Самооценка личности в психологии: Самооценка личности — уровни, формирование, изучение, исследование – понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки

Содержание

Самоценность личности - что это такое, как её повысить

Самоценность – это целостное состояние личности, включающее в себя как эмоциональные переживания, так и уровень отношения к себе и окружающим и строящееся на гармонии, цельности собственного образа, полном принятии себя и своих разнообразных проявлений. Внутренняя самоценность, несмотря на созвучность, не является тождественным самооценке понятием, поскольку является базовым ощущением, изменить которое сложно. Если оценка себя, как личности или как одной из проявляемых моделей может зависеть от сказанного слова, мнения других, сравнения своей внешности или здоровья с какими-то показателями, то самоценность никак не зависит от любых внешних факторов.

Принцип самоценности личности закладывается на ранних этапах развития путём интериоризации поведенческих паттернов ближайшего социального окружения, где пропагандируется принятие человека таким, каков есть, но и предоставление подобной свободы существовать в индивидуальном концепте всем окружающим людям.

Система образования и социализации современного общества диктует совершенно иные парадигмы восприятия действительности и постоянно требует от личности становиться кем-то. Так складывается внутренняя уверенность, что чтобы быть или быть принятым необходимо стать кем-то другим, т.е. принятие себя уже в существующем виде невозможно. Люди меняют свои тела в сторону, диктуемую модой и журналами, выбирают сферы деятельности не по собственным возможностям и задаткам, а по желанию родителей или престижности, даже высказываемое мнение или любимый сорт чая навязываются. Механизм подгона всех под одинаковые стандарты удобен для манипуляции сознанием, но полностью уничтожает самопринятие, самоценность и возможность реализовывать внутренний истинный потенциал.

Признание самоценности личности

Пытаясь понять, что такое самоценность личности выясняется, что это не просто ласковое и приятное принятие, а базовая категория, без которой невозможно здоровое существование психики. Чем меньше данного проявления у человека, тем больше у него неврозов в попытках сделать из себя что-то другое, больше тенденций к развитию психических заболеваний и соматических отклонений. Неспособность полюбить свою сущность в её первозданном виде может приводить к латентному суицидальному поведению, а как следствие этого начинается антисоциальное поведение. В итоге социальные механизмы, пытающиеся стабилизировать социум установкой рамок, только ещё больше расшатывают его устои данными ограничениями.

Самоценность жизни была признана автоматически после нескольких войн и тотальных смертей, потрясших всё человечество. Чем больше люди сталкивались с массовыми убийствами и смотрели на последствия, тем больше понимали, что никакие изменения не стоят человеческой жизни. Именно она была признана, как главная и нерушимая ценность, каким бы источниками в регулировании правовых или духовных аспектов не руководствовались и какие бы институты не ставили под вопрос данный момент.

Во всех религиозных конфессиях, во всех законодательных актах первое и самое неприкосновенное – это человеческая жизнь. Такое понимание общечеловеческое, но не уделяется достаточного принятия тому, кто как эту жизнь реализует, как предстает в этом мире. Получается, что ценность жизни есть, а ценность личности, её самобытности и природности нет.

Самоценность личности сейчас требует такого же однозначного признания, как самоценность жизни. Это неотъемлемое право каждого существовать и существовать, так как он может. Как ценность жизни априори регулируется высшими законами, так и её личностные и характерологические особенности должны быть в первозданном виде.

Самоценность – это то, что стоит не только пассивно принимать, но требуется и активно отстаивать. Например, нельзя путать данное понятие с эгоизмом, потому что эгоистичность проявлений всегда упирается в требования от другого, показывать определённую внутреннюю недостаточность, в то время как самоценность наполнена и гармонична. В сущности, после принятия самоценности собственной и окружающих, если бы это было в рамках утопичной концепции и произошло со всеми и одновременно, то войны и претензии на земле прекратились бы. Рухнула бы целая экономическая система по переделыванию людей, зато наступило ощущение гармоничности и в каждом уголке люди смогли бы чувствовать себя в такой же защищённости, как дома, где все родные и наполняют только любовью.

Признание самоценности на юридическом уровне позволит создавать общество, основанное на честном и открытом взаимодействии. Вокруг одной личности с чётко признанной своей ценностью складываются не только гармоничные и глубокие личные отношения, но также высокий уровень профессионализма и осознанности в жизненном подходе. Это даёт множественные внутренние опоры, даже когда человек готов сдаться. Так, когда личность с низкой самоценностью пытается решить какой-то вопрос она может пренебрегать важными моментами, точно также как обычно пренебрегает собой, личность же гармоничная, ценящая и окружающих и свои проявления не будет искать тупое решение ситуаций, а будет предлагать оптимальные, гармоничные пути для всех.

Как повысить самоценность

Путь к гармонизации и повышению самоценности лежит через развитие способности распознавать собственные желания, причём касающиеся даже самых простых моментов.

Начинать можно с ответов на простые вопросы, присутствующие даже в школьных анкетах, единственное, что необходимо отвечать искренне, а не выбирать те варианты, которые наиболее модные и предпочтительные – вопрос идет о самопознании.

Каждый раз, прежде чем что-то съесть прислушивайтесь – это голод или психологическая потребность заглушить эмоции, а если голод, то каких именно продуктов или веществ хочется. Тот, кто уважает себя, заботится о своем теле, не будет заталкивать в него вредные продукты или кормить тогда, когда нет природной потребности в пище.

Пересмотрите свой досуг – фильмы и музыка должны быть такими, от которых повышается настроение или появляется вдохновение. Это могут быть те творческие моменты, не доступные большинству или даже критикуемые, они могут устареть или не транслироваться в массы, но если только такие композиции находят отклик в душе, то они и должны звучать. Это уважение своих вкусов, приводящее к наполнению энергией. Дальше, отталкиваясь от такого пересмотра можно выбирать события и занятия, приносящие удовольствие. Пусть пропагандируется отпуск на сноубордах, но если лично вы предпочитаете чай в кресле, то стоит выбирать это. Такая позиция наиболее ярко поддерживает самоценность, показывая, что ваше мнение, ваш комфорт и ваши вкусы имеют право на существование и, не будучи навязываемыми окружающимм будут присутствовать в вашей жизни.

Потом можно начинать прорабатывать негативные ситуации, т.е. мало просто понять, чего вы хотите, чтобы поддерживать собственную самоценность необходимо понимать, на что вы точно не согласны и уметь отказывать. Если постоянно соглашаться на предложения окружающих, выискивая моменты для удовлетворения собственных потребностей, то это больше похоже на социальную услужливость, где нет места собственной ценности, зато полноценно цветёт социальная желательность.

Трансформировать своё мировоззрение можно не только ментально и сознательный анализ ситуаций, но также и через тело. Так, когда вы ощущаете, что испытываете неприятные эмоции, стоит полностью отключить анализ и прислушаться к физическим ощущениям – где появляется в теле напряжение, где тревога, что хочется сделать, чтобы минимизировать такое состояние. Хорошо помогает если в любой негативной ситуации максимально обеспечить контакт стоп с землёй, выровнять дыхание и на минуту отключиться от реальности. Чем чаще будете практиковать подобное, тем быстрее выработается автоматизм саморегуляции и успокоения, исходя из комфортного состояния которого, можно понять туда ли вы идёте, этого ли хотите.

Учитесь прощать себя за совершённые проступки, а особенно за те, где вина вам навязана извне. Это лёгко отличить по переживанию удовольствия, сменяющееся негативными эмоциями потом, когда другие узнали о какой-то ситуации, и вы услышали, что поведение недопустимо, наткнулись на критику, и тогда появилось чувство, что неудобно и виновато за содеянное.

Навязанную вину необходимо прорабатывать с тем, кто её вменяет, там, где вы занимаетесь самобичеванием, необходимо прощать себя. Некоторым достаточно повторять текст о том, что они себя прощают, другим понадобятся годы психотерапии, чтобы перестать стыдиться своих природных проявлений. В любом случае избавлению от токсического стыда и вины – необходимый этап в развитии самоценности и его стоит пройти, будь он сформирован в недавнем прошлом или в самом детстве.

Упражнения на развитие самоценности

Для тех, кто хочет справиться своими силами или не может посетить психотерапевта, есть ряд действенных упражнений по развитию самоценности. Начинать можно с письменной практики прощения, где на отдельном листе стоит написать от десяти пунктов, за что вы себя прощаете. Чем больше разных вещей будет перечислено, тем лучше, можно войти в раж и дойти до сотни, перечисляя даже проспанный будильник. На первых этапах будет сложно такое делать, если стоят сильные защиты или присутствует компенсаторное поведение. Вычислить такое довольно просто – вы начнёте говорить о том, что ничего себе прощать не собираетесь, потому что не совершали ничего плохого.

Тогда можно попробовать пойти в обход и описывать собственные хорошие качества (или то, что вы считаете достоинствами) – это шаг к замечанию своих хороших сторон, принятию индивидуальности. Данный список лучше продолжать до бесконечности, всё больше вглядываясь в детали своей личности и внешности. Трансформационный эффект данной практики – на очередном десятке перечислений вы заговорите о том, то вам нравятся ваши кучеряшки, хотя всю жизнь до этого вы пытались их выпрямить. Такие списки лучше писать через день в течение пары месяцев – необходимо сформировать привычку прощать себе всякие неудачи и замечать прекрасные моменты.

Далее идёт усложнение заданий и помимо того, что перечислить то, что нравится необходимо за что-то себя хвалить.

Мы каждый день совершаем различные поступки, они могут приносить пользу лично нам или другим людям, окружающему пространству или животным, в конце концов, отсутствие вреда для некоторых также является причиной, чтобы себя хвалить. Привыкайте к похвалам от других, тренируйтесь принимать комплименты без смущения, а если не верите в искренность, то не начинайте сразу отметать то, что говорят, а возьмите паузу, и потом вечером обдумайте сказанное, найдите подтверждение словам.

Обеспечивайте себе пространство, где вы можете заниматься только тем, что нравится вам. Можете договориться с семьёй, что определённый отрезок времени они не заходят к вам в комнату и никак не комментируют происходящее. Можете вести блог на тему, которую крайне осуждает ваш супруг, можете есть то, что порицают ваши зацикленные на диетах подруги или писать диссертацию. Всё, что приносит вашей душе ощущение, что она существует, что даёт полноценное проживание текущего момента – это те, даже бессмысленные занятия, которые просто необходимо выполнять.

Реструктуризируйте свою жизнь – уходите с работы, где чувствуете прессинг и выгорание, избавьтесь от вещей, которые вам некомфортно носить, исключите общение с людьми, оскорбляющими и унижающими вас. Даже если все будут говорить об обратном, а тот, кто делает вам больно, будет всё объяснять отсутствием у вас же чувства юмора или говорить, что вы не так поняли его агрессивный месседж – уходите, ведь ваша задача сохранить свою самоценность, а не прогнуться под мировосприятие других.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

что это, определение в психологии, виды, характеристика, методики диагностики

Расстройство личности

В процессе личностного роста и реализации собственных планов на жизнь каждый человек обращается к своей самооценке, которая представляет собой психологические особенности каждой личности в отдельности. Ее наличие, вид и характеристика отчасти представляют психотип человека. Изменение самооценки очень трудный процесс, требующий комплексной и глубокой работы с личностью. На фоне недостаточного и некомпетентного лечения истинная сущность человека будет прорываться "наружу" в ходе взаимодействия с общественностью. Каждый индивид должен понимать, какие эмоции он на самом деле испытывает по отношению к себе.

1

Самооценка: что это?

Самооценка - это возможность оценить свои интеллектуальные и физические возможности, видеть себя со стороны и давать оценку собственным действиям и поступкам. Она позволяет человеку формировать мнение о своих способностях и принимать решение в отношении какого-либо поступка. Самооценка входит в состав ядра личности и регулирует поведение индивида. Оказывает непосредственное влияние на эффективность деятельности и способствует развитию иных качеств человека. От уровня самооценки зависит степень трудности поставленных к выполнению задач. Несоответствие ожидаемого результата с фактическим приводит человека к эмоциональному дискомфорту. Возникают такие эмоции, как агрессия, разочарование, подавленность и тревожность. От уровня самооценки зависит способность воспринимать новую информацию, интеллектуально развиваться и взаимодействовать с окружающим миром.

Понятие самооценки включает в себя две основные функции для личности - регуляторную и защитную. На основе первой происходит решение поставленных задач и оценка собственных способностей, вторая обеспечивает личностную независимость и стабильность. У развитого индивида она отображает целостное приятие и неприятие себя. Самооценка имеет определенные критерии формирования:

  • Собственный образ. Создается путем сравнения своего внутреннего "Я" с идеалом, к которому стремится личность. Несоответствие этих представлений определяет зону роста и развития. Помогает человеку отказаться от негативных черт характера и нарастить положительные. Является вспомогательным элементом в социальной адаптации.
  • Математическая величина. Этот критерий показывает разницу между желаниями и потребностями и реальными возможностями личности. Различие в показателях характеризует несостоятельность личности и переоценку собственных возможностей.
  • Интериоризация. Представляет собой переход от внешних факторов на личные качества. Каждый индивид оценивает себя не только с внутренней точки зрения, но и в зависимости от отношения окружающих. Этот критерий отображает степень зависимости от мнения социума и показывает восприимчивость к нему.
  • Результативность. Внутри своего сознания личность дает оценку каждому полученному результату по отношению к первоначально поставленной цели. Чем больше разница ожидаемого и действительного, тем выше степень отклонения от адекватного восприятия себя и своих возможностей.
  • Равнение на идеал. В качестве идеала или авторитета воспринимаются другие личности, которые имеют более высокий социальный статус, степень влияния на окружающих и являются важными в жизни индивида. В процессе жизнедеятельности происходит постоянное сравнение собственного "Я" с их возможностями и достижениями.
Психология маргинального поведения и его характеристики

Психология маргинального поведения и его характеристики

1.1

Возрастные особенности

Основные характеристики гармоничной самооценки формируются в детском возрасте и закладываются в процессе воспитания. На них влияет уровень оценки родителями совершенных действий и комфортный микроклимат внутри семьи. Формирование качеств характера происходит в момент становления личности.

Основной пик развития самосознания приходится на подростковый и юношеский периоды. До этого момента закладываются основы восприятия себя по отношению к окружающему миру и положению в обществе. У дошкольников на основании взаимоотношений в семье формируется предрасположенность к развитию личностных качеств. Первые тесты на социальную адаптацию и заложенные черты характера проводятся в возрасте 6 лет. Когда ребенок поступает учиться в первый класс, с ним работает детский психолог, который определяет зону дальнейшего роста и развития личностных качеств.

В начальной школе ответственность частично перекладывается на педагога, но ключевую позицию в формировании адекватной самооценки у младших школьников по-прежнему занимают родители. Они являются более авторитетными для ребенка и больше времени проводят рядом с ним. У учащихся старших классов в обязательную программу образования вводятся такие предметы, как психология и социология. Они помогают в процессе стабилизации и облегчают глубокий процесс самосознания.

Критическим периодом развития самосознания считается ранний юношеский возраст. Ввиду индивидуальных особенностей каждого ребенка, его возрастные рамки колеблются от 10 до 15 лет. Окончательное становление личности по психологическим меркам должно наступить к 21 году. Период становления очень сложный и проходит несколько этапов формирования. Сначала подросток начинает изучать свой внутренний мир и познавать свои интересы, потом углубляется и рассматривает себя по отношению к внешнему миру. Это время самое нестабильное, любые влияния извне могут наложить свой отпечаток на образующийся тип личности. К окончанию формирования человек должен иметь представление о себе в рамках "Я-концепции".

Что такое пассивная агрессия и как с ней бороться?

Что такое пассивная агрессия и как с ней бороться?

2

Виды

В психологии каждый отдельный вид самооценки имеет четкое определение и присущие ему характеристики, которые отображают поведение личности. Все виды условно разделены на образующие их основания:

  • Приближенность к реальности: адекватная, неадекватная самооценка.
  • Уровень: высокая, средняя и низкая.
  • Устойчивость: стабильная, плавающая.
  • Степень охвата: частная, общая, ситуативная.

Самооценка одного человека может включать в себя сразу несколько видов. Идеальной формулы сочетания не существует, каждый имеет свой непосредственный набор качеств, которые характеризуют индивида, как личность.

Делинквентное поведение: причины и пути решения проблемы

Делинквентное поведение: причины и пути решения проблемы

2.1

Характеристика видов

Адекватная и неадекватная самооценка отображает способность воспринимать себя и свои действия объективно или субъективно. Адекватная является оптимальной, потому что в таком случае соблюдается баланс между желаниями и возможностями. Такие люди с наибольшим успехом достигают поставленных перед собой целей, могут объективно оценить свою пользу для окружающих и выполняют поставленные задачи. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной. Независимо от этого, у личности проявляются нарушения в восприятии реальности, что влияет на ее способности и результативность. У таких людей деформированное восприятие личных качеств, проблемы с мотивацией и эмоционально-волевой сферой.

Проявлениями заниженной самооценки являются:

  • неуверенность в своих силах;
  • застенчивость, робость, нерешительность.

У завышенной противоположные проявления:

  • переоценка сил;
  • собственная идеализация;
  • высокомерие;
  • нежелание признавать поражения;
  • уверенность в своей правоте и отрицание критики.

Высокий уровень самооценки характеризует успешных людей, которые не боятся сложных задач, всегда готовы быть полезными для окружающих. На практике такие личности сильны духом, быстро поднимаются по карьерной лестнице. Это обусловлено высоким уровнем мотивирующих факторов.

Индивиды со средним уровнем отличаются своей стабильностью. Они не возлагают больших надежд на собственные результаты, не берутся за дела, в реализации которых они не уверены. Для достижения чего-то большего им не хватает рывка, но и ниже имеющегося они не опускаются.

Низкий уровень самооценки является уделом слабых и неуверенных в себе личностей. Отсутствие мотивации обычно спровоцировано предыдущими неудачами или страхом перед конкуренцией с более сильными соперниками.

Стабильная или плавающая самооценка характеризует этап формирования человека. В психологии ядро личности считается готовым уже в подростковом возрасте, когда заканчивается переходный период. Обладатели сильной жизненной позиции, удовлетворенные своими внутренними качествами и собой в целом, считаются стабильными. Люди с плавающей самооценкой подвержены постоянному самоконтролю и переоценке совершенных поступков. Рациональное восприятие собственных ошибок и их коррекция приводит к стабилизации.

Частная самооценка позволяет критиковать отдельные качества поведения человека.

Общая или глобальная - является проявлением значения индивида в обществе, отображает его ценности и эмоциональный спектр.

Ситуативные, они же оперативные, позволяют оценить конкретное действие или обстоятельство. У человека формируется мнение и отношение в целом к возникшей ситуации.

3

Методы определения

Методика Дембо-Рубинштейна позволяет определить три основные параметра личности: уровень, устойчивость и реалистичность. Суть метода заключается в распределении предложенных качеств по шкале значимости. Простой анализ расположения точек по полюсам и шкалам отображает лишь поверхностные критерии самооценки. Для более детального изучения индивида требуется интерпретация теста компетентным психологом. Он может попросить прокомментировать расположение метки и дать более детальный анализ.

Делинквентное поведение: причины и пути решения проблемы

Количественная методика определения самооценки проводится по Будасси. Так можно выявить ее адекватность и степень. Автор предлагает 48 прилагательных, характеризующих личность, которые необходимо выстроить по рангам значимости. Исследуемый должен указать к каждой характеристике численные показатели, отображающие реальное присутствие качества и желаемое, необходимое в идеальном представлении себя. Результат определяется с помощью ранговых корреляций.

Иллюстрация 2

Тест Каттелла является распространенным при трудоустройстве и других видах анкетирования. С помощью него можно выявить стабильность и адекватность личности. В ходе заполнения опросника открывается 16 основных факторов, которые являются определяющими в поведенческой и эмоциональной сферах человека.

Для определения самооценки школьников часто используется методика В. Щур под названием"Лесенка". Она имеет групповую и индивидуальную форму. В первом случае применяется в рамках учебного класса и показывает взаимоотношения между детьми и их собственное восприятие по отношению к коллективу. Во втором проводится индивидуально с каждым учеником, отображая степень нарушений развития личности. Ребенку предлагают разместить себя и других учеников класса на лестнице из семи ступеней, где на первой находятся прилежные и авторитетные дети, а на седьмой - противоположные им.

Картинка 3

В своей работе психологи используют и более сложные методики, например, по Айзенку, выполнение которых занимает много времени и требует специфической интерпретации результата, ориентированной на конкретную личность. Это необходимо для более точной диагностики нарушений и определения верной тактики по коррекции качеств характера, присущих человеку.

что это такое, ее виды и как формируется?

То, как личность относится к себе, «программирует» ее на дальнейшие свершения. Самовосприятие играет большую роль в жизни каждого, поэтому его не стоит упускать из вида. Базовые знания об этом не повредят никому, а, скорее всего, даже пойдут на пользу. Они помогут выделить проблемные моменты и, по возможности, скорректировать. В статье говорится о понятии самооценки, ее формировании, возможности изменения, выделяемых видах и уровнях.

Что такое самооценка?

Самооценка — это уровень принятия себя, умение критически анализировать собственные возможности. Она неразрывно связана с любовью к себе. Человек с кучей комплексов не сможет испытывать это чувство, пока не избавится от них. Самооценка влияет на то, насколько индивиду легко дается общение с другими, выполнять поставленные цели, развиваться. Те, у кого она занижена, испытывают во всех сферах серьезные трудности.

Проблема низкой самооценки в том, что ее обладатели отказываются меняться. Зачастую они уверены, что такое отношение к себе сохраняется на всю жизнь. Это ошибочное мнение, ведь на самовосприятие влияет множество факторов; оно не может быть одинаковым на протяжении жизни.

Пройти тест на самооценку

Как формируется самооценка?

Ее основы закладываются еще в детстве. После младенческого возраста ребенок начинает осознавать суть сравнений, в его системе понятий появляется самооценка. Родителям стоит быть осторожнее с высказываниями в адрес сына или дочери. Фразы вроде «Алина учится лучше по всем предметам» или «а вот Дима к своим четырнадцати уже второй язык учит» не мотивируют детей.

Скорее подобные выражения заставляют их ненавидеть и Алину, и Диму, а иногда и родителей, которые наносят удар по самооценке. Ребенок/подросток не должен думать, что ему нужно заслуживать любовь близких или пытаться перегнать ровесников в надуманной гонке. Ему необходимы в первую очередь поддержка и вера. Напротив, захваливание тоже не приводит к формированию адекватной оценки.

Взрослые, внушающие ребенку, что он самый талантливый, а остальные ему в подметки не годятся, оказывают медвежью услугу. Воспитанные на похвале, даже вышедшие из пубертатного периода, не способны к самокритике. Это мешает им развиваться, искоренять собственные недостатки. Некоторые из тех, кто в свое время получил «передозировку» комплиментов и лести, в зрелом возрасте становятся забитыми, нелюдимыми. Такая модель поведения – результат сочетания родительских действий и суровой реальности. Понимание того, что в собственной уникальности он не уникален, приводит человека к депрессии и другим психическим расстройствам.

Кроме этого, на самооценку влияет и ряд других факторов, среди которых окружение (одноклассники, однокурсники, коллеги по работе, родственники), материальное положение, образование. Многие комплексы родом еще из школы. Жертвы травли долго справляются со страхами, до конца жизни подвержены фобиям. Сильно бьет по самооценке сравнение собственного материального положения с доходами более успешных. Но оценка себя не статична; она меняется в течение жизни, уровень зависит в том числе от усилий ее обладателя.

Виды самооценки.

Существует три основных вида. Их названия используются не только в психологии, но и в быту. Нередко можно услышать фразы вроде «у него неадекватная самооценка». Классификация помогает разобраться в том, как личности оценивают себя, насколько их мнение приближено к объективности.

Адекватная самооценка – вид, характерный, к сожалению, для меньшинства людей. Его обладатели умеют здраво относиться к своим способностям, не отрицают недостатки, стараясь от них избавляться. Кроме этого, акцент делается на сильные стороны, которые активно развиваются. Немногие способны к адекватной самокритике. Зачастую можно наблюдать две крайности – или перебор с самобичеванием, или завышенное самомнение.

Радикальные качества – это признаки второго вида самооценки, которую принято называть искаженной (неадекватной). Ее образование – практически всегда результат комплексов, явных или скрытых. Часто за завышенной самооценкой кроется неуверенность, попытки казаться лучше в глазах остальных. Заниженная отличается тем, что ее обладатель напрямую транслирует собственные комплексы – говорит о них окружающим, ведет себя соответствующе (скованность, зажатость, трудности в общении).

Существует еще один вид, присущий большинству – смешанная. Под ней подразумевается, что в отдельные моменты жизни человек по-разному относится к себе. Он способен адекватно оценивать действия/поступки, уделять время излишней самокритике, при этом иногда переоценивать собственные умения. Увы, у большинства не получается соблюдать баланс, а подобные «колебания» чреваты проблемами с психикой.

Пройти тест: Шкала самоуважения

Уровни самооценки.

Основных уровней, как и видов, выделяется три. Они демонстрируют степень любви к себе, умение видеть как положительные, так и отрицательные черты, близость к балансу. Уровни связаны с видами, но все же различия есть, о чем дальше пойдет речь.

1. Низкая.

Первый, самый нелюбимый всеми. От низкой самооценки пытаются избавиться всеми доступными способами. Существуют тысячи методик, рассказывающих, как бороться с комплексами, и некоторые из них действенны. Уровень относится к искаженному восприятию; для него характерны неумение себя хвалить, занижение достоинств, высокий уровень тревожности, постоянные сравнения с другими, более успешными. Тех, у кого проблемы с самолюбием, легко обидеть – достаточно просто над ними пошутить либо намекнуть на недостаток во внешности/знаниях. Низкая самооценка создает массу неудобств. С ней действительно стоит бороться.

2. Нормальная.

Один из показателей того, что у человека нет серьезных проблем с психическим здоровьем. Он умеет прислушиваться к внутреннему голосу, анализирует собственные промахи, способен отпускать шутки в свой адрес. При этом такая личность не допустит, чтобы ее оскорбляли, заставляли делать бесполезную утомительную работу, игнорировали права. К этому уровню стоит стремиться, ведь он признан оптимальным.

3. Высокая.

Третий уровень  присущий тем, кто акцентирует внимание на своих сильных качествах, упуская из виду недостатки. Она не менее опасна, чем низкая. Этот тип самовосприятия не относится к адекватному. Обладатели высокой самооценки легко игнорируют конструктивную критику. Им тяжело дается выход из зоны комфорта, они противятся этому всеми силами. Закостенелость убеждений, неприятие других – это большая проблема. Ее опасность заключается еще и в сложности распознания. Считается, что яро отстаивающий свою позицию – сильный, уверенный, надежный. Но есть и обратная сторона медали: непоколебимые убеждения тормозят развитие, не дают возможности узнавать, пробовать что-то новое.

По итогу — самооценка напрямую зависит от условий проживания, воспитания и окружения. Однако неблагоприятные факторы – еще не повод ставить на себе крест. При большом желании отношение к себе успешно поддается корректировке, и есть немало примеров, когда забитые, нерешительные мужчины и женщины превращались в раскрепощенных, сильных личностей. Все начинается с осознания проблем, стремления поменяться к лучшему и, естественно, усилий.

Пройти тест на уверенность в себе

Самооценка в психологии: понятие, виды, характеристика и методы определения. Самооценка в психологии

В процессе личностного роста и реализации собственных планов на жизнь каждый человек обращается к своей самооценке, которая представляет собой психологические особенности каждой личности в отдельности. Ее наличие, вид и характеристика отчасти представляют психотип человека. Изменение самооценки очень трудный процесс, требующий комплексной и глубокой работы с личностью. На фоне недостаточного и некомпетентного лечения истинная сущность человека будет прорываться "наружу" в ходе взаимодействия с общественностью. Каждый индивид должен понимать, какие эмоции он на самом деле испытывает по отношению к себе.

Самооценка: что это?

Самооценка - это возможность оценить свои интеллектуальные и физические возможности, видеть себя со стороны и давать оценку собственным действиям и поступкам. Она позволяет человеку формировать мнение о своих способностях и принимать решение в отношении какого-либо поступка. Самооценка входит в состав ядра личности и регулирует поведение индивида. Оказывает непосредственное влияние на эффективность деятельности и способствует развитию иных качеств человека. От уровня самооценки зависит степень трудности поставленных к выполнению задач. Несоответствие ожидаемого результата с фактическим приводит человека к эмоциональному дискомфорту. Возникают такие эмоции, как агрессия, разочарование, подавленность и тревожность. От уровня самооценки зависит способность воспринимать новую информацию, интеллектуально развиваться и взаимодействовать с окружающим миром.

Понятие самооценки включает в себя две основные функции для личности - регуляторную и защитную. На основе первой происходит решение поставленных задач и оценка собственных способностей, вторая обеспечивает личностную независимость и стабильность. У развитого индивида она отображает целостное приятие и неприятие себя. Самооценка имеет определенные критерии формирования:

  • Собственный образ . Создается путем сравнения своего внутреннего "Я" с идеалом, к которому стремится личность. Несоответствие этих представлений определяет зону роста и развития. Помогает человеку отказаться от негативных черт характера и нарастить положительные. Является вспомогательным элементом в социальной адаптации.
  • Математическая величина . Этот критерий показывает разницу между желаниями и потребностями и реальными возможностями личности. Различие в показателях характеризует несостоятельность личности и переоценку собственных возможностей.
  • Интериоризация . Представляет собой переход от внешних факторов на личные качества. Каждый индивид оценивает себя не только с внутренней точки зрения, но и в зависимости от отношения окружающих. Этот критерий отображает степень зависимости от мнения социума и показывает восприимчивость к нему.
  • Результативность . Внутри своего сознания личность дает оценку каждому полученному результату по отношению к первоначально поставленной цели. Чем больше разница ожидаемого и действительного, тем выше степень отклонения от адекватного восприятия себя и своих возможностей.
  • Равнение на идеал . В качестве идеала или авторитета воспринимаются другие личности, которые имеют более высокий социальный статус, степень влияния на окружающих и являются важными в жизни индивида. В процессе жизнедеятельности происходит постоянное сравнение собственного "Я" с их возможностями и достижениями.

Возрастные особенности

Основные характеристики гармоничной самооценки формируются в детском возрасте и закладываются в процессе воспитания. На них влияет уровень оценки родителями

Самооценка личности в психологи: понятие, проблемы, виды

Социальная значимость человека неоспорима. Именно в обществе личность развивается, через коммуникации познает собственную сущность. Поэтому самооценка личности в психологии занимает одно из центральных мест при изучении, т.к. именно от этой характеристики зависят стремления и занимаемая роль в обществе.

Понятие самооценки личности

Собственное отношение к своему внутреннему «Я» постепенно формируется из оценки окружающих людей к человеку. Дополнительно существуют другие факторы активности, которые влияют на самооценку. Например, оценивание себя в различных сферах деятельности с точки зрения успешности, привлекательности или профессионализма.

Самооценка – это существенная ценность индивида, благодаря которой личность оценивает себя, собственные достоинства, возможности, характеристики, а также понятие выступает, как основной критерий занимаемого места среди других людей.

Проблема самовосприятия занимает чуть ли не центральное место в психологии, т.к. это необходимый компонент для самосознания и осознания себя, как личности. Через призму самостоятельного оценивая, человек познает собственные физические и умственные способности, может критично отнестись к себе и к окружающим людям.

Самоанализ играет ключевую роль при оценке притязаний индивида, когда требуется выполнить, какое-либо действие человек примеривает на себя определенные цели. И уже в зависимости от уровня самовосприятия принимается решение о способности к выполнению задачи. При этом пути влияния на самооценку личности могут быть самые разнообразные. Основными и главенствующими является воздействие окружающих, родных, близких, друзей и даже малознакомых людей.

Как уровень самооценки влияет на личность человека?

Данный вопрос считается одним из ключевых в психологии, и ответ зависит от выполняемых функций самостоятельного оценивания:
  • принятие собственного выбора и решений;
  • обеспечение независимости и стабильности личности;
  • стимулирование к самосовершенствованию;
  • адекватное оценивание собственных поступков и действий;
  • удовлетворенность своими качествами и характеристиками;
  • приспособление к окружающему социуму;
  • регулирование и контроль в процессе деятельности.
Считается, что самооценка формируется с самого рождения, но осмысленное принятие себя начинается в подростковом возрасте. Для подростка становится важным самопроверка и самопознание, как собственных эмоциональных и нравственных качеств, так и оценка физиологических способностей. При этом ограниченность жизненного опыта играет отрицательную роль, и стремление человека к высокой самооценке своей личности встречает на пути множество препятствий.

Типы самооценки личности

Психологическая сущность самооценки личности зависит от уровня адекватного восприятия себя. В связи, с чем существует деление собственного восприятия на типы:
  1. Низкая самооценка часто становится результатом воспитания чрезмерно опекающих родителей, что ведет к неуверенности в собственных силах, к конфликтам, как с окружающими, так и к появлению комплексов и требовательности к себе. Индивид с низкой самооценкой безынициативен и замкнут. Из-за страха быть отвергнутым обществом у такой личности сохраняется склонность к депрессии, оценка коммуникативных навыков остается на достаточно низком уровне.
  2. Высокое восприятие собственных способностей указывает на то, что человек не способен критически относиться к своим ошибкам, поступкам и к поведению. Завышенная самооценка приводит к развитию нарциссизма, идеализации, к доминированию и демонстрации себя и собственных ощущений. С точки зрения психологии высокий уровень восприятия все же лучше заниженной самооценки, т.к. личность более уверенна, не подвержена депрессии и комплексам, что в итоге приводит к вполне нормальной и гармоничной жизни.
  3. Нормальная или адекватная самооценка наиболее приемлемый вариант внутреннего восприятия себя. Человек способен четко и правильно ставить перед собой цели, трезво смотреть на собственные недостатки и достоинства.
От уровня самооценки зависит удовлетворенность собственной жизнью, поэтому очень важно вовремя скорректировать восприятие себя через самопознание и самосовершенствование. В психологии изучение такого рода характеристики проводится посредством различных исследований. Наиболее часто применяют тест на самооценку личности, который способен проанализировать человеческую сущность, как на уровне осознанного, так и неосознанного восприятия.

Любая методика исследования личности включает в себя аргумент по самооценке, который определяется через уравновешенность темперамента и характера индивида с окружающей действительностью. При изучении и анализе самовосприятия для человека важно постоянное одобрение и уважение близких людей, и только в более зрелом возрасте человек способен не оценивать себя глазами окружающих.

это в психологии особый раздел, функции, значение

Самооценка — это в психологии представление индивида о степени важности своей личности для других людей, с учетом вида деятельности и социального статуса. Дается оценка собственным способностям, качествам, достоинствам и недостаткам. Выражаться она может не только в виде каких-либо умозаключений, но и в открытой форме — как правило, во время разговора с близкими людьми или друзьями.самооценка это в психологии

От самооценки личности зависит поведение человека, его поступки, отношение к коллегам по работе или начальству, требовательность, критичность восприятия собственных успехов и неудач, действий других людей.

Самооценка и ее функции

функции самооценки в психологииУ самооценки разные виды и функции. Легче всего человеку оценить свои способности. Например, ему трудно ошибиться в оценке умения хорошо бегать или прыгать. Ведь нетрудно замерять длину или высоту совершенного прыжка, узнать, за сколько секунд можно пробежать стометровку. В психологии самооценка это важный показатель личностного развития.  Но он иногда кардинально отличается от оценки индивидом своих способностей. Человек может быть хорошим профессионалом в своем деле, например, иметь высший разряд токаря, но совершенно не уметь при этом общаться с девушками.

Главным критерием оценивания в психологии считают систему смыслов и не смыслов субъекта.

Функции самооценки могут быть следующими:

  • развивающая — стимулирует человека к дальнейшему совершенствованию и личностному развитию;
  • мотивирующая — воодушевляет на совершение определенных поступков и действий для того, чтобы получить одобрительную самооценочную реакцию и способствовать развитию самоуважения;
  • защитная — обеспечивает независимость и стабильность качеств личности;
  • регуляторная — от нее зависит постановка целей и задач, выбор решений;
  • сигнальная (отражающая) — позволяет человеку дать правильную оценку своим действиям, поступкам;
  • адаптационная — позволяет человеку бесконфликтно входить в различные группы и коллективы, легко приспосабливаться к любым изменениям;
  • корригирующая — в процессе работы или деятельности обеспечивает определенный уровень контроля;
  • терминальная — вынуждает субъекта прекратить действия, если они вызывают у него недовольство;
  • ретроспективная — дает возможность человеку оценить свою деятельность, находясь на последнем ее этапе;
  • эмоциональная — позволяет индивиду получать удовлетворение от способностей и возможностей своей личности;
  • прогностическая — производит настрой человека на работу и оценивает необходимый расход энергии, необходимый для ее выполнения.важность самооценки

Без адекватной самооценки человеку трудно определиться в жизни, выставить приоритеты, поставить перед собой реальные, достижимые цели.

Самооценка, это в психологии личности значит многое

психология личностиНатаниэль Бранден, американский психотерапевт, придавал большое значение самооценке человека. Он утверждал, что это психологическая потребность человека. И если она остается неудовлетворенной, то появляются патологии — различные переживания и беспокойства, затруднения в отношениях с другими людьми. Он выразил свое мнение, что человек склонен чувствовать себя компетентным, знающим, чтобы справляться с разными проблемами и полагать, что он достоин счастья. Его самооценку могут поддерживать друзья и близкие, но она базируется, в основном, на внутренних установках.судьба и самооценка

Это так называемые шесть столпов самооценки, выраженные в следующих практиках:

  1. Практика осознания — человек должен понимать, когда и что он делает. Он должен относиться внимательно к своим мыслям и поступкам, быть честным по отношению к самому себе.
  2. Практика ответственности — отвечать не только за свои поступки, но и мысли. Всегда осознавать возможные последствия своего выбора, быть ответственным за него.
  3. Само-принятие. Эта практика позволяет примириться даже с самыми неприятными сторонами своей личности, не избегать их и не отрицать.
  4. Практика уверенности — человек может открыто демонстрировать свои истинные мысли и чувства. Он должен поступать так, как считает нужным, а не так как ему советуют поступить окружающие.
  5. Практика целеустремленности — иметь жизненные цели и желания. Стремиться к их выполнению. Жить в согласии со своими жизненными приоритетами.
  6. Личная целостность — стремление к согласованности всех предыдущих правил, их неукоснительное выполнение, для того чтобы сделать свою жизнь ярче и радостней.

Также особую важность для развития личности имеет способность давать своим действиям адекватную самооценку. Это возможность человека объективно оценивать себя, свои наклонности и способности. Понимать, насколько высоко его поступки оценивают другие люди, осознавать себя в реальном мире.

Успешные люди, занимающиеся любимым делом и имеющие большой круг друзей, как правило, всегда оценивают свои способности довольно высоко.

Они не только ставят перед собой вполне реальные цели, но и без особых трудностей достигают их. Эта самооценка в психологии рассматривается как стимул, который буквально подталкивает их вперед, к новым свершениям.

Здоровая самооценка и любовь к себе — видео

Самооценка личности в психологии

Самооценка личности включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она составляет основу уровня тех задач, к решению которых человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением.

Самооценка личности может быть адекватной и неадекватной. В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности.

Конечно, вполне адекватная самооценка характерна для взрослого человека. В процессе же развития ребенка должны иметь место некоторые особенности формирования самооценки, специфические для каждой ступени возрастного развития.

Гибкость в оценке самого себя, умение корректировать свое поведение под влиянием опыта являются условиями безболезненной адаптации к жизни. Решающее значение для нормального психического состояния человека имеет согласие с самим собой.

Психологи отмечают значение потребности в положительной оценке для развития личности: индивид нуждается в одобрении и уважении других людей. На основе этого уважения возникает самоуважение, которое становится важнейшей потребностью индивида.

Важным фактором развития личности ребенка являются оценки его окружающими. С возрастом самооценка как мотив поведения и деятельности становится достаточно устойчивым образованием, и более значимым, чем потребность в оценке окружающих.

Генетическая потребность в оценке — более раннее образование, чем потребность в самооценке. С возрастом самооценка в известной мере эмансипируется от оценок окружающих и начинает выполнять самостоятельную функцию в формировании личности. Человек на основе оценки своих возможностей предъявляет к себе определенные требования и поступает в соответствии с ними.

Надо отметить, что требования, предъявляемые к ребенку или подростку извне, если они расходятся с требованиями его к себе, не способны оказать на него должное воздействие. Возможность поступать независимо или вопреки оценкам окружающих связана с устойчивостью личности. Если расхождение между оценкой или самооценкой носит длительный характер (особенно в тех случаях, когда оценка является адекватной), последняя либо перестраивается вслед за оценкой, либо возникает острый конфликт, приводящий к серьезному кризису. Поэтому так важно изучать самооценку человека и ее соответствие или несоответствие оценке.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о