Психология самоедство: болезнь, которую нужно лечить ⇒ Блог Ярослава Самойлова

Самоедство: бесплодные угрызения себя - Психологос

Самоедство - злость и недовольство собой, бесплодное грызение себя за случайно совершенные ошибки. Мягкая форма - попенять себя, жесткая - самообвинения, тоскливая форма - привычка драматизировать свои промахи и постоянно перегонять одни и те же безрадостные мысли по кругу...

Самоедство обычно выполняет функцию детской психологической защиты: "если я наказываю себя сам, я освобождаю себя от наказания со стороны окружающих". Самоедство иногда путают с самоанализом и самокритикой, что неверно. Точнее, неграмотный самоанализ и неконструктивная самокритика, помноженные на привычку заниматься собой - и есть самоедство.

Честность в отношении с самим собой и способность нелицеприятно назвать себя негативными эпитетами за совершенные глупости и ошибки, если это помогает вам следующий раз действовать точнее - не самоедство, а нормальное требовательное отношение к себе. характерное для взрослого, сильного человека. "Ну и идиот же я! Думай, думай, не отвлекайся!" - возможно, это не самый конструктивный внутренний диалог, но это - не самоедство. Самоедством называют то, что неконструктивно, то что не помогает.

В определенной культуре самоедство является утонченным развлечением, вариантом мазохизма и частью образа жизни, чем можно когда-то выделиться, считая это интеллектуальным аристократизмом... - в современной культуре развлечений люди нередко ищут себе достаточно необычные формы занять себя. За пределами сферы утонченных развлечений люди занимаются самоедством без всякого удовольствия, дополнительно ругая себя еще и за самоедство.

Самоедством обычно занимаются те, кто не умеет быть конструктивным, кто не знает основ руководства людьми и внутренне считают подобную форму самокритики оправданной, даже когда видят ее не эффективность. Более грамотные люди знают, что эффективнее исправлять свои ошибки не руганием себя, а действиями, исправлением ситуации, сочетая это с анализом причины допущенной ошибки и выводами на будущее. Злиться же на себя - не только нет нужды, но и мешает верным выводам. Человек в спокойном и разумном состоянии соображает лучше.

Как бороться с самоедством? - Вопрос неправильный, никогда не боритесь против.

Как научить себя правильной реакции на свои ошибки? - Это хороший вопрос. В первую очередь - освойте упражнение/ритуал "Ошибочка" и с его помощью приучите внутренне себя поддерживать: "Я хороший", переходя к реальным делам. Следующее - отметив свои ошибки, сделайте выводы, то есть составьте ясную картинку того, как в следующий раз вы будете себя вести, как думать и что делать, чтобы действовать разумнее и эффективнее. Прочитайте, как развивать авторскую позицию - это вам необходимо. Если важно поднять себе испорченное настроение - сделайте это: умеете? Многим помогает упражнение "Хорошо" - оно здесь очень кстати. И последнее, видимо: пишите планы на день. Если у вас есть план дня, вы в большей степени видите то, чем вам правильно сейчас заняться, и перейдете от бесплодных размышлений к реальным и нужным делам.

Разборки с самим/самой собой - более конструктивная форма самоедства, но и здесь нужна своя техника безопасности. Важно помнить, что рядом с вами люди, и они могут не понимать, почему вы ходите с сумрачным и недовольным лицом. Они могут относить это на свой счет, начать грузиться, а потом будут грузить вас. Чтобы это происходило реже, полезно близких предупреждать, что с вами происходит. Например, внятно говорить: "Родной, я в своих разборках, грустях и сердитках. Хочу пока поразбираться сама, к тебе просьба - не бери это на свой счет, это мое личное". И обозначьте время, сколько вам может понадобиться на эти разборки с собой: это у вас на десять минут, на час или на целый день. Все, близкие поймут и отнесутся к этому так, как будет нужно вам.

Успехов вам!

Клуб distant-nik Сентябрь 2020

Как излечиться от самоедства? | Психология

Привычка драматизировать и постоянно перегонять одни и те же безрадостные мысли по кругу свойственна очень многим людям. Она так прочно закрепляется в сознании, что очень скоро становится частью натуры. Той константой, которая определяет не только способ мышления, но и все дальнейшее течение жизни.

Такие люди, как правило, крайне редко чувствуют удовлетворение от жизни, они тревожны, мнительны и испытывают затруднения в постановке целей. Возможно ли как-то исправить уже существующее положение вещей?

Конечно! Нужно только заменить, уже существующую привычку на другую — более полезную. Абсолютно любому человеку под силу постепенно перейти от самоедства к здоровой и взвешенной самокритике. Для этого необходимо пройти всего несколько шагов к самосовершенствованию…

Примите себя

Просто примите тот факт, что у вас имеются определенные особенности личности. Вашей вины в этом нет, и в ваших силах сделать так, чтобы любая подобная «особенность», вызывающая дискомфорт, легко превращалась в сильную сторону вашего характера.

Помните о «правиле трех вопросов»

Обычно самоедство всегда имеет начало, но не имеет логического завершения. Например, замечание начальника недельной давности некоторые особо мнительные сотрудники способны переживать до тех пор, пока не услышат долгожданное одобрение от руководителя, либо пока не появится новый, более сильный повод для переживаний. Как излечиться от самоедства?

Фото: Depositphotos

Поставить точку в этих душевных метаниях позволит регулярное выполнение одного простого правила. Просто заполните на листе бумаги три колонки:

1. Что я сделал (а)? (В ней вы опишете волнующее вас событие).

2. Что я мог (ла) бы сделать? (Моделируйте в сознании желаемое поведение. Представьте, что бы вы говорили, с какой интонацией, как бы жестикулировали т.п.).

3. Что я могу сделать завтра? (Какое действие вы предпримете, дабы исправить текущую ситуацию? А может, вы решите, что лучший выход — отвлечься и «плыть по течению»?).

Благодаря такому нехитрому самоанализу, вы будете каждый раз учиться извлекать полезные уроки из неприятностей и четко соизмерять реальный масштаб «происшествий» и ваши внутренние переживания. Вполне может оказаться, что значимость половины случившихся с вами событий сильно преувеличенна. И беспокоиться, на самом деле, не о чем.

Пишите планы

Вся «фишка» самобичевания заключается в зацикливании на моменте, который был в прошлом. Но если взять за правило каждое утро писать себе планы на день, а затем устраивать ежевечерний ритуал с вычеркиванием выполненных пунктов, акцент сместится в сторону «будущего», и ход ваших мыслей станет более конструктивным. Носите с собой этот список и как можно чаще в него заглядывайте. Полезный совет — тренируйте в себе привычку думать о том, чего вы хотите, что вам приятно и нравится, а не о том, что доставляет тревогу и дискомфорт. Со временем такое мышление станет для вас обыденным, а вектор настроения практически постоянно будет находиться рядом с отметкой «отлично».

Найдите себе дело для души
Найдите себе дело для души
Фото: Depositphotos

Будьте деятельной личностью

Не играйте в страуса. Не забывайте о том, что лучший способ не замыкаться в собственных переживаниях — вовремя дать им выход. Найдите себе дело по душе. Например, можно попробовать себя в творчестве.

Очень часто бывает, что рефлексирующие натуры — это люди тонко чувствующие, обладающие фантазией и способностями к импровизации. Так почему бы не найти этим качествам применение? Попробуйте найти «свое» средство самовыражения. Не важно, чем вы будете заниматься: вышивать крестиком или писать романы. Главное, что, занимаясь любимым делом, видя результаты своего труда и получая о нем положительные отзывы, вы будете чаще ощущать радость жизни.

И самое важное. Помните, вы сами решаете, что вам делать: робко наблюдать за действом из-за кулис, сомневаться в своих силах и так и не решиться выйти на сцену. Или же набраться смелости, плюнуть на предрассудки и сыграть первую роль в спектакле. Второе хоть и сложнее, но зато гораздо интереснее. И на самоедство времени не останется.

Самоедство – как избавиться и перестать им заниматься?

Самоедством можно назвать позицию человека, который считает, что он всегда и во всем виноват. Что бы ни происходило, кто бы ни принимал участие, человек думает, что все беды являются результатом его действий. Нередко такая позиция вырабатывается с самого детства. Если вы понимаете абсурдность такого подхода и необходимость что-то исправлять, тогда сайт психологической помощи psymedcare.ru расскажет, как избавиться и перестать заниматься самоедством.

Что такое самоедство?

Самоедство – критика, обращенная на самого себя. Она развивается у людей, склонных к самокритике и самоанализу. Злость и недовольство человек обращает на самого себя, противоположностью чего является обвинение окружающих во всех своих бедах.

Самоедство может проходить в следующих формах:

  1. Мягкой – привычка периодически «попинать» самого себя.
  2. Жесткой – самообвинение и самобичевание.
  3. Тоскливой – привычка не только обвинять себя и лить слезы, но и периодически прокручивать плохие мысли в своей голове, вспоминая о плохом.

В детском возрасте вырабатывается привычка к самоедству, когда ребенок считает (а точнее замечает), что только после критики самого себя, признания своей вины и принятия ее на себя, родители успокаиваются и становятся добрыми к нему, прощают его. Если ребенка приучать к постоянному самообвинению, он и во взрослой жизни продолжит делать то же самое.

Как часто вас делали виноватыми? А, может быть, вы часто себя бичуете, поэтому, когда вас в чем-то обвиняют другие люди, вы с ними мгновенно соглашаетесь? Быть виноватыми и заниматься самобичеванием – это одно и то же. Разница заключается лишь в том, кто вас судит.

  • Самобичевание – это делать самого себя виноватым.
  • Быть виноватым – значит позволять другим людям вас судить, обвиняя в чем-либо.

Вина лежит на вас. А так ли вы виноваты? Так ли неправы? Кто может стопроцентно судить о том, что правильно и неправильно, что хорошо и плохо, что справедливо и несправедливо?

Сделать другого человека виноватым гораздо легче и удобнее, нежели признать собственную вину. Понимайте это. Если вы занимаетесь самобичеванием, то, скорее всего, вас к этому приучили еще в детстве ваши родители, которые считали вас по любому поводу виноватыми. Привычка быть виноватым взращивается с детства. Самобичевание – это результат воспитания вашими родителями, которые перекладывали вину на вас за все проблемы, в которых вы были и не были виноваты.

Что касается вины, когда вас в чем-то обвиняют, а вы при этом оправдываетесь, отгораживаетесь, защищаетесь, это является естественной реакцией. Вы понимаете, что можете быть виноватыми в чем-то. Но не во всем же? Вы, возможно, виноваты, как и другие, кто принимал участие в процессе. Ответственность за неудачу лежит на всех. Если виноватым делают только вас, то у вас подсознательно включается защита от несправедливых обвинений.

Вы не виноваты. Вы, возможно, совершили ошибку. Но от этого вы не стали плохим человеком. У вас есть возможность исправиться. Пусть люди дадут вам время исправить свою ошибку, а не критикуют, не «грызут» своей злостью – это делу не поможет. Для этого в первую очередь не нужно винить себя. Помните, что чувство вины и самобичевание – это одно и то же. Если вы позволяете себе совершать ошибки и исправлять их, то не вините себя и не позволяйте другим людям перекладывать свою ответственность на вас.

Как избавиться от самоедства?

Чтобы избавиться от самоедства, следует отличать данное понятие от самокритики, которая бывает наиболее конструктивной. Любому живому существу свойственно анализировать себя, оценивать собственную внешность, поступки и принятые решения. Это считается здоровым состоянием психики, когда человек способен адекватно посмотреть на себя или свои проявления, после чего оценить их, изменить, сделать выводы.

Здоровое оценивание самого себя, отсутствие постоянной критики, переход от оценивания себя к оцениванию поступков и внешности других людей называется самокритикой. Вполне нормально иногда оценивать себя, признавать собственные ошибки и исправлять их.

Однако очень часто люди впадают в крайность, которая и становится самоедством – это когда человек то и дело, что занимается самокритикой, исключительно отрицательно оценивает себя, постоянно обвиняет себя за ошибки, льет слезы, упрекает себя за сделанное. Обычно человек в таком состоянии то и дело, что критикует себя, упрекает и недовольствует, ничего не делая и не исправляя. А если даже и переходит к улучшению своего характера или изменению своих поступков, то еще больше сокрушается, если положительного результата не достигает.

Самоедство – это отсутствие анализа обстоятельств и ситуации, а исключительно желание в чем-то себя обвинить или найти недостатки. Человек не пытается понять, в чем он виноват и где оказался прав, он просто пытается найти свою вину, после чего начать себя упрекать за это. Таким образом, синонимом самоедства является не самокритика, а:

  1. Самоунижение.
  2. Самобичевание.
  3. Саморазрушение.

При самокритике человек оценивает все обстоятельства ситуации, не только самого себя, при этом направляет силы на то, чтобы увидеть причины неудач и исправить их. Самоедство направлено исключительно на самообвинение и потерю желания что-либо делать с собственной «никчемностью».

Как избавиться от самоедства?

  • Нужно научиться видеть не только плохое, но и хорошее. Даже если человек оказался виноват, он должен отметить, что у него были мотивы, толкающие его на совершение плохих поступков. А что привело к появлению этих мотивов? Порой окружающие люди или обстоятельства являются факторами, вызывающими негативные реакции у человека.
  • Устранить желание быть идеальным во всем и всегда. Примите свою неидеальность, причем поймите, что абсолютно все люди обладают недостатками. Не требуйте от себя идеального поведения. Более того, увидьте свои недостатки и примите их.
  • Начните обладать другими интересами, помимо самоедства. Оглянитесь вокруг себя: что вас может заинтересовать? Попробуйте найти себе увлечения и хобби, которые будут вас интересовать.

Как перестать заниматься самоедством?

Взрослый человек чаще всего понимает, что временами поступает неправильно, но редко задумывается над тем, чтобы что-то сделать с тем, что является его недостатками. «Все люди неидеальны», — говорят многие, но при этом даже не хотят подумать над тем, чтобы не просто замечать свои недостатки, но и менять их. Взрослый человек зачастую рассуждает так: «Я уже вырос, поэтому во мне что-то менять – это пустая трата времени». Но при этом каждый из них желает жить счастливо, богато и комфортно. Однако если человек этого не достиг до сегодняшнего дня, это говорит лишь о том, что ему нужно меняться, чтобы достичь желаемого.

Учитесь признавать и менять свои недостатки. Многие люди вообще не хотят замечать в себе изъяны, хотя наедине с самими собой признают свои недостатки. Некоторые видят за собой отрицательные стороны, но тратят время на их оправдание, чтобы ничего не менять в себе. И лишь малая часть людей не только признает, но и старается исправить свои недостатки.

Зачем вам вообще нужно меняться? Неужели вы не можете жить, будучи такими, какими являетесь сейчас? Безусловно, вас никто не имеет права заставлять что-либо менять в себе. Вы и так будете жить, если ничего не будете в себе менять. Однако при этом вам стоит забыть про свои желания, которых вы до сих пор не реализовали. Дело в том, что все то, чего вы хотите, но не смогли воплотить до сегодняшнего момента, является из области ваших привычек, стереотипного мышления и поступков. Вы сами своим образом жизни не позволяете своей мечте реализоваться в жизнь. И чаще всего эти самые действия являются вашими недостатками. К примеру, почему вы беспокоитесь из-за мучительного кашля, если при этом не хотите бросать пагубную привычку курить? Вы сами своей же привычкой формируете будущее, в котором не будете здоровы, хотя сами об этом мечтаете.

Учитесь признавать и менять свои недостатки. Это позволит вам не просто стать совершеннее, но и позволить своим желаниям реализоваться в жизни. Если вас что-то не устраивает, то в первую очередь вы должны задаться вопросом: а что вы делаете или не делаете для того, чтобы негативные ситуации с вами происходили? Вы ведь принимаете непосредственное участие в том, что с вами происходит. И ваше бездействие или, наоборот, ваши определенные поступки приводят к тому, что с вами происходит нечто неприятное. Не жизнь тяжелая и не судьба беспощадная, а вы сами своими недостатками, которые не хотите менять, провоцируете те или иные жизненные ситуации.

Учитесь признавать свои недостатки. Несомненно, это очень тяжело делать, особенно если вас «тычут носом» в ваши же изъяны. Поэтому научитесь, хотя бы будучи наедине с собой, признать свои отрицательные стороны. После этого решите для себя, как вы будете жить дальше: будете ли вы менять свои недостатки или приучитесь жить так, чтобы ваши отрицательные стороны все-таки проявлялись лишь тогда, когда это необходимо? Например, можно не избавляться от агрессии, а просто приучить себя проявлять ее лишь тогда, когда вам грозит некая опасность.

Вы не являетесь идеальным человеком. И оттого, что вы взрослый человек, не снимает с вас ответственность за то, почему вы не меняетесь, не становитесь совершеннее, лучше. Ваш возраст – это отговорка, чтобы ничего в себе не менять. На самом деле можно все изменить, было бы желание. Поэтому если вы хотите жить иначе, нежели вы живете сейчас, тогда поймите, какие ваши недостатки мешают вам жить так, как вы хотите. Начните меняться – и тогда ваши ранее нереализованные желания будут иметь возможность воплотиться, а ваша жизнь станет такой, какой вы ее хотите видеть.

Как в итоге избавиться от привычки заниматься самоедством?

Самоедство разрушает вашу личность и жизнь в целом. Поэтому пока вы этим занимаетесь, то направляете силы на уничтожение самого себя. Ни к чему хорошему это вас не приведет. Если желаете действительно жить счастливо, тогда начните не унижать себя, а именно оценивать адекватно с учетом того, что в ситуации всегда виноваты все участники, а не только кто-то один.

Самоедство базируется на взглядах о том, каким вы должны быть человеком, что должны проявлять и как себя вести. Самоедство закончится, когда вы примете свою уникальную личность. Да, вы неидеальны, у вас есть множество недостатков – примите это в себе. Позвольте себе быть неуникальной личностью.

  • Осознайте, что вы живете по шаблонам и стандартам общества, которое требует от всех людей одинаковости и идеальности без учета их индивидуальных особенностей.
  • Примите свою индивидуальность со всеми ее недостатками.
  • Критично оценивайте высказывания других людей в адрес вас. Другие люди могут быть недовольными и критиковать вас, но это еще не значит, что они правы. Вы имеете право не обращать внимания на слова окружающих.

Различайте самоедство от честности с самим собой. Самоедство – значит унижать и акцентировать внимание на своих недостатках, чтобы еще раз доказать себе, какой вы никчемный человек. Честность с самим собой – это адекватное оценивание своих качеств и поступков, нахождение не только недостатков, но и достоинств.

Людям, увлеченным самоедством, рекомендую… - Психологос
«Дистанция» – система саморазвития, дающая отличные результаты, которые гармонично встраиваются в повседневные дела. Выполняя упражнения «Дистанции», ты реально осознаёшь, что в твоей жизни происходят кардинальные перемены. И это перемены к лучшему.

В течение месяца я работала с упражнением «Ошибочка», которое учит спокойно относиться к своим случайным промахам, неудачам, нелепым ошибкам.

Упражнение «Ошибочка» – это упражнение – ритуал, состоящий из трёх частей, которые выполняются в определенной последовательности: «Ошибочка. Я хороший. Работать!». Слова и обязательные жесты ритуала можно исполнять как реально, так и в воображении.

Работая над упражнением, я отслеживала неудачные ситуации, стремилась спокойно, без оправданий и переживаний их исправлять. Ритуал «Ошибочка. Я хорошая. Работать!» «заземлял» эмоции, настраивал на конструктивные решения. Отчёты по выполнению упражнения способствовали проработке ситуации, её осмыслению, правильным выводам на будущее.

«Зима. Январь. Рождественские каникулы. С мужем собрались поехать на машине в гости. Перед выходом решила оставить зарплатные карточки дома, вытащила из кошелька, положила и с радостью отправилась в путешествие.
Ошибочка. Я хорошая. Ищем. Улыбаемся. Конец февраля. Карточки пока не нашла…
Использую карту «Мир», активно поддерживаю отечественную платёжную систему.
Р.S. «Нашла! УРА! Я хорошая! Улыбаемся!»
Вывод: «Поспешишь – людей насмешишь», всё надо делать вовремя.

Иногда в ситуациях промаха, негодуя, выпаливаю фразу «Ёлки-палки!», раздражение резко пронзает всё тело, оставляя чувство скованности и напряжения.

​​​​​​​Фраза «Ошибочка. Я хорошая» словно прикосновение маминых рук: «Ничего страшного. Так бывает. Ты справишься». Скрестив руки на груди, нежно поглаживая себя по плечам, произношу: «Я хорошая. Я хорошая. Я хорошая…» Улыбаюсь. Расслабляюсь. Спокойно оцениваю ситуацию, принимаю решение, начинаю действовать.

«Вечер. Кухня. Звонок. Сережки положила на стол. Забыла. Не заметив, серёжки сметаю с мусором в ведро.
Ванная. Зеркало. Умываюсь. И вдруг вспоминаю: «Серёжки! Где? Ошибочка – я хорошая – вперёд на кухню!».
Вечер. Кухня. Ведро. Серёжки. Улыбаюсь: «Всё хорошо, что хорошо кончается!»
Вывод: Вещи необходимо убирать сразу на своё место.

Работая над упражнением «Ошибочка», я получила опыт спокойно, без оправданий, агрессии, тревоги относиться к своим случайным промахам, находить правильные решения, делать выводы на будущее.

«Утро. Собираюсь на работу. Перед выходом из дома проверила сумку. Телефон, очки – на месте. Молодец!
Улица. Северный ветер обжигает щеки. Я быстрым шагом иду на работу. Шапка, воротник покрылись серебристым инеем. Холодно.
В кабинете тепло и уютно. Сажусь за стол. Открываю очечник и замираю от удивления: он пуст, очки остались дома. «Ошибочка. Я хорошая. Вперёд, домой!».
Зима. Работа. Дорога. Дом. Очки. Хорошее настроение!»
Вывод: «Доверяй, но проверяй». Всегда обязательно проверяй наличие очков в очечнике.

К своим промахам я всегда относилась отрицательно, переживала, занималась самоедством. Упражнение «Ошибочка» внесло коррективы, дало возможность посмотреть на свои неудачные ситуации с другой стороны.

Во-первых, нечего паниковать, в жизни всякое бывает.

Во-вторых, негативное отношение к ситуации обязательно меняем на позитивное. Например, рассматриваем промах как урок, который тебя чему-то хорошему учит.

В-третьих, для принятия правильного решения необходимо горячее сердце и холодный ум. Слова и жесты ритуала «Ошибочка. Я хорошая. Работать!», обладая психотерапевтическим эффектом, снимают напряжение, настраивают на действие: «Работать!»

Упражнение «Ошибочка» полезно всем, особенно людям, увлеченным самоедством. Проверено. Рекомендую.​​​​​​​


Клуб distant-nik Сентябрь 2020
В чем выражается самобичевание человека. Что такое Самобичевание и Самоедство и как от них избавиться? Причины возникновения самоедства

Анализ собственных поступков или слов является нормальным для любого человека, однако в некоторых случаях мысли о правильности выбранных решений, произнесенных слов и выполненных действий могут стать настоящей пыткой для сознания, из-за которой человек перестает адекватно себя оценивать и начинает испытывать уверенность в собственной слабости и неудачливости.

К большому сожалению, подобная проблема не является чем-то уникальным и единичным, ей подвержено огромное количество людей. Они отличаются крайней неуверенностью и мнительностью, а также склонностью к самоуничижению и самобичеванию. Такая позиция по отношению к себе неправильна и не может привести к чему-то хорошему. Вполне возможно, что на каком-то этапе вы при помощи укоров в свой адрес сможете мотивировать себя на достижение каких-то результатов и выполнение определенных действий, однако очень скоро вы начнете замечать, что те результаты, которых вы добились не и в них есть изъяны, а вместо того, чтобы получить чувство удовлетворения, вы еще больше начнете испытывать чувство недовольства собой. Таким образом, этот разрушительный круг замкнется.

Как же найти из него выход и как перестать заниматься самоедством? Ответ на этот вопрос вы можете дать себе сами.

Для этого вы должны осознать и смириться с тем, что идеалов не бывает, и достичь их невозможно. Конечно, всегда можно сделать лучше, получить больше, прыгнуть выше, однако если вы постоянно будете об этом рассуждать, то ваша жизнь станет ущербной и лишенной какой-либо радости и позитива. Попробуйте взглянуть на мир другими глазами, оценивайте все с положительной точки зрения , научитесь себя поощрять.

Если у вас есть какие-то недостатки - в этом нет ничего страшного, ведь идеальных людей не бывает . Если у вас есть недочеты фигуры - их всегда можно исправить при помощи . Если ваша одежда не соответствует - измените свой гардероб. Если же что-то изменить вы не в силах, например форму своего лица, объем груди или длину ног, просто научитесь любить себя такой, какая вы есть.

Самоедство и самобичевание – это несколько способов справиться с тем, что человеку не нравится. Простое и понятное занятие спасает от многого в этой жизни. Например, от непереносимости себя – грязным, несчастливым, не таким, как надо. А что же говорит про самобичевание психология?

Приступы самобичевания как правило случаются не на пустом месте. Перед тем, как “накатит” что-то наподобие “ах я, последнее г в этой вселенной”, или “ну почему же я не могу”, “какой (-ая) я бездарность, бесталанность, беспомощность, дура (дурак)” происходит нечто .

Давайте попробуем присмотреться к этому Событию.

1. В нем, как правило, человек явно уступает другому по силе, смелости, (любому важному для него параметру). Или думает, что уступает.

2. События развиваются не так, как хотелось бы, а желаемый вариант попросту уплывает из рук.

3. Человек ставит себе какие-то планки, и пытается их “перепрыгнуть”, обычно – неудачно (бывает, что и удачно, но результат не может присвоить себе).

Итого из этих трех пунктов вытекает, что самобичевание, самоедство, обзывание себя позволяет:

Пункт 1: Справиться, пусть и своеобразным способом, с проигранной конкуренцией (даже если это конкуренция за… место в автобусе).

Пункт 2: Вместо того чтобы принять (по-взрослому), что не все в этом мире происходит сообразно нашим желаниям, человек начинает по-детски забирать на себя ответственность. (Похожий пример: мама с папой разводятся – значит, это я такой плохой, что они не хотят жить вместе.)

Пункт 3: Справиться с несовместимостью “образа себя” (как я себя вижу со стороны) и тем, что на самом деле происходит.

Конечно, в каких-то глобальных вещах бывает попроще. Каждый мальчишка, мечтавший стать космонавтом, рано или поздно осознает, что в общем-то, ему уже (20, 30, 40, 50), и космонавтом, скорее всего, уже не стать. А каждая девчонка, которая мечтала выступать на сцене (лечить зверей, писать книжки) понимает, что похоже, объем необходимых для этой профессии навыков так велик, что уже не очень хочется тратить десяток лет на то, чтобы стать Этой или Той.

Но когда речь заходит о простых вещах – “в ближайшем магазине нет сосисок, которые я люблю”, “Вася не позвонил, хотя я думала, что я такая, ну такая, так понравилась Васе – что обязательно позвонит”, “хотел продать на 10 за месяц, а продал только на 5, теперь без бонуса сижу” – то вдруг становится достаточно сложно признать в этом месте свои даже не недостатки, упаси боже. Принять сложно именно несоответствие надуманных качеств и способно

Как излечиться от самоедства? - Психология Дома Солнца
Привычка драматизировать и постоянно перегонять одни и те же безрадостные мысли по кругу свойственна очень многим людям. Она так прочно закрепляется в сознании, что очень скоро становится частью натуры. Той константой, которая определяет не только способ мышления, но и все дальнейшее течение жизни.

Такие люди, как правило, крайне редко чувствуют удовлетворение от жизни, они тревожны, мнительны и испытывают затруднения в постановке целей. Возможно ли как-то исправить уже существующее положение вещей?

Конечно! Нужно только заменить, уже существующую привычку на другую – более полезную. Абсолютно любому человеку под силу постепенно перейти от самоедства к здоровой и взвешенной самокритике. Для этого необходимо пройти всего несколько шагов...

Примите себя

Просто примите тот факт, что у вас имеются определенные особенности личности. Вашей вины в этом нет, и в ваших силах сделать так, чтобы любая подобная «особенность», вызывающая дискомфорт, легко превращалась в сильную сторону вашего характера.

Помните о «правиле трех вопросов»

Обычно самоедство всегда имеет начало, но не имеет логического завершения. Например, замечание начальника недельной давности некоторые особо мнительные сотрудники способны переживать до тех пор, пока не услышат долгожданное одобрение от руководителя, либо пока не появится новый, более сильный повод для переживаний.

Поставить точку в этих душевных метаниях позволит регулярное выполнение одного простого правила. Просто заполните на листе бумаги три колонки:

1. Что я сделал(а)? (В ней вы опишете волнующее вас событие).

2. Что я мог(ла) бы сделать? (Моделируйте в сознании желаемое поведение. Представьте, что бы вы говорили, с какой интонацией, как бы жестикулировали т.п.).

3. Что я могу сделать завтра? (Какое действие вы предпримете, дабы исправить текущую ситуацию? А может, вы решите, что лучший выход – отвлечься и «плыть по течению»?).

Благодаря такому нехитрому анализу, вы будете каждый раз учиться извлекать полезные уроки из неприятностей и четко соизмерять реальный масштаб «происшествий» и ваши внутренние переживания. Вполне может оказаться, что значимость половины случившихся с вами событий сильно преувеличенна. И беспокоиться, на самом деле, не о чем.

Пишите планы

Вся «фишка» самоедства заключается в зацикливании на моменте, который был в прошлом. Но если взять за правило каждое утро писать себе планы на день, а затем устраивать ежевечерний ритуал с вычеркиванием выполненных пунктов, акцент сместится в сторону «будущего», и ход ваших мыслей станет более конструктивным. Носите с собой этот список и как можно чаще в него заглядывайте. Тренируйте в себе привычку думать о том, чего вы хотите, что вам приятно и нравится, а не о том, что доставляет тревогу и дискомфорт. Со временем такое мышление станет для вас обыденным, а вектор настроения практически постоянно будет находиться рядом с отметкой «отлично».

Будьте деятельной личностью

Не играйте в страуса. Не забывайте о том, что лучший способ не замыкаться в собственных переживаниях – вовремя дать им выход. Найдите себе дело по душе. Например, можно попробовать себя в творчестве.

Очень часто бывает, что рефлексирующие натуры – это люди тонко чувствующие, обладающие фантазией и способностями к импровизации. Так почему бы не найти этим качествам применение? Попробуйте найти «свое» средство самовыражения. Не важно, чем вы будете заниматься: вышивать крестиком или писать романы. Главное, что, занимаясь любимым делом, видя результаты своего труда и получая о нем положительные отзывы, вы будете чаще ощущать удовлетворение от жизни.

И самое важное. Помните, вы сами решаете, что вам делать: робко наблюдать за действом из-за кулис, сомневаться в своих силах и так и не решиться выйти на сцену. Или же набраться смелости, плюнуть на предрассудки и сыграть первую роль в спектакле. Второе хоть и сложнее, но зато гораздо интереснее. И на самоедство времени не останется.

Самоедство | Что такое Самоедство

        Самоедство как качество личности –  склонность постоянно проявлять излишнюю самокритичность, неграмотный самоанализ, злость и недовольство собой, бесплодное грызение себя за своё поведение.

      Один молодой литератор однажды сказал Марку Твену, что теряет уверенность в своём писательском таланте. — Посещали ли вас когда-либо подобные ощущения? — спросил литератор. — Да, — ответил Твен. — Однажды, когда я уже писал пятнадцать лет, я вдруг осознал, что я абсолютно бездарен. — И как же вы поступили? Бросили писать? — Да как же я мог? К тому времени я был уже знаменит.

      Самоедство – это отторжение самого себя. Самоедство – это самоугнетение, толкающее к раболепию. Возвеличивание себя – кратчайшая дорога к гордыне. Самоедство ведет к раболепию. Это крайности. В самоедстве нет никакого смысла, ибо за ним не стоит результата. Оно опускает человека в пучину бездействия,  оправдания своей лени и отсутствия решимости. В самоедстве даже нет искреннего покаяния, которое  нацелено на выявление в себе порочных качеств личности, непотребного поведения, идентификации их, диагностику их корней, раскаяния в них и освобождения посредством воспитания в себе положительных качеств личности. А самоедство – это всего лишь неграмотная самокритика, изувеченный самоанализ, подкрепленный привычкой из детства грызть самого себя. Проще говоря, самоедство – это желание причинить себе боль для доказательства, что я – плохой, что я ничего не могу сделать, ведь меня таким родили и воспитали, я не виноват, во всём виноваты другие, выхода нет, поэтому и делать мне ничего не надо.

       В отличие от совестливого человека, слышащего и действующего согласно голосу совести – внутреннего контролёра, нравственно оценивающего с позиций добра и зла  взгляды, чувства и поступки человека, самоедство бездействует, самоопускает себя иногда до никчемности и ничтожества, тешит гордыню от степени своего падения, но при этом не собирается исправляться и совершенствоваться. Когда теряется связь с высшими духовными ценностями, с представительством Бога в  человеке – совестью, остается только одно: бесплодное, недовольное и злое самоедство.

       Героя романа Ф.М. Достоевского – Раскольникова «спалила» не совесть, а внутреннее ощущение своей преступности – самоедство. Ум его лихорадочно цеплялся за идею, что он не «тварь дрожащая» и «право имеет», но личность как бы раздвоилась – одна оправдывала преступление, вторая осуждала. Он  воспринимает  мир не через призму совести, а  «вспышками», «озарениями». Он выхватывает  из  окружающего лишь  те  впечатления,  которые укрепляют   неподвижную   идею,  прочно   засевшую   в  его   душе.   Отсюда многозначительные «мелькнуло на миг», «охватило  его»,  «как громом  в  него ударило»,  «вскричал  он вдруг  в исступлении»,  «ему  стукнуло  в голову  и потемнело в глазах», «вдруг он опомнился». Роковое  письмо  матери он читает не просто так, а «с идеею»: «ухмыляясь  и  злобно торжествуя заранее  успех своего решения». Монолог Раскольникова  относительно этого письма выглядит слишком взвинченным: он  как  будто  специально занимается самоедством, издевается над собой,  с большим  злорадством, с извращенным наслаждением обыгрывая  каждую  строчку: «Так  он  мучил  себя   и  поддразнивал  этими  вопросами  даже  с  каким-то наслаждением».

     Следователь Порфирий понимает, что поймать Раскольникова с помощью допроса по форме — нельзя, по части логической «казуистики» он силен. Героя подводит другое — самоедство.  Поэтому Порфирий  смело открывает перед ним  психологические  расчеты:  «Что такое: убежит!  Это  форменное; а главное-то  не то; …он  у  меня психологически  не убежит,  хе-хе!  Каково выраженьице-то! Он по закону природы у меня  не убежит, хотя бы даже  и было куда  убежать.  Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот  он все будет, все будет  около  меня,  как  около свечки, кружиться;  свобода не мила  станет, станет задумываться,  запутываться, сам  себя  кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!..  И все будет, все  будет  около  меня  же  круги давать, все суживая да суживая радиус, и — хлоп! Прямо мне в рот и влетит, я его и проглочу-с, а это уж очень приятно-с, хе-хе-хе! Вы не верите?»

       Чем чревато самоедство? Оно снижает самооценку, закомплексовывает и разрушает личность, ворует массу времени и позитивных эмоций, делает человека необаятельным, наделяет разбухшим чувством вины, превращает в удобный объект для манипуляций, мешает раскрыть свои таланты и дарования, делает беспомощным, оставляет один на один с эмоциями, блокируя возможность включить рациональное мышление и найти оптимальный выход из ситуации.

       Самоедство плавно выходит из детской. Сейчас оно само себя ест, раньше это делали другие, но привычка осталась. Обычно  «критиками»  становятся «заботливые» родители. Им никто не объяснил, что критиковать можно поступки, а не личность. До семи лет у ребенка вообще нет самозащиты от чужого влияния. Поэтому любые критические замечания прямым попаданием разрушают его личность.

      Самоедство – это перенос во взрослую жизнь критиканства из детства со сменой ролей. Раньше критиковали родители, дедушки, бабушки, воспитатели, теперь достаточно самого себя. В голове прокручивается знакомый еще с детства сценарий: звучит критический голос мнимого родителя. Выслушав назидания и упреки, взрослый ребенок считает, что достаточно наказан, успокаивается, ничего не делает, и ситуация так и остается неразрешенной.

       Настоящее бедствие, если самоед пытается контролировать весь мир и корить себя за съеденного аборигенами Австралии кенгуру, за военные конфликты на Ближнем Востоке. Крайне сложно жить с человеком, желающим жестко контролировать жизнь близких, друзей, дальних родственников, коллег по работе. Чем шире зона его контроля, тем больше он находит причин для самоедства.  Самоед, отбирающий у других право быть другими, превращается в искусного манипулятора. К примеру, сделали взрослые дети что-то не так, и у него гипертонический криз,  мигрень, словом, умирающий вид. Помимо внешнего фона это действительно подогревается самообвинениями: «Это я воспитал такого недостойного человека. Яблоко от яблони недалеко падает. Я во всем виноват! Горе на мою седую голову». Самоед – контролер – это свинцовая, грозовая туча в семье, нагнетающая напряженность, тягость и уныние.

      Самоедство как качество личности проявляется постоянно, но в различных по глубине формах. Можно постоянно себя пенять и корить, можно перейти к жестким самообвинениям и, наконец, драматизировать и трагедизировать каждый свой просчет, постоянно возвращаться в прошлое, мусоля в сотый раз свои прошлые неудачи. В прошлом нужно учитывать плохое и переживать хорошее. Так поступают разумные люди. Самоед поступает наоборот – учитывает хорошее и, в который раз, пережевывает негативы прошлого, то есть гоняет по порочному кругу тоскливые мысли. Прошлое можно лишь мысленно потрогать, но изменить нельзя. Поэтому самоедство, основанное на бесконечном переваривании прошлого непотребства, не конструктивно, оно является  своеобразным развлечением ума, формой мазохизма, игрой в интеллектуальную изысканность, богемный аристократизм. Самоедство, бурно осуждающее себя за самоедство, — это апофеоз данного качества личности.

Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

 

Что такое самокритика?

Учитель мысленно ругает себя за то, что слишком усердно работает с учеником: «Почему я всегда так делаю? Этот бедный ребенок выглядит таким угрюмым и все из-за меня ».

Адвокат проигрывает дело, и, несмотря на то, что выиграл много других в прошлом, она говорит себе:« Я ни на что не годится. Я не могла выиграть простое дело Я не должен был стать адвокатом, я не годен для работы ».

Пища более соленая, чем должна, и это заставляет мужа и отца усомниться в его кулинарных навыках: «Ха, я сделал это снова.Почему я не могу понять это правильно? Моя жена будет ненавидеть меня за это.

Эти примеры звучат знакомо? У вас есть похожий комментарий в вашей голове? Если это так, вы можете быть склонны к самокритике.

Быть самокритичным

Самокритика относится к поведению, указывающему на собственные недостатки. Он может быть направлен на различные аспекты личности, будь то физическая внешность, поведение, внутренние мысли и эмоции, личность или интеллектуальные атрибуты.Неудача в чем-то важном для нас, будь то отношения, школа или работа, может быть болезненной. Большинство из этих переживаний потрясает нас, угрожая самой сути того, кем мы себя считаем и кем мы стремимся быть.

Защитные стратегии

Неудача заставляет нас обратиться к самозащитным стратегиям. К ним относятся:

  • Рационализация того, что произошло, для того, чтобы представить себя в позитивном свете

  • Обвинение другого или игнорирование важности самого события.

Это помогает нам чувствовать себя лучше в краткосрочной перспективе, но в целом они с меньшей вероятностью помогут нам улучшить или избежать повторения этих ошибок в будущем.

Исследования показывают, что у людей с чрезмерно завышенным представлением об их эффективности наблюдалось снижение мотивации и производительности по сравнению с людьми, которые смотрели на себя более реалистично. Эти люди верят, что достигли совершенства, и поэтому перестают прилагать усилия к самосовершенствованию.

Противодействие несовершенствам

Хотя это легче сказать, чем сделать, важно честно взглянуть на себя, чтобы стремиться к улучшению.Столкновение с недостатками и недостатками может быть огромным и может привести к чувству отчаяния и безнадежности.

Самокритика может быть вредной

Чтобы нести ответственность за свои действия и прилагать усилия для улучшения, мы можем увлечься и обвинить себя гораздо больше, чем свою долю, и опуститься. Исследования сообщают, что самокритика ведет к увеличению проволочек и препятствует прогрессу цели. Чувство бесполезности и некомпетентности отгоняет любую возможность приложить больше усилий в следующий раз.

Самокритика мощна и опасна. В умеренных количествах это работает как раз для стимулирования улучшения, но слишком много может разрушить вашу уверенность в себе.

последствий самокритики

Самокритика полезна, когда она учитывает ошибки и неудачи, а также способствует смирению наряду с позитивными изменениями. Однако, когда эта самокритика препятствует способности человека процветать, его преимущества омрачаются вредом для психического благополучия.

Пример

Представьте себе следующий сценарий:

Шелли, 44 года, сообщила о легкой, но постоянной неудовлетворенности своей жизнью.У нее была поддерживающая, вовлеченная семья, продуктивная и полноценная трудовая жизнь, но большую часть времени она чувствовала беспокойство, несмотря на то, что ее семейная жизнь также была счастливой. При разведке было видно, что ее внешние обстоятельства не были проблемой.

Именно ее склонность постоянно критиковать себя вызывала у нее беспокойство. Она, однако, едва знала об этой своей тенденции.

Самокритика и депрессия

Безжалостная самокритика прокладывает путь к депрессии и тревоге и в некоторой степени может также предсказать депрессию.Исследование, процитированное в «Уолл Стрит джорнал», показало, что у тех, кто был наиболее самокритичен, больше шансов быть в депрессии и возникли трудности в отношениях.

Тенденция обвинять себя, когда что-то идет не так, может привести к ощущению неудачи и плохому настроению. Люди с высокой степенью самокритики могут чувствовать вину или стыд, когда что-то идет не так, полагая, что вина лежит на них.

Самокритика также была связана с расстройствами пищевого поведения, увечьями и расстройствами тела, что вызывает озабоченность в связи с ощущаемыми физическими недостатками.

Отношения с другими

Проекция - это еще одно явление, часто наблюдаемое среди самокритичных людей. Тенденция критиковать себя приводит к проецированию определенных негативных убеждений на других, что затем приводит к ожиданию негативных отзывов или критики от другого.

Это ожидание может вызвать хаос в межличностных отношениях. Как внутренняя критика, так и ожидание внешней критики приводят к развитию чувства изоляции и одиночества.Как следствие, человек может отказаться от других.

Защита ваших взглядов

Самокритичный человек часто сталкивается с трудностями при отстаивании своих личных потребностей и желаний и может проявлять покорность в отношениях. Это вызвано опасением, что утверждение собственного мнения может вызвать критику. Этот тип отношений со временем эмоционально истощает человека, оказывая влияние на отношения.

Адам Филлипс о том, как наши внутренние критики порабощают нас, Стокгольмский синдром Суперэго и сила множественных интерпретаций - Brain Pickings

Я много думал и продолжал много думать о взаимосвязи между критическим мышлением и цинизмом - что является переломным моментом, после которого критическое мышление, центральный элемент разума, столь жизненно важный для человеческого прогресса и интеллектуальной жизни, перестает мобилизовать наши конструктивные импульсы и опрокидывается в разрушительную бессильную жалобу и озлобленную отставку, порождающую цинизм? Давая вступительное слово по этому вопросу, я обнаружил, что заново обдумываю эту тонкую, но твердую грань между критическим мышлением и циничной жалобой.Пересечь его - значит изгнать себя из страны активного разума и войти в неопределенность бездействующего покорного.

Но мы справляемся с этим, пожалуй, нигде не легче, чем в нашей беспощадной самокритике. Мы склонны выходить далеко за пределы самокорректирующейся ясности, необходимой для исправления наших недостатков, вместо этого ругая и принижая себя за наши слабости особым мазохизмом.

Основополагающая психология этого импульса - то, что английский психоаналитический писатель Адам Филлипс исследует в своем великолепном эссе «Против самокритики» , найденном в его совершенно потрясающей коллекции Unforbidden Pleasures ( публичная библиотека ).

Against Self-Criticism: Adam Phillips on How Our Internal Critics Enslave Us, the Stockholm Syndrome of the Superego, and the Power of Multiple Interpretations Одна из иллюстраций Сальвадора Дали к сочинениям Монтеня

Филлипс - который написал с заманчивым нюансом о такой разнообразности нашего психического опыта, как важность «плодовитого одиночества», ценность упущения и награды за несбалансированность, - исследует, как «наша яростная, хищная самокритика [стало] одним из наших величайших удовольствий », охватившим пространство культуры и времени, чтобы восстать против и отдать дань уважения шедевру Сьюзен Сонтаг Против интерпретации .Он пишет:

Говоря о том, что каким-то образом можно быть против самокритики, мы должны представить мир, в котором празднование менее подозрительно, чем критика; в котором альтернативы празднования и критики рассматриваются как решительное сужение репертуара; и в котором мы хвалим все, что можем.

Наш мазохистский импульс для самокритики, утверждает он, проистекает из того факта, что амбивалентность является основным условием нашей жизни. В отрывке, который основывается на его запоминающихся предыдущих размышлениях о парадоксе того, почему разочарование необходимо для удовлетворения в романах, Филлипс рассматривает идеологическое наследие Фрейда:

С точки зрения Фрейда, мы прежде всего амбивалентные животные: где бы мы ни ненавидели, мы любим; где бы мы ни любили, мы ненавидим.Если кто-то может удовлетворить нас, они могут также расстроить нас; и если кто-то может расстроить нас, мы всегда верим, что они могут удовлетворить нас. Мы критикуем, когда мы разочарованы - или когда мы пытаемся описать наше разочарование, хотя и косвенно - и хвалим, когда мы более удовлетворены, и наоборот. Амбивалентность в фрейдовской истории не означает смешанных чувств, она означает противоположные чувства.

[…]

Любовь и ненависть - слишком простой или слишком знакомый словарный запас, и поэтому никогда не вполне подходящие названия для того, что мы могли бы сказать, - это общий источник, элементарные чувства, с которыми мы воспринимаем мир; и они взаимозависимы в том смысле, что вы не можете иметь одно без другого и что они взаимно информируют друг друга.То, как мы ненавидим людей, зависит от того, как мы их любим, и наоборот. И учитывая, что эти противоречивые чувства являются нашим «общим источником», они входят во все, что мы делаем. Они среда, в которой мы делаем все. По мнению Фрейда, мы двойственны в отношении всего, что имеет для нас значение; действительно, амбивалентность - это способ, которым мы признаем, что кто-то или что-то стало значимым для нас ... Там, где есть преданность, всегда есть протест ... там, где есть доверие, есть подозрение.

[…]

Возможно, мы не сможем представить себе жизнь, в которой мы не тратим много времени, критикуя себя и других; но мы должны помнить о любви к себе, которая всегда в игре.

Но мы стали настолько внушаемыми этой совестью самокритики, как коллективно, так и индивидуально, что мы стали рефлексивно подозревать эту альтернативную возможность. (Кафка, великий покровитель самокритики, прекрасно уловил эту патологию: «В одном можно быть уверенным. Это собственная неадекватность». ) Филлипс пишет:

Самокритика и самокритика как критические важны для нашего чувства, нашей картины нашего так называемого себя.

[…]

Ничто не делает нас более критичными, более запутанными - более подозрительными, потрясенными или даже слегка удивленными - чем предложение о том, чтобы мы отбросили всю эту беспощадную критику; что мы должны быть менее впечатлены этим. Или, по крайней мере, эта самокритика должна перестать нас контролировать.

Но эта самокритичная часть нас, отмечает Филлипс, «поразительно невообразима» - беспощадный жалобщик, чей репертуар с тирадами настолько избыточен, что становится для любого объективного наблюдателя одновременно рискованным и трагичным:

Если бы мы встретились с этой фигурой в социальном смысле, с этим обвинительным персонажем, с этим внутренним критиком, мы бы подумали, что с ним что-то не так.Он был бы просто скучным и жестоким. Мы можем подумать, что с ним случилось что-то ужасное. То, что он жил в последствии, в результате какой-то катастрофы. И мы были бы правы.

Одна из иллюстраций Мориса Сендака к сказкам братьев Гримм

Фрейд назвал этого внутреннего критика суперэго , и Филлипс предполагает, что мы страдаем от своего рода стокгольмского синдрома суперэго:

Мы постоянно, если неосознанно, калечим и искажаем наш собственный характер.Действительно, это внутреннее насилие настолько неумолимо, что мы понятия не имеем, на что мы способны без него. Мы практически ничего не знаем о себе, потому что мы судим сами, прежде чем у нас есть шанс увидеть себя (как будто в панике). Или, другими словами, мы можем судить только то, что мы признаем себя способными судить. То, что нельзя судить, не видно. Что происходит со всем, что не подлежит одобрению или неодобрению, со всем, чему нас не учили судить? … Судимое Я может быть только осуждено, но не известно.[Мы] думаем, что соучастно не противостоять, не оспаривать эту внутреннюю тиранию, которая есть только одна часть - маленькая, но громкая часть - самого себя.

Тирания Супер-Эго, утверждает Филлипс, заключается в ее склонности сводить сложность нашей совести к единому ограничивающему толкованию и убедительно продавать нам эту интерпретацию как точное и полное представление реальности:

Самокритика - ничто, если это не определение, а обычно переопределение границ бытия.Но, по иронии судьбы, если это правильное слово, пределы бытия объявляются и применяются до того, как так называемое существо получит много шансов говорить за себя.

[…]

Мы согласны с интерпретацией суперэго; мы верим, что наши самообвинения верны; мы перегружены, не замечая, что это то, чем мы являемся.

Филлипс, следя за наследием Фрейда и знакомой структурой человеческого опыта, делает свою центральную точку:

Вы можете понять все, что имеет значение, - сны, невротические симптомы, литература - переоценив это; видя это с разных сторон как продукт множества импульсов.Чрезмерное толкование здесь означает не соглашаться на одно толкование, каким бы очевидным оно ни было. В самом деле, подразумевается - и в этом заключается постоянное подозрение или неоднозначность Фрейда в отношении психоанализа - что чем более убедительным, более убедительным, более авторитетным является толкование, тем менее достоверным оно должно быть или должно быть. Интерпретация может быть насильственной попыткой установить предел, при котором не может быть установлен предел.

Здесь, идеологический подмигивание Sontag становится очевидным.Действительно, классика Sontag была бы лучше названа «Против и интерпретации », поскольку суть ее аргумента состоит именно в том, что единственная интерпретация неизменно искажает и сглаживает любой текст, любой опыт, любой культурный артефакт. (Как же трагикомично видеть, что рецензент, жалующийся на то, что сочинение Филипса слишком открыто для интерпретации, одновременно теряет свою точку зрения и, тем самым, делает это.)

, за которую выступает Филлипс, это не массовое отказ от интерпретации, а психологическая гигиена приглашения к множественным интерпретациям как способа противодействия искусственному авторитету суперэго и ослабления его тиранического влияния на наш собственный опыт:

Власть хочет заменить мир собой.Чрезмерная интерпретация означает, что вас не остановит то, чем вас больше всего убеждает; это означает, что полагать, что одна интерпретация означает радикальное неправильное понимание объекта, который интерпретируется, и даже самой интерпретации.

Иллюстрация Кейт Битон из «Быть ​​или не быть », переосмысление «Выбери себе приключение» Гамлет

Подсказка в «Гамлете» Шекспира, этого «гения самоуспокоения», Филлипс считает трусостью самокритики:

Трагические герои всегда недооценивают, всегда являются императорами одной идеи.

[…]

Первая четверть Гамлет гласит: «Таким образом, совесть делает трусы всех нас», в то время как вторая четверть гласит: «Так совесть делает трусы». Если совесть делает из нас трусов, то мы все в одной лодке; это просто так оно и есть. Если совесть просто создает трусы, нам будет легче задаться вопросом, что еще она сможет сделать. В любом случае, и они явно разные, совесть что-то делает из нас; это создатель, если не себя, то чего-то о себе.Это внутренний художник, своего рода ... Суперэго ... представляет нас как определенные типы персонажей: это как бы говорит нам, кто мы есть на самом деле. Это эссенциалист: он утверждает, что знает нас так, как никто, включая нас, никогда не сможет этого сделать. И, как безумный бог, он всеведущ: он ведет себя так, как будто он может предсказывать будущее, утверждая, что знает последствия наших действий (когда мы знаем, в более творческой части себя, что большинство действий морально двусмысленны, и изменяются с течением времени в нашей оценке; никакой явно саморазрушительный акт никогда не бывает только саморазрушительным; никакой пользы нет просто и просто).

Спустя полвека после памятного наставления Элеоноры Рузвельт о том, что «когда вы принимаете стандарты и ценности кого-то другого… вы отказываетесь от своей собственной честности [и] становитесь, по мере вашей капитуляции, меньшим количеством человеческого существа», - убеждает нас Филлипс подвергнуть сомнению деспотические стандарты суперэго:

Супер-эго - суверенный толкователь ... [Он] говорит нам, что мы считаем истиной о себе. Самокритика, то есть неслыханное удовольствие.Мы, кажется, наслаждаемся тем, как это заставляет нас страдать [и] принимают как должное, что каждый день будет приносить необходимый нам фактор самоуверенности. Что каждый день мы не будем так хороши, как должны; но без того, чтобы нам дали ресурсы, язык, чтобы задаться вопросом, кто или что задает темп; или откуда берутся эти довольно суровые стандарты.

Филлипс предупреждает, что под этой покорной преданностью самокритике наша совесть проскальзывает в трусость:

Совесть ... это часть нашего разума, которая заставляет нас сойти с ума; моралист, который мешает нам развивать личную, более сложную и тонкую мораль; это мешает нам экспериментальным путем найти то, что может быть пределами нашего бытия.Поэтому, когда Ричард III говорит в заключительном акте своей пьесы: «О трусливая совесть, как ты меня огорчила!», Предлагается радикальная альтернатива. Эта совесть делает нас трусами, потому что сама она труслива. Мы верим в эту резко осуждающую и карательно запрещающую часть себя; и все же эта якобы авторитетная часть нас сама является трусом.

Самая яростная и культурно заразная форма этой трусости, я бы сказал, - это отставка цинизма - отставка Филипса, следы карательной системы в корне нравственной основы нашей культуры, в которой хорошее поведение стимулируется в основном за счет страха наказания. за плохое поведение.Он полагает, что это усилие, направленное на то, чтобы развить конструктивное посредством деструктивного, в конечном итоге превращает нас в самих себя, поскольку наш страх наказания метастазирует в самокритику. (Циник обходит конструктивность, то есть отказывается что-либо делать с изменением ситуации в лучшую сторону, и бросается прямо к наказанию, будь то оскорблением или осуждением, или, что наиболее трусливый и пассивно-агрессивный слияние двух, зрачок .)

Филлипс возвращается к главному парадоксу, аргументируя важность переоценки нашей самокритичной совести:

Как так получилось, что мы настолько околдованы нашей ненавистью к себе, настолько впечатлены и доверчивы перед лицом нашей самокритики, столь же невообразимой, как обычно? И почему это похоже на суд без присяжных? В конце концов, присяжные представляют какой-то консенсус в качестве альтернативы самодержавию ... Мы должны уметь различать полезные формы ответственности за совершенные деяния и уклонение от неуважения к себе ... Это не значит, что никто никогда не виновен; это означает, что виновность всегда будет сложнее, чем кажется; чувство вины всегда недооценивают ... Самокритику, когда она бесполезна в том смысле, в каком может быть любой самокорректирующийся подход, является самогипноз.Это суждение как заклинание или проклятие, а не как разговор; это приказ, а не переговоры; это догма, а не чрезмерная интерпретация.

Наша самокритика, безусловно, не может быть полностью искоренена - и не должна, потому что это наш самый важный инструмент пересчета маршрутов для навигации по жизни. Филлипс полагает, что, развивая нашу способность к множественным интерпретациям, самокритика может стать «менее измученной и изнурительной, более творческой и менее злобной».

Unforbidden Pleasures - это великолепное чтение во всей полноте, исследующее такие аспекты нашей психической сложности, как желание, разочарование, безразличие и идеализм.Дополните эту конкретную часть рассказом Альберта Камю о счастье, несчастье и наших добровольных тюрьмах, а затем вернитесь к Филипсу, чтобы узнать, почему наша способность к скуке необходима для полноценной жизни.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

*