Люди с заниженным восприятием самих себя своих возможностей: Олимпиадные задания по обществознанию для 8 класса – Замените выделенный курсивом (предложение внутри палочек) обществоведческим термином

Содержание

Олимпиадные задания по обществознанию для 8 класса

1. По какому принципу созданы ряды? Что является лишним?

а) право, этикет, мораль, традиции, знаки дорожного движения, сетикет, обычай.
б) прокуратура, суд, Федеральная служба безопасности, Интерпол, таможня, милиция.

2. Ответьте «да» или «нет».

а) Человек по своей природе существо биосоциальное.
б) Под общением понимают только обмен информацией.
в) Каждый человек индивидуален.
г) В РФ полный объём прав и свобод гражданин получает с 14 лет.
д) Каждый человек рождается личностью.

3. Выберите несколько верных ответов в каждом задании и занесите свой ответ в таблицу. 

3.1. Какие из перечисленных обязанностей являются обязанностями гражданина России?

а) соблюдать законы
б) защищать Отечество
в) платить налоги
г) сохранять природу
д) состоять в рядах какой-либо политической партии
е) получить два высших образования.

3.2. Какие из перечисленных ниже ситуаций относятся к деловым межличностным отношениям.

а) знакомство с соседом по квартире
б) представление нового сотрудника коллегам

в) назначение встречи по телефону подчинённому
г) беседа по телефону с приятелем
д) совместное выполнение трудовых обязанностей.

3.3. Что из перечисленного является примером предпринимательской деятельности?

а) покупка телевизора в магазине
б) покупка и продажа акций на фондовой бирже
в) коллекционирование марок и значков
г) ремонт автомобиля перед поездкой на отдых
д) выращивание овощей на приусадебном участке и их реализация
е) посредничество при найме жилья.

3.4. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение неформальных позитивных санкций.

а) К. присвоили звание « Заслуженный учитель РФ»
б) друзья похвалили С. За подготовленный праздник
в) В. получил на заводе премию за своё изобретение
г) выступление учеников 8 класса на школьном вечере вызвало аплодисменты
д) заметка в стенгазете получила одобрение коллег
е) Л. получил степень доктора физико-математических наук.

4. Перед вами иллюстрации, отражающие основные права и свободы человека и гражданина РФ. Исходя из смысла и содержания, разделите их на несколько групп. Запишите названия групп в первой колонке таблицы, а входящие в каждую группу права занесите во вторую колонку таблицы, указывая в скобках порядковый номер изображения, обозначающего данное право.

Основные группы прав и свобод

Права и свободы

_______________________________________
_______________________________________
___________________________________________
___________________________________________

 

5. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином. Ответ впишите в таблицу.

5.1. В дошкольном возрасте, когда наступает период самоутверждения через преодоление отдельных культурных стереотипов, ребенок обнаруживает и раскрывает много возможностей для деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
5.2. С завершением второй мировой войны, приняв на себя роль гегемона западного «свободного мира», США отказались от экономической политики государства, направленной на защиту от иностранной конкуренции, и обязались способствовать развитию свободной международной торговли.

5.3. Взаимное непонимание, «разговор двух глухих» — одна из важнейших причин постоянных активных столкновений противоположных интересов, взглядов, стремлений и общей неудовлетворенности семейной жизни.
5.4. Люди с заниженным восприятием самих себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей «застревают» на любой, даже незначительной, критике и пропускают мимо ушей позитивные мнения о себе.
5.5. Человек, чтобы быть человеком, должен заниматься самовоспитанием и стараться оценивать свои поступки с точки зрения норм, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости.

6. Решите правовую задачу.

16-летний Н. и 20-летний Г., причисляющие себя к организации скинхэдов, совершили нападение на иностранного студента Р. В результате гражданин ЮАР скончался от причиненных ему побоев. Назовите основные элементы состава данного преступления и приведите пример из текста задачи к каждому названному элементу.

7. Рассмотрите диаграмму «Статьи доходов в бюджете страны N.»

Оцените правильность выводов, сделанных на основании данных диаграммы (напишите в соответствующей графе «ДА», если вывод правилен, и «НЕТ», если вывод неверен).

Выводы

ДА/НЕТ

1.в 90-е годы XX в. в бюджете страны N. наименьшую долю составляли налоговые доходы
2.
  1. в стране N. во второй половине XX в. наибольшую долю составляли доходы от внешнеэкономической деятельности
3.
  1. бюджет страны N. в 50-е гг. XX в. в основном пополнялся за счет доходов от продажи государственного имущества
4.
  1. в 50-е годы XX в. налоговые доходы составляли большую часть бюджета страны N.
5.Сумма доходов государства N во второй половине ХХ века выросла

8.

Составьте из предложенных слов определения известных вам терминов. Слова можно изменять по падежам, добавлять предлоги. На основе полученного определения узнайте термин и назовите его. (20 баллов)

8.1. Только, форма, основное, человек, содержание, взаимодействие, преобразование, люди, присущая, окружающий мир, основное, является, мир, интересы.
8.2. Единое, усиление, люди, процесс, народы, человечество, связи, становления, государства,взаимозависимости.
8.3. Государство, законы, обладающий, сила, отношение, высшая, закон, юридическая, все остальные.
8.4. Предыдущие, культура, знание, накопленные, человеческое, ценности, поколения, процесс, общество, приобщение, мир.

9. Решите логическую задачу.

Джонс, Смит и Браун подозреваются в преступлении. Виновен только один из них. Джонс сказал: «Это преступление совершил я». Смит сказал: «Это сделал Браун». Браун сказал: «Я не виновен». Только один из них солгал. Определите, кто на самом деле виновен. Обоснуйте свой ответ.

10. Решите обществоведческий кроссворд. Дайте определение понятия, получившегося в выделенной вертикальной строке. 

1. Познавательная деятельность человека, результатом которой является мысль, понятие, идея.

2. Любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды.
3. Вооружение народа для защиты от врагов.
4. Система взглядов, признающих высшей ценностью человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.
5. Наука, изучающая способы распределения обществом ограниченных ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей людей.
6. Индивидуально-психологические особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности.
7. Нужда человека в чем-либо, что необходимо для его существования.
8. Внутренний контролер мыслей и поведения человека.

Ответы:
1. а) знаки дорожного движения, остальное – виды социальных нормы
б) лишнее – Интерпол, остальное – правоохранительные органы РФ

2.

а

б

в

г

д

да

нет

да

нет

нет

3.

3.1

3.2

3.3

3.4

АБВГ

БВД

БДЕ

БГД

4.

Основные группы прав и свобод

Права и свободы

Личные праваПраво на жизнь (7), право на свободу совести (6), право на благоприятную окружающую среду (9)
Политические права и свободыПраво на собрания и манифестации (2), право на свободу слова (4)
Социально-экономические права Право на образование (1), право на отдых (5), право на труд (3), Право на доступ к культурным ценностям (8)

5.

5.1.творчество
5.2.протекционизм
5.3.конфликт
5.4.самооценка
5.5.мораль

6. Субъекты преступления – 16-летний Н. и 20-летний Г.
Объект преступления – право на жизнь, здоровье и физическую неприкосновенность гражданина ЮАР.
Объективная сторона – соучастие, нанесение побоев, вызвавших смерть потерпевшего.
Субъективная сторона – мотив – расовая ненависть, вина в форме прямого умысла.

7.

7.1нет
7.2 да
7.3нет
7.4да
7.5да

8. 8.1. Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром, основным содержанием которой является преобразование мира в интересах людей – деятельность.
8.2. Процесс становления единого человечества, усиление связей и взаимозависимости людей, народов, государств – глобализация.
8.3. Закон, обладающий высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам государства, — конституция.
8.4. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, — образование.

9. Логическая задача.
Ответ: виновен Джонс
Обоснование (анализ логических отношений между суждениями)
1. Утверждения Смита и Брауна противоречат друг другу («Это сделал Браун», «Браун не виновен»)
2. Значит, один из них точно солгал (в силу закона непротиворечия).
3. По условию задачи, из всех троих солгал только один. Мы уже установили, что это либо Смит,
либо Браун.
4. Следовательно, Джонс точно сказал правду.
5. Следовательно, его высказывание «Это преступление совершил я» истинно.
6. Следовательно, Джонс виновен.

Может быть приведено другое обоснование (например, разбор случаев)

10.Личность – совокупность социально значимых качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности, в общении с другими людьми. 

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Эффект Даннинга — Крюгера — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эффект Да́ннинга — Крю́гера — метакогнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации[1]. Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, в то время как действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать оценку своих способностей и страдать от недостаточной уверенности в своих силах, считая других более компетентными. Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным (которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами). Также люди с высоким уровнем квалификации ошибочно полагают, что задачи, которые для них легки, так же легки и для других людей

[2].

Гипотеза и экспериментальная проверка[править | править код]

Гипотеза о существовании подобного феномена была выдвинута в 1999 году Джастином Крюгером и Дэвидом Даннингом, которые при этом ссылались на высказывания:

  • Чарлза Дарвина — «Уверенность чаще порождается невежеством, нежели знанием»[3] и
  • Бертрана Рассела — «Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности»[4].

Для проверки выдвинутой гипотезы Крюгер и Даннинг провели серию экспериментов с участием студентов — слушателей курсов по психологии в Корнеллском университете. При этом они исходили из результатов исследований своих предшественников, которые показали, что некомпетентность во многом проистекает из незнания основ той или иной деятельности, будь то понимание прочитанного, управление автомобилем, игра в шахматы, игра в теннис и т. п.

Ими была выдвинута гипотеза, что для людей с низкой квалификацией в любом виде деятельности характерно следующее:

  1. Они склонны переоценивать собственные умения.
  2. Они неспособны адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других.
  3. Они неспособны осознавать всю глубину своей некомпетентности.
  4. После обучения у них появляется способность осознать уровень своей прежней некомпетентности, даже если их истинная компетентность после обучения практически не меняется.

Результаты экспериментов, подтвердивших выдвинутую гипотезу, были опубликованы на английском языке в декабре 1999 года в Журнале психологии личности и социальной психологии[1].

За это исследование авторам статьи была присуждена Шнобелевская премия по психологии за 2000 год[5].

Результаты других подобных исследований были представлены в 2003[6] и 2008[4] годах.

Хотя сам принцип был сформулирован в 1999 году, авторы отмечают схожие наблюдения у философов и учёных:

  • Лао-цзы («Знающий не говорит, говорящий не знает»),
  • Конфуция («Истинное знание — в том, чтобы знать пределы своего невежества»),
  • Сократа («Я знаю, что ничего не знаю»),
  • Бакунина («…именно лучшие люди бывают менее всего убеждены в своих собственных заслугах; даже если они сознают их, то им обычно претит навязывать себя другим, между тем как дурные и средние люди, всегда собою довольные, не испытывают никакого стеснения в самопрославлении»[7])

а также в вышеприведённых высказываниях Бертрана Рассела и Чарльза Дарвина.

В Библии есть высказывание апостола Павла: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как до́лжно знать» (1Кор. 8:2).

Гераинт Фуллер (англ. Geraint Fuller) в своём комментарии к статье отметил[8], что аналогичная мысль высказана в произведении Уильяма Шекспира «Как вам это понравится»:

Дурак думает, что он умён, а умный человек знает, что он глуп.[9]

Оригинальный текст (англ.)

The Foole doth thinke he is wise, but the wiseman knowes himselfe to be a Foole. (V.i)

«Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя»

Среди людей, знающих об эффекте Даннинга — Крюгера, встречается непонимание сути этого психологического феномена. Первое заблуждение — о том, что эффект работает только на «некомпетентном» человеке. В действительности это когнитивное искажение присуще каждому человеку. Во-первых, специалист в одной области человеческих знаний является дилетантом в другой области и может не подозревать об этом. Во-вторых, даже в пределах одной конкретной области склонность к переоценке своего уровня свойственна большинству людей, включая людей со средним уровнем компетенции и выше, просто у более компетентных людей ошибка в оценке будет меньше. И лишь самое меньшинство, наиболее компетентные люди, могут недооценивать свой уровень.[10].

  1. 1 2 Kruger, Justin; David Dunning. Unskilled and Unaware of It: How Difficulties in Recognizing One's Own Incompetence Lead to Inflated Self-Assessments (англ.) // Journal of Personality and Social Psychology : journal. — 1999. — Vol. 77, no. 6. — P. 1121—1134. — doi:10.1037/0022-3514.77.6.1121. — PMID 10626367.
  2. Katherine A. Burson, Richard P. Larrick, Joshua Klayman. Skilled or unskilled, but still unaware of it: How perceptions of difficulty drive miscalibration in relative comparisons. (англ.) // Journal of Personality and Social Psychology. — 2006. — Vol. 90, iss. 1. — P. 60—77. — ISSN 0022-3514 1939-1315, 0022-3514. — doi:10.1037/0022-3514.90.1.60.
  3. Darwin, Charles. Introduction // The Descent of Man : [англ.] : [арх. 10 апреля 2012]. — 1871. — P. 4.
  4. 1 2 Ehrlinger, J. Why the Unskilled Are Unaware : Further Explorations of (Absent) Self-Insight Among the Incompetent : [англ.] / J. Ehrlinger, K. Johnson, M. Banner … [] // Organizational behavior and human decision processes. — 2008. — Vol. 105, no. 1. — P. 98—121. — doi:10.1016/j.obhdp.2007.05.002. — PMID 19568317. — PMC 2702783.
  5. ↑ The 2000 Ig Nobel Prize Winners (англ.) (недоступная ссылка). Improbable Research. Дата обращения 9 апреля 2012. Архивировано 26 января 2013 года.
  6. Dunning, David. Why people fail to recognize their own incompetence / David Dunning, Kerri Johnson, Joyce Ehrlinger … [] // Current Directions in Psychological Science. — Vol. 12, no. 3. — P. 83−87. — doi:10.1111/1467-8721.01235.
  7. Бакунин М.А. Федерализм, социализм и антитеологизм. — М.: T8 RUGRAM, 2019. — С. 120—121. — 152 с. — (Навстречу революции). — ISBN 978-5-517-00991-3.
  8. Fuller, Geraint. Ignorant of ignorance? (неопр.) // Practical Neurology (англ.)русск.. — 2011. — Т. 11, № 6. — С. 365. — doi:10.1136/practneurol-2011-000117. — PMID 22100949.
  9. ↑ перевод Т. Л. Щепкиной-Куперник
  10. Steven Novella. Misunderstanding Dunning-Kruger (англ.). The New England Skeptical Society (8 January 2019).

понятие, виды, уровни и функции самооценки, коррекция.

В течение жизни человек регулярно получает оценку своей личности со стороны окружающих людей. Обсуждению подлежат и внешность, и слова, и поступки. При этом мы и сами имеем о себе мнение, в соответствии с которым действуем в социуме.

Самооценка

Что такое самооценка

Самооценка - это уровень понимания человеком самого себя, своих положительных и отрицательных качеств, оценивание своей личности, часть Я-концепции.

Самовосприятие неразрывно связано со степенью любви к себе. Чем сильнее человек любит себя, тем адекватнее и выше его самооценка.

Самооценка личности является очень значимым показателем и оказывает влияние на то, как сложится жизнь человека. Уверенность в своих достоинствах, вера в собственные силы позволяет добиваться успеха. И напротив, уничижение, чувства вины и стыда, неоправданная стеснительность мешают проявляться внутренним потребностям и реализовывать их. Базовая самооценка формируется в самом детстве, но это та категория, которая может изменяться со временем и подлежит коррекции.

Виды самооценки личности в психологии

В психологии выделяют три вида самооценки. Классификация проводится на основе степени соответствия самомнения человека объективным данным. Чем реальнее личность оценивает себя, тем удачнее складываются взаимоотношения с людьми и выше успехи во всех сферах жизни.

Адекватная самооценка

При данном виде восприятия себя оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал.

Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Недостатки устраняются, а сильные характеристики культивируются.

Неадекватная самооценка

Искаженная самооценка предполагает, что мнение человека о себе далеко от объективного. Радикальное самовосприятие может быть завышенным или заниженным, когда человек либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи. Неадекватная самооценка мешает коммуникациям и профессиональным достижениям.

Смешанная самооценка

В данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным.

О смешанном виде также можно говорить, если мы реально смотрим на себя в части одних качеств, и неадекватно в отношении других характеристик. К примеру, мы уверенно реализуемся в профессии, а в личной жизни считаем себя недостойными подходящего партнера.

Виды

Уровень самооценки

Уровень самооценки зависит от степени любви человека к себе и сравнения с другими людьми.

Заниженная

Человек с заниженной самооценкой относится к себе без особой теплоты, он не удовлетворен тем, как складывается его жизнь.

Во внешних проявлениях у такого индивида выражены:

  • частая самокритика;
  • регулярно возникающее чувство вины;
  • желание угодить другим людям;
  • боязнь сделать что-то неправильно.

При этом объективные данные у человека хорошие, потенциал есть, но из-за страха совершить ошибку они часто не реализуются.

Низкая

Самый нежелательный уровень оценки собственной личности, не позволяющий выстроить успешные отношения и добиваться результатов.

Человека с низкой самооценкой выдают следующие проявления:

  • извинения к месту и не к месту;
  • невротическое чувство вины;
  • постоянные оправдания своих слов и поступков;
  • отсутствие инициативы из-за полной неуверенности в своих силах.

При низкой самооценке всегда присутствует «комплекс самозванца». Если человек добился успеха, что-то хорошо сделал, он будет говорить, что это случайность и его заслуги в этом нет никакой.

Его речь изобилует такими фразами как: «Не уверен», «Я не смогу, у меня не получится». К слову, перфекционизм – это проявление низкой и заниженной самооценки. Все знают примеры, когда девушки, казалось бы, с идеальной внешностью, о которой многие могут только мечтать, истязают себя диетами, ложатся под нож пластических хирургов и зарабатывают тяжелые патологии.

Нормальная

Иметь нормальную самооценку личности – большая удача для человека! Люди полностью осознают свои плюсы и минусы, принимают как данность свои достоинства и грехи, последние стараются исправить. Человек себя уважает и любит.

Во внешних проявлениях такое самовосприятие выражается следующим образом:

  • способность принимать решения и нести за них ответственность;
  • спокойное выражение своего мнения;
  • стрессоустойчивость;
  • адекватное восприятие критики со стороны;
  • реалистичность ожиданий.

Нормально оценивающая себя личность живет легко, спокойно, гармонично, у нее много друзей, есть все возможности для успешной личной жизни. Мала вероятность появления психических и психосоматических заболеваний. Чувством вины человек себя не грызет, ошибки осознает, исправляет и идет дальше.

Высокая, завышенная

Суть высокой и завышенной самооценок одна – искаженное представление о себе в сторону восхваления достоинств и игнорирования недостатков. Завышенное самовосприятие для человека лучше, чем заниженное, поскольку позволяет двигаться вперед. Но близких друзей у таких людей немного, часто они остаются в одиночестве.

Высокая

Характеристики человека с завышенной самооценкой:

  • нарциссизм, самолюбование;
  • непереносимость любой критики;
  • непоколебимая уверенность в своей правоте;
  • обвинение в неудачах окружающих;
  • отсутствие привычки просить прощения, даже если виноват;
  • постоянное соперничество с коллегами и друзьями;
  • отсутствие желания и навыков слушать оппонента.

Такому человеку не интересны люди, в принципе. Он часто похваляется, говорит о своих успехах, считает себя недооцененным. Индивид полагает, что весь мир должен крутиться вокруг него, он не просит, а приказывает.

Функции самооценки

Описание и содержание функций самооценки личности, как базового понятия в психологии приведены в таблице.

Функции Описание
Стимулирующая Мотивирует человека на поступки, которые могут повысить самооценку.
Пост прогнозная Блокирует поступки, которые могут сказаться на самооценке.
Регулирующая Обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений.
Эмоциональная Позволяет человеку удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни.
Защитная Формирует стабильность личности.
Контролирующая Обеспечивает самоконтроль в ходе выполнения человеком задач, осуществления действий.
Развивающая Мотивирует к саморазвитию, совершенствованию.

Что влияет на формирование самооценки

Самооценка закладывается у человека с раннего детства.

  • Имеет значение как родители показывают свою любовь к ребенку. Если любовь безусловна, не зависит от хорошего поведения, такой ребенок вырастает с нормальной или высокой самооценкой. Когда он понимает, что его будут любить только за что-то (убрал игрушки, получил отличную отметку, вынес мусор), то во взрослом возрасте человек будет полагать, что его нельзя любить просто так, а хорошее отношение нужно заслужить.
  • Большую роль играет отношение родителей к успехам и провалам малыша. Положительную роль в формировании самооценки имеют такие оценочные суждения родителей как: «Ты справишься с этим», «Такой смышленый малыш обязательно это сделает».

Соответственно, высказывания в духе: «Тебя не спрашивают», «Много ты понимаешь», «Ну вот, как всегда, ты безрукий» на долгие годы закладывают у человека установку о том, что он «плохой», ни на что не годный, глупый, неумеха и т.д.

Самооценка может упасть уже в зрелом возрасте. К примеру, человек старается построить карьеру, много работает, повышает квалификацию, а служебного роста не происходит. Личность начинает сомневаться в своих способностях. Если самооценка изначально была нормальная, причина неудачи будет найдена. Невысокая самооценка может упасть еще ниже.

Женщин часто намеренно обесценивают мужчины, с которыми они состоят в близких отношениях. Закомплексованный партнер специально унижает жену или подругу, чтобы иметь возможность навязывать ей свою волю. Женщина начинает недоумевать и анализировать, что с ней не так. Если родителями привиты уважение и любовь к себе, то с токсичным партнером девушка расстанется, если нет - будет страдать и доказывать свою нужность неподходящему мужчине.

Женская самооценка

Способы коррекции самооценки

Повышать самооценку нужно обязательно. Учиться любить себя, принимать со всеми недостатками никогда не поздно. Это та характеристика, которая при усердных целенаправленных занятиях хорошо поддается коррекции.

  1. Желательно заниматься саморазвитием, получать новые знания, навыки и впечатления. Чем сильнее прокачан интеллект и шире кругозор, тем больше человек уверен в себе. Кроме того, он становится интересным собеседником и люди это замечают, тянутся к нему, начинают говорить комплименты.

  2. Кстати, о комплиментах. Научитесь принимать их с видом английской королевы. Не нужно оправдываться на фразу «Как ты хорошо выглядишь!», лучше ответьте: «Что есть, то есть!».

  3. Злоупотреблять оправданиям не стоит никогда. Человек с хорошей самооценкой уверен в себе, поэтому он отвечает за все свои действия и извиняться у него необходимости нет.

  4. Учитесь создавать себе хорошее настроение, улыбаться и хвалить себя по любому поводу. Встала с дивана, чтобы помыть пол? «Какая же я молодец!». Но если не встали, то ругать себя не нужно. Скажите: «Пусть мои шикарные ножки немного отдохнут».

  5. Прощайте себя за ошибки, их совершают все. От чувства вины нужно избавляться, это агрессия, направленная против себя.

В процессе работы над повышением самовосприятия избавьте себя от общения с токсичными людьми, которые критикуют и обесценивают, пусть они выливают свой яд в другую сторону. Когда полюбите себя, их мнение станет вам безразличным либо вы сможете адекватно ответить.

Смотреть видео

Олимпиада 8 класс

Тестовые задания и материалы к Всероссийской олимпиаде по обществознанию

Школьный этап 8 класс

Максимальный балл – 76 баллов

Время проведения – 45 минут

Задание 1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны

«Нет». Внесите свои ответы в таблицу. (6 баллов)

1.1. Типичными социальным ролями для подростков являются роли избирателя и военнослужащего.

1.2. Государство как социальный институт возникает одновременно с обществом.

1.3. Избыточное предложение на рынке какого-либо блага порождает его дефицит.

1.4. В деятельности происходит становление и самореализация личности.

1.5. Каждый человек рождается личностью.

1.6. Механизация производства иллюстрирует общественный прогресс в социальной сфере.

Задание 2. Выберите несколько верных ответов в каждом задании и занесите свой ответ в таблицу. (8 баллов)

2.1. Какие из перечисленных обязанностей являются обязанностями гражданина России?

а) соблюдать законы

б) защищать Отечество

в) платить налоги

г) сохранять природу

д) состоять в рядах какой-либо политической партии

е) получить два высших образования.

2.2. Какие из перечисленных ниже ситуаций относятся к деловым межличностным отношениям.

а) знакомство с соседом по квартире

б) представление нового сотрудника коллегам

в) назначение встречи по телефону подчинённому

г) беседа по телефону с приятелем

д) совместное выполнение трудовых обязанностей.

2.3. Что из перечисленного является примером предпринимательской деятельности?

а) покупка телевизора в магазине

б) покупка и продажа акций на фондовой бирже

в) коллекционирование марок и значков

г) ремонт автомобиля перед поездкой на отдых

д) выращивание овощей на приусадебном участке и их реализация

е) посредничество при найме жилья.

2.4. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение неформальных позитивных санкций.

а) К. присвоили звание « Заслуженный учитель РФ»

б) друзья похвалили С. За подготовленный праздник

в) В. получил на заводе премию за своё изобретение

г) выступление учеников 8 класса на школьном вечере вызвало аплодисменты

д) заметка в стенгазете получила одобрение коллег

е) Л. получил степень доктора физико-математических наук.

Задание 3. Перед вами иллюстрации, отражающие основные права и свободы человека и гражданина РФ. Исходя из смысла и содержания, разделите их на несколько групп. Запишите названия групп в первой колонке таблицы, а входящие в каждую группу права занесите во вторую колонку таблицы, указывая в скобках порядковый номер изображения, обозначающего данное право. (12 баллов)

Основные группы прав и свобод

Права и свободы

Задание 4. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином. Ответ впишите в таблицу. (10 баллов)

4.1. В дошкольном возрасте, когда наступает период самоутверждения через преодоление отдельных культурных стереотипов, ребенок обнаруживает и раскрывает много возможностей для деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

4.2. С завершением второй мировой войны, приняв на себя роль гегемона западного «свободного мира», США отказались от экономической политики государства, направленной на защиту от иностранной конкуренции, и обязались способствовать развитию свободной международной торговли.

4.3. Взаимное непонимание, «разговор двух глухих» - одна из важнейших причин постоянных активных столкновений противоположных интересов, взглядов, стремлений и общей неудовлетворенности семейной жизни.

4.4. Люди с заниженным восприятием самих себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей «застревают» на любой, даже незначительной, критике и пропускают мимо ушей позитивные мнения о себе.

4.5. Человек, чтобы быть человеком, должен заниматься самовоспитанием и стараться оценивать свои поступки с точки зрения норм, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости.

Задание 5. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. (6 баллов)

«В последние десятилетие психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребёнком для развития его ____________(А).

Теперь уже стало бесспорной истинной, что _______(Б) так же необходимо ребёнку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён постоянных _______(В) со взрослыми, плохо развивается не только психологически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни.

Если продолжать сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» ________(Г) ребёнка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

Основные черты благоприятного стиля общения в семье определились в результате огромной работы психологов — гуманистов, теоретиков и практиков. ________(Д) в воспитании основан прежде всего на понимании ребёнка — его нужд и _______(Е), на знании закономерностей его роста и развития его личности».

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

Выбирайте последовательно одно слов за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

1) потребности

2) психика

3) личность

4) культура

5) общение

6) семья

7) контакты

8) группа

9) гуманизм

В данной ниже таблице указаны буквы, относящиеся к пробелам. Запишите под каждым буквой номер, обозначающий в списке выбранное вами слово.

Задание 6. Работа с таблицей. (8 баллов)

Известны четыре сферы общественной жизни. Впишите в первую колонку таблицы их названия, а во второй обозначьте цифрами соответствующие каждой из них явления

1) Государственная Дума приняла поправки в закон о гражданстве.

2) В январе-марте 2003 года уровень безработицы снизился на 2% по сравнению с аналогичным периодом в 2002 году.

3) Недавно состоялось открытие воскресной школы для верующих.

4) Семья Петровых отправилась в дом отдыха.

5) В Новгородской области открылся филиал Сбербанка России.

6) Водителя оштрафовали за превышение скорости.

7) В театре состоялась премьера нового спектакля.

8) Студенты поддержали акцию «Защитим лес от пожаров!».

Название сфер общественной жизни

Явления

Задание 7. Составьте из предложенных слов определения известных вам терминов. Слова можно изменять по падежам, добавлять предлоги. На основе полученного определения узнайте термин и назовите его. (12 баллов)

7.1. Только, форма, основное, человек, содержание, взаимодействие, преобразование, люди, присущая, окружающий мир, основное, является, мир, интересы. __________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.2. Единое, усиление, люди, процесс, народы, человечество, связи, становления, государства,

взаимозависимости. ________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.3. Государство, законы, обладающий, сила, отношение, высшая, закон, юридическая, все остальные. ________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.4. Предыдущие, культура, знание, накопленные, человеческое, ценности, поколения, процесс,

общество, приобщение, мир. ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Решите обществоведческий кроссворд. Дайте определение понятия, получившегося в выделенной вертикальной строке. (10 баллов)

1. Познавательная деятельность человека, результатом которой является мысль, понятие, идея.

2. Любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды.

3. Вооружение народа для защиты от врагов.

4. Система взглядов, признающих высшей ценностью человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

5. Наука, изучающая способы распределения обществом ограниченных ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей людей.

6. Индивидуально-психологические особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности.

7. Нужда человека в чем-либо, что необходимо для его существования.

8. Внутренний контролер мыслей и поведения человека.

10, казалось бы, обычных черт поведения, которые с головой выдают низкую самооценку

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Наше мнение о себе меняется в зависимости от возраста, накопленного опыта и происходящих событий. Наивысших оценок оно достигает ближе к старости. В общем же от склонности к самобичеванию в той или иной степени страдают 85 % людей.

AdMe.ru подготовил список неочевидных симптомов, которые в комплексе с явными признаками могут указывать на заниженную самооценку.

1. Вы занимаете место в последнем ряду

Не все люди любят внимание, некоторые сознательно избегают его. Люди с заниженной самооценкой считают, что не заслуживают того, чтобы быть на виду. Посещая концерты, лекции и другие публичные мероприятия, самобичующиеся скорее займут место в последних рядах, нередко они будут опасаться выражать свое мнение о происходящем.

Заявлять о своих взглядах в принципе кажется им неприятным. Необходимость отстаивать свою позицию в споре вызывает едва ли не панический ужас. Ведь противники могут разбить недостаточно веские доводы в пух и прах. Отсюда и стремление избегать конфликтов, дискуссий и даже обмена впечатлениями всеми правдами и неправдами.

2. Вы покупаете очень много вещей (часто дешевых)

Компульсивный шопоголизм — одно из проявлений нелюбви к себе, которое часто берет начало еще в раннем детстве. Недостаток родительской любви и заботы, ощущение одиночества и пренебрежения со стороны окружающих порождают внутреннюю пустоту и стремление чем-то ее заполнить. Один из способов — покупки. Уровень дохода неважен: некоторые шопоголики умудряются находить более чем бюджетные варианты.

3. Вы не выходите из дома в «затрапезном» виде

Появление в офисе, гостях, театре или на дружеской вечеринке подразумевает аккуратность и какую-никакую работу над внешним обликом. Если же человек наводит марафет и тщательно подбирает одежду, чтобы дойти до ближайшего магазина или помойки, это может указывать на стремление скрыть недостатки.

Такой человек не уверен в себе и боится показаться настоящим. Кстати, презентовать себя в соцсетях для него тоже трудно. Вероятно, на аватаре вы не найдете его фотографии, а в анкете будет указан минимум информации. Фамилия и имя тоже могут быть фейковыми.

4. Вы часто употребляете фразы с негативным оттенком

Спутники низкой самооценки — неуверенность и пессимизм. Это проявляется и в речи: «может быть», «вряд ли», «я не смогу», «мне просто повезло» — вот типичные фразы из лексикона. Важно, что эти словосочетания появляются регулярно, а не проскальзывают раз в пятилетку.

Если самовлюбленный персонаж присвоит себе заслуги команды, то любитель посыпать голову пеплом представит ситуацию иначе. Он как будто вообще случайно затесался среди всех этих прекрасных и талантливых людей. Очевидно, на деле это окажется лишь плодом его фантазии.

Заниженная самооценка - признаки, причины, как избавиться

заниженная самооценка фотоЗаниженная самооценка может проявиться в любом возрасте, но задатки ее формируются родителями в детстве. В современном социуме она является часто встречаемой проблемой и характеризуется неадекватным видением личностью самой себя. Данная проблема может серьезно подпортить жизнь индивиду. К основным «спутникам» заниженной самооценки относят конфузливость, боязнь быть непринятым или получить отказ, нерешительность, неуверенность в личном потенциале и собственной привлекательности, ревность, трусость, застенчивость, чрезмерную обидчивость, зависть, опасение показаться смешным. Люди с заниженной самооценкой могут так никогда и не стать победителями. Они заведомо в социуме занимают невыгодное положение.

Причины заниженной самооценки

К основным причинам возникновения заниженной самооценки относят оценку и влияние родителей в детском возрасте, принятие оценочных мнений окружающих людей как объективную реальность, придание значимости какому-нибудь делу, в котором вы одержали поражение, завышенный уровень притязаний.

Самооценка личности, как многое другое, начинает свое формирование с раннего детства. В данном периоде малыш пока не может самостоятельно оценивать свои поступки и действия, поэтому мнение о себе он составляет посредством внушения ближайшего окружения, в основном при помощи родительских реакций на все его действия и поступки. Не уделяя детям любви, внимания и ласки родители в них зарождают заниженную самооценку. Постоянная критика в адрес малышей, чрезмерная требовательность к ним обязательно отражается на всей их дальнейшей жизни. Беспрерывная критика от значимых для детей фигур приводит к весьма низкой степени самоуважения. Ребенок привыкает к постоянной критике и воспринимает ее как норму. Поэтому подрастая, он уже не будет требовать к себе лучшего отношения.

Еще одной причиной заниженной самооценки, которая берет свое начало из детства, является использование в воспитании родителями «тарани долженствований». Чрезмерное использование данного метода воспитания может вызывать у детей чувство огромной ответственности, впоследствии которое приводит к эмоциональной скованности. Часто взрослые говорят: «Твой отец уважаемый человек, поэтому ты должен себя вести как он». В подсознании малыша формируется эталонная модель, воплощая которую, он станет хорошим и идеальным, однако т.к. она не осуществляется, появляется несоответствие между идеалом и имеющейся реальностью.

Детские заболевания или внешние дефекты также могут внести негативный вклад в развитие самооценки. Больной ребенок или ребенок с недостатками внешности ощущает себя не таким как окружающие. Если в детском возрасте над его дефектами насмехались сверстники, непрестанно напоминая ему об их существовании, то у такого ребенка обязательно будет низкая самооценка.

Вне зависимости хорошего или плохого выполнения задания всегда находятся люди, которые будут критиковать. Если человек будет принимать все без исключения высказывания окружающих на веру, то обязательно это отразится на его самооценке.

Люди с заниженной самооценкой личности характеризуются устойчивым приданием большой значимости некоторым событиям или считают себя заведомо проигравшими в сравнении с другими. Это рушит их уверенность в себе и личном потенциале, ведет к утрате чувства личного достоинства, что, в конечном итоге, приводит к заниженной самооценке.

Часто индивиды по незнанию определяют для себя с целью достижения, настолько завышенные цели и очень короткий период времени для осуществления, что их реализация является практически нереальной. После того, как они не достигают этих целей, у них значительно ухудшается самооценка. Индивид перестает верить в личный потенциал, разочаровывается в собственных силах и прекращает совершать любые попытки для воплощения в жизнь своей мечты.

Признаки заниженной самооценки

Основным признаком, по которому можно сделать вывод о наличии у индивида низкого уровня самооценки является отношение к его личности окружающих. Ведь окружающие интуитивно воспринимают личность в соответствии с ее самооценкой. Поэтому, если человек относится к себе с уважением и принимает свою личность, то его обязательно будут принимать и уважать окружающий социум. Если же человек не любит себя, то и не следует ждать любви от окружающих людей. Ведь когда индивид сам принижает себя в собственных глазах, тогда и другим довольно трудно относиться к нему и думать о нем по-другому.

Кроме этого, индивидуум с низким самооцениванием будет неосознанно выбирать для себя таких же партнеров по взаимодействию, которые лишний раз будут только такую самооценку подтверждать. Такое поведение идет от того, что каждая личность стремится непроизвольно удостоверить свою самооценку. Такая тенденция для личностей с внутренней неуверенностью, нерешительностью и заниженным самооцениванием является естественной.

Проблема заниженной самооценки часто сопровождается привычкой постоянно жаловаться на жизнь, обстоятельства, свою беспомощность, невозможность ничего изменить в сложившихся условиях, влечением мысленно называть себя невезучим, плохим, несовершенным и т.д.

Ощущение чувства жалости к себе происходит от неспособности управлять собственной жизнью. Люди осознанно отдаются на милость окружающих или обстоятельств. Их то и дело толкают в ту или другую сторону. Они позволяют другим расстраивать себя, ранить, ругать, критиковать и злить, поскольку имеют зависимый характер и любят внимание, хотят всем быть хорошими. Часто многие индивиды радуются тому, что они болеют. Ведь в слабости заключается сила – окружающие начинают уделять им до такой степени желанное внимание и всегда готовы услужить.

Люди склонны обвинять окружающих и жаловаться на них, потому что отказываются взять ответственность за все происходящее с ними на себя. Ведь намного проще переложить вину на окружающих людей или неудачные обстоятельства, чем осознать, что проблема заключается в нем самом. Индивид, который имеет привычку жаловаться окружающим и винить их в собственных неудачах, ощущает себя неполноценной личностью и старается закрепить свое положение, унижая других. Довольно часто индивиды вменяют в вину другим то, что не любят в себе или в чем обвиняют себя. Они рвутся осуждать в окружающих индивидах именно те недостатки и слабости, которые есть в них самих.

Проблема заниженной самооценки также заключается в акцентировании своего внимания на собственных недостатках. Люди с заниженной самооценкой обычно выглядят следующим образом: понуренная голова, грустная мимика, уголки рта опущены книзу, скованность движений и т.д. Человек с адекватной самооценкой выглядит более расслабленным физически.

Манера одеваться также свидетельствует об адекватности самооценки. Прическа, одежда, макияж и  ухоженность является своеобразной самопрезентацией личности.

Индивиды с низким уровнем самооценки характеризуются неадекватными реакциями на критику. Любые замечания и высказывания они принимают на свой счет. Нужно понимать, что абсолютно все люди могут совершать ошибки. Обсуждение и разбор ошибок будет конструктивным, если разговор ведется с адекватной личностью. Индивид с низким уровнем самооценки воспринимает разбор ошибок как личное оскорбление, своеобразное свидетельство собственной неполноценности, душевную травму.

Заниженная самооценка мешает такому человеку отделить свою личность от проблемы, себя от ситуации. Личности, надевающие фальшивые маски, думают, что они хуже окружающих. Стремясь противостоять этому ощущению, они часто бывают фамильярными, хвастливыми, они излишне громко говорят, показательно смеются или пытаются сразить своим материальным благополучием. Такие люди не хотят демонстрировать окружающему обществу подлинное отношение к себе. Искусственные маски предназначаются для прикрытия собственной неуверенности, являются попыткой компенсировать дефицит собственного достоинства.

Люди с заниженной самооценкой, как правило, характеризуются отсутствием близких друзей. Ощущая неприязнь к собственной личности, они делаются или «одиночками», которые живут отдельно от социума, или придерживаются противоположной манеры поведения и превращаются в агрессивных, напористых, излишне критичных, требовательных людей. Ни одна из перечисленных моделей поведения не содействует дружеским отношениям.

Заниженная самооценка довольно часто может сопровождаться боязнью совершить ошибку. Постоянно сомневаясь в возможности осуществить то, что от него ждут другие, индивид обычно не делает вообще ничего или может отложить выполнение действий на более длительный срок. Человек отказывается принимать решение, так как считает, что не сможет сделать верный выбор. Результатом заниженной самооценки одного партнера или обоих супругов одновременно может быть развод. В основном распадаются такие союзы, в которых один из партнеров испытывает устойчивую потребность доминировать над супругом, контролировать его или безраздельно им владеть.

Как избавиться от заниженной самооценки

Возникновение неадекватного оценивания самого себя является, на самом деле симбиозом из страхов, чувства вины, обид, стыда, которые чаще всего людьми не осознается.

Завышенная и заниженная самооценка считаются двумя сторонами одной медали непринятия своей личности. Ведь в случае малейшего неуспеха завышенный уровень самооценки мгновенно трансформируется в заниженный, а в случае успешности – заниженная  степень самооценки стремительно переходит в завышенную, таким образом она никогда не бывает адекватной. Поэтому завышенная и заниженная самооценка могут сосуществовать в одной личности.

Как бороться с заниженной самооценкой? Изначально следует обнаружить причины ее возникновения и переосмыслить их.

Работа с заниженной самооценкой начинается с осознания собственных преимуществ и изъянов, удостоверения в том, что вы обладаете замечательными качествами и сильными сторонами, которые достойны уважения и высокой оценки. Можно сыграть с самим собой в довольно простую игру, которая заключается в ежедневном свершении трех вещей, которые доставляют вам радость. Нужно начать жить для себя, поэтому следует строить простейшие планы и выполнять их, жить с хорошим настроением, позитивным настроем, чаще улыбаться и регулярно хвалить себя.

Занижена самооценка, что делать? Для начала нужно полюбить себя со всеми изъянами, ошибками, дефектами и недостатками. Следует постараться понять, что вы, как и любой другой человек, сотканы не только из недостатков, но еще имеете массу достоинств и преимуществ.

Нужно научиться следить за собой, за своей походкой, манерой поведения и др. Если вы заметили, что шагаете по улице, смотря себе под ноги, то переведите взгляд вперед, нацепите на лицо улыбку, вспомните приятные моменты жизни и смело идите навстречу мечте.

Как бороться с заниженной самооценкой? Очень просто! Нужно всего лишь начать ценить себя. А для этого дайте себе возможность заниматься тем, к чему у вас лежит душа, начните больше читать. Может нужно сменить работу? Если нет такой возможности, то найдите себе любимое хобби.

Работа с заниженной самооценкой заключается в самоконтроле и тренировки силы воли. Активный отдых, физические упражнения, ежедневные тренировки, контрастный душ – идеально укрепляют тело и дух.

Как избавиться от заниженной самооценки? Ответ на этот вопрос лежит в хорошем отношении к окружающим и любви к ближнему. Старайтесь помогать людям, не избегайте просьб о помощи, если можете помочь. Это придаст вам значимости в собственных глазах.

Измените свои взгляды на окружающий мир и социум. Избавляйтесь от постоянных удручающих мыслей о надобности повышения уровня самооценки. Такие мысли не приведут к хорошему результату. Самое главное правило на пути к адекватному самооцениванию – это вера в самого себя, личный потенциал и собственные силы.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Самовосприятие — это что такое в психологии: развитие и самоатрибуция

Смотришь иногда на человека и думаешь: «Как он может так себя недооценивать?» Или наоборот: «Мне бы его самоуверенность». Почему иногда поведение человека явно разнится с его реальными особенностями характера и личности? Все дело в самовосприятии, которое влияет на мироощущение и поведение куда больше, чем внешняя оценка другими людьми.

Что такое самовосприятие

Самовосприятие – психическое новообразование, отражающее отношение человека к самому себе. Это предполагает не только оценку человеком своих способностей, достоинств и недостатков, но и определение места в жизни, труде, семье, межличностных отношениях. Самовосприятие – элемент самосознания, видение человеком самого себя. От самовосприятия (адекватное или неадекватное) зависит самопринятие, самооценка, поведение и отношение к другим людям, успех в жизни.

Чтобы было понятнее, насколько важно самовосприятие, обратите внимание на его функции:

  • диктует человеку, что для него трудно, а что просто;
  • определяет допустимое поведение и выставляет границы;
  • находит препятствия или возможности.

Самовосприятие – это глубоко укоренившиеся убеждения личности относительно собственных возможностей. Поэтому неудачами часто заканчивается даже то, на что мы тратим много сил и времени, выполняем, стиснув зубы. Подсознательные стереотипы сильнее любой воли, но благодаря воле и пониманию этих убеждений можно менять самовосприятие.

Самовосприятие обладает одной интересной особенностью: на этапе его формирования влияние оказывает критика со стороны, на ее основе у ребенка вырабатывается образ личности и характер восприятия самого себя, строится поведение. Но чем старше становится человек, тем меньше влияет внешнее окружение, и все больше самовосприятие определяет поведение и мышление. Потому, как правило, при коррекционной работе внимание уделяется детским проблемам. Именно там лежат корни неадекватного самовосприятия.

Развитие самовосприятия

Самовосприятие не дается от рождения, это приобретенное свойство личности. Формируется оно под влиянием личного опыта, оценки со стороны окружения, то есть в процессе общения, воспитания и обучения.

Возможны три пути развития самовосприятия:

  1. Негативное самовосприятие, источником которого служат наказания, упреки, унижения, требования, оскорбления, насилие в семье и (или) социальной среде.
  2. Неадекватное позитивное самовосприятие, формирующееся под влиянием воспитания по типу «кумир семьи», потакательств, услужливости со стороны окружения, восхищения, регулярного поощрения.
  3. Адекватное самовосприятие, которое возможно в семье с демократическим стилем воспитания при адекватном балансе порицания и похвалы, взаимоуважении, доверии и любви.

Таким образом, в подсознании и сознании откладывается, какое поведение одобряется, а какое порицается. Основы самовосприятия закладываются в раннем детстве. С каждым годом их все труднее менять. Но за счет социального, а не врожденного характера, самовосприятие реально изменить в любом возрасте.

Самоатрибуция

Людям свойственно на интуитивном уровне перенимать эмоции друг друга. Если человек не принимает сам себя, выпускает негативные эмоции, то не стоит ждать любви и признания от других людей. Они быстро почувствуют настроение человека и будут относиться к нему соответствующе: не замечать, манипулировать, унижать и т. д. Равно как и наоборот: положительное отношение человека к себе заставляет окружающих относиться к нему с особым почетом, интересом или любовью. Иногда посмотришь: обычный человек, в своей профессии среднего уровня, а любимчик всех сотрудников. Дело в том, что он себя воспринимает именно так. Но драма состоит в другом – если выдающийся человек и специалист губит свою карьеру и жизнь неадекватным восприятием самого себя.

Очевидно, что самовосприятие должно быть адекватным. Как разобраться в своем самоощущении:

  1. Запишите основные тезисы о себе.
  2. Теперь запишите ситуации, в которых эти тезисы чаще подтверждаются и первичную ситуацию, которая эти тезисы определила.
  3. Отделите мнение от факта.
  4. Запишите, кто был автором этих мыслей, чье это мнение?
  5. Оцените факт.
  6. Стоит ли ориентироваться на то мнение, или ваш нынешний анализ ситуации привел к другим результатам, и стоит взять его за новый тезис о себе?

Если вам затруднительно оценить ситуацию, то представьте абстрактное лицо и оцените его действия. Дополнительно поработайте со своей Я-концепцией: нарисуйте таблицу с колонками «Я в своем представлении», «Я в представлении других людей», «Я-идеальный для себя», «Я-идеальный в представлении других». Сопоставьте их и определите, с чем именно вам нужно работать.

Оценивайте себя честно, не преувеличивайте и не преуменьшайте способности и возможности. Самовосприятие – результат самопознания. Не бойтесь проверять достоверность прежних убеждений, подвергать критическому анализу старые ситуации и воспоминания.

Подобный анализ причин и особенностей поведения называется самоатрибуцией. Мы ведем себя тем или иным образом, потому что в собственном восприятии относим себя к определенному типу людей, описываем определенные эмоции и чувства, фиксируем свои способности, определяем свое место в обществе. Причины поведения – это мотивы (осознаваемые или неосознаваемые). Таким образом, самоатрибуция позволяет нам понять, что именно заставляет думать о себе определенным образом, вести соответствующе и подсказывает, как с этим бороться. Кроме того, самоатрибуция позволяет прогнозировать поведение и дарит чувство контроля и безопасности. Самоатрибуция – элемент самоанализа.

Работа над самовосприятием

Я-концепция

Как развить адекватное самовосприятие при негативном отношении к себе:

  1. Скорректировать самооценку. Чаще речь идет о заниженной самооценке, которая заставляет человека принижать свои заслуги. Для коррекции заниженной самооценки создавайте ситуации, в которых вас ждет успех. Определите то, в чем вы компетентны, и при случае демонстрируйте это.
  2. Хвалите себя, благодарите и делайте комплименты. Каждый день записывайте минимум три пункта, за которые вы себя цените и можете похвалить (старайтесь, чтобы это были разные элементы), проводите аутотренинг.
  3. Повышайте уверенность в себе. Уверенный человек не боится трудностей, регулярно покоряет новые вершины, за что еще больше ценит и любит себя.
  4. Развивайте позитивное мышление. Удивительным образом в жизнь начинают приходить нужные люди, интересные возможности, удачные обстоятельства, когда человек излучает положительные эмоции и управляет своей жизнью.
  5. Полюбите и примите себя. Вы – уникальная личность. Ваши физические, психические и интеллектуальные данные уникальны. Запишите свои сильные и слабые стороны, научитесь грамотно этим пользоваться.
  6. Анализируйте себя со стороны: попросите знакомых описать вас, запишите себя на видео. Со стороны все особенности заметнее. Возможно, вы сами увидите проблемные точки вашего поведения и мышления, например, сутулая спина (верный признак неуверенности, стеснительности, усталости).

Как развить адекватное самовосприятие при чрезмерно положительном отношении к себе:

  1. Скорректировать самооценку. Иногда и завышенная самооценка негативно влияет на самовосприятие. Тогда уважительное и теплое отношение людей перерастает в недовольство и конфликты на работе и в личных отношениях. Завышение своих заслуг опасно так же, как и принижение.
  2. Проведите у знакомых опрос и составьте список черт, над которыми вам нужно работать.
  3. Боритесь с высокомерием и чрезмерной самоуверенностью.
  4. Избавьтесь от эгоизма и эгоцентризма.
  5. Анализируйте себя со стороны: попросите знакомых описать вас, запишите себя на видео. Со стороны все особенности заметнее. Возможно, вы сами увидите проблемные точки вашего поведения и мышления, например, надменность в разговоре, унизительные колкости в адрес других людей, основанные на чувстве собственного превосходства.

Если описанные рекомендации вам не помогают, то целесообразно обратиться к психотерапевту. Корни неадекватного самовосприятия лежат глубоко в детстве, каждый случай индивидуален по содержанию, силе, особенности последствий, масштабности. Индивидуальные консультации у психолога или психотерапевта помогут навсегда проработать проблему самовосприятия.

Психика человека устроена так, что подсознательно мы всегда ищем оправдание и подтверждение своим убеждениям и обычно находим. Это не магия и не злой рок. Если человека преследуют неудачи, значит, он убежден в собственной несостоятельности. Проблема в том, что не всегда человек осознает специфику своих убеждений – с подсознанием разобраться непросто. Именно поэтому могут понадобиться сеансы психотерапии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

*