Когда появилась психология: Психология — Википедия – История психологии — Википедия

Содержание

2. Возникновение термина «психология» и его различные значения. Развитие предмета психологии и его современная трактовка.

Вопросы к экзамену.

  1. Особенности научно-психологического познания. Житейская и научная психология, их отличия и взаимоотношения.

Психология как наука, психика и ее хар-ки.

Психоло́гия(отдр.-греч.Psuche – «душа» и Logos— «учение») —наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Т.о., психология – наука о душе (психике). Изучает псих. явления и поведение; изучает филогенетическое возникновение, онтогенетическое развитие и функционирование психики и деятельности (Леонтьев). Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно в 1879 г.: в этом году немецкий психологВ. Вундтоткрыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философий; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной.

Специфика психологического знания.

Во-первых, психология - наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика - это "свойство высокоорганизованной материи".Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.В-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. Психология - это наука, не только познающая, но иконструирующая, созидающаячеловека.

Предметпсихологии менялся: душа, сознание, поведение, потом психика.

Психика– системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом окружающей реальности.Отражение– всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса. Чтобы составить предварительное представление о том, что такое "психика", рассмотримпсихические явления. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Псих. явления - все то, что эмпирически наблюдаемо, внешние проявления (но м.б. осознанным и неосознанным). 4 сферы псих. явлений: побуждения, познание, переживания, самосознание. Существует целый ряд

других форм проявления психики, которые психология выделила и включила в круг своего рассмотрения. Среди них - факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, наконец, творения человеческих рук и разума, т. е. продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться.

Соотношение житейской и научной психологии

1. Житейские психологические знания конкретны (о различном поведении в различных ситуациях). Научная психология стремится к обобщениям. Терминология различна 2. Житейские знания носят интуитивный характер, а научные - рациональны и вполне осознанны. 3. Способы передачи знания - в житейских знаниях – на своих ошибках, в научных - накопление и передача. 4. Способ получения знаний - в житейских – наблюдения и размышления, в научных + эксперимент. 5. Индивид ограничен только своими знаниями, а наука имеет больший объем.

Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт;во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец,в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

Психоло́гия(отдр.-греч.Psuche – «душа» и Logos— «учение») —наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себегуманитарныйиестественнонаучныйподходы. Включает в себяфундамента́льную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности,прикладну́ю психологию, изучающую, с опорой на данныефундаментальнойпсихологии, психические явления в естественных условиях, ипракти́ческую психологию, занимающуюся применением психологических знаний на практике.

Предмет психологиипонимается различно в течение истории и с позиции различных направлений психологии.

  • Душа (все исследователи до начала XVIII века)

  • Явления сознания (английская эмпирическаяассоцианистская психология —Д. Гартли,Герберт Спенсер)

  • Непосредственный опыт субъекта (структурализм—Вильгельм Вундт)

  • Поведение (бихевиоризм—Джон Уотсон)

  • Бессознательное (психоанализ—Зигмунд Фрейд)

  • Процессы переработки образов и результаты этих процессов (гештальт-психология—Макс Вертгеймер)

  • Личный опыт человека (гуманистическая психология—Маслоу, Франкл, Мэй)

  • Процессы переработки информации информационной системой "мозг", познавательные способности человека (когнитивная психология— Джордж Миллер, Герберт Саймон, Джон Свитс и другие)

  • Психика (психически управляемая деятельность- теория деятельности Леонтьева)

Как менялся предмет исследований психологической науки: 4 этапа. На первом этапе психология существовала как наука о душе, на втором — как наука о сознании, на третьем — как наука о поведении, а на четвертом — как наука о психике.

Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием "душа". Практически все древние философы пытались выразить с помощью этого понятия самое главное, сущностное, начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, рассматривая ее как причину жизни, дыхания, познания и т. п. Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю.

Демокрит:душа- это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных.

Аристотель: трактат "О душе" - первое специально психологическое сочинение, отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию "энтелехия", которая означает существование чего-то.

Платон и Сократ– душа начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело - начало зримое, низменное, преходящее, тленное.Душа и телонаходятся в сложныхвзаимоотношенияхдруг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека.

В последней четверти XIX в. оформилась научная психология. Рене Декартсознание- предмет психологии. Первое, что человек обнаруживает в себе, - этоего собственное сознание. Существование сознания - главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания.

В. Вундт- простейшие элементы сознания. Наука заходит в тупик.

Дж. Уотсон - поведение человека и животных (система реакций).S - R(стимул - реакция) - единица поведения.

Леонтьев - деятельностный подход, психически управляемая деятельность.

Психология сейчас – наука о фактах, закономерностях и механизмах психики и психических явлений. Психика– системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом окружающей реальности.Отражение– всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса. Отражение физическое, физиологическое и психическое.Особенности отражения: дает возможность правильно отражать окружающую действительность. Имеет активный характер, связано с поиском и отбором способов действий. В процессе деятельности отражение развивается. Отражение субъективно носит опережающий характер.

Психология мира — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Психология мира (англ. peace psychology) — область исследований в психологии, связанная с изучением психических процессов и поведения, порождающих насилие, предотвращающих насилие и способствующих использованию ненасильственных методов, а также создание благоприятных условий для обеспечения вежливого, уважительного и достойного обращения со всеми с целью уменьшения уровня насилия и содействия избавлению от его психологических последствий[1].

Психология мира направлена на развитие теоретических и практических подходов, нацеленных на предотвращение и ослабление прямого и структурного насилия. Данная дисциплина способствует ненасильственному разрешению конфликтов (миротворчество) и достижению социальной справедливости (миростроительство)[2]. Психология мира тесно связана с социальной психологией, политической психологией, общественной психологией

[en], позитивной психологией, а также с целым рядом других психологических субдисциплин и смежных наук (политологией, социологией, иренологией[en], историей и др.). В ней рассматривается множество тем, среди которых одной из важнейших является изучение психологических предпосылок возникновения войн и других форм насилия, а также психологических последствий насильственных действий. Другая важнейшая тема — причины и последствия поведения, нацеленного на ненасилие. В последние годы психологи мира уделяют большое внимание различным формам насилия, которые создают угрозу миру даже при отсутствии военных действий: домашнее насилие, преступления на почве ненависти, смертная казнь, врачебные злоупотребления и институциональные механизмы, ведущие к обнищанию населения и ухудшению качества окружающей среды.

История психологии мира начинается с середины первого тысячелетия до нашей эры, со времён Пифагора, которого называют одним из первых психологов в истории человечества. Многие мыслители древности и средневековья высказывали идеи, которые современные психологи мира считают актуальными и по сей день[3]. В течение XX столетия учёными были проведены обширные теоретические разработки, связанные с отказом от применения насильственных методов для решения проблем. Стимулом к развитию данного направления стало массовое движение за отказ от насилия во множестве стран. К концу XX века общее число людей, так или иначе участвующих в этом движении, составило почти три миллиарда, то есть 64 % от тогдашней численности человечества

[4]. Многие классики психологии уделяли значительное внимание мирному урегулированию конфликтов.

Предыстория[править | править код]

Психологическая наука в целом имеет философские корни, уходящие в глубину тысячелетий. Психология мира, в частности, опирается на давнишние размышления выдающихся мыслителей относительно психических процессов и их связи с войной и миром. В древней Индии Сиддхартха Гаутама Будда в середине I тысячелетия до нашей эры провозгасил, что причиной страданий являются желания, и что мир может быть достигнут при помощи самоотречения. Он указал на несколько принципов, включая сострадание и ненасилие, придерживаться которых необходимо для духовного благополучия любого человека. В III веке до н. э. воинственный царь Ашока после обращения в буддийскую веру немедленно прекратил боевые действия и стал придерживаться миролюбивой политики. В древнем Китае Конфуций утверждал, что войны возникают из-за дисгармонии и для их предотвращения необходимо соблюдать гармонию и социальную иерархию. Лао-цзы, напротив, в трактате Дао дэ цзин

Глубинная психология — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 декабря 2018; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 декабря 2018; проверки требуют 5 правок.
Не путать с: Тифлопсихология

Глубинная психология (нем. Tiefenpsychologie) — общее название для ряда направлений в психологии, ориентированных преимущественно на наблюдение бессознательных психических процессов[1]. В качестве синонима понятия «глубинная психология» часто используется понятие «динамическая психология», хотя термин «динамический» обозначает лишь частный случай глубинного подхода (наряду с экономическим и топографическим

[2]), описывающего психические феномены не в статическом, а в динамическом аспекте — как результат столкновения и сложения бессознательных влечений.

Заслуга введения понятия признается за швейцарским психиатром Э. Блейлером, тесно сотрудничавшим с З. Фрейдом. Совместными исследованиями авторы заложили фундамент для изучения психических феноменов через призму бессознательного. Психоанализ стал ведущим направлением глубинной психологии, от которого позже откололись многочисленные направления и течения.[источник не указан 377 дней]

При этом, существование бессознательного научно не доказано. Следовательно, изучать его нельзя[источник не указан 139 дней].

К глубинной психологии относятся:

Внутри современного психоанализа, в свою очередь, выделяют следующие основные глубинные теории:

В оценке наших рассуждений о влечениях к жизни и смерти нам мало помешает то, что мы встречаем здесь столько странных и скрытых процессов, как, например, то, что одно влечение вытесняется другим или оно обращается от «Я» к объекту и т. п. Это происходит лишь оттого, что мы принуждены оперировать с научными терминами, то есть специфическим образным языком психологии (правильнее, глубинной психологии — Tiefenpsychologie).

«Глубинная психология» является понятием, возникшим в современной медицинской психологии (Э. Блейлер), и обозначает ту психологическую науку, которая занимается феноменами бессознательного.

  • Фрейд З. Психология бессознательного / Пер. с нем. А. М. Боковикова. — М., 2006.
  • Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. — М., 1996.
  • Бородкин, В. И. Психоэнергетика мышления. — М.: Агентство «ФАИР», 1997. — 272 с. — ISBN 5-88641-028-7.
  • Дичев, Т. Психоэнергетика и духовное здоровье. — «Новый Центр», 2004. — ISBN 5-89117-143-0.
  • Райкрофт Ч. Критический словарь по психоанализу. — СПб., 1995.
  • Психоаналитические термины и понятия: Словарь / Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина; пер. с англ. А. М. Боковикова, И. Б. Гриншпуна, А. Фильца. — М., 2000.
  1. ↑ Henri Ellenberger, The Discovery of the Unconscious (1970) p. 562
  2. ↑ Sigmund Freud, On Metapsychology (PFL 11) p. 175-6

Понимающая психология — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Понима́ющая психоло́гия (нем. Verstehende Psychologie) — идеалистическое направление в немецкой философии и психологии, развившееся в конце XIX — начале XX веков и разработавшее особый метод психологического исследования, который заключается в соотнесении переживаний внутренней, душевной жизни индивида с окружающими его культурно-историческими ценностями.

Понимающая психология как направление культурфилософии восходит к философии жизни и неокантианству. Основоположником её является Вильгельм Дильтей, разрабатывавший «описательную психологию» как методологию гегелевских «наук о духе». Впоследствии она была воспринята и поддержана Эдуардом Шпрангером, который и ввёл термин «понимающей психологии».

Это направление оказало влияние на таких психологов как Александр Пфендер и Феликс Крюгер, а также на философов-экзистенциалистов Карла Ясперса, Мартина Хайдеггера, Хосе Ортегу-и-Гассета и формирование «понимающей социологии» Макса Вебера, на герменевтическую философию Ганса Георга Гадамера и Поля Рикёра.

В. Дильтей полагал, что основной задачей психологии является раскрытие целостной душевной жизни личности, достигаемой с помощью понимания как основного метода. Последнее, в свою очередь, трактуется как внутреннее, интуитивное постижение, тесно связанное с переживанием. В. Дильтей утверждал, что

«природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем»

В основе этой идеи лежало противопоставление «наук о природе» «наукам о духе» и отрицание самой возможности изучить социально-историческую обусловленность психики человека с помощью объективных, в том числе экспериментальных, научных методов. Поэтому, согласно В. Дильтею, должна быть разработана новая, отличная от традиционной «описательная» психология, предметом изучения которой должна стать структура и особенности переживаемой внутренней связи душевной жизни

Исходя из этого им были выдвинуты следующие методологические установки:

  1. Психическое развивается из психического, и соответственно, психические процессы могут быть описаны с помощью психических же процессов.
  2. Психическое сводится к интуитивному пониманию «модулей действительной жизни»
  3. Не следует искать каких-либо объективных причин развития личности, необходимо лишь соотнесение структуры отдельной личности с духовными ценностями и культурой общества.

Требование отказаться от гипотез и ограничиться чистым описанием звучало особенно неубедительно в эпоху, когда эксперимент и измерение резко расширили возможность точной проверки психологических гипотез. Поэтому выступление В. Дильтея против «объяснительной» психологии как науки, якобы игнорирующей самые существенные особенности человеческого сознания, встретило решительные возражения со стороны ряда её представителей, в частности немецкого психолога Германа Эббингауза. Г. Эббингауз заметил, что программа описательной психологии сводится к интуитивному постижению психики, не имеющему объективных критериев и причинных оснований и тем самым неизбежно выпадающему из общей системы научного знания о человеке:

«Ненадежность психологии ни в коем случае не начинается впервые с её объяснений и гипотетических конструкций, но уже с простейших установлений фактов... Самое добросовестное спрашивание внутреннего опыта одному сообщает одно, другому же совершенно другое.»

Идеи В. Дильтея полностью реализовались в работах Э. Шпрангера.

Основная характеристика личности, по Э. Шпрангеру, — это ценностная ориентация, посредством которой она познает мир. Опираясь на эту идею, он выделил шесть типов понимания жизни, или жизненных форм:

  1. Теоретический человек — тот, для которого высшей формой деятельности, определяющей характер всех его жизненных проявлений, является познание. Все прочие ценности для него вторичны. В сфере мотивации он стремится преодолеть аффекты, старается быть независимым от частных, конкретных целей, если не может включить их во всеобщую систему закономерностей жизни и поведения.
  2. Экономический человек — тот, кто во всех жизненных отношениях ориентируется на полезность. Все становится для него средством поддержания жизни, квазиприродной борьбы за существование. Он экономит материю, энергию, пространство и время, чтобы извлечь из них максимум полезного для своих целей. Мотивы его отличаются от мотивов «теоретика» тем, что вместо ценностей логики решающую роль играют ценности полезности.
  3. Эстетический человек — тот, кто «все свои впечатления преобразует в выражения». Его специфическая форма мотивации — «воля к форме», выражающаяся в мотивах частного порядка, таких, как самореализация, «построение и оформление самого себя», универсализация эстетического видения, тотализация форм.
  4. Социальный человек — тот, организующим принципом жизни которого является любовь в религиозном смысле этого слова.
  5. Властный человек — тот, который может существовать в любой из ценностных сфер. Это тот, кто хочет и может внушать другим людям собственную ценностную установку как мотив деятельности. В самом общем виде мотивация властного человека — это стремление преобладать над другими. Все прочие мотивации вспомогательны. Эстетическое, напр., для него — лишь звено в цепи средств для достижения целей власти. Но если властным человеком начинает двигать не столько рациональный расчет и знание обстоятельств, сколько безграничная фантазия, выливающаяся в гигантские проекты оформления и переоформления мирового целого, то он стоит на границе между человеком властным и человеком эстетическим. Таковы были многие из величайших завоевателей в мировой истории.
  6. Религиозный человек — тот, чья целостная духовная структура постоянно ориентирована на обнаружение высшего и приносящего бесконечное и абсолютное удовлетворение ценностного переживания.
  • Понимающая психология // Большая советская энциклопедия: в 30 тт. — М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • Понимающая психология // Большой психологический словарь. — М.: АСТ, 2009. — 811 с. — ISBN 978-5-17-055693-9.
  • Понимающая психология // Краткий психологический словарь / Под ред. А. Л. Свенцицкого.. — М.: Проспект, 2011. — 511 с. — ISBN 978-5-392-01704-1.
  • Дильтей В. Описательная психология. — М., 1924.
  • Шпрангер Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте // Педология юности. — М. — Л.,1931.

Историческая психология: понятие, возникновение, направления

Для каждой науки характерно наличие нескольких направлений, посвященных изучению какого-либо одного вопроса либо же их совокупности, относящейся к одной сфере интересов. Как раз таким направлением и является культурно-историческая психология.

Возникновение ее связывают с именами как русских ученых, так и французских. А появилась эта наука относительно недавно – в начале прошлого столетия. Соответственно, она весьма молода и еще находится в стадии становления, развития, но уже имеет собственные отдельные направления.

Что это такое?

Историческая психология – научное направление, занимающееся вопросами самосознания, аспектов личностных проявлений людей в определенных временных промежутках. Интерес для научных исследований представляют нюансы, характерные для мышления, личностных аспектов и самосознания отдельных людей и общества в целом, его различных социальных классов и культурных групп.

Иными словами, предмет исторической психологии – проявления личности человека в рамках конкретной исторической эпохи. Наука изучает взаимосвязи между временем, психикой и сознанием, их взаимное проникновение и влияние одного на другое.

Как давно и где появилось это направление?

Впервые понятие «историческая психология» в обиход ввел в середине прошедшего столетия Эмиль Мейерсон. Случилось это в 1948 году во Франции. Однако назвать данную науку западноевропейской нельзя.

Эмиль Мейерсон

В основе этого направления лежат работы советского ученого Льва Выготского. Большая часть его трудов, в которых рассматривается взаимосвязь исторических эпох и психологических аспектов личности, относятся к 20-м годам прошлого столетия. Однако терминология, сочетающая слова «культура», «история», «психология», в работах ученого не использовалась.

Название «культурно-историческая теория» возникло только в 30-е годы ушедшего столетия, причем не среди последователей Выготского и ученых, разделяющих его взгляды, а в разоблачительной критике. По какой причине психологическая теория, не несущая никакой антисоветской или антикоммунистической мысли, подверглась различным обвинениям и гонениям, не совсем ясно. Но как бы там ни было, критики работ Выготского и его последователей принесли пользу исторической психологии, практически введя в обиход термин, максимально точно определяющий стык областей, в котором находится круг ее интересов.

Лев Выготский с семьей

Начиная с 30-х годов это направление науки нашло своих последователей в западноевропейских странах и, конечно же, в США. К середине прошлого столетия это научное направление оформилось, определились сферы его интересов и предметы изучения.

Какие собственные направления есть в этой науке?

Историческая психология – дисциплина сравнительно молодая, не достигшая еще и столетнего рубежа в своем существовании. Несмотря на столь юный для науки возраст, она уже имеет два собственных направления, в пределах которых и развивается.

Называются они просто:

  • горизонтальное;
  • вертикальное.

Наименования выбраны неслучайно. Они отражают суть вопросов и тем, которые изучаются в рамках их границ.

В чем отличие внутренних направлений?

Историческая психология горизонтального направления – это своего рода плоскость, ровный срез от сегодняшних дней до глубины времен. Иными словами, в рамках горизонтального направления изучаются абсолютно все личностные аспекты, характеристики, типажи моделей поведения и мышления, свойственные людям в течение конкретных исторических эпох. Разумеется, затрагиваются и вопросы взаимосвязи особенностей психологии людей и времени, в котором они находятся.

Механика психологии

Вертикальное же направление занято немного иными вопросами, безусловно, перекликающимися с теми, которые изучаются в рамках горизонтального. Эта научная область посвящена познанию особенностей и нюансов развития, трансформации определенных психологических функций в течение различных исторических эпох и их временных отрезков.

Что происходит сейчас?

Историческое развитие психологии складывалось весьма непросто. Разумеется, также шло и формирование отдельных ее направлений, включая историко-культурное.

На данный момент представителями этого направления научной деятельности в качестве постулата используется так называемый "неадаптивный" тип соотношения характера и механизмов развития психологических процессов с временными интервалами.

В трудах Выготского, считающегося основоположником, отцом-основателем данной области психологии, выражена мысль о том, что основным предметом для изучения должно являться сознание человека. Выражается же оно посредством культурных инструментов, таких как слово или какой-либо иной оставляемый людьми знак.

Голова, лупа, отпечаток пальца

На данный момент эта основная, стержневая мысль исторической психологии так и не выведена окончательно. Иными словами, на сегодняшний день научное направление находится уже не в зачаточном, но все еще в весьма неразвитом состоянии.

Культурно-историческая психология — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 июня 2015; проверки требуют 23 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 июня 2015; проверки требуют 23 правки.

Культурно-историческая психология имеет два существенно отличающихся друг от друга направления. Первое — это марксистское направление в психологических исследованиях, заложенное Львом Выготским[1] в конце 1920-х годов, и, в результате массированной и систематической фальсификации и искажения научного наследия этого научного деятеля, зачастую в существенно искаженном виде развиваемое его самопровозглашенными учениками и последователями как в России, так и во всём мире. И второе - созданное на основе исследований деятельности и возрастного развития человека, которое сформировалось на протяжении ряда десятилетий советской и пост-советской поры. Тем не менее, первый академический учебник по культурно-исторической психологии, The Cambridge Handbook of Cultural-Historical Psychology, вышел лишь в 2014 году в издательстве Кембриджского университета[2].

Несмотря на то, что обозначение «культурно-историческая теория» (или «культурно-историческая школа») никогда не встречалось в текстах самого Выготского, а было введено в обращение в критических работах 1930-х годов с обвинительной и разоблачительной целью[3], это название впоследствии прижилось и среди ряда научных деятелей, позиционировавших себя последователями Выготского, и получило распространение в первую очередь в их публикациях[4][5][6]. Дальнейшее распространение в странах Северной Америки и Западной Европы выражение «культурно-историческая теория» получило в контексте деятельностного подхода под названием: «культурно-историческая теория деятельности» (cultural-historical activity theory, CHAT), ближайшим аналогом которой в русскоязычной традиции является выражение «школа Выготского-Леонтьева-Лурии», однако допущение о существовании такого научного направления подвергается значительной критике в целом ряде публикаций. Серия исследований последних десятилетий указывает на многочисленные проблемы также и в западной «выготскианской» традиции[7].

Представители «культурно-исторической психологии» постулируют принципиально неадаптивный, целенаправленный и социальный характер и механизмы развития психологических процессов.

Декларируя изучение сознания (и его онтогенетического развития) человека основной проблемой психологического исследования, культурно-историческая психология, по оригинальному замыслу Выготского, изучает роль опосредования (опосредствование, mediation) и культурных медиаторов, таких как знак и слово, в развитии высших психологических функций человека, личности в её «вершинных» (Выготский) проявлениях. По положению дел на начало XXI века, оригинальный замысел Выготского так и не был реализован, а интегративная «вершинная психология» человека в его социо-биологическом развитии так и не была построена.

  1. ↑ Yasnitsky, A. (2018). Vygotsky: An Intellectual Biography. London and New York: Routledge BOOK PREVIEW
  2. ↑ Yasnitsky, A., van der Veer, R., & Ferrari, M. (Eds.) (2014). The Cambridge Handbook of Cultural-Historical Psychology. Cambridge: Cambridge University Press
  3. ↑ Размыслов П. О «культурно-исторической теории» психологии Выготского и Лурия // Книга и пролетарская революция. 1934. № 4, с. 78-86
  4. ↑ Keiler, P. (2012). «Cultural-Historical Theory» and «Cultural-Historical School»: From Myth (Back) to Reality // PsyAnima, Dubna Psychological Journal, 5 (1), 1—33
  5. ↑ Кайлер, П. «Культурно-историческая теория» и «культурно-историческая школа»: От мифа (обратно) к реальности // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», там же, с. 34—46
  6. ↑ Keiler, P. (2018). A history of the social construction of the “cultural-historical”. In Yasnitsky, A. (Ed.) Questioning Vygotsky's Legacy: Scientific Psychology or Heroic Cult. New York & London: Routledge
  7. van der Veer R., Yasnitsky A. Vygotsky in English: What Still Needs to Be Done // Integrative Psychological and Behavioral Science, 2011. (html, pdf)

Клиническая психология — Википедия

Клини́ческая психоло́гия (медици́нская психоло́гия[1][2]) — раздел психологии (на стыке с психиатрией), изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями. Сфера клинической психологии включает в исследования в рамках данного психологического направления, организацию и разработку, проведение и оценку психологической коррекции. Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих психологические проблемы, связанные с нарушениями физического здоровья.

Клиническая психология — специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию[3].

В России долгое время был принят термин «медицинская психология», определяющий ту же сферу деятельности. В 1990-е, в рамках приведения российской образовательной программы к международным стандартам, в России была введена специальность «клиническая психология». В отличие от России, в которой медицинская психология и клиническая психология фактически зачастую представляют собой одну и ту же область психологии, в международной практике медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии взаимоотношений врача или терапевта и пациента и ряда других узкоспецифических вопросов, в то время, как клиническая психология — это целостная научная и практическая психологическая дисциплина[4].

Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:

  • Психические проявления различных расстройств.
  • Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.
  • Влияние различных расстройств на психику.
  • Нарушения развития психики.
  • Разработка принципов и методов исследования в клинике.
  • Психотерапия, проведение и разработка методов.
  • Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемы определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.

В начале своего развития как науки психология ставила перед собой задачу изучения «нормального» сознания, оставляя отклонения от нормы развивавшимся параллельно неврологии и психиатрии, в рамках которых велось исследование пациентов в лечебницах для душевнобольных. В этих заведениях, однако, многочисленные пациенты с хроническими проблемами, как правило, содержались в очень тяжёлых условиях, не располагающих к научной работе[5].

Лайтнер Уитмер

Предпосылки возникновения клинической психологии были заложены психологическими исследованиями французских и русских психиатров конца XIX века. Отец французской психологии Теодюль Рибо в начале своей деятельности уделял большое внимание психопатологии, хотя его ученикам приходилось, чтобы заниматься ею, получать дипломы психиатров или неврологов[6]. Во Франции эмпирическими исследованиями психологической тематики занимались И. Тэн, Ж.-М. Шарко, П. Жане. В России патопсихологические исследования вели С. С. Корсаков, И. А. Сикорский, В. М. Бехтерев, В. Х. Кандинский и другие психиатры. Первая психологическая лаборатория в Российской Империи была основана В. М. Бехтеревым в 1885 г. при психиатрической клинике Казанского университета. В США в XIX веке исследовательскую лабораторию при Нью-Йоркском патологическом институте основал ученик психолога Уильяма Джеймса Борис Сайдис, а в Восточной лечебнице для душевобольных в Иллинойсе аналогичную лабораторию создал Уильям Крон[5].

Термин «клиническая психология» был введён в 1907 году американским психологом Лайтнером Уитмером (1867—1956), узко определявшим его как изучение индивидов путём наблюдения или эксперимента с намерением произвести изменение[7]. Согласно современному определению Американской психологической ассоциации:

Область клинической психологии интегрирует науку, теорию и практику с целью понять, предсказать и облегчить дезадаптацию, инвалидность и дискомфорт, равно как и способствовать адаптации, приспособляемости и личностному развитию. Клиническая психология концентрируется на интеллектуальных, эмоциональных, биологических, психологических, социальных и поведенческих аспектах функционирования человека в течение жизни, в различных культурах и на всех социоэкономических уровнях[8].

Уитмер открыл собственную психологическую клинику в 1896 году при Пенсильванском университете. В 1907 году благодаря его усилиям начал издаваться первый в истории специализированный журнал по клинической психологии — The Psychological Clinic[9]. Используя подход Уитмера, американские психологи начали создавать новые психологические клиники, а в 1917 году появилась первая организация клинических психологов — Американская ассоциация клинической психологии. Немецкая школа клинической психологии сформировалась в середине XX века, в её основу легли достижения экспериментальной психологии, начало которой было положено в 1890-х годах[10].

В XX веке многочисленные исследования были проведены на базе Психоневрологического института им. Бехтерева. Развитию клинической психологии в России серьёзно способствовали такие деятели науки как В. П. Осипов, Г. Н. Вырубов, В. Н. Мясищев. Значительный научный и организационный вклад в развитие клинической психологии в России в последние годы внёс ученик Мясищева Б. Д. Карвасарский.

В клинической психологии выделяются следующие разделы:

  1. Патопсихология;
  2. Нейропсихология;
  3. Психосоматика;
  4. Психология аномального развития;
  5. Психотерапия

Патопсихология и клиническая психопатология[править | править код]

Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы. Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения.

В практические задачи патопсихологии входит анализ структуры психических расстройств, установление степени снижения психических функций, дифференциальная диагностика, изучение особенностей личности и исследование эффективности терапевтических воздействий.

Существует различие между патопсихологией, то есть рассмотрением психической сферы человека с точки зрения методов психологии, и психопатологией, рассматривающей психику человека с точки зрения нозологии и психиатрии. Клиническая психопатология исследует, выявляет, описывает и систематизирует проявления нарушенных психических функций, патопсихология же вскрывает психологическими методами характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике расстройствам[11].

Основателями московской патопсихологии советского периода считаются Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн.

Нейропсихология[править | править код]

Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейронных сетей.

Советская школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов. В её задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализация очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии.

Значительный вклад роль в развитие нейропсихологии как самостоятельной дисциплины внес советский учёный А. Р. Лурия, чьи исследования в области афазии и нейролингвистики получили мировое признание.

Психосоматика[править | править код]

Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор. В сферу психосоматики входят вопросы, связанные с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями (извещение о диагнозе, психологическая помощь, подготовка к операции, реабилитация и др.) и психосоматическими расстройствами (при переживании острой и хронической психической травмы; проблемы включают симптомы ишемической болезни сердца, язвенные болезни, гипертоническое расстройство, нейродермиты, псориазы и бронхиальную астму). В рамках клинической психологии психосоматика различает психосоматические симптомы и психосоматические феномены[12].

Психологическая коррекция и психотерапия[править | править код]

Психологическая коррекция, или психокоррекция, связана с особенностями помощи больному человеку. В рамках данного раздела происходит разработка психологических основ психотерапии, психологическая реабилитация как системная медико-психологическая деятельность, направленная на восстановление личного социального статуса путём различных медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, психогигиена как наука о сохранении и поддержании психического здоровья[13], психопрофилактика, или совокупность мероприятий по предупреждению психических расстройств, а также медико-психологическая экспертиза (экспертиза трудоспособности, судебно-психологическая экспертиза, военно-психологическая экспертиза).

В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:

Психотерапия — основной метод психологической коррекции, осуществляемый клиническим психологом, в общем виде представляющий собой набор техник и методик, применяемых психотерапевтом для проведения изменений психоэмоционального состояния человека, его поведения и коммуникативных паттернов, улучшению его самочувствия и улучшению способности к адаптации в социуме. Психотерапии проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах.

Существует множество различных направлений психотерапии: психодинамическая психотерапия, когнитивная психотерапия, гуманистическая психотерапия, семейная психотерапия, гештальттерапия, эмоционально - образная терапия, телесно-ориентированная психотерапия; в последние десятилетия также наблюдается выделение трансперсональных видов психотерапии.

Проблема психической нормы и патологии[править | править код]

Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровье и болезнь.

Типичными признаками здоровья считаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.

Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.

Также выделяют патологическое психическое состояние, обусловленное этиологией процесса и не имеющее исхода.

Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности — от медицины и психологии до философии и социологии. Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.

При постановке диагноза психиатры и клинические психологи пользуются как личным опытом и общими рекомендациями, так и Международной классификацией болезней (МКБ-10) и Диагностическим и статистическим руководством по психическим расстройствам (DSM-5).

  1. ↑ Клиническая психология : учебник для вузов / под ред. Б. Д. Карвасарского. — 4-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2011. — С. 9, 268, 269. — 864 с. — (Серия «Учебник для вузов»). — ISBN 9785459008081.
  2. ↑ Медицинская психология / Тхостов А. Ш. // Маниковский — Меотида. — М. : Большая российская энциклопедия, 2012. — С. 505. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 19). — ISBN 978-5-85270-353-8.
  3. ↑ Карвасарский, 2011, с. 18.
  4. ↑ Карвасарский, 2011, с. 9.
  5. 1 2 Benjamin L. T. The Birth of the New Applied Psychology in America // A Brief History of Modern Psychology. — Third Edition. — Wiley, 2019. — P. 86—103. — ISBN 978-1-119-49324-2.
  6. Routh D. K. A History of Clinical Psychology: Theodule Ribot // The Oxford Handbook of Clinical Psychology / Edited by David H. Barlow. — Updated Edition. — Oxford University Press, 2014. — P. 25—26. — ISBN 978-0-932871-0.
  7. ↑ Compass, B. & Gotlib, I. (2002). Introduction to Clinical Psychology. New York, NY : McGraw Hill. ISBN 0-07-012491-4. (англ.)
  8. ↑ American Psychological Association, Division 12, «About Clinical Psychology». (англ.)
  9. Routh D. K. A History of Clinical Psychology: Lightner Witmer // The Oxford Handbook of Clinical Psychology / Edited by David H. Barlow. — Updated Edition. — Oxford University Press, 2014. — P. 26—27. — ISBN 978-0-932871-0.
  10. ↑ Карвасарский, 2011, с. 250, 268.
  11. ↑ Карвасарский, 2011, с. 378.
  12. ↑ «Психосоматический симптом как феномен культуры» Г. А. Арина в сборнике «Психосоматика: телесность и культура: Учебное пособие для вузов» / Под ред. В. В. Николаевой — М.: Академический проект, 2009. — 311 стр
  13. ↑ Вопросам психогигиены (а также методикам самопознания) посвящена книга чешского психолога доктора наук (PhDr.) Томаса Новака (написана в соавторстве с В. Каппони) «Сам себе психолог», СПб., 2001 — Каппони Вера, Новак Томас. Сам себе психолог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

*