Как воспринимает человек информацию: Как человек воспринимает информацию? — Почему не прерывается связь времён? – Типы и способы восприятия информации

Содержание

Восприятие информации человеком — свойства, формы

Жизнь современного человека трудно представить без информации. Средства массовой информации буквально изобилуют всевозможными событиями, которые могут заинтересовать личность. На сегодняшний день нет недостатка информации в какой – либо области; напротив, наблюдается ее переизбыток. Люди часто путаются в одних и тех же понятиях, поскольку информация об одном и том же предмете может быть противоречивой. Поэтому, чтобы разобраться в сложном вопросе, иногда приходится изучить кучу различных позиций.

Восприятие – это процесс отражения в сознании личности явлений и предметов в сумме их свойств, состояний, компонентов. Данный процесс тесно связан с органами чувств, поскольку мы получаем любую информацию посредством участия зрительных, слуховых и иных ощущений.

Процесс восприятия информации представляет собой высокоорганизованную внутреннюю работу, в которой участвуют все психические процессы: внимание, воображение, память, мышление. Для того, чтобы поступающая в мозг информация лучше усваивалась, ее необходимо осознавать или осмысливать. Восприятие как раз и выполняет функцию своеобразного проводника между новой информацией и ее осознанием.

Восприятие информации человеком происходит на нескольких уровнях. Все они, так или иначе, затрагивают органы чувств и связаны с познавательными процессами.

Каналы восприятия информации

Под каналами восприятия понимают преобладающую направленность в сторону одного органа чувств, которая обеспечивает лучшее усвоение поступающей информации. Стоит учесть тот фактор, что у каждого человека доминирует своя индивидуальная направленность.  Кому – то для усвоения достаточно один раз прочитать материал, другому необходимо прослушать лектора на эту же тему и т.д.

  • Визуальный канал. Направлен на усвоение информации путем большего сосредоточения на зрительных образах. У человека, которого преобладает данный канал восприятия, отмечается высокая способность усваивать информацию через чтение. В данном случае личности достаточно прочитать материал, и информация  прочно «закрепится» в мозге. Нет необходимости пересказывать прочитанное или делиться с окружающими. Если информация сама по себе носит противоречивый характер, вызывает дополнительные вопросы, провоцирует спор, то у индивида может возникнуть потребность подробно ознакомиться с разными мнениями для того, чтобы сформировать свою точку зрения.
  • Аудиальный канал. Направлен на  усвоение информации путем концентрации преимущественно на слуховых образах. Если преобладает данный канал восприятия, у человека отмечается высокая способность к запоминанию через прослушивание нужного материала. Студенты, у которых доминирует аудиальный канал, прекрасно усваивают предложенную информацию во время лекции и могут дома ничего не учить – все и так легко улеглось в голове, так что не осталось лишних вопросов! Если возникают сложные моменты, материал сложный и непонятный, такая личность обычно стремится сразу уточнить важные детали и разобраться на месте, задав лектору соответствующие вопросы.
  • Кинестетический канал. Направлен на усвоение информации путем сосредоточения преимущественно на физических ощущениях. Кинестетическое восприятие тесно связано с органами осязания, поэтому такому человеку во время разговора обязательно требуется прикасаться к собеседнику. Запах, вкус тоже имеют для этой личности первостепенное значение – она более всего внимательна к деталям и собственным чувствам. Если вы спросите человека, что с ним происходит, он сможет в красках описать свои эмоции, распознать их подлинные проявления.
  • Дигитический канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации на абстрактно – логических образах. Такой человек склонен во всем искать смысл, раскладывать свои знания «по полочкам». Дигиталу крайне важно знать, с какой целью он выполняет то или иное действие и что из этого последует. Он обладает способностью прогнозировать ситуацию, а потому склонен к планированию и глубокому анализу происходящих событий. Чаще всего, дигиталы по жизни занимаются научной деятельностью.

Перечисленные каналы восприятия являются ведущими, но кроме них имеются и другие: вкусовой, обонятельный, семантический и т.д. В соответствии с представленными особенностями каждого из каналов в психологии выделяют следующие виды восприятия информации: зрительный, слуховой, осязательный, речемыслительный. Каждый из перечисленных видов полностью соотносится с выше обозначенными каналами восприятия информации.

Свойства восприятия

  • Предметность. Характеризуется направленностью на внешний мир. Человек всегда сосредоточивает свое внимание на таких вещах, которые находят отражение в окружающем пространстве. Это не обязательно могут быть предметы и явления, но также абстрактные понятия. В любом случае происходит глубокое умственное сосредоточение на том или ином предмете: обыденном, художественном или научном.
  • Целостность. В отличие от ощущения, которое отражает отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира, восприятие составляет его общий образ. Он складывается из совокупности различных ощущений и формирует целостное представление о том или ином предмете.
  • Структурность. Необходимо отметить, что восприятие человека устроено таким образом, что обладает способностью систематизировать материал в определенном порядке, то есть, из общего потока поступающей информации выделять только ту, что окажется полезна в данном случае.
  • Константность.
     Под этим свойством понимается относительная постоянность воспринимаемой информации при различных условиях. Так, например, формы предметов, их величина, цвет представляются человеку одинаковой при разных жизненных условиях.
  • Осмысленность. Человек не просто воспринимает предметы и явления, он делает это осмысленно, целенаправленно, предвидя определенный результат и стремясь к нему. Так, например, студенты слушают лекцию для того, чтобы успешнее сдать зачет или экзамен, посещают занятия по художественной культуре для самообразования. Во всяком своем действии личность стремится поступать осмысленно, потому что иначе и не может совершаться никакая деятельность.

Сложные формы восприятия информации

Под формами восприятия информации понимают некоторые категории, имеющие в своей основе размышления и направленность на поиск истины.

  • Восприятие пространства.
     Каждый из нас весьма индивидуально подходит к восприятию пространства. Если нас перенести в другое место, мы не сможем сразу сориентироваться, пока не выработаем тактику поведения и не поймем, как лучше себя вести. Один человек способен сориентироваться в меняющихся условиях иначе, чем другой и у каждого свое собственное восприятие.
  • Восприятие времени. У каждого из нас есть свои биологические часы, которые напоминают о необходимости предпринимать определенные действия. Есть распространенная теория о «совах» и «жаворонках». Одним трудно просыпаться утром, они могут бодрствовать днем, другим необходимо рано вставать и также рано ложиться. Если обратиться к человеку на улице с вопросом «Который час?», большинство сейчас же начнут искать часы, чтобы вам ответить. Между тем, внутри себя всякий примерно знает, сколько времени на данный момент. Именно поэтому становится возможным процесс планирования любых дел, прогнозирование различных ситуаций еще до того, как они произойдут в реальности.
  • Восприятие движения. Впечатления движения создаются сугубо индивидуально. Кому – то достаточно наклонить вперед голову, принять соответствующее положение корпуса, чтобы создалась иллюзия того, что происходит перемещение в пространстве. Восприятие движения фиксируется мозгом и осознается личностью за счет вестибулярного аппарата и собственных мыслей, субъективных настроений.
  • Восприятие преднамеренное и непреднамеренное. Данные формы отличаются друг от друга участием сознания в восприятии каких – либо объектов. Иначе их еще можно назвать непроизвольным и произвольным. В первом случае восприятие осуществляется за счет внешних обстоятельств, которые привлекли внимание человека, а во втором им руководит сознание. Преднамеренное  восприятие характеризуется четкой целью, обозначенными задачами, ясной структурой и последовательностью в выполнении всех необходимых шагов.

Особенности восприятия информации

Каждый человек подходит к восприятию одних и тех же событий и явлений очень индивидуально. Ведь один увидит в происходящем для себя благословение, а другой сочтет в данных обстоятельствах для себя наказание. Кроме того, люди различаются еще и по ведущим каналам восприятия информации. Если кому – то необходимо прочитать изучаемый материал, то другому очень важно его прослушать на слух.

Для визуала крайне важно, чтобы вся информация находилась в поле его зрения. Замечательно, если имеется возможность ознакомиться с материалом посредством чтения. Только тогда, когда визуал увидит, как выглядит то, что ему нужно запомнить, он способен по – настоящему воспринимать.

Для аудиала всегда лучше единожды услышать материал, чем несколько раз его читать. Это тот тип восприятия, когда сказанное живьем слово приобретает колоссальное значение. Людям, имеющим ведущий аудиальный канал восприятия, всегда легче усваивать информацию на лекциях или участвовать в семинарах.

Отличительной особенностью кинестетиков является природная потребность все трогать руками. Иначе не может пойти процесс целостного восприятия. Только с помощью эмоций, подкрепляемых взаимодействием с людьми или предметами, они познают окружающую реальность. Как правило, такие люди очень эмоциональны и подвержены различным направлениям деятельности. Весьма много среди них художников, музыкантов, скульпторов, то есть к ним относятся те, кто способен проживать целую жизнь при соприкосновении с предметами и даже творить собственную реальность.

Дигиталы склонны к глубокому анализу происходящих событий. Это по сути своей настоящие мыслители и философы. Для них новая информация должна обязательно являться предметом абстрактно – аналитического мышления, плодом серьезной внутренней работы, связанной с логическим выстраиванием сложных конструкций. Познать истину – их главная цель.

Таким образом, способы восприятия информации существуют самые различные. Все вместе они создают гармоничную  и целостную картину мира, в которой приветствуется полнота многообразия. Необходимо развивать все каналы восприятия, но делать это с опорой на ведущий вид. Тогда любая деятельность человека будет успешной, приведет его к новым открытиям и свершениям.

Как технологии и интернет изменили наше восприятие информации

Денис Золотарёв

Арт-директор, специалист в области мультимедийной журналистики, digital-дизайна и инфографики. Блог на Medium.

Возникновение и развитие глобальной Сети можно считать событием, по значимости сравнимым с изобретением книгопечатания: технология печати подвижными литерами за пару столетий перевернула все принципы воспроизведения, распространения и потребления информации. Интернету хватило на то же самое несколько десятков лет.

Как в результате этого изменились мы сами? Каковы особенности восприятия информации сегодняшним средним пользователем Сети? Влекут ли они за собой позитивные или негативные последствия? Попробуем ответить на эти вопросы.

Я выделил ряд трендов, наметившихся среди активных пользователей — тех людей, которые в наибольшей степени погружены в цифровые коммуникации. Этот список субъективен и в основном описывает то, что я вижу вокруг и какие изменения наблюдаю в самом себе.

1. Мы стали быстрее

Теперь мы воспринимаем больше данных за единицу времени, наша «пропускная способность» увеличилась.

Ежедневный объём необходимой к усвоению информации растёт, времени на потребление отдельных фрагментов становится всё меньше. При этом информационная ёмкость сообщений стремится сохраниться на прежнем уровне. Это приводит к «уплотнению» сообщений и возрастанию нашей «пропускной способности».

Посмотрите, как менялись ролики Apple за последние 9 лет:

  • 2009 год — iPhone 3GS.

  • 2011 год — iPhone 4s.

  • 2016 год — iPhone 7 и 7 Plus.

  • 2017 год — iPhone X.

В последних видео даже нет закадрового голоса. Голос — это слишком долго. Текст воспринимается гораздо быстрее.

Но нельзя утверждать, что возрастает и скорость качественной обработки информации. В нас можно загрузить больше за меньшее время, но ускоряется ли при этом анализ и обработка?

2. Наша мультизадачность возросла

Мы можем одновременно потреблять информацию из нескольких каналов или вести несколько параллельных коммуникаций.

Почти все могут вести машину, одновременно болтая по телефону, а то и набивая СМС. Почти все могут одновременно говорить на несколько тем в нескольких окнах мессенджера, а некоторые — даже в рамках одного разговора, чередуя сообщения.

Технологии развиваются симметрично этому, стараясь обеспечить нам максимальную многозадачность. Распространение функции «Картинка в картинке», хитрые системы уведомлений, в фоновом режиме «подгружающие» в нас новые единицы данных, многофункциональные сервисы вроде Booking.com — всё это направлено на дробление нашего внимания.

Показательно видео, которое демонстрирует, как выглядит телефон человека с 8 миллионами подписчиков в Instagram.

В качестве экстремального примера подобной адаптации можно вспомнить интересную историю про вертолёты «Апач», сверхнасыщенный интерфейс которых приводил со временем к развитию у обучившихся пилотов способности к чтению двух книг одновременно.

3. Нам всё сложнее концентрироваться

Исследования , проведённые Microsoft в 2015 году, показывают, что наша способность к удержанию внимания на одном объекте сократилась до 8 секунд (принято говорить, что это меньше, чем у золотых рыбок).

Так ли это? С одной стороны, все согласятся, что читать художественную литературу стало сложнее — постоянно хочется отвлечься на что-то ещё. С другой стороны, это мало отразилось на рабочих процессах. Cпособность к концентрации зависит от выполняемой задачи и степени мотивированности человека. Да и достоверность проведённых исследований вызывает ряд вопросов .

Успевшие надоесть разговоры про клиповость мышления во многом строятся на анализе современного информационного продукта, объясняя происходящие изменения потребностями зрителей, хотя это может объясняться трендами в индустрии создания контента. Так, например, это исследование показывает, как среднее время монтажных склеек в фильмах непрерывно сокращалось с 10 секунд в 1930-х годах до 4 секунд в 2010-х. Похоже, представители киноиндустрии научились эффективно работать с монтажом и удерживать внимание зрителя.

Любопытный факт: только сейчас скорость фильмов приблизилась к экспериментальным картинам русских футуристов 1920-х, почти неизвестных широкой публике, но очень уважаемых специалистами из сферы кино.

При этом нельзя не отметить стремление постоянно перепрыгивать с канала на канал, что связано не столько с плохой концентрацией, сколько с тем, что нашего внимания требуют всё новые раздражители.

4. Картинки стали для нас новым письмом

Одной из самых древних форм письма было пиктографическое — изображение объекта обозначало этот самый объект. Исчезнув на несколько тысячелетий, в XX веке оно возродилось в виде навигационных пиктограмм.

восприятие информации: пиктограммыНавигация в аэропорту. Даже без подписей пиктограммы способны доносить сообщение

В дальнейшем пиктограммы эволюционировали в иероглифы — письмо с формализованным начертанием знаков, где каждый глиф в зависимости от контекста кодировал определённое слово, часть слова или комплексное понятие. И хотя рисунок знаков всё ещё имитировал реальные объекты, их смысл мог быть совсем другим. Так, например, иероглиф «холмы» в Египте мог обозначать чужеземную страну.

Спустя пару тысячелетий идеографическое письмо снова с нами. Теперь — как эмоциональное дополнение письменной речи, более точно задающее тон и контекст сообщения. Эмодзи, стикеры, мемы — всё это новые иероглифы. Например, новостное приложение Quartz использует эмодзи и гифки для общения с пользователем.

Мы общаемся картинками, выстраивая достаточно сложные нарративы, так как изображения часто несут в себе несколько вложенных контекстных смыслов, как когда-то иероглифы.

В любом мессенджере можно пересылать гифки или стикеры вместо или в дополнение к сообщениям, все пользуются эмодзи. Существуют как широко известные стикерпаки и мемы, оперирующие массовыми контекстами (всем известные фильмы, персонажи), так и нишевые, предназначенные для определённых групп (программисты, журналисты, пользователи Reddit).

восприятие информации: мемыИзвестные мемы, стикеры и эмодзи

Грамотно подобранная картинка, относящая нас к определённому контексту, позволяет быстро и ёмко передать набор эмоций и выразить своё отношение к чему-либо.

5. Информация стала для нас строительным материалом

Технологии дали каждому возможность творить, создавая новые информационные объекты с нуля или компилируя их из уже существующих. Каждый фрагмент информации рассматривается нами как кирпич, который мы можем использовать для конструирования собственных нарративов и смыслов.

Фрагмент фильма, найденная или сделанная самостоятельно фотография, скриншот переписки — всё становится основой для новых коммуникаций.

Потребности пользователей чутко улавливаются разработчиками софта, написавшими уже не один десяток различных программ и онлайн-сервисов для генерации мемов, создания простых композиций и роликов. Отличный пример — Coub. Это один из самых популярных сервисов для создания собственного вирального контента путём компиляции готовых видео- и аудиофрагментов.

Мы воспринимаем информационные объекты как кирпичи для новых сообщений, а не как законченные неизменные вещи. Любой фрагмент может стать частью нового смыслового коллажа.

6. Мы считываем информацию фрагментами и по диагонали

У нас не хватает времени и терпения потреблять контент от и до. Исследования показывают, что пользователи Сети больше не читают в привычном смысле слова. Они «сканируют» страницу , выхватывая отдельные слова и предложения.

Широкое распространение получил термин «F-паттерн» — принцип, по которому пользователи Сети часто просматривают ресурсы (повышенное внимание к первым строчкам и беглый просмотр начала следующих). На уровне тепловой карты это действительно напоминает букву F.

восприятие информации: F-паттернF-паттерн

«Сканирование» касается не только текстовой информации. Мы перематываем ролики, фильмы и подкасты. В итоге контент, считываемый по диагонали, создаётся для такого потребления.

Это выражается в жёстком структурировании текстов, дроблении контента на фрагменты, внедрении навигации или функции ускоренного просмотра в видео.

Многие сайты начали внедрять навигацию в плеер, отмечая на ползунке знаковые места видео или аудио либо вынося их в отдельное оглавление. Некоторые идут дальше и пробуют создавать новые (очевидно, вдохновлённые Stories) форматы, как, например, этот проект от The New York Times.

Тем не менее вдумчивое чтение всё ещё с нами и, по утверждениям специалистов, играет большую роль в развитии мышления .

7. Нам легче оперировать абстракциями

Всё превратилось в интерфейс. Вся информация стала виртуальной. Физические носители уходят в прошлое. Теперь вместо дисков, книг, кассет и пластинок у нас есть их виртуальные слепки, концепты информационных вещей.

Интерфейсы всё дальше уходят от имитации реальных объектов в сторону текстов. На кнопке «Удалить» больше не нарисована урна, а на «Сохранить» — дискета, только слова. Мы моментально соотносим написанное слово с эффектом, которое оно произведёт на виртуальный объект.

Да и сами кнопки больше не выглядят как кнопки. Почти каждый знает, как оформить простую гиперссылку, почти каждый — немного программист.

8. Для нас всё меньше разницы между красотой и уродством

Глобальный доступ в Сеть уравнял в правах на распространение всех пользователей. Каждый может транслировать в информационное пространство собственный вкус. В результате мы видим одинаковое количество красивого и уродливого.

Теперь ключевой показатель — выразительность и информационная ёмкость, а не красота. Наш спектр эстетического восприятия серьёзно расширился.

восприятие информации: критерии красотыПодчёркнуто неумелый рисунок внезапно становится сильным выразительным инструментом

В поисках новых стилей и способов выражения дизайнеры вдохновляются как современными технологиями (мультфильм, использующий случайные эффекты в работе с программами 3D-визуализации), так и низкой эстетикой массового софта (этот ролик обыгрывает стилистику ранних текстовых и графических редакторов).

Что нас ждёт дальше?

Уже сейчас наметились обратные тенденции — возврат к медленному потреблению (Slow TV), цифровой детокс. Всё это — реакция на слишком быстрое для человека развитие технологий. Вряд ли это станет мейнстримом, но поможет нам нащупать баланс между онлайном и офлайном и научит осознанному потреблению информации.

На каждом новом витке эволюции есть свои плюсы и минусы, но люди всегда находили способы приспосабливаться к меняющейся реальности. Это то самое качество, которое позволило нам эволюционировать от камней и палок до космических кораблей и расщепления атома. Тем интереснее наблюдать за тем, как нас меняет формируемая нами информационная среда.

Информация и знания. Восприятие информации человеком

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 7 классы | Планирование уроков на учебный год (учебник И.Г. Семакина и др.) | Восприятие и представление информации





§2. Восприятие и представление информации


Основные темы параграфа:

— восприятие информации;
— информация и письменность;
— языки естественные и формальные;
— формы представления информации.

Изучаемые вопросы:

— Информация как знания человека.
— Декларативные и процедурные знания.
— Информативность сообщения.
— Образная и знаковая формы восприятия информации.
— Язык – знаковая форма представления информации.


Восприятие информации

Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств — их пять: орган зрения (глаза), орган слуха (уши), орган вкуса (язык), орган обоняния (нос), орган осязания (кожа).

Большая часть информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи, и вкусовые, и осязательные ощущения тоже несут информацию. Например, почувствовав запах гари, вы узнаете, что на кухне сгорел обед, о котором забыли. На вкус вы легко узнаёте знакомую пищу, оцениваете количество сахара или соли в блюде. На ощупь, т. е. через контакт с кожным покровом, вы узнаёте знакомые предметы даже в темноте, оцениваете температуру внешних объектов. Таким образом, существуют разные способы восприятия информации человеком, связанные с разными органами чувств, через которые она поступает:

• через зрение поступает информация в виде изображения;
• через слух воспринимается информация в звуковом виде;
• через обоняние воспринимается информация в виде запахов;
• через вкус поступает информация от вкусовых ощущений;
• через осязание мы получаем информацию в виде осязательных (тактильных) ощущений.

Можно сказать, что зрение, слух, вкус, обоняние, осязание являются информационными каналами между внешним миром и человеком. При утрате одного из таких каналов (например, зрения или слуха) усиливается информационная роль других каналов. Известно, что незрячие люди острее слышат, для них возрастает значение осязания.

Информация и письменность

Полученную информацию человек может запомнить или записать, а также передать другому человеку. В какой форме это происходит?

Чаще всего люди общаются между собой в устной или письменной форме, т. е. разговаривают, пишут письма, записки, статьи, книги и т. п. Письменный текст состоит из букв, цифр, скобок, точек, запятых и других знаков. Устная речь тоже складывается из знаков. Только эти знаки не письменные, а звуковые. Лингвисты их называют фонемами. Из фонем складываются слова, из слов — фразы. Между письменными знаками и звуками есть прямая связь. Сначала появилась речь, потом — письменность. Письменность нужна для того, чтобы фиксировать на бумаге человеческую речь.

Очень интересна история письменности! Письменность, которой пользуемся мы и большинство европейских стран, называется звуковой. В ней отдельные буквы или сочетания букв обозначают звуки речи, а знаки препинания — паузы, интонацию. А вот китайская письменность называется идеографической. В ней один значок (его часто называют иероглифом) обозначает слово или значительную часть слова (рис. 1.1). А японское письмо называется слоговым. Там один значок обозначает слог.


Самая же древняя форма письменности, которая идет от первобытных людей, называется пиктографической. Одна пиктограмма — это рисунок, который обозначает понятие или даже целое сообщение. Пиктографическая символика часто используется и сегодня. Например, всем вам знакомые дорожные знаки — это пиктограммы (рис. 1.2).


Языки естественные и формальные

Человеческая речь и письменность тесно связаны с понятием «язык». Конечно, имеется в виду не орган речи, а способ общения между людьми. Разговорные языки имеют национальный характер. Есть русский, английский, китайский, французский и другие языки. Лингвисты их называют естественными языками. Естественные языки имеют устную и письменную формы.

Кроме разговорных (естественных) языков существуют формальные языки. Как правило, это языки какой-нибудь профессии или области знаний. Например, математическую символику можно назвать формальным языком математики; нотную грамоту — формальным языком музыки.

Язык — это знаковый способ представления информации. Общение на языках — это процесс передачи информации в знаковой форме.

Формы представления информации

Итак, информацию человек представляет с помощью различных языков. Можно привести примеры разных способов знакового представления информации, заменяющих речь. Например, глухонемые люди речь заменяют жестикуляцией. Жесты дирижера передают информацию музыкантам. Судья на спортивной площадке пользуется определенным языком жестов, понятным игрокам.

Другой распространенной формой представления информации является графическая форма. Это рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы. При изучении многих школьных предметов вы активно пользуетесь такой графической информацией. Наглядность графической информации облегчает понимание заложенного в нее содержания.

Подведем итог разговору о формах представления информации.

Формы представления информации человеком:

• текст на естественном языке в устной или письменной форме;
• графическая форма: рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы;
• символы формального языка: числа, математические формулы, ноты, химические формулы, дорожные знаки и пр.

Чтобы письменный текст на любом (естественном или формальном) языке был всем одинаково понятен, он должен соответствовать правилам языка. Синтаксис — это совокупность правил записи текста на языке. Их нарушение называется синтаксической ошибкой. Семантика — это система правил и соглашений, определяющая толкование и придание смысла конструкциям языка. Таким образом, правила синтаксиса определяют форму письменного текста, а правила семантики — его смысл, содержание.

Коротко о главном

Человек воспринимает информацию из внешнего мира с помощью всех своих органов чувств. Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание являются информационными каналами, связывающими человека с внешним миром.

Язык — это знаковая форма представления информации. Языки бывают естественными и формальными.

Человек сохраняет информацию или обменивается ею с другими людьми на естественных языках, формальных языках, в графической форме.

Письменность — важнейший способ сохранения и передачи информации. В истории человечества сформировались следующие формы письменности: звуковая, слоговая, идеографическая, пиктографическая .

Письменный текст составляется в соответствии с правилами синтаксиса и семантики языка.

Вопросы и задания

1. Какую роль в информационной деятельности человека выполняют органы чувств? Перечислите все органы чувств человека.

2. Почему восприятие вкусов и запахов можно назвать приемом информации?

3. Как читают незрячие люди? Какие органы чувств при этом задействованы?

4. Чем отличается чтение нот от прослушивания музыки с точки зрения формы принимаемой информации?

5. Грамотный музыкант способен услышанную музыку записать нотами. Какое преобразование формы музыкального произведения он при этом производит? Опишите ситуацию обратного преобразования.

6. Какую роль выполняют языки в информационной деятельности человека?

7. Что такое естественные языки, формальные языки?

8. Какие существуют формы письменности?

9. Попробуйте с информационной точки зрения объяснить такой феномен: ощущение человеком вкусов и запахов во сне. Подготовьте сообщение.

Электронное приложение к уроку

liniya

Вернуться к материалам урока
liniya liniya liniya
Презентации, плакаты, текстовые файлы liniya Ресурсы ЕК ЦОР
Видео к уроку

liniya

Cкачать материалы урока
liniya


Восприятие информации разными поколениями XYZ

Появление социальных сетей, мессенджеров и приложений повлияло на то, как люди воспринимают информацию. Особенно сильно это отразилось на миллениалах и поколении Z. В этой статье мы расскажем, чем отличается одно поколение от другого и как изменилось потребление информации людьми с течением времени.

Поколение Х — люди рожденные в период с 1963 по 1981 годы. Те, кто последними получили детство «без забот». «Иксы» родились до появления Интернета, до бурного развития технологий, к которым сейчас привык каждый. Это последнее поколение, которое книги и газетная верстка приучили к большим текстам без картинок и иллюстраций, и которое может длительное время удерживать свое внимание на получаемой информации.

Поколение Y — люди, рожденные после 1981 года. Совершеннолетие они встретили уже в новом тысячелетии, поэтому часто их называют миллениалами. Это первое поколение, глубоко вовлеченное в цифровые технологии. Но и эпоху до распространения интернета они застали: их детство прошло в основном без смартфонов и соцсетей.

Представителей поколения Z от миллениалов отделяет то, что они «родились со смартфоном в руках». В отличие от поколения Y, цифровые технологии окружают их с самого детства, а интернет — неотъемлемая часть жизни их родителей.

С каких годов начинать отсчет для поколения Z, единого мнения у исследователей нет. Граница варьируется от 1991 до 2001 года в зависимости от уровня развития технологий в разных странах. Часто социологи выбирают отсчетным 1995 год — а если так, то сегодня старшим центениалам уже исполнилось 24 года.

Существует миф, что после поколения Х, люди перестали читать. Это не так, поколения Y и Z читают тексты и считают их приоритетным способом представления информации (59% и 51% соответственно). Но, стоит отметить, оба поколения склонны читать «по диагонали». Видя перед собой «простыню» текста, молодой человек воспринимает ее как тяжелую работу. Это вызывает скуку и рефлекторное желание сбежать.

У поколения Z концентрация внимания на 25% ниже, чем у их предшественников. Миллениалы способны удерживать внимание 12 секунд, а центениалы — всего 8.

Соответственно, для того, чтобы поддерживать внимание молодых людей текстовый контент должен быть визуально легким, разделенным на небольшие абзацы, разбавленным изображениями и инфографикой.

Что касается публичного выступления – оно должно быть кратким, емким, все самые важные тезисы нужно стараться излагать за 8 секунд. Устный рассказ должен сопровождаться презентацией, насыщенной визуальным контентом, подкрепляться видеороликами.

На самом деле все эти правила работают для любой аудитории, но для миллениалов и поколения Z они критичны. Старшие поколения с детства иначе воспринимали информацию – их не пугают долгие лекции и толстые книги. Более молодые же с детства привыкли к коротким форматам и видео.

В диалоге с молодыми поколениями можно активно использовать сленг, а то время как с поколением Х лучше разговаривать «по-русски» без иноязычных вкраплений. Поколение Z может вести диалог одними эмоджи и стикерами при этом прекрасно друг друга понимать, поэтому включение их в визуальное сопровождение выступления может помочь сделать шаг навстречу аудитории.

Чтобы донести свои сообщения до поколений Y и Z, нужно быть не только креативными и краткими, но и честными. Поколение Z легче принимает информацию на веру. Центениалы лишь в 30% перепроверяют полученные данные, а это реже, чем поколение Y (40%).

Это вовсе не значит, что пост-миллениалов проще уговорить. Исследование креативного агентства Brand House показало, что у поколения Z отлично работает интуиция. Читая рекламный текст или просматривая ролик, молодые люди сразу понимают, если информация перед ними «фейковая» или нерелевантная. В связи с этим, Z-ты не так восприимчивы к рекламе, как миллениалы и «иксы».

Исследовательский центр Pew отчитался, что ключевой платформой для поколения Z является YouTube. Центениалы используют ее для поиска любой информации, в то время как миллениалы доверяют старым-добрым поисковым системам.

А еще больше половины пост-миллениалов своими силами создают контент. По данным опроса CommScope, cамая привлекательная профессия для поколения Z — видеоблогер. О карьере на YouTube мечтают 37% респондентов.

Только, в отличие от креативного поколения Y, центениалы привыкли к интуитивным инструментам для решения творческих задач. Смонтировать видео им удобнее на смартфоне, и желательно нажатием одной кнопки.

Такой подход со стороны поколения Z повлиял на стремительный рост популярности приложения TikTok по всему миру. Cервис для обработки и обмена короткими мобильными видео в конце 2018 года по количеству загрузок опередил Instagram и Facebook. Короткие вертикальные видео, формат челленджей, удобные инструменты для редактирования роликов, маски, фильтры и бесплатные фоновые треки. Всё это отлично совпало с потребностями центениалов.

Резюмируя — говорите коротко и емко, пишите развёрнуто и по пунктам, подкрепляйте информацию визуально, не забывайте про восьмисекундный фильтр. И помните, что в разных странах, городах (и даже районах одного мегаполиса) уровень развития и тенденции поколений могут заметно различаться. Важно — изучать собственную аудиторию, отслеживать их изменения. А также помнить, что поколения быстро взрослеют и сменяют друг друга.

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов возможно только с письменного разрешения редакции.
При цитировании материалов прямая активная ссылка на hubspeakers.ru обязательна.

Восприятие и представление информации

При этом различными являются лишь способы представления, а сама информация остается неизменной. Различные способы представления информации позволяют описывать объективную действительность необходимыми для той или иной ситуации средствами.

Информация, в какой бы форме она ни предоставлялась, является некоторым отражением реального или вымышленного мира.

Одним из главных достижений человечества стало создание письменности, когда окружающий мир стали описывать с помощью символов и знаков.  

 

Языки  естественные и формальные

 

В процессе развития человеческого общества люди выработали большое число языков.

Среди них язык жестов и мимики, язык рисунков и чертежей, язык музыки и язык математики, разговорный язык,  алгоритмический язык  и т.д.

        Для обмена информацией с другими людьми человек использует естественные языки (русский, английский, китайский и др.), то есть информация представляется с помощью естественных языков.

        В основе языка лежит алфавит — это набор символов (знаков), которые человек различает по их начертанию,  из которых можно составлять слова и фразы данного языка.

Примеры алфавитов: В основе русского языка лежит кириллица, содержащая 33 знака, английский язык использует латиницу (26 знаков), китайский язык использует алфавит из десятков тысяч знаков (иероглифов).

 

Последовательности символов алфавита в соответствии с правилами грамматики образуют основные объекты языка — слова. Правила, согласно которым образуются предложения из слов данного языка, называются синтаксисом. В естественных языках грамматика и синтаксис языка формулируются с помощью большого количества правил, из которых существуют исключения.

 

 

Наряду с естественными языками были разработаны формальные языки (алгебра, системы счисления, языки программирования и др.). В основе формального языка также лежит алфавит.

 

Некоторые языки используют в качестве знаков не буквы и цифры, а другие символы, например химические формулы, ноты, изображения элементов электрических или логических схем, дорожные знаки, точки и тире (код азбуки Морзе) и др.

 

Основное отличие формальных языков от естественных состоит в наличии строгих правил грамматики и синтаксиса.

 

Почему наш мозг любит визуальный контент. Инфографика

Как вы думаете, что эффективнее: подробное описание продукта или обобщающее, но яркое изображение?

93% людей считают картинки решающим фактором при совершении покупки. Поэтому именно визуальный контент становится оружием №1 в контент-маркетинге. Сегодня уже неважно, к какой сфере бизнеса принадлежит и насколько велика компания. Все, от мелких лавочников до крупнейших интернациональных корпораций, начинают активно и повсеместно внедрять визуальный контент. Но почему? Ведь это не проще и не дешевле. Секрет в том, что его эффективность гарантирована самой Природой.

Человеческий мозг воспринимает визуальную информацию в сравнении с текстовой:

  • быстрее
  • полнее
  • эмоциональнее

Как именно это происходит, и что поможет усилить этот эффект, вы узнаете из инфографики.

 контент-маркетинг, контент, аналитика, визуальный контент, визуализацияконтент-маркетинг, контент, аналитика, визуальный контент, визуализация

Почему наш мозг любит визуальный контент

Визуальный контент – это один из самых эффективных способов воздействия на аудиторию. Почему? Потому что мы воспринимаем визуальную информацию быстрее и полноценнее текстовой, особенно, когда изображения интересны и красочны.

Почему это работает

Визуальный контент эффективен, потому что наш мозг его легко воспринимает.

Достаточно 1/4 секунды, чтобы запустить процессы восприятия визуальной информации.

А, как известно, внимание человека фиксируется лишь на 8 секунд. Поэтому скорость играет решающую роль.

Как это работает

Эффективность визуального контента стоит на 3 китах: привлекательности, понятности и удержании.

Привлекательность

Красочные образы всегда привлекательны. Хороший дизайн способен привлечь внимание даже скептически настроенного зрителя.

Время удержания внимания:

  • Черно-белое изображение – 2/3 секунды
  • Цветное изображение – более 2 секунд

Исследования Университета Саскачеван доказало, что диаграммы с привлекательным и необычным дизайном более понятны, запоминаются легко и надолго.

Понятность

Наш мозг мыслит ассоциативно, что позволяет моментально вызвать обратную связь на визуальный стимул без каких-либо усилий.

Обратите внимание, насколько быстро мы замечаем объекты, не похожие на остальные по:

  • форме
  • размеру
  • цвету
  • ориентации в пространстве

Мозг воспринимает и интерпретирует визуальные данные гораздо быстрее текстовых или звуковых.

Удержание

Наша зрительная система способна быстро передавать информацию в мозг, где из памяти возникают определенные образы, ассоциирующиеся с новым контентом.

Эстетика и привлекательность дизайна обеспечивают более полное восприятие и глубокое воздействие, что благоприятно сказывается на удержании внимания зрителя.

Дизайнерские приемы, усиливающие воздействие:

  • Визуальная метафора. Это способ создания определенного видения предмета, типа «смотрения».
  • Символизм и иконография. Иконография – это строго регламентированная система изображения персонажей или сюжетных сцен.
  • Декоративное оформление.

Люди привыкли познавать мир через зрительные образы, поэтому именно визуальный контент является самым эффективным из ныне существующих. А о том, какие его типы сегодня в тренде, читайте здесь.

Как воспринимает информацию человек-дигитал

Все люди, в зависимости от того, как они воспринимают и обрабатывают информацию, условно разделяются на 3 категории: аудиал, визуал, кинестетик. Хотя и считается, что каналов всего три, но в действительности есть ещё четвёртый – называемый внутренним или дигитальным. Человек, который относится к последнему типу – это дигитал и детальнее о нём расскажет следующая статья. Но сначала поговорим о том, каким образом мы получаем информацию извне.

типы восприятия информации

типы восприятия информации

Типы восприятия информации, их особенности

Прежде всего, нужно понять, зачем человеку в принципе знать, к какому из типов он относится? Чем по жизни ему сможет помочь данная информация? Всего выделяют 4 главных типа восприятия:

  • визуальный – с помощью зрения;
  • аудиальный – за счёт органов слуха;
  • кинестетический – здесь задействованы органы чувств;
  • дигитальный – используется мышление.

В зависимости от того, какая сенсорная система сильнее всего развита, человек воспринимает мир через глаза, уши, тактильные ощущения либо используя логические знания.

Не может быть такого, чтобы остальные системы при этом не включались вовсе, но одна из них непременно преобладает. Она то и начинает запускать процесс мышления, представляет собой изначальный толчок, провоцирующий прочие ментальные процессы: память, визуализацию, воображение.

К примеру, вам советуют вообразить себе мягкую кошачью шёрстку:

  1. Человек с визуальным типом восприятия первым делом представляет само животное, и лишь потом вспоминает какой у него приятный на ощупь шерстяной покров.
  2. Аудиал – воспроизведёт звуки, которые издаёт зверёк, а только затем обратиться к другим ощущениям.
  3. Кинестет моментально почувствует, как к его коже прикасается мягкая шёрстка, после чего в голове возникнет образ кошки.
  4. Дигитал же должен мысленно проговорить название объекта (кошка), внутренняя речь поможет ему воссоздать в воображении её образ и шёрстку.

Получается, что все мы можем вообразить себе четвероногого питомца, но у кого-то образ сразу же всплывёт в голове, а у других – воспроизведётся позже с помощью своей преобладающей системы. Именно благодаря пусковой системе стимул превращается в образ в мозгу. Соответственно, если вы хотите научиться лучшему пониманию своих близких людей, а также себя самого и понять, поданная в каком виде информация усвоится быстрее и качественнее – потребуется знание о типах восприятия.

Характеристика типов восприятия информации

Рассмотрим подробнее все типы с характерными для них особенностями.

Визуалы

Таких людей сильно выдаёт их мимика. Например, когда они пытаются воспроизвести то либо иное событие в своей памяти, их глаза обращаются к верхнему левому уголку. А если они смотрят наверх вправо – значит, в воображении создаётся картина будущих событий.

Один из важный признаков, позволяющий выявлять визуалов, – наличие расфокусированного взгляда, обращённого вдаль. Интересно, что именно представителей данного типа восприятия информации проще всего подловить на неискренности. В этом вам помогут их глаза:

  • Если вы зададите конкретный вопрос и увидите, что взгляд сразу же сместился наверх вправо – можете быть уверены, что вам лгут. Человек начал думать про своё будущее и создаёт в воображении то, чего в действительности никогда не происходило.
  • А если же глаза смотрят наверх влево – собеседник извлекает из своих воспоминаний нужную информацию.

Визуалы больше всего интересуются видимой частью мира. Общаясь с ними, нужно пользоваться описательными словами. Также разрешено говорить быстро, активно жестикулировать, создавать образы в воздухе руками и активно применять свою мимику.

Визуал сильнее всего воспринимает то, что может увидеть собственными глазами. Поэтому он большего внимания уделит выражению лица своего собеседника, а только потом – тону или манере речи. Важно смотреть на него во время разговора, чтобы он не подумал, будто беседа вам совершенно неинтересна.

Кроме того, визуалы концентрируются на внешности: оценивают аккуратность человека, то, насколько ему подходит его образ, макияж, цвет волос и так далее.

визуалы видят этот мир

визуалы видят этот мир

Информация до людей-визуалов лучше всего доходит в виде образов. Им легко создавать у себя в воображении различные картины того, о чём им рассказывают. А чтобы облегчить задачу, нужно применять понятия, характерные для данного типа мышления. Это следующие слова:

  • видеть;
  • посмотреть;
  • взглянуть;
  • давайте посмотрим;
  • стоит обратить внимание и так далее.

Также визуал и сам пользуется аналогичными фразами:

  • вообразите себе;
  • взгляните;
  • нужно обратить внимание, что это выглядело так;
  • я вижу о чём, вы говорите;
  • посмотрите, что я подразумеваю и другими.

А если ещё обращается к различным описательным терминам – можно не сомневаться, с кем вы имеете дело.

Аудиалы

А эти люди получают сведения об окружающем мире с помощью звуков. У них преобладает слух и в большинстве своём они обладают развитыми коммуникативными навыками. Музыка приносит аудиалам настоящее наслаждение, они постоянно слушают радио, телевизор, не могут долго находиться в тишине.

Такие личности не любят ничего записывать, больше доверяя собственной памяти. При этом всё время что-то бормочут себе под нос, говорят в голос для лучшего осознания и запоминания. В беседе аудиал, в отличие от визуала, не будет смотреть в глаза, предпочитая обратить к своему протеже ухо.

А в общении пользуется следующими словосочетаниями:

  • «Послушай меня»
  • «Почему ты со мной так говоришь?»
  • «Это звучит привлекательно»
  • «Это мне о многом расскажет».

То есть обращается к тону, звуку и тембру речи.

Желая вывести аудила на чистую воду, нужно задать ему вопрос, а затем следить за реакцией. Вспоминая что-то, он концентрируется не на образе, а на звуковой составляющей, применяя такие выражения:

  • «Как мне это сказали?»;
  • «Я услышал, что…»;
  • «Было интересно услышать его мнение» и тому подобные.

Аудиалы слышат мир

Аудиалы слышат мир

Поддерживая коммуникацию с человеком, который воспринимает львиную долю информации посредством звуков, нужно пользоваться аудиальными словами. Также уделяйте внимание тембру своего голоса, интонации, скорости произношения слов. Помните, что аудиал не столько думает о предмете разговора, как о том, как вы говорите.

Он воспринимает речь, не концентрируясь на мимике. Ему хватает слов и фактов, а вот в подробностях совершенно не нуждается.

Кинестетики

Данная категория людей больше всего руководствуется чувствительным опытом, подкреплённым эмоциями. У них в памяти лучше всего сохраняются ощущения, движения, аромат, а также они уделяют внимание чувствам.

Соответственно, общаясь, будут пользоваться фразами, касающимися тепла/холода, тяжести/лёгкости. Например, вы можете услышать от кинестетика нечто подобное:

  • «Я так разволновался, что моя голова стала тяжёлой, а по коже пошли мурашки»;
  • «Меня это так напугало, что на теле выступил холодный пот»;
  • «Это заставило меня трепетать».

Кинестетикам важно иметь возможность прикасаться к тому, о чём они говорят. Также они нуждаются в физической близости с собеседником. При общении обязательно подойдут к вам как можно ближе и не упустят возможности прикоснуться. Стоять на одном месте и внимательно слушать – для такого человека почти невыполнимая задача.

Если вы хотите, чтобы кинестетик лучше понял вас – воспользуйтесь словами, которые выражают чувства и эмоции. И не ждите от него моментального решения, на это потребуется время. Обусловлено подобное тем, что кинестетики в буквальном смысле слова «чувствуют нутром», действуют ли они в верном направлении.

Кинестетики чувствуют мир

Кинестетики чувствуют мир

Если вам известно, что вы взаимодействуете с кинестетиком, то разрешите ему притрагиваться к вам – так он быстрее войдёт в контакт. Также некоторые психологи считают, что на таких людей сильно влияет температура окружающего пространства. Поэтому стоит заранее позаботиться, чтобы в помещении не было слишком жарко или холодно.

Разобравшись с тем, кто такой визуал, аудиал, кинестетик, остаётся обратиться к последней категории – дигиталам.

Дигиталы

Дигитал – это человек, для которого характерно логическое, схематическое мышление. Информация воспринимается им по принципу: логичная она или нет. Само слово происходит из английского языка, в котором «дигитальный» — это «цифровой».

Представитель этого типа всегда пытается установить наличие логики в том, о чём ему рассказывают. Также он интересуется и пытается разобраться в процессе устройства, почему оно работает так, а не иначе, зачем необходимо.

Основная масса людей-дигиталов – это представители сильного пола. Окружающая реальность воспринимается ими посредством причинно-следственных связей, схем, формул и функциональности.

Интересно то, что человек, имеющий данный тип восприятия информации, не получил его с рождения, а развил в себе, будучи уже взрослым. Случается, что дигитальный канал активируется после перенесённых психологических потрясений, случившихся в детстве или во взрослой жизни.

Некоторые психологи выражают мнение, что дигиталы видят, слышат и чувствуют в одно и то же время что-то такое, с чем их психика не в состоянии справиться. И мозг с целью самозащиты входит в особый режим, когда все звуки, образы и ощущения видоизменяются до схем, которые не способны вызвать страх или тревогу.

Как понять, что вы общаетесь с дигиталом? У вас сложится впечатление, что это холодная, лишённая эмоций персона, своеобразный человек-компьютер, голова которого забита знаниями. А всю информацию он старательно раскладывает «по полочкам» у себя в мозгу. Но на самом деле это не более чем внешняя оболочка, а на самом деле дигитал является довольно чувствительным и ранимым человеком.

В коммуникации с окружающими он постоянно пользуется такими словами:

  • логично;
  • я знаю;
  • я полагаю;
  • внимательно и тому подобными.

Человек-дигитал выступает замечательным стратегом, которому легко даётся планирование и применение фактов. Он достигают успеха в решении трудных заданий. Информация запоминается и обрабатывается им поэтапно, логически, без спешки и суеты.

Такой серьёзный процесс требует определённого времени. Соответственно, дигитал не может одновременно воспринимать много новых идей, ситуаций и ему будет тяжело сразу познакомиться с большим количеством человек.

Чтобы деятельность такого работника была эффективной, он нуждается в чётко составленном плане, оговоренных сроках, а также возможности старательно подготовиться. Ему точно не понравится, если кто-то попытается влезть в его личное пространство, неожиданно изменит план действий, задаст вопрос, на который следует ответить незамедлительно. Сильно устаёт от спешки.

Примечательно, что термин «дигиталы» введён в употребление относительно недавно, примерно 15-20 лет тому назад. До этого всех людей делили только на 3 типа восприятия информации.

Интересно узнать, к какому типу вы относитесь? Предлагаю пройти тест в следующем видео:

Marissa

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о