Что такое семинар определение в педагогике: Семинар — Википедия – Семинар — Педагогический терминологический словарь

Семинар — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Семинар в Германии, 2012 год

Семина́р (от лат. seminarium — рассадник, теплица) — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя.[источник не указан 1722 дня] Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Поэтому тема семинара и основные источники обсуждения предъявляются до обсуждения для детального ознакомления, изучения. Цели обсуждений направлены на формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала. Семинары — эффективная форма подготовки инженерных и научно-педагогических кадров в вузах.

Термин «семинар» появился в XVI веке и происходит от лат. seminare (сеять) или лат. seminarium (саженец, теплица)[1][2]. Термин вновь вошёл в обиход в период идеализма рубежа XVIII—XIX веков, когда студенты воспринимались равноправными членами научной деятельности

[3].

Слово «семинар» употребляется часто в следующих значениях:

  • Бизнес-семинары, на которых несколько человек читают доклады одной направленности для остальных.
  • Научные семинары — в научных коллективах традиционная форма повышения квалификации, ознакомление с работами коллег, форма коллективного, публичного рабочего обсуждения научной информации коллегами для формирования компетенции участников коллектива в объёме новых знаний, методов, для оптимизации взаимодействия по проектам и программам. В лучшем случае семинар проводится с представлением материалов в доступе до семинара, когда доклад содержит только краткую, реферативную, обзорную форму, задавая тему обсуждений. Собственно семинар есть перенос предметных кулуарных обсуждений в публичную форму семинара, который может сниматься на видео и/или протоколироваться.
  • Семинары онлайн, веб-конференции, вебинары — интерактивные семинары реализуемые в режиме веб-конференции. Сейчас много программ позволяют это реализовать. Первой популярной программой для веб-конференций, в режиме реального времени, стала программа Microsoft NetMeeting.
  • Учебные семинары, которые организуются для того, чтобы студенты лучше разобрались в определённой теме.

Семинарская форма обучения возникла в древнегреческих и римских школах, где сообщения учащихся сочетались с диспутами, комментариями и заключениями преподавателей.

В советской школе семинары предназначались для углубленного изучения различных дисциплин.

Семинар — Педагогический терминологический словарь

Один из видов практических учебных занятий в старших классах общеобразовательной школы, а также в средних и высших профессиональных учебных заведениях. С. способствует углублённому изучению темы. Специфика С. — коллективное обсуждение сообщений, докладов, рефератов, выполненных учащимися самостоятельно, но, как правило, под руководством преподавателя.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 257)

Ч312.61

Источник: Педагогический терминологический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. семинар — Семинар, семинары, семинара, семинаров, семинару, семинарам, семинар, семинары, семинаром, семинарами, семинаре, семинарах Грамматический словарь Зализняка
  2. семинар — СЕМИНАР, а, м. 1. Групповые практические занятия под руководством преподавателя в высшем учебном заведении. 2. Групповые занятия, кружок для какой-н. специальной подготовки, для повышения квалификации. С. экологов. | прил. семинарский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  3. СЕМИНАР — СЕМИНАР (от лат. seminarium — рассадник) — вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и др. проблеме, обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т. п. Большой энциклопедический словарь
  4. Семинар — (от лат. seminarium — рассадник, переносное — школа) один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей. Большая советская энциклопедия
  5. семинар — семинар I м. 1. Групповые практические занятия студентов под руководством преподавателя в высшем учебном заведении. 2. Групповые занятия, кружок для какой-либо специальной подготовки или для повышения квалификации. II м. устар. То же, что семинарист Толковый словарь Ефремовой
  6. семинар — -а, м. 1. Групповые занятия студентов в высшем учебном заведении по какому-л. специальному предмету, теме. Семинары по русской литературе. 2. Групповые занятия для повышения квалификации, идейно-политического уровня. Семинар пропагандистов. Малый академический словарь
  7. семинар — Латинское – seminarium (питомник). Немецкое – Seminar. Слово «семинар» – позднее заимствование в русском языке. В словарях отмечается с 20-х гг. XIX в. (у Левберга: «семинарий» – «практические занятия в высшей школе»). Этимологический словарь Семёнова
  8. семинар — орф. семинар, -а Орфографический словарь Лопатина
  9. семинар — Семинара, м. [латин. seminarium]. Особая форма групповых занятий по какому-л. предмету или теме при активном участии учащихся, слушателей. Большой словарь иностранных слов
  10. семинар — СЕМИН’АР, семинара, ·муж. (·нем. Seminar из ·лат. seminarium). 1. То же, что семинарий (неол.). Семинар по основам марксизма-ленинизма. 2. Человек, получивший образование в духовной семинарии и отличающийся некоторой грубоватостью, бурсак (·разг. ·неод. ·устар. ). Толковый словарь Ушакова
  11. семинар — Семина́р/. Морфемно-орфографический словарь
  12. семинар — СЕМИНАР -а; м. [от лат. seminarium — рассадник] Групповое занятие или цикл таких занятий в высшем учебном заведении или работников какого-л. учреждения, отрасли знаний или народного хозяйства по какому-л. Толковый словарь Кузнецова
  13. семинар — Это название групповых практических занятий является заимствованием из французского, где seminaire восходит к латинскому seminarium – "рассадник" от semen – "семя". Этимологический словарь Крылова
  14. семинар — сущ., кол-во синонимов: 13 бизнес-брок-семинар 1 бизнес-семинар 1 вебинар 2 занятие 46 коллоквиум 5 обсуждение 34 рассадник 12 семинар-совещание 1 семинарий 1 семинариум 2 семинарчик 1 спецсеминар 1 телесеминар 1 Словарь синонимов русского языка

Семинар - это... Что такое Семинар?

Семина́р (от лат. seminarium — рассадник, теплица) — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Поэтому тема семинара и основные источники обсуждения предъявляются до обсуждения для детального ознакомления, изучения. Цели обсуждений направлены на формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала. Семинары — эффективная форма подготовки инженерных и научно-педагогических кадров в вузах.

Научные семинары — в научных коллективах традиционная форма повышения квалификации, ознакомление с работами коллег, форма коллективного, публичного рабочего обсуждения научной информации коллегами для формирования компетенции участников коллектива в объёме новых знаний, методов, для оптимизации взаимодействия по проектам и программам. В лучшем случае семинар проводится с представлением материалов в доступе до семинара, когда доклад содержит только краткую, реферативную, обзорную форму, задавая тему обсуждений. Собственно семинар есть перенос предметных кулуарных обсуждений в публичную форму семинара, который может сниматься на видео и/или протоколироваться.

История

Семинарская форма обучения возникла в древнегреческих и римских школах, где сообщения учащихся сочетались с диспутами, комментариями и заключениями преподавателей.

В советской школе семинары предназначались для углубленного изучения различных дисциплин

Значения

В наше время семинар употребляется часто в следующих значениях:

  1. учебные семинары, которые организуются для того, чтобы студенты лучше разобрались в определённой теме.
  2. бизнес-семинары, на которых несколько человек читают доклады одной направленности для остальных
  3. семинары он-лайн, веб-конференции, вебинары — интерактивные семинары реализуемые в режиме ВЕБ-конференции. Сейчас много программ позволяют это реализовать (Skype, TrueConf, ooVoo, Сервис видеоконференций iMind). Первой популярной программой для веб-конференций, в режиме реального времени, стала программа Microsoft NetMeeting.

См. также

Что такое Семинар?

Семинар может быть определен как собрание людей для обсуждения заявленной темы. Такие собрания обычно представляют собой интерактивные сессии, на которых участники участвуют в дискуссиях по определенной теме. Сессии обычно возглавляются или возглавляются одним или двумя докладчиками, которые служат для руководства дискуссией по желаемому пути.

ЦЕЛЬ СЕМИНАРА

Семинар может иметь несколько целей или одну цель. Например, семинар может проводиться с целью обучения, например, лекции, когда участники участвуют в обсуждении учебного предмета с целью лучшего понимания предмета или бизнес семинары, как инструмент для совершенствования практической работы. Могут проводиться и другие формы образовательных семинаров для придания участникам определенных навыков или знаний. Примеры таких семинаров включают личные финансы, интернет-маркетинг, недвижимость, инвестирование или другие виды семинаров, на которых участники получают знания или советы по теме обсуждения.

Конечно, семинар может быть мотивационным, и в этом случае целью обычно является воодушевление участников, чтобы они стали лучшими людьми, или работать над внедрением навыков, которые они могли бы извлечь из семинара. Например, бизнес-семинар с финансовой темой может состоять в том, чтобы обучить владельцев малого бизнеса тому, как подавать заявку инвесторам или писать солидный бизнес-план, и мотивировать их немедленно приступить к работе.

Иногда семинары - это просто способ для бизнесменов и женщин или других единомышленников подключиться к сети и встретить других участников со схожими интересами. Такие семинары предоставляют посетителям возможность сделать некоторые потенциально ценные контакты, которые помогут им перейти на следующий уровень в их карьере или начинаниях.

Торговый семинар объединяет широкий круг сообщества, таких как правительственные чиновники, бизнесмены, женщины и широкая общественность. Такие семинары часто состоят из рабочих совещаний и презентации официальных документов. Они, как правило, проводятся с целью установления контактов с различными поставщиками и установления новых соединений.

СЕМИНАРЫ ИЛИ ПРАКТИКУМЫ

Главное отличие семинаров и практикумов заключается в том, что семинары обычно более научными и менее практический, чем практикумы. Семинары - это мероприятия, которые в основном ориентированы на образовательные темы и обычно включают одного или нескольких экспертов по предмету. С другой стороны, рабочие совещания, как правило, менее формальны и требуют большего участия участников, чем семинаров. Основная направленность семинаров - это приобретение участниками новых навыков во время мероприятия под руководством инструктора.

ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМИНАРА

Первым шагом к планированию эффективного семинара является определение цели семинара. Подумайте о целевой аудитории, которая будет участвовать и о том, что она выиграет от участия в семинаре. Каждый семинар должен иметь повестку дня, поэтому определите, какая будет повестка дня. Установите бюджет для семинара и работу в рамках этого бюджета, и не слишком увлекайтесь выбором места и другими соображениями, которые потенциально могут стоить денег.

ПЕРЕД СЕМИНАРОМ

Найдите докладчиков для семинара на основе анализа темы и докладчиков, которые могут наилучшим образом подойти к этому случаю. Такие ораторы могут быть профессиональными ораторами или просто людьми, обладающими необходимыми знаниями и полномочиями для эффективного распространения желаемого сообщения.

Вы также должны найти подходящее место для проведения семинара. Этот процесс можно упростить, используя поиск местоположения здесь на eVenues. Некоторые из вещей, которые следует учитывать при выборе места проведения мероприятия, включают наличие необходимой технической инфраструктуры для поддержки мероприятия.

Например, место проведения должно иметь аудиовизуальные средства и оборудование связи. В зависимости от сезона, кондиционер или отопление должны функционировать должным образом. Выясните, есть ли у них стенд или место для выступающего, и если они предлагают услуги общественного питания. Другое важное соображение - наличие достаточной парковки для участников семинара.

Отправляйте приглашения тем, кто будет присутствовать на семинаре и участвовать в активном маркетинге мероприятия различными способами. Например, многочисленные сайты социальных сетей являются отличным методом для маркетинга события. События Facebook, Eventbrite, Lanyrd и другие подобные сайты могут помочь публиковать мероприятие и удержать потенциальных участников в курсе событий. Потенциальные участники могут также указать на свою готовность принять участие в семинаре, приняв приглашения, направленные им по этим каналам.

Подтвердите количество участников семинара, поскольку эта информация необходима для логистики, например, помещений, рассадки, автоприцепов и даже организации питания. Подтверждение готовности основных докладчиков принять участие особенно важно на ранних этапах планирования, поскольку это поможет в разработке логотипов, брошюр и других рекламных материалов.

Выберите добровольцев, чтобы они помогали в таких мероприятиях, как руководство и помощь участникам семинара. Если они нуждаются в обучении, чтобы ознакомиться с их ожидаемыми обязанностями, убедитесь, что они получают такую ​​подготовку задолго до семинара.

ПОСЛЕ СЕМИНАРА

Проанализируйте результаты семинара, включая ответы участников и их отзывы, чтобы выяснить, были ли достигнуты цели семинара. Вы также можете отправить благодарственные письма участникам по электронной почте и другим последующим материалам, таким как предстоящие семинары.


evenues.com/event-planning-guide/what-is-a-seminar

Семинар — Большая советская энциклопедия

Семина́р

(от лат. seminarium — рассадник, переносное — школа)

один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей. С. используются и как самостоятельная форма тематических учебных занятий, не связанных с лекционными курсами.

Семинарская форма обучения возникла в древнегреческих и римских школах, где сообщения учащихся сочетались с диспутами, комментариями и заключениями преподавателей. Дальнейшее развитие С. получили в университетах Западной Европы, где с 17 в. они предназначались главным образом для работы студентов над источниками (как правило, по гуманитарным наукам). С начала 19 в. семинарские занятия введены на некоторых кафедрах в русских университетах. С начала 20 в. университетские С. стали способствовать расширению общего научного кругозора студентов, ознакомлению их с важнейшими проблемами и исследованиями в избранной отрасли науки. Существует 3 основных типа С.: С., способствующие углублённому изучению определённого систематического курса, С. по изучению отдельных основных или наиболее важных тем курса и С. (или спецсеминар) исследовательского характера с не зависимой от лекций тематикой.

В советской высшей школе С. предназначается для углублённого изучения студентами той или иной дисциплины. В процессе семинарских занятий студенты овладевают марксистско-ленинской методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки, приобретают навыки проведения научных исследований и их оформления, учатся защищать развиваемые научные положения и выводы. С. широко используются в системе политического просвещения.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. семинар — Семинар, семинары, семинара, семинаров, семинару, семинарам, семинар, семинары, семинаром, семинарами, семинаре, семинарах Грамматический словарь Зализняка
  2. семинар — СЕМИНАР, а, м. 1. Групповые практические занятия под руководством преподавателя в высшем учебном заведении. 2. Групповые занятия, кружок для какой-н. специальной подготовки, для повышения квалификации. С. экологов. | прил. семинарский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  3. СЕМИНАР — СЕМИНАР (от лат. seminarium — рассадник) — вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и др. проблеме, обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т. п. Большой энциклопедический словарь
  4. семинар — семинар I м. 1. Групповые практические занятия студентов под руководством преподавателя в высшем учебном заведении. 2. Групповые занятия, кружок для какой-либо специальной подготовки или для повышения квалификации. II м. устар. То же, что семинарист Толковый словарь Ефремовой
  5. семинар — -а, м. 1. Групповые занятия студентов в высшем учебном заведении по какому-л. специальному предмету, теме. Семинары по русской литературе. 2. Групповые занятия для повышения квалификации, идейно-политического уровня. Семинар пропагандистов. Малый академический словарь
  6. семинар — Латинское – seminarium (питомник). Немецкое – Seminar. Слово «семинар» – позднее заимствование в русском языке. В словарях отмечается с 20-х гг. XIX в. (у Левберга: «семинарий» – «практические занятия в высшей школе»). Этимологический словарь Семёнова
  7. семинар — орф. семинар, -а Орфографический словарь Лопатина
  8. семинар — Семинара, м. [латин. seminarium]. Особая форма групповых занятий по какому-л. предмету или теме при активном участии учащихся, слушателей. Большой словарь иностранных слов
  9. семинар — СЕМИН’АР, семинара, ·муж. (·нем. Seminar из ·лат. seminarium). 1. То же, что семинарий (неол.). Семинар по основам марксизма-ленинизма. 2. Человек, получивший образование в духовной семинарии и отличающийся некоторой грубоватостью, бурсак (·разг. ·неод. ·устар. ). Толковый словарь Ушакова
  10. семинар — Семина́р/. Морфемно-орфографический словарь
  11. Семинар — Один из видов практических учебных занятий в старших классах общеобразовательной школы, а также в средних и высших профессиональных учебных заведениях. С. способствует углублённому изучению темы. Специфика... Педагогический терминологический словарь
  12. семинар — СЕМИНАР -а; м. [от лат. seminarium — рассадник] Групповое занятие или цикл таких занятий в высшем учебном заведении или работников какого-л. учреждения, отрасли знаний или народного хозяйства по какому-л. Толковый словарь Кузнецова
  13. семинар — Это название групповых практических занятий является заимствованием из французского, где seminaire восходит к латинскому seminarium – "рассадник" от semen – "семя". Этимологический словарь Крылова
  14. семинар — сущ., кол-во синонимов: 13 бизнес-брок-семинар 1 бизнес-семинар 1 вебинар 2 занятие 46 коллоквиум 5 обсуждение 34 рассадник 12 семинар-совещание 1 семинарий 1 семинариум 2 семинарчик 1 спецсеминар 1 телесеминар 1 Словарь синонимов русского языка

что это такое, какие бывают и как проводятся?

Семинары посещали все. Или все, кто когда-то был студентом. Современные технологии позволили расширить понятие семинара, причем как тематически, так и географически. Аудитория уже давно перешагнула за стены учебных заведений. Возраст присутствующих так же не ограничивается никакими рамками. Тематика варьируется от узкопрофильной, до таинственной и абсурдной, вызывающей недоумение и замешательство. Очевидным остается одно: встречи по обмену знаниями нужны и важны.

Что такое семинар?

Семинар — это форма проведения обучающих занятий. Основными принципами являются диалог, обсуждение и спор. Еще в начале прошлого века философы и логики доказали, что там, где нет споров, нет и значимых достижений в науке. Если перефразировать – то не будет и личностного роста. Искусство споров рассматривалось не в плоскости банального выяснения отношений, а выводилось  на высокий уровень и называлось дискуссией. Дискуссия проходит  при взаимном уважении сторон и умении вести диалог. «Истина рождается в спорах». Авторство цитаты приписывают Сократу, но кто бы ее ни произнес, он был абсолютно прав.

Семинар как форма обучения был придуман еще в древнем Риме. Сегодня дискуссия и обмен мнениями востребованы в подготовке инженерных и научных кадров. Две необходимые составляющие для обмена знаниями: куратор и присутствующая аудитория. Древнее слово в переводе с латыни означает «рассадник». И такие рассадники или теплицы сегодня помогают миллионам людей выбрать профессию, наладить отношения и освоить инновационные технологии. Вкус семинара невозможно узнать, не попробовав. Но для начала можно попытаться разобраться, в каком формате проходят встречи в «теплице знаний».

Виды семинаров.

1. Вебинары

Новая форма проведения онлайн тренингов. Желание и интернет – главные составляющие участия для встречи онлайн. Аудитория расширилась до любой точки планеты, а единственной проблемой остается согласование часовых поясов. Популярностью пользуются специализированные вебинары для дистанционного обучения. Аудитория получает возможность пообщаться с профессионалом, не вставая с собственного кресла. Запись встречи часто выкладывается в сети. Веб-конференции могут сопровождаться субтитрами. Да и большое количество бесплатных вебинаров не может не радовать.

Плюсы: возможность  пообщаться с лучшими людьми и профессионалами.

Минусы: Нет ощущения присутствия куратора и других людей.

Пройти тест на самооценку

2. Семинары по психологии

Профессионалы предпочитают закрытые мероприятия, называя их супервизией. А вот для широкой аудитории существует масса встреч и презентаций на разнообразную тематику. Заявленные темы поражают своим разнообразием. От авторских, которые ведут профессиональные психологи с большим стажем работы до откровенно абсурдных, вроде «Муж, секс и шоколад».

Главным аргументом при выборе такого семинара является имя его куратора. Ведущий должен быть не просто практикующим психологом, но и личностью. Человек, умеющий захватить аудиторию и посвятить неподготовленных людей в тонкости психологии как науки, действительно способен помочь.

Психология семейных отношений  – особая тема семинаров по психологии для смешанной аудитории.  Главное при выборе темы – не попасться на крючок громких обещаний.  Лозунги вроде «вернете страсть в отношения за 2 дня» или «вы найдете любовь после занятия», к сожалению, не более, чем рекламный трюк.

И уж конечно не стоит рассчитывать на то, что жизненные  советы вам предоставит совсем молодой тренер. Он должен не просто знать. Он должен пожить. Практикующий психолог создаст атмосферу индивидуального приема. Встреча в общей аудитории способна подтолкнуть людей и к дальнейшему погружению в тему психологии и психоанализа.

Плюсы. Возможность пообщаться с профессионалом за умеренную плату.

Минусы. Вероятность попасть на дилетанта, умеющего только пересказывать заученный текст.

3. Женские и мужские семинары.

«Как научиться быть стервой», «Стань настоящим мужиком» – названия семинаров можно читать как книгу. Темы на злобу дня раскручиваются и выносятся на аудиторию, которая пришла в зал с одной общей проблемой. Ведущий уже знает все возможные вопросы (статистика – вещь полезная) и дает присутствующим то, чего они больше всего хотят.

Хотите возродить женские чакры? Пожалуйста. Женщины на встречах обучаются древнему мастерству гейш или посвящаются в сакральные тайны жриц любви. Желаете понять женскую душу за 1 день? Да без проблем. Тематика мужских встреч полна тестостерона, что, собственно и привлекает слушателей собраться в аудитории. В итоге присутствующие не получают новой информации. Из аудитории они выходят с твердым убеждением в своей правоте, ведь им сказали именно то, что они хотели услышать.

Плюсы. Посещение мероприятий становится первым шагом в работе над собой.

Минусы. Аудитория не получает никаких новых знаний.

Пройти тест Фрейда

4. Авторские

Медийные личности или люди, достигшие высот в бизнесе, с охотой делятся своими мыслями с аудиторией. Имя куратора на афише написано большими буквами. Как раз к нему стоит присмотреться повнимательнее. Возможно, на встречу приедет не Кумир, а люди, работающие по его методике.

Но на семинарах-встречах с известными людьми залы всегда переполнены.  Одно только присутствие Звезды или Личности вызывает чувство сопричастности к чему-то большому. Брайан Трейси, Тони Роббинс, Ирина Хакамада, Ксения Собчак – список лекторов и кураторов можно продолжать долго. Кто-то посвящает все свое время на то, чтобы общаться с аудиторией. Кто-то выкраивает в напряженном графике несколько часов, чтобы пообщаться с собравшимися людьми. Люди, вызывающие уважение и восторг, всегда знают, что сказать аудитории.

Плюсы: возможность увидеть Кумира, как говорится «вживую».

Минусы: такие семинары проводятся только в больших городах.

5. Бизнес-семинары

При входе в салон красоты или в юридическую контору первое, что попадает на глаза клиентам – стена, увешанная рамочками. А в рамочках находятся сертификаты о прохождении бизнес-семинара. Они необходимы для профессионального роста. Особой популярностью пользуются бизнес-семинары по технике продаж. Если рассказывать о таких собраниях в общих чертах: люди, проработавшие в продажах не один год, собирают возражения постоянных и потенциальных клиентов. Создается некая корпоративная энциклопедия, объясняющая новичку, как проще продать (или «впарить»)  товар или услугу покупателю, заранее предугадывая все возможные возражения. Формат бизнес-встречи  – качественная стартовая площадка для новичков в сфере продаж. То есть для всех.

Плюсы: очевидны для продавца

Минусы: иногда встречи проводят люди, не проработавшие в реальных продажах ни дня.  Так что передаваемые знания – чисто теоретические.

6. Презентационные

На рынке появляется масса новых продуктов, услуг и методик. Презентовать на занятии можно что угодно  – от лечебной гимнастики до новинок в ногтевом сервисе. Цель такого собрания – чисто ознакомительная. Заинтересованную аудиторию направляют в места продаж или услуг. Новички получают возможность получить базовые знания и понять, готовы ли они развиваться в этом направлении. Профессионалы, привыкшие работать с одним продуктом, неохотно переходят на другие бренды. Чтобы переубедить их в этом и существуют семинары по ознакомлению с новинками в технологии или инновационными продуктами. Как правило, финансируются самим производителем.

Плюсы: возможность освоить новый продукт, методику или услугу.

Минусы. Такая продукция стоит дороже, ведь в стоимость заложена и цена презентационных образцов и работа самих тренеров.

7. Обучающие

Обучение чему угодно темы от «Наука рыбной ловли» до «Подготовки детей дошкольного возраста». Удивительные, вроде «Как правильно сделать селфи» или «Эзотерические способы привлечения денег». Желание человека овладеть новыми навыками вызывает уважение и желание поделиться накопленным опытом. Спортивное питание и здоровый образ жизни, способы выживания в экстремальных ситуациях и основы робототехники – как говорится «я на семинар пойду, пусть меня научат».

Плюсы: возможность получить аккумулированные знания за небольшой промежуток времени.

Минусы: вероятность попасть на непрофессионала.

Как проводятся семинары?

Обучающие семинары проходят под девизом: «У меня есть идея, у вас есть идея. Мы обменяемся, и у каждого будет по 2 идеи».  Семинар – это уже не лекция, но еще не тренинг. На лекции ведущий вещает, а аудитория внемлет (или дремлет), не задавая лишних вопросов. На тренинге присутствующие отрабатывают и получают определенные навыки. На семинаре все ограничивается вербальным взаимодействием. Обмен идет на словесном уровне между участниками и на энергетическом с ведущим.

Популярностью пользуются семинары-лекции-тренинги. Авторские встречи более похожи на лекции, где ведущий мало общается с аудиторией, но при этом находится среди людей. Тренинги-семинары объединяют теоретическую часть и практические занятия. Вебинары исключают присутствие лектора в аудитории. Люди видят картинку на экране, хотя онлайн-режим и создает эффект присутствия. Общение ведется исключительно в чатах или в специальной программе. Практические навыки онлайн получить достаточно трудно.

Для чего нужны семинары?

Каждая встреча – это обмен энергией. Чем еще готовы поделиться присутствующие на мероприятии:

  • Знания. Профильные семинары просто необходимы для любой специальности. Навыков, полученных при обучении, не хватает на всю жизнь.
  • Опыт. На самом мероприятии присутствующие получают опыт взаимодействия, обмена знаниями и презентации. Важно прийти на встречу подготовленным. И не стесняться задавать вопросы.
  • Общение. Есть отдельная категория людей, посещающих все семинары, тренинги, лекции и курсы. Их цель – не получить знания. Эти люди нуждаются в простом человеческом общении.

Каждый человек заходит в аудиторию со своим опытом. С каким опытом он выйдет – зависит от ведущего и его самого. Желание познать нечто новое открывает все существующие двери и находит несуществующие. Первое, что нужно сделать – составить четкий план по реализации мечты. А посещение семинара может стать первой ступенькой на пути к ее осуществлению.

Пройти тест на уверенность в себе

Семинар как одна из активных форм обучения студентов — Информио

В педагогике, как и любой другой области знания, случается, что традиционные общепринятые идеи теряют свою бесспорность, а то, что считается актуальным и новаторским, представляет собой забытое старое. Новое и старое  - две стороны одной медали, два взаимосвязанных измерения мира образования.

В настоящее время практически всем стала очевидна необходимость серьезной модернизации образования. В качестве главного результата в Стратегии модернизации рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих учебное заведение, вносить вклад в развитие и благополучие общества. Одними из важных целей образования становятся:

- развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

- готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;

- толерантность, терпимость к чужому мнению, умению, умение вести диалог, искать и находить содержать компромиссы.

Одной из активных форм учебных занятий являются семинары, они используются при преподавании всех учебных дисциплин.Как правило, они строятся на основе живого творческого обсуждения, товарищеской дискуссии по рассматриваемой тематике. В действительности, как указывают многие педагоги, основной недостаток семинарских занятий в настоящее время заключается в пассивности слушателей, создания видимости активности, путем предварительного распределения вопросов и выступлений, отсутствие подлинно творческой дискуссии. Семинар позволяет активизировать познавательную и эмоциональную деятельность студентов, раскрывать их творческий потенциал.

Содержание термина семинар неоднозначно. В переводе с латинского языка - это рассадник знаний. Согласно современным словарям и энциклопедиям, семинар - это и «обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п.» (Большой энциклопедический словарь.М.;СПБ.1998.с.1081), и «групповые практические занятия под руководством преподавателя» (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений.. .М., 1999.С.710), и «групповое занятие ... по какому-либо специальному предмету, теме» (Словарь русского языка. Т.4.С.75.).

Существует несколько вариантов схем проведения семинаров, но если их обобщить, то структура семинарского занятия выглядит следующим образом:

- вступительное слово преподавателя;

- последовательное заслушивание студентов, выступающих с докладами, сообщениями по заранее обозначенным вопросам;

- обсуждение выступлений, дополнения слушателей;

- определение ценности прослушанной информации для практического использования, выявление положительных и отрицательных моментов, разрешение проблем;

- подведение итогов и заключительное слово преподавателя.

План семинара должен быть известен обучаемым за 5 - 10 дней в зависимости от темы. Студентов знакомят с методикой проведения семинара, раскрывают значение каждого вопроса, рекомендуют составить тезисы ответов на вопросы семинарского занятия.

 

Этот вид занятия учит выступать с сообщениями, учит точно и доказательно выражать свои мысли на языке конкретной науки, анализировать факты, вести диалог, дискуссию, укрепляет интерес студента к науке и научным исследованиям, учит связывать научно-теоретические положения с практической деятельностью и приучает к самообразованию.

Семинарское занятие основано на самостоятельной познавательной деятельности обучаемых, которые учатся работать с обязательной и дополнительной литературой. У студентов формируются навыки, умения:

- анализировать литературные источники,

- кратко излагать их содержание,"

- обобщать учебный материал,

- делать краткие сообщения и доклады,

- выступать в ходе обсуждения,

- делать выписки, составлять план,

- пользоваться мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, -доказательно рассуждать,

- выделять и формулировать проблемы,

- находить пути их решения.

Назначение семинара: углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний, полученных студентами на лекции или в процессе самостоятельной работы, анализ проблемных вопросов, обмен опытом, контроль знаний.

На семинаре основную роль играет функция обобщения и систематика знаний. Главное в семинарском занятии не столько передача новой информации, сколько расширение, закрепление углубление знаний, умений и навыков, способов их получения и применения.

Одной из основных функций семинара является развивающая (развитие критического, творческого мышления, умения убеждать, обосновывать, отстаивать свою точку зрения).

Высоко значение оценочной функции, поскольку в ходе обсуждения, дискуссий, споров формируются оценки, отношения, ценностные ориентации, что в конечном счете помогает усвоению системы гуманистических ценностей, определяющих становление личностного в человеке. С воспитательной точки зрения семинар может оказаться даже более действительным средством по сравнению с лекцией, поскольку обратная связь между преподавателем и студентом теснее.

Организационно-ориентационная функция проявляется в направляемой преподавателем непосредственно или через методические пособия и рекомендации подготовке студентов к семинарскому занятию: подбор источников информации, выбор её обработки и т.д.

Процесс обсуждения проблем дает возможность участникам глубже познакомиться с проблематикой изучаемой науки, разнообразием точек зрения, обнаружить пробелы в своих знаниях, что соответственно стимулирует познавательные потребности. В этом проявляется мотивационная функция семинара.

 

Формы семинаров.

 

Интенсивность работы зависит от форм проведения семинаров и форм контроля. Загвязинский В.И. наиболее плодотворными с этой точки зрения считает активные формы семинара: диспуты, дискуссии, «круглые столы», ролевые игры, «пресс-конференции» и т.п. Каждая из этих форм своеобразна, имеет специфические функции, свою методику подготовки, организации и проведения.

Эффективным методом самостоятельной работы студентов является семинар в виде развернутой беседы по плану,заранее им известному, а также небольшого сообщения или доклада с последующим их обсуждением. В качестве тем для сообщений и докладов можно взять отдельные вопросы плана семинара или рекомендовать проблематику, углубляющую и конкретизирующую семинарскую тему.

 

Распространенной формой является заслушивание и обсуждение докладовстудентов. Подготовка доклада включает несколько этапов и предусматривает длительную и систематическую работу студента и помощь педагога, оказываемую ему по мере необходимости. На первом этапе студент обращается к различным источникам, ищет и изучает разнообразную информацию. Эта стадия характеризуется тем, что студент намечает конкретные цели работы: что узнать, что уточнить, что уяснить, каким должен быть конечный результат. На втором этапе - планирования -разрабатывается содержание, устанавливается объем работы, корректируется, если необходимо, первоначальная формулировка темы, составляется план работы, тщательно изучается отобранный материал, определяется логика раскрытия темы. На следующем этапе материал систематизируется, уточняются композиция, выводы и обобщения, пишется текст, оформляется работа. Успех доклада в значительной степени зависит от того, как участвует группа в его обсуждении.

Активной формой семинара является дискуссия. Дискуссия - это публичное обсуждение какого-либо проблемного вопроса, проблемы. Дискуссия оправдывает свое название в том случае, если обсуждаемый вопрос сложен, важен и неоднозначен по ходу и толкованию, т.е. предполагает альтернативные ответы. Дискуссия может быть намечена и спровоцирована преподавателем, но может возникнуть спонтанно.

Близка к дискуссии другая форма публичного обсуждения проблем -диспут- это специально подготовленный и организованный публичный спор на научную или общественно важную тему, в котором участвуют две и более стороны, отстаивающие свои позиции. Целью семинара-диспута является формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций. Участников лучше разделить на подгруппы, каждой из которых предстоит дискутировать с другой по заранее разработанным вопросам, подготовить сообщения и аргументы.

Семинар-исследование — это форма группового занятия, смысл которого заключается в приобретении, распространении и частичной реализации mamaс привнесением в этот процесс компонентов научного исследования. Семинар-исследование особенно полезен и эффективен при изучении современной истории, поскольку учащиеся сами являются очевидцами происходящего. Но такие занятия могут носить в значительной мере политический (экономический, социальный, экологический и т.п.) характер, ибо то, что происходит сегодня, еще не история. Потребуется какое-то время, чтобы текущие факты и события заняли подобающее им место в историческом процессе. Это обстоятельство преподаватель должен учитывать всегда. Семинары-исследования можно проводить и на других общественных дисциплинах, например, на «Основах философии» по теме «Сознание», «Познание», а также в разделе «История развития философской мысли». Семинары-исследования проводятся и по темам более ранних исторических периодов.

Семинар-исследование осуществляется в три этапа и часто выходит за рамки отведенного для урока времени. Здесь важны не только собственно семинар, но и его подготовка, и реализация теоретических и практических наработок.

Задача семинара - исследования - осмысленное, целенаправленное приобретение и углубление исторических знаний, реализация воспитательной, практической и методологической функции при изучении темы семинара.

Кроме вышеназванных форм семинарских занятий можно использовать разнообразные виды работы, которые будут плодом творческой деятельности преподавателя.

 

Роль преподавателя при подготовке к семинарскому занятию.

 

Преподаватель на семинаре - и организатор, и консультант, и оратор, и критик, и воспитатель. Чтобы семинар прошел результативно, преподавателю необходимо перед собой поставить цель и задачи, которые будут решены в процессе достижения цели. Если же он не определил глубинных целей - ни образовательных. Ни воспитательных, а следуя наполеоновскому принципу - главное ввязаться в бой, у него, как у педагога, а значит и у занятия, стрежневая линия отсутствует. Следовательно, от такого занятия успехов ждать не приходится. Преподаватель должен быть готов к ответу на любой вопрос. Уметь повернуть в правильное русло обсуждение вопроса. Чтобы семинар прошел на высоком уровне, с максимальным эффектом он должен быть хорошо подготовлен не только преподавателем, но и студентами.

Важным условием результативности семинара является атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, доверительная обстановка, когда студенты не боятся ошибиться, высказать своё мнение, спорные идеи. Необходимо приучить студентов задавать вопросы, не боясь обнаружить пробелы в знаниях. Главная особенность семинара - постоянное присутствие в нем элементов дискуссии, диалога преподавателя и студента.

Семинар в сравнении с другими формами обучения требует от студентов высокого уровня самостоятельности - умения работать с несколькими источниками, сравнивать, как один и тот же вопрос излагается различными авторами, делать собственные обобщения и выводы.

Большую роль преподаватель играет в подготовке студентов, т.к. ему необходимо не только правильно сформулировать вопросы, но и подобрать литературу, с указанием страниц, на которых студент найдет нужную информацию. Это позволит студентам больше уделить времени изучению вопросов. «Факты священны, мнение - свободно», как выразился С.Скотт, вполне применимы к семинарским занятиям. Когда студент при подготовке, не говоря уже о самом занятии, выражает свое мнение по вопросу недопустимо навязывать ему свое мнение. Сразу нужно ориентировать студентов на то, что необходимо подобрать известные факты по этой теме, а затем продумать своё отношение по данной проблеме. Преподаватель должен сориентировать студентов не только на подготовку по устным ответам, но и на использование наглядных пособий, схем, таблиц, ТСО, что повысит эффективность семинарского занятия.

Преподаватель должен позаботиться о подготовке всей группы, о занятости каждого студента делами занятия и чтобы его умственное напряжение было предельно высоким, независимо от успеваемости. Этому может способствовать индивидуализация обучения.

 

Рекомендации преподавателю при подготовке и проведении семинарского занятия.

• Определить цель занятия и задачи, которые будут решены в процессе достижения цели;

• Тщательно изучить содержательную часть семинара;

• подобрать литературу, с указаниям страниц, на которых студент найдет нужную информацию;

• Правильно сформулировать вопросы;

• За 10-14 дней до проведения семинара ознакомить студентов с вопросами и литературой;

• Сориентировать студентов не только на подготовку к устным ответам, но и на использование наглядных пособий, схем, таблиц, ТСО;

• Позаботиться о подготовке всей группы, о занятости каждого студента делами занятия и чтобы его умственное напряжение было предельно высоким, независимо от его успеваемости;

• На занятие создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания;

• Учить студентов делать собственные обобщения и выводы, выражать свое мнение по каждому вопросу;

• Продумать различные виды работы каждого студента - рецензирование, обсуждение выступления, отгадывание кроссворда и др.

• Заранее распределить время на обсуждение каждого вопроса и сообщить об этом студентам;

• В конце занятия систематизировать материал, провести его анализ;

• Оценить работу участников семинара;

• После проведения занятия сделать его самоанализ, отметить положительные и отрицательные черты.

 

Рекомендации студентам при подготовке к занятию и участию на нем.

• Начинать подготовку заранее, не менее чем за 10 дней;

• Подобрать по теме литературу;

• Изучить данные вопросы по нескольким источникам, сравнить существующие точки зрения по данной проблеме;

• По необходимости проконсультироваться у преподавателя;

• Подобрать наглядности (репродукции, иллюстрации), составить таблицы;

• По каждому вопросу плана занятий подготовиться к докладу и к участию в обсуждении и дополнении докладов.

• Надо иметь в виду, что успех обучения зависит, прежде всего, от самостоятельной работы студента;

• Позаботиться о внешнем виде, манере держаться;

• Избавиться от чувства скованности;

• Продумать своё мнение по каждому вопросу;

• Не читать, а говорить.

• Соблюдать средней темп речи;

• Не говорить громко, либо слишком тихо.

 

 

Список использованных источников:

 

1. Большой энциклопедический словарь.М.;СПБ.1998.

2. А.Т.Степанищев. История России - преподавание в школе. Уч. Пос.-М.: 20002.

3. В.М.Загвязенский. Теория обучения: Современная интерпретация. Уч.пос. для студ.ВУЗов.М.:Изд. Центр «Академия», 2001.

4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений.М., 1999.С.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. П 24 для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.; Под ред. С.Л.Смирнова. - 4-е изд., испр.

6. Словарь русского языка. Т.4

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о