Эссе строение: «Как написать эссе?» – Яндекс.Кью – Эссе — Википедия

Содержание

Как написать лучшее Эссе? Темы, примеры, правила, структура, ошибки

Представим себе ситуацию: кандидат нашёл подходящую вакансию, написал для неё отличное резюме и сопроводительное письмо и отправил их работодателю. Через пару дней ему приходит долгожданный ответ. Однако случается непредвиденное: вместо приглашения на собеседование будущий босс даёт кандидату задание – написать эссе.

Зачем нужно эссе при устройстве на работу

Эссе – это сочинение в свободной форме, которое выражает и аргументирует позицию автора по какому-либо вопросу. Хотя эссе ассоциируется в основном с уроками литературы в школе или домашними заданиями в университете, некоторые пишут его и при трудоустройстве. Эссе для работодателя – дополнительный способ оценить потенциального сотрудника. Всё по причине высокой конкуренции на рынке труда: когда вокруг много отличных кандидатов, нужно выявить лучших из лучших. С помощью эссе работодатель также оценивает коммуникативные навыки кандидата: способность написать грамотное деловое письмо, умение ясно излагать и аргументировать свои мысли.
Что работодатель оценивает в эссе С помощью эссе работодатель может оценить:
  • Грамотность. Будущему работнику предстоит писать деловые письма, отчёты, статьи. В эти моменты он будет представлять лицо компании, поэтому его язык должен быть безупречным. Умение писать без ошибок особенно важно для журналистов, маркетологов, PR-менеджеров.
  • Умение отвечать на поставленный вопрос. Это значит не подменять тему и не сбиваться с неё по ходу рассуждений. Например, будет ошибкой в эссе «Мои карьерные достижения» посвятить половину, а то и весь текст описанию своих профессиональных планов.
  • Способность ясно выражаться. Автор эссе должен уметь выделять главную мысль и описывать её простыми словами.
  • Профессиональную компетенцию. Например, насколько хорошо кандидат ориентируется в последних разработках в своей сфере.
  • Уровень профессиональной рефлексии. Умение делать выводы из любого профессионального опыта и применять их на практике – один из главных факторов роста специалиста в любой сфере.
  • Знание компании. Эссе помогает оценить мотивацию сотрудника работать именно в этой фирме, осознанность его выбора, понимание корпоративной культуры и ценностей компании.
  • Понимание будущих обязанностей и своей роли в компании. Эссе помогает определить, осознаёт ли кандидат предъявляемые к нему требования, предполагаемую сферу ответственности на новом месте.

Тема эссе

Тема эссе может быть свободной или предложена работодателем. Она подбирается так, чтобы кандидат показал через текст свои личные качества, профессиональные амбиции, видение себя как специалиста, уровень компетенции в том или ином вопросе, креативность, если речь идёт о творческих профессиях, или другие навыки и способности. Например, работодатель может предложить следующие темы:
  • Я и моя карьера;
  • Что нам ещё следует знать о Вас, как о кандидате?
  • Мои жизненные цели;
  • Расскажите, как вы преодолели жизненные сложности;
  • Чем вас привлекла работа в нашей компании?
Как подобрать тему эссе – вдохновение для автора Самое главное правило эссе – писать о том, что интересно самому. Если текст написан через силу, то и читать его скорее всего будет непросто. Однако когда автор увлечён темой, он подбирает лучшие формулировки, более убедительные аргументы и самые яркие примеры.
При подборе темы можно ориентироваться на:
  • События: «Поворотный момент в моей карьере», «Событие, определившее мой профессиональный путь»;
  • Ситуации: «Трудности, с которыми мне пришлось столкнуться на профессиональном пути», «Ситуация, которая заставила меня взглянуть на мою профессию по-новому»;
  • Переживания: «Как на меня повлиял профессиональный кризис», «Как я переживаю профессиональные победы/поражения»;
  • Людей: «Человек, повлиявший на мой выбор профессии», «Мой профессиональный кумир»;
  • Мечты, стремления: «Мои профессиональные амбиции», «Как я вижу себя в профессии через десять лет»;
  • Результаты: «Достижения, которыми я горжусь», «Какую пользу я приношу миру своей работой?»;
  • Ценности: «Моя профессиональная миссия», «Почему я выбрал(а) профессию учителя?».

Примеры эссе

Посмотреть пример эссе
ЯзыкПрофессияТемаОбразец
РусскийРаботник организации по защите окружающей средыПочему Вы занимаетесь защитой окружающей среды?Скачать
РусскийМенеджер IT-проектовРасскажите о своей профессиональной неудачеСкачать
РусскийКуратор выставкиМой профессиональный путьСкачать
АнглийскийMember of a service teamDescribe a weakness you overcameСкачать

Список полезных инструментов для написания эссе

Структура эссе

Эссе состоит из трёх частей – вступления, основной части и заключения. Эссе всегда содержит тезис – основную идею, позицию автора. Тезис может находиться в начале эссе, если у автора уже есть точка зрения на данную проблему, или в заключении, если он приходит к ней в результате рассуждений. Любой тезис должен быть поддержан двумя-тремя аргументами. Аргументы в свою очередь должны быть проиллюстрированы двумя-тремя примерами. Общая схема эссе:
  • Вступление и тезис;
  • Аргумент 1;
    • Пример 1;
    • Пример 2;
    • Пример 3;
  • Аргумент 2;
    • Пример 1;
    • Пример 2;
    • Пример 3;
  • Заключение.

Вступление

Задача вступления – завладеть вниманием читателя: задать волнующий вопрос, столкнуть его с парадоксом, противоречием. Вступление должно заинтриговать читателя так, чтобы он не смог удержаться от прочтения остального текста. Рассмотрим пример вступления для эссе на тему «Мой профессиональный путь»: «Я потомственный адвокат с опытом работы более 10 лет. Адвокатура – это моё призвание: всю мою жизнь я посвятил совершенствованию своих профессиональных навыков». Это тривиальное и плоское вступление, которое строится на клише, вроде «моё призвание», «потомственный юрист». Кроме того, оно сухое – в нём есть голые факты и общие слова, но нет интересной истории и «объёмного» героя.
Вот пример более интересного вступления: «Когда неделю назад я праздновал десятилетие с начала своего карьерного пути в адвокатуре, один из моих сокурсников вспомнил, что после юрфака я хотел стать кем угодно, только не адвокатом. Я с удивлением осознал, что это было чистой правдой – в юридический университет меня отправили родители, чтобы я продолжил семейное дело, которое меня совсем не интересовало. Хотел бы я увидеть лицо того двадцатилетнего парня, узнай бы он, что все его дальнейшие профессиональные поиски, полные взлётов и падений, приведут его именно туда, откуда он начал – в адвокатуру». Это вступление мог написать тот же человек, однако оно принципиально отличается от первого примера: в нём есть история и интрига: секрет профессиональной трансформации героя скрыт от нас. Вступление должно быть похоже на пазл, в котором не хватает детали или что-то не сходится, и «собрать» этот пазл можно будет, только если дочитать текст до конца.

Постановка тезиса

Тезис – это главная идея автора, выраженная в одном или нескольких предложениях. Формулировка тезиса – это формулировка главной мысли текста, которая согласуется с поставленным вопросом или заданной темой. Если бы проверяющий спросил: «В чём основная мысль этого текста?», то ответом бы был именно тезис. Важно помнить, что тезис – это не объективная истина, не доказанный факт, а субъективное мнение, с которым всегда можно поспорить. Пример тезиса для эссе на тему «Что такое для меня профессиональное призвание?»: «Я не верю, что призвание даётся нам свыше: мы выбираем его себе сами».
Другие примеры тезисов
ТемаТезис
«Поворотный момент в моей карьере»Однажды мне пришлось подменить своего коллегу на громком деле о массовом приёме допинга в одной стране. После нескольких дней работы я осознал, что хочу уйти из душного отдела налогового аудита и стать спортивным юристом междуна

План (структура) эссе по обществознанию / Блог :: Бингоскул

В ЕГЭ по обществознанию 29 задание считается сложным – написание эссе по высказыванию, выбранному из пяти предложенных.

Эссе — это краткое сочинение в прозе, выражающее личную позицию автора по конкретному поводу.

Алгоритм написания эссе по обществознанию:

  • Ознакомиться с критериями оценивания эссе.
  • Внимательно прочитать все высказывания;
  • Выделить в каждом главную идею;
  • Подумать, для какой идеи сможете быстрее всего подобрать аргументы;
  • Выписать на отдельном листе бумаги высказывания.
  • Эмпирических примеров добавить не менее двух, но можно привести и больше.
  • Следить за качеством примеров: они должны быть приведены без ошибок. Пример должен иллюстрировать заявленное суждение, поэтому не стремитесь разместить их в конце текста.

 

Примерный план сочинения

  1. Вступление
  2. Отражение проблемы в тексте:
    • формулировка проблемы
    • почему эта проблема сегодня актуальна?
  3. Комментарий проблемы
    • о чем пишет автор
    • как пишет автор
    • к какому выводу приводит читателя
  4. Авторская позиция
  5. Позиция ученика:
    • согласие/несогласие с автором
    • собственная позиция
  6. Аргументация (2 аргумента)
  7. Вывод — заключение

Структура эссе по обществознанию

 

 

 

Теперь более подробно о структуре:

1. Цитата.

Для каждой темы постарайтесь подобрать цитаты. Только они должны быть обоснованными и сопровождаться примерами. Чтобы смог аргументированно опровергнуть или согласиться с автором высказывания.

2. Проблема и ее актуальность.

Клише:

Данная проблема является актуальной в условиях...

  • ...глобализации общественных отношений;
  • ...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
  • ...обострения глобальных проблем современности;
  • ...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
  • ...развития международной интеграции;
  • ...современной рыночной экономики;
  • ...развития и преодоления мирового экономического кризиса;
  • ...жесткой дифференциации общества;
  • ...открытой социальной структуры современного общества;
  • ...формирования правового государства;
  • ...преодоления духовного, нравственного кризиса;
  • ...диалога культур;
  • ...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

 

Помни! К теме нужно периодически возвращаться, чтобы не увлечься рассуждениями не по теме. Это считается ошибкой.

3. Смысл высказывания.

Помни! Не стоит повторять дословное высказывание. Своими словами сформулировать основную мысль. Для этого используй клише:

  • «Смысл данного высказывания состоит в том, что...»
  • «Автор обращает наше внимание на то, что...»
  • «Автор убеждён в том, что...»

4. Собственная точка зрения.

Определение своей позиции заключается в согласии или не согласии с автором полностью или частично. Или поспорить с автором и высказать свою точку зрения.

Используй клише:

  • «Я согласен с автором в том, что... »
  • «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу...»
  • «Автор был прав, утверждая, что...»
  • «На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)»
  • «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»
  • «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с ... не могу согласиться»
  • «А не задумывались ли вы над тем, что...?»

5. Теоретическая аргументация.

Необходимо использовать знания по обществознанию: термины, понятия, мнения ученых, направления научной мысли.

Помни! Не нужно перегружать эссе терминологией. Нужно быть уверенным в их правильном понимании и подходящем использовании. Примеры заготовьте заранее.

6. Примеры из социальной практики, истории и литературы.

Эмпирический уровень:

  1. Использование примеров из социальной практики, истории, литературы.
  2. Использование собственного опыта из жизни.

Помни! При использовании примеров из истории или личного опыта, обращай внимание на их убедительность. Примеры заготовьте заранее.

7. Вывод.

В заключении подводится итог рассуждения — 1-2 предложения.

Используйте клише:

  • «Таким образом, можно сделать вывод...»
  • «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»

Решай:

Как написать эссе по русской литературе: практические примеры, составление плана

Из всех жанров обязательных студенческих работ, с которыми сталкиваются учащиеся, эссе — самый новый и творческий. После того, как оно стало обязательным на выпускном экзамене, появились различные инструкции и статьи, помогающие его написать. Наши эксперты не остались в стороне и собрали для вас лучшие, проверенные и действенные рекомендации, как писать эссе по литературе. Из статьи вы узнаете о признаках, структуре и плане работы. А в качестве бонуса — советы по написанию и оформлению.

Свободная композиция и небольшой объем — то, что характеризует и дает определение жанру. Если говорить просто, то это развернутое высказывание в свободной форме о чем-либо, из которого можно понять отношение автора к тому, о чем он пишет.

Это набросок, эскиз, изначально со скрытой структурой. Сейчас структура работы может просматриваться, но ей не уделяется особого внимания. Главное — содержание.

Как понять, что перед нами эссе:

  • есть определенный вопрос или тема. Из текста не следует, что разбирается сразу несколько вопросов — в противном случае это уже сочинение;
  • автор делится собственными соображениями и впечатлениями по отдельному поводу, не претендует на истинность и единственно правильную и полную точку зрения;
  • в тексте есть новый субъективный взгляд на вещи. Не важно, к какому типу относится работа: философскому, историко-биографическому, публицистическому и др.;
  • акцент на личности автора, его чувствах, мыслях и мировосприятии. Не столько важно, кем является автор, сколько то, что он думает.

В большинстве случаев экзаменатор с помощью работы пытается понять, насколько у школьника или студента развито творческое мышление. Соответственно, чем больше вы пишете, тем лучше у вас получается, и тем больше вы развиваете способность мыслить.

Кроме того, такая практика совершенствует умения правильно обозначать свои мысли, пользоваться важными и популярными понятиями, видеть причину и следствие, а также связь между ними. С каждым новым текстом становится проще находить примеры и тезисы к ним, давать четкие аргументы в защиту написанного.

Первая особенность, которую нужно учитывать перед тем, как писать — отсутствие сюжета. Имеется в виду сюжет в классическом понимании этого слова. Даже наличие примеров ситуацию не меняет: они воспринимаются как иллюстрации к всему материалу работы.

Отметим, что форма является условно неопределенной. На этом мы остановимся подробнее позже. Имеется в виду, что к форме вы не привязаны, можете выбирать, какой части уделить больше внимания и на сколько знаков.

В целом, объем работы достаточно небольшой и варьируется в пределах 300-500 слов. Количество слов зависит от предмета: гуманитарные работы более объемные, чем другие. Также лимит слов может устанавливать учебное заведение. Например, Гарвардская школа бизнеса, в которой студенты очень часто пишут эссе, установила максимум в два печатных листа. В большинстве отечественных учебных заведениях максимум равен 10 листам.

Вопрос должен быть неразрешимым, ведь главная особенность жанра — размышления, предположения. Автор должен четко определить тему и придерживаться ее. Почему так важно, чтобы проблема была одна? Студенту проще сконцентрироваться и не перескакивать с темы на тему, проще и быстрее найти ответ.

В тексте не нужно постоянно на кого-то ссылаться, приводить научные теории и гипотезы. Это не научная работа. Важно только то, что думает автор. Не важно, насколько он правильно мыслит. Примера правильного написания эссе по литературе не существует. Здесь качество не измеряют с помощью категорий правильного-неправильного.

На заметку авторам: учитесь разговаривать с читателями. Это поможет получить за работу на балл больше. Задавайте вопросы, ведите за собой, используйте все возможные средства привлечения внимания.

Убедитесь, что монолог не привязан к пространству и времени и содержит живые речевые обороты. Постарайтесь вызвать доверие — путанные, сложные формулировки будут лишними. Забудьте о сленге, шаблонных фразах (не относится к фразам-клише), сокращениях.

Использование парадоксов обоснована основной задачей эссе — удивить читателей. Удивлять можно с помощью различных по эмоциональной окраске высказываний, спорных определений, взаимоисключающих тезисов.

Несмотря на свободу написания, к внутреннему смысловому единству предъявляется особое требование. Это важное условие получения высокой оценки за работу. Предложения и утверждения должны дополнять друг друга. Позаботьтесь, чтобы в смысле четко прослеживалась ваша личность и убеждения.

Многие задаются вопросом, как начать писать план по эссе, хотя структура важнее. Во введении нужно плавно подходить к тебе, подготавливая почву. Не нужно в первом же предложении сыпать доказательствами и аргументами. Плавно погружайте читателя в определенную атмосферу.

Обозначьте проблему, напишите об авторе высказывания, как создавалось произведение — это поможет вникнуть в контекст. Цитировать критиков не стоит, тем более если не уверены, что сделаете это без ошибок.

Здесь акцент делают на тезисах. Мысли формулируются в сжатом виде, максимально понятно для читателя. Каждая подкрепляется аргументами — пустые слова никому не интересны.

Вы утверждаете, что многие исследователи сходятся во мнении, что Владимир Набоков — одинаково важная фигура как для русской, так и для американской литературы. Приведите конкретные примеры. Найдите точные цитаты исследователей.

И так по каждому тезису. Обязательно использовать литературные термины: сюжет, завязка, конфликт и др.

В этой части делают отдельные выводы по каждой части, а затем один общий. Когда мы писали о целостности и согласованности предложений, абзацев и мыслей, мы имели в виду именно это: сделать вывод и написать заключение в таком случае довольно просто.

В заключении экзаменационная комиссия видит всю ценность работы: становится понятно, умеет ли студент анализировать, структурировать и обобщать материал.

Высказывается главная мысль эссе, как и в предыдущих частях, но иносказательно.

Первая запись должна быть в черновике. После проверки и вычитки, переносите запись в чистовик.

Если вы хотите использовать эпиграф, то размещайте его справа вверху. Чуть ниже указывайте авторство. Кавычки не нужны.

Разбивайте текст на абзацы: так понятнее и проще читать.

Что касается цитат, то они оформляются так же, как и прямая речь. Есть несколько вариантов оформления, которые зависят от расположения и авторства цитаты:

сначала указывают авторство, затем ставят двоеточие и кавычки, точку. Вопросительный и восклицательный знаки размещают внутри кавычек.

Толстой писал: «Красота — это то, что внутри нас».

авторство размещают после или в середине цитаты. Вся цитата берется в кавычки, начинается с заглавной буквы. После кавычек — запятая, тире и с маленькой буквы пишут, кто автор высказывания.

если в конце:

«Нравственность — явление приобретенное», — так говорил Иммануил Кант.

если в середине:

«Нравственность — как говорил Иммануил Кант, — явление приобретенное».

Большие цитаты можно сокращать. Пропуски заполняйте многоточием.

  1. Подумайте немного о теме и ее значении. Попробуйте понять, что вы можете сказать. Насколько то, что вы хотите написать, новое и свежее. Помните, что комисси нужно что-то небанальное.
  2. Разберитесь, достаточно ли у вас материала, который вы будете использовать в тексте. Это не только жизненный и читательский опыт. Чем объемнее и разнообразнее материал, тем лучше. Попробуйте застать читателя врасплох неожиданной информацией.
  3. Не смешивайте в кучу людей и коней. Говорите последовательно, отдайте предпочтение тому, о чем можете рассказать интересно и понятно.
  4. Набросайте в черновике как можно больше тезисов, а затем выберите три самых удачных и сильных. Пусть они будут основой вашего будущего эссе. Три тезиса — оптимальное количество: не слишком поверхностно и не очень консервативно.
  5. Набросайте ветви вашего текста (мысли, тезисы, аргументы), а затем добавьте к ним листья (описания, примеры).

Не знаете, как написать работу самостоятельно? Обращайтесь за качественной и оперативной помощью к экспертам Studently.

Шаблон эссе по обществознанию / Блог :: Бингоскул

Эссе по обществознанию – 29 задание.
Максимальный балл – 6.

План работы:

  1. Выбрать одну из пяти предоставленных цитат (блоки: социология, экономика, политика, философия, правоведение).
  2. Сделать вступление, выдвинув идею высказывания и конкретнее пояснить её.
  3. Написать термины, подходящие под идею цитаты, раскрыть их и связать вместе. Также писать о своих рассуждениях.
  4. Подтвердить идею двумя аргументами из разных источников.
  5. Сделать небольшой вывод.

 

Шаблон (клише):

1. Вступление

Формируем идею цитаты (не проблему!), используя следующие клише:

  • «В своём высказывании (ФИО) выдвигает идею…»
  • И поясняем её более подробно:
  • «(ФИО) имеет в виду, что…»
  • Пишем своё мнение (необязательный пункт):
  • «Я считаю, что…»
  • «Я согласна (согласен) с мнением ФИО по поводу…»

НЕ НУЖНО ПИСАТЬ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ! – большинство цитат, которые даются для эссе, непроблемные.

2. Теоретическая часть

Выписав, на черновик необходимые понятия и термины (не меньше 3), раскрываем их понятия и органично вписываем в абзац, связывая с идеей цитаты. Также необходимо по мере раскрытия теоретической части писать свои рассуждения,
связывая из с терминами. Клише для теоретической части:

  • «Для подтверждения данной идеи обратимся к теории. (Первый термин и понятие и так далее)».

 

3. Аргументы

Пишем два аргумента, которые раскрывают приведённую идею, взяв их из разных источников (СМИ и литература, кинофильм и курс обществознания в школе и др.). Клише для аргументов:

  • «Для подтверждения этой идеи приведу статью, которую я прочитал(а) в газете «Вестник». В ней говорится о…» – первый аргумент.
  • «Из курса географии/ обществознания/ истории я узнала(а) о такой…» – второй аргумент.

В аргументах не только описываем ситуацию, но и рассуждаем о её связи с идеей.

 

4. Вывод

Кратко подводим итог всему написанному выше:

  • «Таким образом, оба примера ещё раз доказывают выдвинутую автором идею о том, что…».

Пишем кратко и чётко. Новых идей и мыслей не вводим.

 

Пример шаблона эссе по обществознанию

Смотри также:

Структура IELTS эссе или как научиться писать эссе

Как я уже говорила ранее, тут сначала автор высказывает точку зрения и только потом обосновывает ее, приводя примеры в поддерживающих параграфах. Далее я раскрою план для каждого параграфа в отдельности, начиная с первого Introduction параграфа, который состоит из:

Первое предложение, так называемое Background statement это перефразированная тема из задания, например для вот такого эссе:

The presence of a technology in the classroom has become more and more apparent and offers students tremendous resources with which to supplement their education. Given time, technology will completely replace the traditional teacher in the classroom. Do you agree or disagree with this statement?

В качестве Background statement может быть написано вот такое предложение:

Technology has been increasingly used throughout the world.

Или для такого эссе:

Environmental pollution is a serious issue and it is important issue and it is important to take steps on an individual level to reduce it. But now, when it is becoming an international issue, it is time to take environmental protection to a higher level. To what extent do you agree or disagree?

Подойдет вот такой Background statement:

During much of the twentieth century, little action was taken to encourage lifestyle changes that are environmentally sound.

Далее, вторым предложением эссе следует Detailed background statement. В этом предложении необходимо расширить и объяснить ваш Background statement. В целом, иногда я совмещаю их в одно предложение. Примеры Detailed background statement для приведенных выше тем эссе ниже:

This is very apparent in classroom today.

и

However, over the last twenty years, significant efforts have been made to educate humanity about the threats modern lifestyle pose to the environment.

Третье предложение первого абзаца это тезис (Thesis), который по сути является точкой зрения автора. Именно в этом предложении нужно высказать “do you agree or disagree” с точкой зрения автора. Например:

It is disagreed that technology will replace teachers in the classroom.

или

It is agreed that environmental protection efforts need to be brought to the fore of global priorities and taken to a more advanced level of activity.

И наконец, четвертое предложение абзаца это Outline sentence, в котором рассказывается, что именно это эссе будет обсуждать в последующих параграфах и в каком порядке. Это очень важное предложение и его нельзя пропускать. Более того, порядок действительно важен и балл за Coherence и cohesion будет снижен, если вы написали “Я расскажу вам об А и Б”, а потом в первом Supporting paragraph начали пиcать про Б, а во втором про A. И конечно же, он будет снижен если не рассказать о чем вы будете говорить или начать говорить о другом. Теперь я приведу примеры таких предложений:

This will be proven by analyzing how teachers can cater to the needs of their students as well as motivate and discipline them.

или

Manners in which this can be done will be analyzed, namely through the global employment of renewable energy and through global educational efforts.

Итак, мы закончили писать вводный параграф нашего эссе и теперь пора переходить к защите нашей точки зрения. Не смотря на то, что вопросы в эссе часто звучат так, как будто бы мы можем частично согласиться, а частично нет, например вопрос “ To what extent do you agree or disagree?”. Но на самом деле, как советует Ryan, и того же мнения придерживаюсь и я, гораздо проще придерживаться одной точки зрения Agree или Disagree. Не нужно соглашаться с обоими точками зрения, нужно выбрать одну и поддержать ее двумя абзацами. Оба поддерживающих абзаца одинаковые по строению, но должны говорить о разных вещах. Если вспомнить Outline sentence, которое было приведено первым в пример, то видно, что мы собираемся обсуждать “how teachers can cater to the needs of their studens” и “how teachers can motivate and discipline students”. А если вспомнить второе, то видно, что параграфы должны говорить о “global employment of renewable energy” и “global educational efforts”. Определившись с темой параграфа можно посмотреть и на его структуру:

Первое предложение второго параграфа, Topic sentence, выделено синим не просто так. Как можно было заметить, в плане предыдущего параграфа последнее предложение Outline sentence тоже было выделено синим. Это потому, что эти предложения связаны и в первом предложении надо сделать перефразирование (да-да IELTS весь основан на искусстве перефразирования) того, о чем мы решили писать в Outline Sentence. Как пример для первого эссе для первого и второго поддерживающих параграфов можно использовать вот такие Topic Sentence:

A very important aspect of teaching is the ability of teacher to shape their teaching style to the needs of their students.

и

Motivation and discipline are key to a student’s academic success in the classroom.

Или вот такие для второго эссе:

Firstly, renewable energy needs to be developed further to really make a difference in mankind’s fight against global pollution.

и

Secondly, a big part of the fight against pollution is educating people about the measures they can take to help.

После того, как была сформулирована главная идея, которую мы будем поддерживать в этом параграфе, надо привести пример, который будет поддерживать эту идею. Пример не должен быть очень общим, если пишешь “учителя…”, то лучше уточнить, что это “учителя в школе, где я учился…”или “в Санкт-Петербурге, учителя…”. Соответственно вот примеры предложений, которые могут служить примером для первого эссе в первом и втором Supporting paragraph:

As an example, if students in any given class are having trouble understanding a recyclassroom topic, the teacher can rephrase the topic and deliver it in a more effective way.

и

This is very apparent when teaching children as children require more motivation and discipline to be taught effectively.

И аналогично, для второго эссе, примерами могут быть:

Take solar power, for example. At the moment solar power is still notably more expensive than petrol, although the gap is closing quickly.

и

For instance, advertising on highly frequented websites like Facebook could do a lot to raise awareness of the lifestyle people need to employ to best help the environment.

Поле того, как убедительный пример был приведен нужно написатьDiscussion Sentence, в котором будет объяснено читателю почему и как именно этот пример относится к Topic Sentence которое мы обсуждаем. Например, если мы говорили в примере о достоинствах учителя, мы можем указать недостатки его отсутствия:

A computerized teacher would be less in-tune with what student require and thus would be incapable of doing this.

и аналогично для второго параграфа:

A technology based teacher simply can not accomplish this as certain situations require judgement as to whether a student is acting in an inappropriate manner.

Для второго эссе, где в качестве примера было приведено использование альтернативных источников энергии можно развить обсуждение так:

With a little extra push, solar power could become a cheaper energy source, thus inciting pollution-causing petroleum industries to shift their focus to the renewal energy sector.

или для примера с Facebook так:

Because online efforts to promote environmental awareness are low at the moment, it is felt increasing them would encourage people to be receptive to new lifestyle changes.

И наконец-то, финальным предложением каждого Supporting paragraph должно быть Сonclusion sentence, которое будет делать общий вывод для содержимого абзаца. Это предложение выделено в плане зеленым цветом потому, что в нем нужно связать весь параграф и тему и изначальный Thesis. Это можно сделать так:

As a result, technology will not replace teachers.

или так:

After analyzing this, it is clear that teachers will always be needed in the classroom.

А для второго эссе соответственно так:

It is for this reason that environmental protection should be taken to a higher level.

или так:

It is for this reason that the idea of beefing up the world’s environmental protection efforts is supported.

В конце концов, когда точка зрения высказана и подтверждена двумя примерами можно переходить к заключительному абзацу состоящему из трех предложений:

Первое предложение заключительного параграфа должно заново пересказать о чем же мы говорили в поддерживающих параграфах, по сути оно повторяет Outline sentence из первого параграфа именно поэтому оно выделено в плане синим. А второе, должно перефразировать Thesis еще один раз. Чаще всего эти предложения можно объединить в одно. И по традиции, примеры из эссе такого предложения:

Following the analyzation of a teacher’s ability to cater to students as well as their capability of guiding students towards success, it is clear that technology will never replace teachers in the classroom.

и

After analyzing how growth in renewable energy and awareness can help the current global environmental crisis, it is felt the argument for environmental policy improvements has been proven.

И наконец в последнем предложении можно высказать Prediction илиRecomendatioin. Такие как:

Further, it is expected that technology will act as a supplement to teachers and aid them in instruction their pupils.

или

It is recommended these policies be put into the action the world over.

И так мы предложение за предложением собрали два разных эссе по одному и тому же формату. Приведу текст второго целиком:

During much of the twentieth century, little action was taken to encourage lifestyle changes that are environmentally sound. However, over the last twenty years, significant efforts have been made to educate humanity about the threats modern lifestyle pose to the environment. It is agreed that environmental protection efforts need to be brought to the fore of global priorities and taken to a more advanced level of activity. Manners in which this can be done will be analyzed, namely through the global employment of renewable energy and through global educational efforts.
Firstly, renewable energy needs to be developed further to really make a difference in mankind’s fight against global pollution. Take solar power, for example. At the moment solar power is still notably more expensive than petrol, although the gap is closing quickly. With a little extra push, solar power could become a cheaper energy source, thus inciting pollution-causing petroleum industries to shift their focus to the renewal energy sector. It is for this reason that environmental protection should be taken to a higher level.
Secondly, a big part of the fight against pollution is educating people about the measures they can take to help. For instance, advertising on highly frequented websites like Facebook could do a lot to raise awareness of the lifestyle people need to employ to best help the environment. Because online efforts to promote environmental awareness are low at the moment, it is felt increasing them would encourage people to be receptive to new lifestyle changes. It is for this reason that the idea of beefing up the world’s environmental protection efforts is supported.
After analyzing how growth in renewable energy and awareness can help the current global environmental crisis, it is felt the argument for environmental policy improvements has been proven. It is recommended these policies be put into the action the world over.

Как писать эссе по литературе: структура и план

Слово "эссе" в русский язык пришло из французского. Оно восходит исторически к одному латинскому понятию, которое означает в переводе "взвешивание". Французский термин переводится словами "очерк", "набросок", "попытка", "проба", "опыт". В этой статье мы расскажем вам о том, как писать эссе по литературе. Вы узнаете, какие существуют характерные особенности этого жанра, какова его структура и композиция. Также в нашей статье будут даны полезные советы, прочитав которые, вы будете понимать, как писать эссе по литературе красиво и интересно. Начнем с определения самого термина.

как писать эссе по литературе

Что такое эссе?

Эссе представляет собой прозаическое сочинение со свободной композицией небольшого объема, которое выражает индивидуальные соображения и впечатления по конкретному вопросу или поводу и не претендует заранее на исчерпывающую или определяющую трактовку данного предмета.

В составленном Л. П. Крысиным толковом словаре оно определяется следующим образом: это очерк, который трактует некоторые проблемы в свободной форме, а не в научном систематическом виде.

Обратившись к Большому энциклопедическому словарю, мы узнаем о том, что эссе является жанром литературно-критической, философской, публицистической, историко-биографической прозы, который сочетает индивидуальную авторскую позицию, подчеркнутую в тексте, с непринужденным, зачастую парадоксальным изложением, приближенным к разговорной речи.

В Краткой литературной энциклопедии говорится о том, что эссе - небольшое по объему, обладающее свободной композицией прозаическое сочинение, которое трактует некоторую тему и является попыткой передать авторские индивидуальные соображения или впечатления, связанные с ней.

Признаки эссе

- Наличие определенного вопроса или темы. Посвященное анализу большого круга проблем произведение не может быть по определению выполненным в таком жанре, как эссе.

- Оно выражает обязательно индивидуальные соображения и впечатления по некоторому вопросу или поводу, не претендует на исчерпывающую и определяющую трактовку некоторого предмета. Подробнее о том, как писать эссе по литературе, смотрите ниже.

- Эссе, как правило, предполагает наличие нового, окрашенного субъективно слова о чем-либо. Произведение может иметь историко-биографический, философский, литературно-критический, публицистический, научно-популярный или же беллетристический характер.

- В первую очередь в содержании текста оценивается личность автора, его чувства и мысли, мировоззрение.

Создатель жанра эссе

как написать эссе по литературе

Жанр этот стал в последние годы весьма популярным. Создателем его считается Мишель де Монтень (автор книги "Опыты", выпущенной в 1580 году). Именно в ней мы впервые находим примеры того, как писать эссе по литературе. Хотя следует уточнить, что автор этот писал философские эссе. В книге представлены такие главы, как, например, "О самомнении", "О совести". Однако сама структура текстов, авторская идея помогут вам в создании произведений этого жанра и по литературе, и по другим предметам.

Навык написания эссе сейчас весьма актуален. В настоящее время этот вид работы в качестве задания предлагается довольно часто. Например, включает эссе по литературе ЕГЭ. При поступлении в различные учебные заведения или, например, при трудоустройстве этому жанру придается большое значение. Конкурс работ позволяет выбрать лучших из лучших.

Для чего мы пишем эссе?

план написания эссе по литературе

Цель, которую ставит перед собой написание эссе, - развить творческое мышление личности, а также умение письменно излагать мысли. Опыт этот очень полезен, так как помогает автору научиться грамотно и четко формулировать свои мысли, использовать важнейшие понятия, структурировать информацию, выделять связи между причиной и следствием, иллюстрировать примерами тезисы, аргументировать полученные выводы.

Отсутствие сюжета

Первая особенность написания эссе по литературе - это отсутствие в этом жанре классического сюжета. Конечно, можно приводить различные примеры из жизни, однако это все будет являться лишь иллюстрацией к главной мысли текста.

Неопределенность формы

Еще одна особенность - неопределенность формы. Другими словами, можно, как говорится, растекаться мыслью по древу, и за это никто не скажет вам плохого слова. Все, что приходит на ум, можно излагать на бумаге, анализировать, после чего подводить итоги вышесказанному.

Объем эссе

Имейте в виду, что объем эссе является довольно небольшим, но четких границ при этом не имеет. Он составляет примерно от трех до семи страниц, написанных компьютерным текстом. В Гарвардской школе бизнеса, например, эссе пишутся часто всего лишь на двух листах. В отечественных университетах допускается объем до десяти страниц машинописного текста.

Конкретная проблема или вопрос

написание эссе по литературе

Еще одна особенность состоит в том, что в центре размышлений автора обязательно должна стоять конкретная проблема (некоторый неразрешимый вопрос). Тема должна быть четко определенной. Эссе не может рассматривать одновременно множество тем, заключать в себе большое число идей (мыслей). Оно лишь отражает одну мысль, один вариант, и развивает их. То есть это всего лишь ответ на некоторый вопрос.

как начать эссе по литературе

Собственное мнение

При этом высказывать нужно исключительно собственное мнение. Эссе не претендует на единственно верную точку зрения, даже если при этом приводится множество аргументов и доказательств. Это, скорее всего, только одна из граней данного вопроса. Написание эссе по литературе - не научная работа.

Имитация разговора с читателем

Следующее, о чем хотелось бы упомянуть, это то, что при создании эссе происходит как бы имитация живого разговора с читателем, которого следует вести за собой, призывать различными вопросами, поднимать таким образом животрепещущие темы, как будто вы находитесь перед ним здесь и сейчас. Авторский монолог должен быть вне пространства и времени, наполнен живыми речевыми оборотами. Написание эссе по литературе включает значительный творческий элемент. С читателем следует установить доверительный, дружеский стиль общения. Для этого автор должен намеренно избегать неясных, сложных, чрезмерно строгих построений. В то же время следует исключать из употребления шаблонные фразы, сленг, сокращенные слова, а также избегать чрезмерно легкомысленного тона. Как отмечают исследователи, хорошее эссе может создать лишь тот, кто владеет темой свободно, способен видеть ее с различных сторон, а также готов представить читателю многоаспектный, но не исчерпывающий взгляд на данное явление.

Свободная композиция

Важная особенность этого жанра - свободная композиция. План эссе по литературе не строгий. Различные исследователи отмечают, что по своей природе этот жанр устроен таким образом, что не терпит формальных рамок. Часто он строится вопреки основным законам логики, по принципу произвольных ассоциаций. План эссе по литературе поэтому вы можете разработать самостоятельно. Некоторые основные композиционные особенности мы приведем чуть ниже.

Склонность к парадоксам

Имеется склонность к парадоксам. Данный жанр призван удивить, озадачить читателя - это качество его является обязательным. Отправной точкой для воплощенных в эссе размышлений часто выступает яркое афористическое высказывание или же некоторое парадоксальное определение, сталкивающее бесспорные на первый взгляд, но при этом взаимоисключающие друг друга тезисы, характеристики, утверждения.

план эссе по литературе

Смысловое единство

К одному из парадоксов данного жанра относится внутреннее смысловое единство. Ориентированное прежде всего на субъективность, но свободное композиционно, эссе обладает вместе с тем смысловым единством внутри текста, то есть согласованностью основных утверждений и тезисов, а также внутренней гармонией ассоциаций и аргументов, непротиворечивостью суждений, в которых отражается личностная позиция его создателя.

Структура и план эссе

1. Вступление. "Как начать эссе по литературе?" - спросите вы. Как известно, сложнее всего написать первые строчки. Не нужно сразу же начинать что-то кому-то доказывать, создавая образцы эссе по литературе. Для начала следует подготовить почву, то есть создать нужную атмосферу и погрузить читателя текста в состояние мысли, которое ему поможет в дальнейшем максимально проникнуть в авторские идеи.

2. Главная часть, которая состоит из тезисов. Помните о том, что основная мысль должна быть сформулирована кратко и четко. Ей следует быть простой и понятной. Никто не любит голословных заявлений. Задача автора, создающего образцы эссе по литературе, состоит не только в том, чтобы ее изложить, но и в том, чтобы доказать. Например, вы заявляете о том, что судьбу определяет имя человека. Тогда докажите это, приводя конкретные примеры из жизни или же основываясь на некоторых известных теориях. По такому принципу следует писать эссе по литературе. Лермонтов, Пушкин, Гоголь, Некрасов, Салтыков-Щедрин... Используйте знание русской классики, но обязательно представляйте свежий взгляд.

Тезис, таким образом, отвечает на вопрос: "Что?" После этого обязательно следует ответить на вопрос: "Почему?", то есть доказать его.

3. План написания эссе по литературе включает также вывод, заключительную часть, подведение итогов сказанного. Можно долго говорить о предмете эссе, уходить в дебри размышлений, но в конце обязательно нужно собрать в пучок все мыслительные богатства. Лишь так можно качественно завершить высказывание, а также показать ценность написанного текста. Если объем его слишком мал, можно без этой части обойтись. Главное - это чтобы основная мысль звучала в заключении.

Таков план написания эссе по литературе, который вы можете несколько изменить, поскольку это довольно свободная форма.

образцы эссе по литературе

То, что поможет вам лучше написать эссе

1. Поразмышляйте над темой, ее значением. Проанализируйте, насколько хорошо вы разбираетесь в том, о чем хотите писать. Способны ли вы предложить нечто свежее и новое по данной теме? Эссе славится, прежде всего, оригинальностью. Следует представить обязательно небанальный взгляд даже на самые банальные вещи, если они являются предметом его содержания. Не забывайте при этом о свежести языка.

2. Материалы. Выберите, что вы будете использовать при написании работы. Достаточно ли будет лишь читательского и жизненного опыта? Не забывайте о том, что коллаж формулировок, разнообразие мыслей всегда подкупают. Познакомьтесь с различными точками зрения по данному вопросу и вступите с некоторыми авторами в дискуссию. Работа должна создавать впечатление упорного и длительного труда, удивлять читателей эрудицией и ставить их в тупик свежим мышлением.

3. Использование идей. Не следует пытаться рассказать обо всем и сразу. Можно порадовать читателей неожиданными фактами и искрометными выражениями. Сделайте так, чтобы вас было интересно, приятно и к тому же познавательно читать.

4. Три кита. Запишите на бумаге основные мысли и направления. Из них выберите три самых удачных тезиса. Возьмите их за основу. Если у вас получится больше разветвлений, вы рискуете тем, что текст покажется непонятным и поверхностным, а если меньше - консервативным и зацикленным. Издавна цифра "3" признается магической. Не стоит поэтому ее игнорировать.

5. Сначала - скелет. И лишь затем - кожа. Речь идет здесь о том, что сперва следует изложить лишь кратко ход мыслей. Их можно записать одним-двумя предложениями в каждом из абзацев, после чего не спеша перечитать, а потом лепить снежный ком, состоящий из ваших собственных мыслей. Вы можете добавить необходимые детали и примеры, а также накручивать информацию, применяя различные художественные средства.

Теперь вы знаете о том, как написать эссе по литературе. Информацию, представленную в нашей статье, можно использовать и при создании эссе по другим предметам. Основные моменты ничем не отличаются в различных видах этого жанра. Структура эссе по литературе, представленная нами, может использоваться, например, при написании работы по философии, при устройстве на работу и др.

Как правильно написать эссе по обществознанию

Для успешной сдачи экзамена недостаточно хорошо владеть материалом, необходимо изучить, как писать эссе по обществознанию.

В рамках него важно уметь выстраивать причинно-следственные связи, формулировать умозаключения и делать выводы, ссылаясь на факты общественной жизни и исторические события.

В статье рассмотрено, как создать грамотный план и структуру сочинения, а также несколько конкретных клише и примеров.

Что такое эссе по обществознанию

Письменная часть в ЕГЭ по обществознанию состоит из нескольких частей:

  • анализ текста;
  • ответы на конкретные вопросы;
  • эссе.

Последний блок основан на том, что выпускник должен выбрать одно из нескольких представленных высказываний и сформулировать свои размышления о нем, привлекая знания обществоведческого курса.

Ученик должен отразить свое понимание темы, позицию по обсуждаемому вопросу и аргументировать ее, приведя несколько фактов из общественной жизни или истории.

Правила написания эссе и критерии оценивания

В первую очередь определим основные правила, которых стоит придерживаться при написании эссе, а также то, на что будут обращать внимание проверяющие.

Перед выбором темы стоит внимательно изучить не только сами высказывания, но и сферу, из которой они взяты. Важно быть компетентным в области выбранного предмета.

Дело в том, что при написании важную роль будет играть грамотно примененная терминология.

Базовые критерии оценивания следующие:

  1. Раскрытие смысла – описанное должно показать понимание сути цитаты. Писать стоит максимально четко и структурировано. У проверяющего не должно возникнуть ощущения, что автор работы просто поверхностно переформулировал высказывание.
  2. Прослеживаемая структура текста, логика повествования, грамотное использование терминов, наличие выводов после размышлений и в конце эссе.
  3. Количество и качество примененных аргументов – используемые примеры должны соотноситься с темой, раскрывать ее более глубоко и отражать позицию автора работы. Рекомендуется использовать сведения из СМИ, литературы, истории. Если есть жгучее желание привести личный аргумент, то стоит завуалировать его под формулировкой «в общественной жизни можно встретить отражение этого …».

Важно отметить: если проверяющий после прочтения работы не готов оценить первый критерий, то за все эссе ставят ноль баллов.

То есть даже идеально и грамотно написанный текст не по той теме, не будет засчитан. В связи с этим рекомендуется внимательно подходить к выбору темы и заранее готовиться к написанию эссе из нескольких сфер.

План и структура написания

Рассмотрим один из примеров плана эссе по обществознанию:

  • вступительное слово – несколько слов о сфере;
  • согласие или несогласие с позицией автора высказывания;
  • отражение понимания цитаты;
  • приведение аргументов;
  • вывод.

Конкретный шаблон для 11 класса будет представлен ниже. Правильно написанное сочинение решит проблемы с более, чем десятью процентами от баллов.

Как написать эссе по обществознанию

Ниже представлена примерная структура эссе, которую допустимо использовать, как шаблон.

Избранное мною высказывание относится к экономической (социальной, политической, духовной, правовой) сфере:

  1. Экономическая сфера изучает правила ведения хозяйства, а также отдельно взятые экономики стран.
  2. Социальная сфера изучает строение общества, совокупность взаимосвязанных социальных групп, отдельных личностей и отношения между ними.
  3. Политическая сфера изучает основы и стандарты в управлении государством, организации политической жизни и формировании политической системы.
  4. Правовая сфера изучает совокупность взаимосвязанных правил поведения, а также санкции за нарушение норм, охраняемых силой государства.
  5. Духовная сфера изучает понятия, связанные с культурой и нравственностью, а также основы познания, мировоззрения.

Высказывание связано с таким понятием, как *** *** — это (определение понятия из высказывания).

Я согласна с автором высказывания в том, что (переформулировка, отражающая понимание человеком темы).

В общественной жизни/ в истории/ в литературе можно встретить подтверждение этому:

1.       Аргумент 1.

2.       Аргумент 2.

Таким образом, можно сделать вывод, что (переформулировка 2).

Цитаты, фразы-клише для эссе

Несмотря на то, что темы разные, чтобы подчеркнуть свое знание терминологии, допустимо использование определенных заготовок в виде фраз и цитат. Главное применять их грамотно, то есть вставлять туда, где это актуально.

Несколько примеров того, как можно использовать готовые фразы-клише:

  1. Уголовный кодекс указывает на то, что «закон благосклонен к несовершеннолетним», так как для многих преступлений малой и средней тяжести они получают снисхождение.
  2. Тот факт, что личность формируется только в процессе взаимодействия с другими людьми, показывает, что «человек немыслим вне общества».

Ниже будет представлена таблица с банком аргументов и фраз, которые разрешено использовать. Мудрые высказывания не так характерны для экзамена в 9 классе, как в выпускном.

Примеры эссе по обществознанию

Пишется эссе сначала на черновике тезисно, а затем в полном объеме в чистовые листы. Образец представлен ниже.

Высказывание – «Бизнес – это сочетание войны и спорта».

Избранное мною высказывание относится к экономической сфере. Экономическая сфера изучает правила ведения хозяйства, а также отдельно взятые экономики стран.

Высказывание связано с таким понятием, как бизнес — это предприятие, деятельность которого направлена на получение дохода.

Я согласна с автором высказывания в том, что бизнес представляет собой конкурентный вид деятельности, в котором субъекты экономики соревнуются друг с другом. Так же как на войне и в спорте, бизнес предполагает наличие знаний, опыта и последовательность действий.

В общественной жизни можно встретить подтверждение этому:

  • война представляет собой конфликт сторон в форме вооруженной борьбы. В бизнесе, конечно, редки случаи вооруженного противостояния, но существуют конфликты между конкурентами, и они используют разные средства борьбы;
  • для достижения успеха в бизнесе требуется вкладывать много времени, сил и энергии. Это же характерно и для спорта.

Таким образом, можно сделать вывод, что сочетание войны и спорта очень хорошо характеризует бизнес.

Высказывание – «Наука безжалостна – она беззастенчиво опровергает привычные заблуждения».

Избранное мною высказывание относится к социальной сфере. Социальная сфера изучает строение общества, совокупность взаимосвязанных социальных групп, отдельных личностей и отношения между ними.

Высказывание связано с таким понятием, как наука. Наука — это одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества и человека.

Я согласна с автором высказывания в том, что наука изучает мир таким, какой он есть. Некоторые открытия зачастую разрушают существующие взгляды людей.

В истории можно встретить подтверждение этому:

  • люди были уверены, что Земля плоская, но путешествие Магеллана опровергло это, и стало известно, что планета имеет форму шара;
  • тысячелетия существовало заблуждение о геоцентрической системе мира, но учение Коперника развенчало этот миф. Стало известно, что все планеты, и Земля, в том числе, кружатся вокруг Солнца.

Таким образом, можно сделать вывод, что научные достижения постоянно опровергают полученные ранее знания, заставляя людей пересматривать убеждения.

Человек немыслим вне общества (Л. Н. Толстой)

Законы обязаны своей силой нравам (К. Гельвеций)

Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта (Ю. Лотман)

Управлять значит предвидеть (Екатерина Великая)

Человек единственное создание подлежащее воспитанию (И. Кант)

Прогресс отец проблем

Наука это организованное знание (Г. Спенсер)

Власть над собой самая высшая власть (Л. Н. Толстой)

Каждый хочет быть исключением из правил (М. Форбс)

Наука это кладбище гипотез (А. Пуанкаре)

Искусство не знает совести (Г. Манн)

Созидается общество началами нравственными (Ф. М. Достоевский)

Цель творчества самоотдача (Б. Пастернак)

Написание эссе по обществознанию – это шаг, требующий от ученика концентрации и умения быстро реагировать на получаемую информацию. В связи с этим рекомендуется сделать домашнюю заготовку в виде выученной структуры, распространенных клише и готовых высказываний.

Уточняя то, сколько слов в эссе, стоит отметить, что решающую роль играет не размер, а содержание. Научиться писать на тему общества легче всего, если регулярно практиковаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

*