Как можно начать сказку: Как начать сказку 🚩 придумать детскую сказку 🚩 Литература – Как придумать сказку? Пошаговая инструкция с планом и примерами

Содержание

Как придумать сказку? Пошаговая инструкция с планом и примерами

Хотите подарить ребенку сказку? Используйте это руководство из 8 шагов с примерами, чтобы сегодня вечером рассказать малышу первую волшебную историю собственного сочинения.

Все сказки похожи

Почти все сказки развиваются по одному сценарию. Происходит неожиданное событие, которое дает главному герою очень важную цель. Ему приходится преодолевать препятствия, чтобы добиться желаемого. Злодей упорно вставляет герою палки в колеса, а добрые второстепенные персонажи протягивают ему руку помощи. Все это сдобрено изрядной порцией магии. В финале добряков неизменно ожидает награда, а их противников настигает кара.

Вот так добрые пчелы побеждаю в сказке зло

Есть и другие общие составляющие сказок:

  • история традиционно начинается со слов «однажды», «давным-давно», «в далеком королевстве» и т.д.;
  • действие происходит в выдуманной или далекой стране. Хотя бывают и исключения;
  • главному герою противостоит злодей. Иногда в этой роли выступает сама судьба, подкидывающая персонажам почти непреодолимые испытания;
  • без магии никуда. Ее проявлениями могут быть чары, волшебные предметы или животные, невероятные способности. Важно, что магия не просто присутствует, но играет важную роль в истории – помогает или препятствует герою в достижении его цели;
  • часто встречаются повторы по 3 или 7. Волк наведывается к 3-м поросятам. Белоснежка поселяется в домике у 7-и гномов;
  • всегда есть мораль: жадины и злодеи получают наказание, а добрые персонажи, прежде обделенные жизнью, вознаграждаются исполнением желаний;
  • Хэппи-энд неизбежен, но до самого конца повествования он кажется почти невозможным.

Здесь надо уточнить: ваша сказка – свободное пространство для творчества. Использование перечисленных клише немного упрощает сочинение истории, но не бойтесь от них отступать. В сказке о гадком утенке нет ни далекого королевства, ни магии, ни 7-и дварфов, но автор легко обошелся и без них.

Теперь готовьте бумагу и ручку. Да, это надо сделать прямо сейчас, иначе сегодня ваше чадо останется без особенной сказки на ночь.

Шаг 1. Какова мораль вашей истории?

Пожалуй, это главная ценность сказки вашего сочинения – вы сами выбираете, какой урок хотите преподать ребенку.

Попробуйте взять за основу проблемы, с которыми сейчас сталкивается ваше чадо:

  • застенчивость;
  • страхи;
  • отсутствие друзей и сложности коммуникации;
  • слишком маленький рост и слабость на фоне более крепких и драчливых сверстников и т.д.

Выбирая тему сказки, можно попробовать скорректировать нежелательные аспекты поведения ребенка:

  • лень и полное отсутствие дисциплины;
  • грубость;
  • жадность;
  • нетерпеливость;
  • излишняя доверчивость.

Не стесняйтесь заимствовать главную мысль из знакомых сказок, басен или пословиц.

Мораль станет основой образа главного персонажа, поможет определить его цели и препятствия, которые ему придется преодолеть.

Шаг 2. Какими будут главные герои сказки?

Основными персонажами сказки могут выступать:

  • люди, обычные или наделенные волшебными способностями;
  • животные, непременно говорящие, поскольку без диалогов не обойтись;
  • вымышленные существа, от кикиморы и лешего до драконов и троллей;
  • одушевленные предметы, обычно заколдованные, как кухонная утварь в сказке о красавице и чудовище.

Когда вы придумываете героев истории, помните о двух задачах. Первая – с помощью персонажей предстоит раскрыть суть сказки, то есть преподать моральный урок. Вторая – герои должны быть такими, каким ребенок будет верить и сопереживать.

Ну как не переживать за такую очаровашку?!

Придумывать сказку будет легче, если сделаете на каждого персонажа мини-досье с такими пунктами:

  • имя;
  • возраст;
  • происхождение. Это принцесса или принц? Выходец из богатой или бедной семьи? Возможно, сирота?
  • внешность. Не нужно делать подробные описания. Достаточно выделить 1-2 примечательные детали, вроде огненно-рыжих волос или богатырского сложения;
  • характер. Ваш герой робок или отважен и напорист? Он щедр, добродушен, вежлив, скромен?
  • мечты. Застенчивый персонаж может мечтать о друзьях. Трусишка грезит о славе храбреца. Бедняк видит во сне богатство. Сирота хочет, чтобы родители оказались живы и нашли его;
  • особенности. Это могут быть необычные способности. Например, герой единственный, кто видит фею у себя в шкафу. Возможно, он большой эрудит, или обладает редкой смекалкой. Более интересный вариант – добавить персонажу изъян.

Первый порыв – представить главного героя в образе рыцаря без страха и упрека или сногсшибательно прекрасной принцессы, доброй и великодушной. Однако сказка будет интереснее, если наделить персонажей недостатками. Это добавит конфликт, который придется преодолевать. Кроме того, такой маневр поможет выполнить вашу ключевую задачу – преподать урок.

Страшненький главный герой тоже может понравится слушателям

Например, боязливый мальчуган, который боится каждого шороха, вынужден встретиться со своими страхами и преодолеть их, чтобы добиться цели. Слабенький малыш всегда себя недооценивал, но проявит редкую смекалку в схватке с громадным монстром. Изнеженная и высокомерная принцесса оказывается в глухом лесу, где вынуждена выживать и слезно просить помощи у местной живности.

Если вы удачно придумаете своему герою изъян, будет легче вызвать к нему сочувствие, а также придумать для него испытания. Преодолев все препятствия к концу сказки он почти волшебным образом преобразится. Вы можете наградить его за подвиги избавлением от недостатка. Возможно, он сам от него избавится или научится компенсировать за счет своих сильных сторон.

Шаг 3. Каким будет ваш злодей?

Строго говоря, злодей не обязателен. Можно обойтись и сложными обстоятельствами.

Например, бедный мальчик должен добыть лекарство для своей больной сестренки. Он приходит к знахарю, а тот отправляет его за редкими ингредиентами для снадобья, которые очень трудно достать. Есть ли тут необходимость в злодее? Нет.

Тем не менее злодей может быть полезен. На контрасте с главными героями он помогает показать, как отрицательные черты приводят к краху.

Отрицательному персонажу тоже потребуется краткая характеристика. У него обязательно должен быть веский мотив навредить или помешать положительным героям. Кстати, злодей тоже может измениться по ходу повествования и раскаяться в своих прегрешения в конце истории.

Шаг 4. Какая цель заставит главных героев сказки действовать?

Выбрать мотив снова поможет наша основная мысль, которую мы уже определили ранее. Вариантов много:

  • избавление от опасности или какого-то бремени – бедности, физического изъяна, болезни, проклятия;
  • стремление к свободе;
  • возвращение домой или, наоборот, поиск волшебной страны;
  • погоня за кладом;
  • попытка обрести магические способности;
  • спасение друзей, родственников, любимой, родной деревеньки или целого мира;
  • победа в состязании;
  • поиск справедливости;
  • осуществление мечты.

Главное, чтобы цель была по-настоящему важной, иначе зачем вашему герою рисковать и прилагать усилия?

Шаг 5. Какие препятствия ждут героев?

На пути к основной цели персонажи должны пройти через препятствия. По традиции их обычно 3, хотя составить сказку для малыша лет 4 можно и с одной преградой, чтобы не утомить слушателя. Преодоление каждого испытания должно приближать персонажей к цели.

Иногда герой оказывается в безвыходной ситуации. Буквально.

Например, злой дядюшка при содействии своего приятеля-волшебника отправляет молодого принца на край света, чтобы приватизировать его трон. Теперь парню предстоит вернуться домой. Какие препятствия мы можем ему подстроить? Первое – надо добыть транспорт, не имея золота. Второе – по пути встретится лютое чудище, которое придется одолеть, заодно спасая будущую даму сердца. Третье – шпионы сообщили дяде-узурпатору о приближении законного наследника, и теперь нашего принципа разыскивают все королевские ищейки, чтобы не дать ему добраться до замка.

Советы, как продумать препятствия для героя:

  • каждая следующая проблема должна быть сложнее предыдущей;
  • покажите, что задача почти невыполнима. Тем самым вы удержите внимание слушателя и заставите его переживать;
  • цена поражения в каждом испытании должна быть высока. Поставьте героя на грань гибели или большой утраты;
  • не забывайте согласовать препятствия с моральным уроком. Пусть в каждом эпизоде ваш главный герой демонстрирует то качество или модель поведения, которую вы хотите привить ребенку.

Шаг 6. Где происходит действие?

Традиционные локации – далекое царство, волшебная страна с кучей магических существ и темный лес. Между тем ничто не мешает вписать невероятные события во вполне обычную обстановку. Это даже может быть ваша собственная квартира.

Детальные описания обстановки не требуются. Но нужно помочь маленькому слушателю поймать настроение места действия, буквально почувствовать обстановку.

В мире вашей сказки:

  • солнце бьет в глаза и мрачные тучи предвещают грозу?
  • мучает жара, или зубы стучат от холода?
  • ветер сбивает с ног?
  • зеркала разговаривают, животные и растения вообще тарахтят не умолкая, а феи и единороги играют в догонялки?
  • все ходят вверх тормашками или странно разговаривают?

Не перегружайте обстановку лишними деталями. Желательно отмечать те элементы, которые вы будете использовать для развития сюжета или создания нужной атмосферы. Если рассказываете о волшебной стране с драконами, эти самые драконы должны сыграть в истории значительную роль, а не просто летать по округе.

Шаг 7. Составьте краткий план сказки

У вас готово почти все для вашей истории. Теперь для удобства набросайте план. Он будет выглядеть примерно так:

1.      Начало сказки. Описание места действия и знакомство с главными персонажами.

2.      Событие, которое побудит героев к действию. Например, матушка заболела, злой колдун наложил чары, герой нашел загадочную карту и ключ, или ему что-то приснилось нехорошее.

3.      Первая преграда – решение – результат.

4.      Вторая преграда…

5.      Третья…

6.      Развязка. Последнее испытание благополучно пройдено.

7.      Конец сказки. Положительные герои добиваются цели, преображаются, получают награду, а злодея не забываем наказать.

Шаг 8. Начинаем писать + еще 6 советов для интересной сказки

Когда все описанные выше шаги выполнены, сочинить волшебную сказку легко. Начните с «жили-были» или «однажды в далеком королевстве» и излагайте все по плану.

Осталось оживить сказочную историю на бумаге

Остается только дать вам еще несколько советов, чтобы история получилась интересной:

  • В сказке главное – динамичное действие, а не описания. Поэтому все описания должны быть краткими, а вставлять их в текст надо только там, где они совершенно необходимы.
  • Не забывайте давать слово своим героям. Сообщайте через диалоги существенные сведения о персонажах и событиях.
  • Каждый элемент и каждый герой, которого вы включаете в повествование, должен иметь значение для преодоления препятствий и достижения конечной цели.
  • Изображайте, а не описывайте. Если ваш герой беден, не говорите прямо «он был беден». Расскажите, что он ходит в дырявых башмаках и залатанной одежде, а еще тяжело работает за корку хлеба с водой и ночлег в хлеву.
  • Используйте намеки, предупреждения, раскрывайте слушателю важные секреты, которых еще не знают герои. Словом, создавайте интригу.
  • Учитывайте возраст ребенка. Используйте короткие предложения из 3-5 слов и самые простые слова, какие можете подобрать. В сказке для детей до 5-и лет все препятствия и действия персонажей должны быть очень легкими.

И последнее – смело заимствуйте образы и сюжетные повороты из знакомых сказок, переделывая их на свой лад. Вряд ли ребенок осудит вас за легкий художественный плагиат.

А чтобы получить больше советов о том, про что и как писать, смотрите мастер-класс Донцовой «Коммерческий успех писателя».

Как правильно писать сказки: подсказки начинающим писателям

Сказка – любимейший и писателями, и читателями жанр литературы. Сказочные истории пишут для детей, тинэйджеров и вполне взрослых людей. Сказочки для малышей обычно предельно простые, с понятным посылом и моралью, четким делением персонажей на «хороших» и «плохих». Произведения для ребят постарше уже более глубокие и неоднозначные, поднимающие сложные темы и побуждающие думать. Ну а сказки для взрослых – это совершенно отдельный поджанр, о котором стоит поговорить отдельно. Сегодняшняя же статья KnigaStudio.ru о том, как правильно писать сказки для детской аудитории.

 

Особенности современной сказки

В литературной сказке обязательно присутствует элемент чего-то необыкновенного – магические предметы, вымышленные миры и существа, необычные события и т.п. Люди там могут летать, животные – разговаривать, мебель – оживать… Происходящая небывальщина ограничивается лишь фантазией автора.

Как правило, в сказочной книжке присутствует злодей, строящий козни главному герою и его друзьям. В финале добро, как водится, торжествует: зло наказано, а все положительные персонажи начинают жить долго и счастливо.

Однако в наш век пост-постмодернизма многие сказочники (прежде всего, те, работы которых ориентированы на подростков) стараются избегать этой традиционной схемы. Они переосмысливают классические сюжеты и меняют привычные правила игры.

Так, отрицательные герои в некоторых историях вовсе отсутствуют. Канонический пример – книги о Муми-троллях и Простоквашино. Ведь нельзя всерьез считать злодеями Морру и почтальона Печкина.

Кроме того, отрицательные персонажи нередко становятся основными действующими лицами, с точки зрения которых подается все происходящее. Они, как правило, вызывают сочувствие и симпатию, в отличие от приторных и всегда правильных положительных героев.

Правда, все это обычно не относятся к совсем детским сказкам. Они осовремениваются, чтобы быть интересными сегодняшним детям, но при этом следуют традиции – победа добра над злом, гарантированный хэппи-энд, четкая мораль и т.д.

Как начать писать сказку

Первым делом нужно:

  1. Выбрать магистральную тему, лейтмотив, вокруг которого будет вращаться сюжет или который станет отправной точкой для его развития. Это может быть что-то вполне заурядное – например, отношения между членами семьи либо поездка на море. Но к этому надо подступиться с неожиданной стороны. Темой может стать и что-то более оригинальное – поиск сокровищ, найденная волшебная палочка или знакомство с магом.
  2. Решить, где будет разворачиваться действие. В большинстве сказочных произведений все события происходят в выдуманном мире, который может быть абсолютно самостоятельным (страна коротышек из приключений Незнайки) или являться частью нашего (мир волшебников в поттериане). Также ареной для развития сюжета может стать привычная реальность, где начинает происходить нечто небывалое («Мэри Поппинс»).
  3. Придумать ярких действующих лиц – героев и злодеев. Протагонистами могут стать простые люди, с которыми случилось какое-то волшебное событие, говорящие животные, магические создания и т.д. Главное, чтобы публика с интересом следила за их похождениями и переживала за них. Антагонистом также можно сделать обычного человека, ступившего на путь зла, или могущественного чародея.
  4. Написать интригующую первую строчку. Посмотрите, как начинаются главные бестселлеры последних лет: «Во времена моей молодости на свете водились драконы», «Семейство Уилкинсонов обратилось в призраков совершенно внезапно», «Лисенок Берта чувствовала себя несчастной. Жизнь заканчивалась, так и не успев начаться». Постарайтесь придумать такое же цепляющее начало, после которого немедленно захочется узнать и про драконов, и про Уилкинсонов, и про злоключения Берты.

Учимся писать сказку

Золотые правила сказочников многие сегодняшние литераторы смело игнорируют. Но немало писателей придерживается их, предпочитая старые добрые традиции постмодернизму. Среди этих традиций, например, простой и понятный язык. Хотя детские сказки с удовольствием читают и некоторые взрослые, их основная аудитория еще совсем юная.

Поэтому предложений с запутанной конструкцией, трудночитаемых слов и непонятных терминов стоит избегать. Сложный язык – совершенно лишний элемент сказочного текста. Больше внимание надо уделить героям, действию и волшебному антуражу.

Мораль в современной сказке не подается в лоб, но обычно присутствует. В произведениях подчеркивается важность семьи, друзей, справедливости и всевозможных положительных качеств – милосердия, отзывчивости и т.п.

Желательно придумать для своей книжки счастливый конец, когда антагонист получает по заслугам, а все проблемы и невзгоды протагониста заканчиваются. Главный герой обретает то, к чему стремился, и при этом обычно получает ценные жизненные уроки.

Если в дальнейшем предполагается продолжение сказки, после хэппи-энда можно написать послесловие, в котором поверженный злодей клянется отомстить или появляется новый, еще более сильный и опасный враг.

Старая сказка на новый лад

Мода на переделку классических сказочных сюжетов появилась довольно давно. Чаще всего новый взгляд на всем известные истории дается в сказках для взрослых. Но и детские сказочники любят взять какое-нибудь давнишнее произведение и вдохнуть в него новую жизнь, осовременив старинный текст или написав обо всех событиях под другим углом.

В постмодернистских книгах принцессы, уносимые драконами в высокие башни, заводят дружбу со своими похитителями, прекрасные принцы оказываются теми еще негодяями, а злые ведьмы и колдуны превращаются в непонятых обществом сильных личностей, которые в действительности желают всем только хорошего.

Кроме того, классический сюжет можно оживить, изменив время и место действия или образы героев. К примеру, Иванушка-дурачок может стать семиклассником Ваней, поймавшим на рыбалке волшебную щуку, а Красная Шапочка – разносчицей пиццы, делающей доставку в опасный район.

Включив воображение на полную мощность, останется только перенести свои идеи на бумагу и создать полноценную рукопись. А о том, как и куда ее пристроить, читайте в материале KnigaStudio.ru. Как сочинить сказку вам также подскажет это видео:

 

Как написать сказку: 10 проверенных советов

Сказка – мощное оружие против плохого настроения, бессонницы, несправедливости. Она способна перевоспитать, пристыдить, намекнуть. И что важно – ее может сочинить каждый. Как это сделать? Мы расскажем, как написать сказку, которая понравится, удивит и надолго запомнится.

1. Развить воображение.

Для того чтобы написать сказку, нужно вдохновение. Шансы, что оно придет после рабочего дня или во время уборки дома, небольшие. Тогда где его искать? Ответ однозначен – среди детей. Играя с ними в песочнице, наблюдая за непосредственным поведением, можно начать фантазировать вместе. Дети обязательно натолкнут на мысль, как написать сказку.

Именно так сделал когда-то Алан Александр Милн, автор знаменитой истории о Кристофере Робине и Винни-Пухе. Он не был детским автором, но играя с сыном, прислушиваясь к нему, его идеям, писатель создал знаменитый на весь мир бестселлер.

Пройти тест на полушария мозга

2. Выбрать жанр.

Когда появились сказки, определить невозможно, так как они относились к устному народному творчеству. Их рассказывали маленьким детям, чтобы образумить, воспитать, донести назидательную мысль. С тех времен все истории для детей разделились на три категории (жанра).

  • Волшебные – в сюжете присутствуют волшебные предметы или события (скатерть-самобранка, превращения).
  • О животных – главными героями выступают животные, наделенные человеческими качествами (жизнь зверей в рукавичке).
  • Социально-бытовые – фигурируют люди разных сословий, поднимаются бытовые или общественные проблемы (история о каше с топором).

Жанры могут пересекаться, но основную жанровую линию лучше определить заранее.

3. Продумать тему и главную мысль.

Нужно подумать, о чем будет сказка. Желательно вложить формулировку в одно предложение, так как конкретика в начале работы способствует ее продвижению.

Особенность сказок состоит в том, что они обязательно должны чего-нибудь научить. Сказка без морали, как анекдот без смешного конца.

Но поучение нужно тщательно завуалировать. То есть не говорить прямо, что лень – это плохо, дать маленькому читателю возможность самому заделать выводы, подтолкнуть к ним. Когда тема, а также главная мысль будут определены, станет понятно, как написать сказку дальше.

4. Определить целевую аудиторию.

Книги для взрослых не имеют возвратных ограничений, на них не пишут «рекомендуется читать людям от 30 до 40 лет или 50+». А вот детские сказки всегда рассчитаны на аудиторию определенного возраста – дошкольников, учеников начальных классов и так далее.

Отталкиваясь от этого, будет легче сформировать стиль общения персонажей, уровень сложности их речи.

5. Создать уникальных персонажей и необычную действительность.

Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Кот в сапогах – это яркие интересные герои, которые начинающему сказочнику лучше забыть. Интересный, не на кого не похожий персонаж с причудливым именем – это залог того, что текст захочется прочесть.

Важно то, в какой действительности будут существовать персонажи. Она должна быть ни на что не похожа, самобытна. Здесь можно дать волю фантазии, придумав, например, домики с крыльями, медовые дороги или страну груш.

Стоит представить себе все особенности этого мира, каждую деталь в образах персонажей. Дети очень внимательные читатели, они сразу заметят «ляп» или противоречие.

Как написать сказку, чтобы она имела успех? Оживить уникального героя и поверить в него!

Пройти тест: оптимист или пессимист

6. Придумать интересный сюжет.

Чтобы не запутаться в событиях собственного повествования и соблюсти логический их ход, нужно придерживаться определенной композиции.

  • Вступление – заинтересовывает аудиторию, вызывает желание прочесть текст дальше. Здесь мы знакомим читателей с главным героем, а также даем представление, о чем будет история.
  • Завязка – событие, из-за которого все начинается. Завязка должна заинтриговать, ввести в суть происходящего.
  • Развитие действия – в этой части повествования герой встречает препятствия, решает задачи. Сюжет должен быть интересен, динамичен. Только в таком режиме ребенок дочитает до главного эпизода.
  • Кульминация – это самый напряженный и трогательный момент истории. Нужно заделать его таким, чтобы дух захватывало от переживания за главного героя. Как он выкрутится из этой ситуации? Что будет делать? Помогут ли ему верные друзья? А как бы я поступил? Если в маленькой головке зароиться столько вопросов, значит, кульминационная часть написана отлично.
  • Заключение – теперь все самое страшное позади. Читателям остается наслаждаться победой, смаковать торжеством добра над злом.

Следовать этому плану – вот как написать сказку, чтобы ее сюжет развивался последовательно и логично.

7. Оттачивать писательское мастерство.

Чтобы «поймать волну», можно начать с того, что переделать несколько известных сказок. Или написать к ним фанфик (продолжение). Упражнение под названием «Игра слов» поможет «расшевелить воображение». В чем его смысл?

Вот уже написанные строки:

Злой волшебник заколдовал замок, украв принцессу.

Что, если их можно перемешать?

Злой замок украл волшебника и принцессу. 

Или так:

Заколдованная принцесса искала замок волшебника.

Так можно продолжать до того момента, пока не возникнет подходящий вариант.

8. Придерживаться стиля.

Сказка должна читаться легко, непринужденно. Для этого нужно следить за стилистикой текста. А именно:

  • Не использовать сложных, слишком длинных предложений.
  • Избегать лирических отступлений, философских рассуждений.
  • Следить за лексикой – не употреблять непонятные для детей слова.

Взрослые берут в руки детские книжки для того, чтобы отвлечься и расслабиться. А деть слушают их, чтобы перенестись в другие миры.

Этот процесс должен проходить незаметно для них самих. Как написать сказку так, как достичь этого? Читать и перечитывать собственный текст, совершенствуя его.

Пройти тест на психологический возраст

9. Придумать название.

Дети не привыкли читать аннотации, поэтому выбирают литературу по названию. Оно должно интриговать, удивлять, возможно, смешить и легко запоминаться.

Называть свое произведение лучше всего тогда, когда оно будет оконченным. Сюжет в ходе написание может меняться, поэтому торопиться не стоит.

10. Вся суть в мелочах.

Добро побеждает зло.

Это одна из главных особенностей такого вида творчества. Почему так сложилось, мнения филологов расходятся. На эту тему можно дискуссировать, но закон нарушать нельзя. Конец обязательно должен быть хорошим.

Магические цифры.

Когда цифры 3, 7, 12  попадают в сказку, они перестают быть обычными. Эти цифры являются настоящими символами. Они предают повествованию интригующей таинственности: 3 вопроса, 3 испытания, 3 богатыря и так далее.

Верный друг.

Главному герою нужен помощник, который будет подсказывать, помогая в трудностях. Можно сделать его смешным. В современных историях это настоящий тренд. Например, ослик из мультфильма «Шрек». Смешить и поддержать в беде – две основные функции такого персонажа.

Средства художественной выразительности.

Без гиперболы (преувеличения), антитезы (противопоставления), постоянных эпитетов (красна девица), ярких сравнений не получится создать красочную речевую атмосферу. Их роль в тексте очень важна, так как именно средства художественной выразительности формируют в нашем сознании образы. Человеку, желающему узнать, как написать сказку, нужно овладеть этим художественным оружием.

Авторская позиция.

Нужно изначально для себя решить, кого автор будет поддерживать, а кого – осуждать. Дети не всегда могут отличить полутона, принять многогранность. Они готовы считать так, как считает автор. А это – большая ответственность, не так ли?

Как написать сказку? Достаточно просто, если иметь желание, развить воображение и запастись временем. Следуя нашим советам, вы сможете создать неповторимую интересную историю, которая для многих станет любимой.

Пройти тест на эмпатию

5 полезных советов, как сочинить сказку

Доброго времени суток, дорогие читатели!

Сказки я любила всегда, причем не только слушать, но и сочинять. Почему я решила написать именно о том, как самому придумать сказку? Во-первых, как я уже сказала, я занимаюсь этим давно, и мне это безумно нравится! Почему даю советы? Я не много сказок отправила в свет, так сказать, но как минимум две из них, находили отклик в сердцах не только читателей, но и беспристрастного жюри. Первая из них, была написана в тяжелый для меня период жизни, когда сильно болел мой старший сынок. Это была сказка «Волшебная страна Nestle», за которую компания Nestle, организовавшая конкурс сказок, подарили мне стиральную машину за занятое 1 место. Благодарю их по сей день! На тот момент это было очень и очень важно для меня!

skazka_7

А сегодня я приглашаю вас в гости к сказке, сказке придуманной вами!

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Сказка- это вымышленная история, в которой может произойти все, что угодно, что немыслимо в реальной жизни, и которая, как правило, заканчивается хорошо и благополучно!

И жили они долго и счастливо!

            Сказка — добрый помощник в воспитании ребенка и самого себя! С помощью сказки можно не только поверить, но и воплотить в реальности волшебство и чудеса…

Сказка может стать заветной волшебной палочкой в руках, ой, простите, в устах, заботливой мамы. Ведь она — основная таблетка в сказкотерапии. А что такое сказкотерапия? Это лечение сказкой. Какие болезни лечатся сказкой? Сказкой лечатся тяжелые и легкие формы капризитов, нехочухитов и лениитов. =) Да к тому же, сказка — наиприятнейшее лекарство во всей медицине, которая придется по душе каждому!

Каждая мама в силу своей природы уже с рождения способна на сказкотерапию. Ведь мама интуитивно знает, как и в какой форме преподнести малышу тот или иной жизненный урок. Ну чем не мамина сказка: уговаривая кроху не снимать на улице шапочку, сказать, что ушки надо прятать, а то проказник ветер, возьмет и заберет на время ушки… И что мы будем делать без ушек? Ведь, чтобы их вернуть придется пить горькие лекарства и целый день лежать в постели…

Каждая мама в душе (она может и не догадываться об этом) настоящая и самая лучшая в мире сказочница.

Хотя, в принципе, ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ НАПИСАТЬ СВОЮ СКАЗКУ!

Для того, чтобы родилась своя сказка нужно немного воображения, желание и время! Ну, что попробуем?

Итак, совет №1.

Разбудите свое воображение.

 

Воображение, как и талант, дремлет в каждом из нас. Правда у кого-то оно дремлет, а у кого-то и спит беспробудным сном. Но это поправимо. Главное — поверить в свою творческую жилку и немного ее подтолкнуть, и тогда при вашем желании, она медленно двинется по рельсам сказочных идей, постепенно ускоряя свой ход.

Воображение — это способность видеть необычное в обычном, создание образов и сюжетов, оживление неживого и нереального.  Воображение работает на определенном сырье, при переработке которого рождается сказка. Сырье для воображения можно найти повсюду. Это могут быть жизненные ситуации (провалы и проблемы, успехи и достижения). Источником вдохновения могут послужить картины художников, классическая и современная музыка, образы из мира кино и собственно уже известных сказок. Уединение с природой способно разбудить идеи даже в самой «уставшей» от мирских забот голове.

Расшевелить воображение может помочь общение с ребенком. Наводящими вопросами, малыш сам ответит, что и как должно произойти в сказке. Сочинять сказку вместе с детьми — весело и познавательно. Ведь у них самое интересное и живое воображение!

Дайте волю фантазии и оживите неживое.  Пусть заговорит дверь, начнет играть перед сном кровать, или убегать из-под ног дорога…

Мечтайте о себе, обрисовывая мечту в виде сказки. Но! Внимание! Этот метод способен принести ЧУДО из нереальности в реальность и исполнить вашу мечту. Поэтому будьте позитивны!

А еще пробудить вдохновение можно при помощи медитации. Медитация — это расслабление тела с целью «высвобождения» и контроля своих мыслей и эмоций. Во время и после медитаций рождаются добрые и нежные истории.

Волшебная мантра для вдохновения поможет прочувствовать состояние полета и парения. Наполнить свою душу энергией, силой и вдохновение.

Совет №2

Придумайте главного героя

Главный герой сказки — стержень, вокруг которого вертятся события и чудеса. Главным героем может стать ваш ребенок, либо мальчик или девочка, своим поведением очень напоминающими вашего малыша. Основным персонажем может быть любимая игрушка, герой мультфильма, животное или птица, машина, обычная шишка, посуда, стол, компьютер, телефон. Все, что угодно!

Наделите героя какими-нибудь обычными и необычными качествами. Например, оживить стол — уже само по себе необычно, но при этом на нем все также можно делать уроки, при чем путешествуя по свету.

Совет №3

Набросайте план будущей сказки

 

            То есть подготовьтесь заранее. Подумайте о чем или о ком будет ваша сказка. Что именно вы хотите донести до слушателя. Напишите план. В план должно входить:

  • Начало истории (где? кто? когда?)
  • Происшествие (что произошло? конфликт, проблема)
  • Преодоление трудностей (решение загадок, поиски выхода из ситуации)
  • Итог (возвращение или иное завершение сказки)

Безусловно, это очень и очень приблизительный план. Ну, вот пример плана всем известной сказки «Колобок»:

  1. Домик бабушки  и дедушки. Дед просит бабку спечь колобок.
  2. Испеченный колобок оживает и убегает.
  3. Колобок успешно убегает от опасности в виде зайца, волка и медведя.
  4. И на старуху бывает проруха, лиса перехитрила колобка.

Очень интересное и легкое планирование сказки можно воплотить в создании сказки-крошки . Сказка — крошка, это очень маленькая сказка, длиной в пару абзацев. Сказка-крошка придумывается буквально на ходу. Например: сказка-крошка про воздушный шарик.

Жил-был шарик. Очень долго он пролежал маленьким и сдутым в большой коробке с другими такими же шариками, мечтая однажды увидеть яркий солнечный свет. И вот однажды, он оказался в руках человека. Человек стал надувать его. Шарик стал расти, становиться все больше и больше. Он уже не был сморщенным и некрасивым. Теперь это был большой красный шарик, готовый полететь в небо. Но человек, дал его маленькому ребенку. А малыш крепко держал шарик в руке.

Шарик настолько себе понравился, что ему очень не хотелось играть с ребенком. И он все время пытался вырваться. И вот подул ветерок, и шарик, воспользовавшись случаем, дернулся и вырвался из маленьких ладошек. Шарик взмыл в небо. И летел все выше и выше. Он так радовался своей свободе, что начал громко смеяться. Да так, что не мог остановиться, пока не лопнул, и не упал снова на землю…

Если тренироваться на сказках-крошках, то со временем вы запросто будете придумывать объемные и интересные сказки!

Совет №4

Переделайте старую сказку

 

Возьмите за основу любую сказку и поменяйте в ней что-нибудь. Введите в сказку нового персонажа или наделите старого новыми чертами характера или возможностями. Пусть, например, Маша, заблудившись в лесу, попадет не в дом опрятных медведей, а в домик трех поросят. Или, колобок будет не аппетитным и ароматным, а черствым и злым, от которого убегали и прятались все звери, и только лиса придумала способ спасти лесных жителей (например, вернуть колобка бабушке с дедушкой и сделать из него сухарики).

Детям всегда интересно, а что происходит потом? Например, кем стал Буратино, когда вырос? Или, что случилось с Аленушкой и ее чудищем-мужем после свадьбы, и что было бы, если бы аленький цветочек развеял семена и размножился?

Либо, возьмите из сказки ряд ассоциативных слов и добавьте к ним какое-нибудь, совершенно иное слово. Например, сказка «Волк и семеро козлят». Ассоциативный ряд может быть таким: волк, козлята, коза, капуста, голос и добавляем новое слово — телефон. Ну, что теперь произойдет в истории?

maxresdefault-1

Совет №5

Поиграйте в словесные игры

 

            Слова — клеточки сказочного творения. Можно поиграть и с ними, авось и что-то новое родится.

Возьмите два разных слова (можно кого-нибудь попросить назвать вам слова, или наугад ткнуть пальцем в книжку). И придумайте пару сюжетов с этими словами.

Например, возьмем слова — замок и олень. Вот какие сюжеты можно придумать:

1. К замку принцессы каждый день в одно и то же время приходил олень, и пытался дотянуться до яблони за забором.

2. В замке одного короля жил прекрасный олень, который умел говорить.

3. Жил-был удивительный олень, который на своих рогах носил целый замок.

Возьмите противоречия и придумайте историю. Например, огонь и вода, недодела и передела, красивая и некрасивая принцесса, микросамолет и самолет, король и слуга, лето и зима.

Выпишите несколько заголовок из журналов, газет и книг. Перемешайте и возьмите наугад три из них. Найдите общее и составьте рассказ. Иногда из самой, казалось бы, абракадабры, рождается гениальное произведение, например, «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла.

Заключение

Найдите слушателя и расскажите ему сказку

 

Сказочнику обязательно нужны те, кто любит сказки. Рассказывайте сказку простыми словами и простыми предложениями. Используйте яркие описательные образы и как можно больше прилагательных. Активно играйте интонацией и голосом, говоря то громче, то таинственно тише.

Поведайте свое сочинение любимому человеку, маме, подруге, соседке. А лучше всего самому благодарному слушателю — ребенку! Расскажите, даже не прося ее оценить. Оценку своей сказки вы увидите в их глазах…. И скорее всего она вдохновит вас на новые подвиги!

Познакомьтесь с моей последней сказкой «Магазин смеха»! Возможно именно она станет вашей отправной точкой в страну Добрых Сказочников!

Талант сказочника не родится сам по себе. Он как зернышко в земле, чтобы вырасти, ему нужны старания и время. Однако, оно того стоит, чтобы в один прекрасный день превратиться в красивое цветущее дерево. Дерево, которое не похоже ни на кого и красиво по-своему!

Тут и сказки конец, а кто слушал — Молодец!

В поисках вдохновения и рождения новых сказок посмотрите и другие мои статьи:

Как придумать самоисполняющуюся сказку, или волшебство своими руками

Путешествие в невероятный мир, или что такое медитативная сказка

Литературный мастер-класс

Что такое метафора

Жили-были цифры... или как придумать математическую сказку

Все мои сказки живут в рубрике «Сказочное королевство».

Скачать бесплатно электронные книги с моими сказками можно на этой странице.

С самыми сказочными пожеланиями,

Людмила Поцепун.

Загрузка...

Как сочинить сказку? Инструкция для родителей с примерами

Сказочные, волшебные истории уже не одно столетие воспитывают маленьких людей, готовящихся войти в мир взрослых. И какая бы эпоха ни была, сказки были, есть и будут одним из важнейших воспитательных элементов современного человеческого общества.

Но изменилась ли структура сказки, поменялись ли правила написания волшебной или фантастической истории. Ведь современные дети увлекаются совершенно иными вещами и интересы их абсолютно не похожи на увлечения их сверстников даже каких-то 20-30 лет назад.

Существуют ли какие-то правила создания и написания сказки, и если они есть, то на какие составляющие элементы стоит обратить внимание в первую очередь.

Итак. Разберем основные этапы создания и желательные элементы сказки. Безусловно, в какой бы стране или на каком бы языке не создавалась сказка, дети они есть дети, поэтому общая структура всегда примерно одинакова.

Тезис 1. Актуальность сказки

Актуальность сказки

Любая история, даже самая сказочная, должна содержать в себе моральный посыл. То есть важно, что вы хотите сказать ребенку своей сказкой, какая проблема должна быть поднята в рассказанной истории.

Да, ребенок еще не сформировавшийся человечек, он только знакомится с законами Жизни, поэтому наверняка у него еще не до конца сформированы многие понятия.

Выделим наиболее распространенные детские возрастные проблемы:

  • Нерешительность, пугливость;
  • Детские страхи;
  • Неумение заводить друзей, робость в отношениях, боязнь открытых компаний;
  • Физическая робость в сравнении с более крупными, сильными и наглыми сверстниками.

Помимо указанных возрастных проблем, можно сделать акцент на те моменты поведения ребенка, которые нежелательны и привносят в его жизнь дополнительные проблемы:

  • Детский эгоизм;
  • Жадность;
  • Наглость;
  • Непослушание;
  • Лень;
  • Поспешность;
  • Отсутствие усидчивости;
  • Наивность.
Вполне допустимо в собственном рассказе использовать известные образы из народных сказок.

Герои народных историй уже давно доказали свою актуальность, а их положительные или отрицательные черты вполне присущи и современникам вашего ребенка и ему самому.

При наличии такого богатого перечня черт, можно очень красочно и при этом доступно описать главного героя сказки, его действия, а также все те трудности, которые он обязательно преодолеет.

Тезис 2. Главный герой сказки

Придумываем главного героя сказки

Конечно, никакая сказка не может обойтись без главного героя. Вокруг него, как правило, происходят все основные события.

Так как сказка может быть самой необычной, то и основной центральный герой или персонаж могут быть совершенно разными и очень даже оригинальными.

Это может быть:

  • Обычный человек, попавший в загадочную историю и получивший необычные и даже фантастические способности, эдакий супергерой;
  • Привычное домашнее или земное животное, но обязательно разумное и говорящее, ведь оно поведает по ходу истории много важного и полезного;
  • Придуманное существо, тут уже можно дать волю фантазии, поэтому всевозможные тролли, драконы, прочая живность может и должна быть в сказке;
  • Обычные бытовые и прочие предметы, которые окружают нас в повседневной жизни, но вот в сказке они могут приобрести удивительные качества.
Пример:
Обычный ученический портфель мальчика, который неожиданным образом «ожил» в сказке и приучил ребенка к выполнению уроков. Так как такой портфель есть почти у каждого ребенка, то сказочную историю с ним он воспримет гораздо привычнее, а также запомнит все, что произошло с его умным портфелем.

Важно:

При написании сказки и включения в нее главных персонажей нужно всегда помнить о двух ключевых моментах.

  1. Какими бы необычными или фантастическими не были главные герои сказки, они должны донести до ребенка главную цель. Моральный и воспитывающий аспект — обязательный атрибут каждого повествования.
  2. Герои должны быть настолько просты и близки ребенку, что бы он проникся их поведением и чувствами. Тогда он поверит им и запомнит их слова.

Лучше всего предварительно сделать портрет-набросок будущего главного героя:

  • Кличка, имя, прозвище, ник.
  • Возраст (молодой, старый, мудрый, опытный).
  • Происхождение. Если главный персонаж — человек, то можно указать кто он: возможно прекрасная принцесса, а может быть принц на белом коне. Хотя и бедный художник или одинокий сирота тоже вполне может оказаться центральным персонажем вашей сказки.
  • Внешний вид. Описывая своего героя, не стоит гнаться за мельчайшими подробностями. Ребенок может просто устать от попытки разобраться в нюансах, поэтому 2-3 яркими красками можно обрисовать героя и будет вполне достаточно.
  • Характер героя. Тут обращаем внимание на то, каков ваш главный персонаж. Он смел и отважен? Или он скрытный хитрец. А может он открыт и добродушен — такой себе рубаха-парень?
  • Мечты. Помимо характера, стоит выделить и то, чего же хочет главный герой, о чем мечтает. Если это стеснительный персонаж, то его мечтой может быть настоящий друг, а вот бедный герой, конечно же, мечтает о том, как разбогатеть. Ведущий одинокий образ жизни сирота, хотел бы жить с родителями.
  • Способности. Главные герои не просто основные персонажи сказки. Они должны обладать какими-то особенностями и не всегда обычными. Например, главный герой может разговаривать с потусторонними силами или понимать язык зверей. А может вообще сам переходить на их речь и вести беседы. Вполне возможно, что герой, даже, обладая какими-то необычными способностями, при этом наделен неким изъяном. Это сразу привлечет к нему дополнительное внимание ребенка.
Пример:
Главный герой — богатырь. Тогда можно сделать акцент на его мощных широких плечах и высоком росте. Уверенной походке и густой бороде.
Главный герой — нежная принцесса. Тут можно уделить внимание нежной коже, красивым волосам и огромным глазам.

Важно наличие у главного персонажа не только позитивных черт, но и определенных недостатков. Так ребенок постепенно будет приучаться к тому, что нет ничего идеального даже в мире сказок. И что всемогущий благородный прекрасный воин, побеждающий все плохое — это слишком упрощенно. Не забываем, что основная цель большинства сказок — это моральный, воспитательный аспект. А он без поучительного урока, преодоления трудностей будет не полным.

Пример:
Главный герой сказки мальчик, который совсем не хотел учиться, но вот его «оживший» портфель, так его потряс и удивил, что выполнение домашних заданий стало для ребенка самым интересным делом жизни.
Пример:
Главный герой сказки слабенький мальчик, попавший в темный лес. Боясь всего вокруг, он начинает общаться с местной живностью, вдруг обнаруживая, что понимает их. Осмелев и научившись выживать, ребенок становится намного самостоятельнее и смелее.

Именно преодоление главным героем препятствий повысит внимание к нему, вызовет сострадание и интерес. Наблюдая то, как меняется персонаж в лучшую сторону, ребенок и сам начнет стараться в своей жизни быть лучше. А определенные недостатки можно будет исправить.

Тезис 3. Злодей в сказке. Обязательно?

Нужен ли злодей в сказке?

Не существует строгого правила, согласно которому в каждой сказке обязательно должен присутствовать злодей. Вполне достаточно, если главный герой по ходу развития событий будет попадать в различные сложные ситуации, которые потребуют от него определенных усилий.

Пример:
Маленький ребенок просыпается ночью от стука отрывшегося окна. Ему приснился фантастический сказочный сон. Нужно преодолеть темный длинный коридор, но страшно. Преодолевая страх и встречая на своем пути препятствия, ребенок все же закрывает окно и возвращается к себе. Тут вовсе не нужен какой-то злодей, в качестве проблемы выступают сами преграды, которые ребенку надо преодолеть, став смелее.

Однако, во многих случаях отрицательный герой весьма уместен. И если такой персонаж будет в сказке, то его обязательно нужно тоже ярко описать. Следует раскрыть его злобную сущность, желание навредить главному положительному герою. Но ничто не мешает даже отрицательному герою по мере развития сюжета исправиться. Так лишний раз будет показано, что Добро — созидательное, а Зло — разрушительное.

Тезис 4. Мотивация главных героев

Придумываем мотивацию главных героев сказки

Итак, определив мотив, можно будет проще выразить в сказке действия главных персонажей. Цели могут быть разные:

  • Борьба за справедливость: благородная цель, которая будет толкать героев на совершение подвига;
  • Поиск сокровищ;
  • Эксперимент по приобретению суперспособностей;
  • Помощь друзья и родственникам: спасти друга или родного человека — чем не мотивация к действию;
  • Победа в состязаниях;
  • Победа в борьбе с недугом;
  • Преодоление страха.

Множество целей не должно пугать, чем их больше, тем проще что-то взять за основу. Причем сама Цель должна быть настолько важной, что это действительно может толкнуть героя на отчаянный или, наоборот, очень расчетливый шаг!

Тезис 5. Через тернии к звездам

Через тернии к звездам

Чтобы достичь желанной и благородной цели, главные герои должны не просто пройти некий путь. Необходимо их заставить преодолеть целый ряд препятствий. В сказках наиболее популярно тройное прохождение. То есть главному персонажу трижды приходиться что-то делать, постепенно приближаясь к цели.

Если сказка предназначается для совсем маленьких, но самых благодарных читателей, то не следует перегружать историю. В таком случае и одного препятствия будет вполне достаточно. Но в любом случае, каждый шаг — это шаг к цели!

Чем сложнее — тем лучше

Для того, чтобы сказка читалась с интересом, необходимо действительно ставить перед главным героем все усложняющиеся препятствия. Читатель должен осознать, что перед сказочным персонажем обстоятельства воздвигли реально непреодолимую преграду. А если все же герой сумел и ее преодолеть, то в следующей ситуации он попадает вообще в безвыходное положение.

Необходимо, чтобы достижение Цели шло на грани жизни и смерти. А любая, даже самая малая ошибка могла бы перечеркнуть все предыдущие усилия героя. И вот, чтобы все это преодолеть, главный герой должен проявить свои лучшие качества. Качества, которые вам хотелось бы привить ребенку, читающему сказку:

  • Смелость;
  • Находчивость;
  • Целеустремленность;
  • Терпение.

Тезис 6. Место действия

Выбираем место действия сказки

Где должна происходить сказочная история? Да где угодно. Начиная от неведомого удаленного острова и даже иной планеты и заканчивая собственным жильем, где каждая мелочь знакома. Это еще больше возбудит интерес ребенка, который вдруг посмотрит на свои же вещи под иным ракурсом.

Чем хорош второй вариант, так это тем, что не надо углубляться в подробности описание обстановки. Ребенок с пары намеков поймет о чем речь, так как обстановка ему известна до мелочей. Тем и интереснее.

Если же события происходят вне знакомой обстановки, то вариаций может быть множество. Погружайте главных героев в самые невероятные обстоятельства:

  • Солнце испепеляет светом, низкие тяжелые тучи буквально прижимают к земле путников;
  • Жара высушивает до костей, а смертельный холод превращает в бездыханную ледяную глыбу;
  • Ураганный ветер уносит вдаль, а морская пучина затягивает в бездну.

Ну, а живой сказочный мир и вовсе может потрясать: вода разговаривает, деревья бегают, зеркала выворачиваются наизнанку, показывая прошлое, а местные животные не только ходят на головах, но и издают кучу непонятных звуков. При этом главный герой их прекрасно понимает, и от этого сказка становится еще забавнее.

Важно:
Но имея возможность придумать все что угодно, не следует нагромождать в одной сказке много разного и пестрого. Это смажет общую картину, и за калейдоскопом разнообразия ребенок потеряет главную воспитательную линию сказки. Поэтому если, например, в сказке говорящие предметы (портфель), то вокруг него и с ним должны происходить все события.

Тезис 7. Составляем план сказки

Составляем план сказки

Итак, оценив основные составляющие сказки, необходимо составить план сказочной истории. Так будет проще развивать ход событий.

  1. Вводная часть. Описываем место событий, а также вводим в рассказ главных героев, делая их краткое описание.
  2. Завязка. Должно произойти что-то, что заставит главных героев действовать. Вдруг обнаружилась пропажа, кто-то заболел, пришла важная весть, приснился страшный сон, случайно открылось нечто необычное…
  3. Препятствие первое. И первое достижение, после его преодоления.
  4. Препятствие второе, более сложное. Достижение второе.
  5. Финальное препятствие, самое сложное. Но и Цель уже вот она — совсем близко.
  6. Финал. Цель достигнута, герои становятся сильнее, здоровее и лучше. А вот Зло (если оно было в сказке): наказано, прогнано, разрушено. Все счастливы.

Главные фишки при написании сказки!

Главные фишки при написании сказки

Когда есть план и есть желание, можно сразу приступать писать свою первую сказочную историю. Но памятку себе лучше все же оставить в виде важных акцентов.

Не забываем про них:

  • Меньше описаний, больше движения. Лучше по ходу погони уточнить пару моментов, чем делать глубокое описание, забыв про героев и их Цель;
  • Герои не молчат, а сообщают в диалогах или открытых эмоциях о своих чувствах, о том, что с ними происходит;
  • Все к месту. Все, что появляется в сказке (после вводной части), должно быть к месту, привязано или к цели сказки или к месту действия и препятствиям.
  • Больше конкретики. Меньше общих фраз. Если герой трус, то так и описывайте: жалкий, трясущийся трус, боящийся собственной тени. Если бедный, то не просто «бедняк», а еле волочащий ноги в разбитых сандалиях и ищущий хоть какую-то крошку хлеба, шатающийся от ветра.
  • Больше интриги. Подбрасывайте по ходу повествования важные подробности, утечки и намеки. Так вы заинтересуете будущими событиями, еще до их начала.
  • Сказка для ребенка. Это главное. И если ему всего 3-5-7 лет, то предложения должны быть простыми и доступными для понимания даже в таком возрасте.
  • Не стесняться использовать знакомые образы. Как не надо бояться использовать в сказке вещь, которую ребенок видит каждый день у себя в комнате, так и известный образ сказочного героя вполне уместен. Но мало ли что с ним вдруг произойдет в вашей сказке.

Авторы: Павел Сайк, Дмитрий Пирожков. 15 января 2020.

Как научиться самим сочинять детские сказки?

Сказка ложь, да в ней намек.

Как часто в детстве бабушки или мамы читали, рассказывали нам волшебные сказки. А мы слушали, и вместе с героями шли за тридевять земель в тридесятое царство, шли туда не знаю куда, перепрыгивали через огненные реки, сражались со змеем о трех головах. Проживали с героями приключения и часто хотели стать такими же смелыми, быстрыми, сообразительными как они, мечтали так же как золушка в красивом платье в карете отправиться на бал. Все это так волшебно и вместе с тем истории эти писали другие авторы, у них были свои сюжеты, свои герои, со своими характерами.

А если написать сказку такую как вам хочется? С вашим сценарием? Сказку для себя. А может и для ваших детей? Пусть в эту сказку войдет все, что вам хочется, пусть в ней будет описание того как есть сейчас, то куда хочется двигаться, кем хочется быть, чем заниматься.

Героем может быть любой придуманный вами персонаж, пусть он будет созвучен вам, как вы его видите, чувствуете. Это может быть фея, может волшебник, а может мышка или горностай. Пусть герой, будет таким, как вам хочется. И далее напишите историю своего героя.

Сценарий сказки, состоит из нескольких этапов.

Начинается сказка обычно со слов:

1) Жила-была.

На этом этапе описываем героиню, какая она была. Например, Золушка была трудолюбива. В сказке «Волшебник Изумрудного города» написано просто - «Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли».

Следующий этап:

2) Ее жизнь, ее окружение. Чем она была уникальна?

Опять же возьмем пример из сказки «Волшебник Изумрудного города». Окружение Элли: ее отец фермер Джон, целый день работал в поле, мать Анна хлопотала по хозяйству. Жили они в небольшом фургоне, снятом с колес и поставленном на землю. Обстановка домика была бедна: железная печка, шкаф, стол, три стула и две кровати.

В чем была уникальность Элли? Элли мечтала: «Если бы я вдруг сделалась королевой, то обязательно приказала бы, чтобы в каждом городе и в каждой деревне был волшебник. И чтобы он совершал для детей разные чудеса».

​Следующий этап:

3) Однажды.

Здесь описывается событие, которое однажды произошло. Например, у Элли вихрем унесло домик, в другой сказке девочка заблудилась, и в руки ей попал цветик-семицветик и т.д.

4) На следующем этапе героиня Захотела чего-то. Например, стать кем-то, стать какой-то, с кем то подружиться, чему то научиться, отправиться в путешествие и т.д.

Опять же пример Элли и ее друзей - Железный дровосек хотел научиться чувствовать, Лев хотел смелости, Элли хотела вернуться домой и т.д.

5) Действия и испытания. Дальше героиня действует,

Например, Элли отправилась с друзьями к Великому Гудвину. В других сказках герой - пошел за тридевять земель в тридевятое царство, отправился к Бабе-яге и т.д.

6) Помощь. В сказке обязательно приходит помощь. Это или добрая фея, крестная, волшебник, даже щука может быть.

7) Следующий этап описывает, какая Ее жизнь стала. Какая? Какое у нее стало окружение, как изменилась ее жизнь.

8) Она стала. Какая она стала. Здесь мы описываем как я меняюсь в ту сторону в которую хочу, от чего она будет получать удовольствие, какая она будет?

Вот по этим пунктам можно написать себе индивидуальную сказку. Сказка не должна быть похожа на план. Сказку лучше писать, как легкое повествование, как ручей течет, так и сказка льется. Пусть сказка будет похожа на мечту с действиями главного героя. Итак берем ручку и лист бумаги – Жила-была….

И еще замечено, что сказки сбываются..

Вводное занятие Университета

Воспитание сказкой: как выбрать правильную сказку и как ее рассказывать

Есть дети, которые не могут жить без сказки. Есть те, которые шарахаются, услышав, что вы собрались рассказать им сказку, напуганы… Как правильно читать сказки, как их подбирать?

Какой должна быть сказка?

Получается, сказкой можно все вылечить, преодолеть любые психологические проблемы и воспитать самое разумное и доброе? Конечно, универсального лекарства нет, все вылечить невозможно. Но и недооценивать возможности сказки неразумно.

thinkstockphotos 469092688 300x200 - Воспитание сказкой: как выбрать правильную сказку и как ее рассказыватьthinkstockphotos 469092688 300x200 - Воспитание сказкой: как выбрать правильную сказку и как ее рассказыватьВ замечательной книге Р.М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем» все сказки распределены по конкретным проблемам детей раннего возраста:

  • сказки для тех, кто боится врачей;
  • сказки для гиперактивных малышей;
  • для тех, кто испытывает проблемы с приемом пищи, с мочевым пузырем;
  • сказки, помогающие малышу справиться с переживаниями в связи с отношениями между родителями, с появлением маленького братика или сестренки;
  • сказки для агрессивно настроенных детей;
  • сказки, помогающие пережить потерю любимых животных или близких людей.

Получается, сказкой можно все вылечить, преодолеть любые психологические проблемы и воспитать самое разумное и доброе? Конечно, универсального лекарства нет, все вылечить невозможно. Но и недооценивать возможности сказки неразумно. И тут, как и в медицине, важно правильно выбрать метод и лекарство. И грамотно им воспользоваться.

Как выбрать нужную сказку?

Для начала стоит разобраться, какие бывают сказки.

Сказки о животных. Очень важны в возрасте примерно пяти лет — как раз в этом возрасте дети часто ассоциируют себя с животными. И в этот период им легче понять отношения в мире через подобные аллегории.

Бытовые сказки. Содержат в себе рассказы о семейной жизни, описывают конфликтные и комичные ситуации. Формируют у детей старшего возраста здоровое чувство юмора по отношению к трудностям, помогают создать образ нормальных семейных отношений.

Художественные сказки. Сказки, содержащие в себе элементы мифов, притч, истории. К этому виду можно отнести и авторские художественные сказки, которые в зависимости от проблемы могут содержать в себе психокоррекционный, дидактический и медитативный материалы.

Страшные сказки. К этой категории можно отнести сказки о нечистой силе, ведьмах, леших и прочих загадочных неведомых существах. Слушая ( или читая) такую сказку, ребенок словно «проживает» заведомо травмирующую ситуацию и вырабатывает новую реакцию, освобождаясь от напряжения и неизвестности. Подобные сказки рассчитаны на детей от 7 лет. Секрет терапии — в актерском мастерстве рассказчика и в обязательно неожиданном и смешном счастливом конце.

Волшебные сказки. Больше всего они подходят для детей 6-7-летнего возраста. Дети в этом возрасте уже отдают себе отчет в «нереальности » происходящего, и жизненная мудрость хорошо усваивается их сознанием.

Дидактические сказки. В основном эти сказки предлагаются на занятиях в дошкольных учреждениях. В процессе занятий дети часто выступают соавторами сказки, они должны выполнять различные задания, ведь только они, малыши, обладающие разными качествами, владеющие знаниями и умениями, могут помочь герою, которого в конечном итоге ждет удача.

Воспитатель детского сада Марина Миронова каждый день перед тихим часом читает воспитанникам «Вежливые сказки», «Осторожные сказки», герои которых попадают в различные опасные или забавные ситуации, в конце каждой сказки дети получают ценный опыт и совет. По словам Марины Алексеевны, «сказки помогают малышам выразить свои мысли и доступно объяснить важность или опасность того или иного поступка».

Что же делать со сказками?

В современной педагогике все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка — введение в его словарный запас научных, по мнению родителей, важных для будущей жизни понятий. Дети получают больше знаний в области материальной жизни взрослых, хотя часто они к этому не готовы психологически. Современные родители пропускают очень важный этап развития своего ребенка — становление внутренней жизни, эмоций, творчества и чувств.

Что же делать родителям, которые решили применять «сказкотерапию» как метод воспитания?

Для начала нужно просто…начать читать сказки, то есть сделать чтение неким ритуалом. Не стоит превращать первое чтение в особое событие, тогда у ребенка будет больше возможности без помех пофантазировать и самому понять, что такое сказка именно для него.

Через некоторое время после такого «необременительного» чтения, можно попробовать проанализировать сказку вместе с ребенком, задать ему вопросы по поводу поведения героев, узнать, как он оценивает это поведение. Стоит заметить, что взрослому не надо ждать быстр

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

*