Виды психодиагностики: Что такое Психодиагностика? Психодиагностика — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру – Виды психодиагностических методов

Содержание

Виды психологической диагностики: методы наблюдения и коррекции

методы диагностирования человека рисунокметоды диагностирования человека рисунок Эффективные виды психологической диагностики

Доброго дня, дорогие читатели. В этой статье поговорим о том, какие бывают виды психологической диагностики, об эффективных и надежных методах диагностирования человека и коллективов.

В психологии существует огромное количество методов психологической диагностики. Эксперты насчитывают более тысячи способов и приемов, берущих свое происхождение от различных школ психологии. Людей давно интересует и магически притягивает желание разобраться в самом себе и себе подобных. Выявить подлинные причины своих и чужих поступков, предсказать будущие шаги и поведение, понять чего ждать от себя и другого человека в любой ситуации.

До открытия миру гениальных работ Юнга, Фрейда, Выготского, Павлова и прочих отцов-основателей современной психологии, на заре появления нынешней науки отдельные продвинутые «эксперты» тоже занимались психологическим диагностированием с помощью таким методов, как:

  • Физиогномика – изучение зависимости внешности от психотипа личности
  • Френология – теория Галля о связи формы черепа с чертами характера
  • Графология – изучение особенностей почерка с целью выявления психологического портрета и внутреннего состояния автора
  • Хиромантия – древняя наука, успешно дожившая до наших дней, которая связывает рисунки на коже внутренних сторон ладоней с пережитыми событиями в жизни, состоянием здоровья и чертами личности

диагностирование в психологии картинка

Сегодня диагностирование в психологии шагнуло далеко вперед и использует в основном научный подход и достижения многих практических специалистов с мировым именем, результаты которых запечатлены в большом количестве монументальных работ.

Классификация видов диагностирования

Несмотря на то, что термин «диагноз» в психологии встречается заметно реже, чем в классической медицине, в этой работе я буду обращаться к нему часто.

Чтобы быстро разобраться в море научных способов и подходов анализа личности человека, условно разделим этот тезаурус на следующие виды:

  1. Стандартизованные методы

Это методы, направленные на решение узкого ряда стандартных задач в отношении отдельного индивида с тем, чтобы выявить определенные его свойства и качества. Эти методы также широко применяются при определении интегральной оценки группы индивидуумов, поскольку дают результат в короткие сроки и с высокой степенью достоверности.

  1. Клинические методы

Предполагают индивидуальную работу эксперта с испытуемым. В отличие от предыдущего вида, эти методы позволяют более глубоко проникнуть в закрытый внутренний мир человека. Клинические методы — очень качественный инструмент в руках профессионального подготовленного психолога. Несмотря на название, этот способ не ограничивается стенами психологических центров. Он также применяются так называемыми ЭйчАрами – специалистами по подбору и тестированию персонала. Этот метод покажет двое большую эффективность, если в ходе работы с клиентом психолог выполнит необходимую психологическую коррекцию.

  1. Малоформализованные методы

Сюда относятся такие методы, как наблюдение, беседа, анализ произошедших жизненных событий. Работа с этими способами требует от специалиста высокой квалификации и наблюдательности, поскольку эти способы, как правило, не стандартизованы и не имеют строгой канвы в интерпретации результатов диагностирования.виды психологической диагностики фото

  1. Высокоформализованные методы

Здесь обычно применяются различные виды тестирования и опросов. Эти процедуры строго стандартизованы, хронометрированы, интерпретирование результатов происходит по заранее утвержденной шкале или алгоритму. Методы используются для определения неких количественных критериев личности.

  1. Проективные методики

Сущность данных методов в том, что испытуемому задаются нейтральные вопросы с множественными вариантами выбора. Интерпретируя его ответы, реакции, невербальные сигналы, психодиагност формирует выводы о глубинной мотивации и психологических чертах реципиента.

  1. По форме проведения

Индивидуальные, групповые, письменными, устные, машинные, вербальные, невербальные. Исходя из самих названий, достоинства и недостатки каждого метода очевидны: индивидуальные методики позволяют глубже проникнуть в психосферу человека, но при этом не позволяют делать это одновременно с несколькими клиентами. Групповые – напротив, позволяют охватить широкий круг, но при этом приходится жертвовать глубиной и качеством контакта, возможностью создать более положительный фон для работы диагноста.

Это основной, но неполный перечень видов диагностирования.

Наблюдение

В силу особенностей работы, приоритетной и весьма распространенной методикой для большинства практических психологов является метод наблюдения. Это неудивительно, так как этот способ не требует сложной аппаратуры и материальной базы. Однако, от эксперта необходим высокий профессионализм, терпение и время для глубокой индивидуальной работы. Психодиагностика методом наблюдения выдвигает ряд определенных, но выполнимых требований:

Психодиагност должен уметь наблюдать и уметь фиксировать мелкие реакции фото

  • Поведение человека должно оцениваться с точки зрения его ролевой функции в разных ситуациях с разных сторон

  • Диагност должен проводить достаточно много времени с испытуемым (2-3 сеанса в неделю)

  • Психодиагност должен иметь навык в наблюдении и уметь фиксировать мелкие реакции (микромоторику, физиогномику, невербальные сигналы). Это приходит с опытом

  • Между клиентом и диагностом должны быть исключены межличностные ролевые отношения

Накопив достаточный опыт в этом методе и развивая профессиональную наблюдательность, метод наблюдение может стать самым действенным и эффективным способом диагностики, коррекции и положительного влияния на реципиента.

Развитие личности инструментами диагностирования

Необходимость своевременного профессионального диагностирования очевидна на примере ребенка. Грамотный психологический самоанализ представляет трудность даже для взрослого человека. Для ребенка это еще большее препятствие. Именно поэтому требуется регулярная психодиагностика ребенка с помощью опросов и бесед с родителями, близкими людьми, тестирования детей посредством рисуночных тестов.

Хорошо себя зарекомендовала диагностика детей путем проигрывания с ним различных игровых жизненных ситуаций, в которых диагност наблюдает за проявлением его межличностных моделей поведения. В них могут проявиться такие качества, как адаптивность, авторитарность, тревожность и т.д.

В целом, постоянный контроль и психологическое диагностирование позволяет более гибко выстраивать педагогический процесс и создать условия для всестороннего личностного и творческого развития будущего творца, а не потребителя. Такое наблюдение психолога и тесное взаимодействие с близкими людьми – его родителями, создадут не только возможности для роста детей, но и косвенно положительно повлияют на климат внутри всей семьи, формируя благоприятную психологическую атмосферу, духовно развивая всех участников этого процесса.

Уважаемые подписчики, если вопросы, затронутые в этой статье вызвали отклик и интерес, оставьте свои комментарии и замечания ниже. Либо поделитесь этой информацией на своей социальной странице!

До встречи!

Понравилась статья? Поделитесь с другими!

Основные направления в психодиагностике — Мегаобучалка

Выделяют 2 подхода: - 1) выделение психодиагностики с точки зрения соотнесения теории и практики: теоретическая и практическая; 2) зависит от объекта психодиагностики: общая и специальная

Общая психодиагностика- отрасль использует индивидуальный объект психодиагностики, т.е. в рамках общей психодиагностики разрабатываются такие методики, которые могут использоваться везде. Общая психодиагностика связана с общей, социальной психологией и дифференциальной психологией.

Специальная (частная) психодиагностика – связана с такими областями психологии, как: медицина, возрастная, консультативная, юридическая, военная психология, психология труда, спорта и т.д. Изучает особенности постановки психологического диагноза неким специальным объектам.

Виды специальной психодиагностики:

- клиническая психодиагностика

- профессиональная

-психолого-педагогическая

Виды психодиагностики

Психодиагностику принято делить на два основных направления - общую и специальную. Под общей психодиагностикой понимают такую ее область, которая изучает закономерности постановки психологического диагноза, применимые ко всем объектам психодиагностики. К ним отнести изучение методологических, теоретических и конкретно-методических принципов построения психодиагностического инструментария, разработку универсальных методов и методик психодиагностики личности, определение психометрических основ психодиагностических методик, выделение нормативных требований к методикам и психодиагностам.

Специальная психодиагностика изучает закономерности постановки психологического диагноза отдельным, специальным объектам диагностики.

Выделяют клиническую, психолого-педагогическую и профессиональную специальную психодиагностику. Данные направления отличаются особенностями объекта психодиагностики, от которого зависят и задачи, и методы, и условия психодиагностики.

Объектом клинической психодиагностики выступают психологические особенности больного человека. Поскольку заболевания бывают разные, выделяют соматопсихологическую диагностику, патопсихологическую диагностику, нейропсихологическую диагностику. Основными задачами клинической психодиагностики являются:



- выявление особенностей нарушения психических функций и личности больного в целом для уточнения диагноза;

- исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией;

-получение необходимой информации для проведения коррекционной и реабилитационной работы.

В клинической психодиагностике используются как общие методы диагностики личности, так и специальные патопсиходиагностические и нейропсиходиагностические методики.

Объектом психолого-педагогической диагностики являются психологические особенности всех участников воспитательно-образовательного взаимодействия – детей, педагогов, родителей и администрации. В качестве задач этого направления можно выделить:

- изучение уровня развития и отклонений в развитии школьников;

- анализ межличностных отношений;

- диагностика индивидуальных особенностей;

- сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем обучения.

В психолого-педагогической диагностике применимы практически все известные методы психодиагностики, но необходимо учитывать возрастные особенности клиентов.

Объект профессиональной психодиагностики – психологические особенности человека как субъекта профессиональной деятельности. К задачам этого направления следует отнести:

- изучение профессионально-важных качеств для составления профессиограм и профессионального отбора;

- диагностика индивидуальных особенностей работников с целью повышения эффективности деятельности;

- выявление способностей и уровня развития для помощи в профессиональном самоопределении.

Для решения этих задач широко используются специальные методы изучения профессий, диагностики профессиональной направленности и специальных способностей.

В зависимости от сложившейся психодиагностической ситуации меняется условия работы психолога. Для ситуации консультирования важно установить доверительные взаимоотношения с клиентом, для ситуации отбора и аттестации – обеспечить достоверность полученных результатов, для ситуации принудительного обследования – привлечь клиентов к обследованию.

Характеризуя ситуацию диагностического обследования Л.Ф. Бурлачук (2003г.), вслед за З.Плевицкой возможные диагностические ошибки. Это ошибки, связанные со сбором данных и их переработкой. К первой группе они относят:

- ошибки наблюдения

например: игнорирование важных проявлений личности

- ошибки регистрации

например: различия в понимании одних и тех же терминов разными людьми

- ошибки инструментальные, связанные с неумением пользоваться диагностическим инструментарием.

Ко второй группе ошибок авторы относят:

- эффект «первого впечатления», заключающийся в переоценке диагностического значения первичной информации;

- ошибка атрибуции, проявляющаяся в приписывании клиенту черт, которых у него нет;

- ошибка ложной причины;

- познавательный радикализм означающий тенденцию к переоценке рабочих гипотез и нежелании искать лучших решений;

-познавательный консерватизм – предельно осторожная формулировка гипотез.

Методы психодиагностики | Блог 4brain

Методы психодиагностики

Методы психодиагностики, называемые частными или специальными, предназначены для решения конкретного спектра практических задач психодиагностического плана и направлены на диагностику свойств и качеств личности. И сегодня мы постараемся разобраться в том, какие существуют психодиагностические методы.

Стандартизированные и качественные методы

Первое разделение методов психодиагностики, о котором мы скажем, касается содержательной части. Исходя из неё, методы психодиагностики делятся на:

  • Стандартизированные методы
  • Клинические методы

Стандартизированные методы психодиагностики считаются наиболее эффективными, если требуется получить данные по группе людей в сжатые сроки, а также принять какое-либо конкретное решение, основанное на количественном обосновании надёжности. Стандартизированные методы защищены от различного рода ошибок, которые могут возникнуть по причине низкой квалификации реализующего методы специалиста.

Качественные методы психодиагностики являются более результативными, если их применяют опытные специалисты-психологи, например, специалисты по подбору персонала или профессиональному отбору и т.п. Посредством качественных методов можно с большей точностью и глубиной изучить личностные особенности людей, однако для своей реализации они требуют существенно большее количество времени. Поимо прочего, профессиональные психодиагностики сходятся во мнении, что качественные методы могут быть ещё эффективнее, если психолог проводит с человеком психологический тренинг, психотерапию или психологическую коррекцию, основываясь на результатах применения метода.

Малоформализованные и высокоформализованные методы

В психодиагностике выделяют также методы, исходя из того, насколько они формализованы. Таким образом, выделяют две группы методов:

  • Малоформализованные методы
  • Высокоформализованные методы

К группе малоформализованных методов относятся такие, которые реализуют потенциал общих методик психологической диагностики человека. Среди них выделяют анализ результатов деятельности, диагностическую беседу, наблюдение и т.п. Применение таких методов предполагает высокую квалификацию специалиста, т.к. в большинстве случаев у этих методов отсутствуют стандарты реализации и трактовки результатов.

Среди высокоформализованных методов выделяют всевозможные формы тестирований и опросов. Отличаются они множеством характеристик, например, строгим регламентом проведения, обработки результатов и их интерпретации, высокой степенью достоверности и т.п. По этой причине процедура диагностики выстраивается так, чтобы никто из испытуемых не обладал какими-либо преимуществами перед остальными.

Тестовые и опросные методы

Рассматриваемые нами далее два вида методов относятся к высокоформализованным методам. Наиболее популярным среди них считаются тестовые методы, основной которых является тестирование, подразумевающее решение стандартизированных заданий, целью чего является определение количественных (в некоторых случаях – качественных) характеристик, описывающих психологические особенности личности по заданным параметрам. Содержательно тестовые методы разделены на ряд групп:

При помощи таких тестов становится возможным дать объективную оценку уровню развития личностных особенностей человека, которые можно отнести к психическим процессам и образованиям.

Опросные методы применяются в психодиагностике для определения уровня развития психических свойств личности. Эти методики имеют форму опросов, направленных на изучение психологических особенностей личностной сферы испытуемых. Оценка же даётся после интерпретации ответов, которые дают испытуемые на поставленные вопросы (как правило, предлагается несколько вариантов ответов).

На практике среди специалистов по психодиагностике распространено применение методов, включающих в себя как тестовые, так и опросные задания. Такие методы называются тест-опросными.

Проективные методы

Что же касается проективных методов, то их основой является интерпретация ответов испытуемых на нейтральные, на первый взгляд, вопросы и реакций на ситуации, которые могут иметь разную трактовку со стороны испытуемых. Благодаря этому специалист может оценить психические особенности и глубинную сущность личности, а значит, данный метод можно отнести к малоформализованным методам.

Методы по форме проведения

Методы психодиагностики могут различаться и по форме проведения – они могут быть индивидуальными, групповыми, бланковыми (письменными), устными, машинными (аппаратурными), компьютерными, а также вербальными и невербальными. Одновременно с этим, все они состоят из нескольких составных частей, а именно из:

  • Руководства по работе
  • Стимульного (тестового) материала
  • Листа регистрации ответов
  • Ключа для обработки ответов
  • Интерпретационного материала для трактовки результатов

В том случае, если процедуру психодиагностики проходит один человек, она называется индивидуальной, а если несколько людей, то групповой. И у индивидуального и у группового метода есть свои плюсы и минусы.

К примеру, групповые методы позволяют изучить особенности большого количества людей, отличаются более однообразными условиями реализации, а также упрощают работу специалиста и требуют меньше времени для получения результатов. Однако недостатками можно назвать сниженную возможность установления контакта и понимания с испытуемыми и формирование у них позитивной мотивации относительно диагностирования сферы их личности. В то же время, подобных недостатков нет у индивидуальных методов, но они позволяют работать лишь с отдельными людьми.

Практически все методы психодиагностики, которые используются в наше время, являются письменными (бланковыми), т.е. имеют форму письменных заданий, чтобы выполнить которые, достаточно снабдить исследуемых людей листами регистрации ответов и письменными принадлежностями. Но и устные методы сегодня продолжают применяться, пусть и несколько реже. В процессе проведения устного психодиагностирования исследователь задаёт вопросы, а испытуемый на них отвечает.

Машинные (аппаратурные) методы психодиагностики подразумевают использование для регистрации ответов и интерпретации данных специальных технических средств (особых машин и другой диагностической аппаратуры), которые функционируют на механическом принципе. Если же применяется компьютерный метод, например, компьютерный опрос или тестирование, то обработка полученной информации многократно упрощается, как и их интерпретация, т.к. все данные имеют форму таблиц, схем, диаграмм, графиков и т.п.

Важно заметить также и то, что компьютерная психодиагностика позволяет в кротчайшие сроки проанализировать полученные данные, что было бы невозможным, если бы применялись другие методы, ведь они требуют немалых временных затрат. По этой причине специалисты имеют возможность на глубинном уровне продиагностировать индивидуальные особенности мышления людей, определить темповые и другие характеристики их деятельности.

В случае использования вербальных методов психодиагностики исследователь и испытуемый взаимодействуют в вербализованной (словесно-логической) форме. Когда же применяются невербальные методы, стимульный (тестовый) материал имеет форму графических изображений, чертежей, картинок и т.д.

Заключение

Несложно заметить, что каждый из методов психодиагностики отличается своими специфическими особенностями. В своей работе профессиональные психологи могут использовать как один, так и несколько методов одновременно, что позволяет получить более объективную оценку личности и уловить максимальное число её характеристик и особенностей.

ИНФОРМАЦИЯ ПО ТЕМЕ: Наверняка вам будет интересно узнать, что для проведения психодиагностики совсем не обязательно обращаться к услугам специалистов. Сегодня у вас есть возможность сделать это, находясь у себя дома, в режиме онлайн.

Как?

Для этого мы предлагаем вам пройти наш уникальный курс по самопознанию, который позволит вам провести всестороннюю оценку своей личности и узнать о себе очень много нового и интересного. Чтобы приступить к прохождению курса, перейдите по этой ссылке.

Желаем вам успехов!

8. Классификация и основные виды психодиагностических методик.

  1. Методики высокого уровня формализации: тесты, опросники, проективная техника, психофизиологические методики. Для них характерна жёсткая регламентация процелуры обследования, стандартизация, надёжность, валидность.

  2. Методики малоформализованные: наблюдение, опросы, анализ продуктов деятельности. Очень трудоёмкие, но плохо поддаются объективизации или являются чрезвычайно изменчивыми.

I. 1. Тестыэто стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.

По форме:

  1. Индивидуальные и групповые.

  2. Устные и письменные (по форме ответа).

  3. Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные (по материалу оперирования).

  4. Вербальные и невербальные (по характеру стимульного материала).

По содержанию:

    1. Тесты интеллекта.

    2. Тесты способностей.

    3. Тесты достижкений.

    4. Тесты личности.

Цель: правильная оценка и интерпретация результатов псих-го тестирования должны основываться на знании того, для какой цели они используются.

1. возрастные изменения в развитии человека.

2. эффективность разны методов обучения.

3. воздействие психотерапии.

4. при найме людей

5. распределение обязанностей.

6. перевод на новое место работы и т.д.

2. Опросникигруппа психодиан-х методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого.

Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчёты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными. Чаще всего присьменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов на вопросы они делятся на вопросники с предписанными ответами (закрытые опросники «да», «нет», «не знаю») и со свободными ответами (открытые).

Опросники-анкеты служат для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей непостредственного отношения к его психологическим особенностям (например, для получения данных об истории его жизни). Они предполагают жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, чёткое указание форм ответов. Ответы могут давться опрашиваемым наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос). О-а. классифицируются по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают анкеты с открытыми вопросоми (опрашиваемый высказывается в свободной форме), анкеты с закрытыми вопросами (все варианты ответов заранее предусмотрены) и анкеты с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведённых или дать свой собственный). Вопросы часто комбинируют.

3. Проективная техникаэто группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход в оценке личности, а не выделение отдельных черт. Наиболее существенным признаком П. методик является использование в них неопределённых символов, которые испытуемый должен сам доплнять, интерпретировать, развивать и т.д. Испытуемому предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределённых очертаний и т.п. в отличие от интеллектуальных тестов ответы на задания проективных методик не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазаон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов определяется особенностями личности испытуемого, которые «проецируются» на ответы.

Группы:

- методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;

- м-ки конструирования: создание из оформленных деталей осмысленного целого;

- м-ки интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации;

- м-ки дополнения: завершение предложния, рассказа, истории;

- м-ки катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;

- м-ки изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему;

- м-ки изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

4. Психофизиологические методики. Они диагностируют природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. (Б.М.Теплов – В.Д.Небылицын в рамках «дифференциальной психологии»). В отличие от тестов они имеют ясное теоретическое обоснование: психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений. Индивидуальные различия, обусловлены свойствами нервной системы, не предполагают содержания психического развития. Они находят своё проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.).

Лишены оценочного подхода к индивиду.

При определении диагностической значимости результатов используются все те критерии, которые разработаны в рамках традиционной тестологии (стандартизация, надёжность, валидность). Эти методики являются аппаратурными: используются ЭЭГ и иная специальная аппаратура. Но в последнее время были разработаны методики типа «карандаш и бумага» (бланковые методики).

II. 1. Метод наблюдения. Незаменим там, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры.

Особо важное значение этот метод имеет для изучения псих-х особенностей детей, поскольку ребёнок как объект исследования представляет большие трудности для экспериментального изучения, чем взрослый человек.

2. Опрос. Сбор первичных данных на основе вербальной коммуникации. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, как задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Методы опроса могут проводиться устно или письменно, индивидуально или в группе, вопросы могут формулироваться в прямой форме или косвенной, они могут иметь открытый или закрытый характер.

3. Интервью. Проводимая по определённому плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. По форме оно бывает свободное, стандартизированное, частично стандартизированное. Чаще всего интервью имеет следующую структуру:

    1. введение: настройка на беседу, на сотрудничество;

    2. свободные высказывания испытуемого;

    3. общие вопросы;

    4. подробное исследование;

    5. снятие возникшего напряжения и выражение признательности за участие в беседе.

В зависимости от целевого назначения И. разделяют на диагностическое и клиническое.

  • Диагностическое И. – это метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. Оно может быть управляемы и неуправляемым (исповедальным).

  • Клиническое И. – это метод терапевтической беседы, помогающий человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.

  1. Анализ продуктов деятельности (контент-анализ). Количественно-качественный анализ документальных источников (письма, рисунки, дневники), позволяющих изучать продукты человеческой деятельности. Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, был разработан специальный метод «контент-анализ». Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счёта.

Вопрос 3. Предмет и задачи научной и практической диагностики

Предмет психодиагностики – описание конкретного человека в терминах общей генерализированной психологической модели личности полученной в ходе целенаправленной оценки индивидуальных особенностей психологической регуляции деятельности и поведения обследуемого.

Основная задача психодиагностики

Согласно определению Ю.М.Забродина, предметная область психодиагностики включает в себя два типа задач: научно-исследовательские; научно-практические.

1. Научно – исследовательские задачи подразделяются на следующие классы:

• методологические, включающие фундаментальные принципы, определение предмета, категориальную базу, общую теорию метода:

• теоретические, включающие разработку теории и построение указанных выше трех групп моделей; теорию измерения психических явлений с вопросами сбора, анализа и психологической интерпретации данных, и т.п.

• экспериментальные, связанные с эмпирическим исследованием новых закономерностей и механизмов психической регуляции поведения и

механизмов развития психики субъекта, а также с отработкой и апробацией новых методов и техник психодиагностики.

2. Практические задачи включают классы задач:

• информационные (измерительные) связанные с определением параметров психодиагностической модели соответствующей психологической структуры модели личности, модели интеллекта, модели способностей «черт», «признаков» и т.п.

• технологические (инструктивные), включающие вопросы анализа оценки, конструирования психодиагностического метода;

• интерпретационные (прогнозно-ориентированные), включающие процедуру и порядок составления психодиагностического заключения;

• корректирующие (психологического воздействия), включающие технику психологической беседы, сопровождения и поддержки, консультационные методы, техники личностной защиты, медитации, тренинги разного рода, техники развития и т.п.

• в этом контексте самостоятельным основанием традиционное выделение психодиагностических задач в узком (прагматическом) смысле, которое задает различия по целям и практическим задачам деятельности психодиагноста и определяет весь комплекс (план) его профессиональной деятельности, Частными примерами здесь являются задачи:

• профессиональной ориентации, сопровождения профессиональной карьеры и личностною выбора.

• профессионального отбора и распределения, профессиональной адаптации и рекреации, профподготовки, управления состоянием, управления развитием и др.

• психологического консультирования и помощи в решении социальных и личностных проблем

Основные задачи психодиагностики, как науки состоят в: построение научно-обоснованных данных и достоверных заключений о специфических закономерностях психической регуляции деятельности и поведения как личности в целом (разработка общей генерализованной модели личности и ее модификаций), так и конкретного обследуемого субъекта с последующим выводом о вероятных параметрах деят-ти и о состоянии субъекта в реальных условиях его жизни.

Вопрос 4. Виды психодиагностики: общая и специальная, их характеристики

Предмет психодиагностики. Её структура и виды

Психодиагностическое исследование всегда имеет своим предметом отдельную личность. Так же технологические приемы получения этих первичных данных и логические правила их синтеза в диагностические категории – главный предмет и одновременно продукт развития научной психодиагностики. В течение более чем векового развития психодиагностики сложились основ­ные сферы применения психологических методик, которые могут быть обозначены как отрасли общей психодиагностики. Первыми интерес к методикам иссле­дования личности и интеллекта, еще на этапе формирования науки об индивидуально-психологических различиях, проявили образование и медицина, что и определило появление соответствующих областей психодиагностики - образовательной и клинической.

Образовательная психодиагностика не только широко использует разнооб­разные психологические методики, к этой области должны быть отнесены те те­сты, которые создаются в соответствии с психометрическими требованиями, но предназначены не для оценки способностей или черт личности, а для измерения успешности усвоения учебного материала (тесты успешности). Клиническая пси­ходиагностика направлена на изучение индивидуально-психологических особен­ностей больного (структурно-динамические особенности личности, отношение к болезни, механизмы психологической защиты и т. д.), оказывающих существен­ное влияние на возникновение, течение и исход как психического, так и сома­тического заболевания. Как образовательная, так и клиническая психодиагностика - те области общей психодиагностики, в которых сегодня выполнен наибо­лее значительный объем исследований.

Помимо названных областей следует выделить профессиональную психоди­агностику, поскольку профориентация и профотбор невозможны без использова­ния и развития диагностических методик. В последнее время все более активно разрабатываются вопросы, связанные с оценкой окружающей среды, а следова­тельно, в числе областей необходимо назвать и психодиагностику окружающей среды, которая направлена на оценку таких сфер жизнедеятельности личности, как семья, работа и учеба. Каждая из областей не только заимствует принципы и методики исследования общей психодиагности­ки, но и оказывает на нее развивающее воздействие.

  1. Психодиагностика и другие психологические науки

По линии психологической науки психодиагностика (ПД) тесно связана с дифференциальной психологией – теорией межиндивидуальных психологических различий – различий между людьми, в их психических свойства (способностях, чертах, состояниях, мотивации и т.п.). Эти связи носят двоякий характер: а) некоторые ПД-методы получают смысл и обоснование только в рамках определенные дифференциально-психологических теорий (концепций) и их результаты не могут быть проинтерпретированы вне понимания этих теорий; б) однако, некоторые дифференциально-психологические концепции оказывались не первичными, а вторичными по отношению к определенным ПД-методикам – они возникали на основе анализа результатов, полученных по методикам, созданным еще до всяких теорий – просто путем многочисленных обследований самых разных людей. Второй психологической наукой, которая тесто связана с ПД, является психометрика – математизированная теория психологических измерений. Но в отличие от общей психометрики, которая строит количественные модели и зависимости для общих психических закономерностей, характерных практически для всех людей (например, психофизическая кривая зависимости интенсивности ощущения от силы определенного стимульного воздействия), в ПД используется особая дифференциальная психометрика – количественные модели, описывающие различия между людьми.

По линии используемого в ПД математического аппарата ПД тесно связана с общенаучной теорией измерения (с метрологией), методами и алгоритмами распознавания образов (отраслью кибернетики) и общей теорией тестов (тестологией). По этой линии есть определенная родство между психодиагностическими тестами и тестами, которые используются не только в педагогике или медицине (там тоже тестируют человека, но не психические его свойства, а другие свойства), но и в области техники (где тестируют исправность определенных технических устройств и программных средств).

По линии психологической практики психодиагностика тесно связана с различными видами практической деятельности психолога, так как является информационной основой для проведения психологического консультирования (чтобы дать клиенту полезный совет, надо знать его психологические особенности), оказания психологической помощи (психотерапии), для проведения психологического тренинга (еще до тренинга необходимо выяснить, не нанесет ли данному человеку вред данный вид тренинга), для выдвижения и внедрения определенного инженерно-психологического проекта (в области систем «человек-машина»), или проекта в области организационной психологии (новые организационные схемы, модели деловой коммуникации будут лучше работать, если они учитывают индивидуальные свойства общающихся людей).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

*