История происхождения инь янь: Происхождение Инь Ян – ИНЬ И ЯН — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Происхождение Инь Ян

Безграничную пустоту , существовавшую до сотворения мира , из которой образовалась Вселенная , древнекитайские философы называли Уцзи , или предельное «ничто» . Сказано , что до творения нет ничего , но в то же время что-то , безусловно , есть . Мы не знаем ни что это такое , ни откуда это «что-то» берется , но оно определенно есть . Это «что-то» не может быть объяснено рационально ; его существование только предполагается , как существование какого-то объекта , смутно вырисовывающегося в густом тумане . Древнекитайские философы описывали это как «наличие отсутствия» или «невещественную вещь» (уу чжи у) . Можно сказать , что оно имеет форму , но бесформенно , имеет плотность и неосязаемо . Это беспорядочная неопределенность . Вы стоите перед ним , но у него нет переда . Вы идете сзади него , но у него нет задней стороны . Это явление не-вещности – источник движения и неподвижности . Считается , что все во Вселенной , включая Инь и Ян , развивается постоянно из этого непостижимого источника . Лаоцзы называл его Дао , И-Цзин называет его Тайцзи , а Ван Цзунъюэ , живший в династию Цин , в своей «Теории тайцзи-цюаня» объяснял :

«Тайцзи родилось от Уцзи , или предельного «ничто» . Это источник динамичных и статичных состояний , Мать Инь и Ян . Если они движутся – они разделяются . Если они неподвижны – они сочетаются» .

Говоря в общем , концепции Уцзи и Тайцзи описывают не только аспекты творения Вселенной , но также состояния взаимоотношений между людьми , между объектами или между людьми и объектами . Например , комната , пока в нее не вошли люди , находится в состоянии Уцзи . Когда входят люди , они вносят движение и начинается Тайцзи . Тайцзи , таким образом , есть источник Инь и Ян . Взаимоотношения человека и пианино , пока человек не собирается играть , – это Уцзи . Но когда человек начинает играть или даже просто намеревается это делать , отношения становятся Тайцзи . Итак , Уцзи существует до того , как что-то случается . Но даже намерение действовать вырастает из Уцзи .

Происхождение Инь Ян : Когда что-то возникает из Уцзи , исходное «ничто»-состояние прекращает свое существование . В этой точке начинается состояние Тайцзи . Дальше в ситуации появляются два аспекта . Пустота Уцзи – это Инь , а нечто , происходящее из Уцзи , – это

Ян . Иными словами , Инь и Ян – это взаимодополняющие противоположности , единство которых образует целое . Хотя они противоположны по природе , между ними существуют гармоничные отношения . Например , нет дня без ночи и ночи без дня . День – Ян , ночь – Инь . Противоположности существуют , и они не разделимы , как две стороны монеты . Другой пример взаимодополнения – небо и земля . Небо – Ян , земля – Инь . У людей мужчина – Ян , а женщина – Инь .


Тай-цзи ту – Великий предел

Движение Великого предела порождает ЯН. Когда движение достигает своего предела, наступает покой. В покое Великий предел порождает ИНЬ. Когда покой достигает своего предела, движение начинается снова. Так движение и покой чередуются и порождают друг друга.Что является первичным в этой целостной паре?

Великий Предел изначально обладает двойственностью. При этом Великий предел является «цветным», т. е. он изначально может иметь «белый» или «черный» цвет. Можно сказать, что эти два типа Великих пределов обладают противоположной спиральностью. Тогда, отождествляя с Замыслом «белого» Великого Предела пару «ян-инь», а с Замыслом «черного» Великого предела пару «инь-ян», мы получим, что у «белого» Великого предела вначале материализуется «яйцо», а потом «курица». У «черного» Великого предела, первой материализуется «курица», которая затем несет «яйцо».

Характеристики Ян – тепло, движение , центробежная сила , в то время как холод , неподвижность и центростремительная сила характерна для Инь . Идею Инь и Ян иллюстрируют различные состояния движения объекта . Начало движения – это рождение Ян , а конец движения – рождение Инь . Начало покоя – рождение мягкости, а конец покоя – рождение жесткости . Перемены Инь и Ян можно сравнить с разными формами воды . В точке кипения вода становится паром и обладает огромной мощью . Это Ян . В точке замерзания вода становится льдом и переходит в неподвижное , но не менее мощное состояние . Это Инь .

В хорошем состоянии человек полон энергии . Он обладает устойчивым рассудком , теплом в конечностях , активным , желающим и деятельным духом . В этой точке функция Ян достигла пика , перед человеком раскрываются прекрасные возможности. Он подобен реке , которая разлилась до краев своего ложа . Дальше ей остается только выйти из берегов . На противоположном конце этой шкалы – человек , которому недостает энергии . Его рассудок нездоров , конечности холодны , его движения и настроения неуравновешенны , а его отношение к жизни пессимистично . Функция Инь – в высшей точке , а Ян – в низшей . В этом состоянии человеку следует «залечь» и переждать . Любая попытка продвижения вперед будет кончаться только провалом . Это отступление – не навсегда и не должно вызывать негативного отношения . Отступая по пути , указанному Инь , можно культивировать позитивное начало .

Столкнувшись с незначительной неудачей , некоторые люди начинают сетовать на невезение , плохую судьбу и т. п. Они чувствуют растерянность и замешательство , потому что не понимают процессов Инь-Ян . Если сейчас светит солнце , то будет и дождь . После дождя снова будет солнечно .

Восприятие мира китайцами всегда ситуативно и никогда не постоянно , т. е. мир постоянно трансформируется , а поэтому ничто не существует воистину и до конца , ничто не является истинным по своей природе и изначально . Собственно мотив истинности , которая может быть дана только как постоянная трансформация , и есть основа мистического представления инь-ян .

Сама ситуативность восприятия порождает мысль о постоянном переходе противоположностей друг в друга , поэтому инь-ян не равняются биному женское-мужское , а пары мужское-женское , пустое-наполненное являются лишь следствием такого бинарного типа мышления .

Лао-цзы сказал в «Дао дэ цзине» : «Дао породило одно , одно стало двумя , потом два породили три . Из трех вышло все остальное» .

«Дао породило одно» – это описание того , как Тайцзи произошло от Уцзи . Хоть Уцзи , которое существовало до начала Вселенной , было неосязаемым и нематериальным , оно стало источником творения . В начале движения развернулось Тайцзи , то есть «одно» . Следующие «два» появились , когда движение заставило Инь и Ян разделиться . Поскольку Инь всегда содержит немного Ян и наоборот , Ян смог сочетаться с Инь и образовать «три» . Таким образом , два создали три , как супруги рождают ребенка . С этого начался цикл ; производство и воспроизводство продолжались непрерывно , все больше и больше создавалось , и так без конца .

Лао-цзы заключает : «Из этого , что-есть родился весь мир вещей , но то , что-есть , в свою очередь , произошло от того-чего-нет» . Все развилось в цикле , который начался от «ничто» , затем перешел к необъяснимому «нечто» , которое было источником «всего» ; все произошло от трех , три произошли от двух , два – от одного , а одно – от «ничто» . Итак , все произошло из ничего .

Уцзи («Беспредельность») — это состояние нейтральности , предшествующее Тайцзи ( Великий Пpедел pождается из Беспpедельного ) — состоянию взаимно дополняющих друг друга противоположностей .
Тайцзи – механизм осуществляющий движение и покой , мать и источник первоначал инь и ян .
Двигаясь , он pазделяет . Пpебывая в покое , он соединяет .
Дао — это корень инь и ян , основа мириада вещей . Но это Дао не проявлено и обнаруживается через Великую пустоту .
Когда Дао проявляет себя , оно перетекает в сотнях явлений . Дао одиноко — таково оно !

Происхождение Инь Ян ; – Общий раздел : Инь Ян

ИНЬ И ЯН — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

ИНЬ И ЯН (кит., букв. - тём­ное и свет­лое) - од­на из пар ос­но­во­по­ла­гаю­щих кате­го­рий китайской фи­ло­со­фии, кон­кре­ти­зи­рую­щая­ся в не­ог­ра­ни­чен­ном ря­ду оп­пози­ций: пас­сив­ное и ак­тив­ное, мяг­кое и твёр­дое, внут­рен­нее и внеш­нее, ниж­нее и верх­нее, жен­ское и муж­ское, зем­ное и не­бес­ное и т. д. Эти­мо­ло­гические зна­че­ния Инь и янь - те­не­вой и сол­неч­ный скло­ны хол­ма или бе­ре­га ре­ки.

В «Го юй» Инь и Ян впер­вые пред­став­ле­ны как две ипо­ста­си «пнев­мы» (ци) - со­от­вет­ст­вен­но «зем­ная» и «не­бес­ная», на­ру­ше­ние взаи­мо­дей­ст­вия ко­то­рых при­во­дит к сти­хий­ным бед­ст­ви­ям и сму­там. В «Гу­ань-цзы» с взаи­мо­дей­ст­ви­ем Инь и Ян со­пря­же­ны сме­ны вре­мён го­да, дня и но­чи. В «Чжу­ан-цзы» Инь и Ян свя­за­ны с ка­те­го­рия­ми «Дао дэ цзи­на» «по­кой» и «дви­же­ние». В тра­диционной кос­мо­го­нии по­яв­ле­ние Инь и Ян зна­ме­ну­ет со­бой пер­вый шаг от не­диф­фе­рен­ци­ро­ван­но­го («хао­тич­но­го») един­ст­ва пер­во­здан­ной «пнев­мы» к мно­го­об­ра­зию всей «тьмы ве­щей» («Дао дэ цзин»).

В про­цес­су­аль­ном ас­пек­те глав­ный за­кон Инь и Ян - дао, то есть их взаи­мо­пре­вра­ще­ние по дос­ти­же­нии оп­ре­де­лён­ной фа­зы раз­ви­тия: «од­но инь, од­но ян - это и есть дао»; при этом ка­ж­дое из про­ти­во­по­лож­ных на­чал со­дер­жит в се­бе по­тен­цию дру­го­го. Таким образом, мо­дель инь - ян оп­ре­де­ля­ет не толь­ко раз­ви­тие, но и уст­рой­ст­во все­го су­ще­го в ми­ре. Прин­цип дуа­ли­за­ции реа­ли­зу­ет­ся на всех уров­нях су­ще­ст­во­ва­ния объ­ек­тов: лю­бая сто­ро­на инь и лю­бая сто­ро­на ян в свою оче­редь де­лят­ся на инь - ян и т. д.

Эта тео­рия уни­вер­саль­но­го дуа­лиз­ма сфор­ми­ро­ва­лась в середине I тысячелетия до нашей эры и впер­вые бы­ла сис­те­ма­ти­че­ски из­ло­же­на в «И цзи­не», где Инь и Ян на­зва­ны «дву­мя об­раз­ца­ми», ро­ж­дён­ны­ми «Ве­ли­ким пре­де­лом» (тай цзи), и ото­жде­ст­в­ле­ны с эле­мен­тар­ны­ми ком­по­нен­та­ми гек­са­грамм (гуа) - пре­рван­ной и це­лой чер­та­ми со­от­вет­ст­вен­но. Наи­боль­шее раз­ви­тие она по­лу­чи­ла в шко­ле инь­ян цзя. Цзоу Янь и Дун Чжун­шу со­еди­ни­ли её с уче­ни­ем о пя­ти эле­мен­тах (у син), что в даль­ней­шем ста­ло ос­но­вой прак­ти­че­ски всех тра­ди­ци­он­ных фи­лософских и на­учных по­строе­ний в Ки­тае.

Уже в «Си цы чжуа­ни» (ком­мен­ти­ру­ю­щей час­ти «И цзи­на») дей­ст­вие Инь и Ян рас­про­стра­ня­лось на об­щественные и се­мей­ные от­но­ше­ния, а Дун Чжун­шу пе­ре­нёс идею Инь и Ян так­же на ка­те­го­рии со­ци­аль­ной оцен­ки - мо­раль­ные ка­че­ст­ва, на­гра­ды и на­ка­за­ния: «Всё дур­ное ис­чер­пы­ва­ет­ся в инь, всё доб­рое - в ян»; «в ян - вы­со­кое на­ча­ло, в инь – низ­кое». Чжоу Ду­ньи свя­зал ро­ж­де­ние Инь и Ян с ди­на­ми­кой «дви­же­ния» и «по­коя» «Ве­ли­ко­го пре­де­ла» как сво­его ро­да про­грам­мы упо­ря­до­чен­но­го раз­ви­тия ми­ра. Кон­цеп­ция Инь и Ян про­дол­жа­ет иг­рать важ­ную роль в современной ки­тай­ской ме­ди­ци­не.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Graham A. C. Yin/Yang and the na­ture of correlative thinking. Kent Ridge, 1986
  • Ки­тай­ская гео­ман­тия / Сост. М. Е. Ер­ма­ков. СПб., 1998

Инь и ян и пять элементов в культуре Китая

В древней китайской литературе отмечается, что смысл инь и ян очень простой. Они означают тень (теневую сторону) и свет (солнечную сторону). Впоследствии эти знаки начали отождествлять с холодным — горячим, движением вверх — вниз, левым — правым, входом — выходом, днём — ночью, мужчиной — женщиной, активностью — пассивностью т.д.

Древние китайские философы верили, что противоположность инь — ян и её взаимодействие является неотъемлемой частью природы, а также основным законом мироздания.

Пять элементов (кит. «У Син») — это металл, дерево, вода, огонь и земля. На протяжении долгих лет истории китайцы убедились, что всё в этом мире создано из этих пяти первоисточников.

Учение о пяти элементах включает два цикла: подъём (создание) и падение (разрушение). В пределах этих двух циклов происходит взаимное зарождение и уничтожение пяти элементов.

Пять элементов

Пять элементов и два цикла их взаимодействия.
Иллюстрация: Thomas Choo/The Epoch Times

Инь и ян

Согласно китайскому древнему учению, не является абсолютным утверждение о том, что свет — это добро, а тьма — зло. Например, человек — это ян, а женщина — инь. Однако женщины могут быть разного возраста, в частности, пожилых женщин считают ян, а молодых девушек — инь. Так же и для каждого человека: передняя сторона — инь, задняя сторона — ян. То есть внутри инь можно найти ян, а внутри ян — инь. Таким образом, мы можем увидеть, что в одном существе или одном предмете существуют тонкие взаимосвязанные отношения между инь и ян.

Иначе говоря, инь и ян — это изменение всех вещей в процессе их взаимоотношений. Считают, что философия инь — ян возникла на основе наблюдения за сменой дня и ночи. Светлая сторона — ян, а темная сторона — инь. День чередуется с ночью, так же инь и ян. Поэтому они отражают феномен изменения в зависимости от времени и обстоятельств.
 

Інь і Ян

Инь и ян.
Иллюстрация: The Epoch Times

Пять элементов

Согласно теории о пяти элементах, все вещи в мире относятся к пяти категориям движения, а именно: металл, дерево, вода, огонь, земля. Они соотносятся с природными стихиями. На протяжении тысяч лет китайцы описывали этими пятью элементами окружающие явления и предметы. Теория о движении пяти первоисточников рассказывает о природе всех вещей во вселенной.

Каждому из пяти разновидностей движения присущ свой сезон, цвет, вкус и т.д. Временами года, которые характеризуют пять элементов, являются весна, лето, осень и зима, цветами — красный, жёлтый, белый, чёрный и зелёный. Каждому элементу также присущ свой вкус: кислый, сладкий, горький, солёный или перченый.

Дерево

Дерево и его движение показывает приход весны. Всё живое просыпается после зимнего сна и начинает снова двигаться. Дерево означает наступление весны, восход солнца и появление почек. Сезон этого элемента — это весна, направление движения — восток, цвет — зелёный, а вкус — кислый.

Огонь

Огонь и соответствующее ему движение ассоциируется с жарой, светом и пламенем. Огонь связывают с летом, его движение направлено на юг, цвет — красный, вкус — горький.

Земля

Землю не относят к какому-либо времени года, но она играет особую роль для каждого сезона (например, растениям нужна земля, чтобы расти). Этот элемент регулирует связь между четырьмя временами года. В отличие от других элементов, которым соответствуют четыре направления во вселенной, движение земли связано с центром вселенной. Иначе говоря, земля — это центр для любого движения во вселенной. Цвет знака земли жёлтый, который также расположен в центре хроматограммы. Вкус этого элемента — сладкий.

Металл

Осень — сезон металла — это переходная пора года между летом и зимой, когда плоды созревают и наступает период сбора урожая. В отличие от бурного развития весной, одиночество и меланхолия осени вдохновляют людей на творчество. Металл считают концом жизни, которая, однако, порождает новую жизнь. Металлу соответствует движение на запад, цвет — белый, вкус — перчёный.

Вода

Вода и её движение представляет зиму — предельное состояние материи инь. В течение этого времени животные и растения засыпают или ограничивают свою активность, прячась от холода. Элемент воды соотносится с чёрным цветом, что отражает внутренний хаос. То есть снаружи ничего не видно, но внутри происходит стремительное развитие новой жизни. Вода — это движение на север, вкус её — солёный.

По древнекитайским верованиям, даже моральные и этические аспекты тоже соотносятся с пятью элементами. Например, доброта — это дерево, праведность — металл, приличие — вода, мудрость — огонь, а вера — земля.

С точки зрения инь и ян, все материи и явления во вселенной, которые состоят из пяти элементов, взаимодействуют друг с другом.
 

Дэвид Ву, Великая Эпоха (The Epoch Times)

Инь и ян

Инь и ян. Две первоосновы Вселенной. Ян – небесная мужская сила, а инь – женская земная. Концепция единства и борьбы этих двух первичных основ присущи не только Китаю. Ведь в той или иной форме мифы создания жизни путем соединения Матери-Земли и Неба-Отца можно найти в древних мифах и религиях почти всех народов.Например, в системе йоги аналог инь и ян называется ха-тха (примерный перевод «закон Солнца и Луны»), отсюда хатха-йога. 
Энергия инь – по свойствам близка к гравитации, стремится сжать все в точку, стремиться сжать пространство и время в единую черную дыру. Это сила, которая поглощает энергию и посылает ее в никуда. Сoagula алхимии. Первоначально - темная холодная сила Космоса.

Инь есть первоначальный хаос, который царил до появления материи и пространства-времени. 
Ян – стремление к расширению. Сила, для которой свойственно разрывание границ и расширение, сила взрыва и света, солнечного излучения. Solve алхимиков. Расширяющая сила, которая определяет пространство и время и сохраняет их.
В макрокосмосе борьба между силами гравитации и солнечного излучения (инь и ян) определяет природу реальности. В микрокосмосе их взаимодействие питает нашу жизненную силу.

 

Соединение и объединение двух противоположностей рождает движение и Жизнь, как материальный, так и духовный мир.
«Все вещи несут инь на поверхности и содержат ян внутри; когда обе эти сущности соединяются, то жизненная энергия производится гармоничным образом» («Дао дэ цзин», стих 42).
Сжатие и расширение, женское и мужское, тьма и свет, холод и жар – едины в своем различии. Инь и ян подобны двум полюсам магнита. Различны в своих свойствах и проявлениях, но едины в целом, и одно не может существовать без другого. Древнекитайский символ инь-ян наполнен глубоким философским смыслом – все содержит в себе зародыш противоположности. Все во Вселенной находится в постоянной борьбе, в движении, в изменении. Вся жизнь – непрерывная трансформация, все течет и изменяется.
Определение инь и ян поразительно близко к современному представлению о природе Вселенной и современным научным теориям. Интересно, что многие физики черпали свои идеи из бездонного колодца восточной мудрости – недаром Нильс Бор после посвящения в рыцари выбрал для своего герба знак инь – ян как символ гармонии между древними восточными и современными западными науками.
Последователи даосской школы Мо-цзы говорят: «Все, что есть на Земле – ян, но сама Земля – инь». Все, что стремится к уплотнению – имеет больше качеств инь. Все, что стремится к расширению – больше качеств ян. 
Ян – активная, мужская, небесная энергия. Ее описывают как горячую энергию голубоватого света, поднимающуюся снизу вверх. Ей присущи качества «мужских» первоэлементов – Огня и Воздуха. Разлитая в пространстве, стремящаяся к расширению, энергия ян пропитывает все живое на как Земле, так и во Вселенной. Все, где есть стремление к движению и расширению, имеет в своей основе силу ян.
Инь – пассивная, женская, земная энергия. Она наполнена холодом вакуума, Космоса, первозданной тьмы. Инь воплощает собой первоначальный хаос, который царил до появления материи и пространства-времени. Этой энергии присущи свойства «женских» первоэлементов – Воды и Земли. Подобно воде, эта энергия стремится заполнить пустоту, устремляется сверху вниз в стремлении заполнить и уплотнить пространство. Сравните с Книгой Закона: «Ибо вовеки он – Солнце, она же – Луна. Но для него – крылатое тайное пламя, а для нее – звездный свет, нисходящий с высот». Человек, согласно даосскому учению, может ощутить инь только как результат взаимодействия с ян – из-за ее пассивной и непроявленной природы. 
Согласно представлений даосизма, инь и ян сперва находились в непроявленном виде в Дао.
Дао можно понимать как всемирный принцип, рационально недоступный, и поэтому человек должен как можно меньше своим сознательным действием и стремлением мешать этому принципу осуществлять себя, должен жить более интуитивным способом. Следовать по пути разума, пренебрегая интуицией - значит враждовать с Дао, а враждующий с Дао неминуемо причиняет вред себе и окружающему. Он словно плывёт против течения, но этот течение настолько сильно, что всё равно подчинит его себе. Плывущий против течения зря тратит свои силы. Истощая свои силы, он приходит к гибели своего сознания и своего «Я».

Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао.
Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя.
Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем — мать всех вещей.
Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [дао],
а кто имеет страсти, видит только его в конечной форме.
Безымянное и обладающее именем одного и того же происхождения,
но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими.
Переход от одного глубочайшего к другому — дверь ко всему чудесному.
(Дао дэ Цзин, стих 1)

Понятие «Дао» и его связь с каббалистическим Деревом Жизни описано в работе А. Кроули «Магическое Дао»:
1. Дао концентрируется в Кетер как точка.
2. Дао направляет себя в Хокма и становится Мужской Силой. Она называется Ян и символизируется Целой Линией.
3. Дао расширяется в Бина и становится Женской Силой. Она зовется Инь и символизируется Прерывистой Линией.
4. Три этих понятия: Дао, Ян и Инь – порождают Небо и Землю со всем их содержимым.

Таким образом, ян-ци – энергия правого ствола Древа Жизни, а инь-ци – соответственно левого. Интересно совпадение цветового восприятия энергии ян-ци. Цвет Хокмы – голубой, такой же и цвет насыщенной, «уплотненной» энергии ян.
Представления об инь и ян, о энергиях ци и Дао можно встретить в несколько измененном, «зашифрованном» виде во многих вещах западной традиции и культуры. Астральный свет Э.Леви, флюид магнетизеров, гальванизм и магнетизм  - не являются ли все эти названия одной и той же энергией?

 

Две цивилизации – западная и восточная - входили в соприкосновение еще до похода Александра Македонского, обмениваясь знаниями и обогащая друг друга. Упоминание о греках («йона», «явана» - перевод этнонима «ионийцы») встречается в индийском эпосе «Махабхарата», в Указах Ашоки, и др. Известны греко-бактрийское, индо-скифское и индо-греческие царства.


Максимальная территория Индо-греческого царства в 175 до e. v.

Правитель индо-греческого царства Менандр I (Милинда) не только официально перешёл в буддизм, но к концу жизни даже стал буддистским архатом (святым, достигшим нирваны).

Серебряная драхма царя Менандра I «Спасителя» с надписью на реверсе «Махараджа Менандр Спаситель» на языке кхароштхи (Кхароштхи — письменность, по-видимому, произошедшая от арамейского алфавита. Была распространена в Северной Индии и на юге Средней Азии в III в.до e. v. — IV в. e. v.).

Монета царя Менандра I с колесом дхармы.

Плутарх говорит, что после его смерти пепел от погребального костра был распределён между многими городами, и построены монументы (предположительно ступы), подобно ступам Будды. По свидетельству Махавамсы (исторической поэмы о царях Шри-Ланки, охватывала период с VI в. до e.v по IV в. e.v.), греческий монах Махадхармараксита пришёл из города Александрии (предположительно Александрия Кавказская около Кабула) c 30 тысячью греков-последователей буддизма на церемонию открытия Великой Ступы в Анурадхапуре в Шри-Ланка (около 130 г. e.v.).
Ряд исследователей сходятся во мнении, что именно греки стояли у истоков течения Махаяны в буддизме. Учитывая, что именно буддизм Махаяны распространился в Китай, Тибет, Корею и Японию, можно утверждать, что Запад оказал значительное влияние на историю Востока. И в то же время неоспоримо глубокое влияние, которое индийская мудрость оказала на греческих философов того времени и, следовательно, на дальнейшее развитие Запада. Например, философ Пиррон, последовавший за Александром и вернувшийся в Грецию, чтобы учить своих приверженцев (среди которых были Зенон и Эпикур), в Индии был сторонником дигамбарского (аскетического) направления джайнизма. В трудах Онесикрита и Страбона явно заметно влияние буддизма. 
Первые известные антропоморфные изображения Будды появились в результате греко-буддистского взаимовлияния. До этого буддистское искусство было аниконичным (Будда изображался только через символы: пустой трон, дерево просветления, следы Будды, колесо дхармы и пр.).

Символ кадуцей, олицетворяющий силы трансформации, единства противоположностей, жезл Меркурия, удивительно похож на систему чакр и движения инь и ян по меридианам тела. Сравним изображения из Месопотамии,

Жезл Меркурия (Гермеса):

и


меридианы инь и ян:


Человеческий организм – информационно-волновая энергетическая структура гораздо в большей степени, чем просто физическое тело. Энергия ци проникает в организм с воздухом при дыхании с воздухом, с пищей, но также и через биологически активные точки (точки акупунктуры) и распространяется по меридианам и внутренним органам. В организме человека китайские врачи насчитывают около 700 таких точек. Эти точки обладают повышенной чувствительностью, проницаемостью для разных видов излучений и высоким электрическим потенциалом. По некоторым сведениям, мембрана клеток точек акупунктуры может принимать информацию, которая переносится магнитными полями, СВЧ, КВЧ, лазером, радиоактивными частицами и т. д.).
В древнекитайском трактате «Хуан Ди Ней-цзин» поэтически описываются точки по степени взаимодействия с энергией ци: "там, где в теле возникает ци, образуется точка колодец; там, где ци сочится, возникает точка ручей; там, где ци течёт, образуется точка речушка; там, где ци движется подобно потоку, образуется точка река; а там, где ци входит внутрь организма, двигаясь к органам, образуется точка море".

Излучается ли энергия также только по этим точкам или всей поверхностью тела – вопрос остается открытым.

В 1962 году севернокорейскими учеными была открыта система трубкообразных структур, имеющих очень тонкие стенки и пронизывающих человеческий организм в соответствии с акупунктурными меридианами. Цитата: «Эти трубкообразные структуры («система Кенрак») имеют выход на кожные и подкожные покровы. Оканчиваются они маленькими неплотными овальными образованиями, резко отличными от близлежащих тканей. Расположение этих образований соответствует акупунктурным точкам. Система Кенрак представляет собой сеть волноводов и служит для передачи токов высокой частоты. Отметим, что скорость протекания энергии по ней намного превосходит скорость химических реакций и скорость нервного импульса. Механизм действия системы Кенрак описывается так. Нейроны, получая низкочастотный ток действия, перед дальнейшей передачей преобразуют его в ток высокой частоты. Затем –«на выходе» - происходит обратное преобразование в ток действия - уже для следующего нейрона. Такие превращения, естественно, занимают определенное время. Однако организм нуждается в ускоренной передаче энергии, что и обеспечивается системой Кенрак. Токи высокой частоты системе Кенрак передает нейрон. Этим объясняется управляющая энергообменом роль центральной нервной системы и возможность сознательного перераспределения энергии в организме. Само по себе движение токов высокой частоты создает особую энергетическую оболочку человека - ауру. С другой стороны, система Кенрак позволяет человеку получать энергию из внешней среды через рецепторы дыхательной системы и слизистой оболочки в пищеварительном тракте. Энергия в виде токов высокой частоты поступает также через биологически активные точки».
До сих пор ведутся споры о том, действительно ли была открыта система Кенрак или же это умелая мистификация с одобрения корейского правительства. Но даже если это не более чем гипотеза, она делает попытку объяснить реальные процессы, происходящие в акупунктурных точках и механизмы энергетического взаимодействия организма с энергиями Вселенной.


Чтобы насытить организм энергией, необходимо создать в организме некое подобие Пустоты, вакуума. И в эту Пустоту вливаются потоки энергии, стремясь заполнить ее, придать ей форму – ведь Природа не терпит пустоты. Максимально напрягая и затем полностью расслабляя мышцы, создавая тем самым «вакуум» мы вызываем прилив ци в физическое тело. Очищая сознание от образов и мыслей, останавливая внутренний диалог путем медитации – вызываем насыщение энергией своего сознания, ментального тела.
Медитация – это состояние, где нет мыслей и времени, нет образов и чувств. Истинная медитация - это Пустота, где нет ничего – даже осознания своего «Я». Медитация – грань между сном и бодрствованием, между сознанием и бессознательным состоянием. Надо освободиться от своих чувств и привязанностей, чтобы стать полезным всей Вселенной. 

Символом единства инь и ян в даосизме является лотос.

Лотос как водное растение является эмблемой Сил, творящих посредством Огня и Воды — символов Духа и Материи. Он воплощает также тройной аспект времени: прошедшее — бутонами, настоящее — цветком, будущее — своим семенем.
Он — воплощение цельности, так как примиряет Инь воды и Ян света.
Он символизирует совершенство и вдохновение, оплодотворяет самое себя и существует в себе самом: он есть воплощение Дао.
В магической формуле «Ом мани падме хум» («Жемчужина в лотосе») слово падме — лотос — представляет духовный расцвет, позволяющий завладеть Жемчужиной (мани).

В буддизме лотос символизирует первоначальные воды; потенциальные возможности проявленного мира и человека в нем; духовное раскрытие и расцвет; мудрость и нирвану. Стебель лотоса - это мировая ось, на которой стоит цветок трона-лотоса - вершина духа. Лотос посвящен Будде, явившемуся из лотоса в виде пламени и названному Жемчужиной Лотоса
В Иране лотос символизирует Солнце и свет.
В символизме майя он олицетворяет Землю как проявленную Вселенную.
В шумеро-семитской традиции лотос олицетворяет как Солнце и солнечных богов, так и лунных богов с Великой Матерью.
По словам Е.П. Блаватской, «лотос символизирует жизнь как человека, так и Вселенной. При этом его корень, погруженный в илистую почву, олицетворяет материю, стебель, тянущийся сквозь воду — душу, а цветок, обращенный к Солнцу, является символом духа». Цветок лотоса не смачивается водой, также как дух не пятнается материей, поэтому лотос олицетворяет вечную жизнь, бессмертную природу человека, духовное раскрытие.
В Древнем Египте с образом лотоса связывалось творение, рождение и Солнце как источник жизни. Этот великий цветок распустился, поднявшись из глубин первичных вод, и вынес на своих лепестках бога Солнца.


Ра в образе Гор-пар-Краата на цветке лотоса

С древнейших времен лотос ассоциировался с верховной властью: лотос был символом Верхнего Египта, а скипетр египетских фараонов выполнялся в виде цветка лотоса на длинном стебле.

Хочу закончить словами, начертанными на стене храма Хатхор в Дендерах: «Возьми себе лотос, который существовал с начала времен, лотос священный, который царил над большим озером, лотос, который выходит для тебя из Унит, он освещает лепестками землю, которая до того была во мраке».

 


Похожие материалы:


Инь и ян - это... Что такое Инь и ян?

Эта статья — о взаимодействии крайних противоположностей. О группе см. Инь-Ян; о пьесе см. Инь и Ян. У этого термина существуют и другие значения, см. Инь. У этого термина существуют и другие значения, см. Ян.

Инь и ян (кит. трад. 陰陽, упр. 阴阳, пиньинь: yīn yáng; яп. ин-ё) — одна из основных концепций древнекитайской натурфилософии.

Учение об инь и ян составляет одну из теоретических основ традиционной китайской медицины. Все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются китайской медициной как взаимодействие между двумя началами инь и ян, представляющими собой различные аспекты единой действительности[1].[неавторитетный источник? 549 дней]

Философская концепция

В «Книге перемен» («И цзин») ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого, мужского и женского начал в природе. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного, четного и нечетного и т. д. Исключительно абстрактное значение инь-ян получили в спекулятивных схемах неоконфуцианства, особенно в учении о «ли» (кит. 禮) — абсолютном законе. Концепция о взаимодействии полярных сил инь-ян, которые рассматриваются как основные космические силы движения, как первопричины постоянной изменчивости в природе, составляет главное содержание большинства диалектических схем китайских философов. Учение о дуализме сил инь-ян — непременный элемент диалектических построений в китайской философии. В V-III вв. до н. э. в древнем Китае существовала философская школа инь ян цзя. Представления об инь-ян нашли также разнообразное применение в разработке теоретических основ китайской медицины, химии, музыки и т. д.

Открытый в Китае несколько тысячелетий назад, этот принцип первоначально базировался на физическом мышлении. Однако по мере развития он стал более метафизическим понятием. В японской же философии сохранился физический подход, поэтому деление объектов по инь и ян свойствам у китайцев и японцев различаются[2]. В новояпонской религии оомото-кё это понятия божественных Идзу (огонь, ё) и Мидзу (вода, ин).

Единая изначальная материя тайцзи порождает две противоположные субстанции — ян и инь, которые едины и неделимы. Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» — «южный, солнечный склон горы». Позднее инь воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а ян — как позитивное, светлое, теплое и мужское начало.

В трактате «Ней-цзин» по этому поводу говорится:

Чистая субстанция ян претворяется в небе; мутная субстанция инь претворяется в земле… Небо — это субстанция ян, а земля — это субстанция инь. Солнце — это субстанция ян, а Луна — это субстанция инь… Субстанция инь — это покой, а субстанция ян — это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает. Субстанция ян трансформирует дыхание-ци, а субстанция инь формирует телесную форму.

Пять стихий как порождение Инь и Ян

Пять стихий и три круга: зелеными стрелками обозначен круг порождения, красными — круг преодоления, синими — круг контроля (погашения)

Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (первоэлементов) — у-син: воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира — «десять тысяч вещей» — вань у, включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево — огонь, огонь — землю, земля — металл, а металл — воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево — землю, а земля засыпает воду).

Аналогичные понятия в других учениях

См. также

Примечания

  1. К.Шнорренбергер Учебник китайской медицины для западных врачей — М: «Balbe», 2003.
  2. Сиро Мацуоки Начало Инь и Ян//Прикладная макробиотика.

Литература

  • Мартыненко Н. П. Предпосылки возникновения концепции «инь-ян» в китайской культуре //Arbor mundi. Мировое дерево. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. М., 2006. Вып. 12. С.46-69.
  • Марков Л. Система дуальных противоположностей Инь — Ян в сравнительном освещении.// Восток. М., 2003. № 5. С. 17-31.
  • Дёмин Р. Н. Школа инь ян // Культуры в диалоге. Вып. 1. — Екатеринбург, 1992. С. 209—221.ISBN 5-7525-0162-8
  • Зинин С. А. Пять элементов и концепция инь ян // Количественные методы в изучении истории стран Востока. М., 1986. С.12-17.

Инь Ян исторический экскурс

Инь Ян исторический экскурс :
Наиболее ранние упоминания об Инь и Ян , вероятно , связаны с «Книгой Перемен» (И Цзин) , датируемой примерно 700 г. до н.э. В этой книге Инь и Ян обозначены прерванной и целой чертами .

                                                             Инь                        Ян

Объединение прерванной и целой черт в пары составляет четыре диаграммы , представляющие крайний Инь , крайний Ян и два промежуточных состояния .

                                                              Четыре фазы Инь-Ян

Добавление еще одной черты увеличивает число возможных комбинаций до восьми триграмм .

Наконец , комбинации восьми триграмм между собой дают 64 вариации гексаграмм .

Они символи­зируют все явления в мире и показывают , что все зависит прежде всего от двух противоположностей — Инь и Ян .

Философская школа , которая развила теорию Инь Ян до высокого уровня , называлась Школой Инь-Ян . Многие философские школы сформировались во вре­мена Сражающихся царств (476-221 гг. до н.э) , и Шко­ла Инь-Ян была одной из них . Основным предметом исследования являлись Инь-Ян и Пять Элементов , а главным представителем школы был Чжоу Ян (350-270 гг. до н. э.) . Иногда в литературе эту школу называют Натуралистической , так как ее представите­ли предлагали относиться к Природе позитивно , дей­ствовать в гармонии с ее законами , использовать их на пользу человека , а не стремиться контролировать ее , как это делается в современной западной науке . Эта школа создала учение , в котором теории Инь Ян и Пяти Элементов используются для интерпретации природных явлений , включая человеческий организм , его здоровье и болезни .

Теории Инь-Ян и Пяти Элементов , подробно разра­ботанные Натуралистической Школой , позднее ис­пользовались и другими философами , в частности неоконфуцианцами времен династий Сун , Мин и Цин . Они объединили большинство теорий преды­дущих школ , чтобы создать последовательное учение по философии природы , этике , социальному устрой­ству и астрологии .

Инь Ян исторический экскурс ; – Общий раздел : Инь Ян

Янь - это... Что такое Инь-Янь?

Инь и ян (кит. трад. 陰陽, упрощ. 阴阳, пиньинь yīn yáng; яп. ин-ё) — одна из основных концепций древнекитайской философии.

В современной философии Ян и Инь — высшие архетипы : Ян — белое, мужское, акцент на внешнее; Инь — чёрное, женское, акцент на внутреннее.

В «Книге перемен» («И цзин») ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого, мужского и женского начал в природе. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного и т. д. Исключительно абстрактное значение инь-ян получили в спекулятивных схемах неоконфуцианства, особенно в учении о «ли» (кит. 禮) — абсолютном законе. Концепция о взаимодействии полярных сил инь-ян, которые рассматриваются как основные космические силы движения, как первопричины постоянной изменчивости в природе, составляет главное содержание большинства диалектических схем китайских философов. Учение о дуализме сил инь-ян — непременный элемент диалектических построений в китайской философии. Представления об инь-ян нашли также разнообразное применение в разработке теоретических основ китайской медицины, химии, музыки и т. д.

Открытый в Китае несколько тысячелетий назад, этот принцип первоначально базировался на физическом мышлении. Однако по мере развития он стал более метафизическим понятием. В японской же философии сохранился физический подход, поэтому деление объектов по инь-ян-свойствам у китайцев и японцев различаются[1]. В новояпонской религии оомото-кё это понятия божественных Идзу (огонь, ё) и Мидзу (вода, ин).

Единая изначальная материя тайцзи порождает две противоположные субстанции — ян и инь, которые едины и неделимы. Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» — «южный, солнечный склон горы». Позднее инь воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а ян — как позитивное, светлое, теплое и мужское начало.

В трактате «Ней-цзин» по этому поводу говорится:

Чистая субстанция ян претворяется в небе; мутная субстанция инь претворяется в земле… Небо — это субстанция ян, а земля — это субстанция инь. Солнце — это субстанция ян, а Луна — это субстанция инь… Субстанция инь — это покой, а субстанция ян — это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает. Субстанция ян трансформирует дыхание-ци, а субстанция инь формирует телесную форму.

Пять стихий и три круга: зелеными стрелками обозначен круг порождения, красными - круг преодоления, синими - круг контроля (погашения)

Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (первоэлементов) — у син: воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира — «десять тысяч вещей» — вань у, включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево — огонь, огонь — землю, земля — металл, а металл — воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево — землю, а земля засыпает воду).

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Сиро Мацуоки Начало Йиня и Яня//Прикладная макробиотика.

Wikimedia Foundation. 2010.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

*