Гендерные особенности это: Гендерные различия — Википедия – Гендерные особенности — это… Что такое Гендерные особенности?

Содержание

Гендерные различия — Википедия

Ге́ндерные разли́чия — различия между представителями разных гендеров. Обычно под гендерными различиями понимают различия между мужчинами и женщинами, хотя в разных культурах встречаются разные наборы гендеров. В отличие от понятия «пол», понятие «гендер» — это социальная категория, поэтому к гендерным различиям в собственном смысле не относятся, например, различия в генетике и физиологии[⇨]. В науке ведутся дебаты о том, существуют ли неустранимые гендерные различия. Современные научные данные показывают, что в целом представители разных гендеров почти во всём похожи друг на друга, а гендерные различия очень незначительны[⇨]. Несмотря на это, и в науке, и в СМИ существует тенденция преувеличивать информацию о гендерных различиях и недооценивать гендерные сходства или умалчивать о них[⇨].

В 1970-е годы учёные обнаружили всего четыре параметра, по которым наблюдались небольшие различия между мужчинами и женщинами[⇨]. Новейшие исследования уточнили эти данные и установили, что гендерных различий в речевых способностях нет[⇨]. Обнаруживаемые различия в математических способностях

[⇨], способностях к пространственному восприятию[⇨] и агрессивном поведении[⇨] невелики, и существуют данные, указывающие на их зависимость от воздействия гендерных стереотипов.

В отличие от понятия «пол», которое описывает совокупность биологических характеристик человека, понятие «гендер» обозначает социальную категорию. Под гендерными различиями понимают различия в поведении людей — таким образом, к ним не относятся, например, различия в генетике и физиологии. Тем не менее, многие авторы используют слова «пол» и «гендер» как синонимы, ориентируясь на бинарную гендерную систему, в которой на основании анатомического пола людям приписывается одна из двух гендерных ролей: мужчины или женщины. Как отмечают некоторые исследователи, использование слова «пол» в отношении различий между группами людей подразумевает, что все эти различия являются прямым следствием биологического пола, хотя такое предположение требует отдельных доказательств

[1].

Хотя бинарная гендерная система является господствующей в современном мире, исторически она свойственна далеко не всем культурам мира. Во многих культурах анатомический пол не играет ключевой роли при определении гендерной роли[2] и выделяется три или четыре гендера[3], так что гендерные различия в таких культурах осмысляются совсем иначе. В некоторых культурах гендер традиционно не является значимой социальной категорией, и гораздо больше внимания уделяется возрастным различиям[4].

Дебаты о существовании и происхождении гендерных различий[править | править код]

Гендерные различия давно представляют область интереса учёных из разных научных областей, а результаты их исследований вызывают живой интерес в СМИ и у широкой публики. Основной вопрос научных дебатов в этой области в том, существуют ли неустранимые гендерные различия, которые могли бы обосновать существующие гендерные роли и, в частности, целесообразность таких мер, как раздельное обучение мальчиков и девочек

[5]. В целом накопленные на сегодняшний день научные знания свидетельствуют о том, что представители разных гендеров похожи друг на друга почти во всём, за очень немногочисленными и сравнительно незначительными исключениями[6]. Несмотря на это, гендерным различиям продолжают придавать большое значение как в научной среде, так и за её пределами[6].

Участники научных дебатов о гендерных различиях разделяются на два основных лагеря: сторонников биологического детерминизма, которые убеждены в тесной связи биологического пола и гендера, и сторонников социального конструктивизма, которые считают, что гендерные различия конструируются обществом. Вопрос о гендерных различиях представители разных лагерей ставят принципиально по-разному. Биологически-ориентированные исследователи часто не задаются вопросом о том, существуют ли гендерные различия как таковые, а по умолчанию исходят из того, что они существуют, и ищут им объяснения. Сторонники социального конструктивизма, в свою очередь, исследуют процессы конструирования гендера в различных социальных контекстах и то, каким образом представления о гендерных различиях используются для создания социальных иерархий

[7].

Многие исследователи согласны в том, что на такие характеристики человека, как когнитивные способности, оказывают влияние и биологические, и социальные факторы. При этом они отмечают, что не все биологические факторы следует понимать как врождённые, поскольку, например, строение и деятельность мозга изменяются под воздействием жизненного опыта[8].

Проблема предвзятости в распространении научных данных[править | править код]

В научной литературе существует тенденция чаще сообщать и воспроизводить информацию о гендерных различиях, чем о сходствах. Отчасти это обусловлено дизайном многих исследований: когда поиск гендерных различий не является непосредственной целью исследования — например, в исследованиях общих когнитивных процессов — учёные часто изначально включают гендер как переменную просто для того, чтобы исключить вероятность неверной интерпретации итоговых результатов. Если результаты не обнаруживают различий по этой переменной, информация об этом считается несущественной для основных результатов исследования и не включается в итоговые публикации. Если же гендерные различия обнаруживаются, то учёные склонны воспринимать их как помеху, о которой они вынуждены сообщить[9].

С другой стороны, на сообщение и распространение научных данных о гендерных различиях влияют идеологические установки внутри научного сообщества. Некоторые исследователи отмечают, что в научном сообществе существует предвзятость в отношении публикаций: если исследование обнаруживает хотя бы незначительные гендерные различия, оно с большей вероятностью будет опубликовано, чем десятки исследований, которые таких различий не обнаруживают. Предвзятость в отношении публикаций приводит к тому, что единичное исследование и его результаты за счёт многократного цитирования приобретают статус «истины», что может порождать эффект самоисполняющегося пророчества, влияя на дизайн последующих исследований

[7].

Средства массовой информации также часто способствуют искажению научной информации по теме гендерных различий. Как отмечают многие исследователи, как правило, СМИ представляют обнаруживаемые учёными незначительные различия как сенсацию и преувеличивают их значение, умалчивая об обнаруживаемых сходствах

[10][11].

Научные данные о гендерных различиях[править | править код]

Первая серьёзная и сравнительно достоверная работа, обобщающая результаты исследований гендерных различий, — это книга Элеанор Маккоби и Кэрол Джеклин «Психология половых различий» (The Psychology of Sex Differences), изданная в 1974 году[9]. Маккоби и Джеклин собрали и систематизировали более 2000 научных работ, которые были опубликованы к моменту написания их книги. Они обнаружили отсутствие гендерных различий по большинству проанализированных параметров, включая восприятие различными органами чувств, процессы обучения и запоминания, эмоциональные реакции, внушаемость, самооценку и многие другие. Таким образом, основной результат их обобщающего исследования в том, что гендерные сходства гораздо более значимы, чем гендерные различия. Но, хотя книга Маккоби и Джеклин считается классической и широко цитируется, чаще всего упоминается не их главный вывод, а обнаруженные ими исключения — немногие гендерные различия

[6]: в речевых и математических способностях, способностях к пространственному восприятию и агрессивности[9].

Вскоре после появления книги Маккоби и Джеклин был разработан статистический метод мета-анализа, предназначенный для тщательного и надёжного обобщения результатов больших корпусов исследований одной тематики. Этот метод считается идеальным для систематизации исследований по гендерным различиям, поскольку в этой области проводятся десятки и даже сотни исследований по отдельным вопросам[6]. Результаты мета-анализов уточнили выводы Маккоби и Джеклин. В частности, благодаря более точному статистическому анализу и использованию более крупного и обновлённого корпуса исследований, они показали отсутствие гендерных различий в речевых способностях

[12].

Речевые способности[править | править код]

Существование различий в речевых способностях мужчин и женщин долгое время представлялось в психологической литературе как один из самых бесспорных психологических фактов[7]. Обычно предполагается, что по речевым способностям женщины превосходят мужчин. Однако, как показывают крупнейшие обзоры эмпирических исследований в этой области, это предположение не находит убедительных подтверждений. Как отмечают Маккоби и Джеклин, наиболее широко цитируемые исследования, которые обнаруживали различия в развитии речевых способностей у мальчиков и девочек в первые годы жизни, были основаны на крайне маленьких выборках, так что обнаруженные ими различия при увеличении выборки не могли достигнуть статистической значимости. Обобщив результаты опубликованных к тому времени исследований речевых способностей у детей, они заключили, что постоянных значимых гендерных различий в речевых способностях не обнаруживается ни в дошкольном, ни в младшем школьном возрасте, но небольшие различия с перевесом в пользу девочек обнаруживаются начиная с подросткового возраста

[9].

В 1988 году Дженет Хайд и Марсия Линн провели мета-анализ исследований гендерных различий в речевых способностях, включив корпус исследований, которые проанализировали Маккоби и Джеклин, и дополнив его большой выборкой более новых исследований детей и взрослых. Анализируя отдельно исследования в соответствии с использованным методом тестирования речевых способностей, они обнаружили, что для пяти из восьми тестовых методик величина различия равна или близка к нулю. В целом, обобщая результаты исследований с разными методиками тестирования, они пришли к выводу, что даже небольших различий в речевых способностях между мужчинами и женщинами нет

[12].

Математические способности[править | править код]

Согласно распространённому гендерному стереотипу, мальчики и мужчины более способны к математике, чем девочки и женщины. Научные исследования опровергают это представление. Так, мета-анализ 1990 года, обобщивший исследования с общей численностью участников в более чем три миллиона, показал, что в целом существенных различий в успешности выполнения математических заданий между мальчиками и девочками нет. Незначительные различия в пользу девочек были обнаружены в навыках счёта в младшей и средней школе, в пользу мальчиков — в решении задач в старшей школе, но в то же время было установлено, что обнаруженные небольшие гендерные различия сокращаются с возрастом, при этом мальчики и девочки одинаково хорошо овладевают математическими понятиями[13]. Более новое мета-аналитическое исследование 2005 года установило, что младенцы-девочки и мальчики в возрасте шести месяцев одинаково хорошо справляются с задачами, лежащими в основе формирования математических способностей

[14].

Ещё один популярный стереотип говорит о том, что мальчики чаще демонстрируют выдающиеся способности к математике, тогда как способности девочек скорее средние. Этот стереотип поддержали авторы лонгитюдного исследования математически одарённых детей, проведённого в США в начале 1980-х годов[15]. Математические способности мальчиков и девочек в этом исследовании оценивались по результатам стандартизированного теста SAT-M. При этом другие данные, собранные в ходе исследования, опровергают вывод о выдающихся способностях мальчиков по сравнению с девочками. Девочки — участницы исследования лучше, чем мальчики, справлялись с математическими заданиями в школе. Различий между мальчиками и девочками не было выявлено и в дальнейшей жизни: в университетах они выбирали математические курсы одинаковой сложности и получали по ним одинаковые оценки, а по окончании высшего образования одинаковое количество участников программы получали научные степени. Эти результаты показывают, что, несмотря на различия по тесту SAT-M, девочки и мальчики, участвовавшие в исследовании, осваивали высшую математику в равных количествах и с одинаковой успешностью

[14].

Сравнения результатов математических тестов в разных странах показывают, что в большинстве стран мира девочки и мальчики справляются с математическими заданиями одинаково хорошо. Мальчики показывают более высокие результаты всего в половине стран ОЭСР, а в Исландии девочки показывают значительно более высокие результаты, чем мальчики[16].

Некоторые авторы связывают такие данные с распространённостью гендерных стереотипов и уровнем гендерного неравенства. В частности, исследователи обнаружили, что в странах с высокими показателями гендерного равенства гендерные различия в математических результатах между мальчиками и девочками исчезают[17]. Многие исследования также показывают, что успешность женщин в математике и выбор профессий, связанных с математикой, определяется влиянием родителей и учителей и тем, насколько они поощряют интерес девочек к математике[18]; многие женщины считают занятия математикой не соответствующими их гендерной роли и отказываются от них даже тогда, когда проявляют прекрасные способности в этой области[19].

Способности к пространственному восприятию[править | править код]

В исследованиях способностей к пространственному восприятию используются разнообразные методики тестирования. Многие из них представляют собой, например, задания, связанные с мысленным вращением двух- или трёхмерных объектов. Мета-анализы исследований в этой области показывают наличие гендерных различий с преимуществом в пользу мужчин, которые колеблются в диапазоне от крайне незначительных до умеренно выраженных[6]. При этом мета-анализ исследований пространственного восприятия у детей в возрасте от восьми месяцев до полутора лет показывает, что гендерных различий по способностям к пространственному восприятию в этом возрасте нет[14].

Некоторые исследователи полагают, что в тех случаях, когда гендерные различия в способностях к пространственному восприятию присутствуют, они объясняются культурным контекстом и различиями в гендерных ролях. В пользу этого объяснения говорит, в частности, сравнительное исследование, проведённое с 1300 представителями двух народов на северо-востоке Индии с общим генетическим происхождением и различающейся социальной организацией. Среди представителей народа, в котором женщины занимают выраженно подчинённое положение, гендерные различия в пространственном восприятии были существенно больше, чем среди представителей народа, в котором женщины пользуются большей автономией[20]. Авторы этого исследования отмечают, что одним из факторов, влияющих на более низкие пространственные способности женщин, может быть эффект угрозы стереотипа (stereotype threat): если в обществе существует стереотип о том, что женщины неспособны к определённому типу задач, то, когда женщине предлагают задачу такого типа, в результате стресса она действительно справляется с ней хуже[21]. Воздействие угрозы стереотипа на различные стигматизированные группы при тестировании различных способностей также подтверждается множеством других исследований[22].

Агрессия[править | править код]

Различия в агрессивном поведении принадлежат к тем немногим гендерным различиям, существование которых подтверждается научными данными, хотя, как и другие гендерные различия, они не настолько велики, как предполагают гендерные стереотипы. Как и в случае гендерных различий в математических способностях, мета-аналитические обзоры показывают, что различия в агрессивном поведении колеблются от незначительных до умеренно выраженных с перевесом в пользу мужчин[6]. В частности, мета-анализ, проведённый Дженет Хайд в 1984 году, показал, что гендерными различиями обусловлено лишь 5 % вариаций в агрессивном поведении, причём с возрастом эти различия сокращаются[23].

Вопреки распространённым стереотипам, научные данные не подтверждают связи агрессивного поведения с уровнем тестостерона в крови[24]. Также, хотя стереотипы предполагают, что женщины чаще прибегают к непрямым способам выражения агрессии, исследования показывают, что в действительности мужчины пользуются ими не меньше, чем женщины[24].

Существуют исследования, которые показывают влияние гендерных ролей и социального контекста на различия в выражении агрессии. Например, в 1994 году был проведён эксперимент, в котором за счёт сохранения анонимности участников были созданы условия для того, чтобы они не чувствовали себя обязанными вести себя в соответствии с гендерными нормами. Участников разделили на две группы: в одной из них участники в подготовительной фазе должны были сидеть близко к экспериментатору и назвать своё имя, экспериментатор задавал им личные вопросы; во второй группе участники оставались анонимными, находились далеко от экспериментатора и не разговаривали с ним, кроме того, им было сказано, что они — контрольная группа, и их поведение в ходе самого эксперимента не будет оцениваться. В этом эксперименте уровень агрессии измерялся при помощи интерактивной видеоигры, в которой испытуемые сначала защищались, а потом атаковали, сбрасывая бомбы. Участники из первой группы продемонстрировали такие же гендерные различия в агрессии (количестве бомб, сброшенных в атаке), какие обнаруживались в других исследованиях. Во второй группе значимых гендерных различий в агрессивном поведении не было обнаружено[25].

  1. Бёрн Шон. Гендерная психология = The Social Psychology of Gender. — СПб: Прайм-Еврознак, 2002.
  2. Nanda, Serena. Gender Diversity: Crosscultural Variations. — Waveland Pr Inc, 1999. — ISBN 978-1577660743.
  3. Roscoe, Will. Changing Ones: Third and Fourth Genders in Native North America. — Palgrave Macmillan, 2000. — ISBN 978-0312224790.
  4. Oyewumi, Oyeronke. Conceptualizing gender: the eurocentric foundations of feminist concepts and the challenge of African epistemologies // Jenda: a Journal of Culture and African Woman Studies. — 2002. — Т. 2.
  5. Halpern, D. Preface to the fourth edition // Sex Differences in Cognitive Abilities: 4th Edition. — Taylor & Francis, 2011. — ISBN 978-1848729414. Архивная копия от 9 марта 2016 на Wayback Machine
  6. 1 2 3 4 5 6 Hyde, J.S. The Gender Similarities Hypothesis // American Psychologist. — 2005. — Т. 60, № 6. — С. 581–592.
  7. 1 2 3 Weatherall, A. Gender, Language and Discourse. — Routledge, 2005. — ISBN 9781134701926.
  8. Halpern, D., et al. The Science of Sex Differences in Science and Mathematics // Psychological Science in the Public Interest. — 2007. — Т. 8, № 1. — С. 1—51.
  9. 1 2 3 4 Maccoby, E., and Jacklin, C. The Psychology of Sex Differences. — Stanford University Press, 1974. — ISBN 9780804708593.
  10. Tavris, C. The Mismeasure of Woman. — Touchstone, 1993. — ISBN 978-0671797492.
  11. Unger, R. K., Crawford, M. E. Women and gender: A feminist psychology. — Temple University Press, 1992. — ISBN 9780070659254.
  12. 1 2 Hyde, J. S., Linn, M. C. Gender differences in verbal ability: A meta-analysis // Psychological bulletin. — 1988. — Т. 104, № 1. — С. 53—69.
  13. Hyde, J. S., Fennema, E., Lamon, S. J. Gender differences in mathematics performance: a meta-analysis // Psychological bulletin. — 1990. — Т. 107, № 2. — С. 139—155.
  14. 1 2 3 Spelke, E. S. Sex differences in intrinsic aptitude for mathematics and science? a critical review // American Psychologist. — 2005. — Т. 60, № 9. — С. 950—958.
  15. Benbow, C.P., & Stanley, J.C. Sex differences in mathematical reasoning ability: More facts // Science. — 1983. — № 222. — С. 1029—1030.
  16. Wade, Lisa. The Truth About Gender and Math (англ.). Sociological Images (7 March 2013). Дата обращения 19 августа 2015.
  17. Guiso, L. et al. Culture, gender, and math // Science. — 2008. — Т. 320, № 5880. — С. 1164—1165.
  18. Dweck, C. S. et al. Sex differences in learned helplessness: II. The contingencies of evaluative feedback in the classroom and III. An experimental analysis // Developmental psychology. — 1978. — Т. 14, № 3. — С. 268—276.
  19. Kimball, M. M. A new perspective on women’s math achievement // Psychological Bulletin. — 1989. — Т. 105, № 2. — С. 198—214.
  20. Hoffman, M., Gneezya, U., and List, J. Nurture affects gender differences in spatial abilities (англ.). Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America (6 September 2011). Дата обращения 19 августа 2015.
  21. Pappas, S. Culture Drives Gender Gap in Spatial Abilities, Study Finds (англ.). Live Science (29 August 2011). Дата обращения 19 августа 2015.
  22. Hill, C., Corbett, C., St. Rose, A. Stereotypes // Why So Few? Women in Science, Technology, Engineering, and Mathematics. — American Association of University Women, 2010. — С. 37—42. — ISBN 978-1-879922-40-2.
  23. Hyde, J. S. How large are gender differences in aggression? A developmental meta-analysis // Developmental Psychology. — 1984. — Т. 20, № 4. — С. 722-.
  24. 1 2 Bjorkqvist, K. Sex differences in physical, verbal, and indirect aggression: A review of recent research // Sex Roles. — 1994. — № 30. — С. 177—188. Архивировано 11 августа 2015 года.
  25. Lightdale, J. R., & Prentice, D. A. Rethinking sex differences in aggression: Aggressive behavior in the absence of social roles // Personality and Social Psychology Bulletin. — 1994. — № 20. — С. 34—44. Архивировано 23 июня 2016 года.

Гендерные особенности — это… Что такое Гендерные особенности?


Гендерные особенности
— особенности, связанные с признаками половой принадлежности.

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.

  • Высшие чувства
  • Генерализованные движения

Смотреть что такое «Гендерные особенности» в других словарях:

  • Гендерные исследования и юридическая психология — Термин гендерные исследования появился в 80 х годах XX века и связан с введением базового понятия гендер (социальный пол), применяющегося для анализа социальных отношений, в отличие от понятия пол, определяющего анатомо биологические особенности… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ — междисциплинарная исследовательская практика, реализующая эвристические возможности тендерного подхода для анализа социальных трансформаций и систем доминирования (см. Гендер ). Философская и общегуманитарная мысль конца XX в. выразила новый… …   Современный философский словарь

  • ГЕНДЕРНЫЕ ОТЛИЧИЯ ПОВЕДЕНИЯ — (в конфликте) – особенности поведенческих проявлений участников конфликта, определяемых их половой принадлежностью. По мнению Е. А. Тарасовой (2002), влияние гендерных отличий проявляется преимущественно в стратегиях конфликтного взаимодействия.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Дружеские отношения: возрастные особенности — Психол. исследования показали, что дружеские отношения (Д. о.) на каждом возрастном этапе развития личности имеют свою специфику. Учитывая возрастные и гендерные особенности субъектов О., И. С. Кон выделяет детскую дружбу, юношескую дружбу,… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Чукотский язык — Самоназвание: Ԓыгъоравэтԓьэн йиԓыйиԓ Страны: Россия …   Википедия

  • Лживость — форма поведения, характеризуемая систематическим сознательным стремлением создать у других неправильное впечатление о фактах и событиях для извлечения выгод или для предотвращения негативных последствий.[1][2] Лживость, закрепленная как привычная …   Википедия

  • Общение в семье — Семья малая социальная группа, отношения в к рой основаны на супружеском союзе и родственных связях. Основные векторы О. определяются структурой семейных связей, включающей отношения супружеские, детско родительские, между братьями и сестрами,… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Влияние личное мужское и женское — Мужской и женский стили О. формируются под влиянием исторически сложившихся полоролевых стереотипов, к рые отводят женщине подчиненную, обслуживающую роль, в то время как мужчины воспринимаются как господствующий, агрессивный пол, более пригодный …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Элизия (лингвистика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Элизия. Элизия (от лат. ēlīsiō «выдавливание», «выталкивание») в лингвистике отпадение звука (гласного, согласного или слога) в слове или фразе с целью облегчения произношения для говорящего …   Википедия

  • Языковая картина мира — Языковая картина мира  исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отражённая в языке совокупность представлений о мире, определённый способ восприятия и устройства мира, концептуализации действительности.… …   Википедия


Особенности гендерных различий | Статья в журнале «Молодой ученый»



В статье рассматриваются гендерные различия мужчин и женщин. Различия в поведении мужчин и женщин обуславливается не только биологическими особенностями, но в большей степени социокультурными аспектами. В исследовании гендерных различий занимают ведущее место такие вопросы, как природа различий, индивидуальный путь жизни, самореализация и социализация. Консервативность и традиционность взглядов нередко загоняют самореализацию личности в рамки. Мужчины и женщины в разной степени все же подчиняются гендерным нормам, чтобы избежать социального неодобрения.

Ключевые слова: пол, гендер, гендерные различия, стереотипы, социокульурные аспекты

Гендерная психология — новое направление, заявляющее о себе как о самостоятельной области психологической науки. По мнению И. С. Клецкиной: «Эта отрасль изучает закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией» [1, c. 44]. В гендерной психологии изучают не только различия и особенности мужчин и женщин, особенное внимание уделяется дифференциации, стратификации и иерархизации пола. Изучение психологических отличий мужчин и женщин это изучение не только человека, но и общества в целом. Понимание, анализ, а также использование психологических механизмов позволяет использовать влияние гендерных факторов на процесс самореализации человека. Психология ранее игнорировала пол как основной аспект человеческой природы [2, c. 34]. Социальная же психология также отказывалась принимать гендер, как основосоставляющую одной из сильных диалектических противоречий, определяющих взаимодействия людей в социуме [3, c. 34].

Вопросы пола и психологические различия представителей разных полов волнуют многих современных социальных психологов, таких как Д. Маейрс [4, c. 257], И. С. Кон [5, c. 766], О. А. Воронина [6, c. 101]. Гендерные исследования широко проводятся во всем мире, в частности, такими учеными, как Ф. Л. Джеймс [7, c. 146], К. Хорни [8, c. 82], К. Уэст [9, c. 96], Т. С. Баранова [10, c. 39], Ю. Е. Алёшина [11, c. 51].

В рамках гендерного подхода очевидны неравноправные и неравноценные черты личности мужчин и женщин, особенности мыслей и поведения. Существенное давление оказывают социальные ожидания и жесткие требования к половой адекватности в поведении и поступках. Необоснованность требований по выполнению мужских и женских социальных ролей, традиционных эталонов, навязанных представлений не дает человеку в полной мере оценить свои возможности и желания, перспективы самореализации и личные ресурсы для жизнетворчества.

Как подметил Т. В. Бендас: «При изучении гендерных различий рассматривается природа различий, их оценка и динамика, влияние этих гендерных различий на индивидуальный жизненный путь мужчин и женщин, возможности их самореализации» [12, c. 137].

Как высказалась Т.С. Баранова: «Основными проблемами в изучении гендерной социализации являются психосоциальные аспекты развития личности как представителя определенного пола на всех этапах жизненного цикла, вписание их гендерного развития в исторический, культурный и социальные контексты» [10, c. 39].

С позиции О. А. Ворониной [6, c. 101], Д. Майерса [4, с. 259], Т. А. Репиной [13, c.158], теории гендерной психологии традиционно считают не различия между биологическими полами, а социальные основания.

По мнению Л. В. Поповой [14, c. 92], маскулинность и феминность не только дифференцированы, но выстроены иерархично при доминирующей роли маскулинности.

Ш. Берн считает, что «разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека» [13, c. 256]. Сама идея противоположности мужского и женского начал сплошь и рядом закреплена в каждом социальном институте. Но дело не только в явно наблюдаемых телесных различиях. Они имеют социокультурные аспекты, отражающие сложившиеся в наше время общественные представления о том, что подобает женщине, а что мужчине.

По мнению Н. В. Ходыревой [15, c. 79], наше восприятие биологических различий между полами тоже определяется культурными факторами.

Дж. Келли [19, c. 56] выделяет несколько уровней сексуальной организации человека: генетический, гонадный, морфологический, церебральный пол.

В своих трудах Е. П. Ильин [16, c. 117] сочетает «различные характеристики каждого уровня и определяет многообразие конституциональных особенностей каждого человека, тогда как привычное деление людей на два пола фактически опирается только на морфологический признак: наличие того или иного детородного органа». Как биологическую аномалию, воспринимают индивидов с неопределенными внешними половыми признаками. Так гениталиям приписывают определенное поведение: для человека с одним набором оных — одна модель поведения, с другим — другая. В итоге получается, что в большинстве случаев в сознании людей присутствует некая установка с некой стартовой точкой отсчета при оценке всех компонентов пола. Т. е., к гениталиям привязываются характеристики уровней сексуальной организации человека, их нормы, отклонения и развитие.

В социальном и психологическом смысле часто смешивают биологическую активность с поведением. «На смешении половых и гендерных различий часто строится критика гендерного подхода к объяснению поведения людей», — заявляет О. М. Здравомыслова [17, с. 192].

И. С. Кон [5, с. 771] полагает, что и «пол, и гендер являются системами условных обозначений, которые формируют определенный порядок отношений между людьми, их отношение к различным проявлениям сексуальности, а также определяют формы представления себя другим людям в разнообразных практиках социального взаимодействия».

И. А. Школьников [20, с. 63] считает, что «практически любое социально-психологическое исследование гендера очень политизировано, роль науки скорее состоит не в изучении мира, а в продвижении принципа равноправия полов».

По мнению С. А. Миноровой и О. Л. Кустовой [18, с.28], «определение пола обычно включает в себя черты, непосредственно обусловленные биологическим полом, тогда как гендер подразумевает те аспекты мужского и женского, причины, возникновения которых пока не известны».

Различия между полами, как подразумевает социокультурный подход, формируются обществом. Более известна теория социальных ролей Эллис Игли [21, с. 76], которая заключается в том, что для того чтобы быть принятым обществом, мужчины и женщины должны вести себя конгруэнтно своей гендерной роли т. е. совокупности стереотипных ожиданий, которые общество предъявляет данному индивиду как предъявителю определенного пола. Согласно А. Фейнгольду, гендерные стереотипы заставляют индивида рассматривать свои личностные характеристики как более или менее социально желательные и стремиться отобразить свою личность благоприятным образом [22, с. 456].

Такая отрасль, как психология женщин изучает особенности в их поведении и психике. Предметом этой отрасли являются психологические факторы, связанные с физиологией. Изучаются различные модели психического состояния женщины, например, беременности и родов, менструального цикла и климакса, занятости и безработицы, девиантного поведения и т. д.

Теории Н. Ходоров и Кэрол Гиллиган [23, с. 283] наиболее известны в данной области.

Согласно концепции материнства Нэнси Ходоров, девочки готовятся к материнству, а мальчики становятся мужчинами, которые ориентируют на себя мир и обесценивают женщину.

Кэрол Гиллиган заявляла отличие женщин от мужчин моралью, принятой в обществе. С позиции непредвзятости и закона рассматривают моральные суждения мужчины. А для женщин важны взаимоотношения людей. Эти положения легли в основу Я-концепций Кросс и Мэдсон [24, с. 551].

Отрасль, изучающая психологию мужчин, менее масштабна. В основном рассматриваются гипотезы по сущности маскулинности. Изучаются те психологические особенности, которые отсутствуют у женщин. Что касается биологических гипотез, то в их рамках рассматривается, как правило, влияние гормональных факторов.

Рассматривают мужскую роль как инструментальную Т. Парсонс и Р. Бейлз [25, с. 31].

Э. Маккоби [26, с. 71] показывает «формирование особой мужской субкультуры, отличной от женской, характеризующейся отделением от всего «женского», это обьясняется влиянием более глобальной маскулинной культуры».

В настоящее время в гендерной психологии используются всевозможные психологические методы, такие как наблюдение, тестирование, эксперимент, анкетирование, интервьюирование. Но не все они подходят для изучения гендерной проблематики.

Также при изучении полов необходима экспертиза психологических методик. Некоторые из них просто необходимо адаптировать для изучения определенных проблем.

Для изучения гендерных различий Дж. Гласом в 1976 г. был введен такой метод, как метаанализ.

В 1974 г. появилась концепция Сандры Бэм [27, с. 156], которая разделяет людей на три типа с различной гендерный идентичностью: феминных, маскулинных и андрогинных характеристик.

Матина Хорнер в 1960 г. выдвинула концепцию, согласно которой малая успешность женщин по сравнению с мужчинами объясняется отсутствием у женщин мотивации, т.н. «боязнь успеха»» [28, с. 31].

Набор гендерных характеристик личности представляет собой многофункциональный организм, состоящий из гендерной идентичности, маскулинных и феминных черт личности, стереотипов и установок, связанных с неоднозначными формами и моделями поведения.

Для определения гендерных различий и выявления выраженности типов личности (феминный, маскулинный, андрогинный) был использован опросник С. Бэм.

Исследованию подверглись 14 сотрудников организации сети обувных магазинов, подобранных согласно принципу гендерного равновесия.

Целью исследования было расширение знаний о гендерных различиях.

Результаты представлены в табл. № 1

Таблица 1

Пол

.

F (сумма баллов по фемен./20)

M (сумма баллов по маск./20)

IS=(F-M)*2,322

Тип личности

1

Ж

А.1.

0,8

0,2

1,4

феминный

2

Ж

А.2.

0,7

0,2

1,2

феминный

3

Ж

А.3

0,6

0,3

0,7

андрогинный

4

Ж

А.4.

0,95

0,05

2,2

феминный

5

Ж

А.5.

1

0,1

2,1

феминный

6

Ж

А.6.

0,9

0,1

1,9

феминный

7

Ж

А.7.

0,85

0,15

1,73

феминный

8

М

Б.1.

0,3

0,8

-1,22

маскулинный

9

М

Б.2.

0,3

0,75

-1,04

маскулинный

10

М

Б.3

0,05

0,93

-2,05

маскулинный

11

М

Б.4.

0,1

0,78

-1,58

маскулинный

12

М

Б.5.

0,2

0,95

-1,8

маскулинный

13

М

Б.6.

0

1

-0,3

маскулинный

14

М

Б.7.

0,5

0,4

-2,322

андрогинный

Феминный тип личности (6 человек) — 43 %.

Маскулинный тип личности (6 человек) — 43 %.

Андрогинный тип личности (2 человека) — 14 %.

Из таблицы видно, что испытуемые подтвердили склонность к стереотипам феминности и маскулинности. Испытуемые 3 и 14 относятся к андрогинному типу личности, показатели их феминности и маскулинности оказались довольно низки.

Определенные выводы были сделаны и по итогам совместного с испытуемыми обсуждения результатов исследования. В частности, выявленные лица с андрогинным типом личности имеют способность менять свое поведение в зависимости от обстоятельств, что помогает достичь успехов или справиться с различными видами стресса. Преимущество андрогинного типа личности заключается в том, что он сочетает в себе ряд положительных качеств, характерных для разных типов. Что касается остальных исследуемых с явными феминными и маскулинными признаками, то, принимая участие в обсуждении, они стеснялись высказывать свое мнение, ища поддержку со стороны коллег.

Различие в манерах поведения мужчин и женщин определяются не только биологическими, но и социокультурными факторами.

Гендерные различия влияют на индивидуальный жизненный путь мужчин и женщин, а также на возможность самореализации и гендерной социализации.

Консервативность и традиционность взглядов загоняют людей в рамки, что мешает самореализации личности, и, при незнании причин его возникновения, в конечном итоге приводит к внутриличностному конфликту.

Гендерные стереотипы созданы обществом, это означает, что их можно изменить, меняя сознание общества, а также проводя коррекцию.

Литература:

  1. Клецина И. С. Гендерная социализация. — СПб.: Изд-во РПГУ им. А. И. Герцена, 1998. — 320 с. ISBN 978–5–388–00541–0.
  2. Бендас Т. С. Гендерная психология. Учебное пособие [Текст]: Бендас Т. С. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с. ISBN 5–94723–369-Х.
  3. Берн Ш. Гендерная психология [Текст]/ Ш. Берн. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 320 с. ISBN 978–5–93–878–293–8.
  4. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1998. — С. 256–267.
  5. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей [Текст]. — М., 2009. — С. 763–776. ISBN 987–5–9691–039.
  6. Воронина О. А. Основы гендерной теории и методологии. [Текст]/ Воронина, О.А. — М.: МЦГИ — МВШСЭН, 2001. — С. 416 ISBN 5–85133–072–4.
  7. Джеймс Ф. Л. Самоисполняющееся пророчество: гендер с социально-психологической точки зрения. [Электронный ресурс]: Джеймс Ф. Л. — СПб.: Питер, 2001. — С. 144–161. http://www.etpg.org
  8. К. Хорни«Женская психология», СПб.: Вост.-Европ. ин-тпсихоанализа, 1993. Под общ. ред. А. И. Белкина, М. М. Решетникова;Т. 1.
  9. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Гендерные тетради. Труды ИС РАН, вып.1. Спб., с. 94–124.
  10. Баранова Т. С. Теоретические модели социальной идентификации личности. [Электронный ресурс]/ Баранова Т. С. — М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1999. — С. 35–46. http://www.myword.ru
  11. Алёшина Ю. Е. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов. [Электронный ресурс]/ — http://www.library/euro-bit/ru/
  12. Бендас Т. В. Личность лидера как отражение гендерных и этнических стереотипов, сформированных в определённой культуре. [Электронный ресурс]/ Бендас Т. В. — М., 2000. — С. 134–139. http://www. LitPORTAL.ru
  13. Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии [Текст] / Т. А. Репина // Вопросы психологии. –1987. — № 2. — С. 158–165.
  14. Попова Л. В. Отношение к социальным ролям женщин: кросскультурное исследование [Текст] / Л. В. Попова // Гендерные аспекты социальной трансформации. — М., 1996. — Вып. 15.
  15. Ходырева Н. В. Изменяя психологию… // Бем С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М., 2004. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/kip/2008/n2/Semyonova_full.shtml
  16. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. [Текст]/ Ильин Е. П. — СПб.: Питер, 2006. — С. 117. ISBN 5–318–00459–8.
  17. Здравомыслова О. М. Общество сквозь призму гендерных представлений. [Электронный ресурс]/ Здравомыслова О. М. — М., 1999. — С. 184–192. http://psyjournal/ru/j3p/pap? id=1031
  18. Минорова С. А., Кустова О. Л. Формирование образа жизни в различных социальных группах // Журнал практического психолога. — 1997. — № 5. — С. 27–29.
  19. Келли Дж. Психология личности. Теория личных конструктов. СПб., Речь, 2000.
  20. Школьников И. А. Насилие и тендер // Женские миры 99: VII Всемирный женский междисциплинарный конгресс в Тромсо и тендерные исследования в России / Под ред. О. В. Шныровой. — Иваново: ЦГИ, 1999. – С. 63–109.
  21. Eagly A. H., Johnson B. T. Gender and leadership style: A metaanalysis // Psychol. Bull. 1990. V. 108. N 2. P. 233256
  22. Feingold A. Gender differences in personality: a meta-analysis / A. Feingold // Psychological bulletin. 1994. P. 429–456.
  23. Gilligan C. In a differences voice: women’s conceptions of self and of morality / C. Gilligan // The psychology of women: Ongoing debates. New Haven; L., 1987. P. 278–320.
  24. Madson L., Trafimow D.Gender comparisons in the private, collective, and allocentric selves // The Journal of Social Psychology. 2001. № 141. P. 551–559
  25. Parsons Т., Bales R. F., Shils E. A. Working Papers in the Theory of Action. N.Y.; L, 1953. P. 9–62.
  26. Maccoby E. E., and Jacklin C. N.,1983. The «person» characteristics of children and the family as environment // D. Magnussen, V. Allen (ed.). Human development:An interactional perspective. New York.
  27. Bem Sandra L.«The measurement of psychological androgyny». — 42. — Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1974. — С. 155–162.
  28. Horner M., Fleming J. The Motive to Avoid Success / M. Horner, J. Fleming // Motivation and personality: Handbook of Thematic Content Analysis. — N.Y. 1992.

Основные термины (генерируются автоматически): тип личности, пол, различие, женщина, гендерная психология, мужчина, гендерная социализация, гендерный подход, индивидуальный жизненный путь, сексуальная организация человека.

Гендерные особенности развития детей

Когда речь ведется о гендере, имеются в виду абсолютно все поведенческие проявления, которые относятся и к мужчинам (мальчикам), и к женщинам (девочкам), выступающим носителями социокультурных установок, а также норм. Стоит отметить, что различие мужчин и женщин состоит и в психофизиологических особенностях, но биологический пол не в каждом случае напрямую связывается с социальными ролями, которые социум предписывает выполнять человеку.

Замечание 1

В детском возрасте не наблюдаются и не выявляются половые различия в структуре темперамента. Но при взрослении половые различия темперамента уже заметны, и их число растет: у мальчиков можно наблюдать более сильную активность и агрессивность.

Выражение своего мнения напрямую связывается со свойствами темперамента. Взаимосвязь между свободой выражения собственного мнения, а также подвижностью обладает криволинейным характером. То есть можно сказать, что девочки с низкими либо высокими показателями активности выражают свое мнение более свободно, в то время как при среднем уровне подвижности проявляется осторожность в выражении своего мнения касательно иных индивидов. Если говорить о степени свободы высказываний, тут нет различий между мальчиками и девочками.

Проведенное группой ученых под руководством Н.Л. Горбачевской исследование продемонстрировало, что в возрастном периоде от шести до десяти лет у девочек лучше показатели слухоречевой памяти, а уровень памяти зрительной лучше уже у мальчиков. Но с течением времени осуществляется улучшение показателей зрительной памяти у мальчиков, а у девочек заметно ухудшается память слухоречевая.

О.Ю. Ермолаев провел исследование мнений преподавателей разных дисциплин, и оно показало, что внимательность девочек на всех учебных предметах, кроме математики, более высока. По словам педагогов, во втором классе различие между мальчиками и девочками весьма выражено по следующим дисциплинам: русский язык, чтение, математика, труд. Учителя подвергают оценке не просто познавательные процессы, а, скорее, их проявление в общем стиле учебной деятельности обучающегося. Например, характеризуя внимание школьника, они, по сути, говорят о его способности организовывать собственное внимание, о внимательности как о поведенческой характеристике, а также личностной особенности. Получается, что из-за этого девочки, которые постоянно показывают полную готовность следовать указаниям учителя, получают в итоге лучшие оценки своего внимания. По экспертным оценкам педагогов, девочки, в общем, учатся успешнее и лучше ведут себя на занятиях. В контрольных работах, которые делаются дома, девочки совершают меньшее число глупых и неоправданных ошибок, которые могут быть вызваны дефицитом внимания. Значительное превосходство девочек, как считают педагоги, демонстрируется во время занятий по труду. Единственным же занятием, где мальчики не просто не уступают девочкам, но и превосходят их, является математика. Именно по этой дисциплине педагоги оценивают мальчиков выше.

Гендерные психологические особенности

Гендерные социально-психологические особенности характеристик личности

Определение 1

Гендер – это социальный статус, психологическое понятие, характеризующее социальные представления о мужчине и женщине, об их психологических особенностях.

Социально-психологическая сущность явлений в поведении человека, связанных с половой принадлежностью индивида подчеркивается понятием гендер.

С помощью гендерного анализа можно изучить поведение женщин и мужчин в социальном контексте.

В психологическом плане быть мужчиной или женщиной означает обладать специфическими личностными и поведенческими характеристиками, которые соответствуют данному полу.

Психофизиологические особенности того и другого пола отличаются и наиболее достоверны эти отличия в сфере двигательной активности.

Общая максимальная и мышечная сила у мужчин выше, хотя в десятилетнем возрасте является примерно одинаковой. К 19-ти годам сила юношей становится больше и своей максимальной отметки достигает к 25-ти годам.

Специалисты предполагают, что, возможно, большие силовые возможности мужчин способствуют формированию чувства превосходства.

Ряд особенностей женской моторики зависят от особенностей телосложения и мышечной силы, например, женский шаг короче мужского. Моторный облик женщин более грациозен, движения отличаются плавностью.

Несмотря на то, что мышечная сила мужчин больше, они не характеризуются большей выносливостью по сравнению с женщинами.

Для женщин характерна большая точность восприятия, наблюдательность, внимание к деталям, но экспериментальные подтверждения этого практически отсутствуют.

Отличительной особенностью мужчин и женщин является острота слуха – мужчины лучше слышат более низкие частоты, а женщины – более высокие частоты.

По-разному мужчины и женщины воспринимают болевые ощущения – лабораторные исследования показали, что женщины обладают большей болевой чувствительностью, что объясняется биологическими особенностями, различиями в функционировании нервных структур, передающих болевые сигналы.

Особую роль среди психофизиологических характеристик играют свойства нервной системы – было установлено превосходство женщин по подвижности процесса возбуждения и превосходство мужчин по силе нервной системы.

Свойства нервной системы как биологической основы не дают выраженных половых различий и являются дополнительным подтверждением того, что биологический пол не будет однозначен психологическому полу человека.

Женщины имеют более низкую устойчивость к стрессу по сравнению с мужчинами. Женщине требуется больше времени для снижения секреции кортизола до исходного уровня, чтобы выйти из стрессового состояния.

Однако скорость мобилизации регуляторных систем в стрессовом состоянии у женщин выше, что выражается в интенсивном нарастании уровня возбуждения, быстрой эмоциональной активации организма.

Не решенным является вопрос об особенностях поведения мужчин и женщин в разных стрессовых ситуациях.

Ведущей нейрофизиологической детерминантой индивидуально-психологических отличий являются межполушарные отношения – для осуществления одних психических функций доминирует левое полушарие, с которым связывают рационально-логическое, знаковое мышление, а для других – правое полушарие с образным интуитивным мышлением.

Ведущую роль в речевой деятельности играет левое полушарие, а за эмоциональную окраску речевого высказывания отвечает правое полушарие.

Замечание 1

На соматическом уровне, таким образом, находится целый ряд хорошо выраженных различий между мужчиной и женщиной, но в формировании высших психических функций и особенностей индивидов, эти свойства не относятся к ведущим.

Половые и гендерные различия

Отличительная особенность мужчин и женщин связана с биологией, психологией пола, уровнем социализации и включает три блока факторов:

  • биологические факторы – генетические, биологические, психофизиологические признаки;
  • социальные и психофизиологические факторы – присвоение половых ролей, распределение труда в зависимости от половой принадлежности, идентификация ребенка с собственным полом, гендерные стереотипы, определяющих обществом и др.;
  • культурные факторы – присвоение гендерных установок и особенностей поведения в зависимости от культуры, распределение труда в зависимости от культуры.

Если пол ребенка определяется в момент рождения, то о гендере этого сказать нельзя. Пол определяется по набору хромосом, гормональному набору, анатомическим и репродуктивным особенностям.

Гендер – это отличительная характеристика по социальному аспекту, т.е. мужчина и женщина играют определенную социальную роль и должны соответствовать заданным правилам и нормам поведения, специфике своей деятельности в соответствии со своим полом.

Человеку свойственно придерживаться социальных норм, а причина кроется в желании быть принятым обществом.

Желание достигается в результате осуществления дифференциального усиления, когда гендерно-ролевое поведение поощряется, а неприемлемое наказывается и дифференциального подражания, суть которого заключается в том, что человек определяет модель поведения релевантной группы и соответственно себя ведет.

Как правило, человек выбирает ролевые модели в поведении, соотносящиеся с его гендером.

Для гендера характерны свои сущностные признаки:

  • социальная характеристика личности, формирующаяся в процессе развития в соответствии с полом;
  • социально-психологические отношения – общение, взаимодействие с другими людьми;
  • набор соглашений личности, которые отражают стереотипы, типичные черты для мужчин и женщин, роли;
  • социально-психологический конструкт, т.е. сущность, механизм, специфику формирования маскулинности и фемининности в обществе;
  • социально-психологические характеристики личности, в основе которых лежит биологический пол;
  • социализация личности в зависимости от культуры;
  • иерархия социальных отношений между мужчиной и женщиной, неравенство возможностей;
  • осознанное принятие собственного пола – осознанное принятие пола – осознанное значение пола.

К существующим теориям проблем половых и гендерных различий единого подхода пока нет.

Методик изучения гендерных особенностей немного, среди них можно назвать методику Г. Гейманса, методику В.Е. Когана, методику маскулинности – фемининности С. Бэма.

Все методики отражают гендерные особенности, но их не всегда можно использовать.

Исключением являются методики изучения психических, познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти, интеллекта, креативности.

Что касается эмпирического изучения общих особенностей мужчины и женщины, то их сравнение идет в 3-х направлениях:

  1. изучение половых различий;
  2. изучение гендерных характеристик;
  3. изучение гендерных различий.

Маскулинность и фемининность

Вообще в мире вплоть до середины XX века господствовала традиционная система половых ролей, причем, личность считалась более эффективной и цельной, если ей были свойственны многие типичные гендерные черты.

Маскулинность свойственна сильному полу и представляет собой набор черт, характерных для мужчин – это, прежде всего, рационализм, аналитические способности, компетентность в профессии, стремление к лидерству, эффективность.

Фемининность – черты, характерные для женщин – это эмоциональность, развитая интуиция, способность сопереживать, забота о детях и муже, коммуникабельность, внушаемость.

Для традиционной семьи маскулинные и фемининные качества были вполне достаточными, но и необходимыми.

Современный мир изменился, изменились и люди, но старые шаблоны остались.

С развитием научно-технического прогресса в прошлое уходит роль женщины-домохозяйки. С разделением труда стало понятно, что женщины прекрасно справляются с разными видами работ – они могут заниматься бухгалтерией, аудитом, программированием и др.

Неправильные ролевые ожидания привели к конфликту между полами.

Например, молодой человек ждет от своей девушки выполнения домашней работы, в то время как сам является безработным, а девушка работает ещё в офисе.

Происходит смещение ролей и для молодого человека в данном примере характерны фемининные черты.

что это такое? Гендерные различия и идентичность.

Критикуя движение за равноправие, люди не могут объяснить разницу между понятиями «гендер» и «пол». Феминистки представляются озлобленными созданиями, а о мужчинах-феминистах вообще мало кто слышал. Что такое гендерные роли, стереотипы и особенности? В чем различия понятий «gender» и «sex»? И почему в резюме стоит убрать отметки М и Ж? В статье отвечаем на все вопросы.

Что такое гендер?

Гендер — это социально сконструированный кластер, никак не связанный с биологическим полом. Это социальный пол, который человек выбирает по своему желанию. Его ввели в обращение для разделения половых и общественно организованных характеристик человека. Термин «gender» – это английское слова с латинскими корнями, обозначающего грамматический род. В русском языке также есть грамматическое определение рода. Но для чистоты исследований эти два понятия решили не смешивать.

Гендерная идентичность — это основное ощущение принадлежности к выбранному полу. Причем гендерный – это не обязательно мужской или женский. Сегодня можно присвоить себе «третий» пол, который не укладывается в двоичную систему понимания. Представителей третьего пола может быть несколько. Сегодня в ООН и Евросоюзе приняты документы, согласно которым доказано существование более чем 50 гендеров.

Соответственно гендерные роли — социальные нормы, определяющие правила поведения человека, уверенного в своей гендерной принадлежности. Гендерные паттерны или социальные роли мужчины и женщины прописываются на уровне государства. Но устаревшие представления о женско-мужских занятиях ограничивают свободу выбора. Это касается профессии, работы, увлечений, декретного отпуска.

Пройти тест на психику

Эволюция понятия гендер.

Гендерная идентичность волновала людей всегда, но предметом научных исследования стала относительно недавно. Первооткрывателем термина считается американский сексолог, психоаналитик Роберт Столлер. В 1958 году он опубликовал книгу «Sex and Gender», где предложил развести биологические и культурные исследования, связанные с полом. Но широкое распространение понятие получило в 1970-х благодаря новой волне движения феминизма.

В 1980-х годах в науке истории женщин сформировалось новое направление – гендерная история. Но в отличие от феминистской теории она стремилась предоставить целостную картинку отношения полов. До этого принято было считать, что биологический пол определяет физиологические, анатомические, а также психолого-поведенческие отличия. Главная идея гендерной истории в том, что она заменяет биологическую принадлежность по принципу «пол-род» на социально-культурную по принципу «пол-секс».

В течение трех последних десятилетий концепция гендерного равенства стала популярной во всем мире – легла в основу множества национальных законов и международных документов. Равноправная гендерная роль подразумевает одинаковые права и обязанности людей во всех областях жизни: образовании, работе и карьере, создании семьи и воспитании детей.

Отношение религии к гендерной психологии сегодня неоднозначно. С одной стороны большинство религиозных учений базируются на том, что спасение положено каждому искренне верующему человеку. Но с другой стороны религиозные постулаты создавались во времена, когда женщины были отстранены от общественно-социальной жизни. Консервативные нормы и сегодня приводят к критике гендерной идеологии.

Гендерные особенности: 5 мифов о различиях мужчин и женщин.

Гендер формируется и развивается в прямой связи с биологическими особенностями и самопознанием.

По данным психологов мальчики и девочки узнают свой пол к двум годам, но не до конца понимают, что это. К 5-7 годам под влиянием воспитания, опыта и ожиданий окружения формируется гендерная идентичность. Следующий этап – период полового созревания, сопровождаемый изменениями тела, эротическими фантазиями и романтическими переживаниями. Этот период оказывает сильное влияние на последующие гендерные различия. И только в возрасте 17-25 лет проходит этап социализации, когда формируется мировоззрение человека, его представления о собственном предназначении и смысле жизни.

Но дело в том, что воспитание ребенка во многих семьях, садах и школах опирается исключительно на его биологический пол. Это проявляется во всем: от выбора цвета коляски, одежды, игрушек до ожиданий и норм поведения. Так, от девочек ожидают любви к бантикам, куклам, общительности и примерного поведения. Им читают сказки про фей и принцесс. Мальчикам приписывают аналитический ум, сдержанность, интерес к машинкам и самолетам. Идея о том, что мальчики и девочки просто обязаны отличаться друг от друга, пропитала всю нашу культуру.

Но многие представления о присущих девочкам или мальчикам чертах характера оказались не более чем мифом. Исследованиями доказано, что сходств у детей гораздо меньше, чем различий. Например, разница в математических способностях проявилась в 8% случаев, отличия в усвоении текста обнаружились у 1% детей. И эти цифры можно продолжить. Если смотреть на данные непредвзято, можно заметить: все исследования половых различий только подтверждали их сходство.

Но в мире взрослых гендерных мифов не становится меньше:

Миф 1. Биологические различия пола являются данностью, менять которую нежелательно и небезопасно.

На самом деле большинство характеристик оказываются приобретенными. Разные требования, воспитание, занятия формируют разные качества. Так, девочек с детства учат готовить, вести хозяйство, мальчикам прививают любовь к технике, воспитывают физическую выносливость. Таким образом, большинство различий формируются по мере социализации, которую при желании возможно изменить.

Миф 2. Женщины проигрывают у мужчин по интеллектуальным способностям, логике, профессиональной компетентности.

Парадоксально, но в эпоху успехов женщин в сфере политики, экономики, управления предвзятое отношение относительно их умственных способностей звучат отовсюду. Так поддерживается мнение и низкой компетентности женщин, их неспособности к стратегическому мышлению, принятию решений. Но это не больше, чем мнение.

Миф 3. Мужчины не способны к заботе, сопереживанию, зато женщины генетически расположены к тому, чтобы проявлять эмпатию.

Результаты исследования показали, что мужчины и женщины наделены одинаковой эмоциональностью. Но различия в социальных нормах и ожиданиях не дают возможности мужчинам проявлять свои чувства. С детских лет мальчику внушают, что слезы – это признак немужского характера. Поэтому отказ от эмоциональной твердости – не более чем страх оказаться недостойным звания «настоящего мужчины».

Пройти тест на эмпатию

Миф 4. Женщины мечтают выйти замуж, а мужчины в браке не нуждаются.

Девочкам с детства внушается «правильная» модель жизни, по которой она станет полноценной только после замужества и рождения детей. Мальчики живут с ожиданием того, что женщины стремятся их заарканить, сесть на шею. Но добиться карьерного роста и статуса мужчина может только в случае, когда его тыл хорошо защищен. Получается, супружеская жизнь дает мужчине возможность покорять вершины, а не решать бытовые проблемы.

Миф 5. Гендерное равенство достигнуто, воевать дальше бессмысленно.

По статистике 88% рекрутеров целенаправленно разыскивают кандидата определенного пола. Как ни банально, но причиной этому социальные стереотипы. Считается, что женщины более склонны к рутинной работе, а мужчины – амбициозны и настойчивы. Чтобы исключить подобные предубеждения при найме сотрудника в некоторых странах из анкеты убрали фото и некоторые биографические способности. Но ситуация с гендерным неравенством остается все так же актуальной.

Миф 6. Девочки предпочитают нежно-розовое, мальчики любят небесно-синее.

Девчачий отдел в магазине детской одежды безошибочно узнается по обилию розового цвета. Мальчикам полагаются сдержанные оттенки голубого, серого и лазурного. Но в ходе экспериментов связь цветовых предпочтений с полом не была выявлена. Дети выбирали розовый цвет не чаще, чем любой другой. Зато взрослые женщины и мужчины самым любимым и популярным назвали синий цвет.

Что такое гендерная дисфория?

Если рассмотреть термин дисфория – это психическое состояние, противоположное эйфории. Человек в состоянии дисфории крайне раздражителен, агрессивно настроен по отношению к окружающим. Соответственно гендерная дисфория – состояние острого недовольства человека, не способного полностью принять свой гендерный статус. Так это описывают словари.

Если сказать проще – это состояние, когда тело восстает против мозга и против души. Это больше, чем психологическая проблема. Это болезненный внутренний конфликт, который не способны примирить психологи, психиатры, друзья, любимые и родственники. Это ощущение всегда находится внутри.

Пройти тест: Шкала депрессии Бэка

Гендер в рекламе.

Кроме основной функции «продать товар» современная реклама имеет еще одну важную функцию – популяризацию модели отношений мужчины и женщины. На рекламных картинках и роликах встречаются шаблонные образы: мужчины представляются успешными, богатыми, уверенными, а женщины – эротичными, хозяйственными, заботливыми.

Женщинам реклама чаще предлагала одну из трех моделей поведения: соблазнительницы, хозяйки или романтической натуры. Причем всячески подчеркивалось превосходство мужчины. Но сегодня женщина в рекламе выглядит иначе. Чаще она независимая, разносторонняя, цельная личность, готовая достичь успеха в жизни без помощи мужчины. Она может быть кем угодно: пилотом, коммерческим директором, олимпийским чемпионом или автомехаником.

Гендерные стереотипы – зачем они?

Социально-организованные различи между полами государство продвигает и использует в свою пользу. Существуют законы, нормативы, мораль, которые прописывают, какие роли должны быть у мужчин и у женщин. Хотя проблема стереотипности решается уже много лет, но вызывает мало сочувствия в умах. Причем как в мужских, так и в женских.

Конфликты по поводу распределения женско-мужских обязанностей существуют во всех сферах жизни, но чаще выявляются во время работы. Женщины долго боролись за свои права и значительно преуспели в этом. Но гендерные стереотипы влияют на наши решения даже тогда, когда мы этого не замечаем:

  • При найме на работу предпочтение отдают мужчине, ведь он вряд ли уйдет в декрет.
  • Одинаковые достижения в работе чаще приводят к повышению сотрудника мужчины.
  • Повышение мужчины признают заслуженным, а повышение по службе женщины связывают с ее умением воспользоваться своими чарами.
  • Когда в офис заходят новые посетители, мужчину априори признают старшим по должности.

Жизнь проходит слишком быстро, чтобы тратит ее на ссоры, выяснение «кто главный» или одиночество. Сильная женщина способна любить, поддерживать, вдохновлять. Великодушный мужчина умеет прощать, заботиться, любить. Избавление от стереотипов поможет достичь душевной близости, которой так нам не хватает.

Выводы:

  • Гендер – это социальная организация отношений между полами.
  • Старые, архаичные представления о женственности и мужественности ограничивают степень свободы человека.
  • В связи с малым количеством различий между мужчинами и женщинами ввели понятие «гендер» – как некий социальный пол, который человек принимает в результате социализации.
  • Гендерные стереотипы – это двойные стандарты, которые приписывают мужчине или женщине определенные роли.

Пройти тест на тип личности

Гендерные различия — это… Что такое Гендерные различия?

Гендерные различия

Гендерные различия —- совокупность специфических психологических и физиологических особенностей мужчин и женщин.

Гендерные различия основаны на половом диморфизме мужчин и женщин. Существует академический предмет «гендерная психология», который изучает и качественно и количественно измеряет эти различия и пытается найти им объяснения. Сегодня сформировались два полярных подхода к объяснению гендерных различий. Социальная психология рассматривает в качестве их основной причины социальные факторы (социальное научение), воспитание, в то время как биологический подход рассматривает эти различия как эволюционно сформировавшиеся и закрепившиеся биологически. В пользу обоих подходов есть свои аргументы.

Гендерная идентичность

Одним из основных вопросов гендерной психологии был вопрос о половой самоидентификации индивида (гендерной идентичности). Социальные психологи находят, что ребенок начиная с раннего возраста подвергается внушению со стороны его окружения, которое способствует идентификации маленького человека в соответствии со своим биологическим полом. Ими было обнаружено, что маленькие мальчики и девочки поведенчески практически не отличаются друг от друга до определенного возраста, но по мере развития в общественной среде они усваивают стереотипы поведения и свою гендерную роль. Вместе с этим дети усваивают и полоролевые установки, которым вынуждены следовать и принимать.

Соответственно, согласно этой теории, девочки психологически становятся фемининными, а в мальчиках социум развивает традиционно маскулинные качества личности. В реальности же каждый человек сочетает в себе как маскулинные, так и фемининные качества, и общество представляет собой характерологический континуум личностей, причем мужчина или женщина может соответствовать любой точке этой характерологической шкалы, и можно встретить как маскулинизированную женщину, так и феминизированного мужчину. Сложно оказалось однозначно определить и свойства характера, которые следует относить к типично мужским или типично женским, так как зачастую в одних этносах они считаются свойственными одному полу, а в другом — другому.

Эта концепция послужила основой для теоретического обоснования операций по конверсии (изменению) пола у младенцев с невыраженными половыми органами или поврежденными при рождении или неудачных хирургических операциях.

Однако это встречало активное сопротивление со стороны представителей нейронаук. Споры вокруг конвертирующих операций достигли внимания общественности в 1997 году, когда был опубликован рассказ о жизни человека по имени «John/Joan», получивший Национальную премию по журналистике. «John/Joan», известный в настоящее время как Дэвид Реймер (David Reimer), родился в 1965 г. вместе с другим братом-близнецом и был назван Брюсом. Но предпринятое в 8 месяцев обрезание привело к несчастью — потере пениса, после чего ребенок был кастрирован в 22 месяца и переименован в Бренду. Случай был оценен в литературе как потрясающий успех Хопкинсовского психолога Джона Мани (John Money), который был автором самого термина «гендер», он послужил прецедентом для многих других. В действительности же дело обстояло вовсе не так благополучно.

Бренда, которая всегда чувствовала себя неуютно в своем разодетом в платья теле, пережила ужасное детство, полное замешательства и безжалостных насмешек, и в сущности не воспринимала себя как девочку. Она была склонна к мальчишеским занятиям, увлечениям и поведению. Когда в 14 лет ей наконец рассказали правду, она немедленно с чувством глубокой удовлетворенности и облегчением стала Дэвидом. В итоге Дэвид женился, принял детей жены и сегодня он уже дедушка.

Медицинское сообщество также узнало правду о случае Дэвида и пришло в неизбежное замешательство: возможно тысячи проделанных хирургических конверсий привели к страданию людей. В своем докладе профессор анатомии и репродуктивной биологии Гавайского университета Milton Diamond, и психиатр Keith Sigmundson поведали миру об ужасающем прошлом Дэвида. Оба исследователя не случайно занялись данной проблемой: Даймонд был одним из команды ученых Канзасского университета, выявивших в 1959 г. маскулинизирующий эффект тестостерона на внутриутробное развитие морских свинок, а Сигмундсон был психиатром несчастного Реймера в его родном городе Уиннипег.

Данный случай послужил импульсом для начала широких ретроспективных исследований случаев конверсии пола у младенцев, которые выявили множество аналогичных историй и тем самым нанесли серьезнейший удар по социальной теории половой самоидентификации у детей. К сожалению, даже в современных учебных пособиях эти клинические данные не всегда находят отражения (например, Шон Берн. Гендерная психология; Бендас Т. В. Гендерная психология, 2006).

Также объектом острых дискуссий, нередко принимающих политический характер, становится предметная область деятельности человека в зависимости от пола. Многими профессиями, ранее считавшимися исключительно мужскими, стали овладевать и женщины. Большой материал принесли и кросс-культурные исследования (например, Маргарет Мид), из которых следовало, что деятельность по признаку пола определяется культурными установками, могущими быть разными в разных этносах. Соответственно, и деятельность не может однозначно определяться как природно предопределенная для какого-то одного из полов.

Однако все же существуют определенные корреляции между мужскими и женскими традициями в различных культурах относительно предметных занятий, что может косвенно свидетельствовать в пользу существования каких-то биологических детерминант. Это прежде всего — разница в физических возможностях, поскольку мужчины в своем большинстве намного сильнее женщин, а потому заняты в требующей физической силы деятельности, в то время как материнская роль женщины диктует воспитание ею потомства и ведение домашнего хозяйства. Нельзя отрицать, что поведение лиц мужского и женского пола есть следствие их социализации и воспитания в соответствии с представлениями общества о роли мужчин и женщин. Однако возникает вопрос: а почему у человечества сформировались такие представления? И почему, несмотря на смену исторических и экономических эпох, они все же в своей основе остаются незыблемыми? Скорее всего, потому, что они основываются на народной мудрости, учитывающей биологические возможности мужчин и женщин.

И опять серьезнейшие факты преподнесли клиническая эндокринология и этология. Случаи пациентов с эндокринными нарушениями говорят о том, что в период раннего развития человека чрезвычайно влиятельны биологические факторы (например, уровни андрогенов — мужских половых гормонов — у матери в период вынашивания плода, оказывающих маскулинизирующее влияние на половую дифференцировку мозга у ребенка).

Эксперимент с приматами

Хотя большинство фактов указывают на роль социализации, нельзя сбрасывать со счетов и значение врожденной предрасположенности к выбору видов деятельности, игр, игрушек (с учетом хотя бы большей агрессивности лиц мужского пола, которая определяется не только воспитанием, но и связью с генетически предопределенной концентрацией в организме мужских половых гормонов). Уникальная возможность получения доказательств в пользу последней точки зрения имеется при изучении детей с таким генетическим нарушением, как врожденная гиперплазия надпочечников (ВГН). Из-за ферментативного дефекта у индивидов с САН обнаруживается высокий уровень андрогенов в надпочечниках начиная с утробного периода. Вследствие этого у девочек с ВГН наблюдается поведение, характерное для мальчиков: интенсивный расход энергии, склонность к шумным уличным играм и традиционно маскулинным игрушкам и занятиям (Ehrhard, Baker, 1974; Ehrhard, Epstein, Money, 1968; S. Berenbaum, M. Hines, 1992). Они лучше ориентируются в пространстве (что характерно для мальчиков), чем девочки без ВГН (Resnick et al., 1986). Поэтому существует точка зрения, что не родители навязывают ребенку те или иные игрушки и игры, а ребенок, проявляя склонность к тем или иным играм и игрушкам, заставляет реагировать родителей на его склонность (S. Scarr, K. McCartney, 1983). Авторы рассматривают эту зависимость как вызывающий генотип — реакция среды. В пользу этого свидетельствует и наблюдение М. Сноу и его коллег (M. Snow et al., 1983), что мальчики, получившие от отца куклу, играют с ней меньше, чем девочки. На биологическую основу различий в играх мальчиков и девочек указывают и наблюдения над юными макаками-резус: самцы играют в борьбу, а самки ухаживают за более молодыми детенышами. Вряд ли эти различия можно приписать социальному фактору или подражанию родителям. Скорее борьба юных самцов отражает их большую склонность к проявлению агрессии, обусловленную большой концентрацией мужского полового гормона. (цитата по Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины, 2003)

Значительный в данном спорном вопросе вклад внес эксперимент с приматами — обезъянами vervet из семейства негоминид (Gerianne M Alexander and Melissa Hines. Evolution and Human Behavior (official Journal) — см. ссылки). Оказалось, что самцы из всех предложенных им игрушек предпочитали машинки и мячи, а самки — куклы и горшки, то есть те же самые, которые обычно соответственно предпочитают мальчики и девочки. Игрушками же, которые одинаково свойственны мальчикам и девочкам (иллюстрированная книга или матерчатая собака), самцы и самки интересовались в одинаковой степени. Это подразумевает, что данные предпочтения сформировались в процессе эволюции и основаны на различных поведенческих ролях самцов и самок. По-видимому, в выборе типа игрушек играли ассоциативную роль свойства этих предметов, привлекательные в контексте типичного для самцов и самок полоролевого поведения. Таким образом, и в этом отношении мнение социальных психологов было опровергнуто.

Математические способности

Считается, что мужчины больше способны к абстрактному мышлению и математике. В школьном возрасте большинство девочек усидчивее мальчиков. Проведение стандартных математических тестов у школьников выявило отличия, зависящие от возраста. Превосходство девочек наблюдается в заданиях на нумерацию и вычисление: это относительно легкие стереотипные задачи, и не удивительно, что девочки, которые опережают мальчиков в развитии, выполняют их либо лучше мальчиков, либо, по крайней мере, не уступают им. Но гораздо чаще обнаруживалось превосходство мальчиков и мужчин. Оно проявляется начиная с 12 лет и вплоть до 21 года (более поздних исследований не было), в разнообразных параметрах (рассуждениях, вычислительных способностях, математических достижениях и при прямом определении математических способностей по специальным тестам), сохраняется и на выборке одаренных (когда одаренные девочки сравниваются с одаренными мальчиками), а их развитие совпадает с развитием невербального интеллекта в целом. Все эти закономерности свидетельствуют о более значительном преобладании мальчиков и юношей над девочками и девушками по математическим способностям (цитата по Бендас. Т. В. Гендерная психология, 2006). Это подтверждается и результатами проведения математических олимпиад. Кроме того мальчики гораздо чаще предлагали нетривиальное решение нестандартных задач. Социальные психологи склонны объяснять это тем, что девочек традиционно не стараются развивать в математическом отношении, однако мальчиков также никто не побуждает заниматься математикой, и если эта склонность обнаруживается у девочки или у мальчика, то совершенно самопроизвольно, причем у мальчиков обычно в пубертатный период.

Различия в речевых способностях

Превосходство женского пола в речевых способностях начинается уже в 6 месяцев, продолжается в другие возрастные периоды (с 3 лет до 21 года) и заканчивается (исходя из имеющихся данных) в 84 года. Это превосходство в равной степени проявляется во всех культурах, а также как среди обычных испытуемых, так и среди одаренных, то есть при сравнении талантливых мальчиков и талантливых девочек.

Причина явного превосходства девочек по речевым способностям по-прежнему неясна. (цитата по Бендас Т. В. Гендерная психология, 2006). Однако этология продемонстрировала, что самки приматов (макаки резус) издают в 13 раз больше «коммуникационных» звуков по сравнению с самцами. При этом они в основном предпочитают общаться с другими самками. Самцы же примерно равное количество времени проводили в «беседах» с макаками обоего пола («Sex differences in vocal communication among adult rhesus macaques» — Evolution and Human Behavior). Таким образом превосходство женщин в речевой способности также обусловлено эволюционно — общение с «соседками» необходимо самкам макак для выживания. Всю свою жизнь они обычно проводят в одной группе и часто помогают друг другу ухаживать за потомством. Самцы, наоборот, часто мигрируют между разными группами макак. (см. ссылки).

Эмоциональные отличия

«Уже в трехнедельном возрасте мальчики, по сравнению с девочками, меньше спят и большее время проявляют беспокойство. Плачут они чаще всего тогда, когда появляется новый или пугающий стимул, что свидетельствует об их превосходстве над девочками по способности распознавать новый стимул и новизну ситуации. Такая особенность мальчиков уже была прослежена в других экспериментах: по ощущениям, восприятию, интеллектуальным способностям . Поэтому и в данных исследованиях плач и беспокойство мальчиков можно интерпретировать не только как эмоциональную, но и как исследовательскую реакцию.

Девочки плачут в другой ситуации, а именно тогда, когда возникает угроза лишения общения с окружающими. Так, в экспериментах девочки плакали, когда их оставляли одних за барьером, а также во время ссор с другими детьми. Таким образом, плач мальчиков можно назвать „исследовательским“, а девочек — „коммуникативным“ (эти условные термины придуманы мною. — Т. Б.). Это соответствует инструментальному и экспрессивному стилям, которые являются гендерно-типичными для обоих полов. Удивительно, что такое различие начинает проявляться в достаточно раннем возрасте». (цитата по Бендас Т. В. Гендерная психология)

Различия во внимании

Современные исследования внимания показали своеобразную картину половых различий по вниманию: превосходство девочек в произвольном внимании, преимущество женщин в избирательности, устойчивости и объеме внимания, ориентация девочек и женщин на быстроту, а мальчиков и мужчин — на точность работы (по показателям объема, устойчивости и распределения внимания), преимущество мужчин в работе с новыми, а женщин — со старыми, шаблонными стимулами, а также превосходство женщин в «коммуникативном внимании» (к мыслям и чувствам партнера).(цитата по Бендас Т. В. Гендерная психология)

Качественные показатели интеллекта

Учет деятельности испытуемых обнаруживает различия: общий интеллект мужчин имеет четко выраженную структуру, с доминированием невербального компонента, в то время как интеллект женщин слабо интегрирован. (цитата по Бендас Т. В. Гендерная психология) Исследование интеллектуальных способностей по тестам не дает достоверной и адекватной оценки и противоречивы, а кроме того зависимы от возраста. Некоторые исследования продемонстрировали превосходство мальчиков 8— 11 лет в решении невербальных задач (в частности, по субтестам Векслера «Завершение картинок» и «Сбор предметов») — в этом же возрасте у них начинается развитие зрительно-пространственных способностей. Мужчины 39-44 лет превосходят женщин по увеличению интеллекта за 38 лет. Последний результат может объясняться тем, что девочки и девушки опережают в развитии своих сверстников мужского пола и поэтому раньше достигают пика развития. Гораздо чаще обнаруживается превосходство женского пола, особенно в возрасте с 3 месяцев до 20 лет. Скорее всего, это также связано с опережающими темпами развития девочек по сравнению со сверстниками-мальчиками.

Другие различия

Сегодня нейробиология информирует о врожденной разнице в поведенческих реакциях у мужчин и женщин, таких как способ ориентации на местности (навигации), стилях принятия решений, реакциях на болевые раздражители и т. д. (см. ссылки ниже).

Это, однако не обесценивает роли участия среды и воспитания в развитии индивида, а лишь обусловливает потенциал развития в том или ином аспекте. Нейробиология лишь напоминает, что существующие границы обусловлены нормой реакции генов, а то, в какой степени будут реализованы природные потенциалы человеком, во многом зависит от самого человека и его целенаправленных усилий и организации жизни общества.


Смотри также

Ссылки

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о