Вдохновение что значит: Значение слова ВДОХНОВЕНИЕ. Что такое ВДОХНОВЕНИЕ? – вдохновение — это… Что такое вдохновение?

Содержание

Значение слова «вдохновение» в 6 словарях

— в общем смысле под этим именем разумеется такое особое состояние субъекта, при котором он способен к наиболее интенсивным, целесообразным и ценным по внутреннему достоинству действиям в области религиозной, умственной и эстетической. Хотя не всем одинаково свойственно испытывать такой подъем духовной деятельности, но безусловного различия между лицами в этом отношении признать невозможно; некоторая степень В. необходима для успешного исполнения всякого человеческого дела. По этимологии своей слово вдохновение (inspiratio) указывает на первоначальное представление о причине этого явления. А именно, предполагалось, что в человека входит постороннее духовное существо и более или менее полно овладевает его душевными способностями, возвышая и усиливая их. Качеством этой посторонней духовной силы, входящей в субъекта или находящей на него (вдохновение = наитие), обуславливается, согласно такому представлению, различие между положительным вдохновением (наитие свыше) и одержанием, или бесноватостью. Наиболее яркое и грубое выражение этого реально-мистического взгляда на В. мы находим, с одной стороны, у диких и полудиких народов — напр., у наших сибирских инородцев, у которых их вдохновенные пророки и чародеи, шаманы, представляются пассивными орудиями разных входящих в них духов, иногда зооморфического характера; а с другой стороны, у современных спиритов мы встречаем убеждение, что все вдохновенные деятели человечества были лишь особого рода

медиумы (т. е. также пассивные орудия) сообщавшихся через них духов. В менее грубой форме, чем у шаманистов и спиритов, тот же взгляд господствовал у древних греков, приписывавших всякое вдохновенное действие наитию Аполлона и Муз; воззвание к этим божествам, превратившееся впоследствии в риторическую фигуру, имело первоначально совершенно реальный смысл. Начало иного взгляда принадлежит Платону, который смотрит на вдохновение как на внутренний аффект, сопровождающий возвышение разумной души в сферу созерцания истинно сущего или вечных идей (см. в особенности диалог «Федр»). Впрочем, у Платона — и еще более у позднейших неоплатоников — идеалистический взгляд на вдохновение смешивается с прежними мифологическими представлениями. Он совершенно отрешается от них в германском идеализме. По Гегелю, вдохновение есть действие человеческого духа, непосредственно наполненного и связанного раскрывающимся в нем идеальным содержанием; вследствие своей непосредственности это действие ощущается самим субъектом как чужая сила — вдохновение есть состояние несвободное (ein unfreies Pathos: см. Hegel, «Encyklopädie der philosophischen Wissenschaften», § 560). Здесь, как и везде у Гегеля, мы видим лишь подведение частного явления под общую логическую формулу, а не реальное его объяснение. Такого объяснения не находим мы и у других новейших философов. Шопенгауэр повторяет своими словами взгляд Платона, а Гартман довольствуется причислением вдохновения — наряду с инстинктом, религиозным чувством и т. д. — к проявлению в нас бессознательного или сверхсознательного начала. В школьной психологии рассуждения о вдохновении ограничиваются обыкновенно амплификациями общих мест. Гораздо более плодотворными следует признать наблюдения новейших психопатологов, подтверждающих старинное мнение Аристотеля о сродстве высшей духовной деятельности с помешательством (см. Гений). Можно считать установленным фактом, что особенная способность к вдохновенным действиям и произведениям (гениальность) и многие формы душевных болезней развиваются на общей почве невропатической и психопатической конституции. Но этот важный и интересный факт, очевидно, вовсе не объясняет существенного и объективного различия между результатами сумасшествия и гениальности. Все существующие взгляды на В. могут быть подведены под три главные точки зрения: 1) или В. понимается как действие в человеке и через человека внешних духовных сил; 2) или как акт имманентного раскрытия в человеческом духе его высшего идеального содержания; 3) или, наконец, как проявление особой психофизической организации при известных физиологических условиях. Эти три основных взгляда отвечают, собственно, на три различных вопроса: в первом имеется в виду причина данного явления, действующая, или производящая (causa efficiens, αρχή της χινήσεως), во втором — причина формальная, или идеальная (έίδος), в третьем — причина материальная, или субстрат (το ύποκείμενον). Во всяком случае, эти три взгляда не только в отдельности, но и вместе взятые, не дают нам удовлетворительного объяснения, и истинно научная теория вдохновения принадлежит к задачам будущего.

Владимир Соловьев.

вдохновение — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. вдохнове́ние вдохнове́ния
Р. вдохнове́ния вдохнове́ний
Д. вдохнове́нию вдохнове́ниям
В. вдохнове́ние вдохнове́ния
Тв. вдохнове́нием вдохнове́ниями
Пр. вдохнове́нии вдохнове́ниях

вдохнове́ние

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -вдохнов-; суффикс: -ениj; окончание: [Тихонов, 1996].

Приставка: в-; корень: -дох-; суффиксы: -н-ов-ени; окончание: [Кузнецова, Ефремова, 1986].

Произношение

  • МФА: [vdəxnɐˈvʲenʲɪɪ̯ə] 

Семантические свойства

Значение
  1. состояние творческого подъёма ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. состояние душевного подъёма, сильной увлечённости; воодушевление ◆ Это чистый, светлый род вдохновения, не являющегося результатом таких средств, как верченье, хлыстанье, принятие сомы, морфия и других наркотиков. Борис Ланин, «Методика преподавания и изучения литературы», 2001 г.
Синонимы
  1. частичн.: озарение
  2. воодушевление, энтузиазм
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Происходит от гл. вдохнуть ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Библиография

Вдохновение — это… Что такое вдохновение?

Если пророчество есть богочеловеческое озарение, в котором творческое вдохновение встречается с вдохновением божественным, то «видение» представляет собой как бы односторонний акт Бога в человеке или над человеком.

Самое легкое вдохновение уже не допускает искренности, потому что она ничто перед вдохновением, всегда новым, всегда неожиданным, дающим то, чего в себе не знаешь, но носишь — не зная.

Чистым трепетом перед миром небесным, поиском «золотых слов», «Чтобы вечно струнами звучали / Жадные слова Богопознанья!», она была всецело поглощена, мало думая о земном, в том числе, и о литературной славе, которая всё же сопровождала её, и на какое-то время освещала печальное бытие, заслоняла сомнения в значимости собственного таланта, но слава эта заканчивалась часто разочарованием, «отвращеньем к литературе, и в особенности, к стихам…», которые не могут равняться жизни, не могут её пересилить, не могут и небу равняться — вдохновение смертных меркнет перед вдохновением небесного Творца:

Иным думалось, что творить они могут, лишь превратившись в отшельников, что вдохновение приходит с помощью благоприятствующих стимулов; этим казалось, что творческий огонь у них вызывает запах гнилых яблок или тонких духов, стакан горячего молока, звуки музыки… Но они явно смешивали

вдохновение с умением привести себя в рабочее состояние посредством различных «подсобных средств».

Если же он гневался, или предавался сильной радости, или начинал говорить о чем-нибудь ужасном и великом, то страстное вдохновение овладевало им, на сверкающих глазах выступали слезы, лицо румянилось, голос гремел, как гром, и монахи, слушая его, чувствовали, как его вдохновение сковывало их души; в такие великолепные, чудные минуты власть его бывала безгранична, и если бы он приказал своим старцам броситься в море, то они все до одного с восторгом поспешили бы исполнить его волю.

Где есть радость, там и вдохновение

, а где вдохновение, там все получается легко, просто и как бы само собой.

мне не суждено было поговорить с Кэтлин), but I had a sudden inspiration which caused me to say quietly (но на меня сошло: «у меня было» внезапное вдохновение, которое заставило меня сказать спокойно; inspiration — вдохновение, наитие; to cause — быть причиной, заставлять).

Каким бы великим ни было их вдохновение,., они были людьми, и это вдохновение не всегда было ровным и одинаковым… Ему сопутствовала известная доля человеческой психопатологии, присущая всем людям.

В частности, что понятие «вдохновение» родилось в искусстве, что «вдохновение не любит посещать ленивых» и т.д.

Вдохновение стремится обойтись с очень малым количеством фактов; оно хочет противоречить здравому смыслу; оно хочет поразить ходами, кажущимися невозможными, оно хочет невиданными стратегическими тонкостями опровергнуть здравый смысл, даже насмеяться над ним; вдохновение ищет не общее правило, но частное исключение, и ищет его везде и всегда.

Вдохновение что это? Значение слова Вдохновение

Значение слова Вдохновение по Ефремовой:

Вдохновение — 1. Состояние творческого подъема, прилив творческих сил.
2. Приподнятое душевное состояние, настроение. воодушевление.

Значение слова Вдохновение по Ожегову:

Вдохновение — Творческий

подъем, прилив творческих сил

Значение слова Вдохновение по словарю синонимов:

Вдохновение — наитие

Значение слова Вдохновение по словарю Ушакова:

ВДОХНОВЕНИЕ
вдохновения, ср. (книжн.). Творческое одушевление, состояние творческого подъема. Не часто к нам слетает вдохновенье. Дельвиг. Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии. Пушкин.

Значение слова Вдохновение по словарю Даля:

Вдохновение
вдохнуть, см. вдыхать.

Значение слова Вдохновение по словарю Брокгауза и Ефрона:

Вдохновение — в общем смысле под этим именем разумеется такое особое состояние субъекта, при котором он способен к наиболее интенсивным, целесообразным и ценным по внутреннему достоинству действиям в области религиозной, умственной и эстетической. Хотя не всем одинаково свойственно испытывать такой подъем духовной деятельности, но безусловного различия между лицами в этом отношении признать невозможно. некоторая степень В. необходима для успешного исполнения всякого человеческого дела. По этимологии своей слово вдохновение (inspiratio) указывает на первоначальное представление о причине этого явления. А именно, предполагалось, что в человека входит постороннее духовное существо и более или менее полно овладевает его душевными способностями, возвышая и усиливая их. Качеством этой посторонней духовной силы, входящей в субъекта или находящей на него (вдохновение = наитие), обуславливается, согласно такому представлению, различие между положительным вдохновением (наитие свыше) и одержанием, или бесноватостью. Наиболее яркое и грубое выражение этого реально-мистического взгляда на В. мы находим, с одной стороны, у диких и полудиких народов — напр., у наших сибирских инородцев, у которых их вдохновенные пророки и чародеи, шаманы, представляются пассивными орудиями разных входящих в них духов, иногда зооморфического характера. а с другой стороны, у современных спиритов мы встречаем убеждение, что все вдохновенные деятели человечества были лишь особого рода

медиумы (т. е. также пассивные орудия) сообщавшихся через них духов. В менее грубой форме, чем у шаманистов и спиритов, тот же взгляд господствовал у древних греков, приписывавших всякое вдохновенное действие наитию Аполлона и Муз. воззвание к этим божествам, превратившееся впоследствии в риторическую фигуру, имело первоначально совершенно реальный смысл. Начало иного взгляда принадлежит Платону, который смотрит на вдохновение как на внутренний аффект, сопровождающий возвышение разумной души в сферу созерцания истинно сущего или вечных идей (см. в особенности диалог «Федр»). Впрочем, у Платона — и еще более у позднейших неоплатоников — идеалистический взгляд на вдохновение смешивается с прежними мифологическими представлениями. Он совершенно отрешается от них в германском идеализме. По Гегелю, вдохновение есть действие человеческого духа, непосредственно наполненного и связанного раскрывающимся в нем идеальным содержанием. вследствие своей непосредственности это действие ощущается самим субъектом как чужая сила — вдохновение есть состояние несвободное (ein unfreies Pathos: см. Hegel, «Encyklop&auml.die der philosophischen Wissenschaften», § 560). Здесь, как и везде у Гегеля, мы видим лишь подведение частного явления под общую логическую формулу, а не реальное его объяснение. Такого объяснения не находим мы и у других новейших философов. Шопенгауэр повторяет своими словами взгляд Платона, а Гартман довольствуется причислением вдохновения — наряду с инстинктом, религиозным чувством и т. д. — к проявлению в нас бессознательного или сверхсознательного начала. В школьной психологии рассуждения о вдохновении ограничиваются обыкновенно амплификациями общих мест. Гораздо более плодотворными следует признать наблюдения новейших психопатологов, подтверждающих старинное мнение Аристотеля о сродстве высшей духовной деятельности с помешательством (см. Гений). Можно считать установленным фактом, что особенная способность к вдохновенным действиям и произведениям (гениальность) и многие формы душевных болезней развиваются на общей почве невропатической и психопатической конституции. Но этот важный и интересный факт, очевидно, вовсе не объясняет существенного и объективного различия между результатами сумасшествия и гениальности. Все существующие взгляды на В. могут быть подведены под три главные точки зрения: 1) или В. понимается как действие в человеке и через человека внешних духовных сил. 2) или как акт имманентного раскрытия в человеческом духе его высшего идеального содержания. 3) или, наконец, как проявление особой психофизической организации при известных физиологических условиях. Эти три основных взгляда отвечают, собственно, на три различных вопроса: в первом имеется в виду причина данного явления, действующая, или производящая (causa efficiens, αρχ&#942. της χινήσεως), во втором — причина формальная, или идеальная (έίδος), в третьем — причина материальная, или субстрат (τ&#959. ύποκείμενον). Во всяком случае, эти три взгляда не только в отдельности, но и вместе взятые, не дают нам удовлетворительного объяснения, и истинно научная теория вдохновения принадлежит к задачам будущего. Владимир Соловьев.

Определение слова «Вдохновение» по БСЭ:

Вдохновение — психическое состояние, для которого характерно резкое возрастание внутренней активности личности, высокий эмоциональный подъём, напряжение духовных и физических сил человека. В. является одной из главных предпосылок процесса творчества и связано с наличием огромной сосредоточенности внимания, с мобилизацией памяти и воображения и интенсивной работой мышления. Всё это сопровождается обычно резким ограничением направленности личности, отключением её от того, что не имеет непосредственного отношения к решаемой творческой задаче. См. также Творчество, Интуиция.
Лит.: Вудвортс Р., Экспериментальная психология, пер. с англ., М., 1950, гл. 25. Петровский А. В., Роль фантазии в развитии личности, М., 1961.
А. В. Петровский.



Значение слова «Вдохновение» в 10 онлайн словарях Даль, Ожегов, Ефремова и др.

Поделиться значением слова:

вдохнуть, см. вдыхать.


ВДОХНОВЕНИЕ, -я, ср. Творческий подъем, прилив творческих сил.

Ударение: вдохнове́ние ср.

  1. Состояние творческого подъема, прилив творческих сил.
  2. Приподнятое душевное состояние, настроение; воодушевление.

ВДОХНОВЕ́НИЕ, вдохновения, ср. (·книж. ). Творческое одушевление, состояние творческого подъема. «Не часто к нам слетает вдохновенье.» Дельвиг. «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии.» Пушкин.

влияние, внушение, наитие (Св. Духа), ввоодушевление; пафос, увлеченность, муза, огонек, творческий порыв, творческий подъем, подъем духа, окрыление, взлет, одержимость, душевный подъем, страсть, порыв, живинка, увлечение, посещение музы, визит музы, подъем, энтузиазм, горение

сущнаитиетворческий подъем

воодушевление, муза, наитие, окрыление, порыв, увлечение, увлеченность, энтузиазм

Поделиться значением слова: logo

это подъем духовных сил, творческого волнения. Источники вдохновения :: SYL.ru

Под вдохновением понимается особое состояние человека. Когда его сознание наполнено душевными силами, а все мыслительные процессы двигаются в одном направлении. Вдохновение — это особое состояние души. Если оно пришло к человеку, нужно постараться сохранить его как можно дольше либо как можно быстрее найти новое. В этом состоянии люди могут свернуть горы. Ведь они воодушевлены и полны сил для осуществления задуманного. Когда к человеку приходит вдохновение, он готов реализовать весь свой творческий запас. Он не обращает внимание на трудности и всевозможные препятствия, которые возникают у него на пути. Именно так проявляется вдохновение. Это прекрасное состояние души и тела.

вдохновение это

Про таких людей говорят, что они словно парят над всеми, заряжая своей энергией и творческим настроем окружающих. Как правило, к людям творческих профессий чаще приходит вдохновение. Это очень важно. Так как без него они и не могут творить. К таким профессиям относятся художники, музыканты, актеры, режиссеры, певцы, музыканты и прочие. Но к людям, которые не связаны с творчеством, также может прийти вдохновение. Это встречается в тех случаях, когда человек нашёл себя и видит своё предназначение в той или иной деятельности. Вдохновение будет также являться важной составляющей его рабочего процесса. Творить можно не только в искусстве, но и в других сферах жизни.

Какое определение можно дать слову «вдохновение»?

Прежде всего, можно посмотреть на словообразование. Под вдохновением понимается новый вдох или веяние. Поэтому значение данного слова следует понимать как приход какой-то новой идеи. Причём она приносит человеку головокружительный запал энергии и радость бытия.

состояние вдохновения

Под вдохновением понимается положительный настрой. Если рассматривать этимологию данного слова в других языках, то следует сказать, что оно может означать божественное руководство. Наверняка с некоторыми людьми случалось такое, что наступает определённый промежуток времени, когда он совершает неприсущие ему поступки, причём делает это целенаправленно. А после достижения цели сам удивляется, как у него все сложилось именно таким образом. Некоторые люди даже отмечают, что им как будто кто-то помогал в этот момент или указывал им путь. Это и есть вдохновение или направление высшей силы.

Положительные моменты

Какие есть положительные моменты вдохновения? Давайте их рассмотрим:

  1. Человек под воздействием данного чувства может совершить необдуманные с точки зрения обычных обывателей поступки. Но именно они в итоге приведут к достижению таких целей, которые не могут быть осуществлены в обычном состоянии.
  2. Посредством вдохновения начинается созидание.
  3. Для творчества данное состояние является неотъемлемой частью процесса создания чего-либо. Это может быть написание книги, постановка спектакля или создание какого-то проекта.
  4. Вдохновение даёт человеку энергию. С помощью нее появляются силы на реализацию задуманного. Человек может спать по несколько часов в сутки, все его мысли и поступки направлены на осуществление задуманного, он не чувствует усталости.

Как добиться того, чтобы пришло вдохновение? Советы творчестким личностям, которые утратили свою музу

Когда у человека присутствует вдохновение, он не задумывается о том, что может быть по-другому. А вот в ситуации, когда оно отсутствует, возникают мысли о том, как его вернуть назад или найти новое.

Прежде всего, для того чтобы пришло вдохновение, нужен источник. То есть какое-то событие или новое знакомство. Также возможно возобновление старых отношений с кем-либо. Здесь речь не идёт о любовных отношениях. Хотя случается, что новый роман также может стать источником вдохновения. Толчком также может быть все что угодно, например картина или сон.

вдохновение синоним

Для того чтобы пришло вдохновение, необходимо созидание новых вещей. Для этого рекомендуется посещать выставки, музеи, ходить в театр, кино.

Еще одним отличным источником может стать путешествие в новые страны и неизведанные места. Следует знать, что вдохновение может прийти с узнаванием или видением чего-то нового, неизведанного. Поэтому как вариант можно читать книги.

Каким способом можно развить вдохновение?

К некоторым людям вдохновение приходит часто, а к другим практически никогда. Такое положение дел зависит от самого человека, а именно от черт его характера. Давайте их рассмотрим:

чувство вдохновения
  1. Люди, наделенные энтузиазмом, чаще встречают вдохновение на своем жизненном пути. Это связано с их позитивным настроем и готовностью открыться новым вещам.
  2. Люди, которые увлекаются чем-то, также способны найти свое вдохновение. Такой склад ума подталкивает их к поиску новых занятий. Они с удовольствием углубляются в какую-либо тему и находят в ней себя. Они не способны сидеть, скучать и ждать, когда же к ним придет вдохновение. Такой тип характера подталкивает людей к поиску новых идей. Это хорошая черта для вдохновения.
  3. Креативное мышление позволяет стандартную ситуацию сделать интересной и творческой. Человек с обычным мышлением увидит в каком-либо положении дел тоску и рутину. А креативный подход дает возможность подойти к решению той или иной задачи нестандартным способом и найти в ней вдохновение.
  4. Люди, умеющие наблюдать, могут подметить в определенном человеке склонность к чему-либо и направить его в нужном направлении.

Музыка для вдохновения. Какую нужно слушать?

Часто можно встретить музыкальные подборки для вдохновения. Как правило, они делятся на разделы. Для каждого человека нужна своя музыка для вдохновения.

музыка для вдохновения

Кого-то вдохновит лирическая подборка, а кому-то нужно послушать экшн или техно. Поэтому нет общих рекомендаций по репертуару музыки для прихода вдохновения. Каждый человек сам выбирает, что ему по душе.

Что означает вдохновение? Синоним данного слова

У вдохновения существует много синонимов. А именно: внушение, наитие, воодушевление, увлечение. Если вам интересно, какой есть у слова «вдохновение» синоним, то знайте, что это живинка, энтузиазм и посещение музы. Это еще не полный перечень.

вдохновение для творчества

Все они означают одно: вдохновение — это особое состояние личности. В это время человек полон сил, находится на подъёме своих возможностей и увлечён какой-то идеей.

Творчество и настроение. Какая связь между ними?

Вдохновение для творчества является неотъемлемой составляющей данного процесса. Существуют даже определённые рекомендации людям творческих профессий, как притянуть к себе музу. Если, например, у композитора отсутствует вдохновение, то написать песню для него будет невероятно сложно и займет много времени. А когда вдохновение присутствует, то мелодия будет создана в кратчайшие сроки. То же самое происходит и с людьми других созидательных профессий, когда к ним приходит вдохновение. Настроение играет важную роль для творческого процесса. Необязательно, чтобы оно было радостным и веселым.

вдохновение настроение

Для некоторых творческих процессов подойдёт состояние вдохновения с оттенком грусти, печали или негодования. Переживания человека могут приносить не только радость, но и гнев, злость. Чувство вдохновения может сподвигнуть на создание чего-то неординарного.

Небольшое заключение

В любом случае стоит стремиться к достижению вдохновения. Данное состояние человека дарит ему незабываемые эмоции. Некоторые люди сравнивают его с влюбленностью. И действительно, вдохновение так же окрыляет человека, как переживаемые чувства от любви. Людям, чья жизнедеятельность не связана с творчеством, не стоит отказываться от вдохновения. Так как оно внесет незабываемые ощущения в жизнь любого. Например, если человек занимается аналитической деятельностью или инженерными разработками, вдохновение поможет им реализовать какой-нибудь интересный проект.

Поэтому желаем вам найти свое вдохновение, пусть оно вам поможет в создании интересных идей!

Значение слова «вдохновение»

Вдохновение

— в общем смысле под этим именем разумеется такое особое состояние субъекта, при котором он способен к наиболее интенсивным, целесообразным и ценным по внутреннему достоинству действиям в области религиозной, умственной и эстетической. Хотя не всем одинаково свойственно испытывать такой подъем духовной деятельности, но безусловного различия между лицами в этом отношении признать невозможно; некоторая степень В. необходима для успешного исполнения всякого человеческого дела. По этимологии своей слово вдохновение (inspiratio) указывает на первоначальное представление о причине этого явления. А именно, предполагалось, что в человека входит постороннее духовное существо и более или менее полно овладевает его душевными способностями, возвышая и усиливая их. Качеством этой посторонней духовной силы, входящей в субъекта или находящей на него (вдохновение = наитие), обуславливается, согласно такому представлению, различие между положительным вдохновением (наитие свыше) и одержанием, или бесноватостью. Наиболее яркое и грубое выражение этого реально-мистического взгляда на В. мы находим, с одной стороны, у диких и полудиких народов — напр., у наших сибирских инородцев, у которых их вдохновенные пророки и чародеи, шаманы, представляются пассивными орудиями разных входящих в них духов, иногда зооморфического характера; а с другой стороны, у современных спиритов мы встречаем убеждение, что все вдохновенные деятели человечества были лишь особого рода медиумы (т. е. также пассивные орудия) сообщавшихся через них духов. В менее грубой форме, чем у шаманистов и спиритов, тот же взгляд господствовал у древних греков, приписывавших всякое вдохновенное действие наитию Аполлона и Муз; воззвание к этим божествам, превратившееся впоследствии в риторическую фигуру, имело первоначально совершенно реальный смысл. Начало иного взгляда принадлежит Платону, который смотрит на вдохновение как на внутренний аффект, сопровождающий возвышение разумной души в сферу созерцания истинно сущего или вечных идей (см. в особенности диалог «Федр»). Впрочем, у Платона — и еще более у позднейших неоплатоников — идеалистический взгляд на вдохновение смешивается с прежними мифологическими представлениями. Он совершенно отрешается от них в германском идеализме. По Гегелю, вдохновение есть действие человеческого духа, непосредственно наполненного и связанного раскрывающимся в нем идеальным содержанием; вследствие своей непосредственности это действие ощущается самим субъектом как чужая сила — вдохновение есть состояние несвободное (ein unfreies Pathos: см. Hegel, «Encyklopädie der philosophischen Wissenschaften», § 560). Здесь, как и везде у Гегеля, мы видим лишь подведение частного явления под общую логическую формулу, а не реальное его объяснение. Такого объяснения не находим мы и у других новейших философов. Шопенгауэр повторяет своими словами взгляд Платона, а Гартман довольствуется причислением вдохновения — наряду с инстинктом, религиозным чувством и т. д. — к проявлению в нас бессознательного или сверхсознательного начала. В школьной психологии рассуждения о вдохновении ограничиваются обыкновенно амплификациями общих мест. Гораздо более плодотворными следует признать наблюдения новейших психопатологов, подтверждающих старинное мнение Аристотеля о сродстве высшей духовной деятельности с помешательством (см. Гений). Можно считать установленным фактом, что особенная способность к вдохновенным действиям и произведениям (гениальность) и многие формы душевных болезней развиваются на общей почве невропатической и психопатической конституции. Но этот важный и интересный факт, очевидно, вовсе не объясняет существенного и объективного различия между результатами сумасшествия и гениальности. Все существующие взгляды на В. могут быть подведены под три главные точки зрения: 1) или В. понимается как действие в человеке и через человека внешних духовных сил; 2) или как акт имманентного раскрытия в человеческом духе его высшего идеального содержания; 3) или, наконец, как проявление особой психофизической организации при известных физиологических условиях. Эти три основных взгляда отвечают, собственно, на три различных вопроса: в первом имеется в виду причина данного явления, действующая, или производящая (causa efficiens, αρχή της χινήσεως), во втором — причина формальная, или идеальная (έίδος), в третьем — причина материальная, или субстрат (το ύποκείμενον). Во всяком случае, эти три взгляда не только в отдельности, но и вместе взятые, не дают нам удовлетворительного объяснения, и истинно научная теория вдохновения принадлежит к задачам будущего.

Владимир Соловьев.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о