Психокоррекционные мероприятия это: Психологическая коррекция — Википедия – Психокоррекция — это… Что такое Психокоррекция?

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ — МегаЛекции

Практическому психологу очень часто поступают запро­сы на осуществление коррекционных воздействий. Проведе­ние коррекционной работы требует от специалиста, ее про­водящего, определенной подготовки.

Основные компоненты профессиональной готовности к коррекционному воздействию

Теоретический компонент: знание теоретических ос­нов коррекционной работы, способов коррекции и т.д.

Практический компонент: владение конкретными ме­тодами и методиками коррекции.

Личностная готовность: психологическая проработан­ность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента.

Психолог, самостоятельно осуществляющий коррекционную работу, должен иметь базовую фундаментальную подготовку в области психологии и специальную подготов­ку в области конкретных методов коррекционного воздей­ствия.

Теоретический компонент предполагает: знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе; зна­ние периодизации психического развития; знание пробле­мы соотношения обучения и развития; представление об основных теориях, моделях и типах личности; знание о со­циально-психологических особенностях группы; знание ус­ловий, обеспечивающих личностный рост и творческое раз­витие.

В общей профессиональной подготовке возможны три основных подхода: приверженность одной теории, одному подходу; эклектизм — приверженность многим подходам; общий континуальный подход.

Приверженность одному подходу позволяет глубже про­никнуть в предмет, получить исчерпывающие знания тео­рии и практики, но в то же время накладывает определен­ные ограничения, связанные как раз с возможностями од­ного подхода, одного метода.

Эклектизм ведет к тому, что специалист знает кое-что выборочно из различных теорий и практик. Работа такого специалиста может быть эффективной (особенно на началь­ных этапах), однако скоро он столкнется с недостатками поверхностной подготовки, с отсутствием основных, стерж­невых, базовых представлений.



Общий континуальный подход— это профессиональный подход, при котором специалист первоначально является последователем одной теории и изучает все, что известно в данной области, а затем, приобретя профессиональный фундамент и профессиональный опыт, начинает выходить за пределы базовой для него теории. Такой профессионал мо­жет использовать концептуальные представления одних те­орий, а техники и практические подходы — других.

Практический компонент подготовки заключается в ов­ладении конкретными методами и методиками коррекции. Глубокое овладение конкретными методами и методиками позволяет избежать как непрофессионализма, так и про­фессиональной деформации личности.

К последним можно отнести «синдром сгорания». «Синд­ром сгорания» встречается у специалистов разного профи­ля, работающих с людьми и использующих в своей работе ресурсы собственной личности. Характеризуется он эмоцио­нальным, когнитивным и физическим истощением, выз­ванным гиперстимуляцией в работе и профессиональной пе­регрузкой. К появлению такого синдрома предрасполагают: неразрешенные конфликты собственной личности; низкий уровень поддержки ивысокий уровень критичности кол­лег; индивидуальная и групповая работа с немотивирован­ными и мало мотивированными клиентами; низкая резуль­тативность работы; запрет на инновации и творческое само­выражение, носящий чаще всего административный характер; стремление сохранить свои профессиональные секреты и бо­язнь быть разоблаченным, когда данные секреты не содер­жат декларируемых методов; отсутствие возможностей обу­чаться и совершенствоваться; отсутствие возможности и же­лания обобщать и передавать свой опыт.

Профилактика развития указанного синдрома состоит в принятии на себя ответственности за свою работу, свой про­фессиональный результат и в делегировании части ответ­ственности клиентам, в умении не спешить и давать себе время для достижений в работе и в жизни. Большое значе­ние имеет реалистическая оценка своих возможностей и умение проигрывать без самоунижения и бичевания, так как профессиональные спады и даже тупики — это есте­ственные этапы профессионального развития настоящего специалиста.

У каждого специалиста может быть свой набор общих и специальных вариантов, осознанно или неосознанно исполь­зуемых для восстановления и развития профессиональных сил. К общим относится следующее:

— возможность свободно выражать свои чувства и эмо­ции. Каждый психолог может получать от своих клиентов негативные чувства, которые имеют свойства накопления и вытеснения. Поэтому так важно свободное выражение чувств;

— возможность выполнять только свои желания. Многие психологи живут в мире, где правит «должно» и «надо». Восстановлению способствует возможность выполнять свои желания, где одно из самых частых — желание побыть в одиночестве, в покое.

Остановимся более подробно на личностной готовности к коррекционной работе.

Если психолог аффективен, он не может продуктивно работать с клиентами, имеющими проблемы аффективной сферы, корректировать до тех пор, пока не выяснит причи­ны и особенности собственной аффективное™.

Если психолог обладает слабыми волевыми усилиями, его коррекция волевой активности детей будет носить фор­мальный характер.

Если взрослый чувствует себя нелюбимым и одиноким, ему будет трудно воспитать счастливых и любящих детей.

Личностная неподготовленность может проявиться в виде психологических барьеров к требованиям коррекционного об­щения. Если психолога в детстве строго наказывали или на­казывали физически и он пережил травму личного униже­ния, то коррекционное требование — не унижать клиента (ребенка), которого также наказывают физически и кото­рый находится в состоянии депрессии, таким психологом может игнорироваться. Взрослый может считать это требо­вание необязательным: меня били в детстве, а я вырос дос­тойным человеком. В результате между психологом и клиен­том возникает эмоциональный резонанс.

Аналогичные эмоциональные состояния у психолога и клиента (например, стрессовая реакция в сходных ситуаци­ях) могут усиливать друг друга и мешать коррекционному процессу.

Особенности личностных проблем, эмоционально-воле­вого склада взрослого репродуцируются в возрастающих объемах в личности ребенка. Происходит навязывание ре­бенку, воспроизведение уже им самим стереотипов взрос­лого. Личностные проблемы взрослого увеличивают его субъективизм и пристрастность в оценке личности ребенка. Происходит своеобразная экстраполяция предвзятой оцен­ки в будущее ребенка: «Если ты сейчас так делаешь, то что с тобой будет, когда ты вырастешь?» Словесные негатив­ные посылки воспринимаются ребенком, запоминаются и воспроизводятся им в настоящем и в будущем.

В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов пи­шет: «Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети — веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов лю­бить весь мир — меня никто не понял: я выучился ненави­деть. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманы­вать».

Данный отрывок иллюстрирует эффект приписывания. Взрослый может рассуждать следующим образом: «Этот ре­бенок из неполной семьи, следовательно, у него присут­ствуют дефекты развития личности» или «Этот ребенок из неполной семьи, я сам тоже из неполной семьи — я знаю, что с ним может быть, а чего — не может».

Проработанность личностных проблем позволяет взрос­лому выбрать адекватную позицию по отношению к ребен­ку. Например, в выборе оснований для проведения коррек-ционных мероприятий может присутствовать мотив: «Этот ребенок слишком шумный, подвижный, а этот — вредный, этот — заторможен и раздражает меня, следовательно, их поведение следует корректировать». В данном случае это по­зиция, центрированная на взрослом, — ребенок подвергает­ся изменениям по потребности взрослого.

Личностная готовность осуществлять коррекцию пред­полагает наличие у взрослого потребности идти

не от себя, а от ребенка и его проблем.

Может существовать вариант центрации на модели лич­ности, когда коррекционное воздействие осуществляется после соотнесения особенностей переживания и поведения ребенка с определенным образцом (возрастным, половым, культурным, национальным и т.д.). В данном случае взрос­лый займет как бы нейтральную позицию по отношению к содержанию образца, но способы воздействия опять же бу­дут зависеть от особенности его личности. В процессе есте­ственного общения взрослого и ребенка должна постоянно осуществляться взаимокоррекция, т.е. взрослый должен про­являть гибкость, непредвзято относиться к реакциям ре­бенка в процессе взаимодействия и постоянно предлагать ему разнообразные варианты реагирования, проводить ра­боту над собой.

 

Глава 2


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

План психологической коррекции

Виды психологической коррекции

Определение 1

Психокоррекция – это целостная система мероприятий, которая направлена на исправление психологических недостатков человека или его поведения с помощью специальных средств психологического воздействия.

Стремление человека к внутренней гармонии с самим собой часто приводит его к сложным ситуациям, с которыми справиться в одиночку он не в состоянии и помочь ему в этом может психологическая коррекция.

В целом в психологической культуре выделяют три основных компонента – самопознание и самооценку, познание других людей и умение управлять своими эмоциями, общением, поведением.

Следуя рекомендациям психологов, человек может самостоятельно решать многие проблемы.

Сегодня дискуссионным является вопрос о разделении двух сфер психологической помощи – это психологическая коррекция и психотерапия. Разница между этими понятиями, по мнению Р. С. Немова, заключается в том, что психокоррекция представляет собой совокупность психологических приемов, которые используют психологи.

Сам термин «коррекция» означает «исправление». Для психокоррекционного процесса характерны специфические черты:

  • ориентирование на здоровых людей с психологическими трудностями, независимо от степени нарушения;
  • ориентирование идет на настоящее и будущее клиентов;
  • ориентирование идет на среднесрочную помощь по времени;
  • акцент в психокоррекции делается на ценностный вклад психолога;
  • все воздействия психологической коррекции направлены на изменение поведения клиента и развитие его личности.

Психокоррекционные мероприятия классифицируются:

  • по характеру направленности;
  • по содержанию;
  • по форме работы с клиентом;
  • по наличию программ;
  • по характеру управления корригирующими воздействиями;
  • по продолжительности.

По характеру направленности коррекция бывает симптоматическая и каузальная. Симптоматическая – это коррекция снятия острых симптомов отклонений в развитии. Каузальная же коррекция направлена на источники и причины отклонений, поэтому требует значительных усилий.

По содержанию различают коррекцию познавательной сферы, коррекцию личности, коррекцию аффективно-волевой сферы, поведенческих аспектов, коррекцию межличностных, внутригрупповых, детско-родительских отношений.

Что касается формы работы с клиентом, то коррекция может быть индивидуальной, групповой, в закрытой и открытой группах, индивидуально-групповой.

По наличию программ выделяется программированная и импровизированная коррекция.

Характер управления корригирующими воздействиями может быть директивным и недирективным, а её продолжительность – сверхкороткой, короткой, длительной, сверхдлительной.

Различают психологическую коррекцию и по масштабу решаемых задач – задачи общие, частные, специальные.

В коррекционной ситуации выделяют пять основных элементов - страдающий человек, нуждающийся в психологической помощи и человек, оказывающий эту помощь, психологическая теория, объясняющая проблемы клиента и набор методов, необходимых для решения проблем клиента, наличие специальных социальных отношений между клиентом и психологом, который должен создать атмосферу, позволяющую клиенту смотреть на решение проблем с большим оптимизмом.

Техники психокоррекции

Замечание 1

Психологические коррекции включают такие процедуры, как установление конструктивных межличностных отношений, проработку личностной позиции с окружающими людьми и её анализ, развитие самопознания, переориентацию.

Техник (методов) психологических коррекционных воздействий довольно много, поэтому выбор метода работы для специалиста опирается на множество факторов.

Среди этих факторов:

  • возраст клиента;
  • особенности личности как индивидуальные, так и специфические;
  • отсутствие или наличие соматического или психического заболевания;
  • материально-экономический фактор;
  • социальный и семейный;
  • религиозная принадлежность и др.

Одним из методов психологической коррекции является интерпретация, предназначенная для коррекционной работы с подростками, имеющими девиантное поведение.

В основе метода лежит знание причин поведения. При дефиците информации люди приписывают друг другу не только причины поведения, но и сами образцы поведения. Приписывание идет на основе сходства поведения воспринимаемого лица с другим образцом прошлого, или на основе анализа собственных мотивов.

В процессе межличностного восприятия мера и степень приписывания зависит от степени уникальности поступка и от степени его социальной значимости (желателен или нежелателен).

Г. Келли выделяет три типа приписывания – личностное, объективное, обстоятельственное.

Для подростков, юношей и взрослых людей предназначен метод «Дебрифинг» при нарушениях эмоционально-волевой сферы, взрывчатости, агрессивности, плаксивости. Метод направлен на проработку последствий поведения, последствий искаженных социальных установок личности.

Проблемы психического и личностного здоровья решаются в процессе работы над собой. Личностный рост – это помощь себе при соматических и психических заболеваниях, при душевных страданиях, являющихся последствиями алкоголизма, наркомании, стрессовых ситуаций.

Личностные проблемы, возникнув ещё в детстве, в старшем возрасте приводят к чувству неполноценности, к проблемам межличностных отношений.

У взрослых людей возникают проблемы социальных ролей, социального статуса и др.

В качестве ещё одного примера можно назвать метод З. Фрейда – «метод свободных ассоциаций», предназначенный для коррекции негативных психических состояний, неврозов, субдепрессий. З. Фрейд считает, что основная часть психических расстройств находится в конфликте между «Я», «ОНО», «СВЕРХ-Я». Это конфликты нашего подсознания между безусловным «хочу», которое жаждет удовлетворения основных инстинктов. Между «Я» возникает конфликт – хочу, но не могу и конфликт «СВЕРХ-Я» – хочу, но это некрасиво, стыдно.

Принципы составления психокоррекционных программ

При составлении псхокоррекционных программ необходимо придерживаться основных принципов, среди которых системность коррекционных и развивающих задач, единства коррекции и диагностики, приоритетность коррекции каузального типа, программированного обучения, комплексности методов психологического воздействия, учета эмоциональной сложности материала и др.

Принцип системности коррекционных и развивающих задач указывает на то, что в любой коррекционной программе должны быть задачи 3-х видов – коррекционные, профилактические и развивающие, это говорит о том, что дети находятся на различных уровнях развития – уровень благополучия, уровень риска, уровень актуальных трудностей развития.

Замечание 2

От единства этих задач зависит успех коррекционно-развивающих программ.

В следующем принципе – единства коррекции и диагностики – отражается целостность всего процесса оказания психологической помощи.

К наиболее прозрачному принципу построения коррекционно-развивающих программ относится принцип комплексности методов психологического воздействия, указывающий на необходимость использования всего методического многообразия.

Суть метода программированного обучения заключается в выполнении ряда последовательных операций сначала с психологом, а потом уже самостоятельно, в результате чего формируются необходимые умения и навыки.

Все проводимые занятия и игры должны обязательно стимулировать положительные эмоции и создавать благоприятный эмоциональный фон.

Только на позитиве должны заканчиваться коррекционные занятия. Правильная, объективная и комплексная оценка результатов диагностического обследования является залогом успешной коррекционной работы.

При составлении психокорекционных программ можно учитывать ещё и такие принципы – принцип активного привлечения социального окружения к участию в коррекционной программе, принцип опоры на разные уровни организации психических процессов, принцип усложнения, принцип учета объёма и степени разнообразия материала.

Читать книгу Медицинская и судебная психология Коллектива авторов : онлайн чтение

Психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия в процессе амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра

Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра (АПЛ) является относительно новой формой принудительных мер медицинского характера. В рамках данной лекции не будут обсуждаться критерии назначения и снятия АПЛ, они изложены в методических рекомендациях Отделения профилактики ООД психически больных, изданных в 2003 году. Неоспоримым и закономерным является возрастание удельного веса и роли психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий в отношении лиц с тяжкими психическими расстройствами, направленных на АПЛ.

Психокоррекция и психотерапия больных с продуктивно-психотическими расстройствами. К этой группе больных относятся лица, совершившие ООД в остром психотическом состоянии и характеризующиеся на момент АПЛ достаточно стабильным психическим статусом непатологического регистра, а также относительной сохранностью адаптационных возможностей как в сфере профессиональной деятельности, так и в сфере межличностных отношений.

Поэтому на первом этапе АПЛ важной является функциональная диагностика, определяющая динамику состояния в контексте ситуации.

Параллельно с решением диагностических вопросов проводится психологическое консультирование.

Таким образом, уже на первом этапе АПЛ больные данной группы активно вовлекаются в реабилитационные мероприятия, нацеленные на устранение невротической и депрессивной симптоматики.

На втором этапе АПЛ используются методы психологической коррекции и когнитивная психотерапия с учетом интеллектуального потенциала больных. Последняя рекомендуется в фундаментальных руководствах как основной подход в работе с эмоциональными расстройствами. Обоснованность данных рекомендаций обусловлена мишенеориентированностью и технологичностью, краткосрочностью и экономичностью, высокой эффективностью.

Тем больным, у которых анамнез был отягощен злоупотреблением алкоголем и состояние на момент совершения ООД было обусловлено патологическим опьянением, на втором и третьем этапах АПЛ рекомендовано участие в специализированных психотерапевтических группах лечения алкогольной зависимости, организованных в рамках стационарного лечения.

К группе больных с продуктивно-психотическими расстройствами также относятся больные с периодической и шубообразной формами шизофрении и маниакально-депрессивным психозом. Состояние таких больных на момент АПЛ характеризовалось стойкой, глубокой, качественной ремиссией без выраженного дефекта (соответственно выделялись три варианта ремиссий: неврозоподобный, астенический и психопатоподобный). На всех этапах АПЛ реабилитационные мероприятия в данной группе больных должны быть направлены на психогенные вредности и сопутствующие соматические наслоения.

На первом этапе необходимы функциональная, структурная диагностика и диагностика для определения мишеней реабилитационных мероприятий.

На втором этапе (по Воловику) психотерапия у данного контингента больных должна быть направлена на осознание факта болезни, эмоциональную стимуляцию, социальную активацию, налаживание коммуникаций; выработку адекватных стереотипов поведения и повышение социальной уверенности; достижение правильного представления о болезни, коррекцию установок и отношений; раскрытие содержательной стороны психологического конфликта, нахождение адекватных форм психологической компенсации.

В связи с активной установкой больных на лечение и сотрудничество с психологом возможно применение тех видов психотерапии, акцент в которых сделан на работу «здесь-и-теперь» и предполагает более активное участие самого пациента в терапевтическом процессе.

Вместе с тем адекватной формой сотрудничества между психотерапевтом и данным контингентом больных является когнитивная терапия, отличающаяся директивной позицией психотерапевта, четкой спланированностью и структурированностью, временной лимитированностью занятий и обязательностью домашних заданий.

Напомним, что целями когнитивной терапии являются: исправление ошибочной переработки информации и помощь пациентам в модификации убеждений, которые поддерживают неадаптивное поведение и эмоции. Для опровержения этих дисфункциональных убеждений и содействия более реалистичному адаптивному мышлению используются когнитивные и поведенческие методы. Когнитивная терапия вначале нацелена на снятие симптома, включая проблемное поведение и логические искажения, но ее конечной целью является устранение систематических предубеждений в мышлении.

Традиционно курс когнитивной терапии занимает 15–25 сеансов, по одному занятию в неделю. Тактика терапии состоит из начальных занятий, домашних заданий, далее больший акцент делается на когнитивных моментах, чем на поведенческих техниках. В заключение курса терапии происходит когнитивная репетиция. Спустя два месяца после окончания лечения проводится две или три консультации.

Психокоррекция и психотерапия больных с негативно-личностными расстройствами. Общей характеристикой данной группы, состоящей из больных шизофренией (70 %) и больных с органическим психическим расстройством (30 %), являются относительная стабильность состояния, а также отсутствие непосредственной связи содержания деликта с патологическим процессом. Поведение больных на момент АПЛ в целом упорядоченно, однако отличается выраженными изменениями в эмоционально-волевой сфере. Снижение потребностно-мотивационных характеристик больных приводит к избирательности познавательных процессов, к нарушению социальной опосредованности поведения, проявляется в нарушении социальной регуляции поведения, дефицитарности и дефиците коммуникативных возможностей. Вышеуказанные нарушения перечислены в порядке от основного дефекта, затем первичных, вторичных и третичных патопсихологических симптомов-синдромов.

Соответственно на первом этапе АПЛ необходима структурная и поведенческая диагностика для проведения поведенческой терапии. Ее целью является приобретение пациентом так называемого коррективного опыта научения, который предполагает приобретение новых умений совладания, повышение коммуникативной компетентности, преодоление дезадаптивных стереотипов и эмоциональных деструктивных конфликтов. Этот коррективный опыт научения вызывает большие изменения в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах. Одной из отличительных черт поведенческого подхода является высокая активность пациента в реальной жизни, между терапевтическими сеансами.

Поведенческая диагностика представляет собой весьма специфическую форму психодиагностики, так как во многих моментах расходится с традиционной, которая, как известно, основана на теории черт и полагает существование относительно стабильных и неизменных качеств личности. В рамках традиционной диагностики внешнее наблюдаемое поведение рассматривается как проявление некоторых центральных стабильных характеристик личности и, следовательно, его можно понять и даже предсказать, «измерив» эти черты.

Проводимая в практической работе поведенческая диагностика основывается на следующих предположениях.

1. Поведение человека является не только следствием его строго индивидуальной истории научения и проявлением репертуара поведенческих стереотипов, но и результатом опосредования условиями социальной ситуации, в которую включен индивид. В ходе поведенческой диагностики используется беседа, основой диагноза становятся самоотчеты клиентов (точность которых, конечно же, проверяется дополнительно).

2. В отличие от традиционной психодиагностики, где реакции испытуемого на тестовые задачи сопоставляются с усредненными реакциями больших выборок испытуемых, в поведенческой диагностике сами реакции человека на стимульные ситуации рассматриваются в качестве выборки, на основании которой ставится диагноз. Нормативная функция усредненного поведения других людей при этом репрезентирует собой социальную норму.

Таким образом, сбор и анализ данных в процессе поведенческой психодиагностики имеют целью выявить функциональные связи между важнейшими переменными окружающей среды, ожиданиями пациента, его оценками и планами и особенностями внешне наблюдаемого (вербального и невербального) поведения.

Следует отметить, что поведенческая диагностика в первую очередь служит целям организации и контроля терапевтических вмешательств, хотя и сама она отчасти является терапевтическим вмешательством. Так как в процессе диагностики активно участвует пациент, а терапевт не делает из этого процесса никакого секрета, охотно разъясняя его смысл и принципы, клиент не может остаться не вовлеченным в процесс диагностики.

Результатом поведенческой диагностики является поведенческий диагноз, который активно обсуждается с пациентом и служит основой для выбора методов поведенческой психотерапии. В результате поведенческой диагностики должно быть определено целевое поведение, или образцы поведения, требующие изменений их интенсивности, длительности, условий проявления. Также должен быть проведен анализ условий поведения, т. е. тех условий, при которых это поведение приобретается или тормозится. В заключение должна быть выработана программа терапии и выбраны методы воздействия.

Остановимся подробнее на этапах функционального анализа поведения.

Определение целевого поведения. На первом этапе терапевт совместно с пациентом последовательно принимает ряд решений относительно того, к чему они будут стремиться в процессе терапии. Безусловно, эти решения в существенной мере зависят от тяжести симптома, от условий жизни клиента, последствий, к которым может привести изменение поведения, терапевтических возможностей и ограничений. Оговариваются четкие и однозначные критерии изменений, которые формулируются в форме описания конкретных поведенческих навыков. Конкретность создает основу быстрого и эффективного прохождения второго этапа анализа целей.

Таким образом, если на первом этапе терапевт с больным ищут ответ на вопрос «Что именно должно быть достигнуто?», то на втором этапе отвечают на вопрос «Чего именно в данный момент времени для этого не хватает?» или «Что мешает этого достичь?».

Этап постановки и согласования целей называют этапом «операционализации цели».

На этапе анализа условий поведения уточняются терапевтические цели и прогнозируются последствия, которые эти цели могут иметь для непосредственного окружения пациента и для него самого в случае, если будут достигнуты. Все предположения, которые возникают на этот счет, обсуждаются с пациентом и с его близкими и служат основой для планирования и контроля процесса поведенческой психотерапии.

В отношении планирования и контроля терапевтических вмешательств надо сказать, что практически невозможно определить, когда в процессе психотерапии заканчивается диагностическая фаза и начинается фаза вмешательства. В определенном смысле сама диагностика уже является вмешательством, а терапевтические мероприятия дают новую диагностическую информацию. Условно можно считать, что диагностическая фаза заканчивается этапом планирования терапии, когда увеличивается использование отдельных методов поведенческой психотерапии по согласованному с клиентом плану. Курс поведенческой терапии обычно составляет 25–50 занятий, по одному занятию в неделю.

На втором и заключительном этапах АПЛ, помимо проводимой поведенческой терапии, адекватным представляется использование группового социально-психологического тренинга общения для психологической коррекции коммуникативных девиаций больных данной группы с применением следующих принципов: 1) «здесь-и-теперь» 2) персонификации высказываний; 3) акцентирования языка чувств; 4) активности; 5) доверительного общения; 6) конфиденциальности (Петровская Л.А.).

Также эффективным методом психологической коррекции поведения лиц с коммуникативными девиациями является так называемый антиципационный тренинг (Менделевич В.Д.), направленный на развитие способностей к вероятностному прогнозированию и, следовательно, к адаптационному стилю поведения.

Оптимальным условием реадаптации больных на втором и заключительном этапах АПЛ является работа с родственниками в форме психологического консультирования и семейной психотерапии.

Психокоррекционные мероприятия в отношении несовершеннолетних с выраженными психическими расстройствами. Дифференцированные программы мероприятий для лиц с различными нозологическими формами разрабатываются с учетом психопатологического механизма совершенных деликтов, однако они ориентированы на ПЛ взрослых психически больных. Важной научно-практической задачей является разработка принципов клинико-психологической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей с психическими расстройствами.

Для выбора адекватных психотерапевтических мероприятий в отношении лиц подросткового возраста с психическими расстройствами следует учитывать качественную характеристику заболевания, синдромологическую квалификацию и глубину психического расстройства. Большое значение имеют диагностика этапа онтогенетического развития и уровня патологического реагирования. Кроме того, нельзя обойтись без определения типа личности или личностных особенностей и аномалий, уровня и качества социализации подростка, оценки степени и качества педагогической запущенности, условий жизни.

По мнению В.А. Гурьевой и В.В. Гиндикина, при наличии психической патологии нозологическая диагностика, обязательная в любом случае, важна также для решения вопроса о целесообразности применения психотерапии. Иными словами, надо знать качественную характеристику заболевания и уровень психического расстройства (психотический, сверхценный, невротический). Вместе с тем для выбора психотерапевтического метода необходима синдромологическая квалификация. При этом надо учитывать, что уровень психического развития ребенка определяется не только фактическим возрастом, но и соответствием психического развития своему возрастному периоду. Важное значение имеют этап онтогенетического развития (моторный, сенсомоторный, аффективный, идеаторный) и уровень патологического реагирования (соматовегетативный, психомоторный, аффективный, эмоционально-идеаторный). Нельзя обойтись без определения типа личности или личностной аномальности, уровня и качества социализации личности, оценки степени и качества педагогической запущенности, условий жизни. Имеют значение психологические установки ребенка, особенно те, которые препятствуют формированию внутренних конфликтов: это помогает уточнению механизмов развития психогений и целенаправленному их устранению. Для выбора правильного подхода к пациенту и налаживания контакта требуются знание структурной и динамической характеристики возрастной психологии, представление о том, имеем мы дело с подростком, переживающим возрастной криз, или он находится в так называемой спокойной фазе.

Указанные выше положения были сформулированы психиатрами применительно к подростковому возрасту в целом, без выделения специфических особенностей реабилитационных мероприятий в зависимости от конкретных психических отклонений и тем более без учета степени выраженности девиаций поведения.

Структурно-динамический подход к построению психокоррекционных программ. При психокоррекционной работе с подростками, совершившими ООД, представляется важным структурно-динамический анализ регуляции поведения. Только при учете индивидуального и типического в особенностях регуляции поведения и понимании роли возрастных, социальных и психопатологических факторов возможен дифференцированный подход к профилактической и реабилитационной работе с несовершеннолетними психически больными.

Таким образом, проблема психокоррекции подростков с психическими расстройствами предстает и в несколько ином ракурсе: необходимы клинико-психологические исследования выраженной психической патологии, обусловливающей тяжкие расстройства поведения на криминальном уровне, для разработки психокоррекционных мероприятий, конечной целью которых будет снижение риска повторных ООД у несовершеннолетних.

Исследования подростков с выраженной психической патологией, совершивших общественно опасные действия, выявили следующие социальные факторы девиаций поведения в подростковом периоде. К ним относятся: преобладание эмоционального отвержения, агрессивности или иных малоадаптивных и непоследовательных форм воспитания со стороны родителей. Это препятствует своевременной и полноценной социализации подростка и влияет на степень его развития их способности и потребности в перспективном, реалистичном целеполагании и операциональном обеспечении реализации выдвигаемых целей.

К патопсихологическим диспозициям нарушений регуляции поведения у подростков с выраженной психической патологией относятся: снижение операционально-динамических характеристик памяти, внимания, синдром гиперактивности и дефицита внимания с преобладанием его импульсивного варианта, нарушение критических возможностей, гипертрофированность защитной функции самоотношения и самооценки, преобладание низкой мотивации достижения и неадекватных тактик промежуточного целеполагания. Эти факторы оказывают существенное влияние на оценку, коррекцию и прогноз деятельности.

У больных шизофренией, совершивших ООД, отмечается прямая зависимость выраженности внешних поведенческих проблем, агрессивных форм реагирования от дефектности этапа планирования. Психологические процессы промежуточного целеполагания не связаны с этапом программирования. Адекватность оценки результатов ограничена спецификой когнитивной и социальной перцепции (проблемами внимания, закрытостью). Элементы самооценки и самоотношения, связанные с позитивным отношением и социальным одобрением, отражают проблемы социальных контактов и не участвуют в процессах саморегуляции, что клинически (феноменологически) проявляется как некритичность в осмыслении актуальных и возможных ситуаций и обстоятельств.

У больных с органическим психическим расстройством выявляются недифференцированность и свернутость осознанных психических процессов регуляции поведения, обусловленная их «сцепленностью». Соответственно у них отсутствует преемственность между этапом инициации деятельности (планирование) и ее операциональным наполнением (программирование), что клинически (феноменологически) проявляется как импульсивность. На продуктивность этапов оценки и своевременной коррекции своих действий оказывает влияние низкая мотивация достижения. Отмечаются значительное снижение гибкости и расхождение между осознанием своих психических и личностных возможностей и объективной картиной регуляции поведения. Дефицитарность социального распознавания и поведенческих ресурсов, их вариативности обусловливает ситуативную логику поведения и появление агрессивных форм реагирования.

Таким образом, у больных шизофренией выявляются изолированность процессов саморегуляции, отсутствие преемственности и поэтапности ее отдельных звеньев. У больных ОПР, напротив, обнаруживаются излишняя «сцепленность», недифференцированность и неразвернутость последовательного осуществления этапов регуляции поведения.

Криминогенными факторами поведения у подростков с выраженными психическими расстройствами являются такие нарушения регуляторных возможностей, отсутствие поэтапной связи между звеньями саморегуляции и их цикличности; недостаточное влияние уровня притязаний и нормообразующих элементов самосознания на этапы регуляции поведения. Прогностически важным признаком перехода девиаций поведения на делинквентный уровень у подростков с выраженной психической патологией является сочетание синдрома оппозиционного поведения в дошкольном периоде с агрессивными формами поведения. Специфика факторов риска криминального поведения у больных шизофренией определяется сочетанием ранней алкоголизации и агрессивности, у больных органическим психическим расстройством – сочетание импульсивного варианта синдрома дефицита внимания и гиперактивности с тревожностью.

Таким образом, при разных формах психической патологии происходят определенные нарушения процесса саморегуляции. За различными проявлениями общественно опасных действий у несовершеннолетних больных шизофренией и с органическим психическим расстройством лежат отличные структурные нарушения саморегуляции. Расстройства их способности к осознанно-волевому контролю в первую очередь определяются дефицитарностью различных звеньев саморегуляции, а их общественная опасность – нарушениями системных взаимоотношений этих звеньев.

На основании выделенных общих и специфических характеристик нарушений саморегуляции у подростков, совершивших ООД, можно выделить мишени психокоррекционной работы с учетом этапности принудительного лечения (табл. 2).

Таблица 2

Психокоррекционные мероприятия в процессе ПЛ несовершеннолетних

На адаптационно-диагностическом этапе важной представляется работа с эмоциональными проблемами, связанными с осмыслением и переживанием ситуации ООД, назначением принудительного лечения, а также обусловленными имевшими место в прошлом малоадаптивными формами детско-родительских отношений. Снижение аффективной заряженности этих проблем при помощи методов телесно-ориентированной и экзистенционально-ориентированной терапии позволяет нормализовать эмоциональное состояние больного, уменьшить субъективную значимость и влияние проблемной ситуации на регуляцию поведения.

На этапе интенсивных лечебно-реабилитационных мероприятий психокоррекционная работа должна проводиться по трем направлениям. Первое – работа по компенсации дефицитарности внимания, памяти, мышления с помощью нейропсихологических техник. Второе – работа по развитию недостаточно сформированных психических функций регуляции поведения (планирование, программирование, моделирование) при помощи методик когнитивной и поведенческой терапии (интеллектуальная проработка, проигрывание, закрепление, повторение). Третье – психологическое консультирование и психокоррекция эмоциональных, поведенческих проблем.

На этапе стабилизации достигнутого эффекта необходима работа по «связыванию» (у больных шизофренией), выстраиванию и разведению (у больных с органическим психическим расстройством), соподчинению и иерархизации психических процессов осознанной регуляции поведения с использованием как индивидуальных методов психокоррекции, так и групповых форм работы.

На заключительном этапе (подготовка к выписке) реабилитационные мероприятия должны быть направлены на профилактику явлений госпитализма и дальнейшее расширение репертуара алгоритмов решения возникающих проблем. Адекватным представляется контролируемое дозирование (вплоть до полного прекращения) психокоррекционной и психотерапевтической работы, при возможности – проведение семейной психотерапии (когнитивной, поведенческой).

Подчеркнем, что указанные криминогенные патопсихологические факторы были выделены на основе анализа таких стабильных индивидуально-психологических особенностей, обусловленных психическим расстройством, которые не только вносят непосредственный вклад в мотивацию противоправного поведения, но и влияют на способы реализации намерений и побуждений больного, обусловливая их неспособность к осознанно-волевому поведению.

При оценке степени общественной опасности подростков с выраженными психическими расстройствами и выработке дифференцированных рекомендаций по назначению принудительных мер медицинского характера важным является анализ сопутствующих эмоциональных и поведенческих расстройств. Необходимо учитывать их коморбидность, преемственность симптоматики, возраст манифестации, которые имеют прогностическое значение для оценки динамики, массивности расстройств, вектора их социальной направленности. Для этого необходим ретроспективный анализ уголовного дела и приобщенных к нему материалов (медицинской документации, характеристик). Существенным подспорьем психологу могут быть клинически ориентированные методики Кауфман и Ахенбаха, позволяющие проводить качественный ретроспективный и количественный анализ поведенческих и эмоциональных расстройств.

Для оценки эффективности лечебно-реабилитационных мероприятий в рамках принудительного лечения представляется целесообразным использовать: 1) на адаптационно-диагностическом этапе принудительного лечения – наряду со стандартным патопсихологическим исследованием опросники ADOR и «Стиль саморегуляции поведения», позволяющие выявить «мишени» для будущих психокоррекционных мероприятий; 2) на этапе интенсивных лечебно-реабилитационных мероприятий – пробы на исследование динамических особенностей базовых психических функций, изменение функционального состояния которых достоверно совпадает с субклиническими изменениями психического состояния больных; 3) на этапе стабилизации достигнутого эффекта – методику исследования самоотношения, доказавшую свою чувствительность к диагностированию психического и психологического неблагополучия у подростков; 4) на заключительном этапе – методики «Самооценка» и «Уровень притязаний», обладающие «иммунитетом» к диссимулятивным и другим установкам больных.

В заключение хочется обсудить некоторые методологические, теоретические и организационные «за» и «против» применения психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий во время ПЛ.

Д. Шапиро и Р. Эллиот описывают «парадокс эквивалентности» – приблизительно равнозначной эффективности методов лечения, при которых складываются существенно различающиеся отношения между пациентом и психотерапевтом. По-прежнему важными являются такие задачи, как поиск эмпирического обоснования психологических методов лечения (выяснение, что и для кого является полезным и при каких обстоятельствах) и описание и постижение механизмов изменений (каким образом психотерапия в целом и ее разновидности, в частности, достигают позитивного эффекта).

Понимание механизмов психотерапии требует также и объяснения, как соотносятся терапевтические транзакции между пациентом и терапевтом с реальными изменениями в жизни пациента вне приемной психотерапевта.

Следующий вопрос, заслуживающий рассмотрения: какая же из психотерапевтических техник оказывается наиболее эффективной? В настоящее время в психотерапии наблюдается тенденция к эклектизму или интеграции различных технических и теоретических подходов в единый общий подход к лечению, для которого не характерно четкое следование какому-либо строгому правилу, выработанному той или иной школой. В целом многочисленные исследования показывают, что различные техники терапии оказываются приблизительно равными по эффективности.

Для объяснения незначительности различий в эффективности психотерапевтических школ, столь разных по своим теоретическим и методическим основаниям, предлагаются три альтернативные гипотезы: 1) различные виды психотерапии достигают сходных целей посредством разных процессов; 2) в действительности наблюдаются различные исходы терапии, которые, однако, не улавливаются применяемыми исследовательскими стратегиями; 3) различные виды терапии включают в себя определенные общие компоненты, не обязательно занимающие центральное место, но оказывающие лечебное воздействие. В настоящее время ни одну из этих трех гипотез невозможно полностью ни доказать, ни опровергнуть. Пожалуй, наибольшее количество сторонников собрала третья из них, предполагающая наличие общих факторов, присущих всякому психотерапевтическому подходу. К ним в первую очередь относятся надежность психотерапевта, его поддержка и внимание, некоторая доля суггестии.

Результаты исследования Люборски выявили прогностические факторы успешности психотерапии: а) психологическое здоровье; б) эмоциональная свобода; в) сверхконтроль; г) сходство между пациентом и терапевтом. В целом исследование вновь подтвердило вывод о том, что степень сохранности душевного здоровья пациентов является статистически значимым прогностическим показателем будущего успеха психотерапии. Это, разумеется, ограничивает возможности любого типа психотерапии на принудительном лечении.

В последние годы проявляется тенденция не столько к сопоставлению эффективности различных психотерапевтических направлений, сколько к рассмотрению возможного воздействия конкретной терапевтической техники на конкретное психическое нарушение независимо от исходного общетеоретического направления.

Многочисленные исследования, посвященные изучению эффективности психотерапии, позволяют прийти к ряду выводов: 1. многие из изученных видов психотерапии оказывают очевидное влияние на различные типы пациентов, причем это влияние не только статистически значимо, но и клинически эффективно. Психотерапия способствует снятию симптомов, ускоряя естественный процесс выздоровления и обеспечивая расширение стратегий совладания с жизненными трудностями; 2) результаты психотерапии, как правило, оказываются достаточно пролонгированными; 3) различия в эффективности тех или иных форм психотерапии значительно менее выражены, чем можно было бы ожидать: когнитивно-бихевиоральные техники демонстрируют некоторое превосходство над традиционными методами вербальной терапии применительно к определенным типам психических расстройств, но это нельзя считать закономерностью. Длительность психотерапевтического лечения также может быть весьма непродолжительна при определенном типе проблем, тогда как ряд проблем и расстройств не поддаются краткосрочной психотерапии; 4) несмотря на то что отдельные психотерапевтические направления сохраняют своеобразие и свойственную им специфику взаимодействия с пациентом, многие психотерапевты в настоящее время следуют эклектическому подходу; 5) межличностные, социальные и эмоциональные факторы, являющиеся одинаково значимыми для всех видов психотерапии, выступают важными детерминантами улучшения состояния пациентов; 6) за усредненными показателями улучшения состояния пациентов в результате психотерапии скрываются весьма существенные индивидуальные различия. Одной из многих детерминант этих различий является личность самого психотерапевта, другой – личность пациента.

Более частным, но не менее важным является вопрос подготовки специалистов, занимающихся психотерапией и психокоррекцией. Дискутируются вопросы о разграничении полномочий клиницистов и психологов, с постулированием исключительной правомерности и компетентности использования психотерапевтических методов только психиатрами и отдачей «на откуп» психологам психокоррекции и психологического консультирования.

Также нет единого мнения о сроках подготовки специалистов, системе супервизорства. Актуальной является проблема возможности и способности сочетания в своей практике нескольких психотерапевтических подходов, поскольку выбор того или иного метода психотерапии как специализации – это всегда вопрос индивидуальных предпочтений, вопрос психического склада конкретной личности, ее образования, ее представлений о себе и о мире.

3. Основные принципы психокоррекционной работы.

Основополагающий принцип психологической коррекции – принцип единства диагностики и коррекции. Программа психологической коррекции на 90 % зависит от комплексности, тщательности и глубины психологического диагностического обследования; в то же время самая профессиональная диагностика бессмысленна, если не сопровождается системой коррекционных меоприятий (Д.Б. Эльконин, 1989). Кроме того, диагностика предоставляет психологу всю необходимую информацию о динамике психологических или поведенческих изменений на протяжении всего коррекционного процесса.

Принцип нормативности развития.При оценке соответствия уровня развития возрастной норме и определении целей коррекции необходимо учитывать не только уровень сформированности психологических новообразований и уровень развития ведущей деятельности, но и особенности социальной ситуации развития, индивидуальные особенности.

Принцип коррекции «сверху вниз», выдвинутый Л.С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы, подчеркивая, что основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» и своевременное формирование психологических новообразований.

При реализации принципа «снизу вверх»в качестве основного содержания коррекционной работы рассматривается упражнение и тренировка уже имеющихся психологических особенностей – вызывание заданной модели поведения и закрепление этого поведения (например, путем подкрепления).

Реализация принципа системности развития психологической деятельностиобеспечивает направленность на устранение причин и источников возможных отклонений в психическом развитии. Это может быть достигнуто благодаря анализу результатов диагностических исследований. Системность анализа актуального развития осуществляется с точки зрения центральной линии развития, сложившейся иерархии форм психической деятельности на каждом возрастном этапе, определяющей зону ближайшего развития и перспективы. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (т.е. неравномерность) их развития. В силу системности строения психики, сознания и деятельности личности все аспекты ее развития взаимосвязаны и взаимообусловлены. При определении целей и задач коррекционно-развивающей деятельности нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами, а необходимо исходить из ближайшего прогноза развития. Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым необходимости развертывания в целом системы специальных коррекционных мероприятий.

Реализация принципа системности развития в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами.

При определении стратегии коррекционной работы принцип системности развития оказывается тесно связанным с принципом коррекции "сверху вниз": системность анализа актуального уровня развития, достигнутого ребенком к моменту обследования, осуществляется с точки зрения центральной линии развития, сложившейся иерархии форм психической деятельности на каждом возрастном этапе, определяющей зону ближайшего развития и перспективы.

Деятельностный принцип коррекциизаключается в том, что коррекционное воздействие всегда активизирует деятельность, организующую основу для позитивных сдвигов в развитии личности. Коррекция является не только тренировкой навыков и умений, но и целостной осмысленной деятельностью, которая органично вписывается в социальную ситуацию клиента. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности (в нашем случае игры и учения) требует специального формирования (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн и др.). Суть его заключается в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности, являясь средством, ориентирующим активность.

Согласно данному принципу основным направлением коррекционной работы является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки клиента в различных сферах предметной деятельности, межличностных взаимодействий, в конечном счёте в социальной ситуации развития. Сама коррекционная работа строится не как простая тренировка навыков и умений, а как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений клиента.

Особенно широко в коррекционной работе с детьми используется понятие "ведущая деятельность". В дошкольном и младшем школьном возрасте такой ведущей деятельностью является игра в различных ее разновидностях, в подростковом возрасте -общение и различного рода совместная взаимодеятельность.

Деятельностный принцип коррекции: во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, а во-вторых, задает способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности путем формирования обобщенных способов ориентировки.

Психокоррекционная ситуацuя

Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной рабoты, психологическое воздей­ствие сводится к тому, что один человек пытается помочь другому.

Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов:

1. Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помо­щи, в психокоррекции, - это клиент.

2. Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать по-

мощь, - это психолог, психокорректор.

3. Теория, которая цспользуется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факто­ры.

4. Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.

5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы кли­ента.

Психолог должен стремиться к созданию такой атмосфе­ры, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.

2. Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной работы. Принципы психокоррекционной работы.

Основными принципами психокоррекционной работы являются следующие:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции.

  2. Принцип нормативности развития.

  3. Принцип коррекции «сверху вниз».

  4. Принцип коррекции «снизу вверх».

  5. Принцип системности развития психической деятельности.

  6. Деятельностный принцип коррекции.

1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Подробно рассмотренный в трудах Д.Б.Эльконина, И.В.Дуб­ровиной и др., этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность кор­рекционной работы на 90% зависит от комплексности, тща­тельности и глубины предшествующей диагностической ра­боты.

Названный принцип реализуется в двух аспектах.

Во-первых, началу осуществления коррекционной рабо­ты обязательно должен предшествовать этап прицельного комплексного диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение и формули­руются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Эффективная коррекционная работа может быть построе­на лишь на основе предварительного тщательного психо­логического обследования. В то же время «самые точные, глубокие диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной системой психолого-пе­дагогических коррекционных мероприятий» (Д.Б. Эльконин, 1989).

Во-вторых, реализация коррекционно-развивающей де­ятельности психолога требует постоянного контроля дина­мики изменений личности, поведения, деятельности, ди­намики эмоциональных состояний клиента, его чувств и переживаний в процессе коррекционной работы. Такой кон­троль позволяет внести необходимые коррективы в задачи самой программы, вовремя изменить и дополнить методы и средства психологического воздействия на клиента. Таким образом, контроль динамики хода эффективности коррек­ции, в свою очередь, требует осуществления диагностичес­ких процедур, пронизывающих весь процесс коррекцион­ной работы и предоставляющих психологу необходимую ин­формацию и обратную связь.

2. Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастныx стадий онтогенетического развития,

Понятие «психологический возраст» было введено Л.С. Вы­готским. Это «тот новый тип строения личности, ее дея­тельности, те психические и социальные изменения, кото­рые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период» (Л С. Bыгoтcкий, 1984, с. 248).

Таким образом, при оценке соответствия уровня разви­тия ребенка возрастной норме и формулировании целей кор­рекции необходимо учитывать следующие характеристики:

1) Особенности социальной ситуации развития (напри­мер, изменение типа образовательного или воспитательного учреждения, круга общения ребенка, включая сверстников, взрослых, семейное окружение и т.д.).

2) Уровень сформированности психологических новооб­разований на данном этапе возрастного развития.

3) Уровень развития ведущей деятельности ребенка, ее оптимизация.

Кроме понятия «возрастная норма» психологу приходится встречаться с понятием «индивидуальная норма», которая позволяет наметить в пределах возрастной нормы развития программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с учетом его индивидуальности и самостоятельного пути развития.

3. Принцип коррекции «сверху вниз». Данный принцип, выдвинутый Л. С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием кор­рекционной деятельности является создание «зоны ближай­шего развития» для клиента (у Л.С. Выготского такими кли­ентами выступали дети). Коррекция по принципу «сверху вниз» носит· опережающий характер и строится как психо­логическая деятельность, нацеленная на своевременное фор­мирование психологических новообразований.

4. Принцип коррекции «снизу вверх». При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей. Этот принцип реа­лизуется в основном сторонниками поведенческого подхода. В их понимании коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже име­ющихся шаблонов поведения с целью закрепления соци­ально-желательного поведения и торможения социально-не­желательного поведения.

Таким образом, главной задачей коррекции «снизу вверх» становится вызывание любыми способами заданной модели поведения и её немедленное подкрепление. В центре коррекции наличньrй уровень психического развития, понимаемого как процесс усложнения, модификации поведения, комбинации реакций из уже имеющегocя поведенческого репертуара.

5. Принцип системности развития психологической дея­телъности. Этот принцип задает необходимость учета в кор­рекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различ­ных сторон личности и гетерохронность (т.е. неравномерность) их развития. В силу системности строения психики, сознания и деятельности личности все аспекты ее развития взаимосвязаны и взаимообусловлены. При определении целей и задач коррекционно-развивающей деятелъности нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день про­блемами, а необходимо исходить из ближайшего прогноза развития. Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым необходимости развертывания в целом системы специальных коррекционных мероприятий.

Реализация принципа системности развития в коррекци­онной работе обеспечивает направленностъ на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии. Успех такого пути коррекции базируется на результатах ди­агностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами.

При определении стратегии коррекционной работы принцип системности развития оказывается тесно связанным с принципом коррекции «сверху вниз»:системностъ анализа актуального уровня развития, достигнутого ребенком к мо­менту обследования, осуществляется с точки зрения цент­ральной линии развития, сложившейся иерархии форм пси­хической деятельности на каждом возрастном этапе, опре­деляющей зону ближайшего развития и перспективы.

6. Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных уси­лий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.

Суть его заключается в том, что генеральным способом коррекционно –развивающего воздействия является организа­ция активной деятелъности клиента входе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конф­ликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигoв в развитии личности. Коррекционное воз­действие всегда осуществляется в контексте той или иной де­ятельности, являясь средством, ориентирующим активность.

Согласно данному принципу основным направлением кор­рекционной работы является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки клиента в различных сфе­рах предметной деятельности, межличностных взаимодействий, в конечном счете в социальной ситуации развития. Сама кор­рекционная работа строится не как простая тренировка на­выков и умений, а как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений клиента.

Особенно широко в коррекционной работе с детьми ис­пользуется понятие «ведущая деятельность». В дошкольном и младшем школьном возрасте такой ведущей деятельнос­тью является игра в различных ее разновидностях, в подро­стковом возрасте - общение и различного рода совместная взаимодеятельность.

Деятельностный принцип коррекции: во-первых, опре­деляет сам предмет приложения коррекционных усилий, а во-вторых, задает способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности путем Формирования обобщенных способов ориентировки.

§ 3. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия

Практическому психологу очень часто поступают запросы на осуществление коррекционных воздействий. Проведение коррекционной работы требует от специалиста, ее проводящего, определенной подготовки.

17

Основные компоненты профессиональной готовности к коррекцнонному воздействию

· Теоретический компонент: знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции и т.д.

· Практический компонент: владение конкретными методами и методиками коррекции.

· Личностная готовность: психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента.

Психолог, самостоятельно осуществляющий коррекционную работу, должен иметь базовую фундаментальную подготовку в области психологии и специальную подготовку в области конкретных методов коррекционного воздействия.

Теоретический компонент предполагает: знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе; знание периодизации психического развития; знание проблемы соотношения обучения и развития; представление об основных теориях, моделях и типах личности; знание о социально-психологических особенностях группы; знание условий, обеспечивающих личностный рост и творческое развитие.

В общей профессиональной подготовке возможны три основных подхода: приверженность одной теории, одному подходу; эклектизм - приверженность многим подходам; общий континуальный подход.

Приверженность одному подходу позволяет глубже проникнуть в предмет, получить исчерпывающие знания теории и практики, но в то же время накладывает определенные ограничения, связанные как раз с возможностями одного подхода, одного метода.

Эклектизм ведет к тому, что специалист знает кое-что выборочно из различных теорий и практик. Работа такого специалиста может быть эффективной (особенно на начальных этапах), однако скоро он столкнется с недостатками поверхностной подготовки, с отсутствием основных, стержневых, базовых представлений.

Общий континуальный подход- это профессиональный подход, при котором специалист первоначально является последователем одной теории и изучает все, что известно в данной области, а затем, приобретя профессиональный фундамент

18

и профессиональный опыт, начинает выходить за пределы базовой для него теории. Такой профессионал может использовать концептуальные представления одних теорий, а техники и практические подходы - других.

Практический компонент подготовки заключается в овладении конкретными методами и методиками коррекции. Глубокое овладение конкретными методами и методиками позволяет избежать как непрофессионализма, так и профессиональной деформации личности.

К последним можно отнести "синдром сгорания". "Синдром сгорания" встречается у специалистов разного профиля, работающих с людьми и использующих в своей работе ресурсы собственной личности. Характеризуется он эмоциональным, когнитивным и физическим истощением, вызванным гиперстимуляцией в работе и профессиональной перегрузкой. К появлению такого синдрома предрасполагают: неразрешенные конфликты собственной личности; низкий уровень поддержки и высокий уровень критичности коллег; индивидуальная и групповая работа с немотивированными и мало мотивированными

клиентами; низкая результативность работы; запрет на инновации и творческое самовыражение, носящий чаще всего административный характер; стремление сохранить свои профессиональные секреты и боязнь быть разоблаченным, когда данные секреты не содержат декларируемых методов; отсутствие возможностей обучаться и совершенствоваться; отсутствие возможности и желания обобщать и передавать свой опыт.

Профилактика развития указанного синдрома состоит в принятии на себя ответственности за свою работу, свой профессиональный результат и в делегировании части ответственности клиентам, в умении не спешить и давать себе время для достижений в работе и в жизни. Большое значение имеет реалистическая оценка своих возможностей и умение проигрывать без самоунижения и бичевания, так как профессиональные спады и даже тупики - это естественные этапы профессионального развития настоящего специалиста.

У каждого специалиста может быть свой набор общих и специальных вариантов, осознанно или неосознанно используемых для восстановления и развития профессиональных сил. К общим относится следующее:

- возможность свободно выражать свои чувства и эмоции. Каждый психолог может получать от своих клиентов негативные чувства, которые имеют свойства накопления

19 и вытеснения. Поэтому так важно свободное выражение чувств;

- возможность выполнять только свои желания. Многие психологи живут в мире, где правит "должно" и "надо". Восстановлению способствует возможность выполнять свои желания, где одно из самых частых - желание побыть в одиночестве, в покое.

Остановимся более подробно на личностной готовности к коррекционной работе.

Если психолог аффективен, он не может продуктивно работать с клиентами, имеющими проблемы аффективной сферы, корректировать до тех пор, пока не выяснит причины и особенности собственной эффективности.

Если психолог обладает слабыми волевыми усилиями, его коррекция волевой активности детей будет носить формальный характер.

Если взрослый чувствует себя нелюбимым и одиноким, ему будет трудно воспитать счастливых и любящих детей.

Личностная неподготовленность может проявиться в виде психологических барьеров к требованиям коррекционного общения. Если психолога в детстве строго наказывали или наказывали физически и он пережил травму личного унижения, то коррекционное требование - не унижать клиента (ребенка), которого также наказывают физически и который находится в состоянии депрессии, таким психологом может игнорироваться. Взрослый может считать это требование необязательным: меня били в детстве, а я вырос достойным человеком. В результате между психологом и клиентом возникает эмоциональный резонанс.

Аналогичные эмоциональные состояния у психолога и клиента (например, стрессовая реакция в сходных ситуациях) могут усиливать друг друга и мешать коррекционному процессу.

Особенности личностных проблем, эмоционально-волевого склада взрослого репродуцируются в возрастающих объемах в личности ребенка. Происходит навязывание ребенку, воспроизведение уже им самим стереотипов взрослого. Личностные проблемы взрослого увеличивают его субъективизм и пристрастность в оценке личности ребенка. Происходит своеобразная экстраполяция предвзятой оценки в будущее ребенка: "Если ты сейчас так делаешь, то что с тобой будет, когда ты вырастешь?" Словесные негативные посылки воспринимаются ребенком, запоминаются и воспроизводятся им в настоящем и в будущем.

20

В романе "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов пишет: "Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве:

я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети - веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир -меня никто не понял: я выучился ненавидеть. Я говорил правду- мне не верили: я начал обманывать".

Данный отрывок иллюстрирует эффект приписывания. Взрослый может рассуждать следующим образом: "Этот ребенок из неполной семьи, следовательно, у него присутствуют дефекты развития личности" или "Этот ребенок из неполной семьи, я сам тоже из неполной семьи - я знаю, что с ним может быть, а чего - не может".

Проработанность личностных проблем позволяет взрослому выбрать адекватную позицию по отношению к ребенку. Например, в выборе оснований для проведения коррекционных мероприятий может присутствовать мотив: "Этот ребенок слишком шумный, подвижный, а этот - вредный, этот - заторможен и раздражает меня, следовательно, их поведение следует корректировать". В данном случае это позиция, центрированная на взрослом, - ребенок подвергается изменениям по потребности взрослого.

Личностная готовность осуществлять коррекцию предполагает наличие у взрослого потребности идти не от себя, а от ребенка и его проблем.

Может существовать вариант центрации на модели личности, когда коррекционное воздействие осуществляется после соотнесения особенностей переживания и поведения ребенка с определенным образцом (возрастным, половым, культурным, национальным и т.д.). В данном случае взрослый займет как бы нейтральную позицию по отношению к содержанию образца, но способы воздействия опять же будут зависеть от особенности его личности. В процессе естественного общения взрослого и ребенка должна постоянно осуществляться взаимокоррекция, т.е. взрослый должен проявлять гибкость, непредвзято относиться к реакциям ребенка в процессе взаимодействия и постоянно предлагать ему разнообразные варианты реагирования, проводить работу над собой.

21

Тема 1. Психологическая коррекция как сфера деятельности

5

практического психолога

1. Сущность коррекционного процесса.

2. Цели и задачи психологической коррекции.

3. Основные принципы психокоррекционной работы.

4. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия.

1. Сущность коррекционного процесса.

Взрослый, зрелый человек характеризуется адекватной оценкой своего поведения, событий и жизненных ситуаций, происходящих при столкновении с действительностью, какой бы она ни была. Человеку, адекватно воспринимающему происходящее с ним, свойственно также правильно оценивать свои силы и способности по преодолению самых сложных жизненных ситуаций и возможных последствий этих ситуаций. Обращение за помощью к специалисту-психологу так же важно и обязательно, как к врачу или священнику. своевременно сделав это, мы не только можем изменить точку зрения на происходящее с нами. Процесс самопознания и познания других людей, являясь основным компонентом психологической культуры, закладывает фундамент долгосрочных позитивных изменений, к числу которых относится умение управлять своим поведением, эмоциями, общением.

Понятие "психологическая коррекция" (корректив, фр. correkif поправка, частичное исправление, изменение; корректировать, лат. correcturs выправленный; вносить поправки, поправлять что-либо) определяет целевое содержание психопрактики.

Психологическая коррекция– это система мероприятий, направленная на исправление психологических затруднений, нарушений или поведения с помощью специальных средств психологического воздействия. Считается, что в основном психокоррекции подлежат нарушения, не имеющие органической основы.

В отличие от психотерапии и психологического консультирования понятие "психологическая коррекция" не является определителем сферы профессиональной специализации (как психотерапевт, консультант), а понятие "психокорректор" отсутствует как в перечне психологических специализаций, так и в профессиональном языке. Однако есть исключения. Так, Р.С. Немов предлагает дифференциацию и по такой специализации. Хотя следует при этом заметить, что "корректор" - лицо, занимающееся корректурой (исправление ошибок в типографском наборе), но не коррекцией.

Выделяют следующие специфические черты психологической коррекции, отличающие ее от психотерапии.

Во-первых: психокоррекция ориентирована на клинически здоровых людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также ставящих перед собой цель личностного развития или изменения качества жизни.

Во-вторых: коррекция ориентирована на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.

В-третьих, психологическая коррекция чаще имеет дело с настоящим и будущим людей, обратившихся за помощью.

в-четвертых, психокоррекция обычно строится как среднесрочная процедура (в отличие от консультирования (в среднем до 15 встреч) и некоторых видов долгосрочной психотерапии).

Таким образом, функциональная специализация понятия "психокоррекция"в психопрактике включает:

широкий диапазон психологической помощи на континууме "норма-патология";

прямую взаимосвязь системы методов психологического воздействия от диагностических показателей нормы психического развития и индивидуальных темпов их освоения;

целенаправленный и директивный характер взаимодействий между психопрактиком и клиентом.

Под общей психокоррекциейподразумевают мероприятия, нормализующие микросреду ребенка в системе «ребенок — родители — учитель». Эти мероприятия направлены на урегулирование взаимоотношений и взаимодействия между ребенком, родителями и учителем, системы требований и подкреплений со стороны воспитывающих взрослых.Цель психологического вмешательства — анализ состояния этой системы, выяснение основных причин отклонений в развитии и поведении ребенка, а также осуществление влияния сразу на все элементы системы для дальнейшей коррекции психических нарушений и гармонизации личности ребенка в ходе его дальнейшего развития.

Психокоррекцнонная ситуация.

Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие сводится к тому, что один человек пытается помочь другому.

Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов:

1. Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции, - это клиент. Коррекционная программа имеет шанс быть эффективной для клиента при следующих условиях: существует запрос на изменение при помощи психологической коррекции, сформулированный и уточненный с помощью специалиста, основанный на анализе как можно более полного сбора информации о характере проблемы и личностных особенностях клиента, с привлечением мероприятий первичной диагностики на начальном этапе коррекции. Клиент осведомлен о целях и возможных результатах коррекции, мотивирован и готов к работе.

2. Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, - это психолог.

3. Теория которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы.

4. Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.

5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента. Цель специалиста заключается не только в построении психотерапевтического раппорта с клиентом. не менее важна роль специалиста в формировании структур, мотивирующих клиента на участие в коррекционной программе от ее начала и до конца, для получения стойкого коррекционного эффекта. Психолог должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

*