Маслоу пирамида википедия: Маслоу, Абрахам — Википедия – Обсуждение:Пирамида потребностей по Маслоу — Википедия

Содержание

Обсуждение:Пирамида потребностей по Маслоу — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Добавьте больше любви и обожания[править код]

нужно больше текста и отсылок к автору имхо

Боэций "Утешение философией" - суровей будет... 77.52.89.227 16:26, 3 июня 2008 (UTC)

Парадокс. На странице самого Маслоу утверждается, что не он предложил данную диаграмму. Но кто тогда? 89.105.128.36 14:16, 7 марта 2010 (UTC)

Если вы пришли со страницы Маслоу, странно, что у вас возникает такой вопрос: после этого утверждения приведена ссылка на главу учебника Генкина, где эта тема освещена корректнее, нежели в самой статье. Маслоу сформулировал базовые потребности, указал на иерархический характер связи между ними и даже предложил наиболее распространённый, но не единственный вариант их соподчинения ("Мотивация и личность"). То, чего он, по-видимому, не делал, так это не называл это "пирамидой" и не рисовал треугольника, рассечённого параллельными прямыми. Возможно, за него это сделал немецкий автор учебника по кадровому менеджменту в 1975 году, или кто-то ещё раньше. А не делал он этого именно потому, что считал, что иерархия потребностей индивидуальна. В то же время именно этот упрощённый пресловутый треугольник и является для большинства людей первой ассоциацией на словосочетание "пирамида потребностей".--Wetterfahne 18:07, 7 марта 2010 (UTC)

Какое отношение имеет биография Шалыто (см. ссылки) к пирамиде Маслоу? 46.146.124.49 14:07, 23 мая 2011 (UTC)

"Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все существующие потребности в два класса - по­требности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации). Таким образом, он выделил два уровня существования человека - бытийный, ориентированный на личностный рост и самоктуализацию, и дефициентный, ориентированный на удовлетво­рение фрустрированных потребностей." Марцинковская Т. Д. История психологии: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 544с. 87.255.14.63 15:45, 13 января 2012 (UTC)

1.Критику 2.Ссылки на альтернативные концепции иерархий 2.Использование данной концепции в других работах (для маркетинга как минимум это любимая игрушка) 217.173.22.183 11:58, 12 марта 2012 (UTC)

Ещё бы добавить про факторы, влияющие на широту диапазона "в рамках одной и той же потребности", а также про связь потребностей с формами их удовлетворения. Или подскажите, в каких именно трудах Маслоу и в какой главе можно про это найти. Nuclearass 17:28, 2 сентября 2012 (UTC)

Сытость и духовная актуализация[править код]

Трудно себе представить, что в сытых буржуазных странах люди более духовны, чем, например, в нищем Тибете или Индии, куда обычно европейцы ездят в поисках духовности. А ведь согласно пирамиде Маслоу должно выходить именно так... --GreatNonentity 07:49, 24 января 2014 (UTC)

Уже второй раз добавляю критику со ссылками на научные публикации и не видно одобрения (проверки) материала, дело в том, что такое "однобокое" изложение пирамиды А.Маслоу даёт искаженное о ней впечатление, далекое от научного и даже рационального подхода. --Alex Zavorin 06:50, 6 ноября 2014 (UTC)

Спасибо большое! Но А.Маслоу писал в 60-е гг. прошлого века, поэтому мало литературы в электронном виде, да ещё с лицензиями на авторские права, которые противоречат Бернской конвенции. Относительно статуса патрулирующего - я пока об этом мало знаю и не задумывался. Тем не менее, Лес, большое Вам спасибо за то, что обратили внимание. --Alex Zavorin 15:24, 16 ноября 2014 (UTC)

Пирамида — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Пирамида:

  • Пирамида (геометрия) — тип многогранников.
  • Пирамида (архитектура) — вид архитектурного сооружения в форме пирамиды.
    • Энергетическая пирамида — конструкция пирамидальной формы, предназначенная для аккумулирования (концентрации) гипотетической аномальной (паранормальной) духовной (психической) энергии. Встречается также в культуре нью-эйдж и эзотерике.
  • Финансовая пирамида — способ получения дохода за счёт постоянного расширяющегося привлечения денежных средств.
  • Пирамидальная схема — способ получения дохода за счёт постоянного привлечения новых участников.
  • Пирамида (бильярд) — официальное название игры в русский бильярд.
  • Пирамида — элемент художественной, силовой и пластической акробатики, групповое расположение акробатов, которые, поддерживая друг друга, образуют сложные фигуры.
  • Пирамидка — головоломка, прототипом которой был кубик Рубика.
  • Пирамида изображения — класс иерархических структур данных, созданных для задач машинного зрения.
Схемы и диаграммы
  • Пирамида здорового питания — диаграмма, схематическое представление принципа здорового питания.
  • Пирамида знаний — условная классификация наработанного поколениями уровня и охвата знаний человечества, которые схематично отображаются в виде уровней этой фигуры.
  • Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога А. Маслоу.
Географические объекты
  • Пирамида — русский шахтёрский посёлок на Шпицбергене.
  • Пирамиды — село в Бутурлиновском районе Воронежской области.
Художественные произведения
  • «Пирамида» — роман британского писателя У. Голдинга.
  • «Пирамида» — роман русского писателя Л. М. Леонова.
  • «Пирамида» — роман русского писателя Б. Е. Бондаренко.
  • «Пирамида» — роман албанского писателя И. Кадаре.
  • «Пирамиды» — роман Терри Пратчетта.
  • «Пирамида-1» — историко-документальная книга об узбекском уголовном деле, в ходе которого к уголовной ответственности было привлечено практически всё высшее руководство Узбекской ССР.
Телевидение и кино
  • Пирамида — порнографический фильм Пьера Вудмана (1996).
  • Пирамида — фильм ужасов производства Кинообъединения «Двадцатый век Фокс» (2014).
  • ПираМММида — российский фильм режиссёра Эльдара Салаватова. В основу сюжета положена книга Сергея Мавроди «Пирамида» (2011).
  • Строительство Великой пирамиды — телевизионный фильм режиссёра Джонатана Стэмпа (2002).
Прочее
  • «Пирамида» — фонтан в Нижнем парке Петергофа.
  • «Пирамида» — команда КВН из Владикавказа.
  • «Пирамида» — один из первых павильонов пейзажной части Екатерининского парка в Царском Селе.
Скрытая категория:

Пирамида потребностей по Маслоу — Википедия

Пирами́да потре́бностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей (англ. need theory) или теория иерархии (hierarchy theory)

[1]. Изначально идея была изложена в работе «Теория человеческой мотивации»[2] (1943), более подробно — в книге 1954 года «Мотивация и личность» (Motivation and Personality)[3].

Теория иерархии потребностей широко применяется в теории менеджмента[4].

Теория иерархии потребностей

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить её красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

«Я совершенно убеждён, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».

Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причём регулярно (даже если любовные романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса.

Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация
Причём последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

  1. Физиологические: голод, жажда и т. д.
  2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация[5].

Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Также можно обратить внимание на некоторую перекличку с теорией Гумилёва о развитии культурных потребностей с ростом уровня цивилизации и быстрой их деградации (например, при нарушении основания пирамиды Маслоу, то есть физиологических или охранительных потребностей).

Критика

Теория иерархии потребностей, несмотря на свою популярность, не подтверждается и имеет низкую валидность (Hall and Nougaim, 1968; lawler and Suttle, 1972)[6].

Когда Холл и Ноугейм (Hall и Nougaim) проводили своё исследование, Маслоу написал им письмо, в котором отметил, что важно учитывать удовлетворение потребностей в зависимости от возрастной группы испытуемых. «Счастливчики» с точки зрения Маслоу удовлетворяют потребности в безопасности и физиологии в детстве, потребности в принадлежности и любви — в подростковом возрасте и т. д. Потребность же в самоактуализации удовлетворяется годам к 50 у «счастливчиков». Именно поэтому нужно учитывать возрастную структуру

[6].

Главная проблема при проверке теории иерархии в том, что нет надежного количественного измерителя удовлетворенности потребностей человека. Вторая проблема теории связана с разбиением потребностей в иерархии, их последовательностью. Сам Маслоу указывал, что порядок в иерархии может меняться. Тем не менее, теория не может объяснить, почему некоторые потребности продолжают быть мотиваторами даже после того, как они были удовлетворены[7].

Поскольку Маслоу исследовал биографии только тех творческих личностей, которые, по его мнению, были успешными («счастливчиками»), то из исследуемых личностей выпал, например, Рихард Вагнер, великий композитор, лишенный практически всех личностных черт, ценимых Маслоу. Учёного интересовали необычайно активные и здоровые люди, такие как Элеонора Рузвельт, Авраам Линкольн и Альберт Эйнштейн. Это, конечно, накладывает неизбежные искажения на выводы Маслоу, так как из его исследований не ясно было, как устроена «пирамида потребностей» большинства людей. Также Маслоу не проводил эмпирических исследований[8].

Любопытные факты

  • Маслоу утверждал, что «стадии самоактуализации» достигает не более 2 % людей[4].
  • В основополагающей статье Маслоу нет изображения пирамиды[4].

См. также

Примечания

  1. ↑ Холлифорд С., Уиддет С., 2008, с. 111.
  2. ↑ «A Theory of Human Motivation», Originally Published in Psychological Review, 50, 370—396.
  3. ↑ Maslow A. H., 1954.
  4. 1 2 3 William Kremer, Claudia Hammond. Abraham Maslow and the pyramid that beguiled business (англ.). BBC News (31 August 2013). Проверено 4 марта 2015.
  5. Carol Taylor PhD MSN RN, Carol Lillis MSN RN, Pamela Lynn MSN RN. Fundamentals of Nursing. — Eighth, North American edition. — LWW, 2014-10-30. — 1816 с. — ISBN 9781451185614.
  6. 1 2 Холлифорд С., Уиддет С., 2008, с. 119.
  7. ↑ Холлифорд С., Уиддет С., 2008, с. 120.
  8. ↑ Макклелланд Д., 2007, с. 66-67.

Литература

  • Maslow A. H. Motivation and Personality. — New York: Harpaer & Row, 1954.
  • Холлифорд С., Уиддет С. Мотивация : Практическое руководство для менеджеров / Пер с англ. ООО «Пароль». — М.: ГИППО, 2008. — ISBN 978-5-98293-087-3.
  • Макклелланд Д. Мотивация человека / Пер с англ. ООО «Питер Пресс»; научн. ред. проф. Е. П. Ильина. — СПб.: Питер, 2007. — ISBN 978-5-469-00449-3.
  • Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Пер с англ. ООО Изд. «Питер». — СПб.: Питер, 2011. — ISBN 978-5-88782-412-3. (c. 479—527)

Ссылки

Пирамида потребностей по Маслоу — Википедия

Пирами́да потре́бностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей (англ. need theory) или теория иерархии (hierarchy theory)[1]. Изначально идея была изложена в работе «Теория человеческой мотивации»[2] (1943), более подробно — в книге 1954 года «Мотивация и личность» (Motivation and Personality)[3].

Теория иерархии потребностей

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить её красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

«Я совершенно убеждён, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».

Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причём регулярно (даже если любовные романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса.

Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация
Причём последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

  1. Физиологические: голод, жажда и т. д.
  2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация[4].

Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Также можно обратить внимание на некоторую перекличку с теорией Гумилёва о развитии культурных потребностей с ростом уровня цивилизации и быстрой их деградации (например, при нарушении основания пирамиды Маслоу, то есть физиологических или охранительных потребностей).

Критика

Теория иерархии потребностей, несмотря на свою популярность, не подтверждается и имеет низкую валидность (Hall and Nougaim, 1968; lawler and Suttle, 1972)[5].

Когда Холл и Ноугейм (Hall и Nougaim) проводили своё исследование, Маслоу написал им письмо, в котором отметил, что важно учитывать удовлетворение потребностей в зависимости от возрастной группы испытуемых. «Счастливчики» с точки зрения Маслоу удовлетворяют потребности в безопасности и физиологии в детстве, потребности в принадлежности и любви — в подростковом возрасте и т. д. Потребность же в самоактуализации удовлетворяется годам к 50 у «счастливчиков». Именно поэтому нужно учитывать возрастную структуру[5].

Главная проблема при проверке теории иерархии в том, что нет надежного количественного измерителя удовлетворенности потребностей человека. Вторая проблема теории связана с разбиением потребностей в иерархии, их последовательностью. Сам Маслоу указывал, что порядок в иерархии может меняться. Тем не менее, теория не может объяснить, почему некоторые потребности продолжают быть мотиваторами даже после того, как они были удовлетворены[6].

Поскольку Маслоу исследовал биографии только тех творческих личностей, которые, по его мнению, были успешными («счастливчиками»), то из исследуемых личностей выпал, например, Рихард Вагнер, великий композитор, лишенный практически всех личностных черт, ценимых Маслоу. Учёного интересовали необычайно активные и здоровые люди, такие как Элеонора Рузвельт, Авраам Линкольн и Альберт Эйнштейн. Это, конечно, накладывает неизбежные искажения на выводы Маслоу, так как из его исследований не ясно было, как устроена «пирамида потребностей» большинства людей. Также Маслоу не проводил эмпирических исследований[7].

Любопытные факты

  • Маслоу утверждал, что «стадии самоактуализации» достигает не более 2 % людей[8].
  • В основополагающей статье Маслоу нет изображения пирамиды[8].

См. также

Примечания

  1. ↑ Холлифорд С., Уиддет С., 2008, с. 111.
  2. ↑ Classics in the History of Psychology -- A. H. Maslow (1943) A Theory of Human Motivation (неопр.). psychclassics.yorku.ca. Дата обращения 18 апреля 2019.
  3. ↑ Maslow A. H., 1954.
  4. Carol Taylor PhD MSN RN, Carol Lillis MSN RN, Pamela Lynn MSN RN. Fundamentals of Nursing. — Eighth, North American edition. — LWW, 2014-10-30. — 1816 с. — ISBN 9781451185614.
  5. 1 2 Холлифорд С., Уиддет С., 2008, с. 119.
  6. ↑ Холлифорд С., Уиддет С., 2008, с. 120.
  7. ↑ Макклелланд Д., 2007, с. 66—67.
  8. 1 2 William Kremer, Claudia Hammond. Abraham Maslow and the pyramid that beguiled business (англ.). BBC News (31 August 2013). Дата обращения 4 марта 2015.

Литература

  • Maslow A. H. Motivation and Personality. — New York: Harpaer & Row, 1954.
  • Холлифорд С., Уиддет С. Мотивация: Практическое руководство для менеджеров / Пер с англ. ООО «Пароль». — М.: ГИППО, 2008. — ISBN 978-5-98293-087-3.
  • Макклелланд Д. Мотивация человека / Пер с англ. ООО «Питер Пресс»; научн. ред. проф. Е. Издательство шерер владислав.
  • Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Пер с англ. ООО Изд. «Питер». — СПб.: Питер, 2011. — С. 479–527. — ISBN 978-5-88782-412-3.

Ссылки

Пирамида потребностей по Маслоу — Википедия. Что такое Пирамида потребностей по Маслоу

Пирами́да потре́бностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей (англ. need theory) или теория иерархии (hierarchy theory)[1]. Изначально идея была изложена в работе «Теория человеческой мотивации»[2] (1943), более подробно — в книге 1954 года «Мотивация и личность» (Motivation and Personality)[3].

Теория иерархии потребностей широко применяется в теории менеджмента[4].

Теория иерархии потребностей

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить её красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

«Я совершенно убеждён, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».

Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причём регулярно (даже если любовные романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса.

Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация
Причём последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

  1. Физиологические: голод, жажда и т. д.
  2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация[5].

Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Также можно обратить внимание на некоторую перекличку с теорией Гумилёва о развитии культурных потребностей с ростом уровня цивилизации и быстрой их деградации (например, при нарушении основания пирамиды Маслоу, то есть физиологических или охранительных потребностей).

Критика

Теория иерархии потребностей, несмотря на свою популярность, не подтверждается и имеет низкую валидность (Hall and Nougaim, 1968; lawler and Suttle, 1972)[6].

Когда Холл и Ноугейм (Hall и Nougaim) проводили своё исследование, Маслоу написал им письмо, в котором отметил, что важно учитывать удовлетворение потребностей в зависимости от возрастной группы испытуемых. «Счастливчики» с точки зрения Маслоу удовлетворяют потребности в безопасности и физиологии в детстве, потребности в принадлежности и любви — в подростковом возрасте и т. д. Потребность же в самоактуализации удовлетворяется годам к 50 у «счастливчиков». Именно поэтому нужно учитывать возрастную структуру[6].

Главная проблема при проверке теории иерархии в том, что нет надежного количественного измерителя удовлетворенности потребностей человека. Вторая проблема теории связана с разбиением потребностей в иерархии, их последовательностью. Сам Маслоу указывал, что порядок в иерархии может меняться. Тем не менее, теория не может объяснить, почему некоторые потребности продолжают быть мотиваторами даже после того, как они были удовлетворены[7].

Поскольку Маслоу исследовал биографии только тех творческих личностей, которые, по его мнению, были успешными («счастливчиками»), то из исследуемых личностей выпал, например, Рихард Вагнер, великий композитор, лишенный практически всех личностных черт, ценимых Маслоу. Учёного интересовали необычайно активные и здоровые люди, такие как Элеонора Рузвельт, Авраам Линкольн и Альберт Эйнштейн. Это, конечно, накладывает неизбежные искажения на выводы Маслоу, так как из его исследований не ясно было, как устроена «пирамида потребностей» большинства людей. Также Маслоу не проводил эмпирических исследований[8].

Любопытные факты

  • Маслоу утверждал, что «стадии самоактуализации» достигает не более 2 % людей[4].
  • В основополагающей статье Маслоу нет изображения пирамиды[4].

См. также

Примечания

  1. ↑ Холлифорд С., Уиддет С., 2008, с. 111.
  2. ↑ «A Theory of Human Motivation», Originally Published in Psychological Review, 50, 370—396.
  3. ↑ Maslow A. H., 1954.
  4. 1 2 3 William Kremer, Claudia Hammond. Abraham Maslow and the pyramid that beguiled business (англ.). BBC News (31 August 2013). Проверено 4 марта 2015.
  5. Carol Taylor PhD MSN RN, Carol Lillis MSN RN, Pamela Lynn MSN RN. Fundamentals of Nursing. — Eighth, North American edition. — LWW, 2014-10-30. — 1816 с. — ISBN 9781451185614.
  6. 1 2 Холлифорд С., Уиддет С., 2008, с. 119.
  7. ↑ Холлифорд С., Уиддет С., 2008, с. 120.
  8. ↑ Макклелланд Д., 2007, с. 66-67.

Литература

  • Maslow A. H. Motivation and Personality. — New York: Harpaer & Row, 1954.
  • Холлифорд С., Уиддет С. Мотивация : Практическое руководство для менеджеров / Пер с англ. ООО «Пароль». — М.: ГИППО, 2008. — ISBN 978-5-98293-087-3.
  • Макклелланд Д. Мотивация человека / Пер с англ. ООО «Питер Пресс»; научн. ред. проф. Е. П. Ильина. — СПб.: Питер, 2007. — ISBN 978-5-469-00449-3.
  • Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Пер с англ. ООО Изд. «Питер». — СПб.: Питер, 2011. — ISBN 978-5-88782-412-3. (c. 479—527)

Ссылки

Пирамида потребностей Маслоу Википедия

Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация
Причём последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Пирами́да потре́бностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей (англ. need theory) или теория иерархии (hierarchy theory)[1]. Изначально идея была изложена в работе «Теория человеческой мотивации»[2] (1943), более подробно — в книге 1954 года «Мотивация и личность» (Motivation and Personality)[3].

Теория иерархии потребностей[ | ]

Потребности Маслоу распределил по мере убывания важности, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить её красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

«Я совершенно убеждён, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».

Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причём регулярно (даже если любовные романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса.

Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности мож

Пирамида потребностей по Маслоу — Википедия. Что такое Пирамида потребностей по Маслоу

Пирами́да потре́бностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей (англ. need theory) или теория иерархии (hierarchy theory)[1]. Изначально идея была изложена в работе «Теория человеческой мотивации»[2] (1943), более подробно — в книге 1954 года «Мотивация и личность» (Motivation and Personality)[3].

Теория иерархии потребностей широко применяется в теории менеджмента[4].

Теория иерархии потребностей

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить её красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

«Я совершенно убеждён, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».

Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причём регулярно (даже если любовные романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса.

Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация
Причём последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

  1. Физиологические: голод, жажда и т. д.
  2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация[5].

Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Также можно обратить внимание на некоторую перекличку с теорией Гумилёва о развитии культурных потребностей с ростом уровня цивилизации и быстрой их деградации (например, при нарушении основания пирамиды Маслоу, то есть физиологических или охранительных потребностей).

Критика

Теория иерархии потребностей, несмотря на свою популярность, не подтверждается и имеет низкую валидность (Hall and Nougaim, 1968; lawler and Suttle, 1972)[6].

Когда Холл и Ноугейм (Hall и Nougaim) проводили своё исследование, Маслоу написал им письмо, в котором отметил, что важно учитывать удовлетворение потребностей в зависимости от возрастной группы испытуемых. «Счастливчики» с точки зрения Маслоу удовлетворяют потребности в безопасности и физиологии в детстве, потребности в принадлежности и любви — в подростковом возрасте и т. д. Потребность же в самоактуализации удовлетворяется годам к 50 у «счастливчиков». Именно поэтому нужно учитывать возрастную структуру[6].

Главная проблема при проверке теории иерархии в том, что нет надежного количественного измерителя удовлетворенности потребностей человека. Вторая проблема теории связана с разбиением потребностей в иерархии, их последовательностью. Сам Маслоу указывал, что порядок в иерархии может меняться. Тем не менее, теория не может объяснить, почему некоторые потребности продолжают быть мотиваторами даже после того, как они были удовлетворены[7].

Поскольку Маслоу исследовал биографии только тех творческих личностей, которые, по его мнению, были успешными («счастливчиками»), то из исследуемых личностей выпал, например, Рихард Вагнер, великий композитор, лишенный практически всех личностных черт, ценимых Маслоу. Учёного интересовали необычайно активные и здоровые люди, такие как Элеонора Рузвельт, Авраам Линкольн и Альберт Эйнштейн. Это, конечно, накладывает неизбежные искажения на выводы Маслоу, так как из его исследований не ясно было, как устроена «пирамида потребностей» большинства людей. Также Маслоу не проводил эмпирических исследований[8].

Любопытные факты

  • Маслоу утверждал, что «стадии самоактуализации» достигает не более 2 % людей[4].
  • В основополагающей статье Маслоу нет изображения пирамиды[4].

См. также

Примечания

  1. ↑ Холлифорд С., Уиддет С., 2008, с. 111.
  2. ↑ «A Theory of Human Motivation», Originally Published in Psychological Review, 50, 370—396.
  3. ↑ Maslow A. H., 1954.
  4. 1 2 3 William Kremer, Claudia Hammond. Abraham Maslow and the pyramid that beguiled business (англ.). BBC News (31 August 2013). Проверено 4 марта 2015.
  5. Carol Taylor PhD MSN RN, Carol Lillis MSN RN, Pamela Lynn MSN RN. Fundamentals of Nursing. — Eighth, North American edition. — LWW, 2014-10-30. — 1816 с. — ISBN 9781451185614.
  6. 1 2 Холлифорд С., Уиддет С., 2008, с. 119.
  7. ↑ Холлифорд С., Уиддет С., 2008, с. 120.
  8. ↑ Макклелланд Д., 2007, с. 66-67.

Литература

  • Maslow A. H. Motivation and Personality. — New York: Harpaer & Row, 1954.
  • Холлифорд С., Уиддет С. Мотивация : Практическое руководство для менеджеров / Пер с англ. ООО «Пароль». — М.: ГИППО, 2008. — ISBN 978-5-98293-087-3.
  • Макклелланд Д. Мотивация человека / Пер с англ. ООО «Питер Пресс»; научн. ред. проф. Е. П. Ильина. — СПб.: Питер, 2007. — ISBN 978-5-469-00449-3.
  • Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Пер с англ. ООО Изд. «Питер». — СПб.: Питер, 2011. — ISBN 978-5-88782-412-3. (c. 479—527)

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

*