Речь бывает: Какой бывает РЕЧЬ — Карта слов и выражений русского языка – речь — Словарь эпитетов русского языка

Содержание

речь — Словарь эпитетов русского языка

1. Способность говорить, выражать свои мысли; разговор, беседа.

О характере произношения или произнесения; о манере говорить, об эмоциональной окраске речи.

Беспокойная, бесстрастная, благозвучная, благоуханная (устар. поэт.), бойкая, буйная, бурная, быстрая, вдохновенная, взволнованная, вкрадчивая, внятная, возбужденная, возбужденно-радостная, восторженная, восторженно-пылкая, вялая, гнусавая, гортанная, горячая, громкая, громкогласная (устар.), громовая, грубая, живая, задористая(розг.), задорная, задумчивая, замедленная, запальчивая, звучная, картавая, кипучая, клокочущая, косноязычная, крикливая, лаистая (разг.), лихорадочная, медленная, медлительная, медлительно-плавная, мерная, могучая, молодая, монотонная, мягкая, невнятная, неторопливая, нечленораздельная, обрывистая, отрывистая, патетическая, певучая, плавная, пламенная, покойная, полноголосая, полнозвучная, порывистая, проникновенная, прочувствованная, пулеметная, пылкая, равнодушная, размеренная, резвая, резкая, ритмическая, сиплая, скрипучая, сладкогласная (устар. поэт.), сладкозвучная (устар. поэт.), спокойная, степенная, страстная, стрекочущая, стремительная, сухая, сюсюкающая, темпераментная, тенористая, теноровая, тихая, торжественная, торопливая, трескучая, тягучая, холодная, хриплая, чеканная, членораздельная, шёлковая (шелковая, нар.), шепелявая, эмоциональная.

О содержательности и значительности, доходчивости, ясности и лаконичности речи; о выражении какого-либо чувства, настроения; о форме, способе высказывания.

Безапелляционная, беспорядочная, бессвязная, бессмысленная, бессодержательная, бесхитростная, бесцветная, благодушная, бледная, важная, вежливая, верная, веселая, веская, ветреная, витиеватая, властная, водянистая, ворчливая, враждебная, вразумительная, выразительная, высокопарная, выспренняя, вычурная, гордая, горькая, грамотная, грозная, двусмысленная, деловая, дерзкая, дерзновенная, длинная, досужая, дурманная, душещипательная, желчная, задушевная, закорючистая (простореч.), заманчивая, занозистая (разг.), запутанная, злая, игривая, изобличительная, искренняя, кабалистическая, коварная, корявая, краткая, крепкая, кудрявая, культурная, лаконическая (устар.), лаконичная, ласковая, лицемерная, логическая, льстивая, малословная, медовая (устар.), медоточивая, многословная, мудрая, мятежная (устар.), надутая (разг.), наносная (устар.), напыщенная, нарядная, наставительная, невнятная, невыразительная, негодная (разг.), непонятная, несвязная, нечестивая, неясная, нудная, обольстительная, образная, открытая, отчетливая, пестрая, печальная, подлая, подобострастная, покаянная, покорная, полуграмотная, понятная, популярная, поучительная, похвальная, почтительная, правдивая, правильная, приторная, приторно-ласковая, простая, прямая, пугающая, пустая, пышная, радостная, разумная, рассудительная, рельефная, сахарная (нар.-поэт.), самобытная, самокритическая, самоуверенная, самоуничижительная, сбивчивая, связанная, сердечная, скованная, скользкая, скомканная, скупая, скучная, сладкая, слащавая, смелая, снисходительная, соблазнительная, соленая, сочная, спутанная, страдальная (устар.), страшная, строгая, стройная, суконная, сумбурная, тоскливая, точная, трогательная, туманная, тусклая, убедительная, уверенная, увесистая (разг.), увещательная, уклончивая, укорительная (устар.), умная, упрямая, усмешливая (разг.), успокоительная, успокоительно-благоразумная, утешительная, хвалебная, хитрая, хитростная (устар.), худая (устар.), цветистая, цветисто-вычурная, честная, четкая, чувствительная, шальная (разг.), шероховатая, щегольская, экономная, ядовитая, ядреная (простореч), язвительная, яркая, ясная. Булькающая, воспаленная, кисельная, лучистая, нагая, немытая, пергаментная, полноводная, скорострельная, сладкошепчущая, тихоструйная, увертливая. Диалогическая, канцелярская, книжная, косвенная, монологическая, народная, обиходная, письменная, поэтическая, простонародная, просторечная, прямая, разговорная, родная, стиховая, стихотворная, сценическая, устная, чужая и т. п.

2. Публичное выступление, высказывание на определенную тему, обращенное к слушателям.

Авторитетная, благонамеренная (устар.), бледная, блестящая, важная, вдохновенная, великолепная, верноподданническая (устар.), впечатляющая, выдающаяся, выразительная, высокопарная, горячая, громовая, деловая, длинная, жгучая, живая, забористая (простореч.), зажигательная, захватывающая, защитительная, изобличительная, интересная, короткая, крамольная, краткая, крепкая, критическая, логическая, многословная, мудрая, напутственная, наставительная, обвинительная, обличительная, огневая, огненная, остроумная, открытая, патетическая, пламенная, поджигательная (устар.), покаянная, поносная (устар.), потрясающая (разг.), правильная, практическая, продуманная, прозаическая, пространная, пустая, разгромная, разносная, самокритическая, сатирическая, сбивчивая, сильная, скучная, смелая, содержательная, сотрясательная (устар.), страстная, стройная, сумбурная, торжественная, туманная, тусклая, убедительная, удачная, умная, утешительная, утомительная, шумливая, эзоповская, ядовитая, яркая. Железная, зажигательно-казенная, непреложная, тараторливая. Вступительная, заключительная, застольная, надгробная, погребальная, поздравительная, политическая, предвыборная, приветственная, программная, траурная, тронная, юбилейная и т. п.

Источник: Словарь эпитетов русского языка на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Речь — Образуется в полости рта и глотки" благодаря изменению их очертаний и формы, и если при этом принимает участие голосовой аппарат, то получается звучная Р., без его же участия — шепот. В состав всякой Р. входят гласные и согласные звуки. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  2. речь — см.: недержание речи Толковый словарь русского арго
  3. речь — сущ., ж., употр. очень часто (нет) чего? речи, чему? речи, (вижу) что? речь, чем? речью, о чём? о речи; мн. что? речи, (нет) чего? речей, чему? речам, (вижу) что? речи, чем? речами, о чём? о речах 1. Речью называется чья-либо способность говорить. Толковый словарь Дмитриева
  4. РЕЧЬ — РЕЧЬ — англ. discourse; нем. Rede/ Sprach. Вид коммуникативной деятельности человека; общение, опосредствованное "языком. см. ЯЗЫК. Социологический словарь
  5. речь — • пламенная ~ Словарь русской идиоматики
  6. Речь — Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Между Р. и языком сложные диалектические взаимоотношения: Р. осуществляется по правилам языка и, в то же время, под влиянием ряда факторов (требования общественной практики... Толковый словарь психиатрических терминов
  7. Речь — I является важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования сознания. Функциональные системы, обеспечивающие... Медицинская энциклопедия
  8. речь — Образовано от общеславянского глагола rekti – "говорить", восходящего к основе, имеющей индоевропейскую природу. Возможно, что этот глагол возник как звукоподражание. Этимологический словарь Крылова
  9. речь — РЕЧЬ, и, мн. речи, ей, ж. 1. Способность говорить, говорение. Владеть речью. Затруднённая р. Отчётливая р. Дар речи (умение говорить, а также красноречие). 2. Разновидность или стиль языка. Устная и письменная р. Разговорная р. Стихотворная р. Толковый словарь Ожегова
  10. речь — РЕЧЬ и пр. см. речи. Также см. речи Толковый словарь Даля
  11. речь — Общеслав. Производное — с перегласовкой e/ē; ē > ě > e — от *rekti «говорить», ср. устар. речь, реку, диал. речи, укр. ректи, латышск. rèkt «громко говорить, реветь», тохарск. B reki «речь, слово», лат. Этимологический словарь Шанского
  12. речь — 1. Последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации. 2. Деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мыслей, для планирования своих действий. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  13. Речь — Форма общения (коммуникации) людей посредством языка. Речевое общение организует совместную деятельность людей, способствует познанию друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений. Педагогический терминологический словарь
  14. речь — Речь, речи, речи, речей, речи, речам, речь, речи, речью, речами, речи, речах Грамматический словарь Зализняка
  15. РЕЧЬ — РЕЧЬ — один из видов коммуникативной деятельности человека — использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Большой энциклопедический словарь
  16. Речь — I речевая деятельность, общение, опосредствованное Языком, один из видов коммуникативной (см. Коммуникация) деятельности человека. Большая советская энциклопедия
  17. речь — -и, мн. речи, -ей, ж. 1. только ед. ч. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Развитие речи. Расстройство речи. □ Пасмурно, мутными глазами глядела на всех Катерина и не находила речи. Гоголь, Страшная месть. Малый академический словарь
  18. речь — РЕЧЬ -и; мн. речи, -ей; ж. 1. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Урок развития речи. Владеть речью. Затруднённая речь. Дар речи (умение красиво говорить). Толковый словарь Кузнецова
  19. речь — Речь/. Морфемно-орфографический словарь
  20. речь — Ж., род. п. -и, укр. рiч, ре́чи, блр. реч "вещь", др.-русск., ст.-слав. рѣчь ῥῆμα, λόγος, διάνοια (Клоц., Супр.), болг. реч, сербохорв. ри̏jеч "слово", словен. rе̣̑č, род. п. -ȋ "вещь", чеш. řеč "речь", слвц. rеč – то же, польск. rzесz "вещь", в.-луж. Этимологический словарь Макса Фасмера
  21. речь — РЕЧЬ, речи, мн. речи, речей, ·жен. 1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь — один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (·книж. ). 2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения. Толковый словарь Ушакова
  22. речь — 1) Деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива (говорение) или для обращения к самому себе. Речь звучащая. Речь внутренняя. см. также язык. Словарь лингвистических терминов Розенталя
  23. речь — сущ., кол-во синонимов... Словарь синонимов русского языка
  24. РЕЧЬ — В акустике, последовательность звуков речи, произносимых, как правило, слитно, с паузами только после отд. слов или групп звуков. Слитность произношения звуков Р., вследствие непрерывности движений артикуляц. органов... Физический энциклопедический словарь
  25. речь — орф. речь, -и, мн. -и, -ей Орфографический словарь Лопатина
  26. речь — речь I ж. 1. Способность выражать мысль словами; умение говорить. 2. Язык в момент произношения слов; звучащий язык. 3. Характер произношения или произнесения. 4. Тот или иной вид, стиль языка. 5. Свойственный кому-либо язык, чья-либо манера говорить. Толковый словарь Ефремовой
  27. Речь — Посполи́тая – название государства, применительно к Польше, иногда к Венеции, у Ф. Прокоповича, также в указах 1696 и 1699 гг. (Смирнов 268; Христиани 10). Заимств. из польск. Rzесz роsроlitа "республика", которое калькирует лат. rēs рūbliса, т. е. "общественное дело". Этимологический словарь Макса Фасмера
  28. речь — Древнеиндоевропейское – racayati (приводит в порядок, изготавливает, готовит). Латинское – гассо (кричать, как тигр). Этимология слова точно неизвестна. Этимологический словарь Семёнова
  29. речь — 1. Функционирование языка в процессе коммуникации для передачи информации. 2. Та или иная разновидность общения при помощи языка, определяемая в своих свойствах обстоятельствами, целью коммуникации. Толковый переводоведческий словарь
  30. речь — • Безглагольная (Сологуб). • Благоуханная (Пушкин). • Бойкая (Горький, Тургенев). • Буйная (Сологуб). • Вдохновенная (Надсон). • Властная (Елпатьевский). • Восторженно-пылкая (Чюмина). • Выспренняя (Блок). • Ветряная (Пушкин). • Гордая (П. Я.). Словарь литературных эпитетов
  31. РЕЧЬ — (англ. speech) — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по законам данного языка (рус., англ. и т. Большой психологический словарь
  32. речь — Слово, предложение, фраза, спич, тост, здравица, аллокуция, диатриба, рацея, тирада, филиппика, изложение, слог, стиль, перо Речь бессодержательная, медоточивая, прочувствованная, сладкая, содержательная Заводить, держать, произносить... Словарь синонимов Абрамова

Какая бывает речь. Какой должна быть речь человека. Какие бывают дефекты речи

Одним из условий формирования социально активной личности является овладение человеческой речью – способностью произносить отдельные звуки, слова, фразы. Ее практическое применение принято называть языком. Какая бывает речь? Должен ли человек совершенствовать свое умение говорить? Как можно устранить дефекты речи? Далеко не полный перечень вопросов, которые становятся интересны родителям сразу, как только их ребенок произносит первые слова.

какая бывает речь

Для чего нужна речь

Ученые выделяют несколько основных функций речи, о которых должен знать каждый.

  1. Речь является своеобразным инструментом, при помощи которого люди обмениваются друг с другом чувствами, мыслями. Язык выступает в качестве средства общения.
  2. Благодаря речи происходят усвоение и передача коллективного опыта, накопленного человечеством. Посредством языка люди познают мир, в котором живут.
  3. Для достижения результатов деятельности человек обязан ее организовать и спланировать. Этот процесс возможен только тогда, когда он владеет языковыми навыками.
  4. При помощи речи человек способен воздействовать на чувства и мысли других людей.

Перечисленные функции в полной мере раскрывают значение языка в жизни человечества.

какая может быть речь

Какая бывает речь

Если рассматривать язык в плане существования его форм, то можно выделить устную и письменную. Во время письма или чтения работает письменная речь. Какая устная форма используется человеком? Слушание и говорение – это разновидности устной речи.

Если брать во внимание количество участников разговора, то речь может быть диалогической или монологической. Перевод с греческого позволяет понять, что диалог – это разговор двух или нескольких лиц, а монолог – это высказывание одного человека.

С точки зрения дефектологов, речь бывает правильная или неправильная. Подобную же оценку языку дают лингвисты. По их мнению, правильная – это грамотная речь, но она может иметь как положительную, так и отрицательную окраску. Неправильная же (безграмотная) содержит большое количество языковых ошибок.

какая хорошая речь

Важно ли умение говорить грамотно

Спор о том, какая должна быть речь человека, в научной педагогической среде возникает довольно часто. Эта проблема волнует и молодое поколение, и старшее. Большинство людей все-таки склоняются к тому, что язык должен быть грамотным, то есть красивым.

Умение говорить правильно не рождается вместе с человеком. Этому навыку нужно обучаться. Процесс освоения языка начинается в дошкольном детстве и продолжается в течение всей жизни. Для достижения результата недостаточно одного лишь желания. Потребуется приложить определенные усилия и затратить немало времени.

Человек, освоивший искусство говорить, всегда производит хорошее впечатление, он выгодно выделяется на фоне окружающих. Употребляемые обороты речи указывают на уровень его культуры. Считается, что человек, умеющий контролировать поток слов, фраз, звуков, способен управлять и разумом.

Итак, владение правильным красивым языком с положительной его окраской – это огромное достоинство человека.

речь родная какая

Какие бывают дефекты речи

Неполадки в работе артикуляционного аппарата являются показателями неправильной речи. Косноязычие доставляет массу неприятностей, которые могут касаться как личной жизни, так и продвижения по службе, отношения окружающих к человеку.

Ребенок, испытывающий сложности в работе речевых органов, обязательно будет иметь проблемы с обучением в школе. Они могут иметь отношение к общей успеваемости, формированию почерка, орфографической грамотности, овладению техникой чтения.

Какая может быть речь человека при неправильной работе соответствующих органов?

  1. Нечеткое проговаривание или искаженное произношение отдельных звуков – ребенок картавит, шепелявит.
  2. Непроговаривание окончаний в словах.
  3. Нарушение очередности звуков в слове – их взаимозамена.
  4. Бедный словарный запас.
  5. Неумение строить связные высказывания.
  6. Нарушение темпа произношения слов (замедленный или быстрый), заикание.
какая должна быть речь человека

Причины нарушений

Разобравшись с тем, какая бывает речь при неправильной работе артикуляционного аппарата, стоит обратить внимание на причины, которые могли повлиять на возникшие проблемы. А истоки нарушений бывают самые разнообразные.

Одна из причин, вызывающих сбой в работе речевых органов, - это разного рода травмы, которые могли быть получены ребенком во время родов или в первые годы жизни. Эту причину можно отнести к категории наиболее тяжелых. Не менее серьезна и та, которая относится к наследственной предрасположенности.

Кроме того, речевые нарушения могут возникнуть при недостаточном развитии фонематического слуха, что приводит к неспособности ребенка воспринимать в полном объеме произносимые фразы. Пребывание малыша в определенной речевой среде тоже существенно влияет на уровень развития языка.

Большое значение на формирование способности малыша говорить, слушать, читать или писать могут оказывать его родители и близкое окружение. Например, замена живого общения просмотром телепередач непременно приведет к задержке. Если взрослые не обращают внимания на видимые дефекты, считая, что проблема устранится сама собой, это может вызвать существенное отставание в речевом развитии.

Где устраняют дефекты речи

Прежде чем заниматься исправлением недостатков, специалист, к которому обратился пациент, обязан установить причины возникших затруднений. Именно от них зависят методы и приемы, которые будут использованы в работе.

Если на развитие речи влияют отклонения неврологического характера или они связаны с неправильным строением артикуляционных органов, то, кроме логопеда, потребуется хирург или невролог. Комплексный подход к работе с людьми, имеющими отклонения в развитии речи, дает наибольший эффект.

Логопедические занятия с ребенком могут проводиться специалистами в школах, детских садах. Подобные кабинеты открываются при детских поликлиниках или в центрах развития ребенка. Логопед ведет занятия, используя многочисленные методики, приемы и техники. Упражнения направлены на разработку артикуляционного аппарата, моторики, умения ребенка наблюдать, сравнивать, анализировать, выражать свои эмоции.

Огромную помощь в преодолении речевых трудностей малыша оказывают родители, занимаясь с ним дома. Врачи и педагоги, объяснив взрослым, какая может быть речь ребенка при регулярных занятиях, дают конкретные задания. Все рекомендации в обязательном порядке должны выполняться. Только при таком подходе можно получить устойчивый положительный результат.

речь какая устная

Где обучают правильной красивой речи

Если у человека появляется желание совершенствовать стиль языка, его выразительность, пополнять словарный запас, то для этого отлично подойдут специальные речевые курсы.

Многие люди считают, что подобные занятия нужны лишь для овладения иностранными языками, но это не так. Изучается на них также и речь родная. Какая она может стать после обучения? Это с удовольствием демонстрируют люди, прошедшие курс.

Для развития красивой грамотной речи у школьников ведутся специальные факультативные занятия, предусмотренные учебной программой.

На что направлены речевые упражнения

Задания, направленные на развитие языка, можно выполнять совместно с преподавателем, самостоятельно или группой. Упражнения, предложенные ниже, также дают понимание о правильной речи.

Итак, она должна быть какая? Хорошая речь отличается лаконичностью, богатым словарным запасом. Использование средств выразительности только украшает язык.

какие бывают дефекты речи

Примеры речевых упражнений

  1. Вспомните название недавно просмотренного фильма или прочитанной книги. Изложите содержание в четырех предложениях, которые можно записать или удерживать в памяти. Подумайте, какое из этих предложений является не таким важным, исключите его. Аналогично поступите с остальными предложениями, оставив лишь одно. Произнесите его несколько раз, отредактируйте, если вам кажется, что оно звучит неправильно. Такое упражнение, выполняемое регулярно, научит вас лаконично излагать мысли.
  2. Скороговорки любят многие – это весело и полезно. А вот что такое медленноговорки, известно не всем. Упражнение помогает избавиться от сбивчивой невнятной речи. Задача состоит в том, чтобы фраза была произнесена медленно, внятно, с соблюдением пауз. Но неоправданные остановки и затягивание звуков должны исключаться. Постарайтесь наслаждаться звучащей речью. Фразы для упражнения можно подбирать самостоятельно или использовать рекомендованные.

Короткие советы

  1. Всегда помните о том, какая бывает речь.
  2. Знайте, что по манере говорить можно узнать характер человека.
  3. Невнятная речь указывает на отсутствие культуры или знаний.
  4. Вместо слов-паразитов используйте короткие паузы.
  5. Слушайте, как говорят люди.

Урок русского языка "Какой бывает речь?"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Урок: русский язык

Название, тема

Какой бывает речь?

Цель:

Знакомство с видами речи (устной и письменной) и знаками препинания в конце предложения.

Ожидаемый результат

Знакомы с видами речи,

Различают устную и письменную речь,

Развивают каллиграфические умения, умеют списывать предложения,

Умеют работать в группах,

Пополняют словарный запас, развивают устную речь.

Тип урока

комбинированный, с использованием новых подходов в обучении

Задания

  • Психологический настрой

  • Чистописание «Каллиграфическая минутка»

  • Мозговая атака

  • Слайдовая презентация

  • Работа в тетрадях

  • Работа в группах

  • Рефлексия

Источники, ресурсы, оборудование

Учебник «Русский язык», «Пропись», слайдовая презентация, «Занимательное азбуковедение», снежинки, сигнальные карточки, предметные и сюжетные картинки, демонстрационный и раздаточный материал, прописные буквы Дд, цветные карточки для составление звуковых схем

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Ввод

ная часть

1) Психологический настрой

- Ребята, какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы.

- Сегодня морозный день. Мороз щиплет вас за щёчки. (Дети делают щипательные движения руками за щёчки). У вас замёрз носик и ушки. Потрите носик и ушки. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока.

2) Актуализация знаний

- При помощи улыбок вы передали друг другу радость и тепло, а Зимушка-Зима подарила мягкие пушистые снежинки, чтобы и животным, и растениям был не страшен мороз. Но у нас снежинки не простые, а буквенные.

- Назовите буквы, записанные на снежинках.

ю а е о д у ы и я ё

- Найдите лишнюю букву? (Буква Д)

- По какому общему принципу объединены оставшиеся буквы? (Гласные буквы)

- Скажите чем отличаются гласные от согласных?

-Назовите парные согласные.

- Назовите непарные согласные.

3) Чистописание «Каллиграфическая минутка»

Письмо букв Дд, слогов де, дя, дл, дв, др

Письмо словарного слова девочка

Письмо слов друг, добрый день

Устное составление предложений со словами

4) «Мозговая атака» (вопрос-ответ)

     - Из чего состоит наша речь?

   - Из чего состоят предложения?

     - Для чего нужна человеку речь?

5) Постановка цели урока

-Сегодня мы познакомимся с тем, какой бывает речь.

Настраиваются на урок

Получают положительные эмоции

Актуализируют знания

Развивают каллиграфические умения, орфографическую зоркость,

устную речь

Отвечают на вопросы учителя

Презентация

1) Введение в тему

- Когда мы записывали слова, то какую использовали речь?

- Когда мы устно составляли предложения, то какой пользовались речью?

2) Работа в учебнике по таблице (с.9)

- Объясните по таблице, какая бывает речь.

Устная речь (произносимая, звучащая) передаётся звуками, т.е. когда мы слушаем и говорим.

Устная – от слова «уста». Кто знает, что такое уста? Почему устная, звучащая речь так называется?

«Уста» значит рот, губы. С помощью рта и губ мы произносим звуки, которые можем слышать, т.е. можем слышать устную речь.

Письменная речь передаётся графическими знаками (буквами), т.е. когда мы пишем и читаем.

3) Слайдовая презентация

- Какая это речь?

Выдвигают предположения

Учатся выделять главное в полученной информации

Размышляют, доказывают

Основ

ная часть

  1. 1) Работа в тетради (с.11 упр.5)

  2. – Спишите предложения.

  3. - О чём рассказали эти предложения?

  4. – Какой речью вы пользовались?

2) Физминутка для глаз

3) Работа в группах

1 группа (с.10 упр.2)

- Подготовьте устный рассказ «Как мы ходили в цирк».

- Какой речью вы пользовались?

2 группа (с.10 упр.3)

- Прочитайте отрывок из сказки Э.Успенского.

- Какую речь используют герои?

3 группа («Учимся писать письмо»)

- Напиши письмо, вставляя пропущенные слова.

4 группа («Собери пословицы»)

- «Соберите» пословицы. Объясните смысл пословиц.

- О какой речи говорят пословицы?

Работают в тетрадях

Проявляют аккуратность

при письме

Учатся работать совместно

Развитие речи и мышления

Учатся наблюдать и анализировать

Рефлек

сия

1) Итог урока

- Что такое речь? Зачем она нужна людям?

- Какой бывает речь?

- Что значит письменная, устная речь?

2) Д/з: с. 10 упр.4

3) Рефлексия

  • Кому было всё понятно, интересно и легко работать, тот возьмёт голубые снежинки.

  • Кто затруднялся, но после обдумывания справлялся с заданием - розовые снежинки.

  • Кому было трудно успевать и выполнять задания - белые.

Дети обобщают знания, полученные на уроке

Учатся самооценке

План-конспект к уроку русского языка в 1 классе на тему : "Какая бывает речь?"

План конспект урока русского языка в 1 «А» классе

Предмет: Русский язык

Класс: 1а

Тема:  Какой бывает речь?

Тип урока: открытие новых знаний

Цели: Дать начальное понятие о видах речи- устная, письменная; развивать устную, письменную речь; формировать навык беглого и выразительного чтения; развивать каллиграфический навык написания букв Дд, слогов и слов с данной буквой;

Задачи:

Образовательные:

- начальное понятие о видах речи- устная, письменная; развивать устную, письменную речь.

Развивающие:

- формировать навык беглого и выразительного чтения; развивать каллиграфический навык написания букв Дд, слогов и слов с данной буквой;

Воспитательные:

- воспитывать культуру умственного труда.

Ход урока

1.Организациооный момент.

Мотивация учебной деятельности

1.1Чистописание «Каллиграфическая минутка».

-Проверяет готовность учащихся.

Прозвенел звонок для вас,

Вы вошли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели. Спинки прямо.

Все с улыбкою вздохнём

И наш урок начнём.

-Чем вы занимаетесь на уроках чтения? Для чего  это вам нужно?

 Чтобы  читать и понимать о чем идет речь в книгах , нужно уметь хорошо читать. Поэтому примемся за дело.

Письмо букв Дд, слогов де, дя, дл, дв, словарного слова девочка.

2.Актуализация знаний.

-Что такое речь?

-Все ли живые существа облают речью?

-Кто назовет мне правило?

3.Открытие новых знаний

Проблемная ситуация

Физкультминутка

Гуси серые летели

На лужайку тихо сели

Походили, поклевали

Потом быстро побежали.

- Работа над понятием «Виды речи».

Чтение рассказа «Про мальчика Федю». Слушайте внимательно.

Сегодня воскресенье. Федя проснулся поздно.

– Мама! – крикнул он. – Папа! Нюша!

Никто не отозвался. Федя встал и обошел квартиру. Тут он увидел на столе записку, написанную крупными буквами. Федя медленно прочитал вслух:

«Федя! Мы пошли в клуб на репетицию. Твой завтрак на плите. Не забудь покормить Тяпу. Папа будет ждать тебя у стадиона в одиннадцать часов. Желаем хорошо провести время. Мама и Нюша».

«Как здорово, что я умею читать! – подумал Федя. – Сейчас быстро соберусь – и на матч!»

– Эй, Тяпа, сюда! Нука прочитай записку!

Тяпа, маленькая черная собачка, равнодушно посмотрела на исписанный листок и пошла прочь.

«Сейчас надену ей на нос дедушкины очки, – решил Федя. – Пусть учится читать».

– Как вы думаете, ребята: почему Тяпа отошла, не проявив никакого интереса к записке? Помогут ли ей очки?

-Можно ли научить собаку читать? Читать и понимать письменную речь может только человек.

-Так какая же речь называется письменной? (Написанная буквами.) Федя знает буквы, он научился читать – значит, он умеет и писать. Правда, еще не очень хорошо. А кого называют писателем? Да, писатель – это тот человек, который пишет книги: стихи, рассказы, сказки и другое. Каких вы знаете писателей? (Если дети не могут назвать ни одного или называют очень мало, учитель напоминает им авторов знакомых стихов, сказок.) Но каждый человек может научиться писать.

-А теперь, ребята, подумайте, что такое устная речь.

Устная – от слова «уста». Кто знает, что такое уста? Почему устная, звучащая речь так называется?

Мы все умеем говорить и слушать – значит, мы владеем устной речью. Будем читать дальше.

Тут Тяпа заскулила.

– Тяпа, Тяпочка, – сказал Федя, – что с тобой? – Тяпа подняла голову и печально посмотрела на своего хозяина. – Ты, наверное, проголодалась? – догадался Федя. – Что же ты молчишь? Так и скажи: «Хочу есть». Вот твоя косточка. Грызи на здоровье.

– Как вы думаете, ребята: чем животное отличается от человека? Да, отдельные слова собаке знакомы. Она понимает различные команды. Но может ли собака рассказать о чем-нибудь? Могла ли Тяпа ответить на вопрос Феди? Нет, это может только человек. Только человек владеет речью.

Подумайте и скажите, что такое речь. (Речь – это то, что человек говорит и слышит, пишет и читает.)

Что вы знаете о речи устной и письменной? Какой речью вы владеете? А для чего человеку нужна речь?

Да, вы правильно это понимаете. Значит, речь нужна человеку, чтобы общаться с другими людьми. И нужно учиться хорошо говорить и слушать, писать и читать. Всему этому учат в школе.

-Чтение схемы :Речь- устная, письменная.

Устная- слушаем и говорим. Письменная- пишем и читаем.

4. Работа по учебнику. Включение в систему знаний и повторение.

- .Чтение первой учебной познавательной задачи: Какой бывает речь? ( учебник, стр. 7) Уточнение её понимания.

3. Работа с текстом: Чтение текста (учебник, упр. 3), осмысление его содержания. Обсуждение ответов на вопросы: что нового вы узнали из текста? что такое устная речь? письменная речь? Почему этим формам речи дали такие названия: устная, письменная?

4. Выполнение заданий (учебник, упр. 4).

  • Рассматривание рисунка. Ответ на вопрос: как вы догадались, что рисунки даны к сказке «Колобок»? Рассказывание подготовленными детьми фрагмента сказки, соответствующего рисунку, по данному началу: «Катится Колобок по дороге, а навстречу ему...»

  • Чтение речи персонажей сказки, выяснение значений слов косой и заяц.

  • Ответы на вопросы: к какой речи ты отнесёшь запись разговора сказочных персонажей: к устной или письменной? Какой речью ты воспользуешься, чтобы передать содержание сказки?

  • Разыгрывание сценки встречи Колобка и Зайца из сказки «Колобок» .

5.Рефлексия.

 --Что такое –речь? Зачем она нужна людям? Как мы должны общаться друг с другом?

-Какой бывает речь? Что значит- письменная, устная речь?

- Молодцы. Спасибо. Урок окончен.

особенности, виды, функции, развитие, характеристики, этапы формирования, значение, что это в психологии

Подсознательно каждый человек понимает, что такое внутренняя речь. Мы говорим о ней, используя такие выражения как «внутренний голос», «разговор с самим собой», «подумал про себя». Но мало кто может дать определение феномену, сказать, зачем она нужна, как развивается, когда выходит за рамки нормы. Обо всем этом мы и поговорим.

Внутренняя речь

Что такое внутренняя речь

Внутренняя речь – это в психологии диалог человека с самим собой, рассуждения «про себя». Это речь, обращенная внутрь самой личности, обращение к самому себе. Она помогает анализировать, перерабатывать, трактовать чувства, эмоции личности. Мы обращаемся к себе, когда решаем какие-то задачи, что-то вспоминаем или представляем, строим планы, мечтаем, фантазируем.

Большинству людей это известно как мысленное выстраивание диалогов или проигрывание каких-то ситуаций. При помощи рассуждений индивид приходит к осознанию, пониманию внешних явлений. Согласно теории психолога Б.Ф. Баева, рассуждения пронизывают все познавательные процессы: ощущение, восприятие, наблюдение, запоминание, припоминание, внимание, воображение, другие.

Это средство саморегуляции, самовоспитания, самоанализа, саморазвития. Не зря психологи советуют проговаривать проблемную ситуацию вслух. Информация, проговариваемая про себя неполная, обобщенная (подробнее об этом поговорим в пункте «Особенности внутренней речи»). Проговаривание вслух или записывание информации помогает лучше разобраться в происходящем, увидеть общую картину, структуру, детали, причинно-следственные связи.

Говоря о внутренней речи, нельзя не осветить проблему внешней речи, потому что внешняя и внутренняя речь – два взаимосвязанных элемента. Отечественный психолог Л.С. Выготский рассматривал рассуждения внутри человека как связующий элемент между переходом мыслей в слова и наоборот.

Внутренняя и внешняя речь

Внешняя направлена внешний мир, внутренняя обращена к самой личности. Однако это не единственное отличие.

Чем первый тип отличается от второго:

  • внешняя вовлекает человека в социальное взаимодействие, второй тип осознается самим человеком, надежно защищен от других людей, поддается контролю только того, кому принадлежит;
  • коды внешней доступны другим, коды второго типа коммуникации понятны только ее обладателю.

Мысли трансформируются во слова и наоборот. Внешняя речь бывает устной и письменной. Каждый из типов имеет свои психологические особенности, подвиды. Рассмотрим подробнее.

Устная

Самый древний тип. Воспроизводится при помощи звуков, воспринимается слухом. Устная речь упрощает взаимодействие, так как позволяет использовать вербальные и невербальные средства коммуникации. Как правило, общение связано с конкретной ситуацией, условиями, предметом обсуждения. Поэтому люди могут упускать отдельные слова, заменять их жестами. Устное взаимодействие позволяет понимать друг друга с полуслова.

Устный тип коммуникации бывает двух форм: диалогическая, монологическая. Рассмотрим каждую форму подробнее.

Диалогическая форма

Предполагает взаимодействие двух или более людей. Каждый участник по очереди слушает других и говорит сам, то есть выступает то в роли активного лица, то в роли пассивного. Альтернативное название этого типа – поддержанная. Участники поддерживают друг друга, выслушивают, меняются ролями.

Специфика этого типа – непосредственное личное взаимодействие, участники видят, слышат друг друга. Поэтому они могут корректировать подачу информации при помощи тона, тембра голоса, интонаций, скорости, мимики, жестов. Говорящий участник тоже видит реакции других людей, за счет чего может корректировать свои рассуждения, например, если замечает, что его выступление наскучило. В общем, в этом случае вербальное общение сочетается с невербальным.

Монологическая форма

Предполагает воздействие одного человека на другого (других), то есть один говорит, а другие слушают. Это более сложный тип. Активный участник хоть и видит реакции пассивных слушателей, но должен заранее продумать весь текст выступления. Оратор должен обладать хорошо развитой психологической наблюдательностью, культурой речи, активным мышлением. Монолог сложнее и для слушателей. Им приходится долго концентрировать внимание, следить за логикой изложения. Монологический тип по специфике восприятия ближе к письменным рассуждениям.

Письменная

Этот тип развивается на базе устной коммуникации. Выражается через символы письма, воспринимается зрением. Это сложный тип как для человека, преподносящего информацию, так и для человека, воспринимающего ее. Специфика письменного общения в том, что оно позволяет общаться на расстоянии, в разном времени. Сложность в том, что тот, кто записывает свои мысли, не может заранее точно знать особенности читателя. Он не может использовать невербальные средства коммуникации. Как и устная коммуникация, письменная может быть диалогической (например, общение в социальной сети) и монологической (например, написание книги).

Внутренняя речь и ее особенности

Ее можно сравнить со специфическим индивидуальным кодом. Сам человек ее отлично понимает, но это набор отдельных слов, понятии, звуков, букв, образов, ощущений, условностей, которые непонятны и недоступны другим людям. Психологи называют это мысленным кодом.

Психологические особенности внутренней речи:

  1. Сжатость. Как правило, остается только один главный член предложения: подлежащее или сказуемое. Вспомните, какая мысль возникает, когда мы видим на улице кошку: «Кошка!». При этом мы успеваем подумать и осознать, что она идет или что-то ест, какого она цвета и т.д.
  2. Беззвучность. Однако вербализация зависит от особенностей артикуляционного аппарата конкретного человека. Иногда это проявляется бормотанием, шепотом, «мыслями вслух» или даже полноценным громким диалогом с самим собой.
  3. Семантика преобладает над фонетикой. Как правило, выпадают гласные звуки (они несут меньше нагрузки).
  4. Местоименность. В мыслях мы рассматриваем объект в конкретных условиях, указываем на его свойства, расположение и т.д. Пример: «Вчера я пыталась ему позвонить три раза, он не взял трубку. Почему? Может быть, это из-за того, как я ответила ему на нашей последней встрече?».
  5. Отражается в кинестетических, слуховых и зрительных образах. Наверняка вы замечали, что можно увидеть, услышать и даже почувствовать то, о чем мы думаем.

Несмотря на беззвучность мыслей, в их формировании и развитии всегда участвует речевой аппарат. Всегда сохраняется проговаривание и проработка слов. Невооруженным глазом этого не видно, но специальная техника может зафиксировать движения языка, губ. У людей с подвижным речевым аппаратом движения можно заметить невооруженным глазом. Кроме этого активность движений выше при следующих условиях:

  • решение трудной задачи;
  • трудности во время анализа информации;
  • стресс, напряжение, усталость, истощение;
  • поиск новых подходов к решению задачи;
  • эмоциональное перевозбуждение;
  • информационная загруженность, избыток образов, идей и прочего.

В такие моменты разговоры с самим собой становятся заметнее, громче. Пример: «Ага, так-так-так, надо подумать. Я сделал то-то, потом то-то, и вышло вот что. А если так? Нет, не выходит. А так? Опять не то».

При решении простых задач, по мере оттачивания каких-то навыков упражнениями разговоры «про себя» сужаются, а активность речевого аппарата снижается. Опять же это хорошо видно в быту, особенно в рабочей сфере. Осваивая новые инструкции, многие люди проговаривают вслух или про себя свои действия. Чем чаще они повторяют это, тем меньше нуждаются в проговаривании.

Механизм развития внутренней речи

В психологии до сих пор нет единой теории о том, как происходит формирование внутренней речи. Общепризнанным является тот факт, что начинается это еще в детстве, внутренняя речь ребенка формируется под влиянием взрослых. Противоречие и проблема феномена в следующем: одни авторы считают, что она развивается из внешней. Другие уверены, что она развивается вместе с внешней. Рассмотрим две популярные теории.

По Выготскому

По мнению Л.С. Выготского, разговор внутри личности развивается из внешней речи ребенка, направленной на самого себя (эгоцентрической). Те люди, у которых есть дети, наверняка видели, что во время игры ребенок раннего возраста часто разговаривает сам с собой. Это психологи и называют эгоцентрической речью.

В каком периоде формируется внутренняя речь ребенка: 3–5 лет. По мере взросления ребенка разговоры с самим собой уходят все «глубже» и превращаются в разговоры «про себя». Обычно переход завершается к началу школьного обучения, то есть к 6–7 годам. Дальнейшее развитие происходит в результате освоения письма.

По Блонскому

П.П. Блонский полагает, что внутренний тип коммуникации развивается вместе с внешним. Уже на первом году жизни ребенок беззвучно повторяет те слова, с которыми к нему обращаются взрослые. Дальнейшее развитие происходит вместе с развитием внешней коммуникации.

Внутренняя речь: для чего нужна

Внутренняя речь нужна для подготовки внешней коммуникации (письменной или устной). Мы сначала продумываем, что хотим сказать, подбираем наилучшие слова, а потом уже высказываемся. Стоит отметить, что мысленный разговор с самим собой постоянно звучит внутри любого человека. У кого-то это «рой мыслей», у кого-то структурированный анализ ситуаций или просто приятные воспоминания, фантазирование. У одних людей вербализация мыслей выражена сильнее, у других слабее. Это зависит от специфики характера и темперамента, особенностей работы.

Итак, для чего человеку нужна внутренняя речь:

  • обработка, анализ, осознание, обобщение, отбор, понимание полученной информации;
  • саморегуляция деятельности, поступков, слов;
  • самовнушение, самомотивация;
  • самооценка слов, поступков.

Давайте уделим особое внимание последнему пункту. Рассуждения внутри себя формируют самооценку личности. Происходит это по следующей схеме: разговор с собой, мнение о себе, действия, самооценка. Вспомните, как часто мы думаем одно, а говорим другое, скрываем свои истинные мысли, намерения.

Разговоры с самим собой требует особого внимания, они определяют мышление. Какое мышление у вас: негативное или позитивное? Что вы чаще всего думаете о себе: плохое или хорошее? Вы часто мысленно ругаете себя или чаще хвалите и поддерживаете?

Содержание и состояние внутреннего диалога – истинный показатель психологического здоровья личности. Она же выступает в роли психотерапевта. Важно следить за тем, чтобы ваши мысли оказывали положительное, а не деструктивное влияние на личность, самооценку, самосознание.

Внутренняя речь и психические расстройства

Внутренняя речь – это разговоры человека с самим собой. Мы уже говорили, что она может быть громкой, активно вербализованной. Но где граница между нормальным общением с самим собой и сумасшествием?

Прежде всего, стоит упомянуть, что мы можем случайно что-то «ляпнуть» или сказать вслух, когда очень устали или очень возбуждены, неравнодушны к происходящему. Это нормально, не нужно бить тревогу и бежать к психологу. Даже вести громкие диалоги с самим собой нормально, конечно, если при этом вы не думаете, что общаетесь с «голосами в голове». Однако если вы ловите себя на мысли, что совсем не общаетесь с собой, то это тоже тревожный сигнал.

Патологии и болезни, при которых наблюдается отсутствие внутренних разговоров:

  • аутизм,
  • травмы головы,
  • инсульт.

Патологии, при которых наблюдается сильная выраженность разговоров человека с самим собой:

  • шизофрения,
  • диссоциативное расстройство личности,
  • невроз,
  • посттравматическое стрессовое расстройство,
  • психофизическое и эмоциональное истощение,
  • нервный срыв.

Разговоры с самим собой учащаются и вербализуются при сильнейшем внутреннем конфликте. В этом случае вытесненные, подсознательные мысли человека могут звучать не его голосом, приобретать форму навязчивых идей. Если внутренний диалог не поддается вашему контролю, в мыслях нет гармонии, они мешают вам спать, работать, то посетите психолога.

Какой бывает РЕЧЬ СЛОВА — Карта слов и выражений русского языка

РЕЧЬ, -и, мн. ре́чи, -е́й, ж. 1. только ед. ч. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Развитие речи. Расстройство речи.

Все значения слова «речь»

СЛО́ВО1, -а, мн. слова́, слов, -а́м и (устар.) словеса́, слове́с, -а́м, ср. 1. Единица речи, представляющая собой звуковое выражение понятия о предмете или явлении объективного мира. Значение слова. Порядок слов в предложении. Русские и иностранные слова.

СЛО́ВО2, -а, ср. Устарелое название буквы „с“.

Все значения слова «слово»
  • Анализ же реального употребления в речи слов типа anyway, actually, oh, even показывает, что при всей своей внешней схожести с большинством слов в языке (break, table, they, green) они кардинально отличаются от последних по своей природе.

  • Не читайте по бумажке и не пытайтесь заучивать речь слово в слово.

  • Стоит только обратить внимание на то, как сегодня используются в нашей речи слова синонимичные понятию «незаконнорождённый»: как оскорбления, а некоторые старорусские определения и вовсе переведены в разряд ненормативной и нецензурной лексики.

(все предложения)

Какая бывает речь?

какая бывает речь

Благодаря речи, которая бывает самой разнообразной, человек излагает свои мысли, свое отношение к окружающему миру, вещам, другим людям. Иными словами, в ней отражается его внутренний мир, широта сознания.

Какие бывают формы речи?

В зависимости от ситуации, человеческая речь приобретает тот или иной характер, в результате чего различают несколько ее разновидностей:

  1. Внешняя. Этот вид речи бывает письменным или же устным, какие, в свою очередь, имеют ряд психологических отличий, особенностей. Когда человек что-либо рассказывает, он воспринимает реакцию своего собеседника. При письме автор порой не знает ничего о своем читателе, таким образом, между ними отсутствует связь, что создает некоторые трудности.
  2. Внутренняя. Она не выступает способом общения. Ее не могут услышать другие. Мысль – вот, что она собой представляет. Самое интересное, что такая речь у человека никогда не бывает развернутой, наполненной сложными предложениями, какие встречаются при внешней. Психологи этот факт объясняют тем, что личности понятен смысл сказанного и ей не нужны лишние объяснения. Правда, есть категория людей, пользующихся развернутыми фразами. Они имеют некоторые трудности в мыслительных процессах.

Какие бывают жанры речи?

Монолог, диалог и даже полилог. Каждый в своей жизни применял все три речевые жанра. Просто не всегда мы задумываемся, какая бывает речь в плане ее жанра. Что, к примеру, когда кто-то защищает диплом, рассказывает доклад, в этот момент он ведет монолог. В ситуации, когда встретились две подруги и им нужно все на свете обсудить, ведется диалог или разговор двух влюбленных также можно назвать этим жанром. А уж общение с группой коллег в обеденный перерыв можно назвать полилогом. Иными словами, это жанр речи, который формируется в результате общения более 2 человек.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

*