают художественные произведения, обучение обобщению, развитию умения строить предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Планируемые образовательные результаты этапа Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, творческой деятельности. Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; делать выводы; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера, приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

Деятельность учителя

– Приступаем к работе в группах.

Деятельность учащихся

Задание для группы № 1 (Накануне урока ученики этой группы взяли интервью на диктофон у 5-классников на тему «Если бы у меня была волшебная палочка…», напомнив им об изученном произведении Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» и об уроках, которые они должны были извлечь, прочитав эту сказку). По материалам взятого интервью подготовьте небольшую письменную заметку на тему «Какие уроки извлекли 5-классники, прочитав сказку «Чёрная курица, или Подземные жители?».

Задание для группы № 2 Написать ответное письмо читателю, который прислал в редакцию газеты письмо: «Здравствуйте! Недавно я прочитал рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник». Этот рассказ мне очень понравился. Но мне не всё понятно в нём. В чём смысл этого рассказа? Важен ли он современному читателю? Чему он учит? Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы. С уважением, ваш читатель, Сидоров Иван.»

Задание для группы № 3 Вы помните из повести В. Короленко, что Вася после встречи с детьми из «дурного» общества стал гораздо лучше, многое понял, Вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма.
Напишите очерк, воспользовавшись компьютером, на тему «Я попал в дурную компанию». Определитесь, помня о положительном герое, какой урок дала вам повесть «В дурном обществе». Как нужно повести себя, чтобы не стать плохим человеком?

Задание для группы № 4 (Накануне урока ученики этой группы сняли видеофрагмент на тему «Что делать, если заблудился в лесу?» Вспомните рассказ В. Астафьева «Васюткино озеро». Чему вы научились у Васютки? Составьте две газетные информации-памятки для идущих в лес людей: 1) Советы идущему в лес, 2) Если ты заблудился. Воспользуйтесь материалами своего видеофрагмента.

6 этап. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Цель: презентация материалов группами. Планируемые образовательные результаты этапа Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и другими людьми в процессе образовательной, творческой деятельности. Метапредметные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера, приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, написание творческих работ на литературные и общекультурные темы.

Деятельность учителя

– Представляем по очереди свои творческие работы.

Деятельность учащихся

Учащиеся представляют свои работы.

Образцы памяток (группа № 4)

Памятка №1. Советы идущему в лес.

  1. Подумай тщательно маршрут.

  2. Не забудь взять компас.

  3. Возьми спички для костра.

  4. Захвати с собой теплые вещи.

  5. Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).

Памятка №2 Если ты заблудился.

  1. Не паникуй, успокойся.

  2. Осмотри место, где находишься.

  3. Собери хворост, дрова для костра (на ночь).

  4. Разожги костер, приготовь пищу.

  5. Подготовь место для ночлега.

  6. Спокойно ожидай спасателей, родственников (слайд № 15)

7этап. Рефлексия деятельности Цель: проведение рефлексии своей деятельности на уроке. Планируемые образовательные результаты этапа Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, творческой деятельности. Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора познавательной деятельности; владение монологической контекстной речью.

• Удалось ли нам осуществить цель урока?

• Каким способом?

• Какие получили результаты? Оцените свою деятельность.

• Чего не удалось на уроке и почему?

Учащиеся высказывают мнения, делают выводы

8 этап. Домашнее задание: написать небольшую заметку (можно взять другой газетный жанр) об уроке (слайд № 15).

нравственные уроки в произведениях писателей xx века

Нравственные уроки истории как одна из тем современной русской литературы. Русская деревня... Какая она? Что мы имеем в виду, когда произносим слово \"деревня\"? Сразу же вспоминается старый дом, запах свежего сена, необъятные поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне, эти труженики, и их крепкие мозолистые руки. У многих, наверное, из моих ровесников есть бабушка или дедушка, живущие в деревне. Приезжая к ним летом отдыхать, а точнее, работать, мы своими глазами видим, как трудна жизнь крестьян и насколько трудно нам, городским, приспособиться к этой жизни. Но всегда хочется приехать в деревню, отдохнуть от городской суеты. Многие писатели не обошли в своем творчестве судьбу русской деревни. Одни восхищались деревенской природой и \"учились в истине блаженство находить\", иные видели истинное положение крестьян и называли деревню нищей, а ее избы - серыми. В советское время тема судьбы русской деревни стала чуть ли не ведущей, а вопрос великого перелома актуален и в наши дни. Нужно сказать, что именно коллективизация и ее последствия заставила многих писателей взяться за перо.] - первая тема [Проблемы нравственности волнуют многих современных писателей. Многие из них в своих произведениях показывают, что нравственные идеалы большинства людей сильно изменились, причем не в лучшую сторону. У большинства современных писателей есть рассказы о деревни, о нравственных ценностях крестьян, которые, как и у основной массы народа, изменились не в лучшую сторону.] – вторая тема [В XX веке история преподала русскому народу «хороший» урок, этот урок связан с приходом и правлением Советской власти, которая управляла страной более 70 лет. Этот урок обошелся русскому народу в несколько десятков миллионов жизней. Можно долго спорить о том, что дала Советская власть нашей стране, и безусловно, в ее правлении были светлые моменты, но черным пятном на истории нашей страны легла коллективизация, которая обескровила село. Советское государство жестко обмануло крестьян, пообещав им земли и счастливую жизнь, а потом всего через десять лет, отобрав у них практически все имущество, а многих лишив жизни. Безусловно государство во главе со Сталиным поступило низко и подло по отношению к труженикам земли. Рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор», рассказывает нам о последствиях этого страшного эксперимента для русской деревни] – для третьей темы В 1956 году вышел рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор», который повествует о жизни русской деревни в пятидесятые годы. Писатель показывает, как сильно изменилась жизнь, душа и нравственные ориентиры крестьянства после внедрения колхозов и проведение поголовной коллективизации. В этом произведении Солженицын показывает кризис русской деревни, который начался сразу после семнадцатого года. Сначала гражданская война, затем коллективизация, раскулачивание крестьян. Крестьяне были лишены собственности, они потеряли стимул в работе. А ведь крестьянство позже, во время Великой Отечественной войны, прокормило всю страну. Жизнь крестьянина, его быт и нравы — все это очень хорошо можно, понять прочитав это произведение. Главный герой в нем — это сам автор. Это человек, который отсидел в лагерях большой срок (маленьких тогда просто не давали), который хочет вернуться в Россию. Но не в ту Россию, которая была изуродована цивилизацией, а в глухую деревню, в первозданный мир, где будут печь хлеб, доить коров и где будет прекрасная природа: «На взгорке между ложков, а потом других взгорков, цельно-обомкнутое лесом, с прудом и плотиной. Высокое поле было тем самым местом, где не обидно бы и жить и умереть. <a rel="nofollow" href="http://www.coolsoch.ru/arh/liter/arh2/861.htm" target="_blank">http://www.coolsoch.ru/arh/liter/arh2/861.htm</a>

Воспитание нравственности на уроках литературы

«Воспитание нравственности на уроках литературы»

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 13 г.Дербент

Раджабова Фарида Рагимовна

Формирование личности, её характера, чувств, нравственных качеств, гражданской позиции, культуры поведения основывается на закономерностях и принципах и реализуется в методах и средствах воспитания. Вспомним предостережение А.И. Солженицына: «Если духовные силы нации иссякнут, никакое наилучшее государственное устройство и никакое наилучшее промышленное устройство не спасут её от смерти. С гнилым дубом дерево не стоит. И из всех всевозможных свобод, которые мы получили, на первый план всё равно выйдет свобода бессовестности».

Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. Литература - единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый с первого по одиннадцатый классы. Поэтому влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Важность чтения подчёркивал и В.А. Сухомлинский: «Чтение как источник духовного обогащения, не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Читательская культура является существенным показателем духовного потенциала общества.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось идеологических, духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции системы образования. И как следствие, совокупность ценностных установок во многом разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Вопрос нравственного воспитания настолько актуален, что это нашло своё отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании». В статье 2-й Закона РФ указывается: «Государственная политика в области образования основывается на одном из принципов:

Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине…».

Законом РФ «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, регионально-культурных традиций и особенностей. Национальные традиции, без сомнения, обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Духовно-нравственное состояние общества справедливо считается одним из основных показателей его развития и благополучия. Ведь духовность – это стремление к возвышенному, истине, прекрасному, позволяющему постичь подлинные высшие ценности.

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

Воспитание не может выполнить своей основной задачи подготовки человека к жизни в данном обществе вне обучения. Данную закономерную связь обучения и воспитания в педагогической литературе называют принципом воспитывающего обучения. В современной школе возникает необходимость специально организованной деятельности учителя и ученика, для того, чтобы выполнить задачи воспитания в обучении. Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

Актуальность проблемы нравственного воспитания в современной школе, острая необходимость её решения, явились основным мотивом выбора темы моей педагогической концепции. Где, как ни на уроках литературы, заниматься воспитанием юных сердец?! Современное общество насыщено множеством информации: дети часами пропадают у телевизоров, «зависают», говоря на молодёжном сленге, у компьютеров и лишь малая толика наших воспитанников предпочитает книгу достижениям современного прогресса.

Проблема нравственного воспитания на разных этапах общественного развития привлекала внимание многих великих педагогов. Так Я.А.Коменский признавал огромную воспитывающую роль обучения, не разделяя обучение и воспитание. Ж.Ж.Руссо преобладающую роль отводил воспитанию, подчиняя ему обучение. И.Г.Песталоцци связывал умственное образование с нравственным воспитанием, обосновывая свой подход тем, что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помощи априорных идей. Развитие общества внесло коррективы в соотношение воспитания и обучения. Так И.Ф. Гербарт, введя в педагогику термин «воспитывающее обучение», считал обучение основным средством воспитания.

К.Д.Ушинский видел в обучении важнейшее средство нравственного воспитания. Изучая его работы, я пришла к выводу, что эта идея мне наиболее близка, и именно она легла в основу моей концепции. На мой взгляд, нравственность можно воспитывать, создавая на уроках атмосферу, способствующую «проживанию» ситуации учеником. Только тогда, когда мы разовьём воображение ребёнка до такой степени, чтобы он «поменялся местами с персонажем» и прожил ситуацию как свою собственную, возможно принятие им тех идеалов и убеждений, которые мы хотим в нем воспитать. Безусловно, тема воспитания нравственности ненова, о ней говорили, говорят, и будут говорить – нравственность на все века!

Вызвать интерес у школьников к урокам литературы – задача, которую решает не одно поколение педагогов-словесников. Каким должен быть урок сегодня и завтра? Что помогает улучшить работу, сделать ее более качественной, эффективной? Наверное, не случайно профессию педагога сравнивают с профессией актера. И дело тут не только в том, что, как и актер, учитель должен уметь установить контакт с людьми, заинтересовать их, увлечь. Как не бывает одинаковых спектаклей, так не может быть и похожих уроков. Педагог-новатор Е.Н. Ильин советует: "Не бойтесь быть артистичными. Мы себя не демонстрируем. Мы себя передаем. Урок - это социальность, публичность, человечность" [Ильин, 1986: 35].

Ведь с мировоззренческой позиции, урок литературы – это действительная жизнь, проживание и осмысление которой совершается «здесь и сейчас». По-моему, нравственность рождается здесь, когда мы читаем «Телеграмму» К.Г.Паустовского, «совершаем преступление» с Раскольниковым, выступаем против «тёмного царства» с Островским Н.А., учимся любить с Шекспиром… Можно долго продолжать список произведений, которые формируют характер воспитуемого нами ребёнка, воспитывают нравственность его души.

А.М.Панченко говорил: «Приращение знания, приращение добра». Этим чувством должен быть наполнен каждый урок, к этому я стремлюсь в своей работе. На мой взгляд, душа, духовность, нравственность, смысл жизни, любовь – основные концепты урока литературы. Безусловно, уроки литературы должны давать знания и истории и теории литературы, ведь без них невозможно глубокое постижение нравственных и философских идей, заложенных в ней.

Урок – это творчество, которое предполагает новизну, оригинальность. Урок как педагогическое явление имеет свой состав и структуру, т.е. форму. Умение правильно выбирать цели урока, продумывать его содержание, определять взаимосвязь учебной ситуации на уроке, выбрать приоритетные методы, приёмы, средства обучения, спрогнозировать конкретный результат занятия являются определяющими в формировании профессиональной деятельности словесника.

Необходимо учитывать цель урока, которая достигается не сразу, а постепенно, через выполнение ряда последовательных заданий. Это и есть элементы структуры урока.

Структурообразующей единицей урока литературы в методической литературе принято считать учебную ситуацию, т.е. задание, которое является этапным в достижении цели урока. Учебная ситуация является эмоциональной частью урока, так как урок литературы носит творческий характер.

Учебная ситуация – это микродеятельность учителя и ученика, которая имеет свою цель, содержание (методы, приёмы, средства обучения, формы организации учебной деятельности) и результат. И главным результатом, на мой взгляд, является воспитание духовно-нравственной личности подрастающего поколения.

Чего я жду от детей: творчества, сотворчества или только воспроизведения? Этот вопрос я задала себе еще в начале своей педагогической деятельности – двенадцать лет назад. В мои руки попала статья С.Л. Штильмана «Живая вода интерпретации», в которой у автора рождаются вопросы, столь актуальные на сегодняшний день для учителей-словесников. «Для чего мы читаем классику и потом говорим о ней на уроках: для того, чтобы продемонстрировать филигранное мастерство разложения любой живой ткани на составляющие, или для того, чтобы «пропустить» литературный шедевр не только через разум, но и через сердце?!»- размышляет автор статьи. Действительно так! Мы разделяем мнение автора, ведь нам дана уникальная возможность на своих уроках через литературные шедевры «попасть» в сердца детей.

На своих уроках особое предпочтение я отдаю методу творческого чтения и эвристическому методу. Первый позволяет развить в детях наблюдательность, умение видеть и слышать явления жизни, умение найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений путем выполнения различного рода творческих заданий. Метод реализуется через приемы выразительного (художественного) чтение учителя, чтение мастеров художественного слова, отдельных сцен в исполнении актеров, обучение выразительному чтению учащихся, комментированное чтение. Важен прием беседы, где целью является выяснение впечатления учащихся о прочитанном произведении, направляя их внимание на идейные и художественные особенности, постановка художественной, нравственной, философской проблемы, непосредственно вытекающей из прочитанного произведения.

Эвристический метод обучения развивает в учащемся способности к продуцированию идей, формируют умения вести продуктивный диалог, развивают способности действовать в ситуации неопределенности, поставить учебную цель, составить план ее достижения, находить разные ракурсы решения проблем. Кроме того, в учащемся развиваются способности к самоанализу и рефлексии.

Рождение эвристического обучения связывают с методом обучения Сократа, основным принципом которого является «знающее незнание» («Я знаю, что я ничего не знаю»), т.е. признание недостаточности знаний и развертывание на этой основе процесса незнания – припоминания. Уточняется, что я все-таки не знаю, выделяется объект незнания, и начинается процесс его освоения. Обучение идет через открытия, через собственное проникновение ученика в глубины явления, предполагая проживание учеником этого явления. «Вглядываясь, прочувсвовав и вдумываясь в проплывающее облако, выполняя культурный обряд, созерцая древнюю икону или картину современного художника, школьник воспроизводит внутри себя те процессы, которые составляют исторический поток жизни. В познании он оказывается сродни великим ученым, художникам…»

Эвристическое обучение ориентируется на достижение неизвестного заранее результата, для него важен процесс постижения знания, в результате учащийся не пассивно приобретает знание, а создает его, знание становится личным опытом учащегося.

На своих уроках я уделяю большое внимание теме Родины, потому что глубоко убеждена, что воспитание патриотизма – воспитание чести, чувства долга, любви к Отечеству и своему народу, несомненно, одна из априори нравственного воспитания. Атмосфера, в которой воспитываются ученики нашей школы особая, так как мы находимся на территории военного городка. Ежедневно, видя пример исполнения воинского долго, служения Родине, дети наполняют свои сердца патриотизмом. Неслучайно, выпускники нашей школы поступают в военные училища и не избегают службы в армии.

Много лет назад, войдя в пятый класс, я поняла, что сердца этих учеников открыты нравственному воспитанию. Добру нас учили сказки, ведь именно в них добро обязательно побеждает зло, урок добра мои ученики усвоили, подтверждением тому творческие работы, которые они выполняют. Ребята признавались, что плакали, когда читали «Муму» И.С.Тургенева. Они учились сопереживать чужому несчастью, осуждать деспотизм и, что самое ценное, в своих еще не совсем организованных речах дети размышляли о нравственном превосходстве Герасима над барыней.

Любить освещённые солнцем сосны, зеркальную гладь лесной воды, звёздное небо – легко. Они сами по себе прекрасны. Любить размытые оттепелью дороги или деревенскую страду, как их любили Ф.Васильев, Н.Некрасов, Л.Толстой, Шолохов или Шукшин, - трудно. На своих уроках я стремлюсь этого достичь. Когда мы рассуждаем о доброте, человечности, милосердии, совести, о героизме и любви к Родине, об общечеловеческом идеале, мы побуждаем учащихся, не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию.

Для активизации мыслительной деятельности на своих уроках я использую активные формы обучения: элементы диспута, исследовательские задания, проблемные вопросы, ролевые игры, творческие задания, уроки-аукционы, уроки-путешествия. В своей работе я использую ассоциативный метод мышления – синектика. Синектика - способ стимуляции воображения, формирования проницательности (методика была предложена американским психологом Уильямом Гордоном). Этот метод позволяет мне незнакомое для детей сделать знакомым, а привычное чуждым.

Формирование умения анализировать художественные произведения является одной из задач, поставленных мною, в вопросе нравственного воспитания. На уроках ведётся большая работа по формированию этого умения через такие виды деятельности, как создание характеристик литературных героев, опорных схем и таблиц, сопоставление различных точек зрения по произведению, отдельным образам, соотнесение событий с определённой эпохой.

Формирование умения работать с книгой, дополнительными источниками , умение создавать письменные и устные сочинения помогают в организации уроков-семинаров, которые интересны учащимся ( «Проблема нравственного выбора в драме Островского «Гроза»»; «Проблема вечных человеческих ценностей в романе «Отцы и дети»», «Идеал человека в поэзии Некрасова»; «Образ Родины в поэзии А.Блока и С.Есенина» и др..).

В своей работе я опираюсь на методику системного руководства чтением и формирования читательской самостоятельности, которая позволяет знаниям перерастать в убеждения и превращать их в личностные вкусы, идеалы.

Творческие работы учеников я обязательно храню, чтобы затем можно было проследить их литературное развитие. Такие работы позволяют видеть внутренний рост ребёнка: от изменения ценностных ориентаций до овладения собственным стилем. Уроки не проходят даром, этому есть подтверждения. Так, в 2011 году в районном конкурсе «Русь святая, православная», посвящённом Рождеству Христову, мои ученицы 9 и 10 классов заняли второе и третье призовые места в конкурсе литературных работ, второе место в литературном конкурсе « Страницы семейного альбома».

Воспитание нравственности не ограничивается уроками литературы, оно продолжается на уроках русского языка. Безусловно, для этого необходима подборка специальных текстов (для различных видов разбора, текстов изложений и др.), подбор предложений, чему я уделяю особое внимание при подготовке к учебному занятию. Воспитание продолжается во внеурочной деятельности по предмету: литературные гостиные , вечера памяти, работа в школьной газете. Свою работу я продолжаю в школьном музейном уголке, ведь у человека без истории, без знания своего прошлого нет будущего.

Организуя и реализуя свою деятельность в системе, продумывая каждый урок и используя эффективные методы обучения, каждый литератор обязательно «достучится» до детских сердец, научит их ставить и достигать цели, действовать в ситуациях неопределенности, которые потом поставит перед ними жизнь. Современный урок литературы заставляет находиться в постоянном поиске, самосовершенствоваться не только ученика, но и учителя.

Опираясь на взгляды Е.Н.Ильина, мы приходим к выводу, что урок литературы – человекоформирующий урок. Данный взгляд на воспитание ученика на уроках литературы очень близок мне. Это тот путь к ученику , по которому необходимо твердо идти, нисколько не сомневаясь, что каждая судьба обязательно найдёт свой отклик в литературе!

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования, с которой, бесспорно, справится урок ЛИТЕРАТУРЫ.

Какие нравственные уроки, с Вашей точки зрения, может преподать литература » Незнайка — ЕГЭ, ОГЭ, ВПР 2020 и Итоговое сочинение

Для направления «Чем люди живы?»

Введение
  • "Литература — учит, ее главная тема — жизнь человека", — писал Александр Фадеев. Стремление к нравственному воспитанию и развитию — это то, что характеризует человека, как существо высокодуховное.
  • Первые нравственные уроки мы получали из сказок, которые учили нас, что жадность, трусость, обман и лицемерие — самые распространенные человеческие недостатки, которые никогда ни к чему хорошему не приводили.

 

Основная часть

Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети", "Старуха Изергиль", М.А. Горького, "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского.

  • Постепенно наша литература взрослела, становилась сложнее, и базовые человеческие недостатки практически не менялись, они раскрывались под разными углами, с разных точек зрения, чтобы мы глубже смогли проникнуться в понимании души человеческой.
  • В романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" автором доказывается мысль о том, что нельзя человеку полностью отрешаться от своего прошлого, от тех устоев и нравов, которыми жили предыдущее поколение. Евгений Базаров считает, что прежде чем что-либо создать, нужно всё очистить, всё прошлое уничтожить, а только потом начинать строить с нуля (дальше коротко опишите те конфликтные ситуации, которые возникали у аристократа Павла Кирсанова с разночинцем Евгением Базаровым).
  • Рассказ М.А. Горького "Старуха Изергиль" на примере героя Ларры научил меня в первую очередь тому, насколько опасно и неправильно превозносить человеческую гордость.
  • В этом же рассказе есть и другой пример, отважный Данко повёл за собой людей, пообещав им, что поможет спастись. Когда вера людей во спасение была практически на исходе, Данко отдал последнее что у него есть - пламенное сердце, которое осветило путь, и люди смогли остаться в живых. 
  • Тяжелейший человеческий грех - это убийство другого человека. Какой бы он ни был плохой, мы не имеем право поднимать против него руку. В романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" Родион Раскольников решился на такой шаг, ради того, чтобы проверить свою теорию, согласно которой человек имеет право на убийство другого человека. В итоге герой осознал ошибочность своих рассуждений и в конце концов раскаялся.

 

Заключение
  • "Книга — немой учитель", — любил повторять древнегреческий мыслитель Платон.
  • Чем раньше мы начнем читать, чем больше будем делать, тем выше будет наше нравственное развитие, тем быстрее мы будем решать возникающие вопросы.

 

Доклад на тему " Нравственное воспитание на уроках литературы"

Нравственное воспитание на уроках литературы

Учитель русского языка и литературы МКОУ Дубенская средняя общеобразовательная школа Шарова Татьяна Валерьевна

Главная цель образования в школе – развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении учеников.

Благодатный материал для нравственного воспитания учащихся в руках у учителя литературы. Поэтому роль уроков русской литературы в духовном развитии детей, в нравственном воспитании огромна.
Не случайно именно литературу называют «учебником жизни», а В.Г. Белинский утверждал: « Литература учит быть человеком».

Литература, и как искусство, и как школьный предмет, стояла всегда в особом ряду. Она учебник для души. Именно учитель литературы в школе не просто носитель культуры, но и ответственный за помыслы учеников. Обсуждая литературные произведения, ученики делают свой нравственный выбор. Они задумываются над теми вопросами, которых в быту у человека вообще не возникает. Литература заставляет школьника думать о высоком, формирует определённые ценности.

Конечно, школьник должен знать теорию литературы. Но теоретико-литературное знание в чистом виде далеко не всех школьников волнует и увлекает. Нужно связать эти знания с жизнью, урок литературы должен стать человекоформирующим.

О чём мы можем говорить на уроках литературы? Обо всём!

Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в их произведениях, звучат злободневно в наше непростое время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба - эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными.

Поговорим конкретно об уроках литературы.

Работа в 5 классе начинается со знакомства с миром сказок, пословиц, поговорок, загадок. Ребята познают не только удивительный мир

волшебства, образности, точности языка. Сказки учат многому. Например, сказка «Бой на Калиновом мосту», где главный герой Иван -- крестьянский сын, настоящий воин, умеющий постоять за себя словом и делом, учит детей чувству долга, мужеству, храбрости; «Снежная королева» -- любви, дружбе, учит ценить красоту человеческого сердца.

Изучая фольклор, пятиклассники выполняют творческие задания. Например, «Попробуй сочинить рассказ по пословице», который бы, раскрывал её переносный смысл.

Письменные творческие работы(сочинение, эссе, ответ на проблемный вопрос) имеют огромную ценность. Дети ставят нравственные проблемы, анализируют их с учётом своего возрастного уровня. Так, в 5 классе ученики знакомятся с рассказом Л. Андреева «Кусака», в котором главным героем, как писал сам автор, « является собака, ибо всё живое имеет одну душу, всё живое страдает одним страданием». Читая это произведение, ребята учатся сочувствовать всему живому, отвечают на вопросы: «Какую истину вы поняли для себя? В чём нравственное значение истории собаки?» В завершении выполняют творческую работу на тему « Сон Кусаки», в которой демонстрируют, насколько прониклись чувствами, мыслями, страданиями четвероногого существа.

В старших классах использование письма литературному герою помогает проследить, как ученик лично оценивает поступок того или иного персонажа. Часто практикую (как и мои коллеги) на своих уроках сочинения- миниатюры, сочинения–рассуждения о нравственных понятиях.

Важным является в работе филолога - создание атмосферы "творческого комфорта", "общего вдохновения" на уроке, чтобы ученики были искренни. Никогда не читаю вслух работы учеников (только по их желанию), предлагаю темы, которые увлекают ребят, являются актуальными и доступными для этого класса.

Ярким примером раскрытия проблемы чести, достоинства, нравственного выбора служит повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Тема одного из уроков звучит так: « Уроки нравственности»( по произведению А.С.Пушкина « Капитанская дочка»). Цель: осмысление учащимися событий, повлиявших на формирование духовного мира рассказчика, побуждение к размышлениям о значимости нравственности и морали в поведении. К этому уроку дома

учащиеся выстраивают жизненную линию Петра Гринёва, на которой надо разместить "- " и "+" поступки героя. После анализа домашнего задания выясняем, с какого момента герой практически перестает совершать "-" поступки. Почему? На этом же уроке ребята выполняют небольшую письменную работу. Нужно закончить фразы: « Простить, значит…», «Если бы вы простили кого-то, то…( опишите свои чувства)».

Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг увлекает ребят при изучении рассказа Л.Толстого «После бала», проблема смысла жизни и назначения человека волнует в произведении В.Г.Короленко "Парадокс"… При изучении романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» ученики, рассматривая нравственные проблемы, ищут ответ на вопрос: «Почему автор из современной ему действительности переносится на века назад?» Это может быть и письменный ответ на вопрос, требующий связать описанное в романе с нашими днями. Одиннадцатиклассники делают вывод: нравственные проблемы вечны, люди всегда задумывались над тем ,что такое добро и зло, что есть истина, в чём смысл человеческой жизни и т.д. Как правило, это уроки-диспуты, в ходе которых ученики приходят к важным для себя выводам, убеждаются в непреложной истине: высшая ценность человека – оставаться самим собой.

Важная дискуссия проходит и на уроке по повести Л.Андреева « Иуда Искариот», где затрагивается проблема совести. Автор заставляет нас пережить трагедию предательства и возмутиться ею. Очень важно, чтобы ученики пришли к выводу: образ Иуды неоднозначен. И, как правило, самостоятельно или с помощью учителя, старшеклассники называют "+" и "- " черты характера героя, сожалеют ему, делают вывод: истинный смысл христианства – отыскать в каждом дурном поступке или скверном человеке хорошее, светлое. В конце таких занятий-диспутов ставлю вопрос: «Чему научил вас этот урок? Над чем заставило задуматься произведение?» и т. д.

На уроках по изучению романа Л.Н. Толстого « Война и мир» хочется довести до учащихся толстовский идеал семьи – с её святой заботой старших о младших и младших о старших, с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде». Очень важно, чтобы дети услышали великого Толстого: «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». Роман Л.Толстого «Война и мир» дает много нравственных уроков. Один из них - уметь понять другого человека,

простить его. А это требует преодоления собственного «я». Простить - значит забыть о душевной ране, боли, нанесенной этим человеком. И обращаясь к учащимся, я задаю вопросы им: умеем ли мы прощать? Что нам помогает и мешает прощать? Какова цена нравственной чистоты человека?

Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.
Повести В.Быкова «Обелиск», В.Распутина «Живи и помни», Б.Васильева «А зори здесь тихие», В Кондратьева «Сашка», произведения М.Шолохова «Судьба человека» и «Тихий Дон», поэма Твардовского «По праву памяти», романы М.Булгакова «Белая гвардия», Л.Толстого «Война и мир» придают урокам литературы особую атмосферу, потому что на них происходит приобщение к мужеству, к подвигу народа, проводятся размышления о войне, о памяти, о бесценности человеческой жизни.

Чувство любви к Родине, к природе родного края, тема любви звучат в произведениях К.Д. Бальмонта, А.  Белого, И.А. Бунина, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой, М. И. Цветаевой,

Мне хотелось бы ещё остановиться на следующем моменте. Учащиеся обстоятельно, многосторонне разбирают проблемы произведения, если приучены делать анализ текста - основной вид работы на уроке литературы. Наблюдение над словом помогает раскрытию внутреннего мира персонажа. Описание портрета героя, его жилища, поведения, жестов, отношения к природе и другим героям - разные художественные способы создания литературной характеристики героя анализируем с ребятами на уроке. Задача внимательного прочтения текста в том, чтобы научить в действиях, в мимике, жестах, интонации видеть внешние проявления внутреннего состояния героев, глубже воспринять мир их чувств.

Выразительное чтение -- один из самых полезных видов работы на уроке. Вдумчивое чтение, передающее настроение героя и его чувства, владение интонацией текста помогают понять внутренний мир героя, соотнести его поступки со своим мироощущением. «Читать так, чтобы тебя хотели слушать". У Марины Цветаевой есть такие слова: «Книга должна быть исполнена, как соната. Знаки – ноты. В воле читателя осуществить или

исказить…»  Решающее значение имеет чтение преподавателя, который будет учить «Читать так, чтобы тебя хотели слушать". Даже одна реплика героя, прочитанная с нужной глубиной восприятия и правильной интонацией, требует повышенного внимания и заслуживает похвалы. Сами ученики отмечают такое чтение своими отзывами о герое: "Теперь я посмотрел на него по-другому", "Я понял, почему он так сделал" или просто высказывают точку зрения противоположную 
той, какую высказали ранее.
Многие произведения современных авторов, включенные программу по литературе, заставляют задуматься над жизнью, побуждают формировать характер, помогают ответить на вопросы: что в тебе хорошего, а что плохого? Может ли быть человек без единой отрицательной черты? Как это определить самому?
Работая над проблемой “Нравственное воспитание на уроках литературы”, я убедилась, как по-разному воспринимают учащиеся произведение, поэтому нужно осторожно относиться к их суждениям, стремиться к тому, чтобы личность писателя, его моральный облик, образы, созданные им, стали для ребят понятными.

Главная черта нашей литературы – её гуманность. Она учит любить, творить добро, прощать и быть милосердным. Именно поэтому уроки литературы должны играть важную роль в духовном развитии наших детей.

Проект урока литературы в 5 классепо теме « О чём говорит с читателем русская литература: разговор о нравственностях ценностях».

Проект урока литературы в 5 классепо теме

« О чём говорит с читателем русская литература: разговор о нравственностях ценностях».

  • Тип урока. Комбинированный: урок обобщения материала и комплексного применения знаний.

  • Цели урока

  • Воспитательная: повышение учебной мотивации, формирование нравственных ценностей: расширить представление о достоинстве как нравственном качестве человека.

  • Обучающая: создать условия для формирования умения анализировать произведение: читая текст, видеть мотивы поступков героев, их нравственную составляющую.

  • Развивающая: создать условия для совершенствования умения обобщать изученное, находить черты сходства в произведениях.

____________________________________________________________________________________________________________________________

  • УУД

  • ЛИЧНОСТНЫЕ

Умение определять для себя значимость изучаемого материала.

Сопоставлять, перерабатывать информацию для решения предметных учебных задач для получения необходимого результата, в том числе и для создания

Определять и формулировать цель деятельности, составлять

план действий для решения учебных задач. Соотносить

результат своей работы с поставленной целью и оценить его.

Совершенствование всех видов речевой деятельности :слушание, говорение, чтение, письмо

_________________________________________________________________________________________________________________________

  • Орг. момент

  • Совсем недавно с учениками 10 класса мы смотрели фильм «Вам и не снилось»: эпизод, когда учительница 10 класса готовится к 1 уроку на 1сентябя и говорит, что на уроке она будет говорить о том, что все произведения русской литературы говорят с читателем только о любви. Согласны ли вы с этим?

  • Да, это писатели говорят с нами о любви к людям, к родине, родной земле, родной природе, о любви к искусству, к своему языку. Любовь-это нравственная основа жизни, один из главных китов, на котором стоит мир.

  • Я этот фильм смотрела впервые много-много лет назад, ёщё студенткой, и долгое время считала, что это, безусловно, так. Но потом подумала, возможно , это не так, может, я так сужаю круг вопросов, проблем, о которых говорит с нами русская литература. Давайте подумаем.

  • Заполним «карточки»: подумайте и напишите самое важное, по вашему мнению:

!!!!!!! о чём ещё говорят с нами писатели через свои произведения, прочитаем их ближе к концу урока. А теперь сформулируем тему урока

__________________________________________________________________________________________________________________________

  • Тема: О ЧЁМ ГОВОРИТ С ЧИТАТЕЛЕМ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА?

  • Цель: Постараться понять, какие нравственные ценности воспитывает литература в нас, читателях?

  • Что такое нравственные ценности?.......

  • Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к стихотворению Булата Окуджавы

Булат Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года в семье большевиков, приехавших из Тифлиса для партийной учёбы в Коммунистической академии. Отец — Шалва Степанович Окуджава, грузин, партийный деятель; мать — Ашхен Степановна Налбандян, армянка, В апреле 1942 года Булат Окуджава добивался досрочного призыва в армию. Был призван после достижения восемнадцатилетия в августе 1942 года и направлен в 10-й отдельный запасной миномётный дивизион.

После двух месяцев подготовки с октября 1942 года на Закавказском фронте, миномётчик в кавалерийском полку 5-го гвардейского Донского кавалерийского казачьего корпуса[* 1][9]. 16 декабря 1942 года под Моздоком был ранен.

После госпиталя в действующую армию не вернулся. С января 1943 года служил в 124-м стрелковом запасном полку в Батуми и позже радистом в 126-й гаубичной артиллерийской бригаде большой мощности Закавказского фронта[10], прикрывавшего в этот период границу с Турцией и Ираном.

Демобилизован по состоянию здоровья в марте 1944 года[9] в звании гвардии рядового[11]. Был награждён медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией», в 1985 году — орденом Отечественной войны I степени[11].

  • Совесть, Благородство и Достоинство -- 
    вот оно, святое наше воинство. 
    Протяни ему свою ладонь, 
    за него не страшно и в огонь. 

Лик его высок и удивителен. 
Посвяти ему свой краткий век. 
Может, и не станешь победителем, 
но зато умрешь, как человек.

1988

_____________________________________________________________работа с текстом_ Перед вами текст, прочитайте его . Что можете сказать о стихотворении?

____________________________________________________________

  1. Кто знает этого автора

  2. Общее впечатление от стихотворения?

  3. О чём?

  4. Почему « Совесть, Благородство и Достоинство» автор написал с заглавной буквы?

  5. Почему он соединяет их вместе?

  6. Почему воинство?

  7. Почему святое?

  8. Как связано с темой нашего урока?

  9. Так что же это такое – нравственные ценности? Это то, что делает нас человеком

О ЧЁМ ГОВОРИТ С ЧИТАТЕЛЕМ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА?

Задание: Какую форму работы мы выберем? (парную или групповую) Какие параметры самооценки мы возьмём на уроке? (знание, активность работы на уроке, дисциплина, внимание, помощь одноклассникам..)

Совесть

Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний — чувства вины или «угрызений совести», то есть связывает воедино разум и эмоции.

Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь Шопенгауэр А
Источник: http://www.wisdoms.ru/151.html

Чистая совесть — самая лучшая подушка.

Ибсен Г.
Источник: http://www.wisdoms.ru/151_2.html

Благоро́дство - высокая нравственность, самоотверженность и честность[2][3]; великодушие, рыцарство[4], возвышенность, святость [ Также Благородный — исключительный по своим качествам, изяществу[7]; отличающийся ценностью[5][4]. В дореволюционном значении — относящееся к дворянам

Благородный человек знает только долг,

низкий человек знает только выгоду.

Конфуций
Источник: http://www.wisdoms.ru/6_1.html

Достоинство — уважение и самоуважение человеческой личности Из величайшей ценности человеческой жизни следует наличие достоинства у каждого, даже не подозревающего о том, человека. В гражданском праве достоинство — одно из тех нематериальных благ, которые принадлежат человеку от рождения. Оно неотчуждаемо и непередаваемо.

Духовное богатство немыслимо

без чувства собственного достоинства.

Сухомлинский В. А.

Раз мы говорим о литературе, давайте найдём в произведениях литературы эпизоды, в которых человек проявил благородство, достоинство или поступил по совести.

  • РАБОТА С ТЕКСТОМ!!!!!!!!! (эпизоды)= антипримеры

  • Задание Сколько времени вам понадобится для выполнения задания?

Обсуждение!!!!!!

Прочитаем ваши записи в начале урока. Каждый помнит, что он ответил на вопрос : О чём говорит с нами литература, о чём говорят писатели через героев своих произведений? Дайте краткий связный ответ на вопрос : о чём, о каких нравственных ценностях говорит с читателем литература.

  • Подведём итоги урока. Какие параметры самооценки мы определили в начале урока? (знание, активность работы на уроке, дисциплина, внимание…) Оцените свою работу и обоснуйте свою оценку.

  • Что нового узнали? Что показалось трудным? (интересным, важным…)

Уроки литературы-уроки нравственности?!

Уроки литературы- уроки нравственности?!

Сегодня проблема духовно-нравственного воспитания в обществе становится ведущей.

В словаре С.И.Ожегова читаем: «Нравственность- правила ,определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе ,а также выполнение этих правил, поведения». В наше время духовно-нравственное воспитание осложнено в первую очередь ( и такое мнение не только у меня ) тем, что отсутствует общепризнанная идеология, а без неё воспитание невозможно.

Теперь на мой вопрос ученикам :

-Есть ли у вас идеал? На кого вы хотели быть похожими?

Они отвечают :

- А зачем на кого-то быть похожим?

И, наверное, мы должны с ними согласиться. Каждый из них- личность, индивидуальность и имеет право быть самим собой. Но возникает другой вопрос:

- А ты считаешь себя совершенным во всём?

И чаще всего слышишь :

-Не знаю. Просто я такой, какой есть .

Я спрашиваю:

- К чему ты стремишься? Какова твоя цель? Слышу в ответ:

- Я не хочу «бомжевать» ,не буду «наркоманить»… .Я хочу получить профессию, работать, зарабатывать деньги…

Да, поколение сейчас другое, и ценности тоже другие. Профессия, достаток и прочее…

Но даёт ли это настоящее счастье? А как же человеческие ценности? Такие, как добро, доброта, дружба, совесть, порядочность? «А как жить?»-спрашивает герой фильма «Ворошиловский стрелок».

Так иногда думаешь- может, ушло время литературы? Что может дать урок сегодняшним школьникам, если они (в век техники, компьютера, Интернет) и книги-то не читают, а если читают, то лишь то, что задаёт учитель по программе? Как разбудить чувства, вызвать эмоции?..

И всё-таки прихожу к выводу: кто, если не мы?

Я ,как преподаватель литературы, чувствую свою личную огромную ответственность в нравственном воспитании учеников. А иначе -зачем вообще работать в школе?

И таких возможностей у нас достаточно ,ведь недаром уроки литературы называют «уроками жизни».И именно мы- «праведники», «проповедники», «правдолюбцы».

Для меня учитель литературы -особенный учитель, это прежде всего Человек, с открытым сердцем, с большой душой, умеющий любить, понимать каждого, являющийся примером для подражания во всём: в одежде, в поведении, в манерах, в общении, в отношениях . Для него каждый ученик- это личность!

И цель уроков литературы- формирование духовных ценностей учащихся,что возможно только в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества учителя и учеников. Необходимо истинное погружение в материал и постижение духовно-нравственного потенциала русской классики.

Для учителя важны уроки, прожитые вместе с учащимися. Каждый урок литературы должен решать прежде всего воспитательную задачу и выполнять воспитывающую роль!

Я остановлюсь на некоторых моментах из своей практики.

Главный прием, который я использую на уроке,- создание проблемной нравственной ситуации, технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности.

5 класс. Урок-ситуация по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Цель- осознание приоритетов таких нравственных ценностей ,как доброта ,верность дружбе, товарищество ,взаимопомощь. Проблемный вопрос- ситуация: от чего зависит выбор героев : от их характера или от сложившихся обстоятельств? А далее- другая ситуация: почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?В итоге мы развиваем чувство товарищества, взаимопомощи. Учим верить в себя ,в свои силы.

5 класс. Урок- ситуация по сказке Г.-Х.Андерсена «Соловей».

Цель урока: осознание ,что такое истинное искусство и каково его влияние на человеческую душу. Проблемный вопрос: кто победитель: живой или механический соловей? Вытекает другая ситуация: почему живой соловей не дал разбить механическую игрушку? Так мы развиваем способность видеть и понимать прекрасное, учимся различать мир праздный ,самодовольный и мир труда ,вдохновения.

7 класс. Урок-ситуация по новелле П. Мериме «Маттео Фальконе».

Цель: Осознание, что каждый человек делает свой сознательный выбор.Проблемный вопрос: кто же он, Маттео Фальконе,- герой или убийца?Скорректируем проблему: кто же виноват в смерти Фортунато? Как на этот вопрос отвечает автор?А далее выходим на другую проблему: почему Тарас Бульба отказался похоронить сына ,а Маттео хоронит?

Таким образом мы развиваем способность исследовать собственные действия, поступки, учим разграничивать нравственные и безнравственные поступки.

Богатейшие возможности нравственного воспитания у произведений Н Лескова.

Искренность, теплота, идущая от сердца, чувство любви к людям движет поступками его героев. В его произведениях герой оказывается в сложной ситуации, когда нужно сделать именно нравственный выбор.

8 класс. Н.Лесков. «Человек на часах».

Человек на часах Постников за несколько мгновений должен сделать выбор между человеческим долгом и служебным. И он делает свой выбор, зная, что будет наказан.

Проблемный вопрос: правильно ли он поступил? А как бы ты поступил на его месте? А что значит «стоять на посту» сегодня?

Часто ли мы стоим перед выбором? А вам приходилось ли в своей жизни выбирать?

А далее ребята делятся своими воспоминаниями в эссе-размышлении . Необходимо истинное погружение в материал и постижение духовно-нравственного потенциала русской классики. Именно погружение человека в свой внутренний мир ,актуализация своего жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, эмоций, самоанализ внутреннего состояния .

Это становится возможным, когда ученик остаётся один на один с листом бумаги , которому он доверяет свои мысли и чувства. Это основное условие нравственного развития, и мы должны использовать его.

Таким образом, обращаясь к вечным вопросам человеческого бытия, через погружение в художественное произведение, ребёнок выстраивает мир своих ценностей. И происходит непрерывное самодвижение, самопознание, саморазвитие «через всю жизнь», а не только для поступления в техникум или вуз . А с ростом самопознания связаны нравственные этические проблемы.

Читаю и поражаюсь глубиной мысли некоторых из них. Они доверили мне свои самые сокровенные чувства, и я понимаю, что не могу их предать и не имею уже права разочаровать их. Так я убеждаюсь- нужны наши уроки , и мы нужны сегодняшним ученикам!

А уроки литературы –это действительно уроки нравственности, и мы ответственны за всё будущее поколение!

 Кто, если не мы?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

*