Что такое проекции: Проекция — Википедия – Проекция (геометрия) — Википедия

Проекция - это... Что такое Проекция?

        геометрический термин, связанный с операцией проектирования (проецирования), которую можно определить следующим образом (см. рис. 1): выбирают произвольную точку S пространства в качестве центра проектирования и плоскость П', не проходящую через точку S, в качестве плоскости проекций (картинной плоскости). Чтобы спроектировать точку А (прообраз) пространства на плоскость П', через центр проекций S («глаз») проводят прямую SA до её пересечения в точке А' с плоскостью П'. Точку А' (образ) и называется проекцией точки А. Проекцией фигуры F называется совокупность П. всех её точек. Прямая линия, не проходящая через центр П., проектируется в виде прямой. Описанная П. носит название центральной или конической. Она существенно зависит от выбора центра проекций S. При проектировании точек данной плоскости П на плоскость П' (см. рис. 2) встречаются следующие затруднения. На плоскости П имеются такие точки, для которых не существует образов на плоскости
П'
. Такова, например, точка В, если проектирующая прямая SB параллельна плоскости П'. Для устранения этого затруднения, происходящего от свойств евклидова пространства, последнее пополняют бесконечно удалёнными элементами (См. Бесконечно удалённые элементы) (несобственными элементами). Именно, принимают, что параллельные прямые BS и РА' пересекаются в бесконечно удалённой точке B'; тогда её можно считать образом точки В на плоскости П'. Аналогично бесконечно удалённая точка С является прообразом точки C' (см. рис. 2). Благодаря введению бесконечно удалённых элементов, между точками плоскости П и точками плоскости П' устанавливается взаимно однозначное соответствие, осуществляемое при помощи центральной П. Такое соответствие носит название перспективной коллинеации.         Большое практическое значение имеет вид проектирования, при котором центром П. является бесконечно удалённая точка пространства рис. 3). При этом все проектирующие прямые параллельны и П. называется параллельной или цилиндрической. Взаимно однозначное соответствие между точками плоскостей
П
и П', установленное при помощи параллельного проектирования, называется перспективно-аффинным или родственным (см. Аффинные преобразования).

         В черчении широко применяется частный вид параллельного проектирования, когда плоскость П. расположена перпендикулярно (ортогонально) к направлению проектирования. П. в этом случае называется прямоугольной или ортогональной.

         Н. Ф. Четверухин.

        Рис. 1.

        Рис. 2.

        Рис. 3.

Проекция в психологии: примеры из жизни

Человеческая жизнь полна переживаний. И не всегда они хорошие. Многие из них вызывают боль, обиду, разочарование. Проекция – один из способов защититься от них. Но он не всегда работает в нашу пользу, побуждая часто беспричинно обвинять родных и близких людей в грехах и неудачах. Можно ли изменить ситуацию?

Что такое проекция

Проекция в психологии – это перенесение чувств, мыслей, желаний на окружающих. Простыми словами, чувствуя, например, вину или стыд, человек проецирует их на других людей. Таким способом он избавляет от переживаний себя, защищает свою психику от травм. И это работает. Теперь он обвиняет не себя, а кого-то из друзей, знакомых, родственников и т.д. При этом еще звучат оправдания, что у кого-то поведение не лучше, а даже хуже.

Рассмотрим, что такое проекция в психологии, на примерах из жизни. Встречали ли вы до безобразия ревнивых мужчин, которые, несмотря на ревность, сами не против изменить своей спутнице? Они рассуждают примерно так: если такие мысли есть у меня, значит, женщина думает так же. В таких рассуждениях при желании можно даже найти логику. Правда, извращенную.

Или, например, жена, которая ругает мужа за растрату семейного бюджета. Ей не нравится, что он тратит деньги на какие-то свои развлечения. На самом деле женщина и сама не очень-то экономна. Она покупает очередные туфли, платье и многое другое. Но при этом продолжает называть мужа транжирой.

Эффект проекции можно проследить и на себе. Как часто вы ругаете соседей или коллег за их отрицательные черты характера? Задумайтесь, а нет ли этих качеств у вас? Наверняка, ответ будет отрицательным. Однако это всего лишь иллюзия.

Механизм работы проекции

Проекция в психологии простыми словами – это защитная реакция. Она развивается еще в детстве. Основой для ее формирования являются продиктованные обществом запреты. День за днем в сознании ребенка закрепляется информация о том, что хорошо, а что плохо. В процессе воспитания родители рассказывают ему, как вести себя в той или иной ситуации. В результате даже совсем маленькие дети знают, что забирать у других игрушки нельзя, также нельзя драться, обижать более слабых и т.д.

С течением времени запретов становится все больше. Более того, даже мысли о запретном недопустимы. Такое положение вещей вызывает в уже взрослом человеке бурю эмоций, среди которых и дух противоречия. Внутри него разворачивается настоящая борьба между тем, что он хочет, и тем, что можно.
Механизм проекции состоит из 3 частей:

  1. Человек испытывает некоторое неудобство, возможно, стыд, раздражение, злобу. Они вызваны его отношением к тому, что общество запрещает.
  2. Пытаясь справиться с негативными эмоциями, выносит запретные желания за рамки своего сознания.
  3. Перекладывает эти желания на окружающих людей. Теперь человеку не так стыдно и неудобно, ведь другие ведут себя так же, как и он.

Так, женщины, которых называют «старыми девами», направляют все свои силы на борьбу с развращенной молодежью. А злоупотребляющие алкоголем в периоды трезвости рассуждают о плохом поведении пьющих соседей.

Интересно, что механизм проекции проявляется даже в таких сферах жизни, как политика и войны. Жители одного государства обвиняют «соседей» в тех грехах, в которых замечены сами. И чем больше таких грехов, тем яростнее обвинения, сильнее агрессия.

Да что далеко ходить. Вспомните случаи, когда вы обвиняли, ругали тех, кого сами же обидели? С какой целью это было сделано? Чтобы избавиться от стыда и чувства вины.

Как связаны проекция и эмпатия

Стоит отметить, что в психологии проекция – это не всегда негативные эмоции. Часто она идет рука об руку с эмпатией. По определению это способность человека сопереживать, сочувствовать, испытывать те же чувства, ощущения, что и собеседник. Это сострадание, которое всегда связано с личным опытом. Человек понимает, как чувствует себя его оппонент в той или иной ситуации, потому что сам пережил похожую. Не зря говорят, что понять человека можно, пройдя путь в его обуви.

Без проекции сложно достигнуть успеха во взаимоотношениях с другими людьми. Однако не всегда она бывает объективной. Вы смотрите на ситуацию со своей стороны. Думаете, что вам понятны чувства человека. Это ошибка. На самом деле он испытывает совсем другое. Ведь все люди разные. Вы не знаете, что происходит у них внутри.

На 100% понять друг друга смогут только эмоционально близкие люди.

Виды проекции

Эффект проекции в психологии разделяют на 4 вида:

  1. Атрибутивная. Человек переносит на окружающих мотивы своих поступков. Обычно эти мотивы либо не признаются в обществе, либо осуждаются самим обвинителем.
  2. Комплиментарная. Человек наделяет себя качествами, которые противоположны тем, что он осуждает. «Я смелый, а ты — трус». «Я сильный, а ты – слабак».
  3. Рациональная. Люди оправдывают свои неудачи, обвиняя при этом окружающих в непрофессионализме, каких-либо слабостях, провалах. Часто в коллективе можно услышать что-то подобное: «Мы бы справились с работой, если бы не лентяи, работающие рядом с нами». Или, например, в семье: «Мы были бы образцовой парой, если бы муж (жена) больше заботились о семье». И таких примеров тысячи.
  4. Аутическая проекция. Человек переносит потребности в окружающую обстановку. Здесь вспоминается пословица – «Рыбак рыбака видит издалека». Женщина, которой изменил любимый мужчина, неосознанно проецирует эту ситуацию во внешний мир. И теперь во всех представителях противоположного пола она видит исключительно предателей.

Иногда в поведении сочетается сразу несколько видов проекции. Так бывает, если человек крайне не уверен в себе, страдает от комплексов, испытывает чувство вины.

Плюсы и минусы проекции

Метод проецирования мыслей, переживаний и поступков на других людей имеет свои преимущества и недостатки. Преимуществ всего 3:

  1. Помогает справиться с внутренними проблемами, избавиться от негативных мыслей, неприятных ощущений. Если оставить все как есть, человек столкнется со стрессом, который рано или поздно перерастет в депрессию. А там недалеко и до психоза.
  2. Второй плюс затрагивает эмпатию. По сути, в случае проявления сочувствия эти два понятия похожи. Если бы не эмпатия и проекция, мир состоял бы из грубых, бесчувственных эгоистов.
  3. Как и другие виды психологической защиты, проекция предотвращает травмирование психики сильными переживаниями.

А что можно сказать о недостатках?

  1. Человек не до конца осознает реальное положение вещей. Он видит только то, что ему хочется.
  2. Поступки и слова окружающих оцениваются неадекватно, согласно своим, иногда непонятным логическим рассуждениям.
  3. Из-за переноса на близких людей собственных проблем возникают проблемы во взаимоотношениях.
  4. За проекцией человек прячет свои грехи, отрицательные черты характера. Он не стремится от них избавиться, изменить личность в лучшую сторону.

Помните о минусах проекции, пытаясь перенести свои чувства и переживания на близких людей. Не пытайтесь найти в них недостатки.

Заключение

Способность к проекции или переносу своих чувств и переживаний на окружающих людей развивается в человеке с раннего детства. И с одной стороны, в ней нет ничего плохого. С ее помощью сознание пытается защититься от психологических травм. Но с другой стороны, эта способность мешает трезво оценивать сложившуюся ситуацию, видеть и исправлять свои недостатки. Поэтому будьте осторожны.

Автор статей по саморазвитию и психологии отношений.

Проекция - Психологос

Проекция — (от лат. projectio – бросание вперед) — психологический механизм, впервые рассмотренный З. Фрейдом.

  1. В классическом психоанализе — процесс, посредством которого собственные черты, эмоции, отношения и т. д. индивида приписываются им кому-то другому. Прерывание контакта с окружающей средой. Это сопровождается отрицанием, что он сам имеет эти чувства или тенденции. В речи выглядит как замена местоимения «я» на местоимение «ты» (или «они», если речь идет о целой группе людей). «Я им не нравлюсь», - думает волнующийся перед публичным выступлением докладчик, «Ты на меня злишься», - жалуется тот, кто не в силах признать и принять свою собственную агрессию. Проекция выполняет функции защитного механизма, оберегая индивида от тревоги, свидетельствует о наличии некоторого подавленного базового конфликта;
  2. В других психодинамических теориях — процесс непроизвольного приписывания субъективных процессов одного человека другим. Этот процесс рассматривается как нормальный процесс психического развития, не обязательно отражающий невротические тенденции;
  3. Восприятие событий и стимулов окружающей среды (особенно неоднозначных) в терминах собственных ожиданий, потребностей, желаний и т. д. Это значение полностью нейтрально относительно патологического аспекта проекции и составляет основу для использования проективных методик.

Проекция (из книги Фредерика Перлза «Свидетель Терапии»)

Противоположностью интроекции является проекция. Если интроекция - это тенденция принять на себя ответственность за то, что в действительности является частью среды, то проекция - это тенденция сделать среду ответственной за то, что исходит из самого человека. Примером крайнего случая проекции может служить паранойя, клинически характеризуемая наличием у пациента хорошо организованной системы бреда. Параноик как правило оказывается в высшей степени агрессивной личностью; неспособный принять на себя ответственность за собственные иллюзии, желания и чувства, параноик приписывает их объектам или людям в своей среде. Его убежденность, что его преследуют, фактически является утверждением о том, что он хотел бы преследовать других. Но проекция существует и не в таких крайних формах; необходимо тщательно различать проекцию как патологический процесс, и продумывание предположений, которое может быть нормальным и здоровым. Планирование и предвосхищение, поиски и маневры при игре в шахматы и многих других действиях предполагают наблюдение и делание предположений относительно внешнего мира. Но эти предположения так и понимаются как предположения. Когда игрок в шахматы продумывает несколько ходов вперед, он делает ряд предположений об умственных процессах противника, как бы говоря: «Если бы я был им, я сделал бы то-то и то-то.» Но он понимает, что делает предположения, которые не обязательно будут соответствовать тому, что руководит поведением его противника, и он знает, что это его собственные предположения.

В отличие от этого, скованная сексуальными запретами женщина, которая жалуется на то, что все к ней пристают, или холодный, отчужденный, высокомерный мужчина, обвиняющий людей в том, что они враждебно к нему относятся, - примеры невротической проекции. В этих случаях люди делают предположения, основанные на собственной фантазии, не сознавая, что это только лишь предположения. Кроме того они не сознают происхождения собственных предположений.

Художественное творчество также требует каких-то предположений и проекций. Писатель часто буквально проецирует себя в своих героев, становится ими в то время, как он о них пишет. Но, в отличие от проецирующего невротика, он при этом не теряет представлений о самом себе. Он знает, где кончается он сам и начинаются его герои, хотя бы даже в процессе самого творчества он и терял чувство границы и становился кем-то другим.

Невротик использует механизм проекции не только по отношению к внешнему миру; он пользуется им и по отношению к себе самому. Он отчуждает от себя не только собственные импульсы, но и части себя, в которых возникают эти импульсы. Он наделяет их объективным, так сказать, существованием, что может сделать их ответственными за его трудности и помочь ему игнорировать тот факт, что это части его самого. Вместо активного отношения к событиям собственной жизни, проецирующий субъект становится пассивным объектом, жертвой обстоятельств.

Когда хорист жалуется на свой мочевой пузырь, причиняющий ему неприятности, - это прекрасный пример проекции. Здесь поднимает голову безобразное «оно», и наш герой оказывается чуть ли не жертвой собственного мочевого пузыря. «Это просто-таки происходит со мной; я должен выносить это,» - говорит он. Мы оказываемся свидетелями возникновения маленького фрагмента паранойи. Как интроектору можно было бы задать вопрос, кто говорит, и ответом будет - «они», так проектору следует напомнить: «Это твой собственный мочевой пузырь, это ты испытываешь потребность в уринации.» - Когда проектор говорит «оно» или «они», он, как правило, имеет в виду «я».

Таким образом, в проекции мы сдвигаем границу между собой и остальным миром немного «в свою пользу», что дает нам возможность снимать с себя ответственность, отрицая принадлежность себе тех аспектов личности, с которыми нам трудно примириться, которые кажутся нам непривлекательными или оскорбительными.

К тому же, как правило, проекция является следствием того, что наши интроекты вызывают в нас чувство отчуждения и презрения к себе. Поскольку наш хорист интроецировал представления о том, что хорошие манеры более важны, чем удовлетворение насущных личных нужд, поскольку он интроецировал убеждение, что следует «выносить все это, улыбаясь», он вынужден проецировать или даже изгонять из себя те импульсы, которые противоречат его внешней деятельности. Это не он испытывает потребность в уринации; он хороший мальчик, он хочет оставаться с группой и продолжать петь. Уринации требует этот противный, непослушный мочевой пузырь, который как назло оказался в нем, который он считает как бы «интроектом» - чуждым элементом, насильно внедренным в него против его воли.

Проецирующий невротик, как и интроектор, неспособен различать грани собственной целостной личности, которые действительно принадлежат ему самому, и то, что навязано ему извне. Он рассматривает свои интроекты как себя самого, а те части себя, от которых он хотел бы избавиться, он рассматривает как непереваренные и несъедобные интроекты. Посредством проецирования он надеется освободить себя от воображаемых «интроектов», которые в действительности являются вовсе не интроектами, а аспектами его самого. Интроецирующая личность, являющаяся полем битвы между воюющими между собой неассимилированными идеями, получает себе параллель в виде проецирующей личности, которая делает мир ареной битвы своих личных конфликтов. Чрезмерно осторожный, мнительный человек, который говорит вам, что хотел бы иметь друзей, хотел бы быть любимым, но в то же время добавляет, что «никому нельзя верить, все только и ждут, как бы ухватить у вас что-нибудь», -типичный пример проекции.

Вводное занятие Университета

ПРОЕКЦИЯ - это... Что такое ПРОЕКЦИЯ?

  • проекция — Классическая форма защиты, состоящая в приписывании другому или другим своих собственных ощущений, эмоций, мыслей, проблем (Смотри также: профлексия, дефлексия и ретрофлексия). Краткий толко …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПРОЕКЦИЯ — (лат., от projicere выставлять). Изображение предмета на плане, на плоской поверхности, по известным геометрическим законам; набрасывание на бумаге положения и формы предмета. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПРОЕКЦИЯ —         (от лат. projectio бросание вперёд, выбрасывание) в психологии, восприятие собств. психич. процессов как свойств внеш. объекта в резуль тате бессознат. перенесения на него своих внутр. импульсов и чувств. П. играет большую роль в процессе …   Философская энциклопедия

  • ПРОЕКЦИЯ — (от лат. projectio букв. бросание вперед), изображение пространственных фигур на плоскости (или на какой либо другой поверхности). Центральная проекция: из определенной точки О (центра проекции) через все точки данной фигуры проводятся лучи до… …   Большой Энциклопедический словарь

  • проекция — вид, отображение Словарь русских синонимов. проекция сущ., кол во синонимов: 6 • звукопроекция (1) • …   Словарь синонимов

  • Проекция — (от лат. projectio бросание вперед) психологический механизм, впервые рассмотренный З. Фрейдом , работа которого обеспечивает эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом его собственных мыслей, переживаний,… …   Психологический словарь

  • ПРОЕКЦИЯ — ПРОЕКЦИЯ, и, жен. (спец.). 1. Изображение пространственных фигур на плоскости. 2. Передача на экран изображений. | прил. проективный, ая, ое (к 1 знач.) и проекционный, ая, ое (ко 2 знач.). Проективная геометрия (раздел геометрии). Проекционный… …   Толковый словарь Ожегова

  • ПРОЕКЦИЯ — англ. projection; нем. Projektion. 1. Механизм психол. защиты индивида, заключающийся в неосознанном наделении др. индивида собственными чертами и свойствами. 2. Восприятие собственных псих, процессов как свойств внешнего объекта в результате… …   Энциклопедия социологии

  • проекция —         ПРОЕКЦИЯ. 1. Психологический механизм, заключающийся в бессознательном приписывании субъектом имеющихся у него неосознаваемых мыслей, переживаний, черт и мотивов другим людям. Впервые понятие П. ввел 3. Фрейд, который рассматривал в… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • проекция — проекция. Произносится [проэкция] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • ПРОЕКЦИЯ - это... Что такое ПРОЕКЦИЯ?

  • проекция — Классическая форма защиты, состоящая в приписывании другому или другим своих собственных ощущений, эмоций, мыслей, проблем (Смотри также: профлексия, дефлексия и ретрофлексия). Краткий толко …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПРОЕКЦИЯ — (лат., от projicere выставлять). Изображение предмета на плане, на плоской поверхности, по известным геометрическим законам; набрасывание на бумаге положения и формы предмета. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПРОЕКЦИЯ —         (от лат. projectio бросание вперёд, выбрасывание) в психологии, восприятие собств. психич. процессов как свойств внеш. объекта в резуль тате бессознат. перенесения на него своих внутр. импульсов и чувств. П. играет большую роль в процессе …   Философская энциклопедия

  • проекция — вид, отображение Словарь русских синонимов. проекция сущ., кол во синонимов: 6 • звукопроекция (1) • …   Словарь синонимов

  • Проекция — (от лат. projectio бросание вперед) психологический механизм, впервые рассмотренный З. Фрейдом , работа которого обеспечивает эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом его собственных мыслей, переживаний,… …   Психологический словарь

  • ПРОЕКЦИЯ — ПРОЕКЦИЯ, проекции, жен. (лат. projectio бросание вперед, вдаль). 1. Геометрическое изображение на плоскости, получаемое при проведении перпендикуляров из всех точек данного тела на эту плоскость (мат.). Параллельные проекции. Прямоугольные… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПРОЕКЦИЯ — ПРОЕКЦИЯ, и, жен. (спец.). 1. Изображение пространственных фигур на плоскости. 2. Передача на экран изображений. | прил. проективный, ая, ое (к 1 знач.) и проекционный, ая, ое (ко 2 знач.). Проективная геометрия (раздел геометрии). Проекционный… …   Толковый словарь Ожегова

  • ПРОЕКЦИЯ — англ. projection; нем. Projektion. 1. Механизм психол. защиты индивида, заключающийся в неосознанном наделении др. индивида собственными чертами и свойствами. 2. Восприятие собственных псих, процессов как свойств внешнего объекта в результате… …   Энциклопедия социологии

  • проекция —         ПРОЕКЦИЯ. 1. Психологический механизм, заключающийся в бессознательном приписывании субъектом имеющихся у него неосознаваемых мыслей, переживаний, черт и мотивов другим людям. Впервые понятие П. ввел 3. Фрейд, который рассматривал в… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • проекция — проекция. Произносится [проэкция] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Проекция что это? Значение слова Проекция

    Значение слова Проекция по Ефремовой:

    Проекция — 1. Изображение пространственных фигур на плоскости.
    2. Увеличенное изображение на экране неподвижных объектов с помощью светооптического устройства.

    Значение слова Проекция по Ожегову:

    Проекция — Изображение пространственных фигур на плоскости


    Проекция Передача на экран изображений

    Проекция в Энциклопедическом словаре:

    Проекция — (от лат. projectio — букв. — бросание вперед), изображениепространственных фигур на плоскости (или на какой-либо другойповерхности). Центральная проекция: из определенной точки О (центрапроекции) через все точки данной фигуры проводятся лучи до пересечения сданной плоскостью (плоскостью проекции). Точки пересечения образуюттребуемое изображение фигуры, ее проекцию. Центральная проекцияприменяется, напр., в перспективе. Параллельная проекция: через все точкиданной фигуры проводятся прямые, параллельные данному направлению, допересечения с плоскостью (прямой) проекции. В частности, эти прямые могутбыть перпендикулярны плоскости проекции, тогда проекцию называютортогональной. Ортогональная проекция имеет особое значение вначертательной геометрии.

    Значение слова Проекция по Психологическому словарю:

    Проекция — Проекция (от лат. projectio — бросание вперед) — психологический механизм, впервые рассмотренный З. Фрейдом — , работа которого обеспечивает эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом его собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов — и черт характера самого индивида другим людям. Эффект проекции лежит в основе проективных психодиагностических методик — .

    Значение слова Проекция по словарю Ушакова:

    ПРОЕКЦИЯ
    проекции, ж. (латин. projectio — бросание вперед, вдаль). 1. Геометрическое изображение на плоскости, получаемое при проведении перпендикуляров из всех точек данного тела на эту плоскость (мат.). Параллельные проекции. Прямоугольные проекции. Картографические проекции. 2. Передача на экран рисунков, кино-кадров (спец.). 3. В идеалистической философии — отнесение получаемых человеком ощущений к вызывающим их предметам и явлениям материального мира (филос.).

    Значение слова Проекция по словарю Брокгауза и Ефрона:

    Проекция — см. Начертательная геометрия и Картография.


    Проекция — см. Начертательная геометрия.

    Определение слова «Проекция» по БСЭ:

    Проекция — Проекция (от лат. projectio — бросание вперёд, выбрасывание)
    геометрический термин, связанный с операцией проектирования (проецирования), которую можно определить следующим образом (см. рис. 1): выбирают произвольную точку S пространства в качестве центра проектирования и плоскость П, не проходящую через точку S, в качестве плоскости проекций (картинной плоскости). Чтобы спроектировать точку A (прообраз) пространства на плоскость П, через центр проекций S
    («глаз») проводят прямую SA до её пересечения в точке А с плоскостью П. Точку А (образ) и называется проекцией точки A. Проекцией фигуры F называется совокупность П. всех её точек. Прямая линия, не проходящая через центр П., проектируется в виде прямой. Описанная П. носит название центральной или конической. Она существенно зависит от выбора центра проекций S. При проектировании точек данной плоскости П на плоскость П (см. рис. 2) встречаются следующие затруднения. На плоскости П имеются такие точки, для которых не существует образов на плоскости П. Такова, например, точка В, если проектирующая прямая SB параллельна плоскости П. Для устранения этого затруднения, происходящего от свойств евклидова пространства, последнее пополняют бесконечно удалёнными элементами (несобственными элементами).
    Именно, принимают, что параллельные прямые BS и РА пересекаются в бесконечно удалённой точке B. тогда её можно считать образом точки В на плоскости П. Аналогично бесконечно удалённая точка C является прообразом точки C (см. рис. 2). Благодаря введению бесконечно удалённых элементов, между точками плоскости П и точками плоскости П устанавливается взаимно однозначное соответствие, осуществляемое при помощи центральной П. Такое соответствие носит название перспективной коллинеации.
    Большое практическое значение имеет вид проектирования, при котором центром П. является бесконечно удалённая точка пространства S&infin. (см. рис. 3). При этом все проектирующие прямые параллельны и П. называется параллельной или цилиндрической. Взаимно однозначное соответствие между точками плоскостей П и П, установленное при помощи параллельного проектирования, называется перспективно-аффинным или родственным (см. Аффинные преобразования).
    В черчении широко применяется частный вид параллельного проектирования, когда плоскость П. расположена перпендикулярно (ортогонально) к направлению проектирования. П. в этом случае называется прямоугольной или ортогональной.
    Центральные и параллельные (в частности, ортогональные) П. широко используют в начертательной геометрии, причём получаются различные виды изображений (перспективные, аксонометрические и др.). Специальные виды проектирования на плоскость, сферу и др. поверхности применяются в географии, астрономии, кристаллографии, топографии и т.д. Таковы Картографические проекции, гномонические проекции, стереографические проекции и др. Об ортогональной проекции направленных отрезков (векторов) см. в ст. Векторное исчисление.
    Н. Ф. Четверухин.
    Рис. 1.
    Рис. 2.
    Рис. 3.


    Проекция — в психологии, восприятие собственных психических процессов как свойств внешнего объекта в результате бессознательного перенесения на него своих внутренних импульсов и чувств. П. играет большую роль в процессе формирования психики в раннем детском возрасте, когда отсутствует чёткая дифференциация между
    «Я» и внешним миром, и лежит в основе архаичных, антропоморфных представлений о мире, характеризующих ранние стадии развития человеческого сознания (см. Анимизм, Антропоморфизм). С патологическими формами П. связано возникновение ряда психических заболеваний (Паранойя, фобия, Мания), когда резко искажается восприятие внешнего мира при сохранении иллюзии контроля над собственным поведением. Механизм П. используется в диагностических целях в т. н. проективных Тестах (тест Роршаха и др.) для выявления скрытых мотиваций и побуждений.

    проекция - это... Что такое проекция?

       ПРОЕКЦИЯ (с. 466) (от лат. projectio - выбрасывание вперед) - психологический механизм, состоящий в бессознательном приписывании человеком собственных мыслей, переживаний, черт и стремлений (по большей части - неосознаваемых) другим людям. Такое определение, однако, является слишком общим и в то же время недостаточно исчерпывающим, особенно в связи с тем, что в психологии феномен проекции рассматривается применительно к разнообразным ситуациям. Первоначально предложенный З.Фрейдом, термин «проекциям» претерпел множество толкований и сегодня употребляется по-разному в разных контекстах. Даже в работах самого Фрейда, не говоря уже о его многочисленных последователях и интерпретаторах, этот термин подразумевает довольно широкий круг толкований, что дало основание такому крупному специалисту поданной проблеме, как Р.Сире, заявить: «Проекция, видимо, является самым неадекватно определенным термином во всей психоаналитической теории».

       Чарльз Райнкрофт, автор «Критического словаря психоанализа», указывает, что феномен проекции впервые был описан Фрейдом в 1911 г. в связи с анализом одного случая бреда преследования. Более дотошные исследователи находят еще более ранние упоминания о проекции в работах Фрейда. Леопольд Беллак, создатель теста детской апперцепции, отмечает, что термин «проекция» впервые упоминается в работе Фрейда «Невроз страха», опубликованной еще в 1894 г. В этой статье, в частности, говорится: «Психика развивает невроз страха, когда чувствует себя неполноценной по отношению к задаче управления [сексуальным] возбуждением, возникающим эндогенно. То есть она действует так, как если бы проецировала это возбуждение во внешний мир».

       В 1896 г. в статье «О защитных нейропсихозах» Фрейд более точно сформулировал, что проекция является процессом приписывания собственных влечений, чувств и установок другим людям или внешнему миру, в качестве защитного механизма позволяющим не осознавать такие «нежелательные» явления в самом себе. Дальнейшее уточнение понятия в этой работе было сделано при описании случая Шребера в связи с паранойей. В трактовке Фрейда описанный им параноик обладал несомненными гомосексуальными тенденциями, которые под давлением Суперэго преобразовывались из «я его люблю» в «я его ненавижу»; эту ненависть субъект приписывает (проецирует) бывшему объекту своего тайного влечения, который таким образом становится угрожающим преследователем. А поскольку с внешней опасностью справляться несколько легче, чем с внутренней, это даже приносит своеобразное облегчение.

       Несколько лет спустя при исследовании природы и механизмов образования сновидений Фрейд высказал такие соображения, в соответствии с которыми сновидение и галлюцинация могли быть рассмотрены в качестве проекции нереализованных желаний человека на внешний мир.

       В работе «Психопатология обыденной жизни» основатель психоанализа с помощью феномена проекции попытался раскрыть психологические корни суеверия. При обсуждении данного вопроса он исходил из того, что суеверный человек «проецирует наружу мотивировку» своих собственных случайных действий, вместо того чтобы находить ее внутри себя. На этом основании Фрейд пришел к выводу, что значительная доля мифологического миросозерцания, простирающегося и на новейшие религии, «представляет собой не что иное, как проецированную во внешний мир психологию».

       Аналогичный взгляд на проекцию имел место и в его работе «Тотем и табу», в которой он утверждал, что анимизм был естественным мироощущением для примитивного человека, проецирующего во внешний мир структурные условия своей души. Нелишне отметить, что в данной работе Фрейд провел параллель между проекцией чувств человека, находящей отражение в религии, и сходным процессом, наблюдаемым у параноика. Основатель психоанализа отмечал, что «воспринимаемые» примитивным человеком духи и демоны представляют собой не что иное, как «проекцию его чувств»: «объекты привязанностей своих аффектов он превращает в лиц, населяет ими мир и снова находит вне себя свои внутренние душевные процессы, совершенно так же, как остроумный параноик Шребер, который находил отражение своих привязанностей и освобождение своего либидо в судьбах... »

       В «Лекциях по введению в психоанализ» Фрейд дал краткое описание истории болезни женщины, проективная деятельность которой привела к возникновению бреда ревности. В его интерпретации бессознательная влюбленность 53-летней добродетельной супруги и матери в Молодого человека, ее зятя, оказалась для нее столь тяжким грузом, Что это обернулось бредовой ревностью. С помощью механизма смещения фантазия о неверности мужа стала охлаждающим компрессом на ее переживания. Преимущества бреда ревности доставили ей облегчение, которое было достигнуто в форме «проекции своего собственного состояния на мужа». Тем самым Фрейд как бы эмпирически подтверждал ранее высказанное им в работе «Тотем и табу» предположение, что склонность к проецированию душевных процессов вовне усиливается там, где «проекция дает преимущества душевного облегчения». Такое преимущество, как полагал он, с полной определенностью можно ожидать в случае, когда душевные движения вступают в конфликт: болезненный процесс «пользуется механизмом проекции, чтобы освободиться от подобных конфликтов, разыгрывающихся в душевной жизни».

       Те или иные аспекты фрейдовского понимания проекции получили свою дальнейшую разработку в исследованиях ряда аналитиков. Так, М.Кляйн через призму проекции и интроекции рассматривала двойственное отношение ребенка к своему «первичному объекту». Она полагала, что младенец «проецирует свои любовные импульсы и приписывает их удовлетворяющей («хорошей») груди, точно так же как он приписывает фрустрирующей («плохой») груди проецируемые на нее деструктивные импульсы». В этом отношении картина внешнего и переведенного во внутренний план объекта в психике ребенка расценивалась ею как искаженная фантазиями, непосредственно связанными с проецированием его импульсов на объект.

       Если М.Кляйн придерживалась точки зрения, согласно которой проекция и интроекция являются процессами, способствующими различению внешнего и внутреннего и, следовательно, развитию Я, то полемизировавшая с ней А.Фрейд относила проекцию и интроекцию к тому периоду, когда Я уже дифференцировалось от внешнего мира. Исследуя различные механизмы защиты Я, она рассматривала проекцию в качестве одного из важных защитных способов, используемых человеком при попытках разрешения его внутрипсихических конфликтов.

       Для К.Хорни проекция была частным случаем экстернализации, то есть тенденции так воспринимать внутренние процессы, как если бы они находились вне человека. Проекция соотносилась ею с объективированием имеющихся у человека трудностей. С ее точки зрения, экстернализация различных черт человека может осуществляться «посредством прямой проекции, то есть в форме восприятия их как принадлежащих другим людям или посредством перекладывания ответственности за них на других людей». Хорни считала, что в ряде случаев проекция позволяет человеку отреагировать свои агрессивные наклонности, не осознавая их и потому не сталкиваясь лицом к лицу со своими конфликтами. В ее понимании в качестве побочной функции «проекция может служить потребности в самооправдании»: не сам человек испытывает желание красть, обманывать, унижать, но другие хотят сделать это по отношению к нему.

       Даже не разделяя полностью психоаналитической теории личности, трудно не согласиться с тем, что многие случаи негативного отношения к окружающим (к конкретным лицам или целым группам) бывают продиктованы мотивами самозащиты по принципу проекции.

       Кто жалобнее и чаще хитрецов и хапуг сетует на всеобщую неискренность, криводушие и алчность? Кто громче упрямцев жалуется на тупую неподатливость окружающих? Да разве я упрям? Это упрямы несогласные со мной. Все до единого. Просто я прав, а они упрямы как ослы. Уж и не знаю, из каких соображений.

       Я эгоист? А кто не эгоист? Оглянитесь вокруг себя. Каждый выживает как умеет, дрожа за себя, как за какую-то немыслимую ценность. Я по сравнению со всеми - голубиная душа, жертвенный альтруист.

       А кому верят лжецы? А властолюбцы, карьеристы и стяжатели - как они любят кричать о том, как все вокруг рвутся к деньгам и карьере!

       В чересчур ярких и нескромных проявлениях своей личности громко и азартно обвиняют современников те, кто с наслаждением так же проявил бы собственное лицо, но не имеет его или не решается, подсознательно верно представляя его качество.

       «Все вокруг терпеть меня не могут, ищут только случая напакостить, я лишь вынужденно защищаюсь», — вполне искренне и убежденно говорят люди с нетерпимым характером, скандалисты, склочники и неудачники агрессивной масти.

       А можно вообще все черты, присущие своему характеру, но опасные для самоуважения, оптом возложить на окружающих - иной, например, расы или нации, а тогда любые поступки станут трактоваться как вынужденные меры предосторожности и самообороны. Так, американские психологи вполне всерьез утверждают, что стабильно хорошее моральное самочувствие и высокое самоуважение почти любого американца объясняется привыгчныгм переложением:

       хитрости, корыстолюбия, пронырливости и групповой солидарности в ущерб справедливости - на евреев;

       лени, беспечности, суеверия, невежества, нечистоплотности и распущенности - на негров;

       отчего американец постоянно находится в прекрасном самочувствии далеко не худшего из людей.

       Искренние, честные, открытые, сострадательные и доброжелательные люди именно такими видят окружающих, оценивают их по собственным стандартам (Пушкин: «Отелло не ревнив, скорее он доверчив»), а потому вечно проигрывают тем, кто ломится в хозяева жизни.

       заведомо относясь к людям как к собственным отражениям. Яго не верит никому, играя в жизнь, как в карты с человеком, безусловно способным передернуть, и отсюда его жизненный успех.

       В середине 50-х гг. был поставлен несложный психологический эксперимент. Испытуемыми выступили две группы американцев - типичные янки англосаксонских кровей и американцы мексиканского происхождения. Всем им на экране в течение долей секунды предъявлялась картинка, созданная за счет наложения двух слайдов. На одном была изображена сцена бейсбольного матча, на другом - корриды. Результат оказался весьма показательным. Все испытуемыге сетовали на нечеткость изображения и кратковременность экспозиции. Но кое-что они все же разглядели. Янки - бейсбол, чиканос - корриду. Из смутной картинки каждый выхватил то, что было ему более знакомо и близко.

       Малопонятные изображения издавна выступают материалом психологических экспериментов и истпаний. В середине 30-х гг. прошлого века ряд таких методик был объединен в группу так называемых проективных. Их название говорит само за себя: испытуемый, не располагая достаточной информацией, вынужден проецировать на тестовый материал свои собственные переживания, установки и мнения. Оказалось, что многие методы, первоначально созданные для исследования воображения и избирательности восприятия, могут приоткрыть завесу над загадочным миром душевных тайн, в которых человек не рискует признаться никому, порой - даже себе. Сегодня подобные тесты - вроде набора чернильных пятен причудливой конфигурации, созданного швейцарским психиатром Германом Роршахом, - широко используются для исследования и диагностики личности.

       Специалисты изобретают все новые и новые тесты. Это и наборы незавершенных предложений, к которым нужно придумать собственные окончания, и серии сюжетных картинок, из которых требуется составить рассказ, и многое другое. Такое безграничное разнообразие тестового материала порождает неожиданную мысль: а не является ли проекция центральным психологическим механизмом мироощущения человека?

       Окружающая нас действительность бесконечно разнообразна. Люди, которые встречаются нам на жизненном пути, обладают индивидуальными, только им присущими особенностями. Однако каждый из нас видит мир и людей сквозь призму собственных убеждений, настроений и пристрастий. Обыватель, привыкший видеть в политическом лидере мудрого вождя, впадает в оцепенение, столкнувшись с очевидной некомпетентностью государственных мужей. Юноша, перевозбужденный гормональным взрывом, видит в знакомой девушке лишь сексуальный объект и теряется, когда сталкивается с ее стремлением наладить подлинно человеческие, личностные отношения. С подобными примерами мы встречаемся на каждом шагу. И свидетельствуют они лишь о том, что мир гораздо богаче и разнообразней, чем те рамки, в которые его пытается уложить наше субъективное восприятие.


    Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *

    *

    *