Понятие психологической помощи: Психологическая помощь — Википедия – 29. Понятие психологической помощи. Виды психологической помощи.

Психологическая помощь — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Помощь.

Психологическая помощь — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи как отдельному человеку, так и группе или организации.

Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.

  • Психопрофилактика (предупреждение).
  • Психологическое просвещение (в консультировании, в психопрофилактике — лекции, семинары).
  • Психодиагностика (выявление проблем и др. психологических показателей).
  • Психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).
  • Психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая.
  • Психиатрия (медицинский вид помощи, использование медикаментов, либо гуманистическая психиатрия, которая рассматривает человека не как больного, а как человека с другим мировоззрением, использует медикаменты ограниченно, следовательно, идет по психотерапевтическому пути).
  • Психокоррекция (восстановление нормы, как с точки зрения эмоционального состояния, так и с точки зрения личностных черт).

Также виды психологической помощи можно разделить на: психологическое консультирование; психологическая коррекция; кризисное вмешательство; психологическая реабилитация; психологический тренинг;психотерапия;

Виды психологической помощи строго развести нельзя. Существуют области пересечения. Критерием является то, кто осуществляет помощь (разница в образовании), с кем работает специалист с клиентом или пациентом (критерием нормы является адаптация), чем помогает (использование лекарственных препаратов, психотерапевтических, консультативных приёмов)

Специфика объекта психологической помощи[править | править код]

Добровольное согласие, уникальность, изменчивость. Требования к психологу, оказывающему психологическую помощь — эмпатичность, конгруэнтность, коммуникативность.

Принципы психологической помощи (этические)[править | править код]

Как и во многих профессиях, в деятельности психолога, при оказании им психологической помощи, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной. Существование различных этических кодексов деятельности психолога-профессионала в различных странах и психологических сообществах связано с тем, что не существует однозначных и простых ответов на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической помощи было не просто более эффективным и осмысленным занятием, но также — социально приемлемым. Во множестве работ на эту тематику обсуждаются различные сложные ситуации, в частности — как следует вести себя консультанту, если в ходе приёма он узнаёт, что его клиент замышляет или совершил асоциальный поступок, если он видит следы побоев или другого насилия на теле у ребёнка, если родители хотят узнать что-либо о своём скрытном ребёнке-подростке, а также многие другие. В некоторых странах, например, в США, несоблюдение профессиональных принципов и требований, может вести к лишению психолога диплома, прав на практику и предложение своих профессиональных услуг и т. д.

[1]

Среди наиболее важных этических принципов психологической помощи (по Ю. Алёшиной),[1] традиционно выделяют следующие:

  1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, подразумевает «целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно». Консультанту необходимо уметь внимательно слушать клиента (например, используя технику активного слушания), стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.
  2. Ориентация психолога на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, которая может позволить клиенту быть искренним и открытым. Отношения принятия ценностей клиента и их уважение являются не только возможностью выразить поддержку клиенту, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека.
  3. Запрет давать советы. Психолог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы, и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог- обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи. Кроме того дать совет — значит принять ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не способствует развитию его личности. Кроме того, давая совет, профессиональная позиция психолога может изменяться, а принимая совет, у клиента может измениться его позиция, в сторону большей пассивности и поверхностного отношения к происходящему. Нередко при этом, любые неудачи в реализации совета клиентом, могут приписываться психологу, как давшему совет авторитету, что мешает пониманию клиентом своей активной и ответственной роли в происходящих с ним событиях.
  4. Анонимность, означающая что никакая информация, сообщённая клиентом психологу не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям. Вместе с тем, существуют исключения (о которых психолог должен заранее предупреждать клиента), специально отмеченные в законодательстве страны, в соответствии с законами которой осуществляется профессиональная деятельность психолога.
  5. Разграничение личных и профессиональных отношений — это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно, что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Существуют различные исследования этих влияний (см., например, феномены переноса и контрпереноса). В конце XX века происходили дискуссии по этой проблеме, анализировались различные последствия вступления психолога и клиента в личные, в том числе в сексуальные отношения, но основным выводом из этих дискуссий стало положение о том, что при осуществлении психологом профессиональной деятельности личных отношений по возможности лучше избегать. Если же такие или подобные им отношения появляются, то необходимо стараться действовать в интересах клиента и как можно скорее прервать процесс психологической помощи.
    [2]
    [прояснить]
  1. 1 2 Алёшина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — 2-е изд. — М. : Независимая фирма «Класс», 2000. — 208 с.
  2. Dahlberg, Charles Clay. Sexual contact between patient and therapist // Symposium on love / ed. by Mary Ellen Curtin. — New York : Behavioral Publications, 1973. — 244 с. — ISBN 0-87705-116-X. — ISBN 978-0-87705-116-9.
  • Алёшина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — 2-е изд. — М. : Независимая фирма «Класс», 2000. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).
  • Абрамова Г. С. Практическая психология : учебник для высшей школы. — Москва : Академический проект, 2005.
  • Фролова Ю. Г. Медицинская психология.

29. Понятие психологической помощи. Виды психологической помощи.

Психологическая помощь – система психологических воздействий, основанная на различных психологических теориях, ориентированная на повышение социально-психологической комеетентности людей.

Принципы психологической помощи:

1)Принцип системности

2)Принцип субъект-субъектных отношений

3)Принцип позитивного развития в деятельности

4)Принцип адаптации

5)Принцип безопасности и надёжности

Сферы анализа пчихологической помощи:

1)психическое развитие ребёнка

2)Брак и семья

3)Психическое здоровье человека

4)управленческое консультирование

Классификация видов психологической помощи. По времени лействия: неотложные, продолжительность, экстренной

По направленности : прямая, отоикающая, упреждающая

По пространственной органищации: контактное, дисталентное

По выполнению функций психологом: диагностическая, диспертическая, информационной, консультативная

По количеству участников: индивидуально, групповая

По вмешателтству психологов: директивное, не директивное.

Собственно психологическая помощь направлена на поддержку личности в процессе ее развития, становления и роста, осуществляемую специальными психологическими методами. Эти методы стимулируют проявление способности каждого человека заботиться о себе, раскрывать и реализовать свои внутренние потенциалы, решать поставленные жизнью задачи.

Психологическая помощь как профессиональная деятельность включает в себя, прежде всего, такие ее виды, как психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия и психопрофилактика.

Психологическое консультирование направлено на ориентацию человека в возможностях решения им возникшей проблемы. Консультирование по степени воздействия может быть чисто информационное, ориентационное, а также направленное на изменение отношений личности к себе и к собственной жизненной ситуации.

Психологическое консультирование чаще всего проводится при возникновении экзистенциальных кризисов, межличностных конфликтов, семейных или профессиональных проблем.

Существует определение психологической коррекции как направленного психологического воздействия на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. При этом следует отметить, что психологическая коррекция может реализоваться в различных областях человеческой практики: медицине, педагогике, социальной работе, где решаются и профилактические задачи.

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА направлена на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию психически больных, а также на сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья. В последнем аспекте часто употребляется понятие «психогигиена». По вопросу целей и задач психопрофилактики и психогигиены существуют различные точки зрения. В целом же к видам психопрофилактической и психогигиенической работы могут быть отнесены и консультирование, и коррекция, и психотерапия. Виды психопрофилактики: первичная, вторичная, третиЧная.

В настоящее время существуют различия в пони­мании психотерапии, зависящие от теоретических науч­ных установок и практических подходов. В понимании психотерапии существует и общее признание того, что это особый вид профессиональной деятельности, основанный на межличностном взаимодействии и воздействии психологическими средствами при оказании помощи в решении проблем и затруднений психического характера и требующий специальной подготовки соответствующего специалиста

Психологическое консультирование в структуре психологической помощи

Основной целью деятельности психолога в образовательном учреждении является охрана психического здоровья ребенка, поэтому вся его деятельность направлена на оказание психологической помощи детям, родителям и педагогам.

Психологическая помощь – область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетенции людей, преодоление различных психологических проблем и формирование психологического здоровья человека. Психологическая помощь – это профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем, возникающих у людей разных возрастных категорий (детей, родителей, педагогов). Основные способы оказания психологической помощи — индивидуальное консультирование и групповые формы психологической работы психопрофилактической и психокоррекционной направленности.

Целью оказания психологической помощи является преодоление различного рода психологических затруднений. В жизни каждому человеку довольно часто приходится встречаться с проблемами и вопросами, относящимися к области психологии. Человек устроен таким образом, что ему свойственно стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. Однако, реализуя на практике это стремление, человек оказывается часто в сложных ситуациях, один на один с проблемами, самостоятельно справиться с которыми он не может.

Психология – наука о душе, о внутреннем мире человека, и именно та ее часть, которая называется практической, призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы. Психологическая помощь может включать в себя и диагностику, и коррекцию, и консультирование. В зависимости от возраста, особенностей жизненной ситуации человека, состояния здоровья, наличия или отсутствия определенного жизненного и социального опыта, такую помощь может оказать психолог или психотерапевт. Психолог – специалист с базовым психологическим образованием, который владеет методами оценки психических явлений и умеет их корректировать. Психотерапевт – врач по образованию, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией. При наличии психопатологии необходимо обратиться за помощью к врачу – психиатру. Различие между психотерапией и психологической коррекцией заключается в том, что психотерапевт имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих психическими заболеваниями или расстройствами. Психотерапия – комплексное лечебное воздействие на человека при некоторых психических, нервных, психосоматических заболеваниях.

Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Психокоррекция – направление практической психологии, основанное на системе психологических воздействий с целью исправления отклонений и нарушений в психическом развитии. Людей, которые обращаются за помощью к психотерапевту, называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами. Клиент – это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их, поэтому нуждается в психологической помощи. В качестве объектов психологической помощи могут выступать личность, семья или группа.

Многие проблемы человек может решить самостоятельно, используя рекомендации психолога. Каждый человек может быть сам для себя интуитивным психологом, оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявления эмоций. Психологическая культура позволяет человеку лучше разобраться в своих проблемах и отношениях с другими людьми. Психологическая культура — это забота человека о психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям. В психологической культуре выделяют три основных компонента: самопознание и самооценку; познание других людей; умение управлять своим поведением, эмоциями и общением.

Овладение психологической культурой само по себе несет большой психотерапевтический заряд. В условиях современного общества это имеет очень важное психопрофилактическое значение. В настоящее время практика консультирования сталкивается с усилением в нашем обществе ряда неблагоприятных тенденций, существенно осложняющих психическое развитие и воспитание детей. Среди них заметное место принадлежит отрицательному влиянию ряда социально-экономических факторов. Ощутимые осложнения влечет за собой фактор возрастания занятости родителей, особенно матерей. Это повлияло на «психологию родителей», на их социально-воспитательные установки: наблюдается тенденция переносить многие исконно родительские функции на детские сады и школы. Отрицательно сказывается на развитии личности ребенка уменьшение продолжительности и обеднение содержания общения в семье, дефицит теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновение совместных форм полезной деятельности ребенка и взрослого.

Место личностного и познавательного общения все больше занимают его узко прагматические формы — по поводу обихода, режима, учебы и т.д. Обеднение и формализация контактов в сочетании с повышенной требовательностью к исполнительности ребенка не способствуют формированию у него ощущения самоценности и значимости для других, а провоцируют неуверенность в своих силах, стойкое эмоциональное неблагополучие, негативизм или аффективные реакции и отрицательные формы самоутверждения. Эти проблемы делают актуальным создание психологической службы по оказанию помощи в сфере воспитания и обучения детей. Неуклонно растет число детей с различными недостатками развития. Все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства у детей. Среди причин этого:

— аномальное, травматическое течение родов;

— биологически и социально незрелые родители;

— большое количество разводов и неполных семей;

— низкий уровень психологической грамотности родителей;

— невротизация взрослых, накапливающиеся эмоциональные нагрузки;

— кризисное состояние нашего общества, большое количество стрессов;

— раннее начало обучения, усложнение требований в школе;

— особенности межличностной коммуникации в детском коллективе.

Все эти факторы могут способствовать психической травматизации детей, различным нарушениям в развитии их характера и формировании личности. По данным исследований, в возрасте одного-трех лет нервным является каждый четвертый ребенок, а в возрасте трех-шести лет — каждый третий ребенок. К концу дошкольного детства стойкие нервные расстройства обнаруживаются у каждого пятого ребенка, функциональные — у каждого третьего ребенка. Менее половины детей являются здоровыми, в полном смысле этого слова. Идет неуклонный рост детей с поврежденной или ослабленной нервной системой. Перед детьми, страдающими нервно-психическими расстройствами, встает проблема социально-психологической адаптации, а неразвитые навыки общения приводят к множеству психологических проблем. В развитии детей и при отсутствии патологических нарушений, т.е. в рамках медико-биологической нормы, имеется множество трудностей психологического плана, требующих своевременного обнаружения и коррекции.

Актуальность вышеизложенной проблемы психического здоровья детей и поиски путей оказания помощи детям и их родителям привели к необходимости внедрения психологического консультирования в образовательные учреждения. Практика показывает, что на современном этапе развитие нашего общества не приводит к автоматическому снятию многообразных социально-психологических проблем. Напротив, глубокий и «застарелый» характер психологических проблем неблагоприятно сказывается на всей жизни человека, его мироощущении. Развитие ребенка не может рассматриваться как фатально обусловленный процесс, формирование личности открыто влиянию всех благотворных перемен. Назначение индивидуально-психологической помощи заключается в поиске и определении конкретных способов адаптации ребенка к наличным условиям, которые бы в наименьшей степени ущемляли интересы развития его личности и способствовали нормализации и оздоровлению социальной среды. Но необходимо также подчеркнуть, что радикальное разрешение многих острых психологических проблем детства находится за рамками возможностей индивидуальной консультативной помощи. Устранение их причин и источников лежит на пути коренной реформы существующей системы общественного воспитания и образования и коренного оздоровления социальной, культурной, материально-бытовой и других сторон жизни. Эти положения определяют приоритетное значение проблем детства в рамках службы психологической помощи.

1.Определение понятия“психологическая помощь”

Понятие “психологическая помощь” отражает некоторую реальность, некую психосоциальную практику, полем деятельности которой является совокупность вопросов, затруднений и проблем, относящихся к психической жизни человека. Уже такое, предварительное, хотя и очевидное, допущение требует, в свою очередь, уточнения границ понятий “психика”, “психическое”. И здесь,думается, небезосновательным критерием может послужить широко распространившееся в последние десятилетия как в отечественной, так и в зарубежной психологии представление о человеке как о трехуровневом единстве: физическом(body),психоэмоциональном (mind) и духовном (spirit).Даже такое схематическое членение понимания человека довольно явственно указывает на сферу приложения усилий, отражаемых словосочетанием “психологическая помощь”. Очевидно, что областью деятельности соответствующего специалиста является широкий круг проблем, относящихся именно к срединному звену указанного трехчлена: проблемы, в которых отражаются особенности психической жизни человека как социального существа, равно как и особенности сообщества, в которых отражается психологическая специфика его функционирования. Логично поэтому исходить из такого понимания психологической помощи, которое очевидно вытекает из самого трезвого, пусть многократно критикуемого, но от этого отнюдь не утратившего свое простодушное обаяние понимания, называемого здравым смыслом. Психологическая помощь есть область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении разнообразных проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме. Ясно поэтому, что понимание проблематики психологической помощи связано с пониманием психики как такого пространства (уровня, способа) человеческого бытия, многообразие и многогранность которого и определяет совокупность проблем в деятельности соответствующего специалиста: межличностные отношения, эмоциональные внутриличностные (как глубинные, так и ситуативные) конфликты и переживания; проблемы социализации (выбор профессии, создание семьи, разные формы общественных отправлений), проблемы персонализации (возрастные и экзистенциальные), т.е. весь спектр эмоционально-смысловой жизни человека как общественного существа, наделенного психикой.

Что же является определяющим в содержании психологической помощи? Уже в первом приближении к характеристике объема и содержания данного понятия, в отвлечении от разнообразных позиций, исследований и воззрений в отношении проблемы нетрудно представить главное: содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки человеку или сообществу в трудных ситуациях, возникающих в ходе их личностного или социального бытия.

Легко заметить, что в глубинной основе психологической помощи обнаруживается свойственная различным уровням движения (существования) материи способность к самоорганизации, структурированию. Тот же инстинкт помощи существует и у животных. В человеческом же обществе феномен помощи существовал всегда, хотя в качестве социального института возник и оформился только к середине ХХ века, вызвав к жизни появление целого ряда новых профессионалов: социальный работник, психолог-консультант, психолог-психотерапевт. И это — помимо уже традиционных фигур священника, психиатра и психоаналитика. Более подробное разграничение сфер деятельности внутри указанного круга специалистов и вне его требует углубления в историю становления и оформления психологической помощи как особого социального института.

29)Понятие психологической помощи. Виды психологической помощи.

Психологическая помощь – это особая деятельность специалиста, осуществляемая в процессе решения жизненно важной задачи, возникающей у другого лица при непосредственном взаимодействии.

Психологическая помощь имеет различное содержание и общие признаки с психологической поддержкой, реабилитацией, сопровождением. В понятии «психологическая помощь» ми подчеркиваем своевременное позитивное воздействие педагога и родителей (взрослых) на детей с целью выработки у них адекватной самооценки , способности противостоять негативному влиянию окружающих, эмоциональному шантажу. Психологическая помощь сходна с понятием «реабилитация»

Реабилитация – это система мероприятий по восстановлению психический функций, организованная определенным образом, оптимизирующая жизнь личности в соответствии с ее потребностями и способностями. Если личность находится в кризисе, то реабилитационный процесс уменьшает его за счет повышения самооценки, одобрения окружающими ее способностей. Психологическая реабилитация направлена не на частное нарушение, а на личность в целом, на психическое развитие, обучение.

Психологическое сопровождение – протекающий во времени процесс создания социально-психологических условий изменения.

Виды:

-по времени действия: неотложная, продолжительная

-по направленности: прямая(направлена на клиента), откликающаяся(ответ на сложившуюся ситуацию),

-по выполнению функций психологом: диагностическая (постановка психологического диагноза, составление психологического портрета личности), информационная – сбор информации о клиенте, его семье, окружающих людях, социальных условиях

-по количеству участников: индивидуальная, групповая

30) Психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция как виды практической деятельности психолога.

Психотерапия — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.).

Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих, медикаментозных и других методик. Однако, такое определение не является полным.

Следует отличать понятие психотерапии как от психиатрии, так и от психологии

Психодиагностика – отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Вопросы, требующие применения психодиагностики (возникают в следующих областях социальной практики):

-расстановка кадров, профотбор

-оптимизация обучения и воспитания

-консультативная, психотерапевтическая помощь

-судебно-психологическая экспертиза

Психокоррекция – направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры психики с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.

Психокоррекция способствует раскрытию внутреннего мира субъекта. Применяется в работе с психически здоровыми людьми, способными к самоанализу и самоизменению.

Предполагает комплексное лечебное воздействие на субъекта при многих психических, нервных и психосоматических расстройствах, направлена на оптимизацию психического, эмоционального состояния субъекта.

12.Понятие о психологической помощи, психологическом содействии, психологической поддержке и психологическом сопровождении

Понятие психологической помощи является наиболее устоявшимся в практической психологии. Содержание этого понятия представлено в совокупности основных направлений профессиональной деятельности практического психолога: психопрофилактике, психодиагностике, психокоррекции, психологическом консультировании и психотерапии. При этом чаще всего под оказанием психологической помощи подразумевают услуги психолога тем, кто испытывает серьезные трудности в социализации, адаптации (в школе — тем, кто «выпадает» из процесса обучения). Задача психолога, таким образом, уподобляется задаче врача: поставив диагноз, «нормализовать» жизнедеятельность человека, возвратить его в общее русло. Иными словами — снова сделать его «таким же, как все».

Несколько иной подход появился уже в середине восьмидесятых годов. Основная идея этого подхода, наиболее ярко проявившегося в области практической психологии образования, состояла в выдвижении понятия «содействие». Суть новой позиции не сводилась, разумеется, только к замене термина. Речь шла о том, что работать психологу следует не только с теми, у кого имеются проблемы, а со всеми людьми, оказывая содействие их развитию. Для психолога, работающего в школе, это означает включение в образовательный процесс в качестве равноправного участника, содействующего ученикам, учителям, родителям.

Почти одновременно с термином «содействие» появился термин «поддержка». В практической психологии образования и в научной литературе стали встречаться такие обороты, как «психологическая поддержка процесса обучения», «психологическая поддержка образовательной среды», «психологическая поддержка развития детей». Однако нельзя сказать, что слово «поддержка» прочно закрепилось в профессиональной психологической речи.

Пожалуй, из–за того, что слишком очевидно «выпирает» его «костыльное» содержание. Действительно, поддержка, подпорка нужны, как правило, тому, кто сам едва стоит на ногах. Если уж образовательный процесс не «держится», то вряд ли ему помогут «психологические костыли».

В последние годы, благодаря стараниям известного московского специалиста М. Р. Битяновой и питерских практических психологов Г. Бардиер, И. Рамазан и Т. Чередниковой широко употребляемым стало словосочетание «психологическое сопровождение». Идеология сопровождения состоит в том, чтобы не ограждать ребенка от трудностей, не решать его проблемы вместо него, а создавать условия для совершения им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора на его жизненном пути. Психолог идет рядом с ребенком как друг и помощник (но не конвоир!). Ребенок всегда может обратиться к нему за помощью, но это не значит, что психолог станет все делать за него. Функции психолога в парадигме сопровождения напоминают в чем–то работу телохранителя. Его и не видно, может быть, пока он не понадобится. Чаще всего его задача — это создание благоприятных условий ребенку для самостоятельного решения. Но бывают моменты, когда он должен стремительно вмешаться, или остановить, или повести за собой, чтобы спасти и помочь.

1. Определение понятия психологической помощи

Психологическая помощь — это емкое понятие, со­держание которого включает в себя многообразие тео­рий и практик, варьирующихся от специфического при­менения такого метода, как глубинное интервью, до мно­гообразных техник социально-психологического тренин­га, понятий и методов медицинской психотерапии, без которых отношения психолога-консультанта и его кли­ента могут легко разрушиться, а сама психологическая помощь — превратиться в простое выражение сочув­ствия или морализаторство. Понятие «психологическая помощь» отражает некоторую реальность, некую пси­хосоциальную практику, полем деятельности в которой является совокупность вопросов, затруднений и проблем, относящихся к психической жизни человека. Областью деятельности соответствующего специалиста является широкий крут проблем, в которых отражаются как осо­бенности психической жизни человека — социального существа, так и особенности сообщества, в котором от­ражается психологическая специфика его функциони­рования. Психологическая помощь есть область и спо­соб деятельности, предназначенные для содействия че­ловеку и сообществу в решении широкого крута про­блем, порождаемых душевной жизнью человека в соци­уме. Понимание проблематики психологической помо­щи связано с пониманием психики как такого простран­ства (уровни, способы) человеческого бытия, многооб­разия и многогранность которого и определяют сово­купность проблем в деятельности соответствующего спе­циалиста, а именно: межличностные отношения, эмоци­ональные внутргошчностные (как глубинные, так и си­туативные) конфликты и переживания, проблемы соци­ализации (выбор профессии, создание семьи), пробле­мы персонализации (возрастные и экзистенциальные), то

Психологическое консультирование в структуре психологической помощи

есть весь спектр эмоционально-смысловой жизни чело­века как общественного существа, наделенного психикой. По мнению М. К. Тутушкиной, психологическая помощь включает в себя психодиагностику, коррекцию развития, психотерапию, разнообразные тренинги, профилактику отклоняющегося поведения, профориентацию и т. д.

Содержание психологической помощи заключает­ся в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзис­тенциальной поддержки человеку или сообществу в си­туациях затруднения, возникающих в ходе личностного и социального бытия. Психологическая помощь может включать в себя: психодиагностику (сообщение клиенту объективной психологической информации, ответствен­ность за достоверность и форму сообщения несет пси­холог), психологическая коррекция (организованное воз­действие на клиента с целью изменения показателей его активности и соответствии с возрастной нормой психи­ческого развития; разрабатывается индивидуальная про­грамма) , психологическое консультирование (помощь для психически нормальных людей для достижения ими це­лей личностного развития) и психотерапия (активное воздействие психотерапевта на личность клиента с це­лью восстановления или реконструкции психической реальности личности).

В глубинной основе психологической помощи обна­руживается свойственная различным уровням существо­вания материи способность к самоорганизации, структу­рированию. Тот же инстинкт помощи существует и у жи­вотных. В человеческом сообществе феномен помощи су­ществовал всегда, хотя в качестве социального института возник и оформился только к середине XX века, вызвав к жизни появление целого ряда новых профессионалов: со­циальный работник, психолог-консультант, психолог-пси­хотерапевт. И это уже помимо традиционных фигур свя­щенника, пастора, психиатра и психоаналитика.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о