С чьим именем связывают термин скептицизм: Скептицизм — Википедия – Скептицизм в философии: понятие, последователи

СКЕПТИЦИЗМ - это... Что такое СКЕПТИЦИЗМ?

(франц. scepticisme, от греч. σκεπτικός, букв. – рассматривающий, исследующий)– гносеологич. позиция, в основе к-рой лежит недоверие к любым определ. взглядам и представлениям, сомнение в существовании истины и возможности к.-л. надежного ее критерия. Крайняя форма С., основанная на утверждении, что в наших знаниях нет ничего, соответствующего действительности, что достоверное знание в принципе недостижимо, есть агностицизм. Акцентируя относительность человеч. познания, С. сыграл положит. роль в борьбе с различными формами догматизма и постановке ряда проблем диалектики познания, хотя оказался и не в состоянии разрешить их. Вскрывая неполноту и неточность наших знаний, их связь с историч. условиями процесса познания, С. абсолютизирует эту относительность и приходит в итоге к сомнению в возможности к.-л. объективного знания вообще. Провозглашая отказ от суждений в принципе, С. в то же время постоянно вынужден принимать определ. суждения фактически. Смена теорий в науке толкуется С. как свидетельство недостоверности всякого знания вообще. Историч. роль С. в идейной борьбе и обществ. жизни была различной в зависимости от того, что являлось предметом его критики и подвергалось сомнению. В др.-греч. философии скептич. аргументация содержится в критике элейской школой, Гераклита, софистами – элейцев, в философии мегарской школы, киников, киренской школы. В развитии собственно скептич. школы различают три периода: 1) ранний С., основателем к-рого был Пиррон; 2) С., развивавшийся в Академии платоновской при ее руководителях Аркесилае и Карнеаде; 3) поздний С., представленный Энесидемом, Агриппой, Секстом Эмпириком и др. Тщетность попыток найти критерий истинности как чувств. познания, так и мышления (для выбора критерия необходим критерий выбора и т.д.), подчеркивание различий моральных норм у разных народов, критика основ всякой религии, выяснение того, как различные теории опровергают друг друга, мысль о том, что всякая истина доказывается другой, а это ведет либо к кругу в доказательстве, либо к произвольному выбору аксиом, либо к бесконечному регрессу, доводы, свидетельствующие, что существование причинности недоказуемо, – таковы важнейшие аргументы ("тропы"), к-рыми антич. скептики обосновывают равносильность противоположных утверждений и принцип воздержания от суждения. Но необходимость действовать, принимая определ. решения, заставляет антич. С. признать, что хотя, возможно, и нет критерия истины, но есть критерий практич. поведения. Этот критерий должен основываться на "разумной вероятности" (Аркесилай). Античный С. призывает следовать тому, к чему нас влекут ощущения и чувства (есть, когда чувствуем голод, и т.п.), следовать законам и обычаям страны, заниматься определ. деятельностью (в т.ч. и научной) и т.д. Покидая позицию, равно не доверяющую ощущению и мышлению, антич. С. отдает предпочтение чувств. знанию, вплотную подходя к эмпиризму и опытной науке. Опытной наукой – медициной – занимаются последние представители антич. С: Менодот, Феод, Секст и Сатурнин. Др.-греч. скептики разрабатывают условия, соблюдение к-рых повышает вероятность знания, доставляемого наблюдением и экспериментом ("три степени вероятия" в Академии, "напоминающий знак" у Секста, три вида опыта у Менодота). С. средневековья играл прогрессивную роль как форма критики церк. догматизма [напр., у Абеляра в соч. "Да и нет" ("Sic et non") и др.]. В еще большей мере эта тенденция была свойственна С. Возрождения. На протяжении 16–18 вв. как прогрессивные, так и реакц. мыслители именовали С. всякую критику религии и догматич. метафизики вообще. Скептич. идеи содержались в произведениях Николая Кузанского, Эразма Роттердамского, Агриппы Неттесхеймского, но наиболее полно и ярко были выражены у Монтеня. Печать С. лежит также на произведениях Ф. Санчеса, Ж. Валле, О. Талона, Бодена, Шаррона. С. древних был реакцией на теоретич. построения, созданные мыслью, не знавшей ограничений, налагаемых на умозрение фактич. знаниями. В отличие от этого, С. Возрождения предшествовало порабощение мысли традицией и авторитетами. Поэтому отправной пункт нового С. – восстание против власти авторитетов и догматизма общепринятых мнений, требование свободы мысли, призыв ничего не принимать на веру. Его гл. враг – фидеизм. Если антич. скептики ставили под вопрос все установленное разумом, утверждая его бессилие, то С. Возрождения ставил под сомнение все, принимавшееся до сих пор на веру, провозглашал высшим судьей разум. Т.о., он противопоставлял фидеизму рационализм. Вместе с тем С. Возрождения требовал опытного исследования природы и обществ. жизни, расчищая почву науке нового времени. Нападая на политич. и этич. принципы феодализма, он защищал бурж. идеи естеств. равенства людей и индивидуализма.

С. Возрождения был эклектичен и противоречив. Требуя представления всех вопросов на суд разума, он повторял аргументы пирроников против разума; показывая безграничность развития познания, он ставил под вопрос возможность достоверного знания и доходил до явно агностич. утверждений. В 17 в. скептич. идеи Возрождения развивали Бейль, Ламот-Левайе и др. Эти идеи были исходным пунктом филос. развития Гассенди, Декарта, Вольтера, Дидро.

Иной формой С. был С. Юма. И древние скептики, и скептики Возрождения не сомневались в существовании объективного мира. Ставя под вопрос истинность наших знаний, они понимали ее как соответствие знаний этой действительности. Юм же поставил под вопрос само существование объективного мира. С этой т. зр. лишался смысла вопрос, верно ли наши знания отображают мир (к-рого, возможно, вовсе нет). Все объекты знания, может быть, возникают и существуют только в познании – в мысли (математика) или в ощущениях (прочие знания). В дальнейшем развитии бурж. философии большую роль играл агностицизм (Кант, позитивизм, неопозитивизм), а С. встречается лишь в виде тенденции (напр., в иррационализме). К юмовскому и кантовскому С. непосредственно примыкали взгляды основателей позитивизма – Конта, Спенсера, Дж. С. Милля. По сути дела ту же позицию занимают в этом вопросе неокантианцы марбургской школы (Коген, Наторп, Кассирер) и баденской школы (Виндельбанд, Риккерт). Элементы С. свойственны и гносеологии прагматизма (Пирс, Джемс, Дьюи), а также позитивистов типа Маха и Авенариуса. В известном смысле можно говорить о наличии элементов С. в гносеологии неопозитивизма. Это, в частности, касается отношения неопозитивистов к т.н. метафизике, к филос. знанию вообще.

В. Богуславский. Москва.

Лит.: Общая: Рихтер Р., С. в философии, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1910; Шпет Г. Г., Скептик и его душа, М., 1919; Богуславский В. М., У истоков франц. атеизма и материализма, М., 1964; Hönigswald R., Die Skepsis in Philosophie und Wissenschaft, Gött., 1914; Rоdhe S. E., Zweifel und Erkenntnis. Über das Problem des Skeptizismus und den Begriff des Absoluten, Lund–Lpz., [1945]; Ρreyre Ε. Α.. The freedom of doubt. Reflections of a natural sceptic, L., 1953; Topitsсh E., Vom Ursprung und Ende der Metaphysik, W., 1958.

А н т и ч н ы й С.: Maccoll Ν., The Greek sceptics, from Pyrrho to Sextus, L.–Camh., 1869; Brochard V., Les sceptiques grecs, P., 1887; Hartenstein K., Über die Lehren der antiken Skepsis..., Halle/Saale, 1888; Creadаrо L., Lo scetticismo degli accademici, v. 1–2, Mil., 1889–93; Саldi G., Lo scetticismo critico della scuola pirroniana, Üdine, 1896; Goedeckemeyer Α., Die Geschichte des griechischen Skeptizismus, Lpz., 1905; Detmar В., Karneades und Hume, Lpz., 1910; Bevan Ε., Stoics and sceptics, Oxf., 1913; Patrick M. M., The Greek sceptics, Ν. Υ., 1929; Heintz W., Studien zu Sextus Empiricus, Halle/Saale, 1932; Gomperz H., Problems and methods of early Greek science, "J. of the history of ideas", 1943, v. 4, fasc. 2; Rоbin L., Pyrrhon et le scepticisme grec, P., 1944; Maréchal J., Le point de départ de la métaphysique, 3 éd., Brux.–P., 1944; Dal Pra M., Lo scetticismo greco, Mil., 1950.

С. в философии нового и новейшего времени: Sartini V., Storia dello scetticismo moderno, Firenze, 1876; Owen J., The sceptics of Italian Renaissance) 3 ed., L., 1908; Charbonnel Roger J., La pensée italienne au 16 siècle et la courant libertin, P., 1919; Hoopes R., Fideism and skepticism during the Renaissance Three major witnesses, "Huntington Library Quarterly", 1951, v. 14, No 4; Cornford F. M., Principium sapientiae, Camb., 1952; Ρopkin R. H., The sceptical crisis and the rise of modern philosophy, "Review of Metaphysics", 1953, v. 7, p. 132–51, 306–22, 499–510.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

СКЕПТИЦИЗМ это что такое СКЕПТИЦИЗМ: определение — Философия.НЭС

Скептицизм

философская школа (от греч. scepticos - ищущий, рассматривающий, исследующий), созданная в IV веке до н.э. Пирроном из Элиды (ок. 360 - 270 до н.э.), который практиковал воздержание от суждения. Своей целью скептики ставили опровержение догматов всех школ, для них всякое знание либо целиком и окончательно верно, либо полностью ошибочно.

Оцените определение:

Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура

СКЕПТИЦИЗМ

от греч. исследующий) - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности, особенно - в надежности истины. Возник в период кризиса античного общества. Скептики либо сомневаются в возможности познания действительности, либо, не сомневаясь в нем, останавливаются на его отрицательном результате.

Оцените определение:

Источник: Тематический философский словарь

Скептицизм

– термин для обозначения возникшего в древней философии направления, ставящего под сомнение способность человека познать смысл и сущность его бытия. Наиболее известным представителем скептицизма в античной философии был Пиррон живший в 4 в. до нашей эры, а систематизатором этого учения Секст Эмпирик (200–250 г. н. э.).

Скептицизм акцентирует внимание на субъективной стороне процесса познания бытия. Правильно отмечая относительность, неоднозначность и ограниченность ее возможностей в процессе постижения истины скептик абсолютизирует эти моменты. Эта абсолютизация закрывает моменты абсолютного, устойчивого, непреходящего, обретаемого людьми в познавательном процессе. В итоге моменты сомнения, скепсиса, недоверия берут верх, ослабляют познавательный потенциал познающего субъекта.

Оцените определение:

Источник: Философия, практическое руководство

СКЕПТИЦИЗМ

от гр.-сомнение): состояние сомнения; учение, отказывающееся утверждать или отрицать, т.е. проявлять свое мнение, особенно в сфере метафизики. В повседневной речи мы называем скептиком того, кто отказывается соглашаться с общепринятыми верованиями, удовлетворяется наблюдением и отказывается «судить», то есть утверждать или отрицать существование объектов, соответствующих нашим представлениям. Гегель четко различал: 1) античный скептицизм (Пиррон, Энесидем), сомневающийся в реальности внешнего мира, веря при этом в реальность духовного мира, в существование Бога; 2) современный скептицизм (позитивизм, сциентизм), верящий лишь собственным органам чувств, утверждающий единственную реальность материального мира и сомневающийся в существовании Бога. Философ Беркли относится к первой категории, Конт – ко второй.

Оцените определение:

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

Скептицизм - это... Что такое Скептицизм?

  • СКЕПТИЦИЗМ — (от греч. skeptikos рассматривающий, исследующий) филос. направление, подвергающее сомнению возможность познания реальности или какого то ее фрагмента. С. может касаться границ знания и утверждать, что никакое знание вообще или никакое абсолютное …   Философская энциклопедия

  • СКЕПТИЦИЗМ

    — (греч., этим. см. пред. сл.). Состояние людей сомневающихся. Учение тех, которые придерживаются мнения, что человек не может постигнуть истины. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СКЕПТИЦИЗМ [Словарь иностранных слов русского языка

  • скептицизм — а, м. СЦЕПТИЦИЗМ а, м. scepticisme, нем. Skeptizismus <гр. skeptikos рассматривающий, исследующий. 1. Философское направление, выражающее сомнение в возможности достоверности объективной истины, окружающего мира. БАС 1. Скептицизмом называет… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • СКЕПТИЦИЗМ — (от греческого skeptikos разглядывающий, расследующий), философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого либо надежного критерия истины. Крайняя форма скептицизма агностицизм. Направление древнегреческой философии: ранний… …   Современная энциклопедия

  • СКЕПТИЦИЗМ — (от греч. skeptikos разглядывающий расследующий), философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого либо надежного критерия истины. Крайняя форма скептицизма агностицизм. Направление древнегреческой философии: ранний… …   Большой Энциклопедический словарь

  • СКЕПТИЦИЗМ — СКЕПТИЦИЗМ, скептицизма, мн. нет, муж. (от греч. skepsis рассматривание) (книжн.). 1. Идеалистическое философское направление, отрицающее возможность познания человеком существующего мира, объективной истины (филос.). Античный скептицизм. 2.… …   Толковый словарь Ушакова

  • СКЕПТИЦИЗМ —     СКЕПТИЦИЗМ (от греч. σκέπτομαι, «рассматриваю», «исследую», σκέψις, исследование), одно из влиятельных направлений в античной философии в период с 3 в. до н. э. по 3 в. н. э. Традиционно историю скептицизма представляют разделенной на два… …   Античная философия

  • Скептицизм — (от греческого skeptikos – разглядывающий, расследующий), философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого–либо надежного критерия истины. Крайняя форма скептицизма – агностицизм. Направление древнегреческой философии:… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • скептицизм — недоверие, пирронизм, скепсис, недоверчивость, маловерие, нигилизм, подозрительность, скептичность Словарь русских синонимов. скептицизм скепсис, маловерие см. также недоверчивость Словарь синонимов русского языка. Практический справ …   Словарь синонимов

  • Скептицизм —  Скептицизм  ♦ Scepticisme    В техническом смысле слова – нечто обратное догматизму. Быть скептиком значит полагать, что всякая мысль сомнительна, и мы ни в чем не можем иметь абсолютной уверенности. Нетрудно заметить, что в целях самосохранения …   Философский словарь Спонвиля

  • Научный скептицизм — Википедия

    Научный скептицизм (англ. scientific skepticism, rational skepticism, иногда skeptical inquiry) — философская позиция, согласно которой все утверждения, не имеющие эмпирических доказательств, должны быть подвергнуты сомнению, а также стоящее на этой позиции общественное движение, ставящее своей целью критическое изучение пара- и псевдонаучных учений[1][2].

    Научный скептицизм — практика подвергать сомнению достоверность концепций, у которых отсутствуют экспериментальные доказательства и воспроизводимость результатов — является частью методологической научной нормы, призванной обеспечивать прирост проверенного знания. Научные скептики используют критическое мышление и дедуктивную логику для оценки заявлений, у которых отсутствует экспериментальное подтверждение. На практике термин «научный скептицизм» чаще применяется к проверке фактов, явлений и теорий, находящихся вне основных течений науки, чем к изучению общепринятых научных проблем. Чаще всего такой позиции придерживаются учёные в отношении новых псевдонаучных утверждений или теорий.

    Научный скептицизм отличается от философского скептицизма — направления в философии, в рамках которого выражается сомнение в возможности достоверного знания, в существовании какого-либо надёжного критерия истины[3]. Термин «научный скептицизм» впервые был употреблён в работах Карла Сагана («Контакт», 1985[4] и «Миллиарды и миллиарды», 1998[5]). Пол Куртц в своих трудах использовал аналогичный термин — «Новый скептицизм»[6].

    Научный скептицизм как общественное движение оформился в 1970-х годах в США на волне растущего интереса к паранормальным явлениям, уфологии, астрологии и т. п. проблемам. Научный скептицизм был тесно связан с гуманистическим движением[1]. В 1980-е годы общества научных скептиков появляются и в других странах[1][2].

    Как всякий учёный, научный скептик пытается оценить гипотезу, основываясь на проверяемости и фальсифицируемости, а не принимает гипотезу на веру. Научные скептики часто направляют свою критику в адрес сомнительных или явно противоречащих общепринятой науке гипотез, теорий и учений. Популярными объектами критики научных скептиков являются НЛО, астрология, гомеопатия, парапсихология и прочие современные мифы и лженауки.

    Многие научные скептики являются атеистами или агностиками, однако некоторые (например, Мартин Гарднер) верят в бога[1].

    Наиболее известны такие научные скептики, как Айзек Азимов, Джеймс Рэнди, Мартин Гарднер, Карл Саган, Ричард Докинз, Лоуренс Краусс, Стивен Вайнберг и многие другие.

    Средства распространения научного скептицизма[править | править код]

    Научными скептиками издаётся ряд книг и журналов[1]. В их числе:

    Телепередача «Разрушители легенд» рассматривается скептиками как «открывшая новый фронт в борьбе за научную грамотность»[7].

    • Слепой метод — процедура проведения исследования реакции людей на какое-либо воздействие, заключающаяся в том, что испытуемые не посвящаются в важные детали проводимого исследования. Метод применяется для исключения субъективных факторов, которые могут повлиять на результат эксперимента.
    • Критерий Поппера
    • Бритва Оккама

    Используемый многочисленными научными организациями, в том числе скептическими[9], термин «псевдонаука» зачастую характеризуется как носящий уничижительный характер[10]. Некоторые теоретики и философы науки ставят применимость этого термина под сомнение. Философ науки, критик позитивизма и научной монополии на знание Ларри Лаудан, а также социолог и критик GWUP Эдгар Вундер рассматривают этот термин как «пустой лозунг», носящий спекулятивный и эмоциональный характер без должного аналитического содержания.

    Ряд авторов, среди которых и исследователи паранормальных явлений, и те, кого в научных кругах относят к сторонникам псевдонауки, подвергают критике ту часть сообщества скептиков, которая вместо нейтрального придерживается априори негативного отношения к новым вненаучным и неподтверждённым идеям и концепциям. Так, химик Эд Стормс, энтузиаст холодного ядерного синтеза, в ответ на заявления физиков, что эксперименты по холодному синтезу воспроизвести не удаётся, и что деятельность сторонников этой концепции носит описанные Ирвингом Ленгмюром[11] признаки патологической науки, называл эту критику «патологическим скептицизмом»[12].

    Религиозный деятель Дэвид Лейтер критикует научный скептицизм за приверженность сциентизму и, ссылаясь на Стормса и Труцци, утверждает, что наука является философией неверия, что причиной научного скептицизма является разочарование в религии[13].

    Внутри немецкой скептической организации GWUP в 1999 году произошла дискуссия, закончившаяся уходом одного из её основателей и редактора Эдгара Вундера. После выхода Вундер опубликовал ряд документов с критикой скептицизма, в которых использовал термин «скептический синдром»[14][15].

    1. 1 2 3 4 5 Hansen, G. P. CSICOP and the Skeptics: An Overview : [англ.] // The Journal of the American Society for Psychical Research. — January 1992. — Vol. 86, No. 1. — P. 19−63.
    2. 1 2 Grothe, D. J. Skepticism 2.0 // Skeptical Inquirer. — November/December 2009. — Vol. 33.6.
    3. Скептицизм — статья из Большой советской энциклопедии. 
    4. Саган К. Контакт (англ. Contact). Simon and Schuster, 1985; Переиздано в августе 1997 издательством Doubleday Books, ISBN 1-56865-424-3, 352 стр.
    5. Саган К., Друян Э. Миллиарды и миллиарды: Мысли о жизни и смерти на краю тысячелетия (англ. Billions and Billions : Thoughts on Life and Death at the Brink of the Millennium). Ballantine Books, 1998, ISBN 0-345-37918-7, 320 стр.
    6. Kurtz, P. The New Skepticism: Inquiry and Reliable Knowledge. — Prometheus Books. — 371 p. — ISBN 978-0-87975-766-3.
    7. ↑ Skeptic Magazine, Volume 12 Number 1
    8. ↑ См. Организационная структура Российской Академии Наук, раздел Научно-координационные организации
    9. ↑ Например, такими как Committee for Skeptical Inquiry и GWUP
    10. ↑ «Science and Pseudoscience» in. Stanford Encyclopedia of Philosophy; Laudan, Larry (1983). «The demise of the demarcation problem», in R.S. Cohan and L. Laudan (eds.), Physics, Philosophy, and Psychoanalysiss: Essays in Honor of Adolf Grünbaum, Boston Studies in the Philosophy of Science , 76, Dordrecht: D. Reidel, pp. 111—127. ISBN 90-277-1533-5
    11. Langmuir I. Pathological science. Physics Today 42 (Oct. 1989): 36-48. / transcribed and ed., Robert N. Hall.
    12. Storms, Edmund. The science of low energy nuclear reaction: a comprehensive compilation of evidence and explanations about cold fusion (англ.). — World Scientific, 2007. — P. 49—50. — ISBN 9789812706201.
    13. Leiter L. D. The Pathology of Organized Skepticism Архивная копия от 16 декабря 2011 на Wayback Machine // Journal of Scientific Exploration, 2002. Vol. 16, No. 1, pp. 125—128.
      «…PhACT members and, I suspect, members of all skeptical organizations, have an obvious and well-known bias toward disbelief. … Each one who has disclosed personal details of their formative years, say up until their early 20’s, has had an unfortunate experience with a faith-based philosophy, most often a conventional major religion. … Thus, they gravitate to what appears to them to be the ultimate non-faith-based philosophy, Science. Unfortunately, while they loudly proclaim their righteousness, based on their professed adherence to „hard science“, they do so with the one thing no true scientist can afford to possess, a closed mind. Instead of becoming scientifically minded, they become adherents of scientism, the belief system in which science and only science has all the answers to everything».
    14. Wunder E. Das Skeptiker-Syndrom
    15. Wunder E. Die «Skeptiker»-Bewegung in der kritischen Diskussion

    Философский скептицизм — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Филосо́фский скептици́зм — школа философской мысли. Скептицизм может варьироваться от сомнений в современных философских подходах до агностицизма и отрицания реальности внешнего мира.

    От методологического скептицизма философский скептицизм отличает то, что подход философского скептицизма заключается в отрицании того, что достоверные знания возможны, в то время как методологический скептицизм подвергает все утверждения подробным исследованиям с целью установления, какие из этих утверждений истинны.

    Некоторые сторонники философского скептицизма считают, что знания в принципе возможны. Можно считать, что таких взглядов придерживался Сократ, который, по-видимому, считал, что если люди будут продолжать задавать вопросы, то они достигнут знаний, хотя и не имеют их сейчас. Некоторые скептики пошли дальше и утверждают, что истинное знание невозможно, как, к примеру, Академическая школа Древней Греции после Карнеада. Сторонники третьего подхода не отвергают и не утверждают возможность знания.

    В Китае даосская книга Чжуан-цзы, которую приписывают философу 4 века д.н.э. Чжуан-цзы периода Ста школ, является скептической по своей сути. В ней представлены два известных скептических парадокса — «Счастье рыбы» и «Чжуан-цзы приснилось, что он бабочка».

    В исламской философии скептицизм был основан Абу Хамид аль-Газали как часть ортодоксальной школы в исламской теологии.

    Мишеля де Монтеня считают основателем современного скептицизма, в особенности в его работе «Опыты».

    Под скептической гипотезой понимают гипотетическую ситуацию, которую можно использовать как аргумент к скептицизму по отношению к какому-либо утверждению или классу утверждений.

    Скептическая гипотеза в современной западной философии впервые появляется у Декарта в «Размышлениях о первой философии».

    Известными примерами таких гипотез являются:

    СКЕПТИЦИЗМ — Новая философская энциклопедия

    СКЕПТИЦИЗМ (греч. σκεπτικός – ищущий, рассматривающий, исследующий) – философское направление, созданное в 4 в. до н.э. Пирроном [ПИРРОН]из Элиды (ок. 360–270 до н.э.). Пиррон практиковал воздержание от суждения (ἐποχή), «ничего не называл ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым и вообще полагал, что истинно ничего не существует.., ничто не есть в большей степени одно, чем другое»; «на всякое слово есть и обратное» (Диоген Лаэртий,IX, 61, 74). Античные скептики доказывали, что притязания различных философских школ на абсолютную истинность неправомерны, а истинность всех знаний относительна. Представитель Второй Академии – другой линии скептицизма – Аркесилай [АРКЕСИЛАЙ](ок. 315–240 до н. э) выступал против учения стоиков о «согласии», которое не гарантирует истины, и призывал к воздержанию от суждений. В Третьей (Новой) Академии Карнеад [КАРНЕАД]из Кирены (ок. 214–129 до н.э.) считал всякое знание недостоверным: чувства вводят нас в заблуждение, мы можем воспринимать несуществующее – галлюцинации, сны, иллюзии; обманывает и разум, неспособный разрешить апории; необходимо воздерживаться от притязаний на «абсолютную истину», тогда как разной степени правдоподобные или «вероятностные» (έύλογον) высказывания имеют право на существование. Позднейший пирронизм представлен Энесидемом (ок. 1 в. до н.э.), сформулировавшим десять скептических «тропов» («Пирроновы речи» (ок. 43 до н.э.), Агриппой [АГРИППА]и Секстом Эмпириком (2 – начало 3 в. н.э.), автором единственных дошедших от античного скептицизма сочинений («Три книги Пирроновых положений» и «Против ученых»). Секст восстановливает в своих правах опыт и здравый смысл, а невозмутимость (атараксия [АТАРАКСИЯ])предстает у него как результат воздержания от догматических суждений. Скептицизм возрождается в 16–17 вв. как обращение к трудам античных философов, прежде всего Секста Эмпирика, и как дальнейшее развитие их идей («новый пирронизм»). Новоевропейский скептицизм связан прежде всего с критикой схоластических методов, догматизма, т.н. общепризнанных мнений, ориентирующихся на авторитеты (Эразм Роттердамский), с высокой оценкой опыта античного скептицизма. В трактате «Ничего не известно» (1581) французского философа и врача португальского происхождения Фр.Санчеса (1552–1632) критикуются схоластические методы, эксперимент и критика признаются единственными критериями науки, указываются основные препятствия к постижению истины – несовершенство органов чувств, отмечаются границы человеческого восприятия. Особое место занимает M.Монтень,для которого философствовать – значит сомневаться. Скептическая позиция Монтеня была воспринята его другом П.Шардоном, оказавшим большое внияние на П.Гассенди. Высоко оценивал идеи Секста Эмпирика П.Бейль [БЕЙЛЬ],сочетавший скептический принцип воздержания от суждений и тезис о равносильных аргументах за и против с признанием «естественного света» всеобщего разума и абсолютной истинности самоочевидных аксиом математики и логики. Бейль критически относился к системам Декарта, Спинозы, Лейбница. Сомнения в достоверности человеческого познания определили гносеологическую концепцию Д.Юма, ставшую исходным пунктом новоевропейского агностицизма (Кант, позитивизм).

    Л.А.Микешина

    Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


    Значения в других словарях

    1. скептицизм — СКЕПТИЦИЗМ м. греч. сомнение, доведенное до правила, до учения; искание истин путем сомнения, недоверия, даже к очевидным истинам. Скептик кто ничему не верит, всегда и во всем сомневается. Толковый словарь Даля
    2. СКЕПТИЦИЗМ — СКЕПТИЦИЗМ (от греч. skeptikos — разглядывающий, расследующий) — философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины. Крайняя форма скептицизма — агностицизм. Большой энциклопедический словарь
    3. СКЕПТИЦИЗМ — См. ДОВЕРИЕ. Большой психологический словарь
    4. скептицизм — -а, м. 1. Философская позиция, в основе которой лежит сомнение в существовании какого-л. надежного критерия истины. 2. Критически-недоверчивое отношение к чему-л. Малый академический словарь
    5. скептицизм — Скептицизм, скептицизмы, скептицизма, скептицизмов, скептицизму, скептицизмам, скептицизм, скептицизмы, скептицизмом, скептицизмами, скептицизме, скептицизмах Грамматический словарь Зализняка
    6. скептицизм — орф. скептицизм, -а Орфографический словарь Лопатина
    7. Скептицизм — I. С. называется одно из основных философских направлений, противоположное догматической философии и отрицающее возможность построения философской системы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
    8. скептицизм — СКЕПТИЦИЗМ -а; м. [франц. scepticisme от греч. skeptikos — рассматривание, рассуждение] 1. Философское направление, в основе которого лежит сомнение в возможности познания объективной действительности. 2. Критическое, недоверчивое отношение к чему-л. Толковый словарь Кузнецова
    9. скептицизм — Скепт/иц/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
    10. СКЕПТИЦИЗМ — СКЕПТИЦИЗМ (от греч. skeptikos — разглядывающий, исследующий) — англ. scepticism; нем. Skeptizismus. 1. Филос. концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. 2. Критическое недоверчивое отношение к ч.-л., сомнение в возможности, правильности или истинности ч.-л. Социологический словарь
    11. скептицизм — СКЕПТИЦИЗМ, а, м. 1. Философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности. 2. Критически-недоверчивое, исполненное сомнения отношение к чему-н. Толковый словарь Ожегова
    12. скептицизм — • глубокий ~ Словарь русской идиоматики
    13. скептицизм — Скептицизма, мн. нет, м. [от греч. skepsis – рассматривание, сомнение] (книжн.). 1. Идеалистическое философское направление, отрицающее возможность познания человеком существующего мира, объективной истины (филос.). Античный скептицизм. Большой словарь иностранных слов
    14. скептицизм — СКЕПТИЦ’ИЗМ, скептицизма, мн. нет, ·муж. (от ·греч. skepsis — рассматривание) (·книж. ). 1. Идеалистическое философское направление, отрицающее возможность познания человеком существующего мира, объективной истины (филос.). Античный скептицизм. Толковый словарь Ушакова
    15. Скептицизм — Древнегреческое философское направление, основанное Пирроном из Элиды в конце IV в. до н. э. Отправляясь от учения Демокрита о недостоверности знания, основанного на свидетельствах органов чувств, скептики, по Диогену Лаэртию, не допускали возможности д Краткий религиозный словарь
    16. скептицизм — сущ., кол-во синонимов: 9 маловерие 4 недоверие 15 недоверчивость 13 нигилизм 3 пирронизм 1 подозрительность 16 скепсис 7 скептическое отношение 2 скептичность 7 Словарь синонимов русского языка
    17. Скептицизм — (франц. scepticisme, от греч. skeptikos, буквально — рассматривающий, исследующий) философская позиция, в основе которой лежит сомнение в существовании какого-либо надёжного критерия истины. Крайняя форма... Большая советская энциклопедия
    18. скептицизм — скептицизм I м. Философское воззрение, характеризующееся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины. II м. Критическое, недоверчивое отношение к чему-либо, сомнение в правильности, истинности, возможности чего-либо; скепсис. Толковый словарь Ефремовой
    19. СКЕПТИЦИЗМ — СКЕПТИЦИЗМ — 1) — античный — древнегреческое учение, впервые обоснованное Пирроном из Элиды в конце 4 в. до н.э... Новейший философский словарь
    20. скептицизм — СКЕПТИЦИЗМ (от греч. сгкетткб — ищущий, рассматривающий, исследующий) — философская школа, созданная в 4 в. до н.э. Пирроном из Элиды (ок. 360—270 гг. до н.э. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
    21. скептицизм — СКЕПТИЦИЗМ а, м. СЦЕПТИЦИЗМ а, м. scepticisme, нем. Skeptizismus <�гр. skeptikos рассматривающий, исследующий. 1. Философское направление, выражающее сомнение в возможности достоверности объективной истины, окружающего мира. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка

    Скептицизм - это... Что такое Скептицизм?

    Скептици́зм (от др.-греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.

    Секст Эмпирик в работе «Три книги пирроновых положений» отмечал, что скептицизм не рассматривает сомнение как принцип, а использует сомнение как полемическое оружие против догматиков, принцип скептицизма — явление. Следует различать обыденный скептицизм, научный и философский скептицизм. В обыденном смысле скептицизм — воздержание от суждений, обусловленное сомнениями. Научный скептицизм — последовательная оппозиция учениям, не имеющим эмпирических доказательств. Философский скептицизм — направление в философии, выражающее сомнение в возможности достоверного знания[1]. Философский скептицизм рассматривает философию, в том числе и скептическую, как род наукообразной поэзии, но не науки. Отличительный признак[источник не указан 756 дней] философского скептицизма — утверждение «Философия — не наука!».

    Античный скептицизм

    Античный скептицизм как реакция на метафизический догматизм представлен прежде всего Пирроном (испытавшем влияние раннего буддизма[нет в источнике][2]), затем средней академией (Аркесилай) и т. н. поздним скептицизмом (Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик). Энесидем указывает десять принципов (тропов) скептицизма: первые шесть — это различие живых существ; людей; органов чувств; состояний индивида; положений, расстояний, мест; явлений по их связям; последние четыре принципа — это смешанное бытие воспринимаемого объекта с др. объектами; относительность вообще; зависимость от количества восприятий; зависимость от уровня образования, нравов, законов, философских и религиозных взглядов.

    Критика скептицизма

    Скептик говорит, что знание требует уверенности. Но как он может об этом знать? Об этом пишут Теодор Шик и Льюис Вон: «Если скептики не уверены, что знание требует уверенности, они не могут знать, что это так». Это даёт серьёзное основание сомневаться в утверждении, что знание требует уверенности. Согласно законам логики, опираясь на это высказывание, можно сомневаться в скептицизме и оспорить скептицизм в целом. Однако реальность не состоит исключительно из законов логики[3] (в которой существуют неразрешимые парадоксы, сводящие все вышесказанное на нет), поэтому к подобной критике необходимо относиться осторожно. (Пример: абсолютных скептиков не бывает, поэтому совсем необязательно, что скептик будет сомневаться в очевидных вещах)

    Важнейшие представители:

    Примечания

    Литература

    Ссылки

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *

    *

    *