Память что такое кратко: Память — Википедия – Что такое память? Виды памяти человека.

Содержание

Что такое память? Виды памяти человека.

Память — это важнейшая составляющая нашей личности. Она является связующим звеном между нашим прошлым, настоящим и будущим. Без возможности запоминания эволюция, вероятно, стояла бы на месте. Для современного человека в век большого потока информации чрезвычайно важно иметь хорошую память, чтобы не отставать в гонке развития. Нагрузка на наш естественный «жёсткий диск» растёт с каждым днём.

Что такое память человека?

память - это сохранение и воспроизведение опыта

Язык и память тесно связаны. Способность запоминать у людей не врождённая. Она развивается, когда мы учимся описывать мир. У нас практически нет воспоминаний о первых годах жизни именно потому, что мы не умели говорить. Затем, годам к 3-5, ребёнок начинает говорить предложениями и описывает события из жизни, тем самым закрепляя их в памяти.

В подростковом возрасте к человеку приходит осознание себя. Он отвечает сам себе на вопрос «кто я?» И воспоминания об этих годах самые сильные и яркие. Тогда как недавние события жизни бывает очень сложно вспомнить. Почему так происходит?

Есть теория о том, что 15-25 лет — это последний период формирования личности. В это время мы переключаем внимание на другие вещи, помимо семьи. Происходят гормональные изменения, формирование мозга, образуются новые нейронные связи, многие из них эффективно работают во фронтальной лобной доле. Эта часть мозга отвечает за осознание самого себя. А так же в этих участках накапливается информация, которая становится воспоминаниями. Может быть в этом и есть причина того, что мы очень хорошо помним подростковый период нашей жизни даже в зрелом возрасте.

Виды памяти по способу запоминания.

Память человека можно условно разделить на несколько видов. рис.

виды памяти человека

Итак, по порядку:

1 блок. Предмет запоминания.

* Образная память. Информация, которая сохраняется с помощью создания некоторых образов на основе данных, получаемых нашими органами чувств. Всё, что мы видим, слышим, осязаем на ощупь, чувствуем вкусовыми рецепторами и обонянием, преобразуется в образы и остаётся в памяти в этом виде.

* Вербальная память — это всё, что мы получаем с помощью слов и логики. Этим видом обладает только человек. Все сведения, полученные вербально, осознанно анализируются и классифицируются для дальнейшего использования.

* Эмоциональная память. Переживаемые человеком чувства запечатлеваются именно в этом «отделе». Все положительные или негативные эмоции сохраняются, и в будущем, вспоминая эти моменты жизни, человек может вновь испытать те же ощущения.

* Двигательная  (моторная) память. Всё, что связано с движением запоминается двигательной памятью. Езда на велосипеде, умение плавать, всё то, что мы делаем «на автомате», научившись этому однажды, сохраняется в нашей мышечной памяти.

2 блок. Способ запоминания.

* Произвольная память. При этом способе человек запоминает необходимую информацию специально, усилием воли. Например с помощью повторения.

* Непроизвольная память. В процессе жизнедеятельности мы запоминаем не только то, что нам нужно, но и другие процессы. Особенно, если эти данные соответствуют нашим интересам и предпочтениям. Например, после новогоднего корпоратива кто-то запомнит наряды сотрудников, кто-то вкусные блюда, а другие сохранят в памяти конкурсные игры. Каждый непроизвольно унесёт в своей памяти то, что лично ему было интереснее всего.

3 блок. Время запоминания.

* Кратковременная память. Используется для решения задач, «стоящих на повестке дня». С её помощью человек обрабатывает огромное количество информации, но очень быстро её забывает. Сразу, как только в ней пропадает потребность. Срабатывает природный «предохранитель», чтоб мозг не «взорвался».

* Долговременная память. Этот вид определяется длительным сроком хранения информации. Все накопленные знания структурированы, сгруппированы и используются на протяжении месяцев, лет или всей жизни.

* Промежуточная память. Это нечто среднее между долговременной и кратковременной. В течение дня мозг собирает всё, что узнал, и в процессе ночного сна производит сортировку — что-то отсекается, а что-то закладывается в долгосрочный «сейф».

* Оперативная память нужна для выполнения конкретного определённого действия.

* Сенсорная память самая короткая. Хранит получаемую информацию от органов чувств в течение долей секунд. Например, после закрытия глаз картинка, увиденная последней, не исчезает сразу. Вероятно благодаря этому типу памяти мы не замечаем моргания наших глаз.

Один интересный факт о памяти:

прерванные действия лучше запоминаются

В эту статью не вместилось всё, что я хотел рассказать про память человека, поэтому в следующих публикациях я отвечу на вопросы о том, почему ухудшается память и как её развивать.

P.S. Память это ключ и замок одновременно от нашей личности.

 

И с Новым годом всех!

прерванные действия лучше запоминаются
29 760

Похожие статьи

Память — Медицинская энциклопедия

I

Память

способность к сохранению и воспроизведению прошлого опыта и любой информации о внешнем мире и внутреннем состоянии организма.

Первоначально понятие «память» возникло и использовалось преимущественно по отношению к психической деятельности человека. С середины 20 в. представление о П. начинает применяться в физиологии, генетике, биохимии, а через кибернетику также в технике, математике и социологии. В кибернетике П. рассматривается как способность системы (технической, биологической, социальной или математической) к накоплению, хранению и переработке информации. Социальная П. определяется как система хранения, переработки и передачи социально значимой информации, необходимой для развития и существования общественной жизни. Основные компоненты социальной П. входят в индивидуальную память человека, формируя его как личность.

В психологии и физиологии выделяют произвольную и непроизвольную П.; по характеру проявления различают образную, словесно-логическую, механическую, эмоциональную и условнорефлекторную П.; по типу восприятия — зрительную, слуховую, обонятельную, двигательную и висцеральную П. Одной из основных характеристик П. является время, или длительность, ее хранения. По времени хранения П. делят на кратковременную и долговременную. В первом случае информация сохраняется в течение секунд или минут, во втором — в течение дней, месяцев и лет. При детальном анализе временных характеристик П. используют более дробное деление ее на сенсорную, или ультракороткую (длительность хранения менее одной секунды), первичную (несколько секунд), вторичную (от нескольких минут до нескольких лет) и третичную (информация хранится всю жизнь). Сенсорную и первичную П. относят к кратковременной, вторичную и третичную — к долговременной П. Существуют и другие классификации П. (оперативная, лабильная, генетическая, иммунная, онто- и филогенетическая и т.д.).

Деление П. по времени хранения информации указывает на этапность накопления прошлого опыта. Переход П. из кратковременной в долговременную осуществляется через преобразования и упорядочивание ее следов (энграмм), в результате чего фиксация П. укрепляется, а вероятность забывания уменьшается. Такой процесс называют консолидацией. Чаще всего закрепление П. происходит путем повторных восприятий или воспроизведений (воспоминаний).

В памяти откладывается лишь незначительная часть тех восприятий, которые поступают в ц.н.с. через органы чувств. Отбор информации и частичное исчезновение ее из П. являются необходимым процессом для работы мозга. Хотя информационная емкость мозга ограничена, ее трудно оценить с количественной стороны. Условно информационная емкость коры головного мозга у человека равна примерно 3․10

8 бит. Такая информационная емкость достаточна, чтобы хранить около 1% общего потока информации, постоянно проходящего через сознание человека.

Забывание начинается сразу же с момента восприятия окружающей среды и, постепенно затухая, продолжается в течение всей жизни. Основной отсев информации начинается при переходе из сенсорной в первичную П. В сенсорной П. запечатлевается все, что воспринимается органами чувств.

Переход сенсорной информации в первичную П. может осуществляться двумя путями. Первый путь, который характерен только для человека, заключается в словесном выражении сенсорных сигналов и их дальнейшем словесно-сенсорном закреплении в П. Этот путь более выражен у взрослых, чем у детей. Второй путь преобразования сенсорной П. в первичную П. не имеет речевой основы. Механизм этого преобразования пока не ясен. Он свойствен всем животным и человеку, но для животных и детей раннего возраста является единственным путем преобразования сенсорной П. в первичную.

Емкость первичной П. меньше, чем емкость сенсорной. Часть информации первичной П. вытесняется (забывается) вновь поступающей информацией, часть переходит во вторичную П. Этот процесс, по-видимому, осуществляется через повторные восприятия одних и тех же воздействий. Принято считать, что информация, не закодированная в виде слов, не задерживается в первичной П. и прямо переходит во вторичную П. Только этот вид информации может быть извлечен через значительный отрезок времени. Вторичная П. имеет большую емкость и длительность хранения. В отличие от первичной вторичная П. организуется на основе смыслового значения информации. Если при извлечении словесной информации из первичной П. ошибки выявляются в виде смешения сходных звуков (например, «п» и «б»), то из вторичной П. при ошибках извлекаются разные слова, но одного и того же смысла. Информация из первичной П. извлекается с большой скоростью, из вторичной П. — медленнее из-за необходимости перебора различных вариантов. Третичная П. характеризуется прочной фиксацией прошлого опыта, извлекается с высокой скоростью, сохраняется даже при серьезных заболеваниях и массивных поражениях мозга, тогда когда другие виды П. исчезают.

Вторичная П. и третичная П. являются стабильными формами хранения информации. Наиболее уязвимым звеном в потере П. (забывании) является переход информации из первичной П. во вторичную. Различные нарушения в работе мозга, связанные со старением (см. Старость, старение (Старость. Старение)), склерозом кровеносных сосудов (см. Атеросклероз), травматическими поражениями или сильными психогенными потрясениями, ведут к неспособности образования прочной П. из-за нарушений механизмов передачи информации из первичной П. во вторичную. При этом уже сформированные вторичная П. и третичная П. сохраняются. В обиходе это состояние обозначают как утрату П. на недавние события при сохраненной П. на отдаленные события. Такое нарушение П. закономерно возникает при удалении гиппокампа и связанных с ним образований лимбической системы (см. Головной мозг, Лимбическая система). Очевидно, эти структуры мозга нанимают ключевую позицию в перекодировании и передаче информации из первичной Л. во вторичную.

Способы хранения информации в ц.н.с. еще во многом остаются неизвестными. Принято считать, что при кратковременной П. доминируют динамические биоэлектрические и биохимические процессы, которые реализуют циклическое проведение возбуждения в нервных сетях мозга. Кратковременная П. проявляется также формированием относительно стабильных электрических потенциалов на мембранах нервных окончаний и тел клеток. В процессе запоминания отмечаются увеличение числа синаптических контактов между нервными клетками, изменение размеров и формы синаптических шишков (см. Синапс).

В основе одной из концепций механизмов долговременной П. лежат представления о пластичности синапсов, обеспечивающей направленность проведения возбуждения и тем самым фиксацию информации в высших отделах мозга.

Другая широко распространенная концепция связана с представлениями о кодировании информации Л. в макромолекулах — белках и нуклеиновых кислотах. Эта концепция базируется на чрезвычайно широкой способности нервных клеток синтезировать разнообразные тканево-специфические белки. Как бы ни фиксировалась долговременная П., постоянное восстановление ее возможных носителей (нуклеиновых кислот, белков, других биохимических и структурных компонентов, даже нервных сетей) требует направленной работы ядерной ДНК клеток мозга.

Память является активным компонентом адаптации (Адаптация). Несмотря на многообразные проявления П. в нервной деятельности, генетическом аппарате, иммунной и других системах, имеются основания рассматривать П. как общее и необходимое свойство жизни.

Нейропсихологические исследования П. в ряде случаев являются одним из немногих путей выявления поражения структур головного мозга (например, в случаях глубоких опухолей, нарушающих нормальную деятельность головного мозга).

Расстройства памяти затрагивают все три ее составные части: запоминание (запечатление), сохранение запоминания (ретенцию) и воспроизведение прошлого опыта (воспоминание). Их расстройство приводит к количественным нарушениям память. Сочетание количественных расстройств с ложными воспоминаниями, смешением прошлого и настоящего, реального и воображаемого называют качественными расстройствами памяти, или парамнезиями.

Среди количественных расстройств П. выделяют гипомнезию (дисмнезию), гипермнезию и амнезии. Гипомнезия характеризуется снижением способности к запоминанию и ухудшением воспроизведения. Вначале забываются недавно приобретенные и менее закрепленные факты. Прежде всего затрагивается способность воспроизведения в необходимый момент отвлеченных фактов — терминов, имен, названий, дат, слов, чисел. Происходит ослабление способности к запечатлению новых фактов, особенно тех, которые мало затрагивают интересы индивидуума. В меньшей степени на начальных этапах гипомнезии страдает ретенция. Профессиональные навыки нарушаются в меньшей степени, чем способность к прочному запоминанию событий обыденной жизни. При более тяжелой степени гипомнезии из памяти в той или иной степени выпадают отдельные периоды общественной, а позже и личной жизни. Гипомнезия встречается при сосудистых и травматических поражениях ц.н.с.

Гипермнезия — значительное или резкое обострение памяти. Обычно сопровождается наплывом воспоминаний и образных представлений. Воспоминания и образные представления чаще всего хаотичны, реже — последовательны. Развитие гипермнезии часто сочетается с ментизмом (см. Кандинского — Клерамбо синдром), скачкой идей (см. Маниакальные синдромы), бессвязностью мышления. К гипермнезии относят также усиление памяти, проявляющееся поразительными способностями к счетным операциям, запоминанию прочитанного, услышанной музыки и т.д.

Амнезия — это расстройства П. в виде утраты способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания. Амнезии делят на генерализованные и ограниченные, распространяющиеся лишь на определенный отрезок времени. К генерализованным амнезиям относят амнезию фиксации (фиксационную амнезию) — нарушение способности запоминания новых фактов при относительной сохранности прошлых запасов П.; прогрессирующую амнезию — постепенное, со временем полное и необратимое опустошение всех запасов знаний и приобретенного опыта. При прогрессирующей амнезии забывание происходит от частного к более общему, от того, что было приобретено индивидуумом в последнее время, к тому, что было приобретено им раньше. Генерализованные амнезии наблюдаются при атрофических процессах головного мозга.

Ограниченные амнезии определяются полным выпадением П. на определенные периоды времени. Различают антероградную амнезию — запамятование событий, происходящих непосредственно после психоза, сопровождавшегося помрачением сознания или другими психическими расстройствами; ретроградную амнезию — забывание событий, предшествующих помрачению сознания или другим психическим расстройствам; антероретроградную амнезию — сочетание антероградной и ретроградной амнезий; кататимную амнезию — психогенно обусловленные пробелы П. на неприятные для индивидуума события; ретардированную амнезию — забывание событий на период помрачения сознания или другого психического расстройства.

Отчетливые и (или) нарастающие по своей интенсивности расстройства П. свидетельствуют об утяжелении психического заболевания и являются прогностически неблагоприятным симптомом. Их регресс (например, при травматических поражениях ц.н.с., алкогольных психозах) свидетельствует об уменьшении интенсивности лежащего в основе болезни органического фактора.

Лечение расстройств П. направлено на основное заболевание.

Библиогр.: Адам Д. Восприятие, сознание, память, пер. с англ. М., 1983; Дергачев В.В. Молекулярные и клеточные механизмы памяти, М., 1977; Механизмы памяти, под ред. г.А. Вартаняна, Л., 1987; Руководство по психиатрии, под ред. г.В. Морозова, т. 1, с. 257, М., 1988; Руководство по психиатрии, под ред. А.В. Снежневского, т. 1, с. 42, М., 1983.

II

Память

способность индивидуума запечатлевать, сохранять и воспроизводить данные прошлого опыта.

Память ассоциативная — П., при которой элементы запоминаемого связаны между собой ассоциативно: по смежности (в пространстве или времени), сходству или контрасту.

Память двигательная — П. на координацию и последовательность движений.

Память долговременная — П., характеризующаяся продолжительностью хранения информации, сравнимой с продолжительностью жизни организма.

Память зрительная — вид П., при которой легче запоминаются зрительные образы.

Память иконическая — см. Память образная.

Память кратковременная (син. П. оперативная) — П., характеризующаяся продолжительностью хранения информации до нескольких десятков минут.

Память логическая (син.: П. логически-смысловая, П. смысловая) — П., при которой элементы запоминаемого связаны между собой определенной логической связью (как род и вид, причина и следствие, сущность и явление и т.п.).

Память логически-смысловая — см. Память логическая.

Память механическая (син. П. непосредственная) — П., при которой элементы запоминаемого не связаны между собой какой-либо связью (ассоциативной или логической).

Память непосредственная — см. Память механическая.

Память непроизвольная — П., при которой не фиксируется внимание на процессе запоминания.

Память образная (син. П. иконическая) — П. на определенные образы (зрительные, слуховые, тактильные и др.).

Память оперативная — см. Память кратковременная.

Память опосредованная — общее название ассоциативной и логической П.

Память произвольная — П., при которой фиксируется внимание на процессе запоминания.

Память словесная — вид П., при которой легче запоминаются слова.

Память слуховая — вид П., при которой легче запоминаются звуки (например, музыка).

Память смысловая — см. Память логическая.

Память эмоциональная — П. на определенные эмоции, чувства, переживания.

III

Память

вычислительной машины — часть вычислительной машины, обеспечивающая накопление, хранение и воспроизведение информации, представленной в цифровом коде.

Источник: Медицинская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. память — • Дырявая (Лесков). • Свежая (Даль). • Смутная (Блок). Словарь литературных эпитетов
  2. память — • блестящая ~ • изумительная ~ • исключительная ~ • колоссальная ~ • невероятная ~ • незаурядная ~ • необыкновенная ~ • поразительная ~ • потрясающая ~ • редкостная ~ • удивительная ~ • феноменальная ~ • хорошая ~ Словарь русской идиоматики
  3. память — П’АМЯТЬ, памяти, мн. нет, ·жен. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. Острая память. «Рыцари хотят послушать твоих песен, оли страх не отшиб у тебя памяти.» Пушкин. «Память может изменить вам.» Чернышевский. Толковый словарь Ушакова
  4. память — память ж. 1. Способность запоминать, сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. 2. Запас впечатлений, хранящихся в сознании и могущих быть воспроизведенными. 3. Воспоминание о ком-либо или чем-либо. Толковый словарь Ефремовой
  5. память — орф. память, -и; но: Книга Памяти (со списками жертв войн, репрессий) Орфографический словарь Лопатина
  6. память — па́мять род. п. -и, укр. па́м᾽ять, блр. па́мяць, др.-русск. память, ст.-слав. памѩть μνήμη, μνημόσυνον (Клоц., Супр.), болг. па́мет, сербохорв. па̏ме̑т, словен. рámеt «разум, рассудок», чеш. раmět᾽, слвц. раmät᾽, польск. pámięć. Родственно др.-лит. Этимологический словарь Макса Фасмера
  7. память — Способность к воспроизведению прошлого индивидуального опыта; одно из осн. свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внеш. мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения. Биологический энциклопедический словарь
  8. память — ПАМЯТЬ, и, ж. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. Моторная п. (память-привычка). Эмоциональная п. (память чувств). Образная п. Врезаться… Толковый словарь Ожегова
  9. память — Древнерусское – от «мять» (мнить, думать). Литовское – mintis (мысль, суждение). Слово «память» имеет древние корни в русском языке, поэтому нельзя точно установить время его появления. Этимологический словарь Семёнова
  10. память — Кого-чего и о ком-чем. 1. к о г о — ч е г о (воспоминание о ком-, чем-л.). — Я тост предложить хочу в память Нестерова, — сказал Глеб (Саянов). Возьмите это в память наших отношений. Вечер, посвященный памяти писателя. Управление в русском языке
  11. Память — Способность человека к закреплению, сохранению и воспроизведению воспринятой информации. Виды П.: словесно-логическая, двигательная (моторная), образная, тактильная (осязательная), эмоциональная. Различают также П. долговременную (подсистема… Криминалистическая энциклопедия
  12. ПАМЯТЬ — ПАМЯТЬ — англ. memory; нем. Gedachtnis. Процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в среду сознания. Социологический словарь
  13. память — ПАМЯТЬ ж. (мнить, мнети) способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. Память, относительно прошлого, то же, что заключенье, догадка и воображенье, относительно будущего. Толковый словарь Даля
  14. память — Общеслав. Преф. производное от *mьntь (> мять) < суф. образования (суф. -ть, ср. смерть, пажить, весть, месть и т. д.) от той же основы, что и мнить, см. Этимологический словарь Шанского
  15. память — Па́мять/. Морфемно-орфографический словарь
  16. память — Общефункциональный механизм, связанный с сохранением и использованием в последующей деятельности информации, полученной от взаимодействия с окружающим миром. Толковый переводоведческий словарь
  17. память — сущ., кол-во синонимов: 16 видеопамять 1 воспоминания 7 глузд 3 кэш 3 кэш-память 2 мнема 2 мнемозина 8 оперативка 10 парамнезия 6 прапамять 1 реминисценция 7 сверхпамять 2 суперпамять 2 флэш-память 2 фотопамять 1 эйдетизм 1 Словарь синонимов русского языка
  18. память — ПАМЯТЬ -и; ж. 1. Способность запоминать, сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. Хорошая п. на числа. Зрительная п. П. на людей. П. на лица. Потерять память. П. отшибло. Памяти нет. П. изменяет. // Запас хранимых в сознании впечатлений. Толковый словарь Кузнецова
  19. память — ВСПОМИНАТЬ — ЗАБЫВАТЬ сов. вспомнить — забыть Вспоминаться — забываться (см.) вспоминать — позабывать (см.) запоминать(ся) — забывать(ся) (см.) помнить(ся) — забывать(ся) (см.) памятливый — забывчивый (см. Словарь антонимов русского языка
  20. память — сущ., ж., употр. очень часто (нет) чего? памяти, чему? памяти, (вижу) что? память, чем? памятью, о чём? о памяти 1. Памятью называют способность запоминать какую-то информацию, события, факты, впечатления и т. д., хранить их в сознании. Толковый словарь Дмитриева
  21. память — Без памяти (разг.) 1) забывая всё, до потери сознания. ► И все-таки я вас без памяти люблю. Грибоедов. ► Бежали от них без памяти. А.Н. Толстой. 2) в знач. сказуемого, быть в восхищении, в восторге от кого-н. ► Он от нее без памяти. Фразеологический словарь Волковой
  22. память — Без памяти, быть на памяти, в здравом уме и твердой памяти, врезаться в память, выйти из памяти, выскочить из памяти, держать в памяти, завязать на память узелок, залечь в память, изгладиться из памяти, приводить на память, свежо в памяти, сохранять в памяти, удержать в памяти, упускать из памяти Словарь синонимов Абрамова
  23. Память — Способность к воспроизведению прошлого Опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания (См. Большая советская энциклопедия
  24. память — -и, ж. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. Хорошая память на числа. Зрительная память. □ На его [учителя] место был приглашен новый по фамилии, если память мне не изменяет, Буткевич. Малый академический словарь
  25. память — в риторике: часть риторического построения, свойственная ораторской прозе. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  26. Память — (Зикарон, зехер) Народу Израиля надлежит помнить свою историю. П. о некоторых событиях следует хранить в сердце, другие — вспоминать вслух, третьи мы помним благодаря соблюдению особых обрядов. Энциклопедия иудаизма
  27. Память — Способность организации и сохранения прошлого жизненного опыта, позволяющая его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Толковый словарь психиатрических терминов
  28. ПАМЯТЬ — (англ. memory) — запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Физиологической основой П. является образование, сохранение и актуализация временных связей в мозге (см. Большой психологический словарь
  29. память — 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления; запас хранимых впечатлений. О хорошей памяти. Баснословная, бесподобная, блестящая, богатая, великолепная, громадная, емкая, замечательная, зоркая, избирательная, изумительная… Словарь эпитетов русского языка
  30. память — Способность организма хранить информацию о взаимодействии с внешней средой и воспроизводить её через сознание в поведенческих реакциях. Одно из главных свойств человека и животных, имеющих развитую ЦНС. Биология. Современная энциклопедия
  31. память — Память, памяти, памяти, памятей, памяти, памятям, память, памяти, памятью, памятями, памяти, памятях Грамматический словарь Зализняка
  32. ПАМЯТЬ — ПАМЯТЬ — способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Большой энциклопедический словарь
  33. Память — Психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения опыта. Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Педагогический терминологический словарь

Оперативная память — Википедия

Модули ОЗУ для ПК Простейшая схема взаимодействия оперативной памяти с ЦП

Операти́вная па́мять (англ. Random Access Memory, RAM, память с произвольным доступом) или операти́вное запомина́ющее устро́йство (ОЗУ) — энергозависимая часть системы компьютерной памяти, в которой во время работы компьютера хранится выполняемый машинный код (программы), а также входные, выходные и промежуточные данные, обрабатываемые процессором.

Обмен данными между процессором и оперативной памятью производится:

Содержащиеся в полупроводниковой оперативной памяти данные доступны и сохраняются только тогда, когда на модули памяти подаётся напряжение. Выключение питания оперативной памяти, даже кратковременное, приводит к искажению либо полному разрушению хранимой информации.

Энергосберегающие режимы работы материнской платы компьютера позволяют переводить его в режим сна, что значительно сокращает уровень потребления компьютером электроэнергии. В режиме гибернации питание ОЗУ отключается. В этом случае для сохранения содержимого ОЗУ операционная система (ОС) перед отключением питания записывает содержимое ОЗУ на устройство постоянного хранения данных (как правило, жёсткий диск). Например, в ОС Windows XP содержимое памяти сохраняется в файл hiberfil.sys, в ОС семейства Unix — на специальный swap-раздел жёсткого диска.

В общем случае ОЗУ содержит программы и данные ОС и запущенные прикладные программы пользователя и данные этих программ, поэтому от объёма оперативной памяти зависит количество задач, которые одновременно может выполнять компьютер под управлением ОС.

Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) — техническое устройство, реализующее функции оперативной памяти. ОЗУ может изготавливаться как отдельный внешний модуль или располагаться на одном кристалле с процессором, например, в однокристальных ЭВМ или однокристальных микроконтроллерах.

В 1834 году Чарльз Бэббидж начал разработку аналитической машины. Одну из важных частей этой машины он называл «складом» (store), эта часть предназначалась для хранения промежуточных результатов вычислений. Информация в «складе» запоминалась в чисто механическом устройстве в виде поворотов валов и шестерней.

В ЭВМ первого поколения использовалось множество разновидностей и конструкций запоминающих устройств, основанных на различных физических принципах:

В качестве ОЗУ использовались также магнитные барабаны, обеспечивавшие достаточно малое для ранних компьютеров время доступа; также они использовались в качестве основной памяти для хранения программ и данных.

Второе поколение требовало более технологичных, дешёвых и быстродействующих ОЗУ. Наиболее распространённым видом ОЗУ в то время стала ферритовая память на магнитных сердечниках.

Начиная с третьего поколения большинство электронных узлов компьютеров стали выполнять на микросхемах, в том числе и ОЗУ. Наибольшее распространение получили два вида ОЗУ:

SRAM хранит бит данных в виде состояния триггера. Этот вид памяти является более дорогим в расчёте на хранение 1 бита, но, как правило, имеет меньшее время доступа но большее энергопотребление, чем DRAM. В современных компьютерах часто используется в качестве кэш-памяти процессора.

DRAM хранит бит данных в виде заряда конденсатора. Однобитовая ячейка памяти содержит конденсатор и транзистор. Конденсатор заряжается до высокого или низкого напряжения (логические 1 или 0). Транзистор выполняет функцию ключа, подключающего конденсатор к схеме управления, расположенного на том же чипе. Схема управления позволяет считывать состояние заряда конденсатора или изменять его. Так как хранение 1 бита информации в этом виде памяти дешевле, DRAM преобладает в компьютерах третьего поколения.

Статические и динамические ОЗУ являются энергозависимыми, так как информация в них теряется при отключении питания. Энергонезависимые устройства (постоянная память, ПЗУ) сохраняют информацию вне зависимости от наличия питания. К ним относятся флэш-накопители, карты памяти для фотоаппаратов и портативных устройств и т. д.

В устройствах управления энергозависимой памяти (SRAM или DRAM) часто включают специальные схемы для обнаружения и/или исправления ошибок. Это достигается введением избыточных битов в хранимые машинные слова, используемые для проверки (например, биты чётности) или коррекции ошибок.

Термин RAM относится только к устройствам твёрдотельной памяти SRAM или DRAM — основной памяти большинства современных компьютеров. Для оптических дисков термин DVD-RAM не совсем корректен, так как, в отличие от дисков типа CD-RW или DVD-RW, старые данные не должны стираться перед записью новых. Тем не менее, информационно DVD-RAM больше похож на жёсткий диск, хотя время обращения к нему намного больше.

ОЗУ большинства современных компьютеров представляет собой модули динамической памяти, содержащие полупроводниковые ИС ЗУ, организованные по принципу устройств с произвольным доступом. Память динамического типа дешевле, чем статического, и её плотность выше, что позволяет на той же площади кремниевого кристалла разместить больше ячеек памяти, но при этом её быстродействие ниже. Статическая память, наоборот, более быстрая память, но она и дороже. В связи с этим основную оперативную память строят на модулях динамической памяти, а память статического типа используется для построения кэш-памяти внутри микропроцессора.

Память динамического типа[править | править код]

Основная статья: DRAM

Экономичный вид памяти. Для хранения разряда (бита или трита) используется схема, состоящая из одного конденсатора и одного транзистора (в некоторых вариантах два конденсатора). Такой вид памяти, во-первых, дешевле (один конденсатор и один транзистор на 1 бит дешевле нескольких транзисторов входящих в триггер), и, во-вторых, занимает меньшую площадь на кристалле, там, где в SRAM размещается один триггер, хранящий 1 бит, можно разместить несколько конденсаторов и транзисторов для хранения нескольких бит.

Но DRAM имеет и недостатки. Во-первых, работает медленнее, поскольку, если в SRAM изменение управляющего напряжения на входе триггера сразу очень быстро изменяет его состояние, то для того, чтобы изменить состояние конденсатора, его нужно зарядить или разрядить. Перезаряд конденсатора гораздо более длителен (в 10 и более раз), чем переключение триггера, даже если ёмкость конденсатора очень мала. Второй существенный недостаток — конденсаторы со временем разряжаются. Причём разряжаются они тем быстрее, чем меньше их электрическая ёмкость и больше ток утечки, в основном, это утечка через ключ.

Именно из-за того, что заряд конденсатора постепенно уменьшается во времени, память на конденсаторах получила своё название DRAM — динамическая память. Поэтому, дабы не потерять содержимое памяти, величина заряда конденсаторов периодически восстанавливается («регенерируется») через определённое время, называемое циклом регенерации, для современных микросхем памяти это время не должно превышать 2 мс. Для регенерации в современных микросхемах достаточно выполнить циклограмму чтения по всем строкам запоминающей матрицы. Процедуру регенерации выполняет процессор или контроллер памяти. Так как для регенерации памяти периодически приостанавливается обращение к памяти, это снижает среднюю скорость обмена с этим видом ОЗУ.

Память статического типа[править | править код]

ОЗУ, которое не надо регенерировать обычно схемотехнически выполненное в виде массива триггеров, называют статической памятью с произвольным доступом или просто статической памятью. Достоинство этого вида памяти — скорость. Поскольку триггеры являются соединением нескольких логических вентилей, а время задержки на вентиль очень мало, то и переключение состояния триггера происходит очень быстро. Данный вид памяти не лишён недостатков. Во-первых, группа транзисторов, входящих в состав триггера, обходится дороже, чем ячейка динамической памяти, даже если они изготавливаются групповым методом миллионами на одной кремниевой подложке. Кроме того, группа транзисторов входящих в статический триггер занимает гораздо больше площади на кристалле, чем ячейка динамической памяти, поскольку триггер состоит минимум из 2 вентилей, в каждый вентиль входит по меньшей мере один транзистор, а ячейка динамической памяти — только из одного транзистора и одного конденсатора. Память статического типа используется для организации сверхбыстродействующего ОЗУ, обмен информацией с которым критичен для производительности системы.

В реальном режиме память делится на следующие участки:

  • Скотт Мюллер. Глава 6. Оперативная память // Модернизация и ремонт ПК = Upgrading and Repairing PCs. — 17-е изд. — М.: Вильямс, 2007. — С. 499—572. — ISBN 0-7897-3404-4.
  • Под. ред. чл.-корр. АН УССР Б. Н. Малиновского. Глава 2.3 БИС ЗУ для построения внутренней памяти // Справочник по персональным ЭВМ. — К.: Тэхника, 1990. — С. 384. — ISBN 5-335-00168-2.

Память (значения) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 февраля 2017; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 февраля 2017; проверки требуют 3 правки.

Па́мять — многозначный термин, в общем случае обозначающий способность сохранять, накапливать и воспроизводить хранящуюся информацию, а также функцию, обеспечивающую данные возможности.

Значения термина различаются в зависимости от области применения и могут быть следующими.

  • Память — способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы живых организмов, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить её в сферу сознания и поведения.
    • Рабочая память — разновидность памяти, которая заключается в способности к временному хранению и манипулированию информацией.
    • Непроизвольная память — память, которая не регулируется определённой программой и целью.
    • Ложная память — состояние человека, при котором ему кажется, что он «помнит» что-то, чего на самом деле не было («дежавю»).
  • Генетическая память — гипотетическая совокупность наследственных реакций, передаваемых субъекту через поколения посредством генов.
  • Память — один из видов документов в делопроизводстве органов управления в Русском царстве, называемых приказами.
  • Духовная грамота (духовная, духовная память, завещание, изустная запись, изустная память) — юридический документ, грамота, имевшая употребление в России с 1287 год по XVIII век, в которой содержались распоряжения и указания родственникам и близким человека на случай его смерти.
  • Историческая память — набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, легенд и другого.
  • Коллективная память — совокупность действий, предпринимаемых коллективом или социумом, по символической реконструкции прошлого в настоящем.
  • «Память Маркина» — теплоход.
  • «Память Азова» — броненосный фрегат российского имперского флота; также целый ряд кораблей, названный в честь Азовского сражения.
  • Компьютерная память (физическая память, машинная память) — устройство хранения информации.
    • Ассоциативная память — вид памяти, отличающийся схемой доступа к данным и используемый в приложениях быстрого поиска.
    • Квантовая память — средство хранения информации при квантовых вычислениях.
    • Кеш-память — буфер, ускоряющий доступ к данным, хранящимся в более медленной памяти.
    • Оперативная память — память для временного хранения рабочих данных и программ.
    • Рефлективная память — специальная память, применяемая для связи между вычислительными устройствами.
    • Энергонезависимая память — память, не требующая электроэнергии для хранения данных.
      • Контактная память — класс электронных устройств в виде металлической таблетки, широко применяемый в качестве домофонных ключей.
      • Флеш-память — вид энергонезависимой памяти.
    • Виртуальная память — технология управления компьютерной памятью ЭВМ, разработанная для многозадачных операционных систем, позволяющая не зависеть от адресации непосредственно к физической памяти.
  • Память переводов — база данных, содержащая набор ранее переведённых текстов.
  • Эффект памяти — способность неживых предметов восстанавливать тот или иной свой параметр, например, форму или уровень заряда.

Религия[править | править код]

  • Память — то же, что и поминки.
  • Память в русской церковно-богослужебной литературе — день, посвящённый тому или иному святому.
  • Вечная память — песнопение, используемое в православном богослужении при поминовения усопших.

Музыка[править | править код]

  • «Память» — название посмертного студийного музыкального альбома Игоря Талькова, изданного в 1996 году.
  • «Память» — название песни Игоря Талькова, сочинённой в 1977 году.
  • «Память» — название музыкального альбома ансамбля Голубые береты, выпущенного в 1988 году.
  • «Память» — название рок-группы.

Литература[править | править код]

  • «Память» — короткий рассказ, написанный Говардом Лавкрафтом в 1919 году.
  • «Память» — исторический роман Владимира Чивилихина, вышедший в двух книгах в 1978-1984 годах.
  • «Память» — название фантастического романа, изданного в 1996 году, американской писательницы Лоис Буджолд из цикла «Сага о Форкосиганах».
  • «Память» — рассказ, написанный Стивеном Кингом в 2006 году.
  • «Память, говори» — автобиографическая книга Владимира Набокова, написанная в 1947-1951 годах.
  • «Память, Скорбь и Тёрн» — трилогия писателя-фантаста Тэда Уильямса в жанре фэнтези, выпущенная в 1988-1993 годы.
  • «Потерявшие память» — фантастический роман Роберта Стайна, изданный в 1999 году.
  • «Память льда» — роман Стивена Эриксона, изданный в 2001 году, из серии «Малазанская книга павших».

Кино[править | править код]

Видеоигры[править | править код]

  • «Память Предков» во вселенной «Дюны» Фрэнка Герберта — фантастическая способность персонажей «помнить» жизни своих предков.

основные виды, таблица с перечислением

Под памятью принято понимать способность накапливать информацию, запоминать, сохранять и восстанавливать события прошлого. Это сложный психический процесс, состоящий из нескольких этапов. Без него невозможно представить развитие человечества.

Человеческая память

Человеческая память

Память человека в психологии

Человеческая память всегда была объектом пристального внимания ученых. Изначально это понятие было философским. Позже его стали относить к психологии. Сегодня механизмы запоминания изучают такие науки, как физиология, биология, математика. Исследования ученых порождают различные теории и гипотезы.

Благодаря разным видам памяти, человек узнает лица родных и знакомых, учится и работает, занимается спортом, водит автомобиль. Без способности запоминать и сохранять нужную информацию любая деятельность была бы невозможна, даже для удовлетворения базовых потребностей. Невозможно переоценить роль памяти в жизни человека.

Важнейшее ее свойство – объем, показывает возможности, которые имеют большие индивидуальные различия. Степень развития памяти зависит от ряда внешних и внутренних факторов:

  • генетические особенности;
  • состояние психического и физического здоровья;
  • образ и особенности жизни;
  • воспитание и образование.

В психологии известно много разновидностей памяти, каждая из которых имеет большое значение для развития человеческих способностей.

Как человек запоминает

Какая бывает память у человека, зависит от рода его деятельности и характерных особенностей.

Дополнительная информация. Известно, что у слепых и глухих людей обостряются другие органы чувств. Видоизменяются восприятие мира и типы памяти.

Поступление сигналов

Поступление сигналов

Человеческий мозг – совершенное устройство. Он способен удерживать и восстанавливать огромное количество информации, но подходит избирательно к запоминанию и воспроизведению. То, что происходит в обычной сознательной жизни, в памяти человека надолго не задерживается. Здесь действуют свои законы:

  • лучше усваивается то, что применяется на практике;
  • новое легче запомнить, связав со знакомыми понятиями;
  • новая информация перекрывает похожую старую;
  • для лучшего запоминания есть оптимальная длина ряда;
  • повтор информации способствует лучшему запоминанию;
  • незавершенные действия, задачи, недосказанные фразы дольше сохраняются в памяти.

Все данные поступают в мозг разными способами. Ученые предполагают, что в процессах запоминания, хранения и извлечения данных задействованы все отделы головного мозга.

Классификация основных типов памяти

Основные типы памяти

Основные типы памяти

Классификация памяти в психологии происходит по трем основным критериям:

  1. По психической активности:
  • двигательная;
  • образная;
  • эмоциональная;
  • словесно-логическая.
  1. По характеру связи:
  • непроизвольная;
  • произвольная.
  1. По продолжительности хранения:
  • кратковременная;
  • долговременная;
  • оперативная;
  • сенсорная.

Для определения видов памяти у разных людей в психологии применяется специальное тестирование.

Кроме основных видов, есть другие разновидности:

  • генетическая;
  • автобиографическая;
  • реконструктивная;
  • репродуктивная;
  • эпизодическая;
  • иконическая;
  • эхоическая.

Это промежуточные подвиды между основными.

Таблица типов памяти

Типы памятиКраткая характеристикаПримеры
По психической активности
Двигательная или моторнаяЗапоминает и воспроизводит движения и трудовые навыки. Чрезвычайно важна как в быту, так и в освоении любых видов деятельности.Занятия всеми видами спорта, танцы, обучение маленького ребенка первым шагам.
ОбразнаяНакапливается в виде зрительных, слуховых образов на протяжении всей жизни. На ее сохранение работают все органы чувств. Отличается удивительной точностью.Влияет на запоминание лиц, звуков, запахов, вкусов. Очень развита у людей искусства.
ЭмоциональнаяНадолго запоминает информацию, связанную с яркими чувствами.Заставляет вновь переживать забытые чувства при одном воспоминании и сочувствовать другим людям.
Словесно-логическаяЭтот вид памяти свойственен только человеку.Благодаря словесно-логической памяти дошкольники способны усваивать большой объем знаний.
По характеру связи и целей
НепроизвольнаяХорошо запоминается то, что непроизвольно привлекает особый интерес или имеет значение.Так формируется основная часть жизненного опыта человека.
ПроизвольнаяСлужит для запоминания необходимой информации.Важна для получения специальных знаний.
По продолжительности хранения
КратковременнаяНа этом уровне информация обрабатывается по степени важности и нужности. Этот вид памяти имеет небольшой объем.Принимает участие в накоплении информации.
ДолговременнаяЭто огромный склад обработанной и осмысленной информации с бессрочным хранением. Иногда ее сложно извлечь.Участвует в накоплении профессиональных знаний.
ОперативнаяРазновидность кратковременной памяти. Для увеличения объема ее можно успешно развивать.Обучение чтению, письму и другим необходимым навыкам.
СенсорнаяНачальный этап процесса запоминания, который происходит на физиологическом уровне. Длится несколько секунд. Наиболее изучены два вида сенсорной памяти: слуховая и зрительная.Переводит важные сигналы в кратковременную память.

На то, какого типа бывает память у человека, влияют индивидуальные особенности личности и преобладающий в работе анализатор: слуховой, зрительный, осязательный. Встречаются люди со смешанным типом памяти. Они обычно очень талантливы и успешны.

Отличия краткосрочной от долговременной памяти

Кратковременная и долговременная виды памяти представляют собой две ступени одного развития. Долговременная память отлично функционирует только при хорошей кратковременной, которая является своеобразным буфером для продвижения отобранной информации.

Краткосрочная память позволяет без специальной цели и особых усилий запоминать услышанное и увиденное. Она имеет большое значение для формирования жизненного опыта и организации мышления.

Долговременная память наиболее сложная и важная из всех типов. В ее системе длительное время хранится все, что удерживается в поле внимания более нескольких минут. Туда попадают только переработанные и осознанные материалы. Все это напоминает работу современного компьютера, но более совершенного, с огромными объемами разнообразных данных.

Мозг как компьютер

Мозг как компьютер

Главное отличие краткосрочной и долгосрочной памяти – в объемах запоминаемого материала. Предельные возможности человеческого мозга остаются неизученными. Но даже то, что известно, поражает воображение – столько информации не содержится в самых крупных библиотеках. В обычной жизни человек не задействует все функции и возможности своего совершенного мозгового устройства. Из-за огромного количества информации есть серьезные проблемы с ее поиском.

Какие виды памяти можно развивать

На протяжении своей жизни человек использует разные виды памяти. В левом и правом полушариях словно «кирпичиками» откладываются приобретенные разнообразные знания. Чтобы извлечь нужную информацию, нужны иногда немалые усилия. С помощью забывания нервная система разгружается, это считается нормальным процессом.

Под плохой памятью и хорошей подразумеваются порой совершенно разные вещи. Для одних важно помнить бытовые мелочи, для других людей и события, третьих интересует объем информации перед экзаменом или важной презентацией. Поэтому важно знать, какую память требуется развивать для решения проблем. Условно принято различать два вида:

  1. Естественная память. Она такая, как есть, и заложена самой природой. Ею пользуются все без исключения.
  2. Искусственная. Ее надо тренировать и развивать на протяжении всей жизни.

Встречаются люди с феноменальной памятью. Другие ничего не могут удержать в голове дольше минуты. Специалисты уверены, что способность запоминать можно тренировать и развивать, как и собственное тело. Если серьезно к этому относиться, то можно добиться значительных успехов.

Особенности памяти

Особенности памяти

Важно! Методом тестирования можно выявить тип памяти у любого человека, а также наличие каких-либо патологий.

Причины ухудшения памяти и повышенной забывчивости:

  • возрастные изменения;
  • болезнь Альцгеймера и некоторые другие заболевания;
  • нехватка воды в организме;
  • рассеянность;
  • плохой сон.

Развитие памяти положительно влияет на способности человека. Для взрослых этот процесс проходит труднее, так как регулярные тренировки не нужны в однообразной трудовой деятельности и быту.

Полезные качества для улучшения процесса запоминания:

  • внимательность и наблюдательность;
  • интерес к жизни, положительный настрой;
  • организованность в быту;
  • использование образного мышления;
  • изучение иностранных языков;
  • чтение книг;
  • запоминание стихов и цитат;
  • интеллектуальные игры;
  • физические нагрузки;
  • правильное питание;
  • умение правильно выражать свои воспоминания;
  • размышления перед сном о прошедшем дне, перечисление задач на следующий.

Если следовать советам и рекомендациям специалистов и знать особенности человеческой памяти, то возможно ее всестороннее развитие. Развитая память ценится и помогает достичь высокого положения в обществе. Это также важно для успешной трудовой деятельности во всех сферах.

Видео

ПАМЯТЬ это что такое ПАМЯТЬ: определение — Педагогика.НЭС

ПАМЯТЬ

процессы запечатления текущей информации, организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторение, использование в деятельности и возвращение в сферу сознания. Различают следующие виды и типы П.: зрительную, слуховую, образную, словесно-логическую, двигательную, эмоциональную.

Оцените определение:

Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов

Память

форма психического отражения, в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Основным физиологическим механизмом П. является образование, сохранение и оживление в коре головного мозга временных нервных связей. П. бывает генетической, долговременной, индивидуальной, кратковременной, сенсорной и т.д.

Оцените определение:

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

ПАМЯТЬ

способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная, эмоциональная (или аффективная), образная и словесно-логическая. Дефекты памяти — одни из наиболее часто наблюдаемых симптомов работы поврежденного мозга, они могут быть временными (как после эпилептического припадка) или постоянными (как после серьезной травмы головы).

Оцените определение:

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

ПАМЯТЬ

психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения опыта. Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. П. осуществляет связь времен — прошлого, настоящего и будущего и является важной психической функцией, обеспечивающей развитие личности и ее обучение. В соответствии с функциями П. различают ее осн. процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание. Главный среди них — запоминание, которое определяет прочность и длительность сохранения информации, полноту и точность ее воспроизведения. Использование человеком приобретенного опыта осуществляется посредством восстановления ранее усвоенных знаний, умений и навыков. Наиболее простой его формой является узнавание. Более сложная форма — воспроизведение таких объектов прошлого опыта, которые в данный момент не воспринимаются. Забывание проявляется по-разному — от отдельных ошибок в припоминании и узнавании до невозможности не только припомнить, но и узнать ранее воспринятое. Виды П. различаются в зависимости от характера запоминаемого материала, способа его запоминания и времени удержания в П. В соответствии с типом материала выделяют вербальную (словесную), образную, двигательную и эмоциональную П. Развернутую характеристику этих видов П. дал П.П. Блонский. П. вербальная (словесная) направлена на запоминание слов, иногда этот термин употребляется в смысле доминирования этой модальности П. над другими. Образная П. характеризуется преимущественной направленностью на определенные образы (зрительные, слуховые, тактильные и др.). П. двигательная, в значительной мере автоматизированная, имеет своим объектом движения, их координацию и последовательность. Эмоциональной называют П., для которой характерно доминирование чувств, эмоций, аффективной значимости. В зависимости от того, какой анализатор принимает наибольшее участие в восприятии запоминаемого материала, выделяют зрительную, слуховую, осязательную П. и т.п. Зрительная П. связана с деятельностью зрительного анализатора. Слуховая П. направлена на запоминание звуков (музыки, шумов и т.д.). Осязательная П. позволяет сохранять информацию о внешнем мире. Различают в зависимости от типа мышления П. ассоциативную, логическую, опосредованную. П. ассоциативная характеризуется тем, что элементы запоминаемого связываются между собой ассоциативно. Логическая (смысл

14. Понятие о памяти. Процессы и виды памяти

14. Понятие о памяти. Процессы и виды памяти.

Памятью — называется познавательный процесс, в коде которого происходит запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуумом его опыта, ранее приобретенных знаний.

Память — это интегральная следовая форма отражения. Память лежит в основе любого психического процесса. Память является одной из основных форм организации психической жизни.

Эббингаузом — положено начало изучения «Трактат о памяти» — 1885г. Он — ассоционист. Затем исследователи говорили, что ее надо очистить от других показаний. Изучать чистую память. Смирнов А.А. в 30 г. изучая предполагал, что память функция целостной личности, обуславливается актуальным психологическим материалом, его отношением. Эта традиция восходит к времени Бехтереву:

«все психологические процессы считал, что они зависят от индивидуальных характеристик». Память не только накапливает опыт, но и формирует его соотносит прошлое с будущим — организация этого опыта. Память процессы организации и сохранения прошлого опыта. Организация необходима, чтобы использовать его в деятельности, возвращаться к прошлому.

Позиции рассмотрения памяти:

Психологический процесс: мнемические операции: память — один из видов искусств. Мнемические операции, этапы организации. Выделяют: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

Память, как психическая функция запоминания, сохранения, воспроизведения.

Фиксируется результат: объем, прочность, скорость+.

Память, как свойство личности, которое связано не с задачами накопления и сохранения опыта, а с задачами организации деятельности человека (свойство личности), личность действующая.

Подход к памяти, как к системе хранения и переработки информации, главная функция переработка поступающей информации.

Память, есть сложная функциональная система, активная по своему характеру, развертываемая во времени, разбивающаяся на ряд этапов и организованная на ряде уровней.

При изучении памяти выделяют процессы памяти

Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.Узнавание и воспроизведение – процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта. Узнавание и воспроизведение могут быть произвольными и непроизвольными. На основе этого факта строилась теория памяти А. Бергсона, который выделял два вида памяти: память-привычка, или память тела, основой которой служат физиологические мозговые процессы, и память-воспоминание, или память духа, не связанная с деятельностью мозга. Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием. Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.

сохранение — накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.

забывание — процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.

Виды памяти.

По виду анализатора:

— зрительная — осязательная

— слуховая — обонятельная

— вкусовая

По характеру запоминаемого материала:

— образная (память на представления, зрительные образы, звуки, запахи, вкусы).

-словесно-логическая (память на мысли, слова, понятия. В этом виде памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Это специфически человеческий вид памяти. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним и от ее развития зависит развитие других видов памяти. Поддается произвольному управлению).

— двигательная (запоминание, сохранение и воспроизведение движений и их систем).

— эмоциональная (память на чувства. Это воспроизведение эмоциональной информации при повторной ситуации в которой она возникла. Характеризуется быстротой ответа. Особая прочность следов, непроизвольность. Блонский писал расцвет этой памяти к 3-4-м годам.

По целеустремленности:

— непроизвольная («запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить». Непроизвольное запоминание осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения каким-то мнемических приемов).

— произвольная (запоминание и воспроизведение, направленные на достижение сознательно поставленной цели что-либо запомнить или припомнить. Это продукт специальных мнемических действий).

По длительности:

— мгновенная (сенсорная). Связана с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается произвольному управлению. Образ в мгновенной памяти не обладает константностью — это образ ощущения, а не восприятия. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира. Хранение не более 1,5 сек.

-кратковременная от 30 сек. Здесь сохраняется информация, к которой привлечено внимание. Информация сохраняется не в неизменном виде — она обрабатывается и интерпретируется. Для кратковременной памяти возможно произвольное управление с помощью повторения или символизации. Объем кратковременной памяти равен 7 2 единиц.

-долговременная (не ограничена по объему и времени сохранения информации. Но не всегда информация может быть вовремя извлечена. Доступность информации определяется организацией хранения. Имеется два типа хранения информации в долговременной памяти: с произвольным доступом к информации (информация непрерывно преобразуется) и без произвольного доступа (информация хранится в неизменном виде).

— оперативная (мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные операции. В оперативной памяти функционирует информация поступающая как из кратковременной, так и их долговременной памяти. При умножении чисел в оперативной памяти сохраняются числа которые мы перемножаем (кратковременная память) и таблица умножения долговременная память). Пока мы действуем, этот материал остается в ведении оперативной памяти.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о