Самосовершенствование в педагогике это: Статья «Профессиональное самосовершенствование педагога» – Лекция 2. Что такое самосовершенствование?

Содержание

Лекция 2. Что такое самосовершенствование?

Самосовершенствование – это сложный процесс самоизменения длиною во всю жизнь, начинающийся в ранней юности. Это попытка человека преодолеть или взять под контроль отрицательные качества собственного характера. Как правило, нормальный здоровый человек желает избежать тех отрицательных эмоций и жизнепроявлений, которые возникают в результате ошибочных идей и поступков или ведут к ним.

Самосовершенствование неразрывно связано с самопознанием, погружением в мир своего я, в свою внутреннюю вселенную. Гуманистическая педагогика вырастает из убежденности в преобразующих возможностях человека, в способности всех людей в той или иной степени раскрыть свои личные возможности, полагаясь на самих себя, развивая свою самостоятельность. Таким образом, самосовершенствование – это не движение к некоему абстрактному стандарту, признаваемому личностью за идеал. Наоборот, это развитие своей индивидуальности, выращивание и приближение к своей подлинности с учетом и на основе биологических и социальных условий.

На первом, так сказать, стихийном и редко осознаваемом этапе, тяга к самосовершенствованию может вылиться в стремление стать сильнее, умнее, осведомленнее, соответствовать высшим требованиям той социальной среды, в которой находит себя человек; она может проявляться и в желании обрести такие же качества, какие наличествуют у кумира или авторитетной для данного человека личности.

Так или иначе, но импульс к развитию человеку нередко создает проблемная ситуация, которую условно можно назвать кризисом соответствия.

Условия возникновения такого рода кризисной ситуации следующие:

– случай, перенесший человека в принципиально иную социальную среду и заставляющий человека либо меняться безотчетно, либо осмысленно принять решение о выборе нового направления развития. Чувствуя свое несоответствие новому стилю и образу жизни, человек начинает подстраиваться и изменяться, выстраивать новую систему интересов, ценностей и правил. Как правило, кризис сопровождается широчайшими возможностями выбора, но при этом и необходимостью настойчивой и упорной работы над собой. Таким образом, «кризис» – это лишь исходная точка для самосовершенствования, а не крах или тупиковая ситуация. Нередко уже впоследствии человек осознает, что именно с этого кризиса соответствия его жизнь только и началась и в целом ощущает благодарность судьбе за то, что она предоставила ему такой шанс. Усилия, горечь, разочарования, ошибочные решения и стремления, в конечном счете, забываются благодаря общему чувству удовлетворения от итогов своих поисков. Индивидуальная сознательность и надежность личности поднимается на новый уровень, что позволяет ей занять новую культурную или даже социальную нишу. В последнем случае личность также получает возможность проявить свою компетентность в новых, интересующих ее областях жизни;

– любознательность, открытость миру и накопленному опыту других людей и культур помогает обрести человеку свой идеал в жизни. Это может быть жизнь и личностные качества какого-то отдельного замечательного деятеля культуры, науки, искусства и т.д.; страстное стремление «быть таким же, как он(а)» заставляет человека пересмотреть свое поведение, ценности, цели, несмотря на одновременно присущий всем людям страх изменений. Но если все-таки побеждает желание обрести новый опыт, человек совершенствуется. Сверка своего жизненного пути с жизненным подвигом кумира может продолжаться на протяжении всей биографии. Следует отметить, что это возможно лишь при глубинном соответствии душевного склада данного человека и его кумира.Только тогда равнение на него при всем различии внешних обстоятельств принесет ощутимые и радующие результаты.

Анализ факторов, подвигающих человека к самосовершенствованию, показывает, что тут действуют два взаимосвязанных момента:

1. необходимость приспособления к новым требованиям, предъявляемым к личности внешней средой и его собственным я;
2. готовность принять новое и одновременно сохранить прежний – привычный и удобный – образ жизни.

Но зададимся вопросом: только ли из работы над собой, новых знаний и умений, которые стремительно накапливает человек, преодолевая самого себя и внешние обстоятельства жизни, состоит процесс самосовершенствования? Думается, что нет.

Самосовершенствование равно необходимо в физической (телесной), моральной, психологической и интеллектуальной сферах. Это такой способ поведения человека, который обеспечивает его духовное развитие, ведет к мудрости.

Способность к самосовершенствованию присуща всем, но раскрывается отнюдь не в каждом. Совершенство достигается не всякой личностью не только потому, что самому совершенству нет пределов, но и потому, что среда, жизненные обстоятельства могут оставить человеку слишком мало шансов многого добиться на этой стезе. Однако высокие моральные качества способен проявить каждый человек в любой ситуации.

Гуманистическая педагогика полагает, что самым главным и труднодостижимым для человека является пробуждение и реализация им способности установить достойные, человечные и безопасные отношения с собой и своим внутренним миром.

Как отмечалось выше, человек не должен становиться рабом у тех принципов, которые он выработал для себя или почерпнул у кого-то или чего-то. Безопаснее и гуманней держаться правила: принципы для человека, а не человек для принципов. Нужно обладать известной гибкостью и сохранять дистанцию свободы по отношению к своим убеждениям, следить за своими изменяющимися потребностями, чтобы не встать на путь догматизма, застоя, либо самоистязания и самобичевания, если что-то из намеченной жизненной программы не удалось исполнить. Прежняя цель может уже и не отвечать нашим изменившимся, неявно для нас самих, запросам. Правда и то, что еще никому в жизни не удалось выполнить всего намеченного. Всегда возможны неудачи и поражения. Нужно иметь готовность и мужество начать все сначала, если это имеет смысл, или извлечь определенный жизненный урок из пережитого. Такое приятие самого себя и своего опыта – это и есть мудрость.

Никто не даст гарантии, что именно данное знание в сочетании с такими-то чертами характера «образует» мудрого человека и что такой-то метод годится и вам. Путь к интеллектуальной и житейской мудрости уникален, неповторим и противоречив. С одной стороны, мы окружены многовековым культурным опытом человечества, у нас есть учителя и наставники. С другой – мы в чем-то существенном и глубинном одиноки и обречены самостоятельно нести на своих плечах бремя своего жизненного выбора. Никто не может пройти за нас наш путь, также как и мы не сможем повторить жизнь другого человека.

Каковы же основные этапы этого внутреннего пути развития и совершенствования?

1. Самопознание

Самопознание – этоосознание человеком самого себя, своей уникальности, непохожести, первоначально сопровождающееся выделением себя из массы себе подобных и мира в целом. Личность выводит на «экран своего сознания» уже осмысленные события и факты своей собственной жизни. «Самопознание – не только условие, но и главный фактор саморазвития и самосовершенствования человека. Ведь это – путь к себе и другому, путь созидания подлинно человеческих смыслов и ценностей, творчества доброй воли, собственной судьбы, путь взаимопонимания людей и народов, путь мировой самоорганизации, одухотворенный высокими гуманистическими идеалами»[1].

2. Самоутверждение

Самоутверждение – это такое принятие себя и опора на самого себя, с помощью которой человек приемлемым для себя образом, демонстрируя свои достоинства или подкрепляя их реальными достижениями (в учебе, спорте и т.д.) вписывается в социальную среду и занимает определенное – моральное и законное – положение в обществе. Хорошо, когда человек на этом этапе своего роста получает справедливую поддержку и одобрение со стороны других, ведь, как правило, в молодости он очень раним и уязвим, ему слишком важно мнение о нем его класса, группы, дружеской компании… Но опрометчиво рассчитывать на то, что поддержка и одобрение последуют за заслугами «автоматически». Иногда они приходят вопреки изначальным установкам окружающих, благодаря усилиям человека, преодолевающего их отчуждение или даже неприязнь.

Однако случается, что человек жаждет оказаться в центре внимания, не подкрепляя это желание ничем, кроме пустого «яканья» или даже грубой силы. Подобное поведение говорит о неразвитом или пораженном чувстве собственного достоинства, грозящем пресечь всякое дальнейшее развитие личности. В данном случае мы имеем дело с кризисным развитием индивида, которое раньше или позже потребует от него ухода от самого себя в ту или иную социальную роль, в я-концепт, словом, в отчужденное от себя существование, что не может не кончиться решительным поражением индивида и сопутствующим этому социальным ущербом.

3. Саморазвитие

Саморазвитие – это не просто применение в практике внутренней и внешней жизни своих определенных качеств и способностей, но и стремление преодолеть отрицательные, опираясь на положительные. Саморазвитие – проявление внутренней свободы выбора человека, его инициатива относительно самого себя. Данное понятие объединяет различные аспекты совершенствования личности, ее восходящего развития. Вопрос об общих критериях развития, особенно с учетом возраста человека, не однозначен. Однако ясно, что применительно к детям и юношеству это будут физический, психологический, нравственный, интеллектуальный и мировоззренческий критерии. Саморазвитие в данном контексте означает обретение личностью умения давать собственные импульсы (принимать и реализовывать решения) соответствующим сторонам своей жизни.

4. Поиски призвания и смысла жизни

Поиск призвания и смысла жизни тесно связан с первыми тремя этапами и составляет их мотивационную основу. Речь идет об обретении личностью самой себя, выяснении сути и цели ее существования. Чувства призвания и смысла жизни взаимозависимы и стимулируют друг друга. Можно сказать, что смысл жизни – это поиск, конституирование (установление) и реализация человеком своего призвания. А призвание – это форма движения к смыслу, его проектирования, реализации и обладания. Это соединение «хочу» и «надо», это радостное исполнение добровольно взятых на себя обязательств. В ходе этого процесса развиваются волевые качества личности, умение преодолевать препятствия, выполнять подчас монотонную или изнурительную, но необходимую работу. Гуманистическая педагогика считает важным как можно полнее раскрывать перед личностью механизмы, методы и перспективы подобного типа развития. Исполнение жизненных планов, радость достижения и победы с лихвой компенсируют затраченные усилия и трудности восхождения.

5. Самореализация

Человек постоянно проявляет себя, но реализовать себя в сколько-нибудь полной мере может только зрелая личность, у которой сложились собственные и одновременно общественно значимые мотивы и стимулы для активной жизнедеятельности: жизни яркой, в полную силу, плодотворной и в целом оптимистичной и радостной. Полнота жизни не исчерпывается внешними достижениями и объективными событиями биографии. Интенсивность внутренней духовной жизни – не менее существенная составляющая ее полноты и изобилия. Значимость прожитой жизни определяется затраченными усилиями, вкладом личности в будущую жизнь, в то, что будет после нее; тут неважно, сохранится ли в памяти последующих поколений ее имя или же добро, совершенное ею при жизни, останется почему-либо безымянным. Как правило, стремление человека к самореализации сталкивается с большими трудностями как личного характера (инертность, лень, безотчетные иррациональные страсти, врожденные деструктивные качества), так и общественного (объективные препятствия на пути к достижению цели). В этой связи возникает вопрос: гуманно ли толкать человека на преодоление, на вечную борьбу с самим собой и внешним миром, призывать его к постоянной «боевой готовности», к требующей напряжения активной жизни?

Гуманистическая педагогика исходит из того, что прежде чем пуститься в жизненное плавание, человек должен научиться разумному выбору, должен суметь принять мир и самого себя такими, какие они суть.Важно научить человека осознавать рискованность и ответственность выбора, приучить его к мысли, что и риск и ответственность в данном случае естественны и являются оборотной стороной всякого успеха, да и вообще полнокровной разумной жизни.

Выбор и принятие мира таким каков он есть исключают необходимость постоянной жестокой и обессиливающей борьбы с самим собой и объективной реальностью, но, напротив, помогают человеку видеть и ценить положительное, достойное доброго отношения и в мире и в себе самом.

В русской культуре наиболее ярким примером того, что может достичь человек в результате самосовершенствования, является жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого. Более чем за полвека беспрестанной и напряженной духовной работы над самим собой Л. Толстой неоднократно менял многие свои взгляды, но одному он оставался верен до конца. Он считал, что мышление, не вытекающее из потребностей души человека и не открывающее ему смысла жизни, несерьезно и незначительно. По мнению писателя, человек посредством самоанализа должен стремиться определить смысл собственной жизни, свое человеческое назначение. В этом обретении смысла Толстой видел решение всех проблем человеческого существования. Сам писатель проявил склонность к самопознанию с ранних лет. Изначально это было проявлением негативной стороны его натуры, в чем Л. Толстой признается с беспощадной правдивостью: «Я смолоду стал преждевременно анализировать все и немилостиво разрушать». Писателю пришлось много поработать над собой, чтобы преобразовать эту черту характера в положительную. В этом ему помогло ведение дневника, в который он записывал свои мысли и наблюдения над собой и другими людьми. Дневник для Толстого был средством самосовершенствования. В нем были разработаны правила для развития «воли телесной», «воли чувственной» и «воли разумной», руководства для повседневной жизни, программы самообразования. Вотнекоторые примеры «правил исправления» из его Дневника за декабрь 1853 – январь 1854 года:

«В тяжелом положении старайся чаще думать, что оно могло быть еще хуже. Бойся праздности и беспорядка. Ничего не ожидай от будущего. Бойся лжи и тщеславия… В минуты сильных ощущений старайся принудить себя к бездействию. Блюди порядок в физических и умственных занятиях. Чем хуже положение, тем более усиливай деятельность. Бойся тщеславия. Преодолевай тоску трудом, а не развлечением. Верь рассудку только тогда, когда убедишься, что никакая страсть не говорит в тебе».

Подытоживая разговор об основных стратегемах самосовершенствования как важнейшей части гуманистической педагогики развития личности, т.е. о самопознании, поиске призвания и смысла жизни и самореализации, нельзя не отметить общее для этих процедур – самодетерминацию. Все они предполагают как личностное самоопределение, так и внутреннее определение, точнее причинное воздействие экзистенциального я на все психические движения личности, на все ее шаги к обогащению, возвышению, совершенству и трансцендированию.

Вопросы к лекции

1. В чем состоит для человека потребность и необходимость совершенствования?
2. Каковы основные этапы и процедуры совершенствования?
3. В чем разница между принципами совершенствования и стандартами совершенства?

Вопросы для размышления

Почему самосовершенствование лежит в основе гуманистической педагогики?
Не является ли гуманистическая программа совершенствования заведомо невыполнимой для большинства людей?

© А.А. Кудишина, 2006

Примечания

[1] Дубровский Д.И. Обман. Опыт философско-психологического анализа. М.: «РЭЙ», – 1994. С. 98.

что это такое и виды самосовершенствования

Самосовершенствование – это сознательная и непрерывная работа над личностным ростом.

Данный процесс включает в себя формирование различных качеств, навыков и свойств. Так как причины и умение к самостоятельной оценке у каждого человека разные, то и цели к самосовершенствованию могут отличаться: профессиональное развитие, нравственные интересы, материальные ценности и прочее.

Что такое самосовершенствование?

Если Вы живете в развитых странах, тогда у вас есть много удачи и способности достичь чего угодно, даже если вы не считаете себя достаточно компетентным и успешным. Все, что вам нужно сделать, это хотеть и верить, что вы можете. Не позволяйте оправданиям останавливать вас на достижении успеха. Возьмите на себя ответственность за себя, определите, что вам нужно, и какие навыки помогут вам добиться успеха, что необходимо вам чтоб чувствовать себя хорошо.

Действуя таким способ вы продвигаетесь дальше, и вы сможете увидеть, что вы на самом деле талантливы и способные, чем вы думаете о себе. Методы и процессы, которые будут выполняться вами по пути, называются самосовершенствованием.

Первый шаг.

Для начала узнайте о себе, есть множество онлайн-тестов, которые помогут вам лучше познакомиться с самим собой, с тем, что вам нравится в жизни, что делает вас счастливыми, с тем, где вы чувствуете себя сильным. Процесс самотестирования помогает вам лучше узнать себя.

Очень хорошо знать, какую цель и судьбу вы выбрали сами на этом этапе своей жизни, поэтому вы можете сосредоточить свои усилия в одном направлении, которое будет успешным, когда вы будете «инвестировать» в себя в процессе самосовершенствования. И что еще более важно, какое направление следует избегать, чтобы у вас было время действовать правильно, а не тратить энергию на направление, которое вас не устраивает.

Второй шаг.

Дисциплина и высокий уровень мотивации помогут вам достичь успеха. Все может быть преодолено, если у вас есть желание, ответственность и дисциплина. Самосовершенствование поможет вам «перепроектировать» вашу жизнь так, как вы хотите, а не то, что другие хотят от вас. Даже вредные привычки, такие как курение, употребление алкоголя, можно перебороть с дисциплиной и решимостью.

Не пытайтесь решить все в одиночку. В некоторых случаях можно обратиться за помощью к близким людям. Все не то же самое, что и проблемы. Мы можем страдать от депрессии, у нас могут быть сексуальные проблемы, мы можем бояться выступать публично. Люди из всех слоев общества могут столкнуться с трудностями в своей жизни. Эти проблемы не устраняются сами по себе и могут быть преодолены.

Когда вы ставите цель и выполняете задачи для ее достижения, вы определенно двигаетесь в нужном направлении на пути к самосовершенствованию.

Успешные люди.

В нашем мире конкуренция бывает иногда беспощадна, особенно в сфере высших выдающихся достижений. Многие люди стремятся улучшить свою жизнь, сделать ее лучше. Перед успешными людьми открывается больше возможностей. Они пытаются добиться успеха во всех сферах жизни. Но, что им помогает? Ум является движущей силой в нашей жизни. Мы должны всегда стараться думать оптимистично, это своего рода двигатель, который помогает нам идти к своей цели, к цели самосовершенствования.

Основой достижения успеха является непрерывное самосовершенствование, психологический рост. Конечно, по началу, могут возникать неудачи, но оптимистичный взгляд помогает надеяться на лучшее и решительно двигаться к цели. В конце концов вы увидите результаты.

Главное – действуйте не пассивно. Успешным является тот, кто делает больше, чем необходимо, и продолжает идти вперед. Таким образом, вы самосовершенствуетесь, и вы сможете выйти победителем.

Не забывайте измерять результаты.

Двигаясь на пути к цели, вы становитесь лучше по сравнению с тем каким вы были в прошлом. Поэтому не забывайте измерять, это позволит вам измерить на сколько эффективно вы двигаетесь к цели.

Виды самосовершенствования

  1. Поддержка физической формы и здоровья. Физические тренировки помогают укрепить физическое здоровье. Когда Вы чувствуете себя хорошо не только физически, но и на уровне организма в целом Вы становитесь более уверенными в себе.
  2. Умственный рост. Ещё один метод к самосовершенствованию человека. Получение новых знаний и умений поможет получить не только хорошую специализацию, но и стать интересным собеседником.
  3. Развитие в профессиональной сфере. В условиях быстрого развития техники, науки, повышения конкуренции среди специалистов, очень важно «быть на коне». Квалифицированный, творческий и уверенный в собственных силах специалист – очень редкое явление на сегодняшний день. Но тем он и очень ценен. Цель данного саморазвития – расширение умений и особенностей, необходимых для профессиональной работы.
  4. Эстетическое самосовершенствование. Наравне с умственным и физическим ростом стоит эстетическое самосовершенствование. Направление, помогающее развиваться в этой области – творчество. Музыка, книги, рисование – все это относится к нему. Оказываясь более духовным и творчески развитым, появляется чувство прекрасного. Все это делает характер лучше, человек становится добрее и ласковее. Для лучшего эффекта нужно поставить цель: походы в арт-галереи, музеи, театры и выставки.

Вера в себя.

Верьте, что вы можете быть успешным человеком, который считает себя способным. Любой, кто думает, что он не может добиться успеха, обречен на провал. Успешный человек, это тот который побеждает, тот, кто думает, что может победить!

Существуют различные советы по самосовершенствованию, которые показывают вам пути, которые приводят к развитию вас. Когда мы смотрим на нормальный ход жизненной жизни, мы часто видим, что человеческая тенденция заключается в том, чтобы начать что-то очень хорошо, но в конце «перегорев» мы становимся разочарованными.

Чтобы избежать упомянутого выше результата, нужно прилагать максимальные усилия для достижения своей цели, а это означает самосовершенствование. Вот несколько советов по улучшению самосовершенствования, которые будут работать лучше всего, если им следовать.

Обзор прошлых ошибок.

Изучение ваших ошибок – хороший способ начать. Запишите ошибки, которые вы сделали, и попытайтесь избежать их в будущем. Научитесь анализировать информацию, получать все факты, запрашивать все данные, все соответствующие переменные. Все это поможет вам принять самые разумные решения. Абсолютно не позволяйте вашим ошибкам побеждать вас, учитесь у них. Они являются отличным источником роста. Отбросьте негативные установки, которые у вас есть.

Возьмите на себя ответственность.

Если вы хотите добиться высоких результатов в свое жизни, карьере, отношениях, то значит перестаньте винить других в своих ошибках, если вы это делаете. За улучшения в вашей жизни, ответственность несете только вы сами.

Не забывайте отдыхать.

Человеческий ресурс не бесконечен. Чтобы восстановить силы устраивайте отдых. Используйте тайм-ауту, чтобы подумать и расслабляться, восстановить силы, избегайте стресса.

Освободите себя от эмоционального истощения.

Планируйте и забирайте свою семью на отдых, веселитесь, чтобы освободиться от напряжения и избежать эмоционального истощения. Бывайте в своих любимых местах, там, где вы будете чувствовать себя счастливым.

Наслаждайтесь свежим ароматом естественного мира.

Посетите место, где у вас будет возможность увидеть природу, особенно цветы, чей аромат может заставить вас чувствовать себя энергичным и свежим. Зрелищные декорации цветов и их аромат могут принести огромное облегчение измученным, усугубленным или скучающим ощущениям. Научитесь любить природу, поскольку она является самым мощным лекарством для многих людей. Что может быть более энергичным, чем растения и цветы? Они символизируют естественный мир в его истинном значении.

Слушайте мирную, успокаивающую и расслабляющую музыку.

Один из лучших советов по совершенствованию — это слушать музыку. Музыка играет важную роль в эмоциональном подъеме. Выберите музыку или например звуки природы, которые помогут вам избавиться от усталости, скуки и разочарования. Есть мелодичные мелодии, которые приносят спокойствие нашему разуму, как мягкие классические мелодии.

Составьте тщательный план.

Чтобы достичь цели нужно четко следовать плану по ее достижению. Нужно фиксировать, что вы выполняете поставленные задания вовремя и завершаете их. Например, если вы планируете начать программу тренировки, подумайте о том, как вы собираетесь отлично провести время в своей и без того беспокойной жизни. Сделайте план упражнений обычной, ежедневной частью вашего расписания, и это окажется полезным.

Доведите начатое до конца.

Нет смысла начинать новое предприятие, если вы не завершили предыдущий проект. если вы пропустили некоторые задачи предыдущего проекта, возможно, вы сделаете то же самое на новом. Доделывайте дела до конца, успешные люди не бросают дело пока не доведут его до конца.

Создайте положительную атмосферу вокруг себя.

Положительное мышление поможет вам справиться с повседневными жизненными проблемами и остаться в стороне от трудностей. Не позволяйте негативным мыслям и чувствам подавлять вас. Сосредоточьтесь на хороших вещах в своей жизни. Настройте свой ум сильными чувствами и счастьем.

Побалуйте себя.

Завершая каждое дело балуйте себя подарками. Добились успеха большого или маленького, поощрите себя за это.

И последнее, но не менее важное. Намного проще стремиться к небольшим успехам, предпринимать небольшие шаги для улучшения. Но стремление к большим успехам и победам, плюс сильная мотивация творит настоящие чудеса в самосовершенствовании.

Успехов и удачи на пути к самосовершенствованию!

Игорь Фомичев, клинический психолог,

эксперт в «Центр специальных исследований и экспертиз».

Похожее

Профессиональное саморазвитие педагога в современных условиях: психология преподавания

Время чтения 8 минут

Профессиональное саморазвитие педагога во многом зависит от его желания и стремления достичь определенных высот в карьере и формировании себя как личности. В течение всей жизни человек может не раз сменить поле деятельности. Не каждый осознанно подходит к выбору профессии сразу после окончания школы. Однако от уровня профессионализма зависит размер дохода, а это требует развития определенных качеств и навыков.

В первую очередь у специалиста должна быть способность к самообразованию. Больше всего это касается учителей. К. Д. Ушинский утверждал, что педагог живет до тех пор, пока учится. Так что же это такое - профессионально-педагогическое саморазвитие и как достичь гармонии в этом направлении?

<<Оглавление>>

профессиональное саморазвитие педагога

Профессиональное саморазвитие педагога как оно есть

Профессиональное саморазвитие педагога – это осознанный процесс, нацеленный на повышение и развитие педагогических качеств в соответствии с социальными требованиями и программой личного развития.

В определенном смысле, в руках учителей - будущее страны, так как они воспитывают новое поколение. Какими будут наши дети, когда вступят во взрослую жизнь, во многом зависит от них. Именно поэтому на современном этапе развития общества стоит вопрос о подготовке «эффективных» педагогов, которые в условиях массового образования способны обеспечить высокий уровень обучения, позаботиться о здоровье и досуге своих учеников.

Профессиональное саморазвитие педагога предполагает использование специально разработанных методик, применение которых позволяет повысить уровень педагогической компетентности. К числу стандартных методов можно отнести: курсы переподготовки и повышения квалификации, предметные комиссии и методические объединения, школы передового опыта, семинары для молодых педагогов, творческие сообщества, педагогические чтения и прочее.

Однако для того, чтобы стать настоящим «профи» в своей области, одних семинаров и курсов недостаточно. Независимо от того, какой предмет преподает учитель (математику, естествоведение, русский язык, или любой дугой), повысить эффективность своей работы невозможно без систематических самостоятельных занятий.

С точки зрения психологии преподавательской деятельности человек не может гармонично развиваться без успешного овладения своей профессией. Педагог работает с людьми и его собственная личность – главный рабочий инструмент. Поэтому, чтобы стать профессионалом, учителю нужно стремиться к личностному росту.

Условия современного мира ставят перед педагогами задачу: использовать новые способы и формы самообразования. Профессиональное саморазвитие педагога – это движущая сила на пути к личному прогрессу. Преподаватель должен вести практическую работу над собой, проходить профессиональную подготовку и переподготовку.

профессиональное саморазвитие педагога

Развитие потенциала – залог профессионализма

Как правильно учителю организовать профессиональное саморазвитие? С чего начать? Рассмотрим основные аспекты психологии преподавательской деятельности, которые помогут продвинуться вперед в работе и жизни в целом.
Развитие личности начинается с самоанализа и трезвого восприятия своих качеств. Критическое отношение к собственным успехам и изучение неудач стимулируют к постоянному личностному росту и совершенствованию профессиональных навыков.

Человек оценивает свои поступки, сравнивает результаты с достижениями других людей, делает соответствующие выводы и корректировки, чтобы не наступить на одни и те же грабли дважды. Так, признанный гений Альберт Эйнштейн не считал себя одаренным. Он был убежден, что его научные достижения - результат трудолюбия и огромной работоспособности.
Профессиональное саморазвитие педагога не будет эффективным, если педагог не сформулирует личностно значимые цели (как долгосрочные, так и краткосрочные). Именно от широты стремлений зависит дальнейшая перспектива личности. Он может стремиться «жить не по лжи», стать учителем с большой буквы, принести пользу людям и так далее.

Реализация задуманного требует времени, однако пока человек имеет цель, у него есть стимул к развитию. Краткосрочными задачами педагога могут быть: организация учебной деятельности, развитие усидчивости, организаторских способностей и др.

Чем больше индивид знает о типологических особенностях своей нервной системы и чертах характера, тем легче ему работать над собой. Самопознание и самооценка позволяют составить педагогу собственный психологический портрет, сделать анализ достоинств и недостатков, осознать перспективы и создать мотивацию.

профессиональное саморазвитие педагога

Составление программы профессионального саморазвития для педагога

После того, как преподаватель определился с целями и превратил свои желания в намерения, ему необходимо приступить к действиям по изменению личности. Для этого следует наметить программу самовоспитания в рамках педагогической деятельности.

Программа профессионального саморазвития педагога – это план действий, направленных на достижение поставленных задач с учетом требований педагогики. Другими словами - это процесс материализации собственного прогноза о возможном личностном росте.

При реализации программы профессионального саморазвития, педагог осознанно занимается самовнушением, самоубеждением, аутотренингом. Он создает притягательные цели, рисует в своем воображении перспективы роста и будущих достижений. Дополнительно человек использует словесные аффирмации.

Для корректировки программы профессионального саморазвития педагога нужна «прокачка» самоконтроля. Самодисциплина – очень важный этап совершенствования мастерства. Учитель начинает осознанно подходить к решению вопросов, реально оценивает собственные действия и результаты работы.

В процессе тренировки самоконтроля специалист ориентируется на эталон, идеал – конкретную личность или собирательный образ. Качество такого образа напрямую зависит от того, насколько личность осведомлена в данной сфере. Поэтому очень важно пополнять свой багаж педагогических знаний.

В результате проведения работы по самовоспитанию и самосовершенствованию, человек начинает замечать позитивные изменения в характере и успешное продвижение в профессиональной деятельности. Педагог осознает свои успехи и это дает ему еще больший стимул к дальнейшему развитию. При этом, чем больше результаты, тем сильнее желание идти вперед.

профессиональное саморазвитие педагога

Современность и саморазвитие профессиональных качеств

Подготовка учителя к уроку длится всю его жизнь. В этом вся суть его профессии. Нельзя отдавать не имея. А отдача от педагога требуется большая. Поток информации в условиях быстрого технологического прогресса с каждым годом бурно растет, а программа обучения усложняется. Вследствие этого, полученные знания морально изнашиваются.

Сегодня кругозор учащихся растет в ускоренном темпе. Все чаще ученики задают преподавателям каверзные вопросы. В мире электронных технологий учитель выступает в роли связующего элемента между мощнейшим информационным потоком и студентами (школьниками). Поэтому ему важно идти в ногу со временем, быть просвещенным в этих вопросах, разговаривать с учащимися на одном языке.

В условиях современности, для саморазвития профессиональных качеств преподавателя очень значимым является культурное и интеллектуальное самообразование в сочетании с физическими, эстетическими и нравственными аспектами. Эти сферы тесно взаимосвязаны. Педагогу следует читать разнообразную научную, художественную литературу, книги об искусстве, работать со справочниками.

В понятие «самообразование» каждый вкладывает свой смысл. Кто-то глубоко изучает конкретную область, другие стремятся получить разносторонние знания. С практической точки зрения, профессиональное саморазвитие педагога будет более эффективным, если сочетать широту кругозора с интересом к определенной сфере занятости.

Каждый ученик желает видеть перед собой эрудированного организованного наставника. Поэтому преподавателю необходимо тренировать речь, мышление и память. Для этого следует систематически нагружать себя новой информацией, закрепляя практикой теоретические знания; учиться видеть в простом прекрасное, новое, интересное и необходимое.
Каким еще отличительным качеством обладает учитель-профессионал? Он имеет глубокие познания своего и смежных предметов на современном научном уровне. Ученики могут простить преподавателю многое – сухость, придирчивость, чрезмерную строгость, но они никогда не простят незнания своего дела.

профессиональное саморазвитие педагога

Роль психологии в преподавательской деятельности

Любой учитель прежде всего должен быть психологом. Он имеет дело с группами людей, в которых каждый человек – индивидуальная личность, требующая особого подхода. Справиться с этим невозможно без знаний психологии. Поэтому профессиональное саморазвитие педагога включает обязательное условие: изучение новейших психологических достижений, связанных с обучением и воспитанием.

Психологию личности, ее структуру и факторы формирования; возрастные особенности учеников; способы выявления задатков и способностей; общие человеческие потребности и мотивы; основы общения; тонкости межличностных отношений и прочее.

Большую роль в воспитании играет самрегуляция. В процессе обучения возникают разные ситуации, в том числе и экстренные. Специалисту нужно уметь управлять собственным психическим состояниям, чтобы действовать оптимально и осознанно при любых обстоятельствах.

Истинный «асс» педагогики владеет искусством постановки и решения поставленных задач. Он панорамно воспринимает действительность, способен быстро сориентироваться в трудных ситуациях.

Все люди проходят этапы зрелости: ранней, средней и поздней. Педагогу важно работать над собой, чтобы стать зрелой личностью и мудрым наставником. Ему следует уделять особое внимание формированию духовно-нравственных качеств воспитанников, научить их жить в гармонии с собой и другими людьми.

профессиональное саморазвитие педагога

Учитель как творец

Профессиональное саморазвитие педагога включает творческое становление. Утверждение о том, что педагогика имеет творческую природу, стало общепринятым. Творчеством называют деятельность, порождающую что-то новое при использовании личного опыта и формировании уникальных комбинаций умения и знаний. Творческий преподаватель делает открытия, способен умудрить и ободрить.

Предмет педагогического творчества – это человек, а он всегда уникален и неповторим. Но такое творение требует руки талантливого Мастера. Поэтому педагог – это не только профессия, но прежде всего - призвание. Призванные преподаватели - высококультурны, любят экспериментировать и проводить исследования. Они разрабатывают авторские программы, владеют индивидуальным стилем работы.

По словам ученых, творческий учитель – это исследователь, обладающий соответствующим образом мышления, высоким уровнем мастерства и потребностью в профессиональном воспитании. У него развито интуитивное восприятие и критический анализ.

В творчестве педагогов появилось существенно новое направление - креативное обучение и воспитание. Происходит смена ценностных ориентаций, интуитивное освоение новых знаний и их творческое использование.

Человек, не прошедший специальную подготовку и не имеющий знаний в профессиональной сфере, не способен успешно творить. Чтобы вести работу изобретательно, нужно быть компетентным и иметь соответствующий опыт. Только тогда возможно находить оригинальные способы решения разных задач, используя воображение и полет мысли.

профессиональное саморазвитие педагога

Подводим итоги: педагогические параллели

Напрашивается вывод, что творческий подход к делу является одним из качеств учителя-профессионала. Однако творчество – это не только преобразование опыта, но и стремление к развитию, поиски новизны, приводящие к новаторству. Таким образом, профессиональное саморазвитие педагога можно рассматривать как процесс «творения» собственной личности.
Многие передовые педагоги составляют личный творческий план, включающий список мероприятий по основным направлениям самообразования. Этот документ является сугубо индивидуальным. Такие педагоги придерживаются собственной методичной системы, которую они постоянно совершенствуют. Это высочайший уровень педагогического искусства.

Все вышеперечисленные формы профессионального саморазвития учителя служат основой его роста как специалиста. Если приступить к делу с желанием и приложить должные усилия, результаты не заставят себя долго ждать. Планомерная, систематическая и целенаправленная работа позволит значительно повысить свой профессионализм.

Статья на тему: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГА

(Иванова Т. В.)

Профессиональное самосовершенствование педагога – это процесс, который направлен на повышение и развитие педагогических качеств, соответствие тем требованиям, которые ставит перед собой преподаватель. (слайд, № 2).

При совершенствовании мастерства и развитии компетентности перед педагогом встает ряд задач как личностного, так и профессионального развития и результатом решения этих задач, по моему мнению, является конечный продукт – выпускник. Я считаю, что именно уровень подготовки выпускника и его дальнейшие успехи – результат ежедневной кропотливой работы преподавателя над самим собой, над самосовершенствованием своих личностных и профессиональных качеств.

Хороший преподаватель, как известно, продолжает учиться всю жизнь. Педагог, который дает только тот материал, который изложен в учебнике, особого уважения среди студентов не вызывает. Особенно актуальна эта проблема стала в последнее десятилетие, когда идет бесконечный поток новой информации через телевидение, сеть Интернет. Поэтому в реальных условиях остро стоит вопрос о том, что нужно быть крайне подготовленным, чтобы не попасть впросак, когда столкнешься с вопросами особо любознательных студентов.

Справляться с такими задачами помогают именно самосовершенствование педагогических навыков, постоянное пополнение собственных знаний.

Конкретно на своем примере хочу показать небольшие достижения и минусы работы молодого преподавателя.

  1. Начинающему и работающему не один год педагогу не нужно бояться спрашивать, просить совета и помощи у более опытных преподавателей. Те педагоги, к которым я неоднократно обращалась за помощью, отзывчивы и всегда с энтузиазмом готовы придти на помощь, одобрить или в корректной форме покритиковать, дать совет не только касаемо методики преподавания, но и в плане воспитательных вопросов; охотно показывают свою документацию для примера.

Многие говорят, что учатся у своих учеников или вместе с ними, и я полностью согласна с этим мнением. Иногда студенты, не подозревая об этом, подсказывают мне выход из нестандартной ситуации. И в этом тоже имеется частичка самосовершенствования педагога.

  1. Немаловажную поддержку в самосовершенствовании можно найти и в коллективной работе, например, на заседаниях предметных (цикловых) комиссий. На таких мероприятиях можно обсуждать не только вопросы, которые прописаны в плане работы ПЦК, но и попросить о помощи членов этого узкого коллектива. Рассматривая конкретно свой пример, хочу рассказать, что готовясь к проведению недели по специальности, никак не получалось придумать мероприятия, да и к тому же, хотелось провести неделю как-то нестандартно, чтобы увлечь студентов и чтобы проведенные мероприятия отложились в их памяти как яркие впечатления студенческой жизни. Члены коллектива с удовольствием откликнулись на зов о помощи, каждый начал предлагать свои идеи, что-то придумывалось по ходу обсуждения. В итоге мы распланировали мероприятия на недели трех специальностей, разработали порядок и структуру проведения недель, распределили обязанности, а также решили максимально подключить к подготовке, организации и проведению недель самих студентов. Результаты получились хорошие: студенты были рады не только участвовать, но и помогать; все члены ПЦК посещали мероприятия недель, участвовали в их подготовке и проведении.  (слайд № 3-13).

Данные взаимопосещения положительно повлияли не только на мое самосовершенствование, как педагога, но и на коллектив в целом, так как мы учились друг у друга и каждый для себя сделал вывод о положительных и отрицательных моментах, наметил пути дальнейшего совершенствования и исправления недочетов на будущий учебный год.

  1. Следующим моментом в самосовершенствовании, моё мнение, является взаимопосещение уроков и различных мероприятий. (см. презентацию, слайд № 14-15). У каждого преподавателя своя тактика проведения занятий, свои «изюминки», и посещая уроки коллег, делаешь для себя открытия, определенные выводы, видишь недостатки своих уроков и в дальнейшем, делая работу над ошибками, совершенствуешь свое мастерство. Кроме того, меняя что-то в своей работе,  оттачиваешь методику преподавания, сразу отмечается заинтересованность студентов, в работу включаются даже особо пассивные и урок проходит не скучно, позитивно и увлекательно, в психологической атмосфере наблюдается положительная динамика, из-за хорошей активности студентов повышается и наполняемость оценок.
  2. Одним из немаловажных факторов самосовершенствования я выделила успехи выпускников. (см. презентацию, слайд № 16). Выполняя функции дипломного руководителя последние несколько лет, я наблюдаю сдвиги в положительную сторону.

При распределении тем выпускных квалификационных работ, при дальнейшей работе над ними, проведении предзащит я делаю акцент на личностное ориентирование. В данном вопросе наметились следующие итоги (см. презентацию, слайд № 17).

Кроме того, в 2011 г. в ВУЗ поступил 1 выпускник, а уже в 2012 – трое. Я считаю для себя это маленьким успехом. Помимо этого, плотное сотрудничество с базами практик и ведущими преподавателями ВУЗов, приглашение на защиту директоров предприятий также положительно сказалось на результатах: ребята  стараются подготовиться отлично, а двое работодателей предложили трем моим выпускникам рабочие места после получения дипломов. Но и для меня как для педагога, который ищет пути самосовершенствования, сотрудничество с работодателями дает возможность обсуждать новые открытия в области техники, перспективные и современные методы диагностики, ремонта оборудования, которые еще не представлены в учебниках.

Самым большим минусом для себя, преподавателя специальных дисциплин, считаю то, что я не имею опыта работы на производстве. В образовательном стандарте третьего поколения говорится следующее (слайд №18): «Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года». Исполняя обязанности куратора и оформляя своих студентов на преддипломную практику, я начала тесно сотрудничать с некоторыми профильными предприятиями (см. презентацию, слайд №  19), а именно: ООО "Фригогласс Евразия", которое занимается монтажом торгового холодильного оборудования; ООО Группа «Торговое оборудование», которое предоставляет услуги по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию промышленного холодильного и вентиляционного оборудования; ООО РБТО-сервис, которое производит ремонт холодильного и пищевого оборудования; центр промышленного оборудования ЗАО «Остров», который осуществляет монтаж, пусконаладочные работы, техническое обслуживание  коммерческого и промышленного холодильного оборудования, систем промышленного кондиционирования воздуха, приборов холодильной автоматики. В настоящее время официальную стажировку с выдачей сертификата государственного образца осуществляет только ЗАО «Остров» и только на территории города Москвы, где создан специальный учебный центр для начинающих и практикующих специалистов. Касаемо пищевого оборудования официальных мест стажировки на территории города Орла для педагогов также нет. Поэтому необходимо вести переговоры по данному вопросу и может даже стоит заключить специальный договор о предоставлении подобных услуг, тем более, если, к примеру, на одном предприятии будут стажироваться одновременно 2-3 педагога из разных учебных заведений. Это дополнительно даст возможность преподавателям обмениваться опытом, знаниями между собой, а по окончании стажировки реализовать новые идеи на своих уроках и тем самым вырасти не только в своих глазах, но повысить авторитет среди студентов.

ВЫВОД: (см. презентацию, слайд № 20) Профессиональное самосовершенствование педагога – это сумма следующих слагаемых:

  • Образованность педагога, его эрудированность;
  • Любовь к студентам и умение находить с ними общий язык;
  • Владение методиками обучения;
  • Творческий подход к построению урока, изложению материала, проведению внеклассных мероприятий;
  • Позитивное самовосприятие;
  • Личностно-ориентированное преподавание, гибкость, спонтанность поведения;
  • Знание возрастной психологии.

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГА – ДЕЛО РУК САМОГО ПЕДАГОГА!

Пути самосовершенствования педагогического мастерства

hello_html_m649b1ae3.jpg


Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Сообщение на тему:

« Пути самосовершенствования

педагогического мастерства»

Подготовила

студентка Ш-41 группы

Малая Анна

преподаватель:

Великановская Л.А.

Ейск, 2018г.

За последние несколько лет система российского образования претерпела кардинальные изменения. В жизнь всего образовательного процесса прочно вошёл Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Он четко определил, каким государство хочет видеть выпускника общеобразовательного учреждения, и какова роль педагога в этом. Стоит отметить, что требования, предъявляемые ФГОС второго поколения к педагогу достаточно высоки. Чтобы соответствовать необходимым качествам, учитель должен постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство.

Актуальность выбранной темы связана с недостаточной информированностью педагогов, особенно молодых специалистов, о способахформирования педагогического мастерства и заключается в необходимости обобщения опыта специалистов.

Важное место, внынешних реалиях образовательного процесса, занимает вопрос формирования педагогического мастерства. Становление учащегося как всесторонне развитой личности - процесс сложный и требующий от учителя не только глубоких знаний, разнообразных способностей, творческого подхода, но и постоянного самосовершенствования. Педагогическое творчество предполагает наличие у педагога наличие определённых качеств - эрудиции, креативности, способности предвидеть и проектировать, характеризующих его как творческую личность. Педагогическое мастерство предполагает формирование и использование педагогом индивидуально-оригинального стиля деятельности, отличающегося целесообразностью.

Основными характеристиками мастерства педагогов принято считать также умение в доступной форме излагать сложные проблемы, своим предметом увлечь каждого, направить активную деятельность учащихся на творческий поиск знаний. В современных реалиях, образовательному учреждению нужны педагоги-мастера, высококвалифицированные учителя и воспитатели.

Известный педагог Антон Семёнович Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей. Педагог достигает мастерства через несколько лет работы.Ускорить процесс достижения педагогического мастерства возможно лишь при правильном выборе будущего педагога своей профессии, а также при овладении системой необходимых знаний, навыков, умений, формирование профессионально важных качеств, способностей и, самое главное, готовности к педагогической деятельности. Всё это и есть пути формирования педагогического мастерства. Но, для начала, рассмотрим этапы его становления:

I этап - профессиональное просвещение. Начинается в старших классах, когда учащиеся уже всерьёз задумываются о будущей профессии.На этом этапе благодаря информации, получаемой от учителей, родителей, из средств массовой информации, формируется отношение к той или иной специальности, и учащиесяначинают готовиться к поступлению в соответствующие учебные заведения.

II этап– профессиональный отбор. Начинается с обучением в средних и высших учебных заведениях, где студенты овладевают профессионально необходимыми знаниями, умениями, навыками.

III этап - профессиональная адаптация. Связан с педагогической практикой студентов, в ходе которой они проверяют верность теоретических знаний на практике и укрепляют свои умения и навыки. Можно сказать, происходит своеобразная «примерка» выбранной профессии к себе со стороны студентов, в результате которой они делают вывод о правильности или неправильности своего выбора.

IV этап - профессиональный рост. Начинается вместе с самостоятельной деятельностью молодых специалистов. В ходе своей самостоятельной профессиональной работы они применяют полученные ранее знания, навыкии умения, постепенно развивают своё педагогическое мастерство. Этот этап длительный и его успешность зависит от множества факторов. Молодой специалист должен понять, что его профессиональное развитиеистановление, как учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, оно продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Для формирования педагогического мастерства ему будет необходимо овладеть суммой знаний, навыков, умений, развить свои личностные качества.

Таким образом, познакомившись с этапами становления педагогического мастерства, можно отметить, что его формирование начинается уже на 1 стадии, когда молодой человек только определяется с выбором профессии и происходит на протяжении всей педагогической деятельности учителя.

На основании проанализированного опыта выдающегося педагога Макаренко, педагогов Азарова, Хозяинова выделим следующие пути формирования педагогического мастерства:

1. Профессиональное самообразование и самовоспитание. Стоит отметить, что не самообразование, не самовоспитание невозможно, пока сам педагог не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, пока не поймёт недостаточность своего педагогического мастерства. Перед тем как приступить к работе над собой, педагог должен проанализировать свою работу за определённый период времени, собрать рекомендации коллег по улучшению своей деятельности. Это, ещё раз, доказывает опыт выдающихся педагогов – Сухомлинского, Макаренко, Амонашвилли, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем непрерывной систематической работы над собой, и начинавших работу по самосовершенствованию с углубленного анализа собственной педагогической практики, с установления причин, как успехов, так и неудач. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, преподаватель совершает рефлексию, без которой не сможет приблизиться к педагогическому мастерству. Выявив свои педагогические недочёты и упущения, рекомендуется составить план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум на день, неделю или месяц.

На мой взгляд, в самообразовании и саморазвитии педагогу помогут несколько принципов, которые выделил основоположник научной педагогики в России - Константин Дмитриевич Ушинский: спокойствие, прямота, обдуманность действий, решительность, не говорить о себе без нужды ни одного слова, не проводить время бессознательно, каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках, не хвастаться.

2. Повышение квалификации и переподготовка в учреждениях последипломного образования. Повышение квалификации понимается как вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных задач. Повышение квалификации одновременно является одной из форм освоения лучшего опыта, направленной на совершенствование профессионального труда. Основная цель повышения квалификации учителей состоит в том, чтобы установить соответствие между уровнем их готовности к реализации задач, стоящих перед школой, постоянно растущими социальными требованиями к его личности и деятельности, и уровнем современных научных знаний, составляющих основу управленческих процессов в системе образования.

Непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Если учитель занимает активную позицию и стремится к дополнительному образованию, то рост его профессионального мастерства идёт более интенсивно.

3. Работа в методических объединениях, творческих группах. Одним из важных условий формирования профессионального мастерства учителя является хорошо организованная в школе система методической работы, как части системы непрерывного образования.

Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки, если сделать значительный отступ от укоренившейся практики к совершенно новым подходам. На методических семинарах педагог имеет возможность не только ознакомиться с опытом своих коллег, но и поделиться своими навыками и умениями. Это даёт ему возможность расширить свой творческий кругозор и привнести в свою деятельность что-то новое.

4. Аттестация педагогического работника. Аттестация учителей проводится один раз в пять лет по личному заявлению педагога. Учитель сам определяет категорию и форму аттестации: демонстрация внеклассных занятий с учащимися, серии уроков, творческий отчет, «экзамен» по определенной программе, защита опытно-экспериментальной илинаучно-методическойразработки. Аттестация даёт учителю дополнительную мотивацию совершенствоваться в своём педагогическом мастерстве. Ведь известно, что именно мотивация призвана повышать качество работы, результативность, уровень предоставляемых услуг, улучшать микроклимат в учреждении, а также помогать в достижении профессиональных целей, давать положительную перспективу, подготавливать педагогические кадры для инноваций, повышать самоуважение и, в конечном счете, предотвращать отток специалистов.

5. Инновационно-педагогическая деятельность, освоение новых педагогических технологий. Инновационная педагогическая деятельность - основана на осмыслении практического педагогического опыта и ориентирована на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения высших результатов, получение нового знания, формирование качественно иной педагогической практики.Инновационная деятельность помогает педагогу не застаиваться на месте. Искать новые пути и решения старых вопросов и проблем. Знакомство с инновационной деятельностью помогает педагогу сделать проводимые занятия более разнообразными и интересными.

6. Участие в научно-педагогических исследованиях (обучение в магистратуре и аспирантуре, работа в составе экспериментальной группе под руководством ученого-педагога). Научно-исследовательская деятельность является ведущим фактором повышения педагогического мастерства учителя, так как она выводит профессиональную деятельность на уровень научного творчества и влияет на развитие устойчивой мотивации к постоянному профессиональному совершенствованию. Совершенствование педагогического мастерства осуществляется в процессе развития исследовательских умений и навыков: от творческого использования достижений современной психолого-педагогической науки к разработке и внедрению собственных приемов, методик, технологий в педагогическую деятельность.

7. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях. Участие в конкурсах профессионального мастерства – мотивация к дальнейшему профессиональному росту. Конкурс всегда предоставляет возможность обогатить свой опыт и поделиться собственными ценными находками и достижениями в области профессионального мастерства, открыть в себе глубину творческих способностей. Педагогическое мастерство в профессиональных конкурсах оттачивается и является высшим уровнем педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.

Участие в профессиональных конкурсах дает учителювозможность: изучить опыт коллег, реализовать свой творческий потенциал, развить собственные способности, установить новые контакты на профессиональном уровне, повысить авторитет в педагогическом коллективе.

8. Трансляция собственного педагогического опыта. Передача накопленных знаний это своеобразный момент рефлексии. Учитель систематизирует свой опыт и знания, выделяет главные аспекты, в результате чего получается качественно новый продукт – статья, разработка, программа. Таким образом, передавая свой педагогический опыт, учитель не только зарабатывает педагогический авторитет, но и обновляет имеющиеся знания.

Все эти пути взаимосвязаны, ими нужно пользоваться регулярно, непрерывно, целенаправленно. Не стоит забывать, что не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.

Статья на тему: Саморазвитие педагога

Профессионально-личностное саморазвитие педагога

Что же такое «саморазвитие»? Саморазвитие - это самосовершенствование, беспрерывная работа над собой, и как следствие выработка личностных качеств и самореализация. Можно сказать, что саморазвитие необходимо для каждого человека, ведь его отсутствие влечёт за собой различные нарушения, как психические, так и личностные. Человек – это саморазвивающаяся система, способность к саморазвитию дана ему от природы. Но те задатки, данные человеку от природы необходимо непрерывно развивать, преумножать, важна беспрерывная работа над собой. Если же человек выбирает противоположный путь – то это путь саморазрушения, уничтожение личности.

Как же взаимодействует человек с миром? Это нужно знать нам, чтобы лучше понять природу саморазвития. Взаимодействует с окружающим миром человек через психику, с помощью органов чувств. Психика – это внутренний мир человека, с помощью неё он может управлять своим поведением и состоянием, а также осуществляет ориентировку во внешнем мире. С помощью внутренней рефлекторной деятельности происходит взаимодействие с окружающим миром, его отражение, через потребности, переживания, действия, чувства и эмоции. Адекватное отражение мира происходит за счет взаимодействия сознания и подсознания человека. Именно наличие сознания делает рефлекторную деятельность осознанной, а человек приобретает способность самому управлять своими психическими процессами, тем самым образуется саморазвивающаяся деятельность. Взаимодействие с миром можно наглядно рассмотреть в следующей схеме. С помощью ощущения, восприятия и памяти мы принимаем образ, далее через мышление осознаем его и переводим в «образ-мысль», с помощью воображения создаем новый «образ-мысль», и уже в практической деятельности переводим в средство материального мира.

Человек имеет материальный и духовный мир. Материальный мир составляет биологический организм, главное свойство которого здоровье. Духовный мир включает в себя мировоззрение и ценности человека, которые обозначают направление саморазвития. Духовный мир развивается через рефлексию, чувственность, логическое мышление, эмоциональность. Эти миры взаимосвязаны между собой, стремятся к гармонизации, взаимообогащая друг друга. Развитие их заложено природой, а уж как человек будет его осуществлять, зависит только от него.

Саморазвитие человека содержит в себе систему отношений, которые требуют от личности постоянной деятельности, в результате получая выработку каких-то качеств человека и способностей. Если рассматривать виды этих отношений, то можно выделить отношения человека с самим собой, с природой и с социумом.  Все эти виды действуют вместе, одновременно, находясь в единстве, но в зависимости от ситуации в жизни какие-либо из них преобладают. В саморазвитии человека деятельность в системе отношений выступает как его неизменный способ жизнедеятельности. Жизнедеятельность – это процесс деятельности, целеполагания, поведения личности, протекающий беспрерывно. В процессе жизнедеятельности и осуществляется саморазвитие.

Итак, саморазвитие – процесс активного, последовательного, прогрессивного и в целом необратимого качественного изменения психологического статуса личности [1]. Активность, также является характеристикой саморазвития, так же как и жизнедеятельность. Активность может быть социальной активностью и социальной реактивностью. Социальная реактивность выступает или как социальная пассивность или же как импульсивность, зависит от результата уровня вобуждения. Социальная активность это когда человек может свершать изменения в социальной среде. Социальная активность - это действия, способы поведения, связанные с принятием, преобразованием или новым формулированием общественной задачи, обладающей просоциальной ценностью [2]. Социальная активность имеет многоуровневую структуру. Первый уровень нормативный, его имеют дошкольники и младшие школьники, здесь ребенок повторяет всё что воспринял при взаимодействии со взрослым. Подросткам свойственен нормативно-личностный уровень, когда уже появляется своё отношение к деятельности, получаемым знаниям, просыпается индивидуальность. Следующие уровни характерны для взрослых – личностно-продуктивный и личностно-творческий. Осуществляя социальную активность, человек становится ближе к возможности обретения субъективной свободы, например, совершать личностный выбор.  

Способность к самопознанию – это еще одна характеристика саморазвития. Самопознание, самовоспитание, самообразование это наиболее близкие понятия к понятию саморазвития. Всё это процессы, обеспечивающие профессиональный и личностный рост учителя. Саморазвитие происходит в процессе самовоспитания, а также самообразования. Самообразование – это самостоятельное образование, познавательная деятельность, основанная на личном интересе.  Например получение знаний в профессиональной деятельности – это профессиональное самообразование. Самовоспитание в образовании это, прежде всего самостоятельное преодоление своих отрицательных качеств, и самосовершенствование положительных. Профессиональное самосознание личности является основным источником и механизмом профессионального развития и усовершенствования [3].

Что же касается профессионального саморазвития то это развитие человеком общих, личностных, профессионально важных качеств. Как любая деятельность саморазвитие имеет свои цели, методы, действия, мотивы и результаты. Итак, первое, это процесс целеполагания. Цель - это осознанный образ задуманного результата. Цели педагога определяют направленность профессиональной деятельности и личности в целом. Но целеполагание невозможно без самопознания, то есть способности к познанию себя, особенностей интеллекта, поведения, своего потенциала. Осознание себя личностью в своей профессиональной деятельности – это профессиональное самопознание. Далее, для осуществления целей профессионального саморазвития педагогу необходимо наметить программу саморазвития. А для её реализации используют такие методы как аутогенная тренировка, самоободрение, самовнушение, самоубеждение, самоприказ. Эти методы взаимосвязаны, и бывает, что применяются одновременно. Также, для коррекции программы самовоспитания личность использует самоконтроль. И наконец, как результат саморазвития у педагога образовывается профессиональное мировоззрение и самосознание, его профессиональная позиция как единство преобладающих ценностно-смысловых отношений к социуму, к себе и к своей деятельности.

Выделяют три направления саморазвития, это самоутверждение, самоактуализация, самосовершенствование. Профессиональное самоутверждение педагога, это такое свойство личности, которое выражается в потребностях, устремлениях, в его осуществлении целей в общении, поведении, получения признания и одобрения от коллег и учеников. Процесс осуществления потенциала личности, его возможностей и способностей в определенных результатах его профессиональной деятельности называется самоактуализацией педагога. Самосовершенствование заключается в осознанном процессе повышения своей профессиональной компетентности учителя, в развитии его профессионально важных качеств.

В профессиональном саморазвитии педагога выделяют адаптационную модель развития и модель профессионального развития. В первой модели у личности в сознании преобладает тенденция к зависимости профессиональной деятельности от правил и норм внешних обстоятельств, пользуясь ранее усвоенными схемами решения профессиональных задач, работая по стереотипам и шаблонам. Когда же личность обладает порывом посмотреть на свою деятельность в целом и желанием преобразовать её, не боясь никаких трудностей, а видя в них только стимул двигаться вперед, то такое поведение считается профессиональным развитием, это вторая модель саморазвития.

В профессиональном саморазвитии и в педагогическом процессе, важным фактором является самопринятие педагога. С.М.Рогожникова выделяет четыре типа педагогов подразделяющиеся в зависимости от уровня самопринятия личности, это самоактуализирующийся, второй тип самодостаточный, самоутверждающийся, и внутренне-конфликтный тип. Первый тип наиболее благоприятен, так как его самопринятие находится на высоком уровне.

Нельзя не упомянуть о важном средстве в профессиональном саморазвитии – возможности включиться в инновационную деятельность, раскрывая тем самым свой творческий потенциал. Инновационный потенциал педагога – это профессионально-личностная характеристика, в ней выражаются педагогические инновационные знания, мотивация и ценности интеллектуальных способностей и возможность предоставленная организацией по осуществлению инноваций.

Саморазвитие – процесс нелегкий, и конечно у педагогов часто возникают затруднения. Например, трудности в познании своего Я, задача психолога здесь преодолеть неуверенность, страхи, научить навыкам саморегуляции. Зная какие трудности испытывает педагог на пути к своему саморазвитию, становится возможным оказать ему психолого-педагогическую помощь в самосовершенствовании.

В педагогическом коллективе важна организация работы по самосовершенствованию, так как коллектив объединяется, развивается уровень профессионального мастерства педагогов и всего коллектива в целом.

Итак, в заключении можно сказать, что саморазвитие это одна из наиболее важных потребностей человека. Профессионально-личностное самосовершенствование возможно при условии понимания человеком, что все возникающие затруднения, это возможность самопреодоления, и успех неминуем. Самореализация – это взятие на себя ответственности за свой профессиональный рост. Личность способная к саморазвитию получает удовлетворение от профессиональной деятельности, открыта новому жизненному опыту и достигает успехов в своей деятельности.

Список использованных источников

1 Олешков М.Ю. , Уваров В.М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник +. . 2006. [82, c. 684]

2 Усова А.В. Понятие социальной активности личности в психологии и ее особенности у детей дошкольного возраста  

http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=5684

3 Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с

http://evolkov.net/health/books/Orlov.YuM/Orlov.YuM.Ascension.to.Individuality.pdf

Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 34» Черновцова Г.С.

Самосовершенствование личности - это... Что такое Самосовершенствование личности?

Самосовершенствование — сознательная и систематическая работа над собой в целях совершенствования ранее приобретённых и формирования новых качеств личности. Самосовершенствование — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности.

Возможности и психологические основы для самосовершенствования

Базой самосовершенствования личности является нормальное функционирование нервной системы, а именно активное функционирование второй сигнальной системы - мышления и речи.

По всей видимости, человек вступает в активную фазу эффективного, с точки зрения его личностного развития, самосовершенствования по достижению определенного уровня функционирования второй сигнальной системы и овладения базовыми видами умственных операций в достаточной степени.

На этой почве и возникают адекватные условия для самосовершенствования в той форме, которая не нарушит гомеостаз, не вызовет негативной реакции со стороны окружения человека и будет являться логичным явлением на фоне обстоятельств и условий жизни человека.

В любом случае, источником или точкой бифуркации для начала самосовершенствования человека будут являться внешние условия, которые по своей природе, являются отражением на внутренне созревшую потребность или необходимость.

Разновидности самосовершенствования

По целям

  • Искореняющее
  • Новообразующее

По содержанию

По организации

  • Индивидуальное
  • Групповое

По длительности

  • Кратковременное
  • Эпизодическое
  • Систематическое

Мотивы самосовершенствования

Методика самосовершенствования

Толчком к самосовершенствованию, как правило, является осознание несовершенства тех или иных качеств и свойств своей личности или натуры.

Условиями, определяющими самосовершенствование являются:

  1. Мотивация
  2. Рефлексия
  3. Воля

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

*