Вера в судьбу: Фаталист — кто это, что за человек? Фатализм – Фаталист — это человек, который считает фатализм своим жизненным принципом

Вера в судьбу и предопределение всего как оно есть |

Одна из основ имана (веры) – вера в предопределение созданиям Аллаhа, как вечно знал и хотел Создатель. Мусульманин должен придерживаться убеждения, что Аллаh предопределил каждому из Своих созданий все, что с ним произойдет – его судьбу и это предопределение неотвратимо, его нельзя ничем изменить. В Кур‘ане сказано (25:2):

وَخَلَقَ كُلَّ شَيْءٍ فَقَدَّرَهُ تَقْدِيرًا
– «Аллаh сотворил все, предопределив каждому из созданного все, что с ним будет, и дал каждому из них свое предназначение». Также в Кур‘ане сказано (33:38):

وَكَانَ أَمْرُ اللَّهِ قَدَرًا مَقْدُورًا
– «Будет так, как предопределено Аллаhом».

То, что произойдет до Конца Света записано на Доске Судеб (аль-ляух аль-махфуз). Имам Муслим передал хадис, в котором говорится о том, что «за 50 тысяч лет до создания небес и земель, по Воле Аллаhа на Доске Судеб было записано все, что будет до Конца Света». Все, что происходит в мире: добро или зло, счастье или горе, грех или покорность Богу происходит по Воле Аллаhа. Никто не может совершить что-либо, кроме того, что ему предопределено Богом. Также никто не может приобрести для себя пользу или нанести вред, кроме как по Воле Аллаhа. Только Аллаh дает веру тем, кому хочет, и только Он затворяет сердца неверующих. Всякое намерение, слово и действие созданий Аллаhа происходит по Его Воле. Имам Аль-Байhакый передал, что когда имама Аш-Шафи‘ий спросили о судьбе, он ответил: «О, Аллаh! Что хотел Ты – было, даже если я не хотел, а если бы даже я захотел – того не будет, если на то нет Твоей Воли. Ты создал рабов так, как Ты знал. По Твоему Знанию происходит то, что Ты хотел, чтобы произошло и с юношей и со стариком. Одного Ты одарил верой, а другого – нет. Этому помог в соблюдении, а тому – нет. Некоторые несчастны, а другие счастливы. Один некрасивый, а другой прекрасный».

Вера в Судьбу включает в себя и веру в предопределение добра и зла. Добро, вера, покорность Всевышнему происходят по Воле и Предопределению Аллаhа. Он повелел это и одобряет. Совершение зла и грехов также происходит по Воле и предопределению Аллаhа, но Он не повелел их совершать и не одобряет это. Если бы Аллаh не хотел совершения грехов грешниками и соблюдения богобоязненными, то не создал бы Рай и aд. Некоторые люди считают, что «Бог создает только добро, а зло – шайтан», тем самым приписывая Аллаhу слабость и соучастника, и противореча сказанному в Кур‘ане (12:21):

وَاللَّهُ غَالِبٌ عَلَى أَمْرِهِ
– «Никто не может противостоять Его Воле».

Аллаh наделил человека волей и возможностью выбора: какие действия ему совершать, а какие нет, но воля человека подвластна Воле Аллаhа. Только Аллаh – Создатель всех наших намерений, решений и дел. В Кур‘ане сказано (81:29):

وَمَا تَشَاءُونَ إِلا أَنْ يَشَاءَ اللَّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ
– «То, что вы хотите, – создано Аллаhом, Господом миров, и происходит это по Его вечной Воле». Наличие выбора влечет за собой и наличие ответственности за свой выбор. Знание того, что является разрешенным в религии, а что – нет, переданное нам через Пророков, помогает делать правильный выбор и избежать того, что может быть причиной наказания в Судный День. Кто-то может задать вопрос: «А как сочетается наличие у человека возможности выбора с неотвратимостью предопределения?» В качестве ответа на этот вопрос приведем пример для понимания. Допустим, что перед каким-то человеком встала необходимость выбора одного из нескольких вариантов действий. Пока он находится в процессе выбора, он не знает, какой из имеющихся у него вариантов, в конце концов, он предпочтет. Но Аллаh вечно знал, что этот человек в определенный момент времени будет стоять перед конкретным выбором, и что он в результате выберет. Поэтому выбор человека не влияет на его судьбу, предопределенную ему Всезнающим Аллаhом. Имам Аш-Шафи‘ий передал, что когда один человек спросил имама ‘Али о судьбе, то в ответ услышал: «Это скрыто Аллаhом, не мучай себя». Когда спрашивающий стал настаивать на ответе, имам ‘Али ответил: «Если ты очень хочешь знать об этом, то это одно между двух состояний: не по принуждению и не самостоятельно».

Предопределение – это тайна Аллаhа, скрытая от Его созданий. Ни Пророки, ни лучшие из Ангелов не были об этом осведомлены. Мы узнаем что-то из того, что нам предопределено, по факту случившегося с нами, как например, потеря имущества, болезнь, рождение ребенка. Поскольку это событие случилось, значит, это нам было предопределено, и по-другому или в другое время этого не могло произойти. Имам Аль-Байhакый передал от имама ‘Али следующие слова: «Воистину, не будет веры в сердце каждого из вас, пока не будет убеждения без сомнения в том, что ниспослано и предопределено ему, неизбежно случится именно с ним. А что не предопределено ему, то никогда с ним не случится и надо верить в то, что все предопределено (в судьбу). На все есть судьба».

Что хочет Аллаh – происходит, а чего Он не хочет – не происходит, и это не меняется ради мольбы или милостыни кого-либо. Если бы Аллаh изменил Свою Волю ради мольбы кого-либо, что является абсурдным, то изменил бы ее ради мольбы Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение. Однако Посланник Аллаhа рассказывал:

سَأَلْتُ رَبّي أَرْبَعًا فَأَعْطَاني ثَلاثًا وَمَنَعني وَاحِدَةً، سَأَلْتُهُ أنْ لاَ يُكْفِرَ أُمَّتِي جُمْلَةً فَأعْطَانِيهَا، وَسَأَلْتُهُ أَنْ لاَ يُهلِكَهُم بِما أَهْلَكَ بِهِ الأممَ قَبْلَهُم فَأَعْطَانِيهَا، وَسَأَلْتُهُ أَنْ لاَ يُظْهِرَ عَلَيْهِم عَدُّوًا مِنْ غَيرهِم فَيَسْتَأْصِلَهُم فَأَعْطَانِيهَا، وَسَأَلْتُهُ أَنْ لا يَجْعَلَ بَأْسَهُمْ بَيْنَهُم فَمَنَعْنِيهَا
– «Я обратился к Аллаhу с четырьмя просьбами и только три из них исполнились: я просил, чтобы большинство мусульман из моей общины не отступили от веры, и это было исполнено; просил, чтобы Аллаh не покарал мою общину, как это случилось с предыдущими общинами, и это было исполнено; просил у Аллаhа, чтобы враги Ислама не смогли уничтожить всех мусульман, и это было исполнено; и просил у Аллаhа, чтобы мусульмане моей общины не воевали между собой, но Аллаh не исполнил эту просьбу» (передал хафиз ‘Абдур-Рахман от Абу hурайры). В подобном изречении, которое было зафиксировано у имама Муслима, передано, что Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, сказал:

سَأَلْتُ رَبِّي ثَلاَثًا فَأَعْطَانِي ثِنْتَيْنِ وَمَنَعَنِي وَاحِدَةً
– «Я обратился к Аллаhу с тремя просьбами, и только две из них были исполнены». В конце этого изречения передано:

قَالَ لي يَا مُحَمَّدُ إنِّي إِذَا قَضَيْتُ قَضَاءً فَإِنَّهُ لاَ يُرَدُّ
– «Сказал Аллаh: “О, Мухаммад! Если было предопределено что-либо, то это неизменно».

Аллаh охраняет знание о предопределении от людей и запрещает им доискиваться его и возмущаться тем, что происходит по предопределению Творца, как сказано в Кур‘ане (21:23):

لا يُسْأَلُ عَمَّا يَفْعَلُ وَهُمْ يُسْأَلُونَ
– «Его (Аллаhа) не спрашивают о том, что Он делает, а сами они будут спрошены (в Судный День рабы Божьи будут отвечать за свои деяния)».

ФАТАЛИЗМ — Новая философская энциклопедия

ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis – роковой, предопределенный) – представление о неизбежности всего происходящего в природе и в жизни человека, исключающее случайность и свободу. Фатализм берет начало в мифологическом мировоззрении, интуитивном убеждении людей в собственном бессилии перед лицом сил природы и получает широкое распространение в ранних культурах.

В процессе формирования теистических религий, основанных на вере в единое всемогущее божество, идея судьбы уступает место идее промысла, который, хотя и недоступен человеческому разумению, является, однако, не безличной предопределяющей силой, воплощением воли божества. В монотеистических религиях фатализм предстает как провиденциализм [ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ], основанный на вере во всемогущество и всезнание Бога, который, создавая мир, заранее предопределил его судьбы, что нашло отражение в исламе (доктрина джабаристов) и христианстве (августинизм, протестантизм).

В классических формах фатализм предстает в античной культуре, вырастая из мифологических представлений о роке, господствующем и над простыми смертными, и над героями и богами (ср., напр., Софокл, «Царь Эдип», «Эдип в Колоне»). Судьбу нельзя изменить, можно лишь мужественно принять свою участь. В трагедии Эсхила «Прометей Прикованный» (105) Прометей говорит:

...Ведь я и сам

Предвидел все грядущее, и нет

Нежданных бедствий для меня. Я должен

Свою судьбу переносить легко:

Нельзя преодолеть необходимость...

В античной философии наиболее последовательно представления о фатализме проявились в стоицизме. Стоики отождествляли необходимое и целесообразное, полагая, что все события в мире предопределены внутренним законом, имманентным миру (Логос [ЛОГОС]). Добровольное следование внешней необходимости, по мнению стоиков, является способом избежания принуждения, а значит, условием человеческой свободы и счастья. По словам Сенеки [СЕНЕКА], «желающего судьба ведет, а нежелающего влачит» (Сенека. Письмо к Луцилию, 107). Стоя считает нравственным долгом человека сопротивление слепым силам рока, человек в силах выбирать свою нравственную позицию, хотя изменить порядок вещей он не сможет. В Средние века христианство враждебно относилось к идеям, отрицавшим положение о свободе человеческой воли, без которой была невозможна нравственная ответственность человека перед Богом.

В Новое время с фатализмом смыкаются различные формы философского детерминизма. Так, Спиноза полагал, что в мире господствует необходимость (см.

Необходимость и случайность [НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ]), обусловленная всеобщей причинностью и отсутствием случайности. В то время как единичные модусы подчиняются внешней причинности, в роли всеобщей причины для всей совокупности модусов выступает непосредственно субстанция, являющаяся причиной и самой себя.

Вслед за успехами механики в эпоху Просвещения складывается причинно-механическая картина мира, принимающая всеобщую каузальность как неоспоримый закон природы. Изначально определенными всей предшествующей цепью причинно-следственных связей признаются не только все явления природы, но и поступки людей, равно как и результаты этих поступков. Согласно Гольбаху, «во всех своих поступках человек подчиняется необходимости... его свобода есть химера» (Здравый смысл. М., 1941, с. 60).

Фатализм нашел своеобразное проявление в теории «вечного возвращения» Ф.Ницше, восходящей корнями к античной мифологии. Для философии и этики 20 в. характерно, скорее, обоснование человеческой свободы и ответственности (Н.А.Бердяев, Ж.П.Сартр).

Поппер [ПОППЕР] видел в историцизме, обосновывающем закономерную неизбежность тех или иных исторических процессов, разновидность фатализма. Т.н. бытовой фатализм представляет собой реакцию человека на свое бессилие перед лицом противостоящего ему мира.

Литература:

1. Карпенко А.С. Фатализм и случайность будущего: логический анализ. М., 1990;

2. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение суверенной личности. М., 1995;

3. Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1995;

4. Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995;

5. Березовский Г.В. От Монтеня к Гольбаху. М., 1996;

6. Cioffaan V. Fortune and Fate from Democritus to St. Aquinas. N. Y., 1935.

К.Е.Новиков

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. фатализм — ФАТАЛИЗМ, а, м. Вера в неотвратимость судьбы, в то, что всё в мире заранее предопределено таинственной силой, роком. | прил. фаталистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  2. Фатализм — (от лат. fatalis – предопределённый судьбой, роковой) мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения (См. Предопределение), исключающего свободный выбор и случайность. Большая советская энциклопедия
  3. фатализм — орф. фатализм, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. фатализм — ФАТАЛ’ИЗМ, фатализма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. fatalis — роковой) (·книж. ). Вера в фатум, в неотвратимую судьбу, основанная на представлении, будто всё в мире предопределено и человек ничего не в силах изменить. Толковый словарь Ушакова
  5. ФАТАЛИЗМ — ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis — роковой, fatum — рок, судьба) — представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм) — в неизменное божественное предопределение (особенно характерна для ислама) и т. п. Большой энциклопедический словарь
  6. фатализм — фатализм м. Вера в фатум I, в неотвратимость судьбы, основанная на том, что всё в мире предопределено и человек не в силах изменить что-либо. Толковый словарь Ефремовой
  7. Фатализм — Вера в господство в мире и особенно в жизни неизбежного и неотвратимого рока. Фаталистические представления весьма распространены уже в народных мифологиях (см. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  8. фатализм — Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где fatalisme — суф. производное от лат. fatalis «предопределенный судьбой», суф. образования от fatum «судьба». Этимологический словарь Шанского
  9. ФАТАЛИЗМ — ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis — предопределенный, роковой) — англ. fatalism; нем. Fatalismus. Мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Социологический словарь
  10. Фатализм — Представление о неотвратимой предопределенности событий в мире. Получил широкой распространение в ряде религий и философских систем, например, в стоицизме и исламе Краткий религиозный словарь
  11. фатализм — Фатализма, мн. нет, м. [от латин. fatalis – роковой] (книжн.). Вера в фатум, в неотвратимую судьбу, основанная на представлении, будто всё в мире предопределено и человек ничего не в силах изменить. Большой словарь иностранных слов
  12. ФАТАЛИЗМ — ФАТАЛИЗМ (лат. fatalis — роковой, предопределенный судьбой) — 1) — философская концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и в жизни каждого человека; 2) — соответствующий поведенческий принцип. Новейший философский словарь
  13. фатализм — ФАТАЛИЗМ м. лат. судьба, рок в смысле предопределенья, неизбежной, предназначенной провиденьем будущности. Основа исламизма — фатализм. Фаталисты отрицают свободу воли человека и ответ его за дела. Фаталистическое верованье гибельно для нравственности. Толковый словарь Даля
  14. фатализм — -а, м. Вера в неотвратимость судьбы, предопределение. Это усиление впечатления особенно заключается в основной идее рассказа, которая есть — фатализм, вера в предопределение, одно из самых мрачных заблуждений человеческого рассудка. Малый академический словарь
  15. фатализм — Фатализм, фатализмы, фатализма, фатализмов, фатализму, фатализмам, фатализм, фатализмы, фатализмом, фатализмами, фатализме, фатализмах Грамматический словарь Зализняка
  16. фатализм — Фатал/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  17. фатализм — ФАТАЛИЗМ а, м. fatalisme m. Вера в предопределение, неотвратимую судьбу. БАС-1. Предопределение — fatalisme, которое впрочем замечается в одной речи Спасителя, когда он говорит об Искариотском. 1808. В. А. Озеров — А. Н. Оленину. // РА 1869 5 133. Словарь галлицизмов русского языка
  18. фатализм — Рок (в смысле предопределенья) Фаталист — верующий в этот рок, неизбежность судьбы; отрицающий свободу воли человека и ответственность за дела его Ср. Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных дел (т.е. Фразеологический словарь Михельсона
  19. фатализм — ФАТАЛИЗМ -а; м. [от лат. fatalis — роковой] Вера в неотвратимость судьбы, предопределение. Мрачный ф. Мистический ф. ◁ Фаталистический (см.). Толковый словарь Кузнецова
  20. Фатализм — (лат. fatalis – роковой < fatum – рок, судьба) – представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу, в неизменное божественное предопределение. (от лат. Словарь по культурологии
  21. фатализм — сущ., кол-во синонимов: 3 вера в неотвратимую судьбу 2 вера в предопределение 2 стоицизм 9 Словарь синонимов русского языка

Фатализм - это... Что такое Фатализм?

Фатали́зм или Фатáльность (от лат. fátalis — определённый судьбой) — вера в предопределённость бытия; мировоззрение, в основе которого убеждённость в неизбежности событий, которые уже запечатлены наперёд и лишь «проявляются» как изначально заложенные свойства данного пространства.

Научный, философский (равно как и религиозный) взгляд на закономерность бытия, его физической и метафизической составляющих, тесно взаимосвязан с категориями «закономерность» и «случайность», «объективность» и «субъективность», «Творец» и «Человек», «творческое» и «тварное», и т. д.

Фатализм во всех его проявлениях есть одна из систем самоопределения человека в его отношении к целесообразности развития и смыслу бытия.

==

Основной причиной непризнания фатализма т. н. современным обществом, неприятия его всерьёз, является вера в спонтанность творческого процесса, безграничные возможности научного поиска, включающих в себя элемент безграничности, озарения. В то же время научный, инженерный подход, доверяющий лишь очевидному и непротиворечивому, настаивает на наличии таких закономерностей даже в творчестве.

Слово «фатализм» нередко употребляется также как синоним «бытового» пессимизма — от неверия в возможность благополучного исхода инициативы и до мрачной уверенности в отрицательном её результате.

Но всё же, кроме «обывательского пессимизма», более распространено античное, «философское» понимание фатума как соединения изначальных факторов неживой природы (всевозможные стихии) и последствия творения живых сущностей. Для античного человека все необоримые стихии, это — порождение «соответствующих» богов, «продукт их творческих усилий». Кроме свобод всемогущих богов, в той же системе, в противовес и, одновременно, в дополнение понятию «фатум» существует ещё такая вещь как «жребий» (лат. la:fors). Это — словно бы «зазор», переменная в программе, благодаря которой реализация фундаментального высшего замысла приобретает живую индивидуальную вариабельность, а приносимые героями жертвы — действительное оправдание.

В связи с этим, фатум, фатальное — есть «коллективно» творимая и «уже-завершённая-в-будущем» машина, в которой пассивным участникам достаётся участь «винтика», «инструмента» («plebeium in circo positum est fatum», лат.  — «толпа огорожена судьбиной»). Что касается активных героев, то у них — роль «сырья», «расходного материала». Таким вот образом фатум каждого живого существа и составляет единую «фатум-систему». В точности так, как из эпизодов и реплик складывается драматическое действие, происходящее в предлагаемых обстоятельствах и заканчивающееся предполагаемым образом. В этом свете бунт против рока — осмысленно совершаемый подвиг, уничтожающий героя, но влияющий на «машину» в целом; чреватая, но необходимая сущему «импровизация». («Fata volemtem ducunt, nolentem trahunt», лат.  — «Желающих судьба ведёт, а не желающих — тащит»). Здесь стоит заметить, что эллинистические (и «дочерние» латинские) школы оперируют категорией рока-фатума в целом солидарно.

Если провести довольно условную параллель с «восточными доктринами», то в индийской традиции, по-видимому, фатуму как процессу наиболее близким будет такое понимание судьбы (дайва), в котором худая карма одного всё водит и водит по миру сансары («Колеса жизни»), а добрая другого — позволяет ему выйти из круга рождений. Причём, от Бога закон независим (просто Богу рамки уже не нужны). В циклически повторяемом бытии мира, с его изначальной данностью, есть универсальный закон бытия (Дха́рма санскр. धर्म, dharma). В широком смысле такое относится как к индуизму, так и к буддизму.

Китайская философия, которую от «западной» отличает цельное (холическое) восприятие, понятие фатума не рассматривает в принципе, а более заботится о методах управления жребием (или, по большему счёту, взаимодействия с ним).

В иудаизме тоже есть соответствие понятиям фатума и жребия, хотя довольно условное и своеобразное. В книге Мишна сказано: «Аколь цафуй, веарешут нетуна, убетов аолам нидон» — «Все предопределено, но свобода дана; а мир судится по благости». Условность такой параллели — вот в этом акценте на свободе воли, которая для еврея возведена в норму жизни.

В христианстве фатализм взаимно распределён самим фактом Завета между его сторонами — Отцом небесным и людьми. Спасение же христианина, возможность его обновления даны ему как дар: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2, 8 — 10) Вот так. Как у человека есть «право греха-как-ошибки», так и у Отца — ответное право Страшного суда…

В исламе термины «кадар» и «кадā'» означают Божеское предопределение, решение Аллаха, осуществления Его воли. Это не просто решение, а — справедливое решение, справедливое распределение. Это воля и мощь Аллаха, воплощённая соразмерно, правильно.

В Коране нет прямого указания на то, что людям заранее (до рождения) суждено после смерти попасть в Рай или Ад, но есть ясные указания на то, что люди могут встать на правильный/ложный путь лишь по воле Аллаха (то есть человек может встать на прямой путь признав Аллаха своим единственным господом богом, достойным поклонения).

В трёх главных Авраамических религиях, помимо «диалогового» (между Творцом и человечеством) характера истории, наличествует «неслепая», этически определённая — справедливая, созидательная и открытая — заинтересованная в сотрудничестве с человеком позиция Го́спода.

Форс и Фатум (О случайности и предопределённости)

Кости

В древние времена гадатели, для того, чтобы выявить предопределённое свыше, использовали различные предметы. Из дошедших до наших дней к таковым относятся игральные карты и кости.

Авраамические религии резко отрицательно относятся к предсказаниям и гаданиям.

См. также

Ссылки

Вера в предопределение судьбы | islam.ru

Смысл веры в предопределение судьбы заключается в нашей глубокой убежденности в том, что все происходящее во Вселенной, будь то хорошее или плохое, совершаемое человеком или животным, происходящее в природе или в обществе, — все происходит только по воле Аллаха, согласно предначертанной Им судьбе, о которой Он ведал еще до сотворения Вселенной.

Однако это не означает, что Всевышний Аллах лишил человека свободы выбора. Аллах  дал человеку право выбора между хорошими и плохими деяниями, дал разум для различения добра и зла, послал пророков и божественные книги, чтобы научить людей истинной религии, научить отличать добро от зла.

Все, что делает человек, — и хорошее, и плохое — он делает по воле Аллаха. Поэтому и говорят, что выбор человека и воля Аллаха  не противоречат друг другу. Если бы человек не имел права выбора между хорошим и плохим, то это учение не имело бы смысла.

До человека доведено, за что какое наказание предусмотрено, какими деяниями Аллах будет доволен и за какие деяния Он будет гневаться. Он не одобряет плохое. Жизнь — это экзамен, и поэтому Аллах  дает ему право выбрать любое, но предупреждает, чтобы не выбирал плохое. Человек, если он хочет спастись от наказания Всевышнего и обрести счастье, должен выбрать хорошее. А если по своей природе он ошибется, то сразу после совершения греховного должен искренно раскаяться.

Никто не может оправдывать плохой поступок тем, что это было предписано Всевышним. В таком случае, согласно Шариату, ему говорят: «Ты не знал предопределения Аллаха. Он не принуждал тебя к плохому, не лишил тебя права выбора. Ты имел право как совершить плохое, так и отказаться от него и совершить благое, но ты выбрал плохое и не раскаялся в содеянных грехах, за это тебе положено наказание. Даже если бы ты знал, что обязательно совершишь какой-то грех, ты не имеешь права добровольно пойти на это, но должен стараться по возможности избегнуть его. А если не смог остеречься, то обязательно сожалей об этом, сразу же раскайся и проси прощения у Аллаха».

Всевышний не требует от нас, чтобы мы никогда не впадали в грех, но учит, чтобы делали все возможное, дабы избегать грехов, а при их совершении – искренне раскаялись. Аллах не обязывает человека совершать то, что ему не по силам. Ведь Аллах не наказывает животных, несовершеннолетних детей, умалишенных и тех людей, к которым не был послан пророк, так как им Аллах или не дал разум, или не дал различение, или не довел до них Шариат; следовательно, Он и не испытывает их.

Человек верит в Предопределение и знает, что все во Вселенной происходит по Предопределению Аллаха  и все эти события создаются Им. Он также знает, что каждому из людей дана свобода выбора и сила для выполнения действий. Тот, кто обладает этой верой, будет всеми силами стараться достичь успеха в этой жизни совершением благого. Он верит в то, что Аллах  поможет ему, и, прилагая силу воли, будет стремиться к успеху в достижении благой цели.

Человек, убежденный, что ему предстоит держать ответ за свои действия, будет использовать свою свободу выбора для добрых дел и будет избегать того, что приводит к наказанию. Таким образом, вера в Предопределение прибавляет человеку силы для действия и усиливает чувство ответственности.

Верующий в Предопределение с пониманием относится к постигшим его неудачам, к беде, потому что он знает, что есть смысл и знамение во всем, что происходит по воле Аллаха. Зная, что возможности человека ограничены, он не будет стараться совершать того, на что у него не хватит сил. Он покорно примет предопределенное Богом и будет уповать на Него. Эта вера дает человеку покой и избавляет от многих трудностей.

Вера в Предопределение учит нас тому, что все происходит и создается во Вселенной целенаправленно и все имеет свою причину и значение. С этим вероубеждением человек ищет пути достижения успеха в этой жизни и стараясь выполнять обязанности, возложенные на него.

Значение (судьбы) и вера в нее - Ислам

Некоторые ученые говорили: «Судьба – это предопределение созданным, как Вечно знал и хотел Аллаh. Аллаh создает их в то время, которое определено Им». В это созданное входят произвольные и непроизвольные действия человека, добро и зло. Доказательством этому является ответ Пророка Мухаммада, Ангелу Джибраилю, мир Им, когда Он спросил о Вере:

الإِيمَانُ أَنْ تُؤْمِنَ بِاللهِ وَمَلائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَاليَوْمِ الآخِر

وَتُؤْمِنَ بِالقَدَرِ خَيْرِهِ وَشَرِّهِ. رَوَاهُ مُسْلِم

/Аль-иману ан ту`мина билляhи уа маля`икятиhи уа кутубиhи уа русулиhи уаль-яумиль-ахири уа ту`мина биль-кодари хойриhи уа шарриhи/

«Вера – это значит верить в Аллаhа, в Его Ангелов, в Его Книги, в Его Посланников, в Судный День, и верить в судьбу и в Предопределение добра и зла». Передал имам Муслим.

Значение: Все созданное (сюда входит добро и зло) происходит по Вечному Предопределению Аллаhа, а Предопределение Аллаhа – это Его Сыфат, а Сыфатам Аллаhа не присуще зло. Все в мире происходит только по Воле Аллаhа – все, что бывает с людьми: добро или зло, здоровье или болезнь, бедность или богатство. Все, что предопределил и хотел Аллаh по Своей Вечной Воле и Предопределению – неизбежно и непременно будет именно так. Сказано, что Пророк Мухаммад, мир Ему, обучал некоторых своих дочерей следующему выражению:

مَا شَاءَ اللهُ كَانَ وَمَا لَمْ يَشَأْ لَمْ يَكُنْ

/Ма ша`Аллаhу кяна уа ма лям яша` лям якун/

Это означает: «Что хотел Аллаh – было, чего не хотел – не было».

Передал Абу Дауд и это выражение распространилось среди общины.

Передал имам Аль-Байhакый от ‘Али, да благословит их Аллаh:

« إِنَّ أَحَدَكُمْ لَنْ يَخْلُصَ الإيِمَانُ إِلى قَلْبِهِ حَتَّى يَسْتَيْقِنَ يَقِينًا غَيْرَ شَكٍّ أَنَّ مَا أَصَابَهُ لَمْ يَكُنْ لِيُخْطِئَهُ وَمَا أَخْطَأَهُ لَمْ يَكُنْ لِيُصِيبَهُ، وَيُقِرَّ بِالقَدَرِ كُلِّهِ »

رَوَاهُ البَيْهَقِي

/`Инна `ахадакум лян яхлюсаль-`иману `иля кальбиhи хатта ястайкына якынан гойра шяккин `анна ма `асобаhу лям якун лиюхты`аhу уа ма `ахто`аhу лям якун лиюсыбаhу, уа юкырра биль-кодари куллиhи/

Значение: «Воистину, не будет Веры в сердце каждого из вас, пока не будет убеждения без сомнения в том, что ниспослано и определено ему, неизбежно случится именно с ним. А что не определено ему, то никогда с ним не случится и надо верить в то, что все предопределено (в судьбу). На все есть судьба».

Имам Аль-Байhакый также передал, что ‘Умар ибн Аль-Хаттаб выступал в местности Аль-Джабия, благодарил и хвалил Аллаhа. Затем сказал: «Того, кому Аллаh дал Веру, никто не собьет с Истинного Пути, и не сможет привест и к заблуждению. А того, кто впал в заблуждение по Воле Аллаhа, никто не сможет вывести на Истинный Путь».

Один зиммий[1] (не араб) сказал на своем языке: «Аллаh не вводит никого в заблуждение», а ‘Умар ибн Аль-Хаттаб спросил у переводчика, что сказал этот человек. Ему перевели слова зиммия. ‘Умар сказал этому кяфиру: «Ты врешь, враг Аллаhа! Если бы ты не был зиммием, то получил бы соответствующее по шари‘ату наказание. Аллаh ввел тебя в заблуждение и введет тебя в Ад, если хочет (то есть если Аллаh не дарует тебе умереть мусульманином)». Передал Хафиз Абу Ну‘айм, что ‘Умар любил стихи Лябида ибн Роби‘а, где сказано:

إِنَّ تَقْوَى رَبِّنَا خَيْرُ نَفَلْ وَبِإِذْنِ اللهِ رَيْثِي وَعَجَلْ

أَحْمَدُ اللهَ فَلا نِدَّ لَهُ بِيَدَيْهِ الخَيْرُ مَا شَاءَ فَعَلْ

مَنْ هَدَاهُ سُبُلَ الخَيْرِ اهْتَدَى نَاعِمَ البَالِ وَمَنْ شَاءَ أَضَل

Это означает: «Самое лучшее, что приобретает человек в жизни, – это تَقْوَى Богобоязненность. Никто не медлит, и не спешит, кроме как по Воле Аллаhа. Восхваляю Аллаhа, нет ничего равного Ему. По Его Воле происходит и добро, и зло, что Он Хочет, то и делает. Аллаh даровал Истинный Путь тому, кому хочет, и такой человек спокоен, а введен в заблуждение тот, кого Аллаh хотел ввести в заблуждение».

Передал имам Аль-Байhакый от имама Шафи’ий, когда его спросили о судьбе:

مَا شِئْتَ كَانَ وَإِنْ لَمْ أَشَأْ وَمَا شِئْتُ إِنْ لَمْ تَشَأ لَمْ يَكُنْ

خَلَقْتَ العِبَادَ عَلى مَا عَلِمْتَ فَفِي العِلْمِ يَجْرِي الفَتَى وَالمُسِنْ

عَلى ذَا مَنَنْتَ وَهَذا خَذَلْتَ وَهَذَا أَعَنْتَ وَذَا لَمْ تُعِنْ

فَمِنْهُمْ شَقِيٌ وَمِنْهُمْ سَعِيدٌ وَهَذَا قَبِيحٌ وَهَذَا حَسَنٌ

Имам Шафи‘ий ответил: «О Аллаh, Что хотел Ты – было, даже если я не хотел, а если бы даже я захотел – того не будет, если на то нет Твоей Воли. Ты создал рабов так, как Ты Знал; по Твоему Знанию происходит то, что Ты хотел, чтобы произошло и с юношей и со стариком. Одного Ты одарил Верой, а другого – нет. Этому помог в соблюдении, а тому – нет. Некоторые несчастны, а другие счастливы. Один – некрасивый, а другой – прекрасный».

Сказал Аллаh Всевышний (Сура «Ан-Нахль», Аят 93):

يُضِلُّ منْ يَشَاءُ وَيَهْدِي مَنْ يَشَاءُ

/Юдыллю май-йяша`у уа яhди май-йяша` /

Отсюда ясно значение Аята: «Аллаh дарует Веру тому, кому хочет, и вводит в заблуждение того, кого хочет».

Представители течения Аль-кодария[2] имеют неправильные убеждения. Они думают, что судьба в руках людей.

Сказано в Кур`ане (Сура «Аль-А‘раф», Аят 155):

إِنْ هِيَ إِلاَّ فِتْنَتُكَ تُضِلُّ بِهَا مَنْ تَشَاءُ وَتَهْدِي مَنْ تَشَاء 

/`Ин hия илля фитнатукя тудыллю биhа ман таша`у уа таhди ман таша`у/

Это означает: «Пророк Муса, мир Ему, обращался к Аллаhу: «Это испытание, данное Тобой, в котором вводишь в заблуждение одних, а другим даруешь Веру»».

Есть одно течение, которое основал Амин Шейху. В настоящее время их лидером является ‘Абдуль hади Аль-Баний, проживающий в Дамаске. Представители этого течения утверждают, что Воля Аллаhа следует за волей человека. Они говорят: если человек хочет верить, то и Аллаh дает ему Веру, а если человек хочет пребывать в заблуждении, то и Аллаh дает, чтобы он пребывал в заблуждении. Эти убеждения неправильные. Последователи Амин Шейху отвергли Аят, в котором сказано (Сура «Ат-Такуир», Аят 29):

 وَمَا تَشَاءُونَ إِلاَّ أَنْ يَشَاءَ اللهُ

/Уа ма таша`уна илля `ай-йяша`Аллаh/

Это означает: «И не будет у вас желаний кроме как по Воле Аллаhа».

Передал имам Аль-Хаким, что ‘Али Ар-Рыдо, сын Мусы Аль-Казыма, сидевший возле могилы Пророка, мир Ему, будучи юношей, отвечал на вопросы людей и ученых в мечети. Его спросили о судьбе. В ответ он прочитал Аяты из Кур`ана (Сура «Аль-Комар», Аяты 47-49):

إِنَّ المُجْرِمِينَ فِي ضَلالٍ وَسُعُرٍ يَوْمَ يُسْحَبُونَ فِي النَّارِ عَلى وُجُوهِهِمْ

ذُوقُوا مَسَّ سَقَرَ إِنَّا كُلَّ شَىْءٍ خَلَقْنَاهُ بِقَدَرٍ

/`Инналь-муджьримина фи долялиу-уа су‘урий-йяума юсхабуна фин-нари ‘аля ууджюhиhим зуку масса сакора `инна кулля шяй`ин холякнаhу бикодар/

Это означает: «Воистину, кяфиры в заблуждении и в мучении в тот день, когда их сгонят лицами в огонь, чтобы они почувствовали мучения Ада; всякое созданное наделено судьбой». Затем он добавил: «Мой отец передал по своей цепочке и линии до Халифа ‘Али ибн Абу Толиба, который сказал:

/`Инналлаhа холяко кулля шяй`ин би-кодарин хатталь-‘аджза уаль-кяйса уа `иляйhиль-маши`ату уа биhиль-хаулю уаль-кууаh/

Значение: «Аллаh создал все с судьбой. Даже слабость и сообразительность – все по Его Воле. Нет сохранности от попадания в грех без Его защиты, и нет силы быть покорным, кроме как от Него».

Рабы совершают свои действия по своему выбору: без насилия и принуждения. Если бы Аллаh не хотел совершения грехов от грешников и неверия от кяфиров, и покорности от соблюдающих, то Он не создал бы Рай и Ад. Кто говорит, что Аллаh создает добро и не создает зла, тот приписывает Аллаhу слабость. Если было бы так, то правили бы миром двое: один руководил бы добром, а другой – злом. Это – неверие и ширк. Это мнение ведет к тому, как они думают, что Аллаh проигрывает в том, что Он создал, потому что, по их убеждению, Аллаh хотел только добро, а зло создал шайтан и его помощники против Воли Аллаhа. У кого есть такие убеждения, тот немусульманин потому что отвергает Аят из Кур`ана (Сура «Юсуф», Аят 21):

وَاللهُ غَالِبٌ عَلى أَمْرِه

/Уаллаhу галибун ‘аля `амриhи/

Это означает: «Никто не может противостоять Его Воле».

Надо знать, что если Аллаhом предопределено мучение грешникам, то это справедливость от Него, а не угнетение; если вознаградит покорного, то это милость от Аллаhа. И Он никому ничем не обязан. Угнетение можно представить по отношению к тому, над кем кто-либо властвует и запрещает что-либо. Угнетение – это нарушение повелений Аллаhа и совершение запрещаемого. Никто не властвует над Аллаhом и не запрещает Ему. Он – Создатель и Властелин Вселенной. Он делает в Своих Владениях все, что хочет. В правдивом Хадисе, который передали имамы Ахмад и Абу-Дауд от Ибн Ад-Дейлями: «Я пришел к Убей ибн Ка‘бу и сказал ему, что у меня в сердце думы о судьбе и просил рассказать что-нибудь о ней, может это помогло бы мне, по Воле Аллаhа». Он ответил: «Если бы Аллаh мучил жителей земли и небес, то это не было бы угнетением; и если бы Он смилостивился над ними, то Его Милость лучше их деяний и поступков; если бы ты потратил золото в размере горы Ухуд ради Аллаhа, то Аллаh не принял бы от тебя этого до тех пор, пока ты не поверишь в судьбу. Знай, что тебе суждено, произойдет именно с тобой, и что тебе не суждено – того у тебя не будет. Если ты умрешь, не уверовав в это, – попадешь в Ад». Ибн Ад-Дейлями подошел к ‘Абдуллаhу ибн Мас‘уду и тот рассказал ему то же самое. Хузайфа ибн Аль-Яман и Зейд ибн Сабит рассказали то же самое. Все это передано вышеперечисленными людьми от Пророка, мир Ему.

Также передали имамы Муслим и Аль-Байhакый в книге «Аль-Кадар» от Абуль-Асуада Ад-Ду`али: «Спросил меня ‘Имран ибн Аль Хусайн: «Видишь, что делают сегодня люди, как стараются и что они сделают в будущем из того, что передал им Пророк. Предопределено ли все это им в судьбе до этого? И не будет ли это оправданием для них?» Я ответил: «Это все предопределено Аллаhом в судьбе». Он спросил: «Не угнетение ли это»? Я испугался этого вопроса и ответил: «Все, созданное Аллаhом в Его Владении. Никто не спрашивает Его, что Он делает, а сами же они будут спрошены». Он сказал: «Да смилуется над тобой Аллаh! Я хотел этим вопросом проверить силу твоего ума». Два человека из племени Музайна пришли к Пророку Мухаммаду, мир Ему, и спросили Его: «О Посланник Аллаhа! Видишь, что делают сегодня люди, как стараются, и что они сделают в будущем из того, что передал им Пророк. Предопределено ли это все им до этого? И не будет ли это оправданием для них?» Пророк, мир Ему, ответил: «Это все предопределено Аллаhом в судьбе и это подтверждено Кур`аном (Сура «Аш-Шамс», Аят 7):

وَنَفْسٍ وَمَا سَوَّاهَا فَأَلْهَمَهَا فُجُورَهَا وَتَقْوَاهَا

/Уа нафсиу-уа ма саууаhа фа`альhамаhа фуджюраhа уа такуаhа/

Это означает: «Аллаh создал душу и создает все что происходит с ней из грехов и благих деяний», то есть все то, что происходит с людьми, добро и зло созданы Аллаhом.

Сказано в Хадисе, который передал имам Муслим от Абу Зярра:

فَمَنْ وَجَدَ خَيْرًا فَلْيَحْمَدِ اللهَ وَمَنْ وَجَدَ غَيْرَ ذلِكَ فَلا يَلُومَنَّ إِلاَّ نَفْسَه

/Фаман уаджяда хойран фаль-яхмадилляhа уа ман уаджяда гойра заликя фаля йалюманна `илля нафсаhу/

«Кто видит себя на пути добра, пусть восхвалит Аллаhа, а кто нашел иное – пусть никого не обвиняет, кроме себя».

Тот, кто нашел добро, – это только потому, что Аллаh Своей милостью дал ему удачу. Аллаh не обязан это давать. Пусть человек благодарит Аллаhа за это.

Тот, кто нашел зло, – это потому, что Аллаh показал недобрые стремления этого человека. Кого Аллаh ввел в заблуждение, то это справедливость от Аллаhа, а кому даровал Веру, то это милость от Него.

Если бы Аллаh после того как создал людей, поселил одну часть в Раю, а другую – в Аду, так как по Своему Вечному Знанию Он знает, что они не уверуют, то те, кто наказан, произнесли бы такие слова, как сказано в Кур`ане (Сура «Тоhа», Аят 134):

وَلَوْ أَنَّا أَهْلَكْنَاهُمْ بِعَذَابٍ مِنْ قَبْلِهِ لَقَالُوا رَبَّنَا لَوْلا أَرْسَلْتَ إِلَيْنَا رَسُولاً

فَنَتَّبِعَ ءَايَاتِكَ مِنْ قَبْلِ أَن نَذِلَّ وَنَخْزَى

/Уа ляу `анна `аhлякнаhум би‘азабим-мин коблиhи лякалю Роббана ляу ля `арсальта `иляйна Росулян фанаттаби‘а Аятикя мин кобли `ан-назилля уа нахза/

Это означает: «Если бы Аллаh подвергал их мучениям до этого, то они сказали бы: «О, наш Господь, если бы послал нам Посланника, чтобы следовать за ним до того, как нам унизиться и пропасть».

Поэтому Аллаh послал Посланников, чтобы Они несли благие вести и предупреждали людей и джиннов от неверия так, чтобы людям было ясно видно и понятно, кто пропадет (не примет Веру) и кто спасется. Аллаh сказал нам, что одна часть созданных будет в Аду за их плохие деяния, которые они сделали по своему выбору. Аллаh знал по Своему Вечному Знанию, что они не уверуют.

Сказано в Кур`ане (Сура «Ас-Саджда», Аят 13):

لأَمْلأَنَّ جَهَنَّمَ مِنَ الجِنَّةِ وَالنَّاسِ أَجْمَعِين

/Ля`амля`анна Джяhаннама миналь-джиннати уан-наси `аджьма‘ин/

Это означает: «Ад будет наполнен некоторыми из джиннов и людей».

Это истина не меняется потому, что если бы эта весть изменилась, то она была бы ложью, а ложь – это недостаток, а Аллаh превыше недостатков.

Сказано в Кур`ане (Сура «Ас –Саджда», Аят 13):

وَلَوْ شِئْنَا لآتَيْنَا كُلَّ نَفْسٍ هُدَاهَا وَلكِنْ حَقَّ القَوْلُ مِنِّي

لأَمْلأَنَّ جَهَنَّمَ مِنَ الجِنَّةِ وَالنَّاسِ أَجْمَعِين

/Уа ляу ши`на ля`атайна кулля нафсин hудаhа уа лякин хаккаль-каулю минни ля`амля`анна джяhаннама миналь-джиннати уан-наси аджьма‘ин/

Это означает: «Если бы Аллаh хотел, Он даровал бы всем Веру. Но суждено так, Ад будет наполнен некоторыми из джиннов и людей, по воле Аллаhа».

Рабы идут к совершению поступков по своему выбору, а не по принуждению или насилию. Знайте, что все вышеперечисленное о судьбе не входит в запрет Пророка Мухаммада, мир Ему:

إِذَا ذُكِرَ القَدَرُ فَأَمْسِكُوا رَوَاهُ الطَّبَرَانِي

/Иза зукираль-кодару фа`амсику/

«Если речь идет о судьбе, то воздержитесь». Передал Ат-Табараний.

Обо всем, что мы объяснили о судьбе, сказано в религиозных текстах, но нельзя стремиться достичь секретов судьбы.

Передали имамы Аш-Шафи‘ий и Аль-Хафиз ибн ‘Асакир от ‘Али, да благословит его Аллаh. ‘Али ответил тому, кто спросил его о судьбе: «Это скрыто Аллаhом, не мучай себя». Когда спрашиваюший стал настаивать на ответе, ‘Али сказал: «Если ты очень хочешь знать об этом, то это одно между двух состояний: не по принуждению и не самостоятельно».

Знай, что Пророк Мухаммад, мир Ему, осудил течение аль-кадария. Одни говорят, что человек – создатель своих добровольных действий, другие говорят, что человек создает зло, а не добро. Кто имеет такие убеждения – кяфиры.

Cказал Пророк Мухаммад, мир Ему:

القَدَرِيَّةُ مَجُوسُ هذِهِ الأُمَّة. رَوَاهُ البُخَارِيّ

/`Аль-кодариййяту маджюсу hазиhиль-`уммаh/

«Последователи течения аль-кадарийя подобны маджусу[3], то есть кяфиры». Передал Аль-Бухарий.

В другой передаче этого Хадиса говорится:

لِكُلِّ أُمَّةٍ مَجُوسٌ، وَمَجُوسُ هذِهِ الأُمَّةِ الَّذِينَ يَقُولُونَ لا قَدَر رواه أبو داود

/Ликулли `умматин маджюсун, уа маджюсу hазиhиль-`умматиллязина якулюна «ля кодар»/

«У каждой общины – маджус, а маджус этой общины – те, кто говорят: «Нет судьбы»».

Слова «этой общины» означают людей, которые услышали призыв к Исламу.

Передано в книге Аль-Байhакыя «Аль-Кадар» и в книге «Таhзибуль-Асар» имама Ибн Джарира Ат-Табарий от ‘Абдуллаhа ибн ‘Умара, что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

صِنْفَانِ مِنْ أُمَّتِي لَيْسَ لَهُمَا نَصِيبٌ فِي الإِسْلامِ القَدَرِيَّةُ وَالمُرْجِئَةُ

/Сынфани мин `уммати ляйса ляhума насыбун филь-Ислями `аль-кодариййяту уаль-мурджи`а/

«Две группы из моей общины не принадлежат к Исламу. Это аль-кадария и аль-мурджиа».[4]

Аль-кадарийя[5] – это люди, которые приравнивают рабов к Аллаhу и отрицают Его Могущество.Эти люди неправильно думают, что существует два создателя, как например, маджусы, которые говорят: «Один для добра – это свет, другой для зла – это тьма».

[1] Зиммий – немусульманин (из людей писания) проживающий в мусульманском государстве.

[2] Аль-кодария (му‘тазиля) – люди, отвергающие судьбу

[3] Маджус – зороастрийцы, огнепоклонники

[4] Мурджи`а – это те, кто говорят, что совершение грехов не повредит верующему, даже если он умрет без покаяния

[5] Синоним этого слова «Аль-му‘тазиля».

Вера в Судьбу и Предопределение

Сегодня, 26 января, проповедь в Пятигорской мечети прочитал шейх Мухаммад Саид Магомедов.

Его проповедь была посвящена одной из актуальных тем, не понимая которую появляются заблуждения в Исламе. Богослов поведал прихожанам о 6 столпе ислама – вере в Судьбу и Предопределение.

Вера в Судьбу является частью Имана, и верующие должны точно знать, что такое судьба и предопределение. Многие мусульмане часто задают вопросы: что такое судьба, волен ли человек выбрать свою судьбу или она навязана ему? Иногда даже приходиться слышать от некоторых верующих: “Если Аллах определил для каждой вещи судьбу, то почему Он будет меня судить за совершенные грехи?»

Создатель дал человеку право выбора между хорошими и плохими деяниями, дал разум для различения добра и зла, послал пророков и божественные книги, чтобы научить людей истинной религии, научить отличать добро от зла.

Все, что делает человек, – и хорошее, и плохое – он делает по воле Аллаха. Поэтому и говорят, что выбор человека и воля Аллаха не противоречат друг другу. Если бы человек не имел права выбора между хорошим и плохим, то это учение не имело бы смысла. Всевышний не требует от нас, чтобы мы никогда не впадали в грех, но учит, чтобы делали все возможное, дабы избегать грехов, а при их совершении – искренне раскаялись. Аллах не обязывает человека совершать то, что ему не по силам.

Всевышний сказал в Коране:

أَمْ نَجْعَلُ الَّذِينَ آَمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ كَالْمُفْسِدِينَ فِي الْأَرْضِ أَمْ نَجْعَلُ الْمُتَّقِينَ كَالْفُجَّارِ 

«Неужели Мы приравним тех, кто уверовал и совершал праведные деяния, к тем, кто распространял нечестие на земле? Или же Мы приравним богобоязненных к грешникам?» (Сад, 28).

Тот, кто оправдывается предопределением в совершении грехов, не имеет на это никакого права. Если бы предопределение было оправданием, то это оправдало бы иблиса и других ослушавшихся Аллаха Всевышнего. И если бы это было оправданием, Аллах бы никого не наказал ни в этом мире, ни в другом. И если бы это было оправданием, Аллах не приказал бы отрубить кисть за кражу, и не приказал бы убить убийцу.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал ясный ответ на это. Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Среди вас нет никого, для которого не было бы предписано его место в Раю или в Огне. Один мужчина спросил: «О, посланник Аллаха, не стоит ли нам оставлять трудиться и полагаться на то, что нам предписано?» Он сказал: «Нет. Совершайте деяния, ибо каждому из вас облегчается путь к тому, для чего он был сотворен» (аль-Бухари, Муслим).

В заключение проповеди богослов воздал хвалу Аллаху, Господу миров и сделал дуа за всех мусульман.

 

 

 

 

Вера в Судьбу (предопределение) - Ислам-Рисалят

Деяния человека
Действия человека делятся на два вида:
1. Добровольные действия, совершаемые человеком согласно его воле и выбору (например: чтение, письмо, сидение и т.п.).
2. Непроизвольные действия, возникающие помимо его воли (например: вдохи, биение сердца, работа желудочно кишечного тракта и т.п.).
Все исламские богословоские правовые школы придерживаются единого мнения о том, что при возникновении создаваемых Аллахом непроизвольных (рефлекторных) действий воля человека вообще не участвует. Но добровольные действия возникают согласно нашей воле – нашему желанию. Мы приобретаем свое право на получение воздаяния – наказания или вознаграждения – именно через эти добровольные действия.
Согласно мнению суннитов Всевышний Аллах создал и нас, и оба вида наших действий. Однако действия, которые мы совершаем осознанно, используя свою волю и силу, принадлежат нам, из-за того что мы предпочли их. Именно поэтому мы и несем ответственность. За непроизвольные же действия ответственности мы не несем, так как они совершаются без участия нашей воли и выбора.

Воля и её место в поступках человека
Люди в своих поступках обладают возможностью свободного выбора. Человек может наблюдать эту истину на своем примере и убедиться, что он свободен в совершаемых им действиях. Когда мы говорим «человек свободен», это означает осознание этой свободы самим человеком и его
веру в нее. Всевышний Аллах предопределил людям быть существами, обладающими возможностью свободного выбора,
которые могут поступать согласно ему, а также создал им волю и силу для этого. Поэтому люди свободны совершать или не совершать что-либо согласно своему выбору. Они могут выбрать одно из двух направлений, отдав ему предпочтение. Ответственность за совершение добровольных действий, как и право на воздаяние (наказание или вознаграждение), дается именно по причине возможности свободного выбора. Однако Создателем действий является Всевышний Аллах, который изначально знал поступки и устремления своих рабов и предопределил их. Всевышний Аллах Сам создает добровольные действия Своих рабов согласно их выбору. Это не означает, что создание действий людей является Его обязанностью. Таковы естественные законы природы, установленные Аллахом, называемые нами «адатуллах» или «суннатуллах», установленные Аллахом. Следовательно, на долю человека выпадают выбор и приобретение действий (кясб), а Всевышний Аллах, зная изначально поступки и стремления Своих рабов, предопределил их и создает (халк) их, т.е. человек – приобретающий, а Всевышний Аллах – Создающий. За совершенное добро человек будет вознагражден, а за совершенное им зло он будет отвечать: или будет подвергнут наказанию или же будет прощен Всевышним Аллахом. Существуют аяты, свидетельствующие о наличии у человека возможности свободного выбора, а также об ответственности за совершенные им дела, согласно своему выбору.
«Клянусь душой [человеческой] и Тем, Кто ее сотворил и придал ей соразмерность, Кто дал возможность выбрать ей и ее грехи, и ее благочестие». (Сура «Аш-Шамс» 91/7-8).
«Воистину, Мы наставили его на путь [истины], хочет, будет благодарным (верующим), хочет – неблагодарным
(неверующим)». (Сура «Аль-Инсан» 76/3).
«Разве Мы не повели его по двум путям [добра и
зла]?» (Сура «Аль-Баляд» 90/10).
«Преуспел тот, кто очистил (от грехов) душу. Понес
урон тот, кто укрыл (грехи) в душе». (Сура «Аш-Шамс» 91/9-10).
«Каждый человек — в ответе за свои деяния». (Сура «Аль-Муддассир» 74/38).
«Тот, кто совершает добро, [поступает] лишь на пользу себе. Тот, кто совершает зло, [поступает] во вред себе. А Господь твой не притесняет [Своих] рабов». (Сура «Фуссылят» 41/46).
Таким образом, по мнению богословов-суннитов, Аллах изначально зная действия своих рабов, предопределил их, и создает. Раб же, только выбирает, и данной ему волей и силой приобретает действия. Подтверждением этому служат следующие аяты Священного Корана: «Аллах — Создатель всего». (Сура «Аз-Зумар» 39/62).
«Разве можно сравнить (уподобить) Создающего и не
создающего?» (Сура «Ан-Нахль» 16/17).
Здесь Всевышний Аллах говорит о том, что именно Он
является Создателем всего. Если бы Создание не было
Атрибутом Аллаха, то Он не сообщал бы о нем.
«Аллах создал вас, и ваши поступки». (Сура «Ас-Саффат» 37/96).
В этом аяте подчеркивается, что Аллах – Создатель действий человека.
«Неужели не ведает Тот, Кто создал, ведь Он – Сведущий обо всех тонкостях и сути созданного Им?!» (Сура «Аль-Мульк» 67/14).
Всемогущий Аллах является Единственным Творцом и знает обо всех тонкостях создаваемых вещей еще до их создания. Человеку же неведомы все тонкости и детали совершаемых им действий. В таком случае человек, обладая возможностью свободного выбора (из имеющегося), совершает свой выбор и приобретает действие. Аллах же, зная о выборе человека ещё до создания, согласно Своему извечному Знанию, предопределил выбранное действие, и создает его.

Есть два мнения по этому поводу наших учёных Ахли Сунна ва аль-Джмааа:

Аш’ария
Согласно мнению школы Ахли Сунна – аш’ария, занимающей среднее положение между двумя крайними мнениями – полной зависимостью и абсолютной свободой, – у человека возникает воля и сила, которые создаются в момент их применения и абсолютно не влияют на создание действия. Аллах создает действие человека согласно Своему вечному Знанию о его выборе, и создает ему волю и силу, для приобретения им этого действия (кясб). Таким образом, Аллах создает действие, а человек приобретает выбранное им действие. Создание осуществляется без использования каких-либо средств, а приобретение же осуществляется именно посредством данных нам Создателем приспособлений и средств. Поэтому Аллах – Создающий, а раб – приобретающий. Связь между рабом и действием заключается в том, что раб является объектом действия. Поэтому точку зрения ашаритов, считающих, что в человеке воля и сила присутствуют непостоянно, появляясь и исчезая согласно Божественной Воле, называют«серединой, близкой к полной зависимости».

Матуридия
Школе Ахли Сунна – матуридия присущ взгляд называемый «серединой, близкой к абсолютной свободе». Согласно этому взгляду Единственным Создателем является Аллах, а раб же – лицо приобретающее. Однако по мнению школы матуридия, в человеке постоянно присутствуют потенциальные воля и сила, с помощью которых он сможет совершить возможные действия. Воля человека делится на два вида. Одна из них – Общая (потенциальная) воля, данная Аллахом и постоянно присутствующая у Его раба, с помощью которой человек может выбрать из множества возможностей какое-либо действие, а какое-то отвергнуть (возможность свободного выбора). Другая – это Частная воля, которая непосредственно направляется на то действие, которое человек выбрал через свою Общую волю. Частная воля – это состояние, которое не существует за границей разума, и не является чем-либо, т.е. объектом. Поэтому ее невозможно описать критериями созданных. Всемогущий Аллах дает возможность Своему рабу действовать сообразно своей воле, чтобы он нес ответственность за содеянное, и поэтому Его Воля соблюдает волю раба. Как мы видим, в вопросе свободы воли школа матуридия ближе других к мнению течения мутазилия. Но в вопросе создания действий они кардинально разошлись во взглядах с мутазилитами, говоря, что Единственным Создателем всего являетсятолькоАллах.
Мутазилиты, оправдывая себя, говорили что под словами: «раб – создатель своего действия», имеется в виду «создание из имеющегося, при помощи данной рабу Аллахом
силы». В то время как Аллах создает из ничего. Они пришли
к такому определению слова «создание», приняв в качестве довода следующие аяты Священного Корана из Суры
«Аль-Маида» 5/110, который звучит так:
«По Моему соизволению ты создаешь подобие птицы».
Или же, аят из Суры «Аль-Муминун» 23/14:
«Благословен Аллах, наилучший из создателей!»
По их мнению, в этих аятах создание приписывается
рабу Божьему.
Богословы-сунниты же считают, что упомянутое в этих
аятах слово «создание», применительно к человеку имеет
значение «приобретение действия, созданного Аллахом»,
считая, что употребление слова «создание» по отношению
к рабу вызывает ассоциации с существованием сотоварища
Аллаху, ибо Создателем является только Он.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

*