Психология консультативная это: психология консультативная — это… Что такое психология консультативная? – ПСИХОЛОГИЯ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ это что такое ПСИХОЛОГИЯ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ: определение — Психология.НЭС

Содержание

психология консультативная - это... Что такое психология консультативная?

— раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи — консультирования. Исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у клиента можно актуализовать дополнительные психологические силы и способности, кои в свою очередь могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. Соответственно психология консультативная пытается ответить на пять основных вопросов:

1) в чем суть процесса, возникающего между человеком, оказавшимся в трудной ситуации и обращающимся за помощью — клиентом, и человеком, ее оказывающим — консультантом;

2) каковы должны быть личностные черты, установки, знания и умения консультанта;

3) какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализованы в ходе консультирования;

4) какие особенности налагает на процесс консультирования особая ситуация, сложившаяся в жизни клиента;

5) каковы приемы или техника, кои может сознательно использовать консультант в ходе оказания помощи.

Психология консультативная содержательно и организационно обособилась в начале 50-х гг. в США — по мере осознания специфики процесса консультирования и его отличия от психотерапии и от обучения. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и личностным ресурсам; от обучения — придание значения не столько знаниям, сообщаемым клиенту в ходе консультативных встреч, сколько особым взаимоотношениям между консультантом и клиентом, порождающим у клиента дополнительные возможности самостоятельного преодоления трудностей. Однако между этими тремя областями не существует жестких границ; модели психотерапии, консультирования и обучения взаимообогащают друг друга.

Психология консультативная базируется на психологии социальной, клинической и дифференциальной, психологии личности и тестологии. Выбор оснований для конкретной модели консультирования часто связан с более общей теоретической ориентацией — психоаналитической (см. психоанализ), адлерианской, личностно-центрированной, бихевиоральной, когнитивной и пр. Модели консультирования специфицируются и приспосабливаются соответственно жизненным ситуациям, вызывающим психическую дезадаптацию, нарушения в развитии. К основным моделям или парадигмам консультирования относятся:

1) тренинг жизненных навыков;

2) тренинг человеческих взаимоотношений и коммуникативных навыков;

3) тренинг в решении проблем и принятии решений;

4) тренинг в поддержании здорового образа жизни;

5) ориентация и развитие способностей;

6) помощь в становлении самоидентичности и личностном развитии.

Проблемы, особенно повлиявшие на спецификацию моделей консультирования за последние десятилетия, — это алкоголизм, наркомания, насилие над детьми, трудности в обучении детей. Психология консультативная все больше применяется представителями других, непсихологических профессий, входя в профессиональную подготовку руководителей, учителей, врачей. Внутри профессионалов-консультантов также различаются отряды с различной базовой подготовкой: психиатры, психологи, социальные работники, священники, психиатрические медицинские сестры, посредники.

Психология консультативная — одна из отраслей психологического и междисциплинарного знания, получившая широкое признание за рубежом; она начинает развиваться и у нас.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

ПСИХОЛОГИЯ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ это что такое ПСИХОЛОГИЯ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ: определение — Психология.НЭС

раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи - консультирования. Исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у клиента можно актуализовать дополнительные психологические силы и способности, кои в свою очередь могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. Соответственно психология консультативная пытается ответить на пять основных вопросов:

1) в чем суть процесса, возникающего между человеком, оказавшимся в трудной ситуации и обращающимся за помощью - клиентом, и человеком, ее оказывающим - консультантом;

2) каковы должны быть личностные черты, установки, знания и умения консультанта;

3) какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализованы в ходе консультирования;

4) какие особенности налагает на процесс консультирования особая ситуация, сложившаяся в жизни клиента;

5) каковы приемы или техника, кои может сознательно использовать консультант в ходе оказания помощи.

Психология консультативная содержательно и организационно обособилась в начале 50-х гг. в США - по мере осознания специфики процесса консультирования и его отличия от психотерапии и от обучения. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и личностным ресурсам; от обучения - придание значения не столько знаниям, сообщаемым клиенту в ходе консультативных встреч, сколько особым взаимоотношениям между консультантом и клиентом, порождающим у клиента дополнительные возможности самостоятельного преодоления трудностей. Однако между этими тремя областями не существует жестких границ; модели психотерапии, консультирования и обучения взаимообогащают друг друга.

Психология консультативная базируется на психологии социальной, клинической и дифференциальной, психологии личности и тестологии. Выбор оснований для конк

Теоретическая консультативная психология

Определение 1

Консультативная психология – это раздел психологии, который занимается различными аспектами оказания индивидуальной помощи тем, кто не может справиться с психологическими проблемами самостоятельно.

Психологическое консультирование как профессия является относительно новой отраслью психологической практики, появившейся около полувека назад.

Для консультативной психологии характерно отсутствие единственно правильного решения, абсолютной истины, когда дело касается поиска ответа на вопрос, а также наличие огромного множества вариантов решения одной и той же жизненно важной проблемы.

Задачи консультативно психологии:

  • изучение процесса психологической помощи, разработка шаблона отношений, возникающих между человеком, требующим помощи, и специалистом, оказывающим помощь;
  • установление профессиональных качеств, определение необходимого уровня подготовки и профессиональных компетенций, которыми должен обладать специалист по оказанию психологической помощи;
  • выявление внутренних качеств человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, о которых он не знал, и которые могут помочь ему решить его проблемы;
  • разработка и утверждение способов, приемов и различных психологических технологий для оказания психологической помощи.

Предмет исследования теоретической консультативной психологии

В настоящее время анализ предмета теоретической консультативной психологии является одной из важнейших теоретических проблем. Сложившиеся представления о предмете неоднозначны в связи с расплывчатостью поля деятельности консультативной психологии.

Современные представления о предмете консультативной психологии многообразны. Предметом исследования консультативной психологии являются:

  1. Социально-психологические характеристики человека как субъекта психологической помощи. Теоретическая консультативная психология изучает личностные особенности, которые могут создавать проблемы для человека. Они приводят к тревожности, застенчивости, иногда даже к конфликтам, мешают адекватно воспринимать конкретные вещи. Это требует индивидуальных психологических консультаций с целью определения причины появления подобных признаков, а также способов их устранения.
  2. Феномены общения и взаимодействия человека с окружающей средой. Сюда относятся проблемы в межличностных отношениях между родителями и ребенком, учителем и учеником, начальником и подчиненным. Эти проблемы решаются на индивидуальных психологических консультациях с семейным психологом, школьным психологом или на организационном консультировании.
  3. Социально-психологические характеристики (свойства, процессы, состояния) групп людей как целостных систем в контексте оказания психологической помощи.
  4. Групповая сплоченность или напряженность, конфликты в системе (в семье, школе, производственном коллективе, организации).
  5. Психологические технологии оказания консультативной помощи и их сравнительная эффективность.
  6. Психологические механизмы взаимодействия и воздействия людей друг на друга. Консультативная психология изучает механизмы убеждения, внушения, подражания.
  7. Профессиональная подготовка и профессиональная деятельность психолога-консультанта. Иными словами, это изучение особенностей формирования личности специалиста и психологических закономерностей появления его профессиональной компетенции.

Методы теоретической консультативной психологии

К методам теоретической консультативной психологии может относиться как беседа, так и молчаливое слушание. Но бывают случаи, когда пациенту требуется несколько иная помощь. Здесь начинают использоваться специальные методы.

  • Консультативная беседа. Простыми словами, это разговор о жизненно важных проблемах со специалистом. Такие беседы могут проводиться и с близкими людьми, однако только специалист может подсказать правильное и безболезненное с психологической точки зрения решение. Такой способ может также называться «метод интервью».
  • Наблюдение. Это целенаправленное отслеживание психических явлений для того, чтобы определить динамику психических изменений в определенных условиях. Специалист должен обладать навыками невербального общения в высшей степени, знать язык тела и уметь анализировать свои наблюдения.
  • Активное слушание. Данный способ помогает наладить контакт между человек, столкнувшимся с непросто жизненной ситуацией и специалистом, который взялся ему помогать.
  • Эмпатическое слушание. Данный способ похож на предыдущий, но в данном случае акцент делается на отражение чувств пациента. Данный метод применяется в тех случаях, когда человек говорит сам, без задавания наводящих или провоцирующих вопросов.

Виды и модели консультативной психологии

Что касается видов консультативной психологии, существует индивидуальная и групповая форма консультирования. Семейное консультирование относятся к групповой форме.

Есть также разные модели консультативной психологии и, как правило, они связаны с теоретической направленностью. Они бывают психоаналитические, когнитивные и личностно-центрированные.

Современная консультативная психология включает в себя также краткосрочное позитивное консультирование, обучение коммуникативным навыкам, обучение саморазвитию, консультирование в сфере профориентации. Есть модели психологических консультаций, направленные на избавление от серьезных проблем, таких, как наркомания, алкоголизм, разного рода зависимости.

В конечном итоге, главная цель консультативной психологии и ее специалистов – помочь человеку разобраться со своими трудностями, мешающими ему жить полноценной жизнью, доказать ему, что он способен действовать, решать, меняться, добиваться. Психологическое консультирование может называться успешным в том случае, если после сеанса пациент чувствует себя другим человеком, способным к личностному росту и развитию.

"Психологическое консультирование как деятельность"

Консультативная психология

Психологическое консультирование как профессиональная деятельность психолога

В большинстве зарубежных стран консультирование — это профессия, отдельный род занятий, суть которого в оказании помощи людям в осуществлении выбора и действий в соответствии с ним, освоении способов поведения, которые приведут к решению проблем клиента. На нынешнем этапе развития отечественной психологической практики консультирование — это не профессия, а только часть функциональных обязанностей, одна из разновидностей работы в профессиональной деятельности психолога.

К консультанту люди обращаются за психологической помощью, советом для преодоления трудностей в самых разных ситуациях повседневной жизни. Цель деятельности психолога-консультанта — помочь людям благополучно разрешить жизненные кризисы, повысить их способность решать проблемы и самим принимать решения. К психологу-консультанту часто обращаются по вопросам меж­личностных отношений, в частности, супружеских, сексуальных, а также отношений с детьми. Ему приходится иметь дело с проблемами взаимоотношений людей в сфере общественной жизни. Психолог помогает людям преодолеть психологические барьеры, развить в себе определенные качества путем соответствующего психологи­ческого тренинга.

Психологическая помощь оказывается на основе применения психологических знаний и умений. Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям. Психологическая консультация призвана расширить границы самопознания человека, его способность воспринимать психический мир людей шире и на этой основе видеть большее число вариантов поведения в той или иной ситуации. Этим консультирование отличается от психокоррекции и психотерапии, которые направлены на решение глубинных психологических проблем.

в терминологическом отношении полезно различать консультирование как вид деятельности и консультацию как непосредственно консультационную беседу. Консультирование как форма работы профессионального психолога используется в любой сфере, где необходимы психологические знания. Это может быть консультирование в педагогической сфере, в сфере промышленного про­изводства, бизнеса и управления, в сфере проблем здоро­вья и т.д.

Однако нередко работу психолога-консультанта выде­ляют в качестве самостоятельной сферы профессиональ­ной деятельности психолога. В отечественной психологии профессия психолога-консультанта еще не стала достаточно распространенной.

В международной практике эта профессиональная спе­циализация утвердилась с 50-х годов XX века. В США в 1951 году Северо-западная конференция рекомендовала наименование "консультативная психология", а в 1952 году была учреждена новая позиция консультирующего психо­лога — Американская Психологическая Ассоциация изме­нила наименование специальности "Консультирование и руководство" (которое использовалось также непсихологами) на "Консультативная психология"(цит. по: Ме­новщиков, 1998, с.4). Важной причиной этого была необходимость отличать консультирование от клиничес­кой психологии, ориентированной на психотерапию и лечение психопатологий.

В то же время психологическое консультирование и пси­хотерапия нередко до сих пор рассматриваются как еди­ная психологическая профессия. В них используются общие психологические идеи и методы. К числу наиболее автори­тетных в мире концепций психотерапии и психологического консультирования в настоящее время относятся психоанализ, аналитическая психология К.Г. Юнга, ин­дивидуальная психология А. Адлера, телесная психология В. Рейха, гештальттерапия Ф. Перлза, бихевиоризм Б. Скин-нера, гуманистический подход К. Роджерса, трансперсо­нальная психология (С. Гроф, К. Уилбер). Консультант в своей работе может опираться на идеи и методы, разрабо­танные в какой-либо одной психологической школе или комбинировать их самостоятельно при решении конкрет­ных задач психологической помощи клиенту.

Психологи-консультанты могут работать в учреждени­ях, имеющих психологическую службу или должность пси­холога в штатном расписании. Некоторые из них занимаются частной практикой, другие работают в частных службах здоровья или в консультационных организациях. Психологи-консультанты могут также наниматься фирмами в сфере бизнеса.

Виды ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Основной метод консультирования — беседа, построенная определенным образом. Психологическое консультирование чаще всего бывает краткосрочным и может включать одну консультацию или (при необходимости) больше, но редко превышает 5-6 встреч с клиентом.

Психологи-консультанты работают с отдельными людьми или группами. Соответственно различают индивидуаль­ное и групповое консультирование.

Индивидуальное консультирование — это беседа консультанта с клиентом наедине, обсуждение с ним жиз­ненной проблемы, которая его беспокоит. Психолог-консультант помогает клиенту посмотреть на свои проблемы со стороны, обсуждает с ним те особенности его поведе­ния и межличностных отношений, которые стали источником его жизненных трудностей. В ходе консультационной беседы клиент получает возможность осознать это, шире взглянуть на ситуацию, и на этой основе изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.

Групповое консультирование может заключаться, например, в решении какой-либо проблемы или в поощрении выражения подавленных эмоций в психотера­певтической группе. Такой группой может быть семья, производственная группа или группа людей, не связанных друг с другом в повседневной жизни, но имеющих общие проблемы. Наиболее частыми вариантами работы при групповом консультировании могут быть семейное кон­сультирование, консультирование по проблемам профессиональной деятельности и работа по разрешению межличностных конфликтов и проблемных ситуаций в коллективах.

С целью решения межличностных конфликтов в трудо­вых или иных коллективах может применяться так называ­емая посредническая консультация. Использование психологического посредничества основано на хорошо известном факте: участие в переговорном процессе треть­их лиц, которые занимают нейтральную позицию, повы­шает его эффективность.

Консультации могут быть очными или анонимными Традиционные консультации проходят в процессе непос­редственной встречи консультанта и клиента. Однако в последние десятилетия достаточно распространенным стал "телефон доверия" как форма анонимной психологичес­кой помощи и консультирования (Моховиков, 1999). Консультация по "телефону доверия" обеспечивает опе­ративность общения, щадящие условия для клиента. Этот вид консультации характеризуется неявностью оказывае­мой помощи и позволяет человеку, обратившемуся к пси­хологу, избежать роли "пациента", в которой, по мнению некоторых, они находятся при очном консультировании

Консультирование по телефону достаточно привлека­тельно для клиента, поскольку оно обеспечивает ему ано­нимность и связанную с этим особую доверительность. При телефонном консультировании возникает эффект "слу­чайного попутчика", когда в обычной дорожной беседе незнакомые люди порой буквально "изливают душу". Установлению особой доверительности способствует и то что, несмотря на расстояние, абонент и психолог в опре­деленном смысле находятся рядом. Их голоса звучат в непосредственной близости друг от друга, что создает ощущение доверительности и особой интимности беседы Именно по "телефону доверия" клиенту легче обсуждать личные проблемы, в том числе и связанные с сексуальной сферой межличностных отношений (Рабочая книгам, 1996, с.75).

Телефонное консультирование дает клиенту возмож­ность обращаться из любого места, в удобное для него время. При таком типе консультирования клиент имеет право на прерывание контакта, то есть может в любой момент лег­ко закончить разговор — для этого достаточно положить трубку. Выйти из контакта при очной консультации зна­чительно сложнее. Возможность управлять контактом край­не привлекательна для некоторых клиентов, в особенности для тех, кто чувствителен к психологической безопаснос­ти. При этом они имеют возможность вторично обратиться к консультанту в ограниченный промежуток времени (Рабочая книга.., 1996, с.75).

Психолог при консультировании по телефону представляется абоненту более компетентным, чутким, способным помочь, чем это могло бы оказаться при личном контакте, что повышает эффективность психологического взаимо­действия. В свою очередь, консультанту не приходится пре­одолевать психологические барьеры восприятия клиента. У него возникает некий образ нуждающегося человека, что позволяет успешнее оказывать ему помощь (Рабочая книга.., 1996, с.76).

Порой используется и такой метод заочного консультирования как консультативная переписка. Необходимость такой формы психологической помощи обусловлена тем, что телефонное консультирование порой затрудняется из-за большой загрузки "телефона доверия" или отсутствия телефона у клиентов. Однако пойти на личную беседу с психологом он не решается. К тому же некоторые клиенты, нуждающиеся в психологической помощи, зачастую находятся в условиях изоляции от общества (например, заключенные, отбывающие наказание в места лишения свободы). В городах, которые не имеют собственных служб психологической помощи, переписка с психологами, пси­хотерапевтами оказывается единственной возможностью получить психологическую помощь (Меновщиков, 1998, с.90).

Профессиональная компетентность психолога-консультанта

Основная задача психолога-консультанта заключается в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои жизнен­ные сложности со стороны, обсудить с ним те особеннос­ти его поведения и межличностных отношений, которые стали источником трудностей. Обычно они не осознаются и не контролируются самим человеком. В ходе консульта­ционной беседы клиент получает возможность осознать это, шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней, изменить установку на других людей и на этой осно­ве изменить свое отношение к происходящему и свое поведение. В то же время позиция психолога должна внушать реалистический оптимизм.

Психолог-консультант не должен давать прямых советов и рекомендаций, поскольку в этом случае он берет ответственность за происходящее на себя. Для развития лич­ности консультируемого важно, чтобы он осознавал и про­являл личную ответственность и сам принимал решения.

Взаимодействие на равных — оптимальный вариант в консультировании. Во время консультации клиент чувствует себя полноправным партнером психолога. В этом случае он активно работает и принимает на себя ответственность за те или иные решения и личностные изменения. Однако хороший профессионал — это во многом актер, который умеет в случае необходимости занять позицию сверху, го­воря о чем-то с уверенностью и авторитетом, или снизу, заигрывая с клиентом, стремясь повысить его самооцен­ку, подчеркнуть его знания и авторитет.

Одна из распространенных ошибок практических пси­хологов — взаимодействие "сверху вниз", позиция покро­вительства и опеки. При этом психолог, считая себя знатоком "правильной, хорошей" жизни, начинает воз­действовать на клиента так, чтобы тот принял его крите­рии. Это приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия человека как хорошие или плохие, как правиль­ные или неправильные. Это проявление непрофессиона­лизма, склонности действовать, исходя из житейской психологии.

Обращение к психологу-консультанту часто связано с использованием понятия нормы — возрастного психичес­кого развития или нормы поведения личности. "Я не та­кой, как все..." — эта мысль содержится в явном или неявном виде в словах клиента, обратившегося за кон­сультацией. Человек обычно хочет сопоставления себя с другими людьми, хочет найти свое место в мире людей, обрести свою самобытность. Психолог-консультант с по­мощью своих знаний и умений помогает ему найти свою индивидуальность. При этом важно, чтобы консультант ориентировался не на социально принятые нормы, а на ценности, жизненные принципы и идеалы самого клиен­та. Человек в процессе консультации должен быть максимально включенным в беседу, эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом, чувствовать себя комфортно, видеть доброжелательное и безоценочное отношение к себе.

Психолог-консультант не занимается постановкой диагноза. Если в процессе консультации выясняется необхо­димость диагностической работы, то она проводится в специально назначенное время.

Рассмотрим наиболее типичные проблемы, с которыми обращаются к психологу клиенты.

Первый тип проблем — ожидание социальных или нрав­ственных оценок по шкале "правильно — неправильно", "хорошо — плохо". В прямом виде эти переживания в словах клиента могут быть сформулированы следующим образом: "Проверьте меня, нормальный ли я...?"; "Это же плохо, когда ребенок не слушается, надо, чтобы он слушался с первого раза"; "Нельзя же его все время хвалить, он же избалуется, что тут будет хорошего..." и т.п. Аналогичны запросы клиента по нравственным критериям добра и зла. В этих случаях полезно изменение системы оценок в процессе консультации, которое позволит человеку расширить свои представления о себе. Важно показать клиенту ограниченность шкалы "хорошо—плохо".

Второй тип проблем — вопросы "Как поступить?"; "Что делать?" Задача психолога — не принимать решения за клиента, а помочь понять психологическую сущность его проблемы и на этой основе клиент сам должен принять решение.

Только третий тип проблем может быть назван собственно психологическими задачами. Вопрос касается значения того или иного факта, поступка, переживания. "Как понять? Что это значит?" и т.д. В практике работы таких клиентов встречается немного. Чаще ставятся задачи двух первых типов; дело психолога-консультанта — помочь человеку переформулировать их в задачи психологические.

Консультирование — достаточно сложный вид профес­сиональной деятельности психолога. Одной из наиболее типичных трудностей в работе консультанта можно назвать желание клиента изменить других и нежелание менять себя. Несмотря на то, что клиент сам обращается за помощью к консультанту, он нередко противится изменениям. Это может быть связано с отсутствием у человека убежденности в необходимости изменений, насаждаемых извне, стра­хом перед неизвестностью и возможной неудачей, неже­ланием нарушать сложившийся стереотип поведения, отсутствием доверия к консультанту. Обращаясь за кон­сультацией, клиенты часто подчеркивают негативную роль других в возникновении собственных жизненных проблем. Для них характерны жалобы типа: "Мы с мужем постоянно ругаемся" или "Жена ревнует меня безо всякого повода".

Однако порой человек при обращении за консультаци­ей осознает роль личных качеств и говорит о своих про­блемах: "Я не могу сдержать себя, очень вспыльчива, постоянно кричу на мужа" или "Все время не уверен в том, как ко мне относится жена, мне кажется, что она меня обманывает, ревную ее без всякого повода". Это мо­жет дать основу для конструктивной работы клиента над собой.

Профессиональными качествами психолога-консультан­та должны быть наблюдательность и понимание клиента. В процессе беседы консультант внимательно слушает, а также наблюдает за поведением консультируемого. Смысл рече­вого высказывания, а также другая полезная информация могут быть выражены в интонации речи, мимике, жести­куляции, позе человека. Успех психологического консуль­тирования во многом зависит от того, как консультант умеет проявить интерес и выслушать клиента. Это одно из необходимых профессиональных качеств психолога-кон­сультанта.

Поскольку во время консультации человек сообщает о себе личную информацию, психолог должен соблюдать конфиденциальность. Любые сведения, полученные от кли­ента, не могут быть переданы без его согласия ни в какие общественные, государственные организации, частным ли­цам, в том числе родственникам и друзьям.

Умение встать на позиции пришедшего на прием чело­века должно сочетаться у консультанта с умением сохра­нять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у него может возникнуть синдром сгорания или коммуникативной перегрузки. В своей деятельности консультанту важно разграничи­ть личные и профессиональные проблемы. Психолог не должен переносить свои отношения с людьми в частной жизни, внутренние проблемы и конфликты на отношения с клиентом, на его ситуацию.

При этом следует иметь в виду, что клиент порой склонен переносить на консультанта отношения с другими людьми. Это может осложнить процесс консультирования возникновением конфликтов или слишком близких отношений. Тесные личные отношения между консультантом и клиентом приводят к тому, что консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную пози­цию, необходимую для эффективного решения проблем клиента.

Некоторые клиенты проявляют склонность манипулировать психологом, то есть эксплуатировать его для достижения каких-либо своих психологических целей. Например, утвердиться в собственной значимости или, наоборот, найти подтверждение своей жертвенной судьбы. Извест­ный американский психолог Эверетт Шостром в своей книге "Анти-Карнеги, или человек-манипулятор" описал такие типы. Профессионализм психолога должен про­явиться в том, чтобы распознать манипулятора и изменить его манипулятивную позицию на позицию конструктив­ного взаимодействия.

Основные ошибки начинающих психологов при прове­дении консультационной беседы:

  1. отсутствие необходимого психологического контак­та, что препятствует созданию благоприятного для беседы психологического климата;

  2. переход к решению проблемы без достаточного изу­чения ее сущности и тех условий, в которых она проявляется;

  3. жесткая приверженность первоначально избранной гипотезе;

  4. мнение собеседника не выслушивается или дискре­дитируется;

  5. создаются препятствия для разъяснения и обосно­вания клиентом своей точки зрения;

  6. постановка клиенту прямых вопросов ("в лоб") при неясных мотивах беседы (Рабочая книга.., 1996, с.74)

Психологу-консультанту необходимо постоянно повы­шать свою профессиональную квалификацию. Для этого в повседневной практической работе консультантов используется "супервизия", что в переводе с английско­го означает "наблюдение за чьей-то работой". Большинство консультативных служб приветствуют и обыч­но обеспечивают какую-то форму супервизии со своими консультантами. Она может проводиться опытным персона­лом (штатными сотрудниками), профессиональными ас­социациями, групповыми лидерами. В любом случае должен существовать кто-то, с кем консультант может связаться, обсудить сложный случай, личную неудовлетворенность, связанную с консультативной ситуацией, и т.п. (Меновщи­ков, 1998, с.97). Необходимо подчеркнуть, что супервизор - это не контролер или надзиратель, а опытный коллега, который оказывает поддержку и помощь в понимании и решении сложных ситуаций практической консультативной деятельности.

Литература

  1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. Брест. 1993.

  2. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М.: Смысл, 1998.

  3. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М.: Смысл, 1999.

  4. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М, 1994.

  5. Рабочая книга практического психолога: Технология эф­фективной профессиональной деятельности / Науч. ред. А.А. Деркач. М.: Издательский дом "Красная площадь", 1996.

  6. Розин М.В. Размышление о "теологической психологии" // Вопросы психологии. 1991. № 3. С. 63—69.

  7. Спиркина Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Пси­хологический журнал. 1994. Т. 15, № 6. С. 121 — 127.

консультирование психологическое - это... Что такое консультирование психологическое?

   КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (с. 318)

   В последние годы в нашей стране вышло десятка полтора книг, посвященных психологическому консультированию, в том числе и несколько соответствующих учебников. Почти во всех приводится определение консультирования (как правило, не очень внятное), а также краткая история становления этой отрасли. Консультирование определяется как одна из прикладных отраслей психологии, которая начала интенсивно развиваться примерно с середины 50-х гг. XX в. Студенты-психологи, готовясь к соответствующему экзамену (а основы консультирования сегодня преподаются в десятках вузов), заучивают эти тезисы, по привычке доверяя печатному слову. Те немногие, кто в становлении своего профессионального мировоззрения не ограничивается учебником, кто знает больше фактов и смотрит на них шире, невольно приходят в замешательство. Потому что на самом деле под психологическим консультированием понимаются самые разные вещи и популяризируемая учебниками трактовка относится лишь к одной частной сфере, которая к тому же если и связана с психологической наукой, то весьма косвенно.

   В действительности первая психологическая консультация была основана не в середине XX в., а в самом его начале, то есть на полвека раньше, чем указано в учебниках. Ее организовал в Бостоне Ф.Парсон, который видел свою задачу в том, чтобы помогать всем желающим в профессиональной ориентации с помощью психологических методов. Он считал, что человек, выбравший работу в соответствии со своими реальными способностями и склонностями, обретает шанс жить «полезной и счастливой жизнью». Нередко сам человек затрудняется сделать правильный выбор, потому что в чем-то просто плохо разбирается (не представляет содержание каких-то профессий), не отдает себе отчета в своих истинных склонностях, преувеличивает или недооценивает свои индивидуально-психологические особенности, подвержен эмоциональным предубеждениям и неадекватным притязаниям и т.п. Консультация специалиста, проводимая с использованием соответствующих диагностических процедур, помогает сформировать адекватные установки в сфере профессионального самоопределения и в конечном итоге действительно способствует тому, что человек получает возможность жить полнокровно и счастливо.

   В данном случае можно вести речь не столько о прикладной отрасли науки, сколько о практическом применении психологических закономерностей и методов. Невольно вспоминаются слова Луи Пастера: «Прикладных наук никогда не было, нет и не будет, потому что есть наука и есть ее приложения».

   В качестве такого приложения и оформилось психологическое консультирование, каким оно представлялось на протяжении более полувека. Занимались им не мастера разговорного жанра, а специалисты-психологи, которые справедливо полагали, что настоящий специалист при возникновении какой-либо прикладной, практической проблемы в состоянии в пределах своей компетенции дать соответствующую консультацию тому, кто в ней нуждается. Еще в первой половине XX в. такого рода консультированием занимались многие ученые, которые при этом считали себя не консультантами, а в первую очередь психологами. Круг проблем, которые требовали психологических рекомендаций, оказался удивительно широк и отнюдь не ограничивался рамками профессионального самоопределения. Одной из важнейших сфер психологического консультирования стала школьная практика. Понятно, что и проблемы были весьма конкретного свойства - повышение производительности труда в промышленности и успеваемости в образовании, оптимизация работы идеологических, информационных, коммерческих структур, устранение затруднений во взаимоотношениях и т.д. Правда, столь модная ныне проблема «томления духа» в этот круг не входила, и психологическое консультирование еще не претендовало на роль светской церкви для «нищих духом». Психологи-консультанты, избегая роли духовников, предпочитали работать по своей специальности - психологии. В США в середине 30-х гг. они объединились в соответствующую ассоциацию. 7 марта 1937 г. увидел свет первый номер печатного органа этой ассоциации - «Журнал консультативной психологии». Передовая статья была написана Дж.М. Кэттелом, признанным специалистом во многих психологических «жанрах», кроме, пожалуй, разговорного, что весьма показательно.

   В наши дни консультирование понимается совсем иначе - скорее как одна из форм психотерапии, из-за чего разграничение этих отраслей очень затруднительно и никем внятно не сформулировано. Занимаются им очень разные люди, многие из которых от психологии далеки. Эта душеспасительная сфера, действительно, начала бурно развиваться с середины 50-х гг. и завоевала на Западе огромную популярность. Это и понятно: культ индивидуализма, пресловутой самодостаточности привел к тому, что человеку стало просто не с кем по душам поговорить. Для этих целей и предложили свои услуги специалисты. Неудивительно, что в наших краях эта мода имеет локальный характер, не охватывает широких масс, и вряд ли когда-либо профессия психолога-консультанта будет востребована как на Западе. Зачем нам платный собеседник, когда у любого из нас найдется достаточно бесплатных? Ну, или почти у любого. Для тех несчастных, кому в самом деле не с кем поговорить «за жизнь», специалистов в последние годы подготовлен легион.


Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

Консультативная психология и психотерапия (журнал)

Консультативная психология и психотерапия
Специализация:

научно-аналитический журнал по психотерапии и психологическому консультированию

Периодичность:

4 раза в год

Сокращённое название:

МПЖ, КПП

Язык:

русский

Главный редактор:

Ф.Е. Василюк

Издатель:

МГППУ

Страна:

Flag of Russia.svg Россия

История издания:

с 1992

Дата основания:

1992

Тираж:

500—1000

ISSN:

2075-3470

Индекс по каталогу «Роспечать»:

32344

Веб-сайт:

http://www.cppjournal.ru/

«Консультативная психология и психотерапия» (до 2009 включительно — «Московский психотерапевтический журнал»[1]) — рецензируемый специализированный журнал, освещающий проблемы теории, методологии и практики психотерапии, консультативной психологии и смежных дисциплин.

Общая информация

Помимо оригинальных исследований, журнал публикует обзоры литературы по психотерапии и консультативной психологии, переводы, материалы «Круглых столов», интервью, рецензии. Основанный в 1992 г. по инициативе Ф. Е. Василюка и В. Н. Цапкина, журнал стал первым в России периодическим изданием по психотерапии и психологическому консультированию. В 2002 г. журнал был номинирован на участие в Национальном психологическом конкурсе «Золотая психея» (Санкт-Петербург, «Иматон»)[2] и удостоен звания «Лучший проект 2002 года в области интеграции психологов в единое профессиональное сообщество».

Журнал включен в базы данных ВИНИТИ РАН и рекомендован Высшей аттестационной комиссией Министерства образования РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований. Ссылки на опубликованные в журнале статьи часто встречаются в списках рекомендуемой литературы, предлагаемой учебными[3] и справочными[4] изданиями. Появление «МПЖ» послужило стимулом для создания ряда других периодических изданий в области практической психологии, таких, как «Журнал практического психолога» (под ред. А. Г. Лидерса), киевский «Журнал практикующего психолога» (под ред. А. Ф. Бондаренко)[5].

Основные рубрики журнала

  • Антропология, феноменология, культура
  • Теория и методология
  • Исследования
  • Мастерская
  • Психотерапевтический цех
  • Специальная психотерапия
  • Случай из практики
  • Эссе
  • Дебют

Спецвыпуски журнала

В отличие от таких узкоспециализированных периодических изданий, как, например, «Вестник психоанализа», тематика журнала охватывает все направления современной психотерапии, а подборки лучших текстов, принадлежащих тем или иным психотерапевтическим школам и направлениям, составляют содержание ежегодно публикуемых тематических номеров журнала (см. рис.).

Так, в 1996 г., когда российский читатель был почти не знаком с когнитивной терапией,[6] вышел спецвыпуск «МПЖ» по когнитивной терапии. При подготовке выпуска редакция обратилась с письмом к А. Беку, и он написал вступительную статью[7].

Аудитория журнала

Журнал ориентирован на психологов, врачей и священнослужителей, занимающихся психологическим консультированием и психотерапией, гуманитариев, прежде всего философов. Редакция журнала

— Зинченко В.П. Отзыв на проект «Московский психотерапевтический журнал — 1992-2002», предоставленный на Национальный психологический конкурс «Золотая психея» // «Московский психотерапевтический журнал» — 2002. — № 4. — С. 12.

Постоянными авторами журнала являются ведущий научный сотрудник Института философии РАН В. М. Розин, Л.Г. Лысюк (польск.)русск. (Белоруссия), декан ф-та психологии Российского Православного Университета во имя апостола Иоанна Богослова о. Андрей Лоргус и др.

Спецвыпуск «МПЖ» по христианской психологии

Много внимания в журнале уделяется проблеме соотношения психотерапии и религии. До появления «МПЖ» эта тема в России была представлена единичными переводами работ классиков зарубежной психологии[8]. Дискуссия «Психотерапия и религия» в «МПЖ» была открыта публикацией статей М. С. Занадворнова[9] и В. М. Розина[10] с предисловием редакции[11]. В 1997 г. вышел первый спецвыпуск «МПЖ» по христианской психологии, а с 2003 тематические номера «Христианская психология» издаются ежегодно (см. рис.).

Доступ к электронной версии

Весной 2010 г. была завершена работа по оцифровке выпусков журнала. Все статьи, опубликованные в журнале с момента его основания, теперь доступны в электронном виде на официальном сайте. Ряд статей находится в открытом доступе, и для их бесплатного скачивания требуется только регистрация на сайте. Некоторые публикации размещены также в электронной библиотеке МГППУ.

Редсовет

Редакционный совет журнала представлен видными специалистами по психотерапии и смежным дисциплинам из разных стран:

До 2007 г. участником редакционного совета был также Ю. С. Савенко[12].

Адрес

127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, ком. 305 (в здании МГППУ).

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Распространено также сокращенное название «МПЖ», нередко встречающееся в специальной литературе при ссылках на журнал (см., напр.: Методы современной психотерапии: Учебное пособие / Составители Л. М. Кроль, Е. А. Пуртова. — М.: «Класс», 2001).
  2. «Московский психотерапевтический журнал — 1992—2002» — Заявка на участие в Национальном психологическом конкурсе «Золотая психея» (СПб., Иматон, 2002) // «Московский психотерапевтический журнал» — 2002. — № 4. — С. 5-13.
  3. См., напр.:
    • Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. — М.: Эксмо, 2005. — 992 с. — 4000 экз. — ISBN 5-699-06449-4
    • Методы современной психотерапии: Учебное пособие / Составители Л. М. Кроль, Е. А. Пуртова. — М.: Класс, 2001. — 480 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 90). — 2000 экз. — ISBN 5-86375-033-2
  4. См., напр.: Психотерапевтическая энциклопедия / Под. ред. Б. Д. Карвасарского. — 2-е, доп. перераб. изд. — СПб.: Питер, 2000. — 1024 с. — (Золотой фонд психотерапии). — 5000 экз. — ISBN 5-8046-0152-0
  5. «Московский психотерапевтический журнал — 1992—2002» — Заявка на участие в Национальном психологическом конкурсе «Золотая психея» (СПб., Иматон, 2002) // «Московский психотерапевтический журнал» — 2002. — № 4. — С. 11.
  6. Исключением были монография Фёдорова А. П. (Когнитивная психотерапия. — СПб., 1991) и статья Г. Кассинова в сб.: Психотерапия: От теории к практике. Материалы I съезда Российской Психотерапевтической Ассоциации. — СПб.: изд. Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1995.
    Лишь в конце 1990-х гг. появились посвященные когнитивной терапии отдельные главы в отечественных учебных пособиях (см., напр.: Александров А. А. Современная психотерапия. Курс лекций. — СПб.: Академический проект, 1997. — 335 с. — 5000 экз. — ISBN 5-7331-0103-2; Бурлачук Л. Ф., Грабская И. А., Кочарян А. С. Основы психотерапии. — М.: Алетейа, 1999. — 320 с. — (Учебное пособие для студентов вузов). — 5000 экз. — ISBN 5-89321-035-2), а русские переводы книг А. Бека стали выходить с начала XXI в.
  7. А.Бек. Предисловие к выпуску «Московского психотерапевтического журнала», посвященному когнитивной терапии. // «Московский психотерапевтический журнал» — 1996. — № 3.
  8. См.:
    • Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Вопросы философии. — 1988. — № 8. — С. 132—160.
    • Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с. — (Б-ка зарубежной психологии). — 136 000 экз. — ISBN 5-01-001606-0
    • Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. — М.: Политиздат, 1990. — С. 143-221. — 398 с. — (Б-ка атеист. лит.). — Доп, тираж 100 000 экз. — ISBN 5-250-01275-2
    • Позднее вышел перевод статей К. Юнга «Об отношении психотерапии к спасению души» и «Психоанализ и спасение души» в кн.: Юнг К. Бог и бессознательное. — М.: АСТ-ЛТД, 1998. — 480 с. — (Классики зарубежной психологии). — 10 000 экз. — ISBN 5-7390-0033-5
  9. Занадворнов М. С. Я и Иное // «Московский психотерапевтический журнал». — 1994. — № 2. — С. 179—190.
  10. Розин М. В. Религия и психотерапия: возможен ли кентавр? // «Московский психотерапевтический журнал». — 1994. — № 2. — С. 191—200.
  11. Психотерапия и религия: продолжение дискуссии. Кентавр и иное // «Московский психотерапевтический журнал». — 1994. — № 2. — С. 178.
  12. См. список членов редколлегии на титульном листе любого номера, вышедшего до 2007 года включительно, напр.:
    • Московский психотерапевтический журнал, 1994, № 2.
    • Московский психотерапевтический журнал, 2007, № 3.
  13. Выступили: Борис Братусь, Виктор Слободчиков, Артур Петровский, Михаил Кондратьев, священник Андрей Лоргус [1].

Психологическое консультирование - Психологос

Фильм "Путь к себе"

Иногда психологическая консультация мало чем отличается от просто житейской мудрости.
скачать видео

​​​​​​​

Профессор М.М. Решетников о психологическом консультировании.
скачать видео

​​​​​​​

Когда у людей бывают трудности, они обращаются к психологу за консультацией. У каждого затруднения свои, и к каждому человеку нужен свой подход. Как начать говорить с клиентом на его языке, сориентировать его на вопросы, которые приведут к решению, как отвлечь его от непродуктивного негатива, дать новые видения его ситуации - все это должен знать и уметь практический психолог.

Психологическое консультирование - широкое понятие. Сюда включается: индивидуальное консультирование, педагогическое консультирование, профконсультирование, управленческое консультирование, консультирование руководителей... Универсальных психологов-консультантов, консультантов "вообще" - практически нет, чаще конкретный консультант специалист в какой-то своей области. Когда консультант представляется, он одновременно как-то называет те области, в которых он может выступить как специалист.

Если "практикующий психолог" или "психологическое консультирование" - личные проблемы, "бизнес-консультирование" или "коуч" - вопросы бизнеса, точнее психологии бизнеса.

Внутри области личных проблем часто отдельно выделяется работа с зависимостями (наркотики, игромания, влюбленность), супружеские и шире - семейные отношения, воспитание детей (иногда отдельно совсем маленьких, просто детей и подростков).

Психологическое консультирование в области бизнеса - это консультирование по проблемам профессиональной деятельности и работа по разрешению межличностных конфликтов и проблемных ситуаций в коллективах. Также, с целью решения межличностных конфликтов в трудовых или иных коллективах может применяться так называемая посредническая консультация. Использование психологического посредничества основано на хорошо известном факте: участие в переговорном процессе третьих лиц, которые занимают нейтральную позицию, повышает его эффективность.

Консультация, консультирование - это предоставление специалистом компетентной информации по запросу для оптимального решения тех или иных жизненных, личных или деловых проблем.

Разовая встреча - консультация, иногда ее называют "сессия". Серия встреч - процесс консультирования. В любом случае, чаще всего это беседа, построенная определенным образом и представленная как психологическое консультирование. Профессиональным консультированием является встреча или серия встреч, когда это объявлено консультированием, консультант представился как консультант, обозначил ожидаемый гонорар и получил явное согласие теперь уже клиента. Неформальные разговоры за пределами этих условий профессиональным консультированием не являются.

Психологическое консультирование следует отличать от медицинского, юридического, психиатрического и прочего вплоть до житейского, где также вам предоставят консультацию, но другого характера.

Психологи-консультанты работают с отдельными людьми или группами. Соответственно различают индивидуальное и групповое консультирование. По формату, консультация может быть разовая и состоящая из серии встреч, проходящая при личной встрече либо по скайпу, по телефону или по переписке. Серьезные консультации обычно проходят в формате личной встречи. Консультации по скайпу, по телефону или по переписке менее эффективны, но в некоторых случаях являются единственно возможным вариантом.

Если индивидуальное консультирование – это беседа консультанта с клиентом наедине, то групповое консультирование происходит в рамках группы. Если это психологическое консультирование в бизнесе, это может быть помощью в решении какой-либо производственной проблемы, в сфере личной жизни - чаще всего это семейное консультирование, где для решения возникающих вопросов и проблем удобнее, чтобы присутствовали все, о ком идет речь.

Интересной разновидностью группового консультирования является посредническая консультация, помогающая в решении межличностных конфликтов. Использование психологического посредничества основано на хорошо известном факте: участие в переговорном процессе третьих лиц, которые занимают нейтральную позицию, повышает его эффективность.

Психологическое консультирование бывает как краткосрочным, так и длительным психологическим сопровождением. Краткосрочное может включать одну консультацию или (при необходимости) больше, но редко превышает 5-6 встреч с клиентом, психологическое сопровождение может идти годами.

В свое время вызывала вопросы большая длительность психоаналитического сопровождения – встречи могли проходить два раза в неделю до 10 лет подряд. В настоящее время подобная (скорее психотерапевтическая) работа чаще ограничивается двумя годами. Длительным может быть и коучинг, но здесь вопросов нет: какие могут быть ограничения по времени, если клиенту подобное психологическое сопровождение видится приносящим реальную пользу?

На что будет похожа конкретная встреча клиента с тем или иным психологом-консультантом, сказать очень трудно: это может быть и деловая энергичная беседа, и задушевный разговор с медитациями, и провокативные насмешки, и технологичная методика погружения в транс...

В любом случае, в чем должен разбираться любой человек, обращающийся к психологу, так это отличие психологической консультации и психотерапевтической помощи.

Разнообразие психологического консультирования

По каким вопросам идет консультирование. Основные формы консультативной практики. Основные технологии психологического консультирования. Стили консультирования. Современные подходы и направления в консультировании.

Методика психологического консультирования

Методика психологического консультирования зависит как от клиента (его запроса и его личностных особенностей), так и от консультанта (его взглядов, школы и предпочтений). При этом можно описать типовую методику психологической консультации, методику коучинга, методику оперативной психотерапии и методику психотерапевтического консультирования. См.→

Этика в психологическом консультировании

Этический кодекс психолога-консультанта. Что допустимо, что нет в консультировании. См.→

Организация психологического консультирования

Психологи-консультанты работают как частным образом, так и в государственных организациях. Профессионально работающие консультанты обычно состоят членами профессиональных Ассоциаций. См.→

​​​​​​​​​​​​​​

Вводное занятие Университета

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о