О ностальгия: Ностальгия — Википедия – Что такое «ностальгия» в современном понимании?

Содержание

Ностальгия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 сентября 2019; проверки требуют 9 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 сентября 2019; проверки требуют 9 правок.

Ностальги́я (от др.-греч. νόστος — «возвращение на родину» и άλγος «боль, печаль») — тоска по родине или прошлому[1]. В психиатрии форма реактивного состояния, обусловленная длительным отрывом от родины и проявляющаяся депрессивным синдромом, принимающая иногда форму тяжёлого невротического или психотического состояния, протекающего с гипотимией, бессонницей[2].

Вероятно, первое письменное описание ностальгических переживаний содержится в эпопее Гомера «Одиссея». Однако сам термин изобретён швейцарским врачом Иоганном Хофером в 1688 году, описывая заболевание швейцарских солдат, служивших наёмниками вдали от своей родины, и студентов, исцелявшихся сразу после возвращения домой[3].

Длительное время ностальгия считалась болезнью (так она трактуется и в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля). Философия, психология и социология стали интересоваться ностальгией лишь в первой половине XX века. Развивая идеи Анри Бергсона, ученик Эмиля Дюркгейма Морис Хальбвакс в 1920-е годы поставил проблему социальной обусловленности памяти и выдвинул тезис о том, что воспоминания являются не репродукцией, а реконструкцией прежнего опыта человека. Из этого следует, что воспоминания, в том числе ностальгические, не в точности воспроизводят ход прошлых событий, а включают в себя субъективные оценки и ошибки того, кто вспоминает. В этом заключается парадокс ностальгии: люди тоскуют даже по ужасным периодам прошлого.

Вопрос о том, какие события лучше запоминаются: связанные с положительными или отрицательными эмоциями, — является дискуссионным. П. П. Блонский в работе «Память и мышление» пришёл к заключению, что дольше всего помнится неприятное. Большинство же других авторов пришли к противоположным выводам. Так, проведенное В. В. Нурковой исследование специфической разновидности памяти показало, что «в нейтральной ситуации жизненных воспоминаний предпочтение отдаётся позитивным событиям, что отражает индивидуальную избирательность автобиографической памяти (исключение составляют только двое из 60 человек)».

Е. В. Новиков, исследуя отношение к ностальгии в различных культурах и в истории философии, пришёл к выводу, что за некоторым исключением ностальгия в них оценивается положительно. По словам А. А. Гусейнова, «многие из великих моралистов черпали идеалы из прошлого, полагая, что там остался золотой век. Согласно их представлениям, человечество движется вспять. Основной признак деградации они усматривали в том, что люди всё больше отдают предпочтение материальным интересам перед моральными обязанностями. Они стремились остановить губительный, с их точки зрения, процесс смешения критериев».

Шеннон Карри, лицензированный психолог из Ньюпорт-Бич, Калифорния, определила два основных типа ностальгии: рефлексивную и реставрационную. Первый включает в себя здоровое принятие прошлого и прочное обоснование в настоящем, в то время как второй подразумевает недостаточное принятие настоящего и желание восстановить ситуации из прошлого, которые могут быть нездоровыми или даже невозможными.[4]

Говоря об этическом смысле ностальгии, о её роли в принятии человеком моральных решений, Е. В. Новиков относит её к типам моральной рефлексии, однако считает, что вопреки расхожему мнению нравственные последствия ностальгии неоднозначны. Например, Карл Ясперс описал случаи убийства детей юными нянями-провинциалками, которые избавлялись от своих подопечных в надежде, что после этого смогут вернуться на родину, поскольку нянчить будет некого.

[5]

В целом же, согласно Е. В. Новикову, ностальгия играет позитивную роль в жизни человека и общества: способствует утверждению идентичности «Я» человека, укрепляет связь с ранними этапами его жизни, с «корнями», формирует моральные идеалы, сохраняет моральные ценности прошлого и обеспечивает преемственность традиций, «примиряет» в общественном сознании прошлое с настоящим, стабилизирует отношения между оппонентами в споре («породнив» их между собой через общее прошлое), «ломает» коммуникативные барьеры между людьми и так далее.

Что такое "ностальгия" в современном понимании?

Приветствую Вас, друзья!

Если бы несколько столетий назад, Вы задавались вопросом: «что такое ностальгия», то ответ был бы однозначным — «тоска по дому». Однако, в современном мире значение этот термина изменилось и приобрело другой эмоциональный окрас. Давайте более детально разберемся, что сегодня понимается под словом «ностальгия», как появился данный термин, и самое интересное — узнаем, в связи с чем испытывает ностальгию современное поколение. Ну что, готовы? Тогда начнем.

Что такое ностальгия?

Ностальгия — эмоциональное состояние, сочетающее в себе грустные и приятные чувства, связанные с воспоминаниями о событиях, местах или временах из прошлого, в которые человек хотел бы вернуться.

Термин имеет греческое происхождение и образован от двух слов: «nostos» (возвращение на родину) и «algea» (ментальная боль). Но в современном мире данное чувство связано не только с родными краями, но и с прошлым вообще – с безмятежным детством, бурной юностью, насыщенной молодостью и просто яркими приятными воспоминаниями.

Первым детально описал, что такое ностальгия, швейцарский врач Иоганн Хофер, который ввёл данный термин в официальную медицину в 1688 году. Он заметил необычный психологический феномен, проявлявшийся у солдат, служивших далеко от родины. Их психическое состояние было сильно угнетено, но после возвращения в родные края они моментально приходили в норму.

С конца XVII века и вплоть до начала XX ностальгию относили к неврологическим заболеваниям. Современная психология объясняет данное чувство тоской не только по конкретным местам, но и по прошлому вообще. Любой человек привязывается к родным местам и окружающим его обстоятельствам, людям. А когда приходит осознание, что воссоздать те же условия уже не получится, возникает боль и грусть. Особенно остро эти чувства проявляются у стариков, вспоминающих молодость.

Первые упоминания и описания явления

Первым достаточно точное описание ностальгии дал Гомер в поэме «Одиссея» (написанной в VIII веке до нашей эры). В современных переводах странствия главного героя преподносятся как приключения. Но согласно задумке автора, Одиссей был обречен богами на многолетние скитания и разлуку с Пенелопой. Его тоска по родине и по возлюбленной описана в поэме весьма подробно.

В медицинскую науку явление, как было отмечено выше, ввёл Иоганн Хофер в XVII веке. Он подробно описал, что такое ностальгия, как она возникает и проявляется. Продолжительное время данное состояние считалось заболеванием. Основными «заболевшими» традиционно были солдаты – молодые и впечатлительные парни, впервые оказавшиеся вдали от родных мест.

В начале XX века ностальгическое состояние перестали считать заболеванием. Его стали рассматривать как сожаление о событиях и переживаниях из прошлого, которые человеку хотелось бы пережить снова. Характерная особенность подобных воспоминаний заключается в том, что человек может скучать даже по тяжелым временам.

Советский и российский актёр Владимир Борисов уместно сравнил ностальгию со склерозом, поскольку она заставляет вспоминать приятные моменты из прошлого, напрочь забывая об ужасных обстоятельствах того времени.

Какой бывает ностальгия?

Согласно результатам многочисленных исследований, ностальгические переживания всегда проявляются примерно одинаково. Но в зависимости от причины их природа может несколько отличаться. Выделяют три основных типа ностальгии:

  1. По родным местам. Наиболее изученный тип переживаний, характерный для людей, оказавшихся вдали от родины. Даже если на новом месте у человека появляется масса возможностей и резко возрастает уровень жизни, он может тосковать по родным краям, где прошли его детство и юность.
  2. По прошлому. Такое состояние проявляется у людей, которым собственная жизнь кажется скучной и недостаточно яркой. Они вспоминают факты из собственного прошлого, додумывают и приукрашают их, добавляют позитива и «вычеркивают» нехорошие события. В результате воспоминания становятся более приятными и безмятежными, и человек ещё сильнее тоскует по прошлому.
  3. По эмоциям, связанным с человеком. Всем нам свойственно скучать по людям. Но иногда мы не просто грустим о человеке, с которым хотелось бы встретиться, а вспоминаем и мысленно прокручиваем приятные ситуации, пережитые вместе. Такое состояние тоже является ностальгией с точки зрения психологии.

Ностальгия современного поколения

С тем, что такое из себя представляет термин «ностальгия» и как он появился, мы более-менее разобрались. Но, согласитесь, интереснее всего было бы узнать, что такое ностальгия именно для современного поколения, что понимают под этим термином наши современники? Узнать это нам помогли поисковые системы, которые максимально точно определяют, какие события, времена или явления люди чаще всего упоминают в контексте со словом ностальгия. И вот 3 наиболее популярных результата.

3 место: ностальгия по детству 90-х

Детство 90-х

Детство 90-х — это и моё детство тоже. Могу с уверенностью сказать, что оно было неповторимым, уникальным, и никогда больше не повторится у будущих поколений детей. Да, у современного детства тоже есть свои плюсы, но оно так не похоже на то, что было у нас.

У нас не было интернета, смартфонов, и по началу даже обычных стационарных телефонов. Игрушки были простые, развлечения мы придумывали себе сами, а когда хотели позвать друзей погулять — кричали им прямо под окнами. Наше детство было простым и бедным, и именно это отсутствие изобилия заставляло нас по настоящему ценить то малое, что у нас есть! В это время начало появляться очень много игрушек, которые были для нас просто пределом мечтаний. Игровые приставки «Денди», «Тамагочи», тетрис, лазеры… Это было потрясающе!

Сейчас у любого ребенка есть смартфон, в котором он может в любой момент посмотреть всё, что захочет. А мы, чтобы посмотреть любимые мультфильмы, например, должны были проснуться вовремя, и караулить у телевизора, чтобы не пропустить. Без смартфонов, без компьютеров и соцсетей, мы застали невероятное время, которое больше не повторится.

2 место: ностальгия по 80-м

Восьмидесятые

Восьмидесятые я не застал. Но те, кто жили в это время, испытывают по ним особенную ностальгию. Одно из самых запоминающихся и ярких событий того времени: Олимпиада-80 в Москве. Атмосфера там была неповторимая, теплая, душевная, а закрытие — очень эмоциональным. Помимо олимпиады очень ярким воспоминанием является появление первой техники, которая в то время была диковинной для многих — кассетных магнитофонов, плееров с наушниками, телевизоров.

1 место: ностальгия по СССР

Советский союз

Рекордное количество упоминаний слова «ностальгия» у современного поколения связано с периодом СССР. Не смотря на то, что с момента распада СССР прошло уже почти 30 лет, его

неповторимая атмосфера, простота, единство и искренность продолжают вызывать неподдельный интерес у современного поколения. И хотя я сам не застал СССР в сознательном возрасте, но сам с большим удовольствием смотрю фото этого периода, изучаю историю, и мечтаю хотя бы на несколько частов переместиться во времени и окунуться в эту неповторимую атмосферу Советского Союза.

Ностальгия: польза или вред?

Человек может хорошо контролировать свои мысли и изредка позволять себе погружаться в приятные воспоминания, повторно переживать счастливые моменты из прошлого, наслаждаясь собственными удачами и не жалея об ошибках. Если такое погружение в прошлое вызывает приятные эмоции и помогает улучшить настроение, нет причин избегать его.

Но возможна и обратная ситуация. Человек может предаваться воспоминаниям, чтобы сбежать от насущных проблем. У него вырабатывается настоящая зависимость, поскольку жить в мире иллюзий проще и легче, чем бороться с реальными трудностями. Психологи единодушны в том, что такая ностальгия нежелательна, и её нужно избегать любыми доступными средствами. Если не удаётся побороть её самостоятельно, лучше всего обратиться к психологу.

Читайте также: в чем отличие психолога и психиатра?

Что такое ностальгия с точки зрения современной науки?

Раньше данное состояние считалось заболеванием и исследовалось в психиатрии. Сегодня ностальгия изучаются тремя разными науками:

  1. Психология рассматривает это состояние как защитный механизм психики, позволяющий человеку избавляться от негативных воспоминаний. Но прошлое не вернуть, а ошибок не исправить, поэтому человек «перерисовывает» картину своей жизни в собственной памяти.
  2. Философия считает, что ностальгия – это такое мифическое воспоминание о вымышленном «рае» в собственном прошлом. Человек постепенно обретает веру, что этот рай существовал, тоскует по нему и страстно мечтает туда вернуться. Ностальгическое настроение считается ценным состоянием, подходящим для философских размышлений.
  3. Социология считает, что чувство ностальгии свойственно не только отдельным людям, но и социальным группам. В рамках данной науки рассматривает такое явление как «социальная ностальгия» – всеобщая тоска о недостижимом идеальном мире, обостряющаяся во время бурных перемен.

Современные маркетологи умело используют ностальгические переживания при разработке рекламных кампаний. В специализированной литературе широко используется такой термин как «ностальгический маркетинг». Он подразумевает активное апеллирование к чувствам потребителя в рекламных кампаниях (например, «вкусно, как в детстве»).

Почему возникают ностальгические чувства?

С точки зрения современной науки, человек погружается в такое состояние, чтобы почувствовать себя более счастливым или ненадолго отвлечься от насущных проблем. Тоска о прошлом может возникать, когда человек испытывает такие чувства и проблемы как:

  • сомнения, внутренние противоречия;
  • одиночество, ненужность;
  • переутомление, хроническая усталость;
  • непонимание со стороны близких людей;
  • неуверенность в себе, растерянность, слабость духа.

В условиях нестабильной экономической, политической и социальной обстановки перечисленные чувства обостряются. Человек начинает ностальгировать, чтобы мысленно погрузиться в состояние уверенности и стабильности.

Согласно результатам научных исследований, воспоминания о приятных событиях из прошлого достаточно эффективно влияют на выработку гормонов счастья. Погрузившись на несколько минут в приятно будоражащие переживания, человек оперативно улучшает собственное настроение, обретает уверенность и повышает самооценку.

Тоска о прошлом не всегда приходит при сложных обстоятельствах. Иногда катализатором может послужить увиденная мелочь или услышанная песня. К примеру, вы заходите в магазин и видите лакомство из детства, завернутое в такую же упаковку (вспоминаем о ностальгическом маркетинге).

Внезапно появляется непреодолимое желание ощутить вкус детства. Вы покупаете лакомство, пробуете и радуетесь. Настроение улучшается, наступает состояние психологического равновесия. Впрочем, вкус может оказаться другим, и тогда наступает разочарование.

Аналогичные переживания может вызвать найденная на чердаке пластинка с мелодией из детства или фильм, который вы смотрели много лет назад. Особенно сильны ностальгические переживания, если конкретные эмоции связаны с приятным периодом жизни – первой поездкой на море или романтическими отношениями.

Может ли ностальгия навредить?

Время быстротечно, и с каждым днём всё больше приятных событий остаётся позади. Обстоятельства меняются естественным образом, и о многих вещах из прошлого придётся скучать. Поэтому ностальгические переживания свойственны каждому взрослому человеку. Освежить чувства можно, вернувшись на родину, посетив родную школу или встретившись с одноклассниками.

Но такая возможность присутствует не у всех, и люди начинают усиленно тосковать о прошлом. В подобных ситуациях ностальгические переживания становятся опасными. Человек всё чаще погружается в болезненные воспоминания о прошлом. Особенно опасным подобное состояние становится в сочетании с неудовлетворенностью актуальными условиями жизни.

Если у человека не осталось радостей в настоящем, он не видит ориентиров и смысла жизни, болезненная тоска о прошлом приобретает патологический характер. Погружаясь в воспоминания, он расслабляется, ощущает безмятежность; возврат же к настоящему причиняет ему настоящую боль.

Возможно ли побороть патологическую ностальгию самостоятельно? При надлежащем усердии – возможно. Необходимо найти способ придать максимум смысла своей настоящей жизни – найти новую работу (или взять дополнительные обязательства на старой), завести себе хобби, познакомиться с интересными людьми.

Заключение

Вот мы и узнали, что такое ностальгия, и с чем она ассоциируется у современного поколения. Надеюсь, Вам было интересно. Спасибо за внимание!

С уважением, Даниил Т.

что это такое и как от нее избавиться?

Прошлое – это кладовая наших побед и ошибок. Оно обладает большой силой. Мы его помним, воскрешаем, перетягиваем в настоящее. Мы ностальгируем. Но постепенно доверяем ностальгии настолько, что разрешаем ей «рулить». Почему? Быть может дело в страхе поменять что-то привычное? Или в неумении повысить самооценку в настоящем? Мучительно-сладкие воспоминания о детских праздниках и первом поцелуе в разумных дозах питают настоящее и будущее. Главное, не жить ними, а дать себе шанс повстречаться с волшебством еще раз.

Что такое ностальгия?

Ностальгия — это термин, имеющий 2 значения. Первое напрямую связано с этимологическим происхождением слова, сложенного из двух частей: nostos – возвращение домой и algos – страдание. То есть буквально означает тоску по родине. Второй и основной смысл употребляется в бытовом значении: тоска о событиях, временах, местах с которыми связаны приятные воспоминания.

Есть еще одно не слишком всеобъемлющее, но красивое определение ностальгии: это воспоминания о прошлом, которые выглядят привлекательнее, чем само прошлое.

С научной точки зрения ностальгическая тоска никак не равнозначна понятию скуки. Это, скорее, особенный вид принципиально важного состояния человека для переосмысления собственной жизни и судьбы. Но здесь очень важна дозировка. Одно дело, когда воспоминания об идеализированном прошлом дают нам ощутить свою ценность в настоящем, другое – когда ностальгическое настроение вызывает зависимость от придуманных воспоминаний.

Ностальгия многолика. По шкале интенсивности переживания меняются от сладкой грусти (по первому свиданию, например) до навязчивых состояний или депрессии.

Факты о ностальгии:

  • Существует расширенное понятие ностальгии: тоска по прошлому, в котором человек никогда не проживал или даже по эпохам, не существовавших в реальности.
  • По результатам исследований, чем северней живут народы, тем более они подвержены ностальгии. Посоревноваться с жителями севера могут разве что горные народности.
  • Понятие ностальгии как тоске по родине противопоставлялось аподемиалии (тяге к перемене мест). Но сегодня понятие аподемиалии считается устаревшим.
  • Популярное словосочетание «ностальгия по прошлому» относится к плеоназмам или избыточным словосочетаниям. Само слово «ностальгия» переводится как «тоска по прошлому», поэтому его следует употреблять без дополнительных объяснений.

Пройти тест на характер человека

История понятия ностальгии.

Отношение к ностальгии затрагивается в работах философов, священных религиозных книгах и трактатах, в политических идеологиях. Одно из современных толкований Евангельской «Притчи о блудном сыне» объясняет, что вернуться домой сына вынудила именно тоска по родине, по семье. Подобные чувства не были чужды и Античному миру. Одиссей в поисках Итаки неимоверно тосковал по родному краю. А в Афинах ссылка в другие края считалась самым жестоким наказанием.

Хотя происхождение слова греческое, оно возникло в 17 столетии в швейцарском диалекте. Во время практики в военном госпитале студент-медик Иоганн Хофер наблюдал у солдат вполне реальные болезни: бессонницу, аритмию, лихорадку, панические приступы. Но причиной были не физиологические, а психологические расстройства. Как только солдат увольняли со службы и отправляли домой, симптомы чудесным образом проходили. По результатам наблюдений И. Хофер впервые описал явление, которое в результате и назвал ностальгией.

Изначально понятие использовалось только в специальной медицинской литературе, а сама ностальгия определялась как физиологическая болезнь. Тосковали по родине, прежде всего, наемные солдаты, вынужденные служить в других странах. Проявленные симптомы ностальгического заболевания были настолько серьезными, что приводили к суициду. Чтобы не возбуждать лишний раз мыслей о родном крае солдатам запрещалось пение национальных песен и любые упоминания о родной земле.

Когда население планеты начало активно переселяться в другие земли понятие ностальгии перешло в общий языковой обиход. Сегодня болезнь рассматривается уже не как физиологическая, а как психологическая, сродни депрессии. Но в бытовом плане этот феномен чаще используется для описания тоски по лучшим прежним временам, сожалении об ушедшем детстве, молодости. Если раньше ностальгию считали опасной для жизни, то сегодня для описания ностальгических переживаний чаще используют приятные слова-дополнения «сладкая», «чарующая», «приятная».

Что такое ностальгия с точки зрения современной науки?

Со времен появления понятия ностальгия изучалась с точки зрения психиатрии. Сегодня оно исследуется другими науками:

С точки зрения психологии ностальгия – это защитный механизм мозга, с помощью которого человек бессознательно стирает или игнорирует прожитые негативные воспоминания. А образовавшиеся «пробелы» заполняет придуманными приятными историями, фактами. Психологи называют ностальгию грустным счастьем или болью памяти. Мы с сожалением осознаем, что прошедшее не вернется, но постоянно реанимируем его, делаем частью настоящего.

Понятие ностальгии тесно связано с философией. Философская трактовка ностальгии объясняет понятие как мифическую тоску по утраченному раю, которого в действительности не существовало. Не зря ведь прошлое связывают с прекрасной страной, из которой мы когда-то были изгнаны и страстно мечтаем вернуться обратно. В то же время ностальгия считается фундаментальным настроением для философствования. Похожими понятиями считаются пессимизм и меланхолия.

Социология рассматривает ностальгию как социального явления, присущего не отдельным людям, а социальным группам. Социальная ностальгия описывается как всеобщая тоска по некоему идеальному миру. Характерна не столько для отдельных личностей, сколько для больших классов, скопления значительного количества людей и общества в целом. Социальную ностальгию как социальное явление трудно не заметить. Если в обычной жизни подобные переживания мучают небольшие сообщества, то во время бурных перемен ностальгические терзания приобретают размах эпидемии.

Приятную привязанность людей к прежним переживаниям активно используют в рекламе. Для описания даже есть термины «ностальгический маркетинг» или «стратегия ретроспективы». Простое время детства и юности кажется прекрасным по сравнению с постоянными стрессами и заботами взрослого. Эта вечная стратегия бьет без промаха, ведь с помощью старой музыки, стилизации под старинные открытки первоначальный дизайн упаковки, она пробуждает воспоминания о молодости, беззаботных временах романтической влюбленности или радостного путешествия.

О чем говорят чрезмерные ностальгические переживания?

Контролируемые приятные воспоминания вроде легкой грусти, выполняют роль хранилища положительных эмоций, заглядывая в которое человек становится счастливее. Но чрезмерное погружение в ностальгические воспоминания сродни зависимости: игромании, шопоголизму, трудоголизму. В больших дозах тоска по ушедшему прошлому не лечит, а, наоборот, уводит от действительности. Человек постепенно уходит в мир собственных иллюзий в надежде на повторное переживание приятных моментов жизни.

Практикующие психоаналитики утверждают: не так опасна идеализация прошлого, сколько надежда человека на то, что в будущем он встретит нечто «из прошлой жизни». Идеальная прошедшая жизнь обладает той чистотой и непорочностью, которой так не хватает ностальгирующему человеку сегодня. Поэтому психологи сравнивают неконтролируемую ностальгию с пением сирен, которые заставляют нас отказаться от настоящего ставят под вопрос наше будущее.

Пройти тест: оптимист или пессимист

Как избавиться от ностальгии?

Каждый день у нас в голове крутится 95% вчерашних мыслей. То есть мы сегодняшние немногим отличаемся от нас-вчерашних. Еще один парадокс ностальгии: наш мозг вспоминает не само событие, а последние мысли о нем. То есть мы каждый раз приукрашиваем прошлое все больше и больше. Так мы прошлым опытом ограничиваем наше будущее.

Чтобы жизнь заиграла обновленными, красочными эмоциями для начала стоит честно ответить на вопрос: ностальгия что это? только память или желание пережевывать замусоленные воспоминания? хочу я кайфовать от реальных ярких эмоций, улыбок, событий сегодня?

Если вы готовы отпустить прошлое, советы психологов помогут включить своеобразную машину времени, которая поможет круто изменить жизнь.

Совет 1. Закрыть незавершенные гештальты.

Наша психика устроена таким образом, что стремится доводить все до логического конца. И пока какая-то задача не закончена, она остается в приоритете. Поэтому в обычной жизни феномен незавершенного гештальта похож на зависшую компьютерную программу. Это могут быть незаконченные отношения, невыполненные обещания или желания. А если таких задач много, то сознание просто не в состоянии сконцентрироваться на настоящем.

Одновременно завершить все гештальты не получится. Более того, некоторые могут быть вне зоны вашего влияния (обида на умершего родственника, например). Поэтому стоит провести своеобразную инвентаризацию, пересмотреть свои приоритеты и разобраться в простейших незавершенных событиях. А со сложными случаями лучше разбираться с психотерапевтом.

Совет 2. Работать с эмоциями.

К прошлому нас привязывают приятные эмоции. Мы улыбаемся, когда перелистываем старые фотографии, сладко зажмуриваемся от воспоминаний о первом поцелуе. В то же время мысли о настоящем или будущем вызывают тревожность, растерянность, ощущение опасности. Поэтому мы сознательно стараемся остаться там, где нам было хорошо и безопасно.

Работа с эмоциями – это душевная работа, которая проводится в несколько этапов. Конечно, не стоит забывать о приятных событиях, но для воспоминаний придется установить жесткие временные рамки. После придется переключиться на текущие события. Удивительно, но иногда нескольких минут радостных воспоминаний достаточно, чтобы возобновить силы для нового дня.

Совет 3. Сделать настоящее красочнее прошлого.

Как сказал в книге «Дориан Грей» Оскар Уайльд: «Одно из преимуществ прошлого в том, что оно прошлое». В действительности жить настоящим намного привлекательней. Если мы регулярно обращаемся к прекрасному прошлому, это звоночек: пора меняться. И первое, что можно сделать уже сейчас: позволить сегодняшнему дню стать первым днем нового шанса прожить жизнь круче, чем мечталось.

Делать можно что угодно: заметить чью-то улыбку, найти новое хобби, перестать просиживать вечера дома, заняться спортом, пойти на выставку, завести собаку, влюбиться или влюбить себя. То есть дать себе честный шанс разжать хватку прошлого и наслаждаться этой потрясающе возможностью жить.

Выводы:

  • Благодаря ностальгии мы вспоминаем идеализированное прошлое.
  • Розовые очки чрезмерных ностальгических переживаний не менее опасны, чем клинические зависимости.
  • Бесконтрольная ностальгия превращается в слезливую сентиментальность или потакание собственным слабостям.
  • Исследования ученых показали: богатые смотрят вперед, бедные живут прошлым.

Самый простой способ избавиться от чрезмерных переживаний: перестать идеализировать прошлое. Тем более, не все в нем было таким безоблачным.

Пройти тест на тип личности

ностальгия — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. ностальги́я ностальги́и
Р. ностальги́и ностальги́й
Д. ностальги́и ностальги́ям
В. ностальги́ю ностальги́и
Тв. ностальги́ей
ностальги́ею
ностальги́ями
Пр. ностальги́и ностальги́ях

нос-таль-ги́·я

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -ностальгиj-; окончание: [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: [nəstɐlʲˈɡʲiɪ̯ə]

Семантические свойства

Значение
  1. книжн. болезненная тоска по родине, по родному краю, по связи с домом ◆ У них просыпается ностальгия, они начинают обещать, что прямо следующим летом приедут в Москву или Питер, хотя многие из них не были на родине лет шесть и совсем не скучали. А. Шубин, «Путь к благополучию», 2000 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. разг. болезненная тоска по прошлому ◆ В этом сочетании слов слышалось нечто школьно-будничное и общедоступное, в то время как в коротком «физик» заключалась ностальгия по тем временам, когда профессия эта была ещё в почёте. Н. Б. Дежнев, «В концертном исполнении», 1993 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
  1.  ?
  2. пассеизм
Антонимы
Гиперонимы
  1. тоска
  2. тоска
Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Происходит от совр. лат. nostalgia, из др.-греч. νόστος «возвращение; поездка» + ἄλγος «боль, страдание», далее из неустановленной формы

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Библиография

  • Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х годов / Под ред. Н. З. Котеловой. — М. : Русский язык, 1984.
Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Значение слова НОСТАЛЬГИЯ. Что такое НОСТАЛЬГИЯ?

Ностальги́я (от др.-греч. νόστος — «возвращение на родину» и άλγος «боль») — тоска по родине, по родному дому.

Вероятно, первое письменное описание ностальгических переживаний содержится в эпопее Гомера «Одиссея». Однако сам термин изобретён швейцарским врачом Иоганном Хофером в 1688 году. Длительное время ностальгия считалась болезнью (так она трактуется и в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля). Философия, психология и социология стали интересоваться ностальгией лишь в первой половине XX века. Развивая идеи Анри Бергсона, ученик Эмиля Дюркгейма Морис Хальбвакс в 1920-е годы поставил проблему социальной обусловленности памяти и выдвинул тезис о том, что воспоминания являются не репродукцией, а реконструкцией прежнего опыта человека. Из этого следует, что воспоминания, в том числе ностальгические, не в точности воспроизводят ход прошлых событий, а включают в себя субъективные оценки и ошибки того, кто вспоминает. В этом заключается парадокс ностальгии: люди тоскуют даже по ужасным периодам прошлого.

Вопрос о том, какие события лучше запоминаются: связанные с положительными или отрицательными эмоциями, — является дискуссионным. П. П. Блонский в работе «Память и мышление» пришёл к заключению, что дольше всего помнится неприятное. Большинство же других авторов пришли к противоположным выводам. Так, проведенное В. В. Нурковой исследование специфической разновидности памяти показало, что «в нейтральной ситуации жизненных воспоминаний предпочтение отдаётся позитивным событиям, что отражает индивидуальную избирательность автобиографической памяти (исключение составляют только двое из 60 человек)».

Е. В. Новиков, исследуя отношение к ностальгии в различных культурах и в истории философии, пришёл к выводу, что за некоторым исключением ностальгия в них оценивается положительно. По словам А. А. Гусейнова, «многие из великих моралистов черпали идеалы из прошлого, полагая, что там остался золотой век. Согласно их представлениям, человечество движется вспять. Основной признак деградации они усматривали в том, что люди всё больше отдают предпочтение материальным интересам перед моральными обязанностями. Они стремились остановить губительный, с их точки зрения, процесс смешения критериев».

Говоря об этическом смысле ностальгии, о её роли в принятии человеком моральных решений, Е. В. Новиков относит её к типам моральной рефлексии, однако считает, что вопреки расхожему мнению нравственные последствия ностальгии неоднозначны. Например, Карл Ясперс описал случаи убийства детей юными нянями-провинциалками, которые избавлялись от своих подопечных в надежде, что после этого смогут вернуться на родину, поскольку нянчить будет некого.

В целом же, согласно Е. В. Новикову, ностальгия играет позитивную роль в жизни человека и общества: способствует утверждению идентичности «Я» человека, укрепляет связь с ранними этапами его жизни, с «корнями», формирует моральные идеалы, сохраняет моральные ценности прошлого и обеспечивает преемственность традиций, «примиряет» в общественном сознании прошлое с настоящим, стабилизирует отношения между оппонентами в споре («породнив» их между собой через общее прошлое), «ломает» коммуникативные барьеры между людьми и так далее.

Ностальгия (Nostalghia) (1983). Режиссер Андрей Тарковский.

А. Тарковский. Разумеется, всегда есть противоречия между человеком и обществом, средой. Но почти как правило

Мне интересна работа с такими героями, которые живут в бурных обстоятельствах окружающей их действительности, на основании чего постоянно возникают конфликты, и мне всегда хочется проследить, каким образом они их разрешают. Уступят ли они или останутся верными своим принципам.

Г. Бахман. Расскажи о возникновении замысла «Ностальгии».

А. Тарковский. Я бывал в Италии несколько раз и где-то в 1980 году задумал сделать фильм вместе с моим хорошим другом, итальянским писателем, поэтом и сценаристом Тонино Гуэрра. В фильме я хотел использовать свои впечатления от моих итальянских поездок. Главный герой Горчаков (его играет Олег Янковский) — русский интеллигент, который приезжает в командировку в Италию. Название фильма «Ностальгия» означает тоску по тому, что так далеко от нас, по тем мирам, которые нельзя объединить, но это также и тоска по нашему родному дому, по нашей духовной принадлежности. Само развитие действия фильма мы меняли несколько раз и во время написания сценария, и во время съемок. Мне хотелось сказать, что невозможно жить в разобщенном мире.

Горчаков — профессор истории с мировой известностью. Как знаток истории итальянской архитектуры, он впервые получил возможность увидеть и дотронуться до тех памятников и зданий, с которыми до этого был знаком только по репродукциям и фотографиям. Вскоре после своего приезда в Италию он начал осознавать, что нельзя быть только посредником, переводчиком или знатоком произведений искусства, если ты сам не являешься частью этой культуры, из которой они и возникли. Цель его приезда в Италию, главным образом, найти следы одного мало известного русского композитора XVIII века, бывшего крепостного одного русского графа, который послал его в Италию обучаться на придворного музыканта. Он учился в консерватории у Джан-Батисты Мартини, стал прославленным композитором и жил в Италии как свободный человек.

Очень важная сцена в фильме, когда Горчаков показывает своей переводчице, молодой девушке славянского происхождения, письмо, написанное композитором и посланное в Россию, в котором он выражает свою тоску по дому, свою «ностальгию». Все говорит о том, что этот композитор вернулся в Россию, но стал алкоголиком и в конце концов покончил с собой.

Красота Италии и ее история производят на Горчакова сильное впечатление, и он страдает, что не может соединить в себе свою родину с Италией. Вначале его впечатления от Италии носят чисто познавательный характер, но вскоре он понимает, что когда вернется домой, они останутся лишь чисто внешними, и это вызывает у него чувство тоски, так как он знает, что уже никогда не сможет забыть эти впечатления. Сознание того, что нельзя извлечь ничего нового из своих итальянских познаний, что он не сможет поделиться своими впечатлениями со своими друзьями и близкими, только усиливает его душевную боль, делает пребывание в Италии мукой. Но одновременно в нем пробуждается необходимость найти родственную душу, которая смогла бы понять и разделить его переживания.

Собственно говоря, фильм является своего рода дискуссией о «природе» ностальгии, которая гораздо больше, чем просто тоска. Русский может с большим трудом расстаться со своими новыми друзьями и знакомыми, но его тоска по Италии — это лишь одна из составных частей чувства, которое называется ностальгией.

Г. Бахман. А кто эта «родственная душа», которую ищет ваш герой?

А. Тарковский. Это учитель математики Доменико (его играет шведский актер Эрланд Юсефсон), которого жители маленького городка в Тоскане считают безумным — он держал свою семью взаперти в течение семи лет, пугая их приближающимся концом мира. Этот безумец, мистический фанатик становится как бы единомышленником Горчакова, он понимает его чувства и сомнения. Доменико представляет собой некий преувеличенный случай духовного беспокойства Горчакова, которое все возрастает.

Доменико постоянно ищет смысла жизни, смысла в понятиях свободы и безумия. А с другой стороны, он обладает восприимчивостью ребенка и необычной чувствительностью. Но у него есть и такие черты характера, которых нет у Горчакова. Последний легко раним и находится в глубоком жизненном кризисе, тогда как итальянец прост, прямо смотрит на вещи и убежден, что его просвещенное подсознание нашло бы выход из всеобщего состояния болезни общества.

Тонино Гуэрра прочитал о таком человеке в одной газетной статье. Позже мы разработали этот тип, придали ему некоторые черты детского очарования. Его откровенность в общении с окружающим миром напоминает детскую уверенность. Он одержим мыслью совершить обряд — пройти с горящей свечой поперек бассейна, наполненного горячей водой, в гигантской старой римской бане в самом центре тосканской деревни. Позже Горчаков попытается это сделать, но Доменико считает, что нужна еще большая жертва. Он едет в Рим и сжигает себя в Капитолии около статуи Марка Аврелия, причем совершает это жертвоприношение без какого-либо налета нелепой фантазии, со спокойной верой в избавление.

Г. Бахман. Есть ли у твоих главных героев качества, которые ты мог бы сопоставить со своими?

А. Тарковский. Больше всего в людях я люблю надежность в сочетании с безумием и упрямством в попытках достичь еще большей ясности. Это упрямство следовало бы назвать надеждой.

Г. Бахман. Отношения, которые объединяют двух героев, являются результатом твоих личных чувств?

А. Тарковский. Горчаков относится к «безумцу», как к последовательной и сильной личности. Доменико уверен в своих действиях, тогда как Горчакову как раз не хватает уверенности, поэтому он очарован им. Благодаря такому развитию их отношений, Доменико становится его единомышленником.

Самые сильные люди в жизни — это те, которым удалось до конца сохранить в себе детскую уверенность и интуитивную надежность.

Г. Бахман. Очевидно, у тебя были какие-то личные основания снять такой фильм, где ясно выражена мысль об освобождении от внутреннего напряжения?

А. Тарковский. Для меня очень важно показать еще и еще раз, как необходимо для людей общение. Когда человек замыкается в своем углу, живет только для себя, то и спокойствие, которое царит в нем, оказывается обманчивым. Но как только два человека вступают в контакт, то сразу же возникает проблема: как можно углубить его.

Мой фильм — прежде всего о конфликте двух форм цивилизации, двух разных способов жизни, двух разных способов мышления. Кроме того, о тех трудностях, которые возникают в отношениях людей.

Например, отношения между Горчаковым и молодой переводчицей. Их любовная история осталась в фильме незаконченной. Но мне хотелось показать, как трудно быть вместе, когда так мало знаешь о другом. Легко завязать знакомство, труднее познать друг друга. Но если эту линию фильма рассматривать под более крупным углом зрения, то и она говорит о том, что нельзя культуру ни импортировать, ни экспортировать. Мы у себя дома только притворяемся, что знаем Данте и Петрарку, это ошибка. И итальянцы тоже ошибаются, уверяя, будто знают Пушкина. И если допустить, что в этом нет ничего существенного, то тогда никогда не будет возможным донести культуру своего народа до чуждого этой культуре иностранца.

Страдания Горчакова начинаются тогда, когда ему вдруг становится ясно, что невозможны истинные отношения между людьми. Здесь он находит для себя единомышленника, Доменико, страдающего от того же внутреннего разобщения и жертвующего собой во избавление. Все видят, что Доменико «безумен», может быть, так оно и есть. Но причины его безумия, его чувств и реакций, известные Горчакову, совершенно нормальны. Во время съемок фигура Доменико становилась все значительнее и сильнее. Он яснее выражает беспокойство Горчакова за наш способ жизни, в котором нет реальной возможности контактов. Он выражает страх, с каким мы все вынуждены жить. Страх этот — наше психологическое состояние, в котором мы находимся в ожидании будущего.

Все беспокоятся за будущее, и наш фильм говорит об этом беспокойстве. Он также говорит и о нашем легкомыслии, которое позволяет идти развитию истории своим обычным путем. Несмотря на наше беспокойство, мы ничего не делаем, то есть делаем слишком мало. Нам следовало бы делать больше.

Что касается лично меня, то я могу только снимать этот фильм, и это лишь мой малый вклад: показать, что борьба Доменико касается нас всех, показать, что он прав, обвиняя нас в пассивности. Он «безумец», обвиняющий «нормальных» людей в их слабости и жертвующий собой, чтобы встряхнуть их и заставить действовать, дабы изменить положение.

Г. Бахман. А ты сам разделяешь взгляды Доменико на мир и на его метод действия?

А. Тарковский. В характере Доменико важен, прежде всего, не его взгляд на мир, который толкает его к жертвоприношению, а тот метод, какой он избирает для решения внутреннего конфликта. Поэтому мне не особенно интересно исходное начало конфликта, мне хотелось понять и попытаться показать, как родился его протест и как он его выражает. Мне кажутся важными все способы протеста, на которые человек решается.

Г. Бахман. Является ли для тебя существенным, чтобы твои идеи привлекали большую публику?

А. Тарковский. Я не считаю, что ее какая-то форма художественного фильма, которую могли бы понять все. Почти невозможно снять такой фильм, который мог бы быть понят всеми, кто его смотрит. Или он не являлся бы художественным произведением. А настоящее художественное произведение никогда не принимается без протеста. Такой режиссер, как Спилберг, всегда привлекает огромную публику, его фильмы приносят ему баснословные деньги, но он не художник, и его фильмы не искусство. Если бы я снимал такие фильмы — во что я не верю,— я бы умер со страха. Искусство — это как гора: есть вершина горы, а есть внизу расстилающиеся холмы. Тот, кто находится на вершине, не может быть понят всеми.

В мои задачи не входит завоевание публики. Это бы означало, что я недооцениваю интеллект публики. Я не считаю, что публика состоит из идиотов. Но я уверен, что ни один продюсер в мире не вложил бы в мои фильмы и 15-ти копеек, если бы я обещал ему снимать только шедевры. Просто я вкладываю в каждый свой фильм всю свою энергию и свои обязательства.

Самое важное для меня — это не стать понятым всеми. Если фильм — это форма искусства — а я уверен, что мы можем согласиться с этим,— то нужно забывать, что художественное произведение не является товаром потребления, а скорее тем творческим максимумом, в котором выражены различные идеалы своей эпохи. Произведение искусства создается идеалами того времени, в котором мы живем. Идеалы никогда нельзя сделать доступными для всех. Для того чтобы хотя бы приблизиться к ним, человек должен расти и развиваться духовно. Если бы диалектическое отношение между духовным уровнем человека и идеалом, которое дает искусство, исчезло, это бы означало, что искусство потеряло свою функцию.

К сожалению, зачастую приходится убеждаться, что фильмы достигают только чисто развлекательного уровня. Я высоко ценю фильмы Довженко, Ольми, Брессона за их простоту и аскетизм. Искусство должно стремиться к этому. И к доверию.

Если создатель фильма хочет, чтобы его идея дошла до зрителя, он должен доверять ему. Их общение должно быть на одном уровне. Другого способа нет. Совершенно пустое дело заставлять зрителя воспринимать фильм насильно, даже если там речь идет о чем-то, казалось бы, само собой разумеющемся. Необходимо принимать во внимание эстетическое восприятие зрителя. И никогда нельзя позволять себе идти на поводу потребительского вкуса публики. Большинство современных фильмов ставит себе целью — разъяснять зрителям обстоятельства, происходящие вокруг действия. А на мой взгляд, в фильме ничего не надо объяснять. Вместо этого надо, чтобы чувства, испытанные зрителем, вызывали его размышления.

Я пытаюсь применять такой принцип при монтаже фильма, который позволил бы мне использовать субъективную логику — мысль, сон, память — вместо личной логики субъекта. Я ищу такую форму, которая бы исходила из актуальной ситуации и духовного состояния человека, то есть из тех факторов, которые оказывают влияние на поступки человека. Это первое условие для выражения психологической истины.

Г. Бахман. «Логика субъекта» — адекватна действию фильма?

А. Тарковский. В моих фильмах действие никогда не играло важной роли. Я пытаюсь рассказать о значительном с помощью вещей, предметов, которые не обязательно должны быть логически связаны. Это движение мыслей, которое объединяет их в одно внутреннее целое.

Г. Бахман. Таким образом, для тебя важны чувства, а не действие?

А. Тарковский. Мне всегда задают вопрос, что означают вещи и предметы в моих фильмах. Это ужасно! Художник не должен отвечать за свои намерения. В своей работе я не вынашиваю каких-то глубоко осмысленных замыслов. Я не знаю, что представляют собой мои символы. Единственное, чего я хочу,— это пробудить к жизни чувства, мысли, основанные на сочувствии в твоем внутреннем мире.

В моих фильмах всегда пытаются найти какие-то «скрытые» мысли. Было бы странным снимать фильм и пытаться скрыть свои мысли. Мои картины ничего иного не означают, кроме того, что в них есть. Но иногда то, что мы выражаем, нельзя измерить простым измерением.

Г. Бахман. В своих фильмах ты часто используешь путешествие как метафору. Но никогда у тебя это не было так ясно выражено, как в «Ностальгии». Считаешь ли ты себя самого путешественником?

А. Тарковский. Есть только один вид путешествия, которое возможно,— в наш внутренний мир.

Путешествуя по всему свету

НОСТАЛЬГИЯ - это... Что такое НОСТАЛЬГИЯ?

тоска по родине. Ностальгия всегда связана с воспоминаниями о прошлом, чаще всего о детстве. Мучительно тосковавший по России Набоков признавался, что для него родина – это в первую очередь воспоминания о его «совершеннейшем, счастливейшем детстве». Связанный неразрывными узами с матерью, подрастающий ребенок начинает осознавать себя как отдельное, самостоятельное существо, но по-прежнему ощущает свое единство с семьей, с окружающим миром. Эта гармония нарушается, как правило, в тот момент, когда у человека пробуждается личное самосознание. Его тянет нарушить родительские предписания, начать жить по-своему, своим умом. Так происходит событие, называемое в психологии «разрывом первичных уз». Оно описано еще в евангельской притче о блудном сыне и повторяется из поколения в поколение на протяжении веков. В результате этого разрыва человек становится более свободным и самостоятельным, но его первоначальное единство с миром навсегда разрушается. Теперь он обречен на то, чтобы постоянно преодолевать неуверенность, сомнения, одиночество и страх, самому принимать решения и отвечать за них, – он становится взрослым. Ностальгия – это болезнь, поражающая только взрослых. Иногда взрослый человек устает от своей свободы и самостоятельности, ему становится невыносимо трудно одному нести бремя ответственности. В период слабости, сомнений, внутреннего кризиса его охватывает ностальгия – тоска по уютному миру детства, в котором он не был одинок и предоставлен сам себе. Он стремится вновь обрести эту утраченную гармонию с миром, ощущение внутренней целостности. Как библейский блудный сын, человек, охваченный приступом ностальгии, решает вернуться домой. Но, возвращаясь, не находит на прежнем месте того дома и тех людей, которых он покинул, или находит их до неузнаваемости изменившимися. Мы не можем, как бы нам этого порой ни хотелось, вернуться в мир своего детства, юности. Этим, кстати, объясняется и тот странный на первый взгляд факт, что почти никто из представителей третьей волны российской эмиграции, получив возможность вернуться на родину, не сделал этого. Ведь им пришлось бы вернуться в какую-то др. страну, совсем не в ту, какую они помнят и знают. В стихотворении Коржавина «...Я каждый день встаю в чужой стране» есть такие строки: «Я знаю сам: /Здесь тоже небо есть. /Но умер там/ И не воскресну здесь». Есть ли какой-то выход для человека, страдающего мучительной ностальгией? К сожалению, нет. Это как безответная любовь: ничего сделать нельзя, нужно просто пережить. Но существуют средства, которые помогают человеку пережить самую безнадежную ситуацию. Юноша, страдающий от безответной любви, либо стреляется, как Вертер, либо становится поэтом, как Гёте. Помогает пережить ностальгию, напр., объединение в группы людей с общим прошлым (разнообразные клубы ветеранов, однополчан, бывших одноклассников, однокурсников), ритуальные действия (возвращение в родные места, посещение музеев, памятников, кладбищ).

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о