Мужество понятие: Мужество — Википедия – мужество — это… Что такое мужество?

Содержание

Мужество — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 сентября 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 сентября 2019; проверки требует 1 правка.

Му́жество — это волевое деяние, совершаемое осознанно, реализация которого требует от индивида преодоление страха.

Му́жество — одна из добродетелей, отражающая нравственную силу при преодолении страха. Мужество зачастую выступает как способность переносить страдания, включая физическую боль.

В античности мужество рассматривалось как одна из четырёх главных добродетелей (вместе с умеренностью, мудростью и справедливостью).

По мнению Аристотеля мужество — это преодоление страха смерти и готовность оплатить добродетельность поведения риском собственной жизни: «Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится её, тот мужествен, и в этом мужество». По Аристотелю, мужество — это единственно достойный способ поведения в бою; отчего и произошло представление о нём как о специфически мужской добродетели (греч. ἀνδρεία, как и в русском языке, является однокоренным со словом «мужчина»).

Мужество использовалось как этическое обоснование существования аристократических сословий через военную деятельность; у Платона мужество — это добродетель класса стражей. У римлян мужество (лат. virtus) является синонимом не только воинской доблести, но и добродетели вообще.

Мужество (fortitudo) осталось основной добродетелью средневекового рыцарства, напрямую связанной с честью. Мужество являлось одной из четырех кардинальных добродетелей. Противоположностью мужества Фома Аквинский называл страх (timor), однако крайняя форма бесстрашия (audacia) несет в себе черты безрассудства. Мужеству свойственно терпение (patientia), а также постоянство, стойкость, неукротимость, упорство и твёрдость, объединяемые в термине constantia. А враждебна ему изнеженность (mollities).

В ходе перехода к индустриальному обществу (новое время) значение мужества падает, так как «промышленный дух одержал победу над военным и аристократическим духом» (Ницше). В этике Нового времени мужество становится второстепенным или даже приобретает отрицательный оттенок: так, Гоббс рассматривает страх смерти как полезную силу для установления мира. Спиноза помещает мужество в конец списка «аффектов». Согласно Канту, мужество — это способность «отваживаться на то, что велит долг»; Кант отмечает, что страх глумления требует для преодоления больше мужества, чем сражение. Среди известных философов нового времени один Ницше пытался безуспешно вернуть мужество на главную роль в этике.

Сейчас мужество часто употребляется просто как синоним общечеловеческой нравственной твёрдости, и теряет значение мужской добродетели (так, словосочетание «мужественная женщина» во многих языках — включая русский — не содержит противоречия). Этому способствуют современные теории и практические опыты ненасилия, когда ненасильственная борьба рассматривается как более мужественная, чем насильственная (Махатма Ганди).

В военном деле мужество регулярно проявляется военнослужащими в экстремальных ситуациях, например, во время военных (боевых) действий, поэтому мужество ассоциируется с вооружённым противостоянием. Во многих государствах и странах существуют государственные (ведомственные) награды, с названием — «За мужество».

Что такое Мужество? | 101Я

Добавить в избранное

Мужество — это особое качество личности человека и способность проявлять Волю, твердость, действовать решительно и уверенно в экстремальных ситуациях

Проявление и свойства Мужества

Само по себе Мужество это характеристика объединяющая достаточно большое количество положительных качеств характера.
Человек с таким ярко проявленным качеством личности Мужество, имеет в составе этого качества следующие неотъемлемые свойства  — Самообладание, Стойкость, Выдержка, Самоотверженность и зрелое чувство собственного Достоинства.

Формула мужества выглядит следующим образом:

Мужество = Самообладание+ Выдержка+ Стойкость+ Самоотверженность + Достоинство+ Ответственность — Трусость( минус)

Мужество основано на жизненном опыте, устоявшихся ценностях в обществе. Мужество необходимо всегда, везде и во всем. Первое о чем вспоминают при слове Мужество это , выполнение своих прямых обязанностей защиты Родины и государства, однако это не всегда так. Понятие Мужество распространяется и на другие, более простые жизненные ситуации.  К Мужеству относится способность преодолевать собственный Страх, переносить Страдания, включая и физическую боль.

Мужественным может быть только разумный, волевой, зрелый и целостный человек

Истинное мужество выражается в спокойном самообладании и в невозмутимом выполнении своего долга, невзирая ни на какие бедствия и опасности.

Мужество считает: «Предотвращенный бой – выигранный бой»
Однажды полководец спросил воина: — Что нужнее всего в бою? Тот ответил: — Нужней всего мужество! — А сила, а оружие? Или ты о них забыл? — спросил полководец. — Если в сердце воина нет мужества, не помогут ему ни сила его, ни оружие, — ответил тот.

Отличие Мужества от Смелости

Мужественный человек не только смел, но и благоразумен. В отличие от смелости, мужество предполагает ответственность и разумность. Мужество идет от разума и осознанности, а не от чувств. В отличии от импульсивной Смелости, Мужество отключает свои собственные чувства.

Смелость импульсивна

Мужественный человек на уровне подсознания, приучил себя качественно выполнять свои обязанности в любых экстремальных условиях, он не оставил чувствам ни единого шанса бояться, переживать, сомневаться и спокойно делает то, что необходимо.

Смелость может быть импульсивной, может происходить из страха. Как пример, смелым может быть и ребенок, а в упрямстве ребенка тоже есть воля, но каково ее качество? Такую смелость называют защитной реакцией. Эту запись  о ложной Смелости — сделали наши предыдущие поколения, для самозащиты детей.

В Мужестве проявляется качество накопленной воли

Развив в себе ответственный, позитивный и конструктивный взгляд на мир, мужество уверенно утверждает: «Я отвечаю за все, что происходит в моей жизни»
Мужественный человек берет ответственность за свои действия на себя. Перекладывать вину на других людей, обстоятельства, злой рок, карму, наследственность или невезение, он не будет.

Благодаря непреклонной Воле, настойчивости, Мужественный человек способен преодолеть все трудности, усвоить все уроки, которые предлагает мне жизнь, и принимать любой вызов судьбы.

Мужественность воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям. Мужественный человек знает, что у любой задачи есть решение. Мужеству важны только два критерия, плохой вариант развития событий и хороший вариант.   Мужество делает анализ, принимает решение, делает шаги.

Мужество и антагонист Трусость, тесно соседствуют друг с другом. Их разделяет их Решительность, находящаяся в пространстве между страхом перед опасностью и реакцией на него.

И мужеству и трусости бывает страшно, первое перед лицом опасной неизвестности. Мужество принуждает себя само делать, что должно и поэтому называется мужеством.

Трусость либо не успела, либо не смогла или не захотела сделать сама. Спустя секунды все то, что должна была сделать Трусость,  принудят  это сделать другие люди. Поэтому это состояние, нерешительности и страха — называется Трусостью.

Именно эти мгновения, короткие мгновения жизни, расставляют все по местам, именно эти мгновения раздают кому позор, кому бесславье, а кому бессмертие.

Мужеству присущи качества характера — Мягкость, Милосердие, Великодушие.

Мужество это не каменная бесчувственная глыба, обыкновенно оно идет рядом с мягкостью характера, особой чуткостью к трудностям и бедам других людей и великодушием.

«Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством» – писал Конфуций.

Мужество - это... Что такое Мужество?

Му́жество — одна из добродетелей, отражающая нравственную силу при преодолении страха. Мужество зачастую выступает как способность переносить страдания, включая физическую боль.

В античности

В античности мужество рассматривалась как одна из четырёх главных добродетелей (вместе с умеренностью, мудростью и справедливостью).

По мнению Аристотеля мужество — это преодоление страха смерти и готовность оплатить добродетельность поведения риском собственной жизни: «Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество». По Аристотелю, мужество — это единственно достойный способ поведения в бою; отчего и произошло представление о нём как о специфически мужской добродетели (греч. ἀνδρεία, как и в русском языке, является однокоренным со словом «мужчина»).

Мужество использовалось как этическое обоснование существования аристократических сословий через военную деятельность; у Платона мужество — это добродетель класса стражей. У римлян мужество (лат. 

virtus) является синонимом не только воинской доблести, но и добродетели вообще.

В средние века

Мужество осталось основной добродетелью средневекового рыцарства, напрямую связанной с честью.

В новое время

В ходе перехода к индустриальному обществу, значение мужества падает, так как «промышленный дух одержал победу над военным и аристократическим духом» (Ницше). В этике Нового времени мужество становится второстепенным или даже приобретает отрицательный оттенок: так, Гоббс рассматривает страх смерти как полезную силу для установления мира. Спиноза помещает мужество в конец списка «аффектов». Согласно Канту, мужество — это способность «отваживаться на то, что велит долг»; Кант отмечает, что страх глумления требует для преодоления больше мужества, чем сражение. Среди известных философов нового времени один Ницше пытался безуспешно вернуть мужество на главную роль в этике.

Сейчас мужество часто употребляется просто как синоним общечеловеческой нравственной твёрдости, и теряет значение мужской добродетели (так, словосочетание «мужественная женщина» во многих языках — включая русский — не содержит противоречия). Этому способствуют современные теории и практические опыты ненасилия, когда ненасильственная борьба рассматривается как более мужественная, чем насильственная (Махатма Ганди).

В военном деле

Мужество регулярно проявляется в экстремальных ситуациях, например, во время военных действий, поэтому мужество ассоциируется с вооружённым противостоянием. Во многих странах существуют военные награды «За мужество».

Источники

См. также

МУЖЕСТВО это что такое МУЖЕСТВО: определение — Философия.НЭС

Мужество

Смелость в бою является не единственной и, возможно, даже не наиболее важной формой мужества. Есть также мужество переносить бедность, мужество переносить насмешки, мужество переносить враждебность толпы. Здесь даже самые храбрые солдаты часто оказываются в жалком положении. И главное - есть смелость спокойно и сдержанно думать перед лицом опасности, сдерживая порыв панического страха или ярости.

Оцените определение:

Источник: Философский словарь разума, материи, морали

МУЖЕСТВО

- 1) в античной философии не только воинская смелость и готовность бороться несмотря на отсутствие очевидного перевеса сил над врагом, но и одна из основных добродетелей - самообладание, владение разумом низшими движениями души; 2) у Фомы Аквинского - сила духа, готовность идти на преодоление того, что препятствует достижению высшего блага; и в античной философии, и у Фомы мужество вторично по отношению к мудрости, но совершенное мужество у Фомы имеет благодатный характер. 3) П.Тиллих связал мужество с дерзанием и риском веры, с противодействием силам небытия, наступающим отовсюду на веру, противодействием сомнениям и ненадежности, которые могут проявиться в самой вере: "Этот элемент ненадежности в вере невозможно устранить, его необходимо принять. И элементом веры, который принимает это, является мужество".

Оцените определение:

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

МУЖЕСТВО

моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, к-рому присущи смелость, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство собственного достоинства. Выражается в способности человека действовать решительно и наиболее целесообразно в опасной и сложной обстановке, в умении мобилизовать все свои силы на достижение стоящей перед ним цели и в готовности пойти в случае необходимости на самопожертвование. Хотя М. - специфически волевое свойство личности и обычно связывается с особенностями психики человека, в истории морального сознания М. всегда придавался определенный социальный смысл. В классово антагонистическом об-ве М. чаще всего понимали как достоинство определенного сословия. Идеолог рабовладельческого об-ва Платон, напр., трактовал М. как специфическое качество касты воинов (тогда как добродетель мудрости приписывалась правителям и философам, а умеренность -трудящимся). Такое понимание М. сохраняется и в феодальном об-ве, где оно трактуется как добродетель рыцарства. Подлинно нравственный смысл вкладывает в понятие М. лишь коммунистическая мораль, к-рая применяет его для оценки соответствующих действий всякого человека, независимо от его социального положения, и в любой сфере жизни (в труде, в бою, в политике, во взаимоотношениях между людьми -смелость новатора, мужественное признание собственных ошибок, открытая критика невзирая на лица и т. д.). М. рассматривается коммунистической моралью как качество, необходимое для проявления героизма.

Оцените определение:

Источник: Словарь по этике

МУЖЕСТВО

этическая добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха; одна из четырех кардинальных добродетелей античности (наряду с умеренностью, мудростью и справедливостью). Систематический анализ М. дал Аристотель. По его мнению, М. есть преодоление страха смерти в тех случаях, когда смерть считается достойной, прекрасной и отношение к ней характеризует нравственные качества индивида. М. означает готовность оплатить добродетельность поведения риском собственной жизни: «Кто осмысленно устремляется ради добра в

Значение слова «мужество» в 9 словарях

способность бесстрашно противостоять опасности

А. Замечательные проявления мужества

Моисей и Аарон перед фараоном:

Исх 5:1–4; Исх 10:24-29

убийство Еглона Аодом:

Суд 3:15-30

Гедеон против Мадианитян:

Суд 7:1-24

Ионафан против Филистимлян:

1Цар 14:1-14

Давид против Голиафа:

1Цар 17:26-50

Илия на горе Кармил:

3Цар 18:1-40

Есфирь и царь Артаксеркс:

Есф 5:1-8

три друга Даниила и огненная печь:

Дан 3:1-30

Даниил и львиный ров:

Дан 6:1-23

апостолы перед синедрионом:

Деян 4:1-22; Деян 5:17-41

проповедь Савла (Павла) в Дамаске:

Деян 9:20-25

решение Павла идти в Иерусалим:

Деян 21:10-14

Б. Заповедь быть мужественным

Израильтянам от Моисея:

Втор 31:6

Израильтянам от Иисуса Навина:

Нав 10:25

Иисусу Навину от Моисея:

Втор 31:7,23

Иисусу Навину от Господа:

Нав 1:6–9,18

Соломону от Давида:

1Пар 22:13; 1Пар 28:20

судьям от царя Иосафата:

2Пар 19:11

Израильтянам от Езекии:

2Пар 32:7

Петру от Иисуса:

Мф 14:27

ученикам от Иисуса:

Мк 6:50

Павлу от Господа:

Деян 23:11

всем нам:

1Кор 16:13; Евр 3:6

В. Аспекты мужества

1. Когда мы нуждаемся в нем

когда мы противостоим опасностям и трудностям:

Нав 1:6–9; 1Кор 16:13

когда мы думаем о будущем:

Рим 8:37–39; 2Кор 5:1-7

2. Кто источник нашего мужества

Бог:

Быт 26:24; Нав 1:9; Пс 17:29–50; Пс 45:2,3

Христос:

Флп 4:13; Кол 1:11; Откр 1:17,18

Святой Дух:

Деян 4:8-13

МУЖЕСТВО - это... Что такое МУЖЕСТВО?

    МУЖЕСТВО — добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха; одна из четырех кардинальных добродетелей Античности (наряду с умеренностью, мудростью и справедливостью). Систематический анализ мужества дал Аристотель. По его мнению, мужество есть стимулированное нравственными мотивами преодоление физической боли, ужасов, страха смерти. Речь идет не о всякой смерти, ибо она может наступить от причин, которые не подвластны человеку (болезней, несчастных случаев), и не о всех сопряженных со смертельным ужасом вещах, ибо некоторые из них (пожары, бури и т. п.) одинаково ужасны для всех и страх по отношению к ним является нормальной, здоровой реакцией человека. Предмет мужества — смерть, которая считается достойной, прекрасной и отношение к которой характеризует нравственные качества индивида. Мужество представляет собой сознательный выбор в ситуации, когда добродетельность поведения может быть оплачена только риском собственной жизни. “Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество” (ММ. 1191 а 24). В качестве типичных и закономерных такие ситуации связаны с военными битвами; мужество как этическая добродетель и война как общественное отношение взаимно соотнесены друг с другом. Мужество можно также, по Аристотелю, определить как этически достойный способ поведения человека в бою; отсюда представление о нем как мужской добродетели (соответствующее греч. слово ανδρεία, как и русское “мужество”, является однокоренным со словами “муж”, “мужчина”). Хотя мужество представляет собой среднее между страхом и безумной отвагой, оно ближе к отваге, поэтому выступает как способность стойко переносить страдания, прежде всего физическую боль. Существуют мотивы и соответствующие типы поведения, которые очень похожи на мужество и часто даже считаются таковыми, но тем не менее в прямом смысле им не являются. Их, по Аристотелю, пять: а) гражданское мужество, когда преодоление опасностей войны стимулируется страхом бесчестия или возможного наказания; б) опытность, когда эффективное поведение в бою вызвано просто умением, квалификацией воина; в) ярость, когда противостояние опасности является чисто аффективным; г) самонадеянность, проистекающая часто из-за предыдущих побед и похожая на самонадеянность опьянения; д) незнание опасности. Во всех этих случаях преодоление страха смерти обусловлено внешними по отношению к добродетели причинами; они, хотя и стимулируют мужественное поведение в некоторых пределах, тем не менее не гарантируют его. Мужественный человек противостоит опасностям во имя прекрасной цели и такой способ поведения сам по себе считает добродетельным; для него мужество имеет самоценное значение и является достаточным мотивом поведения.     Мужество — одна из центральных добродетелей аристократического этоса, являвшегося господствующим в общественных нравах Античности и Средневековья. Оно этически санкционирует воинскую деятельность как важную функцию привилегированных сословий (напр., в идеальном государстве Платона мужество — специфическая добродетель стражей). В течение всей добуржуазной эпохи аристотелевское понимание мужества остается общепризнанным, а само мужество сохраняет статус одной из кардинальных добродетелей. С переходом от греческой Античности к римской, которая является в большей степени воинственной, чем духовной, значение мужества даже возрастает; в одном из латинских звучаний (virtus) оно становится одновременно синонимом доблести и добродетели. Мужество — центральная добродетель средневекового рыцарского этоса, теснейшим образом связанная с понятием чести. Высокая оценка мужества свойственна также морали мещанства, хотя здесь оно уже не рассматривается в качестве кардинальной добродетели и теряет преимущественное значение воинской доблести.     Девальвация и трансформация понятия мужества стала одним из важнейших выражений и результатов сдвига в общественных нравах, входе которого, по Ф. Ницше, “промышленный дух одержал победу над военным и аристократическим духом” (“По ту сторону добра и зла”, § 239). Соответственно этому изменению мужество становится второстепенной темой в философской этике Нового времени. Гоббс отказывает ему в статусе гражданской добродетели, а страх смерти рассматривает в качестве продуктивной силы, способствующей установлению мира. У Спинозы оно находится почти в самом конце обширного каталога аффектов (“Этика”, ч. III. Определение аффектов). Кант определяет понятие мужества как умение противостоять врагу нравственного образа мыслей в нас самих, т. е. склонностям; быть мужественным — отваживаться на то, что велит долг. Он считает, что есть опасности, для преодоления которых нужно больше мужества, чем для поединка в бою или на дуэли (таков, напр., страх, связанный с насмешками, глумлением). Усилия Ницше вернуть мужество на верхние этажи этической иерархии и восстановить его первоначальное понимание как добродетели воина-аристократа остались одиночными. В настоящее время понятие чаще употребляется в расширительном смысле — как синоним нравственной твердости, стойкости духа перед лицом тяжелых испытаний, а также такой решительности в отстаивании нравственных убеждений, которая не считается с возможными потерями (не только физическими, но и материальными, социальными, психологическими). Оно все больше теряет значение мужской добродетели. Смещению акцентов в понимании мужества в значительной степени способствуют современные теории и практические опыты ненасилия, в которых ненасильственная борьба со злом и несправедливостью интерпретируется как более мужественная, чем насильственная (по Ганди, мужество ненасилия во много раз превосходит мужество насилия). Содержание понятия также претерпевает изменения: в соотношении внутренних страхов и внешних опасностей возрастает удельный вес первых.     Лит.; Аристотель. Никомахова этика [III].— В кн.: Аристотель. Соч. В 4 т., т. 4. M., 1984: Платон. Лахет.— В кн.: Платон. Диалоги. М., 1986; Цицерон. Об обязанностях (I).— В кн.: Цицерон. О старости, о дружбе, об обязанностях. М., 1974; ТиллихП. Мужество быть.— В кн.: Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995; Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1988.

    А. А. Гусейнов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

Мужество - это... Что такое Мужество?

   — этическая добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха; одна из четырёх кардинальных добродетелей античности (наряду с умеренностью, мудростью и справедливостью). По мнению Аристотеля, М. есть преодоление страха смерти. Предмет М. - смерть, которая считается достойной и отношение к которой характеризует нравственные качества индивида. М. представляет собой сознательный выбор в ситуации, когда добродетельность поведения может быть оплачена только риском собственной жизни. Такие ситуации чаще всего связаны с войнами. Отсюда - представление о М. как мужской добродетели. М. выступает как способность стойко переносить страдания, прежде всего физические. Существуют мотивы и типы поведения, которые очень похожи на М., но тем не менее в прямом смысле М. не являются.

   Их, по Аристотелю, пять:

   а) гражданское мужество, когда преодоление опасностей войны стимулируется страхом бесчестия или возможного наказания;

   б) опытность;

   в) ярость;

   г) самонадеянность;

   д) незнание опасности.

   Истинно мужественный человек противостоит опасностям во имя прекрасной цели и такой способ поведения сам по себе считает добродетельным; для него М. имеет самоценное значение и является достаточным мотивом поведения.

   В современном понимании М. чаще употребляется в расширительном содержании, как синоним нравственной твёрдости, такой решительности в отстаивании нравственных убеждений, которая не считается с возможными потерями (не только с физическими, но одновременно и даже прежде всего с потерями материальными, социальными, психологическими). М. по преимуществу выступает как гражданская позиция и всё больше теряет значение мужской добродетели. Такому пониманию М. в значительной степени способствуют современные теории ненасилия. Например, Ганди говорил, что М. ненасилия во много раз превосходит М. насилия.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 149-150)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

*