Стадии развития стресса: Стадии стресса: симптомы, длительность, способы восстановления – Стадии развития стресса в психологии и их характеристика

Содержание

Стресс: стадии развития :: SYL.ru

Создателем теории стресса является канадский медик Ганс Гуго Бруно Селье. Учёный определял данное понятие как совокупность неспецифических реакций организма человека, направленных на подготовку его к бегству, борьбе и сопротивлению. Стресс бывает как психологическим, так и физиологическим. Больше интереса, разумеется, представляет первый вариант. Поэтому сейчас хотелось бы поговорить про психологический стресс, стадии его развития, причины, симптомы и многие другие нюансы.

стресс стадии

Предпосылки

Факторы, провоцирующие зарождение напряжённого состояния, исчисляются сотнями. У каждого человека есть своя специфика. То, что может загнать одного в состояние глубокого стресса, никак не затронет другого. Поэтому все причины перечислить невозможно. Однако основные – вполне. Вот какие предпосылки являются наиболее часто встречающимися:

  • Конфликты (дома, на работе, с друзьями, с незнакомыми людьми).
  • Недовольство (собой, окружающими, жизнью, миром, работой).
  • Нехватка денег и финансовые проблемы.
  • Рутина.
  • Отсутствие отдыха, полезных перемен и положительных эмоций.
  • Проблемы со здоровьем, лишний вес, недостаток в организме полезных микроэлементов.
  • Смерть кого-то из близких.
  • Страхи и фобии, зависимость от чужого мнения.
  • Одиночество и проблемы в личной жизни, недостаток сексуальной активности.

Всё перечисленное действительно отражается на душевном состоянии человека. И в подавляющем большинстве случаев волнения по тому или иному поводу, попытки решить проблемы и справиться с ситуацией перерастают в стресс, сопровождающийся хроническим внутренним напряжением.

стадии развития стресса

Начало

Специалисты выделяют три стадии стресса. Первая характеризуется задействованием и мобилизацией всех защитных сил организма. Это осуществляется посредством перестройки гормональной и нервной системы. Почему? Потому что с наступлением момента затянувшегося напряжения катаболические процессы начинают преобладать над анаболическими.

Нередко такое состояние называют «предстартовой лихорадкой». И её примеры окружают нас повсеместно. Это состояние испытывают студенты перед экзаменами, бакалавры накануне защиты ВКР, впечатлительные артисты на пороге выступления, спортсмены на старте, больные незадолго до операции.

Чем сильнее лихорадка, тем больше человек теряет энергии и сил для дальнейших действий. А значит, впоследствии он будет меньше защищён от обстоятельств. Это похоже на состояние спортсмена, который «перегорел» ещё на старте. Но и сохранение спокойствия тоже вредит. Без доли адреналина организм не мобилизует силы, необходимые для отражения стресса.

Вторая стадия

Её можно назвать адаптационной. На этой стадии человек, как и его организм, начинает сопротивляться состоянию, которое влечёт за сбой стресс. Стадии, следующей за пресловутой «лихорадкой», свойственна особая специфика.

Организм переходит в гомеостатическое состояние, поскольку того требуют сложившиеся условия. В связи с этим анаболические процессоры берут верх над катаболическими.

виды стресса стадии стресса

Общий адаптационный синдром

Это то, чем сопровождается вторая стадия. На физиологическом уровне данный синдром может характеризоваться:

  • Увеличением веса и мышечной массы или же истощением.
  • Ростом количества эозинофилов в крови.
  • Перенапряжением коры надпочечников.
  • Уменьшением выработки глюкокортикоидов.
  • Атрофией секреторной ткани.
  • Снижением тонуса скелетных мышц.
  • Падением АД и ОЦК.
  • Ростом гематокрита.
  • Повышением выносливости без вреда для организма.

Этим и сопровождается на данной стадии стресс. Синдрома может и не быть в полном его проявлении. Опять-таки, всё зависит от индивидуальной специфики. Взять, к примеру, последний фактор. Некоторые люди, сталкиваясь с «завалом» на работе (что является мощной причиной для стресса), действительно могут работать по 18 часов в сутки, чтобы успеть к дедлайну, и при этом качество их работы, а также состояние здоровья, ничуть не станет хуже. Просто их силы мобилизуются, под воздействием мощной мотивации.

Но ведь так не у всех. Другие, наоборот, ощущают сильную хроническую апатию, и просто не могут заставить себя начать что-то делать. Так что синдром у всех проявляется по-разному.

стадии стресса по селье

Третья стадия

Считается самой опасной, поскольку сопровождается физическим и нервным истощением. Почему это происходит? Потому что предыдущие стадии развития стресса человек вытерпел, не выплёскивая копившуюся энергию. А это приводит обычно к чрезмерным и длительным перегрузкам, которые являются своеобразным порогом третьей стадии.

Это очень опасно, поскольку результатом перегрузок нередко становятся тяжёлые заболевания психики и организма. Они ещё называются «болезнями стресса». Сюда относятся неврозы, депрессии, диабет, гипертония, инсульт, инфаркт миокарда, нарушения иммунной системы, бессонница, нарушения дыхания и пищеварения, а также многие другие серьёзные сбои.

Дистресс

Стоит отметить, что существует всего две стадии стресса по Селье. Последнюю, третью, учёный называл дистрессом. Что вполне логично. Поскольку полное название данного термина – деструктивный стресс. Что в переводе на более простой язык означает «расстройство».

Оно наступает, если человек не справляется с эмоциональными встрясками, сопровождающими первые две стадии стресса на каждом шагу. Это может случиться по разным причинам. Чаще всего из-за отсутствия навыка сопротивляться стрессогенным факторам или же из-за истощения энергетических запасов. Первыми симптомами дистресса являются следующие проявления:

  • Усталость.
  • Раздражительность.
  • Головные боли и мигрени.
  • Быстрая утомляемость и вялость.
  • Приступы паники, страха, грусти, тоски.
  • Появление вредных привычек.
  • Повышенная возбудимость, тревожность и нервозность.
  • Головокружения, учащённое сердцебиение.

Этот список можно продолжить. Но даже самые, как может казаться, незначительные проявления заслуживают того, чтобы заняться собой и справиться со стрессом. Иначе он может перерасти в депрессию, что намного хуже.

стадии стресс синдрома

Эустресс

Это явление тоже стоит затронуть вниманием. Дело в том, что есть различные виды стресса. Стадии стресса, в зависимости от своеобразной «классификации», тоже отличаются. Так вот, эустресс – понятие, являющееся прямо противоположным дистрессу.

Это полезное явление. Если быть точнее – стресс, вызванный положительными эмоциями. Но в силу специфики процесса его возникновение всё равно активизирует защитные механизмы организма. Однако человек при этом уверен, что он сможет справиться с ситуацией и имеет необходимую для этого энергию, силы и знания.

Во время эустресса ощущается явный душевный подъём и прилив сил. Человек становится настолько собранным, что это удивляет даже его. Он становится способным на то, чего, казалось бы, сам от себя не ожидал.

Ярким примером можно считать творческое озарение, победу в соревновании, успешную сдачу экзамена, завершение проекта, карьерный рост, важную командировку, переезд на новое место в связи с повышением и т. д.

Эмоциональный стресс

О нём также стоит рассказать. Данным понятием называют эмоциональные процессы, которые сопровождают стресс и ведут к неблагоприятным изменениям в организме. Дело в том, что в моменты напряжения именно они развиваются быстрее других. Вследствие чего активизируется вегетативная нервная система с эндокринным обеспечением. В итоге всё ведёт к сбоям в функционировании организма.

Эмоциональный стресс является очень сложным явлением. Поскольку в его основе лежит конфликтная ситуация, при которой человеку не удаётся удовлетворить свои биологические или социальные потребности.

Нередко причина кроется и в расширении спектра социального взаимодействия. Все люди живут в обществе, где редко можно существовать без столкновений с лидерством, неуверенностью в себе, соперничеством, конкуренцией и враждой.

И, конечно же, нельзя не упомянуть об особой подверженности эмоциональному стрессу городского населения. Представители его существуют в возрастающей урбанизации, постоянно увеличивающихся объёмах информации, вынужденных контактах с другими людьми и дефиците времени. Такой образ жизни приводит к нарушению покоя и эмоционального равновесия. А ведь это ключевые потребности человека.

стадии стресс реакции

О длительности

Что ж, было многое сказано о том, что такое стресс. Стадии и их специфику тоже можно считать раскрытой темой. Но ещё вкратце стоит отметить длительность рассматриваемых явлений. То есть то, к чему имеют непосредственное отношение пресловутые стадии, стресс-реакции и их предпосылки.

Есть кратковременные явления. Такие стрессы возникают и развиваются стремительно. И исчезают они тоже быстро - как только удаляется патогенный фактор. Например, студент отправляется на важный экзамен. Он нервничает и волнуется. Но как только студент сдаёт экзамен, причина для переживаний (патогенный фактор) исчезает, и он успокаивается.

А есть хронический стресс. Тот, который атакует человека постоянно, каждый день. В результате организм привыкает к такому состоянию. Стресс становится образом жизни человека, и нередко всё заканчивается сложными болезнями, возникновением фобий, страхов, и даже суицидом.

Устранение проблемы

Исходя из всего вышеперечисленного, можно понять, что представляет собой стресс. Стадии развития этого состояния тоже являются очевидными в своём проявлении. И справиться с данным состоянием можно лишь в том случае, если вовремя спохватиться. Для этого достаточно уделять своему здоровью должное внимание.

Чтобы не проходить через все три стадии развития стресса, нужно убрать раздражающий фактор. Работа не приносит ничего, кроме проблем? Пора уволиться. Друзья только и делают, что провоцируют на конфликт? Нужно перестать с ними общаться. Постоянно повторяющийся рутинный «день сурка» чуть ли не доводит до истерики? Значит, надо брать отпуск и отправляться в путешествие.

Можно привести ещё с десяток примеров, но суть понятна. То, что доставляет неприятности, должно уйти из жизни человека навсегда.

три стадии развития стресса

Реабилитация

Убрав раздражающий фактор, нужно приступить к физиологическим процедурам снятия стресса. Ведь, как уже говорилось, он влияет не только на психическое здоровье. Вот целый комплекс мероприятий, рекомендованных специалистами для реабилитации:

  • Полноценный отдых и стопроцентное расслабление. И ни в коем случае не дома – нужно сменить обстановку. Лучше отправиться на природу, на свежий воздух.
  • Здоровый сон.
  • Обновлённый рацион. Стоит начать употреблять пищу, богатую на микроэлементы и витамины.
  • Расслабляющие ванны, ароматерапия и массаж.
  • Нормализация дыхания.
  • Ежедневные прогулки перед сном.

И, конечно же, нужно начать привыкать вести активный образ жизни. Недостаток физической деятельности не может не отразиться негативно на состоянии здоровья. Стоит начать кататься на велосипеде или роликах, записаться в бассейн, купить абонемент в тренажёрный зал, или как минимум делать утреннюю зарядку. Удивительно, насколько спорт воодушевляет. Физическая активность действительно способна помочь пройти через все стадии стресса. В психологии было (и будет) немало примеров, когда люди приходили в норму именно благодаря спорту.

Теория стресса Селье : стадии и фазы развития

Теория стресса Селье

Ганс Селье – известный ученый, специализировавшийся, прежде всего, на проведении различных исследований в области биологии.

Выдающийся исследователь Селье известен многими своими трудами, среди которых одним из наиболее интересных является теория стресса, рассматривающая особенности данного явления как такового, механизм его зарождения и развития, ключевые фазы и стадии и т.д.

Теория снискала популярность во всем мире. Далее вам предлагается ознакомиться с ключевыми положениями трудов Селье в отношении исследований стресса.

О теории стресса Селье


Первые подвижки к созданию своей теории стресса Ганс Селье осуществил еще в студенческие времена, в 1926-м году – именно в этот период ученый определил, что любые раздражители вызывают стереотипную реакцию со стороны человеческого организма.

Селье начал работу над теорией стресса, стараясь выяснить, почему пациенты, страдающие разными заболеваниями, имеют множество схожих симптомов

Прежде всего, его интересовал механизм развития состояния общей слабости, сопровождающегося апатией, нарушением аппетита, побледнением кожи, отмечающегося при таких, казалось бы, разных недугах, как онкология, инфекционные заболевания, нарушения костной системы и т.д.
Ввиду определенных обстоятельств, Селье временно оставил изучение принципов формирования и развития стресса и вернулся к нему в 1936-м.

В ходе лабораторных исследований, было выяснено, что подопытные животные на уровне процессов, протекающих в организме, реагируют на аналогичные раздражители так же, как и люди. В последующем открытие, сделанное Селье в отношении развития стресса, стало широко известно в качестве адаптационного синдрома.

Выводы Ганса Селье в отношении механизмов формирования стресса внесли большой вклад и задали новый вектор в развитии множества направлений. Отныне изучением стресса, базируясь на выводах Селье, стали заниматься психологи, социологи и представители других медицинских ответвлений.

Природа стресса в соответствии с теорией Селье


Сегодня стрессом принято называть любое состояние, связанное с нервным напряжением, тревогой и прочими подобными эмоциями. Современные психологи регулярно публикуют новые рекомендации по профилактике и устранению перенапряжения, сходясь в едином мнении о том, что полноценная жизнь и стресс являются несовместимыми состояниями.

Что же говорил по этому поводу Селье? В соответствии с заключениями ученого, в организме человека, пребывающего в стрессовом состоянии, происходит ряд физиологических процессов, способных привести к возникновению заболеваний самой разной тяжести, вплоть до рака.

Наряду с этим, Ганс Селье считал, что стресс является не только проблемой, но и человеческим благом, ведь без него жизнь была бы однообразной и не такой интересной. Ученый заявлял, что стресс стоит расценивать не в качестве перенапряжения, а как полноценную тренировку организма, способствующую повышению его сопротивляемости к раздражителям и укреплению защитных функций.

Первоначально под определение стресса попадала реакция человеческого организма, спровоцированная любыми внутренними либо внешними раздражающими факторами, интенсивность которых превосходит пределы имеющейся адаптивной способности пациента. При этом стрессорами могут быть самые разнообразные обстоятельства:

  • изменения климата;
  • конфликты;
  • встреча с дикими животными;
  • различные социальные проблемы;
  • внутренние переживания и т.д.

Так, к примеру, для пещерных предков современных людей перечень стрессоров сводился лишь к внешним факторам в виде холода, недостатка пищи и нападения животных. Частые встречи с такими раздражителями позволили человеку выработать максимально эффективный и правильный ответ, благодаря которому возникал не стресс, а быстрая реакция, направленная на устранение помехи. В ходе такой реакции организм вырабатывает необходимые гормоны, наделяющие человека силами для побега или вступления в борьбу.

Современным же людям приходится сталкиваться с гораздо большим числом раздражителей. Однако интенсивность губительного действия зависит не столько от их количества, сколько от личного настроя человека – чем в большей степени он будет разочаровываться в стрессовых ситуациях, тем более серьезный удар получит.

Фазы и стадии стресса по Селье

Селье классифицировал стресс на отдельные стадии. В соответствии с заключениями ученого, реакция включает нижеперечисленные фазы:

  • тревоги;
  • резистентности;
  • истощения.

Перечисленные стадии следуют друг за другом по мере развития и усугубления стрессовой ситуации. С появлением раздражителя человек ощущает тревогу, организм мобилизуется. Если стрессор сверхмощный, организм может потерпеть фатальный удар непосредственно на этой стадии. Если же пациент способен перенести такой стресс, приходит черед следующей стадии – резистентности. Человек не ощущает тревогу или чувствует ее минимально, организм проявляет более высокую сопротивляемость. Если стрессор воздействует слабо и недолго, стадия резистентности завершается тем, что человек приспосабливается, увеличивая свою адаптивность и получая новые полезные качества.

При длительных же и выраженных воздействиях стрессоров, наступает черед стадии истощения. Человек чувствует то же, что и во время фазы тревоги, но длятся подобные ощущения намного дольше и в результате приводят к тяжелым паталогическим изменениям.

Сильные стороны и критика теории стресса Селье

Теория, разработанная Гансом Селье, выгодно выделяется на фоне других многочисленных работ, посвященных вопросам стресса, его развития, течения и завершения.

Среди ключевых преимуществ рассмотренной сегодня теории следует, прежде всего, отметить тот факт, что этот труд собирает воедино многочисленные разрозненные симптомы, признаки и реакции. Подобный подход делает возможной целостную оценку всей физиологической цепочки синдрома адаптации к раздражителям.

В своих публикациях Селье часто давал дополнения к ранее представленным концепциям, подведя в конечном итоге заключение в книге под названием «Стресс без дистресса». В этом литературном экземпляре стресс был определен ученым в качестве неспецифического ответа организма существа на абсолютно любого рода раздражающие его механизмы.

Почему исследователь классифицировал стресс именно в качестве неспецифической реакции?

Суть в том, что под влиянием любых агрессивных и угрожающих факторов, организм реагирует специфически. К примеру, когда жарко, человек потеет, благодаря чему температура его тела уменьшается. Во время холода происходит сужение поверхностных кровеносных сосудов, что делает уровень теплопотерь более низким.

Если человек чувствует угрозу своему здоровью и жизни, он мобилизует мышцы для бегства или атаки. Специфическим механизмом действия обладают и любые лекарственные препараты, принимаемые человеком – каждая группа медикаментов выполняет свои индивидуальные функции.

Наряду с этим, при возникновении любого агрессивного и угрожающего воздействия, человеческий организм запускает ряд цепочек, сопровождающихся неспецифическими реакциями в отношении определенных моментов. За счет подобных реакций происходит восстановление и нормализация внутреннего баланса, благодаря чему отмечается существенное увеличение адаптивной способности. Именно в таких реакциях состоит вся сущность стрессов.

Благодаря неспецифическим реакциям происходит объединение всех возможных разновидностей воздействия, собирается целостная картина и появляется возможность оказания влияния на течение стресса со стороны специалистов, его изучения и устранения.

Неоднократно лучшие представители психологии, а также социологии и других смежных областей высказывались, что теория, разработанная в свое время Селье, привела к кардинальному изменению подхода к изучению множества заболеваний, а наработки исследователя распространились по всему миру и стали весьма широко использоваться.

Труды Селье можно по праву классифицировать в качестве одного из основополагающих постулатов, давших большой толчок к развитию современной психологии и медицины в целом

Наряду с этим, теория Селье, равно как и любая другая, может быть подвергнута критике. К примеру, ученый не принимал во внимание роль центральной нервной системы человека в порядке развития стресса, в то время как многие именитые представители психологии и других медицинских ответвлений рассматривают подобные действия в качестве существенного упущения и недочета.

Вместе с тем, Ганс Селье не отрицал недооцененность роли центральной нервной системы, но основные усилия направлял все-таки на изучение событий и изменений, происходящих под влиянием эндокринной системы.

Современные сторонники Селье признают важную роль центральной нервной системы в появлении и развитии стресса, предполагая, что возбуждающий фактор, прежде всего, оказывает воздействие на функции нервной системы, а уже она запускает реакции в области эндокринной системы.

Подобный сценарий развития теории Селье подкреплен множеством квалифицированных медицинских исследований. Да и жизненный опыт многочисленных пациентов подтверждает тот факт, что особенности реакции организма на стрессовые ситуации зависят, прежде всего, от состояния психики и субъективного восприятия человеком событий, которые с ним происходят.

причины, симптомы, лечение, виды, стадии, профилактика

Стресс является неотъемлемым компонентом жизни современного человека. Многим и хотелось бы его полностью избежать, только в большинстве случаев это сделать не получается. Нервное напряжение, различные неожиданности на работе и в семье приводят к истощению моральных и физических сил. Влиянию стресса подвержены все люди, его симптомы известны всем и каждому.

Симптомы стресса

Каждому важно знать симптомы стресса. Жизнь порой преподносит нам такие сюрпризы, что остается только удивляться тому, каким неведомым образом все складывается. По каким проявлениям можно понять, что человек переживает сильное нервное напряжение? Каковы выраженные симптомы стресса? Попробуем разобраться.

Нарушение сна

Человек, находящийся в состоянии стресса, часто страдает бессонницей. Нарушения сна связаны с перевозбуждением нервной системы. Такая нагрузка чревата своими последствиями. Часто имеет место быть такая ситуация, когда человек и хочет спать, и не может этого сделать. Ему не удается достичь полного расслабления. Мысли наслаиваются друг на друга, мешают адекватно воспринимать происходящие события. Человек в стрессе не может испытывать удовольствия от отдыха. Он только и делает, что сражается с невидимыми врагами и постоянно ожидает худшего результата из всех возможных. Причины стресса у каждого свои. Симптомы же у большинства людей примерно одинаковые. Первое, что начинает замечаться – уходит душевное равновесие, человек теряет опору под ногами. Причем в большинстве случаев люди стремятся стойко переносить любые душевные потрясения. Стресса мало кому удается избежать в повседневной жизни, однако с ним нужно и можно бороться.

Физическая слабость

При стрессе всегда наблюдается физическая слабость, это его характерный симптом. Все дело в гормоне адреналине, который при стрессе начинает вырабатываться в большом количестве. Физическая слабость является результатом нервного перенапряжения. Иногда появляется характерная боль в мышцах. Пугаться этого состояния не стоит – оно пройдет через несколько часов. После стресса лучше всего поспать, мысленно отключиться от происходящего. Нельзя себя приневоливать и заставлять что-то делать, только если этого не требуют чрезвычайные обстоятельства. Физическая слабость является абсолютно  естественной реакцией на сильное переутомление и стресс.

Чувство тревоги

Еще один характерный симптом, который просто невозможно не заметить. Стресс подтачивает внутренние силы организма, оставляя внутри разочарование и страх. Чувство тревоги не покидает тех людей, которые находятся в стрессе. Этот симптом свидетельствует о том, что пора принимать какие-то действенные меры, а не просто бесконечно страдать. Тревожность, раздражительность, нежелание действовать связано с упадком сил. Человека нежелательно оставлять одного в таком состоянии, какими бы причинами не было вызвано расстройство. Лучшим лекарством будет беседа с близким человеком или хорошим другом, который сможет поддержать. Другие симптомы стресса связаны с невозможностью расслабиться, принять верное решение.

Причины стресса

Причины стресса

Любое нервное потрясение возникает не на пустом месте. Просто так ничего не происходит. Для формирования и развития стресса необходимы весьма серьезные причины. Они обычно указывают на то, что человеку требуется изменить в своей жизни. Тот, кто внимательно относится к собственному состоянию и не желает его усугублять, должен заниматься профилактикой стресса. Рассмотрим подробнее причины стресса.

Смена работы

Очень часто смена привычной обстановки влечет за собой развитие стресса. Это частая причина формирования стресса. Человеку требуется привыкнуть к новой обстановке. Поначалу все испытывают определенное нервное напряжение, неуверенность в себе. Чувство тревоги и некоторой опасности может не покидать на протяжении нескольких дней или даже недель. И это вполне нормальная реакция здорового организма на стресс. Смена рода деятельности – серьезный шаг, который не следует совершать спонтанно, под влиянием эмоций. Такой причины вполне достаточно для того, чтобы начать испытывать не совсем приятные эмоции. В большинстве случаев люди панически боятся увольнения и делают все возможное, чтобы избежать этого события, поскольку считают, что найти хорошую работу сложно и невозможно это сделать быстро.

Расставание с близким человеком

Это серьезная причина, которая может привести не просто к развитию стресса, а выступить серьезным основанием для формирования нервного срыва. Человек не всесилен, он не может постоянно испытывать негативные эмоции и при этом не иметь никаких весомых последствий. Расставание с близким человеком – это то, что может перевернуть систему внутренних убеждений, сломать прочную душевную организацию личности. Происходит это потому, что люди испытывают глубокую потребность в том, чтобы заботиться о ком-то близком. Если лишить человека такой возможности, он будет чувствовать себя ненужным и несостоявшимся. Профилактика и лечение стресса, возникшего на почве личных отношений, невозможно без осознания личности своих дальнейших перспектив. Все-таки требуется многое переосмыслить и понять, чтобы изменить отношение к ситуации.

Неудовлетворенные потребности

Иногда стресс формируется на базе неудовлетворенных потребностей. Они могут иметь как физическую, так и психологическую подоплеку. Что можно отнести к данному пункту? Например, нереализованные мечты о личном счастье, безответная влюбленность. К стрессу также приводят трудности по работе, сопряженные с необходимостью проявлять себя, доказывать свою значимость. Неудовлетворенная потребность в любви и признании – частая причина развития стресса. Если бы люди анализировали все причины, которые только могут при вести к нервному перенапряжению, то их всех было бы невозможно описать. Существует великое множество оснований для возникновения стресса. Если человек не будет себя беречь, то очень скоро заработает себе нервный срыв.

Стадии стресса

В психологической науке принято выделять несколько стадий развития стресса. Эти стадии характеризуют душевное состояние человека, умение противостоять любым негативным факторам. Сами стадии возникновения стресса можно сравнить со ступенями, по которым человек движется по лабиринтам своих эмоций.

Легкая степень

Самая первая стадия характеризуется появлением небольшой утомляемости, впечатлительности, восприимчивости. Человек начинает вдруг задумываться о своей жизни, боится предпринимать активные действия для того, чтобы исправить неудовлетворительную ситуацию. Легкая стадия не приносит много страданий. Она лишь показывает, что с человеком что-то не так: он устал, перенервничал, сбился с выбранного пути. Но если не предпринимать попыток избавиться от нервного напряжения, тревога и сомнения будут только нарастать.

Средняя степень

Вторая стадия, которая характеризуется стремительным повышением уровня тревожности. На этом этапе становится сложнее противостоять натиску стресса. Вторая стадия предполагает, что человек начинает погружаться в собственные переживания, хотя и продолжает активно искать выход из затруднительного положения. Находясь в средней стадии, многое еще можно исправить без особенного ущерба для здоровья. Печально только то, что люди порой совсем мало задумываются над тем, насколько вредят самим себе. Нельзя относиться к стрессу без всякого внимания, это чревато необратимыми последствиями.

Тяжелая степень

К сожалению, стресс очень быстро развивается и прогрессирует. Если ситуация зашла слишком далеко, приходится пожинать горькие плоды. Третья стадия стресса характеризуется сильной подавленностью, нежеланием предпринимать какие-либо попытки для восстановления душевного равновесия. Человек перестает верить  в то, что ему кто-либо может помочь. Такое состояние уже называется тревожно-нервным расстройствам и оказывает сильное влияние на восприятие действительности. Такой человек оказывается неспособным воспринимать радость, ему требуется серьезное лечение. Третья стадия развития стресса требует к себе повышенного внимания.

Виды стресса

Стадии стресса

В психологической науке выделяют два основных вида стресса. Эти виды в корне отличаются друг от друга и позволяют судить о том, насколько человек продуктивно работает над собой. Зная виды нервного напряжения, можно попытаться проанализировать собственное состояние и прийти к определенным выводам.

Эустрессы

Это такой вид нервного напряжения, при котором происходит сильная концентрация внимания на каком-либо объекте или явлении. В этом случае переживания даже идут на пользу: человек в короткое время мобилизует все свои внутренние силы, чтобы выйти из затруднительного положения, достичь определенного результата.  Такой вид потрясений способствует лучшему пониманию собственных намерений, поиску выхода. Человек начинает осознавать, к чему ему действительно стоит стремиться, а от чего лучше совсем отказаться.

Дистрессы

Такой вид нервного напряжения не может идти на пользу. Он представляет собой вид нервного расстройства, при котором человек сильно страдает. По сути, дистресс – это вид стресса, главной отличительной особенностью которого является длительное эмоциональное возбуждение. При подобном расстройстве, конечно, личность не может полноценно развиваться, чувствовать себя счастливой. В этом случае напряжение возрастает в несколько раз, не идет в сравнение ни с какими видами эмоциональных нарушений. Дистресс – это не просто вид дисгармонии внутри личности, а серьезное нарушение, нуждающееся в своевременном лечении.

Лечение и профилактика стресса

Любые эмоциональные отклонения в обязательном порядке следует обследовать. Их  лучше предупреждать, чем позднее пытаться что-то исправить. Назначать грамотное лечение должен обязательно специалист, а не любитель задушевных бесед. Занимаются профилактикой стресса квалифицированные психологи. В чем заключаются основные принципы лечения и профилактики? Попробуем разобраться!

Наладить сон

Прежде чем начинать глотать успокоительные таблетки, следует пойти более простым путем. Необходимо начать следить за качеством своего отдыха. Очень часто люди значительно пренебрегают сном, жертвуя им ради каких-то срочных дел. Этого не следует делать. Для человека сон крайне важен. Правильный режим дня станет отличной профилактикой стресса и поможет в лечении, если проблема уже появилась. С лечением лучше не затягивать, если человек действительно в нем нуждается.

Физическая активность

Многие современные люди, руководствуясь некоторыми соображениями, значительно пренебрегают физической активностью. Это большая ошибка, которая может привести к непоправимым последствиям. Лечение и профилактика стресса основываются на постоянном движении. Человек должен осознавать, что нужно хотя бы раз в день делать гимнастику или зарядку. Лучше всего заниматься каким-то конкретным видом спорта. Это отличное лечение, которое помогает даже в запущенных случаях. Само по себе лечение нервного расстройства предполагает, чтобы личность приняла на себя полную ответственность за происходящее. Нужно стараться как можно больше двигаться, тогда впоследствии не придется прибегать к лечению сильнодействующими препаратами.

Медитация

Этот метод хорош тем, что позволяет  избавиться от любых проявлений неблагополучия в душевном состоянии человека. Лечение стресса целесообразно начинать с глубокого осмысления происходящих событий. Чем сильнее личность разовьет в себе навык управления собственной внутренней сущностью, тем быстрее сможет справиться с любой проблемой.

Таким образом, чтобы освободиться от нервного напряжения, нужно постараться как можно скорее обрести душевное равновесие. Лучше вовремя провести профилактику сильного эмоционального расстройства, чем потом прибегать к его лечению.

55 Стресс стадии развития и способы приодоления

Вопрос № 55. Стресс: стадии развития и способы преодоления.

Стресс (Г.Селье) - неспецифический ответ организ­ма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования.

Селье удалось установить, что на неблагоприятные воз­действия разного рода, например холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое, организм отвечает не только конкретной для каждого воздействия защит­ной реакцией, но и общим, однотипным комплексным реагированием вне зависи­мости от того, какой раздражитель действует на организм. При этом в промежут­ке между воздействием и ответом организма развертываются определенные про­цессы. Эти процессы были описаны в классических исследованиях Г. Селье, доказывающих, что стадии стресса характерны для любого адаптационного про­цесса.

Стадии стресса:

1. непосредственная реакция на воздействие, требующее адаптационной перестройки (так называемая фаза тревоги и мобили­зации) - осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, пли функциональной, мобилизации резервов, без глу­бинных структурных перестроек.

2. период максимально эффективной адаптации (фаза резистенции) - на данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организ­ма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирова­ние организма на воздействующие факторы среды.

3. нару­шение адаптационного процесса в случае неблагоприятного исхода (срыв адапта­ции) - поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй фазах, в организме происходят структурные пере­стройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальней­шее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществ­ляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.

Таким образом, стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптиро­ваться к новым условиям, т. е. стресс неотделим от процесса адаптации.

Сущность стрессовой реакции заключается в «подготовительном» возбужде­нии и активации организма, необходимой для готовности к физическому напря­жению. Следовательно, мы вправе полагать, что стресс всегда предшествует зна­чительной трате энергетических ресурсов организма, а затем и сопровождается ею, что само по себе может приводить к истощению функциональных резервов. При этом стресс ни в коей мере не может рассматриваться как отрицательное яв­ление, поскольку лишь благодаря нему возможна адаптация. Кроме этого, умерен­но выраженный стресс оказывает положительное влияние как па общее состояние организма, так и на психические характеристики личности. Например, при уме­ренном стрессе отмечается позитивное изменение таких психических характери­стик, как показатели внимания, памяти, мышления и др. Таким образом, стресс, как целостное явление, должен рассматриваться в качестве позитивной адаптив­ной реакции, вызывающей мобилизацию организма. Тем не менее, существуют стрессовые реакции, которые, наоборот, приводят к демобилизации систем орга­низма. Это крайне отрицательное проявление стресса в научной литературе полу­чило название дистресса.

Именно дистресс несет в себе факторы, разрушительно действующие на организм. Трансформация стресса в дистресс происходит при чрезмерно интенсивном воздействии факторов среды и условий жизнедеятельно­сти, при которых очень быстро истощаются функциональные резервы организма или нарушается деятельность механизмов психической регуляции.

Многоаспектность явления стресса у человека столь велика, что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Поскольку человек является социальным существом и в деятель­ности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции.

Некоторые авторы разделяют факторы, вызывающие психический стресс, на две большие группы. Поэтому и психический стресс они условно делят на два вида: информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в си­туациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляет­ся с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать пра­вильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений. Возникновение эмоционального стресса боль­шинство авторов связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т. д. С этой точки зрения принято выделять три формы эмоционального стресса: импульсив­ный, тормозной и генерализованный. При эмоциональном стрессе отмечаются определенные изменения в психической сфере, в том числе изменения протека­ния психических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.

Следует отметить, что эмоциональный стресс вызывает такие же изменения в организме, как и стресс физиологический. Например, перед выходом космическо­го корабля на лунную орбиту сердце у американского астронавта Э. Бормана би­лось с частотой 130 ударов в минуту, а в момент посадки на Луну пульс у другого астронавта — Э. Армстронга — достиг 156 ударов в минуту вместо обычных 77. Аналогичная картина наблюдалась у другого астронавта — Ч. Эрвина, у которого пульс составлял 180 ударов в минуту при обнаружении неисправности энерго­системы. У летчиков в момент дозаправки самолета в воздухе пульс возрастает до 186 ударов в минуту.

Подобные физиологические изменения вызывает не только опасность, но и ситуации, связанные с высокой ответственностью за выполняемую деятельность и ожидание поступления новой, совершенно нестандартной и необычной инфор­мации. Например, во время спуска советского лунохода с посадочной площадки на поверхность Луны частота пульса у членов наземного экипажа резко повыси­лась и достигла 130-135 ударов в минуту, хотя никакой опасности для их жизни не было.

Таким образом, психический стресс можно охарактеризовать как состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением в условиях, ко­гда нормальная адаптивная реакция оказывается недостаточной.

Среди свойств личности, обусловливающих вероятность возникновения стрес­са, ведущее место занимает тревожность, которая в условиях адаптации может проявляться в разнообразных психических реакциях, извсстных как реакции тре­воги. Под тревогой понимают ощущение неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределенного беспокойства. Это ощуще­ние служит сигналом, свидетельствующим о чрезмерном напряжении регуляторных механизмов или нарушении адаптационных процессов.

Очень часто тревогу рассматривают как форму адаптации при остром или хро­ническом стрессе. Однако тревога имеет личностную обусловленность и по на­правленности своего проявления может выполнять как охранительные, мобили­зующие, так и дезорганизующие функции. В случае, когда уровень тревоги не­адекватен ситуации, происходит перенапряжение регуляторных механизмов, что, как правило, заканчивается нарушением поведенческой регуляции. Поведение человека перестает соответствовать ситуации.

1. нор­мальная тревога

2. патологическая тревога

Нормальная, ситуативная, невротическая, психотическая и др.

Тревога - единое, по сути, явле­ние, которое при неадекватном увеличении интенсивности проявления может приобретать патологический характер. Анализ патогенной роли тревоги при пси­хопатологических явлениях, которые представляют собой клинически выражен­ные нарушения психической адаптации, дает основание считать тревогу ответ­ственной за большую часть расстройств, в которых проявляются эти нарушения. Такое утверждение основывается на том, что существует тесная взаимосвязь меж­ду тревогой и некоторыми физиологическими показателями, которая была обна­ружена при исследовании механизмов эмоционального стресса.

Роль тревоги в адаптационном процессе может существенно изменяться в зависимости от ее интенсивности и требований, предъявляемых к адаптационным механизмам индивидуума. Если рассогласование в системе «че­ловек—среда» не достигает значительной степени и уровень тревоги не превыша­ет средних значений, то на первый план выступает ее мотивационная роль, и тогда тревога обусловливает активизацию целенаправленного поведения. При выра­женном нарушении сбалансированности в системе «человек—среда», когда про­исходит перенапряжение механизмов регуляции, тревога значительно возраста­ет, отражая формирование состояния эмоционального стресса, который может приобретать хронический характер и снизить эффективность психической адап­тации, что, в свою очередь, является одной из предпосылок к развитию болезни.

Однако, рассматривая взаимозависимость тревоги с некоторыми физиологи­ческими показателями, следует учитывать, что тревога — это, прежде всего субъек­тивное явление, уровень проявления и характер которого зависит от личностных особенностей индивида. В настоящее время хорошо известно, что особенности личности непосредственно влияют на характер ответного реагирования организ­ма на воздействие окружающей среды.

Каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особен­ности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и веро­ятностью развития негативных последствий. Рассмотрим психологические меха­низмы, вызывающие неадекватное реагирование на внешний стрессор, и пути оп­тимизации эмоционального состояния.

Проблема регуляции эмоциональных состояний является одной из сложней­ших в психологии и одновременно относится как к фундаментальным, так и к при­кладным проблемам. В курсе общей психологии мы познакомимся с данной про­блемой лишь в общем виде, поскольку при изучении других дисциплин вы не­однократно будете возвращаться к ней.

Существует много подходов к исследованию как регуля­ции эмоциональных состояний, так и психических механизмов, вызывающих стресс.

Ф. Б. Березин: адаптация про­текает на всех уровнях организации человека, в том числе в психической сфере; психическая адаптация является центральным звеном в общей адаптации челове­ка, поскольку именно характер психической регуляции определяет характер адап­тации в целом. Березин также считает, что механизмы психической адаптации, а следовательно, и регуляции психических состояний, лежат в интрапсихической сфере.

К числу механизмов, обусловливающих успешность адаптации, Березин отно­сит механизмы противостояния тревоге — разнообразные формы психологической защиты и компенсации. Психологическая защита — это специальная регулятив­ная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием какого-либо конфликта. Главной функцией психологической защиты является «ограждение» сферы созна­ния от негативных, травмирующих личность переживаний. В широком смысле этот термин употребляется для обозначения любого поведения, в том числе и не­адекватного, направленного на устранение дискомфорта.

Березин выделяет четыре типа психологической защиты:

  1. препятствующие осознанию факторов угрозы, вызывающих тревогу;

  2. позволяющие фиксировать тревогу;

  3. снижающие уровень побуждений;

  4. устраняющие тревогу.

Проведенные им исследования обнаружили закономерную смену механизмов интрапсихической адаптации и позволили говорить о том, что различные формы психологиче­ской защиты обладают различными возможностями противостоять тревоге и дру­гим негативным состояниям. Более тоги, было установлено, что существует опре­деленная иерархия типов психологической защиты. Когда одна формы защиты оказывается не в состоянии противостоять тревоге, то «включается» другая фор­ма защиты. Березиным было также обнаружено, что нарушение механизмов пси­хической адаптации или использование неадекватной формы защиты могут при­водить к соматизации тревоги, т. е. направлению тревоги на формирование предболезненных состояний, или к окончательному срыву адаптации. Это происходит потому, что тревога, как и любое другое эмоциональное состояние, связана с веге­тативной и гуморальной регуляцией организма, т. е. при возникновении данного состояния происходят определенные физиологические изменения. При этом сле­дует отметить, что использование индивидом неадекватной формы психологиче­ской защиты и возникновение гипертревоги всегда сопровождается сверхнапря­жением, более значительным по своей интенсивности, чем обычное мотивационное. Как правило, в этой ситуации возникает состояние, обусловленное блокадой мотивационного поведения, известное как фрустрация.

Фрустрация — это психическое состояние человека, вызванное объективно непреодолимыми трудностями, возникшими при достижении цели или решении задачи. Следует отметить, что термин «фрустрация» применяется в современной научной литературе в разных значениях. Очень часто под фрустрацией понимают форму эмоционального стресса. В одних работах этим термином обозначаются фрустрирующие ситуации, в других ~ психическое состояние, но всегда имеется в виду рассогласование между поведенческим процессом и результатом, т. е. пове­дение индивида не соответствует ситуации, а следовательно, он не достигает цели, к которой стремится, а даже наоборот, может прийти к совершенно противопо­ложному результату.

Существенные для адаптации фрустрирующие ситуации обычно связаны с ши­роким диапазоном потребностей, которые не могут быть удовлетворены в той или иной ситуации. Как вы уже знаете, потребность — это состояние индивида, созда­ваемое испытываемой им нуждой в чем-либо. Существуют разнообразные клас­сификации наиболее значимых из них. П. В. Симонов, например, выделяет биологические, социальные и идеальные. А. Маслоу утверждает, что существует опре­деленная иерархия потребностей, где к числу высших относятся социальные потребности.

Невозможность удовлетворить ту или иную потребность вызывает определен­ное психическое напряжение. В случае реорганизации целого комплекса потреб­ностей или их рассогласованности, когда человек пытается решить две или более взаимоисключающие задачи, психическое напряжение достигает наивысших пре­делов и в результате формируется состояние, вызывающее нарушение адекватно­сти поведения, т. е. фрустрация. Как правило, это состояние возникает в результа­те некоего конфликта, который принято называть интрапсихичвским конфликтом, или конфликтом мотивов. Характерная для интрапсихичсского конфликта несо­вместимость и столкновение противоположных тенденций личности неизбежно препятствуют построению целостного интегративного поведения и увеличивают риск срыва адаптации.

Именно с ситуацией интрапсихического конфликта непосредственно связан и эмоциональный стресс. Вероятность возникновения интрапсихического конфлик­та в значительной степени обусловлена особенностями когнитивной сферы. Мно­гочисленные исследования показали роль когнитивных элементов в развитии стресса, а несоответствие между когнитивными элементами (когнитивный диссо­нанс) влечет за собой возрастание напряженности, и чем больше несоответствие, тем выше напряженность, которая приводит к нарушению интеграции поведения.

Интеграция поведения — это система взаимосвязи между элементами психи­ческой структуры личности, позволяющая успешно решать задачи в интересах адаптации индивида, и в первую очередь добиться согласованности его мотивов и требований окружения. Интеграция поведения реализуется через такие психоло­гические образования, как установка, отношение, ролевые структуры. Интрапсихичсский конфликт отношений, которые формируются на основе ролевых и лич­ностных установок, может приводить к дезорганизации поведения и нарушению сложившихся струкур личности — «я-образа», «я-концепции», самооценки. При этом дезорганизация поведения будет сопровождаться негативным эмоциональ­ным фоном, так как эмоции сопряжены с мотивами и обеспечивают осуществле­ние некоторых регуляторных функций, при этом интеграция эмоций в единую систему определяет характер эмоционального состояния.

Построение интегрированного поведения — существенная часть адаптацион­ного процесса. Нарушение поведения на любом уровне интеграции сопровожда­ется снижением качества психической адаптации, возрастанием фрустрационной напряженности и соответствующими физиологическими сдвигами. В зависимо­сти от того, насколько наше поведение интегрировано, т. е. целостно, осознанно и подчинено определенной цели, настолько высок у нас порог фрустрации, который можно рассматривать в качестве меры потенциальной стабильности психической адаптации и способности противостоять возникающему напряжению.

Одним из важнейших составных элементов структуры личности, влияющих на уровень интеграции поведения, а следовательно, и на процесс адаптации в це­лом, является «я-концепция». «Я-концепция» - это относительно устойчивая, в большей или в меньшей степени осознанная и переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Как следует из данного определения, «я-концепция» — это система отношений человека к себе и окружаю­щим его предметам, людям и другим явлениям. Всю информацию, которую чело­век получает из внешней среды, он воспринимает в контексте системы таких от­ношений, и, исходя из степени соответствия или несоответствия своим целям, из того, что в себе несет полученная информация — угрозу или одобрение, — чело­век строит свое поведение. Неслучайно принято считать, что «я-концепция» со­ставляет ядро системы саморегуляции человека. В основе «я-концепции» лежат самооценка и уровень притязаний, отражающие общую направленность мотивационной сферы, ориентированной на достижение успеха (мотивация достижения) или на избежание неудач (мотивация избегания). В свою очередь, исследования мотивации показали зависимость между характером мотивации и выбором пове­денческих стратегий, а также особенностями адаптации к условиям изменяющей­ся среды. При преобладании мотивации достижения поведение отличается отсутствием видимой тревоги, и наоборот, мотивация избегания неудач сопровождает­ся проявлением тревоги.

В. Н. Мясищев — авторе концепции отношений личности. По мнению Мясищева, система отношений составляет ядро личности. Эта система формиру­ется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действитель­ности. Данная концепция нашла широкое применение в медицинской психоло­гии, особенно в области исследования и лечения неврозов.

Неврозы — эта группа нервно-психических расстройств, психогенных по своей природе, являющихся следствием длительного или чрезмерно интенсивного эмо­ционального напряжения. Главная причина невроза — нарушение системы регу­ляции эмоциональной связи, вызванное противоречием между установками и взглядами личности и внешней действительностью, т. е. в основе такого наруше­ния лежит интрапсихический конфликт.

Невроз, являясь нервно-психическим расстройством, сопровождается вегета­тивными проявлениями: мышечным напряжением, тремором, нарушениями ра­боты сердца, тревогой, чувством подавленности, головными болями, слабостью. Причем эти вегетативные изменения происходят не сразу, а постепенно. Прежде всего изменяется сон. Он становится поверхностным, человек легко просыпается. Постепенно изменяется чувствительность человека к внешним раздражителям. Звук, свет, разговоры необыкновенно раздражают человека. Даже шумы обычно­го уровня могут стать непереносимыми. Повышенная чувствительность выступа­ет, с одной стороны, как приспособительный механизм к недостатку информации, обеспечивая приток дополнительных сигналов, с помощью которых можно разре­шить ситуацию. С другой стороны, повышенная чувствительность делает челове­ка более восприимчивым к любым раздражителям и проявляется как излишняя плаксивость, нетерпеливость, взрывчатость, а также в виде болевых ощущений в ответ на слабые сигналы из внутренней среды, которые ранее не воспринима­лись.

Однако главной особенностью невроза является конфликт. Конфликт обнару­живается в основе большинства неврозов и всегда сопровождается чрезвычайно интенсивными переживаниями. Переживания могут быть различны. Например, ощущение своей вины, своего упущения, вследствие которого и возникла травми­рующая ситуация, и др. В то же время следует отметить, что переживания стано­вятся источником невроза лишь в том случае, если они особо значимы для челове­ка. Поэтому большинство эмоциональных, или интрансихических, конфликтов, послуживших причиной заболевания, по своей природе социальны.

Эмоциональный стресс чаще всего ока­зывается связанным с социальными явлениями, т. е. эмоциональный стресс явля­ется неотделимой частью социальной адаптации человека. В результате наших многолетних экспериментальных исследований этой проблемы мы пришли к вы­воду о том, что существуют характеристики личности, которые определяют успешность адаптации человека в самых разнообразных условиях. Эти харак­теристики формируются в процессе всей жизни человека, и к их числу в первую очередь следует отнести уровень нервно-психической устойчивости, самооценку личности, ощущение своей значимости для окружающих (социальная референтность), уровень конфликтности, опыт общения, морально-нравственную ориен­тацию, ориентацию на требования ближайшего окружения.

Все эти характеристики при детальном изучении оказались взаимосвязаны друг с другом. Более того, они формируют одну интегральную характеристику, которая была названа нами личностным адаптационным потенциалом. Данная характеристика рассматривается нами как системное свойство личности, которое заключается в способности личности адаптироваться к условиям социальной сре­ды. Чем выше уровень развития данного свойства, тем к более жестким и суровым условиям социальной среды может приспособиться человек.

Р. М. Грановская делит все стратегии выхода из напряженной ситуации на три группы: изменить или ликвидировать проблему; уменьшить ее интенсивность за счет смещения своей точки зрения на нее; облегчить ее воздействие с помощью включения ряда способов.

Ключевую роль в управлении своим состоянием играет осознание жизненных целей и соотнесение с ними конкретных ценностей. Чем быстрее человек опреде­лит свои жизненные ценности и цели, тем у него больше шансов избежать нега­тивных последствий внезапно возникшего чрезмерного эмоционального напря­жения, поскольку человек, сделавший главный жизненный выбор, в значитель­ной мере определил все дальнейшие решения и тем самым избавил себя от колебаний и страхов. Попадая в трудную ситуацию, он соотносит ее значение со своими главными жизненными ориентирами. Своевременность подобного взве­шивания нормализует его состояние. При этом критическая ситуация рассматри­вается на фоне общей перспективы, например всей жизни человека, в результате чего значимость этой ситуации может резко снизиться. Известно много примеров, когда с людьми происходили несчастные случаи, от которых можно было опра­виться в течение нескольких часов. Но реакция на них была столь неадекватна, столь несоотносима с личной шкалой ценностей, что развивались значительные жизненные кризисы. Поэтому неблагоприятные последствия возникают часто не из-за самих случаев, а из-за реакции на них.

Таким образом, одним из основных способов избегания чрезмерного эмоцио­нального напряжения является гармоничное развитие личности человека, формирование у него самостоятельной мировоззренческой позиции. Причем это раз­витие начинается с первых дней жизни человека, а его успех в значительной сте­пени зависит от того, насколько умело строят воспитательный процесс родители ребенка, а затем и педагоги в школе, насколько государство заботится о воспита­нии подрастающего поколения, и от много другого.

Следующий способ регуляции эмоциональных состояний, по мнению Гранов­ской, заключается в правильном выборе момента для принятия решения или реа­лизации своего плана. Как известно, экстремальная ситуация приводит к суже­нию сознания, что ведет к нарушению ориентировки в окружающем. Тревога, вол­нение меняют стратегию поведения. Пораженный смятением человек стремится избежать малейшего риска, боится идти в том направлении, которое грозит за­блуждениями и ошибками, поэтому каждую новую информацию он стремится связать с аналогичной, уже известной ему. В этой ситуации человек очень часто совершает ошибки, принимая неправильное решение. Поэтому необходимо учить­ся правильно, выбирать момент для реализации своих планов в сложной, эмоцио­нально напряженной ситуации.

Еще один способ снизить эмоциональное напряжение заключается в ослабле­нии мотивации. Например, отказаться на время от достижения поставленной цели или снизить эмоциональную напряженность через произвольное перенесение вни­мания, концентрируя его не на значимости результата выполняемой деятельно­сти, а на анализе технических деталей задачи или тактических приемах.

Грановская выделяет еще один способ борьбы с эмоциональными стрессами и эмоциональной напряженностью. Этот способ заключается в заранее подготов­ленных стратегиях отступления. Наличие запасного варианта поведения в той или иной ситуации снижает излишнее возбуждение и делает более вероятным успех решения задачи на генеральном направлении. Не подготовив альтернативного решения, человек необоснованно пессимистично оценивает ситуацию, которая может возникнуть в случае провала основного варианта. Имея запасной вариант действий, в случае провала первого человеку проще смириться с неудачей и со­хранить при этом оптимистическое расположение духа. Следовательно, запасные стратегии уменьшают страх перед неблагоприятным развитием событий и тем са­мым способствуют созданию оптимального фона для решения задачи.

5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

*