Психология это наука которая изучает: Психология — Википедия – Тема 1.1. Психология как наука

Психология это | что такое психология | методы психологии

психология этоПсихология – это наука, занимающаяся изучением психической деятельности человека, формирования познавательных процессов, свойств и состояний психики. Также психология изучает воздействие на психику внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами в обществе. Существует множество разделов общей психологии, и в каждом из них изучается определенная область проявлений психики, к примеру, педагогическая психология, возрастная психология.

Психология как наука

На протяжении всей истории человечества существует потребность в разделении и исследовании психологического склада людей. Многие ученые древности затрагивали тему психологии и выделяли некоторые аспекты в плане идеализма и материализма.

Основоположником идеализма и дуализма считается Платон, который впервые распределил людей по имеющимся у них личным качествам – разум в головах, мужество в груди и вожделение в животе. Считалось, что руководители обладают разумом, воины – мужеством, а рабы – вожделением. Кроме того, Платон уделял особое внимание человеческой душе, и считал ее чем-то божественным, существующим отдельно от тела и познающим вечные истины. Таким образом, Платон выделял два самостоятельных начала, и его учения стало первым в таком роде.

Его последователем стал Аристотель, ставший родоначальником материализма – направления, утверждающего, первичность материи и вторичность сознания человека. Аристотель стремился к тому, что психология это часть медицины, но полностью объяснить поведение человека с такой точки зрения ему не удалось. Именно поэтому Аристотель впервые выдвинул теорию неразделимости тела и души.

Опираясь на труды этих ученых, многие философы работали в направлении изучении психики и поведения человека. В 1879 году известным психологом Вильгельмом Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория, что стало началом развития психологии как экспериментальной науки.

Предмет изучения психологии

Психология — это наука, которая рассматривает человека как субъект деятельности, особенности его становления и личные качества, способность познавать мир и взаимодействовать с ним. Немаловажным аспектом является изучение возникновения и развития психики человека, основ психической деятельности, особенностей формирования психических образов мира и их воплощение в реальность, единство социальных и биологических факторов в жизни человека, индивидуальных особенностей личности, поведения индивидуума в социальной среде и в конкретных видах деятельности.

что изучает психологияПознание самого себя настолько же важно, как и познание окружающего мира, поэтому основами общепсихологических знаний должен обладать каждый. Это помогает правильно взаимодействовать с другими людьми, стремиться к постоянному совершенствованию и развитию, уверенно чувствовать себя в любой среде. Психология применяется в самых разных сферах деятельности человека, что поспособствовало развитию ее отраслей – медицинской, юридической, педагогической, военного дела, маркетинга.

Общепсихологические знания нужны всюду, где есть необходимость в использовании ресурсов человеческой психики. Психология широко применяется в клиниках, школах, в управленческих структурах, в центрах подготовки космонавтов и социального развития. Сегодня существует множество квалифицированных специалистов, владеющих теми или иными методами, и оказывающих профессиональную помощь всем, кто в ней нуждается.

Методы психологии

В настоящее время невозможно выделить какую-то универсальную методику, подходящую для каждого конкретного человека, потому разработано множество направлений, помогающих разбираться в особенностях поведения. Психология различает следующие наиболее интересные методы:

методы психологии

  • психоанализ – данный метод используется чаще всего при решении личных проблем и внутренних переживаний. Опытный специалист проводит тщательную работу с бессознательными детскими воспоминаниями, которые зачастую и являются причиной проблем во взрослой жизни;
  • телесно-ориентированная терапия – некоторые психологи считают, что при подавлении эмоций в теле наблюдаются так называемые мышечные зажимы. Для их расслабления необходимо применять специальный массаж и упражнения;
  • позитивная психология – это рассмотрение конкретной ситуации в целом, видение ее позитивных и негативных аспектов. Благодаря такому подходу, появляется возможность раскрыть и развить скрытые способности человека, что помогает ему справиться с определенной проблемой.
  • гештальт-психология – это способность осознавать себя «здесь и сейчас», помогающая лучше справляться со стрессовыми ситуациями благодаря осмыслению личного опыта.

Зачастую, при возникновении проблем личного характера человек спешит за помощью к специалисту, владеющему каким-либо методом психологии. Если максимально подобрать его для конкретного пациента, можно эффективно выяснить причину проблем и справиться с проблемой.

Главные задачи психологии

Основной задачей является осознание психических особенностей посредством раскрытия предметных связей, ставших причиной появления психические явления. Такое психологическое познание следует понимать как осознание психических особенностей через раскрытие связи с окружающим миром. Таким образом, становиться очевидным, что психология это наиболее практичная наука, рассматривающая сущность человека, поскольку благодаря ее изучению можно познать самого себя, других людей и окружающий мир.

Постоянный интерес к самопознанию и обогащению внутреннего мира объясняется тем, что наблюдается тенденция к интеграции всех аспектов жизни общества – экономической, политической и духовной, как основе благополучия. Это объясняется тем, что классические понятия экономики (решение технологических задач в хозяйственной деятельности) отодвигаются на второй план более новыми задачами – модернизированными концепциями, направленными на решение гуманитарно-психологических проблем.

Психология управления — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 июня 2016; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 июня 2016; проверки требуют 7 правок.

Психоло́гия управле́ния — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Управляющая подсистема, изучаемая психологией управления, обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей.

Практическая реализация разработок в области Психологии управления осуществляется в форме создания диагностического инструментария, разработки активных методов подготовки руководителей, управленческого консультирования, в частности, по вопросам профессионального развития, создания резерва на выдвижение на руководящие должности и т. д.

Предмет изучения психологии управления[править | править код]

Предметом психологии управления являются следующие проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления:

  1. Личность, её самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда.
  2. Управленческая деятельность и её организация с точки зрения психологической эффективности.
  3. Групповые процессы в трудовом коллективе, и их регуляция.

Основные методы психологии управления[править | править код]

Психология управления как наука опирается на различные психологические методы, основными из которых являются наблюдение и эксперимент.

По своему характеру и сущности наблюдение — сложный объективный психологический процесс отражения действительности. Его сложность обуславливается тем, что оно ведется в естественной обстановке функционирования организации, в которой место и роль исследователя как наблюдателя оказывает определенное влияние и воздействие на наблюдаемых, с одной стороны, и на подбор и обобщение информации, с другой. Кроме того, в большинстве случаев роль исследователя пассивна, поскольку он лишь фиксирует проявившееся мнение или отношение людей к процессам, фактам и явлениям.

Эксперимент относится к числу самых своеобразных и трудно осваиваемых методов сбора информации. Осуществление эксперимента позволяет получить весьма уникальную информацию, добыть которую иными методами просто не представляется возможным. Например, в целях повышения производительности труда на предприятии решили использовать ряд новых форм морального и материального стимулирования. Однако неясно, приведет ли это к желаемому результату или, наоборот, повлечет за собой негативные последствия, снизит эффект применения ранее введенных и прижившихся форм поощрения за добросовестный труд? Здесь на помощь руководителю приходит эксперимент, способный в силу своих возможностей «проиграть» определенную ситуацию и «выдать» ценную информацию. Основная цель его проведения — проверка гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику, на различные управленческие решения

Психология управления как отрасль практической психологии изучает в том числе и управленческую деятельность. Законы психологии управления проявляются во взаимодействии в межличностных отношениях и в групповом общении, и действуют, как и любой закон, вне зависимости от того, знаем мы их или не знаем. Основными законами психологии управления и управленческой деятельности в целом являются:

  1. Закон неопределенности отклика.
  2. Закон неадекватности взаимного восприятия.
  3. Закон неадекватности самооценки.
  4. Закон искажения информации.
  5. Закон самосохранения.
  6. Закон компенсации.

 Психология — эта наука которая изучает характер и поведение людей

 Психология — эта наука которая изучает характер и поведение людей. Психология очень интересная наука.

Психология — эта наука которая изучает характер и поведение людейПсихология — эта наука которая изучает характер и поведение людей

С её помощью можно понять, как устроена психика человека и многое другое.

Психология имеет большое количество направлений.

Существуют тесты на определение характера, темперамента, радости, депрессии, характер человека по почерку, ходьбе, вкусовым предпочтениям — это все относится к психологии. Люди, которые изучают этот раздел науки, называются психологии.

Не путайте психологов и психиатров! Не смотря на то, что и те и другие разбираются в психологии, психолог работает со здоровыми людьми, которые переживают трудный период жизни. Психиатр же работает с больными людьми (например с людьми, которые болеют шизофренией).

Люди часто сталкиваются с огромным количеством проблем

Порой не всегда получается из них выбраться. Одни люди находят себя в алкоголе, другие заканчивают жизнь суицидом, а еще одна группа людей пытается подать душу сатане, чтобы не было проблем. Но есть и те люди, которые не говорят о своих проблемах. Они склонны терпеть. Но у людей терпение не бесконечно. Рано или поздно все накопившееся лопнет, и последствия могут быть не предсказуемыми… Таким людям нужно понять, что есть те, кто их выслушает. Есть психологии, которые выслушают и дадут практический совет. В нашем мире трудно недооценивать помощь психологов. К ним обращаются когда нужен совет, а никто не способен выслушать или в какой то тяжелый период жизни. Чаще всего психологи очень хорошо разбираются в своей профессии и только выслушав человека, могут понять, с кем имеют дело, даже не предлагая пройти тест.

Каким образом психологи, почти со 100% точностью опишут характер человека?

Для этого есть множество способов, но разберем самые известные.

Тесты. Это универсальный способ узнать что либо о человеке.

Испытуемому предлагают пройти какой либо тест, на определение характера, темперамента или другое. Сами тесты часто состоят из картинок и человек, только посмотрев на них, должен сказать, что ему больше понравилось, не анализируя, что изображено. Именно таким образом психологи говорят что-то о людях. Т.к не предаваясь анализу, человек выбирает то, что скрыто в глубинах его подсознания.

Почерк. Это уже раздел графологии. Однако и ее можно отнести к одной из ответвлений психологии. Психологии утверждают, что каждый человек имеет свой почерк. С помощью графологии, можно узнать какой человек на самом деле. И если в тестах можно слукавить, то почерк этого не даст сделать.

Почему?

Опытные графологи могут сразу сказать, какой почерк подделан. Однако, изучая почерк одного человека, графологи не довольствуются только одним экземпляром. Они изучают почерк человека, когда он счастлив, подавлен, после сна, куда-то спешит… На основе этих данных, графологи делают свои выводы по поводу характера.

Психосоматика.

Это одна из ответвлений психологии. Психосоматика изучает психологию болезней.

 «Все болезни от нервов!»

Психосоматика изучает каждую болезнь и приводящие, или сопутствующие ей мысли. Скорее по этой причине советуют мыслить позитивно, так как негативные мысли провоцируют болезни. Психосоматика считает, что изменив мысли, можно изменить свою жизнь и излечиться от болезней.

Книги. Существует большое количество книг, которые написаны на тему психологии. Такие книги весьма популярны и очень практичны. Книги по психологии можно разделить на несколько тем:

Мотивирующие книги.

Такие книги помогают человеку приобрести уверенность в себе, а так же призывают изменить жизнь. Мотивирующие книги так же делятся на два типа:

  • Реальные истории — Книги, которые писали существующие люди, обычно затрагивают определенные проблемы и то, как они добились такого успеха. К таким книгам можно отнести: «Я забыл умереть»
  • Пособие по мотивации. Эти книги слегка отличаются.

Различие в том, что автор не пишет о себе. Автор дает практические советы. К таким книгам Можно отнести: «разум чемпионов», «на пределе»… Помощь по саморазвитию.

Такие книги пользуются популярностью у населения.

Суть книг — помочь людям изменить свою жизнь. Они отличаются от мотивации тем, что данные книги призывают к каким-то действиям, в то время как книги по саморазвитию дают готовый путь.

Психология — эта наука которая изучает характер и поведение людейПсихология очень интересная наука.

Самые знаменитые книги:

«семь навыков высокоэффективных людей»,

«12 правил жизни»

Реальные истории людей. Суть этих книг состоит в том, что автор пишет о своей жизни, но при этом не дает каких-то наставления.

К таким произведениям можно отнести: «Не дыши! «, «В разреженном воздухе»

 

Тема 1. Психология как наука и область гуманитарной практики Образовательные задачи:

–       Понять, что такое психология как наука.

–       Осознать место науки психологии в пространстве современных наук.

–       Усвоить методологические основы психологии и её основные категории.

–       Сформировать представление об объекте и предмете психологии, основных научных парадигмах в изучении предмета психологии.

Содержание

1.       Характеристика психологии как науки, ее предмет и задачи.

2.       Научная и житейская психология.

3.       Естественно-научная и гуманитарная парадигма в науках о человеке и обществе.

4.       Методологические основы и методы изучения человека.

5.       Основные отрасли психологии.

1. Характеристика психологии как науки, ее предмет и задачи

Курс «Общей психологии», по сути, является тем научным фундаментом, на который должны ложиться все остальные знания о человеке, его особенностях, воспитании, обучении, взаимодействии с окружающим пространством, людьми. Именно в этом курсе закладывается представление о том, что такое человек. Человек не только воспринимает окружающий мир и как-то относится к нему, он и действует в этом мире, проявляя свою активность, принимает решения, стремится к цели, проявляет инициативу и настойчивость в преодолении трудностей, препятствий, иначе говоря, осуществляет волевую деятельность. Каждый человек отличается чем-то от других. Один интересуется музыкой, другой – спортом; первый горяч, вспыльчив, несдержан, второй спокоен и невозмутим.

Восприятие, память, мышление, воображение, чувства и воля, проявления темперамента и характера  явления человеческой психики. А наука, изучающая психические явления, называется психологией.

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психика – свойство высокоорганизованной материи. По сути, это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. По своему содержанию психика является отражением объективной действительности. Отражение есть взаимодействие, при котором одни явления своими воздействиями представлены или отражены в других [2].

Психика выполняет ряд функций. Основными функциями психики являются отражение, регулирование и обеспечение целостности организма [3]. Данные функции взаимосвязаны между собой и являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Основные функции психики

Таким образом, психология изучает процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики, то есть психология изучает так называемые психические процессы и психические свойства личности (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Классификация психических процессов, состояний и свойств

Наиболее динамичными и исходными в психической жизни являются процессы. Психическими процессами называются отдельные формы или виды психической деятельности.

В психологии различают познавательные психические процессы (направленные на познание человеком окружающего мира). Это ощущение отдельных свойств предметов (различный свет, различные звуки, вкусовые, обонятельные ощущения и т. д.), восприятие (предметов, вещей в совокупности их свойств), память, мышление, воображение. Эмоциональные процессы (чувства, эмоции) отражают отношения человека к различным явлениям и окрашивают жизнь человека оттенками переживаний. Регуляторные процессы, основным назначением которых является регуляция поведения и деятельности человека, обеспечивающая избирательный и целенаправленный характер реакций. К регуляторным процессам относятся процессы внимания и воли.

Кроме этого, выделяются так называемые интегративные, или сквозные, психические процессы, которые участвуют в протекании всех психических процессов, к ним относятся: речь, которая выступает в качестве второй сигнальной системы и связывает чувственное и логическое познание; память, которая может быть образной, логической, эмоциональной. Кроме того, память связывает в сознании человека настоящее и прошлое, обеспечивая целостность личности.

Психическими свойствами личности называются наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека (его потребности, интересы, способности, темперамент как проявление типа нервной системы в поведении человека – активность, возбудимость и т. д., характер).

Психические состояния  относительно устойчивые явления психической деятельности, характеризующие психику в целом. Их можно рассматривать как фон, на котором протекают психические процессы. Они могут благоприятствовать или не благоприятствовать активной деятельности. Это состояния работоспособности, утомления, стресса, аффекта и др.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Психика человека проявляется, формируется и развивается в его деятельности [6]. Судить о психических процессах и о психических свойствах человека можно, только наблюдая и изучая его деятельность. В этом смысле следует говорить о единстве психики и деятельности человека. Поэтому психология изучает также различные виды деятельности человека (игровую, учебную, трудовую, творческую).

Наличие психики связано с высшими формами органической жизни, проявления психики свойственны только животным и человеку [6]. Психика животных гораздо проще и более элементарна, чем психика человека. Психика человека качественно отлична от психики животных. Только человеку присуща высшая форма психической жизни – сознание. Сознание выражается в целенаправленной трудовой деятельности, преобразующей окружающую среду и связанной с возможностью предварительно обдумывать свои действия, планировать путь и средства достижения поставленных целей, отчетливо представлять себе конечный результат.

Таким образом, психология  это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.

Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета и объекта. Объект науки определяется как область объективной действительности, как определенная форма движения материи, определенный круг явлений, развивающихся или функционирующих согласно своим собственным внутренним закономерностям, т. е. объект – это то, на что направлена данная наука (в нашем случае это человек) [6].

Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяется достаточно отчетливо – это ощущения, восприятия, мысли, чувства, желания – все то, что составляет внутренний мир человека. Сам термин психология происходит от двух греческих слов psyche – душа и logia – знание, понимание и означает учение о душе [1].

Предмет исследования – это определенный и ограниченный данным уровнем общественно-исторического развития способ освоения объекта.

Предметом изучения психологии являются конкретные факты психологической жизни, выяснение психологических законов и закономерностей. Другими словами психология изучает факты, закономерности и механизмы психической жизни.

Однако чрезвычайно долгое время определение предмета психологии вызывало значительные споры среди ученых.

Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т. д.) как на предмет своего изучения. В других случаях говорится о человеке, о личности как предмете психологии. Однако ни первый, ни второй подход не является действительно точным в определении предмета психологии.

Вопрос о соотношении материи и сознания, материального мира и духовных феноменов является также основным вопросом философии. В зависимости от того, как он решается, все ученые делятся на два противоположных лагеря: идеализма и материализма [6].

Идеализм рассматривает сознание, психику как первичную, существующую независимо от материального мира, субстанцию. Развивая учение о душе, Платон считал, что душа первична, существует независимо от тела; душа – это идея, вечная, бессмертная. Природа, материя рассматриваются как вторичное, производное от духа, идей, сознания. В современных условиях идеализм редко предстает как открытое признание особой нематериальной сущности души. Чаще всего он представлен в виде дуализма, который берет свое начало от учения крупнейшего естествоиспытателя XVII в. Декарта. Он ввел в психологию два понятия: рефлекса и сознания. Его дуализм заключается в том, что он противопоставил материю и дух, считая, что материальными, рефлекторными по своей сути являются только элементарные, психические акты, которые осуществляются машинообразно. Высшие психические проявления, дух, сознание существуют сами по себе, независимо от мозга. На почве дуализма в психологии XIX в. широкое распространение получила теория так называемого психофизического параллелизма, утверждающая, что психическое и физическое существуют параллельно, независимо друг от друга. С других позиций к сущности психических явлений подходит материализм. С точки зрения материализма психические явления являются результатом жизнедеятельности материи, мозга. Материя рассматривается как первичная основа, субстрат, носитель психики. Материалистические идеи берут свое начало от таких древнегреческих мыслителей, как Гераклит, для которого материальным началом всего был огонь; Демокрит с его учением о мельчайших атомах души. Но наиболее определенно материалистические тенденции в изучении психического развил Аристотель в своем трактате «О душе». Он признает единство души и тела, сама душа мыслится им как целое и не делимое на части. Ощущения и восприятия выступают как исходные формы познавательной деятельности, на основе которых формируются более сложные формы психического [3].

Для современной психологии характерен подход, в котором предметом психологии как науки является психическая деятельность, психика, сознание человека.

1. Психология как наука

Психология - (от греч.) - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Предмет психологии

Психика - свойство головного мозга. обеспечивающее человеку и животному способность отражать воздействия предметов и явлений окружающего мира.

Психика многообразна в своих проявлениях и формах. Психика человека - это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

Сознание - это высший этап развития психики и продукт общественно исторического развития, результат труда.

Бессознательное - форма отражения действительности, в ходе которой человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с переживаниями.

Личность - человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Деятельность - совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Поведение - внешние проявления психической деятельности, поступки и действия человека.

Научная и житейская психология

Житейская психология - психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни.

конкретность - привязанность к реальным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам человеческой деятельности;

интуитивность - свидетельствует о недостаточной осознанности происхождения таких знаний и закономерностей функционирования;

ограниченность знаний - характеризуется слабыми представлениями человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов;

опора на наблюдения и размышления - означает, что обыденные психологические знания не подвергнуты научному осмыслению;

ограниченность в материалах - свидетельствует о том, что человек, обладающий теми или иными житейскими психологическими наблюдениями, не может сравнить их с подобными у других людей.

С другой стороны, человек стремится с научных позиций систематизировать свои представления о психике. Это уже научная психология, т.е. устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных. Она имеет свои особенности:

обобщенность - осмысленность конкретного психологического явления на основе специфики его проявления у многих людей, в различных условиях, применительно к разнообразным задачам человеческой деятельности;

рационализм - свидетельствует о том, что научные психологические знания максимально исследованы и осознаны;

неограниченность - эти знания могут использоваться множеством людей;

опора на эксперимент - научные психологические знания исследуются в различных условиях;

слабая ограниченность в материалах - означает, что научные психологические знания получены на основе многочисленных экспериментов и часто в уникальных (специально созданных) условиях.

Связь психологии с другими отраслями научных знаний

Психология имеет связь как с естественными, так и с гуманитарными науками. Связь психологии с естественными науками имеет в своей основе биологическую природу человека. Однако особенностью человека является то, что он является социальным существом, психические явления которого во многом социально обусловлены. По этой причине психологию принято относить к гуманитарным наукам.

Вопросы психологии долгое время рассматривались в рамках философии. Только в середине XIX века психология стала самостоятельной наукой. Но отделившись от философии, она продолжает сохранять тесную связь с ней. В настоящее время существуют научные проблемы, которые изучаются как психологией, так и философией. К числу таких проблем относятся понятия личностного смысла, цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и другое. Психология использует экспериментальныеметоды для проверки гипотез. Однако есть вопросы, которые невозможно решить экспериментальным путём. В таких случаях психологи могут обращаться к философии. К числу философско-психологических проблем относятся проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияние общества на личность и личность на общество.

Психология тесно связана с общественными науками. Она имеет много общего с социологией. Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих взаимоотношений. Психология широко использует такие методы сбора научной информации как опрос и анкетирование, которые традиционно считаются социологическими. Существуют различные концепции, которые психология и социология перенимают друг у друга. Множество проблем, такие как национальная психология, психология политики, проблемы социализации и социальных установок психологи и социологи решают совместно.

Примером синтеза истории и психологии является теория культурно-исторического развитиявысших психических формЛ. С. Выготского. Использование в психологии исторического метода заключается в изучении фило- и онтогенетического развития психических явлений от элементарных к сложным формам. В основе сближения истории и психологии лежит концепция о том, что современный человек является продуктом развития человечества.

Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющих ей выработать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в направлении правильного осмысления функционирования психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально- и социально-психологическим качествам людей.

Психология тесно связана с медицинскими и биологическими науками. Использование в психологии достижений этих наук основано на том, что большинство психических явлений и психических процессов физиологически обусловлены. Известны факты взаимного влияния психического и соматического друг на друга. Психическое состояние оказывает влияние на физиологическое. Особенности психики могут способствовать развитию определённых заболеваний. Обратная связь состоит в том, что хронические заболевания влияют на психическое состояние.

Психология активно взаимодействует с большим числом наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется, прежде всего, в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологиейустанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, какпсихологии личности; связь психологии спсихиатриейвыражается в существовании таких отраслей, какпатопсихология,клиническая психология,психосоматика,психология аномального развития; связь снейробиологией,анатомиейифизиологиейцентральной нервной системыобнаруживается реализуется черезнейропсихологию,психофизиологию; связь сгенетикойвыражается в созданиипсихогенетики; сдефектологией— в существованииспециальной психологии;лингвистика, взаимодействуя с психологией, рождаетпсихолингвистику; сюриспруденциейсвязь отчётливо проявляется в таких отраслях психологии, каксудебная психология,психология жертвы,криминальная психология,психология расследования преступлений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

*