Является ли наукой психология: Психология — Википедия – «Почему психология считается лженаукой? Может быть, это, отчасти, правда, учитывая тот факт, что хороших психологов ещё меньше, чем хороших врачей? » – Яндекс.Кью

Психология – лженаука. Основные причины мифа.

Почему психология является лженаукой и почему люди так считают? В первую очередь нужно понять, что люди, оставляющие подобные комментарии, ни разу не были на психотерапии. Если человек хотя бы раз был на приеме у психолога, психиатра или психотерапевта, он прекрасно понимает, что это работает.

Почему психологическая помощь эффективна.

К сожалению, ни один человек, так или иначе занимающийся психологией, не сможет вам ответить на вопрос, почему это работа. У меня за плечами шесть лет психоанализа, я чувствую по себе, что это работает и по отзывам своих довольных клиентов. Многие люди приходят ко мне неоднократно. Если бы я не мог помочь людям, мои методы не работали, повторно ко мне бы никто не возвращался и не тратил деньги на мои услуги.

Предпосылки лженаучности

Мнение о том, что психология – это лженаука в свое время активно стал продвигать Александр Глебович Невзоров. Я рекомендую вам его книгу “Происхождение личности и интеллекта человека”, потому что она интересная и увлекательная. Помимо Невзорова в данный момент Савельев также занимается популяризациией мнения о том, что психологи сумасшедшие, их методы не работают и всего в таком ключе.

Чтобы сформировать свое мнение по отношению к данному вопросу, сначала вам нужно разобраться в сути проблемы. Люди, о которых я говорил – Савельев и Невзоров, не боги, а такие же люди, как мы с вами. Безусловно, они умные, начитанные, один из них является доктором наук, но это не означает, что их мнение по какому-либо вопросу является абсолютной истиной. Не забывайте первое правило научности: всегда нужно перепроверять то, что вы изучаете.

Для начала вам нужно прочитать хотя бы статью в википедии о том, что такое психология по определению. Это станет первым шагом к формированию вашего собственного мнения по данному вопросу. Ещё лучше будет, если вы хотя бы несколько раз сходите к психологу и посмотрите на его работу. Как-никак, но то, что я показываю вам на YouTube и другие психологи вместе со мной НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИЧНОЙ ТЕРАПИЕЙ. В личной терапии компетентный психолог работает совершенно иначе.

Читайте по теме: Кому психолог не поможет?

Старый конфлик между психологами и психиатрами. 

Мнение о том, что психология – лженаука также любят распространять психиатры. Давайте немного окунёмся в историю, чтобы понять, с чего всё началось. По моему личному мнению, которое я никому не навязываю, психология берет свое начало из трудов Зигмунда Фрейда. Фактически можно говорить о том, что история психологии началась с Платона, но, на мой взгляд, наибольшую популярность психологии дал именно Зигмунд Фрейд.

На протяжении долгого времени психология и психиатрия работали вместе. В какой-то момент просто произошло разделение. Где-то в шестидесятых годах прошлого века этот раскол возник. Люди поняли, что у нас есть мозг, который как-то влияет на наше тело, существует также центральная нервная система, определённым образом воздействующая на наше мышление. Об этом, кстати говоря, и пишет Невзоров в книге, которую я посоветовал вам выше по тексту.

Психология и психиатрия разделились из-за имеющихся у них двух кардинально разных идей. Психиатрия говорит о том, что это тело влияет на наш мозг, а не наоборот. Если человек заболеет, у него будут проблемы с гормональным фоном, нейромедиаторами, и это в конечном счёте повлияет на наше сознание. Психология же говорит о том, что наш мозг влияет на наше тело, вследствие этого влияния возникают все недуги.

То есть, психиатрия говорит о том, что тело первично, а сознание вторично, психология же утверждает, что сознание первично, а тело вторично. Если вы говорите о какой-то научности, то вам будет ближе психиатрия. Однако если вы вникните в суть данного вопроса, то поймете, что современная психиатрия и научность – это два разных понятия. В доказательство этому вы можете посмотреть блог Данилина под названием “серебряные нити”.

Это бывший психиатр, профессор, который посвятил психиатрии всю свою жизнь. Он сможет вам лучше меня рассказать о том, почему психиатрия тоже лженаучна. Запомните то, что здесь было сказано, и к этому мы обязательно еще вернёмся.

Откуда у психологов берутся знания

Что касается психологии, то она тоже во многом лженаучна из-за того, что строится на понимании “я так вижу”. Чьё-либо “видение” в психологии продвигается, как некая истина. Зигмунд Фрейд в своей книге “Толкование сновидений” на 215-ой странице пишет об этом. Я его слова понимаю именно таким образом. У меня есть клиенты, проблемы которых я воспринимаю со своей субъективной точки зрения, поэтому даже могу дополнить слова Фрейда. В целом, вся работа психологов выстраивается на методах сферы, в которой они работают.

Существуют даже психологические журналы – ежегодники, в которых ведутся дискуссии на тот счёт, кто и как понимает различные цитаты знаменитых психологов. Там делятся личным опытом, историями о терапии различных клиентов, всё это приобщается это в цитатам и т.д. Подобными принципами развивается на сегодняшний день вся психология, то есть, те психологи, услугами которых вы будете пользоваться.

Каждый, кто становится психологом, начинает видеть полученные им знания в себе и в ком-либо другом. Проблема заключается в том, что одним психоанализом заработать себе на жизнь не получится, потому что этот труд банально не ценится. Я это говорю по своему опыту. Я не могу сказать, что я беден, могу позволить себе рекламу своей деятельности, взять кабинет в аренду, но эти деньги уходят в пустоту. Большую часть времени мой кабинет простаивает, я не работаю даже в ноль, а терплю убытки. Однако этот минус для меня значения большого не имеет, потому что у меня есть другие источники дохода, покрывающие мои убытки. Психология же не является для меня одним из источников денег. Я работаю для некой души с расчётом на перспективу и с надеждой на более благополучное будущее, в благополучии которого сильно сомневаюсь.

Из-за кого психология лженаучна

Моя проблема в том, что я не даю людям надежду на решение всех их проблем за один сеанс. Существует целая каста “психологов”, которые не проработали как следует себя, получили какие-то поверхностные знания о психологии, в целом, дающие им возможность вести приём. Есть нормы законодательства, которые позволяют им работать. За счёт этого они продвигают идею о том, что можно прийти, получить пару “советов” психолога, которые настоящий психолог вам никогда не даст и решить все проблемы.

Читайте по теме: Советы психолога – миф.

Стараниями этих людей продаются различные курсы о том, как стать счастливой женщиной или мужчиной. При этом мы все понимаем, что информация во всех подобных курсах – наглая ложь. Если в моей жизни станет всё намного хуже, чем сейчас, я тоже буду зарабатывать на продаже таких курсов. Женщина, которая покупает подобные курсы, быстро осознает, что это не работает. Счастья, как не было, так и нет. Для решения проблемы ее нужно, как минимум, исследовать, для этого нужно ходить к психологу и разбираться в своей проблеме.

За всем этим стоит капиталистическая идея о том, что всё продаётся и покупается. К сожалению, в нашем мире всё стало товаром, в том числе и ваше счастье, желание, эмоции и вы целиком. Безусловно, в этих условиях становится трудно говорить о том, что психология имеет хоть какую-то научность. В психиатрии вам хотя бы таблетки прописывают. У вас хотя бы есть иллюзия того, что были какие-то научные исследования, в результате которых появились эти таблетки, и они обязательно вам помогут. И да, в своей иллюзии вы будете правы. Эти таблетки вам действительно помогут, поскольку как-то повлияют на ваш мозг.

То, что антидепрессанты с 80-типроцентной вероятностью приведут к суициду, никого не волнует. Западное общество на сегодняшний день “подсело” на антидепрессанты, которые в некотором смысле являются легальным наркотиком. Но это всё ничего по сравнению с иллюзией купленного вами хоть какого-то товара. Когда вы покупаете услугу или курс у психолога, это сопровождается представлением о том, что необходима самостоятельная последующая работа над этим. Психолог не может выписать таблетки. Даже если психолог даст советы, как жить, эти советы придётся реализовывать самостоятельно.

Разумеется, в подобных условиях человек разочаровывается, сомневается в том, что психология может приносить благополучие, счастье и т.д. Самое печальное, что в какой-то мере эти разочарования – правда. На этой почве просто не может не появиться мнение о том, что психология – лженаука. Само собой здесь, к сожалению, ничего не разруливается.

В целом, психология не может строиться на научном эксперименте и научных данных. Безусловно, психологи и психиатры используют какие-то алгоритмы на научной основе, иначе бы ни психологии, ни психотерапии не было, как таковых. Хотя я и не поддерживаю расологию, но влияние менталитета определенной нации на людей я отрицать не могу. Японец может жить комфортно в помещении на 12 квадратных метров, платить за него тысячу долларов, и при этом не станет жаловаться. Я так не смогу.

Японцы – трудоголики, они могут работать целыми днями, это их особо не напрягает, мы бы уже давно покончили с собой, если бы это было у нас. Есть различие в менталитете, во всех людях в целом. По этой причине научный эксперимент в таких условиях невозможен. Более того, чтобы произвести какие-то исследования на психологическую тему, нужны статистические данные. Для сбора этих данных, необходимы люди, имеющие хотя бы одинаковый психотип. Это есть в научной психологии. Да, помимо психоанализа, есть ещё и научная психология, строящаяся на исследованиях и статистических данных.

Возможно, это кому-то и помогает. Только, например, когда я писал свою дипломную работу по теме “Профессиональная деформация сотрудников УВД”, я смухлевал со статистикой. Статистика – это такая вещь, которую можно подстраивать под себя. Я уверен, что и в научной психологии её подстраивает каждый, как ему удобно. К сожалению, ваше представление о психологах строится по видео на YouTube, где один психолог дублирует слова другого, и они вторят друг другу, как попугаи. Даже вы, кто сейчас читает эту статью, не имея знаний и дипломов, можете вести частный прием психолога. Для этого диплом не нужен, лицензия тоже. Вы можете брать деньги, платить налоги, и всё у вас будет прекрасно. Вот в такой вот дикости нам приходится жить. Когда-нибудь, я надеюсь, это исправится, и психология не будет лженаукой. С вами был Артём, канал “доступная психология”, подписывайтесь и познавайте себя.

contemporary psychology: Психология: наука или нет?

Ну для начала как всегда цель написания поста: борьба с ветряными мельницами и не более того. Однако же пост о научности психологии в блоге, будет не лишним. Обратите внимание что это первый пост, в нем я постараюсь как можно меньше говорить про практическую психологию, но рано или поздно до нее мы дойдем. Есть посты, которые стоило написать в самом начале блога, однако тогда тема провокативной терапии казалось мне интереснее. Но лучше поздно, чем никогда. И самым жирным и дискуссионным вопросом (с моей точки зрения) является вопрос: психология - наука или нет? И если вы знаете правильный ответ, то не читайте дальше. А для тех, кто его не знает, скажу, что психология является частью официальной науки во всех странах мира. И вообщем все, жирная точка, кто не согласен идите учить мат. часть. Но в дискуссиях кроется истина, поэтому давайте поговорим на эту тему.

Редко подписываю картинки, на на этой вы можете наблюдать тот самый аппарат, который якобы бил током подставных испытуемых в исследовании Милгрэма.

До сих пор как среди специалистов (не всех) и людей работающих в смежных областях бытует мнение, что психология не наука, потому, что...
- Большинство психических явлений нельзя потрогать и померить. Да и вообще в чем их мерить (можно, кстати, в слонах, тиграх и авторах блогов). - Потому что все тут психологи по жизни и мой сосед прошел через такое, чего на психфаке не расскажут. - Потому что есть бог/дух/тонкий план и любое явление, которое закрыто от непосредственного понимания. - Потому что теоретические открытия психологии нельзя применять на практике. - Даже если мы можем наблюдать какие-либо психические процессы, то их оценка будет субъективной, т. е. меняться от автора к автору. - Психология рано или поздно станет областью нейронаук, ведь в результате все сводится к нейронам. Список можно пополнять. Что вообще такое наука и где ее границы? Наука занимается выработкой и теоретической систематизацией объективных знаний о действительности. Наука считается всего лишь одним из видов деятельности человека. Ведь помимо науки есть: искусство, религия, художественная литература. Говоря о науке, мы представляем себе не только процесс выработки знаний, но и институты, периодическую литературу, научное сообщество и т. д. Одним из самых древних и сложных вопросов науки является проблема демаркации научного знания от ненаучного. И если окунуться в эту проблему с головой, можно утонуть. Однако на сегодняшний день наиболее общепризнанным способом решения вопроса демаркации является принцип фальсифицируемости Карла Поппера: та теория верна, которая может быть опровергнута дальнейшими исследованиями. До Поппера в рамках позитивизма данная проблема решалась принципом верификации, который сводился к тому, что если из яйца вылупляется птенец, и данное явление наблюдалось 1000 раз, то из яйца вылупляется птенец. Однако мы знаем, что из яйца может вылезти не только детеныш птицы. Карл Поппер развил идею данного принципа: если были проведены наблюдения, что из яйца вылупляется птенец, очевидно признать это. Однако данная теория может быть опровергнута в дальнейших наблюдениях, если удастся выявить, что из яиц вылупляются еще и черепашки. Т. е. мы видим, что теория о связи яйца с птенцом научна. Это не значит, что она описывает вся яйца на свете (т. е. данная теория истинна, но не является единой истиной). И если в будущем кто-то опровергнет ее (а правильнее сказать дополнит), то мы будем знать что из яиц вылупляются еще и черепашки. Что приведет нас к мысли: Кто же еще вылупливается из яиц, помимо птенцов и черепашек? А вопросы главная мотивация познания) Примером знания, которое не проходит проверку по принципу Поппера является (опять-таки например) идея о Боге. Ведь данная идея не фальсифицируема в принципе, т. к. человеку не суждено познать природу Его (что написано и постоянно повторяется в рамках ряда религий). Соответственно следуя принципу Поппера идея о Боге признается ненаучной. В результате ее изучение невозможно. Так вот: психологические теории проходят проверку на фальсифицируемость. Это значит, что по критерию Поппера психологию можно отнести к науке, а не к всеобъясняющим, метафизическим и религиозным типам знания. Однако подливая масла в огонь, отмечу, что математика, логика и философия не соответствуют критерию фальсифицируемости. Еще важным моментом является то, что некоторые теории и гипотезы невозможно опровергнуть эмпирически (например, в связи с отсутствием необходимых технических устройств), но это не является провалом по критерию Поппера. Понимание принципа фальсифицируемости формирует здравое и трезвое мышление при восприятие нового знания. Однако этот принцип достаточно трудно принять на веру, ведь в какой-то степени он говорит о том, что ничего мы не знаем и постоянно только и будем наблюдать эволюционирующие теории. Есть что-то в этом принципе, что отталкивает меня на уровне убеждений. Но с другой стороны, один раз я столкнулся с коллегой, которая, несмотря на свое образование психолога и опыт работы, пыталась с пеной у рта доказать ненаучность психологии. Она считала, что психология занимается тонкими мирами (которые скрыты, например, от меня, т. к. я не дорос еще и открыты, например, ей), а биология вообще бред какой-то, ведь фотосинтез посчитать нельзя. И такие "коллеги" есть у каждого из нас. Но ведь глупо как-то это все, если не признавать психологию наукой, то мы занимаемся частичным если не полным бредом. А проще говоря, пудрим мозги себе и другим)

В заключении хотелось бы напомнить, что есть примеры ненаучного психологического знания. Одной их характерных особенностей этих знаний является то, что их невозможно опровергнуть. И если вы встретитесь с такими теориями в своей работе, то не обязательно звонить в колокола и вызывать полицию, просто отметьте его как ненаучные и все.

Психология - это наука! - Илья Латыпов — LiveJournal

В наши дни, к сожалению, вышли из моды две старые, банальные идеи:
1. Истина существует, и целью науки является ее поиск;
2. В любом обсуждаемом вопросе профессионал в нормальном случае более прав, чем дилетант.
Им сегодня противостоят новые, гораздо более модные положения:
1. Истины нет, есть множество мнений;
2. Ничье мнение не весит больше, чем мнение кого-то иного.
Девочка-пятиклассница имеет мнение, что Дарвин не прав, и хороший тон состоит в том, чтобы подавать этот факт как серьезный вызов биологической науке.
                                                                                                                А.Зализняк.

Когда я в очередной (и уже в который!) услышал произнесенное безапелляционным тоном, что "психология не наука", и что все психологи — шарлатаны и жулики, я поинтересовался (довольно грубо, надо сказать), на каком основании делается данный вывод. Основание оказалось потрясающим: «Да по телевизору смотришь этих психологов — такую чушь несут!».
Дальше я уточнять не стал, хотя можно было бы задать несколько простых вопросов: насколько корректно судить о психологии как науке на основании выслушивания мнений психологов по телевизору; являются ли в принципе «психологи» из ТВ реальными психологами, и если да — то не искажен ли смысл их слов монтажом; каковы критерии определения «чуши» и «не чуши» у автора приведенного мнения.

Однако мнение «психология — лженаука» довольно распространено. Эта статья рассматривается мною как краткое и достаточно популярное объяснение того, почему психология — наука. Я не претендую на исключительную точность формулировок и обобщений, главное для меня — дать ПОНИМАНИЕ, а не абсолютную точность ЗНАНИЯ.


Итак, в самом широком смысле психология — это наука о психике. Что же такое психика?

Психика - системное свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом окружающего мира, которое возникает в процессе их взаимодействия, а также в саморегуляции (на основе отражения) поведения и деятельности. То есть мы можем сказать о живом организме, что он обладает психикой, если  способен активно, а не пассивно, реагировать на воздействия внешней среды.

Существуют два вида отражения внешнего мира: механический и психический. Пнули камень — он покатился, и катится, пока достаточен импульс, переданный ударом. Своего, внутреннего импульса, у него нет. Это механическое отражение. Но вот если вы занесете ногу, чтобы пнуть камень, а он вдруг увернется от вас и помчится прочь сам, то тут или вы сошли с ума, или камень обрел способность АКТИВНО отреагировать на воздействие внешней среды, причем еще ДО того, как это воздействие состоялось. То есть оказался наделенным психикой. Поэтому мы говорим о том, что растения не обладают психикой (хотя и являются живыми существами), а насекомые — да, обладают.

Основная задача живых существ — максимальная адаптация к окружающей среде, для чего и нужна способность отражать реальный мир, реагировать на его воздействия. А эта способность  зависит от уровня развития нервной системы. Чем более развита нервная система у живого существа, тем разнообразнее его способы адаптации к внешнему миру, тем быстрее и эффективнее оно находит новые и т. п. И эта закономерность очень четкая, указывающая на то, что психика и физиология взаимосвязаны, а если точнее — две стороны одного и того же процесса адаптации живых организмов к внешней среде. Повреждение нервной системы неизбежно приводит к повреждению способности отражать реальный мир (напр., травма головного мозга).

Соответственно, психология как наука может быть разделена, во-первых, на фундаментальную (академическую) и прикладную (практическую). Прикладную оставим пока в стороне. Перед ученым, изучающим психику, встает принципиальный вопрос — что именно изучать и как  изучать (т. е. вопрос методологии). На вопрос «что именно изучать» можно ответить, что психическое отражение имеет по меньшей мере три составляющие:
а) Психофизиологическую составляющую — процессы в нервной системе и все, что с ними связано (а это и восприятие, и память, и мышление, и эмоции...)
б) Поведенческую составляющую — то, как непосредственно организм (человек) взаимодействует с внешним миром.
в) Феноменологическую составляющую — то, как в сознании человека переживается происходящее с ним.

Например, вы влюблены. Физиология — это мощный выброс конкретных гормонов, их сочетания и колебания, реакции организма (сердцебиение, покраснение кожных покровов и т.п.). Поведение — как вы внешне проявляете свою любовь. Феноменология — что вы непосредственно чувствуете, как описываете то, что с вами происходит (говоря сухим языком науки, как физиологические процессы ощущаются нами).

Все три составляющие на самом деле являются единством, деление это условно — для удобства изучения. Изменения в одной из составляющих влекут за собой изменения и в двух остальных.

Теперь следует вопрос: как это изучать, чтобы соблюсти один из базовых принципов науки — объективность? Практически все методы в психологии можно объединить в две группы:

а) Эмпирические (от «опыт») — основаны на сборе и интерпретации фактов. Необходима строгая и точная фиксация фактов. В обязательном порядке здесь используются методы математической статистики, позволяющие работать с большим массивом данных и находить не умозрительные, а объективные закономерности (напр., корреляции).

б) Экспериментальные — основаны на моделировании ситуаций взаимодействия организма и среды, в которых бы проявлялись те или иные закономерные психические реакции. Если в одной и той же моделируемой психологом-экспериментатором ситуации разные люди (различающиеся по полу, возрасту, образованию и т. п.) выдают одну и ту же реакцию, то мы можем говорить о проявлении некой общей психической закономерности. Если реакции разные, то нужно смотреть, чем обусловлено это различие. Пожалуй, наиболее известны эксперименты в социальной психологии, изучающей поведение человека в обществе — знаменитые исследования С.Милгрэма («электрический ток»), Ф.Зимбардо («тюремный эксперимент») и др. (можно почитать здесь). Главное требование к эксперименту - его воспроизводимость другим исследователем (в идентичных условиях, разумеется).

Наиболее объективными являются данные, полученные при исследовании физиологической составляющей — все фиксируется и измеряется (нейропсихология и другие смежные дисциплины). Достаточно объективно измерение поведения человека (экспериментальная психология и др.). Камнем преткновения является феноменологический уровень. С одной стороны, исследования эффекта плацебо показали влияние представлений и переживаний человека на состояние его организма. С другой — эксперименты в области психологии восприятия показали, что человек практически не способен к объективным описаниям своих психических процессов, всегда в них будет присутствовать изрядная доля или просто субъективности, или вовсе ложная информация. Но это при том, что немалая часть практической психологии и психотерапии идет на феноменологическом уровне. По сути, значительная (но не вся) часть современной психотерапии и практической психологии ближе к философии и искусству, чем к строго объективной научной психологии. Это, кстати, не является доводом против психотерапии. Это означает только то, что результат психотерапии чаще зависит не от теории, на которую опирается психотерапевт или психолог, а от того, как взаимодействует он с клиентом, от его личных качеств.

Ситуация усложняется отсутствием в академической психологии сколь-либо целостной и общепринятой концепции психики. Есть огромный, и с каждым годом все увеличивающийся вал эмпирических и экспериментальных данных, не нашедший пока еще своего Ньютона или Дарвина, который  дал бы их стройную интерпретацию. Поэтому прикладная психология и немедикаментозная психотерапия опираются на частные теории (нередко имеющие тоже только частные подтверждения), и имеют ряд ограничений в эффективности. Еще один аспект, ограничивающий возможности психотерапии — необходимое условие личных усилий клиента/пациента (что в классической медицине желательно, но необязательно — антибиотик справится сам), т. е. активизация все того же субъективного феноменологического уровня.

Таким образом, современная психология — динамично развивающаяся молодая наука, переживающая этап борьбы разных крупных теорий психики. Ряд результатов, полученных учеными-психологами, уже имеет существенное прикладное значение, но пока, в отсутствии единой теории психики и сознания, они имеют частный, а не всеобщий характер. Что не отменяет научного статуса психологии.Не отменяет его и наличие большого числа теоретиков, придумывающих красивые теории, но при этом совершенно не заморачивающихся их эмпирической и экспериментальной проверкой. Кстати, именно такие люди любят говорить про великие открытия.

И не нужно путать психологов-ученых и психологов-практиков, и не нужно смешивать вопрос качества подготовки специалистов и «качества» науки. А о поп-психологии, представленной в тысячах книжек про то, как надо правильно думать, речи вообще не идет.

Что почитать (из популярного, но научного):
1. К.Фрит. Мозг и душа.
2. О.Сакс. Человек, который принял жену за шляпу.
3. О.Сакс. Антрополог на Марсе.
4. Э.Кандель. В поисках памяти.
5. Д.Лерер. Как мы принимаем решения.
6. Д.Смит. Псевдонаука и паранормальные явления.
7. Н.Дойдж. Пластичность мозга.
8. У.Диксон. 20 великих открытий в детской психологии
9. Р.Хок. 40 исследований, которые потрясли психологию
10. Дж.Роллс. Классические случаи в психологии
11. А.Марков. Эволюция человека (в 2-х томах, особенно том 2.)
12. К. Прайор. Не рычите на собаку.
13. В.Аллахвердов. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания.

Можно ли психологию считать наукой или каждый должен разбираться в людях?

психологию - Считать наукой - нельзя !!!потому что :<br><br>Психология - наука, изучающая психику человека. В переводе с греческого психология означает “наука о душе”. Так как человеческую душу постигнуть до конца никто не смог, то психология ставит перед собой цель изучать наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также интересы и способности человека, его темперамент и характер. Каковы законы памяти, воображения, мышления? Как развиваются способности и формируется характер человека? Вот вопросы, которыми занимается психология. <br> Практикующий психолог - Подхватилин Н.В.<br>

психология не наука..Все люди разные .Как могут быть одинаковые рецепты для всех ? Это же не насморк

Психология: вы упали, разодрали коленки, вам дико больно, давайте поговорим об этом! 🙂

Психология это псевдонаука, у каждого психолога своя теория, а психоанализ Фрейда вообще высосан из пальца и его теория плод его фантазии. Психологические тесты тоже хуйня полнейшая, оссобенно типа цветвого теста Люшера. Если человек способен думать он без всякой психологии разберется в других людях.

это конечно наука, потому что занимается изучением своего предмета, но не точная. а разбираться в людях всем полезно, но никто не должен, это не обязанность.

Искусство владения психологией человека-это от Бога. Можно этому учиться,но результат подобен 10-летней учёбе игры на пианино с полным отсутствием слуха.

Психология это наука. Психолог вроде парфюмера. Все же чувствуют запахи и ароматы, в разной конечно степени, но все. А парфюмер все смешивает и во всем разбирается. Только не стоит ассоциировать психолога с "докторами Курпатовыми", который по письму выносит диагноз.

Здесь нет альтернативы. Разбираться в людях для всех полезно и многим необходимо, но не это (не только это) составляет предмет психологии. Психология как наука занимается общими законами поведения, а на практике мы обычно пользуемся интуицией и здравым смыслом, не делая больших обобщений.<br>Все учат в школе математику, но с настоящей математикой как наукой можно познакомиться только в вузе, и то не всяком: так и здесь.

психология - наука однозначно; вот только на практике не встречала ни одного стоящего психолога.. . Однажды ради любопытства была на одном ознакомительном семинаре в психологическом центре, где набирали в психологи девочек сразу после институтов.. Мне без специализированного образования особенно было интересно наблюдать за ними: еще бы все, во что они верили, тут было поднято на смех... Они сидели по углам как мышки в шоковом состоянии, а я откровенно стебалась над этим самым всезнающим психологом (он правда этого так и не понял) , который вел семинар. . Лекция его сводилась к следующему: забудьте все чему вас учили! Спуститесь на землю и слушайте меня! я с первого взгляда на женщину могу определить ее запросы, что одной достаточно купить бутылку пива, чтобы ее трахнуть, а другой - дорогущий букет, чтобы тока появилась возможность сводить ее в театр... Забудьте ваши теории - это жизнь! И в таком духе с большой пошлостью и цинизмом.. По-моему, я там одна веселилась от души.. Но этот поход отбил у меня желание работать психологом думаю навсегда.. а заодно и посещать их

Есть психология как наука, то бишь теория, есть практическая психология. . второе очень интересно

не то чтобы должен,а вот жеательно бы, но если бы так было стало бы скучно , все предсказуемо

Что делает психологию наукой?

В сети я часто сталкиваюсь с мнением о том, что психология – это не наука. Несмотря на то, что это мнение высказывают преимущественно люди, слабо разбирающиеся не только в психологии, но и вообще в методологии науки, я считаю нужным уделить отдельное внимание максимально простому ответу на вопрос о том, что же делает психологию наукой.

Вообще прежде чем говорить о научности психологии в целом необходимо сделать следующие замечания. Несмотря на то, что психология – это наука, внутри нее вполне может процветать (а в нашей стране и на самом деле процветает) лженаука в виде, например, научного мошенничества (фальсификация данных исследования, их подтасовка), заблуждений, обусловленных конъюнктурой, преклонением перед авторитетами, возможны и ненаучные (ошибочные) выводы, порожденные низкой научной грамотностью отдельных исследователей и пр. Да и вообще в отсутствие внешнего контроля и внутренних принципов люди склонны идти по пути наименьшего сопротивления. В психологии такой путь - это высасывать теории из пальца, брать факты из головы, а не проводить трудоемкие исследования, полностью соответствующие современным научным стандартам.

Итак, что же делает психологию наукой?

Точность используемых понятий. Психология оперирует в целом более точными понятиями, чем другие гуманитарные науки, в частности, филология. Например, если на уроке литературы Вы скажете, что Онегин был умным человеком, Вас не попросят уточнить, что Вы подразумеваете под умом. Если же на защите диссертации по психологии Вы заявите, что в Вашем исследовании сравнивались высокоинтеллектуальные субъекты с субъектами менее интеллектуальными, то Вас попросят детально объяснить, что Вы понимаете под интеллектом, интеллектуальностью, как Вы разделяли людей по уровню интеллектуальности, как измеряли их интеллект.

Точность измерительных процедур. Соответственно точные понятия не возможны без точных измерительных процедур, которые позволяют объективно фиксировать явления, обозначаемые научными понятиями, и делать выводы о степени выраженности этих явлений. Даже если явление, обозначаемое точным научным понятием, нельзя измерить, само это понятие должно быть операциональным, иметь операциональное определение.

Возвращаясь к нашему предыдущему примеру, говорить об интеллекте в своем исследовании психолог-исследователь может только в том случае, если точно определил это понятие, описал набор операций, исполнение которых позволяет увидеть, что перед нами интеллект.

Вообще в психологии есть много средств и способов измерения, в этой науке есть даже особая отрасль – психометрия, в рамках которой исследуются приемы и способы измерения психических явлений. Примерами психологических измерительных инструментов являются, в частности, психофизические приборы, психофизиологическая аппаратура (например, широко известный полиграф), стандартизированные опросники.

Замечу также, что если исследование строится на точных понятиях, у которых есть операциональные определения, и в исследовании применяются точные измерения, то оно не менее научно, чем исследование психофизиологическое или какое-то еще, имеющее дело, условно говоря, с биологическим субстратом.

Обязательность эмпирической проверки гипотез. Литературный критик может позволить себе написать примерно следующее: "избалованность Онегина лишила его веры в искренность человеческих чувств, обесценило их в его глазах". При этом ученый-психолог не может просто написать: "избалованность человека лишает его веры в искренность чувств". Психолог-исследователь должен, во-первых, сформулировать операциональные определения понятий "избалованность", "вера в искренность чувств", а затем провести эмпирическую проверку того, что первое, действительно, порождает второе. И если проверка подтвердила эту гипотезу, то только в этом случае вывод психолога стоит воспринимать всерьез. Но даже при успешном эмпирическом подтверждении гипотезы в научном сообществе возможна дискуссия на предмет валидности проведенной проверки, экстраполируемости ее результатов на ситуации реальной жизни, методологической состоятельности проведенного исследования и т.д.

Методы эмпирической проверки. Под этими методами понимаются научные методы исследования. Использование этих методов, позволяет выявлять различные связи между явлениями, например, связи корреляционные и причинно-следственные. В нашем примере с избалованностью и верой в искренность чувств для проверки гипотезы о том, что первое снижает второе, можно было провести как корреляционное исследование, так и эксперимент. При этом корреляционное исследование в случае подтверждения гипотезы дало бы лишь косвенное подтверждение, поскольку корреляция – это не причинно-следственная связь, а просто связь, которая может быть обусловлена внешним фактором или группой факторов.

Корреляционное исследование выглядело бы следующим образом. В группе людей размером не менее 300 человек нужно было бы измерить показатель избалованности и показатель веры в человеческие чувства. Эти показатели измерялись бы специально созданными и стандартизированными опросниками. Уместно привести условные примеры вопросов из каждого опросника.

Вопросы на избалованность:

«Я скорее попрошу супруга/родственника налить себе чаю, чем сам встану из-за стола»;

«Чтобы быть по-настоящему эффективным, человек должен хорошо высыпаться».

Вопросы на веру в человеческие чувства:

«Люди более склонны притворяться, чем выражать искренние чувства»;

«Лучше, не доверяя людям, не получить выгоды, чем, доверяя людям, понести убытки».

Замечу, кстати, что процедура создания стандартизированных опросников сложна и трудоемка, и поэтому мы не рассматриваем ее подробно. Подчеркну лишь, что придумать хитрые вопросы – это не полдела, а лишь сотая доля дела, если можно так выразиться…

После выявления показателей избалованности и веры в искренность чувств, будет необходимо подсчитать коэффициент корреляции между этими показателями. Если в итоге получится высокая отрицательная корреляция (чем больше первый показатель, тем меньше второй показатель), то гипотеза будет доказанной, но с оговорками, высказанными выше.

Более ценные данные можно было бы получить в эксперименте, который, напомним, позволил бы выявить именно причинно-следственную связь между избалованностью (причина) и неверием в искренность человеческих чувств (следствие). В таком эксперименте сравнивались бы поведенческие параметры избалованных людей и поведенческие параметры людей неизбалованных. Естественно, исследователя интересовало бы поведение, связанное с верой в искренность человеческих чувств.

Например, каждому участнику давалось бы задание на принятие решения, зависящего от веры в искренность чувств, в частности, это могла бы быть одноходовая игра, построенная по схеме дилеммы заключенного: каждый участник эксперимента играет в дилемму с подставным лицом, которое демонстрирует искренние чувства, говорящие о его твердом желании не признаваться; если испытуемый доверяется подставному лицу и принимает его условия (не признаваться), то можно считать, что он верит в искренность чувств, если не принимает, то не верит.

В этом случае значимые различия между показателями поведения группы избалованных и группы неизбалованных (избалованные соглашаются на условия человека, продемонстрировавшего искрение чувства, значимо реже, чем неизбалованные) являлось бы подтверждением гипотезы.

Еще более интересным в научном плане был бы эксперимент, в котором избалованность создавалась бы прямо в ходе эксперимента. Однако в этом случае возник бы вопрос о том, равнозначно ли воздействие на веру в искренность чувств лабораторной, ситуативной, краткосрочной избалованности воздействию избалованности естественной, долгосрочной.

Конечно, я описал эксперимент условно, это скорее иллюстрация, чем реальная схема исследования.

Таким образом, очевидно, что эксперимент в целом сложнее спланировать и провести, чем корреляционное исследование. Но это вполне закономерная ситуация, учитывая, что эксперимент – метод более эвристически ценный.И нельзя не подчеркнуть, что современная психология – это, прежде всего, экспериментальная наука.

Методы анализа полученных эмпирически данных. В науке в отличие от лженауки данные анализируются не на глазок, а с помощью сложного математико-статистического аппарата. Упомянутые выше коэффициент корреляции и значимость различий – как раз относятся к этому аппарату. Современная психология переплетена с математикой очень тесно, а с постоянным совершенствованием компьютерных средств математико-статистической обработки данных эта связь будет, как говориться, только расти и крепнуть. Вообще следует заметить, что существует два типа закономерностей. Закономерности динамические, которые изучаются физикой, химией, биологией, и закономерности статистические. И психологической наукой выявляются как раз статистические закономерности. Соответственно математико-статистический аппарат современной психологии очень развит. К сожалению, формат данной статьи не предполагает подробное описание математической стороны психологии.

Конечно, современный образованный человек должен понимать, что делает психологию наукой, и, я надеюсь, данная статья помогла в формировании этого понимания. Вдобавок перед современным образованным человеком может встать задача определения того, насколько научным является то или иное психологическое исследование. Поэтому ниже мы поговорим обосновных критериях, позволяющих однозначно сказать, что психологическое исследование научно.

Итак, если Вы читаете статью или какой-то иной текст, в котором описывается психологическое исследование, то для определения того, насколько это исследование научно нужно проверить следующие моменты.

1. В первую очередь следует обратить внимание на понятийный аппарат исследования. На каких понятиях оно строится? Насколько точны эти понятия? Даны ли ключевым понятиям исследования операциональные определения?

2. Сформулированы ли в исследовании гипотезы, которые можно проверить? Осуществлена ли в исследовании эта проверка или же гипотезы просто сформулированы и все?Какими методами проводилась верификация гипотезы?

Проводилось ли корреляционное исследование? Или проводился эксперимент?

3. Насколько точно проводились измерения? Насколько точно были выявлены показатели, которые сопоставлялись в корреляционном исследовании? Насколько адекватен целям и задачам исследования проведенный эксперимент?

4. Насколько адекватен задачам исследования использованный математико-статистический аппарат? Репрезентативна ли выборка? На каком уровне значимости находятся подсчитанные статистические показатели?

Эти критерии нельзя считать панацеей, поэтому, анализируя каждое исследование, необходимо не слепо доверять им, а мыслить критически.

Безусловно, современный обыватель сталкивается не столько с научными статьями и монографиями, сколько с различными текстами, так сказать, популярного характера, в которых приводятся ссылки на эти статьи и монографии. Если ссылок не приводится, то считать текст научным нельзя, тут все просто. Но наличие ссылок само по себе, конечно, не гарантирует того, что читателю под видом научных данных не предлагают субъективные выводы и заманчивые фантазии. Поэтому я рекомендую стараться хотя бы бегло знакомиться с источниками, на которые ссылаются авторы текстов психологической тематики и, опять-таки, мыслить критически, не поддаваться когнитивной лености.

ЛИТЕРАТУРА

1. 40 исследований, которые потрясли психологию / Роджер Р. Хок. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. — 509 с.

2. Ануфриев А.Ф. Научное исследование: Курсовые, дипломные и диссертационные работы. — М.: Ось-89, 2002. — 112 с.

3. Экспериментальная психология: планирование, проведение, анализ 75 уникальных экспериментов / Роберт Солсо, Кимберли Маклиню — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 480 с.

Источник

Психология -- это не наука.

? LiveJournal
  • Find more
    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • Help
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

Психология – наука или нет?

Психология – наука или нет?

Споры о том, является ли психология наукой или нет, не утихают уже многие десятилетия. Сторонники обеих версий приводят множество доводов и доказательств, но каков же правильный ответ на этот вопрос? Некоторые люди вообще утверждают, что ее место между наукой и паранаукой.

Среди сторонников той версии, что психология является наукой, часто нет согласия в том, к какой именно области наук ее можно отнести. А если добавить к этому расхожее мнение о том, что «психологи несут всякую чушь», то на выходе и получается, что многие люди не считают психологию наукой вообще. Но насколько правдиво такое суждение?

Наука - психология

В качестве основных составляющих, описывающих психологию, как науку можно привести следующие:

  • предметом изучения психологии являются психические процессы, состояния и свойства личности. Этот предмет можно разделить на три составляющие: физиология (процессы нервной системы), поведение (взаимодействие человеческого организма с внешним миром) и феноменология (переживание человеком того, что с ним происходит).

  • методами психологии являются эмпирические (сбор фактов и их интерпретация) и экспериментальные (моделирование ситуаций).

  • к отраслям психологии относятся: возрастная психология, дифференциальная психология, педагогическая психология, психология управления, социальная психология и некоторые другие.

  • сама по себе психология делится академическую (фундаментальную) и практическую (прикладную).

Таким образом, получается, что психология все же является наукой – молодой и динамично развивающейся, но все же именно наукой со своими учеными и академиками, написанными дипломами и диссертациями.

Печальное же мнение о том, что «никакая психология не наука», появляется из-за неудачного контакта с конкретными практикующими психологами, которые, вполне может быть, оказались не лучшими представителями данной науки.

Но ведь это не означает, что все психологи плохи, и что психология – не наука? Надо всего лишь сделать вывод, что к выбору психолога нужно отнестись со всей ответственностью – ведь только грамотный и хорошо обученный психолог или психотерапевт способен оказать реальную помощь в решении возникшей проблемы. Поэтому отправляться на прием к «врачу» по первому попавшемуся на глаза объявлению в газете все таки не следует – лучше выбрать хороший центр с ответственными специалистами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

*