Саморефлексия википедия: саморефлексия — Викисловарь – Рефлексия (программирование) — Википедия

Содержание

саморефлексия — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. саморефле́ксия саморефле́ксии
Р. саморефле́ксии саморефле́ксий
Д. саморефле́ксии саморефле́ксиям
В. саморефле́ксию саморефле́ксии
Тв. саморефле́ксией
саморефле́ксиею
саморефле́ксиями
Пр. саморефле́ксии саморефле́ксиях

са-мо-реф-ле́к-си·я

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -сам-; интерфикс: -о-; корень: -рефлекс-; суффикс: -иj; окончание: .

Произношение[править]

  • МФА: [ˌsamərʲɪˈflʲeksʲɪɪ̯ə]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. филос. самоотражение, самовосприятие, самоосмысление ◆ Жизнь первее и непосредственнее всякой философской рефлексии о ней или её саморефлексии. С. Н. Булгаков, «Философия хозяйства (мир как хозяйство)», 1912 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. психол. интроспекция, самонаблюдение, самоощущение ◆ Обобщение клинических случаев и саморефлексии вряд ли может претендовать на репрезентативность и надёжность заключений. Т. А. Гаврилова, «Страх смерти в подростковом и юношеском возрасте», Вопросы психологии г. // «2004» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. перен. самокопание ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
  1. самоотражение, самовосприятие, самоосмысление
  2. интроспекция, самонаблюдение, самоощущение, самооценка
  3. самокопание
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
  1. рефлексия
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Библиография[править]

  • Словарь новых слов русского языка (середина 50-х — середина 80-х годов) / Под ред. Н. З. Котеловой. — СПб. : Дмитрий Буланин, 1995. — ISBN 5-86007-016-0.
Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Саморефлексия | Блог 4brain

Думали ли вы когда-нибудь о своих мыслях? Анализировали ли свои привычки, поведение, убеждения? Искали ли причину всего этого? Если да, то сознательно или нет, вы занимались саморефлексией. Это очень важный процесс, искусное владение которым позволит стать если не выдающейся личностью, то очень значительной.

Согласно Википедии, саморефлексия в психологии — это обращение внимания человека на самого себя и свое сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Проще говоря, это размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя, собственных состояний, поступков и прошедших событий.

В философии саморефлексия понимается несколько иначе. Это форма умственной деятельности человека, направленная на осмысление своих действий, всей человеческой культуры, ее основ.

Пример саморефлексии: размышления Раскольникова о себе, своем значении и поступках в романе Достоевского «Преступление и наказание».

«А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого ничего и не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа целыми сутками и болтая… о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу».

Следует сразу сказать, что заниматься саморефлексией нужно осторожно и периодически стоит отдыхать от этого. Чрезмерные попытки понять себя могут в конечном счете привести к шизофрении. С другой стороны, тот, кто вовсе не пытается познать себя, совершает одни и те же ошибки ежедневно, не может добиться поставленных целей, что также может привести к разного рода психическим заболеваниям. В общем, главное — умеренность.

Преимущества саморефлексии

Так что же такого в этой саморефлексии, что о ней так много разговоров? Вот только некоторые примеры того, что можно делать с ее помощью:

  • Узнать о своих ошибках, неудачах и опыте.
  • Прояснить свои ценности, приоритеты.
  • Выявить свои сильные и слабые стороны.
  • Избавиться от эмоциональной привязанности к вещам и событиям. А также людям, если они являются недостойными.
  • Научиться принимать лучшие решения.
  • Удалить внутренние препятствия, которые удерживают вас от достижения целей.
  • Изучить свои привычные модели поведения, особенно деструктивные.
  • Научиться применять интуицию.
  • Раскрыть потайные мечты и устремления.
  • Реализовать свой потенциал полностью.
  • Научиться понимать людей.
  • Научиться выявлять потенциальные проблемы заранее.
  • Избавиться от реактивного мышления.
  • Изменить свой характер в лучшую сторону.

Разумеется, если у вас получится достичь чего-нибудь из этого списка, это увеличит уверенность в себе и поднимет самооценку. Звучит, как сказка, да вот только нужно сразу отметить, что это процесс вечный.

Вы можете реализовать свой потенциал или научиться принимать отличные решения, но для этого нужно очень много трудиться. И даже через несколько десятков лет останутся пробелы в знаниях и понимании. Приучите себя к тому, что это обучение длиною в жизнь.

Если получится избавиться, к примеру, от реактивного мышления, это принесет с собой дополнительно ряд преимуществ: вы прекратите жаловаться, обижаться, импульсивно реагировать на фразы собеседника, покупать ненужные товары по акции и многое другое.

Упражнения для дневника

Дневник — это лучший инструмент для саморефлексии. Поэтому в первую очередь нужно приобрести его, а лучше несколько, для разных целей.

Следует сразу сказать, что у саморефлексии цели как таковой нет. Безусловно, необходимо познать себя, только вот этот процесс будет продолжаться до конца жизни человека. Поэтому суть в процессе. Вы просто изучаете свою личность и делаете определенные выводы, которые помогают в различных ситуациях. Через некоторое время вы снова возвращаетесь к дневнику и переосмысливаете свои поступки. И так до бесконечности.

Как мы уже сказали, важно получать удовольствие от самого процесса познания себя, а не бояться этого. И если вы не знаете, о чем писать (в основном, дело в страхе), вот несколько хороших советов.

  • Мой идеальный день.
  • Три момента в моей жизни, которые я никогда не забуду.
  • Напишите об ужине, который будет сегодня вечером, после того, как он случится (эссе на три страницы, поэтому вам нужно запоминать каждую мелочь, каждое чувство, каждое действие).
  • Список ста вещей, которые приносят мне радость.
  • Список ста вещей, которые меня огорчают.
  • Я не могу представить свою жизнь без…
  • Напишите о том, когда вы поняли, что работа доставляет истинное удовольствие.
  • Используя десять слов, опишите себя.
  • Мне не нужна дополнительная мотивация и энтузиазм, чтобы…
  • Составьте список вещей, событий, людей, которые вдохновляют вас.
  • Я чувствую себя наиболее счастливым, когда…

Вопросы для дневника

Вопросы являются главным материалом для человека, который занимается саморефлексией. Они топливо для познания себя. Если вы не знаете, что у себя спросить, вот список, которого хватит на несколько месяцев (или на месяц, если у вас достаточно времени):

  • Правильно ли я использую свое время?
  • Принимаю ли я многие позитивные события в своей жизни как должное?
  • В чем я себя обманываю?
  • Просыпаюсь ли я утром готовым на подвиги? Если нет, то почему?
  • Какие негативные мысли посещают меня, когда я пытаюсь уснуть? Что с этим делать?
  • Могу ли я разрешить свои внутренние проблемы, которые вызывают стресс?
  • Кто я на самом деле?
  • Что меня больше всего беспокоит, когда я думаю о будущем? Почему?
  • Если бы это был последний день моей жизни, хотел бы я делать то, что собираюсь сделать сегодня?
  • Чего я действительно боюсь?
  • Держусь ли я за то, что нужно отпустить?
  • Что самое важное в моей жизни?
  • Имею ли я значение?
  • Я заставил сегодня кого-либо улыбнуться?
  • Когда я последний раз выходил из своей зоны комфорта?
  • Какой акт доброты в мою сторону запомнился мне на всю жизнь? Почему именно он?
  • Как я должен жить, зная, что умру?
  • Что мне нужно изменить в себе?
  • Кто оказал наибольшее влияние на мою жизнь?
  • Что оказало наибольшее влияние на мою жизнь?
  • Что я хочу больше всего в жизни?
  • В какой степени я контролирую свою жизнь?

Разбиваем саморефлексию на составляющие

Вы снова будете отвечать на вопросы, только теперь мы их будем сортировать по группам. Если предыдущие упражнения были нужны для комплексного понимания себя, то следующее поможет бить по определенным точкам.

В конце дня

  • Как прошел мой день?
  • Что конкретно произошло?
  • Что хорошего случилось?
  • Что я ценю из того, что сегодня произошло?
  • О чем я сожалею?
  • Почему я так себя чувствую?
  • Какие ценные уроки я могу извлечь из всего этого?

Принятые решения

  • Какие конкретные решения я принял сегодня?
  • Какие намерения у меня были при принятии этих решений?
  • Почему я принял эти решения, а не другие?
  • К каким результатам привели эти решения?
  • Они позитивные или негативные? Почему?
  • Какие ценные уроки я могу извлечь из всего этого?

Действия и поведение

  • Какие ключевые действия я совершил сегодня?
  • Насколько они были эффективны?
  • Влияли ли страхи на мои действия и поведение? Каким образом? Какие именно страхи?
  • Потакал ли я своим зависимостям сегодня? Почему?
  • Что конкретно у меня получилось сегодня?
  • Что не получилось? Почему?
  • Какие ценные уроки я могу извлечь из всего этого?

Мыслительный процесс

  • Какие мысли посещали мою голову сегодня чаще всего? Почему?
  • Я их контролировал или пустил на самотек?
  • Было ли мое мышление оптимальным? Если нет, то как я должен поступать завтра?
  • Как можно было бы подумать иным образом о сегодняшней ситуации?
  • Какие преимущества я получу, если начну иначе думать о своих проблемах?
  • Какие ценные уроки я могу извлечь из всего этого?

Пережитые эмоции

  • Какие эмоции я испытывал в течение дня? Почему так произошло?
  • Какие события, обстоятельства и люди поспособствовали этим эмоциям?
  • Как я справлялся со своими эмоциональными переживаниями?
  • Я справлялся с ними полезным (медитация) или вредным (курение) способом?
  • Как я могу научиться более эффективно управлять своими эмоциональными переживаниями?
  • Какие ценные уроки я могу извлечь из всего этого?

Система убеждений

  • Во что я верю сегодня?
  • Во что я верю относительно себя, других людей и событий дня?
  • Эти убеждения обоснованны?
  • В каких ситуациях я склонен делать скоропалительные выводы?
  • Какие позитивные убеждения влияли на меня в течение дня?
  • Какие ограничивающие убеждения мешали мне?
  • Какую ценную информацию я могу получить о себе, учитывая мою систему убеждений?

Отношения с людьми

  • Как я сегодня вел себя и общался с другими людьми?
  • Возникали ли у меня какие-нибудь конфликты?
  • Как я с ними справился?
  • Как я отреагировал на критику или отказ?
  • Как я сегодня доносил свою точку зрения до других людей?
  • Насколько эффективно я это делал?
  • Насколько эффективно я считывал эмоциональные потребности и намерения других людей?
  • В каких аспектах общения мне нужно улучшить себя?

Мироощущение

  • Каково мое мироощущение сегодня?
  • Оно сегодня было больше оптимистическим или пессимистическим? Почему?
  • Что конкретно повлияло на меня сегодня? Какой именно триггер?
  • Этот триггер был внутренним или внешним?
  • Сегодня я сделал максимум из того, что мог? Почему?
  • Был я сегодня разумным, добрым и скромным?
  • Какие ценные уроки я могу извлечь из всего этого?

Проблемы

  • Какие вызовы сегодня стояли на моем пути?
  • Как я реагировал на эти вызовы?
  • Каков был результат?
  • Что именно я сделал, что помогло мне преодолеть проблемы?
  • Как насчет проблем, которые я не преодолел? Почему это случилось?
  • Делал ли я для себя сегодня какие-нибудь оправдания? Почему?
  • Почему эти проблемы было трудно преодолеть именно сегодня? Дело в моей психике или в знаниях?
  • Какие ценные уроки я вынес сегодня, когда пытался справиться со своими трудностями?

Сыгранные роли

  • Каким я был родителем, сестрой, учителем, другом, наставником, супругом, лидером, товарищем по команде, менеджером, сыном и так далее?
  • Где я оправдал свои ожидания?
  • Где я не смог соответствовать стандартам, которых я придерживаюсь для себя в каждой из этих ролей?
  • Был ли мой день сбалансированным (работа-жизнь)? Если нет, то почему?
  • Что ценного я могу извлечь из всех этих размышлений?

Здоровье

  • Заботился ли я о своем теле сегодня?
  • Я делал зарядку? Занимался спортом?
  • Я ел полезную пищу?
  • Я присматривал за своими мыслями?
  • В каких моментах я себя подвел?
  • В каких компонентах я могу себя улучшить завтра?

Возможности

  • Какие возможности я получил сегодня?
  • Как я воспользовался этими возможностями?
  • Почему я не смог в полной мере воспользоваться своими возможностями?
  • Какие ценные уроки я могу извлечь из этого опыта?

Полученные знания

  • Какие ценные знания я приобрел сегодня?
  • Чем мне запомнилась книга или информация, которую я сегодня прочел?
  • Как я могу использовать сегодняшние знания завтра?
  • Каких знаний мне по-прежнему не хватает?
  • Как я смогу приобрести эти знания?

Как видите, себе можно задавать огромное количество вопросов. Умение их придумывать ограничено исключительно пределами вашего воображения.

Чем чаще вы задаете себе вопросы и отвечаете на них, тем скорее обнаружите, что получили более глубокие знания не только о себе, но и о психике других людей.

Следующий уровень саморефлексии

Выше мы спрашивали себя о том, как прошел день, какие мысли и реакции возникали. Однако, чтобы перейти на уровень выше, нужен еще один шаг.

Вам необходимо рассмотреть истинную ценность уроков, которые вы извлекли из своего опыта. Другими словами, нужно поставить увеличительное стекло на каждый из ответов и копнуть еще глубже.

Давайте сначала рассмотрим события и обстоятельства дня и глубоко задумаемся о том, что произошло. Чтобы сделать это, ответьте на следующие вопросы:

  • Вижу ли я происходящее ясно?
  • Являются ли ситуации такими, какими я их вижу или могут быть другими?
  • Как другие люди могут рассматривать эти ситуации?
  • Как еще я могу рассматривать события, людей и обстоятельства сегодняшнего дня?

Теперь давайте рассмотрим причинно-следственные связи и научимся находить любые шаблоны. Спросите себя:

  • Что конкретно я делал в течение дня?
  • Каков был прямой результат от каждого решения, которое я принял?
  • Почему именно таким был результат, а не другим?
  • Мог ли я привлечь в свою жизнь всех этих людей и обстоятельства при помощи своих мыслей, убеждений и поведения? Если бы они были другими, тогда меня бы окружали другие люди, и я бы оказался в других обстоятельствах?
  • Какие причинно-следственные связи я сейчас вижу?
  • Какой вывод я могу сделать из всего этого, что поможет мне в дальнейшем?

Заключительный вопрос, приведенный выше, говорит об уроках и выводах, которые можно извлечь. Этим мы сейчас и займемся. Спросите себя:

  • Что я узнал сегодня?
  • Что конкретно я узнал о себе сегодня?
  • Что я узнал о своих проблемах и о взаимодействии с другими?
  • Что я узнал о людях?
  • Чему меня научили другие люди при помощи своего поведения, слов и действий? Чему научили косвенно?
  • В каких аспектах я сегодня вырос как личность?
  • Почему этот уровень роста важен для меня?
  • Если бы я получил еще один шанс, что сделал бы иначе?

Когда мы извлекаем уроки прошлого, важно также забросить свои сети в будущее. Нужно научиться планировать и приготовиться к проблемам, которые наверняка ждут за углом. В конце концов, это ведь единственный шанс добиться прогресса. Спросите себя:

  • Как мне настроить свое мышление и психику таким образом, чтобы посвятить завтрашний день своей цели и не отвлекаться на ненужное?
  • Как мне завтра выражать свои ценности?
  • Какие навыки я должен изучить и какую информацию получить?
  • Какие конкретно знания мне нужны, чтобы значительно приблизиться к моим желанным целям и задачам?
  • Как я смогу получить эти знания?
  • Кто бы мог меня поддержать во время этого путешествия?
  • Как я смогу получить поддержку других людей?
  • От чего мне нужно избавиться сегодня, чтобы получить преимущество для завтра?

Тщательно проанализировав вопросы и ответив на них, вы получите прочную платформу, которая может понадобиться для прогресса завтра. Отныне вы не будете придумывать оправдания и жаловаться на свою жизнь. Вместо этого вы осознаете, что целиком и полностью контролируете себя, являетесь активным, а не пассивным участником событий и можете напрямую влиять на свою судьбу и успех.

Что делать дальше? Процесс саморефлексии идет рука об руку с осознанностью и самонаблюдением. Следовательно, если вы внимательны относительно того, что происходит внутри и снаружи, то сможете собирать невероятно ценную информацию, которую затем будете использовать при ответах на вопросы. Помимо этого, у вас улучшится память и концентрация, потому что они тесно связаны с вниманием.

Советуем вам целенаправленно заниматься саморефлексией 10-15 минут в день, утром или вечером. И, по возможности, оставаться осознанным как можно дольше.

Книги

Огромное количество книг, особенно художественных, наполнено рефлексией автора или персонажей. Значит, нужно выбрать самые показательные, что мы и попытались сделать.

  • «Преступление и наказание» Федор Достоевский;
  • «Человек в поисках смысла» Виктор Франкл;
  • «Искусство быть счастливым» Далай-Лама;
  • «Над пропастью во ржи» Джером Сэлинджер;
  • «Размышления» Марк Аврелий;
  • «Убежище» Анна Франк.

Помните, что заниматься саморефлексией следует осторожно, чтобы не замкнуться исключительно на себе. Окружающий мир также интересен и прекрасен. И второе: это вечный процесс, поэтому научитесь получать искреннее удовольствие от познания себя.

Желаем вам удачи!

Саморефлексия, рефлексия или самокопание – коктейль из трех ингредиентов или отдельные качества? Как разобраться?

Саморефлексия — это способ отражения реальности в сознании человека. Если говорить академическим языком. Но это понятие слабо показывает действительность. Под термином стоит понимать способность человека самостоятельно, сознательно (или не очень) анализировать свои мысли, поступки. То есть все то, что он делает и думает. В структуре явления можно выделить два основных компонента:

  • Умственный. Или теоретический. То есть собственно размышления о себе. Идеальный вариант, если человек способен размышлять о себе объективно, без искажений и прикрас.
  • Практический. Основанный на способности менять собственное поведение. В противном случае смысла в длительных самокопаниях нет. Если рефлексирующий не меняет собственные привычки, образ мышления.

Чаще всего саморефлексия ассоциируется с простым самокопанием и бичеванием.  Сделал(а) то то и другое, это плохо. И такие мысли могут преследовать человека годами. Это неверная тактика. При правильном подходе саморефлексию можно превратить в мощный инструмент развития личности.

Как это сделать и что нужно, чтобы стать лучше, а не застрять в пустых мыслях? Стоит разобраться.

О терминологии и разности понятий

В чем разница между рефлексией и саморефлексией?

Существует два основных подхода к трактовке и соотношению этих терминов:

Первая полностью отождествляет оба явления. Что, в общем, не вполне верно.

Вторая куда точнее. Рефлексия — это отражение (причем в буквальном переводе) явлений действительности в сознании человека. А также полное осмысление действительности через субъективную призму. Через собственное восприятие. В таком ключе и нужно понимать термин.

Если говорить именно так, то и второе понятие становится вполне понятным.

Саморефлексия — это осмысление собственных действий, поступков, мыслей и прочей продукции субъективной деятельности, в том числе умственной. Осмысливаются мысли, поступки, привычки, собственные черты личности (как позитивные, так и особенно важно — негативные) и прочее.

По сути понятия отличаются не столь сильно. Просто рефлексия — более широкий и многогранный термин. Практическая ценность такого разграничения в том, что рефлексирующий четко понимает, что он делает и зачем.

Зачем человеку нужна саморефлексия и что она дает

Саморефлексия нужна по двум простым причинам:

  • Она составляет основу самообучения. Если человек не умеет рефлексировать, он стоит на месте и не развивается. Иногда это признак психопатологии.
  • Она позволяет пересмотреть свои взгляды, составляет основу социализации. Усвоение норм и ценностей общества.

Что дает саморефлексия:

Учит понимать людей. Рефлексируя, пациент лучше понимает себя. Он отражает собственное я, сопоставляет его с другими. Главное, чтобы это не превращалось в пустое сравнение – кто лучше, а кто хуже. При грамотном подходе удается лучше понять других, их мотивы и поступки. Метод простой — поставь себя на место другого и подумай, как будешь действовать в его положении.

Позволяет переработать собственный опыт. Как положительный, так и негативный. Нужно понимать, что отрицательный опыт также очень ценен. Порой больше, чем положительный.

Можно найти свои сильные стороны и недостатки. Для этого существуют специальные упражнения. Нужно взять лист бумаги и поделить его на 2 части. Слева написать недостатки, справа достоинства. Затем взять список недостатков и постараться проработать каждый. Две недели-месяц на один недостаток. Каждый этап сопровождается составлением списка заново.

Учит организовывать мышление. Смотреть вперед, оглядываясь назад, чтобы извлечь опыт из прошлых ошибок.

Дает возможность пересмотреть собственные приоритеты, отношение к вещам. Личность человека — не что-то статичное. Это динамичная система. Прошлые цели могут быть неактуальны. Но не всегда это с ходу понятно. Саморефлексия дает шанс пересмотреть отношение к вещам, сменить цели и задачи. Вырасти над собой.

Развивает интуицию. Человек учится применять чутье на практике.

Позволяет отказаться от многих пагубных привычек. Например, в ходе саморефлексии можно понять, что курение вредит здоровью. Поздний сон создает проблемы на учебе и работе, и прочее. Это лишь два простых примера. Плохих привычек может быть намного больше: вплоть до избыточной болтливости и прочих моментов.

Устраняет ненужные блоки. Те, которые сдерживают от полноценной деятельности, раскрытия своего потенциала. Часто такие блоки связаны с избыточной стеснительностью или застенчивостью, проблемами в общении. Человек может сознательно перейти к действиям после размышлений.

Учит принимать правильные и взвешенные решения. С помощью умеренных размышлений над собой и своей жизнью удается избавиться от импульсивных действий. Взвесить все за и против и только потом переходить к активному поведению.

Когда вы достигнете хотя бы одной поставленной цели, реализуете один единственный пункт из списка — почувствуете себя увереннее. Это поднимет самооценку. Пункты действуют кумулятивно, позволяют быстро расти и развиваться как личности.

Что такое саморефлексия

Как выбраться из бесконечных самокопаний и мылить продуктивно

В психологии саморефлексия — это мощный способ развиться как личности, сделать себя лучше. Преобразить окружающий мир через собственную деятельность, добиться успеха в жизни.

Все это, конечно, хорошо, но почему в таком случае у людей столько психологических проблем? Вопрос хороший. Дело в том, что часто саморефлексию, продуктивный и полезный процесс путают с самокопанием. Это основная проблема.

Почему человек скатывается в слезливое «жаление» себя или же жесткое самобичевание вместо полезной деятельности?

Стоит рассмотреть причины и методы борьбы с ними:

Недостаток внимания и заботы в детстве

Как правило, если ребенок не получил достаточного количества любви и внимания, он ощущает себя брошенным и одиноким, никому не нужным. Это чувство глубокой неполноценности и какой-то ущербности сопровождает страдающего всю жизнь. Не позволяет объективно взглянуть на себя. Между тем, объективность и есть ключ к саморефлексии, осмыслению себя. Искажения касаются всего: от способностей до собственного потенциала. Понятно, что человек, который ощущает себя ничтожным не способен мыслить продуктивно.

Как справиться: без глубокой психологической проработки ситуации устранить чувство собственной бесполезности не получится. Это комплекс неполноценности, от которого лечатся годами. Все же, кое-что своими силами сделать можно. Отлично работает комплекс двух методов:

  • Самовнушение. Каждый день нужно говорить о себе хорошо. Аффирмации, аутотренинги позволяют поверить в себя. Ищите то, чем можно гордиться. Пусть и не глобальные достижения.
  • Второй способ — нужно ставить цели и добиваться их. Небольшие. Я ленивый(ая) — заставьте себя делать то, что не хочется и так далее.

Психологическое насилие в детские годы

Создает примерно ту же ситуацию. Если не более тяжелую. Поскольку ребенка изначально заставляют думать, осознавать, что он ничто. В некоторых случаях это куда опаснее физического насилия. Если психика подвижная, ранимая, тот же эффект наступает и во взрослом возрасте. Вечно недовольный всем муж, сварливая, истеричная жена, близкие люди, которые должны оказывать поддержку, но делают все наоборот.

Метод «лечения» примерно тот же. Однако вы обязательно должны избавиться от токсичного окружения. Уйти от него как можно дальше, чтобы ничего не мешало справиться с психологическими проблемами. Только потом можно говорить об эффективной саморефлексии.

Неумение организовать себя

Присуще людям с некоторыми личностными особенностями. Например, шизоидам, истероидам, нарциссическим личностям. В этом случае саморефлексия отрывочная, неполноценная. Когда выдается свободная минута, такие люди соскальзывают с мысли на мысль, в итоге не прорабатывают и не осознают какое-либо качество, привычку. Может появиться гадкое чувство неполноценности, но реже, чем в прошлых описанных случаях. Плюс оно не имеет той стойкости, не определяет жизнь.

Как справиться. Чтобы эффективно рефлексировать, нужно целенаправленно организовать себя. В день нужно выделять 10 минут на целенаправленное осмысление того, что произошло за сутки. Желательно составить список из нескольких вопросов. Например: как прошел день? Что я успел(а) сделать? Что мне понравилось в себе? Что нет? И так Далее. Постепенно можно и нужно увеличить время до 30-40 минут. Главное не перетрудиться, иначе процесс превратится в бесплодное самокопание.

Саморефлексия или самокопание

Проблемы с общением, глубокая интроверсия

Неумение выстраивать социальные связи, общаться с другими развивается в качестве вторичного процесса. Интроверту это не сильно и нужно. Часто такие люди умеют рефлексировать правильно, но делают это в негативном ключе. То есть всегда выискивают в себе недостатки, но опять же не стремятся реально прорабатывать ситуацию. Я не умею общаться. Да? Ну и пусть. Стоило бы бросить курить. Но все же курят и ничего не случается. У меня нечеткая речь, надо бы поработать над дикцией. Но я мало общаюсь, мне это не нужно на самом деле. Примеров можно привести сотни. Негативная саморефлексия не приводит к результату.

Лечение. Справиться с ситуацией можно, если организовать процессы осмысления. Нужно задавать правильные вопросы. Для людей с высоким уровнем саморефлексии характерно скатывание в самокопание. Поэтому важно структурировать действия. В день нужно задавать себе четыре вопроса. Что я думаю о прошедшем дне? Что мне понравилось в себе, что я сделал(а) правильно? Что, как мне кажется, с сделал(а) не так? Как я буду действовать завтра? Постепенно список можно расширить. Главное, чтобы в осмыслении были задействованы мысли, действия, чувства, привычки.

Склонность к перфекционизму

Способность человека к саморефлексии в случае с личностями-перфекционистами играет злую шутку. Такие «пациенты» страдают от способности рефлексировать и сразу же впадают в самокопание, выискивая в себе недостатки. Также стремление к мнимому совершенству не позволяет действовать, и это самое плохое. Сегодня я не справился с задачей, значит, у меня никогда не получится. Следовательно, я не буду делать этого никогда. Хотя такой вариант присутствует не всегда. Порой человек берется с еще большим рвением, но такое случается редко и пользу делу не приносит. Скорее наоборот. Создает лишнюю психологическую нагрузку, не позволяет продуктивно работать.

Что делать? Нужно понять простую истину. Идеал, к которому стремится перфекционист — не существует. Ошибки — это нормальная часть процесса обучения и неотъемлемая часть практики. Как раз их, а не неудачу нужно осознавать и прорабатывать, чтобы такого не было в будущем. Поскольку речь идет о складе личности, особой черте характера, справиться с перфекционизмом полностью не получится. Необходима помощь психолога, чтобы понять то, что сказано выше.

Особенности личности. Нарциссический склад

В этом случае речь скорее не о самокопании, а о жалости к себе. Потребность в самоутверждении и саморефлексии у нарциссов выше, чем у личностей прочего склада. Поскольку им нужно признание, они часто ведут себя нелогично, что и становится причиной ошибок. А ошибки — идеальная почва для самобичевания. В него нарциссы и скатываются, параллельно жалея себя. При выраженной акцентуации процесс превращается в шоу, все видят и слышат, о чем думает нарцисс.

Лечение. Нужно структурировать процесс саморефлексии. Сделать это не так сложно. Задавайте себе все те же 4 вопроса в конце дня. Затем, по потребности, список можно расширить. Устранить наиболее грубые нарциссические черты можно под контролем психолога. Самоконтроль работает не всегда, особенно в случае со столь чувственными личностями, как истероиды и нарциссы.

Все названные причины можно скорректировать. Все зависит от желания и готовности поработать над собой.

Почему саморефлексии нет

Если саморефлексии нет: почему и что делать

Процесс присущ любому. Но в разной мере, поскольку различаются склады личности, психотипы, приоритеты, общий уровень психического, интеллектуального развития.

Как правило, выше всего склонны к описываемому процессу люди с высоким уровнем интеллекта. Порой до состояния «горя от ума». Но бывает, что саморефлексии практически нет. Причины такого состояния и что делать.

  • Недостаточное воспитание

Состояние, при котором ребенку не рассказывают что к чему. Что хорошо, а что плохо. Еще хуже, если правильные модели поведения не показывают на практике, ничем не заинтересовывают ребенка. Растет довольно «пустая» и слабо ориентированная на перемены и развитие личность. Особенно плохо, если еще и психотип не способствует саморефлексии. Как, например, у артистичных истероидов.

Устранение. Нужна помощь психолога. Никогда не поздно расти над собой. Вопрос только в организации правильного процесса. Нужно регулярно отводить по 10-15 минут на осмысление прошедшего дня. Чтобы учиться работать над собой.

  • Избыточная опека

Когда ребенка в буквальном смысле душат любовью и заботой. Нет необходимости осознавать собственное поведение. Между тем, области мозга, ответственные за саморефлексию работают и задействованы с ранних лет. Речь идет о лобных долях. Молодой человек не учится менять свое поведение. Эти проблемы переходят во взрослую жизнь и никуда не деваются.

Рецепт «излечения» тот же самый. Но нужно работать под контролем грамотного психолога.

  • Педагогическая запущенность

Когда ребенком вообще никто не занимается. Это крайняя степень недостаточного воспитания. Нужно консультироваться у практикующего психолога. Такая проблема устраняется в детском возрасте. Во взрослые годы справиться с ней трудно.

  • Психопатологии

Саморефлексия не характерна для пациентов с крайней степенью психопатологии: шизофрении с выраженным дефектом, олигофрении второй степени и тяжелее. При незначительно выраженном патологическом процессе зачатки присутствуют. Их нужно развивать.

Как справиться? Нужно лечение основного заболевания. При психозах необходимы нейролептики. По потребности также и транквилизаторы. Также обязательно участие педагога, чтобы скорректировать состояние в ранние годы, насколько это возможно.

  • Экстраверсия в развитой степени

Чрезмерная общительность и открытость, порой граничащие с болтливостью и навязчивостью.

Лечение. Даже «махровых» экстравертов можно научить саморефлексии. Важно обратить внимание на пользу: более продуктивное общение, установление социальных связей.

путь знания, путь воина, цитаты, сновидение, сталкинг, перепросмотр, неделание, внутренний диалог, чувство собственной важности, магические пассы, нагуализм, постнагуализм, Carlos Castaneda

Саморефлексия (англ. self-reflection)

Он сказал, что одной из самых драматических черт человеческой природы является ужасная связь между глупостью и саморефлексией.

Именно глупость заставляет нас отвергать все, что не согласуется с нашими рефлексивными ожиданиями. Например, являясь обычными людьми, мы не в состоянии оценить наиболее важный аспект знания, доступного человеческим существам: наличие точки сборки и ее способность сдвигаться.

- Человеку рациональному кажется немыслимым, что должна существовать невидимая точка, в которой собирается восприятие, - продолжал он. - Еще более немыслимым кажется то, что эта точка находится не в мозге, - это он еще мог бы смутно себе представить, если бы принял идею ее существования.

Дон Хуан добавил, что непоколебимое стремление рационального человека твердо придерживался образа себя - это способ надежно застраховать свое дремучее невежество. Он, например, игнорирует тот факт, что магия - это не заклинания, не магические формулы, не фокус-покус, но свобода восприятия не только повседневного мира, но и любого другого, доступного человеческому существу.

Цель

Разбить зеркало саморефлексии

Каждый из нас в равной степени подвержен своей саморефлексии, - продолжал он. - Это проявляется в виде потребностей. Например, до того, как я стал на путь знания, моя жизнь была бесконечной чередой потребностей. И даже годы спустя после того, как Нагваль Хулиан взял меня под свое крыло, я все еще испытывал множество потребностей, может быть, даже в большей степени, чем раньше. Однако существуют и маги, и обычные люди, которые не нуждаются ни в чем. Они получают умиротворение, гармонию, смех, знание непосредственно от духа. Такие люди не нуждаются в посредниках. Другое дело - ты и я. Я - твой посредник, моим был Нагваль Хулиан. Посредники, кроме того, что предоставляют минимальный шанс - осознание намерения, еще и помогают разбить зеркало саморефлексии. Единственной конкретной помощью, которую ты когда-либо получал от меня, является разрушение твоей саморефлексии. Если бы это было не так, ты попросту терял бы время. Это единственная реальная помощь, которую я тебе оказывал.
Пока дон Хуан говорил о том, как разбить зеркало саморефлексии, совсем стемнело. Я сказал ему, что чудовищно устал и предложил прервать наше путешествие и вернуться домой. Однако он настаивал на продолжении пути, заметив, что необходимо использовать каждую минуту наших с ним встреч, чтобы рассмотреть истории магов или вспоминать происходившие у меня сдвиги точки сборки.

Я был не в духе и пожаловался на то, что сильная усталость может породить во мне чувство неуверенности и неопределенности.

- Твоя неуверенность вполне понятна, - сказал дон Хуан как нечто само собой разумеющееся. - В конце концов ты имеешь дело с новым видом непрерывности. Нужно время, чтобы привыкнуть к ней. Воины проводят годы в таком состоянии, когда они уже не обычные люди, но еще и не маги.

- Что с ними происходит потом? - спросил я. - Они выбирают что-то одно?

- Нет. Они не имеют выбора, - ответил он. - Все они в конце концов осознают, что стали магами. Трудность заключается в том, что зеркало саморефлексии чрезвычайно могущественно, и его можно одолеть только после беспощадной битвы.

Безупречность

- Безупречность, как я уже говорил тебе много раз, это не мораль, - сказал он. - Она только напоминает мораль. Безупречность - это только наилучшее использование нашего уровня энергии. Естественно, это требует и бережливости, и благоразумия, и простоты, и моральной чистоты; но прежде всего это подразумевает отсутствие саморефлексии. И хотя это напоминает выдержку из монастырского устава, но это не так.

Маги говорят, что для того, чтобы управлять духом, - а под этим они подразумевают управление движением точки сборки, - необходима энергия. Единственная вещь, которая сберегает для нас энергию - это наша безупречность.

Дон Хуан заметил, что вовсе не обязательно изучать магию, чтобы сдвигать точку сборки. Иногда вследствие драматических обстоятельств, таких как война, лишения, стрессы, усталость, горе, беспомощность - точка сборки человека подвергается глубоким сдвигам.

- Если бы человек, который находится в подобных обстоятельствах, был способен воспринять идеологию магов, - сказал дон Хуан, - то он был бы способен без проблем довести до предела этот естественный сдвиг. И люди могли бы искать и находить необыкновенные вещи, вместо того, чтобы делать то, что люди обычно делают в подобных обстоятельствах - жаждать поскорее вернуться в обычное состояние.

Когда движение точки сборки доведено до предела, - продолжал он, - как обычный человек, так и ученик магии становятся магами, потому что благодаря предельному усилению этого движения непрерывность разрушается так, что восстановить ее уже нельзя.

- Как можно до предела усилить это движение? - спросил я.

- Благодаря устранению саморефлексии, - ответил он. - Движение точки сборки или разрушение непрерывности не является реальной трудностью. Реальной трудностью является накопление энергии. Если у кого-то есть энергия, и если его точка сборки сдвинулась, он открывает для себя поистине непостижимые вещи.

Дон Хуан объяснил, что все трудности для человека состоят в том, что интуитивно он осознает свои скрытые ресурсы, но не отваживается воспользоваться ими. Вот почему маги говорят, что человек находится в положении, среднем между глупостью и невежеством. Он сказал, что люди сейчас более чем когда бы то ни было нуждаются в обучении новым идеям, которые касались бы их внутреннего мира, - идеям магов, - а не в социальных идеях, ставящих человека перед лицом неизвестного, перед лицом его личной смерти. Сейчас более чем когда бы то ни было мы нуждаемся в том, чтобы обучиться тайнам точки сборки.

Возросшая энергия за счет исчезновения чувства собственной важности

Он сказал, что маги могут находить такие места, воспринимая всем своим телом небольшие всплески волн энергии там, где они находятся. Возросшая энергия магов, полученная за счет исчезновения чувства собственной важности, позволяет их чувствам расширить свой диапазон восприятия.

Я постоянно стараюсь показать тебе, что единственно правильными действиями как для магов, так и для обычных людей являются те, что направлены на сопротивление вовлечению нас в наш образ себя, - продолжал дон Хуан. - Цель Нагваля в отношении его учеников - это разбить зеркало их саморефлексии.

Восстановление связующего звена с духом

Он объяснил, что та особая последовательность, которую он имеет в виду, требует осознавания того, что самозначительность является той силой, которая удерживает точку сборки фиксированной. Когда самозначительность уменьшается, то больше не расходуется энергия, которая обычно тратится на ее поддержку. Увеличенная таким образом энергия затем служит своего рода трамплином для отправления точки сборки в невообразимое путешествие автоматически и непреднамеренно.

Такой сдвиг точки сборки уже сам по себе означает отход от саморефлексии, а это в свою очередь обеспечивает четкое связующее звено с духом. Он добавил, что в конце концов именно саморефлексия когда-то и разъединила человека с духом.

Достижение

Искоренение привычек (инвентарный список)

Для того, чтобы идти в неизвестное и отдавать себе отчет в том, что там происходит, тебе не хватает свободной энергии. Выстраивая истины об осознании в определенном порядке, видящие увидели, что первое внимание потребляет все свечение осознания, которым обладает человеческое существо. Свободной энергии при этом практически не остается. Вот в чем твоя нынешняя проблема. Рано или поздно каждому воину предстоит проникнуть в неизвестное. Поэтому новые видящие рекомендуют экономить энергию. Но откуда ее взять, если вся она задействована? Новые видящие говорят: свободную энергию можно добыть, искореняя привычки, которые не являются необходимостью.

Дон Хуан остановился и спросил, есть ли у меня вопросы. Я поинтересовался, что происходит со светимостью осознания при искоренении ненужных привычек.

Он ответил, что осознание в этом случае выходит из состояния замкнутости на самом себе (self-reflection), обретая свободу для концентрации на чем-нибудь другом.

- Неизвестное неизменно присутствует здесь и сейчас, - продолжал дон Хуан, - однако оно находится за пределами возможностей нашего нормального осознания. Для обычного человека неизвестное является как бы ненужной, лишней частью его осознания. А становится оно таковым потому, что обычный человек не обладает количеством свободной энергии, достаточным для того, чтобы отследить и ухватить эту часть самого себя.

Остановка саморефлексии

См. Урок Дона Хуана о безжалостности

Неделание

Дон Хуан напомнил мне, что когда-то он познакомил меня с понятием остановки мира. Он сказал, что остановка мира является такой же необходимостью для мага, как для меня - чтение и письмо. Она заключается в том, что в ткань повседневного поведения привносится какой-то диссонирующий элемент с целью всколыхнуть обычно монотонное течение событий повседневной жизни - событий, разложенных нашим разумом по полочкам нашего сознания.

Диссонирующий элемент назывался "неделанием", или противоположностью "деланию". "Делание" - это все, что является частью целого, в котором мы отдаем себе отчет. "Неделание", в свою очередь, есть элемент, не принадлежащий к этому строго очерченному целому.

- Маги, будучи сталкерами, в совершенстве понимают человеческое поведение, - сказал, он, - Они понимают, например, что человеческие существа являются плодом инвентаризационного списка. Знание того или иного списка делает человека учеником или мастером в своей области.

Маги знают о том, что если инвентаризационный список среднего человека разрушается, такой человек или расширяет его, или же рушится его собственный мир саморефлексии. Обычный человек стремится включить в свой список новые темы, если они не противоречат основополагающему порядку этой описи. Однако если темы противоречат друг другу, разум человека рушится. Инвентаризационная опись - это разум. И маги принимают это во внимание, когда пытаются разбить зеркало саморефлексии.

Безжалостность

Моя точка сборки достигла места без жалости, когда под влиянием превращения дона Хуана она была вынуждена покинуть свое привычное положение саморефлексии.

- Находясь в положении саморефлексии, - продолжал дон Хуан, - точка сборки собирает мир ложного сострадания, который на поверку оказывается миром жестокости и эгоцентризма. В этом мире единственно реальными чувствами оказываются лишь те, которые каждому из нас удобно испытывать в данный момент. Для магов безжалостность - это не жестокость. Безжалостность - это противоположность жалости к самому себе и чувству собственной важности. Безжалостность - это трезвость.

Смещение точки сборки

Сразу после позднего завтрака еще за столом дон Хуан объявил, что нам предстоит провести ночь в пещере магов, и что мы должны отправиться в путь. Он сказал, что для меня крайне необходимо посидеть там снова в полной темноте, чтобы дать возможность скальным образованиям и намерению магов сдвинуть мою точку сборки.

<...> - Что за странное чувство - понимать, что все, что мы думаем, все, что мы говорим, зависит от положения точки сборки, - заметил он.

И это было именно то, о чем я только что подумал и над чем смеялся.

- Я знаю, что твоя точка сборки в данный момент сместилась, - продолжал он, - и ты понял секрет наших цепей. Они держат нас в заточении, и приковывая к нашей такой удобной саморефлексии, они защищают нас от яростной атаки неведомого.

Для меня наступило одно из тех необычных мгновений, когда представления о мире магов становятся кристально ясными.

- Как только наши цепи разорваны - мы больше не ограничены интересами повседневного мира, - продолжал он, - и хотя мы по-прежнему остаемся в этом мире, но больше не принадлежим ему. Для того, чтобы быть его частью, мы должны разделять интересы людей, чего без цепей мы делать уже не можем.

Дон Хуан рассказал, что Нагваль Элиас однажды объяснил ему, что обычных людей отличает то, что все мы разделяем владение неким метафорическим кинжалом: заботами нашей саморефлексии. Этим кинжалом мы рассекаем себя и истекаем кровью. И наши цепи саморефлексии дают нам чувство, что мы истекаем кровью вместе, что все мы имеем нечто чудесное - нашу человеческую природу. Но если вглядеться повнимательнее, то окажется, что мы истекаем кровью в одиночестве, что мы ничем не владеем совместно и все, что мы делаем - это тешимся своими иллюзорными рефлексиями, являющимися нашим же творением.

Маги больше не пребывают в мире обыденных дел, - продолжал дон Хуан, - поскольку уже не являются жертвами саморефлексии.

Накопление энергии

вовсе не обязательно изучать магию, чтобы сдвигать точку сборки. Иногда вследствие драматических обстоятельств, таких как война, лишения, стрессы, усталость, горе, беспомощность - точка сборки человека подвергается глубоким сдвигам.

- Если бы человек, который находится в подобных обстоятельствах, был способен воспринять идеологию магов, - сказал дон Хуан, - то он был бы способен без проблем довести до предела этот естественный сдвиг. И люди могли бы искать и находить необыкновенные вещи, вместо того, чтобы делать то, что люди обычно делают в подобных обстоятельствах - жаждать поскорее вернуться в обычное состояние.

Когда движение точки сборки доведено до предела, - продолжал он, - как обычный человек, так и ученик магии становятся магами, потому что благодаря предельному усилению этого движения непрерывность разрушается так, что восстановить ее уже нельзя.

- Как можно до предела усилить это движение? - спросил я.

- Благодаря устранению саморефлексии, - ответил он. - Движение точки сборки или разрушение непрерывности не является реальной трудностью. Реальной трудностью является накопление энергии. Если у кого-то есть энергия, и если его точка сборки сдвинулась, он открывает для себя поистине непостижимые вещи.

Саморефлексия впадает в одну из трёх групп

– Мы простые существа, и каждый из нас относится к одной из трех групп. Я полагаю, что ты относишься ко второй. Сталкеры называют ее представителей «пердунами».

Я начал было протестовать, что предложенная им классификация унизительна, но решил воздержаться от длинной тирады. Я лишь заметил, что если сказанное о трех типах личности истинно, то каждый из нас пожизненно привязан к определенному типу, не имея возможности ни измениться, ни освободиться (redemption — искупление).

Он признал, что дело именно так и обстоит. Несмотря на это, один шанс на освобождение все-таки остается. Данным давно маги установили, что к этим трем категориям относится только (fell into one of the categories — в одну из этих трёх категорий впадает) наша личная саморефлексия (personal self-reflection).

– Наша беда в том, что мы принимаем себя всерьез, – сказал он. – К какой из трех групп относится наш образ себя, имеет значение лишь вследствие нашей самозначительности (self-importance). Если мы не являемся самозначительными, то нам больше нет дела до того, к какой группе мы принадлежим.

Я всегда буду оставаться пердуном, – продолжал он, трясясь от смеха, – и ты тоже. Но сейчас я – пердун, который не принимает себя всерьез, чего нельзя сказать о тебе.

Саморефлексия в простом смысле

В самом простом смысле раскрытие пузыря саморефлексии — это расширение кругозора.

Например, человек познаёт всё рационально, пытается всё свести к логике и формулам, его бесят иррациональные люди, он их не может понять логически и они его бесят. А потом раз, и его пузырь саморефлексии потрясается, и он начинает писать стихи (обычно бредовые) — он пытается инстинктивно включить иррациональный способ познания мира.

Обратный пример — это человек иррациональный. Когда его пузырь саморефлексии щёлкнут, как по лбу, он начинает рационализировать, начинает строить теории, искать логические взаимосвязи (обычно бредовые) — он, как и рациональный человек, тоже пытается включить новый для себя способ познания мира.

А нагуаль — это нечто запредельно иррациональное. Если рационального человека бесят иррациональные люди, то нагуаль такого человека просто порвёт. А иррационального человек нагуаль просто растворит потому, что он не сможет собрать себя в нечто упорядоченное.

См. также

Рефлексия — Википедия

Рефле́ксия (от позднелат. reflexio «обращение назад») — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле, — на содержание и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.

Согласно Пьер Тейяру де Шардену, рефлексия — то, что отличает человека от зверей, благодаря ей человек может не просто знать нечто, но ещё и знать о своём знании.

Согласно Эрнсту Кассиреру, рефлексия заключается в «способности выделять из всего нерасчленённого потока чувственных феноменов некоторые устойчивые элементы, чтобы, изолировав их, сосредоточить на них внимание»[1]

Одним из первых в психологии рассмотрением рефлексии занялся А. Буземан (1925—1926 гг.), который трактовал её как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя»[2].

В психологических исследованиях рефлексия выступает двояко:

  • как способ осознания исследователем оснований и результатов исследования;
  • как базовое свойство субъекта, благодаря которому становится возможным осознание и регуляция своей практичности.

Общее понимание

Рефлексия, в одной из наиболее современных её трактовок, может рассматриваться как связанная с процессом развития чего-либо (в частности, практики, деятельности, мышления, сознания и др.) и участвующая в этом процессе посредством снятия затруднений в его функционировании.

В обиходном, а также в некоторых психологических контекстах рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности (своеобразный самоанализ), например, собственных состояний, поступков и прошедших событий. При этом глубина такой рефлексии связана, в частности, с заинтересованностью человека в этом процессе, способностью его внимания замечать что-то в большей, а что-то — в меньшей степени, на что может влиять степень его образованности, развитость моральных чувств и представлений о нравственности, уровень его самоконтроля и многое другое. Считается, что представители различных социальных и профессиональных групп различаются в использовании рефлексии. Рефлексия, в одной из версий, может быть рассмотрена как разговор, своеобразный диалог с самим собой. Рефлексия также обычно рассматривается в связи со способностью человека к саморазвитию, и с самим этим процессом.

На рефлексии построены также некоторые специализированные модели в военном деле (см. Тактика, Стратегия, Стратагемы).

Определения рефлексии

Рефлексия является предметом изучения и орудием, применяемым в разных сферах человеческого знания и его использования: философии, науковедении, психологии, акмеологии, управлении, педагогике, эргономике, конфликтологии и др.

В качестве одного из определений рефлексии может быть рассмотрено следующее: рефлексия есть мысль, направленная на мысль (или направленная на саму себя). Возможно, сущность рефлексии — не в том, что она есть мысль, а в обращённости на себя и в том, что рефлексия в некоторых подходах может рассматриваться как генетически вторичное явление, возникающее из практики[источник не указан 2739 дней]. Одна из возможностей для появления рефлексии обнаруживается при возникновении непреодолимых затруднений в функционировании практики, в результате которых не выполняется практическая норма. Рефлексия, в таком случае — это выход практики за пределы себя самой, и в этом смысле она может рассматриваться как инобытие практики, а именно как процедура, осуществляющая снятие практического затруднения. Соответственно, рефлексия может вести к развитию и обновлению практики, и значит, она может рассматриваться не только как мысль, направленная на себя, но и как обращённость практики на себя[источник не указан 2739 дней]. В этом смысле рефлексия производна от практики.

В психологии творчества и творческого мышления рефлексия трактуется как процесс осмысления и переосмысления субъектом стереотипов опыта, что является необходимой предпосылкой для возникновения инноваций. В этом контексте принято говорить о рефлексивно-инновационном процессе, рефлексивно-творческих способностях (И. Н. Семёнов, С. Ю. Степанов), а также выделять разные формы рефлексии (индивидуальная и коллективная) и типы (интеллектуальная, личностная, коммуникативная, кооперативная).

Введение рефлексии в контекст психологического исследования и рассмотрение её с точки зрения личностно-смысловой динамики позволило таким исследователям, как С. Ю. Степанов и И. Н. Семёнов, разработать концептуальную модель рефлексивно-инновационного процесса, а также методику его изучения путём содержательно-смыслового анализа дискурсивного (речевого) мышления индивидуума и группы в процессе решения ими творческих задач. Использование этой методики для эмпирического изучения развертывания рефлексии в процессе индивидуального решения малых творческих задач (т. н. «задач на соображение») привело к выделению разных видов рефлексии: в интеллектуальном плане — экстенсивной, интенсивной и конструктивной; в личностном плане — ситуативной, ретроспективной и проспективной.

Рассмотрение взаимосвязи между рефлексией, творчеством и индивидуальностью человека позволяет, по мнению Е. П. Варламовой и С. Ю. Степанова, подойти к изучению проблемы творческой уникальности личности и роли рефлексии в её развитии.

У такого классика философской мысли, как Э. Гуссерль, как отмечает А. В. Россохин, рефлексия оказывается «способом видения», включённым при этом в сам метод описания, и, кроме того, она трансформируется в зависимости от объекта, на который направлена (например, рефлексия фантазии сама должна быть фантазией, рефлексия воспоминания — воспоминанием).[3]

Подходы к пониманию рефлексии и её аспекты

Традиционно (по крайней мере для отечественной психологии, в частности, начиная с работ И. Н. Семёнова и С. Ю. Степанова) выделяются 4 подхода к изучению рефлексии (или другими словами — 4 аспекта изучения рефлексии):[4][5]

  • кооперативный (Емельянов Е.Н., Карпов А. В., Лепский В. Е., Лефевр В. А., Щедровицкий Г. П., и др.). Рассматривается при анализе субъект-субъектных видов деятельности, а также при проектировании коллективной деятельности с учётом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов, а также кооперации их совместных действий.
  • коммуникативный (социально-психологический) (Андреева Г. М., Бодалёв А. А., и др.). Рефлексия рассматривается как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия, как специфическое качество познания человека человеком.
  • когнитивный или интеллектуальный (Брушлинский А. В., Корнилова Т. В., Кулюткин Ю. Н., Матюшкин А. М., Семёнов И. Н., и др.). Понимание рефлексии, как умения субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также рассмотрение рефлексии в связи с изучением механизмов мышления, прежде всего — теоретического.
  • личностный (общепсихологический) (Аллахвердов В. М., Василюк Ф. Е., Гуткина Н. И., Знаков В. В., Леонтьев Д. А., Петренко В. Ф., Петровский В. А., Семёнов И. Н., Степанов С. Ю., Шаров А. С., и др.). Построение новых образов себя, своего «я», в результате общения с другими людьми и активной деятельности, а также выработка новых знаний о мире.

Личностная рефлексия в традиционном понимании — это психологический механизм изменения индивидуального сознания. Согласно А. В. Россохину, личностная рефлексия — это «активный субъектный процесс порождения смыслов, основанный на уникальной способности личности к осознанию бессознательного (рефлексия нерефлексивного) — внутренней работе, приводящей к качественным изменениям ценностно-смысловых образований, формированию новых стратегий и способов внутреннего диалога, интеграции личности в новое, более целостное состояние.»[6]

Виды рефлексии

В зависимости от функций, которые выполняются рефлексией в различных ситуациях, А. В. Карпов и некоторые другие её исследователи, например, А. С. Шаров, выделяют следующие её виды:[7]

  • Ситуативная рефлексия — выступает в виде «мотивировок» и «самооценок», обеспечивающих непосредственную включённость субъекта в ситуацию, осмысление её элементов, анализ происходящего. Включает в себя способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также координировать и контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.
  • Ретроспективная рефлексия — служит для анализа уже выполненной деятельности и событий, имевших место в прошлом.
  • Проспективная рефлексия — включает в себя размышления о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов её осуществления, а также прогнозирование возможных её результатов.

Психологические характеристики рефлексии

  • Способность рефлексии изменять содержание сознания.
  • Способность рефлексии изменять структуры сознания (согласно А. В. Россохину).[6]

Рефлексия в физике

В физике понятие рефлексии используется в рамках квантовой теории.

В отношениях физического наблюдателя, измерительного прибора и измеряемой системы можно различать несколько теоретических позиций. Согласно одной из них квантовое измерение — это частный случай взаимодействия квантовых систем.

«Для всех практических нужд» в квантовой теории достаточно перечисления вероятностей исходов экспериментов, способности теории предсказать исход будущего эксперимента по результатам прошедших. Одна из главных трудностей в последовательной реализации этих представлений — это обратимость времени в уравнении Шрёдингера, его линейность и детерминистический характер/необратимость времени на макроуровне, происхождение вероятностей. Эти трудности вынуждают некоторых теоретиков вводить представление о новом, не выводимом из уравнения Шрёдингера процессе, редукцию волновой функции, которую иногда связывают с сознанием наблюдателя («Второй наблюдатель», по книге Юрия Карпенко)

Второй наблюдатель необходим, по Дитеру Цее, в многомировой интерпретации для объективации, единства наблюдаемого мира.

О проблеме второго наблюдателя упоминает и Джон фон Нейман, который доказал необходимость введения наблюдателя в процесс измерения.

Юджин Вигнер обсуждает проблему, связанную со вторым наблюдателем, после введения первого наблюдателя в процесс измерения.

См. также

Примечания

  1. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. — М., 1988. — С. 486.
  2. Степанов С. Ю., Семёнов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. — 1985. — № 3. — С. 31-40.
  3. Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2010. — С. 31.
  4. Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2010. — С. 21-22.
  5. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — С. 31.
  6. 1 2 Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2010. — С. 24.
  7. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — С. 32.

Литература

  • Вощинин А. В. Психология рефлексии в деятельности тренера. 2013. — 216 с. — ISBN 978-5-9908063-0-6.
  • Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — 424 с. — ISBN 5-9270-0052-5.
  • Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. — М.: ИП РАН, 2002.
  • Ладенко И. С. Модели рефлексии. — Новосибирск.: Изд-во «Институт философии и права СО РАН», 1992. — 80 с. — ISBN 5-85618-043-7
  • Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2010. — 304 с. — ISBN 978-5-89353-271-5.
  • Семёнов И. Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности
  • Шаров А. С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия. — Омск.: Изд-во ОмГПУ, 2000. — 358 с.
  • Шаров А. С. Жизненные кризисы в развитии личности: Учебное пособие для студентов, аспирантов и практических работников в области психологии. — Омск: Издательство ОмГТУ, 2005. — 166 с. — ISBN 5-8149-0282-5 (См.: Глава 2. Онтология рефлексии: функции и механизмы).
  • Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. — М.: Наследие ММК, 2005. — 800 с. — ISBN 5-98808-003-0.

Обсуждение:Рефлексия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ахтунг! В тексте статьи ссылка на явно лженаучный контент. "О физическом наблюдателе и операторе психофизики".

Ну так удалите его.. OckhamTheFox 18:29, 23 января 2007 (UTC)

По-моему, здесь путаница (особенно в примерах) в возможности человека представлять себя на месте другого (особенность человеческого социального мышления, кстати есть болезнь "аутизм" - люди с такой болезнью лишены подобного) и случай, когда человек начинать осознавать, кто он есть на самом деле D-Mann 20:21, 19 июня 2008 (UTC)

Рефле́ксия vs рефлекси́я[править код]

Специалисты любят говорить рефлекси́я. Но словари — рефле́ксия — Grenadine 23:15, 26 октября 2008 (UTC)

[1] — Grenadine 23:16, 26 октября 2008 (UTC)

Прошу убрать/переработать абзац с упоминанием слова "инновация". Причины:

1) Нет ссылок на информацию (фамилии с инициалами не в счёт)

2) Употребление здесь термина "инновация" в своём самом узком и неосновном смысле "создание нового" как минимум некорректно.

3) В разделе "Определения рефлексии" необходимы различные описания самого предмета, а не что он "позволил разработать".


Предлагается следующая редакция абзаца (хотя достаточно и первого предложения):

В психологии творчества и творческого мышления рефлексия трактуется как процесс осмысления и переосмысления субъектом стереотипов опыта. В этом контексте выделяют разные формы рефлексии (индивидуальная и коллективная) и типы (интеллектуальная, личностная, коммуникативная, кооперативная). Также различают виды рефлексии: в интеллектуальном плане - экстенсивная, интенсивная и конструктивная; в личностном плане - ситуативная, ретроспективная и проспективная. (Классификация по И.Н.Семёнову, С.Ю.Степанову).

83.149.36.86 18:44, 7 апреля 2010 (UTC)

"Самое себя" о субъекте рефлексии[править код]

Предлагаю не заниматься т.н. "войной правок", и оставить первоначальный вариант понимания рефлексии как "обращение внимания на самое себя", а не "на самого себя". Nак как в последнем случае субъект подразумевается мужского рода, а, например, не женского. Не будет правильно говорить также и "самоё себя", и тем более не "само себя". Верно говорить "самое себя". Это принятый в философии способ говорить безлично (без рода - муж. или жен.) о субъекте. --MaxR 05:31, 27 июня 2011 (UTC)

я из ДД. мне 21г. в период переходного возраста может быть рефлексия или это болезнь? я когда смотрел на свои руки, на себя, я не мог понять-что значит я. почти целое лето я сидел в комнате и боялся выйти на улицу. я любил тишину.

рефлексия — Викисловарь

Wikipedia-logo.png В Википедии есть страница «рефлексия».

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография
Wikipedia-logo.png В Викиданных есть лексема рефлексия (L158193).

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. рефле́ксия рефле́ксии
Р. рефле́ксии рефле́ксий
Д. рефле́ксии рефле́ксиям
В. рефле́ксию рефле́ксии
Тв. рефле́ксией
рефле́ксиею
рефле́ксиями
Пр. рефле́ксии рефле́ксиях

реф-ле́к-си·я

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: --.

Произношение[править]

  • МФА: [rʲɪˈflʲeksʲɪɪ̯ə]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. психол. обращение внимания субъекта на содержание и функции собственного сознания ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. филос. теоретическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и всей культуры в целом ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
  1. самоанализ
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство
  • существительные: рефлексирование
  • глаголы: рефлексировать

Этимология[править]

Происходит от лат. reflexio «загибание», далее из reflectere «загибать; обращать», далее из re- «обратно; опять, снова; против» + flectere «гнуть, сгибать» (дальнейшая этимология неясна) .

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов
  • Английскийen: reflection

Библиография[править]

Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

*