Определение развитие: РАЗВИТИЕ — это… Что такое РАЗВИТИЕ?

Содержание

развитие - это... Что такое развитие?

  • РАЗВИТИЕ — поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к др. Р. противопоставляется «творению», «взрыву», появлению из ничего, а также спонтанному формированию из хаоса и «катастрофизму», предполагающему внезапное, одномоментное замещение …   Философская энциклопедия

  • РАЗВИТИЕ — РАЗВИВАТЬ, РАЗВИТИЕ Глаголы развивать развить и возвратный развиваться развиться в русском литературном языке до самого конца XVIII в. выражали лишь конкретные значения (иногда с профессиональным оттенком), прямо вытекающие из их морфологического …   История слов

  • РАЗВИТИЕ — (development) Многомерный процесс, обычно подразумевающий изменение состояния от менее удовлетворительного к более удовлетворительному. Развитие – это нормативная концепция, оно не имеет единого общепринятого определения. Некоторые считают, что… …   Политология. Словарь.

  • РАЗВИТИЕ — РАЗВИТИЕ, развития, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. развить развивать. Развитие мускулов гимнастикой. 2. Состояние по гл. развиться развиваться. Развитие промышленности. 3. Процесс перехода из одного состояния в другое, более… …   Толковый словарь Ушакова

  • развитие — прогресс, усовершенствование, эволюция, рост; вырабатывание, выковывание, формирование, воспитание; развитость, кругозор; процесс, поступательное движение, шаг вперед, изощрение, пролификация, круг интересов, уточнение, течение, онтогенез, ход,… …   Словарь синонимов

  • РАЗВИТИЕ — биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез) и в течение всего времени существования жизни на …   Большой Энциклопедический словарь

  • Развитие — международных кредитных операций способствовало формированиюмирового ДЕНЕЖНОГО РЫНКА, в качестве важнейших секторов которого выступают американский денежный рынок и еврорынок, контролируемые транснацио нальными банками и международными… …   Финансовый словарь

  • развитие —         РАЗВИТИЕ необратимое, поступательное изменение предметов духовного и материального мира во времени, понимаемом как линейное и однонаправленное. В европейской философии понятие Р. стало доминирующим в Новое время, когда утвердилась… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • развитие —     РАЗВИТИЕ, перспектива, становление, формирование, эволюция …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • РАЗВИТИЕ — РАЗВИТИЕ, направленное, закономерное изменение в природе и обществе. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта его состава или структуры. Различают две формы развития: эволюционную, связанную с постепенными… …   Современная энциклопедия

  • РАЗВИТИЕ — направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта его состава или структуры. Различают две формы развития: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта (см.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • РАЗВИТИЕ - это... Что такое РАЗВИТИЕ?

  • РАЗВИТИЕ — поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к др. Р. противопоставляется «творению», «взрыву», появлению из ничего, а также спонтанному формированию из хаоса и «катастрофизму», предполагающему внезапное, одномоментное замещение …   Философская энциклопедия

  • РАЗВИТИЕ — РАЗВИВАТЬ, РАЗВИТИЕ Глаголы развивать развить и возвратный развиваться развиться в русском литературном языке до самого конца XVIII в. выражали лишь конкретные значения (иногда с профессиональным оттенком), прямо вытекающие из их морфологического …   История слов

  • РАЗВИТИЕ — (development) Многомерный процесс, обычно подразумевающий изменение состояния от менее удовлетворительного к более удовлетворительному. Развитие – это нормативная концепция, оно не имеет единого общепринятого определения. Некоторые считают, что… …   Политология. Словарь.

  • РАЗВИТИЕ — РАЗВИТИЕ, развития, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. развить развивать. Развитие мускулов гимнастикой. 2. Состояние по гл. развиться развиваться. Развитие промышленности. 3. Процесс перехода из одного состояния в другое, более… …   Толковый словарь Ушакова

  • развитие — прогресс, усовершенствование, эволюция, рост; вырабатывание, выковывание, формирование, воспитание; развитость, кругозор; процесс, поступательное движение, шаг вперед, изощрение, пролификация, круг интересов, уточнение, течение, онтогенез, ход,… …   Словарь синонимов

  • РАЗВИТИЕ — биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез) и в течение всего времени существования жизни на …   Большой Энциклопедический словарь

  • Развитие — международных кредитных операций способствовало формированиюмирового ДЕНЕЖНОГО РЫНКА, в качестве важнейших секторов которого выступают американский денежный рынок и еврорынок, контролируемые транснацио нальными банками и международными… …   Финансовый словарь

  • развитие —         РАЗВИТИЕ необратимое, поступательное изменение предметов духовного и материального мира во времени, понимаемом как линейное и однонаправленное. В европейской философии понятие Р. стало доминирующим в Новое время, когда утвердилась… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • развитие —     РАЗВИТИЕ, перспектива, становление, формирование, эволюция …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • РАЗВИТИЕ — направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта его состава или структуры. Различают две формы развития: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта (см.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • развитие — Викисловарь

    Морфологические и синтаксические свойства[править]

    падеж ед. ч. мн. ч.
    Им. разви́тие разви́тия
    Р. разви́тия разви́тий
    Д. разви́тию разви́тиям
    В. разви́тие разви́тия
    Тв.
    разви́тием
    разви́тиями
    Пр. разви́тии разви́тиях

    раз-ви́-ти·е

    Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

    Встречается также вариант словообразования: развитье.

    Приставка: раз-; корень: -ви-; суффикс: -тиj; окончание: [Тихонов, 1996].

    Произношение[править]

    • МФА: ед. ч. [rɐˈzvʲitʲɪɪ̯ə]  мн. ч. [rɐˈzvʲitʲɪɪ̯ə]

    Семантические свойства[править]

    Развитие [1] побега персика
    Значение[править]
    1. действие по значению гл. развивать; изменение, как правило, приводящее к росту объекта, его усилению или усложнению его устройства, а иногда и к полному перерождению ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    2. результат такого изменения у человека, выражающийся в его физическом состоянии, степени его умственной, духовной или моральной зрелости ◆ Умственное развитие.
      ◆ Духовное развитие.
    3. продолжение чего-либо ◆ Наш разговор получил неожиданное развитие.
    Синонимы[править]
    1. частичн.: рост, совершенствование
    2. зрелость, подготовленность, развитость
    3. продолжение
    Антонимы[править]
    1. деградация, угасание, упадок, регресс, стагнация
    2. ?
    3. ?
    Гиперонимы[править]
    1. изменение
    2. состояние
    3. ?
    Гипонимы[править]
    1. рост, взросление
    2. ?
    3. ?

    Родственные слова[править]

    Этимология[править]

    Происходит от гл. развивать, развить, из раз- + вить; калька нем. Entwicklung — то же, которое в свою очередь калькирует лат. ēvolūtiō или франц. dévеlорреmеnt — то же. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

    Перевод[править]

    действие по значению гл. «развивать»; изменение, как правило, приводящее к росту объекта, его усилению или усложнению его устройства, а иногда и к полному перерождению
    • Албанскийsq: zhvillim
    • Английскийen: development, progress, advance
    • Идишyi: פֿונאַנדערװיקלונג ж.; אַנטװיקלונג ж.
    • Испанскийes: desarrollo м., fomento м.; progreso м.
    • Итальянскийit: sviluppo, evoluzione, svolgimento
    • Китайский (упрощ.): 演变 (yǎnbiàn)
    • Латинскийla: procursus
    • Латышскийlv: attīstība
    • Лезгинскийlez: развитие, вилик фин; артмиш хьун; гегьенш хьун
    • Немецкийde: Entwicklung ж.
    • Ненецкийyrk: илнава
    • Нидерландскийnl: ontwikkeling
    • Польскийpl: rozwój м.
    • Португальскийpt: desenvolvimento м., fomento м.; incremento м., evolução ж. (эволюция)
    • Румынскийro: dezvoltare ж.
    • Тувинскийtyv: сайзырал; сайзыраашкын
    • Турецкийtr: gelişme, gelişim; evrim (эволюция)
    • Украинскийuk: розвивання ср., розвинення ср., розвиток м., розвій м.
    • Финскийfi: kehitys
    • Французскийfr: développement м.
    • Чешскийcs: rozvoj м.
    • Чувашскийcv: аталану
    • Шведскийsv: utveckling (sv) общ.
    результат такого изменения у человека, выражающийся в его физическом состоянии, степени его умственной, духовной или моральной зрелости
    продолжение чего-либо

    Библиография[править]

    БАЗОВЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ — Студопедия

    Развитие — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

    Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность.

    Сам процесс развития не универсален и не однороден. Это означает, что в ходе развития действуют разнонаправленные процессы: «общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями, которые образуют так называемые тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса» (Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 561).


    Развитие — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

    Необратимость — способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.

    Направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития.

    Закономерность — способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

    22 ■ Часть I. Обзор основных теорий развития

    Генетическая психология — изучает проблемы возникновения и развития психических процессов, отвечая на вопрос, как происходит то или иное психическое движение, как происходят процессы, результатом которых является мысль.


    Сравнительная психология — изучает процессы происхождения человека как вида Homo sapiens, происхождения человеческого сознания, общее и различное в психической деятельности человека и животных.

    Психогенетика — изучает происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль генотипа и среды в их формировании.

    Психология развития — изучает возрастные изменения в поведении людей и закономерности в приобретении ими опыта и знаний в течение всей жизни. Иными словами, она сосредоточивает внимание на изучении механизмов психического развития и отвечает на вопрос, почему так происходит.

    Акмеология — изучает объективные и субъективные факторы, психологические механизмы и закономерности достижения человеком вершин (успеха) в своей деятельности.

    _______________________________________________________________________

    В психологии проблема развития интенсивно разрабатывается в рамках генетической психологии, сравнительной психологии, психогенетики, психологии развития и акмеологии.


    Наряду с понятием «развитие» в психологии развития присутствуют понятия «созревание» и «рост». Долгие годы развитие трактовалось как процесс созревания. Дело в том, что сами понятия созревания и роста пришли из биологии развития. И если рост означал количественные соматические изменения, то к созреванию относили все процессы, спонтанно протекающие в организме под влиянием внутренне запрограммированных и внутренне управляемых импульсов роста (Карандашев Ю. Н., 1977).

    Наиболее последовательно этот подход сформулирован в спиральной теории созревания А. Гезелла, в рамках которой созревание рассматривалось как естественный биологический процесс и предполагалось, что возникающие в ходе его проблемы со временем разрешатся сами собой. При этом А. Гезелл подчеркивал, что «приобщение индивида к культуре никогда не может пересилить влияния созревания», поскольку последнему принадлежит решающая роль. В чем же состоит отличие этих понятий от понятия «развитие»?

    Понятие роста и развитие — Студопедия

    Организм человека представляет собой сложноорганизованную систему многочисленных и тесно взаимосвязанных элементов, объединенных в несколько структурных уровней. Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни.

    Процесс развития протекает скачкообразно. Разница между отдельными этапами, или периодами жизни, сводится не только к количественным, но и качественным изменениям

    Наличие возрастных особенностей в строении или деятельности тех или иных физиологических систем ни коей мере не может являться свидетельством неполноценности организма ребенка на отдельных возрастных этапах. Именно комплексом подобных особенностей характеризуется тот или другой возраст.

    Под развитием понимают качественные изменения в детском организме, заключающихся в усложнении его организации, т.е. в усложнении строения и функции всех тканей и органов, усложнение их взаимоотношений и процессов их регуляции.

    Развитие включает в себя три основных фактора:

    · рост,

    · дифференцировку органов и тканей,

    · формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм.)

    Одной из основных физиологических особенностей процесса развития , отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост, т.е., количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением длины, объема и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток и их количества.


    В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели. В одних органах и тканях, таких как кости, легкие, рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других /мышцы, нервная ткань/ преобладают процесс увеличения размеров самих клеток. Такое определение процесса роста исключает те изменения массы и размеров тела, которые могут быть обусловлены жироотложением или задержкой воды. Более точный показатель роста организма – это повышение в нём общего количестве белка и увеличение размеров костей.

    Рост - это количественные изменения в организме, которые имеют меру измерения (кг, м ,см)

    Развитие - это качественные изменения в организме, которые не имеют меры измерения (оцениваются или измеряются) относительно той группы в которой находится ребенок).


    Рост и развитие ребенка, т.е. количественные и качественные изменения тесно взаимосвязаны друг с другом. Постепенные количественные и качественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей.

    Наряду с гармоничностью развития существуют особые этапы наиболее резких скачкообразных физиологических преобразований.

    В постнатальном развитии выделяют три таких «критических периода» или «возрастного кризиса».

    Возраст Изменяющиеся факторы Последствия
    от 2х до 4х   Развитие сферы общения с внешним миром. Развитие формы речи. Развитие формы сознания. Повышение воспитательных требований. Повышение двигательной деятельности
    с 6 до 8 лет Новые люди Новые друзья Новые обязанности Уменьшение двигательной деятельности
    с 11 до 15 лет Изменение гормонального баланса с созреванием и перестройкой работы желез внутренней секреции. Расширение круга общения Конфликты в семье и в школе Вспыльчивый характер

    Важной биологической особенностью в развитии ребенка является то, что формирование их функциональных систем происходит намного раньше, чем это им требуется.

    Принцип опережающего развития органов и функциональных систем у детей и подростков является своеобразной «страховкой», которую дает природа человеку на случай непредвиденных обстоятельств.

    Развитие приводит к морфологическим и функциональным изменениям, а рост – к увеличению массы тканей, органов и всего тела. При нормальном развитии ребенка оба эти процесса тесно взаимосвязаны.

    К важным закономерностям роста и развития детей относятся неравномерность и непрерывность роста и развития, гетерохрония и явления опережающего созревания жизненно важных функциональных систем.

    Основные закономерности роста и развития:

    - непрерывность

    - неравномерность (изменчивость)

    - гетерохронность.

    - индивидуальный темп развития /учет индивидуальных и возрастных особенностей развития.

    На основании богатейшего фактического материала возрастной морфологии и физиологии, являющейся естественнонаучной базой физиологии и гигиены детей и подростков, установлены закономерности роста и развития детского организма. Эти закономерности относятся как к организму в целом, так и к развитию его отдельных органов и тканей.

    Чем моложе детский организм, тем интенсивнее протекают в нём процессы роста и развития.

    • Особенностью современного поколения является гетерохронное развитие.

    Гетерохронность – неравномерность развития психических функций человека на протяжении всей жизни. Например, в период ранней взрослости (18-21 год) уровень одних функций повышается (объем поля зрения, глазомер, константность опознания, дифференцированное узнавание, пространственное представление, внимание), других — понижается (острота зрения, кратковременная память), уровень третьих остается стабильным (наблюдательность). После 30-35 лет отмечается постепенное снижение невербальных функций, что касается вербальных, то они именно с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая высокого уровня после 40-45 лет.

    Гетерохронность проявляется в трех видах:

    а) Ретардация - процесс замедленного развития или отставания в темпах развития, по сравнению со своими сверстниками.

    б) Средний темп развития.

    в) Акселерация - процесс опережающего или ускоренного развития по сравнению со своими сверстниками.

    Развитие человека: понятия, процессы и методы исследования

    Психология развития в качестве предмета изучает закономерные изменения человека во времени и связанные с этим факты и явления психической жизни. Почти все исследователи сходятся в том, что развитие можно определить как изменение во времени: идея изменений и их протекания во времени неоспорима. Другое дело – ответить на вопросы, что и как изменяется. Именно здесь начинаются расхождения. (Сапогова Е.Е., 2001)

    Развитие как рост. Такое понимание в современной науке почти не встречается. Под ростом понимается процесс количественного изменения (накопления) внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т.п. Это значит, что, во-первых, рост есть всего лишь одна из сторон развития, т.е. остаются и другие; во-вторых, что рост есть лишь внешний показатель развития, ничего не говорящий о его сути; в-третьих, рост может быть только количественной характеристикой развития.

    Развитие как созревание. Такое определение развития используется преимущественно в повседневном мышлении. Под созреванием понимается редукция, свертывание развития к морфологическим изменениям, протекающим под непосредственным управлением генетического аппарата. Это значит, что в таком определении преувеличивается значение биологической наследственности и соответственно преуменьшается значение других сторон развития.

    Развитие как совершенствование. Это определение часто используется в педагогике и носит телеологический характер, т.е. в нем изначально предполагается наличие цели (телео), в качестве которой выступает некая «совершенная», т.е. самая лучшая, образцовая, идеальная форма развития. В этом случае, во-первых, непонятно, кто такую цель может поставить: является ли она внешне (Богом, воспитанием, внешней средой) или внутренне заданной (через наследственный аппарат). И, во-вторых, не ясно, почему именно такая форма развития должна рассматриваться в качестве самой лучшей, совершенной, а не какая-либо другая (кто задает критерии «совершенства»?).

    Развитие как универсальное изменение. В качестве одного из критериев для определения развития выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений. Это значит, что одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур, вероисповеданий, языков, уровней развития. При понятной очевидности данного требования оно оказывается не выполнимым. Во-первых, невозможно реально установить, какие изменения отнести к общим, универсальным, а какие рассматривать как частные. И, во-вторых, большой массе частных изменений при таком подходе вообще будет отказано в том, чтобы считаться предметом психологии развития.

    Развитие как качественное, структурное изменение. Определение развития через качественные изменения связано с пониманием объекта как системы. Если за основу определения берется существенное улучшение (ухудшение) его структуры, то мы тем самым возвращаемся к определению развития через совершенствование, сохраняя его недостатки. Разница лишь в том, что сужается предмет совершенствования. Если же вопрос об улучшении (ухудшении) не стоит, тогда непонятно, куда направлено развитие. И наконец, если раньше речь шла о совершенствовании объекта в целом, то теперь – лишь о совершенствовании только его структуры. Иначе говоря, исключается количественная мера совершенствования и сохраняется только качественная.

    Развитие как количественно-качественное изменение. В предыдущем случае за основу был взят качественный характер изменений, а количественный нивелировался. Однако сама идея их связи присутствует во всех вариантах определений. Так, например, рост можно рассматривать как количественное изменение, но и в нем выделяются какие-то качественные переходы. Созревание ближе к качественному изменению, но и в нем содержится количественный аспект. Ограничиваясь только количественными изменениями, мы делаем безусловный шаг назад в понимании развития. Однако исключая количественные изменения из определения развития, мы теряем возможность установить, чем вызваны сами эти качественные изменения.

    Развитие как изменение, влекущее за собой новые изменения. Неудовлетворенность существующими определениями развития стимулировала поиск и возникновение новых идей. Так, Г.-Д. Шмидт постулирует наличие тесной, экзистенциальной связи между изменениями, следующими друг за другом. А. Фламмер пишет, что развитием следует считать только такие изменения, которые влекут за собой новые изменения («лавина изменений»). В этом определении проводится идея эволюционной преемственности изменений.

    Изменения, происходящие в развитии, могут быть:

    1. количественными/качественными,
    2. непрерывными/дискретными, скачкообразными,
    3. универсальными/индивидуальными,
    4. обратимыми/необратимыми,
    5. целенаправленными/ненаправленными,
    6. изолированными/интегрированными,
    7. прогрессивными (эволюционными)/регрессивными (инволюционными).

    Кроме того, развитие может рассматриваться в разной временной размерности, образуя изменения на фило-, антропо-, онтои микроуровнях.

    Для общей интегральной характеристики процессов развития используются категории, относящиеся не к отдельным признакам, а к развитию в целом. Это категории роста, созревания, дифференциации, научения, запечатления (импринтинга), социализации (культурного социогенеза).

    Рост. Изменения, происходящие в ходе развития, могут быть количественными или качественными. Приращение высоты тела или увеличение запаса слов представляют собой количественные изменения. Физиологические изменения в возрасте половозрелости или обретение понимания многозначности слов в поговорках являются, напротив, качественными изменениями. Поэтому в парной категории «количество – качество» понятие роста относится к количественному аспекту развития.

    Рост представляет собой лишь отдельный аспект хода развития, а именно – одномерное количественное рассмотрение процессов развития. Рассматривать развитие в аспекте роста значит ограничиться исследованием чисто количественных изменений, когда знания, умения, память, содержание чувств, интересы и т.п. рассматриваются всего лишь с точки зрения приращения их объема.

    Созревание. Подход к развитию с точки зрения созревания господствовал в психологии достаточно долго. К биологическому созреванию принято относить все процессы, спонтанно протекающие под влиянием эндогенно запрограммированных, т.е. наследственно детерминированных и внутренне управляемых импульсов роста.

    К таким процессам относятся физические изменения, важные для психического развития – созревание мозга, нервной и мышечной систем, эндокринных желез и т.д. Исходя из психофизического единства человека, т.е. связи соматических и психических процессов, биологически ориентированные модели развития представляли психическое развитие по аналогии с анатомо-физиологическим созреванием как внутренне регулируемый процесс созревания.

    О созревании говорят обычно тогда, когда прошлый опыт, научение или упражнение (экзогенные факторы) не оказывают влияния (или оказывают несущественное) на характер происходящих изменений. Наряду с ограничением внешних условий развития выделяют ряд признаков, указывающих на наличие процессов созревания:

    1. аналогичность возникновения и протекания;
    2. возникновение в строго определенном возрасте;
    3. нагоняемость;
    4. необратимость.

    Дифференциация. Если понимать развитие как зависимость качественных изменений от созревания, то необходимо обратиться к понятию дифференциации. В узком смысле дифференциация означает прогрессивное вычленение разнородных частей из исходного нерасчлененного целого, по примеру таких соматических процессов, как деление клетки и образование тканей и органов. Она ведет к росту, с одной стороны, структурной сложности, а с другой – к вариативности и гибкости поведения. Сюда относятся также растущее многообразие, специализация и автономизация отдельных структур и функций. В широком смысле дифференциация обозначает просто общее содержание прогрессирующего дробления, расширения и структурирования психических функций и способов поведения.

    Области развития. Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной. К физической области относятся такие физические характеристики, как размеры и форма тела и органов, изменения структуры мозга, сенсорные возможности и моторные (или двигательные) навыки. Когнитивная область (от лат. «cognitio» – «знание», «познание») охватывает все умственные способности и психические процессы, включая даже конкретную организацию мышления. К этой области относятся такие процессы, как восприятие, рассуждение, память, решение задач, речь, суждение и воображение. В психосоциальную область входят свойства личности и социальные навыки. К ней относят присущий каждому из нас индивидуальный стиль поведения и эмоционального реагирования, то есть то, как люди воспринимают социальную действительность и реагируют на нее. Развитие человека в этих трех областях происходит одновременно и взаимосвязанно.

    Между различными областями развития человека существует сложное взаимодействие. Таким образом, развитие представляет собой не последовательность отдельных, не согласованных между собой изменений, а носит целостный, системный характер, вследствие чего изменения в одной области влекут за собой перемены в других.

    Биологические процессы развития. Все живые организмы развиваются в соответствии с их генетическим кодом, или планом. Психологи, говоря о процессе развития в соответствии с генетическим планом, пользуются термином созревание. Процесс созревания состоит из последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функции. Неправильное питание или болезнь могут замедлить созревание, но это вовсе не означает, что правильное питание, хорошее здоровье и даже специально предпринимаемая стимуляция и обучение должны значительно его ускорить. По-видимому, это справедливо как в отношении всей жизни человека, так и в отношении таких процессов, как моторное развитие в младенчестве или развитие вторичных половых признаков в отрочестве.

    Созревание органов тела и моторных способностей идет с разной скоростью. Каждый орган или способность обычно имеют свою точку оптимальной зрелости. Термин рост, как правило, указывает на увеличение размера, функциональных возможностей или сложности до такой точки. Термин старение относится к биологическим изменениям, происходящим после прохождения точки оптимальной зрелости. При этом процессы старения не обязательно предполагают спад активности или изнашивание организма. Старение может повышать человеческую рассудительность и проницательность. Кроме того, следует заметить, что процесс старения некоторых тканей организма начинается уже в отрочестве и даже в детстве.

    Влияние среды на развитие человека. Каждое мгновение мы подвергаемся воздействию окружающей среды. Свет, звук, тепло, пища, лекарства, гнев, доброта, строгость – все это и многое другое может служить удовлетворению основных биологических и психологических потребностей, причинять серьезный вред, привлекать внимание или становиться компонентами научения. Некоторые воздействия среды носят временный характер и ограничиваются какой-то одной ситуацией, например грипп, перенесенный в 22 года. Однако многие другие средовые влияния могут быть постоянными, как в случае непрерываемого взаимодействия с родителями или периодических визитов беспокойных и пользующихся авторитетом дедушек и бабушек, которые вмешиваются в жизнь своих детей и внуков. Средовые влияния могут задерживать или стимулировать рост организма, порождать устойчивую тревогу или способствовать формированию сложных навыков.

    Окружающая среда влияет на человеческое развитие через посредство процессов научения и социализации. Кроме того, многие связанные со средой изменения поведения происходят благодаря взаимодействию созревания и научения, причем эффект такого взаимодействия может существенно зависеть от синхронизации этих процессов.

    Научение. Основной процесс, посредством которого среда вызывает устойчивые изменения в поведении, называют научением. Научение происходит в результате приобретения единичного личного опыта или выполнения серии упражнений. Его можно наблюдать практически во всех действиях человека (решение алгебраических уравнений, отрабатывание техники передвижения с мячом на футбольном поле и т.д.). Всякий раз, формируя установки, мнения, предрассудки, ценности или стереотипы мышления, человек приобретает навыки и получает знания.

    Несмотря на то, что по некоторым частным вопросам теорий научения мнения психологов расходятся, большинство согласно с тем, что одним из основных процессов научения является обусловливание. Обусловливание – это установление связей между различными событиями, происходящими в окружающей человека среде. Например, ребенок может начать бояться пауков, просто наблюдая за тем, как на них реагирует его приятель.

    Социализация. Социализация – это процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы: семьи, общины, рода. Социализация включает усвоение всех установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей, ролей и ожиданий конкретной социальной группы. Этот процесс длится всю жизнь, помогая людям обрести душевный комфорт и чувствовать себя полноправными членами общества или какой-то культурной группы внутри этого общества.

    В детстве мы принимаем на себя одни роли сразу же, другие – лишь по прошествии времени. Девочка может каждый день исполнять множество ролей: ученицы, соседки, старшей сестры, дочери, члена спортивной команды, закадычной подруги и т.д. Когда она станет подростком, количество ролей возрастет. Каждая новая роль потребует от нее приспособления к поведению, социальным установкам, ожиданиям и ценностям ближайших социальных групп.

    Социализацию обычно понимают как двусторонний процесс. Раньше ученые полагали, что поведение детей почти целиком определяется тем, как ведут себя родители и учителя. Считалось, например, что сначала дети пассивно идентифицируются с определенными значимыми в их жизни взрослыми, а затем подражают им в своем поведении. Более поздние исследования в основном посвящены изучению взаимного влияния детей и родителей на поведение друг друга. Социализация младенца происходит благодаря опыту, приобретаемому им в рамках семьи, но само его присутствие заставляет членов семьи осваивать новые роли.

    Вообще, процесс социализации идет на всех стадиях жизни, а не только в детстве или юности. Взрослые стремятся к освоению новых ролей, чтобы подготовиться к ожидаемым переменам в жизни. Однако именно в детстве процессы социализации вырабатывают стереотипы поведения, которые сохраняются и в последующей жизни. Социализация способствует созданию ядра ценностей, установок, навыков и ожиданий, совокупность которых и формирует из ребенка взрослого человека.

    Взаимодействие процессов развития. Среди ученых продолжаются дебаты по вопросу о том, в какой степени наше поведение определяется созреванием, а в какой – научением. Младенец сначала садится, затем встает и, наконец, идет – здесь первостепенное значение имеют процессы созревания. Но развертыванию такого поведения могут помешать лекарства, плохое питание, утомление, болезнь, запреты или эмоциональное напряжение. Некоторые навыки, такие как исполнительские навыки музыканта или двигательные – спортсмена, поддерживаются и совершенствуются только благодаря приобретению опыта и непрестанным упражнениям. Есть и такие виды поведения, которые вообще трудно отнести к какой-либо категории. Дети обладают врожденной способностью говорить, но, чтобы пользоваться ею, они должны выучить язык. Младенцы непроизвольно выражают такие эмоции, как гнев или страдание, но они должны будут выучиться управлять своими чувствами в соответствии с нормами, принятыми в их культуре.

    Таким образом, поведение – продукт взаимодействия процессов созревания и научения. Ряд ограничений или особенностей поведения заложен в генетическом коде, однако всякое поведение развивается в рамках специфической, свойственной каждому биологическому виду среды.

    Фактор времени. Взаимодействие научения и созревания часто зависит именно от того, на каком отрезке жизни организм подвергается воздействию средовых факторов. Решающее значение синхронизации созревания и воздействий среды выражается в понятии критического периода – промежутка времени, в который – и только в который – определенный средовой фактор может вызвать эффект. Несколько таких периодов приходится на время пренатального развития, когда некоторые химические препараты, лекарства или болезни могут неблагоприятно повлиять на развитие определенных органов плода. Например, если у беременной женщины отсутствует иммунитет к краснухе, вследствие чего она заболевает через 2 месяца после зачатия, то это может привести к тяжелым последствиям: глухоте ребенка или даже самопроизвольному аборту (выкидышу). Однако если та же женщина заразится краснухой на 7-м месяце беременности, это никак не скажется на развитии ребенка.

    Существуют и периоды иного рода, когда человек также в большей или меньшей степени чувствителен к влиянию окружающей среды. Так, оптимальный период схож с критическим. Это тоже определенный промежуток времени, когда в результате взаимодействия созревания и научения успешнее всего развивается какое-то конкретное поведение. Однако оптимальному периоду не свойственно такое качество критического, как «все или ничего». Хотя и существует оптимальное время для развития определенного поведения, научиться ему можно и раньше, и позже этого срока. Термин готовность используется для обозначения такого момента в процессе развития, когда человек достаточно созрел, чтобы научиться конкретному поведению. Он может оказаться не в состоянии освоить это поведение полностью и эффективно до наступления зрелости, но это вовсе не означает, что он должен учиться ему только во время достижения готовности. Например, некоторые дети могут быть полностью готовы освоить вычитание в семилетнем возрасте. Однако если до 8-10 лет их не научили этому арифметическому действию, возможность научиться ему не утрачивается навсегда, как это произошло бы в случае поведения, для освоения которого существует критический период.

    Ученым не так много известно о том, как в действительности осуществляется синхронизация созревания и научения в развитии человека. Существуют ли критические периоды для научения определенным видам поведения? Есть ли оптимальные периоды для обучения чтению, овладения иностранным языком, элементами спортивной гимнастики?

    Экологическая модель. Возможно, самой влиятельной на сегодняшний день моделью человеческого развития стала модель, предложенная американским психологом Ури Бронфенбреннером. Согласно его модели экологических систем (Bronfenbrenner, 1979), развитие человека – это динамический, идущий в двух направлениях реципрокный процесс. Растущий индивидуум активно реструктурирует свою многоуровневую жизненную среду и в то же время сам испытывает воздействие со стороны элементов этой среды и взаимосвязей между ними, а также со стороны более широкого окружения. По Бронфенбреннеру, экологическая среда развития ребенка состоит из 4-х вложенных одна в другую систем, которые обычно изображают в виде концентрических колец. Он называет эти системы микросистемой, мезосистемой, экзосистемой и макросистемой. Характерной особенностью его модели являются гибкие прямые и обратные связи между этими 4 системами, через которые и осуществляется их взаимодействие.

    Микросистема. Микросистема, или первый уровень модели, имеет отношение к занятиям, ролям и взаимодействиям индивидуума и его ближайшему окружению, такому как семья, детский сад или школа. Например, развитие ребенка в семье может поддерживаться чуткостью матери по отношению к первым шагам дочери на пути к независимости. В свою очередь, проявление ребенком независимости может побудить мать к поиску новых способов поддержки развития такого поведения.

    Микросистема – это уровень жизненной среды, наиболее часто исследуемый психологами.

    Мезосистема. Мезосистема, или второй уровень, образуется взаимосвязями 2-х или более микросистем. Так, существенное влияние на развитие оказывают формальные и неформальные связи между семьей и школой или семьей, школой и группой сверстников. Например, постоянное общение родителей с учителями может положительно сказаться на успехах ребенка в школе. Аналогичным образом, внимательное отношение учителей к этому ребенку, скорее всего, благотворно скажется на его взаимодействиях с членами семьи.

    Экзосистема. Экзосистема, или третий уровень, имеет отношение к тем уровням социальной среды или общественным структурам, которые, находясь вне сферы непосредственного опыта индивидуума, тем не менее, влияют на него. Можно привести целый ряд примеров, начиная с формальной социальной среды, например места работы родителей или местных отделов здравоохранения или улучшения бытовых условий, и кончая неформальным окружением, таким как расширенная семья ребенка или друзья его родителей.

    Макросистема. В отличие от других уровней, макросистема, или внешний уровень, не имеет отношения к определенному окружению, а включает в себя жизненные ценности, законы и традиции той культуры, в которой живет индивидуум. Например, правила, согласно которым дети с задержками развития могут учиться в классах основного потока обычной школы, вероятно, оказывают существенное влияние на уровень образования и социальное развитие как детей с нарушениями развития, так и здоровых детей. В свою очередь, успех или провал этого педагогического эксперимента может содействовать или, наоборот, помешать дальнейшим попыткам администрации объединить эти две группы детей.

    Хотя вмешательства, поддерживающие и стимулирующие ход развития, могут осуществляться на всех 4-х уровнях модели, Бронфенбреннер (Bronfenbrenner, 1979) полагает, что наиболее значительную роль они играют на уровне макросистемы. Это происходит потому, что макросистема обладает способностью воздействовать на все другие уровни.

    Принцип объективности. Независимо от того, насколько честным и беспристрастным пытается быть исследователь, его личные и культурные установки могут создавать серьезные преграды на пути к правильному пониманию поведения человека. Всякий раз, когда оноценивает, на что способны – или не способны – люди, когда пытается предсказать должное поведение, – иными словами, когда судит о поведении других людей, он привносим в свои выводы ценности и нормы, сформировавшиеся у него на основе личного опыта и социализации в условиях определенной культуры. Ему трудно отказаться от своих субъективных суждений и посмотреть на других исходя из их норм, ценностей и условий жизни.

    К сожалению, полной объективности достичь не удается никогда. Исследователи, живущие в разное время, принадлежащие к различным культурам или придерживающиеся разных философских воззрений, описывают поведение человека по-разному. Поэтому для них важно выявить собственные упущения и пристрастия и спланировать исследование таким образом, чтобы можно было обнаружить ошибки в своих построениях.

    Одной объективности, хотя она и является необходимым требованием при проведении исследований человеческого развития, еще недостаточно для получения значимых результатов. Такие результаты можно получить, только применяя систематический подход, включающий 7 последовательных шагов, или этапов. Это:

    1. формулирование содержательных вопросов;
    2. применение научного метода;
    3. выбор условий исследования;
    4. выбор экспериментального плана для изучения генетических изменений;
    5. использование подходящего метода сбора данных;
    6. интерпретация полученных данных;
    7. формулирование выводов и определение области их применения.

    Искусство задавать вопросы. Большинство открытий в области естественных и социальных наук явились следствием постановки содержательных вопросов и острой наблюдательности исследователей. Ученый, заметив нечто интересное, выходящее за рамки общепризнанного, формулировал зондирующие вопросы, продолжал наблюдение и, прежде чем прийти к каким-то обобщениям и прогнозам, подвергал обнаруженное им явление систематическому изучению.

    Использование научного метода. При исследовании развития ребенка применяется тот же научный метод, которым пользуются в любой другой области социальных наук или наук о поведении. Термин научный метод относится к тем общепринятым приемам, которые ученый использует для того, чтобы продвинуться в своем исследовании от начальной стадии формулирования вопросов до окончательных выводов. Ученые могут расходиться во взглядах на то, что следует наблюдать и как лучше всего измерить наблюдаемое явление, но большинство исследований, в сущности, состоит из 4-х этапов.

    1. Постановка проблемы. Исследователь должен определить, что конкретно он собирается изучать.
    2. Формулирование гипотез в отношении предполагаемых причин изучаемого явления. Исследователь должен предсказать причины, которые, по его мнению, вызывают интересующее его явление.
    3. Проверка гипотезы. Исследователь должен: а) собрать данные и б) проанализировать их, используя соответствующие статистические критерии.
    4. Формулирование выводов. Учитывая результаты предыдущего этапа, исследователь должен сформулировать заключение о тех причинных связях, которые предполагались в исходных гипотезах.

    Краткое обсуждение этих этапов поможет уяснить то, как планируется научное исследование.

    Выбор условий проведения исследования. Планирование любого исследования в области социально – психологических наук заключается в определении структуры и типа собираемых данных, а также способов их анализа. Растущий человеческий организм развивается в меняющейся среде. Исследователям никогда не удается охватить картину этих изменений полностью. Вместо этого они должны выбрать какой-то ее фрагмент, определить условия, в которых будет проводиться исследование, отобрать для него испытуемых, а также выбрать адекватные методы измерения и анализа. Совокупность решений исследователя по этим вопросам и составляет то, что называется экспериментальным планом.

    Среди решений, образующих экспериментальный план, разумеется, присутствует выбор условий проведения исследования.

    Лабораторные условия. В лабораторной обстановке исследователь может периодически изменять некоторые условия (независимые переменные) и наблюдать результирующее поведение (зависимые переменные). Лаборатория – идеальное место для проверки гипотез и доказательства существования причинно-следственных связей между переменными. Именно в таких условиях проводились многие исследования процессов научения и памяти у людей всех возрастных групп.

    Естественная обстановка. Исследования, проводимые в естественных условиях, допускают гораздо меньший контроль. В этом случае изменение независимых переменных достигается исключительно за счет их выбора, а не манипулирования ими. В ряде исследований, проводимых в естественных условиях, ученым приходится ждать, когда произойдет интересующее их событие.

    Выбор экспериментального плана для изучения изменений, происходящих с течением времени. Как уже не раз говорилось, развитие – это непрерывный, динамический процесс, продолжающийся всю жизнь. Поэтому генетические исследования, в отличие от других видов исследований, сосредоточены на изменениях, происходящих с течением времени. Любая область исследований, касающаяся временных или возрастных изменений, относится к науке о развитии.

    Методы сбора данных. Научные исследования дают широко расходящиеся результаты в зависимости от используемых методов измерения и состава испытуемых. Людей можно наблюдать в реальной жизни, а можно подвергнуть тестированию в контролируемых, искусственно созданных ситуациях. Им можно предложить письменно ответить на вопросы теста, чтобы определить уровень их достижений, способность решать задачи или креативность. Исследователи могут попросить испытуемых рассказать о своем поведении, задавая прямые вопросы или используя проективные методики, дающие косвенные сведения об их мыслях и чувствах.

    Независимо от типа измерения, его эффективность определяется понятиями надежности и валидности. Надежная мера заслуживает доверия, дает устойчивые и воспроизводимые результаты. В противоположность этому, валидность показывает, измеряет ли используемая в данном исследовании методика то, для измерения чего она предназначена.

    Этические нормы проведения психологических исследований:

    «Не навреди!». Ни одно исследование или эксперимент с участием людей не должны причинять вред психическому или физическому здоровью. Но, если последнего избежать относительно легко, то определить, что может нанести ущерб психическому здоровью человека, довольно трудно.

    В социологических и психологических исследованиях, объектом которых является человек, степень риска должна быть минимальной, то есть не должна превышать ту, с которой человек может столкнуться в повседневной жизни или при выполнении обычных психологических тестов.

    Получение добровольного согласия. Испытуемый должен участвовать в исследовании добровольно, получать полную информацию о содержании и возможных последствиях эксперимента и что недопустимо добиваться чьего-либо согласия на участие в исследовании, предлагая денежное вознаграждение. Дети младшего возраста могут участвовать в эксперименте только с разрешения родителей. Дети старше 8 лет и взрослые должны дать свое собственное согласие. Исследователь должен быть очень осторожным, используя различные формы убеждения. Кроме того, и дети, и взрослые имеют полное право в любой момент отказаться от дальнейшего участия в исследовании.

    Конфиденциальность. Необходимо соблюдать конфиденциальность информации, полученной в результате исследования. Никакие организации или частные лица не должны иметь доступа к сведениям, сообщенным респондентами о близких им людях, их мыслях и фантазиях. То же самое касается и результатов тестирования.

    Осведомленность о результатах. Участники имеют право получить информацию о результатах исследования в доступной для их понимания форме. Если в эксперименте участвуют дети, о результатах можно сообщить родителям.

    Привилегии участников. Ребенок, участвовавший в исследовании, имеет те же привилегии, что и взрослый. Права участников исследования еще не определены до конца. Тем не менее многие исследования сегодня могут быть запрещены по этическим соображениям.

    Вконтакте

    Facebook

    Twitter

    Одноклассники

    Похожие материалы в разделе Возрастная психология:

    Рост и развитие — Студопедия

    Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Дорога к ее научному изучению была проложена известной работой Чарльза Дар­вина «Происхождение видов путем естественного отбора...», вышедшей в свет в 1859 г. Влияние этой теории, по словам И. М. Сеченова, состояло в том, что она заставила естествоиспытателей «признать в принципе эволю­цию психических деятельностей».

    Вскрытые Дарвином движущие факторы и причины развития живых организмов подтолкнули исследователей к изучению хода психического развития детей. Начало таким исследованиям положил сам Дарвин. В 1877 г. он опубликовал результаты наблюдений за развитием своего стар­шего ребенка — Додди.

    Изучая его поведение, Дарвин углубил свои представления об эволюции врожденных форм человеческого общения.

    Как отмечают Дж. Баттерворд и М. Харрис, эволюционная теория оказа­ла значительное влияние на формирование идей психологии развития. Главная из них состояла в том, что развитие впервые стало рассматривать­ся как постепенная адаптация ребенка к окружающей среде. Человек нако­нец был признан частью природы, что потребовало изучения сходства и различия между ним и животными. Кроме того, теория Дарвина обратила внимание на биологические основы человеческой природы, генезис челове­ческого сознания.

    В 1888 г. в Германии выходит работа Прейера «Душа ребенка» — первая книга, открывшая в литературе по детству дорогу своеобразному биографи­ческому направлению,— книга, в которой автор описал тщательные наблю­дения за психофизиологическим развитием своей дочери в течение первых 3 лет.


    Наиболее крупные достижения в этой области цришлись на первую треть XX в., и связаны они с именами таких зарубежных и отечественных ученых, как А. Адлер, А. Бине, Дж. Болдуин Карл и Шарлотта Бюлер, А. Гезелл, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, С. Холл, В. Штерн, Б. Аркин, М. Я. Басов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд, А. П. Неча­ев, Г. А. Фортунатов и др.

    В последующие годы свой вклад в понимание различных аспектов пси­хического развития человека внесли как отечественные ученые: Б. Г. Ана­ньев, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев,

    М. И. Лисина, А. Р. Лурия, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эль-конин, так и видные представители зарубежной психологии: А. Бандура, Д. Боулби, У. Бронфенбреннер, А. Валлон, X. Вернер, Л. Кольберг, Б. Скин-нер, Э. Эриксон и др.


    Однако, несмотря на значительные результаты этих исследований, еди­ного понимания психического развития не достигнуто. Вместо этого имеет­ся множество теорий, концепций и моделей развития, прямо противореча­щих друг другу. По мнению А. С. Асмолова, это говорит об отсутствии «единого логического стержня, который бы позволил рассматривать психо­логию как целостную систему знаний».

    Нет и ни одной научной работы, где наряду с эмпирическими данными о ходе психического развития человека в разные возрастные периоды был бы систематически изложен весь понятийный аппарат психологии развития. Цель настоящей части книги состоит в рассмотрении основных понятий психологии развития, раскрытии его ведущих факторов, описании целей, принципов, механизмов и закономерностей, которым подчиняется процесс психического развития человека. Также будут рассмотрены основные тео­рии развития и принципы его периодизации.

    БАЗОВЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

    Развитие — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

    Основными свойствами развития, отличающими его от всех других из­менений, являются необратимость, направленность, закономерность.

    Сам процесс развития не универсален и не однороден. Это означает, что в ходе развития действуют разнонаправленные процессы: «общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями, которые образуют так называемые тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса» (Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 561).

    Генетическая психология — изучает проблемы возникновения и развития психических процессов, отвечая на вопрос, как происходит то или иное психическое движение, как про­исходят процессы, результатом которых является мысль.

    Сравнительна  психология — изучает процессы происхождения человека как вида Homo sapiens, происхождения человеческого сознания, общее и различное в психической дея­тельности человека и животных.

    Психогенетика — изучает происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль генотипа и среды в их формировании.

    Психология развития — изучает возрастные изменения в поведении людей и закономер­ности в приобретении ими опыта и знаний в течение всей жизни. Иными словами, она со­средоточивает внимание на изучении механизмов психического развития и отвечает на воп­рос, почему так происходит.

    Акмеология — изучает объективные и субъективные факторы, психологические механиз­мы и закономерности достижения человеком вершин (успеха) в своей деятельности.

    В психологии проблема развития интенсивно разрабатывается в рамках генетической психологии, сравнительной психологии, психогенетики, пси­хологии развития и акмеологии.

    Наряду с понятием «развитие» в психологии развития присутствуют понятия «созревание» и «рост». Долгие годы развитие трактовалось как процесс созревания. Дело в том, что сами понятия созревания и роста при­шли из биологии развития. И если рост означал количественные соматичес­кие изменения, то к созреванию относили все процессы, спонтанно проте­кающие в организме под влиянием внутренне запрограммированных и внутренне управляемых импульсов роста (Карандашев Ю. Н., 1977).

    Наиболее последовательно этот подход сформулирован в спиральной те­ории созревания А. Гезелла, в рамках которой созревание рассматривалось как естественный биологический процесс и предполагалось, что возникаю­щие в ходе его проблемы со временем разрешатся сами собой. При этом А. Гезелл подчеркивал, что «приобщение индивида к культуре никогда не может пересилить влияния созревания», поскольку последнему принадле­жит решающая роль. В чем же состоит отличие этих понятий от понятия «развитие»?

    СОЗРЕВАНИЕ И РОСТ

    Обычно о созревании и росте говорят тогда, когда хотят подчеркнуть генетический (шире — биологический) аспект психического развития. Со­зревание — это процесс, течение которого «зависит от унаследованных осо­бенностей индивидуума»,— писал К. Коффка (КоффкаК., 1934, с. 29). Этой точки зрения придерживаются и современные психологи. В частно­сти, Г. Крайг дает следующее определение: «Процесс созревания состоит в последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, органи­зации и функции» (Крайг Г., 2000, с. 18).

    Рост — это процесс количественных изменений в ходе совершенство­вания той или иной психической функции. «Если не удается обнаружить качественных изменений — это рост»,— уточняет Д. Б. Эльконин (Эльконин Д. В., 1989).

    Созревание — процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивидуума.

    Процесс созревания состоит в последо­вательности предварительно запрограмми­рованных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интег­рации, организации и функций.

    Рост — процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной пси­хической функции.

    Развитие, созревание и рост взаимосвязаны следующим образом: созре­вание и рост — изменения количественные, служащие основой для разви­тия качественных изменений. На это указывал еще С. Л. Рубинштейн: «В окончательной своей форме организм является продуктом не самого по себе функционального созревания, а функционального развития; он функционирует, развиваясь, и развивается, функционируя» (Ру­бинштейн С. Л., 1940, с. 74).

    Основными формами развития являются филогенез и онтогенез. Психи­ческое развитие в филогенезе осуществляется путем становления психичес­ких структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

    В ходе онтогенеза происходит формирование психических структур в течение жизни данного индивида, иными словами, онтогенез — это процесс индивидуального развития человека. В последующем, говоря о развитии, мы будем подразумевать процесс индивидуального психического развития.

    Области (сферы) психического развития указывают на то, что именно развивается. Многие недоразумения при определении механизма психичес­кого развития возникают из-за смешения различных областей психическо­го развития человека. Ведь каждая из них качественно отличается от дру­гой. И если все они в своем развитии подчиняются общим принципам и закономерностям, то механизмы развития каждой будут различными в силу собственного качественного своеобразия. Поэтому вслед за выделени­ем областей психического развития следует определить и их носителей.

    Можно выделить следующие области развития:

    - психофизическая, которая включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека;

    - психосоциальная, предусматривающая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межлично­стных отношений для становления Я-концепции и самосознания личности;

    - когнитивная, включающая все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

    Качественное содержание выделенных областей указывает и на их носи­телей.

    Филогенез — процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

    Онтогенез — процесс индивидуального развития человека.

    Область (сфера) психического развития — психическое пространство, состоящее из элементов (носителей психического) определенного качества.

    Психофизические свойства — свойства, характеризующие деятельность сенсорных (ощу­щение) и перцептивных (восприятие) систем человека.

    Психосоциальные свойства — свойства, характеризующие деятельность эмоциональ­ной и личностной сферы человека.

    Когнитивные свойства — свойства, характеризующие деятельность познавательных процессов и способностей человека.

    Я-концепция — целостный образ собственного Я человека, представляющий собой отно­сительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представ­лений человека о самом себе.

    Самосознание личности — совокупность представлений человека о самом себе (Я-кон­цепция) и отношение к ней (самооценка).

    Индивид (человек как индивид) — человек как единичное природное существо, предста­витель Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, носитель индивидуально своеобразных, генетически обусловленных черт.

    Личность (человек как личность) — в отечественной психологии это:

    1) субъект социальных отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека;

    2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

    В зарубежной психологии личность, как правило, определяется на основе частных эм­пирических представлений, развиваемых в рамках той или иной теории личности.

    Субъект деятельности (человек как субъект деятельности) — это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда).

    Структура индивида является носителем психофизических свойств чело­века. Носителем психосоциальных свойств является личность, а когни­тивных субъект деятельности. О возможности подобной «увязки» сви­детельствуют данные о составе этих макрообразований в структуре человека (Ананьев Б. Г., 1969).

    По мнению Б. Г. Ананьева, индивид является носителем биологического, поскольку человек как индивид представляет собой совокупность природ­ных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляет­ся в ходе онтогенеза. В структуре индивида Б. Г. Ананьев выделял два класса свойств: первичные — возрастно-половые и индивидуально-типичес­кие (общесоматические, конституциональные, нейродинамические и била­теральные особенности), и вторичные — психофизиологические функции (сенсорные, мнемические, вербально-логические и др.) и органические по­требности), результаты взаимодействия которых представлены в темпера­менте и задатках.

    1. Принцип развития в психологии

    В психологии существует несколько методологических принци­пов, оказывающих большое влияние на задачи, решаемые ею, и на способы изучения духовной жизни людей. Важнейшими из них яв­ляются принципы детерминизма, системности и развития. Прин­цип развития - ведущий для той области психологической науки, которая описывает генезис психики. Однако прежде чем обратить­ся к анализу роли и способов влияния принципа развития, необхо­димо кратко остановиться на описании двух других методологи­ческих принципов и их места в психологии.

    Принцип детерминизма подразумевает, что все психические яв­ления связаны по закону причинно-следственных отношений, т. е. все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, кото­рая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. В психологии существо­вало несколько подходов к объяснению возникающих связей.

    Еще в античности ученые впервые заговорили о детерминизме, о существовании всеобщего закона, Логоса, который определяет, что должно произойти. С человеком, с природой в целом. Демокрит, который разработал развернутую концепцию детерминизма, писал, что люди выдумали идею случая, чтобы прикрыть незнание дела и неумение управлять.

    Позднее, в XVII в., Декарт ввел понятие механического детер­минизма, доказывая, что все процессы в психике могут быть объяс­нены исходя из законов механики. Так появилась идея и о механи­ческой природе поведения человека, которое подчиняется закону рефлекса. Механический детерминизм просуществовал почти 200 лет. Его влияние можно увидеть и в теоретических положениях основа­теля ассоциативной психологии.

    Д. Гартли, который считал, что ас­социации и в малом (психика) и в большом (поведение) кругах фор­мируются и развиваются по законам механики Ньютона. Отголос­ки механического детерминизма можно найти даже в психологии начала ХХ в., например, в теории энергетизма, которую признава­ли многие известные психологи, а также в некоторых постулатах бихевиоризма, например в идее о том, что положительное подкреп­ление усиливает реакцию, а отрицательное ослабляет.

    Но еще большее влияние на развитие психологии оказал биоло­гический детерминизм, который возник с появлением теории эво­люции. В этой теории развитие психики определяется стремлением к адаптации, т. е. все, что происходит в психике, направлено на то, чтобы живое существо как можно лучше приспособилось к тем ус­ловиям, в которых оно живет. Тот же закон распространялся на психику человека, и почти все психологические направления при­нимали этот вид детерминизма за аксиому.

    Последний вид детерминизма, который можно назвать психо­логическим, исходит из того, что развитие психики объясняется и направляется определенной целью. Однако в отличие от понима­ния цели в античности, когда она считалась заданной внешней по отношению к человеку силой, в данном случае цель присуща само­му содержанию души, психики конкретного живого существа и оп­ределяет его стремление к самовыражению и самореализации – в общении, познании, творческой деятельности. Психологический детерминизм также исходит из того, что среда является не просто условием, зоной обитания человека, но культурой, которая несет в себе важнейшие знания, переживания, во многом изменяющие про­цесс становления личности.

    Таким образом, культура считается одним из самых значимых факторов, влияющих на развитие психи­ки, помогающих осознанию себя как носителя уникальных духов­ных ценностей и качеств, а также как члена общества. Психологи­ческий детерминизм, кроме того, предполагает, что процессы, про­исходящие в душе, могут быть направлены не только на приспо­собление к среде, но и на противостояние ей - в том случае, если среда мешает раскрытию потенциальных способностей данного человека.

    Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благода­ря этому новые свойства. Однако, как и в исследовании детерми­низма, изучение психологами этих связей и их свойств имеет дли­тельную историю.

    Первые исследователи тех связей, которые существуют между психическими явлениями, рассматривали психику как сенсорную мозаику, которая состоит из нескольких элементов - ощущений, представлений и чувств. По определенным законам, прежде всего по законам ассоциаций, эти элементы связываются между собой. Такой вид связи назвали элементаризмом..

    Функциональный подход, в котором психику представляли как набор отдельных функций, направленных на реализацию различных психических актов и процессов (зрения, обучения и т.д.), по­явился, так же как и биологический детерминизм, в связи с теорией эволюции. Биологические исследования показали, что существует связь морфологии и функции, в том числе и психической функции. Таким образом было доказано, что психические процессы (память, восприятие и др.) и акты поведения могут быть представлены как функциональные блоки.

    В зависимости от вида детерминации эти блоки действуют по законам механики (как отдельные части слож­ной машины) или по законам биологической адаптации, связывая в единое целое организм и среду. Однако этот принцип не объяс­нял, каким образом при дефекте какой-то функции происходит ее компенсация, т. е. каким образом недостатки в работе одних отде­лов могут компенсироваться нормальной работой других (напри­мер, плохой слух - развитием тактильных или вибрационных ощу­щений).

    Именно это и объясняет принцип системности, который пред­ставляет психику как сложную систему, отдельные блоки (функции) которой связаны между собой. Таким образом, системность психи­ки предполагает ее активность, так как только в этом случае воз­можна и саморегуляция, и компенсация, присущие психическому даже на низших уровнях развития психики. Системность в понима­нии психики не противоречит осознанию ее целостности, идее «хо­лизма», так как каждая психическая система (прежде всего, есте­ственно, психика человека) является уникальной и цельной.

    Перейдем, наконец, к припципу развития, который утвержает, что психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее адек­ватным способом ее изучения является исследование закономерно­стей этого генезиса, его видов и стадий. Недаром к одному из наи­более распространенных психологических методов относится имен­но генетический.

    Выше уже говорилось о том, что идея развития пришла в психо­логию с теорией эволюции, доказывающей, что психика изменяет­ся вместе со средой и служит для адаптации организма к ней. Анг­лийский психолог Г. Спенсер впервые выделил стадии развития пси­хики. Он изучал генезис психики, исходя из того, что психика чело­века есть высшая ступень развития, которая появилась не сразу, а постепенно, в процессе усложнения условий жизни и деятельности живых существ.

    Исходная форма психической жизни - ощущение, развилось из раздражимости, а затем из простейших ощущений появились многообразные формы психики, представляющие собой взаимосвязанные уровни становления сознания и поведения. Все они являются своеобразными инструментами выживания организма, частными формами адаптации к среде.

    К ним относятся:

    - сознание поведение;

    - ощущение рефлекс;

    - чувства инстинкт;

    - память навык;

    - разум волевое поведение.

    Говоря о роли каждого этапа, Спенсер подчеркивал главное значение разума: он лишен тех ограничений, которые присущи низшим формам психики, и потому обеспечивает наиболее адекватное приспособление индивида к среде. Эта идея о связи психики, глав­ным образом интеллекта, с адаптацией стала ведущей для психоло­гии развития в первой половине ХХ в.

    Принцип развития говорит, что существует два пути развития психики - филогенетический и онтогенетический, т. е. развитие пси­хики в процессе становления человеческого рода и в процессе жиз­ни ребенка. Исследования показали, что эти два вида развития име­ют определенное соответствие между собой.

    Как предположил американский психолог Г. С. Холл, это сход­ство связано с тем, что этапы развития психики зафиксированы в нервных клетках и передаются ребенку по наследству, а потому никакие изменения ни в темпе развития, ни в последовательности стадий невозможны. Теория, которая устанавливала эту жесткую связь между фило- и онтогенезом, получила название теории река­питуляции, Т.е. краткого повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития.

    Последующие работы доказали, что такой жесткой связи не су­ществует и развитие может ускоряться или замедляться в зависимо­сти от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще про­падать. Таким образом, процесс психического развития нелинеен и зависит от социальной среды, от окружения и воспитания ребенка. В то же время невозможно игнорировать сходство, обнаруживае­мое при сравнительном анализе процессов познавательного разви­тия, становления самооценки, самосознания и т. д. У маленьких де­тей и первобытных народов.

    Поэтому многие психологи (Э. Клапаред, П.П. Блонскuй и др.), изучавшие генезис психики детей, пришли к выводу о логическом соответствии, которое объяснятся тем, что логика становления пси­хики, ее саморазвертывания, одинакова при развитии человеческо­го рода и развитии отдельного человека.

    определение развития | Английский определение словарь

    разработка


    n

    1 акт или процесс роста, развития или развития

    2 продукт или результат разработки

    3 факт, событие или событие, особенно тот, который меняет ситуацию

    4 участок или участок земли, который был разработан

    5 (также называется) секция развития секция движения, обычно в форме сонаты, в которой разрабатываются основные музыкальные темы

    в процессе разработки штук

    б, каким образом они разработаны

    c положение фигур в начале игры со ссылкой на их атакующий потенциал или оборонительную эффективность
    развития присл.
    с развитием на девиз

    область развития
    n (в Великобритании) область, страдающая от высокого уровня безработицы и экономической депрессии из-за упадка ее основных отраслей промышленности, которой предоставляется помощь правительства в создании новых отраслей

    развивающее образование
    n (брит) область исследования, целью которой является дать учащимся понимание их участия в мировых делах

    система разработки
    n компьютерная система, включая аппаратное и программное обеспечение, которая специально разработана для помощи в разработке программного обеспечения и интерфейсов

    эксплуатационная скважина
    n (в нефтяной промышленности) скважина, пробуренная для добычи нефти или газа с месторождения, уже проверенного оценочным бурением и пригодного для эксплуатации

    принудительное развитие
    n обработка недодержанной фотопленки для увеличения плотности изображения

    сертификат промышленного развития
    n (в Великобритании) сертификат, выданный Департаментом окружающей среды промышленной организации, желающей построить или расширить завод, который должен сопровождать заявку на разрешение на планирование, (Abbrev.) IDC

    Международный банк реконструкции и развития
    n официальное название для → Всемирный банк (сокращ.) МБРР

    Международная ассоциация развития
    и организация, созданная в 1960 году для предоставления ссуд под низкие проценты развивающимся странам. Он является частью группы Всемирного банка, (Аббревиатура) IDA

    Национальный совет экономического развития
    n консультативный орган по общей экономической политике в Великобритании, в состав которого входят представители правительства, менеджмента и профсоюзов: создан в 1962 году; упразднен в 1992 г. (аббревиатура.) NEDC (неофициальный) Neddy

    исследования и разработки
    n часть деятельности коммерческой компании, связанная с применением результатов научных исследований для разработки новых продуктов и улучшения существующих, (Abbrev) R & D

    разработка ленты
    n (Брит) строительство домов в непрерывном ряду вдоль главной дороги: обычное явление в Англии между двумя мировыми войнами

    ,

    Что такое определение развития

    Какое определение для Development? Развитие - это всегда позитивное слово. Он используется для описания всего, что улучшило погоду, касающееся достижений, личности, бизнеса, технологий, учреждений и других людей.

    Definition of Development
    Какое определение для развития? Это существительное и произносится как [dih-vel-uhp-muh NT] Первое определение относится к росту, например, к развитию человека или ребенка.Второй «значительный результат или случай», как последние достижения в области технологий. Другие определения относятся к условию или типу, музыке для постановки пьес и музыкальных переходов. Это также относится к группе заведений, таких как здания, дома, квартиры, где застройщики создают новые проекты, превращая каждое здание в более современное.

    Разработка просто подчиняется всему. Это может относиться к использованию земель, таких как экологическая инсинуация, ландшафтный дизайн, здания, реконструкция, жилье, городская подготовка и наземный транспорт.В науке и технике это может относиться к технике и информатике, геометрии, биологии, разработке лекарственных препаратов, источникам энергии, зрелости, фотографическим, программным обеспечением и так далее. Развитие также относится к общественным наукам от исследований развития до развития молодежи; внутренние и региональные, от банков развития до фондов и пособий; бизнес и профессионалы, такие как сбор средств, обучение, организация, разработка нового продукта для саморазвития; с точки зрения музыки, это может относиться к композиции, звуку и дизайну.

    Что такое определение развития и где оно возникло?
    Развитие было впервые услышано в 1756 году, что означает «разворачивание». В 1885 году он относится к свойствам, которые означают «выявить и ввести бездействующие потенциалы»; Это делается для того, чтобы использовать активы, которые остались нетронутыми, чтобы сделать их полезными. В 1902 году слово «развитие» означало «состояние экономического прогресса». Даже раньше это слово всегда означало оптимизм и уверенность.

    Слово «развитие» настолько широкое, что даже известные личности, такие как Альберт Эйнштейн, Махатма Ганди и президент США Барак Обама, использовали его в своей речи и составили цитату по развитию.

    Однако развития не будет, если нет движения. Каково определение развития, если мы не можем принять изменения могут произойти? Это реальность, и мы не можем вернуть старые времена. Технология, например, для нас очень проста сейчас, когда у нас есть мобильные телефоны, ноутбуки и другие гаджеты. Прежде чем нам нужно было найти телефонную будку, чтобы звонить кому-то, но теперь, благодаря превосходному развитию технологий, теперь вы можете легко общаться с семьей, друзьями и коллегами в вашем регионе или в других частях мира с помощью мобильный телефон и интернет.Это всего лишь пример того, как технологии развивались с течением времени.

    Какова бы ни была причина перемен, мы должны принять прогресс в этом направлении. Развитие хорошо во многих отношениях; это может относиться к нашему благополучию, знаниям, машинам, еде, окружающей среде и другим. Это только означает, что мы добились прогресса. Развитие не происходит в одночасье, оно требует времени и усилий, поэтому, когда есть рост, расширение и улучшение, давайте все будем благодарны, потому что развитие сделает нашу жизнь проще.

    Какое определение для развития? Это просто и понятно, ИЗМЕНИТЬ!

    ,
    ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ | определение в кембриджском словаре английского языка
    ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ | определение в кембриджском словаре английского языка Тезаурус: синонимы и родственные слова ,

    Определение веб-разработки

    Веб-разработка относится к созданию, созданию и поддержке веб-сайтов. Он включает такие аспекты, как веб-дизайн, веб-публикация, веб-программирование и управление базами данных.

    Хотя термины «веб-разработчик» и «веб-дизайнер» часто используются как синонимы, они не означают одно и то же. Технически веб-дизайнер разрабатывает интерфейсы только с использованием HTML и CSS. Веб-разработчик может участвовать в разработке веб-сайта, но также может писать веб-скрипты на таких языках, как PHP и ASP.Кроме того, веб-разработчик может помочь поддерживать и обновлять базу данных, используемую динамическим веб-сайтом.

    Веб-разработка включает в себя множество видов создания веб-контента. Некоторые примеры включают ручное кодирование веб-страниц в текстовом редакторе, создание веб-сайта в такой программе, как Dreamweaver, и обновление блога через веб-сайт блогов. В последние годы такие системы управления контентом, как WordPress, Drupal и Joomla, также стали популярными средствами веб-разработки. Эти инструменты упрощают создание и редактирование своего веб-сайта с помощью веб-интерфейса.

    Хотя существует несколько методов создания веб-сайтов, часто существует компромисс между простотой и настройкой. Поэтому большинство крупных предприятий не используют системы управления контентом, а вместо этого имеют специальную группу веб-разработки, которая разрабатывает и поддерживает веб-сайт (ы) компании. Небольшие организации и частные лица чаще выбирают такое решение, как WordPress, которое предоставляет базовый шаблон веб-сайта и упрощенные инструменты редактирования.

    ПРИМЕЧАНИЕ: Программирование на JavaScript - это тип веб-разработки, который обычно не считается частью веб-дизайна.Однако веб-дизайнер может ссылаться на библиотеки JavaScript, такие как jQuery, для включения динамических элементов в дизайн сайта.

    Обновлено: 5 февраля 2013 г.

    TechTerms - Технический словарь компьютерных терминов

    Эта страница содержит техническое определение веб-разработки. Это объясняет в вычислительной терминологии, что означает веб-разработка, и является одним из многих интернет-терминов в словаре TechTerms.

    Все определения на веб-сайте TechTerms написаны, чтобы быть технически точными, но также и простыми для понимания.Если вы нашли это определение веб-разработки полезным, вы можете сослаться на него, используя ссылки цитирования выше. Если вы считаете, что термин должен быть обновлен или добавлен в словарь TechTerms, пожалуйста, напишите TechTerms!

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *

    *

    *