Гендерная это: «Какие гендеры существуют?» – Яндекс.Кью – Кто такие гендерквиры, или небинарные гендеры? Как к ним относиться

Гендерная лингвистика — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ге́ндерная лингви́стика (лингвистическая гендерология) — научное направление в составе междисциплинарных гендерных исследований, при помощи лингвистического понятийного аппарата изучающее гендер (социокультурный пол, понимаемый как конвенциональный конструкт, относительно автономный от биологического пола).

Становление и интенсивное развитие гендерной лингвистики приходится на последние десятилетия XX века, что связано с развитием постмодернистской философии и сменой научной парадигмы в гуманитарных науках.

В самом общем плане гендерная лингвистика изучает две группы вопросов:

  • Отражение гендера в языке: номинативную систему, лексикон, синтаксис, категорию рода и ряд сходных объектов. Цель такого подхода состоит в описании и объяснении того, как манифестируется в языке наличие людей разного пола, какие оценки приписываются мужчинам и женщинам и в каких семантических областях они наиболее распространены, какие лингвистические механизмы лежат в основе этого процесса.
  • Речевое и в целом коммуникативное поведение мужчин и женщин
    : исследуется, при помощи каких средств и в каких контекстах конструируется гендер, как влияют на этот процесс социальные факторы и коммуникативная среда (например, Интернет). В этой области до настоящего времени конкурируют теория социокультурного детерминизма и теория биодетерминизма.

С середины девяностых годов XX века в российской гуманитарной науке начинается бурное развитие гендерной лингвистики, связанное с освоением новых теоретических установок. На начальном этапе исследования развивались недифференцированно; в центре внимания учёных находились общеметодологические вопросы.

В последние годы наблюдается разнообразие методологических подходов к изучению гендера, восходящее к различному пониманию его сущности и дискуссиям сторонников био- и социодетерминизма. Особенности гендерного концепта в разных языках и культурах, их несовпадение, а также последствия этого несовпадения в межкультурной коммуникации также представляют интерес для учёных. Полученные в ряде исследований данные позволяют сделать вывод о неравной степени андроцентризма различных языков и культур и различной степени эксплицитности выражения гендера.

  • Гендер и язык / Под ред. А. В. Кирилиной. —
    М.
    , 2005.
  • Горошко Е. И. Языковое сознание: гендерная парадигма. — М., 2003.
  • Гриценко Е. С. Язык. Дискурс. Гендер. — Н.Новг., 2005.
  • Земская Е. А., Китайгородская М. А., Розанова Н. Н. Особенности мужской и женской речи // Русский язык в его функционировании. Под Ред. Е. А. Земской и Д. Н. Шмелева. — М., 1993. — С. 90—136.
  • Каменская О. Л. Гендергетика — междисциплинарная наука. // Тезисы докладов Второй Международной Конференции «Гендер: язык, культура, коммуникация», МГЛУ, Москва, 22-23 ноября 2001 г., — М: МГЛУ, 2001, с.с. 62-63.
  • Каменская О. Л. Гендергетика — наука будущего. // Гендер как интрига познания, М.: Рудомино, 2002, с.с. 13-19.
  • Каменская О. Л. Теория языковой личности — инструмент гендергетики. // Гендер: язык, культура, коммуникация. Доклады Второй международной конференции 22-23 ноября 2001 г. — М.: МГЛУ, 2002, с.с. 184—188.
  • Кирилина А. В. Гендер: лингвистические аспекты. — М., 1999.
  • Крейдлин Г. Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации. —
    М.
    , 2005.
  • Coats J. Women, men and language. A sociolinguistic account of sex differences in language. — New York, 1986. — 389 p.
  • Kotthoff H. Die Geschlechter in der Gesprächsforschung. Hierarchien, Teorien, Ideologien // Der Deutschunterricht. — 1996. — N 1. — S. 9-15
  • Lakoff R. Language and women’s Place // Language in Society. — 1973. — N 2. — P. 45-79.
  • Tannen D. You just don’t understand: Women and men in conversation. — New York, 1990.
  • The Handbook of Language and Gender. Ed. by J.Holmes and M. Meyerhoff. Blackwell Publishing, 2003.

Значение слова ГЕНДЕР. Что такое ГЕНДЕР?

Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — спектр характеристик, относящихся к маскулинности и фемининности. В зависимости от контекста, под такими характеристиками могут подразумеваться социальные структуры (в частности, гендерные и другие социальные роли) или гендерная идентичность. В некоторых случаях понятие «гендер» используется как синоним понятия «пол», хотя изначально термин «гендер» был введён как дополняющий понятие «пол» и противопоставленный ему.

Понятие гендер остается в поле философии, поскольку на данный момент только в рамках психологии может использоваться как научный термин применимо к особенностям личности по шкале оценок признаков маскулинность/феминность. Использование в социально-гуманитарных науках гендера как термина- затруднено, поскольку оно является понятием не обладающим четкими признаками социальных процессов и явлений. Эта особенность способствует тому, что в социально-гуманитарных научных теориях понятие гендер можно использовать только как описательный признак, но любой анализ социальных отношений, попытки создать классификации на основе нечетких признаков понятия, обязательно будут нести в себе существенную часть субъективных оценок автора исследований. На данный момент понятие гендер является главным и основным в конструкциях феминистической идеологии.

Понятие «гендер» получило распространение благодаря развитию феминистской теории и гендерных исследований. Оно оказалось присоединенным к теории социального конструктивизма, которая ставит под сомнение природное происхождение различий между людьми и объясняет их социальными процессами. Тем самым понятие «гендер» предназначено для критики обыденных представлений о «биологии как судьбе» и отсылает к идеологии гендерного равенства.

Хотя многие источники определяют гендер как «социальный пол», в современных феминистских и гендерных исследованиях такое понимание считается устаревшим. Критикуя понимание гендера как производной биологического пола, современные исследования рассматривают обе эти категории как социальные конструкты, находящиеся в сложном взаимодействии друг с другом.

Гендерквир — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Гендеркви́р (англ. genderqueer, от гендер и квир), или небина́рный ге́ндер, — спектр гендерных идентичностей, отличных от бинарного мужского и женского гендера[1][2]. У гендерквиров идентичность может выходить за пределы традиционной бинарной гендерной системы, быть комбинацией мужского и женского гендера (бигендерность, тригендерность), являться плавающей, то есть изменчивой со временем (гендерфлюидность, от англ. fluidity — «подвижность, изменчивость»), либо же полностью отсутствовать (агендерность)[2].

Первоначальное появление термина зафиксировано в 2001 году в печати и Интернете

[3].

Термин «квир» (англ. queer) в английском сленге имеет оскорбительные значения — «поддельный, подложный; фальшивый»; в австралийском варианте английского языка он также означает «ненормальный, сумасшедший». Вдобавок к использованию в качестве зонтичного термина, гендерквир в английском языке используется как прилагательное по отношению к любым людям, что пересекают границы гендерных различий, независимо от их самоопределения, или тех, кто «квирует» гендер. Они могут выражать свой гендер вне нормативности, не соответствуя бинарным категориям «мужчины» и «женщины»[4].

В последующем, для обозначения идентичностей, выходящих за рамки гендерной бинарной системы, появился более политически нейтральный термин «небинарный гендер» (англ. non-binary gender).

Концепция гендерквира заостряет внимание на том, что отказ от бинарного понимания гендерной идентичности не сводится к пониманию возможности комбинации мужских и женских черт в рамках отдельной личности[5]. В то же время активист квир-движения Рокко Баллдэггер подчёркивает, что встречающаяся во многих СМИ трактовка гендерквира как самоопределения между двумя традиционными гендерами или помимо них не схватывает важной для этого явления идеологической составляющей — озабоченности носителей такой идентичности репрессивным давлением общества на гендерно неконформных личностей, желания противостоять этому давлению

[6].

Самоопределение в качестве гендерквира часто используется людьми, которые бросают вызов бинарной социальной конструкции гендера[7].

«Андрогин» зачастую используется для внешнего описания этих людей, потому что термин «андрогиния» тесно ассоциируется со смешением социально определённых маскулинных и феминных черт[7]. Но не все гендерквиры определяют себя как андрогинов.

Гендерфлюиды остаются гибки в отношении своей гендерной идентичности[8]. Они могут переходить от одной идентичности к другой или испытывать несколько из них одновременно[8][9].

Агендеры (от др.-греч. ἀ- — отрицательный префикс, «без») не ощущают какой бы то ни было гендерной принадлежности[10][11]. Хотя эта категория включает в себя широкий спектр идентичностей, которые не совпадают с традиционными гендерными нормами, исследователь Финн Энке констатирует, что люди, которые идентифицируют себя с одной из этих позиций, не всегда самоидентифицируются как трансгендеры

[12][13].

Демигендер (от префикса англ. demi- — «часть») идентифицирует себя частично или в основном с одним гендером и в то же время с другим[14][15]. В этой идентичности есть несколько подкатегорий. Например, демибой (англ. demiboy) частично идентифицирует себя как парень или мужчина, независимо от приписанного при рождении пола. Демигёрл (demigirl) частично идентифицирует себя с женским гендером и женственностью. При этом другие части идентичности демигендеров могуть быть любым иным гендером, либо же вовсе отсутствовать (например, при сочетании идентичности демибоя и агендерной части). Демифлакс (demiflux) ощущает, что стабильная часть их идентичности небинарна[15].

Трансгендерность[править | править код]

Некоторые источники широко трактуют термин трансгендерность, так, чтобы он включал гендерквиров и небинарных персон[16][12][17].

При наличии у гендерквиров тяжёлой гендерной дисфории, в медицине применяются такие же методы терапии, как и бинарным транс-женщинам и транс-мужчинам (гормональная терапия, хирургическая коррекция пола).

  • Трансгендерный флаг, использующийся для репрезентации небинарных идентичностей

  • Флаг агендеров

  • Флаг гендерфлюидов

  • Прайд флаг гендерквиров

  • Флаг небинарных идентичностей

  • Символ небинарного гендера

  1. Ayers, W., Quinn, T., & Stovall, D. (Eds.). The Handbook of Social Justice in Education. — New York and London: Routledge, 2009. — С. 299. (англ.)
  2. 1 2 Otis, Hailey. Genderqueer: What It Means (англ.) // Ursidae: The Undergraduate Research Journal at the University of Northern Colorado : журнал. — 2015. — Vol. 4, no. 3.
  3. Elizabeth J. Meyer. Gender and Sexual Diversity in Schools (неопр.). — Springer Science & Business Media, 2010. — С. 39. — ISBN 978-90-481-8559-7. (англ.)
  4. Dahir, Mubarak. "Whose Movement Is It?" // The Advocate. Here Media..
  5. Patricia Melzer. Alien Constructions: Science Fiction and Feminist Thought (англ.). — University of Texas Press, 2010. — P. 227. — ISBN 978-0-292-77846-7. (англ.)
  6. Nico Dacumos. Nobody Passes: Rejecting the Rules of Gender and Conformity (англ.). — Basic Books, 2006. — P. 138—139. — ISBN 978-1-58005-184-2. (англ.)
  7. 1 2 Shaw, Susan; Lee, Janet. Women's voices, feminist visions : classic and contemporary readings (Sixth ed.).
  8. 1 2 Cronn-Mills, Kirstin. Transgender Lives: Complex Stories, Complex Voices (неопр.). — Minneapolis: Twenty-First Century Books (англ.)русск., 2015. — С. 24. — ISBN 978-0-7613-9022-0. (англ.)
  9. ↑ Beyond the binary: what does it mean to be genderfluid? (англ.), The Irish Times (9 August 2015). Дата обращения 1 декабря 2015.
  10. ↑ LGBTQ Needs Assessment (англ.). Encompass Network 52—53 (April 2013). Дата обращения 18 октября 2014. Архивировано 24 октября 2014 года.
  11. ↑ Gender alphabet (англ.). Safe Homes. Дата обращения 18 октября 2014.
  12. 1 2 Vargo, Marc E. A Review of “Please select your gender: From the invention of hysteria to the democratizing of transgenderism” (англ.) // Journal of GLBT Family Studies : journal. — 2011. — Vol. 7, no. 5. — P. 493—494. — ISSN 1550-428X. — doi:10.1080/1550428X.2011.623982..

    up to three million U. S. citizens regard themselves as transgender, a term referring to those whose gender identities are at odds with their biological sex. The term is an expansive one, however, and may apply to other individuals as well, from the person whose behavior purposely and dramatically diverges from society’s traditional male/female roles to the «agender», «bigender» or «third gender» person whose self-definition lies outside of the male/female binary altogether. In short, those counted under this term constitute a wide array of people who do not conform to, and may actively challenge, conventional gender norms.

  13. Kirstin Cronn-Mills. Transgender Lives: Complex Stories, Complex Voices. — Twenty-First Century Books, 2014-09-01. — С. 92. — ISBN 978-1-4677-4796-7.
  14. Gibson, Sarah; Fernandez, J. Gender Diversity and Non-Binary Inclusion in the Workplace: The Essential Guide for Employers (англ.). — Jessica Kingsley Publishers (англ.)русск., 2018. — P. 25. — ISBN 9781784505233. (англ.)
  15. 1 2 Brill Stephanie, Kenney Lisa. The Transgender Teen (неопр.). — Cleis Press (англ.)русск., 2016. (англ.)
  16. Johanna Schorn. Taking the "Sex" out of Transsexual: Representations of Trans Identities in Popular Media (англ.) (недоступная ссылка). Inter-Disciplinary.Net. Universität zu Köln. — «The term transgender is an umbrella term "and generally refers to any and all kinds of variation from gender norms and expectations" (Stryker 19). Most often, the term transgender is used for someone who feels that the sex assigned to them at birth does not reflect their own gender identity. They may identify as the gender ‘opposite’ to their assigned gender, or they may feel that their gender identity is fluid, or they may reject all gender categorizations and identify as agender or genderqueer.». Дата обращения 23 октября 2014. Архивировано 25 октября 2014 года.
  17. Kirstin Cronn-Mills. Transgender Lives: Complex Stories, Complex Voices (англ.). — Twenty-First Century Books (англ.)русск., 2014. — P. 24. — ISBN 978-1-4677-4796-7..

    Many different individuals fall under what experts call the trans* spectrum, or the trans* umbrella."I’m trans*" and «I’m transgender» are ways these individuals might refer to themselves. But there are distinctions among different trans* identities. […] Androgynous individuals may not identify with either side of the gender binary. Other individuals consider themselves agender, and they may feel they have no gender at all.

Гендерная идентичность - это... Что такое Гендерная идентичность?

Гендерная идентичность — один из компонентов человеческой сексуальности, определяемый как самоидентификация индивида с тем или иным гендером, как внутреннее самоощущение в качестве мужчины, женщины или кого-то промежуточного (бигендерное или кроссгендерное самоощущение).

Традиционная точка зрения заключается в том, что гендерная идентичность имеет биологический характер, заложена в каждом человеке с рождения и не является предметом выбора, не подлежит воспитанию[1]. Ряд авторов, преимущественно из западных стран придерживаются мнения, что гендерная идентичность формируется под воздействием социальных факторов, воспитания и среды[2]. По их мнению, единственными существенными врожденными, биологическими различиями между мужчинами и женщинами, имеющими социальное значение, оказывающими влияние на поведение и ощущение себя человеком определенного пола, являются способность женщин к рождению детей, и, как правило, более высокие показатели физической силы мужчин, чем женщин. С их точки зрения, гендерные различия по мере достижения равноправия женщин и мужчин должны постепенно исчезать, а гендерная идентичность уступать место идентификации себя, прежде всего, как человека.

Однако, по мнению противников данной теории (относящейся к школе социального научения), данные нейроэндокринологии и опыта проведения хирургических операций по конверсии (изменению) пола у маленьких детей, демонстрируют существование врожденных детерминант психического пола у человека (см. статью гендерные различия), что с их точки зрения свидетельствует о несостоятельности этой теории[3].

Психический пол

Психический пол — в широком смысле слова комплекс психических, психологических и поведенческих характеристик, отличающих мужчину от женщины и которые могут применяться для определения и идентификации мужчин и женщин по их поведению и психологическим особенностям.

Само явление различия мужчин и женщин по психологии и поведению носит название полового дипсихизма, по аналогии с тем, как различие мужчин и женщин по анатомическому и морфологическому строению называется половым диморфизмом.

Различное поведение мужчин и женщин в различных ситуациях (не только сексуальных) называется полодиморфическим поведением, хотя этимологически и терминологически правильнее было бы связывать различное поведение не с половым диморфизмом (различием анатомического строения), а с половым дипсихизмом (различием психических и поведенческих реакций).

В узком смысле слова психический пол — это синоним понятия гендерная идентичность, то есть тот пол, в котором человек сам себя ощущает и осознаёт, пол самоощущения, пол самоидентификации.

Психический пол (и в широком, и в узком смысле слова) не обязательно совпадает с биологическим полом, и также не обязательно совпадает с полом воспитания, социальным полом или с паспортным полом. Такое несовпадение может порождать транссексуальность или трансгендерность (трансгендерами обычно называют людей, чувствующих себя представителями иного пола, чем врожденный биологический, но не собирающихся изменять свой пол хирургическим путем, в отличие от транссексуалов).

Question book-4.svg В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 26 июня 2011.

Примечания

См. также

Ссылки

Гендерные исследования — Википедия

Множественная гендерная идентичность

Ге́ндерные иссле́дования — междисциплинарная исследовательская практика, использующая познавательные возможности теории социального пола (гендера) для анализа общественных явлений и их изменений. Эта область включает женские исследования (касающиеся женщин, феминизма, гендера и политики), мужские исследования и квир исследования. Толчком к формированию данного направления в современном гуманитарном знании послужило предложение разведения биологической и культурной составляющих в изучении вопросов, связанных с полом. Изучение пола (англ. sex) является предметной областью биологии и физиологии, а анализ гендера (англ. gender) — может быть рассмотрен как предметная область исследований психологов и социологов, анализа культурно-исторических явлений. Иногда, гендерные исследования предлагаются вместе с изучением сексуальности.

Эти дисциплины изучают гендер и сексуальность в таких областях, как литература, язык, география, история, политология, социология, антропология, кинематография, медиевистика, развитие человека, право, здравоохранение и медицина. Однако эти дисциплины иногда отличаются в своих подходах к тому, как и почему изучается гендер. Например, в антропологии, социологии и психологии гендер часто изучается как практика, тогда как в культурологии представления о гендере рассматриваются чаще. В политике гендер можно рассматривать как основополагающий дискурс, который политические акторы используют для того, чтобы позиционировать себя по целому ряду вопросов. Гендерные исследования также являются самостоятельной дисциплиной, включающей методы и подходы из широкого круга дисциплин. Каждая область стала рассматривать «гендер» как практику, иногда называемую чем-то перформативным.

Согласно Сэму Киллерманну, гендер также может быть разбит на три категории: гендерная идентичность, гендерное выражение и биологический пол. Эти три категории являются ещё одним способом разделения гендера на различные социальные, биологические и культурные конструкции. Эти конструкции фокусируются на том, как фемининность и маскулинность являются текучими сущностями и как их значение может колебаться в зависимости от различных ограничений, окружающих их.

Благодаря гендерным исследованиям пол в социальной теории рассматривается как инструмент социальной детерминации и стратификации (наравне с классом, этносом, конфессией, культурой), а актуальные социальные проблемы — власть, насилие, самосознание, свобода — предстают как проблемы, связанные с принадлежностью к определённому полу. Проблемы сущности человека, смысла и предназначения получили благодаря гендерным исследованиям гендерное измерение, представ как связанные с социально-половыми (гендерными) ролями каждого индивида и существующей в любом обществе иерархии и дискриминации по признаку пола.

Гендерные исследования делятся на следующие подразделы[источник не указан 550 дней]:

  1. Гендерная социология
  2. Гендерная психология
  3. Гендерная география
  4. Гендерный подход в философии
  5. Гендерная экономика
  6. Гендерная политология
  7. Политика гендерного равенства
  8. Гендерная компетентность
  9. Гендерное образование
  10. Гендерная лингвистика

Психоаналитическая теория[править | править код]

Ряд теоретиков оказали значительное влияние на область гендерных исследований, в частности, с точки зрения психоаналитической теории. Среди них Зигмунд Фрейд, Жак Лакан, Юлия Кристева, Браха Л. Эттингер. Пол, изучаемый под объективом каждого из этих теоретиков, выглядит несколько иначе. Согласно фрейдистской системе, женщины «искалечены и должны научиться принимать отсутствие пениса». Лакан, однако, организует женственность и мужественность в соответствии с различными бессознательными структурами. Как мужчины, так и женщины участвуют в «фаллической» организации, и женская сторона сексуализации является «дополнительной», а не противоположной или дополняющей. Концепция сексуализации (сексуальной ситуации), которая предполагает развитие гендерных ролей и ролевых игр в детстве, полезна для противодействия идее о том, что гендерная идентичность является врожденной или биологически детерминированной. Другими словами, сексуализация индивида имеет такое же, если не большее, отношение к развитию у него гендерной идентичности, как и генетически обусловленная половая принадлежность мужчины или женщины. Юлия Кристева значительно развила область семиотики. Она утверждает, что патриархальные культуры, как и отдельные личности, должны исключать материнское и женское начала, чтобы они могли возникнуть. Браха Л. Эттингер трансформировала субъективность в современном психоанализе с начала 1990-х годов. Матричное женское различие определяет особый взгляд и является источником транс-субъективности и трансъективности как у мужчин, так и у женщин. Эттингер переосмысливает человеческий субъект в соответствии с архаической связью с материнским.

Феминистская психоаналитическая теория[править | править код]

Феминистские теоретики, такие как Джулиет Митчелл, Нэнси Чодороу, Джессика Бенджамин, Джейн Галлоп, Браха Л. Эттингер, Шошана Фелман, Гризельда Поллок, Люс Иригарей и Джейн Лен, разработали феминистский психоанализ и утверждали, что психоаналитическая теория жизненно важна для феминистского проекта и должна, как и другие теоретические традиции, подвергаться критике со стороны женщин, а также трансформироваться, чтобы освободить её от остатков сексизма (то есть подвергаться цензуре). Шуламит Файрстоун в «диалектике секса» называет фрейдизм ошибочным феминизмом и рассуждает о том, что фрейдизм почти полностью точен, за исключением одной важной детали: везде, где Фрейд пишет «пенис», слово должно быть заменено на «власть». Критики, такие как Элизабет Грос, обвиняют Жака Лакана в сохранении сексистской традиции в психоанализе. Другие, такие как Джудит Батлер, Браха Л. Эттингер и Джейн Галлоп, использовали лаканианскую работу, хотя и в критическом ключе, для развития гендерной теории. Для Жан-Клода Гильбо гендерные исследования (и активисты сексуальных меньшинств) «осаждены» и рассматривают психоаналитиков как «новых священников, последних защитников генитальной нормальности, морали, морализма или даже мракобесия». По словам Даниэля Бона и Катерины Реа, гендерные исследования «часто критиковали психоанализ, чтобы увековечить семейную и социальную модель патриархальности, основанную на жесткой и вневременной версии родительского порядка».

Литературная теория[править | править код]

Психоаналитически ориентированный французский феминизм все время фокусировался на визуальной и литературной теории. Наследие Вирджинии Вулф, а также «призыв Адриенны Рич к пересмотру женщинами литературных текстов, а также истории, побудили поколение феминистских авторов ответить своими собственными текстами». Гризельда Поллок и другие феминистки сформулировали миф, поэзию и литературу с точки зрения пола.

Влияние постмодерна[править | править код]

Появление постмодернистских теорий повлияло на гендерные исследования, вызвав движение в теориях идентичности от концепции фиксированной или эссенциалистской гендерной идентичности к постмодернистской текучей или множественной идентичности. Влияние постструктурализма и его литературного аспекта теории постмодернизма на гендерные исследования было наиболее заметным в его оспаривании великих нарративов. Постструктурализм проложил путь к появлению квир теории в гендерных исследованиях, что потребовало расширения сферы её охвата до сексуальности. В дополнение к расширению, чтобы включить исследования сексуальности, под влиянием постмодернизма гендерные исследования также повернули свой объектив в сторону исследований маскулинности, благодаря работе социологов и теоретиков, таких как Р. В. Коннелл, Майкл Киммел и Э. Энтони Ротундо. Эти изменения и расширения привели к некоторым спорам в этой области, таким как спор между феминистками второй волны и квир теоретиками. Феминистки утверждают, что это полностью стирает категории пола, но ничего не делает, чтобы противодействовать динамике власти, воплощенной полом. Другими словами, тот факт, что гендер является социально сконструированным, не отменяет того факта, что существуют слои угнетения между полами.

История[править | править код]

История гендерных исследований рассматривает различные аспекты гендера. Эта дисциплина исследует способы, которыми исторические, культурные и социальные события формируют роль пола в различных обществах. Область гендерных исследований, сосредоточив внимание на различиях между мужчинами и женщинами, также рассматривает половые различия и менее бинарные определения гендерной категоризации. Многие ученые-феминистки ставили своей целью подвергнуть сомнению первоначальные предположения относительно женских и мужских качеств, реально измерить их и сообщить о наблюдаемых различиях между женщинами и мужчинами. Первоначально эти программы были по существу феминистскими, предназначенными для признания вклада, внесенного женщинами, а также мужчинами. Вскоре мужчины начали смотреть на мужественность так же, как женщины смотрели на женственность, и развили область исследования, названную «мужскими исследованиями». Только в конце 1980-х и 1990-х ученые признали необходимость исследований в области сексуальности. Это было связано с растущим интересом к правам лесбиянок и геев, и ученые обнаружили, что большинство людей будут ассоциировать сексуальность и гендер вместе, а не как отдельные сущности. Хотя докторские программы для женщин существуют с 1990 года, первая докторская программа для потенциального кандидата наук в области гендерных исследований в Соединенных Штатах была утверждена в ноябре 2005 года. В 2015 году Кабульский университет стал первым университетом в Афганистане, который предложил магистратуру по гендерным и женским исследованиям.

Женские исследования[править | править код]

Женские исследования-это междисциплинарная научная область, посвященная темам, касающимся женщин, феминизма, гендера и политики. Она часто включает в себя феминистскую теорию, историю женщин (например, историю избирательного права женщин) и социальную историю, женскую художественную литературу, женское здоровье, феминистский психоанализ и феминистские и гендерные исследования, оказавшие влияние на практику большинства гуманитарных и социальных наук.

Мужские исследования[править | править код]

Мужские исследования-это междисциплинарная академическая область, посвященная темам, касающимся мужчин, маскулинизма, пола и политики. Она часто включает в себя феминистскую теорию, мужскую историю и социальную историю, мужскую художественную литературу, мужское здоровье, феминистский психоанализ и феминистские и гендерные исследования, оказавшие влияние на практику большинства гуманитарных и социальных наук. Тимоти Лири и Анна Хики-Муди предполагают, что «всегда существовали опасности, присутствующие в институционализации» исследований мужественности «как полузакрытого сообщества», и отмечают, что «определенный триумф по отношению к феминистской философии преследует много исследований мужественности».

Гендер в Азии[править | править код]

Некоторые вопросы, связанные с гендерной проблематикой в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе, являются более сложными и зависят от места и контекста. Например, в Китае, Вьетнаме, Таиланде, Филиппинах и Индонезии большое значение того, что определяет женщину, имеет рабочая сила. В этих странах "гендерные проблемы, как правило, связаны с расширением экономических возможностей, занятостью и проблемами на рабочем месте, например, связанными с работниками неформального сектора, феминизацией миграционных потоков, условиями труда и долгосрочным социальным обеспечением".[1] Однако в менее экономически стабильных странах, таких как Папуа-Новая Гвинея, Тимор-Лешти, Лаос, Камбоджа и некоторые провинции в более отдаленных районах, "женщины, как правило, несут расходы, связанные с социальными и бытовыми конфликтами и стихийными бедствиями".[2]

Одна из проблем, которая остается неизменной во всех провинциях на различных этапах развития, заключается в том, что женщины имеют слабый голос, когда речь заходит о принятии решений. Одной из причин этого является "растущая тенденция к децентрализации, которая привела к тому, что процесс принятия решений опустился до уровня, на котором голос женщин зачастую является самым слабым и где даже женское движение гражданского общества, которое является мощным защитником на национальном уровне, борется за то, чтобы быть организованным и услышанным".[3]

Подход стран Восточной Азии и Тихого океана к решению этих гендерных проблем основан на трех основных принципах.[4] Первый компонент - это партнерство со странами со средним уровнем дохода и развивающимися странами со средним уровнем дохода в целях поддержания и совместного использования достижений в области роста и процветания. Второй компонент поддерживает основы развития для обеспечения мира - возобновления роста и сокращения масштабов нищеты в беднейших и наиболее уязвимых районах. Заключительный компонент обеспечивает этап для начала управления знаниями, обмена ими и распространения информации о развитии с учетом гендерных факторов в регионе. Эти программы уже созданы и успешно реализуются во Вьетнаме, Таиланде, Китае, а также на Филиппинах, и усилия начинают предприниматься также в Лаосе, Папуа-Новой Гвинее и Тиморе-Лешти. Эти столпы говорят о важности демонстрации гендерных исследований.[5]

Джудит Батлер[править | править код]

Концепция гендерной перформативности лежит в основе работы философа и гендерного теоретика Джудит Батлер. С точки зрения Батлер, представление о гендере, сексе и сексуальности - это власть в обществе. Она находит конструкцию "гендерного, сексуального, желающего субъекта" в "регулятивных дискурсах". Часть аргументации Батлер касается роли секса в построении "естественного" или когерентного пола и сексуальности. По ее мнению, гендер и гетеросексуальность конструируются как естественные, поскольку противопоставление мужского и женского полов воспринимается как естественное в социальном воображении.[6]

Историк и теоретик Брайан Палмер утверждает, что современные гендерные исследования опираются на постструктурализм – с его овеществлением дискурса и избеганием структур угнетения и борьбы сопротивления – затемняет истоки, смыслы и последствия исторических событий и процессов, а также стремится противопоставить современным тенденциям в гендерных исследованиях аргумент о необходимости анализа жизненного опыта и структур подчинения и власти. Авторы Дафна Патаи и Норетта Кертге предполагают, что попытка заставить женские исследования служить политической повестке дня привела к проблематичным результатам, таким как сомнительная стипендия и педагогические практики, которые больше напоминают индоктринацию, чем образование.[7]

Рози Брайдотти (1994) критиковала гендерные исследования как "захват феминистской повестки дня исследованиями маскулинности, что приводит к переводу финансирования с позиций феминистского факультета на другие виды должностей. Некоторые из конкурсных захватов связаны с гей-исследованиями. Особое значение в этой дискуссии имеет роль мейнстрим-издателя, который, по нашему мнению, несет ответственность за пропаганду гендера как способа дерадикализации феминистской повестки дня, репродуцирования маскулинности и гомосексуальной мужской идентичности. Кэлвин Томас возразил, что, "как указывает Джозеф Аллен Бун, многие из мужчин в академии, которые являются наиболее поддерживающими "союзниками" феминизма, являются геями, и что это "лицемерно" игнорировать способы, которыми основные издатели продвигают феминистских теоретиков.[8]

Гендерные исследования, и особенно квир исследования в рамках гендерных исследований, неоднократно подвергались критике со стороны Ватикана. Папа Римский говорил об "идеологической колонизации", говоря, что "гендерная идеология" угрожает традиционным семьям и плодородной гетеросексуальности. Франция была одной из первых стран, где это утверждение получило широкое распространение, когда католические движения вышли на улицы Парижа против законопроекта об однополых браках и усыновлении. Бруно Перро показал, что этот страх имеет глубокие исторические корни. Он утверждает, что отказ от гендерных исследований и квир теории выражает беспокойство по поводу национальной идентичности и политики меньшинств. Джейсон Харсин изучил аспекты французского движения против гендерной теории, обнаружив, что они демонстрируют качества глобальной правой популистской политики пост-правды.[9]

Ряд исследователей критиковали данный концепт. В школах австралийского Нового Южного Уэльса изучение некоторых аспектов гендерной теории было запрещено[10].

В Центральной и Восточной Европе набирают силу "антигендерные" движения, особенно в Венгрии, Польше и России.[11] В России гендерные исследования в настоящее время терпимы, однако поддерживаемая государством практика, которая выдвигает точку зрения, связанную с гендерными перспективами тех, кто находится у власти, - например, закон, подробно решающий особенности бытового насилия – был отменен в 2017 году.[12] С 2010 года Россия также ведет кампанию в Совете Безопасности ООН по признанию так называемых "традиционных ценностей" в качестве легитимного фактора в защите и поощрении прав человека.[13]

Программы гендерных исследований были запрещены в Венгрии в октябре 2018 года. В заявлении, опубликованном канцелярией премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, пресс-секретарь заявил,что "позиция правительства заключается в том, что люди рождаются либо мужчинами, либо женщинами, и мы не считаем приемлемым для нас говорить о социально сконструированных полах, а не о биологических полах." Запрет вызвал критику со стороны нескольких европейских университетов, которые предлагают программу, в том числе Будапештского Центрально-Европейского университета, устав которого был отозван правительством, и широко рассматривается как часть движения венгерской правящей партии к тоталитаризму.[14]

В Китае центральное народное правительство поддерживает исследования по гендеру и социальному развитию гендера в истории и практике, которые ведут к гендерному равенству. Цитируя философию Мао Цзэдуна "женщины занимают половину неба", это можно рассматривать как продолжение равенства мужчин и женщин, введенного в рамках Культурной революции.[15]

В 2018 году группа из трёх ученых, не являющихся специалистами в гендерных исследованиях, поставила эксперимент по написанию заведомо абсурдных и/или неэтичных статей, пародирующих типичные работы по гендерной теории (в том числе содержащих стилизованные отрывки из «Майн Кампф»). Всего было написано 20 статей, из них 7 были приняты к публикации в рецензируемых журналах, и ещё столько же находилось на стадии рассмотрения к тому времени, как авторы решили разоблачить свой эксперимент.[16]

  1. ↑ Social Development - Gender in East Asia and Pacific (неопр.). web.worldbank.org. Дата обращения 9 декабря 2019.
  2. ↑ Social Development - Gender in East Asia and Pacific (неопр.). web.worldbank.org. Дата обращения 9 декабря 2019.
  3. ↑ Social Development - Gender in East Asia and Pacific (неопр.). web.worldbank.org. Дата обращения 9 декабря 2019.
  4. ↑ Social Development - Gender in East Asia and Pacific (неопр.). web.worldbank.org. Дата обращения 9 декабря 2019.
  5. ↑ Social Development - Gender in East Asia and Pacific (неопр.). web.worldbank.org. Дата обращения 9 декабря 2019.
  6. ↑ Gender Trouble (англ.) // Wikipedia. — 2019-11-18.
  7. ↑ Daphne Patai and Noretta Koertge, Professing Feminism: Education and Indoctrination in Women's Studies. Lexington Books; Expanded edition, 2003. (неопр.). www.amazon.com. Дата обращения 13 декабря 2019.
  8. ↑ Calvin Thomas | Georgia State University - Academia.edu (неопр.). gsu.academia.edu. Дата обращения 14 января 2020.
  9. Jayson Harsin. Post-Truth Populism: The French Anti-Gender Theory Movement and Cross-Cultural Similarities (англ.) // Communication, Culture and Critique. — 2018-03-01. — Vol. 11, iss. 1. — P. 35—52. — ISSN 1753-9129. — doi:10.1093/ccc/tcx017.
  10. ↑ Gender theory banned in NSW classrooms, The Australian (9 февраля 2017). Дата обращения 2 ноября 2017.
  11. The Conversation Global, ContributorThe Conversation is a collaboration between editors, Academics to Provide Informed News Analysis, Commentary That’s Free to Read, republish. How Hungary and Poland have silenced women and stifled human rights (англ.). HuffPost (14 October 2016). Дата обращения 22 января 2020.
  12. Amie Ferris-Rotman. Putin’s War on Women (англ.). Foreign Policy. Дата обращения 22 января 2020.
  13. January 15th, 2018|Featured, Politics, Society|2 Comments. ‘Traditional values’ for the 99%? The new gender ideology in Russia (англ.). Engenderings (15 January 2018). Дата обращения 22 января 2020.
  14. ↑ Hungarian Prime Minister Viktor Orban bans gender studies programmes (англ.). The Independent (24 October 2018). Дата обращения 22 января 2020.
  15. Branigan, Tania. China voices: the professor of gender studies, The Guardian (20 мая 2009). Дата обращения 22 января 2020.
  16. ↑ Academic Grievance Studies and the Corruption of Scholarship

Гендерная неконформность — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ге́ндерная неконфо́рмность, также ге́ндерный нонконформи́зм или ге́ндерная вариати́вность — поведение или гендерное выражение человека, не совпадающее с принятыми в данном обществе гендерными нормами. Людей, которые проявляют гендерную неконформность, называют гендерно-неконформными или гендерно-вариантными.

Понятия «гендерная неконформность» и «гендерная вариативность» используются в психологии[1][2], психиатрии[3], антропологии[4] и гендерных исследованиях. Их также используют правозащитные организации и сами гендерно-неконформные люди[5][6].

В отличие от понятия «трансгендерность», которое описывает несовпадение гендерной идентичности человека с приписанным при рождении полом, понятие «гендерная неконформность» относится в первую очередь к внешнему выражению гендерного самоощущения человека. К гендерно-неконформным людям относятся, например, кроссдрессеры, драг квин, но также и люди, которые определяют себя как мужчин и женщин и которые в тех или иных чертах своего поведения не подчиняются традиционным для данного общества гендерным ролям.

Детской гендерной неконформностью называют гендерную неконформность у детей допубертатного возраста. В частности, гендерно-неконформные дети могут выражать желание носить одежду противоположного пола, отказываться от деятельности, которая считается типичной или подходящей для их пола, стремиться заводить друзей противоположного пола[7].

Согласно некоторым исследованиям, многие гомосексуальные и бисексуальные люди в детстве были гендерно-неконформными[8][9]. При этом многие авторы указывают, что из этого нельзя сделать вывод о том, что гендерная неконформность в детстве непосредственно связана с формированием гомосексуальной или бисексуальной ориентации, так как взрослые могут по-новому истолковывать свои детские воспоминания, находя в них корни своей идентичности. Точно так же гетеросексуальные мужчины склонны преуменьшать свою гендерную неконформность в детстве, обозначая своё детское поведение как проявления чуткости или художественных способностей[10].

Некоторые гендерно-неконформные дети также проявляют гендерную дисфорию — стресс от несовпадения своего самоощущения с приписанным полом. По мнению современных специалистов, важнейшая задача как родителей, так и психологов при работе с гендерно-вариантными детьми, испытывающими гендерную дисфорию, — создать для ребёнка максимально комфортные и безопасные условия, в которых он сможет исследовать свою гендерную идентичность и найти подходящие ему формы гендерного выражения[11]. У некоторых детей и подростков гендерная дисфория со временем проходит, а у других сохраняется и в более старшем возрасте. В этом случае подросток может нуждаться в трансгендерном переходе[11].

В большинстве современных обществ господствует бинарная гендерная система, в которой отклонения от принятых гендерных ролей воспринимаются с неодобрением и стигматизируются. Во многих странах мира гендерно-вариантные люди подвергаются дискриминации, преследованиям и насилию, в частности, становятся жертвами преступлений на почве ненависти[5]. С другой стороны, в некоторых обществах, где сегодня выделяется более чем два гендера, люди, которые с точки зрения западных культур считаются гендерно-вариантными, пользуются уважением и признанием[4].

  1. ↑ Lynne Carroll, Paula J. Gilroy, Jo Ryan (2002), Counseling Transgendered, Transsexual, and Gender-Variant Clients, Journal of Counseling & Development, Volume 80, Number 2, Spring 2002, pp. 131—139
  2. ↑ Arlene Istar Lev, (2004) Transgender Emergence: Therapeutic Guidelines for Working With Gender-Variant People and Their Families. Haworth Press, ISBN 978-0-7890-0708-7
  3. ↑ Walter O. Bockting, Randall D. Ehrbar (2006), "Commentary: Gender Variance, Dissonance, or Identity Disorder? pp. 125—134 in "Sexual and Gender Diagnoses of the Diagnostic and Statistical Manual (DSM): A reevaluation edited by Dan Karasic and Jack Drescher, 2006, Haworth Press, ISBN 0-7890-3214-7
  4. 1 2 Nanda S. (нем.)русск.. Gender Diversity: Crosscultural Variations / 2nd Edition. — Waveland Press, 2014. — 147 p.
  5. 1 2 Transrespect Versus Transphobia Worldwide. A Comparative Review of the Human-Rights Situation of Gender-Variant/Trans People (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 6 августа 2015. Архивировано 13 января 2016 года.
  6. ↑ ЛГБТ-организация «Выход». Гендерная идентичность в эпицентре дискриминации
  7. Кон И. С. В поисках себя // Лики и маски однополой любви: Лунный свет на заре. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ACT, 2003. — 576 с. — ISBN 5-17-015194-2.
  8. Friedman, R. C. Sexual Orientation and Psychodynamic Psychotherapy Sexual Science and Clinical Practice (англ.). — Columbia University Press, 2008. — P. 53—7. — ISBN 978-0-231-12057-9.
  9. Baumeister, Roy F. Social Psychology and Human Sexuality: Essential Readings (англ.). — Psychology Press, 2001. — P. 201—202. — ISBN 978-1-84169-018-6.
  10. Gottschalk, Lorene. Same-Sex Sexuality and Childhood Gender Non-Conformity: A Spurious Connection (англ.) // Journal of Gender Studies : journal. — 2003. — Vol. 12, no. 1. — P. 35—50. — doi:10.1080/0958923032000067808.
  11. 1 2 World Professional Association for Transgender Health. Standards of Care for the Health of Transsexual, Transgender, and Gender-Nonconforming People, Version 7 Архивировано 6 января 2016 года.

Гендерная дисфория — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

.ts-Боковая_навигационная_таблица-preTitle{padding-top:0}.mw-parser-output .ts-Боковая_навигационная_таблица-image{padding:0.4em 0 0.4em}.mw-parser-output .ts-Боковая_навигационная_таблица-title{padding:0.2em 0.4em 0.2em;font-size:125%;line-height:1.15em;font-weight:bold;background:#cfe3ff}.mw-parser-output .ts-Боковая_навигационная_таблица-above,.mw-parser-output .ts-Боковая_навигационная_таблица-below{padding:0.2em 0.4em 0.2em;font-weight:bold}.mw-parser-output .ts-Боковая_навигационная_таблица-heading{padding:0.2em 0;font-weight:bold;background:#eaf3ff}.mw-parser-output .ts-Боковая_навигационная_таблица-list{padding:0.2em 0}]]>

Ге́ндерная дисфори́я, или расстройство гендерной идентичности, — состояние при трансгендерности, когда человек не может полностью принять свой гендерный статус мужчины или женщины.

В проекте Международной классификации одиннадцатого пересмотра (МКБ-11) весь блок F64 «расстройства половой идентификации» (в который входили расстройство гендерной идентичности в детском возрасте, транссексуализм и другие расстройства половой роли) заменён на новый диагноз «гендерное несоответствие» (англ. gender incongruence), включающий детский и взрослый подтипы[2]. Таким образом гендерная дисфория и трансгендерность становятся одним и тем же. Также в проекте МКБ-11 расстройство половой идентификации и транссексуализм перенесены из «расстройств личности и поведения в зрелом возрасте» в раздел «состояния, относящиеся к сексуальному здоровью»[2].

Гендерная дисфория может иметь различные причины, внешние проявления и длительность. На бытовом уровне, например, если физический облик или поведение мальчика или девочки не соответствует гендерным нормам, это явление часто называют гендерной неконформностью; человек может нарушать гендерные границы путём переодевания — трансвестизм двойной роли. Самая глубокая форма гендерной дисфории — транссексуальность, когда индивид полностью отвергает свой гендерный статус и добивается его перемены, включая соответствующую хирургическую операцию, смену паспортного пола и так далее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

*