Понятие стресса в психологии: понятие в психологии, виды, причины, признаки, лечение – Виды стресса в психологии: стадии, понятия

Содержание

понятие в психологии, виды, причины, признаки, лечение

Стресс относится к числу защитных механизмов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма. В данном процессе участвуют сложные нейрогуморальные и метаболические процессы, организм использует резервные вещества. После пережитого требуется немедленное их восполнение и физическое восстановление, в противном случае могут возникнуть патологические состояния. Человеку необходимо самостоятельно контролировать уровень внутреннего напряжения и своевременно принимать меры по лечению и восстановлению. Длительный стресс, перешедший в хроническую форму, истощает человека и нередко приводит к расстройствам личности.

1

Что такое стресс?

Понятие стресса заключается в проявлении неспецифического ответа организма на любой раздражитель. Он способствует выработке эндогенного адреналина, который повышает устойчивость и активирует потенциальные силы человека. Стресс сопровождают такие состояния, как тревога, возбужденность и напряженность. Они опасны, так как приводят к развитию тревожных расстройств. Но в небольших количествах они даже полезны для личности, оказывают стимулирующий эффект. В норме человек нацелен на преодоление проблемы, но в случае хронического стресса, когда организм истощен, у него не всегда это получается. В этот момент тревога и напряжение достигают своего пика и могут повлечь необратимые последствия.

Определение стресса в психологии отличается от бытового понимания. Он практически всегда сопровождается тревожным состоянием, когда на первый план выходят такие эмоции, как нервозность и обеспокоенность за результат. В совокупности они помогают организму максимально оперативно и рационально справиться с любой проблемой, активируется быстрая мозговая деятельность и порой человек сам не осознает, как ему удалось что-либо предпринять. Психологами установлена закономерность, что чем выше неспецифическая реакция, тем более непредсказуемым и молниеносным оказывается решение со стороны человека.

Регулярные тревожные состояния приводят к стойкому расстройству личности, возникновению панических атак и навязчивых состояний. Предотвратить развитие патологии можно только при помощи своевременного и компетентного лечения.

Стрессовое недержание мочи: причины развития недуга и способы лечения

Стрессовое недержание мочи: причины развития недуга и способы лечения

1.1

Виды

Многие психотерапевты уверенны, что стрессовые реакции в умеренных количествах способствуют росту и развитию личности, за счет ее выхода из зоны комфорта. Благодаря им происходит самопознание и совершенствование внешних и внутренних качеств. Но это положительное влияние во многом зависит от вида и степени выраженности стресса.

Классификация по провоцирующему фактору:

  • дистресс — происходит в результате негативного влияния, надолго выводит человека из привычного ритма жизни, возможно развитие неблагоприятных последствий, особенно если случилось что-то необратимое;
  • эустресс — ответ организма на положительное воздействие, не опасен и не влечет выраженных изменений.

По типу воздействия выделяют следующие виды стресса:

  • психические;
  • пищевые;
  • температурные;
  • световые и др.

По механизму воздействия различают:

  • психические стрессы, при которых возбуждается только эмоциональная сфера и ответ происходит со стороны нервной системы;
  • биологические, при которых возникает реальная угроза состоянию здоровья человека, появляются травмы, заболевания.

Уровень стресса во многом зависит от масштаба проблемы. Одни носят временный характер, и человек подсознательно понимает, что серьезной угрозы для жизни они не представляют, вроде сессии у студентов или простудного заболевания. Другие имеют глобальный характер, когда человек не понимает, каким будет исход. К последним можно отнести землетрясение, вооруженное нападение и прочие обстоятельства, которые угрожают карди

нальными переменами в жизни или ее утратой.

Что такое окислительный стресс, причины оксидативных нарушений и их лечение

Что такое окислительный стресс, причины оксидативных нарушений и их лечение

1.2

Стадии

Выделяют три взаимосвязанные стадии стресса, которые плавно переходят одна в другую, и противостоять этому процессу невозможно:

  1. 1. В момент наступления стресса человек на какой-то промежуток времени полностью теряет над собой контроль и ориентацию в пространстве. Происходит резкая смена настроения, проявляется не характерное для индивида поведение. Организм перестает сопротивляться. Доброта сменяется озлобленностью и агрессией, а вспыльчивость переходит в замкнутость и отстраненность.
  2. 2. После пережитого шокового состояния, когда произошло определенное раздражение, формируется ответ в виде стрессовой реакции. Для того, чтобы рационально использовать резервные силы, человеку необходимо трезво взглянуть на ситуацию. Для этого на подсознательном уровне он успокаивается и адаптируется к произошедшему. Начинает проявляться сопротивление.
  3. 3. Дается ответ на раздражитель, человек находит решение проблемы и начинается восстановительный период. Если действующий фактор не прекратил своего влияния, то стресс не отступает. Происходит хронизация процесса, и организм подвергается эмоциональному и физическому истощению.

Принципиальное значение для специалиста имеет третья стадия. От того, как давно пациент испытывает тревожное потрясение, принципиально зависит тактика лечения. Существует прямая зависимость: чем больше человек находится под влиянием раздражающего фактора, тем больше объем необходимой помощи.

Стресс во время беременности: последствия и методы преодоления

Стресс во время беременности: последствия и методы преодоления

2

Причины возникновения

Ответная реакция организма в виде стресса, появляется не только на негативные факторы воздействия, но и на положительные стрессоры, которые также предвещают перемены. Многие психотерапевты уверенны, что стрессовые реакции в умеренных количествах способствуют росту и развитию личности и ее выходу из зоны комфорта. Благодаря им происходит самопознание и совершенствование внешних и внутренних качеств.

Основными причинами дистресса служат все негативные ситуации, которые появляются у человека в течение жизни. Каждый имеет свою систему ценностей и может испытать различный уровень потрясения от одной и той же ситуации, но равнодушных не бывает.

Например, беременность является следствием биологического эустресса. С одной стороны, женщина долго ждала наступления этого состояния и несказанно рада ощущать внутри себя жизнь. С другой, организм претерпевает определенные изменения, которые носят временный характер, но доставляют массу неприятностей и дискомфорт. Наличие ярко выраженного токсикоза в первые месяцы, говорят о противостоянии. Благодаря подавлению иммунитета не происходит отторжения плода. Иммунные реакции, смена гормонального фона, использование накопленных питательных веществ и многое другое представляют собой сложную стрессовую реакцию. В конце беременности женщина начинает испытывать настоящие трудности со здоровьем, которые впоследствии преобразуются в послеродовую депрессию и требуют специализированного лечения.

3

Признаки

Симптоматическая картина различных заболеваний, имеющих схожее проявление, навела известного исследователя Ганса Селье на определенные размышления, которые положили начало труду всей его жизни — учению о стрессе. В момент полного истощения не остается ни одной системы, которая бы не получила удара. Условно все симптомы можно разделить на физиологические и психические. Первые отображают воздействие стресса на организм. К ним можно отнести выраженное похудение, снижение аппетита, изменения в работе сердца, ВСД (вегето-сосудистая дистония), утомляемость и т. д.

К психическим признакам относятся: внутреннее напряжение, недержание мочи, тревожность, подавленность, апатия, плохое настроение, замкнутость, отстраненность. От исходного состояния нервной системы человека зависит то, насколько выраженным будет ответ организма и его не специфическая реакция. Эмоционально слабые личности подвержены искать решения проблемы на стороне или с помощью психотропных веществ. Именно они обычно имеют зависимость от наркотиков и алкоголя. Сильным личностям противостоять стрессу оказывается легче.

В психотерапии выделяют когнитивные, физические, поведенческие и эмоциональные симптомы стрессового состояния. Они относительны, потому что некоторые могут проявляться в поведении человека и без провоцирующего фактора, так как являются нормой для личности и заложены психотипом. Выявить истинные симптомы стресса на ранних этапах его проявления поможет психотерапевт, в запущенных случаях, когда человек теряет над собой контроль, их видно даже неспециалисту.

Когнитивные симптомы:

  • ухудшается память;
  • теряется способность к самоорганизации;
  • появляется нерешительность, сомнительность;
  • наблюдаются пессимизм и перепады настроения;
  • повышается тревожность, озабоченность;
  • возможно нарушение сна, вплоть до бессонницы.

Эмоциональные симптомы:

  • человек становится капризным и требовательным;
  • повышается раздражительность;
  • возможны панические атаки;
  • возникает склонность к депрессии;
  • появляются мысли о суициде;
  • возникает чувство одиночества и бесполезности;
  • возникает враждебный настрой ко всем;
  • чаще проявляется агрессия;
  • возможна неудовлетворенность настоящим состоянием;
  • происходит угнетение психоэмоционального фона.

Физические симптомы:

  • головокружения и головная боль;
  • расстройство пищеварения;
  • расстройство стула;
  • частичное выпадение рефлексов;
  • тошнота и рвота;
  • нарушения дыхания;
  • мышечные и нервные спазмы;
  • обострение хронических заболеваний;
  • повышенное потоотделение;
  • сухость во рту, чувство жажды;
  • утомляемость.

Поведенческие симптомы:

  • замкнутость;
  • отстраненность;
  • отказ от основной деятельности;
  • пристрастие к алкоголю или наркотикам;
  • изменение отношения к окружающим;
  • смена взглядов на жизнь;
  • переоценка ценностей;
  • подозрительность и недоверие к окружающим.

В зависимости от количества перечисленных симптомов распознается тяжесть состояния. После опроса, наблюдения и визуального обследования специалист ставит диагноз и определяет объем необходимой помощи. В тяжелых клинических ситуациях требуется госпитализация в стационар круглосуточного пребывания и постоянный контроль со стороны специалиста.

4

Лечение

Начать лечить стресс допустимо в домашних условиях, особенно если пациент правильно воспринимает свое состояние и готов противостоять всем негативным изменениям. Первое, на что нужно обратить внимание, это эмоциональное состояние. Снизить тревожность помогут успокоительные чаи, седативные лекарственные средства, можно делать массаж, помогает физиотерапевтическое лечение. Важно предотвратить воздействие провоцирующего фактора. Чем раньше начинается восстановительный период, тем быстрее протекает процесс исцеления.

Для восстановления и дальнейшей готовности противостоять новому стрессу, следует задуматься об общем состоянии здоровья. Оно зависит от образа жизни. Здоровый сон, соблюдение режима труда и отдыха, рациональное и сбалансированное питание, умеренная физическая активность и регулярный прием витаминных комплексов укрепят здоровье и восполнят потраченные полезные вещества. Этим нельзя пренебрегать, потому что истощенный организм не способен продолжать адекватную и полноценную жизнедеятельность.

Длительное отсутствие положительной динамики на фоне самостоятельного лечения говорит о необходимости обращения к психотерапевту. Он может рекомендовать индивидуальные тренинги или предложить групповые занятия, которые оказываются весьма эффективными в противостоянии тревожному расстройству. Преимуществом такого подхода к лечению является возможность научиться переживать стресс с минимальными последствиями для себя и регулярно проводить профилактику.

это что такое, виды и признаки

В психологии состояние повышенной нервной возбудимости рассматривается как реакция на внешние действия. Этому состоянию подвержены все люди, но их способность переносить внешнее давление отличается. Важно знать психологические симптомы стресса, чтобы вовремя распознать его и научиться противостоять.

Понятие стресса в психологии: формы и особенности состояния

Фото 1611Термин «стресс», образованный от английского stress, буквально переводится как давление, напряжение, нагрузка. В психологии под стрессом понимают особый комплекс реакций организма, возникающих в ответ на внешние неблагоприятные факторы. Во время переживания внешнего давления изменяется состояние организма: физические процессы ускоряются, нервная система работает в усиленном режиме.

Выделяют два вида стресса: положительный и отрицательный. Он зависит от особенностей факторов влияния и личного отношения человека к ним.

Длительная подверженность внешнему давлению истощает организм. Поэтому его воздействие нужно сокращать и ослаблять, иначе даже положительный стресс приведет к негативным последствиям.

Изучение феномена стресса: история понятия, выделение в отдельную категорию

Первым исследователем, использовавшим слово стресс для определения специфического эмоционально-физиологического состояния, был У. Кэннон. Он изучал разницу реакций организма на опасность, и выявил определенную совокупность симптомов, которые проявлял организм в ответ на внешнюю агрессию.

Первая научная работа, в которой подробно описывалась стрессовая реакция, была написана Г. Селье в 1936 г. Рассматривая общий адаптационный синдром, физиолог отметил особое состояние, в котором у индивида повышается нервное напряжение. Но поскольку термин стресс тогда еще не был общеупотребим, Селье его не использовал. Он плотно вошел только через 10 лет, и с тех пор используется в психологии и психиатрии.

Особенности физиологических процессов во время стресса

Фото 1696Селье описывает стрессовое состояние как неспецифический ответ организма на внешние факторы. Они могут быть значительными или незаметными, в отдельных ситуациях сознание человека не может зафиксировать причину переживания. Но реакция организма появляется независимо от того, является ли внешнее давление осознанным.

Еще будучи студентом, Селье пришел к выводу, что реакция на повреждение или угрозу у разных людей одинакова. Он рассматривал признаки инфекции: у всех заболевших симптомы проявлялись в одно время и с похожей интенсивностью. Его эксперименты с крысами, а позднее — эксперименты с людьми дали аналогичные выводы: живые организмы, сталкиваясь с опасностью или получая увечья, реагируют одинаково. Характер повреждений роли не играет. Выявление универсальности симптомов позволило выделить три основных фактора:

  • увеличение коры надпочечников;
  • уменьшение тимуса;
  • кровоизлияние в желудке и кишечнике.

Объединив признаки в триаду, Селье сформировал представление об общем адаптационном симптоме.

Особенности общих адаптационных симптомов: стадии и физические изменения

Результаты собственных экспериментов помогли Селье выделить 3 стадии ОАС:

  1. Тревога — организм мобилизует внутренние ресурсы.
  2. Сопротивляемость — активное сопротивление внешнему влиянию.
  3. Истощение — расход ресурсов, чувство утомления.

Вначале Селье воспринимал явление стресса негативно, как реакцию на неприятную ситуацию. Но эксперименты показали, что отношение к источнику стресса не влияет на активность проявления симптомов. Приятное воздействие оказывает на нервную систему такое же разрушительное воздействие.

Особенности адаптационной энергии: концепция адаптации организма

Фото 1668Рассматривая стресс, Селье предположил, что способности к адаптации (способности противостоять внешнему давлению) у разных людей отличаются. Индивидуальные различия зависят от количества энергии, содержащейся в организме. Объем энергии примерно одинаков для представителей одного вида (уровень сопротивляемости крыс отличается от уровня сопротивляемости собак). Физиологические эксперименты с людьми показали, что реакция мужчин и женщин одного возраста также одинакова.

Исследователь сформировал концепцию адаптационной энергии, состоящую из утверждений:

  1. Энергия ограничена. Ее объем наследуется, и всегда ограничен.
  2. Энергию можно концентрировать. В организме постоянно присутствует распределенный запас энергии, которую можно соединить для эффективного ответа на внешний вызов.
  3. Энергия не всегда активна. Адаптационная энергия включается, когда внешнее воздействие достигает определенного порога.
  4. У энергии есть два уровня активности. Первый уровень реагирует на высокий уровень угрозы и растрачивает большой запас энергии сразу, второй — отвечает на слабую угрозу, расходуя энергию экономно.

Теорию об адаптационной энергии рассматривал последователь Селье Голдстоун. Он считал ее важным открытием, но не разделял мнение Селье о наследственном характере объема энергии. По мнению Голдстоуна, энергетический запас можно развивать и пополнять, повышая способность организма справляться с внешними стимулами. Также он выявил, что постоянное воздействие слабых стимулов повышает адаптационную реакцию.

Голдстоун предположил, что негативные сигналы влияют на организм ежедневно, и человек успешно с ними справляется. Слабые раздражители поддерживают нервную систему в тонусе, при этом почти не расходуя энергию. Сильные стимулы забирают большее количество энергии и истощают запас. Полное истощение приводит к смерти организма. Сила адаптации зависит не от силы стимула, а от особенностей индивидуальных реакций.

Голдстейн пришел к выводу, что адаптационная энергия вырабатывается в течение всей жизни. Скорость выработки постепенно снижается, но наработанный капитал сохраняется. Эмоциональное и физическое истощение наступает, когда человек тратит больше энергии, чем вырабатывает. Современная наука рассматривает обязательный запас энергии как эволюционный механизм защиты.

Различия видов стресса в зависимости от формы проявления и особенностей факторов влияния

Среди разновидностей стресса выделяют следующие виды:

Фото 1697

  1. Эустресс — вызывается положительными эмоциями, мобилизует организм, помогает справляться с повседневными трудностями.
  2. Дистресс — появляется, когда внешний стимул слишком сильный, и организм с ним не справляется. Дистресс влияет на здоровье разрушительно, снижая работоспособность иммунной системы. Попадая в ситуацию сильного нервного напряжения, человек чаще болеет инфекционными заболеваниями.
  3. Эмоциональный — сопровождает эмоциональный ответ. Эмоциональная реакция первична, ее активация заставляет работать остальные системы.
  4. Посттравматический — возникает в ответ на сильное потрясение. Катализатор напряжения — негативные воспоминания.
  5. Психологический — чаще всего обусловлен социальными факторами. Для его прекращения необходим выход из провоцирующей ситуации.
  6. Профессиональный — связан с повышенной нагрузкой во время профессиональной деятельности.

Виды стресса часто объединяются друг с другом в ситуации повышенного уровня угрозы жизни. В повседневной жизни большинство людей испытывает психологический стресс, но его давление низкое или среднее, и не вызывает истощения нервной системы.

Роль стресса при ведении допроса, влияние стрессовых факторов при манипулировании людьми

Стрессовый фактор часто используют следователи, чтобы повлиять на подозреваемых. Для этого во время допроса применяют разнообразные методы, влияющие на физическое и психическое состояние допрашиваемого:

Фото1682

  • допрос проводится в помещении с температурой ниже нормы на 2–3 градуса;
  • следователь задает вопросы быстро, эмоционально давит на подозреваемого;
  • при отсутствии реакции допрашиваемый подвергается перекрестному допросу.

Повышение уровня психологического давления мешает подозреваемому сосредоточиться, он раздражается, злится или напуган. В таком состоянии он быстро теряет способность самоконтроля и сдается.

При манипулятивном воздействии искусственное создание враждебной опасной среды помогает получить нужный результат. Манипулятор внушает ложные убеждения, запугивает или злит объект воздействия, чтобы активировать работу защитных механизмов. Пока человек находится в стрессовом состоянии, его легко переубедить, навязать свое мнение.

Заблуждения: что нужно знать о настоящем эмоциональном напряжении и его последствиях

С пониманием стресса связаны распространенные заблуждения, которые мешают людям эффективно справляться с его последствиями:

  1. Стресс вызывает только сильное потрясение. Сила воздействия определяется не объективными факторами, а особенностями восприятия. Поэтому незначительное для одного человека событие может быть разрушительным для другого.
  2. Сильное потрясение влияет только на нервную систему. Стресс затрагивает все системы органов, может привести к различным заболеваниям.
  3. Дети не могут испытывать стресс. Исследования показали, что новорожденные младенцы уже имеют активный защитный механизм, реагирующий на изменения во внешней среде.

Чтобы отличать настоящее стрессовое состояние от других психологических проявлений, необходимо знать основные симптомы и процесс развития ответной реакции.

Как развивается адаптационный ответ на внешнюю среду: стадии стресса

Понимание принципов развития ответной реакции помогает распознать первые признаки негативного воздействия и своевременно принять меры. Фазы развития стрессовой реакции Селье выделил, определив физические симптомы:

Фото 1606

  1. Тревога и мобилизация, подготовка к адаптации. Организм мобилизирует ресурсный запас, готовясь ответить на внешнее воздействие. Проявляется учащенным сердцебиением, чувством тревоги, мышечным напряжением.
  2. Сопротивление, закрепление новых параметров работы организма. Адаптационный запас сил перераспределяется, убирая последствия внешнего влияния. Высокий уровень приспособляемости помогает полностью восстановить нормальное состояние, низкий может не справиться.
  3. Истощение энергетического запаса. Длительное пребывание в третьей фазе может полностью уничтожить запас энергии, вызывая различные заболевания, в том числе — сильные внутренние кровотечения.

Индивид не может бесконечно противостоять влиянию раздражителей, поэтому важно не допускать развития стадии истощения и использовать меры профилактики.

Как поддерживать нормальное состояние в негативной среде: быстрые способы успокоиться

Основной задачей изучения понятия стресса в психологии являлось открытие методов, помогающих справиться с его разрушительным действием. К таким способам относятся:

Фото 1693

  1. Учащенное дыхание. Чтобы привести в норму эмоциональное состояние, необходимо помочь организму сбросить напряжение. Для этого подойдет упражнение учащенного дыхания: 3 вдоха и 3 выдоха на 1 сек.
  2. Заземление. Под заземлением в психологии понимают состояние, при котором человек концентрируется на телесных ощущениях. Для повышения концентрации нужно повысить тактильность: сцепить руки в замок, присесть, потопать ногами.
  3. Отстранение. Если негативные последствия нельзя изменить, следует дистанцироваться от них. Для этого нужно сосредоточить внимание на одном объекте, вызывающем положительные эмоции.

Повысить стрессоустойчивость помогает соблюдение режима, регулярные прогулки, полноценный отдых.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете о том, как избавиться от стресса и как им управлять.

значение, природа, значение стресса в жизни человека

Каждый человек испытывал раздражение и чувствовал упадок сил. Такая реакция организма на негативные эмоции называется стрессом.

Голова человека

Характеристика состояния

Понятие и природа стресса в том, что он предназначен для защиты организма от различных негативных воздействий. При попадании человека в экстремальную ситуацию у него активизируются физиологические и психологические реакции для преодоления трудностей.

Причины

Стресс в жизни возникает по следующим причинам:

  • беспокойство по поводу смены работы;
  • опаздывание на поезд или рейс самолета;
  • плохое финансовое состояние;
  • нехватка времени, чтобы закончить важные дела;
  • смерть родственников;
  • плохое самочувствие;
  • неудовлетворение потребностей и т. д.

Значение стресса для организма человека оценивают по-разному. Некоторые психологи утверждают, что иногда он необходим, чтобы взбодриться и испытать адреналин. Но если будет слишком много стрессоров и человек будет находиться в стрессовом состоянии более 2 раз в неделю, то последствия будут негативными.

Девушка перед множеством бумаг

Симптомы

Стресс в жизни человека бывает разный. Его особенности зависят от первоисточников, но их симптоматика похожая. Сущность стресса проявляется в таких симптомах:

  • ухудшение памяти;
  • плохое самочувствие;
  • невозможность сконцентрироваться;
  • навязчивое чувство усталости;
  • систематические ошибки;
  • излишнее упрямство;
  • приступы агрессии;
  • слишком быстрая или медленная речь;
  • перевозбуждение;
  • повышенное чувство тревожности;
  • потеря чувства юмора и позитивного настроя;
  • чувство голода;
  • бессонница;
  • снижение социальной активности и т. д.

Если вовремя не начать лечение, воздействие стресса на организм может стать негативным.

Начнут активно развиваться психические заболевания: невроз, эпилепсия, фобические расстройства. Сущность стресса такова, что могут проявиться и прочие заболевания – артрит, тахикардия, гастрит, молочница. Нервные срывы, панические атаки, навязчивые суицидальные мысли также станут частым явлением.

Таблица признаков стресса

Стадии

Воздействие стресса на организм человека зависит от стадии, на которой он пребывает. Их выделяют 3: стадия тревоги, сопротивления и истощения.

Стадия Характеристика
Тревоги Непосредственное влияние на организм человека раздражителей. Выделяются гормоны, направленные на защиту или бегство. В этом задействованы надпочечники, система пищеварения, иммунитет. Главная функция стресса – сохранение и поддержание постоянства внутри организма в среде, которая постоянно меняется. В определенных случаях нервная система работает на износ, поэтому человек остается живым. Но в такие моменты ухудшается самочувствие. После выхода из подобного состояния происходит сильное снижение защитной функции, в результате чего организм истощается. Но на стадии тревоги психическое состояние человека еще нормальное.
Сопротивления Во время адаптации человека к стрессовой ситуации исчезают признаки сильной тревоги, паники и страха. Но уровень сопротивляемости увеличивается. Такое стрессовое состояние сопровождается повышенной утомляемостью организма, невозможностью исполнения физических и умственных действий. Ярко выражена нервозность, взволнованность. Всё чаще появляются головные боли и головокружение. Нарушается пищеварение, замечается дрожание конечностей. Минус в том, что организм не сможет долго выдержать подобного сопротивления и тогда наступит стадия истощения.
Истощение Появляется сильная апатия. Настроение стабильно плохое, желания развлекаться нет. На этой стадии наблюдается нарушение сна, что приводит к сильной сонливости во время бодрствования. Человек раздражает буквально всё, он очень уязвим к чужим замечаниям в свой адрес. Постоянно всем недоволен, отношения с близкими ухудшаются.

Основные теории

Лучше понять природу стресса помогут специальные теории, каждая из которых дает понять, как развивалось представление о нем.

Г. Селье

Ганс Селье выделяет 3 этапа развития стресса:

  1. Аларт-стадия. Человек пребывает в напряжении и настороженности. Происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма. Активно развиваются психосоматические заболевания – язва, мигрень, колиты, гастриты.
  2. Стадия резистентности. Особенность – полностью пропадают признаки тревожного состояния. Наступает ощущение гармонии, но оно еще обманчиво. Проходит сбалансированное расходование адаптационных ресурсов.
  3. Стадия истощения. Человек чувствует себя опустошенным. Энергия на низком уровне. Делать ничего не хочется. В таком случае нужно отдохнуть и хорошо выспаться.

Ганс Селье в своей теории стресса сравнивает психологическое состояние личности со стадиями человеческой жизни. Аларт-стадия – это детство, т. к. ребенок, полный энергии, активно реагирует на раздражители. Стадия резистентности – это зрелость, период, когда увеличивается сопротивляемость организма. Этап истощения приравнивается к старости, когда сопротивляемости практически нет, реакция на раздражители пропадает.

У. Кеннон

Эта теория гласит, что благодаря саморегуляции поддерживается стабильность организма. Организм сам решает, когда нужно активизировать защитные каналы, чтобы приспособиться к изменениям во внешней среде. Делается всё, чтобы организм как можно меньше пребывал в стрессовом состоянии.

И. Павлов

Ученый объяснил, что нервная деятельность изменяется в условиях повышенной нагрузки. Зафиксировал 2 состояния человека в момент стресса – заторможенность или гиперактивность. Реакция торможения описывается снижением активности, нарушением рефлекторной деятельности. Если наступает состояние перевозбуждения, наблюдается беспокойство и чрезмерный выброс адреналина. Павлов доказал, что оба состояния являются разрушительными и вредными для человека.

Л. Орбели

Орбели утверждает, в стрессовом состоянии происходит изменение свойств и функциональных способностей тканей, потому что организму нужно повысить уровень реактивности в конкретной ситуации. Обычно это оказывает влияние только на обмен веществ в тканях, а эндокринные механизмы не затрагиваются.

Э. Геллгорн

Эта теория стресса подтверждает, что во время стресса человек может испытывать негативные или позитивные эмоции. Их природа напрямую зависит от вегетативной системы. Есть 2 отдела: парасимпатический и симпатический. Симпатический отдел порождают положительные эмоции, возбуждение, радость, появляется прилив сил. Парасимпатический относительно негативно воздействует на нервную систему человека. Вызывает ощущение расслабления, усугубляет депрессивное состояние.

Р. Лазарус

Лазарус считал, что эмоции отвечают за приспособление человека к внешним условиям. Особенности его теории:

  • от когнитивных процессов зависит качество и насыщенность эмоциональных реакций;
  • психологический и нервный стресс – и процесс, и реакция;
  • внешний мир оценивается человеком на основе его знаний, убеждений, ценностей.

Согласно теории Лазаруса, самые частые проявления эмоции человека (познания, принципы) определяют характер стресса и поведения в любой ситуации.

Виды

В психологии принято делить стрессы на 2 вида – эустрессы и дистрессы. Они отличаются характером воздействия.

Эустресс

Особенности такого стресса в том, что в небольшом количестве он полезен. Человек становится более активным, т. к. энергии будет больше, появятся силы работать в стрессовом состоянии. Нервозность ощущается из-за волнения перед грядущим событием, но человек верит в себя и настроен позитивно. В процессе вырабатывается адреналин, который заряжает человека энергией. Появляется из-за легкой и приятной взволнованности, сильной радости или ощущения счастья.

Дистресс

Дистрессы – вредные стрессы, которые негативно воздействуют на организм человека. Они могут стать причиной развития депрессии или психических расстройств. Возникают из-за перенапряжения, делают человека раздраженным. Вызывают дефицит энергии, позитивных эмоций, расстройства сна, плохое самочувствие. Выделяют 4 вида дистресса. Они отличаются причинами возникновения, симптоматикой и последствиями. Виды дистресса:

Название вида Описание Последствия
Психический стресс (другое название – психологический) Связан с переживаниями на фоне эмоций. Может проявляться из-за негативных событий, которые уже произошли или должны были случиться. В процессе происходит выброс в кровь веществ, воздействие которых негативно отражается на общем состоянии человека. Психологический стресс возникает, когда человек не замечает собственных достижений, забывает о важном событии или обещании, хочет уйти от реальности, ищет виновника своих бед в лицах других. Может проявляться как стресс в деловом общении. При наличии этого дистресса возможна сублимация – преобразование неприемлемого поведения в социально допустимое. Приводит к общему истощению организма. Поражает нервную систему.
Физиологический дистресс Воздействие стрессовых факторов происходит не на психику человека, а на организм. Причины – переутомление, сильная жара, холод, жажда. Часто наступает после чрезмерно сильных физических нагрузок и тренировок. Человек наносит вред самому себе. Но бывает, что физиологический стресс возникает в результате избиения. Тогда он способен перерасти в болевой шок, что может иметь фатальный исход. Повышается кровяное давление, частоту сердцебиения, уровень холестерина. Значительно увеличивается риск сердечных приступов. Больной постоянно не может выспаться, ощущает недосыпание и переутомление. Появляются проблемы с желудком. Может стать болезненным мочеиспускание.
Хронический дистресс Этот вид дистресса особенно опасен, т. к. человек постоянно пребывает в стрессе. Иммунная система становится слабой, организм ослаблен и не может противодействовать различным патогенным бактериям. Главная проблема в том, что хронический стресс не поддается лечению. Снижается или вовсе пропадает либидо и сексуальное влечение. Начинаются расстройства репродуктивной силы. Уменьшается плотность костной ткани из-за разрушения нервных клеток. Хронический стресс приводит человека к суицидальным мыслям. В результате больные заканчивают жизнь самоубийствами или в психиатрических больницах.
Нервный стресс Возникает и проходит быстро. Причина – сильное переутомление, чрезмерное эмоциональное напряжение. Может поразить как здорового человека, так и того, кто имеет невроз. Возникают боли в мышцах и суставах. Если долго игнорировать нервный стресс, он перейдет в нервный срыв. Вызывает боли в желудке, спазмы, рвотный рефлекс.

Стресс в психологии делится на еще 2 вида дистресса, которые очень похожи между собой. Это информационный и управленческий стрессы. При информационном происходит расстройство из-за отсутствия необходимого количества информации для принятия важного решения. Такое ощущение может возникнуть и тогда, когда человек не обладает желаемым объемом знаний в нужной области. Информационный стресс отличается от управленческой лишь степенью ответственности за принятие решений. При управленческом она намного больше, т. к. от действия руководителя зависит судьба его подопечных.

Виды стресса

Лечение расстройства

На начальной стадии стресса лучшим лечением будет здоровый сон. Для взрослого человека он должен длиться минимум 7 часов, для детей оптимальная продолжительность – от 9 часов. Другие рекомендации:

  • регулярно занимайтесь спортом, чтобы были хоть какие-то минимальные физические нагрузки;
  • если день был тяжелым, примите теплую ванную и включите негромкую музыку;
  • обучитесь дыхательным техникам и основам медитации, чтобы в случае стрессовой ситуации суметь быстро расслабиться и нормализовать свое психологическое состояние;
  • перед сном проветривайте комнату;
  • устраивайте ароматерапию, вдыхая приятные ароматы мелиссы, мяты или ромашки.

Пребывая в нервном состоянии, важно нормально питаться. Пытаясь заесть стресс, человек стремительно набирает вес. Пищеварительные процессы нарушаются, питание ухудшается, что является идеальными условиями для развития заболеваний ЖКТ. Рекомендуется пить травяные настои. Лучшими компонентами являются ромашка, чабрец, душица, шалфей, мята, мелисса. Они снимают напряжение и переутомление, позволяют быстро заснуть и спать спокойно. Если были выявлены постоянные симптомы стресса, то следует обязательно обратиться к врачу. Он проведет диагностику, назначит лечение и поможет жить нормальной жизнью. Худшее, что может сделать больной, — заняться самолечением, которое может усугубить ситуацию.

Заключение

Психологическое, моральное, физическое истощение организма, которое возникает из-за суеты, плохого самочувствия, недосыпа, нервозности называется стрессом. Человек проходит 3 стадии расстройства – тревогу, сопротивление и истощение, последняя из которых без лечения может закончиться фатальным исходом. Заметив у себя симптомы любого из видов стресса, следует обратиться к психологу и срочно начинать лечение.

Стресс и психология: как они связаны

Стресс и психология: как они связаны

Если человек долго пребывает в напряженных условиях, он постепенно оказывается под влиянием стресса. В переводе с английского языка термин «стресс» означает сжатие или давление. И речь здесь идет именно о психологическом давлении.

Вообще, мы уже неоднократно рассматривали тему стресса (особенно советуем почитать статью «Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и продуктивность»), но конкретно с психологической точки зрения мы об этом практически не говорили. Сегодня же мы хотим рассказать о том, как стресс понимается психологией.

А чтобы узнать о совладании со стрессом с практической точки зрения, приходите на онлайн-программу «Психическая саморегуляция».

Что такое стресс

Сегодня можно встретить самые разные трактовки понятия «стресс», большинство из которых указывает на его негативную функцию – вредное воздействие на организм человека. Но все же правильнее будет назвать его защитным механизмом, обеспечивающим оптимальную жизнедеятельность организма.

Стресс активизирует сложнейшие метаболические и нейрогуморальные процессы, участвующие в психологическом и физическом восстановлении. А нарушения в этих процессах способны привести к разного рода патологиям. Но приведенные толкования в большей степени относятся к области физиологии, и психологическое понимание стресса от них отличается.

Зарождение стресса происходит в мозге – таким образом он формирует защищающие от стрессовой ситуации методы. И только после этого стресс проявляет себя в поведении: в эмоциях, реакциях, принимаемых решениях. Почти всегда его сопровождает тревожное состояние, при котором на первый план выходят беспокойство и нервозность.

Эти проявления, складываясь в единое целое, позволяют организму оптимально и в кротчайшие сроки справляться с проблемами. Мозговая деятельность становится более интенсивной, и нередко человек даже сам не понимает, как у него получилось выйти «сухим из воды». А психологи установили, что чем более неспецифичны реакции человека, тем его поведение более молниеносно и непредсказуемо.

Многие специалисты считают, что стрессовые реакции (если их количество не превышает умеренных рамок) служат на пользу человеку, даря ему возможность для личностного роста и развития и выхода из зоны комфорта. С помощью стресса человек познает себя, совершенствует свои внутренние и внешние качества. Однако польза этого влияния зависит от вида стресса и степени его выраженности (на эту тему, кстати, рекомендуем почитать статью «Стресс: есть ли от него польза и как ее получить»).

Классификация стресса

Психологи выделяют несколько видов стресса, исходя из нескольких признаков. Рассмотрим их вкратце.

Первый признак – провоцирующий фактор, по которому стресс разделяется на:

  • Дистресс – реакция организма на отрицательное влияние. Способен на продолжительное время выбить человека из колеи. Может привести к развитию неблагоприятных последствий.
  • Эустресс – реакция организма на положительное воздействие. Данный тип стресса является безопасным. При нем можно не опасаться никаких последствий, которые могут навредить человеку.

Второй признак – тип воздействия, по которому стресс разделяется на:

  • психический стресс;
  • световой стресс;
  • температурный стресс;
  • пищевой стресс и т.п.

Третий признак – механизм воздействия, по которому стресс разделяется на:

  • Психический стресс. Реакция организма проистекает конкретно из нервной системы. Более всего возбуждается эмоциональная сфера. Причиной появления психического стресса являются происходящие события и жизненные ситуации, причем они могут быть и воображаемыми – не имеющими места в реальной жизни, но уже вызывающими определенные реакции. Важным отличием служит также степень оценки человеком своего активного участия в решении проблемы – чем она выше, тем выше уровень стресса. Во множестве случаев психический стресс влияет на физическое состояние человека и вызывает связанные с ним проблемы (от головной боли и бессонницы до заболеваний сердца).
  • Биологический стресс. В организме происходят физиологические изменения. Развиваются заболевания и патологии. Это служит основным отличием биологического стресса от психического. Здесь уже имеет место реальная угроза здоровью и жизни человека.

Важно знать, что на уровень стресса всегда влияют серьезность и масштаб проблемы. Когда проблема невелика (к примеру, легкое ОРЗ или контрольная работа в школе), человек чувствует отсутствие серьезной опасности, стресс проходит легко. Но когда проблема глобальна (например, предстоит развод или переезд в другой город), угроза становится намного ощутимее, и в этом случае стресс дает о себе знать уже сильнее.

Но и классификация стрессов – это еще далеко не все, на что указывает психологическая наука, разбирая этот уникальный и даже удивительный феномен. Особого внимания заслуживают стадии протекания стресса.

Стадии стресса

Психологи и психотерапевты указывают натри стадии стресса. Они тесно связаны друг с другом, и каждая предыдущая плавно перетекает в последующую. Каким-либо образом повлиять на данный процесс невозможно, т.к. он запрограммирован природой. А выглядит он так:

  • Стресс – явление внезапное, и, как правило, наступает он незаметно. В этот момент человек часто теряет контроль над свои состоянием и даже может потерять ориентацию в пространстве. Его настроение резко меняется, поведение становится нехарактерным – отличающимся от обычного: если обычно человек спокоен и добр (или хотя бы нейтрален), он становится резким и агрессивным или же отстраненным и замкнутым и т.п. Организм шокирован и временно перестает сопротивляться.
  • Шоковое состояние не может длиться вечно, и, спустя некоторое время, оно проходит. Организм начинает отвечать на действие раздражающего фактора. В этот момент рекомендуется использовать силы как можно рациональнее, что требует трезвой оценки ситуации. Человек постепенно успокаивается и начинает адаптироваться к ситуации. Организм же начинает сопротивляться.
  • Ситуация требует разрешения, вследствие чего на раздражение дается ответ. В хорошем случае человек начинает решать проблему, с которой столкнулся, а организм переходит в стадию восстановления. Если же стрессовый фактор продолжает активно воздействовать, действие стресса становится все сильнее. При усугублении ситуации стресс становится хроническим, в результате чего организм подвергается серьезному истощению – как физическому, так и психоэмоциональному.

Тут будет уместно привести и стадии стресса, впервые описанные канадским ученым Гансом Селье. Они идентичны представленным выше, но их описания помогут составить более полную картину того, что происходит с человеком и его организмом при стрессе:

  • Тревожность. Человек находится в состоянии алертности, т.е. он готов к непредвиденному развитию событий. Появившееся в результате этого напряжение активизирует адаптационный потенциал организма. Протекание первой стадии может сопровождаться головной болью, нарушениями сна, различными видами аллергических реакций (выражаются в виде кашля, насморка, зуда, крапивницы и т.п.), обострениями заболеваний желудочно-кишечного тракта и т.д.
  • Резистентность. Действуя продолжительно, стресс еще больше увеличивает способность организма к адаптации. Человеку приходится существовать и действовать в неблагоприятных для него условиях и применять самые разные методы, чтобы оставаться на плаву. Второй уровень характеризуется появлением усталости и утомленности.
  • Истощение. На третьей стадии запасы энергии, позволяющей бороться со стрессом, заканчиваются. У человека не остается сил сопротивляться. В этом случае вполне может потребоваться профессиональная помощь.

Для профессиональных специалистов особую важность представляет именно третья стадия, т.к. продолжительность испытываемого стресса влияет на сложность последующего лечения и выбор методов для этого. И здесь важно упомянуть о еще одной закономерности, выявленной психологами: чем дольше человек подвергается стрессовому воздействию, тем больший объем врачебной помощи ему понадобится.

Другим вопросом, требующим отдельного рассмотрения с точки зрения психологии, являются причины, по которым вообще может возникать стресс. Частично мы рассказывали об этом в статье «Самая важная информация о стрессе», но и здесь не будет лишним внести несколько существенных дополнений.

Причины стресса

Важная и одна из наиболее ярких особенностей стресса состоит в том, что соответствующие ответные реакции появляются не только на негативные, но еще и на позитивные факторы стресса, ведь они тоже служат предвестниками перемен. За примером долго ходить не нужно – достаточно вспомнить беременность.

Допустим, женщина ждет ребенка. С одной стороны, это один из лучших моментов ее жизни, ведь она с хотела малыша и от ощущения того, что скоро даст жизнь новому человеку, испытывает небывалое наслаждение, радость и счастье. С другой же стороны, в ее организме начинают происходить изменения. Да, они временны, но все-таки служат причиной дискомфорта и некоторых неприятностей.

В первые месяцы у беременной наблюдается ярко выраженный токсикоз, что говорит о борьбе организма со стрессовой ситуацией. Иммунитет подавляется, что позволяет телу не отторгать инородный элемент – созревающий плод ребенка. Разные иммунные реакции, гормональная перестройка и прочие сопутствующие беременности процессы – все это сильнейший стресс.

На заключительном этапе беременности проблемы со здоровьем часто становятся еще сильнее, и в результате изначально положительное событие может трансформироваться в послеродовую депрессию, которая потребует серьезного и безотлагательного вмешательства специалиста. Мы описали лишь частный случай, говорящий о том, что обязательно нужно иметь в виду, что стресс могут вызывать и радостные события в жизни.

Но главными причинами дистресса являются негативные события и ситуации, происходящие в повседневной жизни человека. Согласитесь, что каждый из нас имеет свою систему ценностей и убеждений, обладает своей степенью восприимчивости, но равнодушных к жизненным потрясениям людей, пожалуй, не найти.

Поэтому, осваивая тему стресса и будучи заинтересованным в развитии стрессоустойчивости, следует направить внимание на свои реакции на неблагоприятные обстоятельства и события. В их изменении кроется весь секрет создания психологического «иммунитета» к стрессу. Но давайте продолжим разговор. Следующий вопрос, который нас интересует – признаки стресса.

Симптомы стресса

Вновь вернемся к Гансу Селье – человеку, десятилетия посвятившему исследованиям стресса и внесшему в изучение этого явления огромный вклад. Занимаясь изысканиями в области не только стресса, но и других заболеваний, он сумел предложить полноценную симптоматическую картину стрессового состояния.

Когда организм полностью истощается (как вы помните, это происходит на третьей стадии), не остается ни одной системы, которая не была бы затронута и не получила бы удара. Однако все симптомы, несмотря на их многообразие, успешно поддаются классификации. Всего их существует две категории – затрагивающие физиологию и затрагивающие психику.

Физиологические симптомы «наглядно» демонстрируют влияние стресса на организм человека. К ним относятся такие вещи как ярко выраженное похудение, резкий набор лишнего веса, вегетососудистая дистония, быстрая утомляемость, нарушения в работе сердца, нарушения аппетита и т.п.

Психические симптомы проявляются не так явно, но и они после некоторого наблюдения дают о себе знать. Здесь можно выделить отстраненность, закрытость, зажатость, плохое настроение, апатию, тревожность, подавленность, синдром жертвы, напряженность и прочие аналогичные явления.

На выраженность и специфичность или неспецифичность реакций организма на воздействие стрессогенных факторов влияет исходное состояние нервной системы человека. Если человек эмоционально и психически слаб, он быстро поддается стрессу, прибегает к помощи со стороны или начинает использовать антидепрессанты, в число которых могут входить не только медикаменты, но и их «заменители», такие как алкоголь и наркотики.

Но если психика человека стабильна, если нервы в порядке, если личность сильна, противостоять стрессу намного проще и легче. Происходящее таким людям уже не кажется ужасающим, реакции на раздражители спокойнее, решения проблем находятся быстрее, а сами эти решения оказываются более эффективными.

В психотерапии можно встретить описания нескольких групп симптомов стрессового состояния:

Первая группа – когнитивные симптомы:

  • состояние тревожности;
  • повышенная озабоченность проблемами;
  • ухудшение памяти;
  • потерять способности к самоорганизации;
  • перепады настроения;
  • пессимизм и подавленность;
  • сомнения;
  • нерешительность;
  • потеря уверенность в себе;
  • нарушения сна.

Вторая группа – эмоциональные симптомы:

  • повышенная требовательность;
  • капризность и раздражительность;
  • депрессивность;
  • ощущение бесполезности;
  • ощущение одиночества;
  • враждебность и агрессивность;
  • постоянное состояние неудовлетворенности;
  • панические атаки;
  • суицидальные мысли;
  • угнетенный психоэмоциональный фон.

Третья группа – физиологические симптомы:

  • рвота и тошнота;
  • сбивчивое дыхание;
  • головная боль;
  • головокружение;
  • повышенная утомляемость;
  • рефлекторные нарушения;
  • повышенное потоотделение;
  • нервные и мышечные спазмы;
  • расстройства пищеварения;
  • расстройства стула;
  • частое чувство жажды и сухости во рту;
  • обострение хронических заболеваний.

Четвертая группа – поведенческие симптомы:

  • нежелание заниматься основной деятельностью;
  • нежелание заниматься хобби и любимыми делами;
  • замкнутость и отстраненность от происходящего;
  • перемены в отношении к окружающим;
  • недоверие к окружающим и подозрительность;
  • изменение взглядов на жизнь;
  • переоценка ценностей;
  • тяга к алкоголю, наркотикам, психотропным препаратам.

Естественно, все эти симптомы относительны. Они вполне могут проявляться в поведении человека даже в обычном состоянии, когда никакого стресса нет. Для некоторых людей они вообще являются нормой, ведь все зависит от психотипа. Поэтому не стоит делать выводы, заметив, что человек вдруг повел себя не так, как вы ожидали.

На состояние стресса будут указывать сразу несколько симптомов и их частое проявление. Не менее важно понимать, что стресс может накапливаться, а это говорит о том, что его симптомы далеко не всегда проявляются сразу. Узнать о том, что человек серьезно страдает от стресса, можно по прошествии нескольких недель и даже месяцев.

Ко всему прочему не следует проводить диагностику самостоятельно. В запущенных случаях это, конечно, возможно, но на ранних этапах определить наличие стресса и выявить соответствующие особенности способен только специалист с большим опытом работы.

Но все же следует знать, что количество и частота проявляющихся симптомов указывают на степень тяжести стрессового состояния. А узнать всю необходимую информацию о нем можно лишь с помощью личной беседы, анкетирования, наблюдения за человеком и его визуального обследования. Кстати, если ситуация усугубляется до крайней степени, человеку, находящемуся под влиянием стресса, может потребоваться госпитализация и стационарное лечение, постоянное наблюдение врача и контроль с его стороны.

Впрочем, такие ситуации можно назвать по большей части исключением, нежели нормой. Чаще всего стресс замечает либо сам человек, либо близкие ему люди, и происходит это еще на ранних стадиях. В этом случае есть смысл устранить влияние стресса самостоятельно – это реально возможно без всякой профессиональной помощи.

Лечение стресса

По мнению психологов, стресс допускается лечить даже в домашних условиях. В особенности это касается тех, кто адекватно воспринимает свое состояние, понимает, что у него есть проблемы, и готов начать противостоять негативным изменениям.

Первым, что требует внимания, является эмоциональная сфера, – необходимо постепенно понижать уровень тревожности и начать успокаиваться. Для этого рекомендуется пить успокаивающие сборы, настои и чаи, принимать седативные препараты, проходить сеансы массажа. Но важнее всего – устранить стрессогенный фактор, иначе результата не будет вообще, либо его придется ждать очень долго.

Начинать период восстановления специалисты советуют как можно раньше – это не позволит стрессу усилиться, а значит, лечение быстрее даст результаты. А чтобы организм и психика могли полностью восстановиться и в будущем противостоять новым стрессам, нужно предпринимать меры по укреплению общего состояния здоровья.

Состояние здоровья напрямую зависит от образа жизни человека: достаточно ли он спит, нормально ли и регулярно ли питается, соблюдает ли режим труда и отдыха и умеренность в физических и умственных нагрузках, принимает ли витамины, предпринимает ли меры к восполнению израсходованных организмом полезных веществ. Все это очень важно, ведь если организм истощен, он просто не в состоянии функционировать полноценно и эффективно.

Есть и немало других методов профилактики, подавления стресса и развития стрессоустойчивости, которые можно успешно использовать в повседневной жизни и которые часто рекомендуются психологами. К числу таких относятся позитивное мышление, переключение внимания, занятия спортом, путешествия и другие.

Спешим напомнить, что о некоторых интересных и очень эффективных методиках мы рассказывали в статьях «Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и продуктивность» и «Профилактика стресса и развитие стрессоустойчивости». Так что если вы всерьез заинтересовались этой темой, обязательно их почитайте.

А в заключение хотим сказать, что если самостоятельное лечение стресса не дает никаких результатов, если вы не замечаете никакой положительной динамики, это должно стать для вас тревожным звоночком и сигналом к обращению за квалифицированной помощью. Это же касается и людей, здоровье и жизнь которых вам небезразличны.

В общем и целом же уже сегодня у вас появилось серьезное преимущество, ведь ваши познания о стрессе расширились и стали намного глубже. Жизненная мудрость, гласящая, что для победы над врагом его нужно знать в лицо, здесь подходит как нельзя кстати. Понимая, как действует стресс, зная о его тесной взаимосвязи с психикой и физиологией, вы всегда сможете вовремя определить, стоит ли вам о чем-либо беспокоиться.

Но в любом случае мы советуем вам почитать другие наши статьи на тему стресса. Поверьте, это вовсе не пустая трата времени. Жизнь порой преподносит очень неожиданные сюрпризы, и происходит это в самые неподходящие моменты. Поэтому нет никакой гарантии, что завтра не случится чего-то, что запросто лишит нас равновесия.

Почаще задумывайтесь о будущем и работайте над собой. Желаем вам ка можно меньше преград, а когда они появляются – желания, сил и умения их преодолевать!

Виды стресса в психологии

Каждый человек рано или поздно сталкивается со стрессом. Он может его встретить где угодно – по пути на работу, на протяжении рабочего дня, по возвращении домой или в быту.

Определение 1

Стресс – это ответная реакция организма человека на негативные эмоции и перенапряжение.

Причин появления стресса может быть огромное множество:

  • проблемы на работе или в семье;
  • опоздание на важное мероприятие;
  • перегрузка или низкая занятость;
  • страх;
  • непривычная обстановка;
  • неудовлетворение потребностей;
  • смерть близкого человека.

Фазы стресса

В ходе исследования канадский эндокринолог и патолог Ганс Селье выявил, что существует три фазы стресса:

  1. тревога,
  2. сопротивление,
  3. реакция.

На первой стадии в момент наступления стресса человек в течение какого-то промежутка времени перестает давать отчет своим действиям и эмоциям, а также появляются трудности при ориентировании в пространстве. Настроение может меняться резко и непредсказуемо, человек начинает вести себя по-другому, становится не похож на себя. Организм перестает сопротивляться. Доброту сменяет озлобленность и агрессия, а вспыльчивость переходит в замкнутость и отстраненность.

На второй стадии, после того, как человек пережил непривычную для него ситуацию, организм формирует ответ в виде стрессовой реакции. Для того чтобы рационально использовать резервные силы, человеку необходимо трезво взглянуть на ситуацию. Для этого на подсознательном уровне он успокаивается и адаптируется к произошедшему. Начинает проявляться сопротивление.

На третьей стадии человек пытается дать отпор раздражителю, пытается решить проблему и сделать так, чтобы стрессовая ситуация не повторилась. Организм начинает восстанавливаться. Но если раздражающий фактор не прекратит свое влияние, то стресс не пройдет, а может даже усугубиться. Организм подвергается эмоциональному и физическому истощению.

Третья стадия наиболее важна для психолога или психотерапевта. От того, как давно человек испытывает тревожное потрясение, сильно зависит тактика лечения. Существует прямая зависимость: чем больше человек находится под влиянием раздражающего фактора, тем больше объем необходимой помощи.

Виды стресса

Принято считать, что стресс – это негативная реакция организма человека на что-то непривычное для него. Однако существует такая разновидность стресса, как эустресс. Эустресс может быть вызвать положительными эмоциями или несильным стрессом, который дает организму силы. Но существует противоположная разновидность – дистресс. При дистрессе страдает психическое здоровье человека. Появляется он в результате пережитых негативных эмоций и негативно влияет на психологию и физиологию человека. Это может быть кратковременный стресс, или стресс, накапливающийся на протяжении долгого времени.

Следующая разновидность стресса – физиологический стресс. Возникает он в результате воздействия внешних факторов среды обитания на человека. Сюда могут относиться сильный холод или жара, жажда или голод. Разновидности физиологического стресса:

  • химический – возникает в результате воздействия химических веществ на организм человека;
  • биологический – бывает вызван различными заболеваниями;
  • физический – возникает в результате повышенной физической нагрузки или занятий спортом;
  • механический – происходит во время травмы или других повреждений тела.

Психологический стресс подразделяется на две категории: личностный и межличностный. Личностный стресс подразумевает острый конфликт внутри себя с самим собой, обычно случается, когда реальность не совпадает с ожиданиями человека. К личному стрессу также относится неготовность сталкиваться с возрастными изменениями и психологические кризисы. Межличностный стресс возникает на фоне переживания эмоций, вызванных другими людьми. Например, неприятный разговор или несовпадение мнений. Сюда также относятся внутрисемейные конфликты и конфликты на работе. Разновидности психологического стресса:

  • эмоциональный – проявляется в результате каких-либо пережитых эмоций, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. В случае, если отрицательных эмоций больше, чем положительных, возникает хронический стресс, что может привести к различным личностным расстройствам;
  • профессиональный – данная разновидность стресса связана с различного рода конфликтами в профессиональной сфере, а также с отсутствием возможности себя в ней реализовать или трудностями в поисках себя. Сюда также могут относиться неблагоприятные или опасные условия работы;
  • информационный – возникает в результате информационной перегрузки и переизбытка информации;
  • экологический – появляется в результате неблагоприятных условий проживания, связан с суровыми климатическими условиями.

Стресс также принято разделять на кратковременный, острый и хронический. Отличительной чертой кратковременного стресса является его неожиданность и быстрота. Обычно он не несет в себе негативных последствий, а наоборот, стимулирует человека действовать более эффективно. Острый стресс бывает вызван каким-либо неожиданным фактором, как смерть или болезнь близкого человека или увольнение с работы, что влечет за собой эмоциональную неустойчивость, потерю контроля над эмоциями. В крайней степени острого стресса проявляется шоковое состояние. Хронический стресс проявляется в результате длительного негативного воздействия различных факторов на человека. Это может быть работа, которая не приносит удовольствия, рутина, затяжная тяжелая болезнь.

Замечание 1

Стресс может быть связан практически с любой человеческой жизнедеятельностью. И всецело избежать его можно лишь в состоянии полной бездеятельности. Если же говорить о психологическом стрессе, а не о реальных физических угрозах, то он является реакцией не на случившуюся ситуацию, а лишь на то значение, которое ей придает человек. Потому иногда достаточно изменить свое отношение к ситуации, чтобы изменить и свою негативную реакцию на неё.

1. Понятие стресса. Психология труда: конспект лекций

1. Понятие стресса

Стресс – это нарушение психологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативных условий труда или других аспектов деятельности человека. Психологический стресс на рабочем месте – это реакция человека на трудную, неразрешимую, по его мнению, ситуацию. Стресс – это нарушение психологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативных условий труда. Многие из нас сталкивались со стрессом и испытывали при этом эмоциональный дискомфорт. Под стрессом принято понимать психические, физические и химические реакции человека на стрессоры. Небольших стрессовых ситуаций невозможно избежать. Как правило, стресс является следствием утомления и усталости. Число «больных», обратившихся за медицинской помощью из-за стресса, растет ежегодно. Основные факторы стресса проявляются во время труда, работы (когда человек не чувствует своей значимости, ему не доверяют определенный род занятий и т. д.): отсутствие обратной связи с коллегами, руководством, условия работы, шум, освещенность, оснащение помещения, где работает человек, чрезмерное давление со стороны коллег и т. д.

Можно различить глубокий стресс, стресс средней тяжести и повседневный, или привычный, стресс. Под повседневным стрессом понимаются кумулятивные особенности психики человека, особенно работающего в сложных условиях труда, на неудовлетворительном производстве или в коллективе, не устраивающем работника.

Производственный стресс отрицательно влияет на производительность труда и трудоспособность человека, мотивация к труду снижается, увеличивается брак на производстве, растет уровень травматизма на предприятии или в организации.

Зачастую производственный стресс ведет к алкоголизму, прогулам, воровству, текучесть кадров резко возрастает.

Проблема трудового стресса привела к тому, что в психологии появилась новая отрасль для изучения, которая получила название «Психология профессионального здоровья» – отрасль психологии, которая занимается проблемами охраны здоровья сотрудников и превентивной работой с членами организации.

Отрасль знаний начала зарождаться еще тогда, когда психология начала формироваться как самостоятельная наука. Огромный вклад в разработку и основу данной отрасли внес знаменитый немецкий ученый, преподававший в Гарвардском университете, Гуго Мюнстерберг. Во время Первой мировой войны (1914–1918 гг.) правительство Великобритании создало Совет по изучению усталости на производстве, в котором большое участие принял Г. Мюнстерберг. В этом Совете он изучал неэффективную работу, усталость, утомляемость работников, занятых в основном ручным трудом.

Впервые термин «психология профессионального здоровья» предложил в 1990 г. психолог Джонатан Рэймонд. Основной целью изучения психологии профессионального здоровья стали изучение негативного влияния стресса на организм и здоровье людей и разработка методов и способов борьбы со стрессом.

Нельзя не отметить, что реакция на стресс у каждого человека индивидуальная. Одни с легкостью переносят все тягости стресса, а другие, наоборот, замыкаются в себе и долго не могут справиться со стрессом. Это связано с возможностями того или иного человека, его личностными характеристиками, степенью информационной загрузки, степенью удовлетворенности трудом, ведь когда занимаешься любимым делом, не замечаешь переутомления и усталости, а с радостью перевыполняешь план на месяц и даже на квартал за неделю.

Стресс негативно влияет на физиологию человека, формирует многие психосоматические заболевания, излечить которые сложно, и поэтому необходимо устранять первичную причину – стресс.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

1.3. Теории и модели психологического стресса. Психологический стресс: развитие и преодоление

1.3. Теории и модели психологического стресса

С именем Р. Лазаруса [118, 119, 368–379] связана разработка когнитивной теории психологического стресса, основу которой составляют положения о роли субъективной познавательной оценки угрозы неблагоприятного воздействия и своей возможности преодоления стресса. Угроза рассматривается как состояние ожидания субъектом вредного, нежелательного влияния внешних условий и стимулов определенного вида. «Вредоносные» свойства стимула (условий) оцениваются по характеристикам интенсивности его воздействия, степени неопределенности значения стимула и времени воздействия, ресурсов индивида по преодолению такого воздействия. В этих условиях ресурс индивида (субъекта) в основном характеризуется состоянием и потенциями ряда компонентов психологической структуры субъекта.

R. Lazarus [362] высказал предположение о том, что адаптация к среде определяется эмоциями. В его теории когнитивные процессы обусловливают как качество, так и интенсивность эмоциональных реакций, причем краеугольным камнем является когнитивная оценка, детерминируемая взаимодействием личностных факторов индивида с теми стимулами среды, с которыми он сталкивается. Качество и интенсивность эмоции и результирующее поведение зависят от когнитивной оценки значимости реального или антиципирующего взаимодействия со средой, определяемой исходя из благополучия личности.

Подчеркивая специфику психологического стресса и отличие от биологических и физиологических его форм, Р. Лазарус [118] обращает внимание на необходимость использования адекватных понятий: «Психологические механизмы должны иметь отличный характер от физиологических, относясь к психологическим, а не физиологическим процессам. Мы можем искать формальные параллели и взаимосвязи, но процессы не являются тождественными, и мы не можем объяснить зависимость в одной системе, используя понятия, изобретенные в другой» [c. 191].

Автор выдвигает идею опосредованной детерминации наблюдаемых при стрессе реакций. По его мнению, между воздействующим стимулом и ответной реакцией включены промежуточные переменные, имеющие психологическую природу. Одним из таких психологических процессов является оценка угрозы, которая представляет собой предвосхищение человеком возможных опасных последствий воздействующей на него ситуации.

Процессы оценки угрозы, связанные с анализом значения ситуации и отношением к ней, имеют сложный характер: они состоят не только из относительно простых перцептивных функций, но и процессов памяти, способности к абстрактному мышлению, элементов прошлого опыта субъекта, результатов его обучения и т. п.

Понятие угрозы является основным в концепции Р. Лазаруса, когда он описывает установленный в эмпирических исследованиях сложный комплекс явлений, связанных с поведением человека в трудных условиях. Так, по его мнению, угроза порождает защитную деятельность или защитные импульсы, обладающие теми же характеристиками, которые обычно приписываются эмоциональным состояниям. Они направлены на устранение или уменьшение предполагаемых опасных воздействий и выражаются в различном отношении к последним, например, в отрицании, преодолении ситуации или принятии ее. Природа защитных механизмов зависит как от ситуационных (характер стимула, его локализация, временные характеристики и т. д.), так и личностных факторов (интеллектуальные возможности субъекта, мотивация, прошлый опыт, предпочтение тех или иных защитных реакций, убеждения, удерживающие от некоторых решений и т. д.). Р. Лазарус, однако, не раскрывает, каким образом осуществляется эта зависимость, каковы критерии возникновения того или иного защитного механизма. Важной чертой его концепции является требование учитывать индивидуальный, неповторимый характер структуры личности каждого человека, которая обусловливает различия между людьми в отношении процессов оценки угрозы и преодоления стресса.

Р. Лазарус подчеркивает необходимость разделения оценок угрозы от оценок процесса ее преодоления. С момента оценки угрозы воздействия начинается процесс ее преодоления с целью устранения или уменьшения ожидаемого вредного эффекта. Характер, интенсивность этого процесса зависят от когнитивных оценок сочетания купирующих возможностей субъекта и требований к нему.

Поскольку угроза является решающим фактором психологического стресса, встает вопрос о его критериях. Неявным образом автор принимает за такой критерий различные проявления стресса, особое внимание среди них уделяя физиологическим индикаторам. Он считает, что каждый физиологический индикатор угрозы дает какую-то специфическую информацию об ориентациях индивида по отношению к угрожающему стимулу. В целом, по мнению Р. Лазаруса, анализ различных категорий реакций и их компонентов (вегетативные или биохимические реакции, поведенческие изменения) дает нам наилучший ответ о природе психологических процессов, которые мы желаем понять.

Это положение имеет важное значение для оценки концепции Р. Лазаруса в целом. Оно свидетельствует о том, что, признавая, с одной стороны, качественное своеобразие психологического стресса, несводимость его к физиологическим процессам, он, с другой стороны, делает уступку бихевиоризму в вопросе о критериях стресса, полагая, что психологическую природу последнего можно установить на основе непосредственно наблюдаемых реакций. Таким образом, справедливо отметив недостатки анализа психологического стресса, базирующегося на изучении его внешних проявлений и физических характеристик стимула, Р. Лазарус оказался не в состоянии преодолеть их, что привело к внутренним противоречиям в его теоретической схеме.

Данная теория позволяет сделать ряд важных выводов. Во-первых, одинаковые внешние события могут являться или не быть стрессовыми для разных людей, – личностные когнитивные оценки внешних событий определяют степень их стрессорного значения для конкретного субъекта. Во-вторых, одни и те же люди могут одно и то же событие в одном случае воспринимать как стрессорное, а в другом – как обычное, нормальное. Эти различия могут быть связаны с изменениями в физиологическом состоянии или в психическом статусе субъекта.

Таким образом, когнитивная теория стресса основана на положениях о ведущей роли в его развитии:

– психического отражения явлений действительности и их субъективной оценке;

– познавательных процессов преобразования информации с учетом значимости, интенсивности, неопределенности событий;

– индивидуальных различий реализации этих процессов и в оценке субъективной опасности, вредности (степени угрозы) стимулов.

Когнитивная теория стресса отражает представление о том, что, во-первых, взаимодействие человека и среды в определенных адаптационных условиях постоянно подвергается изменению. Во-вторых, для того чтобы взаимосвязь между этими переменными была стрессовой, должна быть заинтересованность, высокая мотивация в достижении результатов. Иначе говоря, человек должен представлять, что его взаимодействие (трансакция) с рабочей средой является релевантным к личным целям, имеющим важное значение. В-третьих, психологический стресс возникает только тогда, когда человек оценил, что внешнее и внутреннее требования вызывают чрезмерное напряжение сил или превосходят его ресурсы.

Поскольку человек обычно стремится изменить то, что является нежелательным или недосягаемым, то стресс означает скорее динамический процесс, чем статическое состояние. Психическое состояние изменяется на протяжении времени и в зависимости от разных условий среды. Взаимосвязь между человеком и средой не бывает постоянной в течение определенного времени или в период от выполнения одной задачи к другой. Этот принцип становится понятным, если в исследованиях используется изучение внутрииндивидуальных связей в дополнение межиндивидуальным или нормативным с тем, чтобы наблюдать степень стабильности или изменчивости реакций на протяжении времени и в зависимости от адаптационных условий.

Обобщая материалы исследований по разработке когнитивной теории психологического стресса, выполненные Р. Лазарусом, его сотрудниками и другими исследователями, следует отметить, что изучение этой проблемы характеризуется теоретическим и экспериментальным многообразием, а также противоречивостью результатов исследований. Однако при всех различиях в подходах к изучения психологического стресса между ними имеется принципиальное сходство. Оно состоит в стремлении определить психологическую сущность стресса через регистрируемые параметры. Однако, как писал С.Л. Рубинштейн: «… для того чтобы по внешнему протеканию поведения можно было определить его внутреннюю психологическую природу, психика, сознание должны существовать в подлинном смысле слова, то есть не быть бездейственным эпифеноменом» [187, c. 306]. Другими словами, надо выяснить роль психического в детерминации поведения человека в сложных условиях.

Когнитивная теория психологического стресса получила свое дальнейшее развитие в работах ряда зарубежных исследователей. Прежде всего следует назвать теорию «пессимистического объяснительного стиля». C. Peterson и M.E.F. Seligman [427] и модель «убеждений о здоровье» J.M. Rosenstock, V.J. Strech, M.H. Becker [444].

Несмотря на то, что когнитивная теория стресса продолжает развиваться и совершенствоваться, она постоянно подвергается критике. S. Hobfoll [344] утверждает, что модель тавтологична, очень сложна и не предусматривает возможных вариантов, отклонений. Чрезмерным, по его мнению, является внимание к процессам восприятия и осознания ситуаций, что ограничивает понимание роли потребностей в их избегании, построение стратегий предупреждения стресса не отражает значение ресурсов человека в этом процессе.

S. Hobfoll считает, что человеческие ресурсы включают предметную сферу (поведенческая активность), ресурсы состояния, личностные характеристики и энергетические показатели. Психологический стресс развивается при реальной или воображаемой потере части ресурса или задержке с восстановлением потраченного ресурса. В этой теории расход ресурса играет центральную роль. Стрессогенным является не само по себе жизненное событие (смена работы, обмен жилья, прекращение знакомства и т. п.), а связанная с этим утрата какой-либо жизненной позиции – потеря статуса, заработка или власти, смена привычных средств труда, утрата самоуважения и т. д.

Он считает также, что люди используют различные способы компенсации потерь: это может быть прямое их возмещение либо компенсация, переоценка ситуации и переключение внимания на выигрышные моменты новой ситуации.

В этой теории привлекательной является принципиальная возможность оценить стресс через категорию потери какого-либо ресурса, однако, остаются неясными методологические подходы к измерению этого показателя.

Каждая из приведенных выше теорий и моделей стресса внесла заметный вклад в развитие и понимание этого явления, но каждая из них имеет и свои ограничения. Большинство из этих ограничений проявляется при переключении с анализа стресса на каком-то одном уровне функционирования человека на более широкий, интегративный уровень анализа и представления о сущности стресса.

Прямое перенесение положений о физиологических особенностях развития и проявления стресса в область психологии оказалось мало продуктивным. По мнению Р. Лазаруса [368], физиологический и психологический стресс существенно различаются между собой по особенностям воздействующих стимулов, по механизму его развития и характеру ответных реакций. Если при физиологическом стрессе происходит нарушение гомеостаза при непосредственном воздействии стимула на организм, а его восстановление осуществляется висцеральными и нейрогуморальными механизмами, которые обусловливают стереотипичный характер реакций, то психологический стресс развивается в результате оценки значимости ситуации для субъекта, его интеллектуальных процессов и личностных особенностей.

Общим для всех моделей психологического стресса является то, что в них определялась его сущность главным образом через регистрируемые параметры. С этой точки зрения можно выделить два подхода при их изучении. Первый подход – прямое сопоставление психологических характеристик состояния с физиологическими показателями и результативностью деятельности. В этом случае физиологические показатели и изменения в поведении используются в качестве индикаторов психологического стресса. Характерно что H. Wolff [503] в своей модели рассматривает стресс через призму физиологических реакций на социально-психологические стимулы, а в модели B. Dohrenwend [301] стрессовая реакция на подобные стимулы выражается в поведенческой форме. Основной недостаток этих моделей заключается в отсутствии объяснений в различии реакций на угрожающий стимул.

Второй подход основывается на стремлении изучить психологическую природу стресса, раскрыть психологические предпосылки и закономерности проявления тех или иных внешних реакций, которые рассматриваются лишь как индикаторы психических процессов. Сторонники этого подхода в своих моделях в качестве ведущих признаков стресса определяют различные психологические переменные: H. Basowits, H. Persky, Sh. Korchin, R. Grinker [249] – реакцию тревоги, вызванную угрозой неудовлетворения основных нужд, F. Alexander [237] – эмоциональные факторы, R. Lazarus [374] – оценку человеком угрозы, D. Mechanic [397] – адаптацию к условиям ситуации и к своим чувствам и т. д. Они, хотя и в разной степени, полагают, что физиологические реакции человека при стрессе связаны с психологическими переменными и взаимно обусловлены.

Трудность анализа рассмотренных моделей связана с различиями в определениях и толкованиях понятия «стресс» авторами моделей, что препятствует концептуальной интеграции знаний о стрессе. Так, D. Mechanic определяет стресс в понятиях реакций индивидов на ситуацию, H. Basowitz и его коллеги – как качество ситуации, которое не зависит от отношения индивида к ней, H. Selye, B. Dohrenwend и некоторые сторонники механической модели определяют стресс как создающее помехи состояние, являющееся внутренней реакцией на стрессоры. F. Alexander стресс рассматривает и как качество стимула, и как реакция индивида на него, R. Scott и A. Howard это состояние определяют через категорию напряжения.

Некоторые модели содержат спорные допущения. Сомнительно, что стрессовое событие для одного человека обязательно будет таковым и для другого, как полагает H. Basowitz. F. Alexander и H. Wolff в своих моделях допускают, что любые стимулы, воспринимаемые индивидом как стрессовые, обязательно будут вызывать физиологические и психологические последствия вредного характера. Теория объяснительных стилей (C. Peterson и M. Seligman [427]) достаточно хорошо отражает состояния, связанные с некоторыми несчастными случаями и болезнями, но не очень подходит для объяснения депрессии, возникающей после стресса. В теории «самоэффективности» A. Bandura [246] недостаточно четко определил истоки и механизмы формирования у субъекта убеждений в своих возможностях заблаговременно почувствовать надвигающуюся угрозу и приспособить свое поведение для ее предотвращения.

Сопоставление теорий и концепций психологического стресса показывает, что они отражают два ракурса содержательной характеристики стресса: с одной стороны, процессуальную и регулятивную, с другой стороны – предметную и коррелятивную (причинно-следственную). Эти два аспекта одной проблемы тесно между собой связаны – любая профессиональная деятельность может порождать психологические причины развития стресса или отражение в психологическом статусе и в поведении эффектов неблагоприятного воздействия факторов физической и социальной среды, также как любой психологический стресс внутриличностной и межличностной природы находит свое отражение в поведенческой, в том числе и рабочей активности человека.

Анализ современных концептуальных подходов к изучению процессов зарождения и проявления психологического (профессионального) стресса проведен А.Б. Леоновой. Она выделила три основных направления, объединяющих различные теории, модели, концепции развития стресса, а именно: экологическое, трансактное и регуляторное. «В первом из них стресс понимается как результат взаимодействия индивида и окружающей среды; во втором – как индивидуально-приспособительная реакция человека на осложнение ситуации; в третьих – как особый класс состояний, отражающий механизм регуляции деятельности в затруднительных условиях» [121, c. 7].

Краткий обзор различных теорий и моделей стресса свидетельствует о том, что каждая из них рассматривает, учитывает преимущественно какую-либо одну сторону многогранной проблемы. Продвижение вперед в понимании этого явления требует дальнейшего развития как отдельных теоретических положений, так и их сопоставления, совмещения для получения более цельной картины. Те трудности, которые стоят на пути дальнейшего изучения стресса и, в частности, его психологических аспектов, связаны также с отсутствием общепринятого его определения, узкой концептуализацией, отсутствием обобщающей, системной модели, которая могла бы содержательно отразить особенности функционирования организма и психической детерминации этого процесса на всех уровнях и этапах развития стресса.

Кроме того, есть серьезные методологические проблемы, связанные с измерением стресса. Является ли стресс независимой переменной? Если да, то что можно сказать о внешней неочевидности факторов, которые могут иногда вызывать его? Как следует рассматривать различия между индивидами и у конкретного индивида, но в разных ситуациях, в возможностях (ресурсах) купирования стресса? В чем заключаются особенности и различия действия на человеческий организм разных стрессовых ситуаций: навязанных, приписанных, выдуманных, выбранных и т. п.? Каково соотношение генетических и социокультурных факторов в происхождении стресса? Эти и многие другие вопросы пока остаются без ответа.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о